Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мьянма вооруженные силы. Перспектива и состояние вооруженных сил мьянмы

Прочитав в блоге bmpd о строительстве новы кораблей для ВМФ Мьянмы силами этой страны был удивлен. Оказывается в последние годы Мьянма - нищая в общем-то страна осуществляет довольно серьезные закупки вооружений. Про корабли:

Фрегат в достройке

И ракетный катер:

Еще раз, это строит сама Мьянма.

Фото главных сил ВМФ:

Ну и идет модернизация приобретенных когда-то в Китае кораблей:

Но флот - это не все. Парк ВВС представлен как устаревшими машинами типа F-7 и A-5:

Чуть более современными G-4 из бывшей Югославии:

Так и МиГ-29:

Причем последние совсем не старые, контракт (по разным данным от 14 до 20 машин) был заключен в декабре 2009-го, поставки начались, ЕМНИП, в 2011-м. Более старые 12 машин были приобретены в 2001-м, но тоже не древние.

Транспортники - например довольно серьезные Y-8

Есть и вертолеты, например Ми-35П:

И польские Sokol

Бронетехника может гордиться китайскими VT1A

немного украинских БТР-3У

И модернизированные Украиной же МТ-ЛБМШ

Большинство материалов взято из блога bmpd, если кого-то не указал - сделаю по первой же просьбе.

А вообще я удивлен. Страна, в которой большая часть населения живет в самодельных хижинах, тратит весьма не плохие деньги на армию. Разумеется я указал не всю технику вооруженных сил Мьянмы. Старался только ту, что была куплена в 90-х и 2000-х. Более устаревших образцов, конечно, тоже хватает.

Жаль не хватает времени на серьезную аналитику, ничего особо не нашел по ПВО. По производству оружия на территории страны - тоже, но вроде стрелковку, минометы, боеприпасы различных типов изготавливают.

Напомню, что по ИРЧП - индексу развития человеческого потенциала - Мьянма находится на 138-м месте в мире. Пару фото, просто население, уровень виден невооруженным глазом.

Национальная армия Бирмы · Близкие статьи · Видео «Национальная армия Бирмы»

Национальная армия Бирмы была создана японскими властями в конце 1941 года - под названием Армия независимости Бирмы . До 27 марта 1945 года сражалась на стороне Японии против Британии, после объявила войну Японии.

Армия независимости Бирмы была создана 28 декабря 1941 года в столице Таиланда Бангкоке полковником японского генштаба Судзуки, завербовавшего бирманского левого активиста, генерального секретаря Коммунистической партии Бирмы Аун Сана и так называемых «30 товарищей» (бирманских коммунистов и левых националистов). Изначально в АНБ было 227 бирманцев и 74 японца (командный состав). Аун Сану японцы дали звание генерал-майора. Было создано несколько подразделений (разведывательных, диверсионных, фуражирских) для участия в японском вторжении в Бирму.

Когда японские войска вторглись в Бирму, многие бирманцы стали вступать в АНБ. К моменту взятия японцами Рангуна 8 марта 1942 года Армия независимости Бирмы насчитывала 12 тысяч. Бойцы АНБ быстро уничтожали представителей национальных меньшинств Бирмы, убивали и грабили жителей индийского происхождения.

1 августа 1943 года Япония даровала независимость Бирме. Аун Сан стал министром обороны и командующим Национальной Армии Бирмы (переименованной АНБ). Эта армия состояла из 8 пехотных батальонов, 2 батальонов ПВО, 2 инженерных батальонов, и нескольких вспомогательных подразделений.

Бирма и качины

На севере Бирмы Мьянмы резко обострился продолжающийся уже полтора года конфликт между повстанцами-качинами...
2:42 мин.


© Daniel Quinlan
15/6/2017

Военные преступления в Мьянме: Армия ведёт карательные операции против этнических меньшинств

Армия Мьянмы в штате Качин и на севере штата Шан совершают военные преступления, в том числе внесудебные казни, неизбирательные обстрелы населённых пунктов, блокируют доступ гуманитарной помощи и прибегают к пыткам. К таким выводам Amnesty International приходит в новом докладе «Страдают все: Конфликт, принудительные перемещения и насилие на севере Мьянмы» , подготовленном по итогам трёх недавних поездок в зону конфликта.

Этнические вооружённые группировки, ведущие войну с правительственными силами, в свою очередь, периодически похищают гражданских лиц и принудительно вербуют в свои ряды мужчин, женщин и детей, а также облагают «налогами» доведенных до нищеты сельских жителей.

«Почти 100 000 человек были вынуждены бросить свои дома и фермы из-за вооружённого конфликта и нарушений прав человека на севере Мьянмы. Все стороны конфликта должны защищать гражданское население в условиях конфликта, а власти Мьянмы должны незамедлительно снять ограничения на доставку гуманитарной помощи, которые наносят ещё больший вред и без того пострадавшему населению», – заявил Мэтью Уэллс, старший эксперт Amnesty International по реагированию на кризисные ситуации.

«Международное сообщество знает о насилии, которому подвергается народность рохинджа в штате Ракхайн в Мьянме, но в Качине и на севере штата Шан мы обнаружили столь же шокирующую картину – армия занимается преследованием этнических меньшинств», – добавил он.

Бои в этом граничащем с с Китаем регионе в августе 2016 года. Эксперты Amnesty International взяли с марта по май 2017 года более 140 интервью. Представители организации посетили районы боёв, а также 10 лагерей для внутренне перемещенных лиц, и провели беседы с пострадавшими гражданскими лицами и очевидцами, лидерами общин и представителями гуманитарных организаций.

Кризисная ситуации с перемещенными лицами

Более 98 тысяч мирных жителей покинули свои дома вследствие ожесточенных столкновений на севере страны между армией и этническими вооружёнными группировками. С правительственными силами борьбу ведут в том числе Армия независимости Качина (АНК), Освободительная национальная армия Таанг (ОНАТ), Армия Аракана (АА), а также Армия национального демократического союза Мьянмы (АНДСМ).

Правительство Мьянмы усугубляет трудное положение, в котором оказались многие перемещенные лица, ограничивая доступ гуманитарной помощи в некоторые районы в зоне конфликта, в первую очередь в те, что контролируются вооруженными группировками. Представители гуманитарных организаций заявили, что это сводит на нет их готовность быстро реагировать на чрезвычайные ситуации и оказывать помощь с доступом к воде и санитарным услугам.

Нарушения со стороны армии Мьянмы

После эскалации боевых действий в ноябре 2016 года армия Мьянмы совершила вопиющие нарушения в отношении гражданского населения, иногда граничащие с военными преступлениями, и продолжила их совершать и на момент последней исследовательской миссии Amnesty International в мае 2017 года.

В докладе документально зафиксировано девять инцидентов на севере штата Шан, когда военнослужащие армии Мьянмы произвольно задерживали и пытали гражданских лиц из числа представителей этнических меньшинств.

В городе Монико в конце ноября 2016 года армия произвольно задержала 150 мужчин, женщин и детей, занимавшихся подготовкой к свадьбе. Отпустив женщин и детей, а также мужчин из некоторых этнических групп, армия использовала оставшихся мужчин в качестве живого щита, расставив их по внутреннему периметру расположенной на возвышенности военной базы. Некоторые из них были убиты, а другие получили серьёзные осколочные и огнестрельные ранения.

В докладе также зафиксировано два случая насильственного исчезновения представителей этнических меньшинств и четыре инцидента с внесудебными казнями, проведенными армией Мьянмы с середины 2016 года, в ходе которых были убиты не менее 25 человек.

Восемнадцать молодых мужчин были убиты во время бойни в деревне Нам Чжи Хо в конце ноября 2016 года. Amnesty International взяла интервью у двух очевидцев, которые рассказали, что после произошедшего поблизости боя с отрядами АНДСМ в деревню вошло около 100 солдат армии Мьянмы. Большая часть жителей деревни, в том числе женщины и дети, бежали после начала боя. Солдаты позволили покинуть деревню пожилым мужчинам, а потом, угрожая оружием, увели молодых мужчин. Вскоре после этого убежавшие жители деревни услышали звуки выстрелов с той стороны, куда ушли солдаты.

Выжившие жители деревни бежали через границу в Китай, а когда они через несколько недель вернулись, то нашли лишь тела, сваленные в две общие могилы.

«Мы увидели обугленные останки. [Там были] кости, но в основном пепел. Мы увидели какие-то [личные вещи]… Мы уже тогда знали, что пропало 18 человек», – рассказал Amnesty International пожилой житель деревни.

В докладе рассказывается о том, что армия Мьянмы неоднократно нарушала международное гуманитарное право, не делая различий между гражданскими и военными целями в ходе миномётных обстрелов.

В одном из случаев, 12 января 2017 года, из миномётов были обстреляны десятки жителей деревни, собравшиеся на праздник в деревне Хол Шон, на севере штата Шан. В результате обстрела погибли двое гражданских лиц, в том числе маленький мальчик, ещё семеро были ранены. Несмотря на то что армия Мьянмы отказывается взять на себя ответственность за этот обстрел, в её вине практически нет никаких сомнений, учитывая показания свидетелей и осколки миномётных снарядов, изученные представителями Amnesty International.

Армия по-прежнему заставляет сельских жителей выполнять роль носильщиков и проводников, такая практика часто связана с другими нарушениями, в том числе пытками. В ноябре 2016 года на армейское подразделение, которому под принуждением показывали дорогу четверо мужчин из народности качин, напали отряды ОНАТ. Солдаты обвинили этих четверых в том, что они выдали их позиции, жестоко их избили и бритвой порезали лица троим из них. Мирное население неоднократно обвиняло военнослужащих 33-й и 99-й лёгких пехотных дивизий в многочисленных нарушениях, но в отношении солдат и командиров практически никогда не проводились расследования, ещё реже они привлекались к ответственности, даже за военные преступления.

«Десятилетиями армия Мьянмы действует практически с полной безнаказанностью. Эту ситуацию необходимо немедленно изменить и привлечь к ответственности виновных в чудовищных преступлениях. Правительство Мьянмы должно также обеспечить беспрепятственный доступ учреждённой ООН Независимой международной миссии по установлению фактов», – заявил Мэтью Уелс

Нарушения со стороны вооружённых формирований

Несмотря на то что многие представители этнических меньшинств видят в вооружённых формированиях своих защитников, они всё равно страдают от насилия со стороны этих группировок. Различные военные формирования принудительно вербуют в свои ряды людей, в том числе детей, и облагают «налогами» сельских жителей и торговцев на рынках, вымогают деньги и товары у общин, которые и без того пострадали в ходе конфликта.

Amnesty International зафиксировала 45 похищений гражданских лиц, совершённые двумя этническими вооружёнными формированиями в ходе боевых действий на севере штата Шан. Людей обычно забирают целыми группами. Родственники месяцами не получают никаких сведений об их местонахождении, что даёт повод предполагать проведение суммарных казней.

Мины и СВУ

Как армия Мьянмы, так и этнические вооружённые формирования используют мины. Они устанавливают противопехотные мины или самодельные взрывные устройства (СВУ), которые часто причиняют вред мирным жителям, в том числе детям. Армия Мьянмы – одна из немногих правительственных армий в мире, наравне с Северной Кореей и Сирией, которая до сих пор использует противопехотные мины. Amnesty International призывает все стороны конфликта прекратить их использование, провести разминирование, а Мьянму – присоединиться к всемирному Договору о запрещении мин.

Все стороны конфликта должны прекратить регулярные нарушения и насилие в отношении мирного населения, а власти Мьянмы должны положить конец безнаказанности – расследовать нарушения и привлечь к ответственности виновных в них участников конфликта.

Совет ООН по правам человека должен проследить, чтобы недавно созданная Независимая международная миссия по установлению фактов была полностью обеспечена ресурсами, необходимыми для проведения расследований нарушений, совершённых в ходе текущего конфликта в штате Качин и на севере штата Шан. Учреждения ООН на местах и страны-международные доноры должны призвать к прекращению ограничений на доступ гуманитарной помощи и увеличить свою помощь для пострадавших в ходе конфликта.

«Госпожа Аун Сан Су Чжи указала, что процесс национального примирения имеет первостепенную важность, но чтобы примирение было успешным, оно должно сопровождаться привлечением виновных к ответственности и соблюдением прав всех гражданских лиц, в том числе представителей этнических меньшинств», – подчеркнул Мэттью Уэллс.

Полный текст доклада

Представители Amnesty International и местных гуманитарных организаций в Мьянме готовы дать интервью.

Чтобы получить фотографии и видеоматериалы из последних исследовательских миссий Amnesty Inernational в штат Качин и на север штата Шан, пожалуйста, напишите нам по адресу [email protected]

Провозглашение государственного суверенитета Бирмы (ныне- Мьянма) повлекло за собой рост серьезных противоречий внутри пришедшей к власти Антифашистской лиги народной свободы. Результатом обострения отношений между представителями социалистического и коммунистического крыла АЛНС стала гражданская война между правительственными войсками и вооруженными формированиями Коммунистической партии Бирмы, точнее двух ее фракций – «Красного флага», действовавшего в штате Аракан, и «Белого флага», действовавшего на севере и востоке страны. Но если инициированная коммунистами гражданская война пошла на спад после либерализации политического курса Китая, то куда более серьезной проблемой для страны оказался сепаратизм национальных меньшинств.


Мьянма – государство многонациональное. Примерно половину населения составляют бирманцы (мьянманцы) – буддийский народ, стоявший у истоков государственности страны. Остальная часть населения представлена многочисленными народностями, относящимися к монголоидной расе и говорящими на тибето-бирманских, тайских, мон-кхмерских языках.

Во время британского колониального владычества англичанам удавалось играть на противоречиях между бирманцами как основным и государствообразующим народом страны, и многочисленными национальными меньшинствами, которые бирманцам противопоставлялись именно с целью превращения их в опору колониального режима. Естественно, что провозглашение суверенитета Бирмы было воспринято национальными меньшинствами как шанс к собственной национальной независимости. Тем более, что сепаратистские настроения активно подогревались англичанами, пообещавшими перед уходом колониальной администрации независимость нескольким бирманским штатам.

Один из очагов сопротивления центральной власти возник на Юго-Востоке Бирмы, на территории штата Карен. Основное население этой территории – карены – народ, а точнее – конгломерат народностей и племен, относящихся к каренской ветви тибето-бирманской языковой семьи. В современной Мьянме каренское население насчитывает до 7 миллионов человек и лишь около полумиллиона каренов проживает в соседнем Таиланде. В знаменитом фильме «Рэмбо – 4», события которого разворачиваются на территории Бирмы, главный герой оказывает помощь именно каренам, которые представлены угнетаемым центральными властями национальным меньшинством.

С давних времен южные карены подвергались культурному влиянию соседних монов. Моны – ныне один из наиболее мирных народов Бирмы – проживали на территории страны задолго до того, как ее заселили собственно бирманцы. Именно моны – родственники кхмеров – создали первые государства в Нижней Бирме. Естественно, что последующая экспансия бирманцев с севера и разгром монских королевств, сопровождавшийся вырезанием наиболее пассионарной части монов, способствовали не только усмирению монских земель, но и бегству части монов в соседние каренские земли. С тех пор феодальная верхушка каренов подвергалась монскому влиянию, впитывая, в том числе, и ненависть к центральной бирманской власти.

Британская колониальная администрация, следуя принципу «разделяй и властвуй», увидела в подвергшихся монскому влиянию южных каренах надежных помощников. Сотрудничеству с колонизаторами были рады и сами каренские вожди, которым не терпелось взять исторический реванш у бирманцев. К тому же, в отличие от бирманцев – убежденных последователей буддизма Хинаяны («малой колесницы»), карены охотно христианизировались, принимая веру британских миссионеров. Сегодня до 25 % каренов, преимущественно в дельте Иравади, идентифицируют себя как христиане – баптисты, адвентисты седьмого дня, католики. При этом христианство у них причудливо сочетается с сохранением традиционных племенных верований.

Христиане – карены положительно воспринимались британскими колонизаторами и имели преимущества в поступлении на военную и гражданскую службу. В годы японской оккупации Бирмы карены активно сопротивлялись новым властям, действуя под руководством англичан. Именно к этому времени относится и начало вооруженной конфронтации прояпонской Армии независимости Бирмы, из которой впоследствии и выросла вся послевоенная бирманская элита, и каренских формирований. В отместку за участие каренов в войне на стороне англичан, японцы и союзные им (до 1944 г.) бирманцы уничтожали каренские деревни, убивали мирное население, что также не могло не отразиться на взаимоотношениях двух народов.

Несмотря на то, что британская колониальная администрация пообещала решить после войны вопрос о каренской государственности, в действительности к этому не было предпринято никаких шагов. Более того, напряженность в отношениях между руководством бирманских социалистов и каренскими вождями нарастала. В вооруженных силах Бирмы к моменту провозглашения независимости служило много каренских военнослужащих – бывших британских солдат. По понятным причинам власть стремилась избавиться от каренской компоненты в армии. Так, был смещен и арестован генерал Дан Смит – карен по национальности, занимавший пост начальника штаба бирманской армии.

Для защиты своих интересов каренами был создан Каренский национальный союз. Возглавивший его генерал Бо Мя (1927-2006), баптист по вероисповеданию, начал свою политическую карьеру с участия в антияпонском сопротивлении на стороне британцев. Несмотря на молодые годы, ему удалось быстро занять руководящие позиции в каренском национальном движении. После того, как в 1949 году Каренский национальный союз провозгласил независимость Каренского государства от Бирмы, под непосредственным руководством Бо Мя была создана Каренская национально-освободительная армия (КНОА), на протяжении полувека остававшаяся серьезнейшим актором бирманской гражданской войны. Целью этих структур стало создание независимого государства Котхолей («Отвоеванная земля») на территории штата Карен и других районов компактного проживания каренских этнических групп.

Первое время каренским повстанцам удавалось настолько серьезно атаковать бирманские позиции, что мировая общественность сомневалась в самой перспективе существования Бирмы как единого унитарного государства. В частности, в 1949 году карены осаждали бирманскую столицу Янгон (Рангун), не говоря уже о полном контроле над территорией штата Карен.

Серьезность намерений Каренского национального союза в отношении создания собственного национального государства подтверждалась и тем фактом, что карены боролись с наркоторговлей и культивированием наркотических культур. Для Бирмы и вообще Индокитая это было на грани нонсенса – дело в том, что практически все вооруженные группировки, участвовавшие в гражданских войнах на территории региона знаменитного «золотого треугольника» (стык границ Бирмы, Таиланда и Лаоса) черпали значительную часть своих бюджетов именно за счет наркоторговли. Даже коммунистические отряды не брезговали контролем за плантациями опийного мака.

Каренский национальный союз не только вел боевые действия против бирманского правительства руками своего вооруженного крыла – национально-освободительной армии, но и стремился к развитию инфраструктуры на подконтрольных территориях. В меру возможностей создавались новые школы, лечебные учреждения, упорядочивалась торговля между населенными пунктами. Усилия бирманской армии по нейтрализации каренских формирований осложнялись тем, что последние отступали в горы, контролировать которые у центрального правительства не было никаких возможностей. В результате бирманцы отыгрывались на мирном населении каренских деревень, которое поддерживало своих повстанцев и являлось последним ресурсной и людской базой. За годы противостояния более миллиона человек покинули свои деревни и стали беженцами в соседнем Таиланде.

Стремление каренов к отделению от Бирмы росло тем сильнее, чем жестче действовали правительственные войска в отношении мирного населения штата Карен. Уничтожение мирных граждан, репрессии против приверженцев христианской религии, использование запрещенных мин – все это в изобилии присутствовало в войне бирманского правительства и Каренского национального союза.

Как и бывает в подобных конфликтах, на каренов делали ставку и другие государства – прежде всего, США и Великобритания, которые покровительствовали каренскому движению как естественному способу ослабления центральной бирманской власти. Значительную помощь каренскому национальному сопротивлению оказывал и соседний Таиланд. Между Таиландом и Бирмой наблюдалось давнее военно-политическое соперничество, уходящее своей вглубь веков, когда бирманцам даже удалось на некоторое время нанести тайскому королевству поражение и занять его столицу. Естественно, что карены в данной ситуации рассматривались руководством Таиланда как прекрасный инструмент для ослабления векового соперника, тем более заигрывавшего с социалистической идеологией.

Двадцатитысячная каренская армия, контролировавшая юго-восточные территории Бирмы, получала от Таиланда всестороннюю помощь, включая и вооружение. На территории Таиланда существовали военные лагеря каренских повстанцев. С помощью затяжной гражданской войны Таиланд серьезно нейтрализовал Бирму в качестве соперника в регионе, однако ничто не может продолжаться вечно. После того, как «Холодная война» пошла на спад, Таиланд существенно снизил и поддержку каренских сепаратистов. Бирма, переименованная в Мьянму, нормализовала отношения с ближайшим соседом и королевскому правительству ничего не оставалось, как постепенно вытеснить каренские формирования со своей территории.

К 1990-м гг. относится и раскол каренского национального движения по религиозному признаку – буддисты обвинили доминировавших христиан в дискриминации и посягательстве на свои интересы и сформировали собственную Демократическую каренскую буддистскую армию, которая достаточно быстро оказалась на стороне своих единоверцев – центральной бирманской власти. Одновременно появились и более радикальные и экзотические отколы от Каренского национального союза – Каренской национально-освободительной армии.

Одним из них стала Армия Бога, прославившаяся на весь мир детским и подростковым возрастом не только большинства своих боевиков (обычное дело для Индокитая – и среди «красных кхмеров», и среди других повстанческих групп дети и подростки всегда встречались в изобилии), но и лидеров. Братья Джон и Лютер Хту, присвоившие сами себе звания полковников, начали командовать «Армией Бога» в двенадцатилетнем возрасте, что было слишком юно даже по местным меркам. В центр внимания мировой общественности армия малолетних братьев попала в январе 2000 года, когда десять ее боевиков захватили госпиталь в таиландском городке Ратчабури. В заложниках у «солдат Бога» оказалось 700, а затем (после частичного освобождения) 200 сотрудников и пациентов госпиталя. Впрочем, подготовка таиландских спецподразделений оказалась более серьезным делом, нежели вера в харизматических братьев – террористы были уничтожены в результате спецоперации. Спустя год уже в Мьянме были захвачены в плен и сами братья Хту.

Примечательно, что более умеренное и многочисленное крыло каренского сопротивления, консолидировавшееся вокруг Каренской национально-освободительной армии, непримиримость братьев Хту оценило негативно – надежды на мирный исход борьбы за независимость не оставляют даже воевавших десятилетиями в джунглях ветеранов каренского движения.

Однако, вооруженное сопротивление каренских повстанцев с некоторой интенсивностью продолжается и в настоящее время. В 2012 году между центральным руководством Мьянмы – Бирмы и Каренским национальным союзом было заключено перемирие, но далеко не все каренские вооруженные группы, как это бывает в периоды гражданской войны, согласились с «оппортунистической» линией своего руководства. Поэтому территории штата Карен и пограничных с ним районов Таиланда до сих пор считаются одной из неспокойных зон региона.

Вывод из вышеизложенного обзора каренского вооруженного сопротивления можно сделать следующий. Пока активность каренского национального движения соответствовала интересам соседнего Таиланда, англичан и американцев, маячивших за спиной бангкокского правительства, оно рассматривалось как национально-освободительное, достойное не только сочувствия и заверений в моральной поддержке, но и вполне ощутимой материальной и военной помощи.

Изменения в политической ситуации в мире и регионе показали, что карены были лишь пешками в игре более крупных акторов мировой и региональной политики, когда же время использования их в качестве инструмента подошло к концу, они оказались предоставлены самим себе. И теперь перспективы независимого или автономного существования территорий, населенных каренами, зависят исключительно от них самих. Гораздо подлее американцы и англичане поступили с теми национальными движениями Бирмы, которые оказались вовлечены в производство и торговлю наркотиками. Об «опиумных войнах» в «Золотом треугольнике» - в следующем материале.

По поводу ситуации в Мьянме. Попробуем разобраться в конфликте без всех этих округлений и пристрастий

В международных конфликтах самое сложное обычно то, что люди не пытаются в них разобраться, а пытаются солидаризироваться с той или иной стороной по каким-то простым механизмам. Правительство Мьянмы поддерживает Россия? Ату их, с детства за рохинджа! Рохинджа - мусульмане? Ату их, и фото зверств у них поддельные! Ситуация похожа на Донбасс? Или на Сирию? Или на палестинцев в Ливане? Сейчас проведём аналогии, и, исходя из них, скажем, с кем мы…

Попробуем разобраться в конфликте без всех этих округлений и пристрастий. Чай не на футболе.

В чём проблема?

Строго говоря, в истории. Нынешняя Мьянма, ранее Бирма - это древняя страна, но относительно молодое - в этих границах - государство. С XVIII по XX века она была британской колонией, и колониальные границы стали государственными. При этом в стране проживает более сотни разных национальностей. Грубо говоря, Мьянму нельзя считать национальным государством в европейском понимании этого слова. Это конгломерат очень различных сообществ и территорий, объединённых политически, но не культурно. Так получилось.

Но для понимания всего конфликта нам вся Мьянма не нужна. Нам достаточно штата Ракхайн . Это такая узенькая полоска побережья Бенгальского залива на самом западе государства, упирающаяся в Бангладеш. У него немножечко особенная стать: исторически он был отдельным государством, причём довольно сильным - контролировал и соседние бенгальские территории. Но ослабел и был присоединён к Бирме в XVIII веке. Впрочем, в том же веке вся Бирма была подчинена англичанами.

Как это бывает с пограничными территориями, население штата смешанно. Две основные этнорелигиозные группы - аракайн и рохинджа. Аракайн - это субэтнос бирманцев, исповедующий буддизм Тхеравады. Рохинджа - субэтнос бенгальцев, исповедующий суннитский ислам. По мнению аракайнцев, рохинджа здесь пришлые, припёрлись из своей Бенгалии (сейчас Бангладеш) и расселись тут при британском владычестве, чтобы британцам было проще местное население угнетать. По мнению независимых историков, это отчасти правда, но не так чтобы прям на 100% - впервые рохинджа были замечены там ещё до британцев, лет так четыреста тому, так что было время укорениться.

Рохинджа в Мьянме не любят, причём довольно давно. Тут мы вновь на минутку отходим от штата Ракайн и смотрим на страну в целом. После освобождения от британцев в 1948-м и последовавшей за ним гражданской войны там начали строить социализм, и так в этом преуспели, что к концу 1980-х страна стала совсем нищей. После чего в 1988 году произошёл военный переворот… но не произошло своего Пиночета. К власти пришла военная хунта высокой степени отмороженности: в диктатуру - смогла, в просвещённую - уже не получилось. Зато хоть страну переименовали из Бирмы в Мьянму. На рубеже 2010-х годов, впрочем, после ряда протестов прошла демократизация и были выбраны новые лидеры. Лидеры - потому что формально президент страны Тхин Джо (он мужчина), а реально рулит всем лидер его партии «Национальная лига за демократию», лауреат Нобелевской премии мира, министр иностранных дел и «государственный советник» (фактически спецдолжность «под человека») Аун Сан Су Джи (она женщина). Так получилось, потому что у Аун Сан Су Джи супруг и дети - иностранные граждане, а Конституция Мьянмы запрещает при таком условии избираться в президенты. Там вообще длинная красивая история, но если ещё и её пересказывать, статью придётся в трёх томах издавать.

Какое отношение вся эта история имеет к рохинджа?

Сейчас объясним.

Рохинджа, которых в Ракхайне около миллиона, дискриминированы примерно с того момента, как Бирма обрела независимость. Отчасти потому, что никто не любит нацменьшинства. Отчасти потому, что сами виноваты. Во-первых, потому что в них исторически видели пособников британских оккупантов. Во-вторых, потому что во время Второй мировой бирманцы сражались на стороне Японии, а рохинджа - на стороне союзников. Как бы и спасибо им за это, но в процессе они активно резали местное аракайнское население Ракхайна, что уже не в их пользу. В итоге по завершению войны союзники победили, но Британия дала Бирме независимость - и рохинджа остались один на один с теми, кого недавно били. Причём хотя сразу после войны аракайны думали отделяться от основной Бирмы, их соблазнили остаться обещанием помочь в разборках с рохинджа силами основной армии страны. И время от времени помогали. В общем, хреново быть рохинджа в Бирме/Мьянме.

Большинство из них не имеют гражданства страны - упомянутая выше военная хунта тупо не давала им паспортов, исключив их из закона о гражданстве 1983 года. То есть не могут голосовать, учиться и получать государственные медицинские услуги. Это не чёрная легенда, а правда. И это давно и плотно волнует ООН, считающую рохинджа крупнейшим непаспортизированным сообществом на планете. Официально в Мьянме вообще считается, что это какие-то бродяги из Бангладеша, и нации такой не существует.

Почему пошло обострение?

Обострения там случаются довольно регулярно, последнее было в 2012 году. Просто в этот раз оно сильнее взбудоражило мусульман по всему миру и лучше попало на страницы международной прессы. Потому что рохинджа стали лучше коммуницировать.

Как это бывает в подобных случаях, у рохинджа есть собственные вооружённые отряды, эдакие рохинджийские повстанческие армии. Наиболее активная ныне называется Араканская армия спасения рохинджа. В августе она сначала напала на пограничные посты армии Мьянмы, а потом выпустила видеообращение: мол, наш народ 60 лет угнетают, пришла пора положить этому конец, реализуем своё право на вооружённое восстание, идите все в…

Разумеется, армия Мьянмы начала операции против них. И да, в этих операциях начало активно страдать местное население - был запущен ещё один виток гражданского конфликта со всеми его «милыми» особенностями. Но ключевая разница - в том, что это уже делается на виду. Мьянма - вообще не очень «вшитая в мир» страна, но в этот раз внимание оказалось к ней приковано. По ряду объективных и субъективных причин, о которых ниже.

Правда и неправда

Разве бывает так, что буддисты бьют мусульман? - спросит читатель. Обычно же мы привыкли, что это мусульмане кого-то бьют, а буддисты - они мирные…

Бывает, особенно в районе Индийского субконтинента. Помимо Мьянмы, например, на Шри-Ланке. Тут дело не в религиях. Религия лишь выступает стержнем, вокруг которого формируется нация, а когда та уже сформировалась, она уже живёт по своим законам. Автор этих строк не устаёт повторять: если бы идеология хиппи-непротивленцев захватила бы мир, через пятьдесят лет Вооружённые силы Коммуны всеобщей любви выжигали бы напалмом войска Тусовки цветочков и ягодок в боях за территории и ресурсы, попутно объявляя их пацифизм еретической школой. Потому что таковы законы взаимодействий человеческих сообществ.

Таки да, в Мьянме буддисты бьют мусульман. А мусульмане - буддистов, но у буддистов получается явно лучше.

Но всё же определённую роль религия в этом конфликте сыграла. За мусульман в этот раз решило заступиться всё мусульманское сообщество - от Эрдогана и до Кадырова. Во-первых, потому, что мусульмане действительно чувствительны к таким штукам, а во-вторых, потому, что какой же лидер не любит мобилизовать сторонников против далёкого врага за семью морями? Естественно, войска они в Мьянму не отправят (слишком длинный «рычаг» для проекции силы), а Мьянма не отправит войска к ним. Но они активно включились в дипломатический процесс, а заодно и в информационную войну - пошли уже фейки с попыткой выдать старые и просто левые фото за зверства армии Мьянмы.

Тут следует отдельно заметить: то, что армия Мьянмы не особо заботится о мирном населении в зоне конфликта, фиксируют и международные организации. Да и со стороны вполне себе официальных представителей страны вроде главкома вооружённых сил Мин Аунг Хлайна звучит такая риторика в духе «пора исправить исторические ошибки», что не оставляет вариантов для сомнений: бьют и не сильно этого стесняются. Это правда. Но часть фотоматериала с доказательствами зверств военных поддельна - это тоже правда.

Тем временем мирные рохинджа пытаются сбежать от конфликта в соседний Бангладеш - что, в общем-то, вполне совпадает с планами мьянмских военных. Но там страна и так бедная и перенаселённая, так что новоприбывшим предлагается под освоение необитаемый остров Тенгар-Чар. Одна проблемка: во время приливов его затапливает. Вот спасибо! С другой стороны, от конфликта бегут и аракайны, но в меньших масштабах и в более определённом направлении.

Официальное правительство Мьянмы на словах солидаризируется с армией, что уже вызвало шквальную критику Аун Сан Су Чжи с ехидным «надо всё-таки Нобелевки мира давать только посмертно». Но тут есть нюансы. Исторически армия Мьянмы (по иронии судьбы, созданная отцом Аун Сан Су Чжи) - один из ключевых институтов страны, причём так было даже до военной хунты. Сейчас же хунта вроде как и отстранилась, но…

Положение нового правительства - шаткое. Особенно если учесть раздрай в экономике и всю специфику «лоскутной» страны»;

Правительство де-факто, да и де-юре, не имеет полного контроля над армией. Да, вот так. Такая себе Турция курильщика;

В обществе и в ряде политических и социальных сил бытует мнение, что рохинджа надо… ну вы поняли, по классику: мешок, балка, лом.

В смысле, даже если Аун Сан Су Чжи на самом деле каждый вечер плачет в подушку по поводу всего происходящего, на публике ей надо улыбаться и махать. Всё равно в её ситуации процесс-то особо не остановить.

В общем, гуманитарная катастрофа - есть, этнические чистки - похоже, тоже. Сделать пока ничего нельзя. Переселять некуда, вводить миротворцев неоткуда. Самореплицирующийся процесс взаимного отумачивания.

Напоследок рассмотрим то, как это сказывается на других странах.

Причины да последствия

Влияние на рохинджа ранее имели саудиты - и сейчас они активно высказываются в защиту единоверцев. Но как раз для них обострение конфликта сейчас очень не в тему. Ракхайн - важный элемент транзитного коридора на пути поставок энергоносителей из Саудовской Аравии и Катара в Китай. Обострение в этом регионе бьёт по этому сотрудничеству вне зависимости от того, кто там кого режет.

В свою очередь правительство Мьянмы работает над снижением зависимости от Китая, в чью зону влияния страна де-факто входит. Но вряд ли это могло стать причиной конфликта, хотя может быть одним из значимых его факторов.

Ситуацию в Мьянме используют отдельные лидеры исламского мира для увеличения своей популярности и веса - в первую очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Но это скорее попытка ловить момент.

Интересна ситуация в России. РФ давно поддерживает Мьянму - во-первых, в рамках выстраивания хороших взаимоотношений с Китаем; во-вторых, просто на уровне братства силовиков - Кужугетович с Мин Аунг Хлайном разве что в дёсны не целовался. Именно Россия и Китай блокируют в ООН все попытки приструнить правительство Мьянмы.

Но тут внезапно это стало фактором внутренней политики - Рамзан Кадыров требует от родного правительства решительно осудить Мьянму и поддержать рохинджа. Зная, что для родного правительства это стало бы прямым конфликтом с Китаем - собственно, почему . Да, автор слышал версию, что именно Кремль за этим и стоит, но, если честно, пока не очень похоже - особенно если учесть, какой эффект происходящее спровоцировало в самой России.

А оно выглядит очень любопытным, если сделать смелое допущение, что Рамзан Ахматович на самом деле клал на рохинджа и их проблемы. В таком разрезе это больше похоже на желание начать определять внешнеполитическую повестку всей России. То есть резко увеличить свой и без того немалый политический вес, а заодно и мобилизовать сторонников под это священное дело.

Бахнуло в Ракхайне - отозвалось в Москве. Интересно бывает жить в глобализованном мире.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары