Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Известные просветленные о джидду кришнамурти. Джидду кришнамурти биография, полная биография и учение кришнамурти

Плиний Старший, Гай Плиний Секунд (Gaius Plinius Secundus лат.), Plinius Secundus Maior (лат.) - родился в 23 н.э. в Новом Коме (северная Италия), погиб 24 августа 79 н.э. при извержении вулкана Везувий — выдающийся римский ученый-энциклопедист, крупный администратор и полководец.

Карьера Плиния Старшего

Плиний Старший, подобно многим другим современникам, был профессиональным военным, но в истории культуры он прежде всего знаменит своей 37-томной "Естественной Историей" (Historia Naturalis лат.) — огромным трудом энциклопедического характера, написанием которого он мог заниматься только в часы досуга. Начинал Плиний префектом алы (т.е начальником конницы) при императоре Клавдии в 47 н.э. — 50 н.э., а в 50 н.э. — 51 н.э. служил в верхней Германии военным трибуном. В начале правления Нерона был прокуратором в Проконсульской Африке (совр. Тунис); в 66 н.э. — 69 н.э. был назначен прокуратором в Испанию; а после прихода к власти Веспасиана Плиний снискал личную дружбу императора и с 70 н.э. и до дня своей смерти командовал эскадрой, стоявшей в Мизене.

Научные занятия Плиния Старшего

По свидетельству его племянника (Плиний Младший), Плиний Старший был неутомимым читателем. Любую свободную минутку он использовал для того, чтобы читать и делать записи. Порой он даже читал плохие книги, ибо полагал, что нет такой книги, из которой нельзя было бы извлечь какой-нибудь пользы. Кроме того, Плиний был активным наблюдателем природных явлений, о чем говорит его трагический и славный конец. Будучи адмиралом в Мизене, Плиний оказался свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, похоронившего под пеплом и лавой Помпеи и Геркуланум. Пренебрегая собственной безопасностью, Плиний желал наблюдать это явление вблизи и направился в Стабии, где и умер от отравления сернистым газом.

Список сочинений Плиния также приводится его племянником. Среди них: "О метании дротиков с лошади", послужившая одним из источников для "Германии" Тацита; "Жизнь Помпония Секунда", друга Плиния, консула 44 н.э. и правителя верхней Германии; "Германские войны" — о войне с германцами при Цезаре, Августе и Тиберии; несколько руководств по риторике — "Учащиеся" и "Сомнительные речения", о которых с похвалой отзывался Квинтилиан, а позже ими постоянно пользовались грамматики как справочником; "От конца истории..." — история Рима, излагающая события с того момента, на котором закончил свой труд Авфидий Басс, старший современник Плиния.

Естественная история

"Естественная история" Плиния — настоящая энциклопедия древности в 37 книгах, включающая астрономию, физику, географию, ботанику, зоологию, антропологию, медицину, минералогию, металлургию, историю искусства. Написанию этого колоссального труда предшествовала не менее колоссальная подготовительная работа. По словам самого автора, он прочитал не менее 2 тыс. книг и сделал около 20 тыс. выписок. К этому Плиний добавил множество сведений, не известных его предшественникам. Несмотря на громадный охват знаний, "Естественная история" получилась у Плиния коллекцией бесчисленных данных, кое-как разделенных по отраслям знания, но очень слабо связанных между собой, критически не обработанных, и не приведенных в какую-нибудь логическую систему. Труд Плиния отличает абсолютно некритическое отношение к источникам и отчетливо выраженный антропоцентризм.

Несмотря на очевидные недостатки, авторитет "Естественной истории" Плиния Старшего был непререкаемым в течение последующих 12 — 14 веков и, пожалуй, ни одно из сочинений древности, за исключением Библии, не оказало такого влияния на представления людей поздней античности, средневековья и Возрождения.

24.08.0079

Плиний Старший
Gaius Plinius Secundus

Римский писатель

Плиний Старший родился в 23 году в Комо, Италия. Старшим он называется в отличие от своего племянника, Плиния Младшего. Плиний был человек необыкновенного трудолюбия. Не было такого места, которое бы он считал неудобным для ученых занятий. Не было такого времени, которым бы он не воспользовался для того, чтобы читать и делать заметки. Он читал, или ему читали в дороге, в бане, за обедом, после обеда, причем отнималось время и у сна, насколько это было возможно, так как он считал потерянным всякий час, не посвященный умственным занятиям. Читались всякие книги, даже и плохие, так как, по мнению Плиния Старшего, нет столь дурной книги, из которой нельзя было бы извлечь какой-либо пользы.

В юности он ревностно служил в коннице, участвуя в разных походах, в том числе, против хавков - германского народа, жившего у Северного моря между реками Эмсом и Эльбой и описанного им в его книге «Естественная история». Побывал он и на Дунае, и в Бельгии, где тогда был прокуратором римский всадник Корнелий Тацит, отец или дядя знаменитого историка. Продолжительное пребывание в заальпийских странах дало ему возможность собрать о них немало сведений и написать большое сочинение о войнах римлян с германцами, послужившее главным источником Тациту для его «Германии». Позже он был прокуратором в Нарбонской Галлии и в Испании. Близость его к Веспасиану, с сыном которого, Титом, он вместе служил в Германии, выдвинула его на один из важнейших постов государственной службы, он был назначен начальником мизенского флота.

Во время пребывания Плиния Старшего в этой должности произошло известное извержение Везувия. 24 августа 79 года, чтобы лучше наблюдать грозное явление природы, Плиний старший подошёл на судне слишком близко к месту катастрофы и в Стабиях уже на суше пал жертвой своей любознательности и стремления помочь людям, отравившись серными испарениями. Подробности этого события изложены его племянником, Плинием Младшим, в длинном письме к Тациту.

... читать ещё >

Практически все искатели смысла жизни встречались с именем индийского философа, мудреца, великого йогина и гуруджи - Джидду Кришнамурти. Он один из самых ярких духовных учителей прошлого века. Когда-то он отошел от публичной деятельности, хотя его почитала практически вся мировая элита, включая нобелевских лауреатов, глав государств и других представителей интеллектуальной ниши.

Кришнамурти, как и любой другой праведный саньясин, пытавшийся донести до общества слова Божьи, стремился не к популярности, а к тому, чтобы быть услышанным не только так называемым высшим обществом, но также остальными слоями населения нашей планеты.

Детские годы

Родился будущий духовный учитель в Индии 11 числа последнего весеннего месяца, 1896 года в мелком городке под названием Маданапалле. Маленький брахмачарья появился в семье служащего Департамента налогов. Семья Джидду Кришнамурти была достаточно богатая, так как ее члены принадлежали к наивысшей касте - брахманов (всего официальных каст в Индии четыре).

Его отец состоял в теософическом сообществе, а мать была кришнаиткой, собственно, именно в честь бога Шри Кришны они и назвали своего сына. Плюс, Джидду Кришнамурти был 8-м ребенком в семье, как и Господь Кришна. Как-то его матери сделали предсказание, что ее младший сын, еще находящийся в утробе, получит отличную карму, он будет особенным. Тогда она решила, что рожать его надо в храме: в комнате, предназначенной для совершения молитв. Это было по-настоящему из ряда вон выходящая ситуация. Где это видано, чтобы в священном доме бога рожали детей?

Сразу после появления на свет будущего индийского философа Джидду Кришнамурти к нему пригасили астролога, который составил для малыша натальную карту. Он тогда подтвердил еще раз, что мальчик станет великим человеком, хотя в первые годы его жизни в это верилось с трудом.

Джидду Кришнамурти был очень слабым и болезненным ребенком. Он страдал рассеянностью и чрезмерной мечтательностью. Школьными занятиями он совершенно не интересовался, отчего учителя стали думать, что он просто недоразвитый или умственно отсталый. Но мальчик обладал и сильными чертами, например, наблюдательностью. Он мог часами следить за жизнью насекомых.

Основным качеством Джидду была неоспоримая щедрость. Бывали случаи, когда он отдавал свои книги, учебники детям, живущим в бедных семьях. А если мать ему давала сладости, то он съедал лишь небольшую часть, а остальное раздавал своим братьям и друзьям.

Удивительные способности юного Кришнамурти

Знакомство с ведическими писаниями Кришнамурти начал в период походов в храм с его матерью. Там же он открыл для себя тайный смысл эпоса "Махабхарата". А когда умерла его сестра, Джидду открылся дар ясновидения. Тогда он начал видеть ее в одном и том же месте на домашнем садовом участке. После к видениям добавилась и ушедшая в мир иной мать.

Среди цветов он часто мог наблюдать красивых Апсар, и искренне не понимал, почему остальные не могут этого видеть, поэтому все дальнейшие примечательные события в его жизни уже не удивляли его.

Кришнамурти и Теософское общество

В 1909 году молодой философ уже начал практиковать свои личные учения и заполучил сторонников из знаменитостей. Джидду Кришнамурти был замечен одним из значимых участников Теософского сообщества - Чарльзом Ледбитером, который увидел его ауру, отличавшуюся от других людей. Согласно его анализу, Джидду выделялся абсолютным отсутствием эгоизма. Он в третий раз подтвердил, что в будущем мальчик сможет повлиять на окружающее сообщество, став духовным учителем.

И вот уже в четырнадцать лет Джидду был представлен главе Теософского сообщества по имени Анни Безант и двум духовным тибетским учителям. Все трое подтвердили его важное предназначение в этой жизни. Они сказали, что воспитывать и обучать мальчика надо по европейским стандартам, однако без малейшего давления на его духовную составляющую. В итоге Кришнамурти стал участником и членом эзотерической части сообщества. В течение нескольких месяцев он выходил в астральные путешествия, записывая свои инсайты на бумагу. Потом была издана книга по его воспоминаниям, которую перевели на 27 языков. Но самым ярким впечатлением стало приглашение в Великое Белое Братство. Это произошло после очередного астрального путешествия в жилище одного из тибетских учителей.

Кришнамурти и "Орден звезды"

К 1911 году Кришнамурти под покровительством руководителя Теософского общества основал Международный Орден Звезды Востока. Основной идеей было объединение всех тех, кто верил в приход мирового Духовного Учителя. В этот период Джидду продолжает обучение в Европе, а орден разрастался в численном количестве. К 30-м годам прошлого века Джидду уезжает в Калифорнию, где начинается его самое интенсивное духовное развитие.

После посещения Индии он продолжает вести просветительскую деятельность и даже хочет стать саньясином, то есть отречься от всего мирского. Однако со временем у него появилась своя философия относительно того, как должен развиваться человек. Согласно идеям и учению Джидду Кришнамурти, проблемы в жизни можно решить без каких-либо гуру или наставников. Он говорил, что не нужно искать никаких посредников, дабы обрести духовную свободу, и нет нужды совершать различные ритуалы, поклонения и церемонии, чтобы познать самого себя и приблизиться к Богу.

Роспуск ордена

Исходя из мнения Кришнамурти, истина не имеет определенных путей, а вера изначально рождается внутри человека и не нуждается в последователях, поэтому и никаких орденов, сект и даже религий создавать нет необходимости. Организовать свою личную веру можно только с помощью активной медитации по Джидду Кришнамурти, которая не является тайным знанием, но сам человек - это скрытая книга, его внутренние сокровища доступны только ему и никому другому.

Более того, Джидду объявил, что смысла в коллективных поисках счастья и истины нет. За несколько лет орден опустился на уровень, где все участники ждали следующего просветления от их Мессии. По их мнению, он должен был наделить их особыми знаниями вместо ухода к личному саморазвитию. Поэтому Кришнамурти решил распустить организацию, из-за чего он потерял практически всех своих последователей, ведь участники теософского сообщества не смогли принять такую простейшую истину. С ним осталась лишь

В итоге после роспуска ордена Джидду обосновался в Калифорнии и жил тихой, спокойной жизнью вплоть до 1947 года. Но даже здесь он не остался без желающих получить немного просветления. Например, его учениям стали следовать Чарли Чаплин и Грета Габо.

Личная жизнь Кришнамурти

Несмотря на то что Джидду являлся духовным учителем, чувства влюбленности он в себе решил не подавлять, особенно когда в 21 году прошлого века встретил красивую американку. К сожалению, ни к чему серьезному это не привело, и они разошлись. Далее в его жизни появляется Розалина Вильямс, привнесшая невосполнимый вклад в открытие и развитие школы "Счастливая долина". Однако и с ней они не остаются надолго, Розалина в итоге выходит замуж за друга Кришнамурти.

Жизнь после смерти

Скончался учитель от самой страшной болезни современного мира - рака, в 1986 году. Опухоль появилась в поджелудочной железе, но произошло это уже в возрасте девяноста лет. По велению мудреца, после кремации его прах развеяли над индийскими землями, в Великобритании и США - там, где его почитали больше всего.

За свою долгую жизнь философ успел написать целое собрание книг. Джидду Кришнамурти открыл несколько школ в разных странах мира, сюда относится и Броуквууд Парк, и "Счастливая долина". На сегодня фонд, оставшийся от Кришнамурти, помогает открывать школы на территории его родины - матери Индии. А его учения распространяются последователями в виде аудио- и видеоматериалов.

Основная философия мудреца

Если почитать цитаты и афоризмы Джидду Кришнамурти, то можно заметить, что он призывал отказаться от стремления к следованию каким-либо авторитарным учениям и стараться больше слушать себя, свое внутреннее Я, свою Душу. Для того чтобы стать счастливым, говорил он, нужно быть свободным. Свобода означает не привязанность ума к различным образам, концепциям, системам и фантазиям. Сегодня мы стараемся найти какого-нибудь Мессию, который будет говорить, что нам делать, а что не делать, но это не верный путь к самопознанию.

Я ничему не хочу вас научить, я хочу лишь быть фонарем и светить для вас, чтобы вам было лучше видно, но дальше вы сами должны решить - хотите ли вы увидеть то, что ищете.

Он считал, что только в самостоятельном изучении своего нутра человек может познать истинное предназначение, поэтому отрицал любую форму религии.

Он говорил: "Вы и есть то общество, о котором вечно ведете свои разговоры. Весь наш окружающий мир, все то сообщество, что его наполняет, зависит от конкретного человека. Однако сложности появляются тогда, когда каждый человек начинает делить себя на Эго или "наблюдателя" и на "наблюдаемое".

Полная библиография мудреца

Абсолютно все собрания книг мудреца являются неким философским учением, смысл которого рассказан выше. Некоторые книги были изданы благодаря оставшимся дневникам Кришнамурти, другие создавались на основе стенограмм и записей открытых лекций, которые давал учитель при жизни.

В книге "Свобода от известного" Джидду Кришнамурти прямо говорит своим читателям: "Мне нечему вас учить". И это правда, так как все знания находятся у нас внутри с самого первого дня появления на свет наших тел и перерожденных душ.

Сейчас практически все книги можно найти в переводе на русский язык. Поэтому стоит знать собрание, скопившееся за долгие годы:

  • "О самом важном. Беседы Джидду К. с Дэвидом Б."
  • "Беседы с Кришнамурти. Избранное".
  • "Записные книжки".
  • "Свобода от известного".
  • "Вне насилия".
  • "Единственная революция".
  • "Немедленно измениться".
  • "У ног учителя".
  • "Первая и последняя свобода".
  • "Начало познания".
  • "Бомбейские беседы".
  • "Комментарии к жизни" в трех книгах.

Джидду Кришнамурти (АЛКИОН) - один из наиболее выдающихся философов и духовных учителей нашего времени, человек, отказавшийся от роли Мессии из любви к истине, которую он назвал "страной без дорог". "Я ничему не учу вас, я только держу фонарь, чтобы вам было лучше видно, а захотите ли вы увидеть - ваше дело."

Явление Кришнамурти уникально по своей сути, отлично от всех Учителей, основателей учений, сект и даже религий. Кришнамурти - человек, который из любви к миру и истине отказался от роли живого Бога, мирового Учителя, роли, к которой он был предназначен с детства. Сделал он это, так как осознал, что истина, если она открыта не самостоятельно, а навязана авторитетом другого, пусть даже в высшей степени замечательного существа, не ведет ни к чему, кроме иллюзий, конфликта и страдания.

Джидду Кришнамурти родился 11 мая 1896 года на юге Индии, в небольшом горном городке Маданапалле вблизи священной Долины Риши. Отец его, Джидду Нарианья, служил в департаменте налогов и сборов Британской администрации, поэтому эта брахманская, строго вегетарианская семья, была неплохо обеспечена по индийским стандартам. Нарианья был теософом, мать же Кришнамурти, Саньевамма, поклонялась Шри Кришне, именем которого, также восьмого ребенка в семье, она назвала собственное восьмое дитя. Ей было предсказано, что ребенок будет в чем-то особенным, и она настояла, чтобы он появился на свет в комнате для молитв. Это требование казалось кощунственным: невозможно было себе представить, чтобы в молельне, куда заходили только в чистых одеждах и после ритуального омовения, мог родиться ребенок. Но так и произошло. На следующее утро известный астролог составил гороскоп младенца, заверив Нирианью в том, что его сын станет великим. В течении долгих лет казалось невозможным, что предсказание сбудется.

Джидду рос слабым болезненным ребенком. Он был рассеянным, мечтательным мальчиком и до такой степени не интересовался учебой, что у учителей создалось впечатление о его умственной отсталости. Тем не менее, он был чрезвычайно наблюдательным. Он мог часами стоять, наблюдая за деревьями и облаками, или сидеть на корточках, разглядывая цветы и насекомых. У Кришны была еще одна черта, странно противоречащая его мечтательной натуре, - любовь к технике. Известен случай, когда он разобрал часы отца и отказывался идти в школу и даже есть до тех пор, пока не собрал часы снова. Кришна был очень щедрым, - еще одна отличительная черта, которую он пронес через всю жизнь. Часто возвращался он домой без книг или грифельной доски, отдав свои вещи более бедному ребенку, а когда мать давала детям сладкое, Кришна брал небольшую часть своей доли, отдавая братьям все остальное. Кришна любил ходить с матерью в храм, она знакомила мальчика с "Махабхаратой" и другими священными текстами.

После смерти старшей сестры у маленького Джидду впервые проявился дар ясновидения: они с матерью часто видели покойную девушку в одном и том же месте в саду. После смерти матери Кришна видел ее еще более отчетливо, чем сестру, как свидетельствует Нарианья. Интересно, что уже будучи юношей, Кришнамурти видел в траве и цветах маленьких фей и удивлялся, почему их не видят другие.

Жизнь Кришнамурти резко изменилась, когда в 1909 году его случайно увидел один из руководителей Теософического общества Ч.Ледбитер. Ледбитер был поражен необычайной аурой мальчика, в которой совершенно отсутствовал эгоизм, и сразу предсказал ему будущее духовного учителя. Представленный главе общества А.Безант и двум Тибетским Учителям - Кут Хуми и Мория, - четырнадцатилетний Кришнамурти был безоговорочно признан великим существом, в котором должен проявиться будущий Будда - боддхисаттва Майтрейя, пришествие которого уже было предсказано теософами. Учителя рекомендовали внешнее воспитание и образование в европейском духе, но запретили всякое вмешательство в духовную сферу.

Отец его, Нараяни Кришнамурти, охотно отдал сына на воспитание, но вскоре понял, что теософы отвратят его от ортодоксального индуизма и потребовал сына назад. Ледбитер, обвиненный в применении незаконных педагогических приемов, был вынужден уехать из Индии. Однако, теософы выиграли судебный процесс, и попечительницей мальчика стала глава общества Анни Безант.

В декабре 1906 года Кришнамурти был принят в эзотерическую секцию общества, а в январе 1906г. - учеником к Мастеру Кут Хуми. В 1911г. А. Безант, которая сразу и навсегда глубоко полюбила Кришнамурти и уверовала в него, основала от имени Теософского общества Орден Звезды Востока с отделениями по всему миру. Этот Орден должен был стать основой будущего миропорядка под руководством Кришнамурти (в Голландии, Индии, США, Австралии). До 1929г. Орден непрерывно расширялся и насчитывал десятки тысяч членов. В 1912г. теософы неофициально признали Кришнамурти главой Ордена. Некоторые теософы, во главе со Штейнером, образовали самостоятельную общину (антропософскую), не согласившись с таким решением. К этой общине примкнули наши соотечественники: М. Волошин, А. Белый, М. Чехов.

Сам Кришнамурти до 1921г. находился в Англии, где получил домашнее воспитание. Попытки поступить в Оксфорд или Кембридж были безуспешны. Кришнамурти ведет светскую жизнь в Лондоне, Париже. Знакомится с писателями, художниками, музыкантами, пользуется большим успехом у интеллигенции и снобов. На вопрос о том, трудно ли быть инкарнацией божества, он отвечал, что его сейчас больше всего волнует, кто выиграет Уимблдонский турнир.

В конце 1921 года Кришнамурти ненадолго приезжает в Индию, а затем, после Конгресса Теософического общества в Австралии, направляется в Калифорнию, где в Оджаи, недалеко от Санта-Барбары, поселяется в небольшом имении, которое потом купит для него А. Безант, и где ему суждено будет умереть через много лет. Здесь начинается для него интенсивное духовное пробуждение, связанное с полной трансформацией сознания и мучительными перестройками физического организма, которое полностью изменит весь ход его жизни и будет продолжаться до конца его дней.

В это время, и особенно после поездки в Италию, в 1924г., он, как никогда прежде, отвечает своей роли Мирового Учителя и Мессии, дает наставления своим последователям, излучает радость и сочувствие, поражает окружающих глубокими духовными прозрениями, собирается принять санньясу, убежден в своей способности сделать всех счастливыми. Теософы с радостью констатируют слияние сознания человека с сознанием Майтрейи. В апреле 1927г. А. Безант делает заявление для Ассошиэйтед Пресс: "Учитель Мира здесь". В начале 1929г. она пишет Кришнамурти, что хотела бы оставить пост главыТеософского общества, сидеть у его ног и слушать, что он говорит - но он ей этого не позволяет.

Ведущие теософы в своем энтузиазме не замечают, что уже три года Мессия говорит странные вещи, никак не укладывающиеся в теософическую доктрину. Наконец, 3 августа 1929г., в присутствии трех тысяч собравшихся послушать его членов Общества, Кришнамурти объявляет о своем решении распустить Орден Звезды.

Он говорит о безусловной вредности авторитета и подчинении ему, о том, что к истине нет дорог, и нелепо думать, что какая-либо организация способна вести или может заставить людей идти заданным путем. И тем, кто действительно хочет что-то понять и может сотрудничать, не нужна никакая организация и никакой авторитет, особенно авторитет Учителя Мира.

Будда и Христос не претендовали на божественность, ее навязывали им своим поклонением ученики. Он видит задачу в том, чтобы освободить человека от страхов, от обусловленности, от ограниченности, а не в том, чтобы строить ему новые клетки из религий, сект, теорий или философий. Чтобы понимать мир, нужно быть свободным. Теософское общество получило страшный удар и поспешило откреститься от Кришнамурти. Для Анни Безант это было крушением планов всей ее жизни, но ее вера в Кришнамурти и любовь к нему не поколебались, она до самой своей смерти, в 1933г., считала, что он лучше знает, что надо, и делала все, чтобы он мог продолжить свою деятельность. Вскоре все фонды Ордена были ликвидированы, а обширные владения и поместья возвращены первоначальным владельцам. Не все теософы смогли это принять, однако разрыв был не резким.

Теплые отношения с Анни Безант сохранились до конца ее жизни. Теософские залы всегда были открыты для Кришнамурти, теософские общества печатали его труды. Кришнамурти надолго поселяется в Калифорнии. До 1939г. он еще несколько раз приезжает в Индию, где, несмотря на противодействие теософов, особенно после смерти А. Безант, выступает перед достаточно большой аудиторией. Но похоже, что Индия еще не готова услышать его. Шум вокруг его имени утихает, мир и пресса забывают о нем. С начала войны и до 1947г. он живет в Калифорнии и ведет себя настолько скромно, что даже близко знакомые с ним люди не подозревают о той гигантской внутренней работе, которая идет в нем. Вторая мировая война изменила мир. Изменила она и Индию. В 1947г., через два месяца после объявления независимости Индии, Кришнамурти приезжает на Родину. Просыпающаяся после многовекового застоя страна в жесточайшем кризисе. Восторги по поводу свободы длились недолго, для многих они сменились разочарованием и отчаянием. Миллионы людей были вынуждены под страхом смерти бросить свой дом и имущество и отправиться неведомо куда. Многие интеллигенты с ужасом наблюдали результаты своей многовековой благородной борьбы. Что происходит? Как это получилось? Новая Индия уже готова услышать Кришнамурти. И он взрывается всем гигантским зарядом энергии любви, сострадания и истины, который накопился в нем за годы, проведенные во внешнем бездействии. Этот поток уже не иссякает до самой его смерти. В течение 40 лет он выступает перед многотысячными аудиториями в Индии, Швейцарии, Америке и других странах. К нему приходят со своими бедами и вопросами люди всех возрастов и сословий, и никто не встречает отказа. Он не обещает и не дает утешения, но в окружающей его атмосфере света и любви самая жестокая правда воспринимается как благо и способна произвести глубочайшие перемены в душах и умах людей. Представить систему взглядов Кришнамурти невозможно, потому что слово "система" неприемлемо применительно к его философии. Читая Кришнамурти, люди испытывают то великое потрясение, которое дает неожиданно открытая истина.

Философия Кришнамурти не является учением, имеющим определенные догматы.

Его представления о жизни и смерти, счастье и радости, пространстве и времени, о любви и т.д., которые обсуждаются в его беседах, не навязываются собеседнику, более того, они просто ставятся как предмет раздумий для каждого, и решение для каждого индивидуума свое. Доходите до всего сами, не верьте каким бы то ни было догмам, представлениям, шаблонам - эзотерическим, христианским, исламским и т.д. Основное положение - главное, что, на мой взгляд, можно положить в основу взглядов Кришнамурти, - это представление о свободе. Свободе от внешних и внутренних воздействий и побуждений, ограничивающих взгляд человека на жизнь, суживающих его кругозор. Но как суметь, пройдя через воспитание в семье, полученное в институтах образование, обретя определенные шаблоны мышления общества, в котором живет человек, сохранить чистоту восприятия ребенка? Кришнамурти не дает однозначного ответа на этот вопрос. Как, впрочем, и на все вопросы жизни, которые, по его мнению, не имеют однозначного ответа. Ответы Кришнамурти почти всегда парадоксальны, они лавируют на лезвии бритвы и необыкновенно точны, открывая глаза человека на вечное и непреходящее. Вот, например, понятие о жизни, как о чем-то изменчивом, динамическом потоке, с целью увидеть и оценить бессмертие и метапространство, не ограниченное временными параметрами. Он говорит об опыте, который вызывает окостенение нашего восприятия, образует определенные стереотипы поведения в уже известных ситуациях. Он указывает, что это необходимо осознавать, чтобы не ограничивать возможности восприятия каждого явления, воспринимать его как в первый раз. Необыкновенно ярко данное Кришнамурти определение истинно религиозного ума, как взрыва осознания, восстания против всех пут и систем. Кришнамурти занялся активной просветительной деятельностью в период 50-60гг., когда послевоенный кризис привел к распаду мировой системы, возник могучий поток национально-освободительных революций в разных странах. Он видел способ разрешения мировых конфликтов не в политике или религии, а в индивидуальной революции, в процессе самопознания индивидуума. "Если не произойдет преобразования индивидуума, который является продуктом общества, не знаю, как мы выйдем из этого хаоса". "Начинать надо с понимания рабства ума". "Что бы понимать страдание и беспорядок, которые существуют в нас, а поэтому и в мире, мы должны сначала найти ясность в себе, а эта ясность приходит через правильное мышление. Правильное мышление - это не результат просто развития интеллекта. Правильное мышление приходит с самопознанием. Без понимания себя, то что Вы думаете, не истинно". Эта фундаментальная тема развивается Кришнамурти последовательно, шаг за шагом, Этот Учитель делает ставку на отдельного человека, на развитие его сознания. "Надежда на человека, не на организованные религиозные системы. Организованные религии с их посредниками, священными книгами, догмами, иерархиями и ритулами предлагают только фальшивое решение основной проблемы. Вера в высшую ценность всякой данной системы ценностей ведет не к освобождению, а к еще большим старым несчастьям". И еще "верование неизбежно разделяет". Все организованные верования основанны на разделении, хотя и могут проповедовать братство. Человек, который успешно решил свои отношения с этим миром - это человек, у которого нет верований, "Только через творческое понимание себя может быть творческий, счастливый мир, в котором верований не существуют". Мир без религиозных идей был бы счастливым миром по Кришнамурти, потому, что это мир без могущественных сил, принуждающих к определенным действиям человека, без почитаемых догм, во имя которых оправдываются наихудшие преступления и величайшие глупости. Но что же предлагает нам Кришнамурти? Это не система верований, не религиозные догмы, не набор готовых правил и установок, не призывы к духовному подъему и не вдохновленная болтовня о сущесвовании в трансцендентальных мирах. Он не предлагает самодисциплины и молитвы, он не сторонник йоги. Он во всех своих лекциях говорит о развитии осознанности, о том, что жизнь- это трансцендентальная спонтанность, творческая Реальность". Только осознание такой реальности, открытость человека динамическому потоку опытов, без выбора, ведет к полному пониманию и полной любви. Это осознание без выбора в каждый момент, во всех жизненных обстоятельствах - есть единственная эффективная медитация.

Кришнамурти умер 17 февраля 1986 года, великое "Это" покинуло тело Кришнамурти оставив нам загадочную философию, к которой не применимы такие слова как: "метод", "система", "логический вывод", - вся его философия построена на "инсайте", на озарении, вспышке, освещающей истину как она есть и дающей непосредственное проникновение в нее.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары