Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Этапы кризисов в семейной жизни. Кризис в семье: этапы по годам и как с ним справиться

Символика пирамиды

Пирамида завершает всю архитектурную композицию царского захоронения. Но почему местом последнего пристанища стала именно пирамида?

Эту огромную гробницу пирамидой стали называть древние греки. Так называют её и в наши дни. Сама слово произошло от геометрического определения. Египтяне называли пирамиду «мер», это слово произошло от глагола «иар», что значит подниматься, и обозначает место вознесения. Таким образом, ступенчатая пирамида служила огромной лестницей, по которой усопший фараон восходил на небеса.

Пирамиды IV и V династий тесно связаны с культом Солнца, они считались символами света, силы Солнца. Пирамиды могли отождествляться и с самим Солнцем. Вершину пирамиды обычно представляла маленькая пирамидка, так называемый «пирамидон». До наших дней дошел только один такой пирамидон. Это вершина пирамиды Аменемхета III. Она высечена из черного гранита. На её гранях изображен крылатый солнечный диск. Вершина обелиска тоже имеет форму пирамиды, это является самой священной частью сооружения.

Пирамида символизирует пут на небеса и отождествляется с лучом солнца, падающим на землю.

Скульптура

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Основными образами были образы царствующих фараонов. Хотя потребности религиозного культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре.

Одним из таких богов является Анубис.

(Статуи Анубиса)

Существует множество различных статуй с его изображением, но я остановлю свой выбор на Стеле "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи. Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую с жезлом "уас" протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших. Его изображали в образе лежащего шакала черного цвета, дикой собаки или же в виде человека с головой шакала или собаки. Анубис считался судьёй богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса - греческий Кинополь, в переводе означает "город собаки". Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты - "Хентиаменти", то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), "владыка Расетау" и "стоящий впереди чертога богов". Согласно "Текстам пирамид", Анубис был главным богом в царстве мертвых. Он считал сердца умерших, в то время как Осирис - бог умерших и оживающей природы - главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу. С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты, а Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса.

Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах ("просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту. Анубис расставил вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дал каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом.

Гораздо большее значение имела разработка типажа земного владыки, а с течением времени и других, более простых людей.

В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй:

Стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу, как, например, статуя Ранофера. Он изображен идущим с опущенными вдоль тела руками и поднятой головой; все в этой скульптуре выдержано в рамках канона -- поза, одеяние, раскраска, чрезмерно развитые мускулы неподвижного тела, устремленный вдаль равнодушный взгляд.

  • (Статуя Ранофера)
  • - сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи. Перед нами -- уверенно очерченное лицо с характерными тонкими, плотно сжатыми губами большого рта, выступающими скулами, слегка плоским носом. Это лицо оживляют глаза, сделанные из различных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующую в то же время края век, вставлены куски алебастра для белка глаза и горного хрусталя -- для зрачка, причем под хрусталь подложен небольшой кусочек полированного эбенового дерева, благодаря которому получается та блестящая точка, которая придает особую живость зрачку, а вместе с тем и всему глазу. Такой прием изображения глаз, вообще свойственный скульптурам Древнего царства, придает жизненность лицу статуи. Глаза писца Каи как бы неотрывно следуют за зрителем, в каком бы месте зала тот ни находился. Эта статуя поражает правдивостью проработки не только лица, но и всего тела ключиц, жирных, дряблых мускулов груди и живота, столь свойственных человеку, ведущему сидячий образ жизни. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины.

(Статуя писца Каи)

Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур - красновато-коричневого цвета, женских - желтого, одежды - белого, волосы - черного цвета. Основной характер торжественная монументальность и спокойствие.

В период Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия, и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. В изображении простолюдинов преодолевается сковывающее влияние канонов, в результате чего образы становятся индивидуальными. Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу. Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь - в фас. Фигуры обычно раскрашивались. Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность. Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды с узорами, миниатюрность фигур - характерные стилистические приемы произведений эпохи Среднего царства.

Усилилась резкая властность, напряженность черт лиц правителей. Портретная голова Сенусерта III (19 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) с запавшими глазами, резкими дугами бровей и обострившимися скулами, выделенными блеском гладко отполированного темного обсидиана, свидетельствует об усложнении человеческого образа. Сильнее подчеркнуты контрасты света и тени, горькие складки пролегают по сторонам рта.

(Портретная голова Сенусерта III)

Та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера человека ощущаются в портретной голове Аменемхета III (19 в. до н. э., Каир, Музей)

Египтяне применяют новые приемы - контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица (глубоко сидящие в орбитах глаза, прорисованные мускулы лица и складки кожи) и резкая игра светотени (статуи Сенусерта III и Аменемхета III). В деревянной народной скульптуре популярны жанровые сценки: пахарь с быками, отряд воинов; их отличает непосредственность и правдивость.

Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Перед входом в храм Аменхотепа III, на окраине Фив, были установлены огромные сидящие статуи фараона из цельных блоков красного песчаника высотой около 20 м. Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Яркая черта этих памятников - огромные масштабы, в сочетании с общественными, монументализированными объемами. Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании. Появляются портреты. Вот сам Эхнатон - узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, короткие и худые ноги. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей.

К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н. э.). Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину. На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре.

(Скульптурный портрет Нефертити)

Достаточно взглянуть на лицо царицы, чтобы понять -- перед нами работа, несомненно, гениального скульптора. Поразительна тонкость, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи.

Широкие тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение сосредоточенной созерцательности и легкой усталости. Скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарования, каких-то тяжелых переживаний. Может быть, портрет был создан после смерти одной из дочерей Нефертити, царевны Макетатон.

Не менее прекрасна и головка, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ее высота 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу: не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление: увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Царица изображена здесь еще юной. Чуть улыбаются губы с милыми ямочками в углах. Лицо полно задумчивой мечтательности -- это мечты молодости о будущем счастье, о предстоящих радостях, успехах, мечты, которых уже нет на первом портрете.

И здесь та же изумительная легкость в передаче форм, объема, тот же скупой отбор черт. Чтобы оценить гений скульптора, головку надо медленно поворачивать, и тогда при меняющемся освещении выступают все новые, едва отмеченные детали, придающие памятнику ту силу жизненности, которая отличает работу мастера.

По счастливой случайности мы знаем его имя: оба портрета Нефертити были найдены при раскопках мастерской скульптора Тутмеса в Эль-Амарне. На одном из предметов этой мастерской написано, что Тутмеса хвалил фараон и что он был начальником работ. Таким образом, мы можем заключить, что Тутмес был ведущим скульптором своего времени. И это бесспорно подтверждают его произведения.

Стены храмов покрывались рельефами и росписями. Рельеф из Мемфиса "Плакальщики" пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху.

Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложнился - одни согнулись, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. Что может быть выразительнее, драматичнее этих простертых, заломленных, поднятых к небу гибких рук? Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Рельеф не возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причем одни линии очень сильно углублены, подчеркнуты, другие проведены легко - так достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции.


(Рельеф «Плакальщики»)

Подобные вещи были последним словом египетского реализма. Этот памятник является непревзойденным по силе передачи человеческого чувства, где вся группа плакальщиков объединена общим настроением, выраженным в позах, жестах и мимике. Ни одна фигура не повторяет другую: в горе руки то воздеты к небу, то простерты по земле, то заломлены над головой. Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения. Следует заметить, что в работе над многими гробницами Мемфиса принимали участие фиванские мастера, что привело к сближению стиля этих двух центров».

Использование Символа при создании надгробных памятников позволяет передать широкий пласт значений, так или иначе ассоциируемых с умершим человеком. Следует отметить, что использование символики отличается от простой передачи сведений в форме текста несравненно большей смысловой насыщенностью. Восприятие того или иного символа является процессом сугубо индивидуальным, даже не смотря на устоявшиеся правила их трактовки. Человек по средствам расшифровки символа надгробия самостоятельно формирует представление об умершем человеке.
Существует огромное количество исторически сложившихся погребальных надгробных символов различного характера - этнических, профессиональных, указывающих на социальное положение, возраст, определенные личные качества, эпоху, но в первую очередь - религиозных.

Далее приводится примерный список наиболее распространенных символов используемых при создании надгробных монументов. Символы объединены в группы по характеру используемых элементов. В конце приводится список цитат на латыни, наиболее часто используемых при создании католических надгробий
Геометрический символизм
Круг - дохристианский символ, чье изначальное значение было воспринято и христианской религией. Универсальный символ Вечности и Вечной Жизни, исключительно часто встречающийся на надгробиях. Наиболее распространенная его форма - крест в круге (Кельтский крест). Два круга - один над другим - символизируют землю и небо. Три соединенных между собой круга символизирую Троицу.

Равносторонний треугольник/ Трилистник/ Трикетра («готическая розетка», треугольник из трех дуг) - христианский символ Святой Троицы. Также может выглядеть как треугольник в круге, трикетра в круге, круг в треугольнике. Кроме того, треугольник используется для символа «Всевидящего Ока» (глаз в равностороннем треугольнике). Всевидящее Око, заключенное в треугольник и круг символизирует вечность Святой Троицы.

Пирамида - символ Вечности. Считалось, что этот символ предотвращает воздействие на могилу темных сил.

Квадрат - символизирует земное существование. На некоторых монументах можно увидеть квадрат, перевернутый ромбом, указывающий своими углами направления земли и неба.

Пентаграмма - пятиконечная звезда, нарисованная одним росчерком пера, заключающая в себе равносторонний пятиугольник, в Христианстве олицетворяет пять ран Христа. Древнейший символ, использовавшийся еще вавилонянами, чье происхождение точно неизвестно. В дохристианские времена кельты называли пентаграмму «ведьминым следом», В Средние века ее также звали «крестом гоблинов» и печатью Соломона (интересный разброс, кроме того, пентаграмма символизировала пять чувств). В Средние же века символ активно использовался алхимиками и исследователями. Считается, что пентаграмма защищает от воздействия темных сил и демонов, также как и пятиугольник. Также используется представителями Wicca. В иудаизме пентаграмма символизирует пять книг Моисея.

Звезда Давида - общепринятый символ Иудаизма, шестиконечная звезда, образованная из двух треугольников, олицетворяет божественную защиту. Древнейший символ, использовавшийся в Греции и некоторых государствах Малой Азии. В Средние века использовался также алхимиками в качестве символа огня и воды. Звезда Давида получила широкое распространение как символ Иудаизма только в начале XX века с легкой руки еврейского активиста Теодора Хертцеля (Theodore Hertzel).

Свастика (Crux Dissimulata) - один из древнейших и наиболее широко распространенных символов, имеет несколько способов начертания. Олицетворяет солнце, огонь, круг жизни и четыре стороны света. Точное происхождение символа не установлено, он был известен еще в древней Азии, и считается, что именно оттуда перешел к германским племенам. Крест, вписанный в круг, также символизирует направления земли и неба и самосовершенствование человека. В различных культурах имеет свою специфику: в буддистских мемориалах символизирует доктрину Будды, в Китае также имеет две формы - мужскую и женскую (по/против часовой стрелки). Использовалась римлянами, а также, что всем известно, являлась символом нацистской Германии...

Крест (распятие) является объединяющим символом различных направлений христианства, олицетворяет жертву Христа, воскресение и собственно веру.

Существует немало различных форм христианского креста:

Латинский крест («Божий знак») - один из старейших символов Христианства, а также одна из простейших и наиболее распространенных форм (надо сказать, что он только выигрывает за счет лаконичности дизайна).

Голгофский (трехступенчатый) крест - латинский крест, установленный на трех ступенях, символизирующих веру, надежду и любовь (либо милосердие). В католической культуре очень распространена традиция украшения Латинского Голгофского креста венком из роз или лилий. Сам по себе розовый венок символизирует вознагражденную добродетель и красоту, венок из лилий - чистоту и непорочность, фронтальный венок может также символизировать Вечность, создавая вместе с Латинским крестом форму Кельтского.

Кельтский (ирландский) крест - это крест, заключенный в круг, олицетворяющий Вечность или Вечную Жизнь. С этой формой креста связана легенда о Св. Патрике,

начертавшем крест в круге на священном камне Богини Луны и благословившем его.

Восточный крест - относится к Ортодоксальной (Православной) церкви и принят в России и Греции. Этот крест имеет две добавочные детали сверху и снизу: сверху -

дощечка с надписью «Иисус Христос - царь иудеев», снизу перекладина, которой касались стопы распятого Христа.

Готический крест («Fleuree») - все четыре стороны этого креста расширяются подобно лепесткам, символизирует взрослого, зрелого христианина.

Крест - трилистник («Botonee») - три стороны этого креста заканчиваются модифицированным изображением трилистника, символизирующего Троицу (встречается

и на православных кладбищах).

Греческий крест - все четыре стороны этого креста имеют равную длину. Эта форма креста отсылает нас в пре-христианскую эпоху, когда четыре равные стороны его

символизировали четыре стихии - землю, воздух, огонь и воду.

Ионический крест - по форме сходен с Кельтским крестом, но стороны его расширяются подобно готическому. Существует еще как минимум три более своеобразных формы креста, встречающихся на надгробиях.

Андреевский крест - крест в форме «X » По легенде, Св. Андрей не мог позволить, чтобы его распяли на кресте, подобном кресту Иисуса, поэтому упросил мучителей о распятии на кресте этой формы.

Египетский/Коптский крест - Анк, символ Вечной Жизни, действительно встречающийся и на католических надгробиях.

Тевтонский/Мальтийский крест - выглядит как равносторонний Готический крест. На московском Введенском кладбище, представлены практически все перечисленные формы крестов, часто не только в чистом виде, но и с очень интересными и эффектными вариациями.

«Объектные» символы

Ангел - кладбищенская «классика», символ духовности. В каноническом христианском восприятии ангелы - «посланники Господа» охраняют могилы, сопровождают души умерших, молятся за попавших в Чистилище. Двое из них легко узнаваемы - это архангелы Михаил и Гавриил, святые, особо почитаемые католической церковью: Михаил обычно изображается с мечом, Гавриил - с трубой (знаком Судного дня). Ангелы, изображаемые без этих артефактов большей частью принадлежат к бесчисленному сонму ангелов-хранителей, семейных и, так сказать, персональных.

Арка (либо радуга) - победа Жизни над Смертью, либо победа в смерти («смертию смерть поправ...»), путь на Небо, переход из жизни через смерть в Вечную Жизнь.

Арфа - символ набожности и надежды. Относится к Св. Сесилии, покровительнице музыкантов.

Всевидящее око - «Господь вездесущ». «Всевидящее око», заключенное в треугольник символизирует Троицу.

Голова херувима - олицетворение души.

Горящий светильник - Вечное Пламя или бессмертная душа человека.

Дети - обыкновенно символизируют безвременную смерть невинного. Часто это смерть родителей (либо одного из них), оплакиваемая детьми. Изображение ребенка, держащего череп, обозначает детскую могилу. Нередко дети изображаются с гирляндами цветов - роз или лилий (оба цветка символизируют непорочность).

Драпировки - символ скорби и траура.

Женская фигура (плакальщица) - канонический надгробный мотив столь же распространенный, как и ангелы. Нет смысла объяснять, что она олицетворяет скорбь от потери близкого, неувядающую любовь, смирение и веру.

Закат - угасание жизни, смерть.

Звезда - символ жизни Христа, его пять ран. В более широком значении символ духовности, Вечный Свет, пронзающий тьму забвения. Пятиконечная звезда символизирует чистую душу, поднимающуюся в Небо...

Кельтский узел - воскресение и Вечная Жизнь.

Ключи - символизируют духовное знание. В руках ангела или святого (Св. Петра) означают ключи от Рая

Книга - молитвенник, библия, Книга Жизни, может также символизировать знание или даже память. Обычно изображается раскрытой. Может указывать на «профессиональную» принадлежность священника.

Корона - бессмертие, символ чести и славы. Может изображаться в руках ангелов.

Корона, венчающая крест - символ верховной власти Господа.

Коса - смерть как «урожай Господний», персонификация Смерти - Мрачный Косарь

Крылатое колесо - олицетворение Святого Духа.

Крылатый шар - изначально символ Ра, бога Солнца у египтян. В Викторианскую эпоху трансформировался в христианский символ, олицетворяющий животворную силу Господа.

Крылатый череп - очень старый символ, позднее превратившийся в голову херувима в качестве олицетворения души умершего, возносящейся на Небо.

Кувшин - традиционный иудаистский символ: кувшин для омовения рук первосвященников.

Лабиринт - жизненный путь.

Менора - иудаистский символ присутствия Бога, подсвечник с семью свечами, символизирующими семь дней творения.

Обелиск - египетская универсальная форма памятника, возрожденная в XIX веке.

Песочные часы - символизируют неизбежное течение времени, быстротечность жизни, смерть и Вечность. Песочные часы, лежащие на боку, означают, что время для умершего остановилось; песочные часы с крыльями символизируют быстрый полет времени...

Пламя - Вечность.

Разорванное кольцо - потеря одного из членов семьи.

Разрушенная колонна (может быть украшена цветочной гирляндой) - жизнь, оборвавшаяся слишком рано, потеря главы семьи, тлен и упадок.

Ракушка - традиция использования ракушек в похоронных ритуалах уходит корнями в седую, еще доегипетскую древность. Ракушка - символ плодородия и изобилия, возрождения и странствий. Существует старый обычай оставлять на кладбищах мелкие камешки, монетки и ракушки в знак поминовения...

Рассвет, поднимающееся солнце - обновленная, возрожденная Жизнь.

Саркофаг, гроб - смертность, тленность всего сущего.

Свеча - Жизнь. Потухшая свеча - угасшая жизнь...

Свиток - символ жизни и времени. Оба конца, закрученные вверх показывают неопознанность прошлого и будущего и неопределенность жизненного срока («Пути Господни неисповедимы»). В руке ангела означает, что жизнь записывается им. Также может символизировать признание и память.

Сердце - традиционный символ любви, смелости и разума, пылающее сердце олицетворяет исключительную религиозность. Сердце, заключенное в терновый венец, символизирует страдания Христа. Сердце, пронзенное мечом, символизирует Деву Марию в момент, когда она слышит прорицание Симеона о рождении Христа («И меч пронзит твою душу...»), также этот символ может олицетворять милосердие. Два соединенных между собой сердца обозначают узы брака.

Скрещенные мечи - смерть в бою.

Скульптура Спящего - сон - это нить между Жизнью и Смертью. Спящий ребенок олицетворяет чистоту, естественность, невинность.

Створка раковины (округлая, напоминающая цветок) - символ паломничества, странствий, вечной жизни, рождения и воскресения. Традиционный символ пуритан, возникший как знак совершенного к гробнице Св. Якова паломничества, когда створку раковины вешали на шею в качестве кулона.

Стрела либо фигура со стрелой - смертность

Символ Тао (Инь/Янь) - как ни странно, этот символ единства противоположностей, встречается и на христианских надгробиях...

Трубы - символ победы и спасения в Судный день.

Урна - широко используемый символ траура. Изначально в древние времена урна являлась вместилищем праха усопшего. Начиная с середины XIX века широкое распространение получила символическая надгробная композиция, представляющая собой ангела (либо плакальщицу), склонившегося над урной с прахом, украшенной драпировкой или цветочной гирляндой.

Факел - дублирует символ лампы, свечи, светильника: Вечная Жизнь души.

Погасший факел - физическая смерть.

Херувимы (дети-ангелы) - обычно обозначают детские могилы.

Череп (со скрещенными костями), танцующий скелет – «Memento mori» - традиционный символ смерти.

Якорь (либо крест и якорь) - раннехристианский символ со времен катакомбной церкви, замаскированный символ креста (забавно, что в результате перевернутого). По словам Христа «надежда - якорь души». Часто изображается зажатым между скалами. Якорь с разорванной цепью символизирует прервавшуюся жизнь. Может также просто указывать на профессиональную принадлежность умершего.

Изображение рук вполне молено выделить в отдельный раздел:

Протянутые руки - мольба о милосердии.

Благословляющая рука - благословение остающимся.

Рука, указывающая вверх - символизирует надежду на милость Господню, подтверждает жизнь после смерти.

Рука, указывающая вниз - символизирует внезапную смерть.

Руки, держащие цепь с разорванным звеном - символ потери одного из членов семьи.

Рука Бога, выдергивающая звено из цепи - означает, что Он забирает к себе душу умершего.

Руки, держащие раскрытую библию - символизируют христианскую веру.

Сжатые руки - последнее прощание. Единство и любовь даже после смерти. Этот символ имеет интересную деталь: как правило, правая рука держит левую, левая рука - это рука женщины, жены, часто это можно определить и по манжету. Сжатые руки и сердце олицетворяют милосердие.

Две руки, соприкасающиеся большими пальцами - интересный символ, означающий пожелание долгой жизни и процветания и относящийся к иудаизму. В конце службы в ортодоксальных синагогах этот жест является благословением.

Животные

Бабочка - душа / короткая жизнь. Довольно редкий символ, чаще всего встречающийся на могилах детей. Символ воскрешения Христа, три стадии: гусеница - куколка - бабочка олицетворяют жизнь - смерть - воскресение.

Белка, держащая в лапках орешек - религиозность, духовный поиск

Голубка - Святой Дух. Образ белой голубки взят из эпизода крещения Господня в Евангелии от Иоанна. Голубка, изображенная с оливковой ветвью, символизирует надежду.

Дельфин - воскресение.

Дракон - дракон, побежденный Св. Георгием - символ победы над грехом.

Змея - змея, свившаяся кольцом и кусающая себя за хвост, символизирует Вечность.

Кит - материнство.

Лев - олицетворяет силу Бога и вечно защищает могилу и душу умершего от темных сил. Кроме того, символизирует смелость, мужество и, как и большая часть христианских символов, воскресение.

Лошадь - смелость и щедрость. Кроме того, в католицизме представлены следующие «конные» святые: Св. Георгий, Св. Мартин, Св. Морис и Св. Виктор.

Лягушка - мирские радости и грехи, с другой стороны может символизировать и воскресение

Олень - вера, духовный поиск / Христос, победивший Сатану.

Орел - символ Св. Петра. Может указывать на военную карьеру умершего. Смелость, доблесть.

Павлин / Феникс - символизируют воскресение, бессмертие и духовную красоту.

Петух - пробуждение, воскресение.

Птицы в полете - символ «крылатой души», Вечной Жизни, часто используется на могилах детей. Традиция изображения души в виде птицы восходит к Древнеегипетской цивилизации. Позднее крылья стали изображать в качестве символа божественной миссии.

Рыба - указывает на веру

Собака - своеобразный символ, означающий, что хозяин заслуживал любви

Сова - традиционный символ мудрости.

Ягненок - один из излюбленных христианских символов и один из излюбленных символов для обозначения детской могилы. Символизирует чистоту, невинность и смирение. Любопытно, что, являясь одним из основополагающих символов христианства, олицетворяющим жертвенность Христа, изначально возник еще в египетской мифологии...

Растения.

Венок, гирлянда - изначально, древний дохристианский символ победы и признания. Был воспринят христианской религией как символ победы через искупление грехов, в настоящее время один из наиболее распространенных мемориальных мотивов.

Абстрактное дерево - Древо Жизни.

Абстрактный цветок - хрупкость жизни.

Акант - божественный сад. Один из старейших надгробных мотивов, напоминающий о скалистых землях, где располагались греческие кладбища.

Ананасы и инжир - процветание, Вечная Жизнь

Анютины глазки - символ смирения и памяти.

Боярышник - надежда, радость, символ весны.

Дуб - символ Христа, считается, что его крест был сделан из дуба. В пре христианские времена друиды поклонялись дубу как Древу Жизни. С другой стороны, в качестве украшения могилы дубовые листья и желуди символизируют силу, власть (в особенности военную), победу.

Жимолость - преданная любовь и нежность, щедрость.

Кизил - символ Христианства, божественная жертва, воскресение, триумф Вечной Жизни.

Кипарис - романская дохристианская традиция. Ветвями кипариса в знак скорби украшали дом, пока там находилось тело умершего, на кипарисовые ветки его укладывали перед погребением. По одной из версий кипарис символизирует надежду и память. Кипарисы были и остаются обязательной частью средиземноморских кладбищ.

Кисть винограда с листьями - христианская вера (виноград - один из символов Христа).

Крокус - юность.

Психологи установили закономерность, что в жизни любой семейной пары в определенные периоды совместного проживания наступают кризисы семейной жизни, которые могут приводить к разрушению семьи.

Почему они происходят:

1. Супруги склонны обвинять своего партнера во всех проблемах, не анализируя собственное поведение.

2. При вступлении в брак мы ожидаем только хорошего и редко задумываемся, что отношения будут развиваться циклически, и что нужно готовиться не только к периодам счастья, но и к конфликтам и недопониманию.

Признаки наступления кризисного периода семейной жизни

Диалоги и обсуждения заканчиваются ссорами. Может быть и обратная картина – полная семейная апатия.
В общении супруги не стремятся к пониманию.
Нет желания выполнять супружеские обязанности.
Муж решает вопросы, не советуясь, а жена теряет женственность, погрязая в семейных проблемах.
Полный уход в работу (особенно присуще такое поведение мужьям).
Партнеры воспринимаются исключительно как виновники конфликта.

Кризисы семейной жизни по годам и как их преодолеть

1. Первый год супружеской жизни можно назвать «притиркой». Кризис семейных отношений наступает, поскольку сходятся разные по характеру и темпераменту люди.
Совет: простейшим методом преодоления данной стадии, является использование опыта семейных отношений пары (семья родителей или другая успешная семья), у которой большой и удачный семейный стаж. Обратите внимание, как в этой семье умудряются пережить сложные ситуации.

2. Три года семейной жизни – появление первого ребенка. Этот кризис связан с появлением в семье ребенка. Страдающей стороной выступает чаще всего муж, потому что внимание жены ему приходится делить с ребенком.
Совет: семья должна чаще проводить время вместе, гулять, просматривать фильмы, нужно выделить время для общения супругов без ребенка, хотя бы 15-20 минут в день.

3. Пять лет совместного проживания — выход из декрета . Декретный отпуск жены окончен, и она возвращается к социальной жизни. Кроме работы, воспитания ребенка и домашних обязанностей, ей хочется посещать спортзал, парикмахера, визажиста и т.д.
Совет: мужчине нужно поддержать жену, взяв на себя некоторые домашние хлопоты, если женщина ощущает пресыщение супругом и отсутствие свободы.

4. Семь лет вместе. Это один из самых сложных кризисов семейных отношений , поскольку жизнь становится монотонной и однообразной. Супруги привыкли друг к другу и не вдохновляют друг друга. Мужьям свойственно обзаводиться любовницами, но семьи они не бросают. В этот кризис семьи покидают в основном жены, утомленные обыденностью и монотонностью.
Совет: нужно научиться высказывать пожелания к партнеру, и стараться реализовывать пожелания адресованные тебе. Прекрасно, если в этот кризис семейных отношений можно устроить себе второй медовый месяц, временно поручив детей бабушкам и дедушкам.

5. Десять лет супружества. Это период, когда супруги могут переживать профессиональные подъемы. Совет: тому супругу, который добился профессионального успеха, важно больше уделять времени семье и способствовать саморазвитию других членов семьи.

6. Кризис семейной жизни 12 лет . Этот период можно назвать самым опасным, поскольку ему присущи профессиональный застой, чувство нереализованности, рутинные повседневные обязанности и наличие детей в подростковом возрасте. Подростки часто не поддаются управлению и озлобляются. У супругов происходит переосмысление жизни, а также смена предпочтений.
Совет: необходимо сконцентрироваться на достижении новой цели. Это не должна быть несбыточная мечта, а что-то земное: бизнес, накопление средств на покупку машины, помощь детям-сиротам. Идеальный вариант, когда одно увлечение разделяют оба супруга.

7. Кризис 15 лет супружества. Как правило, кризисы семейной жизни на этом этапе связаны с кризисами среднего возраста, переживаемыми мужем и женой по отдельности. Супруги оценивают свои успехи и неудачи с достижениями друзей и знакомых.
Совет: думать нужно позитивно, находить плюсы в сложных ситуациях. Возможно, на первый план будут поставлены достижения, гордость за детей.

8. Кризис семейной жизни 20 лет — дети создают свои семьи. Если воспитание детей было центром семейных будней, то жизнь может опустеть. А вообще, этот период можно сравнить со второй молодостью, ведь супругам представилась возможность пожить в свое удовольствие.
Совет: категорически запрещено замыкаться в себе. Можно ведь максимально уделять внимание партнеру, быть ласковым (ой), заботливым (ой). Можно поработать над воплощением хорошей общей мечты.

Важно!

Кризисы семейной жизни, описанные в этой статье по годам скорее условны. Наибольшее значение имеют те обстоятельства, которые переживает семья. В некоторых семьях только один ребенок, а в других четверо, все это будет существенным образом влиять на периоды кризисов.

Можно выделить наиболее основные:

  • Начало отношений – здесь супруги должны научиться договариваться друг с другом.
  • Рождение первого ребенка, здесь молодая мама должна научиться уделять внимание супругу, а не только ребенку. В это время на молодую семью сильное влияние оказывают родители. Часто родители хотят невозможного. Негативное влияние родителей — по статистике одна из основных причин разводов.
  • Кризис среднего возраста у супругов, когда мечты и планы на жизнь могут быть серьезно скорректированы, здесь важно научиться поддерживать друг друга несмотря ни на что, и доверять друг другу.
  • Кризис «пустого гнезда», когда дети покидают дом. Важно понять, что детям все равно, скорее всего, потребуется ваша помощь. Это важный период для самореализации личности. Здесь, как впрочем, и в любой другой период, важно научиться любить безусловно, можно заботиться не только о своих детях и о себе. Сконцентрироваться на общественно полезных делах и проектах.

Самое важное — нужно понять, что кризисы семейной жизни нам необходимы для развития нашей личности, не нужно пытаться их избегать.

Это будет похоже на то, как мы пытаемся избежать экзаменов в школе или институте, результат всегда – повторное обучение и опять сдача экзаменов. Иногда для того, чтобы сдать экзамен, требуется помощь репетитора, в данном случае психолога. И лучше воспользоваться помощью специалиста, чем оставаться на второй, третий, четвертый год, или вообще разрушить семью. Ведь семья — краеугольный камень нашей жизни, где мы черпаем вдохновение, получаем радость, проходим испытания.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары