Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Меньшиков в березове описание. Описание картины "Меншиков в Берёзове" Василия Сурикова


Меншиков в Березове,1883
Холст, масло. 169x204 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Судьба Александра Даниловича Меншикова, сподвижника Петра I, одного из его ближайших помощников во всех сложных государственных преобразованиях, послужила темой исторической картины Сурикова «Меншиков в Березове».

Когда эта картина в 1883 году была впервые показана на XI выставке Товарищества передвижников, она вызвала восторженный прием у всех страстных поклонников суриковского гения. Называя это произведение своей «самой любимой картиной Сурикова», художник М. В. Нестеров рассказывает в книге своих воспоминаний: «...Мы с великим увлечением говорили о ней, восхищались ее дивным тоном, самоцветными, звучными, как драгоценный металл, красками. «Меншиков» из всех суриковских драм наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим. Типы, характеры их, трагические переживания, сжатость, простота концепции картины, ее ужас, безнадежность и глубокая волнующая трогательность – все, все нас восхищало...»

О том, как зародился и формировался в сознании художника замысел этого произведения, мы находим любопытный рассказ в записях одного из первых биографов Сурикова:
«Лето этого (1881) года Суриков с семьей проводил под Москвой в Перерве. Стояли дождливые дни. Художник сидел в крестьянской избе перед раскольничьей божницей и перелистывал какую-то историческую книгу. Семья собралась у стола в грустном выжидании хорошей погоды. Замутилось окно от дождевых капель, стало холодно, и почему-то вспомнилась Сибирь, снег, когда нет охоты выйти за дверь. Сибирь, детство и необычайная собственная судьба представились Сурикову как бы в одном штрихе; в этой обстановке ему вдруг мелькнуло что-то давно знакомое, как будто он когда-то, очень давно, все пережил и видел и дождь, и окно, и божницу, и живописную группу у стола. «Когда же это было, где?» – спрашивал себя Суриков, и вдруг точно молния блеснула в голове: «Меншиков! Меншиков в Березове! Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать».

Сцена эта, конечно, не была причиной возникновения творческого замысла, а лишь моментом его образной конкретизации. Замысел формировали непрестанные думы Сурикова о далеком прошлом России, о сложных переломных периодах национальной истории, о «судьбе человеческой, судьбе народной».

В картине «Меншиков в Березове» Суриков не показал какого-либо события.

В ней нет внешнего драматического действия. Внутренний мир изображенных, их душевная драма – вот на чем сосредоточил художник все свое внимание.

Глубокие, тяжкие думы написаны на суровом и гневном лице Меншикова. Сознание собственного бессилия лишь распаляет его сердце. Напряженно сжимаются пальцы его властной руки.

Образ Меншикова родствен по духу, по чертам характера излюбленным Суриковым образам русских людей, «ярых сердцем», мощных телом и духом, близок к его «идеалам исторических типов».

Зябко кутаясь в темную шубку, прижалась к отцу сидящая на низкой скамеечке старшая дочь Мария, бывшая невеста Петра II, вскоре умершая в ссылке. Бледно ее болезненное лицо, неподвижен невидящий взгляд темных, широко раскрытых глаз, – мысли ее где-то далеко. Глубоко задумался и сын Меншикова. Облокотившись о стол, он машинально снимает застывший на подсвечнике воск оплывшей свечи. Младшая дочь (судьба которой сложилась в дальнейшем счастливо) читает книгу, ища в ней утешения.

Не только внутренний мир изображенных, выразительность их лиц, поз и движений раскрывают нам замысел художника. Восприятию картины, как единого и целостного художественного образа, служит и взаимосвязь персонажей, все построение картины, ее композиция. Хотя каждый из этих четырех столь разных людей погружен в свою собственную думу, но все они, объединенные общим несчастьем, стеснились вокруг стола – так естественно и понятно их желание быть ближе друг к другу. Низкий потолок как бы «давит» на огромную фигуру Меншикова, которой тесно в этой маленькой сибирской избе.

Трагическое содержание картины выражает и ее колорит, сумрачный, насыщенный, поразительный по своей живописной продуманности. Трагизм темы передается сочетанием белых, черных и красных тонов. Белый, скудный холодный свет, пробиваясь сквозь обледенелое слюдяное оконце, выявляет черно-коричневые тона стены и сине-черные тона шубки старшей дочери. Напряженность их звучания усиливает красный тон скатерти, покрывающей стол.

Как подлинный мастер трагедии, Суриков вносит в свое произведение и жизнеутверждающее начало, вводит в суровую композицию светлую поэтическую тему. Она выражена прежде всего в живописном решении образа младшей дочери. Льняные волосы девушки, окружающие лицо золотистым венчиком, ее узорная одежда радуют глаз, напоминая о солнце, о голубом небе...

Раскрыв, на первый взгляд, лишь психологическую драму своих персонажей, Суриков создал вместе с тем подлинно историческую картину.

Историзм «Меншикова в Березове» определяется не только тем, что одежда и вся обстановка в картине вполне соответствуют эпохе. Историчны образы людей и прежде всего образ самого Меншикова.
Суриковский Меншиков – яркая историческая личность, и при этом человек именно петровского времени. В образе Меншикова как бы раскрывается эпоха Петра I, та переломная эпоха, полная противоречий и борьбы, которая выдвигала новых людей, крупных исторических деятелей, закаляла сильные характеры. Меншиков у Сурикова – выходец из народа, «счастья баловень безродный». Вглядываясь в его черты, мы вспоминаем, что Меншиков был сыном придворного конюха, в детстве продавал на улице пироги, а затем, полюбившись Петру своей незаурядной одаренностью и поразительной энергией, был «вознесен до верха всем завидного могущества», стал «полудержавным властелином», ближайшим помощником царя. Герой картины Сурикова – это тот Меншиков, сильный, властный, решительный, который вместе с Петром ломал и строил, казнил стрельцов, был под Азовом и Полтавой и, наконец, правил многомиллионной Россией при вдове Петра – Екатерине I. Но заброшенный в далекую ссылку, суриковский Меншиков вместе с тем и трагическое напоминание о той эпохе самовластья и дворцовых переворотов, когда судьба государственных деятелей зависела порой от успеха или неуспеха враждовавших придворных групп и волна случая то поднимала человека на гребень славы, то низвергала его в пучину безвестности.

Историчность «Меншикова в Березове» также и в том, что Суриков в своей картине как бы раздвигает рамки изображенной сцены: он показывает всех действующих лиц погруженными в думы о прошлом; их мысли и чувства далеко за пределами этих убогих стен темной сибирской избы. Мысленный взгляд зрителя невольно следует за художником и, вырываясь из узкого замкнутого мирка, обращается к историческим судьбам русского народа

«Меншиков в Берёзове» - картина русского художника Василия Сурикова. Художник Михаил Нестеров называл её своей «самой любимой картиной Сурикова. На ней изображён Александр Меншиков, фаворит Петра I, который за государственные интриги по приказу Петра II был отправлен в ссылку в город Берёзов (в настоящее время поселок городского типа Берёзово в составе Ханты-Мансийского АО).

Падение любимца Петра I Александра Даниловича Меншикова, как и его восхождение к славе и богатству, было стремительным. После смерти царя, который возвысил простого торговца пирогами до светлейшего князя, и смерти Екатерины I, при которой Меншиков был фактическим правителем России, власть «полудержавного властелина» стала терять силу.

В последней попытке удержать власть Меншиков обручил со своей дочерью Марией наследника русского престола Петра Алексеевича (впоследствии Петра II). В ту пору наследнику было 12 лет. Управлять страной должен был Верховный тайный совет под руководством светлейшего князя. Знатные русские роды не желали подчиняться, как они говорили, выскочке. Его противники составили заговор, чтобы подорвать влияние временщика на юного царя.

Петр II подписал указ о ссылке Меншикова с семьей, лишив его всех чинов и орденов. Было конфисковано все громадное состояние фаворита Петра I. Меншикова обвиняли в том, что он угрозами принудил царя согласиться на обручение со своей дочерью. Брал взятки, присваивал частные имения. В окончательном протоколе местом ссылки для всего семейства Меншиковых назначался сибирский город Берёзов. Перед отправкой у ссыльных отобрали все личное имущество, включая запасные чулки, гребни и зеркальца.

Здесь лежит раба Божия

Во время скорбного путешествия жена Меншикова, княгиня Дарья Михайловна Арсеньева, не выдержав трудной дороги, ослепнув от слёз и горя, скончалась. В Верхнем Услоне Дарью Михайловну подготовили к похоронам по православному обряду. Священник местной церкви Святого Николая отец Матвей отпел ее и похоронил на местном кладбище.

Вопреки расхожему мнению, Меншикову дали возможность два дня провести возле могилы супруги. Также, определенно Меншиков не рыл сам могилы для жены. Его состояние здоровья на тот момент значительно ухудшилось. А наличие при нем собственных слуг и солдат караула, не говоря о кладбищенских служках, могло решить данный вопрос.

Тем более, что поручик Степан Крюковский сразу же выделил деньги на похороны Дарье Михайловне. Над могилой поместили бутовый камень. На камне была высечена надпись: «Здесь лежит раба Божия…».

В Берёзове другие ссыльные радовались, видя в оковах любимца Петра, и осыпали его бранью. На что светлейший князь ответил: «Ваши упреки и ваши поносительные слова справедливы. Я заслужил, удовлетворите себя, насытьте себя хоть сим».

Свои несчастья Меншиков и его дети переносили с твердостью. На выданные ему перед ссылкой 500 рублей он выстроил дом и часовню: сам копал землю и рубил бревна. Его дочери Мария и Александра занимались хозяйством. Жителей Берёзова Александр Данилович поразил своей набожностью, смирением и простотой в обращении. Долгими зимними вечерами в доме Меншикова читали Библию и слушали любопытные случаи из жизни опального князя.

Невеста императора

Старшая дочь Меньшикова Мария родилась, когда её отец был в полной силе своего могущества и власти. Получила хорошее домашнее образование, знала несколько языков, великолепно пела и танцевала. Когда Марии было девять лет, Меншиков стал подыскивать для дочери выгодного жениха.

Сначала им стал Пётр Сапега. В 1720 году его отец, великий гетман Литовский Ян Сапега обратился к Меншикову с предложением заключить брак между их детьми. Сватовство было встречено Меншиковым благосклонно. Сапега обещал поддерживать притязание Меншикова на герцогскую корону Курляндии. Молодой и знатный жених в 1721 году приехал в Петербург. По приглашению будущего тестя и поселился в великолепном дворце Меншикова. Поскольку невесте едва исполнилось 10 лет, Сапега прожил в Петербурге 5 лет в ожидании брака.

К концу этого периода Пётр Сапега занял видное место при дворе. После смерти Петра I приобрёл благосклонность императрицы Екатерины I. 10 марта 1726 года он получил звание действительного камергера, а 12 марта архиепископ Феофан Прокопович в присутствии всего двора обручил его с Марией Меншиковой. Императрица пожаловала невесте сто тыс.руб. и несколько деревень с угодьями и крестьянами.

На следующий день во дворце Меншикова был торжественный обед и бал. Всё обещало молодым блестящую и счастливую жизнь, Мария была влюблена в жениха. Отец давал ей в приданое 700 тыс.золотых. 15 октября 1726 года Сапега получил орден Александра Невского, а 31 марта 1727 года он и обе дочери Меншикова, Мария и Александра были пожалованы портретами императрицы с бриллиантами, для ношения на андреевских лентах.

Обручение с императором

Свадьба Марии с Петром Сапегой меж тем откладывалась. Светлейший князь задумал выдать дочь за наследника престола великого князя Петра Алексеевича. В одном из пунктов завещания, что сочинили во главе правительства князь Меншиков, граф Головкин, барон Остерман и князь Голицы даже говорилось:

» …Цесаревнам и администрации вменяется в обязанность стараться о сочетании браком великого князя с княжною Меншиковой».

В итоге императрица Екатерина I, обязанная многим Меншикову, отдаёт Петру Сапеге в жены свою племянницу, графиню Софью Карловну Скавронскую.

6 мая 1727 года великий князь Пётр Алексеевич стал императором всероссийским. 12 мая князь Меншиков был сделан генералиссимусом. 25 мая в присутствии всего двора состоялось обручение Марии Меншиковой и Петра II.

11-летний император громко плакал, когда сообщили, что его хотят женить. Со своей стороны Мария терпеть не могла своего жениха. Как царская невеста, она получила титул императорского высочества. У неё был свой двор. Гофмаршалом был назначен её родной дядя Василий Михайлович Арсеньев. На содержание двора отпускалось 34 тыс. руб. 27 июня 1727 года князь Меншиков от имени императора пожаловал своим дочерям орден св. Екатерины.

Золотой медальон с прядью волос

Летом 1727 года Меншиков тяжело заболел. Этим воспользовались его противники. «Полудержавного властелина» лишили всех чинов и орденов, а документы опечатали. У Марии был отобран обручальный перстень императора. Затем последовало распоряжение: « …Чтобы впредь обрученной невесты, при отправлении службы Божией, не упоминать и о том во все государство отправить указы от Синода. »

После роскоши и блеска Петербурга, в Берёзове Мария вела однообразную и томительную жизнь. 12 ноября 1729 года на пятьдесят шестом году жизни Меншиков скончался. 26 декабря, в день своего рождения, от оспы умерла Мария. За десять дней до её смерти Петр II отдал распоряжение о возвращении детей Меншикова из ссылки.

Есть версия, что вслед за Меншиковыми, в 1728 году в Берёзов под чужим именем приехал князь Фёдор Долгорукий, сын знаменитого Василия Долгорукого. Молодой князь давно любил Марию. Там они якобы тайно обвенчались, но через год Мария умерла при родах двойни. Её похоронили вместе с детьми в одном гробу. Эти обстоятельства были раскрыты случайно, когда в 1825 году искали могилу Меншикова. После смерти Федора Долгорукого в берёзовскую церковь прислали, по его завещанию, золотой медальон с прядью светло-русых волос. Прядь принадлежала, по всей видимости, Марии Меншиковой.

«Зело от сердца радуюсь…»

Сын Александр воспитывался вместе с сёстрами Марией и Александрой. Получил прекрасное образование. Александр Данилович писал супруге в 1718 году: «Зело от сердца радуюсь, что при помощи божии дети наши учатца». Мальчик изучал русский, латинский, французский и немецкий языки; Закон Божий, историю, географию, арифметику и фортификацию. В 1726 году определён поручиком в Преображенский лейб-гвардии полк и назначен камергером к императрице Екатерине.

Император Пётр II в первый же день своего правления удостоил 13-летнего Александра Меншикова чина обер-камергера и пожаловал кавалером ордена Святого Андрея Первозванного. Однако в дальнейшем его служба при дворе была трудной. Пётр, разозлённый на его отца, мстил сыну и бил до того, что тот кричал и молил о пощаде.

Заключив помолвку дочери Марии с императором Петром, Меншиков прочил женить сына Александра на великой княжне Наталье. Однако вновь вмешалось провидение. 14 октября у семьи были изъяты драгоценности и ордена. Орден святой Екатерины, изъятый у Меншикова-младшего, царь отдал своей сестре Наталье, а орден Александра Невского - Ивану Долгорукову.

Оставшийся сиротой, Александр вернулся из ссылки в 1731 году в царствование императрицы Анны Иоанновны. Ему была возвращена часть имущества отца: мужская и женская одежда, постельное бельё и столовая посуда медная и оловянная. Однако драгоценности Меншиковых были оставлены в императорском доме.

Генерал-аншеф Александр Меньшиков

В 1731 году Александр Меншиков вступил прапорщиком гвардии в Преображенский полк. Участвовал во взятии Очакова (1737) и Хотина (1739) под руководством графа Б. К. Миниха. В 1738 году произведен за отличную храбрость из поручиков в капитан-поручики. В 1748 году получил чин секунд-майора. Участвовал в Прусской войне. В 1757 году пожалован кавалером ордена Святого Александра Невского и званием генерал-поручика.

В 1762 году первый известил жителей Москвы о восшествии на престол императрицы Екатерины II и привел их к присяге, после чего возведён был в генерал-аншефы. Умер в возрасте 50 лет и был похоронен в нижней церкви Богоявленского монастыря в Китай-городе. Впоследствии его надгробие было перенесено в Донской монастырь.

Александра фон Бирон

Александра, как её сестра Мария и брат Александр, получила надлежащее образование. В апреле 1716 года Меншиков даёт поручение русскому резиденту в Вене Аврааму Веселовскому: «Поищите мальчика, который был бы искусен в танцеванье и такового сыскав, по тому ж к нам пришлите».

С детства Александра дружила с великой княжной Натальей Алексеевной, которая в письмах своих называла её «вселюбезнейшей дорогою сестрицей».

В мужья Александре пророчили наследного принца Ангальт-Дессауского. По распоряжению светлейшего князя в издававшийся придворный календарь на 1728 год в числе императорской фамилии были внесены имена всех его родственников «с обозначением лет, чисел и месяцев рождения и тезоименинства каждой особы»

Всё закончилось в один день - 6 сентября 1727 года. Никита Вильбоа писал: «… одели и детей его в бараньи шубы и шапки, под которыми были сокрыты кафтаны грубого сукна».

В ссылке княжны были вынуждены самостоятельно заниматься хозяйством: Мария - стряпнёй на кухне, Александра - стиркой белья. Спустя 6 месяцев ссылки в Берёзове дети Меншикова заболели. Мария умерла от оспы, но Александру с братом удалось выходить.

В 1731 году новая императрица Анна Иоанновна возвратила их из Сибири. Княжна Александра была пожалована во фрейлины. Ей была возвращена часть имущества отца: одежда, постельное бельё, медная и оловянная посуда.

Счастье было недолгим

4 (15) мая 1732 года состоялась свадьба Александры Александровны и генерал-майора и гвардии майора Густава Бирона, младшего брата фаворита Эрнста Иоганна Бирона. Возможно, этот брак был заключён с целью получить доступ к иностранным вкладам Меншикова, наследниками которых были его дети.

Вильбоа писал: «В описях имения и бумаг Меншикова нашли, что у него находились значительные суммы в банках Амстердамском и Венецианском. Русские министры неоднократно требовали выдачи сих сумм на том основании, что всё имение Меншикова принадлежало правительству русскому по праву конфискации. Но требования не были исполнены, ибо директоры банков, строго следуя правилам своих заведений, отказывались отдать капиталы кому бы то ни было, кроме того, кто положил их, и отдали их тогда только, когда утвердились, что наследники Меншикова были на свободе и могли распоряжаться своим достоянием. Полагали, что сии капиталы, простиравшиеся более нежели на полмиллиона рублей, обращены были в приданое княжне Меншиковой и что сему обстоятельству юный князь Меншиков одолжен был местом штабс-капитана гвардии …»

Похоронена она рядом с Александром Суворовым

Супружество княжны Меншиковой было недолгим. 13 (24) сентября 1736 года в возрасте 23-х лет она скончалась при родах вместе с новорожденным ребёнком.

Жена английского посланника леди Рондо оставила подробное описание церемонии похорон Александры Бирон. Особое впечатление на неё произвело поведение брата, который казалось «вытащит её из гроба», и супруга, который «приблизился к гробу и упал в обморок». Похоронена Александра Александровна в некрополе Александро-Невской Лавры рядом с Александром Суворовым.

В 1740 году в результате дворцового переворота был свергнут Бирон. Вместе с ним пострадал и Густав, отправившийся в ссылку. Имущество Биронов, включавшее и приданое Александры Александровны, было конфисковано.

Лишь в 1752 году Александр Меншиков подал челобитную по возвращению имущества сестры: «… пожитков тысяч до семидесяти, да деревни купленные, лежащие в Польше, Горки, которые проданы графу Потоцкому за восемьдесят тысяч рублев, и деньги за сестрою моею в приданое не были отданы ему, Бирону».

В этой картине восхищает всё

Художник Михаил Нестеров рассказывает в книге своих воспоминаний: «…Мы с великим увлечением говорили о ней, восхищались ее дивным тоном, самоцветными, звучными, как драгоценный металл, красками. «Меншиков» из всех суриковских драм наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим. Типы, характеры их, трагические переживания, сжатость, простота концепции картины, ее ужас, безнадежность и глубокая волнующая трогательность – все, все нас восхищало…».

В картине «Меншиков в Березове» Суриков не показал какого-либо события. В ней нет внешнего драматического действия. Внутренний мир изображенных, их душевная драма – вот на чем сосредоточил художник все свое внимание.

Глубокие, тяжкие думы написаны на суровом лице Меншикова. Сознание собственного бессилия лишь распаляет его сердце. Напряженно сжимаются пальцы его властной руки.

Зябко кутаясь в темную шубку, прижалась к отцу сидящая на низкой скамеечке старшая дочь Мария, бывшая невеста Петра II. Бледно ее болезненное лицо, неподвижен невидящий взгляд темных, широко раскрытых глаз, – мысли ее где-то далеко. Глубоко задумался и сын Меншикова. Облокотившись о стол, он машинально снимает застывший на подсвечнике воск оплывшей свечи. Младшая дочь читает книгу, ища в ней утешения.

Каждый из этих четырех столь разных людей погружен в свою собственную думу. Однако все они объеденены общим несчастьем.

Рецензии

Тут вынужден покритиковать вас...
Статья несколько перегружена обстоятельствами судьбы Меншикова и собственно полотно отодвинулось как бы "в тень".
Между тем, полотно знаменательно своими сугубо художественными моментами.
Я высказываю личное восприятие и прошу учесть это обстоятельство.

Суриков, будучи мастером подачи "пространства" и на данном полотне не изменил себе...
Фигура Меншикова изображена несоразмерной избе в которой он сидит.
Если мысленно представить себе что Меншиков встанет, он просто "проткнет" потолок...
На мой взгляд художник подчеркнул именно НЕСОРАЗМЕРНОСТЬ масштаба фигуы Меншикова, тем обстоятельствам, в которых он оказался...
А композиционное расположение дочери Марии У НОГ Меншикова символизирует - насколько близок он был к царской короне....
однако судьба распорядилась иначе... увы...увы...

Дело в том, что я не ставлю своей задачей писать о картине. Для этого есть более грамотные люди. Моя задача написать о том, какую историю скрывают эти полотна. Мне, например, было очень интересно узнать, как сложилась судьба детей всесильного князя. Думаю, и читателям тоже.

И все-таки немножко упорствую...
Дело в том, что для описания жизненного пути Светлейшего надо исписать целый шкаф фолиантов... Не меньше чем про самого Петра...
И размеров статьи для всеобъемлющего охвата материалов - явно не достаточно... Это первый момент...
а второй... У вас вытанцовывается прекрасный ЦИКЛ. Цикл статей. И было бы естественно, если в СМЫСЛОВОМ аспекте этот цикл был выдержан в едином ключе...

Наталья, ну о какой истории может идти речь, если говорим про "Охотников на привале" или про "Девушку с персиками"..?!
Нет тут НИКАКОЙ истории КРОМЕ... Истории создания самой картины...

Вот в чем дело...
если в одной статье вы будете живописать историю Меншикова а в другой статье историю создания "Охотников на привале" то получится смысловой диссонанс всего цикла статей...

Подумайте над моими словами...

Вот я вам "заказал" статью про "Оборону Севастополя"...
О какой истоири тут можно вести речь? Про оборону Севастополя? О Великой Отечественной войне? Не получится...
ТОЛЬКО про историю написания собственно полотна...

Хотелось все сразу.
-------
вот именно сама понимаете...
Поскольку невозможно объять необъятное, необходимо концентрироваться на чем-то... сужАть... вносить "тематические границы"...
Вот вы сейчас "замкнуты" на Третьяковку и я ПОНИМАЮ...ибо вы верно говорите - надо смотреть ВЖИВУЮ...
Согласен...
И Сразу мысль. Или это будет "специализироваться границами" Третьяковской Галереи... Или тематическими подборками - Будь то портретная живопись или пейзажная и так далее...

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Василия Сурикова называют «честным свидетелем жизни ушедших веков». Настолько живо и точно он отображал образы прежних эпох. Первая большая серьезная картина художника, с которой он выступил на выставке передвижников в 1881 году, - «Утро Стрелецкой казни». Это полотно положило начало трилогии исторических работ Сурикова, посвященных переломному периоду в истории России. Второе - «Меншиков в Березове» - написано ровно 130 лет назад. Об истории знаменитого полотна -

В отличие от других знаменитых исторических полотен Василия Сурикова - «Утро Стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» - на этой картине нет толпы, народы, массы. А они часто служили важным живым фоном в работах художника.

Но перед нами не просто семейная драма. Да, здесь нет прямого столкновения народа и власти. Напряжение, невеселые думы, скорбь - на лицах Александра Меншикова и его детей. Переломы в истории страны здесь показаны через поломанные судьбы этих героев. О былом могуществе бывшего генералиссимуса напоминает лишь перстень на его руке.

«В начале правления Петра II Меншиков был в зените своей славы, он фактически сумел подчинить своей воле и влиянию малолетнего императора, но потом, когда летом 1727 года он тяжело заболел, противники Меншикова, его конкуренты, сумели перехватить, сумели подчинить уже малолетнего императора Петра II своему влиянию», - рассказывает декан факультета истории, политологии и права Московского Государственного Областного Университета Виктор Захаров.

«Важны не буква истории, её дух, угадывание», - считал Василий Суриков. Характеры и внешность своих героев он вычислял, листая документы эпохи и разглядывая прижизненные гравюры, бюсты XVIII века. Но оживлял эти образы, находя прототипы рядом - среди знакомых или случайно увиденных людей.

«Он однажды шел по Пречистенскому бульвару и вдруг увидел впереди себя сутулую мужскую фигуру, высокую, плотную, немолодую. Он пошел к нему домой. На вопрос: "Что вам от меня нужно?", - ответил: "Я хотел с вас написать портрет". На вопрос: "А кого ты с меня будешь писать будешь?" - Суриков ответил: "Суворова". Понял, что говорить, что он будет писать Меншикова, нельзя», - рассказывает сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Галина Чурак.

Но с бывшего профессора математики он написал именно несломленного и волевого Меншикова. А моделью для несчастной и хрупкой старшей дочери Марии послужила уже болевшая жена художника. В глазах - безропотное повиновение горькой судьбе. Мария Александровна была помолвлена с молодым императором, но намеченную свадьбу отменили. Она умрет спустя несколько месяцев после смерти отца - через два года после приезда семьи в это село рядом с полярным кругом. Суровость этого края Суриков подчеркивает. Герои кутаются в шубы. От морозов лопнуло обледенелое стекло. А земляной пол устелен шкурой медведя.

«Совсем вверху стоит ряд икон, и там стоит лампада. И, посмотрите, как загораются оклады этих икон. Как важно для художника это звучание такого горячего и горящего света, и как он соединяется с холодным светом зимнего. Этот свет льётся, едва проникая из этого оконца», - говорит специалист по творчеству Сурикова, сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Галина Чурак.

Крестьянскую избу деятельный Александр Меншиков построил себе сам. «С простой жизни начал, простой жизнью и закончу», - сказал как-то в ссылке ближайший соратник Петра I. Об этой картине «Меншиков в Берёзове» художник Михаил Нестеров говорил: «Это самая шекспировская из всех драм Сурикова».

Новости культуры

Мы уже смотрели с вами эту картину,но захотелось поставить эту статью,чтобы вы смогли более ярче представить умение художника писать разноплановые картины,умение раскрыть внутренний характер своих героев и сравнить все три полотна.

Я помню с раннего детства картину Сурикова "Меншиков в Берёзове".Мне всегда было очень жаль эту маленькую девочку,что прислонилась к отцу.Сколько тоски и безысходности в этих детских глазах.

Картина была написана в 1883 году. Она безусловно одна из самых лучших картин русского изобразительного искусства по глубине раскрытия исторической темы, психологической выразительности, силе драматизма, совершенству композиционного, живописного решения. В отличие от других произведения Сурикова, изображающих массовые сцены, на картине «Меншиков в Берёзове» только четыре фигуры.

Полутемная бревенчатая изба, за небольшим столом сидит ссыльный светлейший князь Александр Данилович Меньшиков, около него трое детей.

Фигура Меншикова резко выделена и является композиционным центром картины. Его позе придана резкая угловатость, которая составляет сильный контраст с плавными, непринужденными позами других персонажей. Размер этой фигуры немного даже увеличен по отношению ко всему находящемуся в избе (если представить Меншикова стоящим, то он не уместится в избе). Монументальность фигуры Меншикова ещё подчёркивается тёмным пятном бархатной шубки Марии.

Пряди жестких седеющих волос упали на высокий лоб, прорезанный морщинами. Острый взгляд тёмно-карих глаз под нахмуренными бровями отражает то, что происходит в душе светлейшего князя. Это ненависть и гнев к тем, кто обрек его на жалкое и постыдное существование.

Меншиков не смирился, в нём растёт ожесточение, но он чувствует свое бессилие. Как убедительно говорит об этом рука, тяжело лежащая на коленях! Кажется, она сжимается и разжимается в злобе и ярости. Но нет уже в герое прежней силы , и фигура его вселяет предчувствие его гибели, на которую обречён этот гордый, волевой человек, привыкший к кипучей деятельности, к власти, к богатству, к славе.

Рядом с ним две дочери и сын-подросток, разделившие судьбу отца. Прижавшись к его коленям, сидит на низкой скамеечке старшая дочь, шестнадцатилетняя Мария. Девочка кутается в чёрную бархатную курточку, отороченную тёмным соболем.

Бледное прекрасное лицо ее полно неизбывной, затаённой печали. Это полное обаяние и драматизма лицо Суриков писал со своей жены во время ее длительной тяжёлой болезни .

В глубине, в центре — сын Александр. Лицо этого тринадцатилетнего подростка недетски серьёзно и печально. Слегка склоненная голова его опирается на правую руку. Другой он механически снимает с подсвечника воск. В этой позе и жесте чувствуются уныние и беспомощность, ещё больше подчеркивающие скрытую силу в фигуре самого Меншикова.

Младшая дочь, Александра, читает книгу и, видимо, поглощена ее содержанием. На округлом, почти детском лице играет румянец. Чувствуется, что девушка как бы забыла на время об окружающей ее убогой обстановке.

Одета Александра наряднее всех: голубая парчовая юбка с бледно-розовыми цветами и тёмно-коричневая телогрейка, опушенная белым мехом. Золотистые волосы причудливо причесаны. Есть что-то трогательно-наивное в этом стремлении девушки сохранить воспоминание о былом блеске и нарядах.

С художественной убедительностью изобразил Суриков и окружающую обстановку . Убого, мрачно, холодно в избе с земляным полом, на котором постелена медвежья шкура. Маленькое слюдяное оконце, покрытое слоем льда и закутанное тряпкой, едва пропускает тусклый свет зимнего дня.

Комната погружена в полумрак. Чувствуется сибирская стужа, проникающая в это бедное жилище. Оранжево-красноватые отсветы слабого огонька лампады слегка золотят оклады икон. От этого ещё темнее, мрачнее в избе и усиливается впечатление оторванности ссыльных от всего мира.

История героев картины.

После смерти Петра Первого в следствие борьбы за власть, закулисных интриг в среде высших государственных чиновников и придворных, сторона Меншикова проиграла.

Александр Данилович был арестован, без суда, но по результатам работы следственной комиссии Верховного Тайного совета, указом 13-летнего мальчика-императора Петра II был отправлен в ссылку, был лишён по обвинению в злоупотреблениях и казнокрадстве всех занимаемых должностей, наград, имущества, титулов и сослан со своей семьёй в сибирский городок Берёзов Тобольской губернии.

Дарья Михайловна Меншикова. Неизвестный художник. 1720г

Жена Меншикова, любимица Петра I, княгиня Дарья Михайловна, скончалась в пути (в 1728 году в 12 верстах от Казани). В Берёзове Меншиков сам построил себе деревенский дом (вместе с 8 верными слугами) и церквушку. Известно его высказывание того периода: «С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу».

Церковь,построенная Меншиковым в Берёзове.(При Меншикове церковь была деревянная.Эту построили позже.)

В ноябре 1729 года на пятьдесят шестом году жизни Меншиков скончался от апоплексического удара (по другим сведениям, умер от лихорадки). Похоронили его в церкви, им же построенной.


Памятник А. Д. Меншикову в Березово. Слева видна оградка могилы дочери Меншикова - Марии.

Мария Меншикова. Художник И. Г. Таннауэр (?), 1727-172

26 декабря умерла княжна Мария – как раз в день своего рождения. Ей исполнялось восемнадцать лет. Умерла «не столько от оспы, сколько от печали». За десять дней до ее смерти Петр II распорядился освободить из ссылки Меншиковых-детей. Сына предполагалось записать в полк, а дочерей поселить в деревне, дав им «на кормленье» сто крестьянских дворов. Но милость императора опоздала: Марию похоронили возле отца.

Очень интересная деталь в судьбе Марии.

Есть предположение, что в Березов вслед за Меншиковыми приехал под чужим именем князь Федор Долгорукий, давно влюбленный в Марию. Здесь они тайно обвенчались.
Когда в 1825 году искали могилу Меншикова, нашли два маленьких гробика с костями младенцев. Гробики стояли на большом гробу из кедра, в котором лежала женщина, покрытая зеленым атласным покрывалом. Это была Мария.

После смерти Федора Долгорукого в березовскую церковь прислали, по его завещанию, золотой медальон с прядью светло-русых волос. Прядь принадлежала, по всей видимости, Марии Меншиковой.

Портрет Александры Меньшиковой. И. Г. Таннауэр (?). 1722-1723 гг.

Другие дети Меншикова были возвращены из ссылки в 1730 г. и получили часть имений отца. Их было двое: князь Александр Александрович и княжна Александра Александровна.

После ссылки Александру Александровну выдали замуж за гвардии майора Густава Бирона , младшего брата фаворита Эрнста Иоганна Бирона. Возможно, этот брак был заключён с целью получить доступ к иностранным вкладам Меншикова, наследниками которых были его дети.

Но супружество княжны Меншиковой было недолгим. 13 сентября 1736 года в возрасте 23-х лет она скончалась при родах вместе с новорожденным ребёнком. Жена английского посланника леди Рондо оставила подробное описание церемонии похорон Александры Бирон. Особое впечатление на неё произвело поведение брата, который казалось «вытащит её из гроба», и супруга, который «приблизился к гробу и упал в обморок». Похоронена Александра Александровна в некрополе Александро-Невской Лавры рядом с Александром Суворовым. .

До ссылки князь Александр был обер-камергером и кавалером ордена св. Андрея и единственный из мужчин имел орден св. Екатерины; позднее он дослужился до чина генерал -аншефа и имел орден св. Александра Невского.Светлейший князь Александр Александрович был женат на княжне Елизавете Петровне (1721—1764), дочери князя Петра Алексеевича Голицына.

Елизавета Петровна, жена

Сын Сергей Александрович Меншиков.

Александр Сергеевич Меншиков.

Из потомков Александра Даниловича наиболее известен его правнук, адмирал князь А. С. Меншиков, военно-морской деятель, главнокомандующий сухопутными и морскими силами в Крымской войне 1853—1856 годов. Он же в 1863 году построил часовню над могилой своей прабабки в селе Верхний Услон.

Деревянная церковь над ее могилой сгорела и в 1863 г., князь А.С.Меншиков – потомок “светлейшего” – поставил над древним могильным камнем часовню. На старинной плите была надпись “Здесь погребено тело рабы Божией Дарии – Sic transit gloria mundu”. Латинское поророчество сбылось – нет теперь и следа этого памятника – все уничтожено в 60-х годах…

и другие.

Друзья Меншикова хотели воспользоваться царским праздником и выпросить для удаленного князя милости, но взялись за это неловко, и горько ошиблись. Через несколько дней после коронации у кремлевских Спасских ворот поднято было подметное письмо, в котором оправдывался Меншиков. Может; быть, автор этого письма достиг бы своей цели, если бы в этом письме просили только милосердия к Меншикову, но в нем было написано более обвинений против врагов Меншикова, находившихся тогда в царской милости, чем доводов в защиту светлейшего князя. Это раздражило Долгоруковых, и они не только не показали великодушия, не только не просили царя о милосердии к павшему их сопернику, а напротив, старались усилить в молодом царе к нему злобу. Подметное письмо, было таково, что задевало и Долгоруковых, и самого царя. В нем говорилось, что особы, заменившие Меншикова около молодого государя, ведут императора к образу жизни, недостойному царского сана. Таким образом царь Петр представлялся каким-то глупцом, которым руководить и, так сказать, помыкать легко, могут другие. Известно, что знатные и высоко стоящие лица всего менее прощают то, когда их уличают в слабости ума и воли. Было подозрение, что это письмо составлено с участием князей Голицыных, которые постоянно оказывали враждебное расположение к Долгоруковым, по их, по знатности их рода, не тронули. Немало учинено было арестов в домах не столько высоких персон, однако не дошли ни до чего.

28 марта издан был манифест, в котором государь обещал прощение тому, кто добровольно сознается в написании этого письма, а тому, кто откроет автора – награду, вместе с тем угрожала кара всякому, кто, зная об этом, не доведет до сведения верховной власти. Впоследствии оказалось, как говорили, что сочинителем подметного письма был какой-то священник, духовник царицы Евдокии: говорили, будто Меншиков через своих приближенных подкупил его. Дело было так. У княгини Меншиковой, кроме Варвары Арсеньевны, сосланной в Александровскую слободу в монастырь, была еще сестра Ксения Колычева, жившая в Москве. Она желала помочь сосланной в монастырь сестре своей Варваре и, по совету какой-то своей соседки Бердяевой, через монаха Евфимия, завела сношение с монахом Клеоником, бывшим у царицы-бабки, инокини Елены, духовником. Колычева добивалась, чтоб Клеоник как-нибудь склонил: на милость царицу-бабку и та бы исходатайствовала у царя свободу Варваре Арсеньевой. За это Клеоник взял с Колычевой взятку тысячу рублей. Освобождение Варвары не состоялось, а сношения в пользу ее открылись. Колычеву притянули к допросу, подвергли пытке хомутом и ремнем ; потянули к допросу и других. Никто из подозреваемых в подметном письме не сознался, но почему-то заключили, что это письмо писал Клеоник, обличенный уже, в плутовской проделке, по поводу ходатайства пред царицей-бабкой об Арсеньевой. Всех разослали и, по известной русской пословице – с больной головы на здоровую, принялись за Меншикова. Как бы то ни было, только подметное письмо в пользу Меншикова, поднятое у Спасских ворот, вместо желаемой пользы, принесло окончательное падение бывшего временщика. Верховный тайный совет бедного Меншикова, как бы уличенного в участии в составлении подметного письма, приговорил к тяжелой каре: лишив всего его имущества, сослать с семейством в Березов, в Сибири, на реке Оби, а сестру жены Меншикова Варвару Арсеньеву сослать в Сорский женский монастырь в Белозерском уезде и там выдавать ей по полуполтине в день на содержание.

Меншиков в Берёзове. Картина В. Сурикова, 1888

Во исполнение указа верховного тайного совета Меншикова с семейством отправили в Сибирь с особенными приемами жестокости и дикого зверства. Мало казалось того, что у него тогда отняли все недвижимое и движимое имущество: дома в Москве (на Мясницкой, у Боровицкого Моста, на Яузе, на Хопиловке, в Слободах), в Петербурге (на островах: Васильевском, Адмиралтейском, Крестовском), в Ораниенбауме, в Ямбурге, в Нарве, в Копорье на Ижоре и в разных дачах, дома, удивлявшие современников роскошью мебели, обоев из китайского штофа, вызолоченной кожи, разрисованных кахлей, – сады, пильные мельницы, множество мыз и населенных деревень в тридцати шести великороссийских губерниях, в Ингерманландии, Эстляндии, в Малороссии (при них одной пахотной земли числилось 152.356 десятин, кроме лесных угодий и сенных покосов, считаемых не десятинами, а десятками верст), все движимое имущество: экипажи, лошади, столовые приборы, кухонные запасы, деньги (в одном доме на Мясницкой взято было 72.570 рублей), богатый гардероб, множество бриллиантов и золота в украшениях, – все было отнято в казну и потом многое раздарено другим лицам. Этого казалось недостаточно. Когда 16 апреля вывезли ограбленного временщика из Ораниенбурга с семейством в рогожной кибитке, приставы (Плещеев и Мильгунов), давши проехать восемь верст, догнали его с воинскою командою и с толпою дворни, прежде принадлежавший князю, и приказали выбрасывать из кибитки все пожитки под предлогом осмотреть: не увезли ли ссыльные с собой лишнего. Тогда их обобрали до того, что князь Александр Данилович уехал только с тем, что на нем было надето, не имея даже лишнего белья для перемены, а у его дочерей отняли сундуки, в которых было уложено теплое платье и материалы для женских работ. Княгиня Дарья Михайловна, ослепшая от слез, отправилась в путь больная и на дороге умерла 10 мая в Услоне, близ Казани. Едва дозволивши мужу и детям похоронить ее, 11 мая ссыльных повезли далее в судне по Каме и таким образом доставили в Тобольск, а оттуда препроводили в Березов. На содержание сосланного князя с семьею и с десятью человеками прислуги определено было по десяти рублей в сутки. (Есип. Сс. кн. Меншиков. Отеч. Зап. 1861, № 1, стр. 55 – 90).

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары