Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Лев толстой развратник. Лев толстой как зеркало русской мизогинии или, почему место женщин у плиты

Прочитала статью: Т. КАСАТКИНА. Философия пола и проблема женской эмансипации в “Крейцеровой сонате” Л. Н. Толстого .

Сама статья интересна, и в ней есть больше, чем собственно про Толстого, в частности, немного Софьи Андревны, Шопенгауэра и даже Достоевского (плюс одна цитата из Оскара Уайльда). А про Толстого у автора есть идеи, которые она подтверждает с помощью цитат, и не все эти идеи мне близки и даже интересны.

Но вот за подбор цитат на тему я приношу автору огромную благодарность. Я их скопировала и под катом помещаю в хронологическом порядке (автор статьи хронологией иногда пренебрегает в пользу доказательства своих идей). Как по мне, эти цитаты говорят сами за себя. А говорят они иногда совершенно неожиданные вещи. Так, в частности, я и не знала, что Толстой, начинав с мизогинии (это-то я знала, конечно), пришёл потом к идее эмансипации женщин, которую выразил достаточно здравомысленно и даже просто революционно: судя по тому, что иной раз читаешь в интернете, не все наши современники до такого понимания доросли... Правда, такое прояснение пришло к нему только после долгих лет (домо-)мучительства. Да и прояснение это тоже какое-то... темноватое:)

Дневник (17 декабря 1850 года):
“В десять часов ехать к обедне в Зачатьевский монастырь... вечером к девкам и в клуб”

Дневник (29 ноября 1851 года):
“Я никогда не был влюблен в женщин. Одно сильное чувство, похожее на любовь, я испытал только, когда мне было 13 или 14 лет; но мне [не] хочется верить, чтобы это была любовь; потому что предмет была толстая горничная (правда, очень хорошенькое личико), притом же от 13 до 15 лет - время самое безалаберное для мальчика (отрочество): не знаешь, на что кинуться, и сладострастие в эту эпоху действует с необыкновенною силою.

В мужчин я очень часто влюблялся... Для меня главный признак любви есть страх оскорбить или не понравиться любимому предмету, просто страх... Все люди, которых я любил, чувствовали это, и я замечал, им тяжело было смотреть на меня. Часто, не находя тех моральных условий, которых рассудок требовал в любимом предмете, или после какой-нибудь с ним неприятности, я чувствовал к ним неприязнь; но неприязнь эта была основана на любви. К братьям я никогда не чувствовал такого рода любви. Я ревновал очень часто к женщинам. Я понимаю идеал любви - совершенное жертвование собою любимому предмету. И именно это я испытывал. Я всегда любил таких людей, которые ко мне были хладнокровны и только ценили меня. Чем я делаюсь старше, тем реже испытываю это чувство

Дневник (23 октября 1853 года):
“Прежде мне довольно было знать, что автор повести - женщина, чтобы не читать ее. Оттого что ничего не может быть смешнее взгляда женщины на жизнь мужчины, которую они так часто берутся описывать; напротив же, в сфере женской автор-женщина имеет огромное преимущество перед нами”.

Путевые записки по Швейцарии, (15/27 мая 1857 года):
“Желательно бы было, чтобы к нам не переходил в Россию обычай иметь женскую прислугу в гостиницах. Я не гадлив, но мне лучше есть с тарелки, которую, может быть, облизал половой, чем с тарелки, которую подает помаженная плешивящая горничная, с впалыми глазами и маслеными мягкими пальцами”

“Анна Каренина” (1875-1877):
“То, что почти целый год для Вронского составляло исключительно одно желание его жизни... - это желание было удовлетворено. Бледный, с дрожащею нижнею челюстью, он стоял над нею и умолял успокоиться, сам не зная в чем и чем... Она, глядя на него, физически чувствовала свое унижение и ничего больше не могла говорить. Он же чувствовал то, что должен чувствовать убийца, когда видит тело, лишенное им жизни. Это тело, лишенное им жизни, была их любовь, первый период их любви. Было что-то ужасное и отвратительное в воспоминаниях о том, за что было заплачено этою страшною ценой стыда. Стыд перед духовною наготою своей давил ее и сообщался ему. Но, несмотря на весь ужас убийцы пред телом убитого, надо резать на куски, прятать это тело, надо пользоваться тем, что убийца приобрел убийством”.

“Крейцерова соната” (опубликована в 1889 году):
“Как морфинист, пьяница, курильщик уже не нормальный человек, так и человек, познавший нескольких женщин для своего удовольствия, уже не нормальный, а испорченный навсегда человек - блудник. Как пьяницу и морфиниста можно узнать тотчас по лицу, по приемам, точно так же и блудника. Блудник может воздерживаться, бороться; но простого, ясного, чистого отношения к женщине, братского, у него уже никогда не будет”.

***
“- Духовное сродство! Единство идеалов!.. Но в таком случае незачем спать вместе (простите за грубость). А то вследствие единства идеалов люди ложаться спать вместе, - сказал он и нервно засмеялся”

***
“- А ведь в этом-то и главная мерзость. Разврат ведь не в чем-нибудь физическом, ведь никакое безобразие физическое не разврат; а разврат, истинный разврат именно в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение”.

***
“Какие были первые признаки моей любви? А те, что я предавался животным излишествам, не только не стыдясь их, но почему-то гордясь возможности этих физических излишеств, не думая при том нисколько не только о ее духовной жизни, но даже и об ее физической жизни. Я удивлялся, откуда бралось наше озлобление друг к другу, а дело было совершенно ясно: озлобление это было не что иное, как протест человеческой природы против животного, которое подавляло ее... Эта ненависть была не что иное, как ненависть взаимная сообщников преступления... Как же не преступление, когда она, бедная, забеременела в первый же месяц, а наша свиная связь продолжалась? Вы думаете, что я отступаю от рассказа? Нисколько! Это я все рассказываю вам, как я убил жену”.

Дневник (19 августа 1889 года):
“Думал к “Крейцеровой сонате”. Блудник есть не ругательство, но состояние (думаю, то же и блудница), состояние беспокойства, любопытства и потребности новизны, происходящее от общения ради удовольствия не с одной, а с многими. Как пьяница. Можно воздерживаться, но пьяница - пьяница и блудник - блудник, при первом послаблении внимания - падет. Я блудник”.

Дневник (24 июня 1890 года):
“...написать роман любви целомудренной, влюбленной, как к Сонечке Калошиной, такой, для которой невозможен переход в чувственность, которая служит лучшим защитником от чувственности. Да не это ли единственное спасение от чувственности? Да, да, оно и есть. Затем и сотворен человек мужчиной и женщиной. Только с женщиной можно потерять целомудрие, только с нею и можно соблюсти его. Нецеломудрие начинается при перемене”.

Послесловие к “Крейцеровой сонате” (1890 год):
“Вступление в брак не может содействовать служению Богу и людям даже в том случае, если бы вступающие в брак имели целью продолжение рода человеческого... Идеал христианина есть любовь к Богу и ближнему, есть отречение от себя для служения Богу и ближнему. Плотская же любовь, брак, есть служение себе и потому есть во всяком случае препятствие служению Богу и людям, и потому с христианской точки зрения - падение, грех”.

Письмо В. И. Алексееву (3 сентября 1890 года):
“Если холост или вдов, то оставайся таким и всеми силами старайся остаться так, надеясь на то, что Бог тебе поможет остаться чистым. А пал, то неси все то, что вытекает из твоего падения... С кем бы не пал - женись и все, что следует из женитьбы. Если же хотел жениться, то это хуже, чем падение. Это отступление от идеала (образца), указанного Христом, принижение его. И последствия такого отступления ужасны. Я это знаю по себе”.

Дневник (26 марта 1891 года):
“...уяснилось заключение статьи о том, что отрицать войну, то есть признавать закон неубийства, могут только признающие закон половой чистоты”.

Дневник (24 сентября 1894 года):
“Вот где настоящая эмансипация женщин: не считать никакого дела бабьим делом, таким, к которому совестно притронуться, и всеми силами, именно потому, что они физически слабей, помогать им, брать от них всю ту работу, которую можно взять на себя. Точно так же и в воспитании, именно в виду того, что, вероятно, придется родить и потому меньше будет досуга, именно в виду этого устраивать для них школы не хуже, но лучше мужских, чтобы они вперед набирали сил и знаний. А они на это способны. Вспоминал свое грубое в этом отношении эгоистическое отношение к жене. Я делал, как все, то есть делал скверно, жестоко. Предоставлял ей весь труд, так называемый бабий, а сам ездил на охоту. Мне радостно было сознать свою вину”.

Дневник (30 августа 1894 года):
“Романы кончаются тем, что герой и героиня женились. Надо начинать с этого, а кончать тем, что они разженились, то есть освободились. А то описывать жизнь людей так, чтобы обрывать описание на женитьбе, это все равно, что, описывая путешествие человека, оборвать описание на том месте, где путешественник попал к разбойникам”.

Дневник (1895 год) – о смерти младшего сына, семилетнего Ванички:
“Не только не могу сказать, чтобы это было грустное, тяжелое, но прямо говорю, что это... милосердное от Бога, распутывающее ложь жизни, приближающее к нему событие. […] Хотя как-будто перед людьми совестно, радуюсь и благодарю Бога, - не страстно, восторженно, - а тихо, но искренне, за эту смерть (в смысле плотском), но оживление, воскресение в смысле духовном, - и [ее] и мое”.

В великих писателях меня интересует прежде всего не их творчество, а личная жизнь: через нее легче смотреть потом на литературные произведения, созданные авторами. По-другому читается "Преступление и наказание", когда знаешь, что в ванную к Достоевскому частенько приводили малолетних проституток и что он был страстный фут-фетишист. Или что Маяковский жил с Лилей и Осипом Бриками, и когда они занимались любовью, он на полу в это время… тоже любил себя, скажем так. А сегодня как раз день рождения Льва Николаевича, так почему бы не поговорить об этой "глыбе литературы"?
Может вы не знаете, но Лёва Толстой начал вести дневники (старинный аналог ЖЖ — пояснение для тупых ) с пяти лет. И записывал туда всё, что с ним происходило. Оттуда мы узнали, что впервые к женщине (проститутке) его привели старшие братья, когда Толстому не было и 18 лет. После этого Толстой заперся в комнате и всю ночь проплакал. Вообще, в молодости он был жутко некрасивым, оттого стеснительным и застенчивым.

Когда он жил в Казани у тетки, та, по его словам, мечтала лишь об одном — чтобы Левушка завел связь с какой-нибудь замужней дамочкой, а то как-то неудобно: молодой парень и живет монахом. Левушка ее желание выполнил. Женщин у него было немерено. Особенно после того, как он стал офицером. Ежедневные кутежи, пьянки, неразборчивые связи даже заставляли его несколько раз лечиться от "французского насморка".
Кстати, не утратил он любвеобильности и до старости. Чехов вспоминает, что однажды он праздновал с друзьями премьеру какой-то постановки и неожиданно в дверь позвонили. Время было позднее, прислугу Антон Павлович отпустил, поэтому открыл дверь сам. Открыл и обомлел: на пороге стоял сам Толстой! (до этого они знакомы не были).
— Вы Чехов? — спросил Толстой.
Антон Павлович так растерялся, что ничего не мог ответить, лишь лепетал и мямлил. Неожиданно Толстой воскликнул, услышав женский смех и шум из гостиной:
— Да у вас там девочки! — и, отодвинув Чехова, резво забежал в дом.

Женился он довольно поздно — в 34 года. Софье было 18. Толстой попросил ее руки, но прежде чем та оветила согласием или отказом, дал прочитать свои дневники. Софья прочла, рыдала несколько дней (представляете, что там было?) и сказала "да". В браке они прожили 50 лет.

Как мы уже упоминали, Толстой был очень охоч до женского тела. Своей жене он не давал прохода до глубокой старости. Софья родила ему 13 детей, а потом уже просто физичски не могла удовлетворять все капризы графа. Поэтому ему приходилось пользоваться дворовыми девками. Оттого в Ясной Поляне бегало около 250 незаконорожденных отпрысков Льва Николаевича. Для которых, кстати, он на собственные средства построил в имении школу и сам преподавал там.

В старости он стал просто невыносим. Постоянно всех учил, как жить, морализаторствовал. Говорил, что все блядуют, никто не соблюдает христианких заповедей. Дети его возмущались: — Ну, батя, совсем! Сам погулял в молодости, а теперь нас нравственности учит! Кстати, давно замечено: те, кто в молодсти блядует по-черному, те в старости поборники нравственности. Так и передайте бабкам, сидящим у вашего подъезда.

Софья во всем помогала Толстому, особенно в его литературном творчестве. Она переписывала его черновые записи набело и если у него снова были какие-то правки — опять переписывала. Одну только "Войну и мир", говорят, она переписала 12 раз!

А вот здесь редкие кадры кинохроники с Толстым.

Я буду искренне рад, если этот пост заставит вас снять с пыльной полки томик Толстого и перечитать его произведения.

Сложные отношения с собственными плотскими желаниями Толстой не скрывал никогда — обо всем подробно рассказывают его дневники. Первый сексуальный опыт будущего писателя закончился слезами. «Когда меня братья в первый раз привели в публичный дом, и я совершил этот акт, я потом стоял у кровати этой женщины и плакал», — вспоминал он.

Впрочем, вся неловкость и стеснение юноши остались в Казани, откуда он уехал в 19 лет. Дальнейшие события бурной молодости Толстого похожи на настоящие похождения Дон Жуана. «Не могу преодолеть сладострастия, тем более, что страсть эта слилась у меня с привычкою. Мне необходимо иметь женщину», — признавался писатель в своем дневнике, который он вел с 24 до 26 лет.

Чуть позже Толстой уже придет к выводу: «Это уже не темперамент, а привычка разврата. Шлялся по саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту».

Однако, помимо мимолетных увлечений, возникали в жизни Толстого и серьезные чувства. В 22 года его сердце покорила Зинаида Молоствова — подруга его сестры и чужая невеста, которая, несмотря ни на что, явно интересовалась графом и протанцевала с ним немало мазурок. Признаться ей в нежных чувствах он так и не смог и предпочел уехать: «Я ни слова не сказал ей о любви, но я так уверен, что она знает мои чувства...»

В Петербурге предметом его обожания стала очередная чужая женщина — Александра Оболенская, про которую он сделает запись в дневнике: «положительно женщина, более всех других прельщающая меня».

Чувства к Оболенской не помешали ему уже через год отправиться в Ясную Поляну вновь, причем с твердым намерением жениться. Для этих целей Толстому приглянулась двадцатилетняя Валерия Арсеньева — дочь дворянина, которой он стал опекуном.

Граф ухаживал за ней больше года, но никак не мог решиться на финальный аккорд: то Валерия наденет платье с открытыми руками, а руки у ней нехороши, то покажется, что она дурно воспитана, невежественна, глупа. Повод для расставания в итоге придумал и вовсе нелепый: мол, увидел во сне, как Валерия целуется с другим.

А вот с замужней крестьянкой Аксиньей у Толстого разгорелся довольно серьезный роман. Муж ее возвращался домой редко, поэтому их свиданиям ничего не мешало. В молодом графе бушевали чувства, которыми он делился, как всегда, с дневником: «Видел мельком Аксинью. Очень хороша. ...Я влюблен, как никогда в жизни. Нет другой мысли. Мучаюсь. Мне даже страшно становится, как она мне близка... Ее нигде нет — искал. Уже не чувство оленя, а мужа к жене».

«В молодости я вел очень дурную жизнь, — подытожил свои метания спустя время Толстой в дневнике, — а два события этой жизни особенно и до сих пор мучают меня. Эти события были: связь с крестьянской женщиной из нашей деревни до моей женитьбы... Второе — это преступление, которое я совершил с горничной Гашей, жившей в доме моей тетки. Она была невинна, я ее соблазнил, ее прогнали, и она погибла».

«Скажу или застрелюсь»

Связь с Аксиньей Толстой смог прервать только с появлением в его жизни той самой женщины, ставшей его первой и единственной женой. С Софьей Андреевной Берс они прожили вместе 48 лет.

Изначально Толстой сватался вовсе не к Соне, а к ее старшей сестре Лизе. «Лиза Берс искушает меня; но этого не будет. Один расчет недостаточен, а чувства нет», — сокрушался он в дневнике. И все бы опять пошло прахом, не прочитай он в один из вечеров повесть, написанную младшей, восемнадцатилетней Соней. Ее главный герой, «успевший пожить, необычайно непривлекательной наружности, но благородный и умный князь Дублицкий», немедленно напомнил Толстому себя.

После этого откровения граф, которому на тот момент было уже 34 года, стал приезжать к Соне и подолгу разговаривал с ней обо всем. В один из таких вечеров в его дневнике появилось: «Я влюблен, как не думал, чтобы можно было любить. Завтра пойду, как встану, и все скажу или застрелюсь».

На следующий день Толстой исполнил задуманное. Несмотря на гнев оскорбленной старшей сестры, Соня незамедлительно ответила «да». Свадьба состоялась буквально через неделю, на чем настаивал сам граф.

Однако в день торжества всегда светящаяся жизнью и радостью Соня шла под венец в слезах. Только самые близкие знали, что накануне Толстой вручил молодой невесте свой дневник с описанием всех любовных похождений.

«Все его (мужа) прошедшее так ужасно для меня, что я, кажется, никогда не помирюсь с ним.

Он целует меня, а я думаю: «Не в первый раз ему увлекаться». Я тоже увлекалась, но воображением, а он — женщинами, живыми, хорошенькими», — изливала душу дневнику .

Еще одним препятствием счастливой семейной жизни стала прохладность, даже некоторая брезгливость новоявленной супруги в вопросах интима. Искушенному в делах любовных Толстому это пришлось не по нраву. Уже спустя короткое время Софья запишет в своем дневнике: «Лева все больше от меня отвлекается. У него играет большую роль физическая сторона любви. Это ужасно; у меня — никакой, напротив».

Тем не менее Софья Андреевна начала рожать Толстому детей, о которых он так долго мечтал. Всего у них родились тринадцать малышей, пятеро из которых умерли в детстве. Вся жизнь Софьи Толстой была положена на воспитание детей, хозяйство, заботу о муже, чьи рукописи она переписывала из ночи в ночь своим аккуратным почерком набело — в том числе и неоднократно, четыре тома «Войны и мира». Она знала два иностранных языка и сама переводила философские труды Толстого, а также вела все хозяйство и бухгалтерию «планово убыточной» Ясной Поляны.

«Жена у Вас идеальная! Чего хотите прибавьте в этот идеал, сахару, уксусу, соли, горчицы, перцу, амбре — все только испортишь», — говорил Толстому поэт . Вот только сам Лев Николаевич видел в жене скорее друга, чем женщину, чем вызывал у нее частые вспышки ревности.

Особым ударом для Софьи Андреевны стало появление в их доме той самой Аксиньи, которая теперь приходила в графский дом мыть полы.

В ее дневнике появляется даже такая запись: «Мне кажется, я когда-нибудь себя хвачу от ревности. «Влюблен, как никогда»! И просто баба, толстая, белая — ужасно. Я с таким удовольствием смотрела на кинжал, ружья. Один удар — легко. Я просто как сумасшедшая».

Доставалось сполна и другим женщинам, хотя бы мимолетно появлявшимся в жизни Толстого. Софья ревновала даже к собственной младшей сестре, которая жила вместе с ними в имении и, по мнению супруги, «втиралась слишком в жизнь Левочки».

Мученик и мученица

Семейная жизнь Толстых была действительно «несчастлива по-своему». «Мученик и мученица» — так характеризовала их союз сама Софья Андреевна.

Самый серьезный разлад в семье случился, когда уже после шестых родов, которые закончились родильной горячкой, врачи запретили графине беременеть. Женщину предупредили, что организм слишком ослаблен, поэтому если ей и удастся самой выжить при дальнейших родах, то дети все равно будут слабыми и болезненными и могут умереть.

Толстой, который в тот период считал, что физическая любовь без деторождения — грех, пришел в ярость: «Кто ты? Мать? Ты не хочешь больше рожать детей! Кормилица? Ты бережешь себя и сманиваешь мать у чужого ребенка! Подруга моих ночей? Даже из этого ты делаешь игрушку, чтобы взять надо мной власть!»

Софья Андреевна, как всегда, послушалась мужа, но врачи оказались правы — вслед за Петей умерли годовалый Николай, маленькая Варвара, пятилетний Алексей.

Когда Толстому было уже 60 лет, а его жене — 44, в их семье родился последний ребенок, Иван. Эти роды были самыми трудными, однако неожиданно сблизили супругов. «Два часа я неистово кричала почти бессознательно. Левочка и няня рыдали оба. Родился мальчик. Левочка взял его на руки и поцеловал; чудо, еще не виданное доселе!», — радовалась Софья Андреевна.

Ваню любили больше других и часто тревожились, так как мальчик рос очень слабым. Когда в 7 лет он умер от скарлатины, Софья Андреевна уже не смогла оправиться от этой потери.

Гармонии семейной жизни не добавляли и изменившиеся взгляды Толстого. После знакомства с Василием Сютаевым писатель пришел к выводу, что ему необходим физический труд — это его религиозная обязанность. Писатель отказался от привычной для дворянина одежды, облачился в парусиновую блузу и мужицкие шаровары, отрастил окладистую бороду. Однако, вопреки распространенному мнению, босым он не ходил: как правило, граф надевал башмаки собственного изготовления, выглядевшие, как лапти.

От светской жизни он также отдалился совершенно. Однажды в Москве давал концерт его любимый пианист , на который Толстой был приглашен. Несмотря ни на что, писатель выкинул билет в окно со словами, что искусство — роскошь и грех. После этого он слег с нервным припадком, потому что на самом деле больше всего хотел бы оказаться на концерте. Рубинштейн был вынужден приехать в имение графа самостоятельно и играть ему весь вечер, чем помог Толстому скорее поправиться.

Еще одной важной чертой нового образа жизни Толстого была предельная простота.

Он предложил семье часть дохода отдавать на бедных и школы. Истинную красоту он теперь видел в странничестве, юродстве. Тогда как его жене приходилось содержать семью и вести все хозяйство на оставшиеся деньги.

«Он ждал от меня, бедный, милый муж мой, того духовного единения, которое было почти невозможно при моей материальной жизни и заботах, от которых уйти было невозможно и некуда. Я не сумела бы разделить его духовную жизнь на словах, а провести ее в жизнь, сломить ее, волоча за собой целую большую семью, было немыслимо, да и непосильно», - писала Софья Толстая.

За 10 дней до смерти 82-летний Толстой ушел из собственного имения в Ясной Поляне с 50 рублями в кармане. Причины на это, как считается, были бытовые: за три месяца до этого Толстой подписал тайное завещание, по которому все авторские права на произведения передавались не его жене Софье Андреевне, а дочери Александре и лучшему другу Черткову.

Узнав об этом, Софья Андреевна превратила семейную жизнь в ад: на Толстого навалились и ее истерики, и открытое противостояние почти со всеми взрослыми детьми. «Не могу переносить!», «они разрывают меня на части», «ненавижу Софью Андреевну», — писал он в те дни.

Тем не менее, Толстой навечно остался верен и благодарен супруге. Уже после его смерти ей передали письмо со словами: «То, что я ушел от тебя, не доказывает того, что я был недоволен тобой... Я не осуждаю тебя, напротив, с благодарностью вспоминаю длинные 35 лет нашей жизни! Я не виноват... Я изменился, но не для себя, не для людей, а потому что не могу иначе! Не могу и тебя обвинять, что ты не пошла за мной».

Сейчас эти отношения между мужем и женой назвали бы токсичными и созависимыми. Несмотря на это (или даже скорее поэтому) Софья Андреевна очень тяжело пережила смерть мужа. Она завершила издание собрания его сочинений, подготовила к печати сборник писем Толстого. Именно благодаря ей сохранились многие вещи из дома, которые теперь можно видеть в доме-музее писателя в Хамовниках.

Кулинич Надежда. 11 класс. 2009.

Женщина, видишь ли, это такой предмет,
что сколько ты ни изучай ее,
все будет совершенно новое.
Лев Николаевич Толстой

Отношения между мужчиной и женщиной - извечная тема. Разобраться в них с ходу невозможно, для этого просто необходимо длительное время. Вообще, что это за чувство - любовь? Каждый понимает его по-своему, и у каждого есть взгляд на этот счет. Кто-то считает, что любовь невозможна без страданий, кто-то убежден, что влюбленный человек в какой-то степени безумен. Сколько людей – столько и мнений. Лев Николаевич Толстой, обладающий богатым духовным миром, тоже пытался разобраться в этом чувстве, и именно поэтому в его многочисленных дневниках было немало записей, сделанных именно об этом чувстве. Я попытаюсь выяснить, какое же место в насыщенной жизни писателя занимает любовь, и как он относится к прекрасному, слабому полу.
Исключительность Толстого начинает проявляться с раннего возраста, когда он начинает вести дневники, записывая в них свои мысли, переживания, и все происходящее. Но необычность заключается в том, что Лев Николаевич, будучи еще совсем ребёнком, приступает к вырабатыванию ряда правил, которые, по его мнению, должны были помочь подняться на более высокую ступень, преодолеть зло, и вступить на путь к другой, более усовершенствованной жизни. «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости» (Л.Н.Толстой). Всю жизнь он боролся со своими недостатками, составлял себе правила, и сам же их нарушал, пытаясь найти истину.

В одном из своих дневников Толстой писал о своей молодости: «В этот период времени, который я считаю пределом отрочества и началом юности, основой моих мечтаний были четыре чувства, и одно из них любовь к ней, к воображаемой женщине, о которой я мечтал в одном и том смысле и которою всякую минуту ожидал где-нибудь встретить». Большинству молодых людей и девушек, на мой взгляд, это свойственно - придумывать свой идеал, и потом пытаться встретить такого человека, который был бы как-то похож на этот самый идеал. С девушками ему не везло поначалу, и это угнетало, мысли не давали покоя. Закончив университет, он вернулся в родное село Ясную Поляну, в которой ему в голову приходит совершенно новое правило, которое ставило крест на предыдущем. «…смотри на общество женщин, как на необходимую неприятность жизни общественной, и, сколько можно удаляться от них? - в самом деле: от кого получаем мы сластолюбие, изнеженность, легкомыслие во всем и множество других пороков, как не от женщины? Кто виноват тому, что мы лишаемся врожденных в нас чувств: смелости, твердости, рассудительности, справедливости и других - как не женщины? Женщины восприимчивее мужчины, поэтому в веке добродетели женщины были лучше нас. В теперешний же развратный, порочный век они хуже нас». Девятнадцатилетнему юноше было сложно следовать правилу «удаляйся от женщин», так как было сложно одолеть «сладострастие», вошедшее в привычку. По этой причине, ему пришлось ввести новое правило: «Каждый день моцион. Сообразно религии, женщин не иметь». Желание познать настоящее счастье не оставляло его. Лев Николаевич был убежден, что «любовь, самоотвержение - одно истинное, независимое от случая счастье». Он решает ехать в Москву с появившейся жаждой идеальной, платонической любви к женщине, такой любви, которая утратила бы все низшие стремления и давала бы душевную радость, духовный подъем и нравственное удовольствие. Он ждал этой самой любви, пока ему не даст о ней знать судьба, которой сложно было во всем противодействовать.
Первым юношеским увлечением Толстого была Зинаида Модестовна Молоствова. Его интересовала, на мой взгляд, не сколько сама девушка и её судьба, столько его же сердечные и душевные переживания. Он был влюблен, и ему нравилось это ощущения легкости и беззаботности. В те моменты его не обременяли все мелочные страсти, которые портили ранее наслаждение жизнью. Но вопрос о том, сделать ли Зинаиде предложение, даже не вставал в его голове. Чуть позже он писал: «Мои отношения с Зинаидой остались на ступени чистого стремления друг к другу». Застенчивость Толстого не дала получить их отношениям более сложный характер.
После Молоствовой у Льва Николаевича еще было много увлечений: Валерия Арсеньева - девушка, о женитьбе на которой он всерьез задумался, но так и не сделал шаг навстречу супружеской жизни; дочка Федора Ивановича Тютчева - Е.Ф. Тютчева, Е. В. Львова, влюбиться в которую он искренне хотел, но так и не смог, и многие другие.
Теперь настало время перейти к первому, по-настоящему серьезному увлечению, и к первому браку Толстого с Софьей Берс.
Писал сестре Маше Толстой: «Машенька, семья Берс мне особенно симпатична и если бы я когда-нибудь женился, то только в их семье». Мать Софьи, Любовь Александровна Берс, с детства дружила с семейством Толстых. Лев Николаевич любил гостить у Берсов на даче в Покровском-Стрешневе. Он с удовольствием возился с детьми - маленькой Софьей и её сестрами Лизой и Таней. Но потом он уехал на Кавказ, а когда вернулся, маленькие девочки уже превратились в девушек. Он почти каждый день навещал их, и пошли слухи о том, что Толстой собирается сделать старшей сестре предложение. Лиза же успела даже, скажем так, воспитать в себе любовь ко Льву Николаевичу, но оставалось только разобраться в его чувствах. Он, увы, к ней ничего не испытывал. Чуть позже, будучи уже в возрасте тридцати четырех лет, Толстой впервые обращает внимание на среднюю сестру- Софью, которой на тот момент уже достигла совершеннолетия.
23 августа 1862 г. в дневнике писателя впервые появляется запись о будущей жене: «Ночевал у Берсов. Ребёнок! Похоже! А путаница большая. О, как бы выбраться на ясное и честное кресло! Я боюсь себя; что ежели это желание любви, а не любовь? Я стараюсь глядеть только на её слабые стороны и все-таки оно. Ребёнок! Похоже!»
16 сентября - предложение;
23 сентября - свадьба.
Теперь, мне предстоит выяснить, была ли это на самом деле любовь, или Лев Николаевич совершил ошибку, поторопившись, взяв её в жены? Я заметила некую странность. Эта странность заключается в том, что Толстой, когда хотел жениться на Валерии Арсеньевой, на протяжении нескольких месяцев занимался изучением её характера, предъявляя к ней самые высокие требования. Но в данной ситуации, все произошло за считанные дни. Поначалу его даже не смущала столь колоссальная разница в возрасте. Но позже, когда он всерьез задумался о своем поступке, то его стали мучить сомнения о том, верно ли он поступил по отношению к юной девушке. Да брака он пытался найти себе жену, которая подходила бы ему, которая была бы похожа на его «выдуманный» идеал. Но не в данном случае. К молодой Софье Берс его тянуло, и он ничего не мог с собой поделать. Он чувствовал себя под властью некой силы, борьба с которой не обернулась бы успехом. Его поймет каждый, кто когда-либо испытывал подобное хотя бы раз в жизни.
Первые месяцы после свадьбы были для «влюбленных» незабываемыми. Он был счастлив, и она тоже. «Не может быть, чтобы все кончилось только жизнью». Но не обошлось и без тех вещей, которые удивили писателя. Ни для кого не секрет, что в любой супружеской паре иногда случаются споры, хлопоты, неполадки, и Толстой замечал это. Эти мелочи казались ему наивно-смешными. Он был уверен, что, когда он женится, их семья будет чем-то особенным, отличающимся от других. Но каково было его удивление, когда он осознал, что его семья строится именно на подобного рода мелочах, таких, как ревность, суета, споры, истерики, недовольства. Он никак не мог привыкнуть к дикой ревности его супруги, которая ревновала его чуть ли не к каждой женщине, с которой он общался. Софью же настораживал эгоизм мужа, и его бесконечная, искренняя любовь к народу.
Повод к разладу в семье, на мой взгляд, дал непосредственно сам Лев Николаевич. Он был очень сложным человеком. Постоянные перемены во внутреннем и духовном мире, новые правила и взгляды на мир - все это мешал семейному счастью. Софья Берс для Толстого, на мой взгляд, была испытанием, преодолением зла, дорогой к другой жизни, в то время как он был для нее началом всего, основой её семейного здания.
После завершения «Анны Карениной» Толстой начинает задумываться о том, что живет абсолютно не так, как должен. Спасение и ответы на вечные вопросы граф искал в Библии. В итоге он сформулировал свои пять заповедей, по которым должен жить каждый человек: не впадай в гнев; не поддавайся похоти; не связывай себя клятвами; не противься злому; будь равно хорош с праведными и неправедными. Свою жизнь он начала строить по этим самым заповедям. Жена окончательно перестала понимать его и стала чаще обижаться. «Ты перестала быть мне женой! - укорял супругу граф. - Кто ты? Помощница мужу? Ты давно уже только мешаешь мне. Мать? Ты не хочешь больше рожать детей! Кормилица? Ты бережёшь себя и сманиваешь мать у чужого ребёнка! Подруга моих ночей? Даже из этого ты делаешь игрушку, чтобы взять надо мной власть!». Потом им удалось помириться, но подобного рода ссоры все ровно возобновлялись.
Софья Берс описала в своем дневнике одну ситуацию, которая окончательно отдалила супругов друг от друга. Однажды, когда она вслух прочитала стихотворения Тютчева «Последняя любовь», граф сказал, что в этом произведении слишком возвышенно говорят о самом мелочном и низменном чувстве, о любви. Софью это очень удивило и даже в какой-то степени разозлило. «Ты никогда не любил, ты вообще не способен любить»,- сказала она ему.
«Лёвочка, милый. За что? Столько лет была я тебе верной подругой. Что случилось с тобой? Уже давно перестала я понимать тебя. Прощай, мой милый муж, я люблю тебя…» - это были последние слова, сказанные Софьей Андреевной своему мужу, перед тем, как его не стало. Она пережила его на девять лет.
Не было настоящей любви, было лишь чувственное влечение, уступившее времени. На мой взгляд, эта фраза абсолютно верно характеризует отношения между Толстыми. Одним из препятствий, стоявших на пути к семейному счастью, была большая разница в возрасте. Она несколько иначе воспринимала все окружающее; не хотела принимать мужа таким, каким он был; не умела уступать ему в спорах. На мой взгляд, искренние отношения строятся на доверии, понимании и взаимных уступках в том числе. С его же стороны тоже было много негатива. Мир любви разрушился тогда, когда новые настроение графа Толстого отодвинули его теплые чувства на второй план. Кто знает, как бы дальше обернулась их семейная жизнь, если бы они смогли учесть все вышеперечисленные разлады.

У создателя "Войны и мира", "Анны Карениной", "Воскресения" и других великих произведений была лишь одна супруга, с которой он прожил почти полвека - до самой своей смерти. Однако до женитьбы (а порой и после) у классика случались весьма бурные отношения с представительницами прекрасного пола. В связи со 185-летием со дня рождения Льва Толстого (появился на свет 9 сентября 1828 года) "Донбасс" решил рассказать о самых интересных женщинах в его жизни.

Всё началось с горничной

Знаменитый русский писатель и мыслитель, публицист, участник обороны Севастополя, просветитель, основатель нового религиозно-нравственного учения (толстовства). Граф, в конце концов! Это то, что известно, что проходят в школе. А вот что Лев Николаевич был ещё и редким бабником (в чём сам не раз признавался) - особо не афишируется. Между тем, из песни-жизни слов не выбросишь. Да и как можно, если сам же Толстой в своих дневниках плотские радости-горести описывал весьма подробно. Не сам процесс, конечно, но - душевные метания.

Рано лишённый материнской нежности (мама Толстого, княгиня Мария Волконская, умерла от горячки, когда сыну было полтора года), Лев искал её в других. Вот только чувственное влечение очень быстро накрыло его с головой.

"Одно сильное чувство, похожее на любовь, я испытал, когда мне было 13 или 14 лет, - пишет он в дневнике 29.11.1851. - Но мне не хочется верить, чтобы это была любовь, потому что предмет была толстая горничная (правда, очень хорошенькое личико). Притом же от 13 до 15 лет - время самое безалаберное для мальчика (отрочество): не знаешь, на что кинуться, и сладострастие в эту пору действует с необыкновенною силою".

Десятилетия спустя, когда Лев Николаевич создавал "Воскресение", жена упрекнула его за главу, в которой он описывал обольщение Катюши. "Ты уже старик! Как тебе не стыдно писать такие гадости?!" - возмущалась Софья Андреевна. Толстой же пояснял присутствовавшей при этом дочери московского профессора фармакологии, преподавательнице, подруге дома Марии Шмидт: "Вот она нападает на меня, а когда меня братья в первый раз привели в публичный дом и я совершил этот акт, я потом стоял у кровати этой женщины и плакал!". Да, было и такое…

В том числе было и то, чего писатель даже дневнику доверить не мог. Попав в 19 лет в больницу, он делает такую запись в нём: "Вот уже шесть дней, как я поступил в клинику, и вот шесть дней, как я почти доволен собой... Главная же польза состоит в том, что я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь... есть не что иное, как следствие раннего разврата души". Лечил, как понимаете, явно не насморк.

"Вчерашний день прошёл довольно хорошо, исполнил почти всё; недоволен одним только: не могу преодолеть сладострастия, тем более, что страсть эта слилась у меня с привычкою". "Сладострастие сильно начинает разыгрываться - надо быть осторожным". "Я чувствовал себя нынче лучше, но морально слаб, и похоть сильная". "Мне необходимо иметь женщину. Сладострастие не даёт мне минуты покоя". "Девки сбили меня с толку!". "Весна сильно действует на меня. Каждая голая женская нога, кажется, принадлежит красавице". Как вам такой набор признаний-бичеваний, сделанных Толстым с 24 до 26 лет? А вот чуть более позднее: "Это уже не темперамент, а привычка разврата". "Шлялся по саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту".

Тянуло к светским дамам и крестьянкам

Вместе с тем, были и "любви". Впервые Лев, который никогда не был красавцем, но обладал приличными деньгами, хорошо подвешенным языком и тем, что теперь называют мудрёным словом "харизма", серьёзно "запал" в 22 года. То была Зина Молоствова, лучшая подруга его сестры Маши. И… невеста другого. Они много общались, перетанцевали немало мазурок. "Я ни слова не сказал ей о любви, но я так уверен, что она знает мои чувства..." - напишет о той страсти Толстой.

В Петербурге Лев Николаевич "сох" по Александре (в девичестве - Дьяковой), сестре своего друга, которая была замужем за Оболенским. "Положительно женщина, более всех других прельщающая меня…

Держит меня на ниточке, и я благодарен ей за то. Однако по вечерам я страстно влюблён в неё и возвращаюсь домой полон чем-то, счастьем или грустью, - не знаю" - такие вот разброд и шатание.

Граф умудрился даже воспылать страстью к 20-летней Валерии Арсеньевой, дочери дворянина, опекуном которой он стал. Вот записи, сделанные в Ясной Поляне летом 1856 года: "25 июля. В первый раз застал её без платьев. Она в десять раз лучше, главное, естественна... 31 июля. В., кажется, просто глупа. 10 августа. Мы с В. говорили о женитьбе, она не глупа и необыкновенно добра". Впрочем, дальше разговоров о женитьбе дело не пошло. А вот с замужней пышногрудой крестьянкой Аксиньей Базыкиной (её благоверный промышлял извозом и дома бывал редко) у Толстого была нешуточная связь. Из дневника: "Видел мельком Аксинью. Очень хороша. ...Я влюблён, как никогда в жизни. Нет другой мысли. Мучаюсь". И ещё: "Мне даже страшно становится, как она мне близка... Её нигде нет - искал. Уже не чувство оленя, а мужа к жене".

Хватало и светских дам, заставлявших трепетать сердце Толстого. "Тютчева (дочь знаменитого поэта. - Прим. А.П.), Свербеева, Щербатова, Чичерина, Олсуфьева, Ребиндер - я во всех был влюблён", - записал он. А это уже - о княгине Екатерине Львовой: "Она мне очень нравится, и, кажется, я дурак, что не попробую жениться на ней... Был у Львовых, и как вспомню этот визит - вою. Я решился было, что это последняя попытка женитьбы, но и то ребячество".

А пока будущего гения так штормило, подросла та, которая стала его единственной женой.

Любовь, похожая на... ад

Испытывать терпение Сони Лев начал ещё до венчания. Чтобы вступить в брак с чистой совестью, дал невесте прочесть свои дневники (кстати, подобным образом поступил и его лирический двойник из романа "Анна Каренина" Константин Левин, отдавший - "не без внутренней борьбы" - своей жене Кити дневник с записями о холостяцкой жизни). Для девушки, воспитанной в строгих нравах той эпохи, это стало шоком. Впрочем, проверку на прочность она выдержала. Хотя под венец в кремлёвской церкви Рождества Богородицы шла, по словам очевидцев, в слезах.

Плакать ей с Толстым пришлось много. Искушённый в половых страстях муж натолкнулся на прохладность, а то и брезгливость новоявленной супруги в интимных вопросах. "Так противны все физические проявления!" - запишет она в своём дневнике вскоре после свадьбы. А спустя полгода: "Лёва всё больше от меня отвлекается. У него играет большую роль физическая сторона любви. Это ужасно; у меня - никакой, напротив".

А тут ещё Аксинья... Та самая крестьянка, с которой у Льва Николаевича много чего было, приходила в господский дом, чтобы мыть полы. И, возможно, не только за этим... Соня дико ревновала. Но ещё сильнее - любила, признаваясь: "Для меня всё мертво без тебя".

Потом начались роды. Снова. И снова... И снова... Тринадцать детей подарила Софья Андреевна мужу. Пятеро умерли в детстве. На ней были усадьба, хозяйство, малыши. Она помогала мужу в писательских трудах, переписывая набело его неразборчивые рукописи. В том числе четыре тома "Войны и мира". "Жена у Вас идеальная! Чего хотите прибавьте в этот идеал, сахару, уксусу, соли, горчицы, перцу, амбре - всё только испортишь", - говорил Толстому поэт Афанасий Фет. Вот только сам Лев Николаевич всё более и более утверждался во мнении, что ему достался вовсе не идеал. Как, собственно, и сама жизнь, поиски высшего смысла которой разъедали душу Толстого.

И начались метания! Он, ранее одержимый похотью, вдруг пришёл к мысли, что жена должна быть больше другом, чем, собственно, Женщиной. Предложил семье часть дохода отдавать на бедных и школы, а образ жизни значительно упростить. Отлучённый от церкви за лжеучение и даже в эту тяжкую годину поддерживаемый Софьей Андреевной, всё глубже уходил в себя, видя истинную красоту в странничестве, юродстве.

Многие впоследствии обвинят супругу Толстого в том, что она изводила гения скандалами, припадками, постоянной слежкой за ним ("И днём, и ночью все мои движенья, слова должны быть известны ей и быть под её контролем", - жаловался он). Мол, именно потому в ночь на 28 октября 1910 года 82-летний старик бежал из Ясной Поляны, был продут в поезде, получил воспаление лёгких и умер на маленькой станции Астапово. Немногие примут во внимание, что писатель отправил жене письмо: "Не думай, что я уехал, потому что не люблю тебя. Я люблю тебя и жалею от всей души, но не могу поступить иначе чем поступаю". И что сам он во многом виноват в том, что жизнь с любящим человеком превратилась в ад.

Софья Александровна пережила мужа на девять лет. Она завершила издание собрания его сочинений, подготовила к печати сборник писем Льва Николаевича.

"Вино её прелести"

Софья Берс была средней дочерью врача Московской дворцовой конторы. Толстой, который периодически гостил на даче у родителей будущей супруги в Покров-ском-Стрешневе, знал её ещё ребёнком. Когда ему было 34, он влюбился в неё, 18-летнюю, хотя все почему-то считали, что выберет старшую сестру, Лизу.

Всё случилось в августе 1862-го, когда семейство Берс по пути в имение деда в Ивицы остановилось в Ясной Поляне. На пикнике расшалившаяся Соня взобралась на стог и пела, а вечером премило беседовала со Львом Николаевичем на балконе. На прощание он сказал: "Какая Вы ясная, простая!"

Выдержав в разлуке лишь несколько дней, он поехал за Берсами в Ивицы. И был бал, и Софья порхала в потрясающем платье с лиловыми бантами. Толстой писал, что "вино её прелести ударило ему в голову". Те свои чувства он практически один в один передал в "Войне и мире", в эпизоде, когда князь Андрей Болконский танцует с Наташей Ростовой и влюбляется в неё. Кстати, внешне Наташа словно списана с Сони той поры: худенькая, большеротая, не очень красивая, но неотразимая в радужном сиянии юности.

В своих чувствах Лев признался Софье уже в Москве. Она сказала "Да!" Спустя всего месяц после того, как Толстой "рассмотрел" её в Ясной Поляне, сыграли свадьбу.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары