Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Лекция муфтия РТ: "Духовное наследие имама Раббани". Поиск королей и Короли Поиска



План:

    Введение
  • 1 Внешность
  • 2 Распространение ислама в Индии и Пакистане
  • 3 Суфизм
    • 3.1 Знакомство с Мухаммадом аль-Бакий
    • 3.2 Шариат и тарикат
  • 4 Нововведения
  • 5 Имам Раббани об имаме Махди и пророке Исе
  • 6 Вахдат ал-вуджуд – Вахдат-и Шухуд
  • 7 Золотая цепь преемственности Накшбандийского тариката
  • 8 Талибан - традиция Имама Раббани
  • 9 Книги
  • Литература
    Примечания

Введение

Ахмад Ас-Сархинди Аль-Фаруки (1564–1624) - один из величайших ученых ханафитского мазхаба, матуридит, обновитель второго тысячелетия, духовный наставник - муршид. Является 24-ым духовным звеном в золотой цепи преемственности шейхов тариката Накшбандийя, основатель новой ветви Накшибандийского тариката - муджадидия. Является также шейхом Кадирийского, Сухревердийского, Чиштийского, Кубравийского тариката.

Родился 26 июня 1562 году в селении Сархинд, что между Дели и Лахором, современная Индия. Его называли Фаруком, потому что он был из рода Умара асхаба. Но он больше известен как «Муджаддид альфи сани» (Обновитель второго тысячелетия). Также его назвали имамом Раббани т.е «божественный имам» - в связи с тем, что он был непререкаемым авторитетом в мусульманском богословии.

Будучи еще маленьким мальчиком, он начал постигать науки - как у отца, который был тарикатским Шейхом, так и у других мусульманских ученых. От отца он научился арабскому языку и основным исламским дисциплинам. Еще в детстве он полностью выучил Коран наизусть. После чего поступил на учебу к Камаледдину Кашмири, у которого учился точным и гуманитарным наукам, к Ибн аль-Хаджару аль-Мекки и Абдуррахману бин Фихр аль-Мекки, у которых учился хадисам, и Бахлюлю Бадахшани, который преподавал ему фикх, тафсир и другие исламские науки.

В 1579 году в возрасте 17 лет получил разрешение от своего отца наставлять мюридов и становится шейхом Кадирийского, Сухревердийского, Чиштийского тариката. После этого Имам Раббани стал проявлять интерес к Накшбандийскому тарикату. После смерти отца он вместе с паломниками покидает родные места. Вернувшись из хаджа в Дели, он примкнул к Мухаммаду Баки Биллях. Под наставничеством шейха Мухаммада аль-Бакий он прошел Накшбандийский тарикат за 2 месяца, после этого он получил разрешение на наставление мюридов по этому тарикату.

Ахмад Раббани покинул этот мир 17 числа месяца Сафар 1034/1624 года в селе Сарханд, где он и родился, в возрасте 63 лет.


1. Внешность

Он был высокого роста, с золотистой кожей. Лицо имел чуть округлое, брови – черные, в форме полумесяца. У него были черные глаза с очень белыми белками. Взгляд его был живым и пронзительным. У него был острый нос и алые узкие губы. Рот его был небольшой, а зубы – ровные и блестящие, словно жемчужины. Борода его была густой и широкой.

2. Распространение ислама в Индии и Пакистане

Во время правления императора Акбара, одного из представителей правящей династии Великих Моголов, мусульманская община Индо-Пакистана переживала период смуты и неопределённости. Она оказалась под серьёзной угрозой полной утраты религиозной самобытности вследствие политики императора Акбара, направленной на умиротворение индуистов.

Мавзолей имама Раббани г. Сархинди, Индия

Краткий перечень антиисламских указов, изданных императором Акбаром:

  • Император, желая угодить индуистам, женился на женщине индуистского вероисповедания, такой брак по исламу запрещен т.к. индуисты - кяфиры.
  • Пытался объединить индуистскую веру, ислам и христианство. Следует отметить, что Император Акбар поощрял не суннитский, а шиитский ислам.
  • Попросил Махдума аль-Мулька, дать фетву, что хадж в Мекку больше необязателен и более того, этот обряд вреден.
  • Кади Хан Бадахшани вынес фетву, обосновывающую необходимость совершать земной поклон перед императором Акбаром.
  • Культ непогрешимости императора.
  • Потребовал от всех открыто использовать новую формулу вероисповедания «Нет бога, кроме Аллаха, и Акбар - халиф Аллаха»
  • Вино объявлено разрешенным.
  • Свинина объявлена разрешенной.
  • Джизья была отменена и объявлена незаконной
  • Свиней и собак стали рассматривать как земное проявление Аллаха.
  • Обязательная пятикратная молитва и пост были отменены.
  • Мусульманский календарь был заменён на новый: были введены названия месяцев Иляхийского календаря.
  • Уголовным преступлением стало называть детей именами Ахмад, Мухаммад и Мустафа.
  • Мечети и молельные места мусульман были превращены в беседки и караульные помещения.

Имам Раббани первым выступил против Акбар Шаха. Верховный судья провинции Джайнпура мулла Мухаммад Язди взял на себя руководство сопротивления политике императора и издал фетву, объявившую императора вероотступником и вменившую мусульманам в обязанность вести против императора священную войну (джихад). Мулла Мухаммад Язди был убит.

Могольская империя при Акбаре I.

В начале шейх Ахмад Сирхинди отправил императору Акбару, находившемуся тогда в Акре, послание, в котором потребовал от него отказаться от нового вероучения, ибо это вероучение - определённо антиисламское. Но император не обратил внимания на это послание и упорствовал в осуществлении нововведений. И Ахмад Сирхинди решил начать борьбу со всем тем, что служило опорой императора Акбара. Он организовал группы из наиболее сильных последователей и учеников, обязав их проповедовать «чистый ислам», делая особый упор на требовании следовать Корану и сунне. После смерти Акбара и восшествия на престол императора Джахангира, шейх Ахмад Сирхинди организовал широкое движение и начал борьбу против всех антиисламских нововведений и обрядов, которые распространились в мусульманской общине.

Когда реформы шейха Ахмада Сирхинди стали притягательны для мусульманских масс и его популярность начала расти день ото дня, противники шейха, испытывающие зависть к его огромной известности, стали плести против него интриги.

Правитель Джахангир решил применить меры против шейха. Император распорядился заключить шейха в крепость Гвалор, где последний пробыл в качестве узника два года.

Заключение под стражу вызвало волнение среди его последователей и учеников, которые подняли восстание. Один из сторонников шейха - Махабат-хан со своим войском взял под контроль Индию и отправил самого императора Джахангира в местечко Джалум. Находясь в «ссылке», император Джахангир признал свою ошибку, выразил глубокое сожаление и распорядился освободить шейха Ахмада Сирхинди с оказанием ему почестей.

Император Джахангир пожелал увидеться с шейхом и хотел, чтобы последний оставался с ним какое-то время в качестве его личного гостя.

Но шейх заявил, что откажется от приглашения, если не будут выполнены некоторые его условия:

  • Во-первых, император должен упразднить обычай земного поклона перед ним;
  • во-вторых, все разрушенные мечети должны быть восстановлены;
  • в-третьих, все указы, запрещающие деятельность забойщиков коров, должны быть отменены;
  • в-четвёртых, судьи (кади), муфтии и цензоры должны быть вновь назначены на свои должности, чтобы претворять в жизнь кодекс мусульманских законов;
  • в-пятых, должна быть восстановлена подушная подать (джизья);
  • в-шестых, все вредные нововведения в религии должны быть упразднены, а законы Шариата должны, наоборот, претворяться в жизнь;
  • в-седьмых, все заключённые в тюрьмы и сосланные в изгнание за свои убеждения должны получить возможность вернуться домой.

Император Джахангир принял все эти условия и встретил шейха с великими почестями. Это было большим триумфом шейха Ахмада Сирхинди в его борьбе против ереси Акбара и антиисламских нововведений. За это выдающееся достижение он получил почётное прозвище «Муджаддид альф-и сани» (Обновитель второго тысячелетия), то есть человек, который возродил ислам во втором тысячелетии хиджры.

Под влиянием шейха Ахмада Сирхинди император Джахангир принял ислам. Он провёл свою жизнь в соответствие с устоями ислама, упразднил все антиисламские указы и принял решение оказывать всяческое содействие мусульманской религии.

Его жизнь, прошедшая в такой борьбе, призыве и духовном наставничестве. Могила его находится в городе Серхинде, что означает “Граница Индии”.


3. Суфизм

Имам Раббани являлся шейхом Кадирийского, Сухревердийского, Чиштийского, Кубравийского тариката. Но больше всего он известен как шейх Накшбандийского тариката. Имам Раббани, напоминая о том, что родоначальником Накшибандийского пути является Абу Бакр, говорил, что духовная связь этого пути превосходит все другие связи. Так как это особая связь, восходящая к самому Абу Бакру. Другой особенностью тариката Накшибандийя является то, что конечное искомое для других тарикатов в нем поставлено в начале пути. Так как Шах Накшибанд сказал: «Мы поставили конечное в начало». Конечной целью в тарикате является достижение Господа, и это достижение имеет различные уровни. Приверженцы тариката Накшибандийя еще в самом начале своего пути наделяются благом достижения Господа.

Именно после него тарикат Накшбандия стал называться Муджадидия из-за его почётного прозвище «Муджаддид альфи сани» (Обновитель второго тысячелетия). Его мурдишом стал Мухаммад аль-Бакий.


3.1. Знакомство с Мухаммадом аль-Бакий

С шейхом Мухаммадом Баки Биллях, от которого он узнает о Накшибандийском пути, Имам Раббани познакомился в Дели. Встреча этих двух великих людей – Мухаммада Баки Билляха, посланного Хаджеги Мухаммадом Имканаги для наставления Имама Раббани, и самого Имама Раббани была подобна слиянию двух морей. Через два месяца Имам Раббани, благодаря его превосходным способностям, проходит при шейхе весь путь духовного становления. Имам Раббани начал свой путь духовного становления с разновидности поминания, именуемого «ляфза джалял», после чего, пройдя через гайбет, фена, джамг, сахв и секр, он достигает уровня “мушахада”. В состоянии мушахада он начинает воспринимать каждую частичку из созданного мира как окно, через которое виден Всевышний Аллах. Затем он начинает видеть Всевышнего Аллаха в каждой частичке своего естества. И он видит Творца в слиянии с мирозданием, а не отдельно, не снаружи и не внутри него, затем начинает воспринимать Всевышнего Аллаха вне связи со вселенной, но непостижимым образом воздействующим на нее. Созерцаемая связь есть проявление сыфата Аллаха «ат-Таквин» (Творец). После того как он изложил свои ощущения шейху, тот дал ему разрешение на духовное наставничество.


3.2. Шариат и тарикат

Имам Раббани - шейх сформулировавший и объяснивший суфизм массам. Он объяснил, что шариат и тарикат – это одно и тоже, и в то, что между ними нет и не было ни разницы, ни различий. Различия между ними существуют лишь при оценке видимыми критериями. Шариат более обобщающ, а тарикат более детален. Шариат можно постигать через доказательства (далиль), а хакикат – только через кашф. Любой тарикат основывается на шариате. Отклонение даже в величиной в волосок невозможно. Тарикат - это наоборот, путь Сунны, почтение Сунны, выполнение Сунны полностью.

Шейх Ахмад Ас-Сархинди объяснил, что шариат состоит из трёх частей:

  • Знания (ильм),
  • Деяния (амаль),
  • И чистота намерений (ихляс).

И если нет всех трёх частей, не будет и Шариата. Духовное странствие (Тарикат) и его плоды (Хакикат), о которых говорят суфии, – двое слуг Шариата. Они – средство совершенствования третьей части (Шариата) – ихляса. Единственная причина, по которой к ним следует стремиться, – усовершенствование Шариата, кроме которого ничего не нужно. Состояния (халь), экстатические переживания, знания и познание, которого достигает суфий во время этого духовного странствия, – не самоцель пути. Напротив, они – иллюзии и фантазии, которые уводят детей духовного пути в сторону. Цель постижения разных стадий Тариката и Хакиката лишь одна – достичь истинного ихляса. Истина состоит в том, что достичь настоящего ихляса и степени довольства можно, лишь обретя эти состояния и пройдя через экстатические переживания.

Он говорил, что мюрид в его привязанности к шейху должен быть «Подобен трупу в руках омывающего». Он считал, что любовь требует быть благодарным и переносить трудности. Поэтому на этом пути необходимы обездоленность, тяготы и страдания. Так как каждый любящий желает видеть своего любимого отрезанным и оторванным от всех и всего. В этом макаме покой находится в полном отсутствии покоя, решение – в полном отсутствии решения, счастье – в полном отсутствии счастья. В этом макаме выходом является быть благодарным и переносить трудности и не искать путей удовлетворения желаний нафса. И лишь в довольстве тем, что придет от Него, и есть истинное приобретение. Обрести совершенство на пути духовного развития возможно лишь через достижение фена. Согласно Имама Раббани, постичь фена можно лишь через понимание тайны аята «умереть до прихода смерти». В противном случае, человек просто не мог избавить свое сердце от мирских идолов, а себя – от поклонения страстям своей души. Говорится, что современник Имама Раббани – Абдульхаким Сиялкути не признавал его авторитета. Однажды во сне он увидел Имама Раббани, который прочитал ему аят: «Скажи: «Аллах». Потом оставь их в омуте, в котором забавляться им весело». (Коран, аль-Анам, 6/91). В процессе осознания этого аята в сердце шейха Абдульхакима просыпается любовь и тяготение к Истине. Со словами: «Аллах», «Аллах» в сердце он проснулся. И, проснувшись, он продолжал этот зикр. После чего сразу направился к Имаму Раббани и примыкнул к нему. Есть мнение, что это именно он присвоил Имаму Раббани титул Муджаддид альфи сани.

Близость к Аллаху через фена, бака, сулюк и джазб называется «праведническое познание». Аулия были облагодетельствованы такими познаниями. Познание, которым были удостоены сахабы Досточтимого Пророка через его сохбеты, называется «пророческое познание». Пророческое познание достигается путем подчинения и наследования. В этом виде познания отсутствуют фена, бака, сулюк и джазб, и этот вид познания стоит выше праведнического. Так как пророческое познание – истинное, а праведническое познание, по сравнению с ним, подобно лишь тени. Для достижения праведнического познания считается необходимым началом фена, бака, сулюк и джазб. Однако если путь начинается с пророческого познания, то нет необходимости в каком-либо начале. Сахабы Пророка Мухаммада шли по этой дороге.


4. Нововведения

Имам Раббани был непримирим к нововведениям в исламе, так как каждый бидгат означает забвение одной сунны Досточтимого Пророка. Объясняя то, как нововведение становится причиной забвения сунны, приводил следующий пример: «Некоторые шейхи, опуская конец своей чалмы на левую сторону, считают это благим. Тогда как сунной является опускание конца чалмы на спину посередине. Поэтому тот, кто опускает конец своей чалмы за левое плечо, способствует забвению сунны». Говоря о более глубоком новшестве, он приводил в пример произнесение намерения перед намазом. Согласно сунны, перед намазом намерение вслух не повторяется. Некоторые ученые сказали, что намерение можно произнести вслух для того, чтобы помочь сердцу. Некоторые же утверждали, что для намаза достаточно намерения, произнесенного вслух. Имам Раббани говорил, что считать достаточным для намаза произнесение намерения вслух – это нововведение, последствием которого является невыполнение фарда, так как фардом намаза является совершение намерения пробужденным сердцем. Считать достаточным лишь произнесение намерения вслух есть невыполнение фарда.


5. Имам Раббани об имаме Махди и пророке Исе

Имам Раббани говорит: «Выход Махди произойдет в начале века (согласно хиджре)! Сейчас же прошло 28 лет (это было написано в 1028 г. по хиджре). И человек о котором вы говорите не может быть Махди!» (Мактубат том 2 письмо № 68 стр.118) Имам Раббани утверждает, что по прошествии первой четверти с начала века хиджры имам Махди уже не может выйти. Имам Махди будет из Накшбандийского тариката. Имам Раббани сказал: «Мой тарикат просуществует до самого Судного Дня посредством моих духовных наследников, и имам Махди будет в этом тарикате». А пророк Иса будет выносить свой иджтихад, но этот иджтихад будет совпадать с ханафитским мазхабом.


6. Вахдат ал-вуджуд – Вахдат-и Шухуд

Имама Раббани объясненил идею вахдат ал-вуджуд, через принцип «Вахдат-и шухуд». Представление в вахдат ал-вуджуд о том, что «Он есть все сущее», он, перефразировал как «Все сущее – от Него», объяснил, что Сущность Аллаха существует отдельно от созданного, но созданное подобно лишь тени Аллаха. Поэтому вахдат-и шухуд, которое подразумевает «Созерцание в созданном Аллаха», есть более высокое понимание вахдат ал-вуджуд.

Имам Раббани говоря о шейхе Ибн Араби говорил, что тот застрял на макаме Вахдат-и Вуджуд и если бы он был рядом он бы его вытащил, ведь имам Раббани прошел этот макам.


7. Золотая цепь преемственности Накшбандийского тариката

  • Пророк Мухаммад
  • Абу Бакр Ас-Сыддик
  • Салман Аль-Фариси
  • Касим бин Мухаммад
  • Джафар Ас-Садик
  • Абу Язид Аль-Бастами
  • Абульхасан Аль-Харкани
  • Абу Али Фармади
  • Юсуф Хамдани
  • Абдульхалик Гуджувани
  • Ариф Ривкири
  • Махмуд Фагнави
  • Али Рамитани
  • Мухаммад Баба Симаси
  • Амир Кулаль
  • Бахауддин Накшбанди
  • Аляуддин Аттар
  • Якуб Чарахи
  • Убайдулла Ахрари
  • Мухаммад Захид
  • Дервиш Мухаммад
  • Мухаммад Амканаки
  • Мухаммад Бакий
  • Имам Раббани

Золотая цепь преемственности Накшбандийского тариката до Имама Раббани

  • 1) Пророк Мухаммад (алейхи саляту вa саллям),
  • 2) Абу Бакр Ас-Сыддик
  • 3) Салман Аль-Фариси бин Муса
  • 4) Касим бин Мухаммад бин Абу Бакр
  • 5) Джафар Ас-Садик
  • 6) Абу Язид Аль-Бастами
  • 7) Абульхасан Аль-Харкани
  • 8) Саййид Абу Али Аль-Фармади
  • 9) Юсуф Хамдани
  • 10) Абдульхалик Аль-Гуджувани
  • 11) Ариф Ар-Ривкири ибн Исмаил
  • 12) Махмуд Инджир Фагнави
  • 13) Али Рамитани
  • 14) Мухаммад Баба Ас-Симаси
  • 15) Сайид Амир Кулаль
  • 16) Бахауддин Мухаммад Накшбанди Аль-Бухари
  • 17) Аляуддин ибн Мухаммад Атари Мухаммад ибн Мухаммад Аль-Бухари
  • 18) Сайид Якуб Аль-Чарахи
  • 19) Убайдулла Аль-Ахрари
  • 20) Мухаммад Захид Ас-Самарканди
  • 21) Дервиш Мухаммад
  • 22) Хаваджа Мухаммад Аль-Амканаки
  • 23) Мухаммад Аль-Бакий
  • 24) Ахмад Ас-Серхинди Аль-Фаруки
  • 25) Мухаммад Масум
  • 26) Сайфуддин Абубаракат Ахмад
  • 27) Мухаммад Бадавини Сайид Нур
  • 28) Хабибуллах Джан Джанан аль-Мазхар
  • 29) Абдуллах Дахляви
  • 30) Мухаммад Халид Зияуддин Багдади
  • 31) Абдуллах Муджавиру фи балядилЛях (аль-Макки)
  • 32) Мухаммад Мустафа Исмет ГарибулЛах
  • 33) Халиль НурулЛах Заграви
  • 34) Али Риза аль-Баззаз
  • 35) Али Хайдар Ахисхави
  • 36) Махмуд Устаосманоглу аль-Уфи

8. Талибан - традиция Имама Раббани

Известно, что движение талибан это чисто суфийское, ханафитское, матуридитское сообщество. Большинство примкнувших к движению «Талибан» мулл являются суфиями тариката Накшбандийя, который талибы называют не иначе как при помощи эпитетов «высочайший» и «благородный». К имени же одного из выдающихся представителей этого суфийского ордена - братства в XVII веке - а это не кто иной, как Ахмад Сирхинди - добавляются слова «потрясатель мира ислама». Вообще, моральным руководством для «Талибан», легшим в основу идеологической пропаганды, стал труд Сирхинди «Карнамехайи джихад» («Программа джихада»).

Последний пророк, печать пророчества Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас разговляется, пусть он делает это фиником – поистине в нём есть благодать (баракат) ». И сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) открывал свой пост фиником. Поистине финик является баракатом, потому что он растёт на пальмовом дереве. И это дерево было создано в таком качестве, что оно собрало в себе всё, что необходимо человеку.

Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) назвал финиковое дерево «ан-нахлат», то есть назвал тётей со стороны отца человеческого рода, потому что оно было создано из остатков глины, из которой был создан Адам, мир ему.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Проявляйте уважение к вашей тёте, финиковой пальме, поистине она была создана из остатков глины, из которой был создан Адам, мир ему » (аш-Шавканий, Абу Яла). Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) назвал её изобилием из-за того, что она собрала в себе всё необходимое человеку и полностью соответствует человеку. И когда кто-то разговляется фиником, финик становится частью того, кто его ест. <…> Также тот, кто ест финик, вбирает в себя нескончаемые совершенства.

«Истинность финика в том, что он содержит в себе все качества » – смысл этих слов в том, что в любое время, когда бы человек ни ел финик, он получит баракат и всё то, что содержится в нём. А в месяце Рамазан, когда постящийся на весь день свободен от запрещённых страстей и от бренных удовольствий, истинное влияние этого финика ещё больше проявляется во время ифтара (разговения). Посланник Аллаха сказал: «Как прекрасен сухур (предрассветная еда) верующего человека фиником! » (Абу Давуд).

Пророк (мир ему и благословение) побуждал постящихся употреблять в сухуре финик. Потому что именно этот финик принесёт пользу всего съеденного ранее, и вся еда, которую человек съел, из-за этого принесёт пользу и баракат на весь день до разговения. Пусть последним из того, что ты съел, будет финик, и первым во время ифтара тоже пусть будет финик.

Весь этот эффект, упомянутый выше, будет иметь место только в том случае, если вся эта еда соответствует Шариату, не нарушались границы Шариата даже на размер волоска.

При разговении нужно показать свою слабость и попытаться открыть свой пост сразу же, как придёт время для разговения, не задерживаясь и не показывая свою гордость. Необходимо также первым делом употребить финик, потому что твой желудок пуст и нуждается в витаминах. Именно те витамины, которые находятся в финике, – всё, что тебе нужно. Например, вспомним сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Когда мы читаем некоторые хадисы, видим, что за весь день они ели всего пару фиников, при этом мы слышим об их физической силе. Ведь они были людьми, жили, в принципе, не так давно. В чём скрывалась их физическая сила? В финике! В нём есть всё, что нужно телу человека.

Имам Раббани пишет: «Мудрость откладывания сухура и спешки на ифтар в том, что человек показывает свою слабость и нуждается в восполнении своих сил. Первым делом он для разговения берёт финик и когда встаёт на сухур, откладывает его до самого последнего момента, после чего закрывает его фиником.

Из книги «Мактубат » имама Раббани, т. 1, письмо № 162

Подготовил: Мурад Юсупов

(1564 ) -) - исламский правовед ханафитского мазхаба , матуридит , обновитель второго тысячелетия, духовный наставник - муршид . Является 24-м духовным звеном в золотой [ ] цепи преемственности шейхов тариката Накшбандийя , основатель новой ветви Накшибандийского тариката - муджадидия.

Родился 26 июня 1562 году в селении Сархинд, что между Дели и Лахором , современная Индия . Его называли Фаруком, потому что он был из рода Умар ибн аль-Хаттаба . Но он больше известен как «Муджаддид альфи сани» (Обновитель второго тысячелетия). Также его назвали имамом Раббани, то есть «божественный имам» - в связи с тем, что он был непререкаемым [ ] авторитетом в мусульманском богословии.

Будучи ещё маленьким мальчиком, он начал постигать науки - как у отца, который был тарикатским Шейхом, так и у других мусульманских ученых. От отца он научился арабскому языку и основным исламским дисциплинам. Ещё в детстве он полностью выучил Коран наизусть. После чего поступил на учёбу к Камаледдину Кашмири, у которого учился точным и гуманитарным наукам, к Ибн аль-Хаджару аль-Мекки и Абдуррахману бин Фихр аль-Мекки, у которых учился хадисам, и Бахлюлю Бадахшани, который преподавал ему фикх, тафсир и другие исламские науки.

В 1579 году в возрасте 17 лет получил разрешение от своего отца наставлять мюридов и становится шейхом Кадирийского, Сухревердийского, Чиштийского тариката. После этого Имам Раббани стал проявлять интерес к Накшбандийскому тарикату. После смерти отца он вместе с паломниками покидает родные места. Вернувшись из хаджа в Дели, он примкнул к Мухаммаду Баки Биллях. Под наставничеством шейха Мухаммада аль-Бакий он прошел [ ] Накшбандийский тарикат за 2 месяца, после этого он получил разрешение на наставление мюридов по этому тарикату.

Ахмад Раббани покинул этот мир 17 числа месяца Сафар 1034/1624 года в селе Сарханд, где он и родился, в возрасте 63 лет.

Внешность [ | ]

Он был высокого роста, с золотистой кожей. Лицо имел чуть округлое, брови - черные, в форме полумесяца. У него были черные глаза с очень белыми белками. Взгляд его был живым и пронзительным. У него был острый нос и алые узкие губы. Рот его был небольшой, а зубы - ровные и блестящие, словно жемчужины. Борода его была густой и широкой [ ] .

Распространение ислама в Индии и Пакистане [ | ]

Во время правления императора Акбара , одного из представителей правящей династии Великих Моголов , мусульманская община Индо-Пакистана переживала период смуты и неопределённости. Она оказалась под серьёзной угрозой полной утраты религиозной самобытности вследствие политики императора Акбара, направленной на умиротворение индуистов [значимость факта? ] .

Могольская империя при Акбаре I.

Краткий перечень антиисламских указов, изданных императором Акбаром [значимость факта? ] :

Имам Раббани первым выступил против Акбар Шаха. Верховный судья провинции Джайнпура мулла Мухаммад Язди взял на себя руководство сопротивления политике императора и издал фетву, объявившую императора вероотступником и вменившую мусульманам в обязанность вести против императора священную войну (джихад). Мулла Мухаммад Язди был убит.

В начале шейх Ахмад Сирхинди отправил императору Акбару, находившемуся тогда в Акре, послание, в котором потребовал от него отказаться от нового вероучения, ибо это вероучение - определённо антиисламское. Но император не обратил внимания на это послание и упорствовал в осуществлении нововведений. И Ахмад Сирхинди решил начать борьбу со всем тем, что служило опорой императора Акбара. Он организовал группы из наиболее сильных последователей и учеников, обязав их проповедовать «чистый ислам», делая особый упор на требовании следовать Корану и сунне. После смерти Акбара и восшествия на престол императора Джахангира, шейх Ахмад Сирхинди организовал широкое движение и начал борьбу против всех антиисламских нововведений и обрядов, которые распространились в мусульманской общине.

Когда реформы шейха Ахмада Сирхинди стали притягательны для мусульманских масс и его популярность начала расти день ото дня, противники шейха, испытывающие зависть к его огромной известности, стали плести против него интриги.

Правитель Джахангир решил применить меры против шейха. Император распорядился заключить шейха в крепость Гвалор, где последний пробыл в качестве узника два года.

Заключение под стражу вызвало волнение среди его последователей и учеников, которые подняли восстание. Один из сторонников шейха - Махабат-хан со своим войском взял под контроль Индию и отправил самого императора Джахангира в местечко Джалум. Находясь в «ссылке», император Джахангир признал свою ошибку, выразил глубокое сожаление и распорядился освободить шейха Ахмада Сирхинди с оказанием ему почестей.

Император Джахангир пожелал увидеться с шейхом и хотел, чтобы последний оставался с ним какое-то время в качестве его личного гостя.

Но шейх заявил, что откажется от приглашения, если не будут выполнены некоторые его условия:

  • Во-первых, император должен упразднить обычай земного поклона перед ним;
  • во-вторых, все разрушенные мечети должны быть восстановлены;
  • в-третьих, все указы, запрещающие деятельность забойщиков коров, должны быть отменены;
  • в-четвёртых, судьи (кади), муфтии и цензоры должны быть вновь назначены на свои должности, чтобы претворять в жизнь кодекс мусульманских законов;
  • в-пятых, должна быть восстановлена подушная подать (джизья);
  • в-шестых, все вредные нововведения в религии должны быть упразднены, а законы Шариата должны, наоборот, претворяться в жизнь;
  • в-седьмых, все заключённые в тюрьмы и сосланные в изгнание за свои убеждения должны получить возможность вернуться домой.

Император Джахангир принял все эти условия и встретил шейха с великими почестями. Это было большим триумфом шейха Ахмада Сирхинди в его борьбе против ереси Акбара и антиисламских нововведений. За это выдающееся достижение он получил почётное прозвище «Муджаддид альф-и сани» (Обновитель второго тысячелетия), то есть человек, который возродил ислам во втором тысячелетии хиджры [ ] .

Под влиянием шейха Ахмада Сирхинди император Джахангир принял ислам. Он провёл свою жизнь в соответствие с устоями ислама, упразднил все антиисламские указы и принял решение оказывать всяческое содействие мусульманской религии.

Его жизнь, прошедшая в такой борьбе, призыве и духовном наставничестве. Могила его находится в городе Серхинде, что означает «Граница Индии» .

Суфизм [ | ]

Имам Раббани являлся шейхом Кадирийского , Сухревердийского , Чиштийского , Кубравийского тариката . Но больше всего он известен как шейх Накшбандийского тариката. Имам Раббани, напоминая о том, что родоначальником Накшибандийского пути является Абу Бакр , говорил, что духовная связь этого пути превосходит все другие связи. Так как это особая связь, восходящая к самому Абу Бакру. Другой особенностью тариката Накшибандийя является то, что конечное искомое для других тарикатов в нём поставлено в начале пути. Так как Шах Накшибанд сказал: «Мы поставили конечное в начало». Конечной целью в тарикате является достижение Господа, и это достижение имеет различные уровни. Приверженцы тариката Накшибандийя ещё в самом начале своего пути наделяются благом достижения Господа.

Именно после него тарикат Накшбандия стал называться Муджадидия из-за его почётного прозвище «Муджаддид альфи сани» (Обновитель второго тысячелетия). Его мурдишом стал Мухаммад аль-Бакий.

Знакомство с Мухаммадом аль-Бакий [ | ]

С шейхом Мухаммадом Баки Биллях, от которого он узнает о Накшибандийском пути, Имам Раббани познакомился в Дели. Встреча этих двух великих людей - Мухаммада Баки Билляха, посланного Хаджеги Мухаммадом Имканаги для наставления Имама Раббани, и самого Имама Раббани была подобна слиянию двух морей. Через два месяца Имам Раббани, благодаря его превосходным способностям, проходит при шейхе весь путь духовного становления. Имам Раббани начал свой путь духовного становления с разновидности поминания, именуемого «ляфза джалял», после чего, пройдя через гайбет, фена, джамг, сахв и секр, он достигает уровня «мушахада». В состоянии мушахада он начинает воспринимать каждую частичку из созданного мира как окно, через которое виден Всевышний Аллах. Затем он начинает видеть Всевышнего Аллаха в каждой частичке своего естества. И он видит Творца в слиянии с мирозданием, а не отдельно, не снаружи и не внутри него, затем начинает воспринимать Всевышнего Аллаха вне связи со вселенной, но непостижимым образом воздействующим на неё. Созерцаемая связь есть проявление сыфата Аллаха «ат-Таквин» (Творец). После того как он изложил свои ощущения шейху, тот дал ему разрешение на духовное наставничество.

Золотая цепь преемственности Накшбандийского тариката до Имама Раббани

Шариат и тарикат [ | ]

Имам Раббани - шейх сформулировавший и объяснивший суфизм массам. Он объяснил [где? ] , что шариат и тарикат - это одно и тоже, и в то, что между ними нет и не было ни разницы, ни различий. Различия между ними существуют лишь при оценке видимыми критериями. Шариат более обобщающ, а тарикат более детален. Шариат можно постигать через доказательства (далиль), а хакикат - только через. Любой тарикат основывается на шариате [ ] . Отклонение даже в величиной в волосок невозможно. Тарикат - это наоборот, путь Сунны, почтение Сунны, выполнение Сунны полностью.

Шейх Ахмад Ас-Сархинди объяснил [где? ] , что шариат состоит из трёх частей:

  • Знания (ильм),
  • Деяния (амаль),
  • И чистота намерений (ихляс).

И если нет всех трёх частей, не будет и Шариата. Духовное странствие (Тарикат) и его плоды (Хакикат), о которых говорят суфии, - двое слуг Шариата. Они - средство совершенствования третьей части (Шариата) - ихляса. Единственная причина, по которой к ним следует стремиться, - усовершенствование Шариата, кроме которого ничего не нужно. Состояния (халь), экстатические переживания, знания и познание, которого достигает суфий во время этого духовного странствия, - не самоцель пути. Напротив, они - иллюзии и фантазии, которые уводят детей духовного пути в сторону. Цель постижения разных стадий Тариката и Хакиката лишь одна - достичь истинного ихляса. Истина состоит в том, что достичь настоящего ихляса и степени довольства можно, лишь обретя эти состояния и пройдя через экстатические переживания.

Он говорил, что мюрид в его привязанности к шейху должен быть «Подобен трупу в руках омывающего». Он считал, что любовь требует быть благодарным и переносить трудности. Поэтому на этом пути необходимы обездоленность, тяготы и страдания. Так как каждый любящий желает видеть своего любимого отрезанным и оторванным от всех и всего. В этом макаме покой находится в полном отсутствии покоя, решение - в полном отсутствии решения, счастье - в полном отсутствии счастья. В этом макаме выходом является быть благодарным и переносить трудности и не искать путей удовлетворения желаний нафса . И лишь в довольстве тем, что придет от Него, и есть истинное приобретение. Обрести совершенство на пути духовного развития возможно лишь через достижение фена. Согласно Имама Раббани, постичь фена можно лишь через понимание тайны аята «умереть до прихода смерти». В противном случае, человек просто не мог избавить своё сердце от мирских идолов, а себя - от поклонения страстям своей души. Говорится, что современник Имама Раббани - Абдульхаким Сиялкути не признавал его авторитета. Однажды во сне он увидел Имама Раббани, который прочитал ему аят: «Скажи: „Аллах“. Потом оставь их в омуте, в котором забавляться им весело». (Коран, аль-Анам, 6/91). В процессе осознания этого аята в сердце шейха Абдульхакима просыпается любовь и тяготение к Истине. Со словами: «Аллах», «Аллах» в сердце он проснулся. И, проснувшись, он продолжал этот зикр . После чего сразу направился к Имаму Раббани и примыкнул к нему. Есть мнение, что это именно он присвоил Имаму Раббани титул Муджаддид альфи сани.

Имам Раббани об имаме Махди и пророке Исе [ | ]

Имам Раббани говорит: «Выход Махди произойдет в начале века (согласно хиджре)! Сейчас же прошло 28 лет (это было написано в 1028 г. по хиджре). И человек о котором вы говорите не может быть Махди!» (Мактубат том 2 письмо № 68 стр.118) Имам Раббани утверждает, что по прошествии первой четверти с начала века хиджры имам Махди уже не может выйти. Имам Махди будет из Накшбандийского тариката. Имам Раббани сказал: «Мой тарикат просуществует до самого Судного Дня посредством моих духовных наследников, и имам Махди будет в этом тарикате». А пророк Иса будет выносить свой иджтихад , но этот иджтихад будет совпадать с ханафитским мазхабом.

, через принцип «Вахдат аш-шухуд ». Представление в вахдат ал-вуджуд о том, что «Он есть все сущее», он, перефразировал как «Все сущее - от Него», объяснил, что Сущность Аллаха существует отдельно от созданного, но созданное подобно лишь тени Аллаха. Поэтому вахдат аш-шухуд, которое подразумевает «Созерцание в созданном Аллаха», есть более высокое понимание вахдат ал-вуджуд.

Имам Раббани говоря о шейхе Ибн Араби говорил, что тот застрял на макаме Вахдат-и Вуджуд и если бы он был рядом он бы его вытащил, ведь имам Раббани прошел этот макам.

Книги [ | ]

Литература [ | ]

  • Антонова К. А. «Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времён Акбара (1556-1605)», Москва 1952
  • Qureshi J.H. «The Muslim community of the Indo-Pakistan subcontinent (610-1947)», Hague 1962.

Настоящее его имя - Ахм ад Сирхинди . Ученики, среди которых он пользовался непререкаемым авторитетом, называли алима им ам Раббани - имамом от Бога. Также он известен как имам Ахмад Фаруки , ибо происходил из рода халифа Умара Фарука (радыяллаху анху ).

Имам Раббани родился в 1564 году в городе Сирхинд, что находится в современной Индии между Дели и Лахором, в семье алима и шейха. Он ушёл из жизни в 1624 году в возрасте Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) - в 63 года.

От отца и лучших алимов того времени имам Раббани получил блестящее исламское образование. В юном возрасте он выучил Коран наизусть . Ахмад отличался смелым и сильным характером, обладал повышенным чувством справедливости. Он получил от отца иджазу - разрешение на призыв людей к вере и обучение, но направился за знаниями к накшбандийскому алиму Баки Билляху . Под его наставничеством юноша постиг учение накшбандийского тариката за 2 месяца, после чего получил разрешение наставлять мюридов.

С 18 лет Раббани начал участвовать в общественной жизни уммы. В то время государство погрязло в смутах: на троне находился император Акбар Шах , взявший в супруги индуистку. Большинство угнетало мусульман, лишая возможности выполнять богослужения, разрушая мечети, чтобы на их месте строить свои культовые заведения. Сложившаяся ситуация расстраивала имама Раббани ещё и потому, что он видел уход мусульман от истинной веры и суннитской традиции. Например, мусульмане наравне с индуистами взывали о помощи к богине Хинду, когда их дети болели ветрянкой, праздновали индуисткие праздники. К тому же, появились люди, которые стали поговаривать о необходимости новой религии. Среди везирей императора всё чаще раздавались вопросы: «Зачем нужен Пророк и его Сунна?». Многие стали считать, что книги по философии важнее религиозной литературы.

Шейху Ахмаду Сирхинди исполнилось всего 19 лет, когда он начал бороться с заблуждениями. Он пришёл в столицу, написал обращение к правителю и его приближенным. В этих письмах имам доказывал необходимость правильного вероучения - не только в знаниях, но и в повседневном применении опыта Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Раббани говорил о том, что пророки существовали всегда, и отрицать это бессмысленно. В этот же период он написал отповедь рафидитам - шиитам, обоснованно указывая на их заблуждения.

Заявление правителя о создании новой религии не получило поддержки в народе. Суть изобретённого им вероучения сводилась к соединению различных элементов и цитат. Акбар Шах признавал реинкарнацию , поклонение Солнцу, сделал халяльными свинину и вино . Его сын Джихангир, взошедший на престол после смерти императора, сначала не поддерживал инициативу отца, но приспешники принялись нашёптывать ему об увеличении числа последователей имама Раббани и угрозе переворота.

Неизвестно точное количество последователей имама Раббани . Но его учение распространилось не только в Индии, но и в Сирии, Пакистане, Афганистане, Узбекистане, Ираке и Восточном Туркестане. Из-за этих противоречий Джихангир вызвал имама во дворец. Визири предупредили шейха, чтобы он проявил уважение и пал ниц перед правителем. Имам Раббани же сказал, что совершает земной поклон только Творцу. Поэтому алима отправили в темницу. Тюремное заключение шейха вызвало волну недовольства, и правитель был вынужден его отпустить. Имам просидел в тюрьме три года.

Имам Раббани был человеком сильнейшей духовной выдержки. Он посвятил свою жизнь защите и укреплению Сунны Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) . Праведник также известен как м уджаддид альфи сани - обновитель второго тысячелетия.

В те времена между медресе и текке существовали серьёзные расхождения. Имам Раббани ввёл для обязательного обучения в текке такие исламские предметы как тафсир , фикх и другие научные дисциплины. Во всём мире на протяжении столетий имя имама Раббани воспринимается с огромным уважением и почтением. Он впервые описал то, о чём суфии предпочитали молчать. Он обращался и к тем, кто не понимал или ошибочно истолковывал путь духовного наставничества. Зачастую позицию имама Раббани расценивали как отрицающую тасаввуф , однако он хотел раскрыть сложные темы и очистить сознание людей от суеверий.

Без сомнения, самое известное его произведение - трёхтомный сборник писем, «Мактубат ». Эти послания были написаны на персидском языке и собраны тремя его учениками. Книга стала одной из самых уважаемых там, где накшбандийский тарикат имеет сильное влияние. Самое известное издание писем относится к 1930-м годам, которое подготовил к публикации индийский алим Ноур Ахмад Амритсари . В разных странах «Мактубат» был переведён на арабский и турецкий языки; также до сих пор существуют различные рукописные экземпляры.

Во всех произведениях имам Раббани обращался к Корану и Сунне Пророка . Он неустанно повторял, что для спасения необходимо повернуться сердцем к Корану и следовать пророческому пути. Большую опасность для суфиев представлял отход от границ, указанных Всевышним и Его Пророком. Ибо духовные состояния, именуемые халь - ильхам-вдохновение , кашиф-озарение , джазб-духовное преображение - с точки зрения фикха и калама расценивались как серьёзные нарушения установлений религии. Имаму Раббани удалось сгладить эти противоречия благодаря углублённому толкованию сути этих состояний.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары