Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Полная классификация современных международных организаций. Понятие, признаки, функции и классификация международных организаций

Международные организации - международные объединения, созданные на основе соглашений для достижения определенных целей.

Виды международных организаций:

1) неправительственные организации - основаны не­правительственными, негосударственными организа­циями и лицами. Уставы этих организаций не являются международными договорами. Неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут обладать всеми элементами международной правосубъектности.

2) межправительственные организации - созданные первичными субъектами международного права;

Признаки международных организаций:

    Создаются суверенными государствами (не менее 3)

    На договорной основе

    Имеют определенные цели

    Имеют систему постоянно действующих органов

    Обладают МП правосубъектностью

    Действуют в соответствии с нормам МП

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом. Их правосубъектность ограничена уставными целями и задачами.

В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.

Все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

ММПО можно классифицировать:

а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;

б) по кругу участников - универсальные и региональные;

в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые;

г) по сфере деятельности - с общей или специальной компетенцией;

д) по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные;

е) по количеству членов - всемирные или групповые.

Основные права международных организаций:

1) право участвовать в создании международно-правовых норм;

2) право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

3) право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

4) право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

  1. История создания, цели, принципы, основные направления деятельности оон

ООН была создана в период Второй мировой войны, ко­гда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.

Декларация о намерениях 4 декабря 1941 г. – СССР и Польская Республика – идея создания международной организации.

Атлантическая хартия 14 августа 1941 г. - Президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались «ра­ботать вместе с другими свободными народами, как в вой­не, так и в мире» - Свод принципов международного со­трудничества в поддержании мира и безопасности.

Конференция в Ва­шингтоне в сентябре - ок­тябре 1944 г., - США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях бу­дущей организации.

Совещание Объединен­ных Наций 25 апреля 1945 г. - делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско. Приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей.

26 июня 1945 года подписан Устав ООН. 24 октября Устав был ратифицирован пятью по­стоянными членами. 24 октября – День ООН.

ООН - универсальная межд. межправительственная организация. ООН создана в целях поддержания мира и межд. безопасности и развития сотрудничества между госу­дарствами. Устав ООН обязателен для всех государств.

Цели ООН.

    Поддерживать межд. мир и безопасность.

    Развивать дружественные отношения между нация­ми на основе уважения принципа равноправия и са­моопределения народов.

    Осуществлять межд. сотрудничество в разрешении межд. проблем экономического, социального, куль­турного и гуманитарного характера.

    Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Принципы ООН:

    суверенное равенство всех ее членов;

    добросовестное выполнение обязательств по Уставу;

    разрешение межд. споров мирными средствами;

    отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической не­зависимости любого государства;

    обеспечение того, чтобы государства, не являющие­ся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддер­жания межд. мира и безопасности;

    невмешательство во внутренние дела государств;

    уважение основных прав и свобод человека;

    равноправие и самоопределение народов;

    сотрудничество и разоружение.

Главными органами ООН являются Генеральная Ас­самблея, Совет Безопасности, Экономический и соци­альный совет, Секретариат и Международный суд.

Структура и содержание Устава ООН: цели и принци­пы ООН; члены организации; органы, мирное разреше­ние споров; действия в отношении угрозы миру; само­управляющиеся территории; региональные соглашения; межд. система опеки.

Международная (межправительственная) организация - это постоянно действующее объединение государств, созданное на основе международного договора в целях решения определенных задач, имеющее необходимую для этого систему органов и самостоятельные права и обязанности. Права и обязанности международной организации отличны от прав и обязанностей государств-членов, именно поэтому межправительственные организации являются самостоятельными субъектами международного права. Их международная правосубъектность носит вторичный или производный характер, поскольку международные организации конституируются как субъекты международного права на основе соглашения первичных субъектов - государств. Отличительными признаками международной организации являются: 1) договорная основа, соответствующая основным принципам международного права; 2) наличие определенных целей; 3) система органов, необходимых для достижения целей организации; 4) международная правосубъектность.

Классификация международных организаций может быть проведена по ряду критериев. По кругу членов выделяют универсальные (всеобщие) и региональные международные организации. Первый вид организаций предназначен для участия всех государств, однако в силу определенных обстоятельств в таких организациях некоторые государства не участвуют. К данному виду относятся ООН и организации, входящие в ее систему - Международная морская организация (ИМО), Международная организация труда (МОТ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Региональные организации, как правило, открыты только для государств определенного региона, например Совет Европы, Лига арабских государств, Организация американских государств, Организация африканского единства, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Кроме того, существуют международные организации ограниченного состава, прием в которые осуществляется по особым критериям. К примеру, членом Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) может быть государство, чью экономическую основу составляет добыча и экспорт нефти. Участником Генерального соглашения по тарифам и торговле/Всемирной торговой организации (ГАТТ/ВТО) может стать государство, соблюдающее определенные принципы своей торговой политики.

По сфере деятельности международные организации можно разделить на политические (Лига Наций, ОБСЕ); военно-политические (НАТО, ЗЕС, AI); экономические (МВФ, МБРР, ЮНИДО), иного характера (МОТ, ВОЗ), культурно-гуманитарные (ЮНЕСКО, ВОИС).

Международные межправительственные организация объединяются для совмещения усилий государств в достижении различных целей, и обычно такие организации не обладают иными полномочиями в отношении государств-членов, т.е. не имеют надгосударственного характера. Вместе с тем правительства - члены международной организации могут придавать национальный, надгосударственный характер деятельности какой-либо организации в определенных областях. Европейски Союз (ЕС) имеет наибольшее число сфер деятельности, где решения этой организации носят наднациональный характер. Хотя говорить о ЕС как о наднациональной структуре в общем преждевременно, так как в этом случае речь шла бы уже о федеральном государстве, а не о международной организации.

21. История создания, цели и задачи ООН .

Организация Объединенных Наций (ООН) - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945г. на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945г.

Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка.

ООН преследует такие цели:

1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;

2) развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;

4) быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.

Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:

1) суверенное равенство членов ООН;

2) добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН;

3) разрешение международных споров мирными средствами;

4) отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН;

5) невмешательство во внутренние дела государств;

6) оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов.

При этом, если обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103 Устава).

Первоначальными членами ООН являются государства, которые, приняв участие в конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 г., подписали и ратифицировали Устав ООН.

Членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

В случае принятия Советом Безопасности против какого-либо члена ООН принудительных мер Генеральная Ассамблея, по рекомендации Совета Безопасности, вправе приостанавливать осуществление прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государство, систематически нарушающее принципы Устава, может быть исключено из ООН решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.


Похожая информация.


При классификации международных организаций можно применять различные критерии.

1. По характеру членов в них можно выделить:

1.1. межгосударственные (межправительственные) - участниками являются государства

1.2. неправительственные организации - объединяют общественные и профессиональные национальные организации, частных лиц, например Международный Красный Крест, Межпарламентский союз, Ассоциация международного права и др.

2.По кругу членов международные организации подразделяются на:

2.1. универсальные (всемирные), открытые для участия всех государств мира (Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная органи­зация здравоохранения (ВОЗ) и другие организации системы ООН (ее специализированные учреждения), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная ор­ганизация гражданской обороны и др.),

2.2. региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств).

3.По объектам деятельности можно говорить:

3.1. об организациях общей компетенции (ООН, Органи­зация африканского единства, Содружество Независимых Го­сударств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе)

3.2. специальной (Международная организация труда, Всемирный почтовый союз). Различаются также политические, экономические, социальные, культурные, на-учные и другие организации.

62. Юридическая природа международной организации

Международная межправительственная организация обладает производной и функциональной правосубъектностью и харак­теризуется следующими признаками.

Во-первых, она создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте - Уставе - как специ­альной разновидности международного договора.

Во-вторых, она существует и действует в рамках учреди­тельного акта, определяющего ее статус и полномочия, что при­дает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональ­ный характер.

В-третьих, она является постоянно действующим объеди­нением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов.

В-четвертых, она основана на принципе суверенного ра­венства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство го­сударств при организации.

В-пятых, государства связаны резолюциями органов орга­низации в пределах их компетенции и в соответствии с уста­новленной юридической силой этих резолюций.

В-шестых, каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу. Эти права фиксируются в учредительном акте организации либо в специальной конвенции и реализуются с учетом национального законодательства государства, на территории которого органи­зация выполняет свои функции. В качестве юридического лица она компетентна вступать в гражданско-правовые сделки (за­ключать договоры), приобретать имущество, владеть и распо­ряжаться им, возбуждать дела в суде и арбитраже и быть сто­роной в судебном процессе.

В-седьмых, международной организации принадлежат при­вилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную дея­тельность и признаваемые как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций.

Для правовой природы международных организаций харак-терным является то, что ее общие цели и принципы, компетенция, структура, сфера общих интересов имеют согласованную договорную основу. Такой основой служат уставы или другие учредительные акты международных организаций, являющиеся международными договорами. Вопрос о взаимоотношении государственного суверенитета и общих целей и интересов органи-зации находит разрешение в ее учредительном акте.

Понятие международных организаций.

Первые международные организации, проявившие себя в виде сотрудничества нескольких государств, возникли в глубокой древности. Известны древнегреческие “симмахии”, “эпимахии” и “амфиктионии”, действовавшие в IV-VI вв. до н. э. в качестве постоянных военнополитических и политико-экономических союзов (как наступательных, так и оборонительных) между античными городами- полисами (Пелопоннесская, Спартанская, Коринфская и др.) .

“Амфиктионии” также были первыми союзами древнегреческих племен, но их отличительными признаками являлись духовно-религиозное “соседство”, совместное отмечание божественных праздников, экономическо-политические взаимодействия, общее собрание как высший орган союза, следование общим постановлениям и поведенческим нормам, разрешение споров надплеменным судом (Дельфийско-Фермопильская и др.) . Уже в древности межполисные взаимодействия приобретали постоянно действующий институционализированный характер, являясь прообразом будущих международных организаций. Заключались соглашения, избирались органы управления, велись совместные военные действия, на период празднований приостанавливались войны, общими усилиями достигались политические и экономические цели.

Исторически уникальной средневековой формой развивающихся международных организаций стал Ганзейский союз, или, как его еще называли, Любекская ганза, XIV-XVI вв. Это экономическое и политическое взаимодействие между городами, число которых в разное время достигало 70-150, баланс интересов сторон, в течение столетий определявший правила международной торговли и серьезно влиявший на европейские политические процессы. Девиз Ганзейского союза, начертанный на воротах Хольстентор в Любеке, - “Concordia Domi Foris Pax”, что переводится “Согласие внутри - мир снаружи”. И сегодня этот девиз вспоминается жителями Европейского союза как образец прочной и успешной организации - вполне международной по меркам того времени.

Значительному увеличению количества и усилению возможностей международных организаций в XIX в. объективно способствовало формирование сложившейся после наполеоновских войн Венской системы международных отношений и коллективной безопасности. Все большую роль в Европе в условиях Европейского концерта начинают играть не отдельные государства, а союзы государств, стремящиеся к поддержанию баланса сил и широко использующие для этого многосторонние союзнические отношения и коалиционные соглашения. Экономические и политические отношения характеризуются интернационализацией. Активное взаимодействие затрагивает самые различные процессы и отношения.

Так, уже в 1815 г. непосредственно на основе Венских соглашений создается самая старая из существующих в современном мире организаций - Международная центральная комиссия судоходства по Рейну. Как и два столетия назад, сегодня цель этой международной организации - способствовать обеспечению высокого уровня безопасности навигации по Рейну. Несколько позднее возникают Всемирный телеграфный союз (1865), в настоящее время это Международный союз электросвязи, и Всемирный почтовый союз (1874 г.). Все возникшие в XIX в. международные организации уже обладают некоторым универсальным набором современных качеств. Они характеризуются постоянной организационноуправленческой структурой, наличием штаб-квартиры и зафиксированным в учредительных документах четким разграничением компетенций и полномочий участников.

Наибольший рост количества и расширение масштабов деятельности и возможностей международных организаций в мире происходит в XX в. В условиях Версальско-Вашингтонской и особенно после Второй мировой войны Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений взаимодействие между большими и малыми государствами приобретает все более многосторонний характер. Во второй половине XX в. увеличивается взаимозависимость суверенных государств и расширяются масштабы процессов глобализации и интернационализации. Возникают новые транснациональные и глобальные проблемы, связанные с необходимостью совместного ограничения вооружений, терроризма и неизлечимых болезней. Создаются новые многочисленные формы взаимодействий и сотрудничества, требующие дифференциации направлений и разновидностей самих международных организаций. Международные контакты уже не ограничиваются экономико-политическими вопросами, а затрагивают научно-технологическую, социокультурную, правовую, экологическую и многие другие сферы. Независимо от сферы деятельности и целей, современные международные организации, чтобы считаться таковыми, должны соответствовать ряду ключевых требований.

Во-первых, они должны соответствовать международным правовым нормам. Это означает, что при создании и в ходе деятельности должны быть соблюдены необходимые формальные требования. Так, создание международных организаций должно сопровождаться заключением международного договора, соглашения, конвенции или протокола. Важнейшей международной правовой нормой также является уважение суверенитета государств-членов и невмешательство в их внутренние дела.

Во-вторых, в учредительных документах закрепляются цели деятельности, права и обязанности международных организаций. Важной особенностью международных организаций является самостоятельность действий по достижению поставленных целей и автономность от представлений государств-учредителей.

В-третьих, необходимо наличие постоянной организационноуправленческой структуры, системы подразделений, штаб- квартир и офисов в тех странах, в которых осуществляется работа организации.

В-четвертых, в состав организации должны входить представители минимум двух государств, или деятельность организации должна осуществляться минимум в двух государствах. Существует мнение о необходимости участия представителей минимум трех государств, чтобы организация могла считаться международной. На наш взгляд, при соблюдении других требований для обретения международного статуса организации достаточно факта институционализированного взаимодействия представителей минимум двух различных государств.

Таким образом, международными организациями являются постоянно действующие объединения межправительственного или неправительственного характера, зарегистрированные в соответствии с международными правовыми нормами на основании международного соглашения в целях содействия решению международных проблем, располагающие организационно-управленческой структурой в странах, где осуществляется работа организации.

  • Eoppaxia и "Ercipaxia (др.-греч.) - от аор - совместно, erci - над, иpaxopai - сражаюсь.
  • Ap(pi KTioveq (др.-греч.) - жители окружающих областей, соседи собеих сторон.
  • Hanse (др.-нем.) - союз.

Международная организация – это объединение государств или их субъектов, учрежденное межгосударственным договором (соглашением) на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью (способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений, в частности заключать и выполнять международные договоры, владеть и распоряжаться имуществом) и действующее для достижения общих целей.

Первые МО появились в начале и середине XIX в. Это были Центральная комиссия по судоходству на Рейне, возникшая в 1815 г., а также Всемирный телеграфный союз (1865) и Всеобщий почтовый союз (1874)

На сегодняшний день эксперты насчитывают более 8 000 международных организаций разного масштаба и функционального назначения. Упорядочить их многообразия позволит классификация.

1) по характеру членства выделяют:

Международная межправительственная (межгосударственная) организация - объединение суверенных государств, создаваемое для достижения общих целей в соответствии с международным правом на основе многостороннего международного договора (ООН, ВТО, ЕС, СНГ)

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации (МНПО) - это структуры, которые состоят из ряда субъектов разных государств (общественных организаций, отдельных граждан), действующие в специфических областях. К ним относят:

Профессиональные организации, например, Международная ассоциация политических наук, Международная организация журналистов;

Демографические организации, такие как Международная демократическая федерация женщин, Всемирная федерация молодежи;

Религиозные организации (Всемирный совет церквей, Всемирный исламский конгресс);

Правовые организации, например, Международная Амнистия (защищающая права и свободу человека);

Экологические организации (Гринпис и др.);

Гуманитарные организации, например, Международный Красный Крест;

Спортивные организации, например, Международный Олимпийский комитет, Международная федерация футбола.

Организации солидарности и защиты мира: Организация солидарности народов стран Азии и Африки, Всемирный Совет мира, Пагоушское движение (такие организации выступают за разоружение, против конфликтов, расизма, фашизма и т.д.)

2) по кругу участников:

а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, ВТО) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);

Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. В ООН в настоящее время входит 193 государства (из независимых государств не входят только:: Палестина, Святой престол (Ватикан),

из частично признанных САДР (Саха́рская Ара́бская Демократи́ческая респу́блика) , Китайская Республика (Тайвань), Абхазия, Южная Осетия, Республика Косово, Северный Кипр) признаны ООН, потенциальные члены .

Структура ООН:

а) Генеральная Ассамблея - занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа.

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи, избираемого каждую сессию (или одного из его 21 заместителя)

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности. На начало 2014 года было созвано 28 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.

Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

б) Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето.

в) Секретариат ООН

Это - орган, обслуживающий другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляющий принятые ими программы и политические установки. В штате Секретариата состоит 44 тысячи сотрудников - международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН.

г) Международный Суд ООН

Главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

д) Экономический и Социальный Совет. Осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества.

е) Почтовая администрация ООН

Согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей, являющиеся по своей сути международными организациями. Самыми известными из них являются: Всемирный банк, Международный Валютный фонд, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), ЮНЕСКО (наука и знания).

ВТО - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года.

В ВТО входят 159 членов. Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 года. 16 декабря 2011 года - в Женеве подписан Протокол "О присоединении Российской Федерации к ВТО»

б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (ЕС, СНГ);

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году

Европейский Союз - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Решения принимаются независимыми наднациональными институтами или посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Суд Европейского союза, Европейский совет, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами Союза.

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ было основано главами РСФСР, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года. Государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества являются те, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, например Туркмения) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов СНГ).

Официальными юридическими членами СНГ являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан

Согласно п. 1 и 3 ст. 104 конституции РСФСР ратификация данного соглашения находилась в компетенции Съезда народных депутатов РСФСР, Съезд до момента своего роспуска 4 октября 1993 года отказался ратифицировать данное соглашение. В связи с этим, комитет Госдумы ФС РФ по делам СНГ и связи с соотечественниками 5 марта 2003 года пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством - учредителем СНГ и государством - членом СНГ. Упоминания о конституции и законах СССР оставались в российской конституции вплоть до принятия новой в декабре 1993 года.

Грузия: 3 декабря 1993 года Грузия по решению совета глав государств была принята в содружество, а 9 декабря 1993 года присоединилась к уставу СНГ. 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации.

Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому юридически она не являлась государством-членом СНГ. 19 марта 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении председательства Украины в СНГ

в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

3) По характеру полномочий:

Межгосударственные - не ограничивающие суверенитет государства, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников (большинство м.о. ООН, ВТО, СНГ)

Надгосударственные (наднациональные) - частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов. (ЕС, Таможенный союз ЕАЭС);

4) Классификация по компетенции (сфере деятельности)

а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН, ЕС, Организация Американских Государств);

б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью, при этом такие организации могут подразделяться на военные, политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные; (Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, НАТО)

Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO) - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами - членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

В НАТО входит 28 государств: Албания, США, Бельгия, Болгария, Эстония, Испания, Голландия, Хорватия, Исландия, Италия, Канада, Греция, Литва, Люксембург, Латвия, Норвегия, Польша, Португалия, Франция, Румыния, Германия, Словакия, Словения, Великобритания, Дания, Чехия, Турция, Венгрия.

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью «укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе». «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности». Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства - члена НАТО или защиту от неё.

В целом блок создавался для «отражения советской угрозы». По словам первого генерального секретаря Исмэя Гастингса, цель создания НАТО: «…удерживать русских в стороне, американцев внутри, а немцев под»

Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё сотрудничество, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, - Варшавский договор.

После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существование и начал расширяться на восток.

НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнёрство ради мира». Среди участников программы:

Австрия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Македония, Мальта, Молдавия, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швейцария, Швеция.

5 сентября 2014 года на встрече руководителей стран НАТО в Ньюпорте было принято решение о создании сил быстрого реагирования. Силы в составе примерно 4000 человек предназначены для быстрой реакции, в случае нападения России на какую-либо из стран НАТО. Основная база и командный центр сил планируются размещением в Великобритании. Планируемый срок переброски и развертывания частей в странах, граничащих с Россией (Польша, Прибалтика), не превышает 48 часов.

5) Классификация по порядку приёма новых членов[править | править вики-текст]

Открытые (любой субъект может стать членом по своему усмотрению, ООН, Гринпис, членом ЮНЕСКО, МВФ может стать любой член ООН)

Закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей, ЕС, НАТО и т.д.)

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары