Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Какой знак перед перечислением. Простые правила оформления списков

Копирайтинг

Оформление списков (перечней) в текстах

23 комментария

Регулярно сталкиваюсь с проблемой оформления списков (перечней) в текстах и оформлением статьи на сайте. Разберем, как обозначать подпункты в тексте.
Давайте разберем как оформлять перечни. После точки должна идти большая буква, если точка не только после цифры, но и заглавной буквы алфавита.

Также в списках встречаются предложения, где и точка с запятой не всегда обязательна, если членение списка происходит по одному слову.

Зачем добавлять перечни в статьи?

Роль списков в статьях объясняется структурной подачей информации. Изложение может быть как в виде пошаговой инструкции так и для описания видов, следствий, типов, характеристик.

Структура помогает роботу быстрее сканировать текст и распознавать информацию на странице с помощью данных, прописанных в подзаголовках третьего и четвертого уровня.

Как обозначать элементы списка?

Предложение перед списком и его элементы после двоеточия могут писаться в одну строку или каждый элемент перечня с новой строки. Если список многоуровневый, то удобнее его структура смотрится, если разделять элементы и каждый с новой строки.

В правилах русского языка допускается использовать абзацный отступ или вместо него букву, цифру, тире, точку.

Но для сайтов использование списков без обозначений – не допускается, потому что в коде есть правило для оформления списков: нумерованные — ol, а маркированные — ul.

Поэтому копирайтеры пишут списки, оформляя их маленькими дефисами (даже не тире), это удобно и быстро, я согласна, но это неправильно. Также встречаются списки с абзацным отступом, который в коде не будет выглядеть, как список, а просто набор не связанных между собой слов, а это минус в оптимизации текста. Нужно помнить, что пишем текст мы не в газету.

Примеры списков, которые не подходят для сайтов, но считаются правильными с точки зрения русского языка.

Пример 1. Без обозначений

SEO форумы, где находятся SEO-оптимизаторы и владельцы сайтов;

биржи контента.

Пример 2. Тире или дефис

Найти новых заказчиков на тексты можно по таким каналам:

— SEO форумы, где находятся SEO-оптимизаторы и владельцы сайтов;

— биржи контента.

У меня сразу исправляет дефис на ul, потому напишу в таком виде, чтобы понятней было.

Пример 1 и 2 – это неправильное оформление перечней для сайтов, я прошу это исправлять в статьях.

Перечни бывают простые и сложные. Будем говорить только про простые, где предусмотрен один уровень членения текста. В оформлении простых перечней используют арабские цифры, точки и маленькие буквы со скобкой. После цифр всегда ставится точка (это правило!).


Оформление перечней в статьях

Пример 3. Маркер

В зоопарке живут животные с разных уголков планеты:

  • обезьяны из Таиланда;
  • кенгуру из Австралии;
  • медведи из России.

В примере 3 маркированный список, перед ним стоит двоеточие, значит предложение и мысль заканчивается только в конце перечисленных животных. Если предложение имеет законченную мысль, то перед перечнем ставится точка.

Каждый элемент в маркированном списке начинается с маленькой (строчной) буквы и в конце можно поставить либо запятую или точку с запятой. Если элементы списка состоят из одного слова, то допускается использование только запятой, но слова не должны начинаться с большой (заглавной) буквы.
Какая ошибка у многих? Авторы после двоеточия начинают писать каждый элемент с большой буквы и в конце ставить точку с запятой.

Важно! В перечнях нельзя писать после точки с запятой заглавную букву – должна быть только маленькая.

Пример 4. Нумерация в тексте

Из каких цветов состоит радуга:

  1. Красный.
  2. Оранжевый.
  3. Желтый.
  4. Зеленый и т.д.

Это нумерованный список, где после цифры стоит точка. Нельзя следом писать элементы списка с маленькой буквы (это одна из распространенных ошибок).

Только заглавная буква и в конце ставится точка, потому что после запятой нужна маленькая буква. Все элементы списка с цифрой нужно писать с большой и в конце использовать только точку.

Пример 5. Неправильное написание после цифр

Как нельзя оформлять список для сайта:

  1. через дефис или тире;
  2. с маленькой буквы после точки;
  3. с отступом в абзаце;

Специально в этом списке не ставлю запятую, ведь следом идет точка. Если мы используем список с буквами или цифрами со скобками, то точки не ставятся и последующий текст начинается со строчной буквы.

Важно! Если в перечне используется несколько предложений, которые разделяются между собой точкой, то в конце каждого элемента списка рационально ставить точку. Такой список будет начинаться с заглавной буквы.

В примере 1 и 2 у нас элементы списка усложнены, добавлены запятые, такой перечень всегда заканчивается точкой с запятой или точкой, запятую в таких случаях ставить нельзя.


Пример 6. Низшие уровни списков

Сейчас мы рассматриваем правила оформления перечней, которые важно запомнить и использовать в своей работе:

  • копирайтерам и рерайтерам;
  • авторам своих блогов;
  • всем пишущим людям, которые сделали тексты своим источником дохода.

В примере 6 перед перечнем идет большое предложение и в конце стоит двоеточие, это означает, что нужно использовать только более низшие уровни членения с оформлением в виде маркера, маленькой буквы со скобкой (в правилах русского языка есть еще тире). Для сайтов тире не подходит, для него не прописан тег специальный.

Пример 7. Самостоятельное предложение

Для поступления в ВУЗ необходимо подавать такие документы:

  • аттестат о получении среднего образования;
  • вкладыш к аттестату. Обязательно добавить ксерокопии документов;
  • паспорт абитуриента.

В этом списке было включено самостоятельное предложение с заглавной буквы, но в этом случае предложение является частью перечня, потому в конце ставится точка с запятой. Хотя по правилам после слова «документов» должна быть точка, но тут составное предложение внутри перечня.

Частые ошибки авторов

  1. После точки пишут маленькую букву (это как раз нумерованные списки).
  2. В маркированном списке после точки с запятой пишут заглавную букву.
  3. Не согласовывают все элементы перечня по одному падежу. Например, если нужно поставить все элемента списка в родительный падеж, то именительный не должен встречаться.

Пример 8. Согласование времен

Чтобы идеально выполнить домашнее задание нужно соблюдение условий (т. е. соблюдение «кого? чего?» родительный падеж):

  • тишины в комнате;
  • книги и тетради на столе;
  • яркого света.

Когда все элементы перечня правильно согласованы, то список написан по правилам. Проблемы с согласованием начинаются, когда перечень содержит много громоздких предложений.

Иногда встречаются и совсем неудачные работы, мы разбираем на страницах некоторые статьи.
На перечни в текстах нужно обращать внимание обязательно. А если используйте списки в несколько уровней, то главными будут цифры с точкой, а вложения оформляются маленькими буквами со скобкой.

Чтобы правильно проанализировать списки, откройте Word и просмотрите варианты оформления.

Интересное:

Комментарии (23)

Работал с одним клиентом. Зашел разговор о списках. До этого, с другим заказчиком была договоренность, что в тексте на сайт желательно иметь два списка и маркированный, и нумерованный. Когда клиенту предложил этот вариант, он отрицательно к этому отнесся. Заявил, что нумерованных списков ни в коем разе не нужно. Уточнять я не стал. А жаль. Почему так? Почему для кого-то на сайте нормально видеть оба типа списков, а для кого-то предпочтительно только маркированные? Или это зависит от типа движка, на котором сайт, или типа сайта? Оба сайта коммерческие. Первый продавал услуги. Второй был интернет-магазин.

    Привет! Про ограничения не знаю, но может в магазине достаточно цифр и они будут только мешать. Тут я могла бы ответить, если бы был свой магазин и я тестировала разные варианты, а так не сталкивалась с этим.
    Кстати, в статьях для красивой структуры можно чередовать маркированный с нумерованным перечнем. Визуально информация воспринимается лучше. Особенно, если списки идут подряд и их разделяет лишь пара предложений. Че-то я написала статью, а самой читать ее тяжело, бывает даже запутываюсь. Тебе нормально было?

          Ответ справочной службы русского языка
          После абзацев — элементов перечня ставится:
          а) запятая, если абзацы-элементы очень просты;
          б) точка с запятой, если элементы не совсем просты, со знаками препинания внутри, обозначены номером-цифрой с закрывающей скобкой, строчной буквой с закрывающей скобкой;
          в) точка, если элементы обозначены номером-цифрой с точкой, прописной буквой с точкой, а также номером-цифрой с закрывающей скобкой,т. е. точке после обозначения элемента или прописной букве в начале элемента соответствует точка в конце элемента.

            Лена, а если не правилам, то мне редактор с одной маркетинговой конторы, с которой сотрудничаю, сказала: интернет не любит знаки препинания в списках. Отсюда сделал вывод. Если статья, знаки препинания нужны, если текст для лендинга, то просто перечисление списком без знаков. Еще мне попеняли за знаки препинания в списках для текстов рассылок. Редактор — автор со стажем и практическим опытом. Ей верю на 95%.

              Если редактор советует писать не по правилам русского языка даже в рассылках, Олег, ну, я не знаю, как ты можешь этому верить. 🙂 Это спорно, просто они так хотят, писать не по правилам. Это их личные заморочки, а русский язык превыше заморочек редактора агентства. Есть правила, они для всех одинаковы, остальное — отсебятина.

                Я ведь сказал, что поверил на 95%. Потом ко мне пришли «бюрошники» с заказом на тему высоковольтная энергетика. Очень дорогой заказ. Мы хорошо работали и спорили, и все получилось довольно плодотворно. Так вот я задал им этот вопрос. И ты знаешь они подтвердили, что знаки препинания в тексте обязательны в любом. А вот про лендинг они мне так путного ничего и не сказали. Вот я и думаю, что как ставил их, так и буду делать. А по возможности использовать нумерованные списки, чтобы оканчивались точкой, а не точкой с запятой.

В научных текстах часто встречаются перечисления (перечни). Используя перечисление, обращайте внимание на грамматическое и пунктуационное оформление.

8.1. Грамматическое оформление перечислений

Правило

Пример верного грамматического оформления

Пример неверного грамматического оформления

Все элементы перечисления должны быть грамматически подчинены фразе, которая предшествует перечислению

Скорость работы диска характеризуется двумя показателями:

временем доступа к данным на диске;

скоростью чтения и записи данных на диск.

Скорость работы диска характеризуется двумя показателями (Т.п.):

время (И.п.) доступа к данным на диске;

скорость (И.п.) чтения и записи данных на диск.

Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах и союзах

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:

    с позиций морали и нравственности;

    с позиций гражданских и государственных;

    с позиций экономических.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с:

    позиций морали и нравственности;

    позиций гражданских и государственных;

    позиций экономических.

8.2. Пунктуационное оформление перечислений

Из чего состоит перечисление

Как оформляется перечисление

Схема

Отдельные слова (или небольшие фразы без знаков препинания)

Элементы перечисления пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой

Текст: 1) первое слово, 2) второе слово, 3) третье слово.

Развернутые словосочетания со своими знаками препинания

Элементы перечисления пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой; после цифр и литер, которыми обозначаются элементы перечисления, ставится круглая скобка

    первое развернутое словосочетание;

    второе развернутое словосочетание;

    третье развернутое словосочетание.

Законченные фразы

Элементы перечисления пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой; после цифр или литер, которыми обозначены элементы перечисления, ставится точка

    Первая фраза.

    Вторая фраза.

    Третья фраза.

9. Правила библиографического описания

9.1. Библиографический список должен включать все использованные источники, которые следует располагать в конце работы в алфавитном порядке. Образец оформления списка использованных источников в приложении № 5. Для облегчения ссылок в тексте список необходимо нумеровать.

9.2. Названия книг пишут с красной строки соблюдая следующие правила:

    Автор (фамилия, инициалы); точка. Если произведение написано двумя или тремя авторами, они перечисляются через запятую. Если произведение написано четырьмя авторами и более, то указывают лишь первого, а вместо фамилий остальных авторов ставят «и др.».

    Название произведения пишется без сокращений и без кавычек; двоеточие. Подзаголовок (также без кавычек), точка, тире.

    Выходные данные:

    место издания – с прописной буквы, Москва и Санкт-Петербург (Ленинград) сокращенно (М., СПб., Л.), а другие города полностью; точка, двоеточие;

    том, часть – пишут с прописной буквы сокращенно (Т., Ч.), точка, после цифры тома или части – точка, тире;

    выпуск – с прописной буквы, сокращенно (Вып.); точка, тире;

    порядковый номер издания – с прописной буквы сокращенно; точка, тире;

    год издания, точка.

9.3. Примеры оформления библиографического (алфавитного) списка литературы

Однотомные издания

1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М.: Высшая школа, 1993. - 144 с.

2. Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 356 с.

3. Горбановский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклин В.М. Не говори шершавым языком. - М.: Наука, 1999. - 215 с.

1. Речевое общение: Искусство убеждать / Н.В. Анисина, Е.В. Ганапольская, Л.В. Степанова, Л.П. Стычишина. - СПб.: СПбГТУ, 2000. - 129 с.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Барабанова и др.; Под ред. проф. В.И. Максимова.- М.:Гардарики, 2000.- 411 с.

Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995 г.г.) / Отв. ред. Е.А. Земская – М.: Наука, 1996. - 203 с.

4. Переводные издания

Белнап П., Стил Т. Логика вопросов и ответов: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1981. - 112 с.

5. Сборники научных трудов, статей

1. Лексические и грамматические инновации: Сб. научн. тр. Латв. гос. ун-ва. - Рига, 1982. - 166 с.

2. Книгоиздательский бизнес: Сб. статей. - М., 1993.- 120 с.

6. Диссертация

Брынская О.П. Основные черты американской риторики новейшего времени: Дис. канд. филос. наук. - М., 1979. - 210 с.

Волошинова Т.Ю. Методика использования мультимедийных технологий в учебно-методической деятельности преподавателя вуза: Автореф. дис. канд. педагог. наук. - СПб., 1999. - 16 с.

8. Словари, справочники

Максимов В.И., Одеков Р.В. Учебный словарь-справочник русских грамматических терминов (с английскими эквивалентами). - СПб. Златоуст, 1998. - 304 с.

Многотомные издания

1. Издание в целом

1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.: Прогресс, 1976-1984.

2. Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука, 1982.

2. Отдельный том

1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.: Прогресс, 1978. - Т. II. - 215 с.

2. Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука, 1980. - Т. I. - 793 с.

Составная часть издания (глава, раздел, статья и т.д.)

1. Из собрания сочинений

Лейбниц Г.В. О мудрости // Соч. В 4 т. - М., 1984. - Т.3. - С. 97-100

2. Из книги

Скворцов Л.И. Просторечные и жаргонные элементы в парламентских выступлениях // Культура парламентской речи. - М., 1994. - С. 103-113.

3. Из трудов, ученых записок и т.д.

Акуленко В.В. Две заметки об интернациональной лексике и терминологии // Уч. зап. Харьк. ун-та. - 1962. - Т. 116. - С. 205-213.

4. Из материалов семинаров, симпозиумов, конференций и т.д.

Саморуков Б.Е. Введение в творчество // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Тез. докл. научно-метод. конф. 31.01. – 01.02.1995. СПб., 1995. - С. 102-103.

5. Из журнала

Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. №3. С. 63-90.

6. Из газеты

Однородными членами предложения называются слова, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову в предложении и являющиеся одним и тем же членом предложения.

Однородные члены отделяются друг от друга запятыми :

Было светло, радостно, тепло !
Снег, дождь, ветер не волновали этого человека.
Задорный, весёлый, удивительно знакомый голос остановил его.
Он бежал, летел, нёсся навстречу своей мечте.

Запятая ставится между однородными членами, если они соединены:

  • повторяющимися союзами то...то, ни...ни, или...или :
    То снег, то ветер;
  • двойными союзами как-так и, не только-но и, если не-то :
    Зеленели как деревья, так и кусты. Зеленели не только деревья, но и кусты. Листья распускаются если не в апреле, то в мае (запятая перед если не ставится).

Перед одиночным союзом "и" запятая не ставится:
Зеленели деревья, кусты, цветы, и травы.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов:
Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах .

Двоеточие перед перечислением ставится, если:

  • необходимо предупредить читателя, что далее следует перечисление :
    Между тем здесь есть много своих фабрик и заводов: шляпных, стеклянных, бумажных) и т. п. (И. А. Гончаров)
  • перечислению предшествует :

    обобщающее слово : В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов);
    вводное слово (как-то, а именно, например и т. п.), при этом вводное слово отделяется запятой: Для торговли эти промыслы едва доставляют несколько неважных предметов, как-то: шкур, рогов, клыков. (И. А.Гончаров)

Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения: От дома, от деревьев, от голубятни - от всего побежали длинные тени. (И. А. Гончаров)

Двоеточием и тире выделяется перечисление, находящееся в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово, а после перечисления предложение продолжается: И много у него добра: мехов, атласа, серебра - и на виду и под замками. (А. С. Пушкин).

Задачи и тесты по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при "и"

  • Однородные члены предложения, знаки препинания при них - Предложение. Словосочетание 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Предложения с однородными членами. Обобщающие слова - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс

    Уроков: 2 Заданий: 8 Тестов: 3

  • Пунктуация при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Знаки препинания при определениях и приложениях - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 7 Тестов: 1

Внимание! В разных рядах запятая перед перед "и" невозможна!

Запомните, что:

  1. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие;
  2. если обобщающее слово стоит после однородных членов, то после обобщающего слова ставится тире;
  3. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то, как Вы уже знаете, после него ставится двоеточие; но если после перечисления предложение продолжается, то после однородных членов необходимо поставить тире.

Например:
Все: дети, взрослые, собаки - смешались в одну кучу.

С точки зрения языка, список, или перечень, — это то же самое предложение (или предложения), записанное(-ые) не в строчку, как обычные, а в столбик (впрочем, иногда и в строчку). А раз это почти обычные предложения, то и оформляются они почти как обычные предложения. Что из этого следует? А то, что, для правильного оформления списка (перечня) на концах его строк должны стоять знаки препинания, а в конце предложения необходимо поставить точку. Для начала рассмотрим корректные варианты оформления списков, а потом обсудим их подробнее.


Варианты оформления перечней:

I … предложение перед списком.

1. Первый пункт.

2. Второй пункт.

3. Третий пункт.

II … предложение перед списком:

1. Первый пункт.

2. Второй пункт.

3. Третий пункт.

III … предложение перед списком:

1) первый пункт;

2) второй пункт;

3) третий пункт.

В каких случаях какой вариант оформления списка будет правильнее?

Если пункты в перечне короткие, состоят из одной фразы или даже пары слов, то на конце имеет смысл ставить точку с запятой, а строки начинать со строчной буквы (вариант III). В конце предложения всегда ставится точка, поэтому и на конце нашего записанного в столбик предложения надо поставить точку.

Если пункты распространенные, состоят из нескольких фраз, на конце всех пунктов стоит поставить точки, а сами предложения начинать с большой буквы (варианты I и II).

При этом если вы оформляете список цифрами, а не буллитами (жирными точками или другими значками), обратите внимание, что если пункты заканчиваются точками, то и после цифр должны стоять точки (как в вариантах I и II). Если же на конце пунктов точки с запятой, то после цифр лучше ставить скобку (вариант III). Это объясняется тем, что после точки должна идти большая буква, а большая буква в первом слове пункта идет только в тех случаях, когда точки идут и на концах строк. Как правило, после римских цифр скобки не ставятся, то есть их не стоит употреблять в III варианте.

Что же касается последнего предложения перед списком, то двоеточие обычно ставят, когда конец фразы представляет собой явную отсылку к списку или содержит обобщающее слово. Например, если фраза заканчивается на словах «такие как:» или «следующие параметры/области/разделы/ и т.д. и т.п.». Если же список подразумевается логически, но прямых отсылок к нему нет, то лучше поставить точку.

Еще один момент, связанный с тем, как правильно оформить список, — стилистический. Он заключается в том, что в идеале все пункты перечня должны быть согласованы с предваряющим список предложением и представлять собой что-то вроде однородных членов. При этом предлог, если он нужен после обобщающего слова, лучше ставить в начале первого или каждого пункта (в зависимости от контекста), а не оставлять перед списком.

Например, неправильными будут несогласованные варианты:

Я хотел рассказать маме:

* дела в школе;

* планы на каникулы;

* новости друзей.

Я хотел рассказать маме о:

* делах в школе;

* поехать в каникулы;

* хорошо покушать.

Данный список лучше было бы оформить следующим образом:

Я хотел рассказать маме:

* о делах в школе;

* о том, куда я хочу поехать на каникулы;

* о новостях друзей;

* о том, что я хочу хорошо покушать.

Если вы собираетесь сделать список внутри списка, то правила оформления от этого никак не изменятся. Желательно, правда, выбрать другие буллиты или цифры (например, не «1.», а «а)», чтобы читатели понимали, где один список прерывается другим и где какое перечисление заканчивается. Также для перечня каждого последующего уровня, как правило, делается больший отступ с левого края страницы.

Часто ли вам приходилось задумываться во время письма, когда ставится двоеточие, а когда - тире? Наверное, часто, ведь эти знаки препинания, как и любые другие, требуют соблюдения определенных правил, хотя в некоторых случаях и очень похожих. А вот каких именно - мы поговорим далее в статье.

Связь между обобщающими словами и двоеточием или тире

Рассуждая о том, когда ставится двоеточие, а когда - тире, в первую очередь нужно упомянуть те предложения, в которых употреблены однородные члены, а при них имеется обобщающее слово. Именно после него, перед перечислением, и необходимо двоеточие.

Так, например, в предложении: «В его рюкзаке всегда можно было найти интересные вещи: камешки, болты, металлические шарики и даже муху в спичечном коробке », перед перечислением стоит обобщающее слово «вещи », после которого в данной ситуации и ставится двоеточие.

Если же обобщающее слово находится после перечисления, то перед ним требуется поставить тире. Например: «Камешки, болты, металлические шарики и даже муха в спичечном коробке - вот вещи, которые всегда можно найти в рюкзаке у Петьки ».

Кстати, после обобщающего слова часто можно встретить и тире, что тоже является верным вариантом. Например: «Там все иначе - язык, жизненный уклад и даже ценности ».

Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях

Случаев, когда ставится двоеточие в сложных бессоюзных предложениях, несколько:

  1. Если вторая часть сложного предложения объясняет содержание первой. Тогда между ними можно поставить союзы «а именно» или «как то». Например: «Все в природе говорило о радости: с чистого неба ярко светило солнце, и на разные голоса пели птицы».
  2. Если во второй части предложения указывается причина того, о чем упоминается в первой его части. Тогда, кстати, между частями легко поставить союзы «потому что» и «так как». Например: «Иван был очень недоверчивым человеком: его слишком часто подводили близкие люди».
  3. Еще одним случаем, когда ставится двоеточие между частями предложения, является тот, где одна часть предупреждает о том, что изложение продолжится и далее. В таких предложениях в первой части употребляется, как правило, один из глаголов: видеть, знать, слышать, чувствовать и т. п. Например: «Петр и Анна знали: у них обязательно будет большая и шумная семья». Как видите, между частями этого предложения и подобных ему можно поставить союз «что», превратив его, таким образом, в сложноподчиненное предложение.

Допустимым вариантом является также и употребление в данных предложениях тире вместо двоеточия. Сравните:

  • Он понимал - случилось непоправимое .
  • Подобное при нем лучше не произносить - может обидеться .
  • Им казалось - еще немного, и все сбудется .

Кстати, предложения с предупреждением о продолжении повествования следует отличать от сложных предложений, не содержащих такового. В этом случае в них между частями ставится запятая. Например: «Знаю, жить они будут у нас ».

Когда ставится двоеточие в предложении с прямой речью

В тех предложениях, где используется прямая речь, двоеточие ставится после слов автора, например:

  • По дороге домой Нина жалобно спросила у Сони: «Ты сможешь когда-то простить меня?»
  • Она проговорила сквозь зубы: «Если бы ты знал, как мне ненавистна эта жизнь».

Предложения, в состав которых входит прямая речь, нужно отличать от сложноподчиненных конструкций. В последних перед придаточным ставят запятую, например:

  • По дороге домой Нина жалобно спросила у Сони о том, может ли она рассчитывать на прощение.
  • Она проговорила сквозь зубы, что ей крайне ненавистна эта жизнь.

В каких случаях ставится двоеточие в заголовке

Отдельного пояснения требуют правила написания заголовков. Если заголовок какого-то текста делится на две части, и первая из них (именительная) называет лицо, проблему, место действия и т. п., а вторая конкретизирует значение первой, то между ними ставится двоеточие.

Давайте рассмотрим примеры таких заголовков:

  • Ангина: признаки и методы лечения болезни.
  • Михаил Булгаков: неизвестные факты из биографии писателя.
  • Десять дней в Индии: страна чудес и контрастов.

Так что же ставить - тире или двоеточие?

В заключение можно сказать, что в современном языке решить, когда ставится двоеточие, а когда лучше обойтись тире, становится все проще, так как тире в этом « поединке» нередко выходит победителем.

По мнению знаменитого Д. Э. Розенталя, тире является более свободным знаком, часто « заходящим» и во владения двоеточия. Чем же это объясняется? Лингвист считает, что тире в предложении выполняет не только чисто синтаксические функции, но и придает ему эмоционально-экспрессивную окраску. Очевидно, поэтому его так любят употреблять авторы в художественной литературе и в периодических изданиях. В качестве примера можно привести несколько фраз из газет: «Выборы позади - можно подводить итоги » или «Эксперты называют этот процесс достаточно закономерным - спрос на земельные участки повысился ».

А значит, решать, когда ставится двоеточие в предложении, а когда - тире, можно и исходя из авторских предпочтений.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары