Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Вежливые слова и их обозначение. Классный час: Вежливые слова

1

- Классный час: "Вежливые слова"

Расширять запас «вежливых слов».

Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.

Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.

Учитель:– Ребята, давайте поговорим сегодня о словах. Это обычные, добрые, простые и полезные слова , .ещё их называют волшебными. Соберите в группах слово из рассыпанных слогов /веж-ли-вость/

Кто догадался о каких словах мы будем говорить?

Правильно, тема нашего классного часа «Вежливые слова»

А вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

Вы закончите школу, выберите профессию по душе. Но прежде всего вы должны стать настоящими людьми: воспитанными, вежливыми ,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: ...(Спасибо)

Играл Медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду.

К Медведице – маме понурый пришёл:

…(Прости) меня, мама, я больше не буду!

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого СПАСИБО.

Зазеленеет старый пень, когда услышишь ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости, говорим мы, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

То сидя на уроке,

Не будите с товарищем

Трещать, как две сороки.

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы, то есть сами.

Ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

Ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

К классному часу вы подготовили пословицы и поговорки о вежливости и доброте. Познакомьте нас с ними , подумаем, о чем они говорят.

Хочу познакомить вас с другими пословицами, которые необходимо составить.

Игра «Составь пословицу»

- Соедините части пословиц:

Учись доброму - на добрые дела

Ласковое слово так и прослывёшь.

Жизнь дана дурное на ум не пойдет.

Как проживёшь, лучше мягкого пирога.

Про доброе дело говори смело.

Физминутка

Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите.

«С добрым утром!» скажет твёрдо?

У кого у вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки

· Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «спасибо»?

·Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

· Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

Наш класс – это наша семья. Я думаю, каждый из вас хочет, чтобы эта семья была добрая, благополучная, поэтому давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу положительную энергию. (Выполнение задания)

Как бы мы не общались – словами, через рукопожатия, мы должны быть добрыми, вежливыми и дарить друг другу радость.

Песня» Если добрый ты»

9

Счастливый ребенок 30.01.2017

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами поднимем непростую, но очень важную тему –как научить ребенка быть вежливым? В наше время тема эта важна особенно. Многие дети не научены элементарным вещам. И, конечно, все зависит от того, насколько же родители уделили время и приучили ребенка к вежливости, какой пример подают сами. Что для этого необходимо делать родителям и близким, а от чего, наоборот, стоит воздержаться?

Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье. Своими мыслями и идеями по поводу воспитания вежливости у детишек будет делиться ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Всем нам хочется, чтобы наши дети выросли успешными и приспособленными к жизни, смогли реализоваться и раскрыть свои таланты и наклонности. Современное общество диктует свои правила: хочешь жить – умей вертеться. Вот мы и стараемся максимально приспособить драгоценных чад к переменчивому будущему, изо всех сил пичкая их новыми знаниями и обучая каким-то навыкам. Занятия, секции, кружки, — все это является важной частью жизни нынешнего ребенка уже с раннего возраста.

Тренировки ума и тела – это очень важно и нужно. Но, увы, все чаще приходится сталкиваться с эмоциональными трудностями у детей. Родители не всегда могут справиться с агрессией, тревожностью, непослушанием своих сыновей и дочерей. А те, в свою очередь, ощущают трудности в общении с ровесниками и старшим поколением, не умеют конструктивно выражать свои чувства, да и вообще правильно вести себя в обществе. Умные, хорошие, прекрасно обученные мальчики и девочки.

Можно пустить ситуацию на самотек, аргументируя решение тем, что в наши непростые времена все эти коммуникативные навыки – не главное. Будет необходимо, научатся сами. Но так бывает далеко не всегда. И умение общаться, выстраивать отношения с людьми, быть вежливыми и уважительными, по мнению многих специалистов, должно воспитываться в первую очередь в семье.

И сейчас я предлагаю вам поговорить о вежливости. Как научить ребенка употреблять вежливые слова? Как провести беседу с детьми на тему «Вежливые слова»? Давайте разберемся подробнее.

Что такое вежливость?

Для начала давайте вспомним, что же значит – быть вежливым? По определению, вежливость – это черта характера человека, подразумевающая обладание хорошими манерами, умение тактично и учтиво общаться с другими людьми, быть чутким и уважительным. Вежливый человек должен обладать хорошими манерами и знать правила этикета.

Синонимы слова «вежливый» — обходительный, внимательный, почтительный, галантный, уважительный, любезный. Антонимы к слову «вежливый» — резкий, грубый, невоспитанный, неучтивый.

И об этом обязательно стоит поговорить с нашими детьми. Мы, взрослые, понимаем значение слова «вежливый», а дети могут недопонимать его значение. И хорошо как раз будет привести примеры антонимов.

Сложно ожидать, что вежливые манеры появятся у ребенка сами по себе. Для их воспитания необходим личный пример в семье, а также целенаправленное обучение вежливым словам. Только так мы можем прийти к стойким результатам.

К тому же, нужно постоянно поддерживать и поощрять в детях желание быть вежливыми. Ведь вокруг сколько соблазнов и отступлений от желаемой нормы! Со всех сторон можно слышать грубые слова, ненормативную лексику, некорректное обращение людей друг к другу. Увы, даже не все педагоги владеют грамотной речью и хорошими манерами. И противостоять всеобщему давлению бывает очень непросто.

Вежливые слова и благодарности. Список слов

«Базовый» список вежливых слов, которым необходимо научить ребенка, включает следующие слова:

Приветствие и прощание:

  • Здравствуйте;
  • Привет;
  • Доброе утро или С добрым утром;
  • Добрый день;
  • Добрый вечер;
  • До свидания;
  • Спокойной ночи.

Слова благодарности:

  • Спасибо;
  • Благодарю;
  • Признателен.

Слова прощения:

  • Извините;
  • Прошу прощенья;
  • Простите, пожалуйста.

Слова-просьбы:

  • Разрешите мне;
  • Позвольте мне;
  • Можно спросить у Вас;
  • Пожалуйста.

Слова поддержки, напутствия, приглашения, поздравления:

  • Браво;
  • Доброго пути;
  • Будьте здоровы;
  • Добро пожаловать;
  • Угощайтесь;
  • Приятного Вам аппетита;
  • Приятно познакомиться;
  • Разрешите представиться;
  • Только после Вас;
  • Будьте так добры;
  • Можно, я помогу Вам;
  • Разрешите Вам помочь;
  • Поздравляю.

Стихотворения-загадки про вежливость для детей

Для разучивания этих слов с детьми придуманы специальные стишки-загадки:

Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик, …»
(Здравствуй!)

Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «…»
(Извините!)

Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)

Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «…» — (Спасибо!)
Станет бабушка счастливой!

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)

Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!
(Браво!)

Говорит Лиса Матрена:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»
(Поздравляем!)

Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»
(Угощайтесь!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(Аппетита!)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(Так добры).

Уроки вежливости в стихах

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь
А старых уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу.
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
А старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели,
Напрасно время тратили!

Еще одно хорошее стихотворение о вежливости:

Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свидания»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» — если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:
Будь добрым — обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.

Обсуждаем тему вежливости в форме беседы

Обсуждайте с детьми стихи, задавайте вопросы, провоцируйте думать и запоминать. Для самых маленьких подберите яркие и красочные книжки со стихами. Ведь в стихах есть рифмы, их запомнить просто, вместе с самими правилами поведения.

Начинайте беседу о вежливости в легкой и непринужденной обстановке. Помните, что ребенок не должен сам сразу же понимать, зачем и когда говорить вежливые слова. И в помощь ему герои стихов, мультфильмов, сказок, которые наглядно покажут, почему надо быть вежливым.

Веселая игра «Вежливые часики»

Здорово поиграть с ребенком в веселую игру «Вежливые часики». В нее можно играть и с одним ребенком, и с несколькими. Попросите деток изображать часы. Две руки - стрелки, они ходят по кругу воображаемого циферблата.

Мама (или воспитатель):

Тики-так, тики-так -
Ходят часики вот так.
Семь утра часы пробили,
Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.

Утро настало,
Солнышко встало…
Отвечайте-ка, ребята,
Что сказать, проснувшись, надо?

Доброе утро!

Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.

Вот и день настал, ребята;

Добрый день!

Игра продолжается по такому же принципу.

Стрелки тикали-ходили
И шесть вечера пробили.

Дети хлопают в ладоши шесть раз.

Вечер наступил, ребята.
Что сказать при встрече надо?

Добрый вечер.

Молодцы!

В такой простой и легкой форме малыш, даже дошкольник, быстро запомнит вежливые слова. Но просто твердить постоянно ребенку эти слова, заставлять его разгадывать загадки – не выход. Очень важно доступно объяснять, в каких случаях говорятся те или иные слова, и подавать собственный пример. В семьях, где заведено вежливо общаться друг с другом, говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», дети обычно вырастают более вежливыми. Вот как много дает личный пример родителей и близких.

Шаги к воспитанию вежливости у детей

Чтобы научить ребенка быть вежливым, специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:

Обязательно употребляйте вежливые слова самим в ситуациях, где они необходимы . Очень важно, чтобы в семье и близком окружении крохи такое поведение и общение стало нормой;

Покажите малышу, как работают на практике «волшебные» слова: не спешите выполнять его просьбы без слов «пожалуйста» и последующего за ним «спасибо», и т.д.;

Всегда первыми здоровайтесь, прощайтесь и благодарите , не дожидаясь, пока ребенок сам об этом вспомнит;

Разработайте вместе с чадом личные обязательные правила вежливости: @ с кем необходимо здороваться и т.д.;

Если ребенок перебивает вас, отрывает от важного разговора, откажитесь от нотаций и нравоучений – они все равно не принесут нужного эффекта. Лучше заранее учите малыша фразам типа: «Простите, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас». Но и сами будьте примером для чада, не перебивая его самого и не вмешиваясь без надобности в чужой разговор;

Учитывайте возраст ребенка и не требуйте от него невыполнимого;

Хвалите дитя за успехи в непростом деле обучения вежливости.

А вообще, начать, как обычно, стоит именно с себя. Объективно и беспристрастно оцените, насколько вежливо вы себя ведете с близкими, в кругу друзей, с воспитателями и учителями в садике и в школе, в транспорте, когда не очень комфортно и отдавливают ноги, за рулем в пробке. Особенно когда рядом находится ребенок. И даже если на данный момент результаты тестирования не самые лучшие, всегда можно начать их повышать. Срочным образом возьмитесь за себя! Ведь ребенок непременно скопирует вас в самой неожиданной ситуации и неподходящем месте, будьте в этом уверены!

Учите своих деток быть вежливыми, находите сами нужные слова и постигайте полезную науку вместе с детьми. Ведь это неоценимый вклад в их будущее! И пусть вам всегда будет приятно наблюдать, как ведут себя сыночки и дочки. Чем не повод гордиться, что вы вырастили вежливых и хороших людей?

Счастья вам и вашим деткам!
Анна Кутявина, психолог, автор статей и сказок, хозяйка сайта Сказочный мир

Цели:

  • Расширять запас «вежливых слов».
  • Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.
  • Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.

– Ребята, давайте поговорим сегодня о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.
Эти слова надо не только знать хорошо, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть.
Вы закончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее, радостнее и светлее..
В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение.
Для того чтобы стать вежливым, воспитанным, надо усвоить несколько правил вежливости.
Итак, первое правило – важно запомнить главные вежливые слова.Сейчас я посмотрю, знаете ли вы их.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо) .

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста) .

Зазеленеет старый пень
Когда услышит … (добрый день) .

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо) .
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим … (до свидания) .

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте) .

– Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?

А слово-то какое!
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но нельзя молчать как рыба,
Ну сказала бы... (спасибо)

Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 1 класс
Но…давно уже от Насти
Я не слышу слово … (здрасте)

А слово-то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа …
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова … (извините)

– Вам нужно запомнить и второе правило вежливости – надо вовремя находить нужные слова и употреблять их, то есть знать, кому, когда и что говорить. Скажите, вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
– Извините, я ошибку признаю.

На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
– Извините, я немного опоздал.

– Тихомиров, покажите
Нам на карте город Псков
– Извините, –
Шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.

Спор давно ведется в классе,
Вежлив Витя или нет
Разберитесь в споре этом
И пришлите нам ответ.

– Какой ответ можно дать? (Нельзя нехорошие поступки прикрывать вежливыми словами.)
– А как нужно поступать, Вам подскажет стихотворение Самуила Маршака «Ежели вы вежливы».
– Таким образом, мы подошли с Вами к третьему правилу вежливости – важно не только знать правила вежливости, но и выполнять их. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо хлопаем 2 раза, невежливо – 1 раз.

– Поздороваться при встрече...
– Толкнуть, но не извиниться...
– Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек...
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

– Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках.
Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости:

  1. Надо вежливо обращаться к другим людям.
  2. Правильно вести себя в чужом доме.
  3. Быть гостеприимным хозяином.
  4. Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
  5. Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
  6. Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.
  7. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.
  8. От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.
  9. Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
  10. В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.
  11. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.

– Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурия.
– Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить.
«Ничто не обходиться нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». (Из романа «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра. Слова Дона Кихота). Эти слова Вы должны всегда помнить!
– А сейчас предлагаем вашему вниманию сценки. Присмотритесь, быть может в них вы узнаите себя.

1. Стихотворение А. Барто «Любочка»

– Какая на самом деле Любочка?

2. Сценка «Спорттовары».

Папа пришел с детьми в магазин «Спорттовары».
Папа обещал купить Нюше скакалку, а Феде – мяч. Федя обратился к продавцу:
– Покажите это. Мне папа купит...
– Как Вы думаите правильно ли обратился Федя к продавцу?
– Научите Федю беседовать с продавцом.

Сценка «В магазине»

У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:
– Ой, хочу клюшку! Купи, купи!
– Но у тебя уже есть клюшка, уговаривает его мама, успокойся, пожалуйста, не кричи!
– А я эту хочу! Купи!

– Как Вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? А как надо? (Разыграть сценку).

– Я надеюсь, что Вы не повторите ошибок наших героев и будете помнить все эти вежливые, волшебные слова, относится друг другу внимательно, по-доброму и умейте дружить.

Сказано классиком, что у людей и мысли, и одежда должны быть прекрасными. Но откуда берется в человеке то шестое или седьмое чувство, которым он различает, что красиво, а что - безобразно? Воспитывается красотой межличностных отношений. От богатства внутреннего мира наших далеких предков появились вежливые слова в русском языке.

Вербальный мусор, от которого чахнут души

Когда слышим от людей других национальностей утверждение, что русские неприятны, потому что общаются между собой, то хочется каждому русскому раздать по разговорнику, в который была бы вписана сотня обыкновенных вежливых фраз. Но ведь многие бы и не взяли. Оскорбились бы, потому что гордятся тем, что весь мир ругается «русскими матами». Это страшно. Народ, который породил из своей среды светочей всечеловеческой культуры, матерным, грязным словом пользуется во всех сферах человеческой деятельности.

А ведь в русском языке имеются вежливые слова. их можно составить довольно длинный. Почему бы не обновить, не ввести вновь в обиход прекрасное русское слово «сударь»? (А в обращении к женщине это слово звучит еще лучше и благозвучнее - сударыня). Но многие души успели зачахнуть в атмосфере словесного мусора. «Эй, ты, лысый, передай на билет!» - такая фраза омрачит настроение не только тому, кому она адресована, но и многим другим, до чьего слуха донеслись эти слова. А представить, что можно сказать и по-иному, многие уже и не могут. «Будьте так любезны, передайте на билет» - кто из нас слышал подобное обращение в транспорте?

«Да какая разница!»,- восклицают, а не спрашивают даже. Но позвольте! Неужели действительно обращение «Эй, ты!» слышать приятнее, чем «Сударь»?

Как нас воспринимают другие?

Чуткие души поэтов уже заметили изменения в ментальности русского народа, а случилось это потому, что из нашего обихода ушли предложения с вежливыми словами. Читаем стихи нашего современника из Польши (подстрочный перевод): «Свой мир русские создать не могут, потому что словно знамя, несут с собою мат». А ведь поэт говорит именно о нас, о простых русских людях. Политиков он в глаза свои не видел.

И страшен вывод, который сделал простой обыватель: на Колыму за такие стихи нужно отправлять.

Да нет, сударь, вы не правы! К таким стихам нужно прислушаться. И изменить себя, а затем, потихоньку и мир начнет меняться вокруг тебя. И требуется-то малось: нужно всего лишь говорить друг другу вежливые слова. Список их можно составить, например, из произведений А.С. Пушкина:

Будьте любезны.

Рад вам услужить.

Желаю здравствовать.

Вашими молитвами.

Сударыня, рад я вам сказать, что вы прелестны.

Сударь, и муж мой так же говорит.

Некоторые скажут, что это все о графах да князьях. Но Пушкин из гущи народной выхватил и увековечил фразу: «Невежда драки ищет, а вежливый - друзей». Данная мысль соизмерима с его романом в стихах.

Детей рожают взрослые, но учатся они у взрослых сами

Существует сайт, на котором дети выражают свои мысли о пользе вежливости. Хорошая затея.

Но ей недостает внимательного взрослого, который хотя бы список вежливых слов для детей составил. Бедность детского лексикона в стихотворениях могла бы поразить человека ХІХ века. Три выражения: «Спасибо», «Здравствуйте», и «До свидания» переползают из одного детского творения в другое. Но они не виноваты. Учатся-то детки у нас, а научиться, простите, нечему. И детские восторги о том, как хорошо и замечательно быть культурным и вежливым, отдают фальшью. Но взрослые, которые курируют тот сайт, тоже глухи. У них в головах, как и у их детей, те же вежливые слова. Список им никто не составлял, и они тоже не видят, как и их дети, в нем необходимости.

Красота отношений

Красота человеческих отношений сужена, она не находит своего выражения и увядает. И стих девочки 12 лет о том, что «не важны слова, а важны чувства» звучит по-взрослому не искренне.

Обман своих собственных чувств слышится во фразах, в которых говорится о «не важности» слов. Парадоксальность ситуации заключается в том, что данный дурной тон, который маленькая поэтесса услышала от взрослых и ввела в свое произведение, взрослые не заметили и отметили с лучшей стороны умение девочки подбирать рифмы. Но техника - это не поэзия. Не техника создает поэзию, а наоборот. Вежливые слова... Список их не нужно специально составлять, они должны идти из глубины души. Более того, они должны быть к месту, а не в рифму. Лучше бы наполнили сайт детскими стихами со словами бабушкам, друзьям, даже игрушкам! А примеры... пусть бы были, как техническое пособие, чтобы дети и взрослые учились выражать свои лучшие чувства и радовали ими близких людей.

Цели образовательные: Учить употреблять вежливые формы обращения, содержащие просьбу, благодарность. Учить формам вежливого общения между людьми.

Коррекционные: Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас. Развивать мышление, корректировать поведение.

Воспитательные: Воспитывать навыки и привычки культурного поведения дома, в общественных местах. Формировать привычки внимательного, доброго отношения к людям.

Оборудование: таблицы по культуре поведения, рассказ В.А.Осеевой "Волшебное слово", бумажный домик к игре "Магазин вежливых слов".

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, вы как думаете, почему мы должны культурно, вежливо себя вести? (... с вежливым человеком приятно общаться...)

Когда закончите школу, вы станете строителями, механизаторами, животноводами, швеями. Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти хорошими, культурными людьми: добрыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться.

Слово "вежливость" произошло от древнерусского слова "вета" - знаток, "ведать" - знать.

Буквальное значение слова "вежливость" - знающий как себя вести. Иначе сказать.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Человеческие качества - вежливость и доброта - неразделимы. Добрый человек всегда вежливо говорит с собеседником. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту. Если у друга удача - добрый человек поздравит его, а если беда - добрые слова помогут утешить и успокоить. Не зря говорят:

"Доброта - она от века
Украшает человека".

Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится теплее, радостнее. Вежливые слова иначе называют "волшебными".

Подумайте, почему их так называют? (...)

III. Сообщение темы урока

О таких словах будем говорить на уроке.

Тема урока: "Вежливые формы обращения, содержащие просьбу или благодарность". (Запись темы на доске и в тетрадях)

IV. Чтение рассказа В.А. Осеевой "Волшебное слово".

V. Беседа по прочитанному:

1. Почему в начале рассказа все и во всем отказывали Павлику?

(... он был грубым, невежливым)

2. Что ему помогло?

(... слово "пожалуйста")

3. Почему слово "пожалуйста" мы называем "волшебным" словом?

4. Какие еще "волшебные" слова вы знаете, когда обращаетесь с просьбой?

VI. Работа с таблицами (чтение таблиц)

а) "Слова, выражающие просьбу":

Пожалуйста,

Разрешите,

Позвольте,

Будьте добры,

Прошу Вас.

А какие слова употребляете, когда вы благодарны человеку за что-то?

(Ответы учащихся)

б) "Слова благодарности":

Спасибо,

Благодарю,

Вы очень любезны,

Очень признателен

А вы пользуетесь такими словами в интернате? дома? в транспорте?

(- В столовой - скажите "спасибо"

Если тебе что-то дали (книгу), скажи "спасибо"

Если тебе сказали "спасибо", ответь - "пожалуйста")

Из истории слов.

Спасибо - старинное слово, "спаси Бог" - спаси вас Бог за ваши добрые слова, дела.

Благодарю - дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость, хорошее дело.

VII. Работа в тетрадях. Записать слова благодарности и слова, выражающие просьбу (с таблицы).

VIII. Чтение стихотворения "Невежливая вежливость".

Всегда ли "вежливые" слова имеют волшебную силу? Ответить на этот вопрос вам поможет стихотворение "Не вежливая вежливость".

Мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться "вежливыми" словами, послушайте, что у него получилось.

Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым "здравствуй" говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок,
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернул за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку -
Как невежлива девчонка...
Нес вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал! Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?

Мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться "вежливыми" словами. Хотя и произносил "волшебные" слова, но оказался невежливым. Почему?

(... произносил Петрусь "волшебные" слова резким тоном, грубо)

Сила "волшебных" слов зависит от того, как ты их произносишь.

Х. Чтение таблицы

Произносить волшебные слова нужно вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься. Тем самым проявляешь уважение к собеседнику.

А если ты обращаешься резким тоном, отвернувшись в сторону, хотя и произносишь "волшебные" слова, но ты проявляешь неуважение к человеку.

ХI. Сценка "Пожалуйста"

Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отвернулась. Она боялась, что Лена испачкает ей брюки.

Девочка, сиди спокойно, пожалуйста.

Так нельзя вести себя - заметила Леночке старушка, сидевшая напротив.

А что я сделала? возразила Леночка.

Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И она, надувшись, стала смотреть в окно.

И девочка, и старушка произнесли слово "пожалуйста".

Можно ли назвать Леночкино "пожалуйста" волшебным словом? Почему?

ХII. Вспомнить пословицы о вежливости, добре, воспитанности.

Пословицы.

Учись доброму - дурное на ум не придет

Про доброе дело говорите смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Как проживешь, так и прослывешь.

Худо жить без ласкового слова.

Не мудрен привет, а сердце покоряет.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

- "Спасибо" - великое дело.

Вежливости открываются все двери.

Ничего не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Вежливость украшает человека.

- "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть))

Ласковым словом и камень растопишь.

Красив тот, кто красиво поступает.

Добро помни, а зло забывай.

За добро платят добром.

ХIII. Закрепление.

Теперь проверим, как вы научились употреблять "волшебные слова".

1. Игра-упражнение "Магазин вежливых слов".

На полках в магазине стояли вежливые слова: благодарности (спасибо, благодарю, Вы очень любезны, очень признательны) и просьбы (пожалуйста, разрешите, позвольте, будьте добры, прошу Вас).

Но вдруг подул сильный ветер, и все слова упали и перепутались.

Надо их снова расставить по полкам.

(На доске прикрепляется бумажный домик. Окна домика служат полками-ветринами. "Волшебные" слова написаны на карточках. Два ученика расставляют карточки со словами на полки).

2. Упражнения - ситуации

Как бы вы поступили в той или иной ситуации:

а) Вы забыли ручку в спальне, попросите ее у товарища.

б) Вы пришли в столовую, и вам не хватило чая. Как вы поступите?

в) Вы едете в автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров прокомпостировать билет.

г) Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря нужную книгу.

XIV. Чтение стихотворения М. Танича

И закончим наш урок стихотворением - призывом, которое написал Михаил Танич

"Извини", "пожалуйста", "прости" и "разреши"

Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы, таблицы умноженья,
Есть еще таблица, таблица уваженья.
Помните как азбуку,
Как дважды два:
"Спасибо" и "пожалуйста" -
Волшебные слова.
Всюду, где нескромному укажут от ворот,
Вежливый попросит, попросит и пройдет.
Перед словом вежливым двери отворяются,
Пусть оно почаще, почаще повторяется.
На доске написана пословица

Вежливости открываются все двери.

Вот оказывается, как. Чтобы куда-то пройти, о чем-то попросить надо вежливое слово сказать, или за что-то вежливо поблагодарить и тогда перед тобой "откроются двери", откликнутся на твою просьбу.

XV. Итог урока:

1. О каких словах говорили на уроке?

2. Как правильно произносить "волшебные" слова?

3. Оценки за работу на уроке.

4. Поблагодарим гостей за то, что они нас посетили и скажем им слово благодарности... (хором) "спа-си-бо".

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары