Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Чем левша отличается от правши: особенности, интересные факты, рекомендации. Как появляются левши

Наконец, на явление право- или леворукости может влиять и социум. В советское время, например, считалось, что детей-левшей надо переучивать. Поэтому если родители видели, что ребенок держит левой рукой ложку или карандаш, они запрещали ему это и настаивали, чтобы он использовал правую руку. Точно так же поступали воспитатели в детском саду и учителя в школе. Поэтому врожденных левшей в принципе может оказаться больше, чем мы думаем.
В чем разница между левшами и правшами?
Известно, что многие выдающиеся личности - политики, ученые, актеры, художники, композиторы - были левшами. Среди них - Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Уинстон Черчилль, Билл Клинтон, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Андерсен, Моцарт, Аристотель, Ницше, Чарли Чаплин… Но означает ли это, что все левши – потенциальные гении?
Психологи из Огайо Стивен Кристман и Рут Проппер провели любопытный эксперимент по проверке памяти. Они отобрали 62 человека и предложили им запомнить 55 слов, промелькнувших на экране. Левши справились с заданием в два(!) раза лучше, чем остальные. По мнению ученых, это объясняется более тесным взаимодействием между полушариями мозга. Однако память левшей избирательна. Так, им легче вспомнить, куда они положили какую-нибудь вещь, чем воспроизвести наизусть кулинарный рецепт или историческую дату.
За последние три десятилетия количество левшей в мире заметно увеличилось. По мнению шведских исследователей, это объясняется тем, что процедура УЗИ, которой подвергаются будущие матери на стадии беременности, воздействует на мозг и центральную нервную систему еще не родившихся детей. По некоторым данным, сейчас в мире более 800 миллионов левшей, а к 2020 году их число перевалит за миллиард…
Напоследок - тест на скрытую «леворукость», рекомендуемый психологами. Скрестите между собой пальцы обеих рук. Если сверху окажется большой палец левой руки - вы от рождения левша.

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей:

Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.

Часто такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины.

У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Многие из таких детей начинают говорить позже, чем их сверстники, а также имеют трудности с произношением некоторых звуков.

Иногда проблемы возникают с письмом, чтением и математикой.

Дети-левши непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но психологи подчеркивают, что леворукость - это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

Причины различий

Почему человек становится левшой или правшой? В нашем организме обычно доминирует одно из полушарий мозга.

Если левое (оно отвечает за правую часть тела), то такой человек - правша, а если доминирует правая часть мозга, которая отвечает за левую сторону тела, человек становится левшой.

Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная («сто-процентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, но ведущая рука - правая).

Каждое из полушарий мозга отвечает за конкретные способности человека.

Отчего он такой

Современная наука выделяет четыре основные причины леворукости:

Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам.

Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Но таким детям придется очень сложно. Ведь им будет одинаково трудно владеть и правой и левой рукой. Могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. На помощь придут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.

«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.

Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает, например, одному из родителей-левшей, и как следствие - леворукость входит в привычку.

Почему нельзя переучивать

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Мы можем заставить ребенка писать и есть правой рукой, но не в наших силах изменить ведущее полушарие мозга.

С какими проблемами можно столкнуться при переучивании маленького левши? Ваш малыш может получить самые разнообразные признаки невроза. Это может быть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание. Эти нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ваш ребенок будет плохо учиться в школе и как следствие - в институте, у него будут проблемы на работе.

Ищем подтверждение

Итак, ваш ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой - можно ли по этим признакам назвать его левшой? Если вы ответите положительно, это будет не совсем верно. Ведь настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, левое ухо превосходят правые.

Устройте малышу небольшой тест.

Итак, с определением руки вы уже справились, ведь малыш берет предметы, пишет и рисует чаще левой рукой. А теперь определим, какое ухо он использует как ведущее. Попросите его взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Посмотрите, к какому уху он их поднесет. Так легко определить и ведущий глаз. Сверните лист бумаги в трубочку и дайте ее малышу в обе руки. Предложите поискать через эту «подзорную трубу» различные предметы.

Наверняка лист будет поднесен именно к ведущему глазу. Обратите внимание, на какой ноге малышу удобнее прыгать и какой ногой он бьет по мячу. Эти тесты надо проводить примерно в пять лет, потому что малыши до пяти лет могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Помогаем развиваться

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. В игровой форме это делать сподручнее. Предложите малышу ладошку плотно прижать к столу и по очереди отрывать от поверхности каждый пальчик - пусть пальчики поочередно посмотрят вверх и лягут обратно. Да и любое другое упражнение для развития моторики ребенка, несомненно, пойдет на пользу.

Чтобы изучение алфавита давалось легче, стоит опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на вкусный крендель или очки, а «Х» - это шагающий человечек, «Ч» - перевернутый стул. Пусть ребенок сам придумает и другие ассоциации. И так с каждой буквой. Получится забавная и полезная игра. Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. В таких случаях помогут специальные упражнения. Выберите буквы, которые ваш малыш «зеркалит», и сами напишите их в ряд, причем несколько букв в этом ряду пусть будут написаны в неправильную сторону, так, как пишет их обычно ребенок. Пусть он самостоятельно найдет «зеркальные» буквы.

Почерк у детей-левшей имеет наклон влево либо может не иметь его совсем.

Наша справка
>> До недавнего времени леворукость считалась патологией. Потом опыт показал, что переучивание леворуких детей приводит к существенному ухудшению их психического и физического здоровья. В 1985 г. Министерством здравоохранения, а в 1986 г. Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в Советском Союзе.

>> Международная конфедерация левшей в 1984 г. в знак протеста против переучивания леворуких людей под правосторонний мир провозгласила 13 августа Международным днем левшей. Всевозможные общественные организации левшей мира в этот день устраивают различные акции и праздники, на которых предлагают правшам делать все левой рукой.

Важно помнить, что при занятиях, связанных с письмом, у правшей свет должен падать слева, а у левшей - справа.

Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки малыша должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,52 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо). Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди.

Всем привет! Сегодня поговорим почему рождаются левшой?

Многие родители, да и не только задаются вопросом: почему люди рождаются левшой, давайте разберемся вместе.

Итак начнем, если вы растите ребенка левшу нельзя его переучивать, так как это бесполезно и запрещайте это делать вашим родственникам. Левши это будущие художники, поэты, фантазеры, вообщем те люди, которые видят мир другими глазами. !!! Помните левша — это не болезнь, не прихоть и не привычка.

Левша или правша, зависит от вложенных генов. Когда ребенок находится в утробе матери в это время начинают закладываться генетические особенности левши либо правши. Пока ребенку не исполнилось четыре года он может действовать как правой рукой, так и левой. Если до этого возраста ребенок делает все левой рукой, значит он левша. Обратитесь к специалисту (нейропсихолог), для дальнейшего обучения и развития вашего ребенка. Некоторые дети имеют особенности владеть как правой рукой, так и левой. Особенности развития и психики таких детей схожи с леворукими, но они легко привыкают писать правой рукой и не нуждаются в переучивании. У некоторых правшей есть скрытое левшество, вы можете в этом убедиться пройдя тест.

Тест

Попросите ребенка сплести пальцы рук в замок, если большой палец левой руки будет наверху, то у этого ребенка присутствует скрытое левшество.

Развитие и мышление левши

Ребенок левша отличается своей нестандартностью мышления и творческой натурой. У некоторых леворуких детей бывают проблемы с обучением, так как наша программа обучения не учитывает особенности развития леворуких детей, поэтому не стоит надеяться на детский сад и школы, помогайте своему ребенку дополнительно развиваться в домашних условиях. Ребенок левша эмоционален, впечатлителен, окружающий мир воспринимает через эмоции, чем ближе школьное обучение, тем ребенку становится тяжелее. Ребенок левша трудно привыкает к режиму дня, к правилам, которых очень много в школе.

Левша и школа

В школе левше проще опираться на зрительное восприятие, нежели на устные объяснения и письменные инструкции. Чтоб лучше запомнить и понять школьный материал им необходим рисунок, предмет, наглядное пособие. !!! Если ваш малыш в этом году идет в школу, обязательно поговорите с будущей учительницей, чтоб она была в курсе и относилась с поддержкой. Когда ребенок сидит за партой ему необходимо сидеть слева от соседа по парте, а сосед не должен мешать письму левше правой рукой.

Подведем итоги:

Помните не смотря на сложности в школьном обучении письму и грамоте ваш ребенок единственный и неповторимый. Постарайтесь найти специалиста, а может быть клубы для левшей, где атмосфера обучения будет благоприятна для ребенка. Помогайте своему ребенку развиваться, только при вашем старании из него получится талантливая личность.

Читайте также:

ФОТО Getty Images

Только 10–15% всех людей являются левшами. Статус меньшинства задает некую рамку восприятия: те, кто чем-то отличается от основной массы, воспринимаются другими как неполноценные или, напротив, одаренные. Дальше начинаются спекуляции: левшей то пытаются всеми силами переучить, то ждут от них выдающихся успехов и гениальных решений. Между тем сегодня становится все более очевидным, что связь между мозгом и ведущей рукой (ногой, глазом, ухом) не так прямолинейна, как казалось раньше. Исследования показывают, что многие наши представления о левшах по-прежнему нуждаются в корректировке.

1. Левшей «программируют» не только гены

Однозначного ответа на вопрос, почему часть людей становятся левшами, не существует. Известно, что гены ответственны за эту особенность в 25% случаев. Леворукость также наследуется, но не так часто, как рост или цвет глаз. Даже однояйцевые близнецы могут иногда иметь разную доминирующую руку. Выбор в пользу левшества мозг может сделать и в утробе матери. Например, одна из теорий связывает этот сценарий развития с воздействием больших доз мужского гормона тестостерона. Кроме того, сильный стресс матери во время беременности может вызывать кислородное голодание (гипоксию), что приводит к угнетению более чувствительного левого полушария.

2. Левши не обязательно «правополушарные» люди

Правое и левое полушария контролируют не только «свою» (противоположную) сторону тела, но и по-разному определяют, как мы обрабатываем информацию, решаем задачи и реагируем на стимулы. Раньше считалось, что большинство правшей использует левое полушарие мозга для задач, связанных с речью, в то время как у левшей речевой центр расположен в правом полушарии. Но дальнейшие исследования не выявили отчетливой тенденции: языковая левополушарность наблюдалась у 88% правшей и 78% левшей. Ярко выраженная правополушарная языковая активность была лишь у 7% левшей 1 . «Большинство леворуких используют те же зоны для языка, что и правши», - говорит Джина Гримшоу (Gina Grimshaw), нейробиолог из Веллингтонского университета (Новая Зеландия). - Что касается таких функций, как внимание, эмоции, восприятие, у нас нет данных, чтобы делать обобщения. Но у левшей мозг определенно не «перевернутый», как считают некоторые».

3. Леворукость - не признак творческого мышления и высокого интеллекта

Часто можно слышать, что леворукость идет «в комплекте» с незаурядными способностями. Но, по мнению Рональда Йео (Ronald Yeo), профессора психологии Техасского университета, серьезных подтверждений этому нет. Этот слух родился в 1995 году, когда одно исследование выявило, что левши-мужчины находят более разнообразные и необычные способы решения проблем. «В этой идее есть разумное зерно, но все же нельзя сказать, что от левши непременно стоит ожидать открытий и прорывов в науке или искусстве, - говорит Рональд Йео. С ним соглашается и нейробиолог Татьяна Ахутина. «Нейропсихологические исследование одаренных школьников, имеющих высокие достижения в математике, показало, что среди них есть как выраженные правши, так и левши и амбидекстры».

4. Левши, вероятно, более эмоционально чувствительны

Психолог Жанна Лукьянчикова и ее коллеги обнаружили, что среди одаренных подростков левши и амбидекстры (особенно с разным предпочтением глаза и уха) часто отличаются повышенным уровнем тревожности, интроверсии и астеничности, в то время как правши чаще проявляли волевые качества и упорство в решении задач. Кроме того, в исследовании психологов Университета Абертей (Великобритания) левши чаще соглашались с утверждениями вроде «я часто беспокоюсь из-за своих ошибок», «меня очень задевает критика» 2 . В то же время данные, полученные на более широкой выборке, не выявили серьезных различий в темпераменте правшей и левшей. Возможно, тревожность левшей проявляется именно в стрессовых ситуациях, когда их способности будут оцениваться другими. Так или иначе, этот вопрос пока не до конца ясен.

5. Левши действительно видят мир иначе

Во многих языках «правый» означает также «верный», «справедливый», «правдивый». Для левшей характерна противоположная установка: то, что находится слева, вызывает у них больше доверия и симпатии. «Человек с доминирующей левой стороной тела (рукой, глазом, ухом) на интуитивном уровне будет предпочитать те предметы и изображения, которые находятся слева, даже если не сможет обосновать это, - объясняет Рональд Йео. - Такой эффект может наблюдаться в различных жизненных ситуациях, когда нужно сделать выбор. Например, во время голосования на выборах, когда фамилии кандидатов размещены слева и справа на странице, левша скорее выберет левого (если он плохо знаком с ними и их программой)».

6. Леворукость не влияет на общее состояние здоровья

Долгое время существовали опасения, что леворукость как-то связана с нарушением иммунной функции и что это может быть фактором риска для аутоиммунных расстройств. Невропатолог Норман Гешвинд (Norman Geschwind) считал, что воздействие тестостерона на плод в утробе матери задерживает процесс локализации нейронов. По его мнению, эта задержка не только вызывает леворукость, но также замедляет развитие иммунной системы. Большая часть этих подозрений не подтвердилась, а теория Гершвинда в целом была опровергнута. Однако некоторые заболевания, такие как болезнь Крона и язвенный колит, у левшей действительно встречаются чаще, чем у правшей.

1 PLoS One, 2012, vol. 7, № 4.

2 Подробнее см. на сайте abertay.ac.uk.

Жизнь у левшей всего мира нелегкая. Практически на протяжении всей истории человечества из-за многочисленных предрассудков, которые существовали в отношении левшей, этих людей воспринимали не так, как остальных – их считали то нечистыми, то колдунами. В средние века, если человек писал левой рукой, то это означало, что его наверняка обвинят в одержимости дьяволом, да и вообще сам дьявол в те времена считался левшой.

С тех пор мир изменился, в том числе изменилось и наше отношение к левшам, хотя по-прежнему склонность пользоваться в повседневной жизни левой рукой, несомненно, ассоциируется с чем-то отрицательным. Письменные столы, парты и блокноты на спирали устроены так, что у левшей постоянно возникают проблемы, эти люди почти лишены возможности пользоваться ножницами. И, как показали исследования, не исключено, что и продолжительность жизни у левшей меньше, чем у праворуких.

Человеческие предрассудки в отношении левшей выглядят тем более несправедливыми, что те такими рождаются. Кстати, ученые уже давно высказывают предположения о том, что у людей леворукость определяется одним-единственным геном. К сожалению, они пока не могут точно сказать, где этот ген находится.

Теперь же в статье, опубликованной на этой неделе в журнале по вопросам генетики PLOS Genetics, группа ученых описывает систему генов, которые связаны с тем, какая рука человека будет доминировать. Более того, авторы статьи связывают такое доминирование с развитием асимметрии туловища и головного мозга.

В своих более ранних исследованиях ученые заметили, что у пациентов, страдающих дислексией, то есть неспособностью к чтению, доминирующая рука зависит от гена PCSK6. Поскольку каждый ген имеет две разновидности, называемые аллелями, то и возможностей для мутации у каждого гена тоже две. Ученые обнаружили, что неспособные к чтению пациенты с более выраженной изменчивостью гена PCSK6, то есть, при которой произошла мутация одной или обеих аллелей, чаще всего бывают праворукими.

Это вызвало особый интерес ученых, поскольку им было известно, что PCSK6 является именно тем геном, который напрямую связан с развитием лево-правой асимметрии человеческого тела. Но ученые не совсем понимали, почему это проявляется только у пациентов с дислексией, поскольку дислексия и то, какая рука является доминирующей, между собой не связаны. Следовательно, ученым пришлось расширить область исследования и включить в эксперимент более 2,6 тысячи человек, не страдающих дислексией.

Как показало исследование, доминирующая рука у основной массы людей определяется не только с помощью гена PCSK6. Существенное влияние на выбор преобладающей руки оказывают и другие гены, отвечающие за развитие право-левой асимметрии человеческого тела. Точно так же, как и в случае с геном PCSK6, влияние этих генов на выбор доминирующей руки зависит от количества мутаций, произошедших в аллелях. Каждый ген способен мутировать, и по предположению ученых, чем больше мутаций произошло у человека в одном направлении (в сторону леворукости или праворукости), тем больше вероятности того, что соответствующая рука и будет у него доминировать.

Эта гипотеза позволяет дать вполне логичный ответ на главный вопрос: если доминирование одной из рук определяется генами и если доминантным признаком, то есть основной чертой человека, является праворукость, почему же тогда леворукость не исчезла из нашей генетической копилки? В действительности же, как предполагают ученые, преобладание одной из рук является не просто «доминантным» или «рецессивным», а более тонким, своего рода неуловимым признаком, поэтому здесь важную роль может играть вся совокупность генов.

И, что самое удивительное, все эти гены связаны с развитием право-левой асимметрии человеческого тела и головного мозга, что является веским доказательством того, что физическая симметрия и доминирование одной из рук связаны между собой. Разрушение одного из этих генов может привести к серьезному нарушению физической симметрии, как, например, situs inversus – транспозиция внутренних органов. Это редкое врожденное состояние, при котором основные внутренние органы имеют зеркальное расположение по сравнению с их нормальным положением (например, сердце находится справа). У лабораторных мышей в результате разрушения гена PCSK6 произошло серьезное нарушение расположения внутренних органов.

И если физическая асимметрия связана с доминированием одной из рук, то у людей, родившихся с транспозицией внутренних органов, по сравнению с основной массой людей должно чаще наблюдаться и доминирование одной из рук. Однако по результатам исследований, такого не происходит – люди, у которых имеется situs inversus, также зеркально противоположно отличаются от большинства людей и по доминированию рук. В связи с этим ученые теоретически допускают, что, хотя эти гены, несомненно, влияют на доминирование одной из рук, в организме человека все-таки, вероятно, существуют и другие механизмы, которые при наличии серьезных нарушений физической симметрии компенсируют праворукость или леворукость.

У других животных, например, у белых медведей или шимпанзе, так же доминирует одна из лап или рук. Шимпанзе при использовании орудий или во время еды предпочитают пользоваться какой-то одной рукой, при этом среди всей популяции количество праворуких и леворуких животных примерно одинаковое. Люди – это единственный вид, у которого разделение на правшей и левшей выраженно наиболее четко – среди всего населения планеты их, соответственно, 90% и 10%.

Одна из преобладающих гипотез, которая объясняет такое разделение, связана с еще одной особенностью человека – способностью говорить. Речевые способности распределены между обоими полушариями головного мозга, кстати, так же, как и доминирование рук, поэтому существуют предположения о том, что доминирование руки, как способность говорить, разделены на своеобразные блоки и распределены по разным полушариям. В большинстве случаев те участки головного мозга, которые управляют речью, находятся в левом полушарии, и такие люди, как правило, являются правшами. А у тех немногих людей, за речевые способности которых отвечают участки мозга в правом полушарии, как правило, доминирует левая рука.

Однако Уильям Брэндлер (William Brandler), докторант из Оксфордского университета и ведущий автор статьи, не уверен, что эта теория достаточно обоснована, поскольку пока нет научных доказательств взаимосвязи между речевыми способностями и доминированием какой-либо руки. Брэндлера гораздо больше интересует то, каким образом премутации и комбинации генетических мутаций привели к тому, что люди в основной своей массе рождаются правшами.

«После того, как мы поймем генетическую составляющую доминирования одной из рук, мы сможем понять эволюционные корни такого доминирования, – считает он. – И когда мы до конца разберемся, какие гены были при этом задействованы, мы, возможно, сумеем понять, как и почему люди рождаются левшами или правшами».

А еще ученый убежден, что даже при том, что на доминирование одной из рук оказывали влияние в том числе и условия жизни (например, вечная неприязнь двух третей населения планеты по отношению к левшам), все-таки главная причина, по которой люди предпочитают пользоваться той или другой рукой, имеет генетическую основу.

«Люди считают, что все дело в окружении, но надо еще задуматься и о том, почему изначально люди рождались правшами, почему такая тенденция преобладает, и почему она отмечается на протяжении всей истории и повсеместно? Почему нет таких сообществ людей, в которых все рождаются левшами? – рассуждает Брэндлер. – То, какая рука является доминирующей, во многом определяется генами, сотней различных вариантов мутаций, и каждая из этих мутаций может направить вас в ту или другую сторону, и именно от вида мутации зависит, какая рука будет преобладать, а еще от вашего окружения, от тех многих факторов, которые оказывают на вас влияние».

Но до тех пор, пока не будет обследовано большое число людей – по мнению Брэндлера, сотни тысяч человек, – невозможно будет составить полную генетическую карту, объясняющую, какие гены управляют доминированием одной из рук, и понять, почему количество левшей и правшей так отличается.

«Для того, чтобы сделать это, потребуется какое-то время, но когда-нибудь это произойдет, – считает Брэндлер. – В генетике произошел серьезный переворот, так что через несколько лет мы по-настоящему сможем разобраться в генетических основах всех этих сложных особенностей человека».

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары