Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Отчет самообразованию 1 младшая группа. Отчёт по самообразованию воспитателя второй младшей группы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста


Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. Важными аспектами игры является то, что они развивают познавательные способности личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение, тренируют наблюдательность, ум, развивают творческие способности детей, формируют эмоционально-чувственную сферу личности детей. Игры также способствуют познанию ребенком самого себя. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.


С ЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ Сюжетно-ролевая игра призвана стимулировать творческую активность. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий. Сюжетно-ролевая игра учит детей культуре общения, обогащает речь. Игра «Больница»


Д ИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Игры с дидактическим материалом Игра «Лото»


Т ЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ Театрализованные игры – это разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого. При этом дети учатся не только способам выразительного исполнения, но также у них формируется умение готовить место для представлений. Сказка «Колобок»




И ГРА – КОНСТРУИРОВАНИЕ Игры, направленные на развитие навыков конструирования проводятся с детьми с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, ребенок получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики. Конструктивные игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им. Конструирование развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.


Р ЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ Игра – это ведущая деятельность ребенка- дошкольника. Родителям и воспитателям необходимо: 1. помогать детям в организации игр, направлять их в нужное русло, но также давать возможность детям проявлять инициативу и самостоятельность, 2. для правильной организации игровой деятельности необходимо приучать детей хранить игровые предметы аккуратно в специально отведенном месте, 3. поощрять детей за успехи в игре – словом, похвалой, призами, вводить в игру предметы- заместители, использовать бытовые ситуации как сюжет для игры, 4. для успешного проведения игр необходимо поддерживать эмоциональное и положительное состояние детей, ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Благоприятная почва для успешного развития речи детей закладывается именно в период дошкольного возраста. Поэтому правильно подобранные приемы и методы по развитию речи малыша, благоприятно влияют на развитие ребенка в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию
воспитателя первой младшей группы
Гряколовой Ирины Александровны
за 2017-2018г.
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Благоприятная почва для успешного развития речи детей закладывается именно в период дошкольного возраста. Поэтому правильно подобранные приемы и методы по развитию речи малыша, благоприятно влияют на развитие ребенка в целом.

За 2017-2018г. Была проведена работа по стимуляции речевой активности посредством специальных приемов.

1.Игры с природным материалом.

2.Продуктивные виды деятельности.

3.Замещение.

4.Ролевые игры.

5.Музыкальные игры.

6.Использование фольклорных произведений.

В своей работе я использовала все перечисленные приемы развития речи, но более всего использовались приемы фольклорных произведений. Так как этот прием позволял мне развивать речь детей в доступной и интересной форме.

Использование игровых песенок, потешек доставляло малышам огромную радость. Дети научились играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливать специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность.

Дети легко запоминали потешки. Они начали вводить слова потешек в свои игры. Применение приема ролевых игр, развивало двигательную активность малышей, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Чтение художественной литературы и приготовление этих произведений инсценирование сказок обеспечило понимание содержания, восстановило речевое взаимодействие с ребенком, заложило развитие образного восприятия и наглядно образного мышления.

Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывали у детей удовольствие и радость.

Благодаря фольклору дети легко адаптировались в детском саду, речь начинает развиваться т.к ребенок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая все пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук идет и развитие речи.

Благодаря использованию устного народного творчества с необыкновенной быстротой идет физическое и психическое развитие ребенка, развитие речи, присущее этому возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план Воспитателя, Музыкального руководителя, Инструктора по физической культуре на Декабрь 2015 г. по ФГОС (первая младшая группа)

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАНпервая младшая группана декабрь 2015 год ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫМУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕСЕТКА ЗАНЯТИЙ1 младшей группына 2015-2016 у...

Календарный план Воспитателя, Музыкального руководителя, Инструктора по физической культуре на Ноябрь 2015 г. по ФГОС (первая младшая группа)

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАНпервая младшая группана ноябрь 2015 годВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫМУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕСЕТКА ЗАНЯТИЙ1 младшей группына 2015-2016 учебный...

Дата публикации: 03.05.17

Отчет по теме самообразования « Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте».

Всем добрый день, уважаемые коллеги!

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник .

Китайская пословица гласит :

Так и ребенок усваивает все проч «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . но и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания , тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Актуальность моей темы:
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними, позволяют узнать их свойства, качества, возможности, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, сравнивать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель : создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создавать условия для исследовательской активности детей .

3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость , изобретательность, творческую активность ; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования , развивать познавательные способности .

4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

) Этапы работы:

ØИзучить теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

ØСоздать картотеку опытов и экспериментов .

ØРазработать перспективный план по второй младшей группе на год

ØСоздать условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

ØОформить и провести консультации для родителей по данной теме.

ØОформить папки-передвижки в родительский уголок.

ØСоздать и оформить живой уголок в группе

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ ; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир» ; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи : «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах : maam.ru, nsportal.ru.

Я старалась так организовать детскую деятельность , в том числе самостоятельную , чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал , и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам : ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности для нашей « младшей группы №3 . «Центр детского экспериментирования» и открыли в этом центре «Мини-лабораторию» .

«Среда, окружающая ребенком в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду.»
Костина Элеонора Павловна

«Мини-лаборатория» оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:

-приборы-помощники : лупа, песочные часы, магниты;

-природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;

- медицинские материалы : пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.;

-прочие материалы : зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

-утилизированный материал : кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность . Это способствует поддержанию познавательного интереса детей .

Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме , ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы. Я знакомила детей со свойствами снега, песка, воды, воздуха, тканей, камней, земли :

Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы :

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы : анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент ;
  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только воспитанников нашей группы , но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.

Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества . Использую различные методы взаимодействия с семьей :

  • наглядные,
  • словесные,
  • практические .

С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам :

Консультации «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»; «Эксперименты на кухне»; «Познаем природу»; «Организация детского экспериментирования дома» ; «Игры с водой и песком. Это интересно!»; «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»;
Выпустила папки-передвижки по данному вопросу. Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Привлечение родителей к дальнейшему пополнению атрибутами, коллекциями нашей «Мини-лаборатории».

Совместно с родителями в нашей группе создали «Наш огород»

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желаниевникнуть в сущность предметов, явлений рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

Наши родители участвовали в конкурсах поделок из природного материала, пополняя наш природный уголок.

В результате работы за год я:

  • Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
  • Создала картотеку опытов и экспериментов .
  • Разработала перспективный план по второй младшей группе на год
  • Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
  • Провела консультации для родителей по данной теме.
  • Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Познавательно - исследовательская деятельность позволяет обогатить кругозор ребенка - дошкольника, стимулирует его мыслительную активность, детскую любознательность, удовлетворяет естественную потребность к самостоятельной деятельности!

Такой метод обучения как экспериментальная деятельность , достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Я считаю, что моя деятельность по теме самообразования прошла успешно, достигнуты определенные результаты в области «Познание».

В перспективе планирую продолжить в следующем году в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и различных режимных моментах.

Спасибо за внимание!

Анна Васильева
Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы

Мною был разработан долгосрочный педагогический проект «Побегайки- Попрыгайки» . Этот проект направлен на развитие физических качеств детей. Первостепенное значение в проекте уделяется вопросам здоровья детей, организации условий для формирования привычки к здоровому образу жизни, развитие у детей и реализации их психофизических возможностей в разнообразных видах деятельности. В нашем детском саду создана система работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, включающая в себя : физкультурные занятия в зале, утреннюю гимнастику, динамические паузы, «дорожка здоровья» после дневного сна, подвижные игры (с ходьбой, прыжками, ползанием и лазанием, бросанием и ловлей мяча, прогулки, самостоятельную двигательную активность, физкультурные досуги. Проект позволяет комплексно реализовать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи .

Актуальность данного проекта : в том, что он объединяет общие задачи физического воспитания - повышает качество знаний у детей, двигательных умений. Развивает у них инициативу к самостоятельной деятельности , решает проблему развития ребёнка дошкольного возраста в социуме. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Для этого детям необходимо обеспечить потребность в движениях. Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2-3-летнего возраста (быстрая утомляемость, неуравновешенность и непоследовательность поведения и т. д., необходимо следить за правильным чередованием процесса возбуждения и торможения, не перегружать детей однообразными движениями, обеспечивая таким образом активный отдых после перегрузок и быстрое восстановление сил. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. На втором году жизни интенсивно формируется вторая сигнальная система : совершенствуется понимание взрослого, расширяется словарь активной речи. В этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия (словом) и движением. Название движения должно всегда сопровождаться показом действия, соответствующего этому слову.

Обучение движениям – воспитательный процесс , поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность , умение слышать и выполнять указания воспитателя , соблюдать правила игры.

Мною была изучена методика проведения подвижных игр, физических упражнений с детьми раннего возраста, подобран перечень игровых заданий с рече-двигательной нагрузкой, физических упражнений и подвижных игр. С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие , сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями. При проведении подвижной игры, воспитатель берет на себя ведущую роль. По ходу игры он подсказывает детям их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых : «Все летают, как воробышки, пьют водичку, клюют зернышки» (игра «Воробышки и автомобиль» ). Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру повторяют 2-3 раза, отмечая положительный настрой детей : «Все воробышки были ловкими, никто не попался, играли хорошо. Молодцы!» Детей учат двигаться стайкой, не мешая друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке» . Малыши вместе со взрослым зовут : «Мишка, выходи!» , пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке, подлезают под «упавшее дерево» . Учат действовать, не мешая товарищам, например, когда собирают раскатившиеся колечки (шарики) . Для этого воспитатель устраивает перебежки детей : «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить перевозбудившихся, чтобы снова в включить их в игру).

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, оказывает закаливающий эффект.

Дети раннего возраста должны находиться на улице от 2,5 часов до 3 часов в день. Проведение прогулки при благоприятных условиях (не ниже –15С зимой, без ветра) требует особой организации в группах раннего возраста . Прежде всего, необходимо соблюдать следующие условия :

Формирование навыков самообслуживания (взрослому не делать за ребенка то, что он умеет делать сам) ;

---Требование к родителям : утром рационально складывать одежду ребенка;

Удобная расстановка мебели в раздевальных комнатах, свободный подход к шкафчикам;

Ожидание интересной прогулки детьми (сюрпризные моменты)

Также мною была изучена методика проведения утренней гимнастики.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.

Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель , правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы. Однако физические упражнения не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.

В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят : они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика начинается с построения в одну шеренгу. Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку. В начале утренней гимнастики часто дается ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен) . Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание. Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании : обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 5--6 раз.

Полезно менять скорость ходьбы от медленной до быстрой, от быстрой до медленной (с ускорением и замедлением) . Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы. При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки» , «ходьба по глубокому снегу» ). Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную.

Работа построена с учетом интересов детей, потому как если ребенку интересно, то обучение проходит успешно и результативно.

В своей работе я использовала : 1. Подвижные игры : «Огуречик» , «Найди свой домик» , «Пузырь» , «Береги предмет» , «Автомобили» , «Винт» , «Шалтай–болтай» , «К куклам в гости» (игры с ходьбой, «Догоните меня» (игры с ходьбой, «Позвони в колокольчик» (игры с прыжками, «Не наступи на линии» «Будь осторожен» (игры с ползанием и лазанием, «Лови мяч» (игры с бросанием и ловлей)

2. Зарядку в стихах : «Мы ручками похлопаем»

«По дорожке мы шагаем»

«Мы топаем ногами»

«А теперь всем детям встать»

«Покажите все ладошки»

«Эй, попрыгали на месте!»

«Мы на карусели сели»

«Самолеты загудели »

«Тики- так, тики- так»

«Закружились, завертелись»

Мною проводилась индивидуальная работа с ребенком, имеющим особые образовательные потребности (пятая группа здоровья ) : акцентировалось внимание на подвижные игры и физические упражнения, сопровождающиеся ходьбой и прыжками («Позвони в колокольчик» , «Догони меня» , «К куклам в гости» , «Найди свой домик» , «Шалтай - болтай» , «Береги предмет» . Ограничивались упражнения с пролазыванием в обруч,ползанием,перелазыванием через мат,бросанием и ловлей предметов.

Ограничиваясь этим перечислением, важно отметить, что каждая из подвижных игр, элементов гимнастики и упражнений очень полезны для формирования физических качеств (ловкость, координация движений, формирование интереса детей к занятиям физической культурой, сенсорномоторное развитие детей раннего возраста.

В ходе реализации проекта разработаны памятки – рекомендации для родителей («Гимнастика для вашего Попрыгайки» , «Физические упражнения с ребенком» , оформлен стенд с консультациями для родителей, подготовлена презентация.

С родителями воспитанников были проведены беседы и консультации, анкетирование с целью повышения интересародителей к жизни ребенка в детском саду.

В результате, у детей сформирован интерес к занятиям физической культурой, начали формироваться физические качества (ловкость, реакция, координация движений) . У родителей появился и закрепился интерес к жизни ребенка в детском саду и физическому воспитанию ребенка в семье . Родители прислушиваются к моим рекомендациям и советам.

Жанна Карпухина

Тема самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста ». Карпухиной Ж. А.

Работа над темой начата - сентябрь 2016 г. (первый год)

Предполагается закончить работу над темой - май 2017 г.

За основу в своей работе я брала основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Москва. Мозаика – Синтез 2014 год. Также использовала следующую методическую литературу : Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз» , 2007.

А. Е. Белая В. И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников Пособие для родителей и педагогов АСТ Москва 2004

Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников . Пособие для родителей и педагогов Москва АСТ 2005

В. В. Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь Лань Санкт-Петербург 1997

Е. Максимова, О. Рахматуллина, О. Травкина, А. Черных Готовим пальчики к письму Москва Обруч 2011

В. Волина Зимние потешки Санкт-Петербург Дидактика Плюс 1996 Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь . Санкт-Петербург, 2013.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики . – СПБ : Корона-Век, 2007. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006. С. Е. Большакова Формирование мелкой моторики рук . Игры и упражнения Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014 Е. А. Савельева Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте » В. А. Сухомлинский. Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства .

Работая по теме, я использовала разнообразные методы и приёмы : пальчиковые игры и гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей и пальцев рук. Работая с детьми, старалась использовать партнёрские отношения. Очень много отводилось времени на работу по насыщению предметно - пространственной среды.

Было сделано много игр и пособий. Составлены картотеки пальчиковых игр и гимнастик, игр с массажными мячами, памятка для родителей «Мелкая моторика рук и развитие речи » .

Развитию кистей и пальцев рук способствуют разнообразные игры и действия с предметами. Такие как :

Игры с пуговицами («Варежка» , «Божья-коровка» );

Игры - шнуровки («Башмачок» , «Рыбка» );

Игры с прищепками («Собери цветок» , «Солнышко» , «Ёжик» )


Игры с фасолью («Найди мишку» , «Потерялся шарик» )

Игры с мелкими предметами .

Дети очень любят играть в настольные, дидактические игры, в кукольный, пальчиковый театр.



Много знают физкультминуток, пальчиковых игр со стихами и скороговорками и с удовольствием их используют в самостоятельной деятельности (в конце года) .



акие игры способствуют не только развитию мелкой моторики , они снимают эмоциональное напряжение, улучшают настроение. У детей повышается любознательность; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Продуктивная деятельность : рисование, лепка, аппликация, конструирование – один из самых больших удовольствий для ребёнка. Проводив, ООД использовала, различные как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования : пальчиками, пористыми губками, ватными палочками, вилкой.


Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Так же наши малыши научились использовать трафареты.


Много времени отводили пластилинографии и лепке.


Пластилин - не обычный материал, из него можно сделать все, что захочется. На занятиях по конструированию дети с удовольствием возводили постройки : домики, башни, гаражи. Малыши создавали их по образу, позже возводили, усложняя их новыми элементами.

Рассказывая о своей работе, дети учатся подбирать нужные слова и формировать свои мысли.

Вся работа по заданной теме проводилась, в тесном контакте с родителями были проведены индивидуальные беседы, консультации : «Игры с прищепками» (декабрь, «Игры и упражнения с массажными мячами» (февраль) . На стенды выставляли физкультминутки и пальчиковые игры, в которые можно поиграть дома вместе с детьми. На протяжении всего времени родители вместе со своим детьми принимали активное участие в жизни группы и детского сада . Участвовали в выставках, конкурсах и акциях.






Что так же благотворно сказывается на развитии детей . В этом году я со своими ребятами приняла участие в 8 Всероссийском творческом конкурсе «Царство рыб» . Где мы стали победителями и получили диплом.

В этом конкурсе приняли участие 3 девочки. Они делали осьминогов из бумаги. Так в нашей группе «Цвеик-семицветик» появился красивый аквариум с осьминогами и другими жителями.


В ноябре провели родительское собрание «Пальчиковые игры, их роль в развитии речи дошкольников ». В течение года проводились различные досуги, где дети применяли пальчиковые игры : «В гостях у сказки» , «Весёлые пальчики» .

Вывод : Проанализировав данную работу, пришла к выводу, что цель мною была достигнута, так как у детей наблюдается положительная динамика. Развитие мелкой моторики является предпосылкой для становления детской деятельности, устной и письменной речи, а также способствует познавательной активности детей .

Дети, ранее плохо владевшие речью стали охотнее общаться друг с другом и с взрослыми, словарный запас вырос, игровой замысел у детей расширился , они стали более организованными, внимательными. Повысились навыки самообслуживания . Следовательно, тема для данной работы – актуальна.

Публикации по теме:

В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Работа по развитию движения рук в нашей младшей группе проводиться каждый день. Все задания приносят детям радость, удовольствие. А чтобы.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Добрый день Здравствуйте уважаемые коллеги. Слайд1 Я, Киселева Татьяна Васильевна, работаю воспитателем в МБДОУ детский сад № 17 «Золушка».

Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: Гусейнова Маина Керемалиевна. "Источник способностей дарования детей находится на кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский Актуальность.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары