Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Нарушение осанки лфк. Самые эффективные упражнения для исправления осанки у детей и подростков

Лечебная физкультура стала неотъемлемой частью детского здоровья. Она являет собой большое количество занятий, упражнений, игр. При регулярных занятиях они позволяют убрать или уменьшить физические недостатки, восстановить организм, нормализовать работу органов и систем.

Положительные стороны занятий ЛФК

Почему занятия ЛФК так необходимы для детского здоровья:

  • Способствует укреплению мышц и их растяжке.
  • Быстро и без медикаментов помогает избавиться от проблем с сухожильями, суставами, мышцами, нервами.
  • Нормализует физическое состояние ребенка.
  • Нормализует координацию движений. Чаще всего применяется для регулировки осанки, избавления от плоскостопия.
  • Служит профилактикой заболеваний опорно-двигательного корсета, тромбозов, воспалительных процессов.
  • ЛФК – настоящее спасение для детей с особыми потребностями. Специально подобранный курс поможет как можно больше обходиться таким детям без сторонней помощи.
  • ЛФК активно применяется для лечения многих заболеваний в педиатрии, спортивной медицине, гинекологии, ортопедии, неврологии, травматологии.

Существует несколько классификаций упражнений, которые предназначены для ЛФК. Упражнения должны назначаться только специалистом и зависят от возраста ребенка: до 1 года, дошкольный и школьный возраст.

Второй фактор, который влияет на классификации упражнений – заболевания или состояния организма ребенка, на которое будет направлены упражнения.

Противопоказания к занятиям

Ребенка могут не допустить к занятиям ЛФК, если:

  • Ребенок не идет на контакт с тренером из-за психических расстройств.
  • Имеет заболевания острого инфекционного или воспалительного характера.
  • Есть временное общее недомогание.
  • Есть болевой синдром любого происхождения.
  • Есть признаки кровотечения любого происхождения.
  • Нарушение кровотока, закупорка сосудов инородными частицами.
  • Повышенная температура тела, плохие результаты анализов или обследований, проведенные перед курсом ЛФК.
  • Повышенное артериальное давление.
  • Злокачественные опухоли, метастазы.
  • Серьезные прогрессирующие болезни.

Перед тем, как начать заниматься ЛФК каждому ребенку желательно пройти комплексное обследование, которое назначит врач.

Полезно знать! Кроме выше указанных противопоказаний, учитывается также состояние сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, наличие заболеваний, которые нарушают обмен веществ, проблемы со зрением, заболевания позвоночника.

Комплексы упражнений для детей назначают в зависимости от возраста и состояния здоровья каждого ребенка.

Истории наших читателей!
"Вылечила больную спину самостоятельно. Прошло уже 2 месяца, как я забыла о боли в спине. Ох, как же я раньше мучалась, болели спина и колени, в последнее время толком ходить нормально не могла... Сколько раз я ходила по поликлиникам, но там только дорогущие таблетки да мази назначали, от которых не было толку вообще.

И вот уже 7 неделя пошла, как суставы спины ни капельки не беспокоят, через день на дачу езжу работать, а с автобуса идти 3 км, так вот вообще легко хожу! Всё благодаря этой статье. Всем у кого болит спина - читать обязательно!"

Правила при занятиях ЛФК

Каждый отдельно взятый комплекс упражнений требует рассмотрения своих правил проведения занятий и правил безопасности.

Но есть общие правила ЛФК, которые должны знать все, кто хочет пройти такие занятия:

  • Занятия для детей проводит специалист: учитель, врач или тренер.
  • Не стоит нарушать методу проведения ЛФК: сначала разминка, далее основные упражнения, заминка.
  • Не продолжать занятия после начала болевых ощущений, которые могли спровоцировать занятия.
  • Не допускать резких движений во время ЛФК.
  • Не проводить вытягивание позвоночника самостоятельно. Это же касается и занятий на турниках.

Упражнения для детей до 1 года

Виды зависят от возрастной группы малыша:

  • 1-4 месяца. Направлены на нормализацию тонуса конечностей. Идет активное развитие рефлексов.

Чаще всего ЛФК детям до 4 месяцев включает в себе выкладывание на живот, легкое массирование ног и живота, массирование рук, ног, когда ребенок лежит на спине. Развитие рефлекса ползания – под подошвы подставляется ладонь, что заставляет ребенка пытаться ползти.

Рефлекторное сгибание и разгибание – нужно провести пальцами с обеих сторон позвоночника в направлении к шее от таза. Малыш при этом лежит на боку. Упражнение повторяется и на левом, и на правом боку. В качестве массажа применять только поглаживание. Для такой возрастной группы занятия не должны длиться более 8 минут.

  • 4-6 месяцев. Закрепление, обучение двигаться, укрепление мышц спины, шеи.

В качестве упражнений можно использовать: выкладывание на живот, массирование спины и ног, поворачивание с живота на спину и наоборот, руки отводятся в стороны, после чего сводятся, скрещиваются на груди, стимулирование ползания, массирование живота и рук, отведение и соединение ног, согнутых в коленях, сгибание и разгибание ног. Держать в невесомости малыша до 5 секунд полезно для укрепления мышц и развития чувства невесомости.

  • 7-9 месяцев. Здоровый малыш в этот промежуток времени сам садится, встает, стоит, пытается ходить, сам может взять предметы, сесть. ЛФК должна быть направлена на стимуляцию этих процессов и их усовершенствование.

Для этого нужно проводить поднятие рук во все стороны, сгибать и разгибать ноги одновременно, стимулировать повороты на живот или спину с помощью игрушки, задерживать малыша в воздухе до 10 секунд, массаж спины, живота, стимулирование ползания при помощи игрушки, проводить круговые движения в тазобедренных суставах, делать присаживание. Все упражнения сопровождаются словесными указаниями.

  • 10-12 месяцев. ЛФК направлена на усовершенствование таких навыков как стояние, ходьба, приседание и сидение. Обязательно используются голосовые инструкции, несколько исходных положений: сидя, стоя, лежа. Как вспомогательное средство пользоваться предметами, игрушками. После ЛФК провести расслабляющий массаж.

Боли и хруст в спине со временем могут привести к страшным последствиям - локальное или полное ограничение движений, вплоть до инвалидности.

Люди, наученные горьким опытом, чтобы вылечить спину и суставы пользуются натуральным средством, которые рекомендуют ортопеды...

Упражнения для дошкольников

Виды заданий зависят от возрастной группы:

  • 1-3 года. Все умения развиваются и совершенствуются в этом возрасте очень быстро. Рекомендована ежедневная зарядка по 5-6 минут после пробуждения и гимнастические упражнения не менее 2 раз в неделю, направлены на закрепления ходьбы, совершенствование координаций движений.

Ходить по гимнастической доске, учить ребенка поднимать ноги до палки, которую вверху держит взрослый, присаживание с помощью палки, поднятие груди и головы, лежа на животе, ползание под предметом, который находится на высоте 25-30 см, прыгание через предмет на полу, поднятие и опускание на носочки, ходьба по ребристой поверхности.

  • 4-6 лет. Задания направлены на легкость бега и ходьбы, укрепление мышц. Для этого проводят бег или прыжки с препятствиями, прыжки в высоту, длину, через препятствие, бросание мяча, упражнения на гимнастической стенке. Упражнения направлены на выравнивания или формирования осанки, даются основы спортивных игр. Такие занятия нужно проводить не менее 3 раз в неделю.

Упражнения для школьников

Допускают проведения комплексов по 30-40 минут. В основном они направлены на:

  • формирование правильной осанки,
  • симметрического развития мышц,
  • используется как профилактическое средство от искривления позвоночника,
  • патологий внутренних органов.
  • Поэтому подбирают в зависимости от возраста школьников, их физических возможностей, нарушений в здоровье.

Отметим! В этом возрасте используют для занятий специальный инвентарь и тренажеры. Особая роль отводится активным играм на свежем воздухе, в которых задействованы ходьба, бег, приседание, прыжки, метание. Можно использовать сюжетные игры и игры-эстафеты.

Упражнения при сколиозе

Такие комплексы подбирают индивидуально специалистом. Есть несколько вариантов их проведения: на четвереньках, стоя, лежа.

Они направлены на:

  • снятия нагрузки и напряжения с позвоночника,
  • восстановление мышц спины,
  • нормализацию мышц спины,
  • корректировка осанки и физического состояния,
  • регулировка кровообращения и дыхательной функции.

Количество заданий, их вид зависит от стадии сколиоза.

Упражнения при плоскостопии

К подбору комплексу специальных заданий нужно подойти серьёзно, поскольку неправильные занятия могут даже навредить. Осознано дети начинают делать упражнения от плоскостопия в 5-6 лет. Они должны быть одобрены ортопедом.

  • Сгибание и разгибание стоп, круговые движения стопами по часовой, против часовой стрелки.
  • Поднятие на носочки, опускание на пятки. После этого поочередно пройтись на носочках, на пятках.
  • Полуприседание на пальчики. Ортопеды советуют отложить это упражнения детям, у которых не получается и попробовать опять проделать через пару недель после занятий.
  • Задания в форме игры: достать пальчиками ног мелкие предметы с пола, сделать рисунок пальцами ног, сдвигать и раздвигать пальчики ног.
  • В завершении занятия пройтись на внутренней и на внешней стороне стоп.

Особенности ЛФК при плоскостопии для школьников

(можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста)

Исходное положении: стоя спиной у стены

  1. Встать у стены, касаясь ее одновременно затылком и лопатками, ягодицами, икрами и пятками. Запомнить положение и отойти немного от стены.
  2. Сохраняя осанку, вытянуть руки впереди себя, присесть и встать. Приседание выполнить 5-6 раз.
  3. В том же правильном положении стоя последовательно расслаблять мышцы шеи, плеч, пояса, затем мышцы рук и остальную мускулатуру тела. Повторить упражнение 6-7 раз.
  4. Встать на носки с выпрямленной спиной и удержаться 5-7 секунд. Повторить 7-8 раз.
  5. Присесть, разведя при этом колени в стороны. Выпрямит спину, поднять подбородок, медленно встать. Повторить 6-7 раз.

Исходное положение: сидя на скамейке без спинки у стены

  1. Выпрямит спину, слегка прижать к стене затылок, область лопаток и ягодицы.
  2. Постепенно расслабить шейные и плечевые мышцы, опустить голову, расслабить мышцы спины, затем выпрямиться.

Исходное положение: лежа на полу

  1. Лежа на животе надо согнуть руки в локтях, положить лоб на тыльную сторону кистей. Правый локоть приподнять и сделать 2 пружинящих движения кзади, при этом голову и левый локоть не поднимать. Также проделать с левым локтем.
  2. Лежа на спине поднять вверх руки и потянуться кверху сначала правой, затем левой рукой. Мышцы живота при этом напрячь, выпрямленные ноги прижать к полу.
  3. Лечь на спину так, чтобы голова, туловище и ноги располагались на прямой линии. Руки прижать по бокам к телу. Приподнять насколько возможно голову и плечи, не меняя положения остальных частей тела. В таком положении продержаться 6-7 секунд.
  4. Прижать спину и поясницу к полу, постараться запомнить положение. Встать и походить по комнате, сохраняя правильное положение.

Исходное положение тела: лежа на животе

  • Положить под тыльную сторону рук. Плавно переместить руки на поясничную область, приподнять голову, плечи и область лопаток, насколько возможно. Удерживаться в таком положении 6-7 секунд, после чего вернуться в исходное.
  • В том же положении положить ладони на голову, приподнять плечи и голову на 5-6 секунд. Затем расслабиться.
  • Поднять голову и плечи, плавно приподнять руки кверху и постепенно переместить их в стороны, затем к плечам. Принять исходное положение.
  • Лежа приподнять голову, выпрямленными руками выполнять круговые движения.
  • Ноги, разогнутые в коленях, поднять от пола, не отрывая при этом от пола тазовую область и живот. Удержать положение 6-7 секунд.
  • Лежа на животе имитировать руками движения пловца.

Все приведенные упражнения при нарушении осанки следует повторять по 5-7 раз за процедуру. Лучше всего заниматься корректирующей гимнастикой ежедневно в одно и то же время.

Существует еще много упражнений, например, с использованием палки или скакалки, но они больше направлены на определенные мышечные группы, и их может посоветовать врач ЛФК после обследования.

Важно: перед тем как начать лечебно-гимнастические упражнения, проконсультируйтесь у врача. Особенно необходима помощь специалиста, если осанка нарушена у ребенка. В таком случае врач может назначить другие упражнения с учетом степени и формы нарушений.

3. Игра средней интенсивности «Коралловые рифы»

— Ребята, наш корабль отправляется к коралловым рифам. Дети ложатся на спину в круг головой к центру, берутся за руки, ноги согнуты в тазобедренных суставах под углом 90 ° – это штурвал.

– Право руля. Дети опускают прямые ноги вправо.

– Лево руля. То же влево, повторить 4 – 6 раз в каждую сторону.

Дети выполняют движение «велосипед» вперёд, руки вдоль туловища, повторить 12 – 16 раз. – Ваши велосипеды стремительно несутся вперёд, и, чтобы не врезаться в остров, надо выполнить «велосипед» назад на счёт 8 – 10.

– Вот мы и добрались до острова, полюбуйтесь – какая красота. Дети перекатываются на живот вправо, затем влево и остаются лежать на животе.

– В центре острова тёплая и прозрачная вода тропических морей с необыкно- венным животным миром. Поплаваем в этой воде.

Дети выполняют движение стиля брасс 8 -10 раз, 2 – 3 подхода

Там увидишь друзей ты тьму,

Больших и маленьких – разных,

Но очень своеобразных.

(М. Гомболи. Океан)

Дети выпрямляют руки вверх, кладут правую кисть на левую и выполняют вертикальные «ножницы» (плавание под водой) 8 раз, повторить 2 – 3 раза. В паузе отдыха скользят под водой.

– Вынырнули и легли на песчаный берег отдохнуть — «Я на солнышке лежу» Из чистого песка строим замок. Дети переворачиваются на живот и сгребают песок (см.

комплекс №3, упражнение 16) 8 раз. Повторить 2 – 3 раза.

– На солнце жарко, пора и в воду. Дети выполняют одновременное движение руками брассом, ногами верти-кальные «ножницы» 8 – 10 раз, переворот на спинку, лежат на воде, отдыхают.

Повторить 3 – 4 раза. – На дне морском живут большие раки – лангусты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Заменители Венорутон: список доступных средств

Игра-эстафета средней подвижности «Быстрые лангусты». Правила игры.

Дети делятся на две команды и встают на четвереньки напротив друг друга на стартовых линиях ногами вперёд. Расстояние 7 – 8 м.

По сигналу инструктора капитан одной из команд начинает быстро ползти спиной вперёд до касания с игроком другой команды, который продолжает движение в обратном направлении.

Выигрывает команда, игрок которой первым пересекает линию старта/финиша. Во время движения смотреть вперёд и не оборачиваться.

Инструктор наблюдает за безопасностью передачи эстафеты. Отмечаются самые целеустремлённые лангусты.

Игру повторить 2 – 3 раза. Командам желательно дать названия.

Игра малой подвижности «Голодная акула». Правила игры.

Дети лежат на спине, руки вдоль туловища – они рыбки, инструктор – акула. По сигналу инструктора рыбки быстро работают хвостами, движение стопами вправо – влево, чтобы не попасть в пасть акулы.

Как только хвост у одной из рыбок перестаёт работать, инструктор осаливает эту рыбку и меняется с ней местами. Игра продолжается 1 – 2 мин.

пока большая часть детей не побывает акулой. Отмечаются самые быстрые рыбки.

Причины нарушений осанки

Встаньте на пару минут к стене в «контрольную позу» — лопатки, попа, пятки должны касаться стенки.

  1. Ноги на ширине плеч, руки прямые, поднятые. Делайте руками синхронные круговые движения сначала вперёд, после назад.
  2. Сомкните ладони в замок за спиной и наклоняйтесь вперёд, отодвигая замок максимально назад.
  3. Попеременно поднимайте-опускайте правое и левое плечо.
  4. Поднимайте-опускайте оба плеча вместе.
  5. Одну руку отведите за спину, а другую перекиньте через надплечье. Потянитесь, пытаясь соединить пальцы.
  6. Лягте на живот, руки протяните вдоль тела ладонями вверх. Одновременно приподнимайте вверх носки распрямлённых ног и верхнюю часть туловища. Смотрите вперёд.
  7. Лёжа, как в упражнении №7, поставьте ладони на уровне надплечий и поднимайте верх корпуса, выпрямляя руки.
  8. Прижмите ладони внешней стороной к лопаткам. Сводите и раздвигайте лопатки.

Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.

Упражнение № 2 И. п. - основное положение. Поднимание прямых рук вверх - вдох, опускание - выдох (3–4 раза). Темп медленный.

Упражнение № 3 И. п. - основная стойка, руки на поясе. Сгибание колена к животу и возвращение в и. п. (3–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 4. И. п. - основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх - вдох, опускание - выдох (4–5 раз).

Упражнение № 5 И. п. - основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (5 — 10 раз). При наклоне корпуса - выдох, при выпрямлении - вдох.

Упражнение № 6. И. п.-основная стойка, палка в опущенных руках. Приседание с вытягиванием рук вперед и возвращение в и. п. Спина прямая (5 – 10 раз).

Упражнение № 7. И. п. - основная стойка, руки перед грудью. Разведение рук в стороны ладонями вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох (5 – 10 раз).

Упражнение № 8. И. п. - основная стойка, руки в стороны ладонями вверх. Пружинящее отведение рук назад с возвратом в и.п. (5–10 раз).

Упражнение № 9 И. п. - лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Подтягивание согнутых ног к животу - выдох, выпрямление - вдох (4 — 5 раз).

Упражнение № 10 И. п. - лежа на животе, на наклонной плоскости, взявшись руками за край (ручки). Попеременное разгибание ног в тазобедренных суставах (4 – 8 раз каждой ногой).

Упражнение № 11 И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела ладонями вниз, ноги согнуты в коленных суставах. Поднимание таза с опорой на ладони, плечи, стопы - вдох, возвращение в и. п. выдох (3–5 раз).

Упражнение № 12. И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела. Движения ногами, как на велосипеде (10–12 раз).

Упражнение № 13 И. п. - лежа на коврике, на животе; руки вытянуты вперед, опираются на пол. Вытянуться, оттягивая носки ног и вытягивая руки до предела вперед - вдох, расслабить мышцы - выдох (3–5 раз).

Упражнение № 14 И. п. стоя на четвереньках у гимнастической стенки, придерживаясь руками за 2–3-ю рейку. Максимальное отклонение корпуса назад с выпрямлением рук и последующим возвращением в и. п. (3–4 раза).

Упражнение № 15 И. п. - стоя: руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой баранке). Полуприседание с вытягиванием рук в сторону (4–5 раз).

Упражнение № 16 И. п. - стоя; руки разведены в стороны, на голове на ватно-марлевой баранке медицинбол (весом 1 кг) или волейбольный мяч. Ходьба на носках.

Упражнение № 17 И. п.

– стоя у стены без плинтуса или у гимнастической стенки с правильной осанкой (касаясь стены лопатками, ягодицами, пятками, руки опущены вдоль туловища).

Зафиксировать положение, отойти от стенки, походить по залу, удерживая правильную осанку 3 – 5 минут, вернуться в и. п

проверить правильность осанки.

Упражнение № 18 И. п. - стоя в кругу, взявшись за руки. Вытягивание рук: вверх с одновременным подниманием на носки (4–5 раз).

Упражнение № 19 И. п. - стоя в кругу, взявшись за руки. Полуприседание с прямой спиной (3–4 раза).

Упражнение № 20 И. п. - руки к плечам, ноги на ширине плеч. Вытягивание рук вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох (3–4 раза).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сглаженный лордоз шейного отдела позвоночника у ребенка

Осанка - это способность тела контролировать своё положение в пространстве, преодолевая действие внешних сил (тяжести, реакции опоры, сопротивления и инерции). Это касается как статической (сидя в одной позиции), так и динамической (поддерживающая баланс) осанки.

Возможно, вы слышали о проприоцепции? Это ощущение мышц своего тела и положение отдельных его частей в пространстве у здорового человека. Проприоцепция действует благодаря рецепторам, расположенным в коже, мышцах и суставах для создания внутреннего образа вашего тела.

Любой комплекс ЛФК состоит из трёх этапов:

  • разминка - например, ходьба на месте или по кругу, вращение и махи руками и ногами;
  • основные упражнения - определённый комплекс, направленный на устранение дефекта;
  • растяжка и расслабление - плавная растяжка основных групп мышц.

Первые признаки искривления позвоночного столба можно наблюдать у детей 5-летнего возраста. Игнорирование развивающегося нарушения может привести к развитию к 10 годам полноценного сколиоза. Для сохранения правильной красивой осанки требуется выполнение комплекса специальной гимнастики.

Для 1-го задания нужно встать, выровняв спину и расположив ноги на ширине плеч. Поочередно, вдыхая, расправить сложенные на талии руки назад до соприкосновения лопаток, после чего на выдохе вернуться в исходное положение. Выполнить 5 походов.

2-е упражнение — то же исходное положение, но руки расположены вдоль плеч. Нужно выполнить развороты в стороны, не сбивая дыхания.

Сделать 10 подходов. Находясь в том же состоянии, но с прижатыми к плечам руками, нужно на вдохе наклониться вниз, на выдохе — вернуться в первоначальную точку.

Выполнить 5 раз.

Для 3-го упражнения используют гимнастическую палку. Нужно вытянуть руки, удерживающие инвентарь, вперед и выполнить приседания, не сбивая дыхания и не прогибая спину. Выполнить 5 раз.

Чтобы выполнить 4-е упражнение, нужно лечь на спину, конечности уложить вдоль туловища. Необходимо поочередно на 6 счетов поднимать ноги, не отрывая поясницы от пола. Повторить 3-4 раза.

В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.

Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены.

У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища.

У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии.

У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах.

Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

  • Кол-во занятий: 36 (2 раза в неделю)

Что включает в себя курс:

  • 36 занятий по 90 мин.с постоянным и пристальным контролем динамики. (все занятия проходят с инструктором ЛФК)
  • 24 массажа
  • 8 Консультаций для корректировки программы и оценки предварительных результатов.
  • Карточка результатов

Почему стоит пройти курс. Медицинское объяснение.

Комплекс упражнений для укрепления мышечного каркаса спины

ЛФК (лечебная физкультура) - специальная гимнастика, разработанная ортопедами для детей с нарушением осанки. При выполнении комплекса упражнений:

  • У вас сидячий образ жизни?
  • Вы не можете похвастаться королевской осанкой и стараетесь скрыть под одеждой свою сутулость?
  • Вам кажется, что это скоро пройдет само по себе, но боли только усиливаются…
  • Много способов перепробовано, но ничего не помогает…
  • И сейчас Вы готовы воспользоваться любой возможностью, которая подарит Вам долгожданное хорошее самочувствие!

Особенности лечебной гимнастики

Осанка формируется еще в детстве, поэтому лечебная гимнастика в этом возрасте дает наилучший эффект. Специально подобранные упражнения позволяют откорректировать угол наклона таза, восстановить симметричное расположение лопаток, головы и т.д.

Некоторые упражнения назначаются практически всем людям с нарушениями осанки в независимости от типа изменений. К таким видам гимнастики относятся дыхательные и общеразвивающие упражнения, упражнения для улучшения координации движений.

Специальные комплексы подбираются индивидуально. Нарушение осанки у детей исправляют упражнения, укрепляющие или растягивающие мышцы определенной области тела, увеличивающие подвижность позвоночного столба.

Такие занятия, как физкультура и лечебная гимнастика, включающая комплекс несложных упражнений, в основном подходят всем детям, страдающим нарушением осанки и наличием плоскостопия.

Для того чтобы верно скорректировать осанку, важно подобрать правильные упражнения. Лучше всего это сделает ортопед, которому обязательно следует показать ребенка.

Ведь в запущенных случаях одной лишь гимнастикой не обойтись. Возможно, врач порекомендует ношение специального корсета или другого ортеза, или даже оперативное лечение.

Если говорить непосредственно об упражнениях лечебной физкультуры, то существуют такие, которые подходят для всех. Это, как правило, общеукрепляющие упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие координации.

ЛФК при нарушении осанки необходимо делать ежедневно, если вам действительно требуется ее корректировка. К сожалению, за последние десятилетия вопрос о нарушении осанки стал острым и злободневным. Происходит это в основном вследствие малоактивного образа жизни, длительной занятости за компьютером и сидячей работы.


Неподобающая осанка сказывается не только на антураж человека, но и на общую картину здоровья. ЛФК может помочь справиться при этой проблеме.

Значение и роль ЛФК

Лечебная физическая культура представляет собой методику профилактики и лечения нарушенной осанки, которая основывается на комплексе специализированных упражнений. Оздоровительная физическая культура подразделяется на две категории – общую и специальную.

Общая ЛФК направлена на совокупную тренировку, которая включает в себя комплекс упражнений на разработку различных групп мышц, с целью укрепления и всестороннего развития организма.

Специальная ЛФК ориентирована на определенные упражнения, в ходе которых задействуются конкретные группы мышц, функция которых могла быть нарушена вследствие полученных травм или болезней.

Центральными задачами ЛФК являются:

  • сведение до минимума появления серьезных последствий;
  • тренировка организма в целом;
  • создание благоприятных условий для движений в области позвоночника;
  • коррекция неподобающей осанки;
  • закрепление правильного положения осанки;
  • повышение тонуса и выносливости мышц.

Комплекс упражнений у детей

В детском возрасте происходит формирование организма и если изначально не заложить основы красивой осанки, то в дальнейшем могут сформироваться нешуточные осложнения.

ЛФК для детей с нарушением осанки:

  1. Стоя руки расположить параллельно оси тела. Необходимо сделать глубокий вдох, наклонившись коснуться ладонями пола и выдохнуть. Затем возвратиться в стартовую позицию, максимально выпрямив спину.
  2. Первоначальная позиция аналогично предыдущему, но руки скрещены в замке на затылке. Грудную клетку необходимо максимально прогнуть, а локти до упора отвести назад, в такой позе выполнять скручивания.
  3. Эффективным упражнением являются наклоны и вращения головы.
  4. Кошечка.
  5. Лодочка.

Перед началом желательно употребить стакан воды, сока или чая без сахара, от еды стоит отказаться.

Гимнастика при сколиотической форме

Сколиотическая осанка – это патологическое искажение нормальной позиции позвоночника при общем смещении позвонков. Обнаружить сколиотическую осанку довольно просто, так как подобные изменения сопровождаются асимметрией в плечах и лопатках, которую видно невооруженным глазом.

В большинстве случаев представленный тип осанки наблюдается у школьников младших классов, которые сохраняют неправильное положение, сидя за партой.

Тренировки, по устранению данного недуга основываются преимущественно на следующих упражнениях:

  • стоя необходимо сделать вдох, который сопровождается поднятием рук вверх над головой до максимального уровня, выдох – плавным опусканием;
  • попеременное сгибание ноги в колене и ее отведение к животу;
  • стоя, сделать вдох и подняться на носки до упора, расставив при этом руки в стороны и вытянув шею, на выдохе – исходная поза;
  • наклоны туловища вперед с гимнастической палкой, лежащей на лопатках;
  • стоя, в руках любая палка, на вдохе поднятие рук вверх, на выдохе – опускание;
  • Велосипед, лежа на спине;
  • Лодочка.

Представленные упражнения необходимо повторять минимум семь раз. Лодочку следует держать максимально долго и повторять по четыре раза. Велосипед – пятнадцать оборотов за один подход, количество повторений – четыре.

Полезное видео по теме

Упражнения для школьников

Для того чтобы пресечь появление нежелательных последствий, связанных с нарушением осанки, необходимо делать с ребенком ЛФК.

Комплекс упражнений включает в себя:

  1. Стоя, мяч в руках. На вдохе поднятие мяча вверх, на выдохе – опускание до уровня груди с максимальным отведением локтей и последующее опускание рук.
  2. Отправная поза аналогична. Руки с мячом поднять вверх, выгнуться в спине и отбросить мячик назад. Вернутся в исходную позу, опустив руки через стороны.
  3. Ножницы.
  4. Лодочка.
  5. Велосипед.
  6. Лежа на спине попеременно поднимать прямые ноги под углом 45 градусов.
  7. Наклоны вперед и в стороны с гимнастической палкой.
  8. Стоя на четвереньках поднять левую руку и правую ногу одновременно. Удерживать позу пять секунд, затем сменить руку/ногу.

Все упражнения необходимо повторять минимум по пять раз в медленном темпе. Рекомендуется записать ребенка в секцию по плаванию, ведь именно в воде позвоночник находится в ровном положении, а работа мышц при гребле помогает зафиксировать правильную осанку.

Массаж при искривлении осанки

Массаж представляет собой подготовительный этап перед непосредственным занятием оздоровительной гимнастикой. Благодаря массажу можно выявить основную проблему и, исходя из этого, подобрать подобающий комплекс упражнений.

Кроме того массаж приводит в норму циркуляцию крови в области позвоночника, повышает приток питательных веществ и балансирует метаболизм, а также настраивает мышцы на выполнение упражнений.

Можно выделить несколько центральных методик массажных действий:

  1. Неглубокие и глубокие поглаживающие действия.
  2. Натирание.
  3. Разминание.
  4. Вибрирование.

Каждый из представленных методов имеет свое определенное действие на организм, поэтому, прибегая к массажу, следует обращаться исключительно к профессионалам, не стоит заниматься самолечением.

К формированию важно приступать с раннего детского возраста. Малоподвижный образ жизни, связанный с длительным учебным процессом и увлечением компьютерными играми, приводит к искривлению позвоночника. Неправильная осанка, вызванная проблемами с позвоночным столбом, негативно повлияет и на здоровое развитие внутренних органов. Регулярное выполнение лечебной физкультуры для детей – шанс избежать развития серьезных заболеваний или откорректировать уже имеющиеся проблемы со здоровьем.

ЛФК при нарушении осанки

Осанка – возможность человеческого тела контролировать свое положение в пространстве, на которое влияет действие внешних сил. Такое определение верно для статичной позы и положения тела во время движения.

В определенные периоды жизни детей (6-7, 13-15 лет) начинается ускоренный рост костной массы, интенсивно увеличиваются в размерах внутренние органы. Если к этому времени их мышечная ткань «не подготовлена», то позвоночник остается без «поддержки». Он уязвим для развития патологических изменений, формирования неправильных изгибов. При таких нарушениях у детей уменьшается диапазон во время дыхания, начинаются сбои в работе пищеварительного тракта, сердца и сосудов. Наблюдается развитие близорукости.

Чтобы таких опасных последствий не возникло, ребенок должен регулярно развивать мышечную массу. Начиная с 5-6 лет, детям , направленную на профилактику проблем с позвоночником. Если же патологические изменения уже начались, на помощь придет ЛФК для детей с нарушением осанки.

Чем раньше начнутся занятия, тем проще исправить осанку.

ЛФК состоит из комплекса лечебных упражнений, которые выполняют такие задачи:

  1. Тренировать мышцы и связки спины (применяют с профилактической целью);
  2. Корректировать (используют при выявленных дефектах осанки).

Используют упражнения для осанки, разработанные для детей, для таких целей:

  • Укрепить мышечную ткань так, чтобы добиться правильной симметрии;
  • Развивать функцию двигательной активности;
  • Стимулировать правильный обмен веществ, работу сердца и легких;
  • Стабилизировать эмоциональный фон;
  • Устранить легкую степень деформации;
  • Остановить прогрессирование сложных форм.

Занятия ЛФК при нарушении осанки у детей дошкольного и школьного возраста проводят от 2 до 4 раз в неделю 2-3 месяца. Затем делается перерыв в 1 месяц и тренировки возобновляются. Для достижения эффективного результата ребенок должен пройти 4 таких «подхода», причем каждый раз комплекс упражнений усложняют.

Противопоказания

  • Болезни, вызванные острыми воспалительными процессами;
  • Вирусные или инфекционные патологии, вызывающие повышенные показатели температуры тела;
  • Сильная суставная или мышечная боль;
  • Прогрессирующий сколиоз.

После того, как заболевания устранили, можно приступать к занятиям.

Подготовительный этап

Несмотря на то, что занятия ЛФК необходимы детям, большинство из них не спешит выполнять нужные упражнения. В этом случае им на помощь должны прийти взрослые. Правильная мотивация и контроль – важные составляющие успеха занятий.

Готовятся к занятиям после того, как врач определит вид нарушения осанки и исключит возможные противопоказания. Независимо от того, какой комплекс упражнений при нарушении осанки для детей определят медики, к ним нужно подготовиться:

  1. Прием пищи осуществлять не ранее, чем за 2 часа до занятий. Предпочтение отдавать продуктам, содержащим сложные углеводы.
  2. С собой всегда иметь питьевую воду.
  3. Проветривать помещение перед тренировкой.
  4. Заниматься в спортивной одежде свободного покроя, чтобы она не стесняла движения.

Вначале занятия проводят в специально оборудованных кабинетах под руководством инструктора. Затем, если состояние здоровья и общее самочувствие ребенка позволяет, продолжить тренировки можно в домашних условиях.

Перед занятиями детям объясняют правила занятий на ЛФК.

  • Нельзя пропускать тренировки без уважительной причины, сокращать или увеличивать их длительность;
  • Во время выполнения упражнений обязательно следить за правильным дыханием;
  • Все движения выполнять медленно, без рывков;
  • При появлении боли и дискомфорта сообщать инструктору;
  • Если в день занятий плохое самочувствие, то их нужно отменить.

Как и все физкультурные занятия, лечебные упражнения выполняют в такой последовательности:

  1. Разминка;
  2. Основные упражнения;

Упражнения для исправления осанки

Приведем примеры выполнения базовых упражнений для детей разных возрастов.

Разминка

Упражнение 1

Занятия начинают с разминки. Она должна «подготовить» мышцы и связки к последующим нагрузкам, «разогреть» их. Для детей 7 лет можно начать зарядку с такого упражнения.

  • Исходная позиция (И.п.) – стоим прямо с опущенными руками;
  • Во время глубокого вдоха медленно становимся на носочки и поднимаем руки вверх;
  • Тянем руки вверх, стараясь «достать до потолка»;
  • Возвращаемся в исходную позицию, выдыхаем.

Для правильного «разогрева» понадобится 10 подходов.

Упражнение 2

Следующее упражнение направлено на разогрев» мышц рук и шеи:

  • И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела;
  • По очереди поднимаем плечи по 5 раз каждое;
  • Делаем махи правой рукой 5 раз;
  • Делаем махи левой рукой 5 раз;
  • Обводим круговыми движениями правой рукой вдоль тела 5 раз;
  • Повторяем это движение левой рукой 5 раз;
  • Делаем двумя руками круговые движения одновременно 5 раз;
  • Возвращаемся в И.п.

Упражнение 3

Дети 10 лет смогут выполнить это упражнение, интенсивно «разминая» мышечную и суставную ткань:

  • И.п. – стоим, расставив широко ноги, опустив руки вдоль тела;
  • Хождение на месте с высоким подъемом коленей в течение 2 минут;
  • Вернуться в исходное положение;
  • Подпрыгнуть на правой ноге 5 раз;
  • Подпрыгнуть на левой ноге 5 раз;
  • Подпрыгнуть на двух ногах 5 раз;
  • Прыгнуть, развернувшись на 180 градусов, 5 раз;
  • Вернуться в исходную позицию;

Основные упражнения

Упражнение 1

  • И.п. – стоим, широко расставив ноги и согнув руки в локтях;
  • На спину кладут гимнастическую палку, удерживая ее локтями;
  • Делаем наклоны вперед, держа спину ровно;
  • Возвращаемся в И.п.

Упражнение 2

  • И.п. – стоя, широко расставив ноги и согнув руки в локтях;
  • Гимнастическую палку держим за спиной около плеч;
  • Не спеша поднимаем руки с фиксированной палкой вверх;
  • Возвращаемся в исходное положение.

Упражнение 3

  • И.п. – лежа на животе, с выпрямленными в одну линию с телом руками и ногами;
  • На выдохе медленно поднимаем ноги как можно выше;
  • Возвращаемся в И.п.

Упражнение 4

  • И.п. – стоя на четвереньках, делая упор на колени;
  • Вдохнуть и опуститься ягодицами на ступни;
  • Выдохнуть и потянуться всем телом вперед, медленно прогибая спину;

Упражнения ЛФК для детей с нарушением осанки являются самым действенным методом профилактики и коррекции искривлений позвоночника. Современные дошкольники и младшие школьники проводят слишком много времени у экранов телевизоров, на уроках в школе и за выполнением домашних заданий. Но от общего физического развития зависит не только красота и стройность фигуры, но и здоровье многих внутренних органов.

Как связана физкультура и осанка человека?

При ускоренном росте скелета (в возрасте около 7 лет), мышечная масса увеличивается незначительно. Дети в этом возрасте вытягиваются, кажутся выше и стройнее. Но недостаточное развитие мышц приводит к тому, что неокрепший позвоночник, не имеющий мышечной поддержки, становится уязвимым для формирования изгибов, несвойственных для нормальной физиологии.

Принято выделять 2 разновидности нарушений:

  • искривление позвоночника в сагиттальной области (увеличены или уменьшены естественные изгибы, возникает сутулость, и др);
  • изменения во фронтальной плоскости - сколиоз.

В результате у ребенка снижается объем дыхательных движений, нарушается работа пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, часто развивается близорукость.

Чтобы дефекты осанки не возникали, позвоночнику нужен мощный мышечный корсет. Так называют окружающие позвоночный столб мышцы: они поддерживают гибкий костный орган в вертикальном положении, возвращают позвонки в физиологическое состояние после работы (наклонов, поднятия тяжестей и т.п.), при движении, прыжках, беге играют и амортизирующую толчки роль. При неразвитых мышцах спины у взрослого человека возникает множество заболеваний, связанных со смещением позвонков.

Для формирования сильных мышц, которые будут удерживать позвоночник в правильном положении, разработаны : детям они доступны в возрасте 5–7 лет.

  1. Взять палку так, чтобы руки были впереди и внизу. Поднимая руки, отвести назад ногу. Вернуться в и.п., повторить с другой ногой. Выполнить 6–8 движений. Родитель наблюдает за тем, чтобы ребенок прогнулся в пояснице назад.
  2. Палку взять так, чтобы она была сзади. Руки внизу, ноги вместе. Поднимаясь на носки, руки отвести назад как можно дальше. Вернуться в и.п. и повторять 4–6 раз. Родитель следит за тем, чтобы ребенок не сгибал локти и не наклонялся вперед.
  3. Палка впереди, внизу. Поднять руки, опустить к груди, вернуться в и.п. Сделать упражнение 4–5 раз. Следить, чтобы ребенок держал осанку.

В заключение занятия выполнять ходьбу в спокойном темпе в течение 30 секунд. При этом осанка должна сохраняться, на что родитель обращает внимание ребенка.

Комплекс ЛФК для младших школьников

У первоклассников чаще всего нарушения впервые определяются при медосмотре в школе. Они являются следствием недостаточного внимания к развитию ребенка до школы. Но осанку все еще можно корректировать, проводя ежедневные занятия дома. Ежедневная утренняя зарядка тоже может содержать элементы ЛФК.

Детям уже доступно принимать и сохранять контрольную позу: подойти к стене и опереться о нее пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком. Плечи при этом не поднимать. Во время разминки (ходьбы, как указано выше) важно следить за соблюдением контрольной позы.

После разминки первоклассник может выполнять несложные упражнения лечебной физической культуры с мячом, или без снаряда. Самостоятельно проследить за правильным выполнением и осанкой он не способен, поэтому требуется присутствие старшего члена семьи, который сможет контролировать занимающегося и исправлять его ошибки.

Лечебная физкультура для исправления осанки может включать такие упражнения:

  1. Из и.п. стоя, ноги на ширине плеч, поднять мяч (или палку). При подъеме рук посмотреть на предмет. Опустить его на грудь, вернуться в и.п. Сделать 5–6 повторов.
  2. Мяч в 1 руке. Завести его за спину, переложить в другую руку, вернуться в и.п. Следить за соблюдением контрольной позы. Выполнить 5–6 движений.
  3. Поднять руки с мячом или палкой над головой. Развести локти в стороны, соединяя лопатки. Сделать 4–6 наклонов влево и вправо.
  4. Принять и.п. лежа на спине. Поднимая ноги, выполнить разведение их в стороны, а затем перекрестить. Выполнить 7–8 движений, вернуться в и.п.
  5. Упражнение «Велосипед» хорошо тренирует брюшную стенку. Ноги поднять и согнуть в коленях. Имитировать движения велосипедиста в течение 20–30 секунд.
  6. Использовать движения упражнений «Боксер» и «Ласточка». Вариантами могут стать подъемы груди с прижатыми к полу ногами или только ног. Можно использовать палку, которую надо держать на уровне плеч позади шеи. Движения повторять по 4–6 раз.


Кроме упражнений, направленных на развитие мышц спины, младшие школьники должны выполнять приседания не менее 10–15 раз за 1 занятие. Их можно производить без снаряда, вытягивая руки вперед во время сгибания ног. При наличии палки ее либо держат впереди, либо заводят за спину на уровне плеч. Последний вариант способствует контролю за осанкой со стороны самого ребенка.

Заключение

Кроме выполнения комплексов ЛФК необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной активности. Это могут быть пешие или велосипедные походы, катание на лыжах и коньках, подвижные игры.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары