Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

MBA дистанционно: главные преимущества и недостатки. Отзывы

Программа MBA будто создана для того, чтобы быть реализованной в дистанционном формате. Именно здесь преимущества электронного обучения раскрываются в полной мере. MBA предназначена для успешных людей, а у успешных людей, как правило, наблюдается острый дефицит времени. Кто из бизнесменов, менеджеров, управляющих может себе позволить бросить все дела и полностью переключиться на процесс обучения, требующий личного присутствия? Правильно, практически никто.

Поэтому сегодня ведущие отечественные бизнес-школы переключаются на использование интернет-технологий и получить MBA онлайн вполне реально. Выбор велик, можно найти более короткие и длительные программы, курсы для менеджеров-новичков и для опытных руководителей. Прохождение программы MBA является дополнительным образованием и позволяет получить диплом о присвоении степени MBA. В мире современного бизнеса с его жесткой конкуренцией наличие такого диплома порой просто необходимо. И вы его получите, обучаясь у монитора компьютера. В комфорте, спокойно, в то время, которое вы сами определите.

У вас будет доступ к лучшей литературе, медиа-материалам, вы сможете общаться на форумах и участвовать в вебинарах, MBA дистанционно содержит массу инструментов, призванных помогать вам в овладении новыми знаниями и навыками.

Дистанционное прохождение MBA в интернете имеет ещё и приятный «побочный эффект». Пока обучающиеся по очной форме подчиняются жёстко регламентированным рамкам, отчитываются и подстраиваются под действующую систему, вы регулируете своё обучение сами. В целом, вы будете работать самостоятельно большую часть времени прохождения программы. А это значит, что вам необходимо суметь на протяжении долгого времени сохранять высокий уровень мотивации, развивать такие качества, как самодисциплина и ответственность, ведь обучение проходит без давления со стороны обучающей организации. Также дистанционное обучение MBA предполагает самостоятельный поиск информации для изучения и анализа, практическое применение навыков. Таким образом, MBA дистанционно даёт не только комплекс знаний, но и посредством самой онлайн-технологии обучения обогащает человека качествами, которые так высоко сегодня ценятся в бизнесе: дисциплинированностью, ответственностью, высоким уровнем саморегуляции, самостоятельностью и прочими особенностями, без формирования которых сам факт прохождения дистанционной программы MBA был бы невозможен.

Итак, MBA дистанционно - это ваш выбор, если вы амбициозны, высоко цените своё время и желаете не только получить комплекс знаний и навыков, но и развить в себе все те качества, без которых не бывает талантливого и успешного руководителя.

Елена Щенникова, Проректор по дополнительному образованию «Международного института менеджмента ЛИНК», Жуковский; кандидат экономических наук

  • MBA дистанционно: отзывы потенциальных студентов
  • Преимущества и недостатки дистанционного MBA
  • Как выбрать программу и бизнес-школу

Джеймс Флек, блестящий лектор, занимавший пост декана «Школы бизнеса Открытого университета» (Великобритания), часто говорил: «Когда я работал в Эдинбургском университете, на мои лекции собиралось до двухсот человек. Где-то на заднем ряду сидели люди, чьих лиц я даже не видел. Вот это и было дистанционное образование». При очной форме обучения дистанция между лектором и студентом невероятно большая, несмотря на то что физически они находятся рядом. Точно такая же дистанция возникает между двумя студентами: они не могут работать как команда во время лекций, а информацию воспринимают пассивно. Когда сама система обучения предлагает слушателю анализировать свою же практику, дает обратную связь, создает обучающую среду – это и есть MBA дистанционно. Пусть преподавателей и студентов разделяют тысячи километров, они гораздо ближе друг к другу, чем два человека, находящиеся рядом в аудитории.

Дистанционное обучение МВА: отзывы потенциальных студентов

Российский рынок дистанционного образования растет с каждым годом (см. рисунок) . И если в 1990-е годы это было чем-то новым и неизведанным, то сегодня количество предложений по дистанционному обучению (в том числе онлайн) превышает сотни тысяч. Тем не менее более половины (53,27%) посетителей сайта Begin.ru, заинтересованных в получении степени МВА, не стали бы использовать для этого дистанционный формат.

Свыше трети из них (35,05%) отказались бы от возможности получить МВА дистанционно, поскольку без живого общения приобретение практических знаний невозможно. Причиной отказа еще 18,22% респондентов послужило бы отсутствие должной мотивации. Из 46,73% посетителей Begin.ru, заявивших о своей готовности обучаться на полностью дистанционных курсах МВА, 24,30% отметили, что они будут это делать только в том случае, если курсы организованы известной бизнес-школой. Еще для 22,43% респондентов мотивом получения степени МВА дистанционно могла бы стать значительно более низкая стоимость подобной формы обучения (см. также ).

MBA дистанционно: преимущества и недостатки

Преимущества дистанционного образования MBA выглядят весьма привлекательно.

  1. Значительная экономия средств. Стоимость дистанционного образования на 30–40% ниже очного. В корпоративном секторе экономия достигается и за счет сокращения командировочных расходов на обучение сотрудников.
  2. Возможность обучать большое число людей независимо от региона их проживания.
  3. Удобный график обучения и высокая степень адаптивности программ под потребности слушателей.

Недостатки, о которых поставщики услуг часто умалчивают.

  1. Неровное качество программ. Из-за перенасыщенности рынка онлайн-образования и простоты вхождения в этот сегмент с каждым годом растет число непрофессионалов, предлагающих руководителям быстро и дешево повысить свою квалификацию в режиме онлайн. В то время как эффективное дистанционное образование подразумевает наличие не только высококвалифицированных специалистов, но и отработанной методики, позволяющей учесть особенности и потребности слушателей.
  2. Необходимость высокой степени внутренней мотивации и самодисциплины. Практически весь материал приходится осваивать самостоятельно. Поддерживать нужный темп обучения, демонстрировать высокую степень вовлеченности при отсутствии внешнего контроля удается не всем. Для эффективного дистанционного обучения необходимо потратить много волевых и временных ресурсов.
  3. Минимальные возможности для развития практических навыков. Дистанционная форма подразумевает больший акцент на теоретической подготовке в ущерб активной составляющей, несмотря на высокие темпы развития технологий и Интернет.

Как выбрать программу дистанционного обучения MBA

Программа должна учитывать ваши потребности. Руководитель не потерпит над собой никакого насилия даже в рамках учебного курса. С другой стороны, работающий человек как никто другой знаком с проблемами своего бизнеса. У него есть задачи, которые он хочет решить. Эффективные модели образования базируются на этом опыте, используя его особым образом.

Основной показатель адекватности программы заключается в том, что преподаватель не навязывает единственно верное решение, а предлагает инструменты, позволяющие сформировать системный взгляд на проблему и найти свой вариант выхода из ситуации. Если Вам говорят: «Вы все делаете неверно, делайте так, как мы говорим», то это подход для студента вуза, а не для опытного бизнесмена.

Программа должна предусматривать решение практических задач. Ключевой момент: чтобы играть на арфе, нужно делать это регулярно. Чтобы расти профессионально, необходимо постоянно находиться в поле решения практических задач. Другими словами, те конкретные проблемы, которые стоят перед обучающимися в их повседневной деятельности, должны решаться на практике. Ищите формат обучения, который предусматривает обязательное применение полученных знаний в своем бизнесе в процессе учебы.

Не выбирайте программу по принципу «самая дешевая». Часто низкая цена обусловлена просто низким качеством. Например, дешевые дистанционные программы формируют на основе очных, превращая процесс обучения в пустую формальность: порционная подача информации с последующими тестированиями, без отработки навыков, без выполнения тестовых заданий по применению новых знаний в своем бизнесе, без обратной связи. Хороший пример качественного дистанционного образования это , каждый учебный модуль которой содержит видеолекцию и конспект, дополнительные практические материалы, культовые бизнес-книги в кратком изложении, списки рекомендованной литературы и всё, что нужно знать современному руководителю, чтобы его компания работала эффективно.

Оцените свои возможности с учетом особенностей всех предлагаемых форматов обучения (самый главный аспект). Полностью дистанционная форма обучения требует высокой самодисциплины, а также исключает живое общение с соучениками. Формат обучения, при котором предполагается проведение очных сессий в течение нескольких дней (сессионный цикл), отнимает много времени, в результате руководитель выпадает из рабочего процесса. Наш совет – выбирайте золотую середину: занятия раз в месяц по выходным с предусмотренным временем для самостоятельной работы с учебными материалами и обязательно с возможностью непрерывного общения с коллегами онлайн (интернет-конференция). Таким образом, Вы сможете придерживаться своего рабочего графика и гармонично совместите его с обучением, получив при этом максимально возможный результат.

  • Дистанционное обучение: почему мы не можем заставить себя учиться

На что обратить внимание при выборе бизнес-школы

Наличие аккредитаций. После отмены обязательной государственной аккредитации программ дополнительного профессионального образования одним из наиболее объективных индикаторов качества стало наличие независимых аккредитаций. Самые авторитетные на сегодня – аккредитации организаций AMBA, AACSB и EQUIS. Сейчас в России немногие школы могут похвастаться тем, что имеют какую-либо из этих аккредитаций. А если говорить о наличии всех трех, то таких школ в мире менее 1% от общего числа. Из них в России представлены единицы.

Учебные материалы. Убедитесь (на дне открытых дверей, с помощью отзывов выпускников и студентов), что школа располагает современными материалами, обобщающими российский и мировой опыт ведения бизнеса.

Преподавательский состав. Ознакомьтесь с квалификацией преподавателей – она должна соответствовать уровню программы МВА, то есть педагоги обязаны быть практиками и теоретиками одновременно. Это предполагает опыт практической работы (в том числе консультации, участие в научных исследованиях, в реализации проектов по заказу компаний), наличие публикаций.

Дни открытых дверей. Обязательно посетите дни открытых дверей, чтобы лично познакомиться с представителями бизнес-школы и прояснить все интересующие моменты, побывать на занятиях, пообщаться со студентами и почувствовать специфику той или иной формы обучения.

Говорит Генеральный Директор

Александр Кравченко, Генеральный Директор Белгородской транспортной компании

При выборе формата обучения я принимал в расчет такие критерии.

1. Время для обучения должен выбирать я сам. Это условие позволяет без отрыва от работы узнавать что-то новое. Иногда есть возможность выделить один-два часа на обучение. Это может быть и утро, и день, и вечер. Теперь свободное время я могу с удовольствием посвятить учебе, повышая свой профессиональный уровень, что помогает оставаться конкурентоспособным на рынке труда.

3. Стоимость. Дистанционное обучение дешевле традиционного, и я получаю качественную информацию за небольшие деньги. Один из главных критериев качества обучения, на мой взгляд, это интерес к тому, о чем говорит лектор. С этой точки зрения я очень доволен обучением. Так, 80–90% лекций «Школы руководителя» действительно интересно слушать. Еще один важный критерий – насущность тем. То, что я слышу на лекциях, обычно актуально для моего бизнеса (см. Два совета, как мотивировать себя на дистанционную учебу ).

Как мотивировать себя на дистанционное образование MBA

Я мотивирую себя так: максимально реалистично представляю, что если перестану узнавать что-то новое, то в скором времени мое место займут более грамотные и амбициозные люди. Не совершенствуясь в профессиональном плане, я могу потерять бизнес, работу, возможность содержать семью. При такой мотивации невозможно оставаться равнодушным к учебе. Тем же, кому это удается с трудом, могу дать два совета.

1. В моменты лени подумайте о получаемых преимуществах. Так, благодаря учебе можно добиться повышения своего статуса, увеличения дохода. Это, в свою очередь, обеспечит другие приятные преимущества: возможность чаще отдыхать, заниматься хобби, проводить время с семьей и т. д.

2. Заведите себе какой-нибудь приятный ритуал, который будет совпадать по времени с учебой. Например, можно позволить себе, слушая лекции, лакомиться любимыми конфетами (от которых из-за диеты приходится отказываться в обычное время). Или выкурить дорогую сигару. Я не курю да и к сладкому равнодушен, однако заметил за собой, что во время прослушивания лекции обязательно наливаю чашечку ароматного кофе, хотя обычно предпочитаю чай.

  • Нервный стресс: как от него избавиться и почувствовать наконец облегчение

Говорит Генеральный Директор

Дмитрий Мосолков, Генеральный Директор компании «Дельта Трафо», Москва – Нижний Новгород

При выборе программы МВА формат обучения не был для меня главным. Я искал программу, которая имела бы практическую направленность и не состояла из нудных лекций и формальных тестов. В результате от дистанционного формата я получил несколько плюсов.

Во-первых, гибкость выбора времени обучения. Я научился лучше управлять временем, сочетать учебу с работой и семьей. График обучения также стимулировал на активные действия, ведь без завершения предыдущего этапа невозможно перейти к следующему.

Во-вторых, участвуя в онлайн-конференции, созданной для группы, я быстро получал отклик от преподавателей и коллег со всей России.

В-третьих, полнее оценил потенциал своих коллег, так как практически одновременно со мной обучался весь совет директоров компании и менеджеры стратегического резерва. В итоге с кем-то пришлось попрощаться, а кто-то смог проявить себя и шагнул вверх по служебной лестнице.

Больше всего меня мотивировали интересная программа, возможность творческого подхода к внедрению инноваций для своего бизнеса уже в процессе обучения, а также его практический эффект. Не помню, чтобы мне хоть раз было скучно. Помню азарт быстрее сделать что-то и получить хороший результат.

Говорит Генеральный Директор

Александр Янковский, Генеральный Директор холдинговой компании «Башуралэнергострой», Уфа

Дистанционное обучение удобно, если постоянно находишься в командировках. Я в любое время в любой точке мира мог выйти в Сеть, выложить задания, обсудить с коллегами материалы. Но полностью дистанционный формат обучения с реальностью несопоставим. Важна очная составляющая. Пытаться привить научный менеджмент к практике бизнеса без личных встреч, на мой взгляд, бесперспективно. Ожидания от дистанционной программы у меня вполне оправдались, но за одним исключением – курса «Стратегия». Когда я прошел обучение, то понял, что не был готов к изучению столь серьезного материала: не хватило управленческого опыта. Некоторые вещи невозможно изучить только в теории, обязательно нужна практика.

Александр Кравченко учится в дистанционной «Школе руководителя», организованной журналом «Генеральный Директор». В 2013 году в итоговом рейтинге «Школы руководителя» занял 206-е место среди 1920 участников. В школе 2014–2015 годов уверенно держится в числе первых пятидесяти.

Дмитрий Мосолков – выпускник программы МВА «Стратегия» в региональном центре «Международного института менеджмента ЛИНК» в Нижнем Новгороде.

Александр Янковский – выпускник МВА «Стратегия» в региональном центре «Международного института менеджмента ЛИНК» в Уфе.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

MBA (master of business administration) — это степень магистра в экономике и менеджменте. Так как обучение MBA корнями уходит на Запад, то трудно провести однозначную параллель с российскими степенями. Можно сказать, что мастер делового администрирования близок по своему уровню кандидату наук.

На рынке есть множество различных программ, направлений и специализаций MBA. Длятся программы, как правило, от 1 года до 3 лет. В среднем — 2 года. При этом длительность программы не всегда означает ее насыщенность — часто программа подстраивается под активный и сложный рабочий график руководителей и поэтому растягивается во времени.

Форматы обучения

Форматы обучения MBA разные — очные, очно-заочные, заочные и дистанционные.

  • Очного обучения много. Региональные учебные центры иногда работают по методикам ведущих московских бизнес-школ, но чаще имеют свои программы и подходы.
  • Очно-заочное обучение MBA — самый распространенный формат. Есть вечерние занятия, группы выходного дня, модульные курсы (например, одна полная неделя за два месяца). Популярность очно-заочной формы вызвана ее удобством для руководителей, которые ввиду своей занятости выбирают относительно свободный график учебы.
  • Заочное обучение есть у небольшого количества бизнес-школ. По сути оно очень похоже на очно-заочное, в котором личное присутствие ученика необходимо только при сдаче зачетов, экзаменов и прохождении тестов.
  • Дистанционного обучения MBA на рынке немного. Однако существующие программы имеют ряд серьезных преимуществ перед очными и иными форматами обучения. Дистанционное MBA существенно дешевле. Учиться можно из любой точки планеты (в том числе сдавать итоговые экзамены, зачеты и проходить тесты).

Что включает в себя MBA

Описать состав «средней» программы MBA почти невозможно. Как правило, обучение MBA включает в себя менеджмент, маркетинг, продажи, управление персоналом, финансы, управление компанией, микро и макроэкономика, логистика, лидерство и многое другое. Полный список модулей зависит от бизнес-школы, преподавательского состава и специализации учебной программы.

Одним словом, учебный курс MBA учит управлять бизнесом, людьми, деньгами, процессами и всем, чем еще можно управлять.

Для кого

Программы MBA рассчитаны на менеджеров, руководителей среднего звена, а также владельцев малого и среднего бизнеса. От учащихся требуется высшее образование и 2-3 года опыта работы. Иногда от слушателей требуется знание английского языка.

Считается, что обучение на MBA отнимает много времени у работы, бизнеса, семьи, любимого занятия. Потому многие менеджеры и руководители компаний отказываются от него. Для тех, кто хочет получить необходимые знания, появилась прекрасная возможность сделать это удаленно, с помощью дистанционного обучения. Это новый тренд современного бизнес-образования, которым уже воспользовались тысячи высококвалифицированных специалистов по всему миру.

Дистанционное обучение Blended MBA в ИБДА РАНХиГС

Многие зарубежные и российские бизнес-школы ввели возможность дистанционного обучения на программах MBA с выдачей соответствующих дипломов. Не отстает от них и ИБДА РАНХиГС. Здесь успешно функционирует программа в очно-дистанционном формате - Blended MBA. Дистанционное обучение занимает половину учебных часов, поэтому такой вариант становится комфортным и удобным даже для тех, кто не имеет времени на посещение занятий.

Программа направлена на эффективную подготовку управленцев среднего и высшего звена. В основе онлайн-обучения лежат видеокурсы, составленные ведущими бизнес-преподавателями страны. Программа не только позволяет получить современные знания, но и развивает навыки работы в дистанционных командах.

Развеиваем мифы

С дистанционным обучением связано достаточно много мифов, домыслов и догадок. Давайте разберемся, сложно или все же удобно учиться онлайн.

Миф 1. Дистанционное обучение не может заменить очное .

Существует ряд дисциплин, где онлайн-образование даже предпочтительнее, чем очное обучение. Когда слушатель только начинает осваивать нечто новое, именно видеокурсы помогают сделать это эффективнее. Они способствуют простому усваиванию материала слушателями разного типа. Так, в программе Blended MBA ИБДА РАНХиГС вся теоретическая часть выведена в онлайн. Она должна быть усвоена каждым управленцем хорошо и глубоко, так как уровень начальной подготовки у слушателей MBA разный. Потому и темпы обучения для них нужны разные, чтобы потом всем говорить на одном языке, понимать друг друга. Особенно дистанционный формат освоения теоретической части подойдет тем, кто отвык от обучения, не приобрел привычки учиться. Дистанционные занятия позволяют решить эти проблемы: пересмотреть материал можно столько раз, сколько нужно, а затем задать вопросы преподавателю.

Однако часть дисциплин и реальная практика требуют очного общения. Потому можно сказать, что наилучший результат дает грамотное сочетание дистанционного и очного обучения.

Миф 2. Обучение требует определенного багажа знаний.

Именно дистанционное получение образования и поможет создать основную базу. Так, для изучения фундаментальных знаний онлайн-курсы подойдут идеально. Но чтобы перенять уникальный опыт эксперта, требуется личный контакт, очная работа. Мастерство может достигаться только в обсуждении и воплощении на практике. Потому занятия по программе Blended MBA ИБДА РАНХиГС проходят и очно, и дистанционно.

После онлайн-обучения все слушатели имеют одинаковую базу знаний и готовы вместе, на равных воспринимать новые знания. Это будет эффективно, так как слушатели понимают друг друга, преподавателей, способны анализировать ситуации из собственной практики. Дискуссии получаются интересными и познавательными.

Как становится понятно, правильно организованное дистанционное обучение, соединенное с очным, способно дать хорошие результаты как для получения высшего образования , так и для MBA.


Программы MBA прочно заняли лидирующие позиции в системе современного последипломного образования международного формата. Инвестиции в такое обучение не только оправдываются, но и превосходят все ожидания. Карьера выпускника MBA складывается намного успешнее, чем у коллег с аналогичным опытом работы и простым высшим образованием, да и зарплата заметно отличается в лучшую сторону. Секрет быстрого продвижения магистров делового администрирования кроется не только в повышении квалификации, но и в изменении личного мировоззрения. Не меньшее влияние оказывает и заинтересованность руководителей компаний в профессионалах, нацеленных на успех.

Формат дистанционного обучения MBA

Современные возможности позволяют получить MBA-образование в своей стране, родном городе и даже в собственной квартире или офисе компании. Деловые люди, которые знают цену времени, не могут надолго оставить бизнес или работу, но дистанционное обучение MBA не требует таких жертв.

Удаленное образование – это не только занятия через Интернет. В чистом виде E-learning в MBA активно применяется зарубежными бизнес-школами, российские же часто совмещают его с установочными сессиями, семинарами, очными разборами кейсов и решением ситуационных задач, деловыми играми.

Лекции и семинары в постсоветском образовательном пространстве занимают более важную роль, чем в западном. Психология российского человека комфортно воспринимает такие формы учебной работы, а при изучении определенных предметов, например экономической теории, они просто незаменимы.

Ценность специальных методов состоит в их приближенности к практике. Если кейсы воспринимаются часто поверхностно и многие важные детали упускаются, то ситуационные задачи из реальной жизни требуют большого внимания при решении.

Преимущества

Качественно организованное дистанционное обучение в системе MBA имеет массу достоинств:
  • Доступность. Для слушателей, которые не могут посещать лекции и семинары, разработаны онлайн-программы MBA.
  • Студенты получают не только экономические знания, но и разноплановую информацию, необходимую для ведения успешного и прибыльного бизнеса.
  • Интенсивность обучения регулируется самостоятельно.
  • Занятия можно начать в любое время.
  • Высокая эффективность, которая достигается использованием мультимедийных курсов, подготовленных ведущими экспертами.
  • Индивидуальный подход к слушателю, который обеспечивает личный куратор.
  • Получение диплома престижных высших учебных заведений.
  • Экономия средств на проживании, оплате проезда к месту занятий.

Недостатки

Будущее – за удаленным образованием MBA

Несмотря на наличие недостатков, плюсов у учебы на расстоянии все же больше, чем минусов, и они существеннее. Дистанционное обучение MBA нашло свою аудиторию. Количество людей, которые способны ради карьерного роста, самоутверждения и развития прогрессивного мышления организовать себя и со всей ответственностью получать качественное образование, растет быстрыми темпами.

Крупные корпорации признают высокий уровень подготовки специалистов в формате дистанционного обучения MBA. Часто работодатели ищут работника новой генерации, а выбор соискателем инновационной формы приобретения знаний подтверждает прогрессивность кандидата на хорошо оплачиваемую должность, нередко требующую способности принимать нестандартные решения.

Куда пойти учиться

Дистанционное образование MBA только набирает популярность в России, но его уже можно получить в крупных вузах страны, например:

  • РЭУ им. Г. В. Плеханова;
  • СПбГУ;

Окончив программы при этих университетах, можно получить квалификацию топ-менеджера в сфере банковского дела, логистики, энергетики, горнодобывающей промышленности, HR.

Лучшими зарубежными школами считаются Harvard University, Школы Стэнфорда и Колумбии.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары