Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мертвый город-остров Хасима. Фото

Много лет я мечтал попасть на этот мрачный остров в 20 километрах от побережья японского острова Кюсю и города Нагасаки. Мало того, что сам город ассоциируется для большинства с атомным взрывом и гибелью сотен тысяч людей, так еще и мистический остров там же. Люди начали заселять остров Хасима в 1810 году, поскольку в его недрах обнаружили залежи угля, столь необходимого для развития промышленности. Изначально для прокладки шахт сюда отправляли узников тюрем, которые жили в удручающих условиях и массово гибли от болезней и тяжелого труда. В 1890 остров выкупила корпорация Митсубиши, да, та самая, чьи автомобили мы с вами наблюдаем на улицах. Население острова быстро увеличивалось, сюда прибывали инженеры с семьями, шахтеры, здесь открылись школа и больница. В 1960 на острове жили более 5 тысяч человек и даже был проложен электрический кабель с суши, чтобы обеспечить бесперебойную подачу электричества. Всему пришел конец солнечным днем 20 апреля 1974 года...

Добраться на остров можно на одном из катеров, ежедневно отправляющихся из порта Нагасаки, дорога на остров и назад обойдется в 40 долларов. Билеты продаются там же -

Посадка -

В путь! Плавание занимает примерно сорок минут -

Вскоре Нагасаки остается позади и мы выходим собственно в открытый океан -

Вот и долгожданный остров Хашима, возникающий посреди моря словно гигантский каменный броненосец -

В 1974 году Митсубиши приняли решение прекратить добычу угля, как нерентабельную и эвакуировать жителей острова. Ядерная энергетика стремительно приобретала популярность и по всей стране строились атомные станции. Как вы помните, в марте 2011 в результате разрушительного землетрясения и последовавшего за ним цунами, пострадала атомная станция Фукусима. Это собственно к тому, что рентабельность штука хорошая, но когда ты живешь в столь сейсмичном месте - как-то не по себе.

Помимо рентабельности, проблема угледобычи на острове еще и в том, что в этих местах нередки штормы и ураганы, не говоря уже о землетрясениях и цунами. Работы по укреплению и восстановления защитных стен не прекращались никогда. А это немалые расходы и постоянный риск для жизни жителей. Неоднократно на остров обрушивались волны достигающие 10 метров в высоту, перехлестывая через стены и превращая улицы городка в бурные реки. Несложно представить панику, охватывавшую горняков от подобных природных катаклизмов.

Судите сами: остров заброшен с 1974 года, его никто намеренно не разрушал, тут нет вандалов и охотников за стройматериалами и железом. За сорок лет сама природа превратила некогда процветающее место в город-призрак. Все эти разрушения естественные, результат ураганов и землетрясений -

Для посещений открыта примерно треть острова, остальная часть считается опасной и туда вас не пустят. Нет, конечно есть умельцы, знающие как приплыть сюда на рыбацкой лодчонке посреди ночи, пока никто не заметил их присутствие. Сказать вам честно? Это безумно интересно и рай для сталкеров, но уж здорово опасно. И не из-за аварийного состояния зданий, а из-за неспокойного океана, где почти всегда волнение. Вам придется проплыть с десяток километров ночью с ближайшей точки на суше, подумайте об этом. Сегодня отличная погода и волн на первый взгляд нет, но корабль мотало так, что приходилось держаться за поручни. Надо еще и уметь причалить к острову, чтобы волна вас не долбануло о стену, разрушив вашу лодчонку.

Покидаю остров с острым желанием сюда вернуться, но чтобы самостоятельно и полазить по этим зданиям. А еще круче приплыть сюда с палаткой и некоторым набором пищи, чтобы переночевать и вдоволь насладиться мистицизмом острова Хашима!

После посещения острова мы держим путь в эпицентр атомного взрыва, накрывшего этот прекрасный город (на мой взгляд - одни из красивейших в Японии) 9 августа 1945 года, приведя к гибели 168 тысяч человек.

p.s 2 Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер

Человечество за свою историю успело построить огромное количество величественных сооружений и городов и немало из них оказалось заброшено. Одним из таких мест является Хасима (Пограничный остров). 50 лет это место было самым густонаселенным на планете, кишило людьми и жизнь здесь била ключом. Так что же стало с этим островом и почему он практически 40 лет уже заброшен? Ответ читайте под катом.

20 апреля 1974 года последний местный житель ступил на палубу теплохода, уходившего в Нагасаки, и вот уже без малого 40 лет в построенных еще в начале XX века многоэтажках живут лишь редкие чайки.

«Пограничный остров», именно так с японского переводится Хасима, расположен на юге страны, в Восточно-Китайском море в 15 километрах от печально известного Нагасаки. Его второе название, наверное даже более популярное в Японии, - Гункандзима, «остров-линкор».

Так его прозвали еще в 1920-е годы. Журналисты местной газеты заметили, что силуэт Хасимы напоминает огромный линейный корабль Tosa, строившийся в то время корпорацией Mitsubishi на верфи в Нагасаки. Линкор длиной 234 метра должен был стать флагманом Императорского военно-морского флота Японии, однако стал жертвой «Договора пяти держав», соглашения, подписанного в 1922 году в Вашингтоне и ограничивавшего морские вооружения. Тем не менее «корабельное» прозвище к Хасиме приклеилось прочно, тем более что в конечном итоге остров, по сути, повторил судьбу линкора.

Хасима не всегда выглядел так внушительно. До конца XIX века это был один из великого множества малопригодных для разумных форм жизни скалистых островков в окрестностях Нагасаки, популярных только среди местных птиц да изредка посещаемых рыбаками.

Все изменилось в 1880-е годы. Япония переживала мощную индустриализацию, ценнейшим ресурсом при которой становился уголь. Грандиозный успех шахт соседнего острова Такасима способствовал освоению альтернативных источников сырья, способных обеспечить бурно развивающуюся металлургию Нагасаки. В 1887 году первую шахту на Хасиме основал семейный клан Фукахори, а в 1890-м остров за 100 000 иен выкупил Mitsubishi, один из самых крупных японских промышленных конгломератов. На снимках конца века Хасима выглядит уже обитаемым, человек активно приступил к освоению его природных богатств.

А угля стране требовалось все больше и больше. Рост большой индустрии сопровождался и увеличением аппетитов, как это принято было раньше говорить, агрессивной японской военщины. Успех в китайско-японской (1894-95) и русско-японской (1904-05) войнах лишь разогрел экономику империи. Концерн Mitsubishi, обладавший практически неограниченными финансовыми средствами, разработал проект подводной добычи угля на Хасиме. В 1895 году компания открыла новую шахту глубиной 199 метров, еще одну - в 1898 году. В конечном итоге под Хасимой и окружающим его морем образовался настоящий лабиринт из подземно-подводных выработок глубиной до 600 метров ниже уровня моря.

Пустую породу, извлекаемую из шахт, Mitsubishi использовала для увеличения территории острова. Менеджмент компании уже разработал план строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем из Нагасаки.

В конечном итоге площадь Хасимы, во многом отвоеванная у Тихого океана, составила 6,3 га. С запада на восток длина острова составляет 160 метров, с севера на юг - 480 метров. В 1907 году Mitsubishi окружила свою собственность железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию ее территории морем и частыми здесь тайфунами.

В 1916 году, когда на Хасиме уже добывалось 150 000 тонн угля ежегодно, а его население составляло около 3000 человек, Mitsubishi начала здесь масштабное строительство. За 58 лет корпорация возвела тут около 30 многоэтажных жилых домов, госпиталь, школы, детсад, плавательные бассейны, храмы, кинотеатр и клуб для шахтеров. Одних магазинов на острове работало 25 штук. Его силуэт наконец начал напоминать линкор Tosa, Хасима получил свое прозвище.

На плане отмечены основные объекты острова-линкора, речь о которых пойдет в дальнейшем. 1 - госпиталь, 2 - дом №65, 3 - школа, 4 - комплекс Nikkyu, 5 - «Дом Гловера», 6 - детская площадка, 7 - зона шахт, 8 - кинотеатр.

Первым крупным зданием Хасимы стал т. н. «Дом Гловера» (на фото ниже под цифрой 1), названный в честь будто бы проектировавшего его шотландского инженера Томаса Гловера. Семиэтажный жилой дом для шахтеров с магазином на цокольном этаже и садом на крыше сдали в эксплуатацию в 1916 году. Это было первое в Японии железобетонное здание таких масштабов. Хасима в принципе стал полигоном для испытания нового для страны строительного материала, позволявшего возводить сооружения невиданных ранее масштабов.

Квадратное в плане здание с внутренним двором служило одной цели - дать жилье как можно большему количеству рабочих. Стандартная квартира напоминала скорее келью: одна комната площадью 10 квадратных метров с окном и небольшой прихожей. Кухня, ванная и туалет были общими на этаж. По сути это было общежитие в современном его понимании.

Спустя два года в центральной части острова появился еще более масштабный комплекс, получивший название Nikkyu. Девятиэтажный колосс в форме буквы E насчитывал 241 столь же скромную, как и у предшественника, комнату.

Любое свободное пространство в условиях крайне ограниченной территории старались использовать с толком. В чрезвычайно узких двориках между зданиями и склоном скалы были организованы небольшие скверики для отдыха жильцов.

Строительство жилых домов здесь продолжалось даже во время Второй мировой войны, когда в других районах страны оно было заморожено. Топливо по-прежнему было необходимо воюющей империи. В 1941 году на Хасиме установили рекорд - добыли 410 000 тонн угля, а в 1944-м Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса - т. н. «здание №65», 9-этажное П-образное здание на 317 квартир, единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.

Рядом с ним находится т. н. «перекресток соленых дождей» - одно из немногих мест на острове, которое не достигали волны Восточно-Китайского моря во время тайфунов. Здесь население жилого квартала могло переждать непогоду, прежде чем пересечь открытое ветрам и морю пространство.

Неподалеку еще один культовый объект Хасимы - «Лестница в ад». Казавшийся бесконечным местным жителям подъем вел к храму Senpukuji. Непонятно, что казалось обитателям острова более адским - необходимость преодолевать сотни крутых ступенек или последующий спуск в узкие лабиринты улочек города, часто не видевших солнечного света.

К храмам на Хасиме относились серьезно - шахтерский труд и сейчас, а в первой половине XX века в особенности, остается крайне опасным занятием. Во время Второй мировой многие из молодых горняков острова были призваны в армию, Mitsubishi заменила их гастарбайтерами из Китая и Кореи. По разным подсчетам жертвами беспощадной эксплуатации на шахтах и полуголодного существования стали 1300 привезенных сюда пленников. Кто-то погибал в забое, кто-то умирал от истощения и болезней, бывало даже несчастные бросались с островной стены в отчаянной, в большинстве случаев тщетной попытке добраться до «большой земли». И ими, конечно, число погибших на Хасиме за 87 лет горных разработок тут не ограничивалось. На совести у острова и Mitsubishi тысячи жизней.

После окончания войны уголь Хасимы по-прежнему был востребован. Экономика Японии начала бурное восстановление уже в мирном русле. 1950-е стали «золотым десятилетием» острова: компания-владелец стала вести бизнес куда более цивилизованно. В шахтерском городке была построена больница, а в 1958 году открылась огромная 7-этажная школа, ставшая последним крупным зданием, возведенным здесь.

С первого по четвертый этаж комплекса занимала начальная школа, выше располагались старшие классы. На самом верхнем уровне находились спортивный и актовый залы.

Своего пика население Хасимы достигло в 1959 году. На шести с небольшим гектарах острова, из которых только 60% были жилыми, жило 5259 человек. Плотность населения здесь составляла 1391 человек на гектар - в этом смысле у Хасимы конкурентов не было. Это было самое густонаселенное место на планете - жилые кварталы были буквально забиты людьми.

Автомобилей здесь, разумеется, не было. Как поговаривали местные жители, из одного конца в другой остров можно было пересечь быстрее, чем выкурить сигарету. Не нужны были даже зонты: запутанный лабиринт крытых лестниц, коридоров и галерей объединял практически все постройки жилых кварталов, позволяя в случае необходимости в принципе не выходить на открытый воздух.

Распределение жилья отражало царившую здесь строгую социальную иерархию. Единственный одноэтажный особняк, причем на вершине скалы, с которой когда-то начинался остров, занимал управляющий шахтой Mitsubishi. Менеджмент, учителя и врачи жили в относительно просторных двухкомнатных квартирах с собственной кухней и санузлом в отдельных жилых домах. Шахтерским семьям тоже предоставлялась двухкомнатная квартира в 20 квадратных метров, но уже с кухнями, туалетами и душами «на этаже». А неженатые шахтеры и сезонные рабочие жили в тех самых первых однокомнатных квартирках на 10 «квадратов», построенных тут еще в начале XX века.

Mitsubishi правила на Хасиме железной рукой, установив тут своего рода частнособственническую диктатуру. С одной стороны, корпорация обеспечивала шахтеров гарантированным рабочим местом и заработной платой, бесплатным жильем, электричеством и водой. С другой - жители острова в принудительном порядке привлекались к общественным работам по содержанию зданий в пристойном виде: уборке общественных помещений и территории.

Островное сообщество давало «большой земле» так нужный ей уголь, но в свою очередь его существование целиком и полностью зависело от поставок продуктов, одежды и даже обычной воды. До 1960-х здесь не было ни одного более-менее серьезного растения, только в 1963-м материнская компания завезла с острова Кюсю грунт, что позволило разбить на крышах зданий и немногих доступных свободных площадках небольшие скверы, сады и огороды. Жители Хасимы получили возможность гулять среди деревьев и выращивать хотя бы какое-то минимальное количество овощей.

Будущее Хасимы в начале 1960-х еще казалось безоблачным, но в конце десятилетия с удешевлением нефти добыча угля здесь становилась все более и более нерентабельной. Шахты закрывались по всей стране, и маленький остров в Восточно-Китайском море также в конце концов стал жертвой переориентации японской экономики на потребление «черного золота». В январе 1974 года Mitsubishi объявила о ликвидации шахт на Хасиме, в марте закрылась построенная 16 лет назад школа, а 20 апреля последний житель острова покинул его на теплоходе. Хасима превратился в призрак.

За 87 лет здесь добыли 16,5 миллиона тонн угля, но последние четыре десятилетия остров покинут, а построенные с таким трудом, с использованием малейшего клочка земли здания медленно, но необратимо разрушаются. Брошенный людьми остров-корабль, охраняющий вход в бухту Нагасаки, служит своеобразным монументом истории японского общества.

Долгое время его посещение туристами и любителями «заброшки» было категорически запрещено - слишком активно деградировали построенные в первой половине XX века сооружения. Однако с 2009 года власти вновь допускают на Хасиму всех желающих, организовав специальный пешеходный маршрут в небольшой, но безопасной для здоровья части острова.

Новую волну интереса к Хасиме подняла последняя серия киноэпопеи о приключениях британского агента 007 Джеймса Бонда. Логово главного злодея, Рауля Сильвы, в фильме «Координаты Скайфолл» (2012) было очевидно вдохновлено именно «островом-линкором» в Восточно-Китайском море, хотя и снималось в павильонах английской студии Pinewood.

«Город опустел практически за ночь. Он всех убедил, что на химическом заводе утечка».

Энтузиасты предлагают реконструировать весь остров, туристический потенциал которого огромен, организовать здесь музей промышленной истории под открытым небом и даже включить Хасиму в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако, как обычно, все упирается в финансы, ведь бюджет восстановления десятков зданий, многие из которых полуразрушены, трудно предсказуем.

Впрочем, побродить по острову-призраку теперь может любой желающий, не выходя из-за собственного компьютера. В июле 2013 года отснявший Хасиму сервис Google Street View дал возможность увидеть не только недоступные в настоящее время туристам кварталы острова, но даже побывать внутри покинутых зданий, зайти в шахтерские квартиры и увидеть брошенные при отъезде предметы быта.

Хасима, «японская Припять», только без радиации, остается суровым символом рождения в империи большой промышленности и в то же время наглядно показывает, что ничто не вечно, даже под восходящим солнцем.

Наша планета, наравне с историей человечества, таит множество загадок. Сюда входит некогда густонаселенный, но сегодня безжизненный, пугающий остров Хасима (Хашима), омываемый волнами Восточно-Китайского моря. Остров-призрак сравнивают с Чернобылем. Причина упадка последнего отличается от техногенной катастрофы. Хасима перестал существовать как обитаемое место из-за закрытия градообразующего предприятия – шахт компании «Мицубиси». Разом тысячи людей, оставшись без работы, покинули ставший бесперспективным город.

Сегодня остров-призрак Хасима – объект интереса искателей приключений, влекомых таинственно-пугающей романтикой заброшенных городов. Здесь снимали некоторые кассовые киноленты, например, одну из частей Бондианы («Координаты Скайфолл»). Хашима официально открыт для туристов, им предлагают отправиться безопасным маршрутом по наиболее сохранившейся части острова. Экстремалы, готовые на все ради острых ощущений, часто пренебрегают официальными рекомендациями.

История таинственного места

Хашима расположен недалеко от побережья печально известного города Нагасаки. Их отделяет всего 15 километров. Возможно, в близости двух городов с тяжелой судьбой скрыт особенный смысл, пока недоступный человеческому пониманию.

Многие века Хашима отличался от острова в привычном понимании: просто скала в море, где причаливали местные рыбаки во время своих «выездов». Все изменилось к началу 19 века. 1810 – обнаружены первые месторождения угля. Остров стал разрастаться на глазах. Переработанную породу использовали в качестве строительного материала для расширения острова. Укрепляли берега, искусственно выращивали зеленые насаждения. Перед началом Второй мировой войны компания «Мицубиси» открывает военные заводы. Оборонная деятельность – второе основное направление промышленности Хасимы.

Исторические документы свидетельствуют о следующем: в 1944-45 годы среди рабочих завода большинство являлись пленными китайцами, корейцами. Последние сгинули без вести, пострадав из-за невероятно тяжелых условий работы.

Расцвет и упадок

Угольные шахты уходили глубоко под Хашиму и окружающую его морскую гладь. Объемы добываемого сырья сделали город одним из лидеров угольной промышленности Японии. Тесные улицы полнились людьми, открывались магазины, школы, собственная больница для шахтеров. Большое значение имел синтоистский храм, ставший центром общественной жизни острова. Большинство жителей работали в шахтах, поэтому непременно посещали храм для молитвы, в поисках божественной поддержки во время непростых рабочих будней.

Питьевая вода, продукты питания, необходимые бытовые вещи – все поставляли с «большой земли». В таких условиях, казалось, неизбежным был дефицит некоторых необходимых вещей. Однако жители Хасимы нужды в чем-то не испытывали. Многие молодые шахтеры стремились получить место среди работников шахт «Мицубиси».

Резкий поворот, положивший начало концу Хасимы, случился в конце 60-х годов прошлого столетия. Тогда все большие обороты набирала нефтепромышленность. Добыча угля постепенно становилась менее рентабельной. Японцы обратили все промышленные мощности на добычу «черного золота» – нефти. Несколько лет Хасима еще держалась на плаву, но снижались объемы угледобычи, зарплаты, желание руководства вкладываться в бесперспективный проект.

20 апреля 1974 года последний паром покидает Хашиму. История не сохранила свидетельств, кто был последним жителем, оставившим собственное пристанище. Официально с того момента Хасима перестает существовать. Теперь остров стремительно разрушается, покинутый местными. На долгие 35 лет его аборигенами становятся вездесущие чайки.

Заброшенный остров Хасима как туристический объект

Официально туристическим местом остров стал в 2009 году. Сталкеров и любителей «заброшек» не останавливала нелегальность поездок сюда. Не могла их остановить также уголовная наказуемость проникновения в Хасиму и угроза депортации из страны. Местные дельцы из Нагасаки хорошо поживились на искателях приключений, организовывая незаконные поездки.

Черный рынок полнился артефактами с острова-призрака. Мародеры за 35 лет разворовали почти все оставленные жителями Хасимы предметы быта. «Расхитители гробниц» рассказывали друг другу байки и впечатления о посещении этого места. Постепенно Хашима оброс множеством легенд. По одной из них, здесь все еще бродят духи погибших в шахтах копателей, готовые растерзать каждого, кто потревожит их покой.

Другое поверье утверждало, что после наступления темноты остров становится сосредоточием проклятых сил зла. Лучше не испытывать судьбу, иначе будешь наказан. Некоторые смельчаки пренебрегали этим, за что поплатились жизнью. Известен случай разбившегося альпиниста: он сорвался со страховочного троса, пытаясь забраться в высокое здание.

Интересные факты о прошлом острова Хашима в Японии:

  • Японцы называли Хасиму «Гункадзима». Дословно переводится как «остров-корабль», «остров-линкор». Снова замешана корпорация «Мицубиси». В начале 20 века на верфях Нагасаки кипела постройка огромного флагмана военно-морского флота Японии «Тоса». Очертания острова издалека напоминали силуэт этого корабля.
  • В середине 20 века Хасима являлся самым густонаселенным городом на Земле. Плотность населения на квадратный километр поражала: почти 1,5 тысячи человек. Всего остров населяли почти 6 тысяч японцев.
  • Компания Google отправила экспедицию команды Street View в 2013 году для детальных панорамных съемок острова. Каждый желающий может посетить виртуальную экскурсию в любой момент на сайте проекта.
  • Здесь снимали большую часть японского фильма «Атака Титанов» (экранизация одноименного аниме — 2015).

Японский остров Хасима, фото до и после

Полностью рукотворный промышленный оазис на безжизненной скале в один миг стал памятником полнейшей разрухе. Предлагаю посмотреть фотографии острова вместе. То, каким стал остров сегодня, пугает и манит одновременно.

Японский остров Хасима до 1810 года представлял собой обломок скалы размером в 0,063 км². Когда возле скалистой местности Восточно-Китайского моря было найдено месторождения угля, японские власти начали искусственно расширять территорию острова с помощью пустой породы, что извлекалась из шахт. В 1890 году остров за 100 000 иен выкупил японский промышленный конгломерат — Mitsubishi. Менеджментом компании был разработан план для строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем. В пик своего расцвета Хасима считался одним из самых густонаселенных мест на Земле: в жилой зоне показатель достигал 139 100 человек на кв. км (всего здесь жило более 5000 человек). Но уже в начале 1960-х годов уголь перестает быть главным топливным ресурсом. Японская экономика переориентируется на потребление нефти, а угольные шахты становятся убыточными. Корпорация Mitsubishi объявляет в 1974 году о прекращении добычи угля на Хасиме. Уже 20 апреля последние жители покинули город, бросив практически все свои вещи.

Ширина острова менее 200 метров, длина около 500 метров, общая площадь едва превышает 6 гектаров. В 1907 году остров окружили железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию его территории морем и частыми тайфунами.

По официальной версии такое скоропостижное бегство на «легке» было вызвано дороговизной перевозки. Большинство жителей города-острова были представителями низшего имущественного класса, так что у них попросту не было средств для транспортировки своих вещей на материк. В магазинах остались производственные товары, например, в одном из них остались десятки телевизоров 1970-х годов.

Правительство Японии старается не акцентировать внимание на заброшенном острове. На протяжении 35 лет действовал закон о запрете посещения Хасимы. Якобы, японское правительство пыталось обезопасить город от «чёрных копателей». Нарушение каралось 30 днями тюрьмы или немедленной депортацией из страны (для иностранцев).

За 58 лет активной добычи угля и бурного развития острова здесь построили 30 многоэтажных жилых домов, 2 школы, детсад, 2 плавательных бассейна, больницу, несколько храмов, кинотеатр и клуб.

Сейчас правила смягчили, даже открыли небольшой маршрут для туристов по окраине города-острова. А с 2013 года пользователи Google Earth смогли совершать виртуальные прогулки по улицам города Хасима.

В городе из-за меленькой жилой территории строились крохотные квартирки в 10 кв.м. с кухней и туалетом на этаже, по сути, общежития.

Даже использовалась территория крыш, где высаживались небольшие скверики для отдыха.

Теперь природа на острове потихоньку разрушает все, что успел создать человек.

Еще немного интересного про Хасиму:

Авторы фильма про Джеймса Бонда вдохновленные городом-призраком, скопировали логово главного злодея — Рауля Сильвы из эпопеи «007. Координаты: „Скайфолл“», именно с Хасимы. Но саму картину сняли в павильонах студии Pinewood.

Кадры из фильма: «Координаты „Скайфолл».

Кадры из фильма: «Координаты „Скайфолл».

Другие посты

За всю историю человечество построило огромное число городов и величественных сооружений, которые впоследствии оказались заброшенными. Одно из таких мест - город-остров Хасима. В течение пятидесяти лет данный участок суши являлся самым густонаселенным на всей планете: здесь буквально все кишело людьми, и жизнь била ключом. Однако ситуация изменилась: уже десятки лет заброшен остров Хасима. Что случилось с ним? Почему там больше никто не живет?

Об острове

Последний местный житель Хасимы на палубу уходившего в Нагасаки теплохода ступил 20 апреля 1974-го. С тех пор в многоэтажках, построенных еще на заре двадцатого века, живут разве что редкие чайки…

Остров Хасима, легенды о котором сегодня ходят по всему свету, находится на юге Японии, в Восточно-Китайском море, в пятнадцати километрах от Нагасаки. Его название с японского переводится как «пограничный остров», также Хасиму называют Гункандзимой - «островом-линкором». Дело в том, что еще 1920-х годах журналисты местной газеты приметили, что Хасима по силуэту напоминает линейный огромный корабль «Тоса», который в то время на верфи в Нагасаки строила корпорация «Мицубиси». И хотя задумкам сделать линкор флагманом не посчастливилось сбыться, «корабельное» прозвище прочно прикрепилось к острову.

Однако Хасима так внушительно выглядела не всегда. До конца девятнадцатого века это был один из множества скалистых островов в окрестностях Нагасаки, малоподходящих для нормальной жизни и изредка посещаемых лишь местными птицами да рыбаками.

Перемены

Все изменилось в период 1880-х годов. Япония тогда переживала индустриализацию, при которой ценнейшим ресурсом становился уголь. На соседнем с Хасимой острове Такасима были освоены альтернативные источники сырья, способные обеспечить стремительно развивающуюся металлургическую отрасль Нагасаки. Успех шахт Такасимы поспособствовал тому, что и на Хасиме вскоре, в 1887 году, семейным кланом Фукахори была основана первая шахта. В 1890 году остров выкупил концерн «Мицубиси», и началось бурное освоение его природных богатств.

Шло время, угля стране нужно было все больше… Компания «Мицубиси», обладающая почти неограниченными финансовыми возможностями, разработала проект по подводной добыче ископаемого топлива на Хасиме. В 1895-м здесь была открыта новая шахта, имеющая глубину 199 метров, а в 1898-м - еще одна. В конечном счете под островом и морем, окружающим его, сформировался настоящий лабиринт из подводно-подземных выработок глубиной до шестисот метров ниже уровня моря.

Строительство

Извлекаемую из шахт концерн «Мицубиси» применял для увеличения территории Хасимы. Был разработан план строительства на острове целого города для проживания шахтеров и персонала. Это было обусловлено стремлением снизить затраты, ведь приходилось ежедневно по морю доставлять рабочие смены сюда из Нагасаки.

Итак, в результате «отвоевания» площади у Тихого океана остров Хасима увеличился до 6,3 га. Длина с запада на восток составила 160 метров, а с севера на юг - 480 метров. Компания «Мицубиси» в 1907 году окружила территорию железобетонной стеной, которая послужила препятствием для размывания участка суши частыми здесь тайфунами и морем.

Масштабная застройка Хасимы началась в 1916 году, когда тут добывалось уже 150 тысяч тонн угля в год, а население составляло 3 тысячи человек. В течение 58 лет концерн возвел здесь 30 многоэтажных домов, школы, храмы, детский сад, госпиталь, клуб для шахтеров, плавательные бассейны, кинотеатр и другие объекты. Одних лишь магазинов насчитывалось около 25 штук. Наконец силуэт острова стал напоминать линкор «Тоса», и Хасима получила свое прозвище.

Жилые здания

Первой крупной постройкой на Хасиме стал так называемый Дом Гловера, якобы спроектированный шотландским инженером Томасом Гловером. Его сдали в эксплуатацию в 1916-м. Жилой дом для шахтеров являл собой семиэтажное здание с и магазином на цокольном этаже и был первым в Японии железобетонным объектом таких размеров. Через два года в центре острова был построен еще более масштабный жилой комплекс Nikkyu. По сути, остров Хасима (фото домов можно увидеть в статье) стал полигоном для испытаний нового строительного материала, который позволял возводить объекты немыслимых ранее масштабов.

В условиях очень ограниченной территории любое свободное пространство люди старались использовать разумно. Между зданиями в узких двориках организовывались маленькие скверики для отдыха жителей. Это сейчас Хасима - остров-признак, на котором никто не живет, а в то время он был плотно заселен. Возведение жилых домов не прекращалось даже в период Второй мировой войны, хотя в других частях страны его заморозили. И этому было объяснение: воюющей империи требовалось топливо.

Военное время

Одним из культовых сооружений на острове является «Лестница в ад» - кажущийся бесконечным подъем, ведущий к храму Senpukuji. Неизвестно, что все-таки казалось жителям Хасимы более «адским» - преодоление сотен крутых ступенек или следовавший за этим спуск в лабиринты узких городских улочек, часто лишенных солнечного света. Кстати, к храмам люди, заселявшие остров Хасима (Япония), относились серьезно, ведь шахтерский труд - это очень опасное занятие. В период войны многих горняков призвали в армию, недостаток рабочей силы концерн «Мицубиси» восполнил корейскими и китайскими гастарбайтерами. Жертвами полуголодного существования и беспощадной эксплуатации на шахтах стали тысячи человек: одни умирали от болезней и истощения, другие погибали в забое. Иной раз люди даже бросались в отчаянии с островной стены в тщетной попытке доплыть до «большой земли».

Восстановление

После окончания войны японская экономика начала бурное восстановление. 1950-е годы стали «золотыми» для Хасимы: компания «Мицубиси» стала более цивилизованно вести бизнес, в шахтерском городке открыли школу и больницу. В 1959 году население достигло пика. На 6,3 га земли, из которых лишь 60 процентов были пригодными для жизни, ютились 5259 человек. Остров Хасима в то время не имел ни одного конкурента в мире по такому показателю, как «плотность населения»: на один гектар приходился 1391 человек. Туристам, которые сегодня прибывают с экскурсионной целью на заброшенный остров Хасима, сложно поверить, что еще каких-то 55 лет назад жилые кварталы были в буквальном смысле забиты людьми.

Перемещение по «линкору»

Разумеется, автомобилей на острове не было. Да и зачем они, если, как говорят местные жители, добраться из одного конца Хасимы в другой можно было быстрее, чем выкурить сигарету? В дождливую погоду здесь даже зонты не требовались: запутанные лабиринты крытых галерей, коридоров и лестниц соединяли практически все постройки, поэтому, по большому счету, у людей вообще не было необходимости выходить на открытый воздух.

Иерархия

Остров Хасима был местом, где царила строгая социальная иерархия. Как нельзя лучше это отражалось в распределении жилья. Так, управляющий шахтой «Мицубиси» занимал единственный на острове одноэтажный особняк, построенный на вершине скалы. Врачи, менеджеры, учителя проживали в отдельных домах в двухкомнатных, довольно просторных квартирах с личной кухней и санузлом. Семьям шахтеров выделялись двухкомнатные апартаменты площадью 20 квадратных метров, однако без собственных кухни, душа и туалета - эти объекты были общими «на этаже». Одинокие шахтеры, а также сезонные рабочие проживали в комнатах площадью 10 квадратных метров в домах, построенных здесь еще в начале 20-го века.

Концерн «Мицубиси» установил на Хасиме так называемую частнособственническую диктатуру. Компания, с одной стороны, давала шахтерам рабочие места, обеспечивала зарплатой, жильем, а с другой - принудительно привлекала людей к общественным работам: уборке территории и помещений в зданиях.

Зависимость от «большой земли»

Шахтеры давали Японии нужный ей уголь, при этом их существование целиком зависело от поставок с «большой земли» одежды, продуктов, и даже воды. Здесь до 1960-х годов не было даже растений, пока в 1963-м на Хасиму с не завезли грунт, что дало возможность разбить сады на крышах зданий и организовать небольшие огороды и скверики на немногих свободных площадках. Только тогда жители «линкора» смогли заняться выращиванием хоть каких-то овощей.

Хасима - остров-призрак

Еще в начале 1960-х гг. казалось, что остров ждет безоблачное будущее. Но в результате удешевления нефти в конце десятилетия добывать уголь становилось все более нерентабельно. По всей стране закрывали шахты, вот и маленький островок в Восточно-Китайском море в конечном итоге стал жертвой переориентации японцев на использование «черного золота». В начале 1974 года концерн «Мицубиси» объявил о ликвидации на Хасиме шахт, в марте закрылась школа. Последний житель покинул «линкор» 20 апреля. С тех пор заброшенный город-остров Хасима, который в течение 87 лет с такими трудами отстраивался, необратимо разрушается. Сегодня он служит своеобразным историческим монументом японского общества.

Туристический объект

Долгое время Хасима была закрыта для туристов, поскольку возведенные в первой половине 20-го века постройки очень активно деградировали. Но с 2009 года власти страны начали допускать на остров всех желающих. Для посетителей в безопасной части «линкора» был организован специальный пешеходный маршрут.

А не так давно остров Хасима привлек к себе еще большее внимание. Волна интереса поднялась после выхода на экраны последней части киноэпопеи о приключениях Джеймса Бонда, британского агента 007. Логово Рауля Сильвы, главного злодея фильма «Координаты Скайфолл», снятого в 2012 году, было очевидно скопировано именно с Хасимы, несмотря на то что снималась картина в павильонах студии Pinewood.

Виртуальная прогулка

Сегодня отдельные энтузиасты высказывают предложения по реконструкции всего острова, ведь его туристический потенциал поистине огромен. Они хотят организовать здесь музей под открытым небом и включить Хасиму в список ЮНЕСКО. Однако чтобы восстановить десятки полуразрушенных зданий, требуются большие финансовые затраты, и бюджет на эти цели даже сложно предсказать.

Тем не менее, сейчас побродить по лабиринтам «линкора» может любой желающий, не выходя из дома. Google Street View в июле 2013 года произвел съемку острова, и теперь жители Земли могут увидеть не только кварталы Хасимы, недоступные для туристов в настоящее время, но и побывать в квартирах шахтеров, покинутых зданиях, обозреть предметы быта и вещи, брошенные ими при отъезде.

Остров Хасима - это суровый символ рождения большой который вместе с тем наглядно демонстрирует, что даже под восходящим солнцем ничто не вечно.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары