Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что с проектом сила сибири. «Сила Сибири», это групповой интерес, выдаваемый за национальный проект и убыточный для страны

Во-первых, поставки по «Силе Сибири» позволят закрыть вопрос с дефицитом газа на востоке Китая. Во-вторых, запуск этого маршрута улучшит ситуацию с экологией в стране, так как российский газ заместит собой угольную генерацию. И в-третьих, трубопроводный газ из России положительно скажется на безопасности поставок, потому что поставки СПГ уязвимы к военным рискам в Южно-Китайском море.

Окончание строительства "Силы Сибири"

«Газпром» вышел на завершающий этап строительства газопровода «Сила Сибири», и совсем скоро поставки откроют России выход на принципиально новый рынок, заявил глава компании Алексей Миллер. По его словам, на сегодняшний день построено более 1520 километров газопровода, что составляет две трети маршрута. Поставки планируется начать в декабре следующего года.

«Для «Газпрома» газопроводные проекты традиционно выглядят очень интересно, так как компания обладает большими запасами, которые очень эффективно экспортировать по трубе. К тому же между Россией и Китаем нет никаких посредников, поэтому не нужно будет платить за транзит. Одно время прорабатывался маршрут через Казахстан, но в итоге от него отказались. И хотя последние годы идет вал публикаций о перспективах СПГ, газопроводные поставки выглядят объективно дешевле.

«Сила Сибири» строится по графику, поэтому уже в 2019 году мы начнем поставлять первые объемы газа. Сначала это будет несколько миллиардов кубометров в годовом исчислении, но потом пропускная способность увеличится до нескольких десятком миллиардов с пиковой нагрузкой в 38 млрд кубов», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Потребности Китая в газе

Но потребности Китая в газе гораздо больше. Как ранее рассказал нам заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов , производство газа в Китае сейчас составляет порядка 140 млрд кубов, а потребление уже превышает 200 млрд. Причем в перспективе всего нескольких лет потребление вырастет до 300 млрд кубов, и уже сейчас ясно, что закрыть его

«Потребность Китая в импортном газе продолжит расти. Он собирается продолжать стратегию по уходу от угля, который представляет собой гораздо менее экологичный вид топлива, а Китай наоборот стремится улучшать ситуацию с экологией в крупных городах. Еще один важный момент связан с безопасностью поставок трубопроводного газа из России в сравнении с тем же СПГ.

В случае с поставками сжиженного газа Китай становится зависимым от морских поставок, и как следствие потенциально уязвимым к военным рискам в Южно-Китайском море. А так как там сохраняется нестабильность, то иметь гарантированный вариант поставок напрямую из России без всяких посредников для Китая гораздо надежнее», - уверен эксперт.

В то же время «Сила Сибири», возможно, станет не единственным маршрутом поставок российского газа в Китай. Есть еще проектируемый западный маршрут, известный как «Алтай» или «Сила Сибири-2», а также вариант поставок по «дальневосточному направлению» со стороны Хабаровска и Владивостока.

«Газпром» собирается начать поставки газа в Китай по «Силе Сибири» в конце 2019 года - минимум на год раньше запуска Амурского ГПЗ. Это означает, что первый газ для КНР не будет очищен от гелия и этана до товарного состояния. По мнению аналитиков и источников “Ъ”, Китаю, который исходно хотел сам перерабатывать российский газ, такой вариант даже выгоднее.


«Газпром» и китайская CNPC договорились о точной дате начала поставок по газопроводу «Сила Сибири» в Китай - 20 декабря 2019 года, заявил глава российской компании Алексей Миллер. Таким образом, поставки могут начаться всего с годовым опозданием от изначального, весьма оптимистичного прогноза «Газпрома» от 2014 года.

«Газпром» и CNPC подписали контракт на поставку 38 млрд кубометров газа в год по газопроводу «Сила Сибири» в мае 2014 года, он вступил в силу через год. Поставки должны были начаться спустя четыре года, то есть в мае 2019 года, но у сторон было право отложить их начало еще не более чем на два года.

У «Газпрома» была возможность тянуть время до 2021 года, и, судя по темпам строительства трубы, казалось, что так и будет. Однако в 2016–2017 годах темпы строительства «Силы Сибири» ускорились: построено около 800 км, сварено в нитку 1050 км, в 2018 году планируется построить 600 км. Общая длина газопровода от Чаяндинского месторождения в Восточной Сибири до границы с Китаем в районе Благовещенска - 2,2 тыс. км.

Проблема «Газпрома» в том, что газ «Силы Сибири» нуждается в переработке. Если в Западной Сибири содержание метана в газе составляет около 99%, в газе с Чаянды - около 85% метана, еще 4,5% - этан, 2,5% - пропан-гексановая фракция, 6,5% - азот, 0,6% - гелий. Чтобы довести газ до товарного состояния, «Газпром» строит возле Благовещенска Амурский ГПЗ мощностью 49 млрд кубометров. Но ввод первой очереди - 2021 год, следует из ОВОС завода на сайте «Газпром переработка Благовещенск». В «Газпроме» точные сроки ввода ГПЗ не указали.

«Все необходимые вопросы, связанные с началом поставок в указанную дату, отрегулированы подписанным (во вторник) дополнением к контракту»,- заявил “Ъ” представитель «Газпрома» Сергей Куприянов, отвечая на вопрос, означает ли несовпадение сроков поставок и ввода ГПЗ, что в КНР в первые годы пойдет нетоварный газ. Ряд собеседников “Ъ” в отрасли полагают, что это будет именно так. По существующей практике контракты «Газпрома» не предполагают прямых штрафов за поставку газа, не соответствующего техусловиям, но потребитель на этом основании может отказаться от объемов. Тогда «Газпром» обязан в денежной форме компенсировать определенный процент поставок (зимой больше, летом - меньше). Но, судя по словам господина Куприянова, CNPC от объемов отказываться не собирается, так что штрафов «Газпром» платить не будет.

Алексей Миллер, глава «Газпрома», 30 июня 2016 года

Китайский рынок остается самым привлекательным для экспортеров газа

Один из собеседников “Ъ” дал понять, что изначально «Газпром» планировал синхронизировать ввод первой очереди Амурского ГПЗ и начало поставок газа, но CNPC просила начать поставки раньше. По контракту поставки наращиваются до 38 млрд кубометров постепенно за пять лет и в первый (2020) год составят 5 млрд кубометров, во второй - 8 млрд кубометров. То есть объемы нетоварного газа не будут очень велики, если ГПЗ введут без существенных задержек. Технологическую проблему может составить гелий, но большую часть его «Газпром» хочет улавливать на месторождении с помощью мембранной технологии.

«Скорее всего, в параметрах контракта есть денежная составляющая, которая стимулирует “Газпром” ускорить начало поставок»,- полагает глава Rupec Андрей Костин. По его мнению, китайцы будут только рады этану в газе: сырье будет более калорийным, а параметры поставок в контракте указаны в объемных единицах, а не энергетических. Аналитик отметил, что у Китая есть возможность разбавить первые партии газа другим импортом и собственной добычей в общей системе. Хотя в такой интерпретации поставка нетоварного газа в КНР выглядит приемлемой для «Газпрома» и даже повышает доходность проекта (компания начнет возвращать инвестиции на год раньше), многие собеседники “Ъ” отнеслись к этому скептически. Они напоминают, что CNPC изначально хотела покупать жирный (неочищенный) газ, чтобы создать свою переработку. «Это выглядит как временное решение до постройки ГПЗ, но китайцам выгоднее, чтобы оно стало постоянным»,- считает один из источников “Ъ”.

Юрий Барсуков


Силы поднебесные: Как устроена система власти в Китае
Государственная машина Китая - одна из самых древних и самых сложных в мире. Мало кто в России знает, как она устроена. А между тем Китай - главный торговый партнер России и её главный внешнеполитический союзник. В XXI веке от него во многом будет зависеть и мировая политика, и мировая экономика. Кто и как руководит самой многонаселенной страной в мире - читайте в спецпроекте «Ъ» .

Строители газопровода "Сила Сибири" пробурили тоннель под Амуром на границе . Его длина составила почти 1300 метров, а ширина — около двух метров. В тоннеле проложат основную ветку газопровода. Теперь строителям предстоит пробурить еще один проход под пограничной рекой — для резервной трубы. Все работы по прокладке тоннелей взяла на себя китайская сторона. У строителей — богатый опыт по строительству газопроводов, но нашла чем удивить специалистов из Поднебесной.

"Я участвовал в строительстве четырех газопроводов и комплексов у нас, но на таком проекте впервые — под водой и под землей, — признает Сюй Лян Лян, начальник отдела строительства нефтегазопроводного управления (КНР). — Мы применяем самые лучшие технологии, работаем по стандартам международного уровня, соблюдая и российские, и наши расчеты и требования. И вашей стороне мы благодарны за сотрудничество и поддержку. И поэтому у нас все по графику".

Строители пробурили первую ветку трансграничного тоннеля под Амуром в окрестностях Верхнеблаговещенского. В ближайшее время они приступят ко второй. Затем начнется прокладка труб для поставок российского газа в КНР. Завершается сооружение приемных котлованов участка магистрального перехода, который свяжет отечественную газотранспортную систему с китайской.

Параллельно с возведением под Свободным прокладываются артерии, по которым очищенный метан направится в районы области и другие регионы Дальнего Востока. Сибирский газ ждут и в Китае. Строительство трансграничного тоннеля идет полным ходом.

Первая спецтехника зашла в окрестности Верхнеблаговещенского в конце весны 2017 года. Сейчас на бывшем пустыре уже возвышаются производственные сооружения и мини-поселок для строителей. Но главное то, что на поверхности не увидишь.

Длина тоннеля — почти 1 300 метров, ширина — около двух с половиной метров. Он пролегает под дном реки на глубине 20 метров. Под Амуром пройдёт основная ветка, а в 50 метрах будет еще и резервная. Этот подводный переход свяжет китайский газопровод с "Силой Сибири".

Тоннель пробурили со стороны Поднебесной и обустроили за полгода. Внутри проложена узкоколейная железная дорога для работы технологического транспорта. Проходческая установка уже переправлена , где ведется подготовка к запуску по второй линии. Это полностью на себя взяли китайские подрядчики.

На время строительства трансграничного перехода специально был создан пункт пропуска Верхнеблаговещенский. Подобный действовал в Джалинде, где несколько лет назад тоже под Амуром прокладывали нефтяную трубу. При этом на пограничном пункте нет каких-то специальных или упрощенных процедур.

Вся необходимая для строительства техника оформляется по процедуре временного ввоза, после реализации проекта агрегаты вернут в Китай. С окончанием строительства трансграничного тоннеля пункт пропуска будет закрыт.

Вблизи перехода в Верхнеблаговещенском ведутся работы по строительству газоизмерительной станции. Экспортировать российский газ в Поднебесную рассчитывают начать с декабря 2019 года.

Договором, который был подписан пять с половиной лет назад в присутствии президента России и председателя КНР Си Цзиньпина, предусмотрена транспортировка около 38 миллиардов кубометров газа в год.

Новая стройка века – труба диаметром почти полтора метра уверенно тянется через всю Сибирь, от Якутии до Благовещенска. Через год магистральный газопровод "Сила Сибири" должен быть готов к работе: контракт, заключенный в мае 2014 года между российским "Газпромом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC), предусматривает ежегодные поставки газа до 38 млрд кубометров в течение 30 лет и на момент подписания оценивался в 400 миллиардов долларов. Этот контракт правительство России до сих пор преподносит не только как выгодный коммерческий проект, но и как свою большую геополитическую победу. Однако у "поворота на восток" есть обратная сторона. Российские налогоплательщики будут субсидировать китайских потребителей, а коммерческую выгоду в реальности получают только подрядчики этой стройки, считает Михаил Крутихин, партнер аналитического агентства RusEnergy.

Михаил Крутихин, эксперт с 25-летним опытом работы в энергетической отрасли, объясняет, почему "Сила Сибири" не стоит тех денег, которые вкладывают в газопровод "Газпром" и государство.

– В мае 2019 года, согласно официальным пресс-релизам, должны начаться поставки газа в Китай по "Силе Сибири". На ваш взгляд, насколько реалистичны эти планы?

– Я думаю, что более реалистичный срок – где-то декабрь 2019 года. Мы видим, как лихорадочно идет подготовка к этой дате. По самому краткому сценарию, в минимальном объеме, выполняются строительные работы на линейной части газопровода. Создаются мощности по подготовке газа для прокачки его дальше в Китай, поскольку из газа нужно извлекать компоненты, которые мешают поставкам чистого метана – в частности, там есть азот (около 7%), гелий и другие компоненты. Идет бурение новых скважин, освоение Чаяндинского месторождения в Якутии, которое должно стать базой поставок газа по этому маршруту. Так что, думаю, что к декабрю 2019 года в минимальном объеме они могут успеть.

– И Чаяндинское, и Ковыктинское месторождения, откуда пойдет газ в "Силу Сибири", еще не разработаны и вообще разведаны сравнительно недавно. "Газпром" в них уверен?

– Давайте начнем с Чаяндинского, это основное, первое месторождение, откуда пойдет газ. По всем российским нормам и правилам, сначала нужно разрабатывать нефтяную залежь в месторождении, поскольку если нефть забросить и сразу качать газ, то упадет давление, и нефть навеки останется в земле.

"Газпром" объявил, что якобы выработал технологию, которая позволяет отбирать газ без того, чтобы падало давление в подземном нефтяном резервуаре. Я беседовал на эту тему с геологами крупнейшей американской нефтегазовой компании, они подняли меня на смех. Такой технологии не существует. Таким образом, "Газпром" идет на нарушение всех норм, он оставляет огромные запасы нефти в земле для того, чтобы срочно начать экспорт газа. Это первое по Чаянде.

Второе: это месторождение на самом пике добычи не способно давать больше 25 млрд кубометров газа в год. Это означает, что обещание "Газпрома" поставлять 38 млрд кубометров в год в Китай не может быть осуществлено на основании одного только этого месторождения. Нужно подключать к нему второе большое месторождение, уже не в Якутии, а в Иркутской области – Ковыктинское, которое тоже еще надо разрабатывать и строить дополнительно 800 км трубопровода, чтобы соединить Ковыкту с Чаяндой. Пока этого нет.

Таким образом, если мы говорим, что в декабре 2019 года пойдет газ в Китай, то это означает, что первоначальная мощность всей системы составит примерно 4–4,5 млрд кубометров в год. Для того, чтобы вывести "Силу Сибири" на 38 млрд кубометров, надо добывать с этих двух месторождений 42 млрд кубометров в год. Разница уйдет на то, чтобы выделять из газа компоненты, также нужно тратить газ на работу компрессоров на газоперекачивающих станциях. Если посмотреть на графики, подготовленные плановиками и экономистами "Газпрома", такой добычи можно достичь примерно через 10 лет после начала прокачки газа в Китай. То есть на плановый показатель можно будет выйти не в 2019-м, а только в 2029 году.

– А Китай устраивает такая схема?

– Китайская позиция вообще очень интересная, мягко говоря. Китайцы на протяжении многих лет сопротивлялись уговорам "Газпрома", который намеревался продавать им газ аж по трем маршрутам сразу. Один – через Владивосток, второй – по "Силе Сибири", которая тогда еще так не называлась, и третий – по газопроводу "Алтай", который иногда называют "Сила Сибири – 2", из Западной Сибири, где находятся основные газовые промыслы "Газпрома".

По этим трем маршрутам планировалось подавать 68 млрд кубометров газа: по 30 по "Алтаю" и "Силе Сибири" и 8 оставались на Дальний Восток. Китайцы сразу говорили, мол, извините, нам этот газ не нужен, мы свой газовый баланс закрываем без вас. С большим трудом из года в год подписывали какие-то рамочные соглашения, меморандумы о взаимопонимании, всем объявляли, что вот-вот придем к соглашению, пока, наконец, во время визита Путина в Шанхай в мае 2014 года не подписали документ, который еще за 20 минут до подписания назывался "Меморандум о взаимопонимании". То есть ни к чему не обязывал. С большим трудом уговорили китайцев назвать его "контрактом".

Остальные уговоры – поставить китайцам газ через Дальний Восток, через газопровод "Алтай" – никаких результатов не принесли, китайцы все эти идеи отвергают. Когда я в прошлом году разговаривал в Пекине с китайскими специалистами, они мне доверительно рассказали: "Вы знаете, мы закрываем свой газовый баланс без России, а вот этот российский газ нам понадобится только в одном случае – если в Тихом океане сложится тяжелая военно-политическая обстановка, и получение сжиженного природного газа из других источников окажется затрудненным или невозможным. Тогда мы попросим поставки газа из России". То есть для них это запасный выход. И когда у нас говорят, что китайцы спят и видят, что к ним придет российский газ, это не соответствует действительности, это пустая пропаганда.

– Но у нас этот контракт, когда он был заключен, преподносился как крупная геополитическая победа России.

– Это пустая, абсолютно пустая, не основанная ни на чем пропаганда. Давайте вспомним 2012 год: "Газпром" подготовил обоснование инвестиций в "Силу Сибири", и в конце этого документа говорилось: да, этот проект может иметь коммерческое значение, но только в том случае, если заложенная цена в нем газа будет увеличена на 50–70%.

Они рассчитали цену газа в трех разных вариантах: ее привязали к цене нефти по 60, 75 и 90 долларов за баррель. И согласно обоснованию инвестиций, которое делали газпромовские плановики и экономисты, получается, что даже по цене самой дорогой нефти проект не окупается даже в 2048 году! Это не коммерческий проект вообще.

Зачем он нужен России? Давайте посмотрим: у России очень много газа, девать его некуда, потому что в Европе, куда нацелены все наши газопроводы, потребление практически не растет. Сжиженный природный газ – мы только-только, очень робко начинаем здесь что-то делать, и наш сжиженный газ коммерчески не рентабелен. Либо газ должен отгружаться в суровых условиях Арктики, и тогда инфраструктуру берет на себя государство, как в проекте "Ямал СПГ". Либо опять надо прокладывать куда-то трубы. А куда? Единственное направление – это Китай.

Отчаянно стали уговаривать китайцев, не обращая внимания на коммерцию. А что такое "не обращать внимания на коммерцию"? Это означает, что китайцы будут брать газ по цене ниже себестоимости – себестоимости добычи, себестоимости прокачки, плюс операционные издержки и капитальные инвестиции, которые нужно вложить в эту самую "Силу Сибири": в газоперерабатывающий завод, в газохимический завод и много что еще. В результате российский налогоплательщик ("Газпром" все-таки государственная компания) будет субсидировать китайских потребителей газа.

Когда я пытаюсь представить себе, зачем это надо было делать, у меня только два варианта возможной логики тех, кто принимал решение. А решение принималось на самом верху в Кремле. Первое – это показуха: вот посмотрите, гигантская геополитическая победа, мы открыли новый маршрут экспорта нашего газа. Во что это обошлось, никто не считает. И вторая мотивация – это дать заработать подрядчикам, которые строят этот газопровод. Всё, другой мотивации я не вижу. А подрядчики известны тем, что у них смета примерно в 2,5–3 раза больше, чем на такие же работы у других компаний в других частях света.

– Тимченко, Ротенберг, вот эти все ребята. Они уже отличились – построили газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток: с одного конца нет газа, а с другого конца нет потребления. Газопровод построен, миллиарды долларов в него вбуханы зачем-то.

– А "Сила Сибири" строится на деньги бюджета или на деньги госкомпании?

– Когда был подписан этот контракт в мае 2014 года, то газпромовцы, уже известные лживыми заявлениями, объявили, что китайцы согласились софинансировать проект и вложат в "Силу Сибири" 25 млрд долларов. Как выяснилось, китайцы ничего не обещали и не дали ни копейки. То есть все деньги – это газпромовские деньги, и поэтому "Газпром", который вынужден сейчас тратиться на никому не нужные, коммерчески невыгодные, нерентабельные проекты, на протяжении последних трех кварталов оказался в списке компаний, которые вместо прибыли дают убытки. У "Газпрома" по текущим счетам красненькие цифры, а не черненькие.

– Только за счет вот этой инвестпрограммы?

– Это гигантские стройки с завышенными сметами, которые никогда не оправдаются. Это такие же были политизированные проекты, как "Северный поток – 2", как "Турецкий поток" – вот это все хозяйство не оправдывается.

– В июне 2014 года было сообщение, что президент поручал Минфину "подумать о докапитализации "Газпрома". Реализовалась ли эта идея?

– Пока нет, этого не было, единственное, что "Газпрому" пообещали освобождение от некоторых налогов по поставкам газа через "Силу Сибири". Ну да, опять за счет российских налогоплательщиков: "Газпром" будет меньше платить налогов, а китайцы будут субсидированы нашими налогоплательщиками.

– Но хоть какая-то польза для экономики есть от этой стройки? Ну вот хотя бы она загружает работой трубопрокатные, металлургические заводы, созданы тысячи рабочих мест...

– Ну давайте тогда проложим трубу в Индию или еще куда-то, где она абсолютно не нужна никому! Толк-то от этого какой? Что, будем работать так, чтобы смысла никакого не было, не было никакого материального результата? Если поощрять такую работу, я не знаю, до чего можно дойти.

В свое время в "Газпроме" сопротивлялись принятию инвестиционного решения по "Силе Сибири", но в октябре 2012 года, после заседания президентской комиссии по ТЭК, Владимир Владимирович Путин позвал к себе газпромовцев и приказал "ускорить принятие инвестиционных решений по вашим восточным проектам". Инвестиционное решение, несмотря на все сопротивление экономистов даже внутри "Газпрома", было принято на заведомо нерентабельный проект.

– Тем не менее все пресс-релизы "Газпрома" про "Силу Сибири" выдержаны в победном тоне.

– Почитайте журнал "Газпром", там еще веселее! Когда открывает рот какой-нибудь, извините, руководитель компании Алексей Миллер или его заместитель Александр Медведев, то обычно это вранье, давайте уж прямо скажем.

– Скажите, пожалуйста, а на газификацию внутренних регионов России "Сила Сибири" повлияет каким-то образом?

– В том же самом обосновании инвестиций, о котором мы говорили, сделаны расчеты по тому, сколько газа по этой трубе будет возможно потреблять внутри страны: не больше 4,5 млрд кубометров в год. Это микроскопическая величина для "Газпрома" и для России. В этом регионе просто нет достаточного потребления (малонаселенная территория с неразвитой инфраструктурой - ЭР ).

И второе: газификация России вообще довольно дорогое удовольствие. У нас населенные пункты в регионах разбросаны очень далеко друг от друга, и строить сеть газопроводов совершенно невыгодно. Решение для этого, конечно, есть. Это и так называемая распределенная энергетика с использованием местных источников энергии. Это и сжиженный природный газ: можно около большой трубы поставить заводик, делать сжиженный природный газ, а потом его автоцистернами развозить по деревням, по мелким городам – газифицировать эти места.

"Газпром" этим практически не занимается, хотя когда-то программу такую они принимали. Но для компании это считается невыгодным. Гораздо проще вбухивать деньги в никому не нужные газопроводы и в разработку газа. Столько уже освоено газовых месторождений, что можно еще одну Европу хоть завтра добавить к потребителям "Газпрома". По нашим данным, мощности неиспользуемых промыслов "Газпрома", которые можно задействовать, – это более 200 млрд кубометров в год. Просто некуда этот газ поставлять.

– Обидно получается: "Силу Сибири" они строят, несмотря ни на какие издержки, а когда речь заходит о газификации российских регионов – начинают считать затраты и говорить о рентабельности. Хотя здесь затраты были бы оправданы как минимум улучшением качества жизни людей. Разве не так?

– Вот у меня нет ответа на этот вопрос. Я просто вижу, что годовая зарплата руководителя "Газпрома" – это примерно стоимость газификации Курской области. Ну, что делать…

– Я правильно понимаю, что вот эти 800 млрд рублей, которые "Газпром" инвестирует в "Силу Сибири", как раз и могли быть вложены в развитие российской инфраструктуры?

– Да, наверное. Или, наоборот, могли из этих средств повысить зарплату высшим руководителям, менеджерам "Газпрома". Тут разные варианты есть.

– Давайте оптимистичный вариант рассмотрим: на сколько регионов хватило бы этих денег?

– Мне трудно сказать, на сколько регионов. "Газпром" по бумагам направляет около одного миллиарда долларов в год на газификацию российских регионов. Но если смотреть в конце каждого финансового года, сколько они на самом деле денег потратили, то там кот наплакал. А когда мы видим, сколько газифицировано деревень, то никак не получается, что эти деньги пошли по назначению.

– На ваш взгляд, что для России было бы лучше: взять и остановить сейчас эту стройку или все-таки довести проект до конца?

– Там уже много сделано... Я думаю, что можно было бы доделать в минимальном варианте – довести трубу до Благовещенска, потом все это остановить и начать разработку нефтяных залежей Чаяндинского месторождения, чтобы они не пропали. Красиво нажать на кнопку, когда пойдет газ по "Силе Сибири", доложить о грандиозной геополитической победе и тихонечко забыть об этом начинании, чтобы не тратить больше денег.

– ​Не тратить больше денег конкретно на что?

– На расширение строительства, на доведение его через 10 лет до плановой мощности. Огромные деньги понадобятся на разработку второго месторождения, Ковыктинского, на новый отрезок газопровода в 800 км, подготовку газа на газоперерабатывающем заводе – очень много что потребуется.

К газоперерабатывающему заводу собираются еще пристроить газохимическое предприятие. И когда мы смотрим на перечень продукции, которую оно должно выпускать, то видим, что, в общем-то, нормального рынка в том регионе для этой продукции нет. Эту всю газохимию, все эти полиэтилены, полипропилены, стиролы и искусственные каучуки надо будет вывозить по железной дороге до Тихого океана, транспортировать морем. А там рынок схвачен конкурентами – придется демпинговать, то есть опять работать себе в убыток. Овчинка выделки не стоит, это опять очередное надувание щек.

– Так что же, "Сила Сибири" никогда не будет рентабельной, ни при каких условиях? А вдруг опять нефть подорожает?

– Не будет это все рентабельным. Потому что китайцы не будут платить. У них уже были заключены соглашения с "Газпромом" о формуле цены еще до подписания этого контракта, и там все привязано к стоимости нефти. Нефть сейчас дорожать не будет, а будет только дешеветь. Как я уже сказал, по расчетам самого же "Газпрома" до 2048 года (а если учесть, что на два года позже начали строить, то до 2050 года) рентабельности нет. Не окупается этот проект.

– Понятно. Все это очень расстраивает, если честно.

– Ну что же делать! Когда мы говорим о "Газпроме", это либо вранье с фанфарами, либо полное расстройство.

Россия развернула в Арктике самое масштабное военное строительство по сравнению с другими странами мира, заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу, передает 26 февраля "Интерфакс".

"С 2013 года в условиях Крайнего Севера возведено 545 объектов общей площадью более 710 тысяч квадратных метров.

Такое масштабное строительство в арктических широтах не осуществляла ни одна страна мира", - рассказал министр.

Он подчеркнул, что "география строительства объектов министерства обороны обширна - от Калининграда до Курильских островов и от южных военных баз до Арктики".

По словам министра обороны, всего за последние пять лет в интересах военного ведомства построено 10 480 зданий и сооружений.

При этом Шойгу сообщил, что в 2018 году планируется построить более 3 600 зданий и сооружений, на эти цели выделено 117,6 млрд рублей.

Из них 93,9 млрд рублей - на возведение специальных и военных объектов, в том числе, для размещения нового вооружения и военной техники.

Россия и Китай становятся близкими партнерами как в сфере экономики, так и на внешнеполитической арене. Между государствами заключаются масштабные соглашения в части сотрудничества в сфере бизнеса. К таковым можно отнести газовый контракт о поставках в КНР голубого топлива посредством магистрали «Сила Сибири».

Каковы наиболее примечательные факты об этом проекте? Какова схема планируемой доставки газа из России в Китай?

Основные сведения о проекте

Газопровод «Сила Сибири» предполагается провести в КНР из Якутии. Крупнейшие города, через которые он пройдет — Благовещенск, Хабаровск, а также Владивосток. Проект «Сила Сибири» - в числе самых приоритетных для «Газпрома». Соответствующие работы будут производиться как с российской, так и с китайской стороны. Газопровод объединит системы распределения топлива в Иркутском и Якутском центрах Примечательно, что название проекта - «Сила Сибири» - РФ определила по итогам конкурса.

Предполагается, что первый участок газопровода - от Якутии к Хабаровску, а затем до Владивостока - будет введен в эксплуатацию к концу 2017 года. Можно отметить, что маршрут газотранспортной магистрали будет идти вдоль трассы нефтепровода, идущего из Восточной Сибири в сторону Тихоокеанского побережья. Это позволит значительно снизить затраты на строительство необходимой инфраструктуры проекта и энергоснабжение.

Характеристики газопровода и схема

Проект «Сила Сибири» предполагает строительство газотранспортной магистрали длиной порядка 4 тыс. км. Он будет использоваться для вывода природного газа, как мы отметили выше, сразу из двух центров добычи — Иркутского и Якутского, в сторону Хабаровска. Ожидается, что газопровод станет мощным стимулом хозяйственного развития не только Дальнего Востока, но также и азиатской части РФ в целом. Это будет возможно не только благодаря росту прямой выручки и появлению рабочих мест на газодобывающих и транспортных предприятиях, но также и в силу повышения уровня газификации населенных пунктов и, как следствие, открывающихся возможностей для запуска новых производств. Данные процессы будут дополнительно стимулироваться за счет бюджетной поддержки, в частности оказываемой в рамках программы развития газоснабжения в Приморском крае.

Карта газопровода «Сила Сибири» выглядит так.

Мы видим, что схема реализации проекта предполагает охват огромной территории. Интересно будет также изучить экономические масштабы проекта.

Экономические масштабы

Газопровод «Сила Сибири» - в числе крупнейших проектов за всю историю экономического развития современной России. Как известно, между РФ и КНР был подписан крупный газовый контракт, в результате чего «Газпром» получил возможность выйти на новый рынок, характеризующийся огромным потенциалом. По некоторым данным, Россия должна будет поставить в КНР порядка 1 трлн кубометров газа на общую сумму порядка 400 млрд долларов. Для сравнения: ВВП России по ППС составляет порядка 3500 млрд долларов. Известно, что контрагент «Газпрома», Китайская национальная нефтегазовая корпорация, внесет аванс порядка 25 млрд долларов до того, как поставки топлива начнутся. Расчетная пропускная способность газопровода — порядка 38 млрд кубометров газа ежегодно. Интенсивность транспортировки топлива, соответствующая данному показателю, будет достигнута, как ожидается, в течение 5 лет с момента начала первых поставок.

По мнению ряда экспертов, газопровод «Сила Сибири» будет выведен на проектную мощность к 2024 году. Сейчас российские предприятия занимаются а также завозом необходимых материалов и оборудования. Предполагается, что в течение 2015 года на площадки будет доставлено около 500-600 тыс. тонн оборудования. Также в 2015 году ожидается начало строительства первой очереди газотранспортной магистрали.

Подписание контракта

Контракт между РФ и КНР на поставки топлива по так называемому восточному маршруту был подписан 13 октября 2014 года на уровне правительств обоих государств. В соответствии с данным соглашением были определены ключевые условия партнерства России и Китая в части проекта, в том числе и в аспекте проектирования, строительства, а также эксплуатации трансграничных зон газопровода. Строительство газопровода «Сила Сибири» было передано в компетенцию двух компаний — российского «Газпрома» и CNPC (Китайской национальной нефтегазовой корпорации).

Подписание контракта между РФ и КНР в части строительства рассматриваемой магистрали позволило нашей стране рассчитывать на диверсификацию поставок голубого топлива. Сейчас, по оценкам аналитиков, прослеживается слишком сильная зависимость газового экспорта России от сбыта в Европу. К тому же в силу политических разногласий между РФ и Западом могут возникать сложности с дальнейшим развитием партнерства в соответствующем направлении. Таким образом, переориентация газового экспорта в Китай — шаг к столь нужной диверсификации поставок. КНР — растущий рынок с развитой промышленностью, которой всегда нужны большие объемы голубого топлива. РФ — один из немногих поставщиков, готовых продавать в Китай газ стабильно и по приемлемым ценам.

Ресурсы добычи газа

Итак, газопровод «Сила Сибири» будет поставлять в КНР топливо, добываемое в Иркутском и Якутском центрах. Что касается первого ресурса, предполагается добыча газа на Ковыктинском месторождении. Запасы топлива в нем оцениваются в объеме порядка 1,5 трлн кубометров. Что касается Якутского центра, то добыча будет идти на Его запасы составляют порядка 1,2 трлн кубометров.

Особенности строительства газопровода

Таким образом, мы видим, насколько мощным и масштабным является, в том числе и в части названия, «Сила Сибири» - газопровод. Кто строит его? Кто является реализации данного международного проекта?

Интересен тот факт, что генподрядчики газопровода «Сила Сибири» привлекаться, возможно, не будут. По крайней мере, в СМИ распространена такая точка зрения. Предполагается, что возводить газопровод «Сила Сибири» подрядчики будут в лице небольших организаций. В этом смысле «Газпром», как отмечают некоторые аналитики, изменил своей тактике — ранее российская газовая корпорация все же выбирала ведущего партнера. В случае с таким проектом, как газопровод «Сила Сибири», подрядчики будут выполнять локальные задачи.

Традиционная схема

Традиционная схема, практикуемая «Газпромом», предполагала распределение подрядов в рамках крупных лотов, то есть определялась ведущая организация, которая занималась строительством того или иного участка магистрали. Например, инфраструктура «Южного потока» до того, как он был переориентирован на Турцию, была в ведении корпорации «Стройгазмонтаж». Европейский участок «Южного потока» должна была возводить компания «Стройтрансгаз». В свою очередь, проект «Северный поток» был реализован при ведущей роли компании «Стройгазконсалтинг».

Санкционный фактор

Устоявшаяся схема, как считают аналитики, не вполне оптимальна в текущих условиях, когда в отношении РФ со стороны стран Запада были введены санкции. Дело в том, что указанные российские компании также попали под них, вследствие чего они не могут импортировать некоторые разновидности необходимого оборудования. В частности, это техника Caterpillar, а также сварочные комплексы типа CRC-Evance, производимые в США.

Критерий гарантий

Другая версия, объясняющая пересмотр «Газпромом» своей политики в отношении подрядчиков, состоит в том, что под столь масштабные проекты, которым является газопровод «Сила Сибири», РФ практикует требования по банковским гарантиям. Сложности с таковыми может иметь сам «Газпром». Дело в том, что крупнейшая российская газовая компания в течение 2015 года должна перечислить своим кредиторам порядка 174,3 млрд руб. Этот долг не рассматривается аналитиками как слишком большой для «Газпрома», однако сейчас корпорация не может привлекать долгосрочные займы на случай дефицита выручки.

Есть сведения, что к строительству газопровода «Сила Сибири» в целом будет привлечено 15 фирм. Среди них при этом есть компания «Стройтрансгаз». В числе иных фирм, с которыми «Газпром» может заключить контракты — ЕВРАКОР, «Аргус Спец Монтаж», «Иркутскнефтегазстрой», «СпецМонтажПроект».

Предполагаемые расходы на строительство «Силы Сибири» - порядка 770 млрд. рублей. Из них, в частности, в экономику Республики Саха будет проинвестировано около 283 млрд. руб.

Оценки проекта

Итак, мы изучили основные экономические показатели проекта. Нами была также исследована карта газопровода «Сила Сибири». Каковы оценки перспектив соответствующего проекта в среде российских аналитиков?

В целом, эксперты сходятся во мнении, что «Сила Сибири» - пример успешного международного партнерства. Дело в том, что данный газопровод в одинаковой степени нужен как России, так и КНР. В политическом контексте проект, как полагают аналитики, способствовал дальнейшему укреплению союзнических отношений между двумя государствами.

Оценивается экспертами исключительно позитивно. Выручка Газпрома за поставки топлива, как мы отметили выше, составит около 400 млрд долларов. Значительный стимул к хозяйственному развитию получат соответствующие регионы РФ — как в аспекте притока инвестиций, так и с точки зрения выстраивания новой инфраструктуры, в том числе и промышленной.

Есть версия, что главными потребителями газа в мире в среднесрочной перспективе будут Индия и Китай. «Сила Сибири» - проект, который в этом смысле полностью актуален с точки зрения корреляции с мировыми экономическими трендами. По некоторым оценкам, в 2020 году динамика потребления газа в КНР достигнет порядка 420 млрд. кубометров.

Россия и Китай, подписав договор о поставках голубого топлива, открыли возможности для расширения партнерства в приграничных регионах. Благодаря наличию новой инфраструктуры РФ сможет эффективно осваивать новые природные месторождения, которыми богаты Сибирь и Дальний Восток. Откроются возможности в части импортозамещения, увеличения объемов промышленного производства региона.

Строительство газопровода «Сила Сибири», как ожидается, станет позитивным фактором развития Сибирского и Дальневосточного региона в целом, включая и социальный аспект. Граждане, проживающие в соответствующих частях России, получат новые возможности для трудоустройства, бизнеса, обучения.

Стимул к инвестированию

Рост экономики Сибири и Дальнего Востока предопределит, как ожидают аналитики, рост интереса инвесторов к данным регионам. При этом рассчитывается, что на соответствующих территориях будут вести деятельность не только бизнесмены из КНР, которая находится совсем рядом, но также и из других государств — в частности, Южной Кореи, Вьетнама, Сингапура. Ожидается заметная переориентация приоритетов отечественных инвесторов. Многие из них сейчас вкладываются в зарубежные проекты, и вполне возможно, что их капиталы также будут направлены в экономику Сибири и Дальнего Востока РФ. Этому могут способствовать также и санкционные ограничения, действующие в отношении российских предприятий.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары