Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Машина съедает масло. Почему двигатель жрет масло? Проблема с клапанами или каналами системы вентиляции картерных газов

В двигателе. Существует множество причин такого повышенного "аппетита". Нужно сразу сказать, что для многих современных автомобилей некоторый расход все-таки характерен. Но если он слишком большой, следует заняться диагностикой мотора. Рассмотрим типовые причины, почему двигатель ест масло.

Основные причины повышенного расхода

Как уже было замечено, различают допустимый расход - это масло на угар. Проще говоря, вне зависимости от типа ДВС, в нем сжигается небольшая часть смазочного материала в процессе работы. Дело в том, что смазочная жидкость циркулирует в системе и попадает на каждый элемент мотора, в том числе и на стенки цилиндров.

Каждый поршень оснащен специальными кольцами, которые собирают остатки смазочных материалов со стенок камеры сгорания в картер. Однако, небольшая часть все равно остается на стенках цилиндров и сгорает вместе со смесью бензина и воздуха. Так, расходы смазочной жидкости должны составить от 0,05 % до 0,25 % от объема сгоревшего горючего. К примеру, если мотор употребил 100 л. бензина, тогда допустимый расход смазок должен составить не более, чем 25 г. Однако это максимальная цифра. Минимальный расход - до 5 г. Это все допустимый предел. Если же наблюдаются отклонения, тогда стоит задуматься, почему двигатель дизельный ест масло.

На новых агрегатах смазочная жидкость может и вовсе не расходоваться. Но так бывает, пока двигатель совсем новый. По мере износа основных механизмов эта цифра будет увеличиваться. Если расход пугающий, следует искать причину. И для того чтобы ее устранить, придется разобрать весь мотор. Также причина может быть простой, которую легко устранить. Далее - об основных неисправностях, которые приводят к повышенному потреблению смазки.

Сильный износ маслосъемных колец

На поршнях любого ДВС имеются специальные маслосъемные кольца - одно на каждый поршень. Они, как уже было замечено, нужны для защиты цилиндров от попадания в них смазочных продуктов. Так как кольца находятся в тесном контакте со стенками камеры сгорания, и при этом он связан с постоянным трением, они имеют свойство стираться. Если есть износ, тогда увеличатся зазоры, через которые смазочные жидкости будут поступать в камеру сгорания. Там смазка благополучно сгорит вместе с топливной смесью, а затем выйдет в выхлопную систему в виде дыма. Это ответ на вопрос, почему двигатель ест масло и дымит.

Также в случае сильных перегревов двигателя, кольца могут залечь - они теряют свою упругость и прижимаются в своих посадочных местах к поршням. Диагностировать проблему по характерному синему дыму из выхлопной трубы. Устранить поломку можно, заменив эти самые кольца.

Изношенные стенки цилиндра

Это еще одна популярная причина, почему двигатель масло много ест. Здесь оно свободно в больших объемах попадает в камеры сгорания через зазоры, где и сгорает. Диагностировать можно также, по дыму. Для устранения поломки необходим капитальный ремонт с растачиванием блока цилиндров. Но есть и альтернативное решение вопроса - приобрести новый блок. Но это более дорогостоящий вариант.

Утечка через маслосъемные колпачки

Маслосъемный колпачок - это специальный сальник в двигателе. Он выполнен из особых материалов, которые легко выдерживают высокие температуры. Вследствие сильного износа сальник теряет свои характеристики эластичности. В результате - утечка и высокие расходы смазочной жидкости.

Для замены колпачков потребуется только демонтировать Весь двигатель разбирать необязательно. Это наименее дорогая в устранении причина, почему двигатель ест масло. Такой проблемой часто страдают двигатели от Subaru. Многие владельцы этих авто жалуются на высокий расход. Некоторые пишут, что это нормальное явление и у этих двигателей на самом деле такая конструкция (оппозит). Однако, частая причина, почему ест масло двигатель на Subaru ej20 - это именно маслосъемные колпачки.

Течи прокладки ГБЦ

Такой дефект чаще всего проявляется на автомобилях с пробегом. На новых такое и вовсе не случается - в условиях производства болты затягиваются очень хорошо. На машинах с большим пробегом, где износ мотора уже достаточно велик, прокладка просто прогорает. Случается это достаточно часто.

Для устранения проблемы требуется замена прокладки. Для этого необходимо просто снять После того как будет установлена новая, рекомендуется равномерно затянуть болты, чтобы течь не образовалась вновь.

Сальники коленчатого вала

В случае сильного износа, низких температур или заливки в мотор некачественных масел, сальники часто выдавливает, что и вызывает высокий расход. Стоимость нового сальника минимальная, а вот объем работы по замене - очень большой.

Ротор турбины на двигателях с наддувом

Если автомобиль оснащен турбонаддувом, то утечки могут расти значительно. Можно высушить масляную систему в очень короткий период, если наблюдается износ втулки на роторе турбины. Когда мотор стал работать иначе, первым делом следует проверить правильность функционирования ротора.

Частые неисправности

Смазка протекает через масляный фильтр. Один из характерных признаков - подтеки и пятна под автомобилем после стоянки. Причина утечки - в слабой затяжке корпуса фильтра. Можно легко выйти из этой ситуации - достаточно сильнее затянуть фильтр. Это мгновенно устранит течь.

Также автолюбители сталкиваются с течью через крышку головки блока цилиндров. В большинстве моделей авто она закрепляется на 6-12 болтах. Некоторые из них могут быть просто недотянуты. К повышенному расходу также приводят и масла низкого качества. Дело в том, что при попадании смазочных материалов на поршень, они мгновенно сгорают. Рекомендуется залить более качественный продукт и тогда расход придет в норму.

Стиль езды

Не все ездят спокойно. При более агрессивных стилях езды, когда двигатель набирает обороты вплоть до отсечки, не стоит забывать о том, что это экстремальный режим и повышенный расход масла. В таком случае - это обычное дело.

Сезонность

Еще на расход влияет время года.

Так, зимой расход выше, так как автомобиль работает в условиях суровых морозов. Профессиональные автомеханики рекомендуют для суровых зим применять более качественные масла с меньшей вязкостью - тогда с расходом все будет в порядке.

Дизельные двигатели

Мы рассмотрели бензиновые двигатели, а теперь разберем, почему ест масло. Большой расход, если на 10 000 км уходит 1 л смазочных материалов. Причины расхода масла в дизельных моторах в целом такие же, что и в случае с бензиновыми. Смазка может протекать через сальник коленчатого вала. Также течи идут через прокладку ГБЦ или маслоотражающие колпачки. Рекомендуется проверить ТНВД. В 25 % подобных случаев проблема заключается именно в нем. Поломки ТНВД бывают разными. В одном случае можно обойтись ремонтом, в другом - потребуется замена. Среди причин, почему ест масло двигатель на «КамАЗе», можно выделить долгую работу в режиме холостых оборотов. Также часто наблюдается утечки через смазочную систему турбокомпрессора - для устранения подтягивают соединения в системе турбокомпрессора или меняют прокладки. Еще к высокому расходу ведет засоренный воздухоочиститель и воздухозаборник. Это можно легко устранить при помощи его очистки.

Оппозитный мотор

Конструкции современных таковы, что они даже в новом состоянии будут расходовать смазочные материалы больше, чем их обычные собратья. Сами производители, например Subaru, заявляют, что нормальный расход для оппозитного мотора составляет 1 л на 2000-2500 км. Среди причин, почему оппозитный двигатель ест масло, могут быть также кольца, колпачки, течи. Необходима диагностика двигателя.

Повышенный аппетит после капитального ремонта

Случается и так, что полностью отремонтированный двигатель не радует своего владельца. Чтобы понять причины, необходимо разбираться, какой именно делался ремонт. Возможно, не менялись поршни, а была выполнена только замена колец - они будут долго прирабатываться к овальным поршням.

На самом деле причин, почему после капремонта двигатель ест масло, очень много. И чтобы отыскать неисправность, лучше всего разобрать мотор и осмотреть его. Но это рекомендуется делать только профессионалам.

Заключение

Мы рассмотрели основные причины, почему двигатель ест масло. Данная информация должна помочь начинающим автолюбителям в диагностике своих автомобилей.

Каждый водитель периодически задает себе вопрос: «Почему ест масло двигатель его автомобиля?». Отвечая на этот вопрос необходимо помнить, что сам принцип работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) предусматривает наличие большого количества узлов трения, которые требуют постоянной смазки. При ее отсутствии – о каком-либо моторесурсе силового агрегата не может быть и речи.

Разработчики и изготовители автомобильных ДВС постоянно работают над совершенствованием систем смазки автомобильных моторов. В настоящее время считается нормальным, если расход масла составляет 0,1…0,3% от общего расхода топлива на единицу пробега. Превышение этой величины говорит об износе деталей мотора или появлении неисправностей в его системе смазки.

Существует множество причин, по которым двигатель ест масло. Они давно систематизированы по видам неисправностей, в связи с чем диагностировать их для опытного автовладельца не составляет большого труда.

Причины расхода масла

Среди множества причин, приводящих к тому, что двигатель ест масло, можно выделить:

Чаще всего поршень имеет 3 кольца. Сверху расположены компрессионные кольца (2 шт.), а под ними – маслосъемное, обеспечивающее удаление излишков моторного масла, которым смазываются стенки цилиндров двигателя. Износ кромки этого кольца и приводит к увеличению его потребления.

Кроме того, при перегреве мотора компрессионные кольца теряют свою упругость. Это способствует появлению такого явления, как «флаттер» (кольца начинают колебаться с большой частотой как вдоль радиуса поршня, так и между краями поршневой канавки). При этом моторное масло выкачивается как насосом. Об износе поршневых колец свидетельствует «сизый» выхлоп. Устраняется дефект заменой изношенных колец, для чего необходимо разобрать двигатель.

  • Износ цилиндров двигателя

В процессе естественного износа стенки цилиндров деформируются. Во многом этому способствуют нарушение сроков замены моторного масла и использование некачественного моторного масла.

При этом из-за увеличившихся зазоров между поршнем и стенкой цилиндра на них могут образоваться сколы, задиры и царапины, в которых скапливается загустевшее моторное масло, недоступное маслосъемному кольцу. При следующем рабочем цикле оно просто сгорает, увеличивая потери «на угар».

Если цилиндр в результате износа принял оваловидную форму, то масло начинает попадать в камеру сгорания, что приводит к задымленности выхлопа. При сильном износе цилиндров необходим капитальный ремонт мотора.

  • Утечки в системе смазки

Часто водители замечают следы маслянистых подтеканий под автомобилем или на внешних поверхностях блока цилиндров. Появляются они из-за выхода из строя:

  1. сальника коленчатого вала;
  2. прокладок блока цилиндров или масляного фильтра;
  3. маслоотражательных колпачков.

Устраняются такие дефекты путем замены негодных деталей. При подтекании автосмазки из-под прокладки масляного фильтра меняют целиком весь фильтр.

ВАЖНО! Одна из часто встречаемых и легко устранимых причин утечки – открутившийся масляный фильтр.

  • Утечка моторного масла в магистраль системы охлаждения

Если расход автосмазки увеличился, а видимых следов протечек не наблюдается, и в выхлопе автомобиля отсутствует дым, то, скорее всего, оно «уходит» в магистраль системы охлаждения. При этом наблюдается изменение цвета и вспенивание охлаждающей жидкости. Причинами появления такого дефекта могут быть выход из строя прокладки головки одного из цилиндров и трещина в головке блока цилиндров. Устраняются такие неисправности путем замены прокладки или головки блока цилиндров.

Факторы, свидетельствующие о большом расходе масла

Обратив внимание на повышенный расход моторной автосмазки владельцу автомобиля необходимо в первую очередь определить характер и интенсивность, с которыми двигатель ест масло. Именно они вместе с дополнительными визуально-проявляемыми симптомами и позволят определить причины его повышенного расхода.

В общем случае силовой агрегат автомобиля может потреблять моторное масло:

  • незначительно, в пределах нормы, указанной в сопроводительной документации;
  • в большом количестве, когда доливать его приходится после каждой поездки;
  • постоянно – при периодическом контроле уровня с помощью щупа не хватает определенного его количества;
  • нестабильно, то есть его расход возрастает внезапно, а затем вновь приходит в норму.

Визуальные симптомы, свидетельствующие об увеличенном потреблении:

  1. Загорелась лампочка датчика давления масла (при работающем силовом агрегате).
  2. Под автомобилем замечены следы подтекания моторной автосмазки.
  3. Застучали гидрокомпенсаторы клапанов газораспределительного механизма (ГРМ).
  4. Изменился цвет охлаждающей жидкости и ее консистенция.
  5. Большое количество дыма из выхлопной трубы и изменение его цвета.
  6. Появился стук в двигателе и пр.

Симптомы увеличения расхода масла

Внезапное увеличение расхода моторной автосмазки встречается достаточно редко. Чаще всего нарушения в работе системы смазки происходят постепенно, о чем внимательный водитель может узнать по ряду признаков:

  • Стук в двигателе

Появление стука в двигателе может быть вызвано различными причинами, однако чаще всего это связано с увеличением зазоров в узлах трения, которое со временем вызовет увеличение расхода автосмазки, а затем может привести и к поломке силового агрегата.

Характер стука позволяет локализовать место появления дефекта. Например, если звук звонкий и локализован в верхней части силового агрегата – то это стучат гидрокомпенсаторы клапанов ГРМ; глухой и доносится изнутри двигателя – значит изношены цилиндро-поршневая группа и/или коленчатый вал.

СОВЕТ! Для более точной локализации источника стука в двигателе рекомендуется выжать сцепление при механической коробке переключения передач (КПП) или установить рычаг автоматической КПП в положение «нейтраль» (N). Это позволит исключить элементы трансмиссии, которые также могут быть причиной стуков.

  • Горит аварийная лампочка датчика давления масла

Часто случается, что аварийная лампа начинает мигать после замены масла, особенно если она проводится нерегулярно. Известно, что в старом моторном масле присутствуют частицы мусора, нерастворимых отложений и других, в том числе и абразивных частиц, которые увеличивают его вязкость и способствуют увеличению зазоров.

Новое же имеет большую текучесть и к тому же обладает моющими свойствами. После замены новое масло промывает все магистрали и подводящие каналы, смывая мусор, который, накапливаясь в виде отложений, в какой-то степени компенсировал увеличенные зазоры между деталями узлов трения. При этом их детали:

  1. изношены, но находятся еще в более или менее рабочем состоянии, если аварийная лампа мигает только на прогретом моторе – это связано со снижением вязкости моторной автосмазки при повышении температуры и низкими оборотами масляного насоса в режиме холостого хода;
  2. требуют немедленной замены, если аварийная лампа горит при запуске холодного двигателя более 3 сек.

ВНИМАНИЕ! Если внезапно загорелась аварийная лампа давления масла – готовьтесь к ремонту двигателя. Эксплуатация автомобиля в таком режиме запрещается. Необходимо заглушить двигатель, произвести тщательную диагностику и устранить выявленные дефекты.

Всем доброго времени суток! В данной статье будет рассмотрен вопрос: почему двигатель ест масло? Большинство автовладельцев воспринимают этот вопрос очень дословно, представляя при этом двигатель, который в прямом смысле слова питается моторным маслом. Конечно это не так.

Повышенный расход моторного масла является следствием нескольких факторов, о которых мы расскажем чуть ниже в статье. Но не следует опускать тот факт, что расход масла является вполне обычным явлением для большинства автомобилей. В этом случае производитель четко дает понять, что, например, расходование масла в размере 800 грамм на 10 000 км пробега является нормой. Эти цифры очень условны и отличаются для конкретного авто. Данная информация обычно указывается в книге по эксплуатации к автомобилю. Если фактический расход масла совпадает (ну или меньше) заявленного, то волноваться не стоит. Если расход масла превышает допустимый, то следует найти проблему и быстрее ее устранить.

Почему двигатель ест масло? Основные причины


Маслосъемные (маслоотражательные) колпачки

Основной причиной, почему двигатель ест масло , является неисправность маслосъемных колпачков. Маслосъемные колпачки называются еще сальниками клапанов. Они расположены на направляющих клапанов в ГБЦ и служат для очистки клапанов от моторного масла. Иными словами, сальники клапанов предотвращают попадание масла в цилиндры через направляющие клапанов.


Причин выхода из строя маслосъемных колпачков не так уж и много. Со временем маслосъемные колпачки просто твердеют и перестают быть эластичными. Из-за этого они начинают пропускать масло, которое попадает в камеры сгорания и просто напросто выгорает. Отсюда и прожорливость двигателя. Есть и другая причина. Например, во время ремонта были установлены некачественные сальники клапанов. Такие сальники также не способны удерживать масло. Бывает и такое, что сальник клапана просто слетает с направляющей.

Как определить, что двигатель ест масло из-за маслосъемных колпачков?

При износе сальников клапанов Вы увидите синий дым из выхлопной трубы. Так двигатель показывает, что выгорает масло. Если колпачки только начали выходить из строя, то синего дыма из трубы Вы можете и не заметить при движении. Но синее облако дыма может вылететь из трубы в момент запуска мотора после продолжительного простоя.


Второй по популярности причиной, почему двигатель ест масло, является износ маслосъемных колец. Когда маслосъемные колечки изнашиваются, их очищающая способность снижается, они не полностью удаляют моторное масло со стенок цилиндра. Попавшее в камеру сгорания масло выгорает. Отсюда и увеличенный расход моторного масла. Износ маслосъемных поршневых колец диагностировать очень сложно. Как правило, определить их неисправность может лишь вскрытие двигателя со всеми вытекающими. Процедура не из приятных, да и стоит не очень дешево.


Качество моторного масла

Сегодня качество моторного масла играет также важную роль и является третьей по популярности причиной почему двигатель есть масло. Важно правильно подобрать моторного масло. Выбор масла должен зависеть от марки и модели автомобиля, установленного двигателя, пробега мотора и стиля вождения. Если масло выбрано неправильно, то возможно увеличение его расхода. Одной из наиболее частых ошибок является использование неподходящего масла. Например, автовладелец использует моторное масло для современных или новых двигателей с низкой вязкостью (0W20, 0W30) в двигателе с большим пробегом, где требуется заливать более вязкие масла (5W40, 10W40 и т.д.). Во-первых, это выброшенные на ветер деньги, так как двигателям с большим пробегом вовсе не требуется очень "жидкое" масло. А все масла с низкой вязкостью стоят значительно дороже остальных. Во-вторых, это лишний расход масла, т.е. требуется снова и снова доливать масло в мотор. А это снова выброшенные на ветер денежные средства.

Не забывайте и о подделках. Некачественному моторному масло свойственно расходоваться очень быстро. Специально для Вас мы сделали небольшую подборку статей, которые помогут Вам определить поддельное моторное масло:

Последнее время участились случаи нечестной торговли маслами со стороны официальных поставщиков. Не будем говорить о каких именно торговых марках идет речь, но расскажем подробнее о способах обмана покупателей.

Суть обмана заключается в том, что в оригинальное моторное масло добавляется специальный растворитель, который никак не влияет на заявленные свойства масла. Экспертиза такого продукта не может показать, что масло является поделкой. Ведь все заявленные свойства масла соблюдаются. Но после замены большая часть масла испаряется от высоких температур внутри мотора. Автовладелец через некоторое время снова покупает такое же масло "на доливку", думая, что с двигателем что-то не так. Таким образом поставщики увеличивают свои продажи. Такие серые методы используются далеко не всеми торговыми марками, но тем не менее данный вид обмана имеет место быть.

Стиль вождения

Безусловно, стиль вождения играет большую роль в плане расходования масла. Зачастую водители, которые любят "погонять", задаются вопросом почему двигатель ест масло. Давайте разберемся с физиологией процесса. Изначально надо понимать, что на высоких оборотах маслосъемные кольца не всегда успевают удалять моторное масло со стенок цилиндров. После чего масло просто напросто выгорает. Это не так сильно зависит от износа деталей мотора. Скорее всего, это такая особенность всех ДВС. Кроме этого, на высоких оборотах нагрузки на двигатель очень сильно увеличиваются. Вместе с этим увеличиваются нагрузки и на моторное масло, которое со временем начинает терять свои свойства. Кроме свойств, ухудшается и вязкость. А чем ниже вязкость, тем больше вероятность уменьшение уровня масла. Думаю отвечать на вопрос "Почему двигатель ест масло" в данном случае не имеет смысла? Ведь все итак понятно.

Подтекание масла

А может причиной почему двигатель ест масло является вовсе не подъедание? А просто где-то подтекает? Обычно местами подтекания моторного масла являются сальники, крышка маслозаливной горловины, сливная пробка или прокладка масляного фильтра. Внимательно осмотрите двигатель. Возможно дело именно в этом.


Почему двигатель ест масло и чем это грозит?

Если долго не обращать внимание на жор масла, то это может обернуться куда большими проблемами. Следует понимать, что исчезнувшее в процессе работы двигателя масло не пропадает без следа. Всегда остаются продукты сгорания, которые не всегда полностью выводятся в выхлопную трубу. Как правило, недогоревшее масло остается в камере сгорания в виде нагара на поршнях, клапанах и т.д. Это ведет к увеличению износа деталей мотора, уменьшению эффективности и потерю мощности (например, нагар на поршнях ведет к изменению степени сжатия). Недогоревшее масло в канавках поршневых колец может привести к их залеганию. А это потеря компрессии со всеми вытекающими с последующим капремонтом двигателя.

Но не забывайте, что рано или поздно Вы окажитесь в такой ситуации, что масло в системе будет очень мало. Без эффективной смазки двигатель долго не протянет и выйдет из строя очень быстро. Современные авто при низком уровне масла способны предотвратить дальнейшие поломки, отказавшись заводиться. А вот менее технологичные автомобили такой возможности не дают. Поэтому владелец бюджетного авто при низком уровне масла рискует попасть на дорогостоящий ремонт.

Если Вы заметили, что двигатель Вашего автомобиля начал подъедать масло, то не тяните до последнего. Лучше сразу предпринять необходимые меры и обеспечить долгую жизнь сердцу Вашего железного коня.

Почему двигатель ест масло? Заключение

В заключение данной статьи хотелось бы сказать, что все причины подъедания масла двигателем имеют место быть. Если Вы заметили, что уровень масла начал уменьшаться, а Вы проехали совсем мало, то не стоит паниковать. Для начала можно поэксперементировать с различными маслами. Можно попробовать перейти на более вязкое масло или вовсе сменить марку смазочного материала. Если же ничего не изменилось и двигатель по-прежнему ест масло и вы не знаете почему, то обратитесь в автосервис, где помогут решить Вашу проблему! На этом все! До новых встреч на нашем сайте! Спасибо за внимание.

Узлы и детали двигателя любой конструкции, работающего на бензиновом либо дизельном топливе, нуждаются в постоянной смазке. От этого зависит работоспособность и срок службы силового агрегата. Но что делать, когда в процессе эксплуатации уровень моторного масла снижается до минимальной отметки и его приходится пополнять чуть ли не каждый день? Существует несколько причин, почему двигатель ест масло, причём большинство из них устраняется своими силами.

О нормах потребления моторного масла

Прежде чем разобраться в причинах повышенного расхода жидкой моторной смазки, нужно понять, что считается нормой и в какой момент это явление становится проблемой. Ведь «поедание» масла свойственно всем двигателям, вопрос состоит в размерах «аппетита».

Во время работы агрегата, находящегося в исправном состоянии, количество смазки уменьшается за счёт следующих технологических потерь:

  • отложения в виде нагара при попадании в зону вспышки или высокой температуры;
  • отложения в виде грязи, задерживающиеся фильтром и сеткой масляного насоса;
  • испарение и отвод масляных паров через систему вентиляции картера;
  • грязевые отложения в различных труднодоступных местах.

Перечисленные потери называются расходом моторного масла на угар. В идеальном случае величина угара зависит от рабочего объёма агрегата. Чем мощнее мотор, тем большее количество смазки ему необходимо для работы, а значит, возрастают потери. В реальности факторов, влияющих на потребление смазывающих материалов, гораздо больше.

Норма технологических потерь на угар рассчитывается как доля 0,2-0,3% от расхода горючего на 100 км пробега. Если взять в качестве примера потребление топлива 6 л на 100 км, то угар должен находиться в пределах 12-18 мл. То есть, доливка 1,2 л масла в течение пробега 10 тыс. км для такого двигателя считается нормой.

Если мотор потребляет больше указанной нормы, то появляется повод для беспокойства. Необходимо проанализировать причины явления и устранить их, чтобы в один «прекрасный» момент не столкнуться с ремонтом силового агрегата. Ведь в силу забывчивости либо нехватки времени вы можете не пополнить уровень масла вовремя, что чревато падением давления, перегревом поршневой группы, либо выходом из строя подшипников скольжения (вкладышей) коленчатого вала.

Причины, почему двигатель ест масло

Как показывает практика, двигатель начинает усиленно «поедать» масло вследствие таких причин:

  • эксплуатационный износ цилиндро-поршневой группы и сальников клапанов;
  • в результате перегрева мотора из-за неисправности системы охлаждения или некорректных действий водителя;
  • использование некачественного топлива и смазывающих материалов;
  • протечки через прокладки и сальники;
  • неправильная эксплуатация автомобиля.

Перечисленные причины одинаково актуальны как для бензиновых моторов, так и для дизелей различного рабочего объёма и мощности. Каждый случай отличается по симптомам, поэтому стоит рассмотреть их подробнее.

Износ деталей

Расход масла, связанный с этой причиной, заметен невооружённым глазом и может достигать 500 мл на 1 тыс. км пробега автомобиля. Сопровождается сизым дымом из выхлопной трубы на всех режимах работы двигателя. Когда кольца и поршни существенно стёрлись, а в гильзах цилиндров появилась эллипсовидная выработка, то камера сгорания перестаёт быть герметичной. В результате масло сгорает в цилиндрах вместе с горючим следующим образом:

  1. Из-за негерметичности стыка поршень - кольцо - стенка гильзы постоянно происходит прорыв раскалённых газов из камеры сгорания в картер.
  2. Под давлением картерные газы вместе с масляными парами выталкиваются через систему вентиляции картера в воздушный тракт.
  3. Смешиваясь с очередной порцией топлива, пары масла снова подаются в камеру, где успешно сгорают и образуют нагар на всех поверхностях.
  4. Когда маслосъёмные кольца не выполняют своих функций, то часть смазки попадает в камеру снизу.

Неисправность обнаруживается при снятии патрубка вентиляции картера (сапуна) на холостом ходу. При изношенной поршневой группе оттуда сразу повалит сизый дым.

Жидкая смазка попадает в камеры сжигания и другим путём - сквозь трещины в старых маслоотражающих колпачках клапанов. Тогда дым из сапуна не идёт, а только из выхлопной трубы. Для подтверждения диагноза стоит выкрутить свечи и проверить компрессию - она будет выше нормы. Да и на электродах свечей появится слой нагара. Наглядно неисправность показана на видео.

Почему движок жрёт масло: видео от профи

Перегрев - главный враг двигателя

От нагрева металлам свойственно расширяться. Так и происходит во время перегрева - поршни увеличиваются в объёме и начинают царапать стенки цилиндров. Кольца, прошедшие термообработку, от перегрева отпускаются и превращаются в мягкую проволоку. Герметичность в цилиндре теряется полностью, компрессия падает до нуля. Соответственно, ничто не препятствует попаданию смазки в камеру сгорания.

Симптомы неисправности выражены чётко:

  • мотор прямо-таки «пожирает» масло в объёме до 1 л на 1 тыс. км пробега;
  • мощность двигателя падает на четверть (при отказе одного цилиндра), на столько же возрастает расход топлива;
  • непременный спутник сгорания масла - дым синего цвета из трубы.

К перегреву зачастую приводят неполадки в системе охлаждения - выход из строя датчика температуры либо водяного насоса (помпы), несвоевременное включение вентилятора. Создать подобные условия может и водитель, насилуя мотор в экстремальных условиях, например, по бездорожью с буксованием. Особенно страдают последние цилиндры двигателей заднеприводных и полноприводных авто, расположенные далеко от вентилятора охлаждения.

Некачественные горюче-смазочные материалы

Как правило, подделанные моторные масла не содержат необходимого пакета присадок, противостоящих образованию нагара и способствующих промывке каналов и деталей силового агрегата. Вдобавок они не соответствуют заявленному классу вязкости, отчего разжижаются спустя 1-2 тыс. км. В результате такая смазка проникает через уплотнения вполне исправного мотора и сгорает вместе с топливом.

Потребление в этом случае не столь вопиющее, как при износе деталей, но всё равно очень заметное. К такому же результату может привести езда на низкооктановом бензине, вызывающем детонацию. Это удары по поршням от микровзрывов в камерах сгорания, отчего раскалённые газы прорываются в картер. Признак детонации - звонкий стук поршневых пальцев при нажатии на педаль газа.

Отдельный вопрос - качество используемой солярки. Некоторые автолюбители покупают «левое» горючее, предназначенное для тракторов и тепловозов с повышенным содержанием парафина и серы. Эти элементы постепенно закоксовывают все зазоры, в том числе и в маслосъемных кольцах. Результат очевиден - мотор начинает «есть» масло.

Протечки и нарушения эксплуатационных режимов скажутся на уровне смазки в моторе

На долю протечек приходится небольшой расход моторной смазки, но само явление довольно неприятное. Мало того, что нужно постоянно отслеживать уровень масла, так ещё и под машиной образуются тёмные пятна, а под капотом наблюдается сплошная грязь от смешивания ГСМ с пылью. Потеки обнаруживаются в таких местах:

  • из-под клапанной крышки;
  • под прокладкой головки блока цилиндров (ГБЦ);
  • из сальников коленчатого либо распределительного вала;
  • из-под прокладок цепного механизма ГРМ и поддона картера.

Наиболее опасны утечки масла сквозь прокладку ГБЦ, отчего оно попадает в охлаждающую жидкость и наоборот. Неисправность требует немедленного устранения, поскольку ведёт к перегреву и снижению давления смазки.

Бензиновые и дизельные агрегаты небольшой мощности (рабочий объем до 1,6 л) могут расходовать масло из-за неправильной манеры езды. Причина - ранний переход на высшую передачу, когда мотор ещё не набрал нужное количество оборотов и не достиг оптимального крутящего момента. Тогда в цилиндрах происходят процессы, препятствующие нормальной работе маслосъемных колец.

Куда пропадает моторное масло: видео

Проще всего избавиться от повышенного расхода смазки вследствие неправильной эксплуатации и применения компонентов ГСМ низкого качества. В первом случае необходимо внимательно изучить техническую документацию автомобиля и соблюдать инструкции по своевременному переключению передач, а также не перегружать мотор в экстремальных условиях езды. Во втором случае необходимо заменить масло на качественное, сделав промывку агрегата.

Прочие неполадки устраняются разными способами:

  1. Подтекающие сальники и прокладки подлежат замене. Не стоит испытывать на своём автомобиле различные «чудодейственные» средства, якобы решающие проблему без разборки узлов.
  2. Если обнаружилась негерметичность маслоотражающих колпачков, их тоже следует поменять. При желании процедуру можно выполнить своими руками без снятия головки блока цилиндров.
  3. В большинстве случаев изношенную поршневую группу меняют на станции техобслуживания. Исключение - автомобили ВАЗ, ГАЗ и прочие марки, выпускаемые на постсоветском пространстве. Их тоже можно отремонтировать самостоятельно при наличии навыков и инструментов.

Чтобы устранить утечку смазки, её нужно сначала найти. Протекающие прокладки обнаруживаются без труда путём визуального осмотра силового агрегата со всех сторон, в том числе и снизу. Негерметичность сальников коленчатого вала выявить сложнее, придётся внимательно изучить состояние двигателя из смотровой канавы. Потеки масла укажут, в каком направлении нужно искать.

Для замены сальников клапанов нужно снять клапанную крышку, распределительный вал и рычаги с пружинами. На дизельных моторах, да и современных бензиновых, придётся снимать гидрокомпенсаторы. Затем, поочерёдно снимая старые колпачки и протирая посадочные места, надо поставить новые сальники. Подробно диагностика и замена показана на видео.

Причины проблемы и устранение на классике: видео

Освобождая клапаны, нужно принять меры, чтобы они не провалились внутрь цилиндра. Это достигается установкой поршней в положение ВМТ.

Ремонт «подгулявшей» поршневой группы можно отсрочить на некоторое время при условии, что компрессия в цилиндрах примерно одинакова. Нужно приобрести и залить специальное масло повышенной вязкости для машин с большим пробегом, имеющее пакет восстанавливающих присадок. Такое производят все известные бренды, главное, - покупать его у официальных дилеров, чтобы не нарваться на подделку и окончательно не добить свой мотор.

Отложить проведение ремонта иногда помогает процедура освобождения залёгших маслосъемных колец - раскоксовка. Она проводится без разборки двигателя и совмещается с промывкой и заменой смазывающего материала. Необходимо купить специальную жидкость - раскоксовыватель и действовать в таком порядке:

  1. Выкрутить свечи и поворотом коленчатого вала установить все поршни на один уровень. Проверяется с помощью длинной деревянной палочки.
  2. Шприцем залить в цилиндры количество жидкости, указанное в инструкции. Вкрутить свечи на место от руки и оставить на 4–6 часов.
  3. Вывернуть свечи и продуть цилиндры, включив стартер на несколько секунд. Отверстия лучше прикрыть тряпкой.
  4. Слить старое масло, залить промывку и запустить мотор. Новый фильтр не ставить.
  5. После промывки опорожнить картер в течение 1-2 часов, чтобы вытекла вся грязь.
  6. Поменять фильтр и залить новую смазку.

Ремонт двигателя стоит немалых денег, поэтому автомобилисты стараются отложить этот момент как можно дальше во времени. Это допустимо при подтекающих прокладках (кроме ГБЦ), когда расход масла не превышает 300 мл на 1 тыс. км. Если мотор «ест» больше, то рекомендуется приступить к поиску причины и способов устранения неисправности.

Повышенное потребление моторного масла может свидетельствовать о наличии в автомобиле серьезных неполадок. Причем возникнуть такая проблема может как в новых, так и в старых транспортных средствах. Разберемся, почему двигатель ест масло и что делать, чтобы избежать серьезных поломок средства передвижения.

Проверка уровня масла

Существует три основных симптома, по которым можно понять, почему двигатель есть масло. Во-первых, это постоянное заметное снижение должного уровня смазки, который проверяется специальным масляным щупом. Во-вторых, наличие темных луж на асфальте под моторным отсеком транспортного средства после длительных и не очень простоев. В-третьих, наличие синего дыма в выхлопах автомобиля. Однако, возможна ситуация, при которой двигатель ест масло, но не дымит.

Ошибочно считать, что утечка масла характерна только для старых автомобилей. Безусловно, наибольший процент проблем встречается именно на тех транспортных средствах, которые отъездили не одну сотню тысяч километров. Неполадки чаще всего возникают вследствие утраты износостойкости деталей, подверженных наибольшим силовым перегрузкам, или из-за недобросовестного технического обслуживания автомобиля. Несвоевременная замена расходных материалов или вовсе пренебрежение данной процедурой может послужить причиной большой потери смазочной жидкости.

Вероятность столкнуться с чрезмерным потреблением масла на новых автомобилях возрастает тогда, когда они попадают в руки сервисных мастеров, не имеющих достаточного опыта и должной квалификации в подобных делах. Кстати, неправильно подобранная вязкость ГСМ может также послужить причиной повышенного потребления. Но, поговорим обо всем по порядку.

Какие детали “помогают” маслу убегать?

Существует несколько наиболее слабых мест в двигательной системе, которые могут способствовать возникновению рассматриваемой нами проблемы. Когда двигатель жрет масло, причины могут быть следующие:

  • стенки блока цилиндров. Большой километраж автомобиля или некомпетентный уход за ним могут вызвать серьезный износ стенок блока цилиндров. Подобная проблема также возникает и при длительной работе мотора на закоксованных маслосъемных кольцах. Затвердевшие частицы расцарапывают металлические поверхности и истончают их. В результате, через образующиеся отверстия начинается активная утечка масла.
  • маслосъемные кольца. Устанавливаются они у основания поршня и не позволяют излишкам защитного слоя проникать в камеру сгорания. Если кольца выходят из строя, двигатель жрет масло в большом количестве, а причины такой утечки кроятся в постоянных перегревах двигателя и закоксовке самих колец. Перегрев может возникать из-за низкого уровня охлаждающей жидкости или ввиду продолжительной работы мотора на повышенных оборотах. Использование низкокачественной смазочной защиты может послужить причиной образования твердых частиц – закоксовки – на двигающихся механизмах установки. Отложения будут нарушать герметичность конструкции, в следствие чего масло начнет проникать в камеру сгорания. Там, смешиваясь с топливной смесью, оно будет улетучиваться через систему выхлопов.
  • маслосъемные колпачки. Их задача аналогична задаче вышеупомянутых колец с той лишь разницей, что располагаются они на клапанах. Они точно также начинают пропускать масло в рабочую зону, когда их износ превышает допустимый уровень. Закоксовка и перегрев – основные причины износа элементов.
  • прокладка под клапанную крышку. Каждый съем клапанной крышки должен сопровождаться обязательной заменой прокладки. Причем ее размер и форма должны четко соответствовать двигательным параметрам. Неправильная установка данного элемента вызовет протечку масляного материала и его повышенный расход.
  • прокладка блока цилиндров. Аналогичная проблема может встретиться и здесь. Причем вытекать в данном случае масло может двумя способами: по внешней оболочке мотора или внутрь блока цилиндров. Для второго случая характерно смешивание защитного материала с охлаждающей жидкостью и образование белой пены. Кроме того, о проблеме может говорить регулярное снижение уровня масла и превышение допустимого объема антифриза. Чтобы правильно диагностировать поломку, необходимо заглянуть в бочок с охлаждающей жидкостью: если там присутствует масляное пятно, настало время менять прокладку блока цилиндров.

Когда видимых симптомов протечки нет

Существуют ситуации, когда причина нарушенного потребления моторного масла кроется не в изношенных деталях:

  1. Если вы заливаете в движок масло, вязкость которого не соответствует требованиям производителя, можете быть уверены – проблемы рано или поздно себя проявят. Дело в том, что автопроизводитель производит подбор нужного вещества путем продолжительных испытаний. По сути, он облегчает водителям задачу при покупке нужной жидкости и позволяет экономить средства. Если смазка слишком вязкая, двигатель будет с трудом проворачивать коленчатый вал, испытывая сильную перегрузку. Перегрузка вызовет необходимость сжигания большего количества топливной смеси, а, значит, экономия в данном случае не уместна. При чрезмерно жидкой пленке часть элементов, а может и вся система, будут работать без должного уровня защиты. Это чревато серьезным перегревом системы, быстрым износом рабочих механизмов и повышенной утечкой масляной жидкости.
  2. Двигатель жрет масло при агрессивном стиле вождения. И причина этому не в нарушениях герметичности системы или износе работающих механизмов, а в расширении металлических элементов при перегреве. В момент резкого старта мотор начинает активно прокачивать масло по системе, но для этого ему требуется больше усилий. Большие усилия приводят к резкому перегреву элементов и их последующему расширению, а здесь уже вполне понятно, почему защитная смазка оказывается в камере сгорания.

Устраняем проблемы

Если вы заметили, что двигатель ест масло, а причины этому – износ маслосъемных колпачков, колец, конструктивных прокладок или потёртость стенок блока цилиндров, то требуется незамедлительная замена указанных элементов. Своевременное обслуживание автомобиля позволит вам не только сэкономить средства, предотвратив серьезный капитальный ремонт, но и на ранних стадиях диагностировать другие возможные проблемы с двигательной системой или автомобилем в целом.

При подборе нужной автомобильной смазки всегда опирайтесь на рекомендации производителя. Ни в коем случае нельзя заливать под капот ту жидкость, вязкость которой запрещает использовать мануал к автомобилю.

Кроме того, если вы хотите добиться экономного расхода ГСМ, избегайте резких стартов и торможений. Безусловно, мгновенно нарастающая мощь мотора повышает в крови водителя адреналин, но у машины оно вызывает перегрев и активное потребление технических жидкостей. Если отказаться от экстремального вождения вы не можете, то не удивляйтесь, что расход масла в разы будет превышать установленные производителем нормы.

О чем следует помнить?

Если вы хотите продлить жизнь своего автомобиля, то заботиться о нем нужно очень внимательно. Во-первых, следует отказаться от сомнительных мастерских. Гаражные эксперты, бесспорно, обладают определенным опытом в области обслуживания транспортных средств, но их познания ограничиваются небольшим количеством автомобильных марок. Кроме того, гарантию на свою работу вам никто не даст, да и доказать причастность лжемастера в случае серьезной поломки будет тяжело.

Лучше и экономнее всего, конечно, производить всю работу по автомобилю самостоятельно. Так вы будете иметь полное представление о состоянии транспортного средства и о качестве всех заливаемых в него жидкостей. Кроме того, выполняя работу для себя, вы не будете устанавливать новые детали абы как, а сделаете это на совесть.

Если двигатель ест масло в большом объеме, но у вас нет возможности диагностировать автомобиль самостоятельно, что делать в этом случае? Везти автомобиль к официальному представителю. Только там ему будет оказана должная помощь.

И напоследок

Теперь вы знаете, почему двигатель есть масло. Своевременная диагностика проблемы позволяет оградить себя от серьезных поломок в будущем. Иными словами, если вы обнаружили, что масло сильно быстро уходит, незамедлительно ищите причину этого. Регулярная доливка к устранению утечки не приведет, но по карману ударит заметно.

Также помните, что проверять уровень масла нужно регулярно. Не реже раза в неделю. А если совсем недавно вы проводили техосмотр машины, то и вовсе два-три раза в неделю. Элементарная неправильная установка сливной пробки может оставить весь движок в беззащитном состоянии.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары