Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Клуб юных биологов. Рабочая программа кружка по биологии « Мир вокруг нас

Биология — наука, изучающую живую природу. Ее современное название появилось всего два века назад. Школьная программа немыслима без изучения биологии и ее подразделов — ботаники, анатомии, зоологии. Этот предмет нередко выбирается выпускниками во время сдачи ОГЭ и ЕГЭ, что говорит о его значимости и популярности.

Немало ребят хотят узнать об этой науке больше, чем предполагается по учебному плану. Они имеют прекрасную возможность познакомиться с ее разделами, особенностями как в теории, так и на практике. В нашем городе существуют эколого-биологические центры, лаборатории, клубы и другие учреждения, в которых юные натуралисты могут глубже познакомиться с миром растений и животных, узнать о защите окружающей среды.

Помимо получения новых знаний, ребята смогут участвовать в научных конференциях и конкурсах, подготовятся к сдаче экзаменов и поступлению в высшие учебные заведения. Соприкосновение с живой природой воспитывают в детях доброту, чуткость, внимательность, ответственность. Занятия станут отличной базой для учебной и научно-исследовательской деятельности, подготовке проектов различного уровня — от школьного до всероссийского.

Что должен знать юный натуралист, проводя опыты с растениями

Опыты – это прекрасная возможность познакомиться на практике с тем, о чем рассказала теория. Но перед тем, как к ним приступить, важно помнить, что без аккуратности и внимательности лучше их даже не начинать. Кроме того, плохую службу может сослужить спешка, желание ускорить процесс. Перед экспериментом положите на столе только то, что потребуется для него: семена, растения, землю, приборы, материалы и пр. Лишнего ничего не должно быть. Если перед вами стоит задача вырастить растение, то за ним нужно тщательно ухаживать: рыхлить почву, удобрять и не забывать о прополке. Также нужно иметь так называемые контрольные растения, находящиеся в одинаковых условиях с теми, которые используются в опыте. Ценность эксперимента повышают дневниковые записи и рисунки. После завершения опыты обязательно напишите вывод - отчет о проделанной работе.

В чем плюсы занятий с микроскопом?


Очень часто дети задают вопросы, которые ставят родителей в тупик. Например, вроде бы простой вопрос «Почему крапива обжигает кожу?» может вызвать затруднения. Конечно, в век интернета легко найти ответ, но не торопитесь. Попробуйте вместе с малышом прийти к нему, что называется, опытным путем. А поможет вам в этом микроскоп. Ведь как интересно будет и вам, и ребенку рассматривать под микроскопом строение листика крапивы. Тогда знания, которые вы почерпнете в интернете или в книге по занимательной биологии, будут прекрасным дополнением к вашим опытам и наверняка отложатся в памяти. Намного проще рассказывать о строении цветка, о клетках, используя микроскоп. Он станет отличным стимулом познавательной активности, расширит представление ребенка о мире, который нас окружает. Отсюда более глубокий интерес к законам биологи и жизни на Земле вообще. Освоив микроскоп, ребенок будет стараться самостоятельно отыскивать ответы на возникающие у него вопросы. Самое главное - юный исследователь-биолог научится замечать красоту природы, а в будущем, возможно, выберет интересную профессию биолога.

Пояснительная записка

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Среди отличительных особенностей программы кружка можно назвать следующие:

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Для популяризации науки обо всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Аткарск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Занимательная биология»

естественнонаучной направленности

форма организации образовательной деятельности – кружок

Руководитель: учитель биологии и химии - Кузнецова Н.В.

Пояснительная записка

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Среди отличительных особенностей программы кружка можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Саратовской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Для популяризации науки обо всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе:

1 Словесно-иллюстративные методы : рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

4 Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность : просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
  • ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Отчетная выставка.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Организационное занятие

Ботанические занятия

Зоологические занятия

Микробиологические занятия

Творческие занятия

Итого:

1. Организационное занятие . На первом ознакомительном занятии члены кружка продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, выскажут свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.

2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты (в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии.

3. Зоологические занятия (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания

4. Микробиологические занятия (доклады учащихся, лабораторные работы, составление и просмотр компьютерных презентаций). Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовлении микропрепаратов.

5. Творческие занятия. Занимательные занятия: шарады, биологические омонимы, викторины и др.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечание

План

Факт

Введение. Организационное занятие

Мир растений. Особенности и многообразие.

Осенний пейзаж.

Экскурсия

Тайны жизни растений.

Практическая работа

Кто такие? Где живут? Определение растений.

Практическая работа

Съедобные и ядовитые растения.

Лекарственные растения.

Практическая работа

Растения красной книги Саратовской области.

Практическая работа

Занимательная ботаника. Биологические шарады.

Занимательная ботаника. Биологические омонимы.

Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».

Мир животных. Особенности и многообразие животных

Мир беспозвоночных животных.

Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

Практическая работа

Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные.

Практическая работа

Мир позвоночных животных. Теплокровные животные.

Практическая работа

Животные в жизни человека.

КТД. Создание настольной игры «Зооленд»

Животные красной книги Саратовской области и меры по их охране.

Праздничная зоо-викторина. Презентация новой игры

Занимательная зоология. Шарады, загадки.

Занимательная зоология. Верните зверей в слова.

Занимательная зоология. Хвостатая викторина.

Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.

Клетка растений.

Практическая работа

Клетка животных.

Практическая работа

Выращивание культуры инфузории – туфельки.

Практическая работа

Что показал нам микроскоп.

30-34

Творческие занятия.

Подготовка и проведение викторин и игр для учащихся начальной школы



БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ "ВООП"
(общая информация о кружке, главная страница раздела)

Биологический кружок Дарвиновского музея ("ВООП") - один из старейших кружков Москвы и России в целом. Он был организован в 1950 году замечательным натуралистом-биологом Петром Петровичем Смолиным и существовал под его руководством до 1975 года (см. раздел История кружка). После смерти Петра Петровича и до настоящего времени кружок ведут его ученики. В 2010 году кружку исполнилось 60 лет (см. ).

"ВООП" -историческое самоназвание кружка, связанное с тем, что в первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. В настоящее время кружок существует на базе Дарвиновского музея г. Москвы. Кружок ВООП не является, в обычном смысле, школьным биологическим кружком, а представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста. Работу кружка с 1975 года координирует Екатерина Сергеевна Преображенская - кандидат биологических наук, научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова (ИПЭЭ) РАН (см. раздел Контакты).

В состав учебной группы кружка входят школьники начиная с 7 класса (а наиболее упорные - начиная с 6 и даже с 5) и студенты - по 3-й курс включительно. Основное направление работы кружка - научно-исследовательская работа в природе (см. раздел Гостю кружка).

Основные принципы работы кружка были сформулированы в свое время еще Петром Петровичем Смолиным. Их три .

Первый принцип - "природный компонент " (или "ближе к природе ") - подразумевает проведение основной части работы в условиях естественной природы, во время выездов и экспедиций. Этот момент очень важен в настоящее время, когда значительная часть детей лишена нормального контакта с природой. Такое отсутствие контакта, кроме незнания, вызывает страх: "лес - это место, где с тобой что-то может случиться". Незнание естественной природы и боязнь ее с большим трудом преодолеваются лишь во взрослом состоянии.

Второй принцип - "исследовательский подход ". Для того, чтобы узнать природу и научиться общаться с ней, в ней необходимо что-то делать. Причем, деятельность должна подразумевать общение именно с природными объектами, а не с другими людьми на фоне природы (туризм). Опять же, знания о природе должны проистекать от самой природы, а не только от источника информации, для которого она служит фоном (экскурсовода). Одним из самых естественных путей получения навыков общения с природой служит учебно-исследовательская работа (все дети по натуре исследователи). Все участники биологического кружка Дарвиновского музея подготавливают и защищают исследовательские работы, служащие основанием для приема в основной состав кружка (см. список исследовательских работ-проектов , выполненных кружковцами).

Третий принцип - "общественный момент " (по формулировке Петра Петровича) - подразумевает обучение и работу в составе разновозрастных групп , когда "старшие" кружковцы (как школьники, так и студенты, и выпускники) исполняют роль инструкторов, преподавателей и руководителей работ для "младших" по отношению к ним. Это позволяет эффективно организовать учебную и исследовательскую работу практически без участия официальных педагогов и руководителей.

Работа кружка складывается из лекций и семинарских занятий (3 раза в неделю по вторникам, средам и четвергам - для ребят с разным уровнем подготовки), воскресных выездов в лес (2 раза в месяц) и экспедиций (обязательно - каждые каникулы, в том числе, около 2 месяцев летней полевой практики)(см. раздел Экспедиции и выезды).

Вторники проходят всегда в музее с 17.30 до 20 часов; по средам могут быть как занятия в музее , так и различные экскурсии . Лекции и практические занятия проводят учёные и студенты. Эти занятия служат для того, чтобы расширить кругозор и получить общие представления для дальнейшей самостоятельной работы. Занятия в Москве включают, в основном, зоологию и ботанику, а также, экологию и связанные с ней дисциплины. Такие «лабораторные» дисциплины, как цитология, генетика, биохимия и молекулярная биология затрагиваются лишь попутно и в очень небольшом объёме.

Выезды и экспедиции - основная форма работы кружка; без них всё остальное теряет смысл. Кружковцы ездят в лес по воскресеньям, обычно два раза в месяц, с утра или с ночевкой (в теплое время - в лесу, зимой - в помещениях). Для работы во время каникул у кружка есть своя база в Костромской области, на реке Унжа (600 км от Москвы). Кроме того, проводятся экспедиции и в другие районы, в основном в заповедники . Чаще всего ребята выезжают в заповедник «Брянский лес», Керженский заповедник (Нижегородская область), заповедник «Калужские засеки», «Большая Кокшага» (Марийская республика); бывают и более дальние поездки - в Башкирию (Башкирский заповедник), на Белое море (Кандалакшский заповедник, Соловецкие острова) и другие.

У биологического кружка Дарвиновского музея есть несколько традиционных направлений работы, в которых обычно рано или поздно принимает участие большинство кружковцев. Это - проведение зимних учётов птиц в лесах разных районов России (см. информацию о программе Евроазиатских Рождественских учетах птиц), проведение геоботанических и почвенных исследований на Костромской станции ИПЭЭ РАН .

Ежегодно в кружке выполняется около десятка самостоятельных учебно-исследовательских тем (см. раздел Исследовательские работы). Многие из них высоко оцениваются на различных конкурсах московского и всероссийского уровней. Значительная часть кружковцев становится профессиональными биологами - в настоящее время более 30 выпускников кружка учится в различных биологических вузах.

По традиции запись в биологический кружок Дарвиновского музея не проводится . На занятиях могут присутствовать все желающие. Те, кто приходит в первый раз - гости кружка. После третьего раза гости превращаются в посетителей (см. раздел Гостю кружка).

Для того чтобы перейти из группы посетителей в состав основного кружка , надо принимать участие в выездах и исследовательской работе. Как правило, вначале стажёры помогают вести исследования и в ходе этого знакомятся с методиками и объектом работы. Тот, кто принял участие в полевых исследованиях в качестве помощника или начал подготовку к самостоятельной исследовательской деятельности, становится кандидатом в основной состав кружка. Чтобы стать членом основного состава кружка надо выполнить и защитить самостоятельную работу. Для этого надо выбрать тему, ознакомиться с литературой, сформулировать задачу, собрать материал, обработать его. Конечно, всё это делается с помощью старших кружковцев или «начальства». Только после того, как кружковец сделает доклад по своей работе и ответит на вопросы по выбранной специальности, он становится настоящим членом кружка. «Судьями» в этом служат старшие кружковцы.

Работа кружка не так сложна, как это на первый взгляд может показаться. Приходите в музей (см. раздел Контакты), приглядитесь, мы Вас не торопим. Подумайте - любите ли Вы лес? Хотите ли вести самостоятельные исследования? Не боитесь ли промочить ноги, замерзнуть, заблудиться, ночевать у костра? Если любите, хотите и не боитесь - значит, Вы с нами!

Опыт работы биологического кружка Дарвиновского музея возможно использовать и распространять в двух основных направлениях.

Во-первых, при создании полевых центров экологического образования школьников. Такие центры могут быть организованы как в качестве самостоятельных учебных единиц (например Полевой Центр "Экосистема"), так и при различных особо охраняемых природных территориях - национальных парках, заповедниках . Необходимо, чтобы курс обучения "экологии в природе" в таких учебных центрах стал обязательным компонентом школьного образования.

Во-вторых - при проведении программ мониторинга и научных исследований, в первую очередь на особо охраняемых природных территориях . Опыт кружка показывает, что такие программы могут проводиться в значительной степени за счет "волонтерских групп" исследователей - в первую очередь школьников и студентов, если эти группы соответствующим образом обучены и организованы (например Программа Рождественских учетов птиц). Такое совмещение учебной и исследовательской работы традиционно для значительного числа старых российских заповедников; необходимо поддерживать и расширять его.

Хроника кружка

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары