Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Какой предстает война в лирике твардовского. «Военная тема в лирике А

Лирика Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) привлекает не только образностью, мастерством слова, но широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов. Пройдя дорогами Великой Отечественной войны (писатель участвовал и в финской войне) в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», видя ужасы войны, поэт говорил о самом главном, что волновало человека, солдата в горькие и тяжёлые минуты испытаний.

Простыми словами рассказывает поэт о фронтовых буднях. Стихи его скорее похожи на очерки, беглые зарисовки эпизодов боя, ночлега, танковой атаки, но за всем этим – неприятие войны, сострадание к погибшим, священная необходимость защиты Родины. ("Рассказ танкиста", "Дом бойца", "Спичка", "Армейский сапожник"). Непреходящую ценность имеет лирика военных лет, лаконичная по форме, но полная напряжённых раздумий ("Две строчки", 1943г. – воспоминание о финской войне; "Я убит подо Ржевом", 1945-46гг.). Впечатления поездки под Ржев, где шли тяжёлые бои осенью 1942 года, и эпизод встречи с офицером-фронтовиком – легли в основу этого стихотворения ("…были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце").

Поэма "Василий Тёркин" – понимание сути русского национального характера. Отзыв о поэме И.А. Бунина («Какая свобода…».

А.Т. Твардовский видел своё предназначение в сохранении памяти, в продолжении общего дела, за которое отданы жизни солдат Это стало главным мотивом его послевоенной лирики. ("Я знаю, никакой моей вины…", 1966г.; "В тот день, когда окончилась война", 1948г.; «"22 июня 1941 года", "Дом у дороги"; "9 мая", "Сыну погибшего воина" – эти стихи посвящены "жестокой памяти-войны", в них поэт отдаёт дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат) . Своим творчеством поэт хотел "почесть всем отдать сполна": и тем, кто не вернулся, и тем, кто жив, – всем, кто выстрадал своей жизнью и подвигом эту трудную победу.

Вопросы:

1.С какой целью поэт выступает в некоторых своих стихах о войне от первого лица?

2.Кто является основным героем военной лирики А.Т. Твардовского?

3.В какое время была написана поэма «Василий Тёркин»?

4.В какой из глав поэмы «Василий Тёркин» история солдата напоминает сюжет рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» ("Про солдата-сироту"; "Тёркин пишет"; "Отдых Тёркина"; "Генерал")?



6.Почему И.А. Бунин, до конца жизни не принявший советского строя, так высоко оценил поэму «Василий Тёркин»?

51. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов (по выбору студента).

Примерная тема: Мой любимый поэт – Владимир Высоцкий.

Владимир Высоцкий – один из самых любимых народом исполнителей авторской песни. Он пел во времена безгласности и был для многих глотком свободы в эпоху запретов и застоя.

Мастер авторской песни Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980) – создатель искусства, соединившего слово и музыку. Его имя известно не только русским читателям, но и за рубежом. Все его стихи написаны кровью сердца. Не случайно первый сборник стихов В. Высоцкого назван «Нерв» (1981).

За свою короткую жизнь поэт написал около тысячи песен в разных жанрах: песни-сказки, песни-монологи, песни-рассказы, шутки, маршевые ритмы. Настоящую популярность ему принесли песни философского плана, военные, песни гражданской и общественной направленности.

Особое место у Высоцкого занимала военная тема. Высоцкий знал о войне только по рассказам отца-фронтовика, его друзей, по книгам. Но в прекрасных стихах о войне он так правдив и смел, что бывшие фронтовики принимали его за своего боевого товарища. («Он не вернулся из боя»,«Мы вращаем землю», «Штрафные батальоны», «Братские могилы»).

Своим творчеством поэт напоминает нам, что есть ценности непреходящие, вечные: родина, человеческая жизнь, достоинство, мир на земле. Для Владимира Высоцкого не было запретных тем. Он безбояз–ненно писал обо всём, что его волновало. Мужественно и нежно говорит он о "великой стране любви" ("если не любил, значит не жил и не дышал"). «Баллада о любви», «Марине (Лирическая)».



Жизнь – нескончаемая борьба добра и зла. Главная мысль в «Балладе о времени» – добро остаётся добром, а зло – злом, а нравственные ценности неизменяемы ("И во веки веков, и во все времена/ Трус, предатель всегда презираем…")

Сам Высоцкий был сильным и стойким бойцом, который яростно обличал ложь, косность, рутину, пошлость и предательство. Очень много у него стихов о дружбе, о свободе, так как он сам был внутренне свободным человеком. («Спасите наши души»; «Охота на волков» – песня-притча не про волков, а об идеологии, царившей в нашей стране, о людях, оказавшихся затравленным стадом в умелых руках "егерей"; «Кони привередливые»; «Я не люблю») .

Творчество Высоцкого – биография страны, биография людей поколения 50-60-х годов ХХ века, энциклопедия русской жизни времён застоя. Он затронул в своих стихах все важные моменты нашей истории. До него никто ЭТОГО и об ЭТОМ так не сказал

2.Каков мир поэзии В. Высоцкого?

3.Почему так популярен поэт и сегодня?

4.Чем трогают песни В. Высоцкого о войне?

5.В чём заключается художественное своеобразие и поэтическое новаторство его творчества?

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. «Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня», - писал поэт. «Я убит подо Ржевом» - стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь «частицей народного целого», и его волнует, как и всех, чьи «очи померкли», все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что «исполнится слово клятвы святой», вырастает в прочную веру: наконец-то попрана «крепость вражьей земли, настал долгожданный День Победы.

Он был от плеча до плеча награжден,
Но есть ли такая награда,
Что выслужил, выходил, выстрадал он?
Пожалуй, что нет. И не надо!

Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы «Рассказ танкиста». Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика.

Стихотворение Я знаю, никакой моей вины..* – лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же – в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы «все же», выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. «Я» - живой и «другие» – мертвые – вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.

Одной из значимых и вместе с тем противоречивых фигур в советской литературе стал А. Т. Твардовский, стихи и поэмы которого отличают близость к народной речи и фольклору, особая индивидуальность и неповторимость. и Великая Отечественная война, память о воинах, павших в боях за Родину, - вот, пожалуй, наиболее важные аспекты творчества поэта. Он стал свидетелем раскулачивания, утверждения и развенчивания тоталитарной системы Сталина, участником финской и Великой Отечественной войн. Богатый жизненный опыт и опора на действительность делают произведения Александра Трифоновича необычайно популярными у читателей.

Особенности лирики

При работе над произведениями Твардовский опирался на лучшие фольклорный традиции, учитывал особенности русского характера. Вот почему его стихотворения просты и понятны каждому читателю. Да и лирический герой, как правило, - это выходец из народа, изначально вызывающий у автора уважение и любовь. Сам поэт считал, что главной в его творчестве является актуальная во все времена тема памяти. В лирике Твардовского она находит отражение в размышлениях о родной семье, раскулаченной и высланной, когда будущий поэт был еще совсем юным. Например, в стихотворении «Братья» мы слышим нотки страдания и тоски по близким людям, с которыми он вынужден был жить в разлуке. Но особенно ярко находит воплощение тема памяти в лирике Твардовского о войне.

Фронтовая хроника

Каждому известно, что поэт участвовал в финской кампании конца 30-х годов. А после начала Великой Отечественной отправился на фронт в качестве корреспондента, но всегда был на передовой. Поэт в полной мере познал все трудности полевой солдатской жизни и рассказывал о ней своим читателям.

Военная лирика Твардовского разнопланова. Это и публицистические стихотворения, являющие собой призывы к борьбе с ненавистным врагом («Бойцу Южного фронта», «Партизанам Смоленщины»). И небольшие сюжетные стихотворения, напоминающие «новеллы» о героических подвигах («Рассказ танкиста») или солдатском быте («Армейский сапожник»). Наконец, стихи-размышления, проникнутые болью за судьбу народа и всей страны («Две строчки»). Но главное, что их объединяет, - осознание автором личной ответственности за сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни ради освобождения Родины. Эта мысль никогда не покидала Александра Трифоновича как человека, и стала главным девизом поэта-Твардовского.

«Я убит подо Ржевом»: лирический герой и основная мысль

Стихотворение, написанное спустя несколько месяцев после окончания войны, сначала имело название «Завещание воина». Это не случайно, так как повествование в нем ведется от лица солдата, погибшего в боях за Ржев. Лирический герой - это обобщенный образ воина-освободителя, который, обращаясь ко всем оставшимся в живых, отмечает: «Вы должны были, братья, устоять…» Таким образом, даже после смерти русского солдата беспокоит судьба товарищей и страны. И ни в одной строчке нет укора за то, что он погиб, а другие остались живы. Ведь эта жертва не напрасна.

Такова военная лирика Твардовского. Перед лицом огромной беды конкретное размывается и становится общим. А такие противоположные ценности, как гибель и вечное бессмертие, утрата и незабвенный подвиг, переплетаются настолько, что оказываются неотделимы друг от друга.

«Книга про бойца»

Самым известным произведением А. Т. Твардовского стала поэма «Василий Теркин», создававшаяся в годы войны. В ней предстает образ бравого солдата, прошагавшего вместе с автором весь боевой путь с 42-го по 45-й годы и воплотившего в себе лучшие качества русского человека. Теркин всегда оказывается в центре событий, попадает в различные передряги, но никогда не унывает, не теряет надежды и веры, находит выход из самой сложной ситуации. При этом герой не раз испытывает боль и горечь, может даже заплакать - подчеркивает Твардовский.

Стихи поэмы также звучат то весело и бойко, то наполняются горечью и невыразимым чувством потери, как в главе «Переправа»: «Люди теплые, живые / Шли на дно…» И красной нитью через всю поэму проходит тема памяти о тех, кто навсегда остался лежать на полях сражений. Поэтому долг каждого человека - никогда не забывать о той великой цене, которую заплатил советский народ за мирное будущее.

Поэмы А. Т. Твардовского

Коллективизация и раскулачивание («Страна Муравия»), Великая Отечественная война и героизм народа («Василий Теркин»), «оттепель» при Хрущеве («За далью - даль»), развенчивание культа личности и тоталитаризма («По праву памяти») - главные этапы исторического развития страны в 20-60-х годах XX века стали частью судьбы самого Твардовского и нашли отражение в его поэмах. Автор воссоздает на страницах произведений прошлое, чтобы еще раз напомнить современникам: каждый из нас ответственен за то, что происходит с народом и страной. Наиболее ярко эта мысль воплотилась в его последней поэме.

«По праву памяти»

Произведение долгое время находилось под запретом. Его композиция, состоящая из 3 частей, знакомит читателя с жизнью самого поэта, его юношескими мечтами и надеждами. А главное - Александр Трифонович открыто говорит о трагедии, постигшей деревню в 30-е годы. Именно тогда был раскулачен и сослан его отец-труженик. Так тема памяти в лирике Твардовского отчасти превращается в сыновнее покаяние не только перед своей семьей, но и перед всем русским крестьянством. Подобно приговору, звучат в поэме слова, адресованные «вождю народов» и так называемым «молчальникам»: «… забыть велят безмолвно… Но это было явной болью / Для тех, чей был оборван век». Автор вспоминает людей, которых знал лично, что делает произведение достоверным.

Поэма в первую очередь посвящена молодежи и звучит как вечное напоминание о том, что историю нельзя делить на отрезки. Что в ней все взаимосвязано, и прошлое может повториться в настоящем или будущем. Именно поэтому уже в названии поэмы заявляется как основная тема памяти.

В лирике Твардовского, таким образом, большое значение приобретает актуальная во все времена проблема: необходимо знать и любить свою семью и свою Родину и обязательно нужно помнить о пережитом. Только так можно двигаться вперед, избегая повторения страшных ошибок прошлого.

Технологическая карта урока

Разработал Горюнова Елена Ивановна Должность преподаватель русского языка и литературы

Наименование организации ГОБПОУ «Лебедянский технологический лицей»

Профессия, группа

ПК-108, Повар, кондитер

Учебная дисциплина/

ОУД.01 Русский язык и литература. Литература

Тема урока

Тема войны и памяти в лирике А.Т.Твардовского

Регламент занятия

45 минут

Вид занятия

Урок закрепления знаний, умений и навыков

Тип занятия

Урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов действий

Технологии обучения

Исследовательские методы обучения, проблемное обучение

Цель занятия:

показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта.

Задачи:

Образовательная

Воспитательная

Развивающая

осмысление понятия памяти, для чего человеку дана память;

раскрытие, содержания понятие памяти в стихотворениях Твардовского.

способствование патриотическому воспитанию студентов, воспитанию чувства уважения к истории своей страны.

совершенствование навыков выразительного чтения: умение интерпретировать художественный текст;

способствование появлению у студентов желания совершенствовать, развивать свою память;

Обеспечение учебного занятия

Оборудование:

Проектор, ноутбук

П резентация «Вся суть в одном…»

Учебно-методическое обеспечение:

Тетради студентов

Учебники

Проверяет наличие студентов на занятии,

Проверяют готовность к занятию.

2. Эмоционально-психологическая установка на урок

«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем».

А.Твардовский

Прослушивание песни «День Победы». Одновременно идет демонстрация презентации «Вся суть в одном…»

Скажите, каким настроением проникнута эта песня? (Жизнеутверждающее, приподнятое)
– Эпиграфом к нашему уроку являются слова самого поэта.

Прослушивают песню «День Победы». Смотрят презентацию «Вся суть в одном…

2. Этап вызова – выход на проблему

7 минут

Сегодня у нас урок будет необычный. О чем мы будем говорить, что узнаем сегодня?
Сначала прочитаем отрывки из стихотворений А.Твардовского и подумаем, какая мысль всех их объединяет? Отгадаем слово, которое и будет предметом нашей речи сегодня.

Проецируется на экран:

1) Мне память иная подробно
Свои предъявляет права.
Опять маскировкой окопной
Обвялая пахнет трава…

2) Однако, – нужды нет лукавить,–
Душа, минуя давность лет,
Той горькой памяти оставить
Еще не может и – нет-нет –
В тот самый заступает след.

3) Жестокой памяти страницей –
На том безжалостном торгу
Она оплачена сторицей,
И мы у мира не в долгу….

А теперь скажите, какая мысль объединяет эти отрывки из разных произведений автора, написанных в разные годы его творчества? Какое слово является ключевым в этих отрывках?
– Итак, память.Вот предмет нашей речи. Какое понятие память?

Биология: каждое живое существо наделено памятью.
Психология: функция памяти, классификация памяти.

Сформулируем вместе вопросы, на которые мы сегодня должны получить ответы.
– Что такое память? Для чего человеку дана память? Нужна ли человеку память?

Объявление темы и целей урока.

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Студенты записывают дату и тему урока в тетрадях.

(Биологическое, психологическое).

(дают ответы на вопросы).

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности

20 минут

Итак, получили ответ на первый вопрос: память – это способность человека запечатлевать, запоминать и воспроизводить жизненные явления. Жизнь развивается, и эта способность человека перенесена и на технику – оперативная память. Почему человек придумал еще и оперативную память? По какому предмету вы встречаетесь с понятием об оперативной памяти. Что это? Чем отличается от человеческой памяти?
– А теперь попытаемся ответить на вопросы:

    Для чего человеку нужна память?

    Зависит ли она от человека?

    Какой еще может быть память? (Запись на доске)

Работа в группах

Задание I группе: исследование темы на примере стихотворения А.Т.Твардовского «Жестокая память». (1951). (приложение 2)

Какой вывод мы можем сделать из всего, что узнали? О чем эти стихотворения А.Твардовского?

Что означает по Твардовскому понятие памяти? С какими другими понятиями оно связано? Каким новым значением, содержанием наполняется это понятие в стихотворениях Твардовского?

Сделайте вывод по работе с текстами стихотворений Твардовского:

Итак, понятие «память» соприкасается с такими понятиями, как «долг», «обязанность».Такое понимание присуще, наверное, не всем людям. Если бы все это чувствовали, не было бы разговора об оскверненных могилах, разрушенных памятниках…Это понятие, выходит, и этическое, нравственное. Хотя Твардовский понимает, что никакой вины объективно нет (действительно, он выполнил свой долг, пройдя всю войну в роли военного корреспондента), все же он ее ощущает. Это чувство вины выражает мысль поэта о неоплаченном долгу живых перед погибшими защитниками Отечества. Сам Твардовский писал об этом: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное чувство как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

Человек, прошедший войну и вышедший из нее живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом и стихотворения «Жестокая память» и «Я знаю…». Память – это невозможность забыть и избыть ту боль, которую принесла война людям. Жестокость ее заключается в том, что невозможно жить и радоваться жизни так же, как до войны. (Долг, обязанность)

Отвечают на поставленные вопросы.

Работа в группах

(Троекратный повтор частицы «Всё же» выражает сомнение, колебания автора, его непонятную боль. Повторы (« В том, что другие…»; «В том, что они….»; «….И не о том же речь…»; «Речь не о том….») точно передают его душевные муки, нескончаемый диалог с самим собой… Что обозначает многоточие в конце стихотворения?(многоточие обозначает ещё то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный диалог).
Стихотворение лишено метафор, эпитетов, здесь главное не слово, а мысли, напряженная работа мысли, чувств.

Делают вывод по работе с текстами стихотворений Твардовского

4. Рефлексия.

10 минут

Что мы сегодня узнали? Какой урок для себя получили?

Слушают преподавателя, делают выводы,записывают ответы в тетрадях.

5. Подведение итогов и домашнее задание

5 минут

Итак, все мы сегодня активно работали, поняли, что память – это не только биологическое, психологическое или техническое понятие. Память – это категория нравственная. Дома вы еще раз в тишине, наедине с собой поразмышляете над тем, о чем мы сегодня говорили, и напишете сочинение на одну из тем: «Для чего человеку нужна память?», «Можно ли забыть прошлое?», «Можно ли забыть то, свидетелем чего ты сам не был?».

Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы.

Записывает домашнее задание.

Приложение 1

Задание I группе: исследование темы на примере стихотворения

Жестокая память

Александр Твардовский

Повеет в лицо, как бывало,
Соснового леса жарой,
Травою, в прокосах обвялой,
Землёй из-под луга сырой.

А снизу, от сонной речушки,
Из зарослей - вдруг в тишине -
Послышится голос кукушки,
Грустящей уже о весне.

Июньское свежее лето,
Любимая с детства пора,
Как будто я встал до рассвета,
Скотину погнал со двора.

Я всё это явственно помню:
Росы ключевой холодок,
И утро, и ранние полдни -
Пастушеской радости срок;

И солнце, пекущее спину,
Клонящее в сон до беды,
И оводов звон, что скотину
Вгоняют, как в воду, в кусты;

И вкус горьковато-медовый, -
Забава ребячьей поры, -
С облупленной палки лозовой
Душистой, прохладной мездры,

И всё это юное лето,
Как след на росистом лугу,
Я вижу. Но памятью этой
Одною вздохнуть не могу.

Мне память иная подробно
Свои предъявляет права.
Опять маскировкой окопной
Обвялая пахнет трава.

И запах томительно тонок,
Как в детстве далёком моём,
Но с дымом горячих воронок
Он был перемешан потом;

С угарною пылью похода
И солью солдатской спины.
Июль сорок первого года,
Кипящее лето войны!

От самой черты пограничной -
Сражений грохочущий вал.
Там детство и юность вторично
Я в жизни моей потерял…

Тружусь, и живу, и старею,
И жизнь до конца дорога,
Но с радостью прежней не смею
Смотреть на поля и луга;

Росу оббивать молодую
На стёжке, заметной едва.
Куда ни взгляну, ни пойду я -
Жестокая память жива.

И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.

Вопросы и задания

    Почему стихотворение так названо? Только ли память о войне является содержанием стихотворения?

    Найдите слова, подтверждающие тему стихотворения

    На какие части можно разделить стихотворение? Память о детстве – с каким чувством пишет автор? Отчего грусть?

    Укажите слова, которые характеризуют чувства автора, связанные с воспоминаниями. Стихотворение написано в 1951 году. Война давно закончилась. Строили новую жизнь. Но почему же поэт пишет: «Но с радостью прежней не смею смотреть на поля и луга»? Что ему мешает радоваться жизни?

    Перед кем он чувствует вину?

Задание II группе: исследование темы на примере стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…»

Я знаю, никакой моей вины

Александр Твардовский

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Вопросы и задания

    Подготовить выразительное чтение стихотворения.

    О чем стихотворение? Каким чувством оно проникнуто?

    Что по форме и содержанию напоминает стихотворение?

    Каковы чувства лирического героя? .

    Как вы думаете, виноват ли он в том, что он живой, а они –нет?

    Какому человеку только может быть свойственно такое чувство боли, вины?

    Какой стилистический прием передает колебания, сомнения героя?

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. «Я жив, я пришел с войны активный и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня», - писал поэт.

«Я убит подо Ржевом» - стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь «частицей народного целого», и его тревожит, как и всех, чьи «очи померкли», все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что «исполнится слово клятвы святой», вырастает в прочную веру: наконец-то попрана «крепость вражьей земли», настал долгожданный День Победы.

Он был от плеча до плеча награжден,

Но есть ли такая награда,

Что выслужил, выходил, выстрадал он? -

Пожалуй, что нет. И не надо!

Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы «Рассказ танкиста». Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика.

Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» - лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с прочий же - в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы «все же», выражающий сомнение, выводит на поверхность вдали скрытое чувство не утихающей со временем боли. «Я» - активный и «другие» - мертвые - вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает ещё и то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести тот самый мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.

Поэма «Василий Теркин» в жанровом отношении - свободное повествование-хроника («Книга про бойца, без начала, без конца…»), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступлении», «На Днепре».

В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.

Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда,

Парень в этом роде

В каждой роте есть постоянно,

Да и в каждом взводе.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего задолженности перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной…». А герой, совершающий тот самый подвиг, - обыкновенный, простой солдат:

Человек простой закваски,

Что в бою не чужд опаски…

То серьезный, то потешный,

…Он идет - святой и грешный…

В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше,

И желанней сердцу нет…

Именно в защите Родины, жизни на земле содержится справедливость народной Отечественной войны: «Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле».

  1. Новое!

    Поэзия А. Т. Твардовского - поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы воен­ного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспон­дентом газеты «Красная звезда»,...

  2. Ему недоставало еретичества, чтобы стать гением. Ф. Абрамов Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова,...

    Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта сильно сим-волична. А. Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспевал...

    В «Тарасе Бульбе» дано героико-романтическое изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Тарас Бульба предстает перед читателем как личность незаурядная, и в то же время он частица своего народа - запорожских казаков. Идея пламенного...

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары