Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Морские навигационные карты - скачать. Морские карты и их условные обозначения

Морская навигационная карта (МНК) - карта , которая используются для обеспечения судовождения и безопасности плавания. Карты данного вида обычно представлены в равноугольной нормальной цилиндрической проекции Меркатора , которая позволяет прокладывать курс судна прямой линией. Морские навигационные карты отражают: береговую линию и характер берегов, рельеф дна , глубины и характеристики донного грунта, опасные для судовождения объекты и препятствия (скалы, камни, затонувшие суда), естественные и искусственные навигационные объекты, фарватеры, места для якорных стоянок, знаки разделения движения судов, информацию о приливах, а также данные об участках суши, попавших в поле карты (реки, рельеф, дорожная сеть, населённые пункты и другое).

Энциклопедичный YouTube

Элементы морской навигационной карты

Элементы математической основы карты

  • геодезическая и высотная основы;
  • внутренние рамки и их разбивка;
  • картографическая сетка;

Элементы содержания

Специальные морские

  • рельеф морского дна;
  • навигационные опасности;
  • грунты морского дна;
  • средства навигационного оборудования (СНО);
  • навигационные ориентиры;
  • фарватеры;
  • морские каналы и рекомендованные пути;
  • системы разделения движения судов;
  • различные районы на морской части карты;
  • гидрологические элементы;
  • мерные линии;
  • подводные кабели;
  • элементы специальной нагрузки.

Общегеографические элементы

  • береговая линия с обозначением характера берега;
  • гидротехнические сооружения;
  • гидрографическая сеть и рельеф суши;
  • населенные пункты;
  • дорожная сеть;
  • почвенно-растительный покров;
  • государственные границы;
  • элементы земного магнетизма.

Надписи и элементы оформления

  • заголовок карты;
  • графики и шкалы масштабов;
  • схемы;
  • виды берегов, ориентиров и СНО;
  • предупреждения и примечания;
  • надписи;
  • элементы зарамочного оформления.

Классификация и назначение морских навигационных карт

По масштабу и назначению морские навигационные карты делятся на:

  • генеральные (масштаб 1:5 000 000 - 1:1 000 000);
  • путевые (масштаб 1: 1 000 000 - 1: 100 000);
  • частные (масштаб 1: 100 000 - 1:25 000);
  • морские планы (масштаб 1:25 000 - 1: 500);

Генеральные карты

Генеральные карты предназначены для общего изучения условий плавания и общих навигационных расчетов, предварительной прокладки перехода при плавании в открытом море в большом удалении от берегов.

Путевые карты

Путевые карты предназначены для обеспечения плавания между портами в значительном удалении от берега и вне его видимости.

Частные карты

Частные карты предназначены для обеспечения плавания в непосредственной близости от берега или в стесненных условиях (в узкостях, шхерах и т. д.)

Морские планы

Морские планы предназначены для руководства при входе в порты, бухты, на рейды, якорные места и т. д.

Коллекции морских навигационных карт

Карты коллекции Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации (ГУНиО МО РФ)

В СССР, а теперь в России, морские навигационные карты издаются ГУНиО МО РФ (ныне УНиО МО РФ) на листах размером 75×100, 50×75, 38×50 см. в масштабе от 1:500 до 1:10000000. Нумерация навигационных карт производится по схеме ABCDD, где A - морской район, B - масштаб, C - море или часть морского района, DD - номер карты в районе (увеличение нумерации по часовой стрелке начиная с севера). Карты, совместимые с международыми, имеют второй номер, начинающийся с Int , и выпускаются на двух языках, русском и английском. В основном использовались системы координат «Пулково 1942» и «Потсдам 1950», в настоящее время чаще используется система «WGS-84 ». Также выпускаются специальные навигационные карты (радионавигационные, навигационно-промысловые и т. п.), вспомогательные и справочные карты (сетки без элементов специальной морской обстановки (для плавания вдали от берегов)), карты районов боевой подготовки кораблей ВМФ , атласы течений и т. п. Для корректуры карт еженедельно выпускаются «Извещения мореплавателям».

Карты Британской коллекции

Коллекция Британского Адмиралтейства не подвержена экономическим или политическим рискам. Карты удобны в использовании и корректуре (выпускаются кальки). Карты имеют префикс BA и номер от 1 до 4999, например BA2246 или BA34. Также может существовать префикс AUS, если карта является перепечаткой австралийской карты, или NZ - новозеландской карты.

Электронные навигационные карты

Предназначены для использования в навигационных целях в Электронно-картографических навигационных информационных системах (ЭКНИС). Разделяются на две основные категории: векторные и растровые.

Литература

Правила корректуры морских карт и руководств для плавания в береговых корректорских подразделениях ВМФ и на гражданских судах, изд. пятое, переработанное и дополненное, Санкт-Петербург, 2006

Определение

Морская навигационная карта (МНК) - карта , которая используются для обеспечения судовождения и безопасности плавания. Карты данного вида обычно представлены в равноугольной нормальной цилиндрической проекции Меркатора , которая позволяет прокладывать курс судна прямой линией. Морские навигационные карты отражают: береговую линию и характер берегов, рельеф дна , глубины и характеристики донного грунта, опасные для судовождения объекты и препятствия (скалы, камни, затонувшие суда), естественные и искусственные навигационные объекты, фарватеры, места для якорных стоянок, знаки разделения движения судов, информацию о приливах, а также данные об участках суши, попавших в поле карты (реки, рельеф, дорожная сеть, населённые пункты и другое).

Элементы морской навигационной карты

Элементы математической основы карты

- масштаб карты ; - проекция ; - геодезическая и высотная основы; - внутренние рамки и их разбивка; - картографическая сетка;

Элементы содержания

Специальные морские

- рельеф морского дна; - навигационные опасности; - грунты морского дна; - средства навигационного оборудования (СНО); - навигационные ориентиры; - фарватеры; - морские каналы и рекомендованные пути; - системы разделения движения судов; - различные районы на морской части карты; - гидрологические элементы; - мерные линии; - подводные кабели; - элементы специальной нагрузки.

Общегеографические элементы

- береговая линия с обозначением характера берега; - гидротехнические сооружения; - гидрографическая сеть и рельеф суши; - населенные пункты; - дорожная сеть; - почвенно-растительный покров; - государственные границы; - элементы земного магнетизма.

Надписи и элементы оформления

- заголовок карты; - графики и шкалы масштабов; - схемы; - виды берегов, ориентиров и СНО; - предупреждения и примечания; - надписи; - элементы зарамочного оформления.

Классификация и назначение морских навигационных карт

По масштабу и назначению морские навигационные карты делятся на:

Генеральные (масштаб 1 5 000 000 - 1:1 000 000); - путевые (масштаб 1 1 000 000 - 1: 100 000); - частные (масштаб 1 100 000 - 1:25 000); - морские планы (масштаб 1 25 000 - 1: 500);

Генеральные карты

Генеральные карты предназначены для общего изучения условий плавания и общих навигационных расчетов, предварительной прокладки перехода при плавании в открытом море в большом удалении от берегов.

Путевые карты

Путевые карты предназначены для обеспечения плавания между портами в значительном удалении от берега и вне его видимости.

Частные карты

Частные карты предназначены для обеспечения плавания в непосредственной близости от берега или в стесненных условиях (в узкостях, шхерах и т. д.)

Морские планы

Морские планы предназначены для руководства при входе в порты, бухты, на рейды, якорные места и т. д.

Коллекции морских навигационных карт

Карты коллекции ГУНиО

В СССР, а теперь в России, морские навигационные карты издаются ГУНиО МО РФ на листах размером 75х100, 50х75, 38х50 см. в масштабе от 1:500 до 1:10000000. Нумерация навигационных карт производится по схеме ABCDD, где: A - морской район, B - масштаб, C - море или часть морского района, DD - номер карты в районе (увеличение нумерации по часовой стрелке начиная с севера). карты совместимые с международыми, имеют второй номер начинающийся с Int и выпускаются на двух языках - русском и английском. В основном использовались системы координат "Пулково 1942" и "Потсдам 1950", в настоящее время чаще используется система "WGS-84 " Так же выпускаются: Специальные навигационные карты: Радионавигационные, Навигационно-промысловые, и т.п. Вспомогательные и справочные: Карты сетки без элементов специальной морской остановки (для плавания в дали от берегов), карты районов боевой подготовки кораблей ВМФ , атласы течений и т.п. Для корректуры карт еженедельно выпускаются "Извещения Мореплавателям"

Карты Британской коллекции

Коллекция Британского Адмиралтейства не подвержена экономическим или политическим рискам. Карты удобны в использовании и корректуре (выпускаются кальки).Карты имеют префикс BA и номер от 1 до 4999, например BA2246 или BA34. Также может существовать префикс AUS, если карта является перепечаткой австралийской карты или NZ – новозеландской карты.

Электронные навигационные карты

Предназначены для использования в навигационных целях в Электронно-картографических навигационных информационных системах (ЭКНИС). Разделяются на две основные категории: векторные и растровые.

Литература

Правила корректуры морских карт и руководств для плавания в береговых корректорских подразделениях ВМФ и на гражданских судах, изд. пятое, переработанное и дополненное, Санкт-Петербург, 2006

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

В предыдущей статье мы обобщили и систематизировали . Пора переходить к решению практических задач с использованием морских навигационных карт (общепринятое сокращение — МНК). Ранее мы рассмотрели . Сейчас узнаем, какая информация имеется на морских навигационных картах, как снимать расстояния с рамки карты, как прокладывать направления в яхтинге и как поддерживать морские навигационные карты на уровне современности (т.к. на морском театре постоянно происходят различные изменения — ставятся новые навигационные знаки, причалы, меняются глубины и т.п.).

Обзор морских навигационных карт.

Итак, начнём с краткого обзора видов морских карт. Они подразделяются на морские навигационные карты (собственно МНК), специальные, справочные, озёрные и речные. Морские навигационные карты подразделяются, в свою очередь, на:

— планы (масштабы 1:1000 — 1:25 000). Наиболее крупный масштаб, наиболее полная информация. Планы используются для заходов в порты, при плавании в узкостях и других подобных случаях. Часто планы приводятся на основной морской навигационной карте более мелкого масштаба в виде врезок. На планах очень часто приводятся линейные масштабы в метрах и кабельтовых;

— частные морские навигационные карты (масштабы 1:25 000 — 1:75 000) Также довольно крупный масштаб. Используются в условиях, сходных с условиями использования планов, когда последних либо нет в наличии, либо они вообще не изданы для данного района;

— путевые морские навигационные карты (масштабы 1:100 000 — 1:500 000). Наиболее распространены. Их используют при яхтинге между пунктами назначения и в зависимости от совокупности факторов навигационной обстановки;

— генеральные морские навигационные карты (масштабы 1:500 000 — 1:5 000 000 и мельче). На таких картах изображены очень большие участки мирового океана, целые моря, океаны или их части. Используются для наглядного представления навигационных условий на целом длительном яхтенном переходе, предварительной прокладки и счисления пути яхты (вместе с путевыми картами или картами-сетками).

Специальные морские навигационные карты:
— карты-сетки. Это особый вид морских карт, составленных специально для точного ведения счисления и оформления обсерваций (определения места судна) при плавании в океанах на участках, где нет ни берегов, ни ориентиров и для которых не составлены путевые карты. Такие карты представляют собой «чистый» лист бумаги, на который нанесены только сетки параллелей и меридианов. При этом обозначены только значения широт. Долготы яхтсмены проставляют вручную в соответствии с местом своего нахождения. Поэтому говорят, что карты-сетки имеют скользящую сетку долгот;
— радионавигационные карты, на которые нанесены особые сетки для определения места судна с помощью радионавигационных систем;
— шлюпочные карты;
— другие, в зависимости от содержания.

Справочные карты:
— в зависимости от назначения: навигационно-промысловые, карты гидро-метеорологических элементов, карты, построенные в гномонической проекции и т.д.

Оформление морских навигационных карт.

Теперь перейдём к оформлению морских навигационных карт, содержащем массу необходимой и полезной информации. Оформление включает в себя заголовок и зарамочные надписи. В заголовке карты приводится основная информация о районе, для которого составлена карта и о самой карте. Тут указывается названия портов, морей, проливов и т.п. Над заголовком карты всегда находится знак (типа герба) гидрографической службы, которая выпустила данную морскую навигационную карту. Под собственным названием карты проставляется масштаб карты и единицы измерения приведенных на ней цифрами глубин (в метрах, футах или морских саженях). На это всегда нужно обращать внимание, чтобы не путать истинные значения глубин при сопоставлении их с осадкой своей яхты. Для этого рекомендуется перевести значения действительной осадки яхты в те единицы измерения, которые использованы для обозначения глубин на морской навигационной карте. Тогда не будет никакой путаницы. Далее указывается точка, относительно которой отсчитываются глубины (так называемый нуль глубин). Указаны также единицы измерения высот объектов, сведения для нанесения на карту места судна, полученного при помощи глобальной спутниковой навигационной системы (GPS), используемая в данном районе система навигационного ограждения, картографическая проекция и источники информации, использованные при составлении карты. Ещё ниже приводятся другие важные для яхтсменов сведения по использованию данной морской навигационной карты. Отсюда правило: перед любым использованием карты в яхтинге всегда необходимо внимательно и не торопясь ознакомиться с её заголовком и принять к учёту всю содержащуюся там информацию!

Зарамочные надписи содержат адмиралтейский номер карты, даты её первого и новейшего издания, даты корректур, масштаб по экватору, сведения об источниках информации при составлении морской навигационной карты, её геодезической основе, организации, осуществлявшей контроль за изданием и самом издателе, а также дате её издания.

На самой морской навигационной карте могут быть приведены и другие сведения, которые необходимы для безопасного яхтинга, такие, как таблицы течений, сведения о приливах, планы-врезки портов, узкостей и т.п. На некоторых картах изображают (и это очень удобно) рамки других карт, охватывающих прилежащие районы с указанием адмиралтейских номеров этих карт.

Здесь обязательно следует остановиться на специальном издании, при помощи которого подбираются карты, необходимые для определённого перехода. Это каталог карт и книг. Он устроен логично и просто. Настолько, что нет необходимости рассматривать его очень подробно. Возьмёте его в руки, не спеша пролистаете, и всё станет ясно. В двух словах (и совсем не в строгих морских терминах), это — альбом, составленный из очень мелкомасштабных карт, охватывающих большие районы мирового океана. А на этих картах, в свою очередь, нарисованы границы (рамки) более крупномасштабных (а, значит, охватывающих значительно меньшие районы) карт, и обозначены их адмиралтейские номера. Вот, собственно и всё. Здесь наглядно видно, какие морские навигационные карты понадобятся вам для проработки перехода и яхтинга.

При прокладке предварительных курсов внимательно изучается сама морская навигационная карта, проверяется соответствие глубин проходной осадке судна с учётом проседания, влияния мелководья и приливо-отливных явлений. Оценивается наличие и близость навигационных опасностей и прорабатываются меры по уклонению от них. Выделяются карандашом наиболее значимые ориентиры, глубины, наносятся районы возможных укрытий и т.д.

У каждой карты имеются рамки — вертикальная и горизонтальная. Эти рамки очень важны для нас, особенно вертикальная. С них снимаются координаты точек, по ним наносятся точки на карту по заданным координатам, с них мы снимаем расстояния. Мы помним, что расстояния на море измеряются в морских милях. А морская миля — это одна минута дуги меридиана. Но ведь и широты у нас тоже измеряются в градусах и минутах дуги меридиана! Верно, именно так. И эти самые широты в градусах и минутах нанесены на вертикальную рамку морских навигационных карт (одинаково — и справа, и слева). Следовательно, если мы возьмём измеритель, и установим его одну ножку на отметку 23° широты, а другую — на 24°, то в растворе измерителя получим 1°! А сколько в одном градусе минут? Ясное дело — 60. А что такое 60 минут? Это 60 морских миль. Так вот незатейливо мы снимаем с вертикальной рамки карты 60 морских миль.

Теперь, не меняя раствора измерителя, мы можем где угодно и как угодно отложить на морской навигационной карте наше расстояние в 60 миль (не забывая о том, что лучше всё-таки его откладывать на той параллели, где мы это расстояние снимали — в нашем случае — 23° и 24°). Соответственно, в каждой минуте — 60 секунд. Но секунды дуги применяются в обозначениях широт только на картах очень крупного масштаба, а так, в основном, используют деление одной минуты на десять частей (чтобы получить кабельтовы). Так что если мы наткнёмся на секунды, их придётся переводить в кабельтовы (т.е. десятые минуты), или в метры, если мы работаем на плане. А что делать? Такова наша суровая яхтенная жизнь. На горизонтальной рамке разбивка осуществлена на экваториальные мили, или, что принципиально одно и то же, на градусы и минуты долготы. Для снятия долгот она только и используется.
Необходимо обратить особое внимание на то, что часто по невнимательности неопытные яхтсмены пытаются использовать горизонтальную рамку для снятия расстояний. Было бы смешно, если бы не было грустно! Это очень распространённая ошибка. И она свидетельствует о слабой подготовке! Так что постарайтесь её не совершать.

Инструменты для работы на морских навигационных картах.

Теперь об инструментах, с которыми нам работать на морской навигационной карте.

Ластик.Бережно относитесь к карте, после окончания перехода принято стирать свои пометки и построения. Перед началом работы с морской навигационной картой проверьте, чтобы не осталось старых пометок и построений: они могут внести путаницу.

Карандаш должен быть твердо-мягким. Твердый карандаш будет царапать бумагу, а мягкий – давать много грязи. Уберите в сторону все маркеры и ручки, чтобы ненароком не спутать их с карандашом и не испортить карту.

Измеритель штурманский. Не стоит его путать с циркулем. У измерителя две иглы, а у циркуля — одна и пишущий элемент. При пользовании одну ножку измерителя утыкают в один объект, а другую — в другой. Потом, не меняя раствора, переносят измеритель на вертикальную рамку и смотрят, сколько минут приходится на раствор измерителя. Вот сколько их приходится, столько миль и будет между объектами. Циркуль тоже используется. Им в яхтинге не меряют расстояния, а рисуют окружности и разные кривые.

Штурманский транспортир бывает, в основном двух видов, но чаще встречается в виде треугольника (почему его иногда и называют, что не очень правильно, треугольником). Пользоваться транспортиром нужно внимательно и вдумчиво. Хотя он и устроен, в принципе, как обыкновенный школьный транспортир, но небольшая хитрость всё-ж таки есть. Дело в том, что мы делим горизонт (и морскую навигационную карту, соответственно) на 360°. А транспортир выполнен в сегменте 180°. Поэтому на него нанесено два ряда делений, один — от 0° до 180°, а другой — от 180° до 360°. При этом еще иногда эти ряды сами по себе выполнены так, что первая половина первого ряда — в нижней части, а вторая — в верхней. Та же штука и со вторым рядом.

Смысл в том, что перед прокладкой на морской навигационной карте какого-либо угла с помощью транспортира, нам нужно грубо представить, как его линия будет выглядеть, чтобы не отложить вместо прямого направления — обратное (например, 40° вместо 220°). Если мы чертим из точки местоположения нашего судна на карте курс 45°, то сначала представим просто визуально, как пойдёт курс по карте, а потом отложим его точно с помощью транспортира. Особенно внимательным нужно быть при прокладке пеленгов. Необходимо чётко представить, какой пеленг мы откладываем, с судна на объект, или с объекта на судно. Именно тут чаще всего случаются ошибки даже у достаточно опытных яхтсменов.

При этом помним следующее: если мы берём направления с предмета на судно или с судна на предмет, то мысленно представляем себе линию и прикидываем, сколько это будет градусов (по крайней мере — больше или меньше 180°). У нас на транспортире две шкалы, одна для значений меньше 180°, другая — больше 180°. А так как мы уже прикинули, какой нам шкалой (большей или меньшей) пользоваться, то и снимаем с неё значение, подходящее под нашу прикидку.

Параллельная линейка - очень употребительный штурманский инструмент. Он состоит из двух одинаковых половинок, соединённых между собой параллельными пластинами. Пластины подвижны и это позволяет раздвигать обе половинки так, что они остаются параллельными друг другу (поэтому линейка так и называется).

Часто в яхтинге применяется так называемый , совмещающий в себе линейку, транспортир и вращающее кольцо. Очень удобен для работы с морской навигационной картой в условиях сжатого пространства штурманского места яхты.

Ну вот, теперь мы полностью готовы к проработке перехода на морской навигационной карте. Но об этом в .

По материалам книги "Основы навигации" А.Е.Селезнев

Морские навигационные карты являются одним из важнейших пособий для обеспечения безопасного плавания судов. На морские навигационные карты наносят отдельные участки моря с указанием глубин и грунтов, очертания береговой линии и рельефа, навигационные знаки и опасности.

Значение морских навигационных карт в судовождении очень велико. Являясь уменьшенным изображением участков земной поверхности на плоскости, морская навигационная карта как бы рассказывает судоводителю о тех районах и условиях, в которых проходит плавание судна. Морская навигационная карта предупреждает моряка об опасностях и одновременно подсказывает, как ему лучше проложить свой курс.

Способ условного изображения поверхности Земли на плоскости называют картографической проекцией. Известно, что при плавании судна одним и тем же неизменным курсом его путь на поверхности земного шара изобразится кривой линией, называемой локсодромией («косой бег»), которая пересекает все меридианы под одним углом.

Поскольку поверхность Земли имеет форму шара, то ее изображение на плоскости невозможно осуществить без искажений. Значит, не существует такой картографической проекции, которая бы не искажала изображаемую на ней земную поверхность. Из большого числа различных картографических проекций можно, однако, подобрать такую, которая удовлетворяла бы основные требования, предъявляемые к морской карте.

2. Величины всех углов на карте должны соответствовать тем же углам на местности, и, следовательно, форма очертаний суши и различных предметов на земной поверхности будет соответствовать их изображениям на карте. Это значит, что картографическая проекция должна быть равноугольной.

Таким образом, углы, измеренные штурманом между какими-либо ориентирами на местности, будут соответствовать углам между теми же ориентирами на карте, отвечающей последнему условию. Зрительное восприятие района плавания будет соответствовать его изображению на карте. Наиболее полно таким требованиям удовлетворяет равноугольная нормальная цилиндрическая так называемая меркаторская проекция, которая до настоящего времени применяется как основная при построении морских навигационных карт. Эта проекция была предложена, в 1569 г. голландским ученым картографом Герардом Кремером, носившим псевдоним Меркатор. Он предложил новые математически обоснованные принципы построения карт, в частности несколько картографических проекций, из которых наиболее известна цилиндрическая равноугольная проекция карты. Эта проекция под названием меркаторской получила всеобщее распространение, и с тех пор и до настоящего времени в этой проекции составляются морские навигационные карты и другие, требующие точного изображения углов. Проекция позволяет изображать географические меридианы прямыми и параллельными между собой линиями, перпендикулярными другой системе параллельных между собой прямых линий, являющихся географическими параллелями. Для того чтобы получить меркаторскую проекцию (рис. 43), представим себе земной шар, а проще географический глобус, который по экватору «закутан» в цилиндр, ось которого совпадает с осью земного шара (глобуса). Затем спроектируем изображения земных меридианов и параллелей на поверхность цилиндра и развернем его в плоскость.

Полученная на плоскости картографическая сетка, являясь нормальной цилиндрической проекцией, будет выглядеть как система прямых параллельных между собой линий - земных меридианов, перпендикулярных другим параллельным между собой прямым-параллелям. На такой проекции линия постоянного курса (локсодромия) может быть только прямой линией, образующей один и тот же постоянный угол с системой параллельных между собой линий, изображающих меридианы.

Все параллели в меркаторской проекции, вытягиваясь, остаются равными длине экватора, а линейная величина каждой минуты широты увеличивается с возрастанием широты. Длина параллелей и меридианов увеличивается одинаково в sec φ раз.

Таким образом, подобие фигур и равенство углов между определенными направлениями сохраняются. Следовательно, и первое, и второе требования к проекции морской карты оказались выполненными.

Масштабом карты называется отношение длины какой-либо линии на карте к действительной длине этой же линии на земной поверхности. С некоторым допущением то же определение можно отнести к картам более мелкого масштаба. Масштабы бывают числовые и линейные. Масштаб, выраженный в виде дроби, числитель которой единица, а знаменатель - число, показывающее, скольким единицам длины на поверхности Земли равна единица длины на карте, называется числовым, или численным. Например, 1:100000 означает, что одной единице длины на карте соответствует 100 000 таких же единиц на земной поверхности (1 см на карте, например, равен 100 000 см на местности).

Масштаб, показывающий, сколько более крупных единиц длины на местности содержится в одной более мелкой единице длины на карте, называется линейным. Например, 10 км в 1 см или 3 мили в 1 см.

На морских картах в меркаторской проекции линейный масштаб изображается делениями боковых рамок карты. Так как меридианы в меркаторской проекции растягиваются с увеличением широты, то длина изображения на такой карте 1" широты, или одной морской мили, по мере удаления от экватора будет увеличиваться. При измерении расстояний на карте следует пользоваться боковой рамкой карты на той же параллели, что и измеряемое расстояние.

Морские навигационные карты по своему содержанию и масштабу делятся на генеральные, путевые, частные и планы.

Генеральные карты изображают целые заливы, моря, океаны или их части. Эти карты служат для общего изучения условий плавания на протяжении всего рейса, на них выполняют предварительную прокладку перехода и делают общие расчеты, связанные с рейсом судна. Масштаб генеральных карт обычно 1:500000 и мельче.

На путевых картах изображают отдельные районы перехода судна и содержатся все необходимые подробности для безопасного плавания и подхода к берегу. Следовательно, масштаб путевых карт не должен быть слишком мелким. Издаются путевые карты в масштабах от 1:100000 до 1:300000.

На путевых картах ведется прокладка пути судна и производятся определения его места. Поскольку путевые карты изображают отдельные части моря, то по мере продвижения судна приходится переходить с одной карты на другую. На путевых картах, в зависимости от районов моря изображается и определенная часть прибрежной полосы.

Частные карты предназначены для плавания вблизи берегов и в стесненных районах - проливах, шхерах, подходах к портам и т. д. Масштабы частных карт 1:50000 и крупнее.

Планы содержат изображения со всеми подробностями бухт, гаваней, рейдов, портов и предназначены для входа в порты, прохода узкостей. Планы составляются в масштабах 1:20000 и крупнее.

Прежде чем пользоваться морской картой, следует ее внимательно изучить. Для этого надо научиться читать карту. Чтобы уметь читать карту, необходимо разбираться во всех условных обозначениях и дополняющих их сокращенных надписях, нанесенных на карту, «расшифровки» которых помещены в книге «Условные знаки для морских карт и планов».

Изучая карту, следует прежде всего начинать с чтения ее заголовка, всех примечаний и предостережений, помещенных на карте. Затем надо ознакомиться с навигационно-географическими данными района, изображенного на карте, глубинами, грунтами, навигационными опасностями, береговой чертой, различными навигационными знаками, маяками, огнями. Особое внимание следует уделить изучению опасностей (рифов, банок, затонувших на небольшой глубине судов) и их навигационного ограждения.

К прокладочным инструментам относятся измерительные циркули, параллельные линейки, навигационные транспортиры, протракторы.


Измерительный циркуль
(измеритель), показанный на рис. 44, а, служит для измерения и откладывания расстояний на карте. Состоит он из двух ножек, шарнирно соединенных при помощи вилки, на которой имеется обушок с кольцом. На ножках циркуля винтиками крепятся съемные стальные иголки, предохраняемые одевающимися колпачками.

Параллельная линейка (рис. 44, б) предназначена для проведения прямых линий и линий, параллельных заданным. Состоит параллельная линейка из двух деревянных линеек, которые соединены между собой двумя равной длины латунными тягами на шарнирах. В последнее время выпускаются параллельные линейки из органического стекла, которые удобны тем, что не закрывают изображения карты. Шарнирное соединение позволяет передвигать линейку, сохраняя заданное направление, что особенно важно при прокладке курсов и пеленгов. В случае, когда требуется определить направление проложенной на карте линии, к ней прикладывают линейку и измеряют транспортиром угол пересечения ее с меридианом. Чтобы через заданную на карте точку провести линию, параллельную заданному направлению, линейку со сложенными вместе половинками укладывают внешним краем верхней линейки вдоль такой линии. Затем плотно прижимают к карте одну из линеек, а другую осторожно передвигают до тех пор, пока внешний край второй линейки не подойдет к намеченной точке, после чего карандашом проводят линию через заданную точку.

Навигационный транспортир (рис. 44, в) служит для построения и измерения углов на карте. Обычно он используется вместе с параллельной линейкой для прокладки курсов и пеленгов. Транспортир представляет собой полукруг с линейкой. Внешний срез дуги транспортира градуирован. Удлиненные штрихи отмечают пятиградусные деления. Штрихи, указывающие десятки градусов, отмечены двумя цифрами, отличающимися на 180°. При этом верхние цифры соответствуют направлениям северной половины картушки компаса, а нижние - южной.

Для того чтобы проложить на карте линию под определенным углом к меридиану, транспортир накладывают на карту так, чтобы центральный штрих транспортира и черта, обозначающая заданное число градусов, оказались на линии меридиана. При этом условии линия, проведенная вдоль среза линейки в надлежащую сторону, даст нужное направление.

Протрактор (рис. 45) предназначается для нанесения на карту места судна, полученного по двум горизонтальным углам, которые определяются между направлениями на три береговых объекта. Он сострит из металлического круга и трех линеек.

Средняя линейка жестко связана с кругом, а крайние могут поворачиваться относительно его центра на любой угол. Металлический круг градуирован через 0,5°. Для нанесения на карту места судна боковые линейки протрактора устанавливают по отношению к средней соответственно измеренным углам. Затем протрактор кладут на карту, совмещают срезы двух линеек с изображениями двух соответствующих предметов и передвигают протрактор таким образом, чтобы срез третьей линейки прошел через изображение третьего предмета. При этом центр круга прибора укажет обсервованное место судна, которое отмечается карандашом. Основное достоинство протрактора состоит в том, что он позволяет наносить место судна с рис. 45. Протрактор большой точностью.

Несмотря на простоту устройства все прокладочные инструменты требуют бережного отношения и использования только по назначению. Неисправности инструментов могут привести к появлению значительных ошибок при ведении, прокладок. После окончания работы с циркулем на его ножки надевают предохранительные колпачки. Параллельная линейка всегда должна находиться на плоской поверхности. При работе с протрактором не следует прилагать больших усилий для перемещения его движущихся частей. Циркуль, транспортир, протрактор хранят в специальных футлярах.

Измерение расстояний на карте производят при помощи циркуля-измерителя, ножки которого устанавливают на две заданные точки. Затем, не меняя угла расствора ножек, измеритель приставляют к ближайшей боковой рамке карты в той же широте и определяют расстояние. При измерении большого расстояния, когда оно не может быть измерено одним расствором измерителя, его делят на отдельные отрезки и определяют длину каждого отрезка.

Для нанесения на карту точки по заданным координатам на вертикальной рамке отмечают карандашом место, соответствующее широте заданной точки, и на горизонтальной-место, соответствующее ее долготе. Через отмеченные места при помощи параллельной линейки проводят две пересекающиеся прямые, одна из которых параллельна географическому меридиану, другая - географической параллели. В месте их пересечения и будет находиться заданная на карте точка.

Снятие координат точки, нанесенной на карте, производится циркулем-измерителем. Поставив одну ножку измерителя в заданную точку, другую отодвигают до тех пор, пока она не коснется ближайшей параллели. Затем, сохраняя расствор измерителя, переносят его на вертикальную рамку, одну ножку ставят на ту параллель, до которой измерялось расстояние, а другая на этой же рамке укажет отсчет широты данной точки. Точно так же снимается долгота, только все действия производят относительно меридиана, а отсчет снимают с горизонтальной рамки.

Прокладку ИК и ИП на карте от заданной точки производят с помощью транспортира и параллельной линейки. Транспортир накладывают на промежуточный меридиан карты, ближайший к заданной точке, таким образом, чтобы центральный штрих транспортира и деление на его градуированной дуге, соответствующее заданному курсу или пеленгу, совпали с этим меридианом. Затем к планке транспортира подводят параллельную линейку и, не изменяя ее положения, переводят одну половинку линейки к заданной точке на карте. Через эту точку проводят прямую, которая и будет линией ИК. или ИП.

Определение направления линии, проложенной на карте, производят также с помощью параллельной линейки и транспортира.

Параллельную линейку совмещают с проложенной на карте линией, после чего прикладывают к линейке транспортир, который перемещают вдоль среза линейки до тех пор, пока центральный штрих транспортира не совпадет с ближайшим меридианом карты. Деление дуги транспортира, совпадающее с линией меридиана, покажет истинное направление проложенной на карте линии. Под каждым делением дуги транспортира нанесены два отсчета, отличающиеся друг от друга на 180°. Если линия ИК или ИП направлена в нордовую половину горизонта, то на дуге транспортира снимают верхний отсчет, если же в зюйдовую, то - нижний отсчет. Точность снятия отсчетов с транспортира составляет 0,1°.

Морские карты дают наглядное представление о навигационных особенностях, изображенных на них водных районах и прилегающих к ним участков суши. Основное назначение морских карт-графическое решение задач судовождения. Совокупность графических работ, производимых па морской карте для обеспечения безопасности судовождения, называется прокладкой, которая является одним из основных видов решения повседневных штурманских задач на морской карте. Выйдя из порта в открытое море, судно ложится на свой курс. Продолжая плавание, судоводитель должен быть уверен в безопасности своего судна, для чего ему необходимо знать точное место судна на карте. При плавании вблизи берегов относительно небольшие глубины и наличие подводных и надводных опасностей требуют от судоводителя особого внимания к ведению прокладки пути судна.

Поэтому при плавании в пределах видимости берега необходимо непрерывно следить за перемещением судна и тщательно вести прокладку пути судна.

Прокладка ведется при помощи прокладочного инструмента: транспортира, параллельной линейки, циркуля. При плавании вблизи берегов судоводитель обязан постоянно производить определения, или обсервации 1 , места судна по береговым предметам. Обсервованное место судна определяется точкой пересечения двух или более линий, которые называются линиями положения 2 . Линиями положения чаще всего бывают пеленги береговых предметов. Для определения места судна достаточно иметь две линии положения. Однако во всех случаях, когда представляется возможность, следует определять место судна по трем (и более) линиям положения (пеленгам), так как третий пеленг будет как бы контрольным, свидетельствующим о точности определения.

Для определения места судна по трем пеленгам следует предварительно выбрать на берегу три хорошо видимых с судна и нанесенных на карту предмета. Затем в быстрой последовательности берут один за другим пеленги всех трех предметов, которые записывают. Сразу же записывают отсчет лага и время взятия пеленгов.

При выборе объектов для пеленгования необходимо, чтобы углы между первым и вторым объектами и между вторым и третьим были бы не меньше 30 и не больше 150°, так как чем меньше угол пересечения, тем больше будет ошибка в обсервованном месте, которая увеличивается за счет того, что трудно выделить точку пересечения.

Наиболее точными будут определения в случае, если угол между объектами близок к 90°. Начинать пеленговать следует с предмета, который ближе расположен к диаметральной плоскости судна (его пеленг меняется медленнее), а в ночное время первым пеленгуют маяк, огонь которого хуже виден.

Полученные значения пеленгов способом, описанным ранее, прокладывают на карте (рис. 46). Пересечение пеленгов даст точку - место судна. Однако на практике вследствие ошибок при взятии пеленгов и при прокладке их на карте, а также неверной поправки компаса три линии пеленгов в большинстве случаев в одной точке не пересекаются, на а образуют треугольник, называемый треугольником погрешности.

При сторонах треугольника погрешности, не превышающих 0,5 мили, место судна принимают в центре треугольника. Полученное обсервованное место судна обозначают кружочком с точкой в центре.

Большие размеры треугольника свидетельствуют о наличии значительных ошибок. Определение места судна по трем пеленгам является наиболее точным способом навигационных определений.


Определение места судна по двум пеленгам
производится так же, как и по трем (рис. 47). Однако в этом случае отсутствие третьей линии положения не позволяет проконтролировать надежность полученного обсервованного места судна.

Определение места судна по двум расстояниям. С помощью РЛС, дальномера или каким-либо другим способом измеряют расстояние до двух предметов. Затем с боковой рамки карты снимают циркулем измеренные расстояния D 1 и D 2 и проводят дуги окружностей с центрами А и В в местах нахождения объектов наблюдения на карте (рис. 48). Точка пересечения дуг будет местом судна. Окружности пересекутся в двух точках, однако счислимое место или хотя бы приближенный пеленг позволят легко определить нужную точку, которая и будет обсервованным местом судна. С помощью РЛС этим способом определения можно пользоваться в условиях плохой видимости.

Определение места судна по пеленгу и расстоянию. Если с судна наблюдается только один предмет, то определение места можно сделать по пеленгу и расстоянию до него. В этом случае по компасу берется пеленг наблюдаемого предмета, который прокладывается на карте. Сразу же измеряют по РЛС расстояние, которое откладывают на линии пеленга (рис. 49).

Определение места судна по крюйс-пеленгу (рис. 50). Определение места способом крюйс-пеленга производится тогда, когда с судна виден только один предмет, измерить расстояние до которого невозможно по каким-либо причинам. Сущность этого метода заключается в том, что наблюдаемый предмет пеленгуют несколько раз через определенные промежутки времени.


Для определения места судна производят следующую прокладку. Из точки В (пересечение линии первого пеленга с линией курса) откладывают пройденное расстояние S л . Из полученной точки С проводят прямую ПА 1 , параллельную линии первого пеленга П 1 А. Пересечение линий ПА 1 с линией второго пеленга П 2 А даст точку М, которая и будет местом судна.

Дальнейшее счисление пути судна ведут от этой точки. Место судна, определенное по крюйс-пеленгу, называется счислимо-обсервованным, так как обсервацию определяют взятые пеленги, а элементом счисления является отсчет лага. Такое определение, конечно, менее надежно, чем обсервованное. Счислимо-обсервованное место При подходе к берегу в тех районах, где нет возможности определиться более точными способами, приближенное место судна можно получить по пеленгу одного предмета и одновременно измеренной эхолотом глубине.

В этом случае прокладывают взятый пеленг на карте и находят на линии пеленга приближенное место судна, соответствующее или близкое к измеренной глубине (рис. 51).

Точность такого способа зависит от характера изменения глубин и достоверности их отметок на карте. При равномерно и резко меняющихся глубинах точность опознания места будет выше, чем при медленно меняющихся глубинах на большом протяжении.

Опознание места по глубинам. При этом способе с карты снимают расстояния между указанными глубинами по пути движения судна, рассчитывают промежутки времени, необходимые судну для прохождения этих расстояний, и одновременно через эти промежутки времени замеряют глубины. Измерив, ряд глубин (до 10 измерений), наносят их на кальку по линии пути судна. Затем накладывают кальку на карту таким образом, чтобы линия курса судна на кальке совпала или была бы параллельна линии курса на карте. Если при этом глубины, нанесенные на кальку, совпадут или будут близки к глубинам на карте, то место последней точки измерения глубины будет приближенным местом судна.

Опознание места по отличительной глубине можно выполнить в случаях, когда курс судна проходит через отличительную глубину, т. е. через место, где глубины резко отличаются от окружающих. За несколько миль до подхода к отличительной глубине включают эхолот. Когда эхолот или самописец начнут показывать глубину, близкую к отличительной, замечают время и отсчет лага, считая опознанное место судна в центре отличительной глубины.

Все морские карты по своему назначению разделяются на четыре основные группы: навигационные, специальные, справочные, озерные и речные.

Навигационные морские карты предназначены для обеспечения безопасности судовождения. В зависимости от своих масштабов они разделяются на планы, частные, путевые и генеральные карты.

Планы (масштаб 1:1000 - 1:2 5 000) служат руководством для заходов судов в порты, гавани, бухты, на рейды и т. д.

Частные карты (масштаб 1:2 5 000 - 1:7 5 000) предназначены для обеспечения безопасности плавания в районах, сложных в нави- гационно-гидрографическом отношении: в узкостях, в шхерах, в непосредственной близости от берегов и т. д.

Путевые карты (масштаб 1:100 000 - 1:500 000) служат для обеспечения плавания между портами как в видимости, так и вне видимости берегов и береговых ориентиров. Карты этого типа явля- ются основным и наиболее распространенным типом морских навигационных карт.

Генеральные карты (масштаб 1:500 000 - 1: 5 000 000) используются для общего изучения условий перехода океаном или морем и, как правило, для предварительной прокладки пути корабля.

Специальные карты издаются для обеспечения решения задач навигационно-прикладного и специального характера. Наиболее распространенным типом из них являются: радионавигационные, карты радиомаяков и радиостанций, навигационно-промыс- ловые, карты-сетки и бланковые карты.

Радионавигационные карты (масштаб 1:750 000 - 1:3 500 000) - генеральные карты в меркаторской проекции со специальными сетками для определения места судна с помощью новейших навигационных систем.

Карты радиомаяков и радиостанций (масштабы 1: 1 000 000 - 1: 1 500000) показывают точное местоположение радиомаяков и радиостанций, обслуживающих мореплавание, и обычно строятся в стереографической проекции, позволяющей прокладывать радиопеленги прямыми линиями без заметных искажений.

Навигационно-промысловые карты (масштабы 1: 500 000 и мельче) предназначены для навигационного обеспечения рыболовецких судов; в отличие от обычных навигационных карт на них показаны места, опасные для спуска тралов и других донных орудий лова.

Карты-сетки (масштабы 1:150 000 - 1:500 000) строят, как правило, в меркаторской проекции на отдельные широтные пояса и используют для прокладки пути судна в относительно крупном масштабе; в отличие от навигационных карт карты-сетки не содержат никаких элементов картографического изображения, кроме сетки меридианов и параллелей.

Бланковые карты (масштабы 1:500 000 - 5 000 000 и мельче) служат простейшей географической основой для составления различных картосхем и сборных листов.

Справочные карты непосредственно для навигационных целей не используют. Они являются вспомогательными картографическими изданиями, содержащими лишь некоторые необходимые мореплавателям данные. К ним относятся: обзорные карты, карты часовых поясов и сборные листы карт.

Обзорные карты (масштабы 1:650 000 - 1:20 000 000) дают общее представление о навигационно-гидрографических, физико-географических и экономико-географических особенностях изображенных на них районов.

Карты часовых поясов представляют собой мелкомасштабные бланковые карты мира или отдельных государств с указанием границ и номеров часовых поясов вместе с текстом (легендой), поясняющим пользование картами.

Сборные листы являются бланковыми картами океанов и морей с обозначенными границами (рамками) навигационных или других морских карт крупного масштаба. Сборные листы служат для подбора необходимых карт и определения их номеров.

Озерные и речные карты предназначены для обеспечения безопасного плавания на озерах и судоходных реках.

Озерные карты (масштабы 1:100 000 - 1:250 000) по своей математической основе, элементам содержания и условным обозначениям не отличаются от морских навигационных карт.

Речные карты (масштабы 1:10 000 - 1:100 000) представляют собой изображения рек с береговой полосой и береговой топографией. На них указываются рельеф дна, выраженный отметками глубин и изобатами, фарватеры (с указанием их протяженности в километрах) и некоторые другие элементы, необходимые для судоводителей.

Внутреннюю рамку морских и озерных карт составляют крайние меридианы и параллели; вместе с промежуточными они образуют картографическую сетку карты. Внутренняя рамка карты разбита на градусные и минутные деления: по меридиану - широтные, по параллели - долготные. Таким образом, обе боковые рамки карты являются линейным масштабом и служат для измерения расстояний на карте, а также для снятия географической широты места. Нижняя и верхняя рамки служат для снятия географической долготы места.

Долготы на современных морских картах даются от Гринвичского меридиана (0°).

Для единой глубоководной системы (ЕГС) европейской части РСФСР создан атлас, карты которого составлены в проекции Гаусса в масштабе 1:5 0 000). Глубины на картах даны относительно нормальных подпорных уровней (НПУ) в метрах, а расстояния по судовому ходу - в километрах от Южного порта Москвы. Знаки обстановки нанесены на карты с точностью, обеспечивающей глазомерную ориентировку.

Атлас единой глубоководной системы европейской части РСФСР состоит из 10 томов. В т. I ЕГС помещена схема расположения томов Атласа (сборный лист томов Атласа), затем дан общий навигацион- но-гидрографический обзор ЕГС и краткие условия судоходства отдельно для районов, охваченных каждым томом Атласа. В томах с II по X в начале помещен сборный лист карт тома и далее комплекты лоцманских карт районов, границы которых показаны на схеме расположения томов Атласа (в т. I).

В зависимости от назначения карты и ее масштаба все элементы содержания даются с различной степенью подробности, или, как говорят, карта получает ту или иную степень нагрузки.

При составлении карт и пособий для плавания, кроме отечественных материалов, широко используются иностранные руководства и пособия для судоводителей. Передача собственных имен и названий при использовании иностранных материалов представляет значительные трудности. Способов, или форм, передачи собственных имен и названий может быть несколько.

На советских морских картах для передачи собственных имен и названий для районов территории Советского Союза употребляются только русские слова или слова народов СССР, населяющих данный район.

Для зарубежных районов применяются четыре основных формы передачи имен и названий:

Традиционная русская;

Переводная (смысловая);

Транскрипционная (фонетическая);

Транслитерационная (передача собственных имен и названий заменой иностранных букв соответствующими им буквами русского алфавита).

На морских навигационных картах главным образом изображаются те объекты и делаются те надписи, которые имеют существенное значение для целей судовождения.

При составлении морских навигационных карт уделяется особое внимание изображению берега, рельефа морского дна и объектов навигационного значения.

На морских навигационных картах рельеф дна представляет основную характеристику морской обстановки и является важнейшим элементом их содержания.

Рельеф морского дна изображен на карте настолько подробно, что судоводитель имеет возможность точно узнать о глубинах; опасные для плавания глубины выделены, чтобы они были заметны с первого взгляда на карту.

Глубины на советских морских навигационных картах для отечественных вод указываются цифрами в метрах и дециметрах: глубины от 0 до 5 м с точностью до 0,1 м\ от 5 до 20 м - до 0,2; от 20 до 50 м - до 0,5; более 50 м -д о 1,0.

Глубины на каждой морской карте приведены к единому уровню - нулю глубин. На морях, где приливов не бывает, за нуль глубин принимается средний уровень; на морях с приливами за нуль глубины принимают самый низкий уровень воды в данном районе, называемый теоретическим нулем глубин.

Если глубины не приведены к единому нулю глубин, то на картах указывается, что они выражены в метрах.

Для большей наглядности изображения рельефа дна на карты, кроме отметок глубин, как указывалось выше, наносят изобаты (линии равных глубин). Их проводят обычно через места с глубинами в 10, 20, 50, 100 и 200 м, а в глубоководных районах - иногда в 500, 1000 и 2000 м.

Следует считать 10-метровую изобату предостерегательной для судов с малой осадкой и 20-метровую - для судов с большой осадкой. Достоверные изобаты показываются сплошными линиями, а недостаточно обеспеченные промерами - пунктиром. При резком колебании глубин и обилии банок проводится так называемая предостерегательная изобата, или линия опасности, которая ограничивает прибрежную часть моря с малыми глубинами или какое-либо мелководье.

Все навигационные опасности на морских навигационных картах изображаются с наибольшей полнотой. Когда положение навигационной опасности установлено приближенно, то на карте делается надпись «ПС» - «положение сомнительное», если же имеется сомнение в существовании опасности, то она наносится на карту с надписью «СС» - «существование сомнительное».

Подводный рельеф и глубины в районах фарватеров и рекомендованных курсов показываются более тщательно и обязательно обозначаются изобатами.

Рельеф суши изображается только в пределах узкой полосы, видимой с моря. Реки, дороги, пути сообщения показываются схематично и только на подходах к берегу.

Характерные выступы береговой линии, используемые в качестве навигационных ориентиров, на картах изображаются более тщательно и отчетливо. Берега изображают с характеристикой по высоте, строению и слагающим породам, что облегчает их опознавание. Острова изображаются с большой подробностью, и их характерные очертания передаются строго в масштабе карты.

На свободных местах, отведенных под сушу, на карте помещают также контурные зарисовки берегов и приметных пунктов для лучшей ориентировки при плавании вблизи берегов. Изображенные на карте объекты, особенно имеющие отношение к судовождению, обязательно имеют поясняющие надписи (название, высота, пеленг, расстояние и др.). Различные примечания, предостережения, планы портов, рисунки маяков, сведения о приливах и приливно-отливных течениях помещают на свободных местах карты.

Из береговых средств навигационного оборудования на морские навигационные карты наносятся: маяки и обстановочные знаки, радиомаяки, радиопеленгаторные, радиолокационные, радиодальномер- ные и другие станции, ведущие кабели и т. п.; из плавучих предостерегательных знаков - обычные буи, буи с радиолокационными отражателями, вехи, а также плавучие маяки.

Средства навигационного оборудования (СНО) показывают с различной подробностью в соответствии с назначением карты и в зависимости от навигационной характеристики данного района.

На генеральные карты наносят только главные маяки и огни, приемные или предостерегательные, имеющие значение на переходах между портами и на подходах к рейдам и портам. Из плавучих маяков наносят лишь находящиеся в открытом море и «приемные» с моря, т. е. стоящие у входа на рейд или в порт. При наличии створов на подходе к порту показывают только первый (внешний) створ. Светящие буи и дневное плавучее ограждение наносят только у внешних морских опасностей и на первом подходном к порту или рейду фарватере.

На путевые карты навигационное береговое и плавучее ограждение вне рейдов и портов наносят полностью внутри рейда- с большой разрядкой.

На планы и частные карты наносят все маяки, обстановочные знаки и все прочие навигационные береговые и плавучие знаки ограждения.

В качестве навигационных ориентиров на морских картах выделяются разного рода приметные с моря естественные объекты - вершины гор, характерные скалы, обрывы, устья рек и т. п., а также различного рода приметные сооружения на берегу, например отдельно стоящие здания, заводские трубы, вышки, церкви, различные башни.

Данные о магнитном склонении и о магнитных аномалиях наносятся на морские карты с указанием величины склонения, приведенной к определенному году, и его величины годового изменения. Эти данные приводятся в заголовке карты, а также специальным знаком или в виде надписи в различных местах карты через интервалы 20- 30 см.

Участки известных магнитных аномалий оконтуриваются толстой линией; внутри контура делается надпись «Магнитная аномалия» и показывается приближенная величина аномального склонения.

Сведения о приливах и течениях приводятся в таблицах, а течения, кроме того, указываются стрелками в соответствующих местах карты; скорости течения в этом случае даются над стрелками надпи- сями с точностью до 1/4 узла.

Районы, опасные или запретные для плавания, районы свалок и др. наносят на все навигационные карты. Границы этих районов на картах выделяют условными знаками, а данные о режиме плавания вблизи них, когда это необходимо, приводят в виде предупреждения на полях карты.

Государственные границы и демаркационные линии на морских навигационных картах показываются с возможной географической точностью.

Чтение морских карт

Основная нагрузка карт выполнена условными символами, поэтому, чтобы читать карту, надо уметь расшифровывать значения этих символов и дополняющие их сокращенные надписи.

Практическим пособием для чтения современных советских морских карт и руководств для плавания являются книги «Навигацион- но-гидрографическая терминология. Условные знаки и сокращения», «Условные знаки для морских карт и планов», листы условных обозначений лоцманских изданий и карт водохранилищ Министерства речного флота.

Чтение карты начинают с ее заголовка.

Заголовок карты помещают внутри рамки карты, как правило, на свободном сухопутном поле. Сверху наносят уставной знак, а под ним - название карты, т. е. название района, охватываемого картой; указываются числовой масштаб и главная параллель, к которой он относится; меры, в которых выражены глубины, и к како- му уровню они приведены; меры, в которых приведены высоты гор; год приведения склонения и его годовое изменение.

Затем читают надписи под нижней рамкой карты, где указаны год составления карты, материалы, на основании которых она составлена, данные по проведению большой и малой корректур.

Наиболее часто встречающиеся условные знаки судоводители должны знать на память. К ним относятся обозначения: знаков, ограждающих опасности и препятствия, знаков береговых ориентиров, а также предназначенных для определения места судна, сокращений характеристик маяков и огней обстановочных и предостерегательных знаков, глубин, створов, фарватеров и рекомендованных курсов, мест, запрещенных для плавания и постановки на якорь, течений.

Для лучшей контрастности и читаемости карт некоторые из условных знаков печатаются красками разного цвета.

Местоположению объектов на местности соответствуют следующие точки условных знаков:

1) у знаков несимметричного рисунка или знаков с широким основанием - середина основания;

2) у знаков правильной геометрической формы - геометрический центр фигуры;

3) у знаков с прямым углом в основании - вершина прямого угла;

4) у знаков, образованных сочетанием нескольких фигур, - центр нижней фигуры.

Местом положения глубины является пересечение диагоналей прямоугольника, заключающего число целых метров в отметке данной глубины.

Грунты обозначают условными сокращениями. Например: ГлИ - глинистый ил; ИП - илистый песок; Р - ракушка; ПИ - песчаный ил и т. д.

Цвет и характеристика грунта даются следующими сокращенными надписями, например: блмП - белый мелкий песок; срвИ - серый вязкий ил и т. п.

Помещаемые на картах собственные названия чаще всего пишутся полностью. Номенклатурные термины и данные, характеризующие объект, пишутся сокращенно.

Примером сокращенных надписей могут служить надписи у маяков. Например, «ГрПр(3)(15 с)15МТ(С)С. ст. РМ k » означает: «Группо-проблесковый, три проблеска в секунду, период 15 сек, дальность видимости 15 миль, туманный сигнал - сирена, сигнальная станция, радиомаяк».

Название маяка помещается рядом, но отдельно от характеристики. В сокращенном виде даются также надписи, характеризующие особенности берегового рельефа и другие сведения.

Перед использованием любой навигационной карты необходимо прежде всего определить степень ее пригодности для предстоящего плавания. Для этого нужно по заголовку карты. определить ее название (изображенный на ней район океана, моря, залива, озера), числовой масштаб и главную параллель. По числовому масштабу карты необходимо выявить предельную точность ее масштаба и ознакомиться с линейными размерами делений по широте на внутренней боковой рамке карты. Затем в заголовке прочитывают сведения о нуле глубин и системе мер, их выражающих. Отсутствие данных о нуле глубин обязывает критически относиться к достоверности показанных на ней глубин. Следует также внимательно прочитать все предупреждения и примечания, являющиеся текстовым дополнением к карте, в которых даются сведения о навигационной обстановке в районе, охватываемом этой картой, и иногда сообщения о погрешности положения на ней отдельных объектов. После этого обращается внимание на надписи карты за рамкой, по которым можно судить о ее точности, достоверности и современности. При этом следует обратить внимание на год производства съемочных и промерочных работ, на основании которых составлена карта, на год издания и проведения большой корректуры и т. п. Если съемка производилась очень давно, следовательно, съемочные работы проведены с меньшей точностью из-за несовершенства применяемых в это время методов съемки и инструментов. Поэтому такие карты не могут быть достаточно надежными. Кроме того, за большой промежуток времени в районе могли произойти изменения фарватеров, появление отмелей, размывов берегов и т. п.

Если глубины показаны на карте с большими промежутками, это показывает, что промер не был подробным, и потому в этих местах возможны опасности. Вообще на все белые места на карте нужно смотреть не как на глубокие места, а как на места, где не были измерены глубины. Если на карте не имеется изобат, это показывает, что промер не был достаточно подробным, чтобы их провести; такие карты заслуживают меньшего доверия. Мест, где на карте указаны глубины меньше, чем глубины остального участка, следует избегать, так как неизвестно, насколько подробно глубины этих мест были обследованы. При дальнейшем чтении карты необходимо по условным обозначениям, принятым в картографии, обратить внимание на расположение береговых и плавучих знаков, характеристику огней, дальность их видимости, характер грунта, места якорных стоянок и укрытий.

Во всех случаях нужно принять за правило всегда пользоваться в данном районе картой самого крупного масштаба, корректура которой выполнена по самым последним данным (что видно по дате проведенной корректуры).

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары