Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Валерий викторович соколов сын гризодубовой. Пике и взлёты Гризодубовой

За всю историю существования звания Героя Советского Союза оно присваивалось 12 776 раз, однако всего 95 раз этого высокого звания удостаивались женщины. Если среди мужчин существуют трижды и даже четырежды Герои Советского Союза, то среди женщин таковых нет — лишь Светлана Савицкая стала дважды Героем Советского Союза.

Трактовать это можно по-разному. Одни увидят в данном факте торжество мужского шовинизма, другие — нежелание советских мужчин подвергать своих дам риску, связанному с опасностью для жизни.

И поздний СССР, и современную Россию принято считать довольно архаичными в вопросах равенства полов. До американского торжества феминизма нам далеко.

А ведь были времена, когда западные феминистки смотрели на советских девушек с завистью.

В 1930-х годах в СССР женщины стремились ни в чём не уступать мужчинам. Если мужчины осваивали трактор, то рядом тут же обнаруживались женщины-трактористки, если мужчины штурмовали небо, то в авиации появлялись и женщины-пилоты.

Первыми Героями Советского Союза в 1934 году стали полярные лётчики, спасавшие челюскинцев. Нет ничего удивительного в том, что первыми женщинами Героями Советского Союза тоже стали лётчицы.

Женский экипаж

В середине 1930-х годов советские лётчики били мировые рекорды один за одним, шли на всё более сложные беспосадочные перелёты. В 1937 году Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку.

Женщины отставать категорически не хотели. В июне 1938 года самолёт ЦКБ-30 «Москва» с экипажем в составе Владимира Коккинаки и штурмана Александра Бряндинского совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 километров (6850 километров по прямой).

За успешный перелёт лётчикам были присвоены звания Героев Советского Союза.

План аналогичного полёта, но с женским экипажем к тому времени был у одной из лучших советских лётчиц Валентины Гризодубовой .

Тем же летом 1938 года Гризодубовой удалось получить разрешение на беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Дальний Восток.

У Гризодубовой была серьёзная конкурентка — Полина Осипенко . Как у одной, так и у другой было на счету несколько мировых рекордов. Скептики сомневались, что Гризодубова и Осипенко смогут работать в одном экипаже, однако предложение Полине стать вторым пилотом у извечной соперницы всё-таки было сделано. Осипенко на предложение ответила телеграммой: «Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелёте».

Третьим членом экипажа стала опытный штурман Марина Раскова , к тому времени тоже принимавшая участие в нескольких рекордных полётах.

На волоске судьба твоя…

Самолёт АНТ-37 «Родина» с женским экипажем взлетел с подмосковного аэродрома в Щёлкове 24 сентября 1938 года. Сказать, что полёт складывался трудно, это значит не сказать ничего. Почти сразу «Родина» оказалась в густом слое облаков, и вести самолёт штурману Расковой приходилось исключительно по приборам.

Затем началось обледенение. Чтобы сбить лёд с лопастей пропеллера, лётчицы до предела увеличили обороты винта. Самолёт летел в условиях почти непрекращающейся болтанки.

После того как «Родина» прошла Урал, радиосвязь стала обрывочной, а затем пропала вовсе.

В этих условиях лётчицы миновали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда из облачности всё-таки удалось вырваться, оказалось, что самолёт летит уже над Охотским морем.

Гризодубова развернула «Родину» к берегу, однако шансов на благополучный исход становилось всё меньше — у самолёта заканчивалось горючее. Когда топлива осталось на полчаса, командир приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге. Но такой вариант грозил верной смертью штурману, находившейся впереди в стеклянной кабине. Марина Раскова получила приказ прыгать с парашютом.

После того как Раскова выпрыгнула, Гризодубова и Осипенко совершили вынужденную посадку на болото в верховьях таёжной реки Амгуни.

Поиск «Родины» не обошёлся без жертв

Где именно села «Родина», не знали ни сами лётчицы, ни те, кто следил за перелётом. На поиски самолёта были подняты лётчики-мужчины, таёжные охотники, военные.

Полёт завершился 25 сентября, а нашли лётчиц лишь несколько дней спустя. Причём мужское рвение привело к трагедии. 4 октября над местом, где «Родина» совершила вынужденную посадку, столкнулись два самолёта, участвовавших в поисковой операции — «Дуглас» и ТБ-3. Жертвами катастрофы стали 15 человек, включая напарника Коккинаки по недавнему перелёту Москва - Дальний Восток Александра Бряндинского .

Самое же трагичное состоит в том, что к этому времени «Родина» уже была обнаружена, так что ставшие роковыми вылеты не имели смысла, да и не были разрешены центром.

Что касается самих лётчиц, то они вернулись в Москву героинями. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).

2 ноября 1938 года за выполнение беспосадочного перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой были присвоены звания Героев Советского Союза.

И кому умирать молодым…

Судьба первых женщин, получивших самое высокое звание в СССР, сложилась по-разному.

Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полёты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым. Ей был 31 год.

Марина Раскова в годы Великой Отечественной войны стала одним из идеологов создания женских лётных боевых частей, сформировав авиагруппу из трёх женских авиаполков, командиром одного из которых стала она сама.

Раскова погибла 4 января 1943 года в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования. Ей было 30 лет.

Валентина Гризодубова в годы войны командовала 101 авиаполком Авиации дальнего действия, лично совершив около 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. После демобилизации работала в гражданской авиации, занимаясь вопросами испытаний радиоэлектронной аппаратуры.

На вопрос Первые героини советского союза. Кто они? заданный автором В. И. Лидушин лучший ответ это В ночь на 25 сентября 1938 года в газете «Правда» начали печатать правительственное сообщение: «24 сентября 1938 года в 8 часов 12 минут утра по московскому времени известные в стране летчицы-орденоносцы Гризодубова Валентина Степановна, капитан Осипенко Полина Денисовна и старший лейтенант Раскова Марина Михайловна (штурман) вылетели в беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете «Родина»...» , уже зная, что радиосвязь с экипажем прервалась. На третий день полета газеты опубликовали скупое протокольное сообщение ТАСС, озаглавленное «Ход перелета самолета «Родина» , после чего вплоть до 4 октября ни газеты, ни радио больше ни словом не обмолвились о самолете. А «Родина» с первых часов полета вступила в борьбу со стихией: после взлета машина вошла в облачность, на подходе к Новосибирску у самолета началось обледенение, на высоте 6500 метров начавшаяся болтанка вынудила поднять самолет еще выше, до высоты 7450 метров. Работать экипажу пришлось в кислородных масках и на лютом морозе. За Красноярском в сложившихся условиях радиостанция «Родины» замолчала. По графику полета над Байкалом следовало изменить курс, чтобы выйти к Транссибирской магистрали. Но, не видя местности и не слыша радиомаяков, экипаж самолета рисковал пересечь китайскую границу. Командир принимает решение - только вперед! Облака раздвинулись лишь над Охотским морем в районе Шантарских островов. Далее «Родина» последовала на юг, к ближайшему аэродрому в Комсомольске-на-Амуре. В 10 часов по московскому времени 25 сентября внизу показались озера реки Амгунь, и тут же на приборной панели вспыхнула красная лампочка - горючее на исходе, а в разрыве облаков - тайга. Вскоре моторы начали глохнуть. Гризодубова приказывает Расковой прыгать с парашютом, поскольку в передней застекленной кабине при вынужденной посадке на брюхо оставаться опасно. Чиркнув по болоту и оставив на кочках две борозды от мотогондол, машина закончила полет, пробыв в воздухе 26 часов 29 минут. Самолет почти не пострадал. Маршрут поиска летчиц определили по последней пеленгации Расковой, взятой Читинской радиостанцией. На поиски были мобилизованы свыше 50-ти самолетов, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Нашел самолет 3 октября экипаж биплана-разведчика Р-5 во главе с командиром М. Сахаровым. В Москву из Комсомольска-на-Амуре ушло сообщение: «Самолет «Родина» находится в 14 километрах северо-восточнее Дуки, в пяти километрах от реки Амгунь». Утром 3 октября летчики сбросили на парашютах резиновые сапоги, термосы с горячим какао, шоколад, помидоры и карту района. Еще через сутки на парашютах спрыгнули спортивные комиссары, отвечающие за сохранность барографов - приборов, зафиксировавших беспосадочность полета, а также военврач. Только 5 октября подошла к самолету Марина Раскова. 6 октября около 11 часов утра отряд спасателей и летчицы, оставив самолет до морозов на болоте, двинулись к реке Амгунь. Почти сутки пробирались по тайге, затем еще день на лодках до поджидавшего их катера. Далее отряд на катере добрался до поселка Керби, оттуда в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Хабаровск. Из Хабаровска в Москву следовали специальным поездом, увитым цветами, под гром оркестров. По всему пути следования их встречали толпы людей. За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Кстати, долгое время датой ее рождения считалось 31 октября 1910 года. Сейчас известно, что она появилась на свет в апреле 1909-го. Зачем дату исказили? Возможно, «тумана напустили» уже после того, как Гризодубова стала Героем Советского Союза, - не подобало героине иметь в роду священников, а они там были...

Исторический перелет стал шестым мировым рекордом Вали Гризодубовой. Правда, радость от грандиозного достижения летчиц омрачилась трагедией. Женский экипаж самолета «Родина» немного не дотянул до Хабаровска. Гризодубова мастерски посадила машину в тайге, на болото, предварительно велев Расковой прыгать. Марина прыгнула, Осипенко - не успела.

Девушек искали десять дней, и в процессе поисков погибли по нелепой случайности два других экипажа - в общей сложности 16 человек. Ни в чем не повинная Гризодубова болезненно переживала случившееся.

В дальнейшем судьбы летчиц сложились по-разному. Полина Осипенко погибла в 1939 году во время тренировок, Марина Раскова - в 1943-м...

Вале Гризодубовой дано было прожить до 1993 года. И жила она ярко, будто проживая за тех двоих девчат, ушедших рано... Она вошла в историю как первая женщина - Герой Советского Союза, а потом и Герой Соцтруда, и единственная представительница слабого пола, ставшая командиром мужского бомбардировочного полка дальнего действия.

Но это все будет потом. Пока - лишь вкус нового рекорда. Никакого предчувствия войны. Только легкость и небо...

● ...Свой первый полет харьковчанка Валя Гризодубова совершила в... два года. Мама Вали, Надежда Андреевна Коморенко, родом была из крестьян, хотя по характеру и «императрица», а отец Степан Васильевич - из дворян. Ее небогатая, но интеллигентная семья владела неплохой библиотекой, в доме было два рояля. Так что бесстрашная летчица Валентина Гризодубова была очень образованна, чего многие не знают, - чрезвычайно начитанна, владела немецким и французским, играла на фортепиано. Но детство ее все же было связано с небом. Степан Васильевич был настолько потрясен увиденным в кино полетом самолета братьев Райт, что сделал на основе увиденного свой чертеж и построил «летучую машину».

Помогала ему в этом только жена: работая модисткой, она обшивала харьковских модниц, все заработки тратя на закупку материалов для аэроплана. Воздушное судно держалось на воздухе лишь пару минут, бодро кружа над местным ипподромом, что до смерти пугало лошадей. Однажды, когда Надежды Андреевны не было дома, Степан Васильевич взял маленькую Валю в полет. Может быть, тогда она и начала «болеть небом»...

На безумца жаловались жители - больно много шума было от его небесной тарахтелки. Но Вале звук мотора нравился. А ее кумиром на долгие годы стала Лидия Зверева - первая русская летчица.

Детская мечта о небе с годами не прошла. В 1929 году Валя окончила Пензенский аэроклуб, затем работала летчиком-инструктором в авиашколе Тулы, а в 1934 году стала членом агитационной эскадрильи Центрального аэродрома в Москве. Эта работа позволила ей много летать по стране, но мечтала она о дальних перелетах.

И набирала рекорды...

● После знаменитого перелета к Гризодубовой пришла слава. Вскоре она заступила на должность начальника Управления международных авиалиний Гражданского воздушного флота.

Но тут началась война...

Валя Гризодубова попросилась на фронт в первый же день войны.

Но ей отказали. Ее опыт и организаторские способности уже были оценены, так что начальство имело на нее несколько иные виды. Она стала командиром 101-го отдельного авиаполка дальнего действия. Сформировали его из профессионалов, но не военной, а гражданской авиации. Хорошо знакомые им транспортные самолеты Ли-2 срочно переоборудовали в бомбардировщики. У них были свои минусы - недостаточная прицельная точность, некоторая неповоротливость, но все-таки за счет переделок удалось увеличить боевой состав армии. После месяца подготовки полк начал получать первые боевые приказы. Теперь вчерашние мирные Ли-2 сбрасывали на противника и его оборонительные сооружения бомбы, рушили мосты и склады. А когда полк передали в Центральный штаб партизанского движения, самолеты каждую ночь, в любую погоду, порой преодолевая огневые заслоны врага, осуществляли связь с партизанами, доставляли им боеприпасы и медикаменты и вывозили раненых и больных...

Гризодубова не стала «кабинетным руководителем». Она сама летала на бомбежки и к партизанам. Да и работу летчиков полка контролировала не с земли, а с неба - проверяла, как они ведут себя в острой ситуации, оценивала меткость, реакции, профессионализм.

Каково было женщине руководить полком мужчин? Жесткая, волевая, В ее поступках и принимаемых решениях, которые порой казались рисковыми, риск был, но все же больше было иного - точного стратегического расчета, опыта, мудрости. К тому же всех впечатлял ее личный пример: она совершала огромное количество вылетов, в том числе и ночных, проявляла характер, но не самодурство.

● ...Война кончилась. Главный маршал авиации Новиков сразу после Победы предложил полковнику Гризодубовой стать комдивом. Она отказалась - понимая, что по сути отказывается от генеральского звания. «Я в армию, товарищ маршал, пошла только из-за войны, - призналась она. - Ни дня после нее меня в армии не будет...» В момент принятия этого решения ей было всего 35. И, услышав о пенсии, Гризодубова страшно возмутилась: «Какая такая пенсия? Я что, старуха?» Чуть было не отказалась! Да только министр обороны проявил завидную дальнозоркость, вызвав упрямицу к себе: «Не дури, Валя. Мало ли что завтра случится. Приказываю - оформляй!» Много позже, в крутые 90-е, ох как пригодилась ей эта пенсия...

Она отправилась работать в авиапромышленность, а поскольку трудилась на закрытом предприятии, испытывая новейшее радиолокационное оборудование для самолетов, подробности этой ее работы мало известны. Она продолжала принимать личное участие в испытательных полетах, с 1963 по 1972 год работала начальником Летно-испытательного центра НИИ, а потом стала замом начальника Московского НИИ приборостроения по летной части, депутатом Верховного Совета СССР.

● Очень много сделал для того, чтобы имя Гризодубовой не было забыто, ее воспитанник, летчик-испытатель Мстислав Листов. Благодаря его рассказам о Валентине Степановне сейчас известно, какой она была и почему огромное количество людей вспоминают о ней с благодарностью.

О бесстрашии Гризодубовой ходили легенды. Уже не о летчицком, а чисто человеческом. Валентина Степановна всегда смело выступала в защиту своих подчиненных, а затем и простых, иногда и практически незнакомых людей. В ее квартиру на Ленинградке звонили днем и ночью - с просьбами о помощи. Одному Богу известно, скольким людям она помогла разрешить их прежде нерешаемые проблемы. Она умудрилась высказать претензии самому Берии! (Потом предполагала, что избежала расплаты лишь благодаря своей феноменальной популярности, сравнимой лишь с популярностью Чкалова.) В хлебосольном доме Гризодубовой был накормлен каждый входящий.

И именно Валентина Степановна помогла спасти от неминуемой гибели Сергея Королева - это случилось еще до войны, в 1939 году. Мама Королева признательно писала ей: «Не приди я к вам в тот дождливый день 1939 года, кто знает, какой бы День космонавтики мы праздновали сегодня!» Близкие Сергея Павловича, его дочь и внучка, не забывали Гризодубову до последнего ее дня.

Личная жизнь Валентины Степановны, увы, была не слишком счастливой. С мужем она разошлась, сын Валера умер в пятьдесят лет - он страдал «известным российским недугом», как ныне куртуазно называют пьянство. Говорили, что этим же страдал и муж Гризодубовой, Виктор.

Но кто это знает? И, конечно, непросто находиться рядом со звездой, какому мужчине это понравится?..

Даже постепенно теряя зрение, Гризодубова потрясающе водила машину. Ей подчинилось небо, чего ей было бояться на земле? На Ленинградке гонщицу знали. Рулила она блестяще, отличалась фантастической реакцией, при этом опасных ситуаций на дороге не создавала, так что гаишники на шалости прославленной летчицы закрывали глаза.

Вот только лечиться она не любила.

И не жаловала «кремлевку», полагая, что где полы паркетные - там врачи анкетные. Когда открылась язва, ее положили именно туда, в нелюбимую больницу. Говорят, правильный диагноз поставили не сразу.

Ей было 84 года.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валентина Гризодубова, летчица, Герой Советского Союза:

- Настоящий летчик должен любить свою профессию, свой самолет, а самое главное - небо.

Скоро наша страна будет праздновать 72-ю годовщину легендарного парада 7 ноября 1941 года на Красной площади, парада, с которого бойцы уходили прямо на фронт. Враг стоял на самых подступах к столице. На площадь смогут выйти только 28 ветеранов-участников того парада. Наши героические старики уходят. Но только ли из-за этого стирается память? А она, к огромному сожалению, стирается. Один только пример: к зданию телеканала "Россия" ведет улица Марины Расковой. Но выяснилось, что мало кто знает, кто такая Раскова. При этом многие политизированы и с жаром обрушиваются на единый школьный учебник истории.

2 ноября — 75 лет со дня вручения Золотых звезд Героев трем девушкам-участницам рекордного скачка экспериментального самолета "Родина" с участием Марины Расковой. Весь экипаж: штурман Марина Раскова, ее командир Валентина Гризодубова и второй пилот Полина Осипенко. Первыми женщинами-героями Советского Союза они стали за рекордный по тем временам беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток. При этом за Уралом радиосвязь с самолетом была потеряна, а облачность над Сибирью была такой, что, когда они из нее вынырнули, подумали, что летят над Амуром, а это была река Амгунь. До Комсомольска-на-Амуре было не дотянуть. Потребовалась вынужденная посадка и многодневные блуждания по тайге.

Нос самолета был сделан из стекла. Именно там сидела Раскова. И чтобы ее не порезало при вынужденной посадке, ей было приказано прыгать с парашютом в тайгу.

Под крылом самолета — необитаемые просторы севера Хабаровского края. С 1938 года ландшафт мало изменился — те же сопки, перелески видели Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова, выбирая место для аварийной посадки.

Самолет "Родина" с женским экипажем на борту, чтобы установить рекорд и показать безграничные возможности советских летчиц, вылетел из Москвы и взял курс. На 27-м часу беспосадочного полета в баках не осталось топлива.

Чукчагирская низменность — это несколько десятков квадратных километров непроходимых болот. Сейчас они подмерзли и передвигаться здесь безопасно, хотя достаточно сложно. 75 лет назад самолет "Родина" совершил аварийную посадку у сопки Юкочи. Туда без вездехода и сейчас добраться невозможно.

Начинается сезон охоты. Эвенки уходят в тайгу почти на всю зиму. Их жены, как и сотни лет назад, проводят обряд камлания, чтобы мужья вернулись с богатой добычей.

Эти глухие места для эвенков — священные. По преданию, тысячу лет назад недалеко от нынешнего села имени Полины Осипенко ради установления здесь мира и покоя добрая шаманка принесла себя в жертву. Может быть, древняя магия и культ женщины помогли "Родине"?..

Приземлилась штурман Раскова неудачно — повредила ногу. Кроме того, летчица не успела взять запас еды — выпрыгнула с одной плиткой шоколада в кармане. Десять суток, хромая, умирая от голода, продираясь сквозь непроходимую тайгу, Марина Раскова искала свою "Родину".

Как выживать в тайге, знает охотник Владимир Павлович Владимиров. То, что на взгляд городского человека просто трава, для него — еда, лекарство и энергетик. "Брусника для охотника — очень полезная вещь. От усталости помогает. Для летчицы тоже полезно. Они, видимо, этим и питались, когда приземлялись в Юкочи", — сказал Владимиров.

Отец охотника — один из тех, кто искал экипаж самолета "Родина". Весь Союз следил за судьбой трех советских женщин, которых нашли только через десять дней. Новость, что они найдены и живы, заняла первые полосы газет.

Берег Амгуни. 75 лет назад здесь причалил катер "Дальневосточник", на борту которого были спасенные летчицы. Встреча с ними — до сих пор самое яркое детское воспоминание местных старожилов.

"Шары с метеостанции взяли, покрасили их, веточек понаставили, флажков понаделали. Криков было! Радость такая, что не передать словами. !Три летчицы на самолете летели — это же такое событие небывалое для нашей деревни, целое открытие", — рассказала местная жительница Лидия Стубарева.

Беспосадочный авиаперелет Москва — Дальний Восток был признан женским мировым рекордом по дальности полета. За проявленное мужество и героизм Гризодубовой, Осипенко и Расковой присвоили звания Героев Советского Союза. А после гибели Полины Осипенко в 1939 году по настоянию местных жителей Кербинский район и поселок Керби получили имя летчицы-героини. Все жители села имени Полины Осипенко знают, о ком поется в известной песне Дунаевского и Лебедева-Кумача.

Тайна перелета на Дальний Восток самолета «Родина»

2 ноября 1938 года звания Героя Советского Союза впервые в Советском Союзе были удостоены женщины: экипаж самолета «Родина», одолевшего за 26 часов 29 минут 6450 километров - расстояние от Москвы до Дальнего Востока. За установление нового женского мирового рекорда дальности полета высшую степень отличия СССР [и к ней - по 25 тысяч рублей] получили харьковчанка Валентина Гризодубова [командир корабля], москвичка Марина Раскова [штурман] и запорожанка Полина Осипенко, исполнявшая в экипаже обязанности второго пилота.

“Раскрыв объятья, ждет страна любимых дочерей!” - узнав о полете, который стал главным событием в жизни и Гризодубовой, и Расковой, и Осипенко, воскликнул со страниц газеты «Правда» будущий автор «Василия Теркина» поэт Александр Твардовский. А «любимые дочери» к моменту выхода газеты из печати… исчезли. На долгих девять дней. А потом еще на тридцать лет упрятана была в дальневосточной тайге тайна перелета «Родины». Вернее, тайна ее поисков.

Даешь стране рекорд!

Нелишним будет заметить, что до осени 1938 года рекорд абсолютной дальности полета на тяжелом самолете для женского экипажа принадлежал французской летчице Андре Дюпейрон и равнялся 4360 км 400 м. Именно столько без посадки пролетела отважная француженка весной все того же 1938 года. Желание превзойти достижение Андре и завоевать мировой рекорд для СССР первой высказала Валентина Гризодубова, которая за один лишь предыдущий, 1937 год, установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета.

Пожалуй, Валентина Степановна не могла не связать свою жизнь с авиацией - родилась-то она в семье харьковского авиаконструктора! И, несмотря на то, что после окончания школы поступила в технологический институт, а одновременно [отучившись, параллельно с учебой в школе, в музыкальном училище по классу рояля] была принята в консерваторию, 4 ноября 1928 года она, по ходатайству Серго Орджоникидзе, зачисляется в первый набор Харьковского аэроклуба. Окончив его и оставив институт, поступает в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу, а затем - в школу летчиков-инструкторов в Пензе. Завершив обучение в школе, получает направление на Тушинский аэродром, на должность инструктора. Из Москвы же, только с другого аэродрома, Щелковского, в 8 часов 12 минут 24 сентября 1938 года Валентина Гризодубова уведет специально переоборудованный для рекордного перелета дальний бомбардировщик ДБ-2 [АНТ-37] «Родина» в сторону Тихого океана - на Дальний Восток. Туда, куда недавно, в конце июня, совершили беспосадочный перелет на ДБ-3 [ЦКБ-30] «Москва» летчики-мужчины - Владимир Коккинаки и Александр Бряндинский [за проявленные при этом мужество и героизм оба стали Героями Советского Союза].

Опытным пилотом к моменту назначения в экипаж «Родины» была и бывшая бердянская птичница Полина Дудник [девичья фамилия Полины], любовью к небесам которую заразил односельчанин и первый муж - военлет Степан Говяз. После окончания [в 1933 году] Качинской военной школы летчиков Полина служила в истребительной авиации, и весной 1937 года установила три мировых рекорда высотных полетов с грузом и без нагрузки. А чуть позже, возглавив экипаж гидросамолета МП-1, установила мировой рекорд дальности по замкнутой кривой. К тому моменту, кстати, Полина была уже свободна от брака [ее Степан сгинул в лагерях НКВД] и поэтому вышла замуж во второй раз - за своего сослуживца, старшего лейтенанта Александра Осипенко. Удачным для Полины стал и 1938 год: в июне на летающей лодке она устанавливает женский мировой рекорд полета по прямой, пролетев по маршруту Севастополь - Киев - Новгород - Архангельск.

“Даже самые тяжелые переживания легче переносятся, если рядом ты чувствуешь крепкое плечо товарища, локоть друга”, - напишет о летчице из Бердянского района Запорожской обалсти Валентина Гризодубова и добавит тут же: “В том, что рекорд французской летчицы был побит нами на полторы тысячи километров с лишним, есть большая доля заслуги Полины Осипенко - волевой летчицы и славного члена экипажа”.

Авиаштурман из музыкального техникума

“А Марина Раскова не была, что ли, товарищем и другом?” - задумался я, прочитав воспоминания Валентины Степановны. И не имелось разве ее заслуги в побитии рекорда француженки? А потом, разобравшись что к чему, понял: по законам того времени штурмана «Родины» запросто можно было под трибунал отдать - вместо представления к званию Героя Советского Союза.

Самый младший - по возрасту, член экипажа «Родины» Марина Раскова [в марте 1938-го ей исполнилось 26 лет] родилась в Москве, в семье музыканта. После семилетки поступила на химические спецкурсы. Одновременно училась в музыкальном техникуме [между прочим, ее первым учителем сольфеджио была одна из знаменитых сестер Гнесиных]. Но, отказавшись почему-то от музыкальной карьеры, в 1929 году Марина устроилась на работу на Бутырский анилиново-красочный завод лаборанткой. Вышла замуж за инженера заводской лаборатории. В 1930-м родила дочь Татьяну. С 1932-го она уже работает чертежницей в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Жуковского. В 1934-м экстерном сдает экзамены на звание штурмана в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота и зачисляется в академию Жуковского на должность инструктора-летнаба аэронавигационной лаборатории, а затем - преподавателя штурманского дела. В следующем году оканчивает школу пилотов при Центральном [Тушинском] аэроклубе. В РККА с 1938 года. Но была, однако, у Марины Михайловны и вторая жизнь.

Заглянув однажды на официальный сайт ФСБ России, я неожиданно для себя узнал, что в феврале 1937 года Марина Раскова становится… штатным сотрудником НКВД: консультантом, а затем уполномоченным особого отдела. В Рабоче-крестьянскую Красную Армию, таким образом, Марина Михайловна пришла в чине старшего лейтенанта Госбезопасности. Возможно, негласным сотрудничеством с органами объясняются и резкие изменения в биографии будущего штурмана «Родины» в начале тридцатых годов. Возможно, по рекомендации этих самых органов она и в экипаж Валентины Гризодубовой попала. Полагаю, Валентина Степановна знала [или догадывалась] об энкавэдэшной сущности своего штурмана, но, будучи человеком весьма деликатным, в воспоминаниях и словом ни разу не обмолвилась об этом. И никогда особо не заостряла внимание на просчетах Марины во время рекордного перелета. А они имелись!

Полет вслепую и вглухую

“Пилотировали свой крылатый корабль, - поделится впечатлениями от полета командир экипажа, - мы попеременно: то я, то Полина. 26 часов в воздухе практически без сна. Какой сон в кабине бомбардировщика, где все пространство занимают дополнительные баки и снаряжение и изматывает вибрация. Весь полет проходил за пологом туч. Случалось, что крылья самолета покрывались льдом. Тогда меняли эшелон. Над Уралом отказала радиосвязь. Вдобавок у Марины в астролюк вытянуло полетные карты и при отсутствии связи сориентироваться в пространстве было невозможно”.

Понимаете, что произошло? По вине штурмана, который в экипаже отвечал также за надежность радиосвязи, «Родина» оглохла и ослепла. И в итоге самолет вышел не на Хабаровск, как предполагалось при проработке маршрута, а в район Шантарских островов. Не понадобился перелетчицам и радиомаяк, установленный по личному указанию Сталина в северной оконечности Байкала - его сигналов никто не услышал. “Только над океаном, - бесстрастно отметит Валентина Гризодубова, - нам удалось визуально сориентироваться”. Последовал разворот почти на 180 градусов и, выслушав доклад штурмана о том, что запаса горючего хватит на три с половиной часа полета, командир принимает решение идти на Комсомольск. И вдруг зажигается лампочка на расходном баке. Это означало, что бензина осталось на тридцать минут. “Тогда я, - завершает рассказ Валентина Степановна, - присмотрела место для посадки в районе Амуро-Амгунского междуречья. Сели благополучно. Только законцовки винтов покорежили”. От себя к этому добавлю: «Родина» приземлилась в 10 часов 45 минут московского времени 25 сентября на болото в Хабаровском крае, в урочище Юкачи, - между поселками Дуки и Керби [после гибели - в мае 1939 года Полины Осипенко поселок Керби будет назван ее именем. Он и сегодня носит имя Полины].

И еще важная деталь: перед заходом на посадку командир приказала покинуть самолет Марине Расковой - кабина штурмана находилась в нижней передней части фюзеляжа, при вынужденной посадке она могла получить повреждения. Марина выпрыгнула с парашютом с высоты 2300 метров, прихватив с собой лишь охотничий нож, револьвер, коробку арктических спичек и две плитки шоколада. Мешок с продуктами брать не стала: побоялась, что при приземлении на болото он ее утянет в глубину. Как будто бы нельзя было мешок этот, при подлете к земле, просто-напросто сбросить. И потом не голодать, питаясь рябиной и бесконечно растягивая шоколад...

В ночь на 5 октября, когда шли десятые сутки хождения Марины Расковой по тайге, ей приснился странный сон: подходит к ней будто бы сам товарищ Сталин и говорит: “Где-то здесь стоит моя автомашина. Помогите мне найти ее”. Ищут вместе и… не находят. А Сталин шутит: “Вот так штурман, не может найти машину в тайге. Какой же вы штурман?” Проснулась Марина от выстрелов и поняла, что до самолета осталось немного. И действительно: днем она таки вышла к «Родине».

Пролетевшие сквозь ночь

Поиски пропавшего самолета начались сразу по истечении расчетного времени полета. Мобилизовали все силы, какие только можно было. В поисках задействовали около пятидесяти самолетов, десятки пеших отрядов. Искали «Родину» от Читы до Сахалина, а обнаружил ее 3 октября в 13.30 по местному времени пилот гидросамолета Михаил Сахаров в 14-ти километрах северо-восточнее поселка Дуки. О чем тут же отбил телеграмму в Москву руководивший поисковыми работами командующий ВВС 2-й отдельной Дальневосточной Краснознаменной армии комдив Яков Сорокин.

Михаил Сахаров потом рассказывал, что странное белое пятно на правом берегу реки Амгунь он заметил через три часа полета [вылетев на поиски из Комсомольска], идя на высоте в 700 метров. “А когда снизился до высоты 40-50 метров, то заметил что-то напоминающее самолет, но он был весь в снегу и грязи - не сразу заметишь. Метрах в десяти от него двое людей раскладывали парашют. Сделав несколько кругов и убедившись, что сесть в этой местности нельзя, точнее, сесть можно, но потом не взлетишь, сбросил вымпел: кто, где и когда нашел, затем передал радиограмму в Москву”. За обнаружение пропавшей «Родины» Михаил Сахаров будет отмечен Родиной орденом Красной Звезды - высокой для гражданского летчика наградой.

Утром 4 октября экипажу распластанного на болоте самолета сбросят на парашютах резиновые сапоги, термос с горячим какао, шоколад и карту района. Еще через сутки на парашютах спрыгнут спортивные комиссары, отвечающие за сохранность бараграфов - приборов, фиксировавших беспосадочность полета, а также военврач. А к вечеру эвенк-проводник приведет к «Родине» поисковый отряд. Заработает походная радиостанция.

Марина Раскова подошла к лагерю 5 октября, а шестого, около одиннадцати утра, отряд двинулся к Амгуни. Почти сутки продирались через тайгу, затем день шли на лодках до поджидавшего их катера «Дальневосточник». На нем летчиц доставили в Керби, а оттуда - в Комсомольск. Далее найденных перелетчиц на пароходе «Красный монитор» доставят в Хабаровск и спецпоездом отправят, наконец, в Москву. А на столе у Сталина уже будет лежать - отправленная с борта «Дальневосточника», телеграмма: “С вашим именем в сердцах мы, дочери великой социалистической Родины, пролетели без посадки сквозь облачность, туманы, обледенения и ночь от Москвы - сердца необъятной Родины, до берегов Амура. На болоте, в тайге, среди сопок мы были не одинокими - с нами весь наш многомиллионный народ, партия и вы, товарищ Сталин. За отцовскую заботу спасибо. Гризодубова, Осипенко, Раскова”.

На присутствие в перелете вождя, кстати, сделает упор в «Стихах о трех летчицах» и ныне позабытый, канувший в Лету поэт Николай Берендгоф:

“Бросая вызов небесам,

Неслись над кручей

темных скал,

И у штурвала Сталин сам,

Казалось, день и ночь стоял”.

Вероятно, воздушный корабль-рекордсмен в воображении стихотворца рисовался… ну, может быть, чем-то вроде морского корабля. С капитанской рубкой просторной и штурвалом величиной с раскрытый зонт, скажем.

И еще одна любопытная деталь. Когда же с Дальнего Востока, наконец, пришло известие: "Нашлись!", в Днепропетровском аэроклубе родилась оригинальная идея - парашютисты оперативно вылетели в Запорожскую область и там прыгнули прямо к дому матери Полины Осипенко, чтобы первыми сообщить ей радостную весть!

Нелепая гибель комдива и комбрига

В Москву экипаж «Родины» вернулся 27 октября. Прямо с вокзала летчиц-рекордсменок повезли в Кремль. Прием был небольшой, почти интимный, в Грановитой палате. Как вспоминал потом Владимир Коккинаки, “сначала подняли тост за меня - как первого проложившего дорогу на Дальний Восток. Я встал, пошел чокаться. Подхожу к Сталину. Он спрашивает: “Что такой скучный?” Я говорю, что вот, мол, недавно своего штурмана похоронил, Александра Бряндинского. “Да, - отвечает, - нехорошо получилось”. Подходит к Молотову и Ворошилову и о чем-то шепчется. Потом встает Молотов. Предлагает выпить за товарищей, погибших при спасении экипажа «Родины», за Героя Советского Союза Бряндинского. Все встали”.

…На рассвете 4 октября, когда «Родина» уже была обнаружена, из Хабаровска в Комсомольск вылетели тяжелые бомбардировщики ТБ-3РН и ТБ-3. Дозаправившись в Комсомольске, они взяли курс на тайгу. В первой машине летели комдив Яков Сорокин и основная группа десантников, которые должны были выпрыгнуть к ожидавшим на болоте подмоги летчицам, во второй - командир 202-й авиабригады Иван Еременко. На подлете к месту посадки «Родины» бомбардировщиков догнал самолет «Дуглас». Откуда он взялся, никто понятия не имел. Пилот «Дугласа», наверное, решил справа обойти ТБ-3РН, который неспешно полз на пятисотметровой высоте. Скорее всего, летчик ошибся в расчетах и неожиданно «Дуглас» ударил крылом в хвостовую часть, а затем в правое крыло бомбардировщика и тут же вспыхнул и начал падать. После удара огромный ТБ-3РН пошел вверх, сделал половину петли, потом опустил нос и в перевернутом положении врезался в землю. В момент, когда бомбардировщик перевернулся в воздухе, от него отделились четыре комочка, над которыми почти сразу же раскрылись парашюты. Фамилии спасшихся известны. Это были Наумов, Шарков, Хоркин и Рапохин. Герой гражданской войны комдив Яков Сорокин погиб вместе с другими, оставшимися на борту одиннадцатью членами экипажа бомбардировщика.

Из «Дугласа» спастись вообще не удалось никому. Потом в кабине самолета по обгоревшим ромбам на петлицах опознают флаг-штурмана ВВС СССР, Героя Советского Союза комбрига Александра Бряндинского. Его тело вынесут из тайги и похоронят в Комсомольске. Тела остальных пятнадцати погибших при столкновении «Дугласа» и ТБ-3РН [Сорокина, Земцова, Марценюка, Морозова, Заботкина, Андреева, Соскова, Кудимова, Медведева, Лещикова, Раппопорта, Лесникова, Шевченко, Черепахина и Микусева] выносить не станут. Никаких сообщений о случившемся ни в газетах, ни по радио, естественно, не последует. Мало того, подробности трагедии в дальневосточной тайге были строжайше засекречены. За разглашение тайны поисков «Родины» можно было запросто угодить в ГУЛАГ. Что и произошло в 1939 году с одним из местных охотников, который случайно набрел на место катастрофы самолетов. Кое-как собрав останки погибших и схоронив их под лиственницей, охотник отправился в поселок Дуки с просьбой к тамошнему начальству выделить людей и организовать перезахоронение. Охотника внимательно выслушали и… арестовали. Судили его как японского шпиона. По 58-й статье УК он получил пятнадцать лет лагерей.

Лишь спустя тридцать лет после трагедии, летом 1968 года, жители поселка Дуки вновь обнаружили место столкновения самолетов. В густых зарослях обнаружился малоповрежденный «Дуглас» и истлевший ТБ-3РН. Нашлись также некоторые вещи погибших. А кругом валялись человеческие кости, много костей. Собранные останки вывозили на двух вызванных из Комсомольска самолетах [для расчистки места под посадку самолетов дукинцам пришлось основательно поработать]. Похоронили погибших возле дукинской школы. Над братской могилой возвели деревянный обелиск, который сгорел в 1976 году во время пожара в поселке.

А в 1990 году на месте давней трагедии в тайге побывала комиссия общества охраны памятников из Комсомольска. Она тоже обнаружила непогребенные останки и хорошо сохранившийся хвост «Дугласа». После реставрации на местном заводе он стал основой памятника, установленного в Комсомольске, по улице Кирова - напротив дома №49, в котором осенью 1938 года останавливались летчицы-рекордсменки. Планировалось, что к памятнику перенесут и останки из поселка Дуки. Увы, этого не произошло и по сей день…

Вот и вся история. В качестве послесловия к ней мне остается добавить: и второй пилот «Родины» Полина Осипенко, и штурман Марина Раскова погибнут в авиационных катастрофах: Полина - 11 мая 1939 года, а Марина - 4 января 1943-го. Обе будут похоронены на Красной площади, в Кремлевской стене.

Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова

Полина Осипенко танцует на палубе парахода по пути из Комсомольска в Хабаровск

Летчицы-рекордсменки [Полина Осипенко в центре]

Со свежими орденами [Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко]

Стела экипажу "Родины" в поселке Полина Осипенко [бывший Керби]

Картина маслом: Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова

***В тему

Невероятно, но факт: многие в горде Комсомольске-на-Амурене даже не подозревают, что памятник в виде хвостового оперения самолета, установленный напротив дома №49 по улице Кирова - не просто, и не только памятный знак, а - монумент, мемориал. Это - захоронение: под бетонной плитой покоятся останки погибших в ходе операции по спасению экипажа самолета «Родина». Причем, сам памятник - не скульптура, а... самый настоящий, подлинный хвост того самого самолета «Дуглас», упавшего в тайге осенью 1938 года...

Подробнее здесь:

https://tatgen.livejournal.com/11659.html

https://ssl-proxy.my-addr.org/myaddrproxy.php/http/alternathistory.com/gorech-triumfa-chast-2

Мемориал в Комсомольске:







Обновлен 29 мая 2016 . Создан 09 сен 2015
© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары