Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Берлинский кризис 1949 г. Берлинские кризисы

Стал берлинский кризис 1948-1949 гг. , сопровождавшийся советской блокадой За-падного Берлина . Его причиной стало проведение в зоне контроля «союзников» денежной реформы. СССР расценил это как попытку срыва ранее достигнутых договорённостей и блокировал Западный Берлин. Однако западными союзниками был организован эффек-тивный воздушный мост, по которому американская и британская транспортная авиации снабжали город продовольст-вием. Блокада продолжалась без малого год, всё это время США, Великобритания и Франция полноцен-но снабжали город по воздуху.

Итогом Первого берлинского кризиса стало рез-кое ухудшение общественного мнения в странах Запада о СССР, а также ускорение подготовки к объе-динению земель, находившихся в западной зоне окку-пации, в Федеративную Республику Германия (ФРГ) . Западный Берлин становился автономным само-управляемым городом, связанным наземным транс-портным коридором с ФРГ. В ответ на это в октябре 1949 г. в советской зоне оккупации была создана Гер-манская Демократическая Республика (ГДР) .

Второй берлинский кризис (1961 год)

В 1962 г. мир вновь едва не был втянут в третью мировую войну в результате опасного противостояния между США и СССР во время вто-рого Берлинского кризиса.

Летом 1961 г., же-лая прекратить отток населения из ГДР в Западный Берлин, а также надавить на Запад с целью признания Восточной Германии, руковод-ство ГДР инициировало возведение Берлинской стены , разделив-шей город на две части. На протяжении нескольких часов советские и американские танки стояли напротив друг друга с включёнными моторами. Но советский лидер Н. С. Хрущёв и американский прези-дент Дж. Кеннеди всё же сумели отвести угрозу войны. Материал с сайта

На этой странице материал по темам:

В годы войны была достигнута принципиальная договоренность о том, что Германия должна стать миролюбивым, демократическим государством. Однако вопрос о том, как перейти к такому состоянию в условиях, когда территория Германии и ее столицы – Берлина была поделена на зоны оккупации США, Великобритании, Франции, СССР, так и не нашел решения. Каждая из сторон опасалась, что ресурсы, потенциал Германии окажутся под контролем оппонента в «холодной войне». Надежных, удовлетворяющих и СССР, и страны Запада гарантий, что при создании единой Германии выборы будут действительно свободными, а сама Германия останется в стороне от военных блоков, так и не было найдено. Так на территории Германии началось формирование двух германских государств. В 1948 г. на территории Западной Германии была проведена валютная реформа. В ответ на это СССР закрыл границу между зонами оккупации, чтобы избежать затопления Восточной Германии обесцененной валютой. Поскольку союзники провели реформу и в Западном Берлине, он тоже оказался блокированным, что привело к прекращению ввоза продовольствия в этот город, создало угрозу голода.

Руководство СССР предполагало решить возникшую проблему путем переговоров, надеясь, что в сложившейся ситуации страны Запада пойдут на уступки в германском вопросе. Однако США категорически исключили переговоры с позиции слабости. Блокада была прорвана с установлением воздушного моста с Западным Берлином, по которому в город поставлялись продукты питания. Командование войск США в Германии не исключало возникновения прямого военного конфликта, если СССР попытается помешать этим поставкам. 12 мая 1949 г. советским властям пришлось снять блокаду Берлина. Это было первое серьезно послевоенное время поражение Москвы.

Берлинский Кризис стал прологом к замораживанию вопроса о единой Германии более чем на четыре десятилетия. В 1949 г. были созданы два германских государства – Западная (ФРГ) и Восточная (ГДР), вошедшие впоследствии, соответственно, в НАТО и Организацию Варшавского договора, превратившиеся в основную арену противостояния войск США и СССР в Европе.

Война в Корее (1950-1953 гг.)

Второй конфликт, поставивший СССР и США на грань прямого столкновения, произошел в Азии. В 1949 г. гражданская война в Китае завершилась победой коммунистов, опиравшихся на поддержку Советского Союза. Между СССР и Китаем был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Остатки антикоммунистических сил под командованием Чан Кайши под прикрытием ВМС США эвакуировались на остров Тайвань.

Утрата США рынков материкового Китая, появление у СССР ядерного оружия стали причиной подъема волны антисоветизма и антикоммунизма в Вашингтоне. В США начались поиски затаившейся коммунистической агентуры, передавшей СССР ядерные секреты. Инициатором выступил сенатор Маккарти, хотя степень значимости информации, полученной СССР по разведывательным каналам, остается спорной. В оценке международной ситуации у правящих кругов США сложилось убеждение, что дальнейшее расширение социалистического лагеря приведет к катастрофическому изменению соотношения сил в мире в пользу СССР. В этих условиях коммунистический режим Северной Кореи предпринял попытку силой оружия объединить страну, на юге которой у власти находился диктаторский режим, ориентирующийся на союз с США.

Дипломатия США воспользовалась тем, что СССР бойкотировал работу ООН, протестуя против непризнания Западом законности правительства коммунистов в Китае. В отсутствии представителя СССР Совет Безопасности ООН признал Северную Корею агрессором. Это дало США и их союзникам правовое основание для посылки войск в Корею.

В начавшейся войне 1950-1953 гг. экспедиционные силы США и их союзников вступили в прямое столкновение с войсками Китая, пришедшими на помощь Северной Корее. В воздушных боях произошла борьба сил советской и американской авиации. Командование США всерьез рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. В конечном итоге фронт стабилизировался.

Контрольной Раде. В частности, западные союзники обвиняли советское правительство в том, что оно делает «очень энергичные меры» для создания коммунистического правительства в восточной зоне. Запад заявлял также о наличии некоего «всеобъемлющего советского плана» в отношении Германии, разработанного «специальной комиссией», которой руководили крупнейшие политические деятели СССР. В состав комиссии якобы входили шесть высших немецких штабных офицеров и два влиятельных бывшие члены организации «Стальная шлем». Не оставалась в долга и советская сторона также подозревала западные государства в «неопрятной игре». Маршал Соколовский по требованию Москвы неоднократно настаивал на неприемлемой для западной стороны условии: предоставить советским властям право выдавать торговые лицензии для всей территории Берлина. Даже незначительный повод в постоянной обстановке нетерпимости между бывшими союзниками было достаточно для разрыва отношений. Однако инициативный выход советской стороны с Контрольного Совета был явно торопливый. Его негативно восприняло и немецкое население советской зоны оккупации, и лаже политические союзники. Бюро информации свагами периодически фиксировало это в своих документах и ​​обзорах. Так, член СЕПГ X. Шлегель, комментируя уход маршала Соколовского с заседания Контрольного Совета, заявил: «Соколовский показал, чего стоят заявления Советского Союза о своей воле к единству Германии и мира. Россияне постоянно утверждают, что они правы, но на деле получается, что их понятия права совершенно другое, чем у остального мира ». Еще более резкие заявления делали представители других политических партий, деятельность которых была разрешена свагами в соответствии с договоренностями в Ялте и Потсдаме. Кроме Коммунистической партии Германии, в советской зоне официально возобновили свою деятельность Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), Христианско-демократический союз (ХДС). Либерально-демократическая партия (ЛДП) и Объединение свободных немецких профсоюзов. В апреле 1946 г.
коммунисты и социал-демократы объединились в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Большинство членов ХДС придерживались мнения, высказанного одним из ее членов, каким Краузе: «Нельзя отрицать того факта, что Советский Союз сделал первый шаг по пути, который угрожает миру. Учитывая то, что Советский Союз так часто подчеркивает свое миролюбие, он должен был бы пойти на компромисс ». Нежелание сторон искать и даже обсуждать какие бы то ни было компромиссы в своих взаимоотношениях загоняло ситуацию в тупик. В этих условиях Москва приступила к подготовке своей «ответа» бывшим союзникам в наиболее уязвимом для них месте. Таким местом были коммуникационные линии, ведущей из западных зон оккупации Германии в Западный Берлин. Четко согласованных норм, регламентирующих систему коммуникаций между западными оккупационными зонами и соответствующими секторами Берлина, не было. После окончания войны для этой цели просто было выделено несколько шоссе и железных дорог, а также три «воздушные коридоры». На конференции представителей США, Великобританию, Францию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург с германской проблемы, которое прошло в Лондоне в феврале марте 1948

В 1948-1949 гг. проходил «берлинский кризис», наполнивший конкретным содержанием и «холодную войну», и «доктрину Трумэна».

Поводом «берлинского кризиса» стало введение в Западной Германии (Тризонии) новой денежной единицы) новой денежной единицы 21 июня

1948 г. Накануне, 18 июня 1948 г. союзники на заседании Союзного Контрольного Совета известили представителей СССР о вводе новой немецкой валюты и предложили распространит, ее хождение на весь Берлин. После консультации с Москвой, глава Советской военной администрации в Германии (СВАТ) маршал Соколовский объявил об отказе, покинул навсегда заседание Союзного Контроля Совета (который через некоторое время приостановил свое функционирование), а вскоре восточногерманский эмиссионный банк ввел в обиход собственную валюту для советской зоны оккупации.

Воспользовавшись тем, что в договоре о статусе оккупированного Берлина не были предусмотрены конкретные обязательства СССР по обеспечению транспортной связи западных секторов Берлина с Тризонией (т.е. Западной Германией), 24 июня 1948 г. Советский Союз перекрыл все гражданские сухопутные, воздушные и водные пути в американо-франко-английские сектора бывшей столицы «третьего рейха». «Берлинский кризис» – блокада Западного Берлина – первая открытая конференция СССР с бывшими партнерами по антигитлеровской коалиции, шел 324 дня и ночи – с 24 июня 1948 по 12 мая

1949 года. Ровно столько же времени действовал «воздушный коридор», который был организован военно-воздушными силами США и Великобритании. По этой артерии жители Западного Берлина получили 1,5 млн. тонн грузов (продовольствие, медикаменты, уголь, инструменты, машины и т.д.) «Воздушный мост обошелся в 200 млн. долларов и в 55 человеческих жизней.

Процессы смягчению международной напряженности. Вместе с тем по прежнему сохранились недоверие друг к другу, стремление обеих сторон извлечь прежде всего выгоды, добиться ослабления противоположной стороны, партнерам по переговорам собственные условия, не учитывая их интересов. Давали себя знать силовые подходы, конфронтационное мышление, стремление к гегемонии в мире. И все же начало процесса по проблемам разоружения было положено. Начиная е 1958 г. между крупнейшими ядерными державами – СССР, США и Великобританией – велись переговоры а запрещении ящерных испытаний. В ходе переговоров делегации США и Великобритании долго отказывались от соглашения с СССР из-за разногласий о методах контроля. Но, в конце концов, они согласились с тем, что достигнутый уровень развитая науки и техники позволяет обнаруживать ядерные взрывы (в то время все, за исключением подземных), с помощью национальных средств, без международного контроля. 5 августа 1963 г. был подписан Московский договор трех держав о запрещении испытаний ящерного оружия в трех среди: в атмосфере, в космосе и под водой. Подземные ядерные испытания не запрещались, но стороны взяли на себя обязательства в дальнейшем продолжить переговоры с целью запрещения. Франция и Китай не присоединились к договору 1963 г. и некоторое время еще продолжали щепные испытания в атмосфере. Тем не менее, Московский Договор 1963 г. стал первым крупным международным соглашением по ограничению гонки вооружений. Он значительно уменьшил опасное для жизни всего человечества воздействие ядерных испытаний на атмосферу Земли. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 г. облегчил последующие шаги по сдерживанию гонки вооружений. В настоящее время к Московскому договору присоединились свыше 130 держав.

Уже в начале 1947 г. стало очевидно, что политический диалог союзников о путях развития Германии окончательно зашел в тупик. В ходе Московской сессии СМИД, проходившей в марте-апреле 1947 г., советская делегация возобновила требования по организа­ции поставок текущей продукции в счет репараций. Ее оппоненты настаивали на прекращении репарационных изъятий и предостав­лении немцам возможности восстановить экономическую систему.

Дискуссия не привела к какому-либо конкретному результату. Со­рвалась и попытка проведения совещания представителей всех гер­манских земель, посвященного выработке единой стратегии восста­новительных мероприятий. Следующая Лондонская сессия СМИД, состоявшаяся в ноябре-декабре 1947 г., завершилась также безрезуль­татно, даже без согласования места и времени следующей встречи.

Помимо жесткой позиции СССР в выплате репараций, обостре­ние германского вопроса было связано с изменением внешнеполи­тического курса США. Принятие «доктрины Трумэна» и начало от­крытой конфронтации двух «сверхдержав» в первую очередь отра­зилось на судьбах европейских стран. США начали рассматривать Европу в контексте блоковой стратегии. Одним из первых шагов на этом пути стала разработка программы «восстановления и раз­вития Европы» (план Маршалла). Принятый в июне 1947 г. и рас­смотренный на Парижской конференции в июле 1947 г., этот план был утвержден в качестве закона США в апреле 1948 г. Первона­чально ни Германия в целом, ни ее западные зоны не рассматрива­лись в качестве участника программы экономической помощи. Ситуация изменилась в 1948 г.В январе 1948 г. на совещании министров Бизоний было принято решение о проведении комплекса мер по подготовке экономичес­кой реформы в этих землях. Создавались верховный суд и цент­ральный банк, расширялись функции Экономического совета и цент­ральных управлений; объединенных в директорат. Был, достигнут компромисс, с французским правительством. После передачи под французское управление Саарской области в залог репарационных выплат Франция согласилась на присоединение своей оккупаци­онной зоны к англо-американской. В феврале 1948 г. была образо­вана Тризония. Саар же находился под контролем Франции до воз­вращения в состав ФРГ в 1957 г. по итогам референдума 1955 г. В феврале-июне 1948 г. состоялось два раунда Лондонской кон­ференции по германскому вопросу, на которой впервые не было со­ветской делегации, но зато участвовали представители Бельгии, Гол­ландии и Люксембурга. Конференция приняла решение о созыве Учредительного собрания для выработки конституции нового германского государства. В тот же период американская админист­рация приняла решение о распространении плана Маршалла на за­падные оккупационные зоны Германии. В соглашении по этому поводу оговаривалось, что возрождение экономики Западной Гер­мания является частью плана европейского развития на принци­пах индивидуальной свободы, свободных учреждений, построении «здоровых экономических условий, прочных международных свя­зей, обеспечения финансовой стабильности. Обеспечивались условия контроля американских специальных органов над ходом эко­номической реформы, снятие таможенных ограничений немецко­го рынка, продолжение политики демонополизации. За первый год реализации плана Маршалла Западная Германия получила от США 2,422 млрд. долл. (почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые, и почти в три с половиной раза больше, чем Италия). Но поскольку часть германской продукции сразу на­чала поступать в США в счет погашения долга, то в итоге на долю Германии пришлась не самая крупная часть американской помо­щи - в общей сложности около 10 % (6,7 млрд. марок).

Ключевой проблемой для развертывания экономической реформы в Гер­мании являлось создание «твердых денег», ликвидация гибельных послед­ствий гиперинфляции. В Экономическом совете еще с 1947 г. продолжалась активная дискуссия сторонников создания централизованного планового хо­зяйства и монетаристов. Группа экспертов под руководством Людвига Эрхард подготовила проект финансовой реформы, призванной избавиться от ог­ромной массы обесцененных денег. Сам Эрхард полагал, что проведение такой реформы следует сочетать с мерами по активному стимулированию про­изводства и защите наиболее уязвимых групп потребителей, рядом дополни­тельных мер по стабилизации потребительского рынка и активизации потре­бительской и производственной мотивации. Первоначальные предложения американской администрации по проведению реформы во всех четырех зо­нах оккупации к 1948 г. оказались нереалистичны, и предполагаемые мероп­риятия готовились лишь в пределах Тризонии.

Денежная реформа в западных зонах началась 20 июня 1948 г. Официаль­ное соотношение обмена было установлено в пропорции 10 рейхсмарокза одну,новую немецкую марку (кроме того, каждый человек мог обменять 40 марокпо курсу 1:1). Получить на руки можно было вначале лишь 5 % обмениваемой

суммы. После проверки законности доходов налоговыми властями выдава­лось еще 20 %, затем - 10 %. Остальные 65 % ликвидировались. Окончатель­ная квота обмена составила 100 рейх-с марок за 6,5 немецких марок. Пенсии,заработная плата, пособия пересчитывались в соотношении 1:1. Все старые

государственные обязательства аннулировались. Таким образом, огромная денежная масса ликвидировалась. Появление «твердых денег» уничтожило «черный рынок» и подорвало систему бартерных сделок.

Через два дня после начала реформы был введен в действие пакет законо­дательных актов, отменявших централизованное планирование и освобождавших ценообразование. Но одновременно был сохранен ограничительный кон­троль над ценами на транспортные и почтовые услуги, основные продукты питания, жилье. Регулярно публиковались каталоги так называемых «умест­ных цен», учитывающих реальные издержки производства и «разумную при­быль». Была принята специальная программа «Каждому человеку» для обес­печения населения по сниженным ценам узкой номенклатурой самых необходимых товаров. Эрхард продолжал настаивать и на сохранении политики по пресечению крайних форм монополизма, развитии системы «государствен­ного предпринимательства» (прямого участия государства в производстве то­варов и услуг общественного значения, в развитии транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры).

Подобный экономический меха­низм рассматривался Эрхардом как «социальное рыночной хозяйство», отве­чающее в равной степени интересам общества и личности.

Успешная экономическая реформа 1948 г. сопровождалась обострением политической ситуации в Германии. Несмотря на наличие сведений о подго­товке обмена денежных купюр в западных зонах (западные губернаторы офи­циально известили советскую сторону о предстоящей реформе только за два дня до ее проведения, но оперативные данные позволяли проследить весь ход подготовки) СВАГ не предприняла каких-либо мер, предупреждающих появ­ление в Восточной Германии массы обесцененных старых марок, способной подорвать потребительский рынок. Правда, закрытая еще с 30 июня 1946 г. межзональная граница создавала определенную преграду, но исключением ос­тавался Берлин, разделенный на четыре сектора. 24 июня советские войска блокировали Западный Берлин, прервав все сообщение с западными зонами. Эта акция носила в большей степени политический характер. Именно 24 июня в советской зоне была осуществлена собственная реформа, в ходе которой на старые марки были наклеены особые купоны. Экономическая опасность при­тока денежной массы с Запада была, таким образом, в значительной степени снята. Блокада же Западного Берлина являлась средством давления на запад­ные державы с целью вынудить их к уступкам на переговорах. Итог акции оказался обратным.

Для спасения населения Западного Берлина США организовали "воздуш­ный мост. В течение последующих 324 дней с интервалом в несколько минут транспортные самолеты приземлялись на посадочную полосу аэродрома Темпельхоф. Ежедневно в город доставлялось 13 тыс. тонн продовольствия, что в три раза превышало уровень поставок в прежние месяцы. В качестве ответ­ной меры западные державы ввели эмбарго на поставки товаров в советскую зону. После сложных переговоров 30 августа 1948 г. была достигнута четы­рехсторонняя договоренность об изъятии западной марки из Берлина. Но ре­ализация ее затянулась по техническим причинам, а по мере оформления за­падногерманской государственности оказалась невозможной.

В разгар берлинского кризиса с 15 по 22 июля 1948 г. в Рюдесхайме состоялось совещание министров-президентов западных зе­мель, в ходе которого берлинский обер-бургомистр Эрнст Рейтер призвал к скорейшему созданию западногерманского государства-«ядра» с включением в него Западного Берлина. Участники сове­щания подтвердили решение о созыве Учредительного собрания к 1 сентября 1948 г. Но затем термины «Учредительное собрание» и «конституция» были сняты во избежание дискуссий о сепаратиз­ме. Из представителей земельных ландтагов был сформирован Пар­ламентский совет, получивший полномочия по разработке Основ­ного закона западногерманского государства как временной кон­ституции, призванной действовать до окончательного решения вопроса о воссоединении Германии.

В апреле 1949 г. Парламентскому совету был передан разрабо­танный тремя державами «Оккупационный статут», закрепляющий контроль США, Великобритании и Франции над внешней полити­кой Западной Германии, ее внешней торговлей и зарубежными ак­тивами, системой безопасности, а также конституционный конт­роль. 8 мая 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон Федеративной Республики Германии, одобренный военными губер­наторами 12 мая (по совпадению в тот же день вступило в силу меж­союзническое соглашение о прекращении «блокады» Берлина и западной «контрблокады»). Торжественный акт обнародования Основного закона 23 мая стал днем образования ФРГ. Преобразо­вание института военных губернаторов в институт Верховных ко­миссаров западных держав в Германии 20 июня закрепило предос­тавление Западной Германии ограниченного суверенитета.

Одновременно происходило и становление восточногерманско­го государства. Еще в 1947 г. в советской зоне начал функциониро­вать Немецкий народный конгресс (ННК). В ходе его первого заседания в декабре 1947 г. была поставлена задача по развертыва­нию широкого народного движения за единую Германию. Второй ННК в марте 1948 г. выдвинул инициативу проведения референ­дума во всех немецких землях по поводу принятия закона о един­стве Германии. Но одновременно был образован Немецкий народный совет, получивший полномочия по подготовке проекта конститу­ции восточногерманского государства. Такой проект был подготов­лен представителями СЕПГ и принят на заседании Немецкого народного совета 19 марта 1949 г. Третий ННК, состоявшийся 29- 30 мая 1949 г., утвердил конституцию Германской Демократиче­ской Республики и провозгласил ведущей политической силой межпартийный Национальный фронт демократической Германии. 7 октября 1949 г., когда была образована временная Народная па­лата, стал официальным днем образования ГДР. Раскол Германии завершился. Последняя Парижская сессия СМИД, работавшая в мае-июне 1949 г., не предотвратила этот процесс. Германский воп­рос превратился в одну из наиболее сложных международных про­блем послевоенной истории.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары