Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Карта бывшего полигона ввс ссср. Основные американские полигоны и другие ракетно-испытательные объекты тихоокеанской зоны

Высадившись с дизеля в Туганах, причем длины станции поезду не хватило и его хвост перегородил переезд, попытался проехать через КПП на полигонную дорогу.
Автобусная остановка

Заметив на КПП жизнь и собаку развернулся и по ж.д. насыпи, окольными путями проогребал на искомую дорогу.


Возможно и зря, может проезд был свободен.
Доехал до первой площадки уничтожения боеприпасов, у блиндажа никого нет,

Внутри блиндажа есть печка, можно обогреться и приготовить себе чаек.


Перепаханное взрывами поле за забором из колючей проволоки.

У входа груды и штабеля упаковок от боеприпасов.


На самом поле в углу ящики с оболочками от выжженных "лимонок".

По всему полю осколки от боеприпасов, следы от делавшего планировку бульдозера, у тракториста-камикадзе та еще работенка.
Части складного оперения предположительно от авиационной ракеты С-25

Графитовое сопло ракеты

"Цинки" от патронов к авиационной пушке АМ-23 и пустые корпуса от авиабомб ФАБ-500-M62 или ЗБ зажигательных баков (авиабомб)


Выполнение Федеральной целевой программы- "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года".

Раньше времени ушел с дороги в болота, ничего кроме старого грузовичка ГАЗ-51 и лося не нашел.

На спутниковых снимках заметил на отшибе, в сильно заболоченной местности несколько групп истребителей и один большой самолет, пытался найти эту покрытую воронками территорию, с первого раза не удалось.

Смутила затопленная дорожка которую я присмотрел на фотографиях, свернул на похожую, оказалась не та, нужную нашел потом, правда ни времени, ни сил, ни желания на болотный поиск к тому времени уже не оставалось. Пешком походил по болоту, кроме останков ГАЗ-51 на глаза еще попался лось. Он кормился в кустах и был напуган моим появлением с неожиданного направления. Постояв немного и посмотрев друг на друга я решительно направился в его сторону с фотоаппаратом, чтобы сделать снимок почетче. Лось убежал по кустарнику, как по дороге, обманув меня, я ожидал найти в том месте хотя бы тропу, чтобы выйти в сушь, кроме болота и зарослей ничего там не было.
В поисках дороги к дальним мишеням, самолетам вышел на берег озера Белое, где нашел
Притопленную лодочку и

уголковые отражатели

(Уголковые отражатели - являются искусственными радиолокационными ориентирами, позволяют бортовым панорамным локационным комплексам летательных аппаратов (самолетов, крылатых ракет, управляемых боеприпасов и др.) определять местоположение ЛА, путем сличения радиолокационного изображения местности на экране с радиолокационной картой, вычислять навигационные элементы полета (скорость, направление, скорость ветра и др.) и корректировать рассчитанные координаты ЛА. Так же используются для маскировки, создания ложного радиолокационного изображения местности, изменения контуров природных и искусственных объектов, населенных пунктов, имитации присутствия военной техники и пр.)
http://lliric.narod.ru/10/page_10.4.htm
В данном случае эти уголковые отражатели, возможно, были частью (маркером) радиолокационной мишени
34. Радиолокационные мишени могут обозначаться уголковыми отражателями, действующими радиолокационными станциями (РЛС), импульсными радиомаяками и другими техническими средствами.
35. Радиолокационная уголковая мишень обозначается треугольником со сторонами не менее 1,5 км, в вершинах которого устанавливаются уголковые отражатели; одна из вершин треугольника - точка прицеливания. На ней устанавливаются четыре уголковых отражателя, другие две вершины - маркеры, на них устанавливаются по три уголковых отражателя; расстояние между уголковыми отражателями в вершинах треугольника не более 15 м; маркеры располагаются за точкой прицеливания по направлению захода на цель в пределах рабочей зоны авиационного полигона.
Доехал до Диспетчерской вышки полигона, постоянно опасаясь разоблачения вышел на мишенное поле. Где была расставлена, на некотором удалении друг от друга, старая техника:
Самолет-мишень МИГ-21 для лучшей заметности укрыт тормозным парашютом и стоит в круге из окрашенных покрышек

Миг-21 выпускался серийно в СССР с 1959 по 1985 год, состоял на вооружении более 40 государств, в настоящее время остается в составе ВВС 22 стран мира

МиГ-21 является 1-м советским реактивным истребителем второго поколения, что подразумевает использование ракет как основного вооружения и скорости 2,5 звука. Самый распространенный сверхзвуковой самолет в мире. Произведено: 11 496 экземпляров, не считая построенных по лицензии в КНР.

БТР-60


БТР-152



БРДМ-2 и флагшток с ветроуказателем на конце

стоял на пригорке

а Т-55 имитировали танковую колонну

ряд макетов "западных" танков

уходил в болото

На территории действующего полигона ВВС попадались следы проводящихся здесь учений военной авиации,
вот такие штуки:
гильзы от патронов к авиационной пушке

НАР С-25 ОФМ (АРС-250) "Неуправляемый Авиационный Реактивный Снаряд Осколочно-Фугасный Модернизированный"

НАРС С-5 "Скворец" Неуправляемый авиационный реактивный снаряд 57-мм

80-мм неуправляемый авиационный реактивный снаряд С-8КОМ


и что они могут натворить

Масштабы уничтожения боеприпасов впечатлили, почему то вспомнился 1941 год, по грудам покореженного военного имущества и кучам зеленых ящиков.

Судя по этикеткам, ящики от осколочных гранат ОГ-9 - выстрелов к СПГ-9 «Копьё» — (станковому противотанковому гранатомёту)

Часть полигона, где выжигают пороха с истекающим сроком хранения.Чтобы хоть немного разгрузить опасные хранилища, минобороны распорядилось уничтожать способом подрывов те боеприпасы, которые хранить стало рисковано

Кофры для хранения и транспортировки артиллерийских бездымных порохов.

Стальные поддоны от частично сгорающих гильз метательных зарядов для снарядов к 125-мм гладкоствольной танковой пушке Д-81 танков Т-64А,72,80,80А

Два резонансных происшествия, когда самопроизвольно взорвались с угрозой для населения 99-й и 102-й арсеналы, подтолкнули к принятию решения на уничтожение

До конца 2012 года запланировано взорвать полтора миллиона тонн старых боеприпасов.

Кофры для хранения порохов и арматура метательных зарядов куда крепились картузы с пироксилиновым порохом к снарядам от станкового гранатомета (безоткатного орудия) СПГ-9.

Было объявлено, что за последние годы утилизировано 750 млн патронов. Большую часть сожгли на открытом воздухе.

"Необходимая рекультивация 1 гектара полигонной земли, где велись подрывы, сегодня превышает два миллиона рублей, завтра это будет стоить еще дороже."

"На содержание своего боезапаса Вооруженные силы тратят 2 миллиарда рублей в год."

В дальнем конце полигона началось территория, где использовали бомбы большой мощности, воронки больше, на деревьях и земле стали попадаться парашюты. В процессе поиска короткого выезда на шоссе наткнулся на заводского изготовления цилиндрическое металлическое убежище,

метрах в 20 от него была свежая воронка метров 8-10 в диаметре (возможно от авиабомбы ФАБ-250 или 500)

с покалеченными осколками соснами и металлическими ошметками вокруг.

Пройдя совсем недалеко по дорожной насыпи узрел остатки парашютной системы от авиабомбы,

сам пустой корпус валялся рядышком, в лесу.

ОФАБ-500ШР "Осколочно Фугасная Авиационная Бомба Штурмовая с разделяющейся БЧ калибра 500 кг"

К сожалению дорога закончилась поврежденной взрывами песчаной дамбой и разрушенным деревянным мостом через речку. В образованных взрывами заливчиках плавали утки, на том берегу виднелись мишени - выложенные покрашенными покрышками большие белые круги. Черные саперные провода, что отходили от воронок на берегу речушки навели на мысль, что здесь уничтожали неразорвавшиеся во время учений авиабомбы. Вернулся с этой наезженной отворотки на основной тракт без особых приключений завершил свое путешествие по "Полям падений".
На выезде с военной территории нашел КПП с то ли недостроенной избушкой, то ли шалашиком покрытым старым парашютом, с гамаками внутри из того же материала и бушлатами в них.

Далее через Ополье и Керстово попал в Кикерицы, где стоят любопытные старые дома и сараи из гранитных валунов и бутового камня, кажется они называются Фольварки, но скорее всего я ошибаюсь.
Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Ополье)

Церковь Николая Чудотворца (Керстово) реставрируется много лет

Родник в Георгиевском.

Памятник погибшим землякам в Пиллово.

В Георгиевском заправившись вкуснейшей водой из родника двинул к еще одному военно-историческому "объекту". До деревни Тарайка шел неплохого качества пустынный асфальт, потом превратившийся в ямный грейдер. Спросив у местных съездил к братской могиле у которой образовалось небольшое кладбище.
Братские могилы в деревне Тарайка.


На горе Батарейной заехал в лес, к многочисленным ямам в земле, остаткам укреплений, некоторые были приличных размеров.
По красивой грунтовке, куда свернул с грейдера, добрался до карьера, охранник которого хотел отправить меня кружным путем на заброшенные позиции ПВО. Нашел таки лесную грунтовку, что вывела меня на расположенную в красивом сосновом лесу горку для локатора ЗРК С-200.
Лестница на горку для локатора РПЦ (радиолокатор подсвета цели)

Остатки бункера локатора подсвета цели

Вход в бункер для личного состава расчета РПЦ

Часть внешнего периметра обороны

Свернув вправо от горки попал на стрельбовые позиции дивизионов ЗРК. В центре был командный бункер, по углам шестиугольника - места для обвалованных пусковых установок. На месте ПУ бетон был раскурочен, остались только шпалы подъездных путей от заряжающих машин (ЗМ), на некоторых позициях бетонные убежища для машин (ЗМ) и автоматических стелажей для хранения ракет.
Бункер в центре стартовой позиции ЗРК С-200(СБ) в нем размещались: кабина подготовки старта К-3В и распределительная кабина К-21М, электрогенератор.

Остатки ангара для техники в бункере командного пункта стартовой позиции ЗРК

Ангары для техники в бункере пункта управления и наведения на цель стартовой позиции ЗРК С-200.

Здание для заряжающей машины (ЗМ) автоматической системы подачи ракет стационарной ЗРК С-200. Шпалы рельсового пути к пусковой установке.

Заряжание пусковых устройств ракет осуществлялись в полу-и -автоматическом режимах. Заряжать можно было и со специальных автомобильных транспортеров.К каждой пусковой установке ПУ 5П72, 5П72Б, 5П72В прилагалось по 2 заряжающей машины 5Ю24, механизированный стеллаж 5Я83 и др.

Как это было.

Осмотрев пару "Ромашек" проехав мимо разрушенных, сделанных из пенобетона, караульных помещений, попал на территорию технического дивизиона: гаражи и ремонтные боксы.
Ремонтный бокс


Караульная будка

Откуда по роскошному асфальту добрался до КП дивизиона, он же ЗКП дивизии: двери кое-где целы, на полу валяются документы в т.ч. с личными данными служивших.
Вроде как Командный пункт группы дивизионов и запасной КП Краснознаменной Речицо-Брандебургской орденов Суворова и Кутузова Гвардейской дивизии ПВО.

Журнал с личными данными военнослужащих, года рождения - 1969, по идее ДСП

Дорога окончилась заброшенным песчаным карьером, где валялся лишенный обсыпки бункер, на другом конце возвышалась наполовину срытая вдоль еще одна локаторная горка.

Если бы вначале свернул налево от первой локаторной горки, то сразу бы попал сюда. Вернулся назад по той же дороге к перекрестку, где некогда был лагерь работников карьера, нашел остатки ускорителя зенитной ракеты С-200 и локаторной решетки РЛС П-14. По основной дороге покинул территорию части, выскочив на грейдер поторопился в деревню Получье, т.к. начало смеркаться.
Предположительно один из 4-х ускорителей от ракеты ЗРК С-200, части антенн РЛС

Пиьсмена исчезнувшей цивилизации.

Пройдя мост через речку Огневица спросил у водителя белого микроавтобуса обучавшего девушку вождению про возможность попадания в деревню Хаболово по грунтовке,что топроходит к западу от деревни Получье. Палец с наколотыми перстнями уверенно водя по карте направил меня в многокилометровый объезд через Куровицы или как альтернавный вариант, через Котлы. Дорога обозначенная на карте, по его словам довоенная, заросла и меня ждет более 2 км завалов и бездорожья, я все-таки решил проверить ее проходимость. Прошмыгнув мимо 3 женщин и 1 мужичка дачного вида, что выпивали у холмика со свежей землей и каской на нем перед самой деревней свернул на убитую лесовозами грунтовку - заезд к озеру Судачье. Не дойдя до озера, на полянке заваленной бревнами, повернул назад и заехал в деревню где напрасно поискал место для ночевки на болотистом заросшем камышом берегу Хаболово озера. В конечном итоге в самой деревне поинтересовался у местных выходом на дорогу к западу от Хаболово озера. Несколько человек утверждали, что дороги там нет, она убита лесовозами, с закрытием военного дивизиона ПВО за ней никто не следил и она стала не проходима. Дачники вернувшиеся с "могилы" проговорились, что могила - муляж, что дороги нет, есть тропинка, которую знают только местные и чужаки ее не найдут, если найдут, то ждет их 3 км ужасов, страданий и таскания лисапеда на горбу. Однако женщина вспомнила, что в прошлом году 2 девицы прошли таки эту тропу, но раз темнеет, то предложила заночевать в бане, йа отказался, к удовольствию ее мужа. Объяснили, что в первый раз пол дороги на Судачье я прошел и могу пройти ее до берега, либо сделать 3 км трип до гламурного общеупотребительного заезда. Я выбрал короткий, но огребательный вариант. На пути к озеру, еще в деревне встретилась "ученица" возвращавшаяся пешком, и метров через 200 белый микроавтобус, похоже наставник разочаровался в "студенте". Заночевал на берегу озера Судачье, хорошее место с готовыми наколотыми дровами и берестой. Ужинал в темноте. Звезды красиво отражались в темной воде. Поднялось небольшое волнение и посуду пришлось мыть в замутненной воде. Прошел за этот день 100 км.
Озеро Судачье

Место стоянки


На следующий день проснулся поздно, встал еще позднее. Плотно позавтракав рванул "огребать", удивило наличие ветрогенераторной установки в деревне. Нашел дорогу-тропу, направление на которую мне показали вчера, мог бы сразу перед деревней на нее свернуть, вместо бесмысленного кружения по деревушке. Поначалу пошел недалеко по ней пешком "на разведку", убедившись в хорошей проходимости участка сбросил рюкзак и вернулся за велом. Дорогой не пользуются, она немного подзаросла, несколько поваленных деревьев поперек пути никто не убрал. Чуть дальше колея переходит в болото, где лесорубы оставили на полянке маленькие штабельки бревен, один из которых прямо посредине тропы, но ничего меганепроходимого в ней нет.
Дорога за Получьем.

Местные утверждали, что пройти здесь с велосипедом невозможно.


Весь участок - 1,2 км прошел за 45 минут, в конце вышел на ямку маленького карьера в песчаном сосновом бору на возвышении.

Прекрасная грунтовка к сожалению при спуске в низинку в темном ельнике была испорчена лесовозами, оставившими протекторами своих тракторов "стиральную доску", так же мешали беспечному передвижению большие лужи поперек пути. Ближе к деревне Хаболово обилие дорожек в песчаных сосновых борах на возвышенности могло сбить с толку. Перед самой деревней река вытекающая из озера размыла дорожное полотно, пришлось одевать бахилы, что так понравились рыбакам: "Хорошая вещь, надо купить".
Разлив реки перед деревней Хаболово.

Прошмыгнув через деревню, не особо осматривая воинские захоронения на кладбище на берегу озера и остатки строений довоенного аэродрома для гидросамолетов, по прекрасному асфальту выехал на грандиозную стройку у железной дороги - станция Усть-Луга сортировочная - так было написано на информационном щите.
Развалины зданий штаба и казарм гидроаэрочасти на озере Хаболово.

Часовня в Хаболово

У прорабской стоял гастарбайтер держась за больной глаз, он поделился информацией, совпавшей с той же, что я прочитал на инф. щите. Далее дорога была разбита большегрузными самосвалами, что возили песок на стройку, навстречу попалась скорая, похоже ехала к виденному мной раненному рабочему. В Елизаветино осмотрел развалины господского дома усадьбы Великино, потом по хорошему шоссе помчался смотреть останки крейсера Аврора в пос. Ручьи.
Барский дом усадьбы Великино


В деревне Слободка привлек внимание заброшенный домик из красного кирпича и гранитной облицовкой, никакой инфы по нему пока не нашел, от него был красивый вид на Лужскую губу.
Домик в стиле Модерн в деревне Слободка.

Бывшую дореволюционную дачу или усадебный домик кто-то попытался выкупить, даже подвел крышу, но стропила прогнили и некоторые обрушились.



От дома, с пригорка, открывается прекрасный вид на Лужскую губу Финского залива, вдали просматривается Кургальский полуостров.

В поселке Ручьи по живописной брусчатке спустился в гавань, через охранников проехал к торчащим из воды кускам Авроры.
Церковь Николая Чудотворца в Ручьях

Дорога к бывшей базе Краснознаменного Балтийского Флота "Ручьи".

Остатки, предполагавшейся стать основной, базы Балтийского флота. "Кронштадт-2". Чтобы "не хранить все яйца в 1 корзине" и ввиду близости финского берега к Кронштадту (до острова доставала финская корпусная артиллерия небольшой дальности стрельбы) нужна была еще 1 глубоководная база

Вместо этого в 1941 году под угрозой захвата немецко-фашистскими войсками все было взорвано.

Теперь гавань используется для отстоя различных судов, в мое посещение там стояли дноуглубительный земснаряд и буксир.

Исторические останки пережившего Цусимское сражение и участника Октябрьской революции и Великой Отечественной войны крейсера Аврора.

Легкодоступные части корпуса, что торчали над водой, были срезаны и сданы в утиль.

Чуть в сторонке у выброшенного на берег буксирчика наступили такое летнее блаженство и благодать, что захотелось подольше побыть в этом месте, поглазеть на по летнему залитое солнцем море и понаблюдать за рыбаками. Шашлычники разъезжались с залитого солнцем берега. Взобрался на застрявших среди свай катер, пофтыкал в залив, потом все-таки передумал ехать в этот день на электричку в Сосновый бор и оттуда в забитом дачниками вагоне домой, решил заночевать на Копанском озере.

Участь буксирчика непонятна, как вариант его поднимут краном большой грузоподъемности и отбуксируют на глубину или пустят "на иголки"

Можно пофантазировать на тему отлива.

В поселке Ст. Гарколово не нашел обозначенных на карте достопримов, свернул на разбитый грейдер в деревню Пейпия, там по дорожке вдоль озера среди занятых или загаженых стоянок нашел одну чистенькую с костровищем рядом с ручьем. Проехал 70 км.
На следующее утро старт часов в 12, дальше по грейдеру к 2-м братским захоронениям (1 из них с памятником погибшим летчикам балтийцам, почему то с крылом от МИГ-17).
Памятник на перекрестке дорог

Памятник Летчикам Балтийцам на воинском кладбище


Далее объезжая Копанское озеро у ДОЛ "Юный моряк" (фактически ДОЛ "Радуга") не нашел обозначенного на карте захоронения (или памятника), местные языки тоже ничего про него не знали. Обфотографировал большой мемориал на краю Ораниембауманского плацдарма по реке Воронка.
Мемориальный комплекс в Керново.

Фронт, Флот, Завод, Тыл.

Реверс памятника.

Попал на пересменку на ЛАЭС, поэтому в город ехал с большим количеством попутного траспорта, прямо перед городом даже была пробка. Купив билет на станции использовал час до электрички для похода в магазин и осмотра Андерсенграда. В этот день проехал 70 км.



П.С. Обнаружил, что мои фотографии были размещены на одном из китайских форумов, тамошних обитателей удивила российская бесхозяйственность. Судя по комментариям железо от утилизированных на полигоне боеприпасов, да и деревянные ящики вполне могли быть использованы в гражданских целях. Так же их удивило наличие на полигоне танка западного образца, за который они приняли добротно сделанный макет. Из того, что вызвало уважение китайцев, это отношение к памятникам посвященным Великой Отечественной войне.
П.П.С. В 2015 обстановка на мишенном поле со стрелковыми мишенями обновилась, в августе сюда были переброшены транспортным вертолетом Ми-26 . Видел сам вертолет, возвращающимся вдоль железнодорожной ветки Луга-Сиверский, тогда цели этих полетов для меня оставались загадкой.

Соответствующий стандартам Североатлантического альянса. Переоборудованием полигона, расположенного всего в нескольких десятках километров от границ Калининградской области, сейчас занимается инженерное подразделение ВВС США Red Horse совместно с литовскими коллегами.

Напомним, о планах Вильнюса восстановить пять военных полигонов, доставшихся Литве от Советского Союза, стало известно в 2016 году. К 2020 году литовские власти намерены полностью перестроить тренировочные объекты в окрестностях пяти населённых пунктов: Пабраде, Гайжюнай, Кайряй, Казлу-Руда и Роке.

Работы по модернизации полигона Казлу-Руда начались в прошлом году.

Хотя Литва не располагает современными истребителями и бомбардировщиками, с осени этого года авиаполигон будет использоваться по линии НАТО для отработки ударов по наземным целям с воздуха.

Работы по перестройке полигона финансируются по линии European Reassurance Initiative — американской программы, направленной на расширение военного присутствия США в Европе. Этот полигон станет единственным объектом такого типа на территории Прибалтики. Как заявил ранее вице-министр национальной обороны Литвы Гедримас Еглинскас, завершение данного проекта внесёт вклад в политику сдерживания.

  • Стратегический бомбардировщик B-52H
  • U.S. Air Force

Следует отметить, что учения ВВС США в этом районе уже проходили — в январе 2018 года здесь, к примеру, производились учебные полёты американских стратегических бомбардировщиков B-52H, способных нести ядерное оружие. Как заявило тогда посольство США в Литве, учения были призваны продемонстрировать «твёрдость намерений» Вашингтона в обеспечении безопасности Балтийского региона.

Пентагон проводит учения с участием стратегической авиации непосредственно у российских границ, однако, если бы Россия прибегла к подобным шагам, это было бы расценено США как «агрессия», уверены эксперты.

Так, плановый полёт российских стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-16 над Северным морем в январе 2018 года в НАТО назвали «формой устрашения или провокации» — об этом заявил министр обороны Нидерландов Анк Бэйлевелд. Тогда для сопровождения российских самолётов в воздух были подняты истребители сразу двух стран: Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании и F-16 ВВС Бельгии. Комментируя инцидент, в российском оборонном ведомстве отметили, что полёт проводился в плановом режиме над нейтральными водами без нарушения воздушных границ других стран.

Зато страны альянса не стесняются прибегать к провокациям в воздухе — именно так охарактеризовали эксперты прошлогодний случай, когда натовский истребитель F-16 над Балтийским морем пытался приблизиться к российскому самолёту, на борту которого находился министр обороны Сергей Шойгу.

Чтобы отогнать американский самолёт, пилоту российского Су-27 пришлось даже качнуть корпусом так, чтобы продемонстрировать своё вооружение. По мнению экспертов, в том, что Запад прибегает к двойным стандартам, когда речь заходит о западных границах России, нет ничего странного — именно этому району в НАТО придают особое стратегическое значение.

Восточный вектор

Эксперты напоминают, что к странам Восточной Европы и Прибалтики внимание Вашингтона приковано давно. После того как в 2002 году США вышли из Договора об ограничении средств противоракетной обороны, Пентагон начал приближать свою систему ПРО к российским рубежам на востоке Европы. Формально власти США заявляли, что эти шаги не направлены против России, а предназначены для сдерживания Ирана и КНДР.

Однако в 2014 году Вашингтон уже перестал скрывать свои намерения: администрация Барака Обамы представила «Европейскую инициативу перестраховки» (European Reassurance Initiative) — программу по усилению присутствия США в Европе в качестве «противодействия провокационным вооружённым действиям России на Украине», а также помощи странам, потенциально подверженным «российской угрозе».

В рамках «противодействия России» непосредственно на границах с Прибалтикой и Польшей НАТО регулярно проводит многочисленные военные манёвры. Только за прошлый год в этом районе прошло порядка 16 военных учений. При этом военная активность альянса началась ещё до украинских событий и вхождения Крыма в состав России. Так, в 2013 году Александр Грушко, занимавший на тот момент должность постпреда РФ при НАТО, комментируя учения Steadfast Jazz 2013, отметил, что манёвры на польской и прибалтийской территориях проводились «по канонам холодной войны».

В 2016 году государства — члены НАТО договорились разместить в странах Балтии и Польше четыре многонациональных батальона, действующих на ротационной основе. Численность каждого подразделения должна составлять порядка 1000 военнослужащих. В командовании НАТО это решение объяснили тем, что с российской стороны границ находится крупная военная группировка.

Однако по сведениям российского Минобороны, фактическая численность восточных батальонов НАТО может заметно отличаться от номинальной. Как пояснили ранее в российском ведомстве, альянс стягивает в эти районы большое количество бронетехники. Только в январе 2017 года в Европу из США были перекинуты сотни армейских машин, включая танки и артиллерию.

  • Cаммит НАТО в Брюсселе
  • Reuters
  • Francois Lenoir

Сейчас большое внимание НАТО уделяет наращиванию транспортной инфраструктуры для переброски войск к восточным границам Евросоюза. Основной проблемой для альянса становится преодоление государственных границ внутри ЕС — военным приходится подолгу ждать, пока местные власти позволят военным грузам и личному составу продолжить движение. Бюрократические проволочки сильно тормозят переброску армейских сил. К примеру, чтобы вернуть военную технику из Грузии в Германию после учений в прошлом году НАТО потребовался не один месяц. Для решения этой проблемы в начале 2018 года министры стран — членов НАТО договорились создать в Европе — зону свободного перемещения военных грузов и личного состава.

Как подчеркнул в интервью RT руководитель сектора проблем региональной безопасности Центра военно-политических исследований РИСИ Сергей Ермаков, все эти военные приготовления оправдываются необходимостью противостоять «российской угрозе», миф о которой давно раскручивается в альянсе.

«Благодаря этой легенде не только цементируется НАТО, но и выделяются дополнительные средства. Страны Балтии в этой схеме играют важную роль, подогревая тревожные настроения, и это играет на руку США», — пояснил эксперт.

Говоря о мотивации властей Литвы, Эстонии и Латвии, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин отметил, что сейчас они позиционируют себя как «форпост сдерживания России» и готовы на любые меры, чтобы заручиться поддержкой США.

«С помощью такой политики данные страны надеются доказать свою нужность, рассчитывая получить на этой волне какие-то экономические преференции», — считает Кошкин.

Наращивание контрвозможностей

Окрестности города Казлу-Руда были выбраны НАТО для создания опорного авиаполигона неслучайно, считают эксперты. Дело в том, что неподалёку от этого района расположен Сувалкский коридор — так военные узкую полоску земли, отделяющую Калининградскую область от территорий Белоруссии — военного союзника Москвы. В НАТО считают, что в случае военного конфликта Россия постарается в первую очередь занять именно этот район, чтобы прервать сообщение между странами Прибалтики с основной группировкой НАТО, а также обеспечить прямой коридор до российского эксклава.

Преимущество в данном случае будет на российской стороне, так как этот район находится в зоне досягаемости дислоцированных в Калининградской области зенитно-ракетных комплексов. Напомним, небо над эксклавом защищают РЛС системы раннего предупреждения о ракетном нападении типа «Воронеж-ДМ», которые позволяют отслеживать ракетные запуски на территории всей Европы и за её пределами, а также ЗРК С-400. Кроме того, в Калининградскую область ранее были переброшены ОТРК «Искандер» — на этот шаг Москва пошла в ответ на расширение американской системы ПРО в Европе.

По мнению Сергея Ермакова, в НАТО понимают, что Россия способна блокировать активность альянса по ряду направлений. Для того чтобы решить именно эту задачу, альянс сейчас и наращивает контрвозможности на ключевых участках, и это не оборонительная, а наступательная активность.

«На самом деле полигон Казлу-Руда нужен для того, чтобы в случае необходимости нанести удары по российским системам ПВО, дислоцированным в Калининградской области и способным остановить наступление НАТО. Конечно, вместе с запуском авиаполигона альянс вынужден параллельно расширять в этом районе свои системы противовоздушной защиты», — пояснил эксперт.

О том, что Россия располагает преимуществом в воздухе в районе Сувалкского коридора, ещё в 2016 году заявил журналистам экс-командующий силами НАТО в Европе, американский генерал Уэсли Кларк. По его словам, прибалтийские страны не располагают современными средствами ЗРК, а также новыми военными самолётами и ранее уже обращались к альянсу с просьбами разместить в регионе свои системы противовоздушной обороны.

Страны — члены НАТО прислушались к этим просьбам, и во время июльского саммита альянса было решено усилить противовоздушную оборону Прибалтики. Планируется, что системы ПРО будут размещаться в Литве, Латвии и Эстонии на ротационной основе.

По мнению экспертов, решение Вашингтона разместить единственный в Прибалтике авиаполигон именно в Казлу-Руда обусловлено не только сугубо тактическими, но и политическими соображениями.

«По большому счёту расширение нужно альянсу не столько для того, чтобы начать реальную войну, сколько для того, чтобы оказывать политическое давление на Москву», — уверен Сергей Ермаков.

Это мнение разделяет и генерал-лейтенант запаса, заместитель главнокомандующего ВВС России в 2003—2007 годах по вопросам объединённой системы ПВО государств — участников СНГ Айтеч Бижев. Как пояснил эксперт в интервью RT, альянс, размещая этот авиаполигон вблизи российской границы, хочет таким образом «поиграть на нервах Москвы, ещё больше взвинтив напряжённость в этом районе».

Аналогичной точки зрения придерживается и Андрей Кошкин.

«Дело не в том, что НАТО напрямую планирует военный конфликт с Россией. Скорее, решение о размещении авиаполигона в районе Казлу-Руда было принято именно из провокационных соображений», — подвёл итог эксперт.

Авиация и ядерные испытания Куликов Серафим Михайлович

2. 71-й полигон ВВС

2. 71-й полигон ВВС

Организация полигона

При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен.

Окончательным местом для 71-го полигона был определен р-н пос. Багерово на Керченском п-ове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. В этом районе преобладало значительное количество солнечных дней, что было существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывалось обеспечение безопасности испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от пос. Багерово выходила к Азовскому морю в р-не Чокракского оз., а западная - к Казантипскому заливу. На отведенной территории все бывшие аэродромные сооружения и взлетно-посадочная полоса были разрушены, жилой фонд отсутствовал. К этому следует добавить, что в районе будущего гарнизона не было дорог, источников водоснабжения, отсутствовала линия электропередачи.

Приказ главкома ВВС о формировании 71-го полигона как воинской части 93851 с его штатной структурой был подписан 10 ноября 1947 г. Начальником полигона был назначен энергичный, обладающий опытом руководства большими коллективами и ведения боевых операций генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Комаров Георгий Осипович.

В состав руководства полигона вместе с генерал-майором Комаровым Г.О. вошли:

Заместитель начальника полигона по научно-испытательной части инженер-полковник Чернорез Виктор Андреевич;

Начальник штаба генерал-майор Факов Яков Андреевич, которого вскоре сменил полковник Урюпин Василий Иванович; после Урюпина В.И. штаб возглавлял генерал-майор авиации Шапошников Александр Иванович;

Начальник политического отдела полковник Душин Александр Дмитриевич, а с 1954 г. - генерал-майор Петленко Александр Дорми - донтович.

На долю руководства полигона выпала необычайно сложная и ответственная задача по строительству необходимых производственно-служебных сооружений, созданию казарменного и жилого фонда для личного состава и других объектов. Необходимо было уже со следующего 1948 г. приступить к летным испытаниям разрабатываемых изделий.

К первоочередным объектам строительства относились:

Сооружение взлетно-посадочной полосы, стоянки для самолетов и командного пункта управления полетами;

Приспособление оставшихся полуразрушенных сооружений и строительство вновь лабораторно-испытательных объектов для проведения наземных испытаний изделий и подготовки их к летным испытаниям при сбрасывании с самолетов;

Строительство цели для бомбометания и пунктов внешнетраекторных измерений;

Прокладка от ближайшей станции железнодорожных путей к разгрузочной рампе и складам горюче-смазочных материалов.

Параллельно с этим велось строительство казарм, жилья, объектов соцкультбыта, электро - и водоснабжения и отопления гарнизона. Со стороны ВВС, МО и других ведомств проявлялась всесторонняя помощь в строительстве и обеспечении гарнизона необходимым оборудованием при строжайшем контроле сроков введения объектов в строй. Темпы работ, их организация с позиций настоящего времени кажутся невероятными. Для выполнения строительных работ к полигону вначале был придан строительный батальон, который был затем заменен на мощную оснащенную техникой и специалистами строительную бригаду. Все это позволило, как и планировалось, в 1948 г. приступить к летным испытаниям изделий. Вначале полеты выполнялись с взлетно-посадочной полосы, покрытой металлическими плитами. Строительство этой полосы в срочном порядке было выполнено как внеочередное. В последующем была сооружена взлетно-посадочная полоса с железобетонным покрытием и созданы соответствующие аэродромные системы, обеспечивающие полеты в дневных и ночных условиях всех существовавших и проектировавшихся в то время самолетов. Построены и введены в строй лаборатории и измерительные пункты с оснащением их по тому времени совершенным оборудованием. В сравнительно короткое время казарменная и жилая зоны городка были благоустроены. Решены проблемы электро-, водо - и теплоснабжения, проблемы канализации. Построены солдатский клуб и гарнизонный Дом офицеров на 620 мест, две гостиницы, госпиталь и поликлиника, четыре магазина, образцовая средняя школа, детский сад, пионерский лагерь на 200 мест. Жилищное строительство было доведено до уровня обеспечения жилплощадью на одного человека не менее 9 м 2 . Городок радовал чистотой и порядком, благоустройством дорог и зелеными насаждениями.

Как и на аналогичных объектах, связанных с реализацией атомного проекта, в гарнизоне осуществлялся строгий отбор кадров, были ограждены служебная и жилая зоны с введением особого пропускного режима. В первые годы действовали ограничения по переписке, проживанию членов семей как в гарнизоне, так и близлежащих поселках и г. Керчи.

Из книги Скандинавия с черного хода. Записки разведчика: от серьезного до курьезного [Другая редакция] автора Григорьев Борис Николаевич

Полигон для науки Здесь было место воспитанья, Был дом науки и добра. М. А. Дмитриев Рано утром морозный воздух раскалывается в мотоциклетном треске «Бурана», и обитатели «замка Иф», просыпаясь в сумраке своих комнат-келий, по привычке думают:- Это Борис Иванович поехал

Из книги Коррупция в Политбюро: Дело «красного узбека» автора Раззаков Федор

Глава 22 Азербайджанский полигон Смена рулевого в закавказской республике произошла в середине июля 1969 года: от власти был остранен Вели Ахундов, который пришел к руководству Азербайджаном в один год с Рашидовым (правда, на несколько месяцев позже – летом 1959 года).

Из книги 108 минут, изменившие мир автора Первушин Антон Иванович

Глава 25 Грузинский полигон После того, как в 1970 году Рашидов заметно ослабил позиции «ташкентцев» и укрепил свое положение в верхних эшелонах власти Узбекистана, наступила относительная стабильность. И юбилейный 1972 год (год 50-летия образования СССР, который отмечался в

Из книги Авиация и ядерные испытания автора Куликов Серафим Михайлович

2.1 Новый полигон Испытательные запуски первых советских баллистических ракет проводились на полигоне Капустин Яр в Астраханской области. Однако для многоступенчатой ракеты с дальностью полета 8000 км этот полигон не годился. Дело в том, что трасса полета проходила в

Из книги автора

2. 71-й полигон ВВС Организация полигона При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям

Из книги автора

Перебазирование авиагруппы 71-го полигона на Семипалатинский полигон и проведение воздушных ядерных испытаний В работах на Семипалатинском полигоне планировалось использовать 24 самолета различных типов, в том числе:по 2 самолета-носителя Ту-16 и Ил-28;по 2

Полигон № 71 (аэродром «Багерово»)  - внеклассный аэродром, на котором могут приземляться самолеты всех типов; запасная взлетно-посадочная полоса для космического корабля многоразового использования «Буран».

Основные задачи полигона: выполнение бомбометаний с самолетов-носителей в режиме воздушных ядерных взрывов и проведение отбора продуктов взрыва из облака самолетными средствами. Здесь велась отработка и «неядерные» испытания ядерных бомб совместно с испытаниями их самолетов-носителей. По результатам этих испытаний определялась пригодность и готовность комплекса «самолет-бомба» к проведению воздушных ядерных испытаний.

История

Решение о создании 71-го полигона ВВС для авиационного обеспечения ядерных испытаний было оформлено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г. и приказом министра обороны от 27 августа 1947 г.

При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен.

Окончательным местом для 71-го полигона был определен р-н пос. Багерово на Керченском п-ове в Крыму . Полигон был расположен в 14 км от Керчи на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. В этом районе преобладало значительное количество солнечных дней, что было существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывалось обеспечение безопасности испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от пос. Багерово выходила к Азовскому морю в р-не Чокракского оз., а западная - к Казантипскому заливу.

Срок формирования и оснащения полигона был приурочен к лету 1949 года, когда планировалось первое испытание ядерного заряда на Семипалатинском полигоне.

Начальником полигона был назначен генерал-майор авиации Комаров Георгий Осипович. Заместителем полигона по научно-испытательной части назначен Чернорез Виктор Андреевич. А через несколько лет в связи с переводом начальника полигона Комарова в другую часть Чернорез назначается начальником полигона. В формировании 71-го полигона, его благоустройству, организации строительства объектов жилищно-бытового обеспечения Чернорез В. А. отдавал много времени. А самые яркие страницы в новейшей истории пос. Багерово связаны с именем Виктора Чернореза. За его заслуги над входом в гарнизонный Дом офицеров посёлка Багерово установили мемориальную доску.

Полигон был создан для авиационного обеспечения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация. Первые атомные заряды разрабатывались для авиационных бомб с весогабаритными характеристиками, позволяющими использование их с дальнего бомбардировщика «Ту-4». Поэтому-то и аэродром «Багерово» был внеклассным, рассчитанным на приём воздушных судов всех типов.

Стратегическое вооружение на полуострове не размещалось, однако Крым внес свою лепту. Самолет-носитель бросал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной РДС-1 (аббревиатура означала «Россия-Делает-Сама»), с теми же взрывателями, но не ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как крымские эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны.

С 1949-го по 1962 год специалисты 71-го полигона ВВС участвовали в 178 ядерных испытаниях на Семипалатинском, Новоземельском полигонах, под Санкт-Петербургом и под Оренбургом. Самолеты с Багеровского аэродрома вылетали для участия в ядерных испытаниях. Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли. После этого возвращались в Крым и здесь, на одном из участков аэродрома, проходили дезактивацию. Впоследствии техника и продукты дезактивации (вещества, заражённая земля и.т.д.) были захоронены в степи между пос. Багерово и Чистополье. Так называемый «Багеровский могильник» существует и сегодня, провоцируя различные слухи и недомолвки.

В 1970–80 годы 288-й истребительный авиаполк в Багерово служил учебной базой Ворошиловоградского высшего военного авиационного училища штурманов. Чуть позже аэродром и учебная база стали исполняли роль центра доподготовки и переподготовки штурманов после училищ всего СССР. В 1994 году последние сорок выпускников училища уехали в Россию. А с 1996-го аэродром вообще перестали эксплуатировать.

Для взлета и посадки тяжелых ракетоносцев в Багерово была построена взлетно-посадочная полоса шириной 80 метров и длиной 3,5 километра. Это одна из трех наиболее мощных взлетно-посадочных полос в стране, которая строилась в рамках проекта создания космического корабля многоразового использования «Буран». Предполагалось, что эта ВПП будет использоваться в случае аварийной посадки «Бурана». Два других аналогичных объекта находятся на космодроме Байконур и на Дальнем Востоке. Помимо «Бурана», багеровская взлетно-посадочная полоса позволяла поднимать в воздух и принимать все типы существующих военно-транспортных самолетов, в том числе тяжелые стратегические бомбардировщики. Полоса была сделана из прочнейшего бетона и до сих пор находится в хорошем состоянии. В 1998 г. летная воинская часть и училище были расформированы, а гарнизон пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой.

То что не так давно было известно как "взлётка", трасса для керченских стритрэйсеров имеет свою историю...
Мало кто её знает и это печально.

В 14 километрах от Керчи, руководством СССР, в далёком 49-ом.было решено основать испытательный полигон...На тот момент не было возможности жахнуть одним нажатием кнопки.Ядерные заряды "доставляла" авиация.

Аэродром был построен всего за полгода. Строили его в 51-52 годах для испытания крылатых ракет и выполнения ядерных взрывов и отбора продуктов взрыва из облака. Здесь велась отработка и "неядерные" испытания ядерных бомб совместно с испытаниями их носителей. Для взлета и посадки тяжелых ракетоносцев в Багерово была построена взлетно-посадочная полоса шириной 80 метров и длиной 3,5 километра. Полоса была сделана из прочнейшего бетона и использовалась дальними бомбардировщиками Ту-4.

По результатам этих испытаний определялась пригодность и готовность комплекса "самолет-бомба" к проведению воздушных ядерных испытаний.

В Багерово одна из самых длинных ВПП (вторая по величине в СССР), два реактивных самолета могли взлетать друг другу на встречу. Самолеты с Багеровского аэродрома вылетали для участия в ядерных испытаниях. Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли.

Самолет-носитель бросал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной РДС-1, с теми же взрывателями, но не ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как крымские эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны.

Самолёты с Багеровского полигона использовались в крупномасштабных учениях "Снежок" с применением атомной бомбы. 14 сентября 1954 года состоялось ядерное испытание на Тоцком полигоне в Оренбургской области. Оно готовилось в условиях нарастающей напряженности между СССР и США. В Америке были планы ядерного нападения на СССР. В сентябре 1953-го ЦК КПСС и Совмином СССР был принят документ о подготовке к боевым действиям в условиях ведения ядерной войны. А 14 сентября началось крупномасштабное общевойсковое учение с применением атомного оружия.

Вся территория и объекты на ней были огорожены колючей проволокой, и почти у каждого объекта имеется свой КПП. Каждый занимался только своим делом в своём строго отведённом для этого месте. Все письма из Багерово шли через Москву - не дай Бог, кто из военнослужащих проболтается родным, чем занимается....

Больше 300 га степи Ленинского района на бывшем военном полигоне, отведено под объект "М" и его санитарно-защитную зону. Двойной ряд колючей проволоки, на столбах - таблички со знаком радиоактивной опасности. Название объекта "М" расшифровывается как "могильник". В нем под слоем земли и глины захоронены радиоактивные отходы. На самом могильнике радиоактивный фон держится в пределах нормы - около 40 микрорентген в час, но, по утверждению наблюдающих за объектом специалистов, есть и аномальные точки, где счетчики радиации фиксируют излучение до 15 тыс. единиц. В окрестностях объекта, согласно ежегодным замерам, уровень радиации не превышен.

В июле 1971 года начались учения Одесского ВО "Юг-71". В районе Багерово высаживался десант, самолеты Ан-12 и Ан-22 летели тройками, выбрасывали парашютистов и технику. Всего было совершено более 250 самолето-вылетов. После учений в "Красной звезде" появились статьи и фотографии гарнизона, это и называлось причиной расформированием части - дескать, часть рассекретили.

На данный момент, территория аэродрома находится в запущении.Насколько слышал, он был продан с аукциона в 2012 году за копейки.Плиты со взлётных полос выкарчевываются и вывозятся в неизвестном направлении.Здания, находящиеся на территории, пущены на стройматериал местными жителями или разрушены.Всё что можно было украсть - украдено.Тоска и печаль.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары