Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Дз по физкультуре. О домашних заданиях по физической культуре

Общий объем целесообразно организованной деятельности, необходимым для нормального физического развития в период формирования организма, должен соответствовать как минимум 10-15 часов в неделю.

Интенсификация учебного процесса в школе и дома производит к уменьшению объема двигательной деятельности на 50 %. Около 40% детей развиты негармонично, 20% имеют избыточную массу тела. В то же время известно, что функции центральной нервной системы учащихся после интенсивной умственной работы хорошо восстанавливаются в условиях физически активного отдыха.

Известно, что большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в здоровье (до 80%) . Основной процент отклонений приобретается в процессе нахождения детей в школе и что характерно, в выпускных классах первое место среди прочих заболеваний занимают заболевания опорно-двигательного аппарата, и второе – заболевания, связанные с нарушением зрения. Причин этому много. Основные из них это: недостаточная мотивация регулярных самостоятельных занятий физическими упражнениями и снижение двигательной активности школьников в результате, как нестранно, улучшения социально – бытовых условий. Особо надо отметить повсеместное внедрение в быт такого блага цивилизации, как телевизор и в последнее время – компьютер. Большинство школьников в свободное от уроков время ведут малоподвижный образ жизни, не принимают участие в спортивных состязаниях, у многих не сформированы умения и навыки здорового образа жизни и в повседневной жизни и не используют закаливающие процедуры.

В современной школе у школьников наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной, которого является большая наполняемость классов, отсутствие мест занятий, оборудования, инвентаря, недостаточный интерес детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, малый объём знаний о здоровом образе жизни. В настоящее время сокращаются возможности детей для занятий физической культурой и спортом, т.к. спортивные секции в основном работают на коммерческой основе, уровень оплаты, в которых недоступен отдельным категориям семей, имеющих детей. Неудовлетворённая потребность в двигательной активности, отрицательно влияют на гармоническое физическое развитие, двигательную подготовленность младших школьников.

Нельзя преодолеть нависшую над подростком опасность гиподинамии. Поэтому одной из актуальных задач, стоящих перед учителем физической культуры, является обеспечение при поддержке всего педагогического коллектива и общественного актива ребят массовости занятий учащихся во внеурочное время. Нужны поиски в первую очередь различных эффективных и доступных путей, способствующих активизации работы по повышению физической подготовленности, двигательной активности и укреплению здоровья детей школьного возраста.

Среди других актуальных задач, требующих дальнейшего, в том числе и научно-методического, совершенствования, особую важность приобретает формирование у школьников навыков и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Здоровье молодого поколения - богатство страны. В связи с этим физическая культура и спорт в ближайшие годы должны получить среди школьников поистине громадный размах, служить живительным источником бодрости и здоровья.

Домашнее задание - это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных заданий. Эта работа тесно связана с классными занятиями, дополняет их, способствует более прочному и сознательному усвоению знаний, умений, навыков.

Особое значение имеют в этом отношении задания творческого характера, требующие видоизменения материала и комбинировании его по-новому, а также задания по применению теоретических знаний на производстве, в мастерских и пришкольном участке. Наряду с общими, для всех учащихся, домашние задания практикуются индивидуальные, направленные на преодоление отставания в чем-либо, формирование каких-либо умений и навыков или развитие устойчивых склонностей отдельных учащихся.

Самостоятельная учебная работа учащихся - это деятельность учащихся в процессе обучения, выполняется по заданию учителя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Большинство самостоятельных работ непосредственно

связано с требованиями учебной программы. Учитель является организатором и руководителем самостоятельной учебной работы. Он учит рациональным приемам самостоятельного учебного труда, разрабатывает продуманную систему заданий.

Работу по введению домашнего задания по физической культуре есть смысл начать уже с младших классов, так как в этот возрастной период, у детей ярко проявляется добросовестное отношение ко всем поручениям учителя. В дальнейшем это позволит сформировать положительное отношение к домашним заданиям. Очень важно, чтобы учитель умел, и смог достойно оценивать их показатели самостоятельной работы.

  1. Связь домашних заданий и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Необходимость развития самостоятельности учащихся неоднократно подчеркивал великий русский педагог К.Д.Ушинский. Самостоятельную домашнюю работу он считал обязательным продолжением учебного процесса, обращал внимание на руководящую роль учителя, подчеркивал, что именно школа должна побудить умственные способности к самостоятельности. В учебной деятельности педагог должен постоянно помнить о необходимости передачи не только знаний, умений и навыков, но и о формировании потребности к самостоятельному приобретению новых знаний.

К самостоятельной физической деятельности относится:

  1. Самостоятельное проведение учащимися подвижных игр, эстафет;
  2. Составление комплекса физкультминуток и двигательных пауз;
  3. Выполнение гимнастики до занятий;
  4. Выполнение комплекса утренней гигиенической гимнастики в различных вариантах;
  5. Домашние задания.
  6. Участие в физкультурно – оздоровительных мероприятиях: лыжные прогулки, катания на санках или коньках, утренние и вечерние пробежки, походы с родителями по выходным дням, плавание в бассейне.

Правила организации самостоятельных занятий по физической культуре:

1. Упражнения должны быть несложными по координации и доступными для учеников.

2. Подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.

3. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные.

4. Задания задаются индивидуально и по группам.

5. Задания со временем усложняются.

6. Задание соответствуют индивидуальным особенностям.

Формирование у школьников навыков и привычек самостоятельно заниматься физическими упражнениями стало неотъемлемой задачей действующей комплексной программы по физической культуре. В процессе развития самостоятельности успешно формируются необходимые школьнику качества: внимание, ответственность, организованность, аккуратность, дисциплинированность.

В учебном процессе, на уроках физической культуры можно применять ряд методических приемов, направленных на развитие самостоятельности и аккуратности у учащихся:

  1. Побуждение к осмыслению упражнения или игры с помощью поставленного вопроса.
  2. Использование логических загадок.
  3. Привлечение школьников к участию в объяснении учебных материалов.
  4. Взаимоанализ действий товарища.
  5. Применение сравнений, сопоставлений.
  6. Выявление главного, существенного в выполняемых движениях.
  7. Стимуляция учащихся к составлению новых упражнений, игр.
  8. Организация самостоятельной деятельности учащихся.

Ученик должен ответить на такие вопросы: «Какие будут замечания по выполненным упражнениям?», «Какие требования нарушены при исполнении?», «Перечислите допущенные ошибки», «Какие имеются дополнения?», «Кто не согласен с замечаниями?»

Многие школы на протяжении многих лет культивируют самостоятельную работу учащихся в домашних условиях в целях их физического совершенствования. Домашние задания являются составной частью процесса обучения, характерной чертой которого является их органическая часть с уроком физической культуры. Считается, что домашняя работа имеет большое значение для обучения навыкам самостоятельного учебного труда, чувства ответственности за порученное дело. Она имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Это особенно важно, когда в задачу школы входит воспитание потребности к постоянному самообразованию.

Умение у учителя вызвать интерес у учащихся к выполнению заданий наиболее ценно в педагогической практике. Целью домашних заданий является организация заданий так, чтобы учащиеся самостоятельно научились выполнять физические упражнения, умели применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности.

Домашние задания по физической культуре способствуют укреплению здоровья, повышению двигательной активности, двигательной подготовленности. Система выполнения домашних заданий приучает учащихся к соблюдению определенного двигательного режима, и это уже шаг к воспитанию организованности, дисциплины учащихся. Выполнение домашних заданий помогает усвоению учебного материала. В этом заключаются особенности домашних заданий.

Домашние задания для учащихся младшего школьного возраста направлены на решение следующих задач:

  1. Укрепление здоровья детей.
  2. Повышение двигательной активности детей и приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.
  3. Укрепление основных мышечных групп.
  4. Развитие физических качеств учеников.
  5. Формирование правильной осанки.
  1. Подготовка и освоение учебного материала программы к выполнению учебных нормативов.
  2. Формирование здорового образа жизни у детей.
  3. Воспитание у учеников целеустремленности, силы воли, работоспособности преодолевать трудности.
  4. Выработка у учащихся простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку.
  1. Организация и содержание домашних заданий для учащихся младших классов.

Хотя основная масса учащихся младших классов справляется с требованиями учебной программы, даже изучая учебный материал только на уроках физической культуры, рекомендуется с первого класса приучать детей к регулярным занятиям физическими упражнениями и начинать давать домашние задания. Они должны быть не сложными по координации и не требовать особого оборудования в домашних условиях.

Давая задание, учитель обязательно объясняет назначение всех упражнений. Это способствует повышению специальных знаний учащихся, а также формированию навыков самостоятельных занятий. Общеразвивающие упражнения, физкультминутки, упражнения на осанку задаются на дом чаще всего сразу же после их выполнения во вводной части урока.

Упражнения в беге, метаниях и прыжках задаются на дом после их разучивания и закрепления в основной части урока. Иногда необходимо напомнить о заданиях и в заключительной части урока, обращая внимание на правильность выполнения упражнения. Это способствует сосредоточению внимания, постепенному снижению нагрузки и более прочному запоминанию заданий.

В зависимости от поставленных задач задания могут даваться на различный промежуток времени (на 30 дней, на 2 недели, на серию уроков), в течение которого происходит обучение каким-либо двигательным действиям. Рекомендуется использовать карточки домашних заданий с указанием дозировки упражнений. Первым упражнением в таких карточках указывается то, которое для данного учащегося является главным и на которое следует особо обратить внимание. Чтобы ученики могли свободно владеть карточками, необходимо их обучить основным терминам.

Домашние задания по физической культуре учитель должен записывать в плане-конспекте. Указываются те задания, которые даются для всего класса или группы учащихся. Они записываются в заключительной части урока. Однако учитель может давать и проверять их в любой части урока.

Для определения дозировки упражнений домашних заданий учитель руководствуется нормативными требованиями, которые предъявляет к учащимся данного возраста учебная программа. При этом обязательно учитывается состояние здоровья, показатели физического развития и двигательной подготовленности каждого конкретного учащегося.

Для успешного выполнения и применения домашних заданий необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Добиться, чтобы учащиеся знали требования учебной программы и уровни развития основных двигательных качеств, которых они должны достичь в своем возрасте.
  2. Убедить учащихся в практической пользе домашних заданий как необходимого дополнения к урокам физической культуры.
  3. Умело выделять главное, над чем и в какой период работать тому или иному ученику.
  4. Основательно изучить с учащимися на уроке материал домашних заданий.
  5. Уметь определить степень воздействия применяемых упражнений на организм школьников, знать способы правильного регулирования этого воздействия.
  6. Обращать внимание учащихся на организацию и методику проведения заданных на дом упражнений.
  7. Обучать учащихся правильной терминологии, научить их пользоваться ею при записи домашних заданий.
  8. Обязательно сообщать учащимся сроки проверки домашних заданий.
  9. Фиксировать домашние задания в годовых планах прохождения учебного материала.
  10. Не рекомендуется давать задания по выполнению сложных упражнений, требующих условий и страховки.

Домашние задания призваны увеличить недельный двигательный режим школьника, поэтому выполнять их рекомендуется не реже двух раз в неделю продолжительностью от 15 до 35 минут. Особенно это важно при занятиях по лыжной подготовке (во 2-3 четвертях), когда уроки спариваются и фактически учащиеся занимаются два раза в неделю. Этого недостаточно для формирования навыков, так и для развития качеств. Домашние задания лучше осуществлять на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении.

В целях рационального внедрения домашних заданий необходимо провести работу с родителями, ознакомить их с особенностями домашних заданий по физкультуре, привлечь к созданию условий регулярных заданий физической культурой для их детей. На родительском собрании следует познакомить их с требованиями, предъявляемыми к самостоятельной работе их детей, рассказать, чем они могут им помочь, какие санитарно-гигиенические условия и условия безопасности необходимо соблюдать при выполнении домашних заданий. Родителей учащихся следует проинформировать о том, что домашние задания лучше всего делать в перерывах между подготовкой уроков по другим предметам. Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, в сумме не должно превышать 20-30 минут.

Место, отведенное для занятий, должно быть такого размера, чтобы ребенок во время выполнения упражнений не задевал предметы домашнего обихода и мебель. Упражняться желательно на мягком коврике и лучше босиком. Учитывая, что домашние задания представляют собой комплексы простых упражнений, оборудование мест для занятий особой сложностью не отличается.

Если ребенок заинтересован в выполнении физических упражнений, регулярно занимается физкультурой и накопил опыт самостоятельных занятий, необходимо и дальше поощрять его в этом деле. Для этого необходимо оборудовать «домашний стадион» более сложными снарядами и тренажерами.

Оборудовать место для занятий школьника можно не только в квартире, но и, если позволяют условия, на открытом воздухе во дворе. Занятия на открытом воздухе очень полезны для детей всех возрастов, независимо от уровня их подготовленности. Активная двигательная деятельность на свежем воздухе способствует закаливанию организма ребенка, а также пополнению его «двигательного багажа»

При подборе упражнений для домашних заданий надо ориентироваться на:

  1. Содержание и задачи изучаемой темы.
  2. Индивидуальное развитие физических возможностей учащихся, их возрастные и половые особенности.

Чтобы учащиеся в домашних условиях самостоятельно выполнили упражнения рекомендуется им давать:

  1. Общеразвивающие упражнения типа зарядки, упражнения на осанку, разученные на уроке и предназначенные для ежедневного выполнения учащимися утром;
  2. Упражнения с предметами – мячами, скакалками, гимнастической палкой, если учащиеся недостаточно точно и четко выполняли их на уроке;
  3. Повторение поворотов на месте под свой счет или под счет товарища;
  4. Разучивание текста физкультминуток.

Домашние задания могут быть индивидуальными, групповыми и для всего класса. Физические упражнения подбираются и меняются в зависимости от усвоения учащимися учебного материала. Срок выполнения общеразвивающих упражнений и комплекса физкультминуток устанавливается в среднем в один месяц. В конце срока проводится итоговая проверка всех учащихся и дается видоизмененный комплекс (заменяется 2-3 упражнения) на следующий промежуток времени.

Домашние задания могут быть сквозными и тематическими:

Сквозные задания на протяжении всего учебного года для каждого класса одни и те же и для мальчиков, и для девочек. Они направлены на достижение и поддержание оптимального уровня развития двигательных качеств в течение всего периода обучения.

Примеры сквозных заданий:

  1. Бег прыжками с двухметрового разбега.
  2. Прыжки из приседа с продвижением вперед.
  3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
  4. Подтягивание – мальчики, подтягивание в висе лежа – девочки.
  5. Прыжки на месте (на количество раз).
  6. Прыжки со скакалкой.
  7. Приседания на одной ноге, держась за опору.
  8. Поднимание туловища из положения лежа.
  9. Бег на месте.
  10. Лежа на спине поднимание и опускание прямых ног с касанием пола за головой.
  11. Выпрыгивание из приседа.
  12. Сидя наклоны вперед и назад до положения лежа на спине.

Тематические домашние задания решают задачу более целенаправленной подготовки учащихся к освоению отдельных разделов учебной программы и способствуют развитию двигательных качеств осуществляется с опережением в изучении того или иного раздела программы.

  1. Комплексы общеразвивающих упражнений, разученные на уроке.
  2. Комплексы утренней гимнастики, состоящие из 5-6 упражнений, воздействующих на различные мышечные группы: плечевой пояс, мышцы спины, брюшной пресс, мышцы нижних конечностей. Начинать и заканчивать гимнастику ходьбой на месте.
  3. Упражнения на растягивание:

– в полуприседе для задней и передней поверхности бедра;

– в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра;

– в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины;

– стоя для грудных мышц и плечевого пояса.

  1. Упражнения на осанку.

Стоя у стены, принять правильную осанку;

Ходьба с предметами на голове;

Упражнения для укрепления стопы;

Упражнения в исходном положении лежа на животе: поднимание рук и плечевого

пояса, поднимание ног, «рыбка», «качели»;

Упражнения в исходном положении лежа на спине для укрепления мышц брюшного пресса.

5. Упражнения в метании мяча:

Броски и ловля;

Метание в цель;

Броски и ловля из-под ноги.

6. Упражнения в прыжках на месте и с места:

Многоскоки;

Сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными

Движениями руками;

Прыжки с места на заданное расстояние;

Прыжки на максимальный результат.

Примерный комплекс упражнений:

  1. Угол в висе.
  2. Приседания на одной ноге.
  3. Сидя, ноги закреплены, руки на поясе, наклоны назад с последующим возвращением в исходное положение.
  4. Поднимание груза (гантели, гири, мешочки с песком) на прямых руках.
  5. Вращение обруча вокруг туловища.
  6. Прыжки со скакалкой в максимальном (индивидуальном) темпе.
  7. Лазание по гимнастической лестнице.
  8. Прыжки с касанием рукой ориентира.
  9. Броски мяча в стену в максимальном темпе.
  10. Многоскоки.

Следует учитывать, что чем старше школьник, тем быстрее у него падает интерес к занятиям спортом, ученики пропускают уроки физкультуры. Поэтому, разрабатывая упражнения для домашних заданий, вначале можно учесть интерес учащихся. Так, например, в настоящее время большим авторитетом пользуются различные направления фитнесса. Для этого необходимо разучить с учащимися несколько комплексов, посоветовать, какую музыку подобрать.

Домашние задания по лыжной подготовке.

Выполнение домашних заданий по лыжной подготовке по сравнению с другими видами физических упражнений имеет свои особенности и определенные трудности. Для выполнения заданий по лыжной подготовке необходим лыжный инвентарь, близко расположенная лыжня и склон (2-3 о ). Это будет интересно для детей, и с помощью упражнений на склоне можно решить одну из главных задач – научить сохранять равновесие при скольжении на одной и двух лыжах.

Упражнения на склоне:

  1. Прямой спуск в высокой стойке.
  2. Прямой спуск с переносом веса тела с ноги на ногу.
  3. Спуск прямо – руки в стороны.
  4. Спуск с выдвижением правой (левой) лыжи вперед.
  5. Спуск на правой - левой лыже.
  6. Спуск наискось.
  7. Спуск с преодолением ворот из лыжных палок.
  8. Спуск с поворотом переступанием.

Прогулки, походы в выходные дни на лыжах с родителями являются хорошей формой организации домашних заданий детей. Для учащихся младшего школьного возраста зимой домашним заданием может быть и катание на санках, способствующее развитию координации движений. Задания по закреплению техники изученных способов передвижения на лыжах следует давать индивидуально.


Комплексы упражнений (Домашнее задание)

1 четверть
1. И.п.: о.с. 1 - наклонить голову вправо; 2 - прямо; 3 - влево; 4- прямо. Вначале выполнять медленно, затем быстро. Повторить 6 раз.
2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх. 1-3-пружинящие наклоны вперед - выдох; 4- и. п.- вдох. Повторить 5-6 раз.
3. И.п.: о.с. руки на пояс. 1- подняться на носки; 2-3- постоять, сохраняя равновесие; 4- и. п. Повторить 5-6 раз.
4. И.п.: ноги шире плеч, руки вниз. 1-2- прогибаясь назад, слегка согнуть колени, достать правой рукой голень правой ноги; 3-4- и. п. То же, к другой ноге. Повторить 4-5 раз.
5. И.п.: о.с. руки вверх. 1-поднять согнутую в колене ногу с одновременным махом рук назад; 2- и. п. Сделать упражнение 3-4 раза одной ногой, затем другой.
6. И.п.: о.с. 1-правую руку в сторону; 2-левую в сторону; 3- правую вниз; 4- левую вниз. Упражнение на координацию движения. Повторить 5-6 раз, меняя темп.
7. И.п.: о.с. Прыжки на месте (десять прыжков), чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3-4 раза.
2 четверть
1. И.п.: о.с. 1 - поднять плечи вверх; 2 - и.п. Повторить упражнение 8-10 раз.
2. И.п.: о.с. 1-повернуть голову вправо; 2-прямо; 3- влево; 4 - прямо. Вначале выполнять медленно, затем быстро. Повторить 4-5 раз.
3. И.п.: ноги шире плеч, руки вверх. 1- наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны; 2- и. п. Повторить 8 раз.
4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1-поднять прямую ногу вперед; 2- махом отвести назад; 3- снова вперед; 4- и. п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.
5. И.п.: ноги на ширине плеч, руки за головой. 1- наклон вправо, одновременно руки поднять вверх; 2-и. п.; 3-4-то же, в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
6. И.п.: о.с. 1-присесть, разводя колени, отрывая пятки от пола, руки за голову; 2- и.п. Повторить б-8 раз.
7. И.п.: о.с. 1-правая рука вперед; 2-левая вперед; 3-правая вверх; 4- левая вверх. Обратное движение в том же порядке. Упражнение на координацию движения. Повторить 4-5 раз, меняя темп.
8. И.п.: ноги слегка расставлены. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя в одну, другую сторону. Повороты делать на 4 счета. Повторить 4-5 раз.
3 четверть
1. И.п.: о.с. 1 -резко опустить подбородок на грудь - выдох; 2- поднять голову вверх - вдох. Повторить 6 раз.
2. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - отвести локти назад до сведения лопаток; 2 - и.п. Повторить 8 раз.
3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверху. 1 - наклон вперед, коснуться руками пола - выдох; 2 - и.п.- вдох. Повторить 6-8 раз.
4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - отставить ногу вперед на носок;
2 - поднять ее вверх; 3 - на носок; 4 - и.п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.
5. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - поворот вправо, руки за спину - выдох; 2 - и.п.- вдох; 3-4 - то же, в другую сторону. Повторить 6 раз.
6. И.п.: стоя на коленях, руки на пояс. 1 - сесть на пятки - выдох; 2 - и.п.- вдох. Повторить 6-8 раз.
7. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - руки к плечам; 2 - руки вверх;
3 - к плечам; 4 - и.п. Упражнение на координацию движения. Повторить 5-6 раз.
8. И.п.: о.с. Прыжки на месте на двух ногах (десять прыжков), чередуя с ходьбой на месте. Повторить 4-5 раз.
4 четверть
1. И.п.: о.с. 1 -руки через стороны вверх, хлопок над головой с одновременным подниманием на носки; 2 - и.п. Повторить 6- 8 раз.
2. И.п.: о.с. 1 -повернуть голову вправо; 2 - влево; 3 - поднять вверх; 4 - опустить вниз до касания подбородком груди. Повторить 4-5 раз.
3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх. 1 - наклон вперед с одновременным отведением рук назад; 2 - и.п. Повторить 6-8 раз.
4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - поднять согнутую ногу; 2 - отвести колено в сторону; 3 - колено вперед; 4 - и.п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.
5. И.п.: сидя, ноги прямые вместе, руки упор сзади. 1-2- поднять таз и бедра, прогнуться в спине, голову назад; 3-4 - и.п. Повторить 5-6 раз.
6. И.п.: то же. 1 - сгибая ноги, подтянуть к груди; 2 - и.п. Повторить 5-б раз.
7. И.п.: о.с. 1 - правую руку и ногу в сторону; 2 - и.п.; 3 - левые руку и ногу в сторону; 4 - и.п. Повторить 4-5 раз, убыстряя темп. Как известно, урок не может восполнить тот необходимый минимум двигательной активности, который нужен нашим детям, чтобы поддерживать свой организм на достаточно высоком функциональном уровне. Многие ученые и педагоги ищут пути увеличения двигательной активности, способствующие увеличению функциональных возможностей организма школьников, развитию у них основных физических качеств.

Одной из действенных форм повышения уровня двигательной активности и продолжения учебно-воспитательной работы с учащимися должны стать домашние задания по физической культуре.

В процессе выполнения домашних заданий учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, физическая культура постепенно входит у школьников в привычку. Кроме того, стараясь хорошо выполнить домашние задания, они приучают себя активно и добросовестно работать, совершенствовать двигательные навыки и умения, развивать необходимые физические качества. Все это постепенно приводит к формированию личности ученика в процессе обучения.

В своих исследованиях Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения относительно психического развития. Эта идея находит отражение и в деятельности педагога, который предлагает домашние задания как продолжение процесса обучения. Учеными замечено, что через целенаправленное изменение содержания основного дидактического материала при обучении путем увеличения доли и меры самостоятельной работы можно стимулировать систематические занятия. Поэтому увеличения двигательной активности и повышения двигательной подготовленности школьников можно добиться через увеличение доли самостоятельных занятий школьников физическими упражнениями. И первым этапом будет систематическое выполнение всеми учащимися домашних заданий по физической культуре.

Чем же мотивирована необходимость проработки проблемы домашних заданий по физической культуре?

Во-первых , вопрос о домашних заданиях по физической культуре не нашел еще своего отражения в общепедагогической литературе и слабо изучается с точки зрения оздоровления и образования. Есть еще педагоги, которые не признают домашние задания по физической культуре, считая, что они увеличивают и без того очень большую учебную нагрузку школьников.

Во-вторых , домашние задания по физической культуре, решая определенные задачи, имеют свои характерные особенности, которые отличают их от заданий на дом по другим общеобразовательным предметам.

В-третьих , домашние задания не только способствуют популяризации физических упражнений среди школьников, но и являются фактором, уменьшающим умственную перегрузку детей и стимулирующим правильную организацию их свободного времени.

Основная задача домашних заданий по физической культуре – создать условия для подготовки учащихся к выполнению требований государственной программы по физической культуре, развить двигательные качества и приобщить учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кроме этого, используя домашние задания, можно решать и такие задачи, как улучшение и коррекция осанки учащихся, обучение изготовлению несложного спортивного инвентаря, формирование навыков личной гигиены и т.п. Следовательно, содержание домашних занятий зависит от того, какие задачи ставит учитель физической культуры перед учащимися.

Почему же не приживаются домашние задания по физической культуре, почему они малоэффективны и не приносят должного удовлетворения ни учителю физической культуры, ни учащимся?

Видимо, здесь сказывается отсутствие теоретических разработок по данной проблеме.

При организации и проведении домашних занятий возникает много вопросов, решение которых вызывает трудности у учителей физической культуры. Попробуем решить их.

Надо ли давать домашние задания по физической культуре всем учащимся в классе?

Многие учителя жалуются на то, что учащиеся не делают домашних заданий или выполняют их без особого интереса. Это происходит потому, что они не всегда понимают смысл заданий или считают их неинтересными. Получается это тогда, когда учитель всему классу дает одно и то же задание. Следовательно, домашние задания должны быть не очень трудными, и в то же время необходимо, чтобы при их выполнении учащиеся прикладывали определенные усилия.

Но в классе бывают ученики, имеющие высокую двигательную подготовленность и выполняющие все требования учителя с первой попытки. Нужно ли им давать задание, как и всем? Наверное, не всегда. Во-первых, они, в силу своей подготовленности, все равно не будут его выполнять, так как хорошо справляются со всеми нормативами. Во-вторых, эти школьники, как правило, отрицательно влияют на других учащихся, отговаривают их от выполнения домашних заданий.

Не следует давать домашних заданий и учащимся, которые занимаются в спортивных секциях добровольных обществ и ДЮСШ. Такой подход позволит больше внимания уделить тем, кто имеет слабую физическую подготовленность.

Однако домашние задания могут быть предложены всему классу. Здесь необходимо учитывать типы заданий, которые получают учащиеся, и поставленные перед ними задачи.

Так, например, если учитель стремится развивать скоростно-силовые качества, то домашнее задания (комплекс специальных упражнений) следует давать только тем, у кого эти качества развиты слабо и кто не выполняет требования учебной программы. В этом случае задания должны быть строго индивидуальны в зависимости от уровня подготовленности учащихся и с учетом их возможностей. С другой стороны, если решается задача (скажем, в четвертом классе) формирования у школьников навыков личной гигиены, то домашние задания должны даваться всему классу и соответствующим образом должна быть организована их проверка.

Способы дифференцирования и индивидуализации домашних заданий должны основываться на задачах, которые решает учитель физической культуры. Многие учителя связывают их с освоением программного материала. Это хорошо, но индивидуализация заданий предусматривает учет возможностей каждого учащегося. Один отстает в развитии выносливости, другой – в силе, третий – в быстроте и т.д. Поэтому целесообразно строить домашние задания таким образом, чтобы они помогали учащимся развивать те качества, которые им необходимы.

Так, в первой четверти совсем не обязательно всем давать комплексы, способствующие развитию быстроты или скоростно-силовых качеств. Может быть и так, что мальчик или девочка быстро бегают и хорошо прыгают, но силовые качества у них развиты недостаточно. В этом случае не следует ждать второй четверти, а с сентября задавать таким учащимся комплексы силовых упражнений, которые помогут им развить силовые качества. А если учитель будет ждать, когда начнется гимнастика, то он может упустить время, и учащиеся не подготовятся достаточно хорошо к выполнению силовых нормативов.

Кроме того, использование комплекса силовых упражнений, выполняемых в различных режимах, позволит учащимся лучше подготовиться и выполнить упражнения не только силовые, но и требующие хорошего развития скоростно-силовых качеств и даже выносливости. С другой стороны, учащемуся, имеющему хорошие силовые способности, даже в период освоения раздела гимнастики целесообразно давать задания на развитие быстроты, координации, если эти качества у него заметно отстают.

Все домашние задания, которые учитель предлагает учащемуся, должны отвечать следующим требованиям:

    задания должны быть в меру трудными, чтобы учащиеся прилагали определенные усилия при их выполнении, но не превышать возможности детей данного возраста;

    подбирать упражнения и задания следует с учетом выполнения их в домашних условиях;

    комплексы упражнений должны быть строго индивидуальны и учитывать уровень подготовленности учащегося;

    задания и комплексы упражнений должны быть хорошо освоены учащимися на уроках физической культуры для того, чтобы школьники могли правильно выполнять их дома;

    все задания должны систематически проверяться, оцениваться и пропагандироваться среди учащихся;

    в задания по развитию двигательных качеств в течение года необходимо включать упражнения, направленные на их комплексное развитие, с учетом недостаточно развитых качеств;

    периодически комплексы упражнений должны меняться, корректироваться с целью более качественного воздействия на развитие определенных двигательных качеств.

Коротко остановимся на методике домашних заданий, которая заключается в следующем:

1. Побудить учащихся к тому, чтобы они внимательно выслушивали задания, и после этого показать им упражнение, предназначенное для отработки дома, с тем чтобы они могли зрительно запомнить его смысл и исполнение, и в процессе самостоятельного разучивания использовать его в качестве образца.

2. Потребовать, чтобы учащиеся все вместе (вслух или мысленно про себя) «проговорили» это задание, пользуясь специальной терминологией, а в необходимых случаях проанализировали его и здесь же, на уроке, попытались выполнить предлагаемое упражнение самостоятельно.

3. Убедить учащихся в практической пользе для них предлагаемого задания с тем, чтобы заинтересовать их, сформировать у них более внимательное отношение к нему, вызвать желание выполнять задания как можно лучше и с большой пользой для себя.

4. Выделить главное, над чем ученику следует поработать дома и чего он должен добиться в процессе самостоятельного разучивания упражнения, а также указать, какая работа будет считаться хорошо выполненной и как надо выполнять задание, чтобы получить требуемый результат (выделение цели и создание определенных перспектив).

5. Основательно изучить материал на самом уроке, что не исключает возможности заданий для самостоятельного изучения его дома без предварительного ознакомления на уроке. Предварительное домашнее задание имеет своей целью подготовку детей к лучшему и более глубокому восприятию нового учебного материала на уроке, и мы отводили ему значительное место.

6. Дать инструкцию по организации самостоятельных занятий и выполнению домашних заданий, а также напомнить, чтобы, придя в класс, учащиеся записали его по памяти в свою специальную рабочую тетрадь (дневник и т.д.). Лучше всего, если инструкция заранее будет вывешена на доске заданий и поручений, – тогда учащиеся будут иметь возможность в любой момент обратиться к ней.

В комплексы упражнений могут быть включены упражнения, способствующие совершенствованию какого-либо навыка. Например, при обучении одновременному лыжному ходу учитель требует, чтобы учащиеся в финальном движении отталкивания заканчивали толчок кистями. Но они не сразу приобретают навык финального усилия кистями. Учитель может еще до начала занятий по лыжной подготовке предложить учащимся в качестве домашнего задания такое упражнение: встать спиной к стене, на шаг от нее. Руки опустить вдоль туловища ладонями к стене. Выполняя наклон спиной назад, опереться руками о стену и, резко разгибая их, оттолкнуться от стены, заканчивая отталкивание разгибанием кистей. Выполнять упражнение следует на время, по 40–50 сек., после чего необходимо немного отдохнуть (60–80 сек.) и повторить движение еще 3–4 раза. Такое упражнение не только поможет ученику отработать навык отталкивания кистью, но и разовьет силу рук при отталкивании.

Учитель может подобрать и другие технические упражнения, но необходимо помнить: техническое упражнение должно быть хорошо освоено на уроке физической культуры, прежде чем учитель предложит его в качестве домашнего задания. Это вызвано необходимостью правильного выполнения упражнения для того, чтобы правильно сформировать навык.

Одним из условий, способствующих популяризации домашних заданий по физической культуре, является методика их проведения и оценки. Учащиеся будут выполнять домашние задания по физической культуре только в том случае, если будут уверены, что учитель обязательно оценит их работу. Если же этого не будет, то у детей постепенно пропадет интерес к выполнению упражнений дома.

С другой стороны, проверка домашних заданий отнимает много времени на уроке, в силу чего учитель не успевает или проверять заданное, или выполнять план урока, осваивая с классом намеченные двигательные действия. Видимо, поэтому учитель не всегда последователен в своих действиях: дает задания на дом, но проверять их порой не имеет возможности. И, как следствие этого, дети перестают воспринимать их всерьез и выполнять дома.

В публикациях не очень четко показана методика их проверки, не отражены приемы и возможности организации проверки и оценки выполнения. Многое здесь зависит от условий в школе, возможностей учащихся и учителя физической культуры, его способности к организации проверки. Некоторые специалисты предлагают проверять задания во внеурочное время. Но на занятия, проводимые после уроков, не всегда можно пригласить тех учащихся, которые нужны учителю. И все же, не отрицая такой возможности (при правильной организации), нам представляется, что лучше всего проверять задания на уроке.

Наиболее рациональным, по нашему мнению, будет работа учащихся дома над комплексом упражнений (заданий) в течение максимум двух недель. Через две недели те задания, которые учащиеся получили от учителя, должны быть проверены – желательно у всех, кому они задавались. Детям следует заранее объявить о дне проверки, с тем чтобы они были к этому готовы, и не переносить его.

Например, на уроках с использованием материала из раздела «Легкая атлетика» проверить домашнее задание можно во время вводной части урока или в начале основной. Если задание было дано не всему классу, а индивидуально – отстающим и менее подготовленным учащимся, – то, проверяя беговые и прыжковые упражнения в конце вводной части урока или в начале основной, учитель оценивает усвоение учащимися заданий, которые они готовили дома (к примеру, бег на месте с высоким подниманием бедра). Это упражнение вырабатывает быстроту движений, способствует полному выпрямлению толчковой ноги и тренирует мышцы передней поверхности бедра и брюшного пресса. Именно эти мышцы играют важную роль в беге на скорость.

Такая проверка может быть организована фронтально (упражнение выполняет весь класс, а учитель оценивает только тех учащихся, кому он дал задание) или по группам. В этом случае учитель не специально тратит время на проверку, а проводит учебную работу на уроке, обучая и развивая определенные двигательные качества у всего класса, и в то же время следит за теми, кому было дано задание освоить это упражнение. Точно так же можно организовать проверку домашних заданий и в основной части урока, выполняя любые двигательные действия.

На уроках гимнастики для проверки домашних заданий целесообразно использовать круговую тренировку. Например, учителю необходимо проверить задание по подтягиванию у мальчиков и сгибанию и разгибанию рук в упоре на гимнастической скамейке у девочек. В основной части урока одной из «станций» круговой тренировки будут перекладина и гимнастическая скамейка, на которых учащиеся выполняют упражнения. Учитель проверяет задания на этой «станции», выставляя оценки за выполнение, и в течение урока перед ним проходит весь класс. Следовательно, все учащиеся (и мальчики, и девочки) выполняют упражнения, заданные на дом.

Если учитель дает задание индивидуально, исходя из подготовленности каждого учащегося, то он должен оценивать задание по приросту показателей в том или ином упражнении. Можно оценить выполнение упражнений и заданий таким образом: прирост в 30–40% соответствует оценке «5», в 15–20% – «4» и в 8–12% – «3».

В том случае, когда учитель физической культуры предлагает домашнее задание всему классу, оценка выполнения индивидуальна. Это значит, что для каждого конкретного ученика, в зависимости от его подготовленности на данный период, дается определенный норматив прироста в процентах за отведенное на домашнее задание время. Например, для сильных учащихся процент прироста результата на оценку «5» составит 5–10%, для средних – 10–15% и для слабых учащихся – 15–20%. Такой порядок подсчета требует составления специальной таблицы, отражающей процент прироста включаемых в комплекс упражнений и заданий. Поэтому при определении уровня двигательной подготовленности учащихся в начале учебного года следует записать результаты тестирования в специальные карточки или тетради, в которых школьники будут отмечать рост своих результатов.

Однако опыт проведения и оценки домашних заданий говорит о том, что наиболее эффективной может быть только одна оценка – «5». Ведь если ученик занимался и имеет некоторый сдвиг в показателях, а ему учитель за выполнение ставит оценку «3» или «4», то это, как правило, вызывает отрицательную реакцию со стороны ребенка, который в следующий раз не будет стараться при подготовке домашних заданий по физической культуре. Учителю необходимо приветствовать и положительно оценивать малейший успех своих учеников, способствовать тому, чтобы они стремились к систематическим занятиям физическими упражнениями в свободное время и с удовольствием выполняли домашние задания.

Данные об авторе

Худанова Майя Михайловна, Почивалова Елена Анатольевна

Место работы, должность:

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Физическая культура

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Домашнее задание по физической культуре

Домашнее задание по физической культуре.

Авторы: Худанова М.М.

Почивалова Е.А.

учителя физической культуры

МОУ СОШ №32

г. Энгельса Саратовской области.

2010-2011 уч. год

Чтобы поддерживать и развивать уровень своей физической подготовленности и обеспечить необходимый минимум двигательной активности, недостаточно уроков физической культуры в рамках учебного процесса.

Существенно повысить уровень двигательной активности и помочь развивать основные физические качества способны домашние задания по физической культуре.

Выполняя домашние задания, учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физической культурой. Стараясь хорошо выполнить домашние задания, они приучаются добросовестно работать, совершенствуют двигательные навыки и умения, развивают необходимые физические качества.

Собственный опыт работы учителемфизической культуры позволяет утверждать, что домашние задания по физической культуре, особенно в начальной школе, прививают интерес к предмету «физическая культура», способствуют повышению физической подготовленности и воспитанию самостоятельности и ответственности.

Вопрос о домашних заданиях по физической культуре является проблемным, так как он очень слабо отражён в педагогической литературе, да и домашние задания по физической культуре характерно отличаются от заданий на дом по другим общеобразовательным предметам.Проблемы организации самостоятельных занятий в начальной школе не раскрыты в программахпо физической культуре. Не хватает успешной разработки теоретических основ и практического подхода к организации самостоятельной учебной двигательной деятельности учащихся начальных классов, научно-обоснованной система домашних заданий по физкультуре.

Между тем домашние задания по физической культуре способны не только развивать физические качества учеников, но и уменьшать умственную перегрузку детей.

Основная цель домашних заданий по физической культуре -

подготовка учащихся к выполнению требований программы по физической культуре, развитие двигательных качеств и приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Задачи, которые решаются с помощью домашних заданий:

1) увеличение двигательной активности учеников;

2) развитие основных физических качеств;

3) профилактика нарушений осанки;

4) подготовка к выполнению требований программы по физической культуре;

5).выработка у ребят простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку.

Выполняя домашние задания, можно решать и такие оздоровительные задачи, как профилактика и коррекция осанки учащихся, формирование навыков личной гигиены.

Домашние задания состоят из упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств. Они также могут включать простейшие элементы техники движения, имитационные упражнения, упражнения, выполняемые систематически, и одноразовые задания, подводящие упражнения. Это могут быть развивающие упражнения, упражнения для формирования прочных навыков ходьбы и бега.

Домашние задания могут быть как теоретического, так и практического характера.

Как форма домашнего задания приветствуется самостоятельная двигательная деятельность детей, которая заключается в том, что они сами выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, подвижные, игры с друзьями и т. д).

Домашние задания должны быть гармонично связаны с работой на уроке и должны даваться после их освоения. Необходимо чтобы учитель наглядно показывал технику выполнения упражнения и давал строгую нагрузку. Задания задаются на дом, соответственно по теме, проходимого материала.

Дома выполняются упражнения, требующие длительного, многократного повторения. Может входить в домашнее задание ежедневное выполнение под наблюдением родителей тех комплексов упражнений, которые разучивались в школе.

Домашние задания могут быть как общими для всех, так и индивидуальными, если присутствует отставание в каком-либо разделе или теме.

При заданиях на дом учителю необходимо ориентировать учеников на обязательное соблюдение санитарно-гигиенических условий для их выполнения, обращать большое внимание на обеспечение ими безопасности во время выполнения упражнений (подготовленность места - отсутствие лишних предметов, и т. д.).

Время, затраченное на выполнение домашних заданий не должно превышать 15-20 мин.

Чтобы домашние задания были результативными, необходимо выполнять их систематически. Учитель должен осуществлять контроль над их выполнением. Такой контроль осуществляется, прежде всего, на уроках. Он может состоять в проверке правильности выполнения упражнений, мониторинге физического развития, также в выполнении техники определённого упражнения.

Контроль над выполнением домашних заданий проводится текущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается прирост показателей уровня физической подготовленности.

Вместе с тем учителю следует нацеливать и родителей на необходимость наблюдения, стимулирования и поощрения выполнения детьми заданных упражнений.

Контроль за выполнением домашних заданий осуществляется методом опроса, проведением регулярного тестирования(фамилии победителей по каждому тесту помещаются на доску «Чемпион»),оценивания правильности выполнения заданных упражнений, которые демонстрируются учениками.

Правила организации самостоятельных занятий по физической культуре.

1. Упражнения должны быть несложными по координации и доступными для учеников.

2. Подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.

3. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные.

4. Задания задаются индивидуально и по группам.

5. Задания со временем усложняются.

6. Задание соответствуют индивидуальным особенностям.

Вывод

Ученика начальных классов мало волнует, как отразятся его сегодняшние упражнения на его завтрашнем самочувствии, состоянии. Для него главное - получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Поэтому в начальной школе большое значение имеют эмоциональная окрашенность упражнений, их образное объяснение. Для начальной школы предусмотрены виды занятий, которые содержат лишь элементы самостоятельности. Например, домашнее задание: учитель даёт точную инструкцию по выполнению упражнения, а ученику остается следовать данным рекомендациям и выполнять дома задания (повторение упражнений и является элементом самостоятельности).

Итак, чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы. Прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий.

С первых же занятий нужно требовать от учащихся соблюдения дозировки времени и нагрузки.

Домашние задание по физической культуре.

2 класс

Домашнее задание

Методические указания

1четверть.

Выполнение комплекса У.Г.№1.

(ежедневно).

Выполнение комплекса У.Г.№1.

(ежедневно).

Составление индивидуального режима дня на новый учебный год. Бег в медленном темпе 300-500м.

С учётом индивидуальной занятости в кружках, секциях и т. д.

Выполнение самоконтроляза правильной осанкой.

(ежедневно)

Подводящие упражнения выполняют ученики, совсем не умеющие прыгать. Выполнять при наличии возможности.

Выполнение прыжков через скакалку или подводящих упражнений к прыжкам.

Выполнение поворотов на месте по команде.

Повторение техники прыжков в длину с места.

Обратить внимание на согласованность работы рук и ног.

Закрепление техники прыжков в длину с места.

Обратить внимание на технику приземления.

Выполнение комплекса У.Г№2 (ежедневно)

(ежедневно)

Повторение техники метания в горизонтальную цель.

С расстояния 2-4метра.

Закрепление техники метания в горизонтальную цель.

Нахождение своего пульса.

На запястье, шее.

Определение своего пульса.

Время могут засекать родители, родственники.

Тренировка выносливости в беге в медленном темпе.

На заданную дистанцию

Тренировка выносливость в беге в медленном темпе.

Подвижные игры с бегом и прыжками по выбору учащихся.

При наличии погодных условий.

Майка, шортики. Чешки (кеты).

2четверть

Повторение группировки сидя, лёжа на спине, в приседе.

Повторение и выполнение комплекса У.Г №3,разученного на уроке (ежедневно).

(ежедневно)

Поднимание туловища из положения лёжа на спине (ежедневно.

Дозировка индивидуальная. Руки к плечам.

Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (ежедневно). Девочки ставят руки на возвышение.

(ежедневно).

Повторение упоров, седов, стоек.

Повторение поворотов на месте по команде.

Повторить выполнение поворотов на месте по команде.

Выполнение ходьбы под счёт.

Ходьба, бег, прыжки в темпе песни или музыки.

Повторение приставных шагов вправо, влево, вперёд, назад в темпе музыки.

Выполнение танцевальных шагов, разученных на уроке в темпе музыки.

Выполнение произвольных танцевальных движений в темпе музыки.

Д\з на каникулы: активный отдых на катке, горке.Прогулки на лыжах.

При наличии погодных условий

3четверть

Выполнение упражнений на равновесие.

Выполнение комплекса У.Г. с мячом, разученного на уроке.

При наличии возможности.

Перебрасывание мяча с руки на руку.

При наличии возможности.

Подбрасывание и ловля мяча или предметов.

Можно выполнять с малым мячом теннисным шариком, мягкой игрушкой. Подбрасывать на 1-1.5 метра.

Подбрасывание и ловля мяча или предметов с хлопком или двумя хлопками.

Подбрасывание и ловля мяча или предметов с выполнением приседаний.

Активный отдых на лыжах, коньках, ледянках.

Катание на лыжах, коньках, ледянках.

Катание на лыжах, коньках, ледянках.

Выполнение упражнений на развитие силы мышц ног.

Приседания, пистолетики (приседания на одной ноге).

Повторение речитатива подвижной игры «Космонавты»

Подготовить считалочки для подвижных игр.

Зимние подвижные игры.

Упражнения на укрепление мышц спины,брюшного пресса, ног рук. Нагрузка и варианты упражнений подбираются в зависимости от наличия условий, материальной базы: (гантели, спортивный уголок и т. д.); а так же уровня подготовленности учеников.

Имитация удара внутренней стороной стопы по ф/б мячу.

Выполнение упражнений на развитие силы основных мышечных групп.

Выполнение упражнений на развитие силы основных мышечных групп.

Подвижные игры с мячом

4четверть

Выполнение прыжков через небольшие препятствия (вертикальные и горизонтальные).

Вертикальные - высотой 40 см. Горизонтальные- до 100см.

Имитация прыжка в высоту способом «согнув ноги» без преодоления планки.

Имитация прыжка в высоту «перешагиванием без преодоления планки

Равномерный бег.

Провести инструктаж по регулированию нагрузки и темпа при выполнении бега. Напомнить основы правильной техники бега.

Равномерный бег.

Равномерный бег.

Равномерный бег.

Разобраться с движениями ног при разбеге отталкивании и приземлении. Выполнять схематично.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с мячом во дворе.

Подвижные игры во дворе по выбору учащихся.

Подвижные игры во дворе по выбору учащихся.

3 класс

1 четверть

Выполнение комплекса У.Г.№1.

Методические указания

Повторение техники высокого старта.

Закрепление техники высокого старта.

Составление индивидуального режима дня школьника.

Имитация прыжка в длину с разбега.

Разобраться с техникой выполнения шагов разбега, отталкивания и приземления.

Выполнение комплекса закаливающих процедур.

Прыжки через короткую скакалку.

Равномерный бег.

Равномерный бег.

Равномерный бег.

Равномерный бег.

Метание на дальность.

Подвижные игры с бегом и прыжками.

Приготовление одежды и обуви к занятиям гимнастикой.

2четверть

Повторить и выполнять комплекс У.Г №3,разученный на уроке (ежедневно).

Повторение поворотов.

Повторение техники захвата каната ногами.

Имитировать движение можно применяя верёвку, пояс(для не умеющих выполнять захват.

Выполнение комплекса упр. для профилактики нарушений осанки

Выполнять систематически.

Повторение группировки и перекатов.

Выполнять на г. мате, матрасе.

Имитация движений ног при выполнении наскока на гимнастический мост.

Подводящие упражнения к выполнению опорного прыжка (из упора лёжа переход в упор присев).

Выполнять не отрывая руки от опоры.

Выполнение ходьбы, прыжков, движений в ритме музыки.

Закрепление шагов галопа и приставных шагов.

Повторение сочетания изученных танцевальных шагов

Выполнение танцевальных упражнений в ритме музыки.

Д\з на каникулы: Активный отдых на катке, горке. Прогулки на лыжах.

При наличии погодных условий

3четверть

Составление и выполнение комплекса ОРУ с мячом.

Выполнение подбрасывания и ловли мяча.

Для учеников, слабо владевших навыками работы с мячом.

Выполнение упражнений с мячом.

Выполнение подбрасывания и ловли мяча с усложнением(приседанием,хлопком)

Выполнение комплекса ОРУ со скакалкой.

Выполнение упражнений для развития силы мышц рук.

Имитация броска мячом по корзине с двух шагов.

Положение рук при приёме в\б мяча.

Выполнение комплекса упр. для профилактики нарушений осанки.

Выполнение комплекса упр. для профилактики плоскостопия.

Выполнение комплекса упр. для развития равновесия.

Разучить на уроке.

Повторение имитации удара внутренней стороной стопы по ф/б мячу.

Строго объяснить правила выполнения и дозировку.

Выполнение комплекса упр. на развитие силы мышц живота.

Разучить на уроке

Выполнение комплекса упр. на развитие силы мышц ног.

Составление комплекса физминутки.

Приготовление одежды и обуви к занятиям лёгкой атлетикой.

Для занятий на площадке и в зале

4четверть

Имитация прыжка в высоту с прямого разбега.

С трёх-пяти шагов.

Определение пульса в состоянии покоя и после выполнения физической нагрузки.

Выполнять упражнения для развития силы мышц ног.

Дозировка индивидуальная.

Выполнение упражнений для развития силы мышц ног.

Выполнение упражнений для развития силы мышц плечевого пояса.

Разучивание речитатива п/и «Золотые ворота» и «Мышеловка»

Имитация метания мяча на дальность.

Строго объяснить технику безопасности при выполнении метаний.

Выполнение прыжков через длинную вращающуюся скакалку с забеганием.

Разобраться в шагах разбега при выполнении метания мяча на дальность.

Выполнение разбега при выполнении метания мяча на дальность.

Равномерный бег

Дозировка индивидуальная.

Равномерный бег

Выполнять систематически

Равномерный бег

Соблюдение правил приёма солнечных и воздушных ванн, правил поведения на воде. Варианты подвижных игр.

4 Класс

Домашнее задание

Методические указания

IЧетверть

Повторение правил безопасности на уроках физкультуры.

Составление комплекса утренней гимнастики №1.

Повторение режима дня школьника.

Выполнение упражнений для развития мышц ног.

Составление комплекса разминочных упражнений для выполнения прыжков.

Индивидуально

Повторение прыжка в длину с места.

Прыгать после выполнения разминки.

Составление упражнений для развития силы рук и спины.

Задавать желающим.

Повторение техники метания мяча в цель.

Составление комплекса разминочных упражнений для выполнения метаний м.мяча на дальность.

Составление комплекса разминочных упражнений для выполнения л\а упражнений.

Составление и выполнение комплекса физ. минутки № 1.

Повторение положения высокого старта.

Составление комплекса ОРУ со скакалкой.

При наличии скакалки.

Приготовление одежды и обуви для занятий гимнастикой.

Выполнение комплекса закаливающих процедур.

Систематично

IIЧетверть

Повторение правил безопасности на уроках гимнастики.

Составление комплекса утренней гимнастики № 2.

Составление комплекса упражнений для развития гибкости.

Разучивание танцевальных упражнений,шагов.

Повторение техники выполнения переката вперёд, назад.

Составление комплекса упражнений для развития мышц спины.

Составление комплекса танцевальных упражнений.

Составление и выполнения комплекса физ. минутки № 2.

Повторение подводящих упражнений для лазания по канату. Захват веревки ногами.

Подручные средства.

Составление комплекса упражнений для развития равновесия.

Повторение строевых упражнений.

Систематично.

Составление комплекса ОРУ с обручем.

При наличии обруча.

Активный отдых на лыжах коньках ледянках.

IIIЧетверть

Повторение правил безопасности при занятиях подвижными играми.

Приготовление одежды и обуви для занятий подвижными играми.

Повторение речитатива подвижной игры «Два мороза».

Повторение речитатива подвижной игры «Космонавты».

Повторение речитатива подвижной игры «Мышеловка».

Составление комплекса ОРУ с мячом.

При наличии мяча.

Повторение стойки баскетболиста.

Составление комплекса упражнений для развития точности движения.

Составление комплекса дыхательных упражнений.

Выполнение комплекса упражнений для профилактики нарушений осанки.

Систематично.

Повторение стойки волейболиста.

Составление комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения.

По желанию учащихся.

Выполнение комплекса упражнений для профилактики нарушений зрения.

По возможности ежедневно.

Составление комплекса ОРУ со скамейкой.

Составление комплекса утренней гимнастики № 3.

Разучивание подвижной игры «Мяч над верёвкой».

Повторение правил игры в пионербол.

Составление и выполнение комплекса физ. минутки № 3.

Выполнение комплекса упражнений для профилактики плоскостопия.

Систематично.

Дворовые подвижные игры.

Подготовка подвижных игр с мячом.

При наличии мяча.

IVЧетверть

Приготовление одежды и обуви для занятий лёгкой атлетикой.

Повторение правил безопасности в спортивном зале и на спортивной площадке.

Повторение техники передачи мяча внутренней стороной стопы.

При наличии мяча.

Выполнение прыжков через скакалку.

Составление и выполнение комплекса утренней гимнастики № 4.

Повторение техники прыжка в длину с места.

Повторение основных правил занятий самостоятельными упражнениями.

Составление и выполнение комплекса физ. минутки № 4.

Повторение имитации шагов разбега в технике метания мяча на дальность.

Повторение стоек. Основная стойка, ст. с различным положением рук.

Составление и выполнение комплекса упражнений на развитие мышц живота.

Составление и выполнение комплекса упражнений с мячом.

При наличии мяча.

Равномерный бег.

Индивидуально.

Определение своего пульса в покое и после 12 приседаний.

Выполнение комплекса упражнений для оценки общего состояния организма.

Завести дневник самоконтроля.

Заключение.

Расширениефизкультурной и спортивной работы, улучшение ее организации по месту учебы является одной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Большое значение здесь имеет формирование у школьников стремления к самостоятельному физическому самосовершенствованию.

Необходимо организовать ежедневные занятия всех учащихся физической культурой на уроках и во внеурочное время. Решение этой проблемы во многом зависит от умения учащихся использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков самостоятельных занятий.

Физическая культура, являясь частью общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Домашние задания по физической культуре

Смирнова Светлана Анатольевна

ГБОУ СОШ № 172 г. Санкт-Петербурга.

Преподаватель физической культуры.

Выполнение домашних заданий по физической культуре, как и по любому другому предмету - органическая часть учебного процесса. Психологи, например, рассматривают задания на дом как обязательный компонент подхода к разучиванию нового материала, а часто и как основу для создания проблемной ситуации. Выполняя задания по данному предмету ученики пополняют самостоятельно свои знания и в теории и практически, выполняя определённые физические упражнения.

Основная цель - способствовать успешному усвоению требований учебной программы. А это значит - содействовать развитию двигательных качеств, освоению техники движений, формированию осанки и основам здорового образа жизни.

Домашние задания приучают детей к самостоятельности, позволяют целесообразно заполнять интервалы между подготовкой по различным предметам и снижают нагрузку.

Домашние задания на первый триместр.

4-5 классы. Практика:

Приседания на одной ноге с поддержкой («пистолетик»)

на левой и правой ногах:

девочки - 2 подхода по 7 раз

мальчики - 2 подхода по 10 раз.

2 .

Поднимание туловища из положения «лёжа на спине», руки - на поясе, ноги фиксированы:

2 подхода по 8 раз.

2 подхода по 12-15 раз

4.

2 подхода по 10 раз.

Прыжки в длину с места

(на максимальный результат): 5-7 раз.

6.

Теория:

и в спортивном зале.

  1. Сообщение о видах лёгкой атлетики.

Домашние задания на первый триместр.

Темы триместра: легкая атлетика, спортивные игры.

6-7 классы. Практика:

1. Упражнение для развития силы ног:

девочки - 2 подхода по 9 раз

мальчики - 2 подхода по 12 раз.

2 . Упражнение для развития мышц спины:

Поднимание туловища из положения «лёжа на спине», руки - на поясе, ноги фиксированы: 2 подхода по 10раз.

3. Упражнение для развития гибкости:

Наклоны вперёд: ноги на ширине плеч, руки внизу:

2 подхода по 14-17 раз

4. Упражнение для развития силы рук:

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (на опоре 30-40 см.):

2 подхода по 12 раз.

5. Упражнение для развития прыгучести:

Прыжки в длину с места

(на максимальный результат): 6-9 раз.

6.

Теория:

  1. Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой

и в спортивном зале.

  1. Правила игры: «Десять передач»
  2. Сообщение о древних Олимпийских играх.

Домашние задания на первый триместр.

Темы триместра: легкая атлетика, спортивные игры.

8-9 классы. Практика:

1. Упражнение для развития силы ног:

Приседания на одной ноге с поддержкой («пистолетик») на левой и правой ноге:

девочки - 2 подхода по 11раз

мальчики - 2 подхода по 15 раз.

2 . Упражнение для развития мышц спины:

Поднимание туловища из положения «лёжа на спине», руки - за головой, ноги фиксированы: 2 подхода по 15раз.

3. Упражнение для развития гибкости:

Наклоны вперёд: ноги на ширине плеч, руки внизу:

2 подхода по 15- 20раз

4. Упражнение для развития силы рук:

2 подхода по 15 раз.

5. Упражнение для развития прыгучести :

2 подхода по 20 секунд.

6. Упражнение для развития выносливости:

бег в среднем темпе по 18 минут 2 раза в неделю.

Теория:

1. Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой и в спортивном зале.

  1. Правила игры в баскетбол
  2. Сообщение о режиме дня школьника.

Домашние задания на первый триместр.

Темы триместра: легкая атлетика, спортивные игры.

10-11 классы. Практика:

1. Упражнение для развития силы ног:

Приседания на одной ноге с поддержкой («пистолетик») на левой и правой ноге:

девочки - 2 подхода по 14 раз.

мальчики - 2 подхода по 20 раз.

2 . Упражнение для развития мышц спины:

Поднимание туловища из положения «лёжа на спине», руки - за головой, ноги фиксированы: 2 подхода по 18 раз.

3. Упражнение для развития гибкости:

Наклоны вперёд: ноги на ширине плеч, руки внизу:

2 подхода по 17-25 раз

4. Упражнение для развития силы рук:

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа:

2 подхода по 20 раз.

5. Упражнение для развития прыгучести:

Прыжки со скакалкой (на максимальный результат):

2 подхода по 30 секунд.

6. Упражнение для развития выносливости:

бег в среднем темпе по 15-25 минут 2 раза в неделю.

Теория:

1. Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой

и в спортивном зале.

  1. Правила игры в баскетбол.
  2. Понятия о двигательных качествах.

Домашние задания : второй триместр.

Темы триместра

4-5 классы.

Практика:

Выпрыгивание из приседа.

2. Упражнение на гибкость:

Из исходного положения «лёжа лицом вниз», прогнуться назад до касания ногами головы (рыбка): 3 подхода по 4-6 раз.

3. Упражнение на гибкость:

3 подхода по 15 секунд на максимальное количество раз.

Из исходного положения «лёжа на спине» принять положение группировки, вернуться в исходное положение. 2 подхода по 15 секунд на максимальное количество раз.

мальчики: Сгибание и разгибание рук в упоре «лёжа», ноги на повышенной опоре: 2 подхода по 10 раз.

девочки: Сгибание и разгибание рук в упоре «лёжа», руки на повышенной опоре: 2 подхода по 10 раз.

бег в среднем темпе по 10 минут 2 раза в неделю.

Теория:

  1. Сообщение о зимних видах спорта.

Домашние задания : второй триместр.

Темы триместра : гимнастика, общефизическая подготовка, лыжная подготовка.

6-7 классы.

Практика:

  1. Упражнение для развития скоростно-силовых качеств:

Выпрыгивание из приседа.

2. Упражнение на гибкость:

Из исходного положения «лёжа лицом вниз», прогнуться назад до касания ногами головы (рыбка): 3 подхода по 6 -8 раз.

3. Упражнение на гибкость:

Наклоны вперёд до касания ладонями пола.

3 подхода по 20 секунд на максимальное количество раз.

4. Упражнение на силу мышц спины:

Из исходного положения «лёжа на спине» принять положение группировки, вернуться в исходное положение.

2 подхода по 20 секунд на максимальное количество раз.

5. Упражнение на силу мышц рук:

мальчики: Сгибание и разгибание рук в упоре «лёжа», ноги на повышенной опоре: 2 подхода по 15 раз.

девочки:

6. Упражнение для развития выносливости:

бег в среднем темпе по 15 минут 2 раза в неделю.

(можно заменить бегом на лыжах).

Теория:

1. Правила поведения на занятиях гимнастикой и лыжной подготовкой.

2. Составить комплекс утренней гимнастики.

3. Сообщение о зимних Олимпийских играх.

Домашние задания : второй триместр.

Темы триместра : гимнастика, общефизическая подготовка, лыжная подготовка.

8-9 классы. Практика:

1. Упражнение для развития скоростно-силовых качеств:

Выпрыгивание из приседа.

3 подхода по 20 секунд на максимальное количество раз.

3 подхода по 15 секунд на максимальное количество раз.

3. Упражнение на гибкость:

Наклоны вперёд до касания ладонями пола.

3 подхода по 20 секунд на максимальное количество раз.

4. Упражнение на силу мышц спины:

2 подхода по 7 раз подряд.

5. Упражнение на силу мышц рук:

мальчики: Сгибание и разгибание рук в упоре «лёжа», ноги на повышенной опоре:

2 подхода по 20 раз.

девочки: Сгибание и разгибание рук в упоре «лёжа», руки на повышенной опоре:

2 подхода по 15 раз.

6. Упражнение для развития выносливости:

бег в среднем темпе по 20 минут 2 раза в неделю.

(можно заменить бегом на лыжах до 8 км. в неделю или бегом на коньках 700 - 800 м.).

Теория:

1. Правила поведения на занятиях гимнастикой и лыжной подготовкой.

  1. Составить комплекс утренней гимнастики.
  2. Сообщение о вредных привычках.

Домашние задания : второй триместр.

Темы триместра : гимнастика, общефизическая подготовка, лыжная подготовка.

10-11 классы. Практика.

1.Упражнение для развития скоростно-силовых качеств:

Выпрыгивание из приседа.

2. Упражнение для развития мышц брюшного пресса:

Из исходного положения «лёжа на спине» прямыми ногами коснуться пола ногами за головой.

3 подхода по 25 секунд на максимальное количество раз.

3. Упражнение на гибкость:

Наклоны вперёд до касания ладонями пола.

3 подхода по 25 секунд на максимальное количество раз.

4. Упражнение на силу мышц спины:

Из исходного положения «лёжа на животе», руки с гимнастической палкой (скакалкой) вверху, выкруты рук назад и вперёд.

2 подхода по 9 раз подряд.

5. Упражнение на силу мышц рук:

мальчики: Сгибание и разгибание рук в упоре «лёжа», ноги на повышенной опоре: 2 подхода по 25 раз.

девочки: Сгибание и разгибание рук в упоре «лёжа», руки на повышенной опоре: 2 подхода по 15 раз.

6. Упражнение для развития выносливости:

бег в среднем темпе по 25 минут 2 раза в неделю.

(можно заменить бегом на лыжах до 10 км. в неделю или бегом на коньках 800 - 900 м.).

Теория:

1. Правила поведения на занятиях гимнастикой и лыжной подготовкой.

2 . Составить комплекс утренней гимнастики.

3. Понятие о гибкости и выносливости.

Домашние задания на третий триместр.

4-5 классы. Практика:

1.

2

2 подхода по 15-20 раз.

3.

4.

2 подхода по 10-12 раз.

5. Упражнение для развития быстроты: бег на месте:

6. Упражнение для развития выносливости:кроссовый бег до 1300 метров 2 раза в неделю.

Теория:

  1. Правила игры: «Перестрелка»
  2. Сообщение о спортивных играх.

Домашние задания на третий триместр.

Темы триместра: спортивные игры, легкая атлетика.

6-7 классы. Практика:

1. Упражнение для развития силы рук: подтягивание в висе:

девочки - в висе лёжа - 2 подхода по 10-15 раз

мальчики - 2 подхода по 7-9 раз.

2 из положения «лёжа» выполнить «велосипед»:

2 подхода по 20-25 раз.

3.

2 подхода по 15-20 секунд на максимальное количество прыжков.

4. Упражнение для развития гибкости:наклоны вперёд, ноги вместе:

3 подхода по 10-12 раз.

5.

2 подхода по 10-15 секунд на максимальное количество шагов.

6. Упражнение для развития выносливости:

кроссовый бег до 1500 метров 2-3 раза в неделю.

Теория:

  1. и лёгкой атлетикой.
  2. Правила игры в «Пионербол».
  3. Сообщение о современных Олимпийских играх.

Домашние задания на третий триместр.

Темы триместра: спортивные игры, легкая атлетика.

8-9 классы.

Практика:

1. Упражнение для развития силы: подтягивание в висе:

девочки - в висе лёжа - 2 подхода по 15-20 раз

мальчики - 2 подхода по 9-11раз.

2 . Упражнение для развития брюшного пресса:

из упора «сидя» писать прямыми ногами цифры

2 подхода от 1-го до 9-ти.

3. Упражнение для развития прыгучести: прыжки на скакалке:

2 подхода по 45-60 секунд на максимальное количество прыжков.

Прыжки в длину с места: 3 подхода по 3-5 раз.

4. Упражнение для развития гибкости:наклоны вперёд, ноги вместе:

2 подхода по 10-12 раз.

5. Упражнение для развития быстроты:бег на месте:

2 подхода по 10-15 секунд на максимальное количество шагов.

6. Упражнение для развития выносливости:

кроссовый бег до 1700 метров 2 раза в неделю.

Теория:

1. Правила поведения на занятиях спортивными играми

и лёгкой атлетикой.

2. Правила игры: «Волейбол».

3. Виды телосложения и их развитие.

Домашние задания на третий триместр.

Темы триместра: спортивные игры, легкая атлетика.

10-11 классы.

Практика:

1. Упражнение для развития силы:подтягивание в висе:

девочки - в висе лёжа - 2 подхода по 10-15 раз

мальчики - 2 подхода по 3-6 раз.

2 . Упражнение для развития брюшного пресса:

из положения «лёжа» выполнить «велосипед»:

2 подхода по 15-20 раз.

3. Упражнение для развития прыгучести:прыжки на скакалке:

2 подхода по 15-20 секунд на максимальное количество прыжков.

4. Упражнение для развития гибкости: наклоны вперёд, ноги вместе:

2 подхода по 10-12 раз.

5. Упражнение для развития быстроты:бег на месте:

2 подхода по 10-15 секунд на максимальное количество шагов.

6. Упражнение для развития выносливости:

кроссовый бег до 1400 метров 2 раза в неделю.

Теория:

  1. Правила поведения на занятиях спортивными играми

и лёгкой атлетикой.

  1. Правила игры в «Баскетбол».
  2. Понятие о силе и быстроте.
© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары