Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что означает когнитивный. Что такое когнитивность и когнитивные навыки

Когнитивный подход (в психологии) [англ. cognitive - познавательный, лат. cognitio - знание, познание] - современный подход в психологических исследованиях, в рамках которого предполагается, что основную роль в поведении человека играют знания, или репрезентации объектов внешнего мира. Хотя сам термин К. п. стал активно употребляться лишь в 1960-х гг., элементы этого подхода присутствовали в гораздо более ранних работах. Еще в доэкспериментальный период в рамках ассоцианистской психологии предполагалось, что психическая жизнь человека определяется совокупностью элементов представлений о мире, находящихся в определенный момент в сознании. Ранняя интроспекционистская экспериментальная психология в целом также разделяла эти положения и пыталась их уточнить и эмпирически проверить. Однако бихевиористская революция вместе с интроспективным методом отбросила как ненаучную и идею "внутреннего" образа, или представления, направляющего поведение. Бихевиоризм вытеснил интроспекционистские направления и господствовал в американской психологии с 1920-х по 1960-е гг., однако наряду с ним существовали и "менталистские" направления, такие как гештальтизм, направления, связанные с идеями школы Ж. Пиаже и нерефлексологические течения психологии советского периода. Трудности объяснения ряда поведенческих явлений на основе схемы "стимул- реакция" побудили некоторых представителей бихевиоризма ввести в свои объяснительные схемы промежуточные переменные, такие как "когнитивные карты" (Э. Толмен). Хотя такого рода промежуточные переменные и описывают структуры репрезентации, они интерпретировались операционалистически, т. е. вводились как переменные, описывающие закономерности поведения. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. психологи, вдохновленные успехами в области создания компьютеров, начали интенсивно исследовать процессы переработки информации человеком и предлагать для их объяснения модели, построенные на компьютерной метафоре. Так зародился информационный подход, ставший наиболее распространенным и "прототипическим" вариантом К. п. Первые работы, выполненные в рамках информационного подхода, создали впечатление открывающихся новых возможностей и больших перспектив.

Стало быстро возрастать число работ, посвященных анализу познавательных процессов, в то время как бихевиористские исследования поведения, обучения, обусловливания пошли на спад. В результате развернувшихся в основном в США дискуссий между сторонниками бихевиоризма и нарождающихся когнитивных направлений произошло изменение общего облика науки, которое трактуется некоторыми методологами науки в духе Т. Куна как "когнитивистская революция". Характерными чертами информационного подхода является моделирование познавательных процессов в терминах процессов переработки и хранения информации по аналогии с компьютерными устройствами. Сильной стороной информационного подхода является точность и конкретность теоретических описаний, что позволяет легко верифицировать модели и приближает исследования представителей информационного подхода к идеалу "точной" науки. Вместе с тем требование точности моделирования часто, если не всегда, вынуждает упрощать модели и отказываться от описания сложных феноменов. Кроме того, представителей информационного подхода иногда упрекают за уподобление человека компьютеру и игнорирование особенностей человеческой психики. Наиболее распространенным и классическим вариантом информационного подхода является символический подход, который понимает когнитивную систему человека как оперирование над дискретными элементами информации - символами. Более новым и пока менее распространенным направлением является коннекционизм, описывающий когнитивную систему в виде сети взаимосвязанных элементов. Информационный подход в психологии близко взаимодействует с исследованиями в области искусственного интеллекта и нейронауками. Однако в отличие от искусственного интеллекта его основу составляет экспериментальный метод, а в отличие от нейронауки для него не является обязательным, чтобы вводимые им элементы когнитивной системы соответствовали физиологическому субстрату. Хотя информационный подход и является важной составной частью К. п., отождествление их неправомерно.

Когнитивным в смысле использования представления в качестве объяснительного принципа являются, например, пиажеанский или неоструктуралистский подходы, а также ряд других. К. п. зародился в области исследования познавательных процессов, что привело к образованию когнитивной психологии. Однако он постепенно проник и в другие области и в настоящее время является доминирующим практически во всей западной психологии. Так, в социальной психологии благодаря вышедшей из гештальтпсихологии школе К. Левина еще издавна когнитивные принципы были введены в ряд существенных областей. Со временем их применение еще больше расширилось: например, Г. Тэджфел и Дж. Тернер распространили их на сферу межгрупповых отношений. В результате сегодня, например, во Франции примерно половина статей по социальной психологии посвящена проблемам социальной когниции. Подобным образом обстоит дело и в психологии мотивации, возрастной психологии, экспериментальной дидактике, психологии труда (когнитивной эргономике), патопсихологии и т. д.

Большинство мозговых функций тесно взаимосвязано с работой центральной нервной системы. Именно эти два элемента отвечают за управление телом и разумом. Взаимосвязанная работа этих систем осуществляет жизненно важные функции организма. Существуют базовые функции человеческого организма, такие как сон, стремление к размножению, дыхание и сердцебиение. Помимо этого, существуют высшие функции, которые «включаются» во время ведения разговора или воспоминаний. Каждый отдел головного мозга отвечает за определенный функциональный набор. За базовые функции отвечают такие элементы, как мозжечок, варолиев мост и продолговатый мозг. Высшими функциями головного мозга управляют полушария и лобные доли мозговой коры.

Слово «когнитивный» – научный термин и нечасто встречается в повседневной речи

После того как был рассмотрен порядок работы человеческого мозга, можно перейти к вопросу о том, что такое когнитивные функции. Данный термин используется для описания умственных процессов, благодаря которым человек получает возможность воспринимать, передавать, анализировать и запоминать различную информацию. Благодаря этим процессам, человек получает возможность взаимодействовать с окружающим миром.

Ежедневно человеческий мозг находится в активном состоянии. Приготовление завтрака, чтение книг, управление транспортом и ведение светских бесед осуществляется благодаря миллиардам сложных вычислений. Связи между нейронами в различных областях головного мозга позволяют наладить контакт человека с окружающей его средой. Таким образом, когнитивные функции отвечают за коммуникационный контакт не только между людьми, но и окружающими объектами.

Довольно часто при разговоре о высших когнитивных функциях, упоминаются когнитивные навыки, предназначение которых лежит во взаимодействии с окружающим миром. Несмотря на то что каждый из этих навыков рассматривается отдельно, большинство из них имеют прочную взаимосвязь и различные пересечения. Когнитивные функции мозга человека включают в себя:

  1. Внимание – довольно сложный процесс, охватывает множество мыслительных процессов. Вниманию сложно дать четкую и лаконичную характеристику и включить в определенную анатомическую структуру. Если говорить образно, то внимание является когнитивной функцией, при помощи которой человек среди внешних (запахов, звуков и образов), а также внутренних (мыслей и эмоций) стимулов выбирает те, которые будут полезны для того, чтобы реализовать умственную или двигательную активность. Именно данная формулировка позволяет наиболее точно охарактеризовать все сложные процессы, что участвуют в работе других высших функций.
  2. Память – один из самых сложных процессов, при помощи которого кодируется, хранится и воспроизводится полученная информация. Работоспособность данной системы имеет довольно значимую роль в повседневной жизни. Данный навык тесно переплетается с вниманием, так как без него получить полную информацию невозможно.
  3. Исполнительные процессы – еще одна сложная система высшего порядка. Существует достаточное количество разных определений для этого термина, однако большинство из них характеризуется контролем когнитивности и регулированием образа мышления, благодаря использованию различных процессов, имеющих маловыраженную взаимосвязь. Исполнительные процессы являются совокупностью различных способностей среди которых следует выделить направленное внимание, элементы планирования и программирования, а также регулировку преднамеренного поведения. За исполнительные функции отвечает префронтальная кора головного мозга.
  4. Речь – коммуникационная система, благодаря которой осуществляется общение между людьми. Среди основных функций речи, помимо налаживания контакта с окружающими людьми, следует выделить построение грамотной структуры мышления. Во время обработки речи активизируются разные отделы головного мозга. Основное взаимодействие различных функциональных систем наблюдается в левом полушарии мозга. В обработке речи участвуют две корковые области левого полушария, которые отвечают за принятие и выражение речи.
  5. Зрительное восприятие – к этому набору высших навыков относятся функции, которые помогают человеку различать и распознавать различные стимулы. Данный набор навыков позволяет категорировать различные объекты и запоминать их. Правильно построенная и налаженная система зрительного восприятия позволяет человеку запоминать лица людей, и дарит возможность находить различия между отверткой и платьем.

Когнитивные функции способности, которые связывают нас с окружающим миром и позволяют составить представление о нем

Каждый из вышеперечисленных навыков включает в себя несколько подгрупп, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Как используются данные функции

Разбирая вопрос о том, когнитивные функции, что это такое, следует уделить особое внимание использованию набора этих навыков. Ежедневно человеческий мозг принимает участие в выполнении огромного количества физических задач. Каждая из этих задач требует миллиона расчётов, которые выполняются за доли секунды различными областями мозга. В качестве примера использования когнитивных навыков давайте рассмотрим следующие ситуации:

Приготовление пищи сопровождается множественными когнитивными способностями. Для того чтобы приготовить еду, необходимо вспомнить рецепт и уделить внимание степени готовности различных ингредиентов. Таким образом, мозг грамотно распределяет свою активность и ежесекундно решает множество поступающих задач. Определенные мозговые отделы отвечают за общение с окружающими людьми. Способность слушать и понимать собеседника, далеко не все когнитивные навыки, которыми сопровождается беседа. Во время разговора между людьми активируются такие способности, как концентрация и внимание. Именно благодаря этим навыкам коммуникационного общения, человек получил возможность общаться с окружающими его людьми.

Управление автотранспортом довольно сложный процесс, который требует собранности и повышенной концентрации. В активации этого навыка принимают участие миллионы нейронных связей, которые отвечают за широкую гамму когнитивных способностей. Многие люди считают, что расслабленные автоматические действия не включают в себя использование когнитивных навыков. Однако, данное мнение ошибочно. Данные способности принимают прямое участие в данном процессе, так как без них человек бы никоим образом не проявлял свою активность.


Когнитивные нарушения отрицательно сказываются на достижениях человека в самых разных сферах его жизни

Как когнитивные навыки связаны с мозговыми отделами

Давайте перейдем к вопросу, как когнитивные способности взаимосвязаны с определенными мозговыми отделами. Данный функционал является особым участком головного мозга, который обладает собственной группой нейронов. Предназначение этих нейронов – передача определенных нервных импульсов. Снижение когнитивных функций может быть вызвано нарушениями циркуляции крови, черепно-мозговыми травмами и злокачественными новообразованиями в области мозга.

Большинство из познавательных навыков формируется в области коры головного мозга. Ученые подразделяют этот отдел на три основные зоны:

  1. Ассоциативную – отвечающую за обеспечение связи между сенсорными и моторными навыками. Помимо этого, эта зона определяет реакцию сознания на импульсы, исходящие из сенсорной области.
  2. Моторная – отвечает за различные движения человеческого тела.
  3. Сенсорная – отвечает за обработку сигналов, поступающих от органов чувств.

Лобные доли принимают непосредственное участие в логическом и абстрактном мышлении, произношении и восприятии речи, а также в планировании совершаемых движений. Затылочная доля отвечает за анализ зрительной информации, а височная за слуховые ощущения. В самом центре расположена система, занимающаяся анализом сенсорных чувств. Существуют определенные мозговые отделы, которые отвечают за навыки, необходимые для выживания. К таким навыкам относятся проявление эмоций, обоняние и память.

Существуют даже мозговые отделы, которые занимаются перераспределением всей поступающей информацией, что способствует слаженной работе всего организма.

Средний мозг выполняет одну из главных задач и отвечает за осознание собственной личности. Помимо этого, данный отдел отвечает за адаптивное поведение. Передача нервного импульса между отделами осуществляется при помощи нейромедиаторов. К этим элементам относятся адреналин, серотонин, ацетилхолин и многие другие вещества. Именно эти микроэлементы отвечают за скорость различных когнитивных процессов.


Когнитивная деятельность — это способность выполнять такие функции головного мозга, как внимание, память, язык, визуально-пространственное восприятие и исполнительные функции

Различные нарушения мозговой активности

Нарушение когнитивных функций может иметь разную степень выраженности. Существует ряд определенных факторов, которые влекут за собой изменения в мозговой активности. К таким факторам относятся черепно-мозговые травмы, инфекционные и онкологические заболевания. Помимо этого, определенное влияние на работу головного мозга имеют сердечно-сосудистые патологии, такие как атеросклероз, инсульт и инфаркт.

Немаловажную роль в вопросе нарушения когнитивных способностей имеют дегенеративные заболевания, такие как болезнь Паркинсона или Альцгеймера. Развитию различных нарушений в сфере работы головного мозга способствуют проблемы с метаболизмом и функциональностью иммунной системы.

Довольно часто тип нарушения зависит от формы воздействия определенных факторов. Некоторые навыки подлежат полному восстановлению при правильном подходе к терапии заболевания. Однако сама результативность лечения напрямую зависит от своевременности обращения за медицинской помощью.

Когнитивные способности человека даны от природы, их важно развивать, начиная с младенчества и на протяжении всей жизни. В пожилом возрасте когнитивные процессы начинают угасать, поэтому, чтобы оставаться в ясном уме и памяти надо «тренировать» мозг.

Что значит когнитивный?

Для обычного человека привычным является понятие – умственное или интеллектуальное развитие, а что значит когнитивный, ответит не каждый. Когнитивный – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.

Когнитивные исследования

Что такое когнитивные способности людей, тема интересует психологов, социологов, лингвистов, философов. Когнитивные исследования в разных сферах наук помогает понять и изучить следующие процессы:

  • познание человеком мира;
  • влияние языка и культуры на личную картину мира (субъективную);
  • что представляет собой сознательное и бессознательное и как это связано с мозговой деятельностью;
  • какие когнитивные способности врожденные, а какие приобретаются в разные возрастные периоды;
  • что значит когнитивные способности у искусственного интеллекта (можно ли создать в будущем искусственный разум, не уступающий человеческому).

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия направлена на устранение ошибок в мышлении и изменение нелогичных мыслей и убеждений на новые, конструктивные. Во время сеанса психотерапии, когнитивный психолог уделяет все внимание на то, что говорит клиент, как выражает свои мысли. Метод когнитивной терапии открыл А. Бек успешно применив его на многих пациентах страдающих депрессией и аффективными расстройствами.

Когнитивное мышление

Когнитивные способности мозга – это психические функции высокого порядка: внимание, гнозис, восприятие, речь, праксис, интеллект. Мышление – один из самых важных когнитивных процессов, подразделяется на три вида:

  • наглядно-действенное (преобладает у детей до 3 лет) – решение конкретных задач, познание и анализ предметов через манипуляции руками.
  • наглядно-образное – формируется с 4 до 7 лет. Решение задач при помощи оперирования мысленными образами.
  • отвлеченное – оперирование абстрактными понятиями, которые сложно представить.

Развитие когнитивных способностей

Как развить когнитивные способности в любом возрасте? Нормальное развитие человека предполагает интерес, любознательность и стремление к развитию – это заложено природой, поэтому важно поддерживать это и находится в состоянии постоянного интереса к миру и тому, что происходит вокруг. С самого момента рождения, когнитивные (познавательные) способности ребенка нуждаются в развитии - это должно стать одной из важных задач родителей.

Развитие когнитивных способностей у взрослых

Улучшение когнитивных способностей возможно в разном возрасте, и подходить к этому надо правильно, используя творческий подход, чтобы это не казалось рутиной. Открывая в себе исследовательский дух, человек улучшает свое мировосприятие, настроение и помогает развитию высших психических функций, к которым относятся когнитивные способности. Простые рекомендации психологов для продуктивной мозговой активности:

  • чистить зубы левой рукой (левшам – правой);
  • следуя на работу выбрать новый маршрут;
  • выбрать свой вариант физической нагрузки;
  • начать изучать иностранный язык;
  • разгадывание кроссвордов, загадок, шарад;
  • несколько минут в день делать простые вещи с закрытыми глазами;
  • развивать интуицию;
  • отказаться от вредной пищи в пользу здорового питания.

Развитие когнитивных способностей у детей

Когнитивные навыки важно развивать с самого младенчества. Современный выбор развивающих игрушек для детей огромен, но и не стоит пренебрегать подручными средствами, которые есть в каждом доме. Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:

  • игры с крупами и пуговицами (под строгим присмотром взрослых) – пересыпание из контейнера в контейнер);
  • разнообразные пальчиковые игры с потешками и прибаутками («сорока-ворона», «пальчик-пальчик где ты был»);
  • игры с водой (разливание по емкостям).

Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:

  • рисование и раскрашивание;
  • составление пазлов, мозаики;
  • вырезание изображения по контуру;
  • конструирование;
  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ;
  • нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
  • сочинение историй.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Тренировка когнитивных способностей залог продуктивного долголетия и ясного ума даже в преклонном возрасте. Мозгу нужна такая же зарядка как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:

  1. Синхронное рисование . Потребуется лист бумаги и 2 карандаша. Одновременно двумя руками рисовать геометрические фигуры. Можно начать с одинаковых фигур для каждой руки, затем усложнить упражнение, например, левой рукой рисовать квадрат, а правой треугольник. Упражнение балансирует работу обоих полушарий мозга, развивает когнитивные способности, моторику.
  2. Слова наоборот . Несколько раз в течение дня, пробовать услышанные от других людей слова произносить про себя наоборот.
  3. Вычисление . Все что подлежит подсчету важно выполнить путем устных умственных вычислений. Калькулятор убрать подальше.
  4. Автобиография . Существует 2 варианта упражнения. В первом человек начинает вспоминать и писать, отталкиваясь от настоящего момента, и углубляется год за годом к своему раннему детству. Во втором варианте – вначале описываются детские годы.

Утрата когнитивных способностей

Когнитивные функции и способности, с возрастом ухудшаются, связано это с возрастными изменениями, но чаще это случается из-за сопутствующих заболеваний и нездорового образа жизни. При первых симптомах важно обратиться к врачу для назначения поддерживающей терапии. Причины возникновения когнитивных нарушений:

  • нарушение гомеостаза и метаболизма;
  • ожирение;
  • диабет I и II типов;
  • гипотиреоз;
  • артериальная гипертензия (гипертония);
  • нарушение мозгового кровообращения;
  • инфаркт миокарда;
  • черепно-мозговые травмы;
  • употребление алкоголя и наркотиков;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона.

Классификация когнитивных нарушений:

  1. Легкое когнитивное расстройство – показатели тестов и психометрии могут быть в норме или наблюдаются незначительные отклонения. Человек начинает жаловаться на проблемы с памятью, быстрое утомление, внимание тоже при этом страдает – снижается концентрация.
  2. Умеренное когнитивное расстройство – около 15% такой формы нарушений трансформируются в дальнейшем в болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Симптоматика нарастает: ухудшение мышления, памяти и речи.
  3. Тяжелое когнитивное расстройство . Проявляются после 60 – 65-летнего возраста. Ярко выраженная клиническая картина, симптоматика характерная для деменции (слабоумия). Человек перестает ориентироваться в пространстве, впадает в «детский» возраст. Люди с тяжелыми когнитивными нарушениями нуждаются в постоянном уходе и медикаментозной терапии.

Когнитивный

когнит"ивный


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "когнитивный" в других словарях:

    КОГНИТИВНЫЙ - [Словарь иностранных слов русского языка

    КОГНИТИВНЫЙ - (от лат. cognitio знание, познание), познаваемый, соответствующий познанию. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

    когнитивный - прил., кол во синонимов: 3 познаваемый (15) познавательный (2) умственный (25) … Словарь синонимов

    когнитивный - Познавательный Тематики сексология … Справочник технического переводчика

    когнитивный - познавательный (Источник: Краткий словарь сексопатологических терминов) … Сексологическая энциклопедия

    когнитивный - прил. Связанный с изучением сознания и мышления. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    когнитивный - познавательный … Толковый переводоведческий словарь

    когнитивный - прил. познавательный … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    когнитивный - … Орфографический словарь русского языка

    когнитивный - ая, ое. [от лат. cōgnitio знание, познание]. Книжн. Связанный с познанием, с мышлением; познавательный. К. анализ (исследование процессов познания человеком окружающего мира, а также способности человека приобретать новые знания). К. система… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Когнитивный анализ предметных имен. Семантика и сочетаемость , Е. В. Рахилина. Эта книга - о том, что носитель русского языка думает о простых, конкретных предметах (таких, как чашка, дерево, море), когда говорит о них. Объяснение языкового поведения (прежде всего… Купить за 1668 руб
  • Когнитивный синтаксис русского языка. Учебное пособие , Норман Борис Юстинович. Когнитивное направление - одно из самых популярных в современной лингвистике. Оно изучает язык как средство познания мира; его инструменты - это мыслительные категории, концепты, метафоры.…

Cognitive style (от лат. соgnitіо - знание и греч. stylos - букв. стержень для письма) - термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают.

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ (англ. cognitive style - познавательный стиль; от лат. cognitio - знание, познание) - складывающаяся в процессе онтогенеза, характерная для личности совокупность взаимосвязанных приемов, способов…

Когнитивный стиль - термин, обозначающий характерный стиль или способ, используемый индивидом в подходе к решению задач. Различают следующие когнитивные стили: 1. импульсивность-рефлексивность – эмоциональность…

КОГНИТИВНЫЙ МАРКЕР Гипотетическое представление о психических процессах индивида. Термин был введен Р. Омстрейном в его теории восприятия отрезков времени. Согласно теории Омстрейна, феноменальное протекание времени, прежде всего…

Оксфордский словарь по психологии.

Когнитивный маркер - термин Р. Омстрейна, означающий, что субъективное восприятие длительности временных интервалов зависит от числа познавательных действий, выполненных в течение этого отрезка времени.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Когнитивный маркер - термин, связанный с гипотезой Р. Омстрейна, согласно которой субъективное восприятие длительности временных интервалов зависит от числа познавательных действий, выполненных в течение этого отрезка времени.

Когнити́вный диссона́нс (от англ. слов: cognitive - «познавательный» и dissonance - «отсутствие гармонии») - состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований.

Социология: Энциклопедия.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (лат. dissonans - нестройно звучащий, cognitio - знание, познание) - концепция в социальной психологии, объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов…

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов

Когнитивная карта (от лат. cognitio - знание, познание) - образ знакомого пространственного окружения. Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром.

Когнитивная карта - субъективная картина: - создающаяся в результате активных действий в окружающей среде; - имеющая пространственные координаты: верх-низ, право-лево, близко-далеко; - локализующая отдельные воспринимаемые предметы.

КОГНИТИВНАЯ КАРТА (англ. cognitive тар) - субъективное представление о пространственной организации внешнего мира, о пространственных отношениях между объектами, об их положении в среде.

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА, наиболее распространенное (особенно в Европе) название направления лингвистических исследований, сложившегося во второй половине 1970-х годов и имевшего в дальнейшем значительное число последователей.

Когнитивная лингвистика - направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта.

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА По мнению исследователей, одна из наиболее эффектных и радикальных по своим претензиям инноваций в лингвистике последней четверти ХХ века.

Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (cognitive science) - комплекс наук, изучающих познание и высшие мыслительные процессы на основе применения теоретико-информационных моделей.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (англ. cognitive science) - широкая междисциплинарная область исследований и знаний, а также совокупность многих дисциплин, которые изучают преимущественно интеллект (разум), но делаются попытки охватить всю психическую сферу.

Большой психологический словарь.

Когнитивная наука наука о мышлении, имеющая дело с широкой областью мыслительных структур и процессов, включая восприятие, запоминание, решение задач; цель когнитивной науки - определить природу механизмов, имеющихся у человека в процессе мышления…

Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (от лат. cognito - познание; англ. cognitive science - наука о процессах познания) - область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие мыслительные процессы с помощью информационных моделей.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (анг. cognitive science; от лат. cognitio - знание, познание) - область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие когнитивные функции с помощью моделей переработки когнитивной информации.

Прохоров Б.Б. Экология человека.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. cognitio - знание, познание), одно из ведущих направлений совр. заруб. психологии, изучающее структуру и протекание познават. процессов человека.

Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. cognitio - знание, познание). Оформление этого направления в психологии обычно связывают с именем амер. ученого У. Найссера, опубликовавшего в 1967 кн. под одноименным названием…

Современная западная философия.

Когнитивная психология – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Возникло в конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. как реакция на бихевиористское отрицание внутренней структурной организации психических процессов и принижение…

Словарь справочник по социальной работе.

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Первый опыт применения поведенческой терапии основывался на теоретических положениях И. П. Павлова (классическое обусловливание) и Скиннера (Skinner В. F.), (оперантное обусловливание).

Когнитивно-поведенческая психотерапия, также Когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) - общее понятие, описывающее психотерапии, в основе которых лежит предпосылка.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Основные положения К. п. были сформулированы Беком (Beck А. Т.) независимо от Эллиса (Ellis А.), который в 1950-е гг. разработал метод рационально-эмоциональной психотерапии.

Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасовский.

Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Когнитивное развитие (cognitive development), приобретение, систематизация и использование ребенком знаний от младенчества до совершеннолетия. Наиб, авторитетная теория К.р. была выдвинута Пиаже…

Орфографический словарь. - 2004

Примеры употребления слова когнитивный

Это неожиданный эффект, поскольку стандартные методы терапии эпилепсии когнитивный дефицит компенсировать, как правило, не могут.

когнити́вный

[нем. kognitiv, франц. cognitif Большой толковый словарь русского языка

Под ред. С. А. Кузнецова

когнити́вный

[от лат. cōgnitio знание, познание]

1. Книжн. Связанный с познанием, с мышлением; познавательный.

К. анализ (исследование процессов познания человеком окружающего мира, а также способности человека приобретать новые знания).

К. система человека (центральная нервная система и органы чувств, с помощью которых человек познает окружающий мир и самого себя).

когнити́вный

1. Психол. Связанный с сознанием, мышлением.

(направление в психологии, исходящее из признания первичности умственной деятельности человека, а не его поведенческих реакций, что характерно для бихевиоризма).

(направление в лингвистике, возникшее в конце 20 в., изучающее закономерности отражения в языке познавательных процессов, происходящих в сознании говорящего).

Значение слова «когнитивный»

«Толковый переводоведческий словарь»

Что означает слово «когнитивный»

* Толковый переводоведческий словарь

Толкование

Когнитивный это:

Возможно вас заинтересуют значения:

Русские словари

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) - это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно - открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток - издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик - это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы - это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит - поэт, чело - лоб, целковый - рубль, заморский - иностранный, фортеция - крепость, земский - общегосударственный, цвибак - бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы - лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) - город (рус.), чадо - дитя, врата - ворота, персты - пальцы, уста - губы, влачиться - волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы - это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы - лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» - это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» - не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» - владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических - данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, - все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект How to all развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Когнитивный - что это значит?

Скорее всего прилагательное когнитивный произошло от имени существительного когнитивность.

Как и большинство научных терминов, слово когнитивность корнями уходит в "язык науки", то есть в латинский язык.

В переводе с латинского (cognitio) означает познание, осознание, изучение. Можно предположить, что образованное от существительного когнитивность прилагательное когнитивный имеет значение познаваемый, познавательный или умственный, а также связанный с изучением, осознанием, познанием и мышлением.

Например, когнитивная деятельность - это не что иное, как познавательная деятельность.

Когнитивный диссонанс - состояние человека, когда в его сознании сталкиваются противоположные, конфликтующие между собой представления.

Так как синонимами к слову "когнитивный" будут такие слова как познавательный и интеллектуальный - это слово связано с нашим сознанием. В "Википедии" говорится о том, что это процессы происходящие в нашем сознании имеющие исследовательский или изучающий характер.

К тому же, прилагательное "когнитивный" происходит от существительного когниция, что в переводе с латинского cognitio - "узнаю". Так что однозначно оно связано с нашим сознанием, нашими мыслями и другими химическими реакциями происходящих в нашем мозгу.

Это слово связано с нашим сознанием в котором рождается познание. Синонимом к слову когнитивный могут стать слова, как познавательный, познаваемый. Процессы, связанные с данным словом чаще всего являются своего рода изучением, исследованием каких-то тем.

Когнитивность - это проявление умственной деятельности, она не про поведенческие реакции. К когнитивным процессам относят восприятие, внимание, память, воображение, принятие решений. Так сложилось, что эмоции в эту группу не входят, хотя сейчас ученые активно изучают их когнитивную природу.

Таким образом, определение "когнитивный" указывает нам на связь понятия, которому дана такая характеристика, и способности человека обрабатывать внешнюю информацию, осуществлять умственное восприятие.

В русский язык слово «когнитивность» пришло из латыни. Основа слова «когнити» переводится, как осознание, принятие, изучение. Когнитивный означает мыслящий, изучающий. Некоторые оттенки это слово имеет в разных сферах деятельности. Так в психологии понятие «когнитивность» имеет отношение к психической деятельности. В философии когнитивность имеет отношение к восприятию человека в окружающем мире.

Когнитивность в переводе с латинского «познание, изучение, осознание» - термин, используемый в нескольких, прилично друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке информации извне. В психологии это понятие отождествляется с психическими процессами личности и особенно с изучением и пониманием так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто это определение встречается в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Что такое КОГНИТИВНЫЙ? Значение и толкование слова kognitivnyj, определение термина

ая, ое, психол. Связанный с сознанием, с мышлением. Когнитивные процессы. Когнитивная психология (направле-ние в психологии, исходящее из признания первичности умственной деятельности человека, а не его поведенческих реакций, что характерно для бихевиоризма).

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

ЯХТ-КЛУБ - яхтклуба, м. Спортивная организация, объединяющая лиц, занимающихся.

ЯХТА - ы, ж. Парусное, моторное или паровое судно.

ЯХТСМЕН - а, м., одуш. Спортсмен, занимающийся парусным спортом, .

ЯШМА - ы, мн. нет, ж. Непрозрачный поделочный камень.

АРИЙ - Конечная составная часть иноязычных существительных со значением.

БИОЗ - Конечная составная часть сложных слов, обозначающая «связанный.

ГАМИЯ - Вторая составная часть сложных слов, означающая: «относящийся.

ГЕН - Вторая составная часть сложных слов, обозначающая «связанный.

ГЕННЫЙ - Вторая составная часть сложных прилагательных, обозначающая «связанный.

Что такое когнитивность?

Когнитивность (познание) – свойство человека к переработке и восприятию информации. В психологии этот термин широко используется для объяснения психологических процессов.

В психологии

Когнитивность в психологии трактуется как акт познания. Специалисты под этим термином подразумевают такие процессы как память, внимание, восприятие и принятие осознанных решений. К когнитивным состояниям не относятся эмоции, так как они возникают бесконтрольно и берут начало из подсознания.

Существует отдельное направление в прикладной психологии, известная как школа когнитивизма. Ее представители рассматривают поведение человека через его когнитивные процессы. Они считают, что человек поступает определенным образом, основываясь на особенностях мышления. Когнитивность в данном контексте считается приобретенным свойством, которое никак не связано с генетическими или гендерными особенностями.

Выделяют даже теорию когнитивного соответствия, которая была сформирована в 50-х годах прошлого столетия. Она описывает когнитивную структуру личности с точки зрения сбалансированности. Ведь главной мотивацией зрелого индивидуума считается сохранение целостности и достижение внутреннего баланса.

Понимание когнитивности породило отдельный раздел. Когнитивная психология изучает процессы познания и напрямую связана с изучение памяти, полноты восприятия информации, воображения, скорости мышления.

Познавательные процессы

Когнитивность имеет не только философское, но и прикладное значение. Как уже говорилось, этот раздел психологии предметно изучает когнитивные способности человека. Они могут быть одинаково развиты у всех индивидуумов, так и варьироваться в зависимости от генетических особенностей, воспитания или индивидуальных черт личности.

Когнитивные способности являются проявлением высших функций головного мозга. К ним относятся: ориентация во времени, личности и пространстве, способность к обучению, память, тип мышления, речь и многие другие. Психологи и неврологи в первую очередь обращают свое внимание на степень развития или нарушения именно этих функций.

Когнитивные функции, в первую очередь, связаны со способностью распознавать и перерабатывать информацию, а также характеризуют работу головного мозга. Ученые выделяют два основных процесса:

  • гнозис – умение распознавать и воспринимать информацию;
  • праксис - передача информации и совершение целенаправленных действий на основе этой информации.

Если даже один из этих процессов нарушается, то можно говорить о возникновении когнитивных нарушений.

Возможные причины

Когнитивные нарушения, как и любой патологический процесс в организме, не возникает на ровном месте. Чаще всего имеют место быть нейро-дегенеративные заболевания, патологии сосудов головного мозга, инфекционные процессы, травмы, злокачественные новообразования, наследственные и системные заболевания.

Одним из самых распространенных факторов возникновения когнитивных нарушений можно считать атеросклеротические изменения сосудов и артериальную гипертензию. Нарушение трофики тканей головного мозга часто приводит к структурным изменениям или даже гибели нервных клеток. Особенно опасны такие процессы в местах связей коры головного мозга и подкорковых структур.

Отдельно следует говорить о болезни Альцгеймера. Когнитивные нарушения при этой патологии являются ведущим симптомом и значительно снижают качество жизни самого пациента и его родственников. Основным проявлением является деменция, нарушение кратковременной и долговременной памяти и узнавания.

Классификация

Существует масса классификаций когнитивных нарушений. По степени тяжести и обратимости процесса выделяют:

Также по выпадениям определенных функций можно определить локализацию повреждения:

  • Поражение левого полушария характеризуется расстройством письма и счета (аграфия, акалькулия). Также может наблюдаться апраксия и афазия. Нарушается умение читать, распознавать буквы, страдает математическая деятельность;
  • Правое полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, воображение. Поэтому у пациента наблюдается дезориентация в пространстве и времени, ему становится сложно что-то представить или нафантазировать;
  • Когнитивные нарушения при поражении лобных долей следующие: пациент не может формулировать и выражать свои мысли, теряется способность запоминать новую информацию и воспроизводить старую;
  • При поражении височных долей человек страдает от невозможности распознавать запахи и зрительные образы. Также этот участок мозга отвечает за накопление опыта, запоминание и восприятие окружающей действительности через эмоции;
  • При повреждении теменных долей симптоматика может быть довольно разнообразной: от нарушения письма и чтения до дезориентации;
  • В затылочных долях головного мозга расположены зрительные анализаторы, поэтому возникают расстройства именно этого органа чувств.

Своевременная диагностика и терапия

Когнитивные нарушения на ранних стадиях очень трудно заподозрить. Сначала человека беспокоит только слабость, быстрая утомляемость, незначительное снижение некоторых функций или изменение настроения. Очень редко такие жалобы являются поводом для беспокойства. За консультацией к врачу обращаются уже на более поздних стадиях заболевания.

В первую очередь при подозрении на выпадение или снижение когнитивных функций необходимо тщательно собрать анамнез. Ведь эти симптомы не могут появиться без основной причины, на устранение которой и будут направлены основные лечебные мероприятия. При сборе анамнеза необходимо расспросить о наличии хронических заболеваний и постоянном приеме каких-либо препаратов. Ведь многие медикаменты, проникая через гемато-энцефалический барьер, способны влиять на клетки головного мозга.

Диагностика нарушений заключается в рассмотрении субъективных жалоб самого пациента и его близкого окружения (родственников, соседей по квартире), непосредственной оценки неврологического статуса и функциональных методах обследования. Существуют специальные тесты, с помощью которых можно точно определить не только когнитивные нарушения, но и их степень тяжести. Такие скрининговые шкалы помогают обнаружить такие патологии, как инсульт, сосудистая или сенильная деменция и другие. Не следует применять для диагностики слишком сложные тесты. Их данные не будут объективными, так как усложнение заданий в первую очередь будет свидетельствовать об интеллектуальном багаже, а не возможных нарушениях.

Также важно оценить эмоциональную сферу. Нередко у пациентов с депрессией наблюдается нарушение памяти и концентрации внимания. Также на это необходимо обратить пристальное внимание, так как скрининговые нейропсихологические тесты не всегда полностью раскрывают состояние психики.

Обследование с помощью МРТ или КТ способно прояснить многие органические патологии, например, сдавление участков головного мозга новообразованием или гематомой.

Лечение когнитивных нарушений следует начать с того нозологического заболевания, вследствие которого они появились. При отсутствии этиологического заболевания очень трудно назначить фармакотерапию.

КОГНИТИВНЫЙ

Связанный с сознанием, с мышлением. Когнитивные процессы. Когнитивная психология (направле-ние в психологии, исходящее из признания первичности умственной деятельности человека, а не его поведенческих реакций, что характерно для бихевиоризма).||Ср. МЕНТАЛЬНЫЙ.

Что такое КОГНИТИВНЫЙ, КОГНИТИВНЫЙ это, значение слова КОГНИТИВНЫЙ, происхождение (этимология) КОГНИТИВНЫЙ, синонимы к КОГНИТИВНЫЙ, парадигма (формы слова) КОГНИТИВНЫЙ в других словарях

когнитивный

Относящийся к познанию, к функциям мозга, которые обеспечивают формирование понятий, оперирование ими и получение выводных знаний. К. лингвистика - отрасль языкознания, занимающаяся ролью языка в познании.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары