Как писать после двоеточия перечисления. Двоеточие перед перечислением однородных членов без обобщающего слова
Когда в предложении ставится двоеточие? Его обычно используют в или там, где присутствуют выраженные любой частью речи. В данной статье мы расскажем о том, когда ставится двоеточие. Итак, ниже приведем список правил, которые регламентируют постановку данного и конкретные примеры. Когда ставится двоеточие?
Правила русского языка
1. В том случае, если после слов автора в предложении идет прямая речь. Примеры:
Подойдя к прилавку, Алексей сказал: «Дайте мне, пожалуйста, пакет молока».
Я подумал: «А стоит ли ему доверять?»
Если в предложении не используется прямая речь и присутствует косвенная (например "Я подумал, что неплохо было бы прийти вовремя"
), то двоеточие не употребляется. Вместо него используются союзы и запятые.
2. Двоеточие ставится в том случае, если два предложения объединены в одно без помощи союзов, а вторая часть раскрывает смысл слов первой. Пример:
Мы наконец-то спустились с горы и осмотрелись: перед нами было чистейшее озеро.
Двое охранников увидели: воры все-таки сбежали.
3. Двоеточие ставится также, если предложение состоит из нескольких частей (составное). При этом возможны две ситуации:
. Вторая часть предложения раскрывает смысл первой. Пример:
Елена оказалась права: единственным человеком, который мог его остановить, был его отец.
Иван ему не доверял: боялся, что Семен снова его обманет.
Во второй части описана причина. Пример:
Я не просто так тебе не доверяла: ты всегда молчал и был крайне холоден.
4. Когда ставится двоеточие? В предложении после и перед перечислением чего-либо, которым оно заканчивается. Пример:
В этом доме проживали все его родственники: мама, отец, тетя, бабушка и теща. У нее в квартире было так чисто, что, казалось, блестело все: и посуда, и зеркала, и даже пол. В этом лесу водятся хищники: волки, лисы и медведи.
5. Двоеточие ставится в предложении, если идет перечисление чего-либо, но нет обобщающего слова. Пример:
Из сумки торчали: кошелек, документы, расческа и паспорт.
Из квартиры вышли: женщина, мужчина и ребенок.
6. Двоеточие ставится в случае перечисления чего-либо, присутствия обобщающего слова или следующих слов: «как то», «например», «а именно». Примеры:
У него было много планов на ближайшее время, например: купить компьютер, съездить отдохнуть и жениться.
Евгения интересовали сведения о городе Астрахани, а именно: когда он был основан, сколько жителей в нем проживает и какие там есть достопримечательности.
Другие случаи
В каких случаях ставится двоеточие еще?
. В математике в качестве знака деления. Пример: 6:3=2.
. В информационных технологиях при обозначении компьютерных дисков. Пример: D: R:
и так далее.
Теперь вы знаете, когда ставится двоеточие, и можете смело этим пользоваться. Часто по неграмотности или из-за невнимательности вместо данного знака препинания может был использован знак «тире». Это является недопустимым нарушением А в математике знак деления может обозначаться несколькими вариантами: 6/3=2 или 6:3=2.
Однородными членами предложения называются слова, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову в предложении и являющиеся одним и тем же членом предложения.
Однородные члены отделяются друг от друга запятыми :
Было светло, радостно, тепло
!
Снег, дождь, ветер
не волновали этого человека.
Задорный, весёлый,
удивительно знакомый
голос остановил его.
Он бежал, летел, нёсся
навстречу своей мечте.
Запятая ставится между однородными членами, если они соединены:
- повторяющимися союзами то...то, ни...ни, или...или
:
То снег, то ветер; - двойными союзами как-так и, не только-но и, если не-то
:
Зеленели как деревья, так и кусты. Зеленели не только деревья, но и кусты. Листья распускаются если не в апреле, то в мае (запятая перед если не ставится).
Перед одиночным
союзом "и"
запятая не ставится:
Зеленели деревья, кусты, цветы, и травы.
В предложении может быть несколько рядов однородных членов:
Клёны
и берёзки
столпились на пригорках
и лощинах
.
Двоеточие перед перечислением ставится, если:
- необходимо предупредить читателя, что далее следует перечисление
:
Между тем здесь есть много своих фабрик и заводов: шляпных, стеклянных, бумажных) и т. п. (И. А. Гончаров) - перечислению предшествует
:
обобщающее слово : В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов);
вводное слово (как-то, а именно, например и т. п.), при этом вводное слово отделяется запятой: Для торговли эти промыслы едва доставляют несколько неважных предметов, как-то: шкур, рогов, клыков. (И. А.Гончаров)
Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения: От дома, от деревьев, от голубятни - от всего побежали длинные тени. (И. А. Гончаров)
Двоеточием и тире выделяется перечисление, находящееся в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово, а после перечисления предложение продолжается: И много у него добра: мехов, атласа, серебра - и на виду и под замками. (А. С. Пушкин).
Задачи и тесты по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при "и"
- Однородные члены предложения, знаки препинания при них - Предложение. Словосочетание 4 класс
Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1
- Предложения с однородными членами. Обобщающие слова - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс
Уроков: 2 Заданий: 8 Тестов: 3
- Пунктуация при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами - Простое осложнённое предложение 11 класс
Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1
- Знаки препинания при определениях и приложениях - Простое осложнённое предложение 11 класс
Уроков: 2 Заданий: 7 Тестов: 1
Внимание! В разных рядах запятая перед перед "и" невозможна!
Запомните, что:
- если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие;
- если обобщающее слово стоит после однородных членов, то после обобщающего слова ставится тире;
- если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то, как Вы уже знаете, после него ставится двоеточие; но если после перечисления предложение продолжается, то после однородных членов необходимо поставить тире.
Например:
Все: дети, взрослые, собаки - смешались в одну кучу.
С точки зрения языка, список, или перечень, — это то же самое предложение (или предложения), записанное(-ые) не в строчку, как обычные, а в столбик (впрочем, иногда и в строчку). А раз это почти обычные предложения, то и оформляются они почти как обычные предложения. Что из этого следует? А то, что, для правильного оформления списка (перечня) на концах его строк должны стоять знаки препинания, а в конце предложения необходимо поставить точку. Для начала рассмотрим корректные варианты оформления списков, а потом обсудим их подробнее.
Варианты оформления перечней:
I … предложение перед списком.
1. Первый пункт.
2. Второй пункт.
3. Третий пункт.
II … предложение перед списком:
1. Первый пункт.
2. Второй пункт.
3. Третий пункт.
III … предложение перед списком:
1) первый пункт;
2) второй пункт;
3) третий пункт.
В каких случаях какой вариант оформления списка будет правильнее?
Если пункты в перечне короткие, состоят из одной фразы или даже пары слов, то на конце имеет смысл ставить точку с запятой, а строки начинать со строчной буквы (вариант III). В конце предложения всегда ставится точка, поэтому и на конце нашего записанного в столбик предложения надо поставить точку.
Если пункты распространенные, состоят из нескольких фраз, на конце всех пунктов стоит поставить точки, а сами предложения начинать с большой буквы (варианты I и II).
При этом если вы оформляете список цифрами, а не буллитами (жирными точками или другими значками), обратите внимание, что если пункты заканчиваются точками, то и после цифр должны стоять точки (как в вариантах I и II). Если же на конце пунктов точки с запятой, то после цифр лучше ставить скобку (вариант III). Это объясняется тем, что после точки должна идти большая буква, а большая буква в первом слове пункта идет только в тех случаях, когда точки идут и на концах строк. Как правило, после римских цифр скобки не ставятся, то есть их не стоит употреблять в III варианте.
Что же касается последнего предложения перед списком, то двоеточие обычно ставят, когда конец фразы представляет собой явную отсылку к списку или содержит обобщающее слово. Например, если фраза заканчивается на словах «такие как:» или «следующие параметры/области/разделы/ и т.д. и т.п.». Если же список подразумевается логически, но прямых отсылок к нему нет, то лучше поставить точку.
Еще один момент, связанный с тем, как правильно оформить список, — стилистический. Он заключается в том, что в идеале все пункты перечня должны быть согласованы с предваряющим список предложением и представлять собой что-то вроде однородных членов. При этом предлог, если он нужен после обобщающего слова, лучше ставить в начале первого или каждого пункта (в зависимости от контекста), а не оставлять перед списком.
Например, неправильными будут несогласованные варианты:
Я хотел рассказать маме:
* дела в школе;
* планы на каникулы;
* новости друзей.
Я хотел рассказать маме о:
* делах в школе;
* поехать в каникулы;
* хорошо покушать.
Данный список лучше было бы оформить следующим образом:
Я хотел рассказать маме:
* о делах в школе;
* о том, куда я хочу поехать на каникулы;
* о новостях друзей;
* о том, что я хочу хорошо покушать.
Если вы собираетесь сделать список внутри списка, то правила оформления от этого никак не изменятся. Желательно, правда, выбрать другие буллиты или цифры (например, не «1.», а «а)», чтобы читатели понимали, где один список прерывается другим и где какое перечисление заканчивается. Также для перечня каждого последующего уровня, как правило, делается больший отступ с левого края страницы.
Списки позволяют красиво структурировать текст, заострить на чем-то внимание читателя, выделить важную мысль, словом, их использование в статье – это хорошо. Но остается дело за малым: грамотное оформление. Давайте разберемся со знаками препинания и прочими трудностями.
Чаще всего нарушается согласованность. Каждый пункт перечисления должен быть в одном роде, падеже и числе, а также согласовываться с обобщающим словом перед списком. Например, неправильно:
- умывание, чистка зубов,
- заправьте постель,
- готовка завтрака,
- выпить кофе.
Правильнее вот так:
Что нужно сделать утром перед выходом на работу:
- умыться, почистить зубы,
- заправить постель,
- приготовить завтрак,
- выпить кофе.
Итак, не забывайте задать один вопрос каждому пункту и проверить грамматическую согласованность .
Как обозначать элементы списка?
Функционал нашей биржи предлагает два варианта: нумерованные и маркированные списки. Однако всего вариантов членения многоуровневых списков три:
- высший уровень обозначается заглавной буквой с точкой или римской цифрой с точкой (I. или А.);
- средний уровень - арабской цифрой с точкой (1.);
- низший уровень - маркером, строчной буквой со скобкой или цифрой со скобкой (а), 1) и т.п.).
Соответственно, если вы хотите ввести в статью многоуровневый список, то примерно он будет выглядеть так:
Мы любим весну за многое:
- Все действительно оживает:
- природа,
- птицы.
- Можно наконец достать любимые вещи:
- легкие куртки,
- кеды.
С какой буквы начинать пункты перечисления: строчной или заглавной?
По сути, в оформлении списков действуют те же правила пунктуации, что и в обычных предложениях. Если элементу перечисления предшествует цифра или буква с точкой, он должен начинаться с заглавной буквы, как новое предложение. Например:
Планы мои на сегодня были простыми:
- Как следует выспаться.
- Заказать в ближайшей доставке еды на целый день.
- Пригласить подругу в гости смотреть кино.
Также, если пункты являются отдельными предложениями, а не частями одного, то каждый элемент будет начинаться с заглавной буквы и заканчиваться точкой (об этом - ниже).
Какой знак препинания ставить перед списком
Перед списком может стоять точка или двоеточие. Двоеточие – после обобщающего слова или словосочетания, указывающего на то, что далее следует перечисление, т.е. предложение будет делиться. Возможна постановка двоеточия, если элементы начинаются с заглавной буквы. В остальных случаях ставится точка . Например:
Мне очень хотелось сегодня сделать две вещи:
- сходить на концерт,
- спокойно выспаться.
Знаки препинания после пунктов перечисления
В конце каждого элемента перечисления ставится:
— точка – если части списка представляют собой отдельные предложения. И, как упоминалось выше, начинается каждый пункт с заглавной буквы;
Пример . Санкт-Петербург – замечательный город!
- Белые ночи наполнены романтикой.
- Разводные мосты завораживают.
- Много памятников архитектуры.
— запятая – если элементы списка простые, т.е. состоят из одного или нескольких слов, начинаются со строчной буквы, не содержат знаков препинания внутри. Однако допустимо оформлять такие пункты и точкой с запятой;
Пример . Варианты, как добраться до города:
- поезд,
- самолет,
- автостоп.
— точка с запятой – если пункты перечисления начинаются со строчной буквы, внутри них есть знаки препинания, в один пункт включается несколько предложений.
Пример – данный список перечисления.
Знаки препинания между частями бессоюзного предложения
Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.
Сравните три примера:
и
Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;
Белка прыгнула с ветки на ветку – на наши головы хлопьями посыпался снег .
Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.
Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.
Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой .
1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:
Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).
2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван
(Достоевский).
3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:
На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).
Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире . Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.
Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие :
1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения . В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;
2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;
3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.
Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:
1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);
2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);
3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);
4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).
Упражнение
Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушел.
Эти вещи можно оставить_ они нам не пригодятся.
Выпал снег_ в центре города начались автомобильные пробки.
Ивлев поглядел кругом_ погода поскучнела_ со всех сторон натянуло линючих туч (Бунин).
Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил (Грибоедов).
Ласточки прилетели_ лето хорошее будет.
Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел_ ему показался мертвец (По Гоголю).
Очевидцы дают противоречивые показания_ сложно принять верное решение.
Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).
Решения вырабатывались непросто, в течение длительного времени_ требовалось учесть интересы всех сторон.
Гром не грянет_ мужик не перекрестится (Пословица).
И мы шествуем в таком порядке_ впереди идет Николай с препаратами или с атласами, за ним я, а за мною, скромно поникнув головою, шагает ломовой конь…(Чехов).
Но оставим эти рассуждения_ они не идут сюда (Гоголь).
Но в этом-то и цель образования_ изо всего сделать наслаждение (Толстой).
В теперешнее время полезнее всего отрицание _ мы отрицаем (Тургенев).
Надо его ввести_ он робок, еще новичок... (Гончаров).
Да пусть их переглотают друг друга живьем_ мне-то чего? (Достоевский).
Вы еще в опасности_ рана может открыться (Пушкин).
Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен_ он не мог не нравиться (Тургенев).
Через минуту опять визг и смех_ пришлось ехать под громадным нависшим камнем (Чехов).
Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика_ столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... (Чехов).
«Нечего делать! – сказал наконец Базаров. – Взялся за гуж – не говори, что не дюж! Приехали смотреть помещиков_ давай их смотреть!» (Тургенев).
Вы взгляните на эту жизнь_ наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... (Чехов).
Несем мы его в приемный покой, кровь льет – страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все беспокоится_ в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали (Чехов).
Попадать под суд из-за Лаевского, терять время_ не стоит игра свеч (Чехов).
Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы_ кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он наивен, как ребенок (Чехов).
Ему не чужды и вопросы науки_ он страшно сердится на себя за то, что забыл взять с Летающего острова семян от дерева, соком напоминающего русскую водку (Чехов).
Ведь было время, когда ни один мужчина не разговаривал с нею так, как Кирилин, и сама она порвала это время, как нитку, и погубила его безвозвратно_ кто же виноват в этом? (Чехов)
Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях_ он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы (Чехов).
По-моему, если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актеров_ можно ограничиться одним только чтением (Чехов).
Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений_ то и другое ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности (Чехов).
Но, представьте, взглянул мельком вперед_ в первом ряду сидят рядышком какой-то генерал с лентой и архиерей (Чехов).
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи_ Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).
Все эти новости похожи одна на другую и сводятся к такому типу_ один француз сделал открытие, другой – немец – уличил его, доказав, что это открытие было сделано еще в 1870 году каким-то американцем, а третий – тоже немец – перехитрил обоих, доказав им, что оба они опростоволосились, приняв под микроскопом шарики воздуха за темный пигмент (Чехов).
Не подходите, не подходите_ вы с холода! (Гончаров).
Я отворяю окно, и мне кажется, что я вижу сон_ под окном, прижавшись к стене, стоит женщина в черном платье, ярко освещенная луной, и глядит на меня большими глазами (Чехов).
Красота уходит_ красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира (Набоков).