Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Население Австралии. Коренное население Австралии

Содержание статьи

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ , коренное население австралийского материка, включающее некоторые прибрежные островные группы. Представлено двумя коренными народами, одним из которых являются коренные насельники Австралии, другим – островитяне пролива Торреса. Обладая в среднем одинаковым ростом с европейцами, этот темнокожий народ по расовому типу отличается от других народов и классифицируется как австралоидный. Островитяне пролива Торреса занимают многочисленные малые острова в проливе, отделяющем Австралию от Новой Гвинеи . Они, как и народы Новой Гвинеи, в основном меланезийского происхождения. При переписи 1991 года 228 709 человек идентифицировали себя как аборигенов, а 28 624 человека – как островитян пролива Торреса. Их доля в населении Австралии составила соответственно 1,36% и 0,17%.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Характер расселения.

Количественные оценки аборигенного населения на 1788 разнятся между собой. Общепринятая цифра равняется 350 тыс. человек, но некоторые оценки поднимают эту цифру до уровня 1-2 млн. Представляется вероятным, что эпидемии, принесенные еще до 1788 европейскими моряками и торговцами из Индонезии , выкосили значительную часть коренного населения. Оно распределялось неравномерно, будучи относительно плотным вдоль плодородных северных, восточных и юго-восточных полос побережья и немногих непересыхающих рек и редким – в тех полузасушливых и аридных регионах, которые покрывают три четверти земной поверхности Австралии.

Каждая отдельная группа вела полукочевой образ жизни в пределах своего района традиционного собирательства и оставалась главным образом в границах своей собственной территории, за исключением случаев церемоний и торговых обменов, когда разные группы собирались вместе. Со временем происходило, соответственно, отдаление групп друг от друга, и это проявлялось в языке и обычаях. К 1788 существовало около 500 различных групп, каждая со своим собственным языком или диалектом, со своей территорией и своими особенностями социальной организации и обычаев. Такие группы обычно называют племенами, хотя они и не обладали тем иерархическим политическим единством, которое ассоциируется с этим термином. Состоявшее зачастую из нескольких более мелких подразделений племя было известно обычно под единым названием. Центром, вокруг которого происходила жизнедеятельность каждой группы, служил источник воды либо какое-то место неподалеку от него. Он считался историческим домом членов данной группы и животных данного района. В мифах повествовалось о том, как предки и герои группы находили это место, совершали наиболее важные ритуалы и подвиги и там же умирали. Тот исторически неопределяемый период, когда, как считается, совершались эти деяния, аборигены называют Временем Сновидений, и оно служит источником вдохновения и самоидентификации для многих современных аборигенов.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Разделение труда происходило по половозрастному принципу. Мужчины охотились на крупных животных, были воинами и блюстителями закона и религии. Женщины собирали растительную пищу и мелких животных и растили детей. Аборигенные группы были в основном эгалитарными без вождей и наследуемого статуса. Однако их общество было геронтократическим. Как накопившие наибольшие знания о природных ресурсах и религии мужчины среднего или более старшего возраста пользовались наибольшим авторитетом и обладали наибольшим престижем. Женщины старших возрастов также обладали большим авторитетом и престижем. В основе социальной организации лежало родство. Родственные отношения отдельного индивида подразделялись на несколько категорий, число которых могло несколько разниться в разных регионах, но принцип сохранялся неизменным: любое лицо, отдаленное в родственном отношении более чем на две ступени, обычно включалось в категорию, называемую по имени более близкого родственника. Это утверждение справедливо для случаев как прямых родственников (родители, внуки, дети и т.д.), так и боковых (братья, сестры, кузены, кузины и т.д.). Состав этих категорий изменялся от одного индивида к другому. Таким образом, в одну и ту же категорию включались мать данного индивида, сестры этой матери и ее параллельные кузины (дочери женщин, приходившихся или считавшиеся приходившимися сестрами матери этой матери). Всех их данный индивид называл «матерью». Подобным же образом дело обстояло с категориями отца, сына, брата матери, сына сестры и другими близкими родичами.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Тотемизм.

Австралийцы-аборигены жили в непрерывном контакте с природой и хорошо ее знали. Природа наполняла собой весь их мысленный мир и художественное творчество, составляя неотъемлемую часть их социальной системы. Группы, в которые были организованы аборигены, и особенно кланы назывались по видам животных – эму, кенгуру, орел, игуана и т.д. Конкретный вид животного служил тотемом группы, связывая ее с тем Временем Сновидений, когда все еще только создавалось; само животное считалось родственником одной «плоти» с группой. Брак между двумя лицами одной тотемной группы был невозможен, поскольку, будучи одной «плоти», они были бы слишком близкими; не допускалось также причинять боль, убивать или поедать свой собственный тотем или плоть. Тотем не только выступал в качестве основополагающего духовного и социального ориентира, но и считалось, что он мог активно вмешиваться в жизнь человека, предупреждая, например, об опасностях, придавая силу во времена испытаний или принося известия о нуждах любимых.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Магические обряды, знахари и хилеры.

В понимании аборигенов мир человеческих событий с его неизбежными несчастными случаями, ранениями, болезнями и преждевременной смертью формируется магическими обрядами. Подобные события не считались естественными или спонтанными, но приписывались действию колдовства, вследствие чего предпринимались попытки определить и наказать колдуна. В сумме тайных знаний каждой группы имелись напевы-заговоры с пожеланием причинить вред или убить, а также такие, например, обряды, как «указание с помощью кости», предназначавшиеся для нанесения вреда определенной жертве.

В некоторых случаях «знахарь», опытный эксперт магических обрядов, мог лечить путем извлечения кости или иного вредного предмета, вызывающего болезнь. Если страдалец умирал, он проводил поиск, чтобы определить виновную в этом группу или человека, и часто преуспевал в нахождении приемлемого для группы решения. Помимо практикующих магические обряды были и люди, лечившие заболевания с помощью традиционных для аборигенов лекарственных средств из природных веществ.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Ритм отбивался ударами специальных резонирующих палочек или постукиванием бумерангов друг о друга, либо похлопыванием сложенными в лодочку ладонями о бедра или ягодицы. У аборигенов существовал только один традиционный духовой инструмент – диджериду, представляющий собой пустотелый кусок дерева или бамбука длиной ок. 1,2 или 1,5 м с внутренним диаметром 3,8-5,0 см. Нотный диапазон этого инструмента ограничен, но с его помощью можно создавать сложные узоры тона и ритма. В последние годы этот инструмент применяется в западной музыке для создания специальных эффектов и используется рок-группами современных аборигенов.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.

Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Региональные культуры.

При всей огромности расстояний и разнообразии региональных условий ее распространения аборигенная культура была единообразной в своей сути. Вариации в системе родства и социальной культуры имели общую тематику, как и вариации в языке. (Все известные языки и диалекты принадлежат к одной из двух основных языковых семей, и ни одна из них не кажется связанной с другими языками мира.)

Однако региональные культуры могут быть подразделены на крупные группы на основе их мифологии и ритуальной жизни. Для восточной трети континента характерны вера в небесных героев культуры, полированные каменные топоры, ассоциируемые с этими культурными героями, выдергивание зубов в качестве основной инициационной операции, а также сохранение трупов в течение всего периода траура.

На остальных двух третях континента наблюдается веерообразное распространение с северо-запада обряда обрезания как важной части инициации. Подобным же образом погребальный обычай размещения трупа на помосте (в ветвях деревьев с последующим ритуальным захоронением костей) распространен в направлении с северо-запада на значительной территории западной трети континента; при этом мифология этого региона сосредоточена на тотемических героях, чей путь оканчивался скорее в земле, чем на небе.

В мифах и ритуалах Арнемленда значительное развитие получила уникальная тема матери плодородия. В роли представляемого обыкновенно в человеческом облике героя чаще выступала мать, чем герой мужчина; именно она возглавляла группы своих мужчин и женщин или приводила предшествовавших им духов на соответствующие племенные земли и с помощью своих обрядов вызывала к жизни все природные виды живых существ. Разнообразие больших ритуалов в этом регионе (некоторые из них посвящены темам смерти и возрождения растений) поразительно по своему богатству.

Аборигены после 1788.

Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно (и это было наиболее практичным для общества, построенного на основе малых автономных локальных групп) к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Численность погибших при передвижении границы по континенту неопределенна, но по недавним оценкам эти цифры составляют 20 тыс. аборигенов и 3 тыс. поселенцев.

Еще более опустошительными, чем кровавые бойни, были болезни. Оспа, сифилис, туберкулез, корь, грипп, а позже проказа, принесенные в Австралию поселенцами, резко сократили численность аборигенного населения. Остатки многих обездоленных племен были вынуждены скитаться вблизи поселений, полагаясь на подачки пищи и одежды и живя в самодельных или временных лагерях. Многие аборигены пристрастились к алкоголю и табаку. Несмотря на создание резерваций, под которые обыкновенно отводились невостребованные маргинальные земли, и на введение патерналистского «защитного» законодательства, численность аборигенов продолжала снижаться, достигнув в 1933 уровня в 74 тыс. человек. Только в редко заселенных полузасушливых регионах аборигенам удалось приспособить свой образ жизни к жизни поселившихся там овцеводов и других скотоводов. Во многих местностях овцеводство было фактически возможным только благодаря наличию там дешевой рабочей силы аборигенов. И только в отдаленных пустынях и в крупной резервации Арнемленда аборигенная культура сохранилась вплоть до середины 20 в., когда традиции аборигенного художественного творчества начали возрождаться и получили новое направление.

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.

Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.

Австралийские аборигены

Австралийские аборигены



Дэвид Юнайпон , Noel Pearson, Ernie Dingo, David Gulpilil, Jessica Mauboy, Кэти Фримен
Современный ареал расселения и численность
Религия
Расовый тип
Родственные народы

Образцы рукоделия аборигенов

Численность составляет 437 тыс. (2001, перепись), в том числе 26,9 тыс. чел. на островах Торресова пролива . Аборигены островов Торресова пролива культурно отличаются от прочих аборигенов Австралии, имея много общего с меланезийцами и папуасами .

Ныне большинство аборигенов опираются на государственную и иную благотворительность . Традиционные способы жизнеобеспечения (охота , рыболовство и собирательство , у части островитян Торресова пролива - ручное земледелие) почти полностью утрачены.

До появления европейцев

Заселение Австралии происходило от 70-50 до 30 тысяч лет назад. Предки австралийцев пришли из Юго-Восточной Азии (в основном по плейстоценовому континентальному шельфу, но и преодолев не менее 90 км водных преград). С дополнительным притоком переселенцев, прибывших морем около 5 тыс. лет назад, вероятно, связано появление на континенте собаки динго и новой каменной индустрии. До начала европейской колонизации культура и расовый тип австралийцев претерпели существенную эволюцию.

Колониальный период

Ко времени появления европейцев (XVIII век) численность аборигенов составляла около 2 миллионов, объединённых в более чем 500 племён, имевших сложную социальную организацию, различные мифы и ритуалы и говоривших более чем на 200 языках.

Колонизация, сопровождавшаяся целенаправленным истреблением австралийцев, обезземеливанием и вытеснением в экологически неблагоприятные районы, эпидемиями, привела к резкому снижению их численности - до 60 тыс. в 1921 году . Однако государственная политика протекционизма (с конца XIX века), в том числе создание охраняемых властями резерваций , а также материальная и медицинская помощь (особенно после 2-й мировой войны) способствовали росту численности австралийцев.

К середине 1990-х годов численность аборигенов достигла примерно 257 тыс. человек, что составляет 1,5 % всего населения Австралии.

Астрономические и космологические представления в мифологии аборигенов

Австралийские аборигены считали, что существует не только наша физическая реальность, но и другая реальность, населенная духами предков. Наш мир и эта реальность пересекаются и взаимно влияют друг на друга

Одним из мест, где встречаются мир «снов» и реальный мир, является небо: действия предков проявляются в появлении и движении Солнца , Луны , планет и звезд , однако и действия людей могут повлиять на происходящее на небе .

Несмотря на наличие у аборигенов определенных сведений о небе и объектах на нём, а также на отдельные попытки использовать небесные объекты в календарных целях, нет сведений о том, что какое-либо из племен аборигенов использовало календарь , связанный с фазами луны ; не использовались небесные объекты и для навигации .

Современное положение

В настоящее время темпы роста численности аборигенов (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские, хотя уровень жизни существенно ниже среднеавстралийского. В 1967 году ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически. С конца 1960-х гг. развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев в условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Известными представителями австралийских аборигенов являются художник , писатель Дэвид Юнайпон, футболист Дэвид Виррпанда, телеведущий Эрни Динго, актёр и рассказчик Дэвид Галпилил (Гулпилил), певица Джессика Мобой (смешанного австралийско-тиморского происхождения).

С 2007 года в Австралии существует , работающее наряду с др. вещанием для национальных общин страны SBS (транслирует на 68 языках, включая русский). Эти программы, начатые как внутреннее вещание, с развитием сети Интернет теперь доступны по всему миру. Хотя Национальное аборигенное телевидение Австралии работает на английском языке из-за неразвитости аборигенных диалектов, оно предоставляет возможность внутренней и международной аудитории изучать аборигенные языки с помощью телеуроков, запущенных с 2010 года.

Культура аборигенов в кино

  • - «Последняя волна », фильм известного австралийского режиссёра Питера Уира
  • - «Клетка для кроликов » (англ. Rabbit-proof fence ), рассказывает о попытках «перевоспитания» детей австралийских аборигенов.
  • - «Десять лодок », из жизни австралийских аборигенов, пользовавшийся успехом в мировом кинопрокате и даже отмеченный специальной премией Каннского фестиваля. Всё актёры фильма были аборигенами и говорили на своём родном языке йолнгу-матха.

См. также

Примечания

Литература

  • Артёмова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине по австралийским этнографическим данным. М., 1987
  • Артёмова О. Ю. Прошлое и настоящее коренных астралийцев // Расы и народы, вып. 10. М., 1980
  • Берндт Р. М., Берндт К. Х. Мир первых австралийцев, пер. с англ. М., 1981
  • Кабо В. Р. Происхождение и ранняя история Австралии. М., 1969
  • Локвуд Д. Я - абориген, пер. с англ. М., 1969
  • Макконел У. Мифы мункан, пер. с англ. М., 1981
  • Роуз Ф. Аборигены Австралии, пер. с нем. М., 1981
  • Элькин А. П. Коренное население Австралии, пер. с англ. М., 1952
  • The Cambridge Encyclopeadia of Hunters and Gatherers. Cambridge, 1999 (I.VII, Australia, p.317-371)
  • The Encyclopaedia of Aboriginal Australia. Vol.I-II. Canberra, 1994

Ссылки

  • //
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Австралийские аборигены" в других словарях:

    Коренные жители какой либо местности, страны (например, австралийские аборигены в Австралии, маори в Новой Зеландии). По древнеримским преданиям, так называлось древнее племя, обитавшее у подножия гор Апеннины … Исторический словарь

    Островитяне Торресова пролива … Википедия

    Австралийские пограничные войны серии военных конфликтов между коренными австралийцами и европейскими поселенцами. Первый бой состоялся в мае 1788 года; Австралия была в значительной степени покорена британскими колонизаторами к 1830 м… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Коренные народы, аборигены, автохтоны, туземцы исконное население территории, сохранившее традиционные системы жизнеобеспечения, особые формы хозяйственной деятельности, например, охота (сухопутная, морская), скотоводство (кочевое скотоводство… … Википедия

Как только голландцы ступили на берег Австралии, которая была в те времена западной южной землей, перед ними сразу же предстали представители древнейшей на планете цивилизации – австралийские аборигены.

К гостям из Европы коренные жители материка отнеслись крайне осторожно . Особенно аборигены Австралии начали возмущаться, когда на земли Зеленого Континента зачастили любопытные мореплаватели из Европы. Так кто же такие аборигены Австралии и каков был их уклад жизни?

Типичный внешний вид австралийского аборигена

Одна из версий говорит о том, что первые жители появились в Австралии примерно 50 тысяч лет назад .

Но некоторые исследователи и ученые утверждают, что люди жили на территории Австралии и 70 тысяч лет назад , когда от материка еще не отделились Новая Гвинея и Тасмания.

Прибыли на Зеленой Континент первые жители Австралии по морю. Откуда именно они иммигрировали по сегодняшний день неизвестно.

Уклад жизни аборигенов Австралии оставался более сорока тысяч лет в неизменном виде. Если бы европейцы не начали осваивать эти отдаленные земли, коренное население Австралии долгое время не узнало бы что такое письменность, радио и телевидение.

До сих пор придерживаются своих давних традиций и привычек аборигены таинственного и магического аутбэка Австралии. Этих людей можно назвать настоящими представителями первобытного уклада жизни .

На фото представлены ритуальные обряды аборигенов Австралии:

В этом засушливом и бесплодном районе на сегодняшний день проживает 17% аборигенов, которые проживают в Австралии. Крупнейшее поселение составляет 2500 человек .

Квалифицированную медицинскую помощь здесь начали оказывать только, начиная с 1928 года . Также здесь отсутствуют какие-либо учебные заведения, а дети обучаются по радио.

Как выглядят бушмены Австралии?

Темнокожий человек с пышной копной вьющихся волос, выпуклой лицевой частью черепа, а также широким основанием носа – именно так выглядит типичный абориген Австралии.

Характерное телосложение бушменов (так называют коренное население материка) достаточно щуплое, но при этом бушмены Австралии спортивны и имеют развитую мускулатуру.

Фото австралийских бушменов :

10 % живших на Соломоновых островах к северо-востоку от Австралии аборигенов с темной кожей имели цвет волос оттенка блонд. Ученые долго спорили, не связано ли это с европейскими экспедициями к южной земле.

Вывод исследователей говорит о том, что такая, казалось бы, несовместимость темной кожи и светлых волос – это генетическая мутация тысячелетней давности.

Современные аборигены Австралии (фото) :

Аборигены Австралии делятся на три расы. Самое темнокожее коренное население Австралии проживает сегодня в провинции Северный Квинсленд.

Украшение тела аборигенов Австралии – шрамирование (фото):



Самые высокие аборигены Австралии, которых ученые относят к третьей волне переселенцев, проживают на севере материка. У них темная кода, а растительность на голове и теле практически отсутствует.

А вот долину крупнейшей реки Зеленого Континента Муррей населяют коренные жители мюррейского типа . Население среднего роста с густыми волосами на теле и голове ученые относят ко второй волне переселенцев-мореплавателей.

Фото традиционного вида оружия аборигена Австралии – бумеранг :


Язык аборигенов Австралии

До появления на материке европейцев аборигены говорили на 500 наречиях , каждый язык из которых не был похож на другой. На сегодняшний каждое коренное племя австралийцев имеет свой собственный уникальный язык.

Важно знать! В основном языки аборигенов Австралии существуют в устном виде, так как некоторые племена, так и не освоили письменность.

Мелодически ни на один из африканских, европейских или азиатских языков эти диалекты не похожи. Сегодня лингвисты говорят о том, что аборигены Австралии говорят более чем на двух ста языках .

Танцы аборигенов Австралии – подражание повадкам животных (фото):

Интересно , что практически все жители племен аборигенов Австралии говорят на английском языке.

Обычаи аборигенов Австралии

Священная австралийская гора Улуру – это главный объект поклонения бушменов . Коренное население Австралии говорит, что эта скала является дверью между мирами.

Важно знать! Ученые утверждают, что святыне коренного населения Австралии более шести миллионов лет.

Называют эту гору по-разному. Так в Европе горе Улуру дали название Эйрс или Айрес-Рок. Очень популярным видом отдыха являются экскурсионные туры к этому необычному природному явлению и местной святыне.

Внимание! Не раз туристы, которые пытались взобраться на вершину горы, трагически погибали. Не стоит «заигрывать» со смертью в этих таинственных местах, ведь не зря же существуют обычаи.

Различные обряды, которые проводились тысячи лет назад, и по сегодняшний день практикуют коренные жители Австралии у горы Улуру. Поверье гласит, что поднятие на вершину приведет к гневу духов и предков .

Изобретение бумеранга и традиционная дудка аборигенов диджериду

Мало кто знает, но изобретение бумеранга принадлежит австралийцам. Управлять им могут только настоящие воины.

Этому искусству коренные жители обучают туристов на восточном побережье в местечке Тжапукай .

Культура, быт и традиции коренного населения Австралии очень разнообразны .

Так, в племенах, которые населяют северные районы материка, пользуются популярностью индивидуальное пение под сопровождение ударных инструментов. А вот в центре и в южных частях Зеленого Континента популярно групповое пение.

Интересно , что ряд музыкальных инструментов коренного населения Австралии имеет священное значение. К примеру, магическая гуделка аборигенов из камня и дерева, с нанесенными сакральными символами. Она издает очень странные и ужасающие звуки.

А вот созданный природой диджериду – это духовный музыкальный инструмент бушменов . Съеденный внутри термитами ствол бамбука или эвкалипта, длина которого от одного до трех метров, коренные жители Австралии и по сегодняшний день украшают тотемными символическими изображениями.

Важно знать! На протяжении многих веков аборигены Зеленого Континента знали о движениях звезд и планет благодаря каменному сооружению, которое в точности повторяет знаменитый Стоунхендж. Находится он на пути от Мельбурна к Джелонгу. Расположенные сто каменных огромных глыб высотой от полуметра до метра в точности указывают на летнее и зимнее солнцестояние, а также на дни равноденствия.

Аборигены Австралии – это коренное население Зеленого Континента, которое по сегодняшний день хранит традиции , обычаи и даже уклад жизни людей, которые проживали на территории материка тысячи лет назад.

Благодаря их культуре можно узнать, как жили люди в Австралии до прибытия на континент европейцев. Надо сказать, что жизнь многонационального цивилизованного общества существенно отличается от образа жизни коренных жителей. В этом вся Австралия!

Предлагаем вам посмотреть интересное видео о том, как австралийские аборигены демонстрируют ритуальные танцы, метание копья, старинный музыкальный инструмент — диджериду:

Аборигены Австралии - одна из наиболее древних и наиболее обособленных расовых групп. Именно изолированность аборигенов Зеленого материка, называемых также австралийскими бушменами, стала причиной того, что они сохранили свой уникальный, отличный от других, облик.

По утверждениям генетиков, подтвержденным анализом ДНК, коренное население Австралии сохраняло обособленность на протяжении не менее 50 тысяч лет. В ходе исследований были получены доказательства его непрерывности на протяжении как минимум 2500 поколений.

Общие сведения

Австралийских аборигенов, фото которых представлено в статье, относят к отдельной, австралийской ветви экваториальной (австрало-негроидной) расы. По мнению ученых, это одна из старейших культур во всем мире. Заселение материка, согласно научным данным, происходило в пределах 75 - 50 тысяч лет назад. Австралийские аборигены представляют собой потомков первых людей современного типа, которые переселились сюда из Африки. У них много общих черт: хорошо развитые мышцы тела, темные волосы (как правило, волнистые), широкий нос, выдающаяся нижняя часть лица. Но среди аборигенов выделяют три отдельных типа. Их представители, при всем внешнем сходстве, заметно отличаются друг от друга.


Барринеанский тип

Согласно мнению ученых, именно барринеанцы первыми ступили на берега материка. От двух других типов они отличаются малым ростом - результатом так называемой редукции. Ареал расселения - преимущественно Северный Квинсленд.

Мюррейский тип

Представители этого типа австралоидной расы визуально отличаются более темной кожей и развитым волосяным покровом. Преимущественно обитают на открытых пространствах (степях) Южной и Западной и побережье Восточной Австралии. Согласно одной из теорий заселения материка, получившей название тригибридной, они переселились в Австралию во вторую волну - с Африканского континента.

Карпентарийский тип

Преимущественно распространен на севере и в центральной части континента. Его представители имеют еще более темную кожу, чем мюррейцы, и один из самых высоких в мире средний рост. Волосяной покров на лице и теле развит слабо. Считается, что этот тип аборигенов сложился благодаря третьей волне заселения Австралии.

На момент появления на континенте первых колонизаторов из Европы племен австралийских аборигенов насчитывалось не менее 500. Общая численность населения составляла, по разным данным, от 300 тысяч до одного миллиона человек.

Образ жизни

Безусловно, большинство из аборигенов материка приобщилось к достижениям цивилизации. Однако многие, тем не менее, не изменили древним привычкам. Так, в центральной части материка, где в настоящее время проживает не меньше 17 % всего коренного населения страны, нет больших городов и поселков. Самое крупное поселение здесь насчитывает 2,5 тысячи человек. Отсутствуют школы (дети обучаются по радио) и медицинские учреждения. Стоит отметить, что в общей сложности медицинская помощь коренному населению Австралии оказывается менее ста лет - только начиная с 1928 года.


Основу рациона аборигенов, ведущих примитивный образ жизни, как и тысячи лет назад, составляют плоды охоты и собирательства - коренья, редкие растения, дикие животные, ящерицы, а в прибрежных районах - рыба и прочие дары моря. Они обрабатывают найденные злаки и жарят из них на углях лепешки. По-прежнему, много веков спустя, большая часть дня в отдаленных общинах уходит на добычу пропитания. В случае необходимости в ход идут и личинки насекомых.

Бумеранг, известнейшее оружие австралийских аборигенов, до сих пор используется ими на охоте. По древним поверьем, освоить владение бумерангом мог только истинный воин, храбрый сердцем. Это действительно нелегко, учитывая, что скорость запущенного оружия может достигать 80 километров в час.

Последствия колонизации

Освоение европейцами австралийских земель, как и в большинстве случаев, сопровождалось насильственной ассимиляцией или даже уничтожением коренного населения. Аборигены Австралии, вытесняемые со своих земель в специально созданные резервации, страдали от голода и эпидемий. До начала 70-х годов ХХ века считалось законным насильственное изъятие детей коренного населения из их семей для того, чтобы делать из них прислугу и работников на фермах. В результате такой политики численность аборигенов в начале 90-х годов ХХ века составляла лишь 250 с небольшим тысяч человек (всего 1,5 % от общего количества населения).


Равных прав с другими жителями страны аборигены добились только в 1967 году. Их положение постепенно стало улучшаться, для чего были разработаны специальные программы, направленные на сохранение культурного наследия и повышение рождаемости. Отдельные племена стали перебираться в крупные города и расселяться в них.

Однако последствия колонизации дают о себе знать до сих пор. Так, среди заключенных в австралийских тюрьмах представители коренного населения, при их небольшой общей численности, составляют около 30 %. Средняя продолжительность жизни аборигенов - около 70-75, а белого населения - около 80-85 лет. Они в шесть раз чаще совершают самоубийства.

Дети аборигенов по-прежнему подвергаются дискриминации в школах на расовой почве. Об этом заявили около четверти опрошенных в ходе национального исследования, посвященного жизни коренного населения. При этом уровень образованности среди аборигенов Австралии - ниже среднего. Так, не менее трети взрослого населения не умеют читать и писать, выполнять арифметические действия. А в отдаленных общинах, расположенных в местах компактного проживания коренных жителей материка, около 60% детей не имеют доступа к школе.


Язык австралийских аборигенов

История сохранила данные о том, что к моменту попадания путешественников из Европы на материк здесь существовало не менее 500 наречий. Причем многие из них отличались друг от друга так же серьезно, как языки народов, обитающих в разных частях света.


В настоящее время местных наречий насчитывается около 200. Австралия - настоящий рай для ученых-лингвистов, ведь, по их утверждениям, мелодика языков коренного населения радикально отличает их от любых африканских, азиатских или европейских. Затрудняет изучение отсутствие у подавляющего большинства племен письменности, ведь многие из них создали лишь примитивные знаки для отображения сюжетов древних легенд и элементарных подсчетов (рисунки, зарубки).

При этом практически все аборигены владеют официальным языком страны - английским. При таком разнообразии диалектов это единственный вариант, позволяющий без проблем общаться жителям Австралии между собой. Даже специальный канал для аборигенов, открытый в 2007-м и призванный способствовать культурной общности различных племен («Национальное аборигенное телевидение Австралии»), вещает на языке Шекспира. Кстати, вопреки распространенному мнению, слово «кенгуру» на языке австралийских аборигенов означает не «я не понимаю». Но об этом - далее.


  • Наверное, всем известен анекдот о том, как Джеймс Кук, ступив на берег Австралии, спросил у местных жителей, как называется увиденное ими животное. В ответ он якобы услышал: «Кенгуру!», что в переводе означает: «Я не понимаю!». Однако эта версия не подтверждена современными лингвистическими исследованиями. Похожее слово - «гангару», используемое в языке одного из племен австралийских аборигенов для обозначения кенгуру, в переводе означает «большой прыгун».
  • В одном из национальных парков на восточном побережье материка аборигены Австралии охотно принимают туристов. Им демонстрируют, среди прочего, искусство владения бумерангом, а также обучают ему всех желающих. Однако далеко не каждому удается освоить эту нелегкую науку.
  • Оказывается, в Австралии есть свой Стоунхендж. Каменное сооружение из 100 валунов было обнаружено примерно на полпути между Мельбурном и Джелонгом, вторым по величине городом в штате Виктория. Как выяснили ученые, расположение камней позволяло в древности местным жителям определять дни солнцестояния и равноденствия.
  • 10 % аборигенов, проживающих на Соломоновых островах, которые расположены к северо-востоку от материка, имеют светлые волосы. Причина - генетическая мутация, которой примерно 1000 лет.

В заключение

В статье была представлена информация о коренном населении австралийского континета. На сегодняшний день здесь сложилась парадоксальная ситуация, ведь на территории государства Австралия, являющегося промышленно развитым, в котором довольно высокий общий уровень жизни, параллельно существует иной мир - люди, живущие практически так же, как и их очень далекие предки. Это своеобразное окно в древний мир для всех желающих приобщиться к уникальной культуре и понять, как жили люди на Земле десятки тысяч лет тому назад.

Абориген Австралии - коренной житель континента. Вся народность обособлена от других в расовом и языковом отношении. Коренные жители также известны как австралийские бушмены. "Буш" означает обширные пространства с обилием кустарников и низкорослых деревьев. Эти территории характерны для некоторых областей Австралии и Африки.

Общие сведения

Коренное население говорит на австралийском языке. Лишь некоторая его часть - на английском. Австралийские аборигены населяют преимущественно районы, которые находятся далеко за пределами городов. Их можно встретить в Центральной, Северо-Западной, Северной и Северо-Восточной частях континента. Определенная часть коренного населения проживает в городах.

Новые данные

Долгое время было принято считать, что тасманские аборигены развивались отдельно от других австралийских племен. Предполагалось, что так продолжалось как минимум несколько тысяч лет. Результаты современных исследований свидетельствуют о другом. Выяснилось, что язык тасманских аборигенов имеет множество общих слов с другими наречиями австралийских южных племен. По расовой принадлежности данные племена выделяются в отдельную группу. Они считаются австралийской ветвью австралоидной расы.

Антропология

По этому признаку аборигены Австралии, фото которых представлено в статье, относятся к одному характерному виду. Ему присущи определенные особенности. Абориген Австралии имеет выраженные черты, характерные для негроидного комплекса. Особенностью бушменов считается достаточно массивный череп. Также отличительной чертой является развитый третичный волосяной покров. В настоящее время точно установлено, что австралийские аборигены произошли от одной расы. Тем не менее, это не исключает возможности влияния других. Для того периода распространение смешанных браков было типичным явлением. К тому же следует учесть, что миграционных волн на этот континент было несколько. Между ними существовал значительный временной интервал. Установлено, что до начала периода европейской колонизации на территории Австралии обитало огромное количество аборигенов. Если точнее - свыше шестисот разных племен. Каждое из них общалось на своем наречии и языке.

Жизнь аборигенов Австралии

Бушмены не имеют домов или жилищ, у них нет одомашненного скота. Аборигены не пользуются одеждой. Они живут отдельными группами, в состав которых может входить до шестидесяти человек. Австралийские аборигены не имеют даже элементарной племенной организации. У них также отсутствует множество простых навыков, которые отличают людей от животных. К примеру, они не способны ловить рыбу, изготавливать посуду, шить себе одежду и прочее. А между тем, в настоящее время это умеют делать даже те племена, которые проживают в дебрях Африки. В XIX веке проводились соответствующие исследования. Тогда ученые пришли к выводу, что абориген Австралии находится на определенной грани между животными и людьми. Это обусловлено вопиющей дикостью их существования. В настоящее время абориген Австралии - это представитель самой отсталой народности.

Численность коренных жителей

Она составляет чуть более четырехсот тысяч человек. Конечно, это устаревшие данные, ведь перепись проводилась около десяти лет назад. В это число входят и те аборигены, которые проживают на территории островов Торресова пролива. Коренное население - около двадцати семи тысяч человек. Местные аборигены отличаются от других австралийских групп. Прежде всего это связано с культурными особенностями. У них много общих черт с папуасами и меланезийцами. В настоящее время большинство австралийских аборигенов живет за счет благотворительных фондов и государственной помощи. Способы жизнеобеспечения у них практически полностью утрачены. Соответственно, занятия собирательством, рыболовством и охотой отсутствуют. В то же время определенная часть туземцев, проживающая на островах Торресова пролива, владеет ручным земледелием. Традиционные религиозные верования сохраняются. Выделяют следующие типы аборигенов:

Развитие до европейского вмешательства

Точная дата заселения Австралии до сих пор не установлена. Предполагается, что это происходило несколько десятков тысяч лет назад. Предки австралийцев являются выходцами из Юго-Восточной Азии. Им удалось преодолеть около девяноста километров водных преград. Дорогой послужил плейстоценовой На континенте появились Вероятнее всего, это произошло благодаря дополнительному притоку переселенцев, которые прибыли по морю приблизительно пять тысяч лет назад. Этим же обусловлено появление каменной индустрии. Еще до вмешательства европейцев расовый тип и культура австралийских аборигенов могли похвастаться прорывами в эволюции.

Период колонизации

Европейцы прибыли сюда в XVIII веке. В тот период численность австралийских аборигенов составляла примерно два миллиона человек. Они объединялись в группы. Состав был достаточно разнообразен. В результате на материке оказалось более пятисот племен. Всех их отличала сложная социальная организация. У каждого племени существовали собственные ритуалы и мифы. Австралийские аборигены общались более чем на двухстах языках. Период колонизации сопровождался целенаправленным уничтожением коренного населения. Австралийские аборигены лишались своих территорий. Они были вытеснены в экологически неблагополучные зоны материка. Вспышка эпидемии способствовала резкому сокращению их численности. В 1921 году плотность населения Австралии, коренного в частности, составляла не более шестидесяти тысяч человек. В дальнейшем государственная политика изменилась. Начали создаваться охраняемые резервации. Властями были организованы медицинская и материальная помощи. Совокупность этих действий в значительной мере поспособствовала тому, что Австралии увеличилась.

Последующее развитие

Такого понятия, как не существовало вплоть до начала 1949 года. Британскими подданными считалась большая часть местных жителей. Был издан соответствующий закон, согласно которому все коренное население становилось гражданами Австралии. Каждый человек, родившийся на данной территории после этой даты, являлся её гражданином уже автоматически. В 90-е годы численность австралийских аборигенов составляла около двухсот пятидесяти тысяч человек. Это всего лишь полтора процента от всего населения материка.

Мифология аборигенов

Коренное население Австралии верило, что бытие не ограничивается только физической реальностью. Аборигены считали, что существует мир, где обитают их духовные предки. Они верили, что физическая реальность перекликается с ним. И таким образом они оказывают друг на друга взаимное влияние. Существовало поверье, что небо является местом, где встречаются оба этих мира. На движение Луны и Солнца влияли действия духовных предков. Также считалось, что на них может воздействовать и живой человек. Огромную роль в мифологии аборигенов играют небесные тела, звезды и т. д.

Археологи и историки длительное время занимаются исследованием фрагментов, содержащих рисунки бушменов. До сих пор до конца не ясно, что именно изображали наскальные росписи. В частности, были ли это небесные объекты или какие-то картины из повседневной жизни? Аборигены владели определенными сведениями о небе. Установлено, что они пытались использовать для реализации календаря. Тем не менее нет информации о том, что он был как-то связан с лунными фазами. Также известно, что попыток использования небесных объектов для навигации не было.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары