Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Пещера в испании с наскальными рисунками. Пещера Альтамира — «картинная галерея» древнего человека

Наскальные рисунки в пещере Альтамира

Красочные рисунки на сводах и стенах пещеры Альтамира были сделаны 10-15 тысяч лет назад. Они относятся к так называемой Мадленской культуре, которая была распространена на территории современных Германии, Франции, Бельгии, Испании и Швейцарии. Жившие в те времена люди умели обрабатывать кости, делать кремниевые резцы и наконечники, а также охотиться на мамонтов, диких лошадей и северных оленей, водившихся в Европе в конце ледникового периода.

Пещера Альтамира протянулась на 270 м и состоит из сдвоенных коридоров и залов. Самое большое помещение имеет длину 18 м и высоту потолка от 2 до 6 м. Наскальные изображения можно увидеть не только в главном зале, но и в коридорах, и в других залах. Прекрасно сохранившиеся полихромные рисунки поражают туристов и профессиональных художников. На стенах пещеры видны бизоны, лошади, кабаны и контуры ладоней доисторических художников. Красочный слой нанесен при помощи естественных красителей – охры, угля, каолина, марганца и гематита. Первобытные люди рисовали в пещере Альтамира руками и специальными приспособлениями. По технике изображения испанские рисунки напоминают наскальную живопись, найденную на территории Северной Италии и Скандинавии.

Сегодня пещера Альтамира известна по всему миру. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, сколько художников участвовало в создании рисунков. Кроме того, не известно, были ли изображения реализацией единого замысла, или фигуры животных в пещере накапливались постепенно, от поколения к поколению.

Как была открыта пещера Альтамира

Землями, на которых находится пещера Альтамира, владел испанец Марселино Санс де Саутуола. Он занимался юриспруденцией, был страстным археологом-любителем, а также увлекался геологией и биологией. Жившие вокруг люди знали о существовании большой подземной полости, но не придавали ей большого значения. Издавна пастухи пережидали здесь дождь, а охотники останавливались на ночлег. Пещера получила известность лишь в 1868 году, после того, как в ней побывал охотник Модесто Кубильяс Перес. Его собака застряла в расщелине, и хозяин, помогая псу выбраться, нашел заросший травой вход, ведущий под землю.

Спустя 10 лет, Саутуола побывал на Всемирной выставке в Париже и познакомился там с коллекциями артефактов каменного века. Вернувшись на родину, он приступил к исследованию пещеры и нашел в ней орудия труда первобытных людей. В 1879 году в пещере побывала 9-летняя дочь землевладельца Мария, которой удалось разглядеть на каменном своде цветные пятна, напоминающие быков. Девочка позвала отца и показала ему изображения бизонов.

Саутуола верно предположил, что рисунки могли быть сделаны людьми, жившими в каменном веке. В дальнейших исследованиях пещеры Альтамира принимал участие археолог из Мадридского университета Хуан Виланова-и-Пьера, который был автором книги «Происхождение, природа и возраст человека». Результаты своей работы ученые обнародовали в 1880 году.

Однако, общественное признание к ним не пришло. Французские археологи категорически не желали верить в существование прекрасно сохранившейся древней наскальной живописи в пещере Альтамира. Они выступили против Саутуолы и Вилановы-и-Пьера на доисторическом конгрессе, который состоялся в 1880 году в Лиссабоне, и обвинили их в подделке. Саутуола сильно переживал несправедливость и через 8 лет умер с клеймом обманщика.

В 1895 году похожие наскальные изображения обнаружили во Франции. Правоту испанского археолога сумели доказать в 1902 году, во время новых раскопок. Знаменитый французский археолог Эмиль Картальяк, считавшийся ярым критиком Саутуолы, изменил свою точку зрения и публично признал ошибку. После этого Саутуолу и его дочь Марию объявили первыми, кто открыл миру искусство людей каменного века.



Что можно увидеть в пещере Альтамира

Большой плафон пещеры Альтамира имеет площадь порядка 100 м² и целиком покрыт красочными изображениями. На нем есть уменьшенные рисунки бизонов и изображения животных в натуральную величину. Примечательно, что первобытные художники создавали их с учетом рельефа. Они рисовали на выпуклостях потолка, поэтому изображения кажутся объемными.


Всех, побывавших в пещере Альтамира, поражает точная техника рисунков. Линии нанесены твердой рукой и не имеют поправок. Фигуры животных выглядят очень динамично, а движения и позы переданы с максимальной реалистичностью. Любопытно также, что древние художники использовали те же приемы, которые много веков спустя были «открыты» в живописи, благодаря импрессионистам. По мнению исследователей, все рисунки в пещере созданы в интервале от 200 до 500 лет, но остается неизвестным, какие обряды проводили здесь люди.

В наши дни доступ в уникальную пещеру ограничен. Это сделано, чтобы сберечь наскальные изображения для потомков. В сутки внутри могут побывать всего несколько человек по специальному пропуску, поэтому очередь из желающих увидеть чудо пещеры Альтамира расписана на 3 года вперед.

Тем не менее, многие путешественники приезжают в район пещеры, чтобы просто оказаться рядом с ней. Возле входа стоит простой каменный памятник, посвященный Марселино Санс де Саутуоле.

Точные копии наскальных рисунков выставлены на всеобщее обозрение в Музее древней истории и археологии в приморском городе Сантандере, в 30 км от пещеры Альтамира. Музей принимает гостей во все дни, кроме понедельника. Он открыт: с мая по октябрь с 9.30 до 20.00, с ноября по апрель с 9.30 до 18.00. По воскресеньям и в праздники экспозиция закрывается в 15.00.

Как добраться

Из России до Сантандера можно долететь с пересадкой в Лондоне или Мадриде. Ближайший к городу аэропорт расположен в 18 км, в Мальяно. От аэропорта до Сантандера добираются на электропоездах, рейсовых автобусах и такси. Сантандер – крупный морской порт, поэтому сюда три раза в неделю ходит морской паром. Дорога от английского Плимута до Сантандера занимает сутки. Из города до пещеры Альтамира можно доехать на такси.

Пещеры Альтамиры , расположенные рядом с городком Сантильяна дель Мар являются одной из главных туристических достопримечательностей Кантабрии и Испании. В 1985 году ЮНЕСКО объявило их Объектом всемирного наследия. На сегодняшний день именно в пещерах Альтамиры обнаружены древнейшие росписи первобытного человека времен палеолита. Урановые исследования подтвердили их возраст 16 500 лет. И примечательно то, что в пещерах Альтамиры обнаружены не единичные рисунки, их количество здесь исчисляется сотнями. На стенах и потолках пещер Альтамиры практически нет мест, свободных от росписей первобытного человека.

Король Испании Хуан Карлос со своей супругой Софией в музеи пещеры Альтамиры

Сегодня трудно представить, что человек, живший в условиях борьбы за выживание с природой и окружающим миром, занимавшийся только охотой и собирательством, не знавший еще земледелия и использовавший в качестве орудий труда грубо обработанные изделия из камня и дерева, мог создать столь реалистичные изображения животных. И это не просто какие то статичные изображения, на наскальных рисунках пещеры Альтамиры отображены различные ситуации из жизни животных.

Это и бег стада оленей, и сцены, когда пораженный во время охоты дикий бизон заваливается на бок. Поражает, с какой точностью первобытный человек, не зная основ и техник рисунка, с реалистичной точностью мог изобразить все изгибы тела животного, страх перед смертью в глазах. При этом соблюдая все пропорции тела животного, намеренно увеличивал размер глаз, таким образом стараясь передать ощущение потухающей жизни. Также поражает объемность изображений. Древние художники умело использовали рельеф стен и потолков пещеры, чтобы придать объемность своим изображениям.

Сейчас трудно понять, что побуждало первобытного человека в глубине темных пещер при свете головешек наносить десятки рисунков на стены. Ясно, что при недостаточно развитом мышлении, когда в сознании первобытного человека не было разделения на реальность, религию, искусство, науку, а существовал единый мир для восприятия, он вряд ли думал об эстетическом эффекте своих произведений. Вероятнее всего эти рисунки служили для каких либо ритуальных нужд первобытного человека.

История открытия пещер Альтамиры.

История открытия и исследования пещер Альтамиры не менее интересна, чем и сам факт существования древнейшего искусства первобытной эпохи.

Впервые пещеру в местечке, издревле носившем название Альтамира, в 1868 году обнаружил местный охотник по имени Модесто Кубильяс, пытаясь освободить свою собаку, которая застряла в расщелинах скал, преследуя свою добычу. В то время новость об открытии новой пещеры не имела ни малейшего интереса для местной общественности, поскольку это регион интенсивного процесса карстообразования и испещрен тысячами пещер различного масштаба.

Но на счастье современной науки в тех окрестностях жил молодой исследователь, палеонтолог-любитель Марселино Санс де Саутуола. Он и его восьмилетняя дочь Мария и стали первооткрывателями, а в дальнейшем и исследователями, первобытного искусства пещер Альтамиры.

Марселино Санс де Саутуола и его дочь Мария.

Впервые Марселино Саутуола осмотрел пещеру в 1876 году. Вход в пещеру находился на склоне холма и в результате камнепада был завален каменными глыбами более 13 000 лет назад, что и позволило пещере законсервироваться и дойти до нас в своем первоначальном виде.

Во время своего первого осмотра пещеры Саутуола заметил на стенах лишь некоторые черные знаки, которым он не придал особого значения. Лишь спустя 3 года, уже имея большой опыт полевых исследований, он вернулся к пещерам Альтамиры, для их более детального исследования. Но опять же не обнаружил ничего особо значимого для его исследований. Но его дочь Мария оказалась более любопытной и прыткой и быстро пробралась с фонариком в глубину пещеры, благо её рост позволял ей это сделать беспрепятственно. И там в свете своего фонаря на потолочных сводах она обнаружила десятки изображений животных в разнообразных позах и прокричала свою знаменитую фразу: «Папа, смотри, волы!»

Начало одного из величайших открытий в истории человечества было обнадеживающим. Об увиденном Саутуола сообщил ученной общественности. Но дальнейший его путь в исследованиях оказался не из легких. Ученый мир не принимал его открытие и неоднократно обвинял в шарлатанстве.

Не будем вдаваться во все подробности его перипетий. Отметим лишь, что в 1880 году пещеры Альтамиры посетил Король Испании Альфонсо XII со своей супругой и оставил там с помощью свечной копоти свою роспись, тем самым признав значимость открытия этих пещер для истории и науки Испании.

На сегодняшний день достоверность подлинности наскальных рисунков доказана множеством радиологических исследований и по праву считается неотьемлемой частью культурного достояния всего человечества.

«Папа, посмотри, нарисованные быки!» - этим возгласом 9-летней девочки, дочери археолога Марселино Саутуола, началось одно из самых замечательных открытий в истории человечества. Так была открыта тайна, которую хранила пещера Альтамира .

Пещера Альтамира - «картинная галерея» древнего человека

Под сводами древней пещеры, освещённой небольшой лампочкой, Мария разглядела силуэты огромных бизонов, очерченных охрой на камнях. А опыт и знания её отца Саутуолы, страстного любителя древностей, позволили предположить, что возраст этих «каменных картин» - 10-15 тысяч лет.

До открытия пещеры Альтамиры человечество не имело представлений о первобытном художественном творчестве. В 1880-х годах «учёные мужи» скептически восприняли находку Саутуолы и обвинили его в подделке рисунков. По единодушному мнению учёных, примитивный первобытный человек не мог создать подобные изображения.

Археолог Габриэль Мортилье писал одному из своих коллег: «Рисунки Альтамиры - это фокус испанских иезуитов. Испанцы хотят сыграть злую шутку с историками первобытности». Но постепенно к наскальной живописи Альтамиры добавились и другие палеолитические росписи, найденные во многих уголках планеты. Больше всего гравированных фигур зверей обнаружено в Европе, так как именно там первобытные люди были вынуждены жить в пещерах, спасаясь от холода. В 1902 году, когда Саутуола уже умер, пещерные рисунки признали подлинными. В этом же году известный археолог Эмиль Картальяк опубликовал статью «Раскаяние скептика», в которой выразил сожаление о величайшей несправедливости по отношению к Саутуоле и замалчивании его открытия.

Пещера Альтамира - Сикстинская капелла первобытного искусства

Расположенная близ моря в Кантабрийских горах Испании, пещера Альтамира тянется под землёй на 300 метров. Потолки и стены её залов расписаны изображениями бизонов, лошадей, ланей и кабанов. Они выполнены углём, охрой, гематитом, марганцем, каолином и другими природными красителями, смешанными с водой или животным жиром. Первобытные мастера, жившие 15 тысяч лет назад, с удивительной точностью сумели передать облик и повадки каждого зверя: животные то отдыхают, лениво вытянувшись во всю длину, то вот-вот ринутся в атаку, подобрав под себя ноги и выставив вперёд рога. Они словно живые.


Бизоны пещеры Альтамира увековечены в движении: во время прыжка или вздоха. Есть «портреты» и в натуральную величину - 2-ух-метровые бизоны. Естественные рельефные выпуклости на скальной поверхности придают рисункам объём. Мастер «оживил» эти выпуклости одним движением резца, уверенно и без поправок выгравировав силуэты свирепых бизонов и стройных оленей.

Для первобытного человека подобные изображения имели мистическое значение: считалось, что если нарисовать фигуры животных и пронзить их копьём, то охота будет удачной. В одном из залов потолок покрыт фигурами полулюдей-полузверей, вероятно, замаскированных шаманов. За достоверность и экспрессию настенной живописи Альтамиру называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Посетив пещеру, великий Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры - всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное».
Не менее удивительно выглядит и другой символ Испании —

Просмотры: 7 642

Пещера Альтамира

Альтамира (La cueva de Altamira) - пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп ) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.

Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) - объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

Открытие

По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса,), где-то мелькает 1868 год.

Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества Марселино Санс де Саутуола в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось 4 года назад, т.е. в 1876 году.

Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки - изучении наскальной живописи.

В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле . Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера - археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.

В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.

Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.

Что есть

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.

Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

А посмотреть?

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.

Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.

Галерея

Пещера Ласко (Ляско)


Монтиньяк, Франция

Департамент Дордонь, Франция.

Не менее знаменита, чем испанская Альтамира, пещера Ласко во Франции — по словам Брейля, ещё один гигант палеолитического искусства.

Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко - относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений.

В октябре 1979 года Ласко вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер.

История открытия

12 сентября 1940 года 4 подростка — Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка, — отправились на поиски сокровищ замка Монтиньяк, бывшего в ту пору единственной достопримечательностью этих мест.

Отправиться туда их сподвигло дерево. Которое упало, обнажив щель в земле. Собственно по этой-то щели подростки и попали в главный зал Ласко — «Ротонду быков»И постепенно, по.мере привыкания к темноте, они смогли увидеть огромных красных бизонов, жёлтых лошадок, оленей, и парящую в воздухе корову.

Наиболее захватывающее, как пишет Девлет, зрелище, ожидало подростков в глубоком колодце, в который они спустились по веревке: нарисованная сцена, напоминающая современную испанскую корриду — раненный бык и поверженный им тореадор.

Подростки сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.

Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. А. Брейль первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провёл несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую он отнёс к перигорской культуре.

Несколько лет Брейль провёл в Испании, Португалии и Южной Африке, а затем в 1949 году вернулся во Францию и начал раскопки Ласко вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном. Он рассчитывал найти там захоронение, но вместо этого открыл множество новых наскальных изображений. А. Брейль позже дал такое определение Ласко:

Если Альтамира - столица пещерной живописи, то Ласко её Версаль

С 1952 по 1963 годы по просьбе Брейля Андре Глори произвёл новые раскопки на поверхности площадью 120 м² и обнаружил 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований).

Затем наскальную живопись Ласко изучали Аннет Ламинг-Амперер, Андре Леруа-Гуран и с 1989 по 1999 годы - Норбер Ожуля.

Что есть:

Высота пещеры — порядка 250 м., высотный перепад — около 30 м.

Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.

Современный вход соответствует доисторическому, несмотря на то, что сейчас он снабжён системой тамбуров. Исконный вход должен был быть несколько длиннее, но потолок в древние времена там обрушился и образовал скат, по которому сейчас спускаются посетители пещеры.

  • Первый зал - это «зал быков» или «ротонда» : длина - 17 м, ширина - 6 м и высота - 7 м.
  • «Зал быков» переходит в так называемый «осевой проход» , более узкую галерею, идущую в ту же сторону и примерно той же длины.
  • Из «зала быков» справа от «осевого прохода» можно попасть в «пассаж» , галерею длиной в 1 м.
  • За «проходом» находится «неф» , более высокий, длиной в 20 м.
  • Сам «неф» переходит в часть, где нет наскальных изображений, а за ним находится «кошачий лаз» , узкий коридор длиной 20 м.
  • «Апсида» - это круглый зал, который находится на востоке в месте соединения «прохода» и «нефа».
  • За «апсидой» находится «шахта» или «колодец» . Чтобы попасть туда, необходимо спуститься на 4-5 м практически до начала нижней системы.

Аббат Андре Глори к 60-м годам XX века задокументировал около 1500 изображений. Ныне насчитывается около 600 росписей и 1500 гравировок.

Образы пещеры — быки, бизоны, олени, лошади и другие животные. Встречаются также различные знаки.

В так называемом Зале Быков (Ротонде Быков) расположены росписи, выполненные черным и красным, и образующие самую монументальную галерею первобытного искусства. Некоторые из фигур в длину достигают 5 м. Сцены противостояния готовых к схватке животных хотя и встречаются нечасто, но столь впечатляющи, что рассматриваются как характерные для эпохи палеолита.

В проходе из зала быков можно увидеть знаменитую «прыгающую корову». Фриз в этом проходе знаменит тем, что его фигуры выполнены в полихромной (см. выше ) технике, которая не являлась типичной для наскальной живописи палеолита.

Сцена корриды на апсиде стала хрестоматийной: огромный бизон изображен в угрожающей позе, его тело пронзило копьё, из неё вываливаются внутренности. И как подкошенный рухнул перед ним человек. Удивляет и фигура птицы на жезле — Брейль трактовал эту фигуру как изображение души умершего.

По залам:

  • В «зале быков» находится самая красочная композиция Ласко. Её кальцитные стены плохо подходили для гравировки, поэтому были украшены живописными изображениями внушительных размеров: некоторые из них достигают 5 м в длину.
    Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с одной стороны и три с другой. Двум зубрам с северной стены сопутствуют десяток лошадей и большое загадочное животное, на лбу которого изображено нечто вроде рога, за что он и получил название «единорог». На южной стене три больших зубра изображены рядом с тремя маленькими (красного цвета), шестью оленями и одним медведем в пещере, нарисованным на животе одного из зубров и потому плохо различимым. Считается, что шесть точек над головой одного из зубров представляют собой изображения скопления Плеяд в созвездии Тельца.
  • В «осевом проходе» также изображены быки и лошади, окружённые оленями и каменными баранами. На рисунке видна убегающая лошадь, нарисованная марганцевым мелком на высоте 2,5 м от уровня грунта. Некоторые животные изображены на потолке и будто перебегают с одной стены на другую. К этим изображениям, выполнение которых требовало строительства лесов, следует прибавить многочисленные знаки (палочки, точки и прямоугольники).
  • В «пассаже» многие изображения были сильно повреждены, в особенности из-за движения воздушных масс.
    «Неф» насчитывает четыре группы фигур: отпечатки, чёрная корова, плавающие олени и пересекающиеся бизоны. Эти изображения дополнены многочисленными загадочными геометрическими символами, в том числе цветной плоскостью, разделённой на равные квадраты. А. Брейль назвал их «гербами». Существуют и другие гипотезы: например, что это ловушки для животных или шалаши или одежда из раскрашенных шкур.
  • «Кошачий лаз» обязан своим именем изображению группы животных семейства кошачьих. Одно из которых, судя по всему, метит территорию. В эту галерею довольно сложно попасть, но там можно увидеть гравировки диких животных, выполненных в довольно примитивном стиле. В том числе там есть лошадь анфас, довольно необычный пример палеолитического искусства, так как обычно животные изображались в профиль или с помощью приёма «кривой перспективы».
  • В «апсиде» представлено около тысячи гравированных изображений, некоторые из них наложены на живописные рисунки. Здесь есть как животные, так и символы, в том числе единственное изображение северного оленя в Ласко.
  • В «шахте» находится одна из самых загадочных сцен Ласко: падающий человек между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражён дротиком, а носорог будто удаляется от этой сцены. Рядом с человеком изображён удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для усиления броска. На противоположной стене изображена лошадь. Кроме того, в данной композиции присутствуют две группы интересных знаков:
    — Между человеком и носорогами - три пары точек (такие же есть в глубине «кошачьего лаза» и в самой отдалённой части пещеры).
    — Под изображением человека и бизона - сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно найти и на других стенах, на остриях дротиков

Скорее всего, в этой сцене различные предметы тесно взаимосвязаны, и притом не из-за близкого расположения животных и знаков на одной стене, как чаще всего бывает в палеолитическом искусстве. А. Леруа-Гуран считает, что эта сцена является отсылкой к мифу, смысл и значение которого практически невозможно восстановить.

Среди художественных приёмов, которые использовались первобытными художниками, следует отметить:

  • Полихромия,
  • Растушёвка,
  • Перспектива,
  • Незакрашенные места в картине,
  • Искажённое изображение.

Галерея

«Сикстинской капеллой первобытного искусства» называют одну из самых известных в мире пещер - Альтамира, расположенную на севере Испании. Со дня открытия вокруг Альтамиры бушевали страсти. Она стала камнем преткновения для ученого сообщества и проверкой совести для ее представителей. А для первооткрывателя сенсационная находка обернулась трагедией.

Sisse Brimberg

Пещера была обнаружена в 1868 году совершенно случайно. Охотничья собака, гнавшая лису, неожиданно исчезла. Охотник стал разыскивать своего питомца и услышал, как тот скулит… под землей. Отвалив камень, охотник через расщелину попал в пещеру. О находке сообщили владельцу земель - археологу-любителю Марселино де Саутуола.

В ноябре 1879 года, после археологической выставки во Франции, Саутуола решил раскопать Альтамиру. Оленьи рога, осколки посуды, кремневые топорики и другие орудия труда - упорство археолога было вознаграждено.

Но уникальное открытие принадлежит девятилетней дочери археолога Марии: «Посмотри, папа, там быки!». Саутуола не поверил своим глазам - на потолке «танцевали» древние бизоны, лошади, кабаны.


hominidas

Рисунки были выполнены мастерски - чтобы придать животным объем, использовался рельеф скалы. Древний художник сначала прошелся резцом, а потом расписал рисунки натуральными красками - получились цветные барельефы. Тут же была найдена раковина, служившая каменному человеку палитрой. Поразительно, но первобытные мастера использовали приемы, которые были «открыты» лишь в XIX веке импрессионистами. Это была сенсация!

Весть о пещере, которую археолог-любитель осторожно датировал эпохой палеолита, быстро разнеслась Испанией. К Альтамире началось настоящее паломничество любителей древностей. Пещеру посетил даже испанский король Альфонс XII. Но вот с научным признанием открытия произошла заминка.

Научный мир упорно не «видел» пещеру. Разве могут быть у древнего человека творческие способности и эстетический вкус?

Археолога-любителя и профессора Мадридского университета дона Хуана Виланова-и-Пьера, поддержавшего Саутуола, высмеивали в кабинетах и на научных конференциях. Почтенные мужи считали - по крайней мере, им было так удобно - Альтамиру научной аферой.


richardnilsendotcom

«Картальяк, дружище, будь осторожен, - писал своему ученику «отец» современной первобытной археологии, Габриэль де Мортилье. - Это фокус испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности». И профессор Картильяк - глава редакции французского журнала «Материалы по естественной истории человека», куда Саутуола направил свою брошюру об Альтамире, - решил не рисковать. Одинокие голоса в поддержку Саутуолы заглушал хор не желающих пересматривать научную парадигму.

Один из сотрудников журнала Эдуард Харле снизошел до посещения пещеры. Его выводы были просты. В Альтамире отсутствует естественное освещение, а искусственное еще не изобрели (так они считал, хотя позднее, в других пещерах периода палеолита, были найдены каменные светильники). Росписи нанесены на сталактитовые натеки, соответственно, они современные. И, наконец, охра - распространенный в XIX веке материал в Кантабрии. Резюме: рисунки - подделка, выполненная совсем недавно. Мы имеем дело с фальсификацией. На этом научный мир закрыл для себя пещеру Альтамира.


outdoors

Саутуола отослал материалы в Берлинское антропологическое общество, но и тут реакции не последовало. Долгие двадцать лет пещерные рисунки не признавали подлинными. Но в один прекрасный день Картальяк, который однажды побоялся признать истину, раскаялся. «В дни нашей молодости мы думали, что все знаем, - сознался глава «Материалов», - в ближайшем номере журнала я напечатаю раскаяние».

Но Саутуола не дожил до этой счастливой минуты - он безвременно скончался еще в 1888 году. Затравленный Виланова, вынужденный отказаться от своих взглядов, последовал за своим единомышленником пять лет спустя.

После признания пещеры, раскопки возобновили. Ажиотаж вокруг нее продолжался. В середине XX века Альтамиру посещало огромное количество людей - до полутора тысяч в день. Из-за сырости в пещере появилась плесень. Пещеру вынуждены были закрыть на реставрацию.


maroon_501

В наши дни Альтамира снова открыта для посещения, но записываться на экскурсию нужно за несколько лет. В пещеру в день пускают лишь несколько человек, по специальным разрешениям. В музее Сантандера можно полюбоваться копиями рисунков. Снимки находятся и в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, а также в Японии.

«После Альтамиры - все упадок! - воскликнул Пабло Пикассо, побывав однажды в пещере. - Ни один из современных художников не смог бы написать подобное». А прекрасные фрески древнего человека продолжают поражать наших современников.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары