Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Описание комплекса упражнений с методическими указаниями. Смирнова Л.А

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет физической культуры

Кафедра теории физической культуры

Е.Г. Григорьева

Методика проведения

общеразвивающих упражнений

различными способами

Сургут, 2000

Характеристика и методика обучения и проведения комплекса ОРУ:

1. Раздельным способом 5

    используя прием показа 6

    используя прием рассказа 6

    приемом показа с одновременным

рассказом 7

    приемом по разделениям 9

2. В движении 10

3. Поточным способом 12

Приложение № 1 17

Приложение № 2 15

Приложение № 3 18

Литература 19

В государственных программах по гимнастике значительное место отводится привитию студентам профессионально-педагогических умений и навыков проведения ОРУ на уроке гимнастики. Одним из сложных моментов при подготовке урока в школе является составление комплекса ОРУ. Прежде всего комплексы должны составляться с учетом задач урока, возраста учащихся, части урока для которой они предназначаются. Так, например, комплекс ОРУ для подготовительной части урока в первую очередь должен решать задачи общеукрепляющего воздействия, охватывающего все основные мышечные группы, задачи разминки и подготовки организма к основной части урока, задачи воспитания правильной осанки и овладения школой движения.

ОРУ, используемые в основной части могут быть направлены на решение задач развития физических качеств (силы, гибкости). При этом могут быть использованы либо отдельные упражнения, избирательно воздействующие на развитие конкретных качеств и мышечных групп (например, силу мышц брюшного пресса), либо серия упражнений, оказывающих комплексное воздействие на организм.

Совсем другие задачи могут решаться комплексом утренней гимнастики и физкульт. минуток, комплексом для показательных выступлений и физкультурных праздников. Рассмотрим более подробно методику подбора упражнений для комплекса ОРУ в подготовительной части урока по гимнастике. Комплекс ОРУ составляется по анатомическому признаку и включает 6-12 упражнений для различных мышечных групп и систем организма:

1 – мышц рук и плечевого пояса;

2 - шеи и туловища;

3 – ног;

4 – общего воздействия.

Определяя очередность упражнений в комплексе рекомендуется соблюдать следующие правила:

    Сначала должно быть упражнение на ощущение правильной осанки (особенно это важно для детей и подростков;

    Затем простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба на месте с высоким подниманием ног, приседания с наклоном вперед и движением рук, выпады и др.). Эти упражнения общего воздействия активизируют деятельность всех органов и систем организма;

    В комплексе должны быть упражнения с преимущественной работой различных групп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу должны включаться последовательно различные части тела. Таких упражнений в комплексе может быть одна серия или несколько в зависимости от класса и задач;

    В комплекс включают 2-3 наиболее сложных упражнения для всех частей тела;

    Комплекс завершается упражнениями преимущественно направленными на улучшение деятельности ССС. Обычно это различные варианты прыжков и бега на месте с согласованными движениями рук и ног с обязательным переходом на ходьбу на месте, упражнениями на дыхание и ощущение правильной осанки.

Комплекс ОРУ проводится в разомкнутом строю, колоннах и кругу. Существует три основных способа проведения комплекса ОРУ: раздельный, поточный и проходной.

Раздельный способ

Его сущность заключается в том, что между упражнениями существует пауза, в течение которой преподаватель объясняет очередное упражнение или дает указания по качеству выполнения отдельных действий. Это наиболее доступный способ проведения ОРУ с учащимися младших классов, а также для освоения упражнений комплекса для проведения поточным способом и ритмической гимнастики, и представляющий в связи с этим наибольшие возможности для обучения и достижения высокого качества выполнения каждого упражнения. Объяснение упражнений может осуществляться различными способами информирования: только показом, только рассказом, сочетанием одновременного показа и рассказа, по разделениям.

Обучение ОРУ, используя прием показа

Упражнения показывают “зеркально”, стоя лицом к учащимся (“Посмотрите следующее упражнение: исходное положение – стойка ноги врозь, руки на пояс”). Показ осуществляется двумя четверками. Затем подается команда “Исходное положение – ПРИНЯТЬ!”. Если все приняли правильное положение, то далее следует команда “Упражнение начи-НАЙ!”. Преподаватель:

    выполняет две четверки с одновременным “зеркальным” показом и подсчетом;

    две четверки сопровождает выполняемое упражнение только с подсчетом и выявлением ошибок;

    четыре четверки дает указания по исправлению допущенных ошибок и для окончания упражнения восьмой четверки подается команда “И – раз, два, три, СТОЙ!”. Для окончания выполнения прыжков и бега на месте подается команда:

Раз, на месте, шагом, МАРШ!”

Этот способ наиболее доступен учащимся младших классов, когда не знают специальной терминологии и не умеют правильно принимать исходное положение.

Обучение ОРУ, используя прием рассказа

Преподаватель указывает исходное положение и рассказывает, что нужно сделать на каждый счет. Например:

Исходное положение – стойка ноги врозь, руки на пояс

раз” – стойка на носках, руки вверх;

два” – исходное положение;

три” – стойка на носках, руки вверх;

четыре” – исходное положение.

Затем подается команда “Исходное положение – ПРИНЯТЬ!”. Проверяет исполнение и подает следующую команду “Упражнение начи-НАЙ!”. Этот способ с большой эффективностью можно использовать в средних и старших классах, когда у учащихся уже есть знания терминологии, что позволяет им по рассказу учителя мысленно воспроизводить упражнение.

Несмотря на ряд положительных сторон, этот способ имеет и недостатки, к основным из которых можно отнести низкую плотность занятий из-за большого количества пауз между упражнениями. Поэтому, если комплекс предварительно разучен или задачей урока является разминка, то наиболее эффективно использование других способов ОРУ.

Обучение ОРУ приемом показа

с одновременным рассказом

Наиболее сложным представляется обучение проведению упражнения способом показа с одновременным рассказом и которая состоит из трех этапов. Методика обучения:

I этап – начальный. Задачи этапа:

    создать предварительное представление о проведении упражнений (проводит преподаватель);

    научить вести подсчет (на четыре счета) в различном темпе, с различной интонацией и силой голоса;

    научить подавать команды для начала упражнения (“Упражнение начи-НАЙ!”), ведение ритмичного подсчета и остановки упражнения (вместо четвертого счета дать команду “СТОЙ!”);

    то же при выполнении упражнений в левую (в правую) сторону (“Упражнение влево начи-НАЙ!”); с левой (правой) ноги (“Упражнение с левой начи-НАЙ!”; “Упражнение с левой руки начи-НАЙ!”);

    научить на фоне ритмического подсчета проговаривать слова, указывающие на качество выполнения упражнения: например,

1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4

глубже присед 3, 4

руки прямые 3, 4

1, 2, смотреть прямо

II этап – формирование умений и навыков проведения упражнений поэтапно (раздельно) на заданном примере. Задачи этапа:

    записать упражнение по терминологии:

например: I . И.П. – О.С., руки на пояс

1 – присед, руки вперед;

2 – И.П.;

3 – наклон назад, руки вверх;

4 – И.П.

    научить словесному объяснению содержания заданного упражнения

(“исходное положение – основная стойка, руки на пояс;

раз” – присед, руки вперед;

два” – исходное положение;

три” – наклон назад, руки вверх;

четыре” – исходное положение”);

    научить выполнять практическое действие в следующей последовательности:

    объяснение упражнения с одновременным показом;

    подача команды для принятия исходного положения;

    подача команды для начала упражнения;

    выполнение упражнения вместе с группой (две четверки);

    осуществление ритмического подсчета без выполнения упражнения (последующие шесть четверок);

    команда для завершения упражнения.

    прослушать и записать указания преподавателя, направленные на качественное выполнение упражнения:

глубже присед 3, 4

1, 2, руки прямые

энергичнее наклонитесь назад 4

    самостоятельно провести упражнение по схеме 2 – 2 – 4 на самом себе, в парах, учебных отделениях. Это означает:

    две четверки – выполнить упражнение с одновременным его “зеркальным” показом и подсчетом;

    две четверки – сопроводить выполняемое упражнение только подсчетом и выявить допускаемые ошибки;

    четыре четверки – дать указание по исправлению допущенных в упражнении ошибок;

    дать команду для завершения упражнения.

    оценить выполняемые действия практиканта.

III этап – самостоятельное составление упражнения (на четыре счета) и его проведение на самом себе, в парах, на отделении и на группе. Задачи этапа:

    составить и записать с графическим изображением упражнение;

    запомнить и проговорить составленное упражнение;

    записать указания, направленные на устранение возможных ошибок;

    провести упражнение по схеме 2 – 2 – 4 на оценку преподавателя.

Обучение ОРУ приемом по разделениям

Преподаватель подает команду “Исходное положение - ПРИНЯТЬ!” (показывает или называет его), вместе выполняет движения на каждый счет. Например:

    Упор присев – ДЕЛАЙ РАЗ!”, проверяет и требует пра-10

    вильное исполнение;

    Упор лежа – ДЕЛАЙ ДВА!”;

    Согнуть руки – ДЕЛАЙ ТРИ!” и т.д.

После выполнения всего упражнения по частям с поправками и уточнениями подается команда: “В целом упражнение начи-НАЙ!”.

Применение данного способа позволяет сразу исправить ошибки и повышает плотность занятия, т.к. учащиеся не просто смотрят или слушают преподавателя, а сразу вместе с ним начинают выполнять упражнения. Этот способ наиболее эффективен в младших классах, а также при освоении новых упражнений, рассчитанных на 4-8 счета. При таком способе обучения поддерживается высокая моторная плотность.

Обучение ОРУ в движении

Этот способ отличается тем, что упражнения выполняются без остановки в движении на одной из сторон зала, по диагонали и т.д. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных

игр и легкой атлетики). При проведении упражнений этим способом следует набрать необходимую дистанцию.

Создавать представление об упражнениях в этом случае можно показом, рассказом или сочетанием показа с рассказом. Показывая упражнение преподаватель должен двигаться навстречу группе так, чтобы его видели все занимающиеся. Команда для принятия исходного положения должна подаваться точно и кратко, например: “Руки за голову - СТАВЬ!”. Команда для начала выполнения упражнения что и в раздельном способе (“Упражнение начи-НАЙ!”). Команда для прекращения выполнения упражнения подается под левую ногу в последней четверке (“Раз, два, закончить упражнение. Руки вниз – СТАВЬ! Обычным шагом – МАРШ!”). При проведении упражнения в движении преподаватель должен уметь оказывать помощь занимающимся подсчетом, подсказом, зеркальным показом. Применение подсчета помогает занимающимся усвоить предлагаемый темп и ритм выполнения упражнения. В зеркальном показе преподаватель демонстрирует образцовое выполнение упражнения. Подсказом - напоминает последовательность двигательных действий и указывает отдельным занимающимся на допущенные ошибки. Разновидностью проведения ОРУ в движении является проходной способ. В этом случае идет перемещение учащихся через центр зала в колонну по три, по диагонали и т.д. (см. приложение № 3). Следует знать следующие требования :

    Комплекс выполняется по заранее отработанному конкретного взятому перестроению (в колонну по два, по три и т.д. с последующим поворотом в движении);

    Упражнение выполняется в чередовании с ходьбой (на счет 1-4 – три шага вперед, 5-8 – выполнение упражнения);

    Каждая последующая двойка, тройка, четверка вступает на 5, 9 счет (если много учащихся, то на 5 счет и сначала упражнение, потом движение вперед);

    Комплекс заканчивается прыжками и обязательным перестроением.

Комплекс выполняется при поочередном передвижении шеренг в две, четыре, шесть человек и более в каждой. Например, учащиеся размещены в колонну по два за одной линией в верхней или нижней части зала с необходимым интервалом. На счет 1-3 – начиная с левой три шага вперед;

4 – приставить правую;

5 - присед, руки вперед;

6 – исходное положение;

7 – присед, руки в стороны;

8 – исходное положение.

Учитель, продвигаясь вперед спиной или боком к классу, показывает это упражнение и по его команде занимающиеся в 1-ой шеренге начинают выполнять его. Во время выполнения 1-ой шеренгой в первый раз 2-ая шеренга занимает И.П. с начала выполнения упражнения 1-ой шеренгой во второй раз заступает 2-ая шеренга и т.д.

Таким образом каждая шеренга повторяет упражнение до тех пор, пока не пройдет весь обозначенный участок зала. После этого выполняется поворот в движении налево (направо) или противоходом налево (направо), в обход в колонну по одному и учащиеся бегом возвращаются в И.П. Следующим проходом они выполняют новое упражнение.

Команда для начала комплекса первой шеренге: “Упражнение начи-НАЙ!”. После выполнения комплекса первой шеренгой подается команда: “Направляющий на месте!” и идет маршировка группы на месте до окончания выполнения комплекса последней шеренгой и следует команда: “Стой, раз, два. Напра – ВО!”, “Налево в обход в колонну по одному шагом МАРШ!” или можно дать команду для обратного перестроения разведением и слиянием (см. приложения № 3).

Такой способ позволяет включать в занятия не только типичные ОРУ, но и различные танцевальные движения и прыжки с продвижением, а также простые акробатические упражнения (равновесие, кувырки, перевороты). Он очень эмоционален, т.к. проводится под музыкальное сопровождение, требует от учителя умения хорошо владеть классом, соблюдения строгого порядка и дисциплины. Поэтому, прежде чем проводить ОРУ этим способом, учащиеся должны владеть на высоком уровне раздельным способом.

Поточный способ

Этот способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность ЦНС и внимание учащихся, что требует соответствующей подготовки. Поэтому поточный способ рекомендуется учащимся более старшего возраста (VIII – XI классы). При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:

    Упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены раздельным способом;

    Переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны;

    Комплекс составляется по анатомическому признаку

    Для рук и плечевого пояса;

    Для мышц шеи и туловища;

    Для ног;

    Для общего воздействия;

ОРУ поточным способом проводится двумя приемами: по показу и по рассказу.

Первое упражнение начинается после показа и команды “Упражнение начи-НАЙ!”. Показ осуществляется со счетом двух “четверок” или счетом до восьми. Для перехода к следующему упражнению подается команда “Последний, два, три, можно!”, если по “восьмеркам”, то “Последний, шесть, семь, МОЖНО!”. Если это повороты, то команда “Последний, шесть, влево (вправо), МОЖНО!”, если это наклоны, то команда “Последний, шесть, к левой (правой), МОЖНО!”.

Предварительная – “последний”, исполнительная – “можно”. Например,

Схема проведения ОРУ по показу.

Выполнение

Выполнение 1упр

Выполнение 1упр

Посмотрите 5

Следующее 6

Упра 7

жнение 8

Новое упражнение

Новое упражнение

Выполнение 1 упр

Последний 5

можно! 8

Очередное упражнение следует показывать в ритме выполняемого. При этом каждое информационное слово должно соответствовать счету. Например, при счете 1, 2, 3, 4

Затем идет показ.

Схема проведения ОРУ по рассказу.

Выполнение

Выполнение

Следующее 1

Упражнение 2

Движения 3

Руками 4

Вперед 5

В стороны 6

Вверх 7

Исходное 8

1, 2, 3, 4

5, 6, 7, 8

И 1, 2, 3, 4

Последний 5

можно! 8

Обучение проведению упражнений поточным способом слагается из 3 этапов:

I этап – начальный.

Задачи этапа:

    Создать предварительное представление о выполнении 2-3 упражнений (проводит преподаватель).

    Научить составлять ритмичную фразу о содержании очередного упражнения. Например,

Счет

Название упр-я

Следующее

Упражнение

Наклоны

Назад

    Научить на фоне ритмичного подсчета проговаривать содержание следующего упражнения. Например,

Счет

Название упр-я

Следующее

Упражнение

Наклоны

Назад

    То же, но с подсчетом и подачей команды для выполнения очередного упражнения. Например,

Счет

Название команды

Последний

Два

Назад

Можно

    Самостоятельно провести упражнение, предложенное преподавателем по схеме – 8-8-8-8, означает:

    8 счетов – занимающийся выполняет заданное упражнение;

    8 счетов – объясняет очередное упражнение на фоне выполняемого;

    8 счетов – занимающиеся продолжают выполнять упражнения;

    8 счетов – подается команда (на 2 четверку) для перехода к следующему упражнению.

II этап – формирование умений и навыков проведения упражнений на строго обусловленном (заданном) примере. Задачи этапа:

    Научить проводить (на самом себе) 2 предварительно записанных упражнения. Например,

1 упражнение

2 упражнение

И.П. – О.С.

И.П. – узкая стойка

1 – руки за голову

1 – присед, руки в стороны

2 – И.П.

2 – И.П.

3, 4 – то же

3, 4 – то же

    Научить “зеркально” выполнять упражнения, при этом акцентировать внимание занимающихся на своих действиях (например, “Посмотрите как я выполняю”)

    Научить оказывать помощь занимающимся подсказом. Например,

Счет

Указания

Руки

Точно

В стороны

Четыре

Не

Наклонять

Туловище

Вперед

Не

Наклонять

Голову

Четыре

    Преподавателю оценивать:

    Умение оказывать помощь занимающимся “зеркальным” показом, подсказом;

    Проведение упражнения в целом.

III этап – самостоятельное составление упражнений (не менее трех) и их проведение на самом себе, в парах, на отделении и на группе.

Задачи этапа:

    Составить и записать упражнение по терминологии

    Запомнить и проговорить составленные упражнения

    Записать к каждому упражнению указания, направленные на устранение возможных ошибок

    Выполнить упражнение по схеме 8-8-8-8 на оценку

    Комплекс заканчивать прыжками с переходом на ходьбу

Приложения.

Приложение 1.

Примерный комплекс ОРУ (раздельный способ)

И.П

Графическое изображение

Дози-ровка

Организационно-методические приемы

И.П. – О.С.

1 – руки вперед

2 – руки вверх

3 – руки в стороны

4 – исходное положение

4 раза

И.П. – принять!

Упражнение начи-НАЙ!

Руки прямые

Смотреть прямо

И 1, 2, 3, стой!

Вольно!

II .

И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс

1 – наклон влево

2 – И.П.

3 – наклон вправо

4 – И.П.

4 раза

И.П. – принять!

Упражнение начи-НАЙ!

Ноги прямые

Наклон глубже

И 1, 2, 3, стой!

Вольно!

III .

И.П. – узкая стойка

1 – прыжком стойка ноги врозь, руки вверх, хлопок над головой

2 – И.П.

3, 4 – то же

4 раза

И.П. – принять!

Упражнение начи-НАЙ!

Прыжок выше

И раз, на месте, шагом, марш! Левой, левой, стой, раз, два!

Приложение 2 (поточный способ по показу).

И.П.

Посмотрите

Последний

Следующее

Два

Упраж

Три

Нение

МОЖНО!

По рассказу

И.П. – О.С.

Следующее

Вперед

Последний

Упражнение

Вверх

Два

Движение

В стороны

Три

Руками

Исходное

МОЖНО!

И.П. – стойка ноги врозь, руки к плечам

Следующее

Влево

Последний

Упражнение

Вправо

Два

Наклоны

Руки

Три

В стороны

На пояс

МОЖНО!

И.П. – узкая стойка, руки на пояс

Следующее

Врозь

Последний

Упражнение

Вместе

Два

Прыжки

Врозь

Три

На месте

Исходное

МОЖНО!

Приложение 3

А) перестроение поворотами в движении из колонны по одному в колонну по два (проходной способ)


Тренировка мышц рук
является очень важной частью системы тренировок в бодибилдинге, но она не ключевая и не первостепенная. Тем ни менее, важно знать основные принципы техники выполнения упражнений, секреты проработки разных пучков бицепса и трицепса, место тренировки рук в тренировочном сплите и другие особенности проработки мышц рук. В первую очередь эта система тренировок подойдет атлетам, у которых отстают руки, тем же атлетам, у которых руки не отстают, не помешает информация о том, как их правильно качать, но раз они не отстают, значит, Вы тренируете их более ли менее правильно. С другой стороны, если Вы хотите руку не в 42см, а в 47 или 50 см, то, конечно, наугад их накачать не получится.

В этой статье будет рассмотрена программа тренировок для рук, то есть программа, специализирующаяся на развитии бицепса и трицепса. Принципы тренировок, технику и многие практические рекомендации можно использовать и в своих обычных тренировках, но в данном случае речь пойдет именно о том, как нужно выстроить систему тренировок и восстановления для того, чтобы нивелировать отставание рук. Почему именно отставание, ведь, возможно, Вы хотите просто иметь большие руки? Суть в том, что маленькие мышечные группы можно накачать только в том случае, если Вы уже обладаете большой мышечной массой. И это первое правило тренировки мышц рук! С остальными базовыми правилами Вы можете ознакомиться , а сейчас давайте перейдем к рассмотрению наиболее важных практических рекомендаций.

Ключевые моменты тренировки рук

Мышцы рук подвержены абсолютно тем же биологическим законам, что и другие мышцы, поэтому схема стресс и восстановление работает и в этом случае. Больше того, другой схемы быть не может! А что происходит на практике? Люди делают красивые изолирующие упражнения, не прогрессируя нагрузку, а затем ждут, что руки все-таки вырастут. Не вырастут! Рост мышечной массы – это сложнейший процесс адаптации организма к постоянно возрастающей нагрузке. Но прогресс должен осуществляться за счет большей загрузки целевой мышечной группы, а поскольку руки слабее спины, ног, груди и дельтовидных мышц, тем более, если они отстают, то возникает необходимость в их качественной изоляции. В связи с чем, приоритет во время тренировки рук отдается технике, руки отстают, скорее всего, из-за того, что технику Вы нарушаете.

Рекомендуется использовать приспособления для фиксации локтей во время тренировки бицепса, калифорнийский жим или жим обратным хватом во время тренировки трицепса, а так же в обоих случаях манипулировать не только рабочим весом, но и количеством повторений. Для фиксации локтей можно использовать скамью Скота , можно прислоняться к стене и упираться локтями в стену, можно попросить напарника, чтобы он держал Вам локти, так же есть более специальные приспособления для фанатов, которые использовал Арнольд Шварценеггер, например, нейлоновый пояс. Что касается методики манипуляции с весом, то её необходимо применять для того, чтобы во время прогрессии нагрузок не приходилось жертвовать техникой. На практике это будет выглядеть так: Вы работаете с каким-то весом и выполняете с ним 12 повторений, постепенно Вы доходите до 15-16 повторений в подходе с этим весом, после чего берете вес побольше и с ним выполняете уже 10-12 повторений, постепенно прогрессируя за счет увеличения повторений дальше.

Тренировать руки можно достаточно часто, примерно раз в 3-4 дня, поскольку маленькие мышечные группы восстанавливаются быстрее, чем большие. А вот сама длительность тренировки, вернее, её объем, должен быть ниже. Определить, не перегружаете ли Вы руки во время тренировки можно при помощи мышечной боли, если крепатура присутствует, это говорит о закислении мышечных волокон, которое препятствует синтезу белка. Если Вы не хотите специализироваться на тренировке рук, а просто хотите их тренировать правильно, то можете использовать тренировку бицепса и трицепса , которую мы Вам предложим, но применять эту тренировку раз в неделю. Дело в том, что трицепс получает нагрузку во время тренировки груди, а бицепс во время тренировки спины, поэтому одной специализированной тренировки будет достаточно. Но, если Вы хотите специализироваться на мышцах рук, поскольку руки отстают, то такую тренировку необходимо проводить 2 раза в неделю, а остальные мышечные группы тренировать факультативно, то есть в поддержку.

Вывод: необходимо соблюдать принцип прогрессии нагрузок, не нарушая техники, то есть возрастающая нагрузка должна аккумулироваться в целевой мышечной группе. Тренировки рук не должны быть длительными, но руки можно тренировать относительно часто, поскольку маленькие мышечные группы восстанавливаются быстрее. Если Вы тренируете руки чаще 1 раза в неделю, то остальные мышечные группы Вы тренируете меньше, лишь с целью поддержать их в форме.

Анатомия мышц рук

Руки состоят из бицепса, трицепса и лучевой мышцы, ещё предплечья, но это другая тема, о силе хвата мы поговорим в другой статье, поэтому подписывайтесь на обновления , чтобы ничего не упустить. Итак, с точки зрения тренинга лучше разделить руку на сгибатели и разгибатели. Разгибатель руки – это трицепс, он состоит из трех головок, различающихся по своей длине и, соответственно, силе. Самой сильной головкой трицепса является медиальная, самой слабой внутренняя, поэтому упор всегда следует делать именно на внутреннюю часть трицепса, поскольку две мышцы всегда сильнее, чем одна! Сгибатели руки – это бицепс и лучевая мышца. Бицепс состоит из двух пучков: внутреннего и латерального, внутренний больше, а латеральный меньше, но тренировать необходимо их оба, при этом, делать это лучше разными упражнениями, то есть одним акцентированно прокачивать внутреннюю головку бицепса, а вторым внешнюю. Лучевая мышца работает во время любых сгибаний рук, но больше включается тогда, когда Ваша кисть пронирована, то есть, развернута ладонями к полу, либо, когда находится в нейтральном положении.

Чтобы аккумулировать нагрузку в трицепсе, Вы должны исключить из работы плечевой сустав и сместить всю работу в локтевой. Когда Вы выполняете жимы узким хватом , то амплитуда движения от верхней части пресса вверх осуществляется только за счет разгибания локтевого сустава, когда Вы выполняете французский жим , то плечи находятся в фиксированном положении. Для того чтобы нагрузить внутренний пучок трицепса, необходимо сводить локти, поскольку, если Вы разведете их в стороны, то нагрузка уйдет в латеральный и медиальный пучки, а так же в грудные мышцы. Тренировать трицепс лучше всего в достаточно большом диапазоне повторений, чтобы каждый подход у Вас занимал от 30 до 50 секунд, поэтому оптимальным количеством будет 10-15 повторений.

Во время тренировки бицепса положение локтя зависит от того, какой пучок бицепса Вы тренируете. Если Вы тренируете внутренний пучок, то локти следует вывести вперед, прижимая руки к большой грудной мышце, чтобы локти находились напротив передней части косых мышц живота. Если необходимо нагрузить латеральный пучок, то локти, наоборот, необходимо отвести назад, чтобы между сгибом локтя и широчайшей мышцей образовался просвет. Разгибать руки следует полностью, максимально растягивая бицепс, а вот сгибать до той точки, в которой происходит пиковое сокращение, поскольку дальше нагрузка смещается с бицепса в локтевой сустав. Кроме того, в своей тренировке рук Вы должны так же учитывать и то, что бицепс ещё выполняет функцию разворота кисти, поэтому руку нужно не только сгибать, а ещё и супинировать.

Супинировать кисть необходимо не во всех упражнениях, тем более что это возможно только тогда, когда Вы тренируете руки гантелями, но такие упражнения тоже следует использовать. Здесь работает уже известный Вам принцип – два всегда больше, чем один! Раз бицепс выполняет две функции, то тренируя их обе, Вы достигните большего, чем тренируя только что-то одно. Тем более что сгибательную функцию в основном выполняет лучевая мышца, поэтому, если у Вас «не идут веса», то стоит включить в тренировку молотки и обратные сгибания рук со штангой , а не пытаться «долбить» бицепс концентрированными сгибаниями . Впрочем, и такие специальные изолирующие упражнения тоже необходимо включать в тренировочный сплит, просто всему свое место и время.

Причины отставания рук

Хорошо, допустим, основы тренировки рук атлет знает и практикует на практике, но почему же руки все равно отстают? Тут, конечно, дело в генетике! Одна и та же мышечная группа у разных атлетов может очень сильно отличаться по своей структуре. У одних людей бицепс длинный, у других короткий, тоже касается и трицепса. Соответственно, если мышца короткая, то сухожилие длинное, поэтому задействовать мышцу труднее, а раз труднее, то организм пытается выполнить работу за счет других мышц, поскольку сделать это легче. Отсюда вывод: если у Вас короткий бицепс, то его надо очень качественно изолировать. Тоже правило работает и с длинным трицепсом. Правда, взамен большим усилиям при тренировке трицепса, атлет получит более красивую мышцу, а вот короткий бицепс в любом случае будет выглядеть не очень.

Мышечная композиция – второй фактор . Мышечные волокна подразделяются по критериям АТФ-аза миофибрилл и по количеству митохондрий. Соответственно, у одного атлета может быть больше медленных мышечных волокон, у другого больше быстрых, поэтому одному больше подходит пампинг, второму более силовые виды нагрузки. Вывод: необходимо индивидуально подбирать под себя основную методику тренировок, чтобы определиться с тем, что работает лучше. Поэтому необходимо вести дневник тренировок , заглядывая в который Вы сможете проследить свой прогресс. Есть ещё вариант отрезать кусок мышцы и сдать её на лабораторный анализ, нет, не нравится, ну, тогда только с помощью дневника.

Третий фактор – это целый комплекс различных ошибок, которые не связаны с генетикой или какими-то индивидуальными особенностями атлета. К таким ошибкам относится неправильно построенный тренировочный сплит и непосредственно сама тренировка. Тренировка рук должна быть адекватной, корректной, подходить атлету. Такая тренировка должна стимулировать синтез белка и позволять прогрессировать. Если атлет перегружает мышцу, то она, естественно, не растет, если он не тренирует её, то она, естественно, не растет. Вывод: необходимо соблюдать фундаментальные основы бодибилдинга, о которых мы писали выше. Бицепс и трицепс необходимо адекватно нагружать и давать им достаточно ресурсов для восстановления, после чего, в фазе суперкомпенсации, их можно тренировать снова.

Тренировка рук со специализацией

В первую очередь, Вам следует отказаться от идеи «хочу все и сразу», поскольку для того, чтобы специализироваться на руках придется пожертвовать интенсивностью тренировок других мышечных групп. Почему? Потому что ресурсы ограничены! Мы не рекомендуем полностью прекращать тренировки других мышечных групп, но тренировать их следует факультативно и с упором в руки. При этом руки Вы будете тренировать целых два раза в неделю, но соблюдая принцип периодизации. Одна тренировка рук будет пампинговой, а другая более силовой. Другими словами, в одну тренировку Вы будете тренировать быстрые мышечные волокна, а во время другой медленные. В тоже время, сама программа должна быть постоянной, чтобы Вы могли прогрессировать. Сегодня Вы сделали подъемы на бицепс с 40кг, через неделю с 42кг и т.д.

Тренировка бицепса и трицепса

Наиболее эффективно выделять отдельный день для тренировки этих мышечных групп, так же их тренировку можно совмещать с тренировкой плечевого пояса. Именно это Вы и будете делать! На одной тренировке Вы будете прорабатывать руки отдельно, а на другой совмещать их с тренировкой плеч. Во время второй тренировки в первую очередь Вы будете тренировать руки, поскольку целевую мышечную группу всегда следует тренировать первой. Это же правило касается и того, что Вы будете качать первым – бицепс или трицепс. Если Вы хотите больше хотите спрогрессировать в бицепсе, то тренировать первым следует его. С другой стороны, иногда мышцы стоит менять местами, поскольку это послужит дополнительным и, что самое главное, необычным стрессом, под который организму придется адаптироваться.

Существует три способа тренировки рук: суперсеты, чередование упражнений и чередование мышечных групп. Суперсеты – это самый эффективный способ, когда атлет выполняет 1 подход на бицепс, без отдыха подход на трицепс и затем отдыхает минуту. Плюсы: мышцы лучше восстанавливаются, лучше омываются кровью и во время тренировки обеих мышечных групп у атлета одинаково сил. Второй способ предполагает, что Вы выполните упражнение на одну мышечную группу, а затем выполните на другую. Плюсом является то, что в таком случае атлет может выполнять дропсеты и комплексные сеты. Дропсет – это длительный подход с постепенным уменьшением веса на штанге, а комплексный сет – это два упражнения на одну мышечную группу подряд. Чередование мышечных групп – это такая организация тренировки, когда атлет сперва выполняет все упражнения на одну мышечную группу, а затем переходит к тренировке второй. Плюс в том, что можно больше уделить времени целевой мышце, поскольку в начале тренировки у атлета больше сил, чем в конце.

Секреты тренировки бицепса и трицепса, а так же то, как включить тренировку рук в тренировочный сплит и, вообще, саму программу тренировок , а так же профессиональные системы тренировки мышц рук смотрите на следующей странице.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары