Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

На пути из африки в южную америку. Открытие морского пути из европы в индию и на дальний восток

Документы

  • Заграничный Паспорт и его ксерокопия
  • Авиабилет и его ксерокопия
  • Деньги в наличных долларах США (или ЕВРО, не принципиально) лучше и крупными, и мелкими купюрами. Кредитные карты по маршруту принимаются повсеместно
  • Ксивник - это такая маленькая сумочка для документов и денег, которую носят на шее или на поясе под одеждой

Медикаменты

  • Важно! Прививка от Желтой лихорадки не требуется (требуют только от тех, кто въезжает на прямую из других неблагоприятных стран Африки)
  • Профилактический препарат от малярии. Мефлохин (лариам) или препарат аналог - маларон. Угроза есть несколько дней в период пребывания в парке Крюгера.
  • Небольшую аптечку на случай мелких травм (йод, пластырь и т.д.)
  • От поноса и от запора (бывает реакция на незнакомую пищу или воду, хотя страна цивилизованная и качество пищи отменное)
  • От простуды, аспирин
  • От комаров на тело и для помещений
  • Крема для губ и кожи
  • Капли от глазного коньюктивита
  • Крема от загара для лица и тела (лучше сильного защитного фактора)
  • Средства личной гигиены
  • Темные очки
  • Антибактериальное мыло или антибактериальный гель для рук
  • А также все, что необходимо лично вам по состоянию вашего здоровья

Хозяйство

  • Нож с открывалкой для вина
  • Фонарик
  • 2-3 свечки по желанию (мы вот любим просто сидеть вечерами при свечах, отключений электричества практически не бывает)
  • Кружка
  • Будильник отдельно или в телефоне
  • Иголки, нитки, ножницы
  • Зажигалка
  • Розетки. Переходник тип D или тип M (можно купить на месте)

Культура, свободное время

  • Какое-нибудь чтиво, лучше про Африку
  • Словарик и разговорник английского языка (для тех, кто имел к нему хоть какое-то отношение, это не обязательно).
  • Плеер.
  • Записную книжка и ручка (для адресов, телефонов и проч. полезной информации)

Фото

  • Кофор для техники (защитная сумка)
  • Фотоаппарат. Карточки памяти из расчета, что снимете там не менее 2-3 тыс. снимков (это в среднем, некоторые участники снимают 4-6 тысяч снимков за путешествие). Если не хватает места на своих карточках, берите переносной диск, будем скидывать данные на месте. Компьютер для копирования данных будет у проводников. Проверьте, чтобы у вас был картридер, совместимый с Вашими картами памяти (у проводника будет стандартный)
  • Зарядные устройства. Аккумуляторов из расчета три дня автономного передвижения (в парке Крюгера)
  • Объективы: длинный, широкоугольный. Можно также взять макро, в общем, свои любимые
  • Защитные стекла на все объективы. Обязательно!
  • Поляризационный фильтр и по возможности градиентный (оттененный) фильтр на объектив, которым собираетесь снимать пейзажи. Вы будете сильно разочарованы пейзажами с белым небом, если откажитесь от фильтров, поэтому лучше уделить время при сборах этому вопросу.
  • Видео камера, если хотите, аккумуляторы и кассеты к ней.

Еда

  • В Южной Африке все есть и довольно вкусное. Берите еды не больше, чем на один день в пути (да и то по желанию). Жидкость все равно заберут в аэропорту

Одежда (МНОГО НАБИРАТЬ НЕ НАДО!)

  • Одежда для жары (25-30 градусов)
  • Одежда для прохладной погоды (12-15 градусов ночью)
  • Кепка или бандана на голову (защита от солнца)
  • Дождевик

Обувь

  • Кроссовки
  • Сандалии спортивные

Основной принцип: лучше недобрать, чем перебрать. Большинство вещей можно недорого купить на месте (за исключением пунктов «Документы» и «Фото»)

Путешествие в Южную Африку: два пути, ноябрь 2011

Слайд-шоу → "Львы и Львицы" → "Звери" → "Океанариум" → Программа → Условия →

Даты: 19 ноября – 4 декабря 2011 года
Статус: Группа проведена
Гиды: Лена Павлова и Саша Чистов
Начало: Йоханнесбург, Южная Африка
Окончание: Кейптаун, Южная Африка

Видеоочет. Съемка - Саша Чистов. Монтаж - Лена Павлова

Йоханнесбург

Йоханнесбург часто называют Йобург или Йози. Этот процветающий город представляет собой высшую степень африканского развития. Здесь несколько районов - современный бизнес центр, культурный Ньютаун с театрами, ресторанами, музеями и джаз клубами, который сейчас оживлен как никогда раньше. Изменения, втянувшие Африку в современный мир корпораций, отразились на Йобурге наиболее видимо. Тем не менее здесь явно видно и границу между двумя мирами, и стоит буквально перейти дорогу от особняков и окажешься в бедном районе, таком как Александра. Тем не менее, при первом посещении Йобург оставляет ощущение дружественного города и города, где много можно увидеть. Здесь прекрасная музыка, бешено популярен крикет, а о стриптиз барах (где правда больше белых девушек, чем чернокожих), ходят легенды. В центре районы с прекрасной колониальной архитектурой, несколько прекрасных парков, а с небоскреба Top of Africa можно, поднявшись на лифте на смотровую площадку увидеть панораму города. На территории Йобурга есть золотая шахта, где на глубине 270 метров можно посмотреть процесс плавки золота. А вечером мы отправимся в ресторан экзотической кухни, где можно попробовать мясо крокодила и многие другие деликатесы. В Йобурге мы возьмем на прокат машины, для того чтобы совершить недельное путешествие по северным провинциям Южной Африки.

Львиный парк

Львиный парк, расположенный примерно в 20 км от Йобурга, не является ни заповедником, ни зоопарком в привычном смысле этого слова. Климат в этой местности является идеальным для многих характерных африканских животных, которые чувствуют здесь себя как дома. Парк разделен на две области, в одной из которых находятся травоядные животные, такие как зебры, жирафы и различные антилопы, а в другой - хищники. Травоядные животные свободно перемещаются по парку и посетители могут наблюдать их в непосредственной близости в любое время. Хищники, среди которых несколько семейств львов и гиен, огорожены барьерами и заборами, чтобы предотвратить нападения друг на друга. Львы - территориальные животные, они становятся жестокими и агрессивными, если другие львы попадают на их землю. Области их обитания разделены друг от друга несколькими рядами высоких заборов. Большинство львов, в настоящее время живущих в парке, это потомство львов, привезенных из Мозамбика, Зимбабве и Ботсваны, а также выходцы из этих самых мест - провинции Северный Гаутенг в Южной Африке. Популяция львов в парке постоянно растет, живут они здесь в прекрасных условиях.

Претория (Pretoria)

Претория, административный центр Южной Африки, находится всего в 50 км от Йоханнесбурга, но некоторые местные жители предпочитают селиться в Претории и ездить каждый день на работу в Йобург, поскольку а Претории значительно теплее. Претория отличается медленным темпом жизни и расслабляющей атмосферой. Это зеленый город, где много парков и претенциозных старых домов. Это родина первого чернокожего президента Нельсона Манделы и одновременно "сердце" режима апартеида (политики раздельного проживания ченокожих и белых). Город не такой космополитичный как Йобург, но все же имеющий эпицентры динамичной студенческой и ночной жизни. Зоопарк Претории (Pretoria National Zoological Gardens) находится всего в одном километре от центра города. Здесь также есть парк рептилий и аквариум. Здесь прекрасно оборудованные для съемки животных вольеры, где можно вблизи понаблюдать за животными и поснимать их портреты (ведь известно, что лучшие портреты животных получаются именно в хорошо оборудованных зоопарках, где возможно длительное присутствие и наблюдение). На фуникулере из зоопарка можно подняться на вершину горы, чтобы сверху посмотреть на город.

Провинция Мпумаланга (Mpumalanga). Страна водопадов

Мпумаланга, в переводе "Место, где восходит солнце", одно из красивейших мест в Южной Африке. Здесь есть природные, археологические и культурные достопримечательности. Мпумаланга знаменита своими водопадами и каньонами, один из которых - Блaйд Ривер Каньон - третий по величине в мире. Здесь идеальное место для пейзажной фотографии и съемки воды (водопады, реки, озера). Здесь сохранились знаки древних цивилизаций, остатки лабиринтов и древней живописи племен, современных царю Соломону и царице Савской. Небольшая деревушка Хриссисмер (Chrissiesmeer, в переводе с местного наречия - земля лягушек) окружена 270 озерами, расположенными в радиусе 20 км вокруг нее, в ее окрестностях обитают около 2000 тысяч фламинго. Племя, которое обитало на этой земле 1500 лет назад, жило на плавающих плотах, вместо традиционных домов, и только в 19 веке жители этой земли изменили свои дома на наземные под влиянием белых. Деревня до сих пор сохраняет старинные обычаи, каждый год здесь проводится праздник, где тысячи человек одевают плащи и бегут за лягушками. Из активностей Мпумаланги, которые ни в коем случае нельзя пропускать, канопе туры в долине реки Саби, с видом на мистические горы, посещение всемирно известной пещеры Садвала (Sudwala), а также Big Swing - прыжок в подвесной системе с одной из наиболее высоких площадок в мире, расположенной на высоте 68 метров где время свободного падения составляет около трех секунд - в окрестностях Граскопа (Graskop). Собственно, мы могли бы провести в Мпумаланге и две недели, не выезжая отсюда, т.к. здесь еще есть и прекрасные пешие маршруты, и сафари на слонах. Мы выберем самое интересное для того, чтобы несколько дней прошли незабываемо и для нас, и для наших фотокамер.

Национальный парк Крюгер

Национальный парк Крюгера проходит вдоль границы с Мозамбиком на востоке, Зимбабве на севере, а южная граница проходит вдоль реки Крокодил. Парк занимает 20 тысяч квадратных километров и разделен на 14 различных зон, каждая из которых соответствует различным областям дикой природы. Парк Крюгера - одна из главных достопримечательностей Южной Африки, флагман южноафриканских национальных парков. Парк граничит с прилегающими парками на территории Зимбабве и Мозамбика и здесь даже можно пересечь границы, хотя посты имеют ограничения и открыты не целый день. В парке 9 больших ворот, среднее расстояние от ворот до Йоханнесбурга около 450 км. Здесь возможно как сафари на своей машине с путешествием по различным климатическим зонам, так и пешие сафари с местными гидами. В этом случае на группу из 8-10 человек будет два местных гида, маршрут займет три дня с ночевками в бунгало и местной кухней, и мало где в мире можно столкнуться с дикими животными на такой близкой дистанции, как в этой прогулке. Из животных здесь представлена вся большая африканская пятерка (лев, буйвол, слон, носорог и леопард), а также великое множество других. За два дня путешествия по парку мы видели 16 видов крупных млекопитающих животных. Один раз в момент, когда наша машина стояла дороге, дорогу нам пересекла семья из более чем 30 слонов. Пять раз мы видели носорогов, в том числе с детенышами и во время пешеходной прогулки без укрытия на расстоянии около 50 метров от нас. Удивительно ногами чувствовать как содрогается земля, потому что по ней идет носорог. Мы видели и снимали в дикой природе львов, диких собак, диких быков буффало, жирафов, гиен, пять видов различных антилоп (в том числе не только распространенных в Африке Эмпала, но и довольно редких Антилоп Гну) и многих других.

Порт-Элизабет

Пятый по величине город в ЮАР и большой морской порт, будет являться для нас отправной точкой на пути в Кейптаун. Здесь мы снова возьмем машины и отправимся в Кейптаун по дороге, которая называется Гарден Роуд (Дорога Садов). Дорога имеет протяженность около 800 км, у нас получится больше, т.к. мы будем заезжать в национальные парки и посещать окрестности (ожидаемая длина маршрута около 1200 км). Название "Дорога Садов" связано с живописностью и красотой этих мест, большинство вин Южной Африки сделано в этой местности, где находится множество виноградников с особыми сортами винограда и именно по пути из Порта-Элизабет в Кейптаун можно попробовать уникальное вино Южной Африки - Пинотаж - которое больше не попробовать нигде. Только придется помнить, что некоторым из нас нас следующий день за руль. Ведь еще здесь делают Амарулу - очень вкусный сладкий ликер из плодов слоновьего дерева, ведь мы же в Африке! Пляжная зона. Цицикама. Путынные песчаные пляжи с белоснежным песком и океан. Что еще нужно для отдыха?

Гарден Роуд: Найсна, Джордж, Свелендем

Найнсна - самый важный город на Дороге Садов. Здесь уникальный микроклимат, как в прибрежной (лесной) территории вокруг города, так и на побережье. В большой лагуне, расположенной рядом с городом, обитают множество эндемических видов, в том числе морские коньки, один из наиболее уязвимых видов на планете. Здесь расположен морской национальный парк и множество троп для лесных прогулок. Другой важный город на Гарден Роуд - Джордж - находится в 8 км от побережья. Это красивый уютный город у подножья гор, с древними лесами в окрестностях. Из города идут трекинговые маршруты в горы, рядом находятся несколько традиционных деревень. Свелендем - небольшой город с населением около 30 тыс. человек является одним из самых старых городов в Южной Африке. Для посетителей здесь много интересного - культура, архитектура, дикая жизнь и активный отдых. Это красивый город, в котором много построек 18 века и он является отличной точкой на пути, если хочется увидеть мыс Игольный.

Германус

Германус когда-то был маленьким городком на побережье, но сейчас он большой и прекрасно обустроенный. Расположенный в 122 км от Кейптауна, он стал отличным городом для однодневных прогулок. Популярен город из-за китов, которые в течение почти полугода (с июня по декабрь) подходят совсем близко к берегу в период, когда они выкармливают своих детенышей. Их можно видеть даже с берега, не говоря уже о многочисленных морских прогулках, предлагаемых местными агентствами. Сегодня Германус считается лучшим местом, где можно увидеть китов в мире. В сентябре здесь даже проводится китовый фестиваль.

Мыс Игольный

Расположен в 155 км к юго-востоку от Мыса Доброй Надежды, заканчивается маяком. К востоку от мыса Доброй Надежды тянется песчаная мель в 840 км, представляющая подводное продолжение южного берега. Эта подводная терраса носит название Игольной мели, опасной для мореплавателей вследствие незначительной глубины и быстрого течения из Индийского океана в Атлантический, что является причиной частых кораблекрушений. Вся эта местность получила название игольной (исп. L"Agulhas - из-за наблюдавшейся поблизости в море магнитных аномалий (отклонения стрелки компаса или игры). В конце 19 века магнитное отклонение здесь было западное и составляло 30°. Именно здесь и встречаются два океана: Индийский и Атлантический.

Мыс Доброй Надежды

Мыс Доброй Надежды не является самой южной точкой Африки, так как самая южная точка континента - Игольный мыс, который располагается в 155 км от мыса Доброй Надежды. Но береговая линия Африканского континента здесь впервые поворачивает на восток, открывая проход из Атлантического океана в сторону Индии. Капский полуостров, достигнув в этом месте своей южнейшей точки, далее загибается чуть к северу и обрывается в океан высоким и крутым скалистым мысом - Кейп-Пойнт, за которым начинается залив Фалс-Бей, куда заходит тёплое течение из Индийского океана. По этой причине температура воды на восточном берегу Капского полуострова всегда на несколько градусов выше, чем на его западном берегу, омываемом водами холодного Бенгельского течения из Антарктики. Мыс Доброй Надежды был открыт в 1488 году португальским мореплавателем Бартоломеу Диашем и назван Мысом Бурь. Португальский король Жуан II переименовал мыс, надеясь на то, что вокруг него откроется морской путь в Индию. Мыс оправдал свое название, морской путь сделал Кейптаун процветающим морским портом. Роза ветров здесь такова, что на мысу всегда ветрено, ощущение, будто поднимаешься в воздух.

Гора Стол

Над легендарной горой Стол вечно кружатся облака. Такое впечатление, что огромные воздушные массы поднимаются от океана и цепляются за вершину горы, где всегда облачно, хотя в Кейптауне может быть прекрасная солнечная погода. На гору открывается прекрасный вид с западных городских пляжей, а подняться на нее можно пешком или на фуникулере.

Кейптаун

Кейптаун считается "матерью" Южной Африки. Символом города является магическая гора Стол, заканчивающаяся легендарным мысом Доброй Надежды. Это город, сразу влюбляющий в себя и прекрасными условиями, созданными для гостей, и своей уникальной красотой и природой. Недалеко от города расположен Саймонстаун - место, где живет колония пингвинов. В городе прекрасные океанариумы, где вблизи можно посмотреть на акул и китов, а также на другую морскую живность.

Для многих туристов нет лучше способа убедиться в подлинности выражения «весь мир в одной стране», чем отправиться в трехдневное ознакомительное путешествие по Южной Африке на поезде «Rovos Rail» из Претории в Кейптаун или обратно. Путешествуя на роскошном поезде, Вы насладитесь красотой африканской природы, не испытывая неудобств дороги. У вас будет удивительная возможность увидеть золотые луга Хайвельда, горные цепи Большого Кару, винные провинции Капского региона и самый красивый город Южной Африки - Кейптаун. Во время этого путешествия вы познакомитесь с исторической деревней Матжиесфонтейн, основанной во время викторианской эпохи в 1890 г как место, где могут передохнуть усталые путники. Там же, на платформе, вас ждет огромное количество познавательных музеев и коллекция старинных машин. Во время остановки в Кимберли, где зародилась одна из известнейших в мире корпорация по добыче алмазов De Beers, вы сможете совершить ознакомительный тур по городу и посетить «Большую дыру» - самый большой в мире карьер, вырытый людьми без применения техники в поисках алмазов.

Стоимость на человека:
Купе Pulman 1500 дол, Deluxe 2290 дол, Royal Suite 3050 дол

Описание программы Претория-Кейптаун (начало путешествия в среду и пятницу):

День 1 .
15-00 - Отправление поезда от станции Rovos Rail в Капитал Парк. Гостям предлагается освежиться в своих номерах и присоединиться к остальным пассажирам в вагоне люкс в середине поезда, или в обсервационном вагоне, располагающемся в конце.
19-30 - Ужин в вагоне-ресторане

День 2 .
7-00 - Завтрак подается в вагоне-ресторане до 9-45.
9-30 - За 10 минут до прибытия в Кимберли, впереди, по правую руку от вас, будет небольшое озеро. Чаще всего пассажирам удается полюбоваться эффектными стаями фламинго (в которых насчитывается около 23-х тысяч птиц).
9-45 - Прибытие в Кимберли. Гостям предлагается отправиться на обзорную экскурсию по городу с посещением огромного алмазного рудника “Большая дыра” и музея шахт.
12-30 - Отправление из Кимберли.
13-00 - Обед в вагоне-ресторане.

День 3 .
8-00 - У гостей имеется возможность покинуть поезд в Whitehill Siding и проследовать на пешую экскурсию (5км) в Matjiesfontein (Мэтжисфонтейн) вместе с сопровождающим. Необходимо иметь при себе удобную обувь для ходьбы или бега.
8-25 - Прибытие в Мэтжисфонтейн, где вам будет предложено прогуляться по этому историческому поселению. У гостей имеется возможность посетить различные музеи, расположенные прямо на платформе, и полюбоваться роскошной коллекцией старинных машин и железнодорожных вагонов. Завтрак будет подаваться в вагоне-ресторане с 7-00 до 10-00.
10-30 - После отправления из Мэтжисфонтейн вы проедете через Tweedside и Touwns River. К 12-00 вы достигнете первого из четырех тоннелей на пути к Hex River Pass. Второй тоннель имеет длину в 13,5 км, поэтому не забудьте включить свет в своем номере, и будьте осторожны, когда вы находитесь вне него.
13-00 Подача обеда на пути через долину Hex River и г. Вустер.
18-00 - Прибытие на платформу 24 станции Кейптаун и конец путешествия.

Описание программы Кейптаун-Претория (начало путешествия в субботу и понедельник):

День 1.
11-00 - Отправление поезда с платформы 23 станции Кейптаун. Гостям предлагается освежиться в своих номерах и присоединиться к остальным пассажирам в вагоне-люкс в середине поезда, либо в вагоне с большими окнами в конце.
13-00 - Подача обеда в вагоне-ресторане.
15-00 - Вы проедете через г. Вустер на пути к Matjiesfontein (Матжиесфонтейн). К 15-30 мы проедем через первый из четырех тоннелей на пути к Hex River Pass. Третий тоннель имеет длину в 13,5 км, поэтому не забудьте включить свет в своем номере, и будьте осторожны, когда находитесь вне него.
17-45 - Вам будет предложено покинуть поезд, чтобы полюбоваться окрестностями Мэджисфонтейн. У гостей имеется возможность посетить различные музеи, расположенные прямо на платформе, и полюбоваться роскошной коллекцией старинных машин и железнодорожных вагонов. (для небольшой передышки мы рекомендуем бар в отеле Lord Milner).
19-00 - Отправление из Matjiesfontein.
19-30 - Подача ужина в вагоне-ресторане.

День 2.
7-00 - Завтрак подается в вагоне-ресторане до 10-00.
12-30 - Подача обеда в вагоне-ресторане.
14-30 - Прибытие в Кимберли. Гостям предлагается отправиться на обзорную экскурсию по городу с посещением огромного алмазного рудника “Большая дыра” и музея шахт.
16-00 - Возвращение на станцию Кимберли.
16-10 - Через 10 минут после отправления из Кимберли впереди по левую руку от вас будет небольшое озеро. Чаще всего пассажирам удается полюбоваться эффектными стаями фламинго (около 23-х тысяч птиц).
19-30 Ужин будет подан в вагоне-ресторане, пока вы проезжаете через Bloemhof и Leeudoringstad на пути к городу Клерксдорп.

День 3.
7-00 - Завтрак подается в вагоне-ресторане до 10-00. Вы продолжаете свой путь к Претории, проезжая такие города как Крюгерсдорп, Йоханнесбург и Джермистон.
10-45 - Мы прибываем в Centurion, где вас заберет наш локомотив Rovos Rail для заключительного этапа путешествия.
12-00 - Прибытие на станцию Rovos Rail в Капитал Парк, Претория

Португалия и Испания первыми среди европейских стран предприняли поиски морских путей в Африку и в Индию. В поисках были заинтересованы дворяне, купцы, духовенство и королевская власть этих стран. С окончанием реконкисты (в Португалии она окончилась в середине XIII в., а в Испании - в конце XV в.) масса мелкопоместных дворян - идальго, для которых война с маврами была единственным занятием,- осталась без дела. Эти дворяне презирали все виды деятельности, кроме войны, и, когда вследствие развития товарно-денежного хозяйства увеличилась их нужда в деньгах, многие из них очень скоро оказались в долгу у городских ростовщиков. Поэтому идея разбогатеть в Африке или и восточных странах представлялась этим рыцарям реконкисты, оставшимся без дела и без денег, особенно увлекательной. Умение воевать, приобретённое ими в войнах с маврами, любовь к приключениям, жажда военной добычи и славы вполне годились для нового трудного и опасного дела - открытия и завоевания неизвестных торговых путей, стран и земель. Именно из среды небогатых португальских и испанских дворян вышли в XV-XVI вв. смелые мореплаватели, жестокие завоеватели-конкистадоры, уничтожившие государства ацтеков и инков, алчные колониальные чиновники. «Они шли с крестом в руках и с ненасытной жаждой золота в сердце»,- пишет об испанских конкистадорах один современник. Богатые горожане Португалии и Испании охотно давали деньги на морские экспедиции, которые сулили им обладание важнейшими торговыми путями, быстрое обопщение и главенствующее положение в европейской торговле. Католическое духовенство освящало религиозным знаменем кровавые дела конкистадоров, так как благодаря последним оно приобретало новую паству за счёт новообращённых в католичество племен и народов и увеличивало свои земельные владения и доходы. В открытии новых стран и торговых путей была не менее заинтересована и королевская власть Португалии и Испании. Нищее, испытывавшее тяжёлый феодальный гнёт крестьянство и малоразвитые города не могли дать королям достаточно денег, чтобы покрыть те расходы, которых требовал абсолютистский режим; в обладании важнейшими торговыми путями и колониями короли видели выход из денежных затруднений. Кроме того, многочисленные воинственные дворяне, оставшиеся без дела после реконкисты, представляли серьёзную опасность для короля и городов, так как их могли легко использовать крупные феодалы в борьбе против объединения страны и усиления королевской власти. Короли Португалии и Испании стремились поэтому увлечь дворян идеей открытия и завоевания новых стран и торговых путей.

Морской путь, связывавший итальянские торговые города со странами Северо-Западной Европы, проходил через Гибралтарский пролив и огибал Пиренейский полуостров. С развитием морской торговли в XIV-XV вв. повысилось значение прибрежных португальских и испанских городов. Однако экспансия Португалии и Испании была возможна только в сторону неведомого Атлантического океана, потому что торговля по Средиземному морю уже ранее была захвачена могущественными морскими городами республиками Италии, а торговля по Северному и Балтийскому морям - союзом немецких городов - Ганзой. Географическое положение Пиренейского полуострова, выдвинутого далеко на запад в Атлантический океан, благоприятствовало такому направлению экспансии Португалии и Испании. Когда же в XV в. в Европе усилилась необходимость искать новые морские пути на Восток, менее всего в этих поисках была заинтересована монополизировавшая в своих руках всю торговлю между странами Северо-Западной Европы Ганза, а равным образом Венеция, продолжавшая извлекать прибыль из средиземноморской торговли.

Вследствие этих причин внутреннего и внешнего характера Португалия и Испания оказались пионерами в поисках новых морских путей через Атлантический океан.

Первыми на океанические пути вышли португальцы. После завоевания португальскими войсками в 1415 г. марокканского порта Сеуты - крепости мавританских пиратов, расположенной на южном берегу Гибралтарского пролива, началось продвижение португальцев на юг, вдоль западного побережья Африки к Западному Судану, откуда по суше на север привозились золотой песок, рабы и слоновая кость. Португальцы стремились проникнуть далее на юг от Сеуты, в «море мрака», как тогда называли неизвестную европейцам южную часть Атлантического океана. Сильные арабские государства в Северо-Западной Африке не позволяли португальцам осуществить экспансию на восток, вдоль средиземноморского побережья Африки. Западная часть Средиземного моря фактически была в руках арабских пиратов.

В организации экспедиций португальцев в первой половине XV в. вдоль западного африканского побережья принял участие португальский принц Энрико, более известный в истории под именем Генриха Мореплавателя. На юго-западном берегу Португалии, в Сагрише, на каменистом мысе, далеко выступающем в океан, были построены обсерватория и верфи для строительства кораблей, а также основана мореходная школа. Сагриш стал для Португалии морской академией. В нём португальские рыбаки и матросы под руководством итальянских и каталонских моряков проходили обучение морскому делу, там занимались усовершенствованием кораблей и навигационных приборов, вычерчивались по сведениям, привозимым португальскими мореходами, морские карты и разрабатывались планы новых экспедиций на юг. Со времён реконкисты португальцы были знакомы с арабской математикой, географией, навигацией, картографией и астрономией. Средства на подготовку путешествий Генрих черпал из доходов возглавляемого им духовно-рыцарского ордена Иисуса, а также получал путём организации ряда торговых компаний на паях у богатых дворян и купцов, рассчитывавших увеличить свои доходы посредством заморской торговли.

Сначала мореплавание развивалось в Португалии медленно; трудно было найти смельчаков, которые рискнули бы отправиться в «море мрака». Но положение значительно улучшилось после того, как на западе португальцы овладели в 1432 г. Азорскими островами, а в 1434 г. Жил Эанниш обогнул мыс Бохадор, южнее которого жизнь считалась в средние века невозможной; через 10 лет после этого другой португальский моряк прошёл на 400 миль южнее этого мыса и привёз в Португалию золото и рабов-негров, положив начало португальской работорговле. В середине 40-х годов португальцы уже обогнули Зелёный Мыс и достигли побережья между реками Сенегал и Гамбия, густозаселённого и богатого золотым песком, слоновой костью и пряностями. Вслед за этим они проникли в глубь материка. Принц Генрих Мореплаватель, возражая на словах против работорговли, на деле всячески поощрял её; в Западную Африку стали регулярно отправляться его корабли для ловли невольников и приобретения золотого песка, слоновой кости и пряностей, вымениваемых у негров на безделушки; обычно принц получал значительную долю привозимой добычи.

Надежда на ограбление всего африканского побережья ускорила португальской продвижение на юг. В 60-70-х годах португальские моряки достигли побережья Гвинейского залива и пересекли экватор; на португальских картах Африки появились новые характерные названия: «Перечный берег», «Берег слоновой кости», «Невольничий берег», «Золотой берег». В начале 80-х годов моряк Диего Као совершил три путешествия на юг ох Золотого берега, прошёл устье реки Конго и у южного тропика поставил свой «падран» - каменный столб, воздвигаемый на открытой территории в знак её присоединения к владениям короля Португалии. Наконец, Бартоломсу Диас в 1487 г. достиг мыса Доброй Надежды, обогнул его и вышел в Индийский океан. Однако экипаж его кораблей, утомлённый трудностями пути, отказался продолжать плавание, и Диас был вынужден вернуться в Лиссабон, не достигнув берегов Индии. Но он утверждал, что от Южной Африки можно пройти морем до берегов Индии. Это же подтвердил и Педро Ковельяно, посланный в 1487 г. португальским королём на поиски кратчайшего пути в Индию через страны Северной Африки и Красное море и побывавший на малабарском побережье Индии, в городах Восточной Африки и на Мадагаскаре; в своём донесении королю, посланном из Каира, он, по словам современника, сообщал, что португальские каравеллы, «которые ведут торговлю в Гвинее, плавая от одной страны к другой курсом на этот остров (Мадагаскар) и Софалу, легко смогут пройти в эти восточные моря и подойти к Каликуту, ибо, как он узнал, здесь всюду находится море».

Для завершения поисков морского пути в Индию португальский король Маноэль отправил экспедицию во главе с одним из своих придворных, Васко да Гамой, происходившим из небогатых дворян. Летом 1497 г. четыре корабля под его начальством вышли из Лиссабона и, обогнув Африку, прошли вдоль её восточного побережья доМалинди, богатого арабского города, непосредственно торговавшего с Индией. Португальцы заключили «союз» с султаном этого города, позволившим им взять с собой в качестве лоцмана знаменитого Ахмеда ибн Маджида, под руководством которого они и завершили своё плавание. 20 мая 1498 г. корабли Васко да Гамы бросили якорь у индийского города Каликут, одного из крупнейших торговых центров Азии, «пристани всего Индийского моря», как назвал этот город русский купец Афанасий Никитин, побывавший в Индии во второй половине XV в. С разрешения местного раджи они начали скупать в городе пряности. Арабские купцы, державшие в своих руках всю заморскую торговлю города, увидели в этом угрозу своей монополии и стали восстанавливать раджу и население города против португальцев. Португальцам пришлось спешно покинуть Каликут и отправиться в обратный путь. В сентябре 1499 г. Васко да Гама вернулся в Лиссабон. К концу двухлетнего трудного плавания уцелело менее половины команды.

Возвращение в Лиссабон португальских кораблей с грузом пряностей из Индии было торжественно отпраздновано.

С открытием морского пути в Индию Португалия начала овладевать всей морской торговлей Южной и Восточной Азии. Португальцы повели жестокую борьбу с арабской торговлей и судоходством в Индийском океане и стали захватывать важнейшие торговые и стратегические пункты Южной Азии. В 1501 г. мореплаватель Кабрал с военной флотилией прибыл в индийские воды, бомбардировал Каликут и закупил груз пряностей в Кочине. Через два года в Индийский океан снова отправился Васко да Гама; в качестве «адмирала Индии» он грабил и топил суда арабских купцов и, возвращаясь в Лиссабон с огромной добычей, оставил в индийских водах постоянную военную эскадру для пиратского грабежа судов, курсировавших между Египтом и Индией. Вскоре португальцы захватили остров Сокотру, у входа в Аденский залив, и крепость Диу на северо-западном побережье Индии и установили, таким образом, свой контроль над морскими путями, соединяющими Красное море и Южную Азию. «Пополнения стали приходить к ним из Португалии, и они начали пересекать дорогу мусульманам, забирая в плен, грабя и захватывая насильно всякие суда», - сообщает один арабский историк XVI в. Захваченные ими в Индии земли и города стали оплотом дальнейшей экспансии Португалии в Азию. Вице-король Португальской Индии д"Альбукерке овладел крепостью Гоа на западном побережье Индии и иранским портом Ормуз, а в 1511 г. взял Малакку, богатый торговый город в Малаккском проливе, запирающий вход в Индийский океан с востока. «Лучшее из всего, что есть на свете», - так оценивал Малакку Альбукерке. С взятием Малакки португальцы перерезали главный путь, связывающий страны Передней Азии с основным поставщиком пряностей - Молуккскими островами, и вышли в Тихий океан. Ещё через несколько лет они захватывают эти острова и завязывают морскую торговлю с Южным Китаем. Наконец, в 1542 г. они достигают берегов далёкой Японии и основывают там первую европейскую факторию.

Осуществляя эту экспансию на Восток, португальские завоеватели пользовались приёмами судовождения мореходов Востока, арабскими и яванскими картами стран и морей Южной Азии. На одной карте яванского кормчего, попавшей в руки португальцев в 1512 г., были изображены мыс Доброй Надежды, португальские владения, Красное море, Молуккские острова, морские пути китайцев с прямыми дорогами, где проходят корабли, и с внутренними частями страны. По этой карте и двигались португальские корабли через моря Малайского архипелага к Молуккским островам, Капитанам португальских судов инструкциями предписывалось привлекать в качестве лоцманов цейлонских и яванских кормчих.

Таким образом был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и в Восточную Азию. Вместе с этим открытием посредством захватов была создана огромная колониальная империя Португалии, простиравшаяся от Гибралтара до Малаккского пролива. Португальскому вице-королю Индии, находившемуся в Гоа, подчинялись пять губернаторов, управляющих Мозамбиком, Ормузом, Маскатом, Цейлоном и Малаккой. Португальцы подчинили своему влиянию также крупнейшие города Восточной Африки. Важнейшее в истории человечества открытие морского пути, связавшего Европу с Азией, было использовано феодальной Португалией для собственного обогащения, для грабежа и угнетения народов Африки и Азии.

С этого времени вплоть до прорытия Суэцкого канала в 60-х годах XIX в. морской путь вокруг Южной Африки был главной дорогой, по которой велась торговля между странами Европы и Азии и происходило проникновение европейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.

Пока первые научные данные не получили убедительного подтверждения, ученые - сторонники гипотезы исхода из Африки - полагали, что древнейший исход людей современного типа на север Африки и далее, на Левант, сформировал своего рода биологическое ядро, из которого впоследствии возникли народы Европы и Азии. Однако подобные аргументы страдали серьезным недостатком. Дело в том, что следы человека современного типа в этих местах около 90 тысяч лет тому назад практически исчезают. Благодаря климатологическим исследованиям мы знаем, что именно около 90 тысяч лет тому назад на Земле наступил краткий, но разрушительный по своим последствиям период резкого глобального похолодания и засухи, в результате чего весь Левант превратился в безжизненную пустыню. После отступления ледников и нового потепления Левант был быстро заселен, но на этот раз - представителями другого вида, нашего ближайшего «кузена» на генеалогическом древе - неандертальцами, которые, по всей вероятности, оказались оттесненными к югу, в регион Средиземноморья, в результате наступления ледников, надвигавшихся с севера. Мы не располагаем материальными свидетельствами пребывания людей современного типа на Леванте или в Европе на протяжении последующих 45 тысяч лет, до тех пор пока примерно 45-50 тысяч лет тому назад на арене истории не появились кроманьонцы (о чем говорит появление авгурисианской техники изготовления орудий), бросившие вызов неандертальцам, оттеснив их на север, на их древнюю прародину.

Таким образом, большинство специалистов сегодня полагают, что первые люди современного типа, выходцы из Африки, вымерли на Леванте в результате резкого похолодания и возврата засушливого климата, под влиянием которого Северная Африка и Левант быстро превратились в бесплодные пустыни.

Коридор, пролегавший через Сахару, захлопнулся, словно гигантская ловушка, и мигранты, оказавшиеся в ней, не смогли ни возвратиться назад, ни найти пригодных для жизни земель. Зияющая пропасть в 50 тысяч лет между исчезновением следов первых переселенцев на Леванте и последующим вторжением туда новой волны переселенцев из Европы, вне всякого сомнения, ставит под вопрос обоснованность широко распространенной версии о том, что первый исход из Африки на север якобы завершился успешно и создал биологическое ядро будущих европейцев. Давайте же задумаемся - почему.

Чтобы понять, почему многие европейские авторитеты в области археологии и антропологии настаивают, будто европейцы возникли самостоятельно и независимо от первого исхода из Северной Африки, необходимо помнить о том, что здесь мы имеем дело с одним из проявлений культурологического европоцентризма, стремящегося объяснить последствия первого исхода. Наиболее важным проявлением такого мышления является несокрушимая убежденность европейских ученых XX в. в том, что именно кроманьонцы, мигрировавшие в Европу не позднее 50 тысяч лет тому назад, и явились основоположниками людей «современного типа» в полном смысле слова. Эта человеческая эпифания, принесшая невиданный расцвет всевозможных искусств, ремесел и технических возможностей и культуры в целом, известна среди археологов под сухим названием «европейский Верхний палеолит». По мнению многих ученых, это было нечто вроде творческого взрыва, знаменовавшего начало эпохи мыслящего человека на Земле. Именно к этой культуре восходят впечатляющие наскальные рисунки в пещерах Шове и Ласко, а также изысканные, тонко проработанные резные фигурки «Венеры», которые археологи находят по всей Европе.

При этом обычно можно слышать аргументы типа «если мы действительно вышли из Африки и если та древняя культурная революция, столь красноречиво говорящая о даре абстрактного мышления, пришла в Европу с Леванта, она в лучшем случае могла представлять собой краткий привал на пути из Египта». Ergo, «мы, люди Запада» (это «мы» объясняется тем, что сторонники этой гипотезы - исключительно европейцы или имеют европейские корни), - всего лишь потомки выходцев из Северной Африки. Таким образом, северный маршрут для многих специалистов является этакой концептуальной отправной точкой миграции или, лучше сказать, исхода из Африки. В следующей главе мы рассмотрим, почему с точки зрения логики невозможно допустить, что первыми «людьми полностью современного типа» были европейцы, и как случилось, что первыми современными людьми, способными говорить, петь, танцевать и рисовать, стали именно африканцы, причем произошло это задолго до исхода некоторых их групп со своего родного континента.

Однако попытки дать убедительное объяснение того, как конкретно предки современных европейцев, жившие некогда в окрестностях Сахары, задумали и осуществили исход из Африки, связаны с целым рядом серьезных проблем. Для начала надо заметить, что, поскольку пустыня Сахара на протяжении последних 100 тысяч лет служила непреодолимой преградой для мигрантов, любые позднейшие вторжения выходцев из Северной Африки в Европу могли начинаться с какого-нибудь зеленого прибежища - островка растительности, еще остававшегося в Северной Африке, например из района дельты Нила, после междуледниковой паузы. Предки европейцев не могли 45-50 тысяч лет тому назад совершить исход из региона Сахары напрямую, кроме как на плотах вниз по течению Нила, однако генетическая история решительно отвергает подобную возможность.

Зеленое прибежище в Египте?

Если на всем протяжении длительного засушливого периода после междуледниковой паузы в Северной Африке действительно существовало подобное зеленое прибежище, оно около 45 тысяч лет тому назад вполне могло послужить временным приютом и перевалочным пунктом для предков будущих европейцев. Да, в древности в Северной Африке действительно существовало несколько обширных зеленых оазисов, в частности, дельта Нила в Египте и Средиземноморское побережье нынешнего Марокко. Недавняя находка детского скелета в погребении на холме Тарамса в Египте, датируемая ориентировочно между 50 и 80 тысячами лет тому назад, свидетельствует о том, что там могли сохраниться реликтовые группы населения. Ряд ведущих сторонников гипотезы исхода из Африки сразу же обратили внимание на эту находку, поскольку она предлагает реальное и вполне убедительное объяснение паузы протяженностью в 45-50 тысяч лет. Наибольшей известностью среди них пользуется Крис Стрингер, убежденный приверженец гипотезы о происхождении современных людей из Африки и один из руководителей Лондонского музея естественной истории. Стрингер утверждает, что ребенок-египтянин из Тарамсы принадлежал к колонии обитателей оазисов Северной Африки и что выходцами именно из таких колоний и были мигранты, покинувшие около 50 тысяч лет тому назад Африку и ставшие предками жителей Леванта и Европы.

И все же археологические свидетельства присутствия кроманьонцев в Северной Африке крайне скудны и немногочисленны. Даже те каменные орудия эпохи Среднего палеолита, которые были найдены в захоронении ребенка на холме Тарамса, вполне могли быть созданы неандертальцами, и их никак нельзя считать доказательством взрывного роста новых технологий, проникших в ту эпоху в Европу.

Проблема Австралии

Но, пожалуй, наиболее серьезной проблемой для европоцентрической концепции культурного развития, в основе которой лежит гипотеза о северном маршруте исхода из Африки, является сам факт существования австралийских аборигенов, создавших свою собственную культуру пения, танца и живописи задолго до европейцев и, естественно, без какой бы то ни было помощи с их стороны. Но тогда выходцами из какого района Африки они были? Какой маршрут завел их в такую даль, на край света? Можно ли считать их ветвью того же исхода, в котором принимали участие и предки современных европейцев? И, наконец, самое главное: каким образом и почему они попали в Австралию гораздо раньше, чем предки европейцев - в Европу? Эта загадка породила целый ряд попыток объяснения.

Понятно, что ответить на все эти вопросы, исходя из гипотезы об одном-единственном северном исходе из Африки в Европу, имевшем место примерно 45 тысяч лет тому назад, за которым последовало расселение человека по всему остальному миру, как то утверждает чикагский антрополог Ричард Клейн в своем классическом труде «Развитие человека», попросту невозможно. Известный зоолог, знаток Африки, художник и писатель Джонатан Кингдон идет еще дальше, доказывая, что первый, «неудачный» северный исход африканцев на Левант, имевший место около 120 тысяч лет назад, привел к расселению уцелевших мигрантов и колонизации Юго-Восточной Азии, а затем и Австралии примерно 90 тысяч лет назад. Эта версия также допускает всего один исход из Африки, и притом по северному маршруту. Крис Стрингер избрал наиболее легкий путь, утверждая, что Австралия была колонизована независимо от этого исхода и задолго до освоения Европы в результате отдельного исхода африканцев в обход Красного моря (см. рис. 1.3).

Во многом соглашаясь с Крисом Стрингером, археолог Роберт Фоули и палеонтолог Марта Лар из Кембриджского университета тоже утверждают, что цепь зеленых оазисов в Северной Африке, простиравшаяся на всем протяжении северного маршрута через Левант, имела жизненно важное значение для предков европейцев и жителей стран Леванта. Эти исследователи не испытывают никаких проблем с количеством исходов из Африки, утверждая, что в глубокой древности имело место множество больших и малых миграций, отправными точками для которых служили оазисы, разбросанные по Эфиопии и всей Северной Африке. Эта точка зрения учитывает значительный рост численности населения в самой Африке во время междуледникой паузы, около 125 тысяч лет тому назад.

Лар и Фоули полагают, что возвращение прежнего холодного и засушливого климата привело к тому, что африканский континент как бы разделился на отдельные обитаемые районы-колонии, совпадающие с границами зеленых оазисов (см. рис. 1.6), обитатели которых на протяжении последующих 50 тысяч лет были разделены непреодолимыми пустынями. Согласно схеме Лар-Фоули, предки аборигенов Восточной Азии и Австралии могли быть выходцами из Эфиопии, которые, переправившись через Красное море, отправились в дальние странствия. Они могли выбрать южный маршрут и двинуться по нему в путь совершенно независимо от предков будущих европейцев. Не так давно Фоули и Лар получили «подкрепление»: ряды сторонников северного и южного исходов пополнил американский генетик Питер Андерхилл, специалист в области изучения Y-хромосомы. Он выступил с исследованием, в котором осуществил синтез генетических доисторических факторов. Все трое ученых постулировали древний исход в Австралию по южному маршруту, признавая, что основным маршрутом исхода из Африки был все же северный путь, через Суэц и Левант, в Европу и остальные регионы Азии (рис. 1.3) и что он имел место между 30 и 45 тысячами лет тому назад.

Таким образом, обоснованность высказываемого многими специалистами по Евразии мнения о том, что предки европейцев были выходцами из Северной Африки, зависит от целого ряда факторов. К их числу относятся наличие достаточно обширных прибежищ-оазисов в Северной Африке и либо многочисленные разновременные миграции из Африки, либо очень ранняя протомиграция с Леванта в страны Дальнего Востока.

Существует и проблема идеологического плана: это - попытка зарезервировать северный маршрут исхода только за предками будущих европейцев.

Высказываясь поначалу откровенно и прямолинейно, Джонатан Кингдон утверждал, что ранний северный исход из Африки произошел около 120 тысяч лет тому назад, во время так называемой Эмианской междуледниковой паузы. Поскольку многие коридоры в пустынях Африки и Западной Азии в ту эпоху пышно зеленели буйной растительностью, предполагаемые мигранты в Австралию могли без помех продвигаться все дальше на восток с Леванта до Индии. Разумеется, они могли остановиться на длительный привал в зеленых районах Южной Азии, прежде чем двинуться дальше, в Юго-Восточную Азию, куда они прибыли около 90 тысяч лет тому назад. (Под термином «Южная Азия» я имею в виду те страны, расположенные между Аденом (Йеменом) и Бангладеш, которые выходят на береговую линию Индийского океана. К числу этих стран относятся Йемен, Оман, Пакистан, Индия, Шри-Ланка и Бангладеш, а также государства, расположенные на побережье Персидского залива: Саудовская Аравия, Ирак, Бейрут, Объединенные Арабские Эмираты и Иран.)

В качестве доказательства присутствия еще в глубокой древности разумного человека на Леванте Джонатан Кингдон ссылается на многочисленные орудия эпохи Среднего палеолита, найденные в Индии. Возраст некоторых из них - 1бЗ тысячи лет. Однако наиболее серьезной проблемой здесь является полное отсутствие скелетных останков человека современного типа такой древности где бы то ни было за пределами Африки. Кингдон утверждает, что эти орудия могли быть изготовлены людьми предсовременного или архаического типа (или мапа, как он их называет), которые как раз в то самое время обитали в Восточной Азии.

Понятно, что для того, чтобы попасть в Австралию, предки австралийцев должны были пересечь с запада на восток всю Азию, однако у нас нет никаких материальных доказательств того, что анатомические современные люди совершали миграции через всю Азию около 90 тысяч лет назад, не говоря уж о более ранней эпохе - 120-163 тысячи лет назад.

Преграды на востоке

С предложенной Кингдоном датировкой временных рамок колонизации Юго-Восточной Азии - 90-120 тысяч лет - связана и другая серьезная проблема. Если, согласно его гипотезе, первая волна миграции в Юго-Восточную Азию покинула земли Леванта несколько позже 115 тысяч лет тому назад, она, по всей вероятности, бесследно сгинула на необозримых просторах Азии. Анализ массовых миграций человека и других видов млекопитающих из Африки в Азию за последние 4 млн. лет свидетельствует о том, что, за исключением первой междуледниковой паузы, мигрантов, продвигавшихся с Леванта во внутренние районы Азии, ожидало множество труднопреодолимых препятствий. В эпохи, когда мир не был согрет благодатным теплом междуледниковой паузы, переселенцам то и дело встречались высокие горы и иссушенные зноем пустыни, служившие непреодолимыми преградами на пути на север, восток и юг от Леванта. На севере и востоке протянулась огромная горная цепь Загрос-Таурус, которая вместе с Сирийской и Аравийской пустынями изолировала Левант от Восточной Европы на севере и индийского субконтинента на юге. При обычных климатических условиях оледенения это были непроходимые гористые пустыни. Не было удобного обходного пути и на севере, где высились хребты Кавказа и шумело Каспийское море.

В древности, как и во времена Марко Поло, самым удобным альтернативным путем из Восточного Средиземноморья в Юго-Восточную Азию было как можно скорее добраться до Индийского океана и далее двигаться вдоль его береговой линии. Однако к югу и востоку от Леванта простирались Сирийская и Аравийская пустыни, и единственно возможный маршрут вел из Турции через долину Тигра и далее на юг, вдоль западного склона горной гряды Загрос, до самого побережья Персидского залива (см. рис. 1.6). Однако этот маршрут, пролегавший через так называемый Плодородный Полумесяц, в периоды похолодания и засухи по окончании междуледниковых пауз также лежал через безжизненные пустыни и, естественно, был закрыт для древних мигрантов.

Практическая невозможность для людей современного типа попасть из Леванта в Египет или Юго-Восточную Азию в период от 55 до 90 тысяч лет тому назад означает, что северный маршрут исхода из Африки в те времена позволял покинуть Черный континент только предкам будущих европейцев и жителей Леванта, а никак не праотцам обитателей Юго-Восточной Азии или Австралии. Между тем, как это ни странно, Европа и Левант не подвергались сколько-нибудь активной колонизации примерно до рубежа 45-50 тысяч лет тому назад, тогда как Австралия, лежавшая на другом конце света, напротив, интенсивно заселялась задолго до этой рубежной эпохи. А это означает, что для того, чтобы «зарезервировать» северный маршрут исхода только за предками европейцев, Крис Стрингер, Боб Фоули и Марта Лар должны были принять гипотезу о существовании в древности отдельных южных маршрутов, которыми воспользовались предки австралийцев и даже жителей Азии. Решить эту загадку позволяет только изучение генетической истории.

Задание №3

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Это глубокий овраг с крутыми глинистыми боками.

2) Из-под камня выскакивает ручеёк.

3) Витька задумчиво слушает задиристое его бормотание.

4) Тогда он отыскал под верандой старую ржавую лопату, выкопал тополёк и перенёс его в соседний огород.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) На пути из Африки в Южную Америку глубокой ночью, когда судно плыло в открытом океане, на невольничьем судне «Пандора» внезапно вспыхнул пожар.

2) Темнота помогла им в этом.

3) Не умевшие плавать сразу пошли ко дну, а умевших пожрали акулы: океан вокруг так и кишел ими.

4) Волей случая они оказались на одной параллели и плывут сейчас одни за другими, разделённые лишь несколькими десятками миль.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Летучая рыба, столь чудесно попавшаяся к двум смертельно голодным, затерянным в океане людям, – общеизвестная обитательница жарких широт Атлантического океана.

2) Теперь, когда они слегка заморили червячка, жажда, которая и без того изрядно их мучила, ещё усилилась.

3) Переносить сильную жажду всегда и везде очень тяжело.

4) Сам Бен приложил топор лезвием к губам и, то прижимая язык к железу, то покусывая его, пытался добиться такого же результата.

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.

2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...

3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) – В твоём возрасте я был серьёзнее!..

2) – Ведь я тебе воротник рубашки совсем оторвал.

3) Нас стали окружать со всех сторон.

4) Их тут же как ветром сдуло.

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия.

1) Облака уходят за Волгу, как низкий дым.

2) Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева.

3) Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение.

4) Картины Левитана требуют медленного рассматривания.

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются эпитеты.

1) Её Левитан прозвал Катериной из "Грозы" Островского.

2) Он часто видел злобу, грязь, тупую покорность, презрение к себе, к еврею.

3) На твоих картинах уже есть улыбка.

4) После Плеса Левитан ощутил свою близость не только к пейзажу России, но и к ее народу - талантливому, обездоленному и как бы притихшему не то перед новой бедой, не то перед великим освобождением.

8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

2) Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, она смывала дождями зелень.

3) Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года.

4) Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель.

2) Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы.

3) Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нем масляными красками вечернее поле со стогами сена.

4) От этого воздуха часто болела голова.

10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Он запомнил ещё один романс о том, как «рыдала любовь».

2) Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы.

4) Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в «исконной русской столице»; Левитану было в то время восемнадцать лет.

11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Горько пахли цветы в палисадниках.

2) «Осенний день в Сокольниках» - единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то его написал Николай Чехов.

3) Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.

4) По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном.

12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Люда завернула за угол торгового центра, быстро пробежалась по асфальтовой дорожке к своему дому и юркнула в подъезд.

2) И не смотри на меня завидущими глазами!

3) Они были довольны друг другом и считали себя почти родственниками.

4) – Да на такой диете в два дня ноги протянешь! – возмутился Пономаренко.

13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) 8–9-е классы – самый расцвет школьной любви, и я не поверю, что никто в 9-м «А» не пишет о ней стихов!

2) Его нынешний жанр – это исключительно объяснительные записки.

3) И я просто уверена, что сейчас Румянцев может сочинить что-нибудь и получше!.

4) Сейчас ей, Антонине Петровне, предстоит ещё одно не менее неприятное дело.

14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

1) Тебе ж в прошлом месяце уже пятнадцать исполнилось!

2) Вот и представь: из такого, как ты, пятерых Исмаиловых можно сделать!

3) Он ещё пару раз дёрнулся и счёл за лучшее остаться внутри кресла.

4) А настоящие мужчины вам, значит, не интересны?

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары