Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Подготовка красной армии к войне краткое содержание. Война

Сварка при помощи газа - соединение металлических деталей методом расплавления. Исторически это один из первых появившихся видов сварки. Технология была разработана еще в конце XIX века.

Впоследствии, с развитием технологий электрической сварки (дуговой и контактной), практическая ценность газовой несколько уменьшилась, особенно для соединения высокопрочных сталей. Но она до сих пор с успехом применяется для соединения чугунных, латунных, бронзовых деталей, для техники наплавления и во многих других случаях.

Сущность метода состоит в том, что высокотемпературное пламя сварочного газа нагревает кромки свариваемых деталей и часть присадочного материала (электродную часть).

Металл переходит в жидкое состояние, образуя так называемую сварочную ванну - область, защищенную пламенем и газовой средой, вытесняющей воздух. Расплавленный металл медленно остывает и затвердевает. Так формируется сварочный шов.

Используется смесь какого-либо горючего газа с чистым кислородом, играющим роль окислителя. Наиболее высокую температуру - от 3200 до 3400 градусов - дает газ ацетилен, получаемый непосредственно при сварке от химической реакции карбида кальция с обычной водой. На втором месте находится пропан - его температура горения может достигать 2800 °C.

Реже применяются:

  • метан;
  • водород;
  • пары керосина;
  • блаугаз.

У всех альтернативных газов и паров температура пламени существенно ниже, чем у ацетилена, поэтому сварка альтернативными газами практикуется реже, и только для цветных металлов - меди, латуни, бронзы и других, с небольшой температурой плавления.

У газовой сварки есть особенности по сравнению с электрической, которые формируют как ее недостатки, так и достоинства.

Достоинства и недостатки

Как и у любой вещи или явления, преимущества газовой сварки являются прямым отражением ее недостатков, и наоборот.

Основная характеристика газосварки - более низкая скорость нагрева оплавляемой зоны и более широкие границы этой зоны. В некоторых случаях это плюс, а в других - минус.

Это плюс, если нужно , цветных металлов или чугуна. Для них требуется плавный нагрев и плавное охлаждение. Также существует ряд сталей специализированного назначения, для которых оптимален именно такой режим обработки.

К другим плюсам относится:

  • невысокая сложность технологического процесса газовой сварки;
  • доступность, адекватная стоимость оборудования;
  • доступность газовой смеси либо карбида кальция;
  • отсутствие необходимости в мощном источнике энергии;
  • контроль мощности пламени;
  • контроль вида пламени;
  • возможность контроля режимов.

Основных минусов у газовой сварки четыре. Первый - именно низкая скорость нагрева и большое рассеивание тепла (сравнительно низкий КПД). Из-за этого практически невозможно сваривать металл толщиной свыше 5 мм.

Второй - слишком широкая зона термического влияния, то есть зона нагрева. Третий - себестоимость. Цена расходуемого ацетилена при газосварке выше, чем цена электроэнергии, затраченной на тот же объем работы.

Ее четвертый недостаток - слабый потенциал механизации. Из-за своего принципа действия фактически может быть реализована только ручная газовая сварка.

Полуавтоматический метод невозможен, автоматический - только с применением многопламенной горелки, и только при сварке тонкостенных труб либо иных резервуаров. Такой метод сложен и рентабелен лишь при производстве полых резервуаров из алюминия, чугуна либо некоторых их сплавов.

Нормативы

ГОСТ на газосварку - особый вопрос. В связи с тем, что качество шва при газовой сварке в большей степени зависит от мастерства сварщика, оно определяется субъективно.

Характер газосварочного процесса - исключительно ручной, конкретного ГОСТа на газовую сварку нет . Но существует ГОСТ 1460-2013 - на карбид кальция, из которого производится газ для сварки.

Кроме того, различными ГОСТами определяются такие параметры, как типы присадочной проволоки, давление в редукторе и баллоне, требования к генератору ацетилена. Существуют свои требования к типам применяемых шлангов и горелок, связанные с безопасностью работы.

Стандартный комплект оборудования

Для газовой сварки или резки (технологически более простой процесс) требуется оборудование. Прежде всего, это генератор ацетилена либо источник иного горючего газа (пропана, водорода, метана).Потребуется также Баллон с окислителем - кислородом, горелка, редуктор для сжатого газа (регулятор потока) и соединительные шланги.

Могут применяться различные вспомогательные устройства, например пьезозажигательный элемент, предохранительный водяной затвор для защиты от обратного пламени (в последнее время - практически обязательный элемент), и другие.

Отличительная особенность этого вида сварки - для него не требуется электропитание, поэтому работы можно производить практически в «полевых» условиях. Во многом из-за этого преимущества газовую сварку до сих пор активно используют.

Виды пламени

Одним из достоинств газосварки является возможность использования огня с разными химическими свойствами: окислительным, восстановительным, с повышенным содержанием ацетилена.

«Нормальным» считается восстановительное пламя, при котором металл окисляется с той же скоростью, что восстанавливается. Оно применяется в большинстве случаев. Для соединения деталей из бронзы и других сплавов с содержанием олова применяется только восстановительный огонь.

Окислительное пламя образуется при увеличении количества кислорода в газовой смеси. В некоторых случаях оно предпочтительно и даже необходимо, например, при соединении латуни и пайке твердым припоем.

Особое свойство окислительного пламени состоит в возможности увеличить скорость газовой сварки. Но при этом необходимо применять специальную присадку, содержащую раскислители - марганец и кремний.

Если использовать с окислительным пламенем в качестве присадочной проволоки тот же материал, что и в свариваемых деталях (за исключением латуни) - шов выйдет хрупким, с большим количеством пор и каверн.

Пламя с увеличенным содержанием горючего газа применяется для наплавки на какую-либо деталь другой детали из более твердого сплава, а также при варке деталей из чугуна и алюминия.

Технология и способы

Техника газовой сварки сильно зависит от специфики свариваемых металлов и сплавов, формы деталей, направления шва и других факторов.

Основное предназначение газосварки - обработка чугуна и цветных металлов, которые поддаются ей лучше, чем дуговой. Хуже всего «берет» она легированную сталь - из-за низкого коэффициента теплопередачи детали из нее сильно коробятся при варке газом.

Существует «правая» и «левая» методика газовой сварки. Есть также технология сварки валиком, ванночками и многослойная сварка.

«Правый» способ - это когда сварочное сопло ведут слева направо, а присадку подают вслед за движением огненной струи. Пламя при этом направлено на конец проволоки, так, что расплавленный состав - температура плавления присадки обычно ниже, чем у основного материала - ровно ложится в шов.

При «левом» способе газовой сварки - он считается основным - поступают наоборот. Горелка движется справа налево, присадка подается ей навстречу. Этот способ проще, но подходит только для тонких листов металла. Кроме того, при нем больше, чем при «правом», идет расход присадочной проволоки и горючего газа.

Сварка валиком - более трудоемкий способ, подходящий только для листового материала. Шов образуется в форме валика, но при этом качество шва очень высокое, без образования шлака, пор и воздушных лакун.

Сварка ванночками - способ, требующий от сварщика большого мастерства. При этом присадочная проволока укладывается в шов спиральным способом, проходя через разные участки пламени. Каждый новый виток спирали слегка перекрывает предыдущий. Способ хорошо подходит для соединения листов из низкоуглеродистых сталей.

Многослойная сварка - самый технологически сложный способ. Его основы - как бы наплавка одного слоя поверх следующего. При этом достигается идеальный прогрев всех нижележащих слоев. Главное - контролировать, чтобы стыки швов разных слоев не находились один под другим.

В каждом из этих видов газовой сварки могут использоваться, в зависимости от обрабатываемого металла, различные флюсы. Их задача состоит в том, чтобы защитить поверхность шва от образования окислов, нарушающих его качество.


Газовая сварка сравнительно проста, не требует сложного, дорогого оборудования и источника электроэнергии.

Недостатком газовой сварки является меньшая по сравнению с дуговой скорость нагрева металла и большая зона теплового воздействия на металл. При газовой сварке концентрация тепла меньше, а коробление свариваемых деталей больше.

Вследствие сравнительно медленного нагрева металла пламенем и невысокой концентрации тепла производительность газовой сварки снижается с увеличением толщины свариваемого металла. Например, при толщине стали 1 мм скорость газовой сварки составляет около 10 м/ч, при толщине 10 мм - только 2 м/ч. Поэтому газовая сварка стали толщиной свыше 6 мм менее производительна, чем дуговая сварка.

Стоимость ацетилена и кислорода выше стоимости электроэнергии, поэтому газовая сварка обходится дороже электрической. К недостаткам газовой сварки относится также взрывоопасность и пожароопасность при нарушении правил обращения с карбидом кальция, горючими газами и жидкостями, кислородом, баллонами со сжатыми газами и ацетиленовыми генераторами. Газовую сварку применяют при следующих работах: изготовлении и ремонте изделий из стали толщиной 1-3 мм; сварке сосудов и резервуаров небольшой емкости, заварке трещин, вварке заплат и пр.; ремонте литых изделий из чугуна, бронзы, силумина; сварке стыков труб малых и средних диаметров; изготовлении изделий из алюминия и его сплавов, меди, латуни и свинца; изготовлении узлов конструкций из тонкостенных труб; наплавке латуни на детали из стали и чугуна; соединении ковкого и высокопрочного чугуна с применением присадочных прутков из латуни и бронзы, низкотемпературной сварке чугуна.

Газовой сваркой можно соединять почти все металлы, применяемые в технике. Чугун, медь, латунь, свинец легче поддаются газовой сварке, чем дуговой.

ТЕХНИКА ГАЗОВОЙ СВАРКИ

Газовой сваркой можно выполнять нижние, горизонтальные, вертикальные и потолочные швы. Наиболее трудно выполнять потолочные швы, так как в этом случае сварщик должен поддерживать и распределять по шву жидкий металл, используя давление газов пламени. Наиболее часто газовой сваркой выполняют стыковые соединения, реже угловые и торцовые соединения. Газовой сваркой не рекомендуется выполнять соединения внахлестку и тавровые, так как они требуют интенсивного нагрева металла и сопровождаются повышенным короблением изделия.

Отбортованные соединения тонкого металла сваривают без присадочной проволоки. Применяют прерывистые и непрерывные швы, а также швы однослойные и многослойные. Перед сваркой кромки тщательно очищают от следов масла, краски, ржавчины, окалины, влаги и прочих загрязнений.

В табл. 10 показана подготовка кромок при газовой сварке углеродистых сталей стыковыми швами.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ГОРЕЛКИ ПРИ СВАРКЕ

Пламя горелки направляют на свариваемый металл так, чтобы кромки металла находились в восстановительной зоне, на расстоянии 2—6 мм от конца ядра. Касаться расплавленного металла концом ядра нельзя, так как это вызовет науглероживание металла ванны. Конец присадочной проволоки также должен находиться в восстановительной зоне или быть погруженным в ванну расплавленного металла. В том месте, куда направлен конец ядра пламени, жидкий металл давлением газов слегка раздувается в стороны, образуя углубление в сварочной ванне.

Скорость нагрева металла при газовой сварке можно регулировать, изменяя угол наклона мундштука к поверхности металла. Чем больше этот угол, тем больше тепла передается от пламени металлу и тем быстрее он будет нагреваться. При сварке толстого или хорошо проводящего тепло металла (например, красной меди) угол наклона мундштука а берут больше, чем при сварке тонкого или с низкой теплопроводностью. На рис. 86, а показаны углы наклона мундштука, рекомендуемые при левой (см. § 4 этой главы) сварке стали различной толщины.

На рис. 86, б показаны способы перемещения мундштука по шву. Основным является перемещение мундштука вдоль шва. Поперечные и круговые движения являются вспомогательными и служат для регулирования скорости прогрева и расплавления кромок, а также способствуют образованию нужной формы сварного шва.

Способ 4 (см. рис. 86, б) применяют при сварке тонкого металла, способы 2 и 3 - при сварке металла средней толщины. Во время сварки нужно стремиться к тому, чтобы металл ванны всегда был защищен от окружающего воздуха газами восстановительной зоны пламени. Поэтому способ 1, при котором пламя периодически отводится в сторону, применять не рекомендуется, так как при нем возможно окисление металла кислородом воздуха.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ГАЗОВОЙ СВАРКИ

Левая сварка (рис. 87, а). Этот способ наиболее распространен. Его применяют при сварке тонких и легкоплавких металлов. Горелку перемещают справа налево, а присадочную проволоку ведут впереди пламени, которое направляют на несваренный участок шва. На рис. 87, а внизу показана схема движения мундштука и проволоки при левом способе сварки. Мощность пламени при левой сварке берут от 100 до 130 дм 3 ацетилена в час на 1 мм толщины металла (стали).

Правая сварка (рис. 87, б). Горелку ведут слева направо, присадочную проволоку перемещают вслед за горелкой. Пламя направляют на конец проволоки и сваренный участок шва. Поперечные колебательные движения производят не так часто, как при левой сварке. Мундштуком делают незначительные поперечные колебания; при сварке металла толщиной менее 8 мм мундштук передвигают вдоль оси шва без поперечных движений. Конец проволоки держат погруженным в сварочную ванну и перемешивают им жидкий металл, чем облегчается удаление окислов и шлаков. Тепло пламени рассеивается в меньшей степени и используется лучше, чем при левой сварке. Поэтому при правой сварке угол раскрытия шва делают не 90°, а 60-70°, что уменьшает количество наплавляемого металла, расход проволоки и коробление изделия от усадки металла шва.

Правой сваркой целесообразно соединять металл толщиной свыше 3 мм, а также металл высокой теплопроводности с разделкой кромок, как, например, красную медь. Качество шва при правой сварке выше, чем при левой, потому что расплавленный металл лучше защищен пламенем, которое одновременно отжигает наплавленный металл и замедляет его охлаждение. Вследствие лучшего использования тепла правая сварка металла больших толщин экономичнее и производительнее левой — скорость правой сварки на 10—20% выше, а экономия газов составляет 10-15%.

Правой сваркой соединяют сталь толщиной до 6 мм без скоса кромок, с полным проваром, без подварки с обратной стороны. Мощность пламени при правой сварке берут от 120 до 150 дм 3 ацетилена в час на 1 мм толщины металла (стали). Мундштук должен быть наклонен к свариваемому металлу под углом не менее 40°.

При правой сварке рекомендуется применять присадочную проволоку диаметром, равным половине толщины свариваемого металла. При левой сварке пользуются проволокой диаметром на 1 мм больше, чем при правой сварке. Проволока диаметром более 6—8 мм при газовой сварке не применяется.

Сварка сквозным валиком (рис. 88). Листы устанавливают вертикально с зазором, равным половине толщины листа. Пламенем горелки расплавляют кромки, образуя круглое отверстие, нижнюю часть которого заплавляют присадочным металлом на всю толщину свариваемого металла. Затем перемещают пламя выше, оплавляя верхнюю кромку отверстия и накладывая следующий слой металла на нижнюю сторону отверстия, и так до тех пор, пока не будет сварен весь шов. Шов получается в виде сквозного валика, соединяющего свариваемые листы. Металл шва получается плотным, без пор, раковин и шлаковых включений.

Сварка ванночками. Этим способом сваривают стыковые и угловые соединения металла небольшой толщины (менее 3 мм) с присадочной проволокой. Когда на шве образуется ванночка диаметром 4-5 мм, сварщик вводит в нее конец проволоки и, расплавив небольшое количество ее, перемещает конец проволоки в темную, восстановительную часть пламени. При этом он делает мундштуком круговое движение, перемещая его на следующий участок шва. Новая ванночка должна перекрывать предыдущую на 1/3 диаметра. Конец проволоки во избежание окисления нужно держать в восстановительной зоне пламени, а ядро пламени не должно погружаться в ванночку во избежание науглероживания металла шва. Сваренные этим способом (облегченными швами) тонкие листы и трубы из малоуглеродистой и низколегированной стали дают соединения отличного качества.

Многослойная газовая сварка. Этот способ сварки имеет ряд преимуществ по сравнению с однослойной: обеспечивается меньшая зона нагрева металла; достигается отжиг нижележащих слоев при наплавке последующих; обеспечивается возможность проковки каждого слоя шва перед наложением следующего. Все это улучшает качество металла шва. Однако многослойная сварка менее производительна и требует большего расхода газов, чем однослойная, поэтому ее применяют только при изготовлении ответственных изделий. Сварку ведут короткими участками. При наложении слоев нужно следить за тем, чтобы стыки швов в различных слоях не совпадали. Перед наложением нового слоя нужно проволочной щеткой тщательно очистить поверхность предыдущего от окалины и шлаков.

Сварка окислительным пламенем. Этим способом сваривают малоуглеродистые стали. Сварку ведут окислительным пламенем, имеющим состав

Для раскисления образующихся при этом в сварочной ванне окислов железа применяют проволоки марок Св-12ГС, Св-08Г и Св-08Г2С по ГОСТ 2246— 60, содержащие повышенные количества марганца и кремния, которые являются раскислителями. Данный способ повышает производительность на 10—15%.

Сварка пропан - бутан-кислородным пламенем . Сварка ведется при повышенном содержании кислорода в смеси

с целью повышения температуры пламени и увеличения провара и жидкотекучести ванны. Для раскисления металла шва применяют проволоки Св-12ГС, Св-08Г, Св-08Г2С, а также проволоку Св-15ГЮ (0,5—0,8% алюминия и 1 - 1,4% марганца) по ГОСТ.

Исследованиями А. И. Шашкова, Ю. И. Некрасова и С. С.Ваксман установлена возможность использования в данном случае обычной малоуглеродистой присадочной проволоки Св-08 с раскисляющим покрытием, содержащим 50% ферромарганца и 50% ферросилиция, разведенного на жидком стекле. Вес покрытия (без учета веса жидкого стекла) составляет 2,8—3,5% к весу проволоки. Толщина покрытия: 0,4-0,6 мм при использовании проволоки диаметром 3 мм и 0,5—0,8 мм при диаметре 4 мм. Расход пропана 60-80 л/ч на 1 мм толщины стали, в = 3,5, угол наклона прутка к плоскости металла составляет 30-45°, угол разделки кромок 90°, расстояние от ядра до прутка 1,5—2 мм, до металла 6-8 мм. Этим способом можно сваривать сталь толщиной до 12 мм. Лучшие результаты получены при сварке стали толщиной 3-4 мм. Проволока Св-08 с указанным покрытием является полноценным заменителем более дефицитных марок проволоки с марганцем и кремнием при сварке пропан-бутаном.

Особенности сварки различных швов. Горизонтальные швы сваривают правым способом (рис. 89, а). Иногда сварку ведут справа налево, держа конец проволоки сверху, а мундштук снизу ванны. Сварочную ванну располагают под некоторым углом к оси шва. При этом облегчается формирование шва, а металл ванны удерживается от стекания.

Вертикальные и наклонные швы сваривают снизу вверх левым способом (рис. 89, б). При толщине металла более 5 мм шов сваривают двойным валиком.

При сварке потолочных швов (рис. 89, в) кромки нагревают до начала оплавления (запотевания) и в этот момент вводят в ванну присадочную проволоку, конец которой быстро оплавляют. Металл ванны удерживается от стекания вниз прутком и давлением газов пламени, которое достигает 100-120 гс/см 2 . Пруток держат под небольшим углом к свариваемому металлу. Сварку ведут правым способом. Рекомендуется применять многослойные швы, свариваемые в несколько проходов.

Сварку металла толщиной менее 3 мм с отбортованными кромками без присадочного металла производят спиралеобразными (рис. 89, г) или зигзагообразными (рис. 89, д) движениями мундштука.

Администрация Общая оценка статьи: Опубликовано: 2011.05.31

И резка металлов позволяют соединять между собой детали металлических конструкций в промышленности и быту. Это такой технологический процесс, при котором горючее газовое вещество с чистым кислородом под влиянием высоких температур сцепляет кромки поверхностей. Расстояние между ними заливают расплавленным материалом, источником которого является присадочная проволока.

Преимущества и недостатки газовой сварки

Газовая сварка – довольно простая технология, имеющая много положительных аспектов:

  • Возможность проводить сварочные работы в автономном режиме. Для этого не нужен мощный источник энергии.
  • Наличие простого негабаритного оборудования, которое легко поддается транспортировке.
  • Процесс сварки регулируемый. Газовая горелка позволяет варьировать рабочую высокую температуру, скорость нагрева и угол наклона огня.

А также большие возможности использования: обработка применяется для соединения элементов изделий из углеродистой стали, свинца, меди, чугуна, латуни, бронзы, силумина, алюминия и его сплавов.

Есть и недостатки при проведении сварочных работ:

  • Большая площадь нагрева, создающая условия для деформации соседних элементов.
  • Газосварочный процесс относится к работам повышенной опасности. Сжатый кислород, и горючие смеси требуют соблюдения мер предосторожности.
  • Газовая сварка предназначена для металлов толщиной до 5 мм.
  • Отсутствие автоматизации газовой горелки.
  • Высокие требования к профессии сварщика.

Виды используемых газов

Газовая сварка и резка металлов направлены на локальное плавление участка детали. В качестве горючего материала используют разные виды. Их выбор определен многими факторами. Основные из них – температура огня и количество тепла при сгорании. При сварке применяют несколько химических веществ.

Важнейший элемент для пайки и резки. Он используется в качестве катализатора, необходимого для активизации процессов обработки металлов. Для него характерно отсутствие цвета и запаха, плохая растворимость в воде и спирте. Кислород является активным химическим соединением. Его содержат в специальных емкостях под постоянным давлением. Для кислородной сварки используют технический газ трех сортов. Каждый вид зависит от чистоты кислорода. Это свойство влияет на качество обработки деталей.

Ацетилен

Наиболее распространенный вид, так как обеспечивает высокую температуру по сравнению с другими воспламеняющимися веществами. Он образуется на основе углеродистого кальция с водой. Химическое вещество поглощает влагу из атмосферы и расщепляется под ее влиянием, поэтому соединение хранят в закрытых барабанах. Ацетилен взрывоопасный. Однако это качество исчезает, если смесь растворить в жидкости.

Водород

Не имеет запаха и цвета. При контакте с воздухом становится взрывоопасным. Химический элемент хранят в стальных баллонах под давлением.

Коксовый газ

Образуется посредством переработки каменного угля. Это бесцветная смесь горючих веществ с выраженным сероводородным запахом, которую транспортируют по трубопроводам.

Используют на основе метана, добываемый из недр Земли.

Бензин и керосин

Продукты нефтеперерабатывающей отрасли. Имеют вид бесцветных жидкостей с запахом, которые легко испаряются. Газовая горелка подает их через испарители для образования пара.

Подвергается очистке, так как состоит из углеводородов и угарного газа. Это побочный продукт предприятий по переработке нефти.

Материалы, подходящие для газовой сварки

Газовая сварка незаменима в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Она позволяет скреплять большое количество металлов.

Сварка чугуна необходима для устранения дефектов, трещин, распавшихся частей изделия. Газовая горелка при этом должна быть с небольшим пламенем, чтобы избежать зернистости сварочного шва.

Пайка бронзы предполагает использование восстановительного пламени. В работе используют проволоку, идентичную свариваемому материалу.

Обработка меди не предусматривает наличия зазора между краями. Это обусловлено текучестью материала, что может затруднять газосварочный процесс.

Углеродистые стали можно соединять разными методами сварки. Швы становятся крупнозернистыми благодаря использованию стальной проволоки с низким уровнем углерода.

Необходимое оборудование для газосварки

Газосварочное оборудование применяется с целью соединения или резки металлических элементов под действием высокой температуры. Оно предполагает использование разных видов приборов и аксессуаров, в зависимости от вида проводимых работ. Для обработки металла используются несколько компонентов.

Водяной, или жидкостный затвор

Защищает части устройств от обратного удара сварочного пламени. Это может случиться тогда, когда скорость подачи газа меньше скорости возгорания, или в случае засорения каналов мундштука горелки. Таким предохранительным устройством оснащены все генераторы.

Баллоны с газом

Специальные цилиндрические резервуары с вентилями для хранения и транспортировки химического вещества. Определить, какой в них содержится вид, можно по цвету.

Редуктор

Снижает давление газа или держит его на определенном уровне. Устройство бывает прямого и обратного действия. Это важный элемент газобаллонного оборудования, который определяет работоспособность всей системы. Есть разные виды устройств, среди которых – кислородный редуктор. Он приспособлен к агрессивной среде и имеет голубую маркировку.

Газовый шланг

Обеспечивает подачу горючих жидкостей. Он сделан по особой технологии. Это многослойное изделие, выдерживающее агрессивную среду, с внутренним диаметром не больше 16 мм. В зависимости от категории, шланги маркируют красным, желтым и синим цветом.

Является основной частью сварочного оборудования. Она образует пламя, необходимо для нагревания и плавления металла. По конструкции изделие бывает двух видов: инжекторного и безинжекторного. Газовая горелка работает на разных мощностях. Выбор зависит от количества газа, подаваемого в единицу времени.

Специальный стол

Повышает удобство работы сварщика, так как выполняет несколько функций:

  • фиксирует рабочие заготовки;
  • хранит вспомогательный инструмент;
  • является контуром заземления.

В конструкции может быть поворотная или статичная столешница.

Газовые резаки

Демонтаж металлоконструкции и раскрой проката невозможен без газового резака. Модели такого устройства имеют одинаковый принцип работы, но отличаются между собой размерами, конструкцией, наличием дополнительных деталей. С помощью газового резака можно выполнять работы с заготовками большой толщины. Резка происходит за счет того, что температура горения меньше температуры плавления.

Процесс условно разделяется на периоды:

  1. Обрабатываемая зона разогревается до нужной температуры. Для получения факела пламени кислород смешивают с горючим веществом в определенной дозировке.
  2. Кислород способствует раскислению металла, продукты горения удаляются из рабочей зоны.

Конструкция газового резака бывает двух видов:

  • Инжекторная – двухтрубная, когда технический кислород разделяется на два потока.
  • Безинжекторная, или трехтрубная, при которой кислородный и газовый поток движется по разным трубкам, смешиваясь внутри головки.

Технологический процесс газовой резки

При изготовлении металлических конструкций используется не только газовая сварка, но и резка металлов. Она позволяет работать с такими заготовками:

  • диски, кольца;
  • контурные элементы, сочетающие прямые и изогнутые линии из стали толщиной до 200 мм:
  • детали сложной конфигурации;
  • листы толщиной более 4 мм;
  • от №16;
  • от №20.

Чтобы получить высококачественный рез, поверхность металла предварительно очищается от грязи, краски, масла или ржавчины. Резка металлов – это термический способ обработки, разделенный на этапы:

  • Нагреватель доводит температуру до 1100 0 С.
  • Газовая горелка подает в рабочую зону кислород.
  • Струя, соприкасаясь с металлом, воспламеняется. Ядро пламени должно располагаться на расстоянии от 1 до 1,5 мм от обрабатываемой поверхности.
  • В условиях стабильной подачи газа поток легко разрезает заготовку. Скорость струи зависит от химического состава разрезаемого материала.

Техника безопасности

Газовая сварка и резка не обходятся без соблюдения правил техники безопасности. Во время работы сварщик подвергается всевозможным потенциальным опасностям. Меры предосторожности комплексные:

От поражения электротоком нужна такая защита:

  • Заземление аппарата.
  • Изоляция токопроводящих частей оборудования.
  • Сухая, неповрежденная одежда.
  • Исключение работ в мокрую погоду.

Защита зрения требует использования специальной маски со светофильтрами.

Газовая сварка – это угроза ожогов, взрывов пожаров. Избежать аварийной ситуации помогут:

  • Экипировка в спецодежду.
  • Отсутствие в местах проводимых работ открытых горючих, легковоспламеняющихся веществ.
  • Наличие средств пожаротушения.
  • Соблюдение технологического режима.

Против отравления ядовитыми парами используют:

  • Респираторы.
  • Эффективную вентиляцию в помещении.
  • Маски, схожие с противогазами.

Газовая сварка используется больше 100 лет и технология газовой сварки до сих пор актуальна в деле сварки металлов.

После появились новые виды и оборудование для сварки — дуговая, с электродом, портативная — полуавтоматом и в защитных средах (к примеру, сварка в углекислом газе), потому технология газовой сварки отошла на второй план, особенно в промышленности.

Газовое сваривание идет посредством плавления материалов и металлов, образующих гомогенную структуру: материалы плавятся и после соединяются.

Газ горит, как смесь в присутствии очищенного кислорода.

Имеет следующие преимущества:

  • Простой тип сварки/резки, дорогостоящий сварочный аппарат не требуется (если только не сварка полуавтоматом или электродом);
  • Газ/смесь для сварки/резки можно приобрести без проблем;
  • Газовая сварка не нуждается в мощном источнике энергии и защитных средах (по ситуации);
  • Пламя/смесь можно контролировать – менять его мощность, виды, регулировать нагрев деталей при сварке и для резки.

Не лишена и недостатков:

  • Малая быстрота нагрева металлов горелкой (полуавтоматом выгоднее).
  • Газовая сварка выдает широкую зону тепла;
  • Тепло сильно рассеивается, плохо концентрируется, нежели при дуговой;
  • Заметный минус кроется в цене топлива/электричества. Конечно, аппарат дуговой сварки или сварки электродом расходует электричество нещадно, но при подсчете окажется все равно дешевле того же ацетилена и кислорода;
  • Плохая тепловая концентрация снижает результативность газовой сварки/резки с возрастанием толщины: при толщине 1 мм темп составит приблизительно 10 метров в час, а при 1 см толщины — всего 2 метра в час. Потому для деталей от 5 мм используется дуговой метод или сварка полуавтоматом/электродом;
  • Плохо механизируется. Автоматическая происходит при сварке труб с тонкой стенкой в продольном шве при работе многопламенной горелки, и то только в некоторых операциях (производство тонкостенных полых резервуаров, газовая сварка труб небольшого диаметра, газовая сварка алюминия, газовая сварка чугуна, различных их сплавов).

Компоненты сварки

В настоящее время используют различные газы, какой из них выбрать и как применять, опишем ниже.

Кислород

Газ для сваривания и резки, не имеет цвета и запаха. Способствует быстрому воспламенению паров горючих материалов.

Сварочный кислород выступает как катализатор плавления/резки металлов и входит в смесь с горючим газом.

Кислород хранится в баллоне под постоянным давлением, вследствие контакта с маслом самовоспламеняется.

Лучшая мера предосторожности – убрать газовые баллоны для сварки в закрытое от солнца и контакта место, тщательно очистить от пыли, грязи и не прикасаться к нему пропитанными чем бы то ни было перчатками.

Сварочный кислород получается из обычного воздуха, какой был отделен от СО2 и Н2О в воздухоразделительной установке. Существует 3 сорта кислорода, используемого в сварке: высший (99.5%), 1 и 2 сорта (99.2 и 98.5 процентов соответственно).

На остаток приходится смесь Ar и N.

Ацетилен

Ацетилен – смесь H и O, бесцветный газ для сварки с небольшим присутствием NH4 и H2S.

Если давление превышает 1.5 кг/см² и температура превышает 400°С, то смесь может взорваться.

Получается через диссоциацию жидких углеводородов под действием электричества.

Чаще всего в баллоне при диссоциации карбида кальция водой.

Заменители ацетилена

Правило гласит: чтобы сварочный процесс свершился, температура на выходе должна быть в 2 раза выше, чем порог плавки металла.

Как замена используются водород, метан, пропан, керосиновые пары, но температура их горения находится в пределах 2400-2800 градусов, что меньше 3150 градусов при горении ацетилена.

Основное преимущество вышеуказанных газов заключается в дешевизне производства.

Однако применение заместителей диктовано характером нагрева и плавящимся металлом.

К примеру, сталь требует виды проволоки с марганцем и кремнием, которая раскисляет ее, а плавящимся цветным металлам нужен флюс.

Еще один минус – не все виды газов имеют высокую теплопроводность.

Проволока и флюс

Проволока и сварочный флюс – неотъемлемое оборудование для газосварки, которое необходимо для надежного шва.

Проволока может быть только без краски и масла, коррозии, при этом порог ее плавления равен или ниже порога плавления металлов.

В ее отсутствие выручит тонкая полоска тех же металлов, которые свариваются.

Сплавы Cu, Mg, Al и металлы вообще во время сварки производят окислы, они относятся к соединениям, плавящимся при большей температуре, нежели сам металл.

Они накрывают металл тонким трудно плавящимся покрытием, усложняя сварку.

Плавящимся металлам требуется присутствие защитных флюсов.

Плавящимся флюсом делается нанесение непосредственно на металл или проволоку до сварки, плавится и выдает плавкий шлак, какой покрывает плавленый металл поверхностно.

Борная кислота и бура выступают в роли защитных флюсов.

Углеродистая сталь варится без добавок, а газовая сварка чугуна, меди и стали требует как раз защитных флюсов.

Газосварочное оборудование для металлов состоит из нескольких категорий (см. видео):

  1. Водяной затвор. Нужен для защиты генератора ацетилена и трубы от обратной тяги огня из горелки. Затвор – главный оборудование поста, он должен быть исправным и наполняться водой вровень с краном. Затвор стоит между горелкой/резаком и газопроводом/генератором ацетилена;
  2. Газовый баллон. Баллон имеет конусную резьбу на отверстии, на которую ставится закрывающий вентиль. Снаружи баллон имеет условный цвет по роду газа: голубой – кислород, белый – ацетилен, зелено-желтый — водород, красный — прочие газы. Верхняя часть баллона никогда не красится (нельзя допускать контакта газа с маслом в краске). Для ацетилена можно использовать вентиль, который сделан из любого металла, кроме меди – ацетилен с медью образует взрывоопасную ацетиленовую медь;
  3. Редуктор. Редуктор снижает давление выходящего газа. Редуктор бывает одно- или двухкамерный, причем двухкамерный редуктор держит более стабильное давление. Бывает редуктор прямого действия и редуктор обратного действия. Кстати, для кислорода и ацетилена есть свой отдельный редуктор. Любой редуктор одновременно является клапаном сброса давления. Редуктор в сварке сжиженным газом имеет оребрение во избежание вымерзания газа при выходе;
  4. Шланги. Шланги для горючего газа имеют сплошную линию из красного цвета, как обозначение. Такие шланги работают при давлении до 6 атм. Это шланги 1 класса, шланги 2 класса нужны для передачи горючей жидкости (бензин, керосин). Эти шланги имеют желтую полосу по всей длине. Шланги 3 класса – это шланги синего цвета, они работают при давлении до 20 атм;
  5. Горелка. Это оборудование смешивает газы, выпускает из мундштука под нужным давлением смесь, которая плавит металлы. Бывают безинжекторный и инжекторный виды, причем последний более распространен. В аппарат входят: мундштук, ниппель, наконечник, камера-смеситель, гайки, инжектор, корпус с рукоятью и ниппель для газов. Горелка бывает микромалой, малой, средней и большой мощности (в зависимости от максимально пропускаемого и сжигаемого объема газов в единицу времени). В случае работы полуавтоматом пламени нет как такового;
  6. Пост. Пост для сварки – надлежаще обустроенное место для работы. Пост представлен в виде стола с тумбами и местами для хранения инструмента. Там удобно будет хранится оборудование для сварки, шланги. Пост бывает с поворотной или неповоротной столешницей. Пост поворотный нужен для мелкой работы. Но для работы в большом цеху используется передвижной пост или стационарный, предустановленный пост. ГОСТ требует снабдить пост вытяжкой или постоянным доступом воздуха, так как газосварочное оборудование выделяет опасные пары при плавке. Пост улучшает качество труда – пост не позволяет постоянно нагибаться и стоять в непривычной позиции (на видео представлен образцовый пост для работы).

Технология сварки

Редуктор меняет состав смеси из кислорода и газа (не только ацетилена) — так сварщик меняет характер пламени.

Так получаются 3 типа пламени: восстановительное (для почти всех металлов + для работы в защитных средах), окислительное (обязательна проволока с кремнием и марганцем), с избытком газа (для прочных сплавов).

Металл плавится с небольшим объемом ванны и заметной локализацией тепла, металл плавится довольно быстро и также скоро остывает.

При плавке в ванне проходит восстановление и окисление, причем алюминий и магний окисляются легче всего.

Так как окислы этих металлов не восстанавливают H и CO2, требуется пользоваться флюсом.

Никельные и железные окислы напротив – восстанавливаются легко, потому флюсы для них не требуются.

Вдоль шва расположена зона частичной плавки, в ней прочность меньше, чем в шве, потому в данной точке соединение чаще всего разрушается.

Каждый участок после этого порога при нагревании имеет более нормальную структуру с мелкими зернами.

Для повышения качества шва и всей каймы вокруг него применяется термическая ковка шва или нагрев той же самой горелкой:

  • Сварка углеродистой стали. Сталь низкоуглеродистая варится любым газом, не только ацетиленом. Углеродистая требует вносить в плавку стальную проволоку с малой углеродной концентрацией: часть Mn, Si и C выгорит, шов получится с большими зернами и прочность его сравняется с общей по данной детали;
  • Сварка легированной стали. Теплопроводность такого типа стали ниже, чем у низкоуглеродистой, потому она коробится. Низколегированная сталь варится довольно легко: нужно лишь оптимальное пламя и добавка проволоки. Нержавеющая сталь с хромом и никелем варится пламенем мощностью 75 дм3 в присутствии проволоки СВ-02Х10Н9, СВ-06-Х19Н9Т. Нержавеющая жаропрочная сталь требует использовать проволоку с никелем и хромом (21 и 25 процентов соответственно), коррозийно-стойкая сталь требует проволоку с 3% молибдена, 11% никеля и 17% хрома;
  • Газовая сварка чугуна. Варка идет науглероживающим пламенем, иначе окисление вызовет появление в шве зерен хрупкого белого чугуна из-за пиролиза кремния;
  • Сварка меди. Медь требует больше пламени по мощности и температуре в силу своей выдающейся теплопроводности. К тому же она весьма текуча в плавленом виде, потому нельзя оставлять промежуток меж кромок. В качестве присадки подходит проволока той же меди без примесей, а для раскисления используется флюс;
  • Сварка латуни. Латунь проще и быстрее варится именно газовым методом. Правда цинк в ее составе быстро улетучивается при 900 градусах, из-за перегрева шов получается с порами. Потому при нагревании и сварке нужна сверхподача кислорода (больше на 30-40%) и латунная проволока как присадка;
  • Сварка бронзы. Применяется восстановительное пламя, которое не выжигает олово, алюминий и кремний из металлов. Как присадка используется проволока с составом, схожим с бронзой, причем иногда используется до 0.4% кремния для раскисления.

Сварка полуавтоматом

Сварка полуавтоматом осуществляется проволокой, что делает данный метод вариацией на тему привычной электродуговой сварки/сварки электродом и отчасти газовой, в которой между свариваемой деталью и электродом возникает дуга.

Сопротивление электрода ниже сопротивления дуги, потому дуга получает больше тепловой энергии (плазмы), что заставляет оплавляться деталь вместе с электродом, что и дает сварную ванну.

Жидкий металл остывает, кристаллизуется и получается шов. Весь процесс сварки полуавтоматом можно увидеть на видео.

Основные компоненты аппарата-полуавтомата – защитный газ и электрод.

Сварка полуавтоматом начинается всегда с настройки:

  • Включить аппарат, дождаться запуска;
  • Продеть проволоку через рукав – шланг, ведущий к горелке;
  • Поставить на редукторе требуемое давление, открыв вентиль в баллоне;
  • Выбрать нужную скорость подачи газа по маховику;
  • Выбрать рабочее напряжение дуги, силу тока;
  • Поставить горелку под углом и начать варить.

При сварке полуавтоматом важно учитывать целый ряд параметров: угол работы проволоки с плавящимся материалом, ее вылет, расход СО2, напряжение дуги, ее полярность, сила тока.

На каждый показатель есть свой ГОСТ. ГОСТ имеется как на газосварочное оборудование и аппарат, так и каждый элемент должен иметь свой ГОСТ:

  • ГОСТ 13861-89 — редуктор, давление и общие технические условия;
  • ГОСТ 30829-2002 — ацетиленовый генератор;
  • ГОСТ 9356-75 — шланги на сварочный аппарат;
  • ГОСТ 949-73 — баллоны для газов;
  • ГОСТ 1077-79 и ГОСТ 29091-91 — универсальные и инжекторные типы горелок;
  • ГОСТ 21449-75 — проволока для присадки.

Техника безопасности при газовой сварке очень важна. Без знаний по технике безопасности приступать с газосварке строго запрещено!

Подготовка к войне СССР. Рассмотрим подготовку к войне со стороны СССР. Сказать, что Красная Армия не готовилась к войне, мы не можем, так как приближение войны чувствовалось в политической обстановке, сложившейся к концу 30-х годов и ее неотвратимость обуславливалась действиями Германии и ее союзников.

Поэтому СССР готовился к войне, готовился очень напряженно: ускоренными темпами в районах Поволжья, Урала и Сибири создавалась вторая промышленно-экономическая база, при этом особое внимание уделялось развитию оборонной промышленности: расходы на оборону в государственном бюджете СССР на 1941 год возросли до 43,4 % против 32,6 % в 1940 году. Особое внимание уделялось танкостроению, авиационной промышленности и производству боеприпасов.

В начале 1941 года советские заводы выпустили около двух тысяч истребителей новых моделей (ЯК-1, ЛаГГ-3, МиГ-3) , 458 пикирующих бомбардировщиков Пе-2,249 штурмовиков Ил-2. В 1941 году имелась возможность увеличить производство боеприпасов более чем в 3 раза по сравнению с 1940 годом. С января по июнь 1941 года производство боеприпасов по важнейшим видам увеличилось на 66 %. Быстрыми темпами шло производство новых типов танков КВ и Т-34, так что к 22 июня 1941 года их количество на западных границах достигло 1475 штук (2) . Повышению мобилизационной готовности Советских Вооруженных Сил способствовало проведение в начале июня 1941 года учебного сбора, по которому в воинские части было вызвано 755000 резервистов.

Продолжалось развертывание всех видов и родов войск, улучшалась их структура, создавались новые части и соединения. Так, в феврале марте 1941 года началось формирование 20 механизированных корпусов, а в апреле противотанковых артиллерийских бригад резерва Главного Командования.

Кроме того, намечалось создать 106 авиаполков, вооруженных новой техникой. В середине число авиаполков по сравнению с началом 1939 года увеличилось более чем на 80 %. К середине 1941 общая численность Красной Армии достигла более 5 млн. человек и была в 2,8 раза больше, чем в 1939 году (2) . Из этих фактов видно, что предстоящая война и подготовка к ней занимали все более значительное место в социально-экономической сфере страны.

Значит СССР к войне готовился. Встает вопрос, к какой войне? В 1941 году на территории СССР существовало 5 военных округов, которые граничили с иностранными государствами на европейской территории СССР: Прибалтийский особый военный округ (ПрибОВО) , в дальнейшем преобразованный в Северо-западный фронт; Западный особый военный округ (ЗОВО) , в дальнейшем Западный фронт; Киевский особый военный округ (КОВО) , в дальнейшем - Юго-западный фронт; Одесский военный округ (ОдВО) , в дальнейшем - 9-ая армия; Ленинградский военный округ (ЛВО) , в дальнейшем - Северный фронт (3) . К июню 1941 года численность Советских Вооруженных сил составляла свыше 5 млн. чел.: Сухопутные войска и Войска ПВО свыше 4,5 млн. ;ВВС - 476 тыс. ;ВМФ - 344 тыс. На вооружении армии состояло свыше 67 тыс. орудий и минометов, 1860 танков новых типов (1475 на Западной границе) , общее же число танков с учетом быстроходных, многобашенных, плавающих и др. составляло более 10 тыс. единиц (из них 8 тыс. на Западной границе) . На вооружении авиации дальнего действия состояли самолеты Ил-4 (ДБ-3Ф) и Пе-8 (всего около 800 самолетов) . На вооружении остальной авиации состояло около 10. тыс. самолетов (из них 2739 самолетов новых типов) . На вооружении ВМФ состояло 276 боевых кораблей основных типов, в том числе 212 подводных лодок (4) . Рассмотрим рассредоточение этих сил по армиям.

К началу войны Красная Армия имела 28 общевойсковых армий.

Из них 1 и 2 Краснознаменные армии, а также 15 и 16 армии всю войну охраняли дальневосточные границы СССР, и мы не будем их рассматривать.

В Красной армии было образованно 2 стратегических эшелона. Рассмотрим первый стратегический эшелон. На территории ПрибОВО сформировались 8-я, 11-я и 27-я армии. 8-я армия была создана в октябре 1939 года на базе Новгородской армейской оперативной группы; в августе 1940 года она была включена в ПрибОВО. К началу войны в 8-ю армию входили: 10-йи11-й стрелковые корпуса(ск) , 12-ймеханизированный корпус (мк) , 9-я противотанковая бригада; командующий - генерал-майор П. П. Собенников. 11-я армия была сформирована в 1939 году в Белорусском особом военном округе (позже ЗОВО) , участвовала в - 9 походе советских войск в Зап. Белоруссию. в 1940 году включена в состав ПрибОВО; в ее состав входили: 16-й и 29-й ск, 3-й мк, 23-я, 126-я, 128-я стрелковые дивизии (сд) , 42-й и 46 -й укреп районы (УР) ;командующий - генерал- лейтенант В. И. Морозов. 27-я армия была сформирована в мае 1941 года в ПрибОВО; в ее состав входили: 22-й и 24-й ск, 16-я и 29-я сд, 3-я стрелковая бригада (сбр) ;командующий- генерал-майор Н. Э. Берзарин.

На территории ЗОВО были сформированы 3,4,10,13-я армии. 3-я армия была создана в 1939 году в Белорусском особом ВО на базе Витебской армейской группе войск, в сентябре 1939 года участвовала в походе Красной Армии в Зап. Белоруссию.

В ее состав входили 4 ск, 11 мк, 58 УР; командующий - генерал-лейтенант В. И. Кузнецов. 4-ая армия была сформирована в августе 1939 года в Белорусском особом ВО на базе Бобруйской армейской группы, в сентябре 1939 года участвовала в походе в Зап. Белоруссию; в ее состав входили: 28 ск, 14 мк, 62 УР; командующий генерал-майор А. А. Коробков. 10-яармиябыла сформирована в 1939 в Белорусском особом ВО, в сентябре 1939 года участвовала в походе Красной Армии в Зап. Белоруссию.

В ее состав входили: 1-й и 5-й ск, 6-й и 13-й мк, 6-й кавалерийский корпус (кк) , 155-я сд, 66-йУР;командующий - генерал-майор К. Д. Голубев. 13-я армия была сформирована в мае-июне 1941 года в ЗОВО, она объединила соединения и части, находившиеся в районе Минска.

В ее состав входили: 21-й ск, 50-я сд, 8-я артиллерийская бригада противотанковой обороны; командующий генерал-лейтенант П. М. Филатов. На территории Киевского ОВО были сформированы 5,6,12 и 26 армии. 5-я армия была создана в 1939 году в КОВО; в ее состав входили 15-й и 27-й ск, 9-й и 22-й мк, 2-й и 9-й УР; командующий - генерал-майор М. И. Потапов. 6-я армия - сформирована в августе 1939 года в КОВО, в сентябре 1939 года участвовала в походе Красной Армии в Зап. Украину; состав: 6-й и 37-й ск, 4-й и 15-й мк, 5-й и 6-й УР; командующий - генерал-лейтенант Н. Н. Музыченко. 12-йармия - сформирована в 1939 году в КОВО, в сентябре 1939 года участвовала в походе Красной Армии в Зап. Украину; состав: 13-й и 17-й ск, 16-й мк, 10-й, 11-й и 12-й УР; командующий генерал-майор П. Г. Понедельник. 26-я армия- сформирована в июле 1940 года в КОВО; состав: 8-й ск, 8-й мк, 8-й УР; командующий - генерал-лейтенант Ф. Я. Костенко.

На территории Одесского ВО была сформирована 9-я армия в июне 1941 года. Ее состав: 14-й, 35-й и 48-й ск, 2-й кк, 2-й и 8-й мк, 80-й, 81-й, 82-й, 84-й и 86-й УР;командующий - генерал-полковник Я. Т. Черевиченко.

На территории Ленинградского ВО были сформированы 7,14 и 23 армии. 7-я армия - сформирована во 2-ой половине 1940 года в ЛВО. Ее состав: 54-я, 71-я, 168-я и 237-я сд и 26-й УР;командующий - генерал-лейтенант Ф. Д. Гореленко. 14-я армия сформирована в октябре 1939 в ЛВО;состав: 42-й ск, 14-я и 52-я сд, 1-я танковая дивизия, 23-й УР, 1-я смешанная авиадивизия; командующий генерал-лейтенант Ф. А. Фролов. 23-яармия-сформирована в мае 1941 года в Ленинградском ВО;состав: 19-й и 50-й ск, 10-й мк, 27-й и 28-й УР; командующий генерал-лейтенант П. С. Пшенников (4,7) . Из приведенных выше данных видно, что на начало войны у самой западной границы Советского Союза были сосредоточены огромные силы. На первый взгляд все советские армии на одно лицо, но, рассматривая их качественный состав, мы видим серьезные отличия между разными армиями.

Для дальнейшего анализа нам нужно вернуться в прошлое, к Финской зимней войне.

За несколько месяцев до войны было развернуто несколько советских армий: 14-я армия (две стрелковые дивизии) , 9-я армия (три стрелковые дивизии) , 8-я армия (четыре стрелковые дивизии) и7-яармия (10-й механизированный корпус, три танковые бригады, 10-й, 19-й, 34-й и 50-й стрелковые корпуса, отдельная сбр, одиннадцать отдельных артиллерийских полков, авиация армии) . Среди армий, участвовавших в Финской войне ясно выделялась7-яармия.

Зная, что Советский Союз готовил агрессивную войну против Финляндии, мы по праву можем назвать 7-ю армию ударной и сказать, что именно ей будет принадлежать честь нанесения главного удара. Это можно подтвердить, если посмотреть на командный состав этой армии: командующий - К. А. Мерецков, который командует ЛВО, затем станет начальником Генерального штаба, а еще позже получит звание Маршала Советского Союза; штабом артиллерии 7-й армии командует Л. А. Говоров, его имя говорит само за себя: вряд ли сейчас кто-нибудь не знает героя войны Маршала Советского Союза Л. А. Говорова.

Таким образом мы можем дать определения ударной армии. Для этого посмотрим на германский Вермахт. В нем существуют ярко выраженные механизмы агрессии - танковые группы; от обыкновенных армий их отличает наличие большого количества танков.

Таким образом мы видим, что основным признаком, по которому мы можем назвать любую советскую армию ударной - это наличие в ней механизированного корпуса (на 1941 год это около 1000 танков) . Таким образом, анализируя по этому фактору армии первого стратегического эшелона, мы видим, что все армии, кроме 27-й и 13-й на западной границе и 7-й и 14-й в ЛВО, могут быть названы ударными. Причем среди этих армий особо выделяются 10-я, 5-я и 6-я, имеющие по два мк, и сверхмощная 9-я армия, имеющая три ск, два мк (т.е. превосходящая по количеству пехоты и механизированных войск все остальные армии в 1,5раза) иодин кк. 9-ая армия выделялась среди остальных и своим командующим: по званию генерал-полковник, ни одна армия кроме 9-й, не имела командующего такого высокого звания (во всех Вооруженных Силах СССР - 8 генерал-полковников) . Да и сама личность генерал-полковника Я. Т. Черевиченко заслуживает внимания.

Достаточно сказать, что в Гражданскую войну он командовал кавалерийским полком (Жуков в это же время лишь эскадроном) (4) . Мощь 9-й армии впечатляет.

Если бы она была полностью укомплектована, то в ее составе оказалосьбыболее3000 танков (примерно весь германский Вермахт) , но, если сравнивать с Германией, то окажется, что качество танков 9-й армии значительно лучше: командир 2-го кавалерийского корпуса 9-й армии генерал-майор П. А. Белов свидетельствует, что даже кавалерия 9-й армии должна была получить танки Т-34 (8) . Таким образом 9-я армия на начало войны оказалась самой мощной из всех Советских Армий. Но расположение ее очень странно: 9-я армия находится на территории ОдВО, т.е. на границе с Румынией.

Зачем самая мощная из армий находится на румынской границе? Разве Румыния готовится к нападению на СССР, и 9-я армия должна отразить удар? Встает и другой вопрос: зачем в июне 1941 года на западных границах СССР были сконцентрированы армии первого стратегического эшелона, большинство из которых можно назвать ударными? Для какой цели они вплотную придвинуты к границе, ведь при таком расположении им было бы очень трудно оборонять родную землю? Но кроме первого стратегического эшелона в Красной Армии существовал также второй стратегический эшелон.

Рассмотрим его - 12 по армиям. 19-я армия - сформирована в июне 1941 года в Северо-Кавказском округе; состав: 25-й и 34-й ск, 26-й мк, 38-я сд; командующий-генерал-лейтенант И. С. Конев. 20-я армия сформирована в июне 1941 года в Орловском Военном Округе; состав: 61-йи 69-й ск, 7-й мк, 18-я сд; командующий - генерал-лейтеннт Ф. Н. Ремезов. 21-я армия -сформирована в июне 1941года в Приволжском Военном Округе; состав: 63-й и 66-й ск, 25-й мк; командующий - генерал-лейтенант В. Ф. Герасименко. 22-я армия - сформирована в июне 1941 года в Уральском Военном Округе; состав: 51-й и 62-й ск; командующий - генерал-лейтенант Ф. А. Ермаков. 24-я армия сформирована в июне 1941 года в Сибирском Военном Округе; состав: 52-й и 53-й ск; командующий -генерал-лейтенант С. А. Калинин. 16-я армия - сформирована в июле 1940 года в Забайкальском Военном Округе, на начало войны перемещалось к западной границе СССР; состав: 32-й ск, 5-й мк, ряд артиллерийских частей; командующий-генерал-лейтенант М. Ф. Лукин (4,7) . Таким образом мы видим, что второй стратегический эшелон состоял из шести армий, из которых четыре имеют в своем составе механизированные корпуса, т.е. четыре из шести армий второго эшелона могут называться ударными.

Зачем созданы еще шесть армий в дополнение к первому эшелону, и, что более странно, зачем они подтягиваются к границе? Мы рассмотрели сухопутные армии, а теперь обратимся к ВМФ. На начало войны в ВМФ СССР состояло 4 флота: Северный, Краснознаменный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский.

Северный флот имел в своем составе 8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 14 охотников за подводными лодками, 15 подводных лодок; на полуостровах Рыбачий и Средний находился 23-йУР, в который входили два пулеметных батальона и артиллерийский полк; ВВС Северного флота имел в своем составе 116 самолетов(половину составляли устаревшие гидросамолеты) . Командовал флотом контр-адмирал А. Г. Головко.

Краснознаменный Балтийский флот имел в составе 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера, 17 эсминцев, 4 минных заградителя, 7 сторожевых кораблей, 30 тральщиков, 2 канонерские лодки, 67 торпедных катеров, 71 подводную лодку; ВВС флота - 656 самолетов, в том числе 172 бомбардировщика. Командовал флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц (5) . Черноморский флот имел в своем составе 1 линкор, 5 крейсеров (крейсер "Коминтерн" переоборудован в минный заградитель) , 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 4 канонерские лодки, 2 сторожевых корабля, 1минныйзаградитель, 15 тральщиков, 84 торпедных катера, 24 катера-охотника за подводными лодками; ВВС флота - 625 самолетов (315 истребителей, 107 бомбардировщиков, 36 торпедоносцев, 167 разведчиков) ; береговая оборона: 26 батарей (93 орудия калибра 100-305 мм) , 50 зенитных батарей (186 орудий, в основном 76 мм, 119 зенитных пулеметов) . Командовал флотом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский.

Дунайская военная флотилия была создана летом 1940 года. Она состояла из 5 мониторов, 22 бронекатеров, 7 катеров-тральщиков, 6вооруженныхглиссеров;ПВО флотилии - 46-й отдельный артдивизион и 96-я истребительная эскадрилья; береговая оборона флотилии - 6 батарей (24 орудия от 45 до 152 мм) (6) . Тихоокеанский флот рассматривать не будем.

Зато давайте рассмотрим Пинскую военную флотилию.

После завершения освободительного похода летом 1940 года у СССР оказался небольшой участок устья реки Дунай. Сразу же после этого Днепровская военная флотилия была расформирована, а ее материальная часть была распределена между двумя новыми флотилиями: Дунайской и Пинской.

Пинская флотилия была образована в июне 1940 года, подчинялась в оперативном отношении командующему ЗОВО. В состав флотилии входили 7 мониторов, 15 бронекатеров, 4 канонерские лодки, 1 минный заградитель, авиационная эскадрилья, зенитный артиллерийский дивизион и рота морской пехоты.

Командовал флотилией контр-адмирал Д. Д. Рогачев. Главной базой флотилии был город Пинск, тыловой базой - город Киев. Таким образом Пинская военная флотилия стояла на реке Припять (5) . Что же делали советские ВМС накануне войны? Они вовсе не бездействовали. Вот доказательства: "советский Балтийский флот вышел из восточной части Финского залива накануне войны"(9) . Но если посмотреть на карту, то ясно видно, что если флот вышел из восточной части Финского залива, то ему останется только один путь - на запад.

Мало вероятно, чтобы Краснознаменный Балтийский флот в такое тревожное время устраивал глобальные учения. Тогда зачем же флот вышел из восточной части Финского залива? Зачем летом 1940 года была расформирована Днепровская военная флотилия, а ее корабли отданы Пинской и Дунайской военным флотилиям? Днепровская военная флотилия могла отлично обеспечить оборону территории Советского Союза. А могли обеспечить надежность обороны в такой же мере две новые флотилии? Нет, не могли.

Другого ответа быть не может, так как Дунайская военная флотилия занимала настолько маленький участок устья Дуная, что он насквозь мог просматриваться с румынской стороны; а Пинская военная флотилия находилась на реке Припять, причем там, где ее ширина не превышала 50 метров, при этом в состав флотилии входили 7 огромных мониторов - "речных крейсеров", а ведь даже развернуть монитор на Припяти большая проблема.

Так зачем же была расформирована Днепровская военная флотилия, и зачем были созданы Пинская и Дунайская флотилии? Теперь обратимся к еще одному странному событию, происшедшему перед войной - к разрушению советской линии обеспечения и полосы долговременных укреплений (так называемой "линии Сталина") . Создавалось это колоссальное оборонительное сооружение в годы двух первых пятилеток. Строительство ее не афишировалось, как строительство французской "линии Мажино" или финской "линии Маннергейма", строительство "линии Сталина" было покрыто тайной.

В тридцатых годах вдоль западной границы было построено13укрепленных районов, которые и составляли "линию Сталина". Но строили их не у самой границы, как "линию Мажино", а в глубине территории. Это очень важный фактор, он означает, что первый артиллерийский удар противника попадет в пустоту, а не по УРам. УР состоял из опорных пунктов, каждый из которых был полностью автономен, и был в состоянии обороняться самостоятельно.

Основной боевой единицей УРа был ДОТ (долговременная огневая точка) . О мощи ДОТа можно судить из публикации в газете "Красная Звезда" 25 февраля 1983 года: "ДОТ N 112 53-ого УРа в районе Могилев-Подольский - это было сложное фортификационное подземное сооружение, состоящее из ходов сообщения, капониров, отсеков, фильтрационных устройств. В нем находились склады оружия, боеприпасов, продовольствия, санчасть, столовая, водопровод, красный уголок, наблюдательный и командный пункты.

Вооружение ДОТа - трехамбразурная пулеметная точка, в которой стояли на стационарных турелях три " Максима", и два орудийных полукапонира с 76 мм пушкой в каждом". Зачастую ДОТы были связаны между собой подземными галереями. В 1938 году "линию Сталина" было решено усилить за счет строительства тяжелых артиллерийских капониров, кроме того началось строительство еще 8-ми УРов. Но осенью 1939 года, в момент начала второй мировой войны, в момент установления общих границ с Германией, все строительные работы на "линии Сталина" были прекращены (10) . Кроме того гарнизоны УРов на "линии Сталина" были сначала сокращены, а затем полностью расформированы.

Советские заводы прекратили выпуск вооружения и специального оборудования для фортификационных сооружений. Существующие УРы были разоружены; вооружение, боеприпасы, приборы наблюдения, связи и управления огнем были сданы на склады (11) . Затем "линия Сталина" была полностью разрушена, в то время как полоса укреплений на новой границе еще не была построена.

Вот что говорит Главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов, в то время генерал-полковник: "Как могло наше руководство, не построив нужных оборонительных полос на новой западной границе 1939 года, принять решение о ликвидации и разоружении укрепленных районов на прежних рубежах? " (12) . Но вопрос Н. Н. Воронова надо дополнить и расширить: зачем вообще было разрушать "линию Сталина", разве две линии обороны не лучше одной? Обратимся к другим особенностям Красной Армии накануне войны.

В апреле 1941 года началось формирование 5 воздушно-десантных корпусов (примерно свыше 50000 человек, 1600 минометов 50 и 82 мм, 45 мм противотанковые и 76 мм горные пушки, танки Т-38 и Т-40, огнеметы) . Для транспортировки десантников использовались самолеты Р-5, У-2, ДБ-3(снятый с вооружения дальний бомбардировщик конструкции Ильюшина) , ТБ-3 (устаревший стратегический бомбардировщик) , ПС-84, ЛИ-2, различные модификации грузовых планеров.

Уровень подготовки советских десантников был очень высок. Достаточно вспомнить десанты огромных масс воздушной пехоты во время различных учений середины-конца 30-х годов, например, Киевских маневров. У маршала Г. К. Жукова в первом томе его "Воспоминаний и размышлений" есть фотография десанта, на которой все небо белое от куполов парашютов. Кроме того в 1935 году впервые в мире посадочным способом была десантирована танкетка Т-27, которая располагалась под фюзеляжем ТБ-3. Затем в последующие годы таким же способом десантировали легкие бронеавтомобили, орудия полевой артиллерии и др. На воздушно-десантные войска тратились огромные средства.

Но зачем? В начале войны все воздушно-десантные подразделения использовались в качестве стрелковых соединений, лишь под Киевом, Одессой и на Керченском полуострове применялись небольшие тактические десанты (4) . Таким образом мы видим, что в оборонительной войне воздушно-десантные войска не нужны, так как использование их в качестве стрелковых соединений не выгодно из-за облегченного вооружения.

Так зачем же накануне войны начинается формирование 5 воздушно-десантных корпусов? На начало войны танковые и механизированные части Красной Армии располагали8259танкамисерии БТ (быстроходный танк) (13) . Танки БТ были самыми знаменитыми и наиболее любимыми танкистами танками предвоенных лет. Танки серии БТ были созданы на основе танков М. 1930 величайшего танкового конструктора Дж. Вальтера Кристи.

В Советский Союз 2 шасси танка М. 1930 прибыли в начале 1931 года. После доработки начался выпуск танков БТ на Харьковском заводе имени Коминтерна. В результате действия советских мех. войск на осенних маневрах1936годанастолько потрясли британских наблюдателей, что они сразу же связались с Кристи и приобрели у него один М. 1930 за 8000фунтов (13) . На танках М. 1930, а затем и на танках БТ, были впервые применены такие революционные решения, как свечная подвеска каждого из восьми опорных катков и большой угол наклона лобовой бронированной плиты.

Следует отметить, что эти новшества стали азбучными истинами в современном танкостроении (13) . Основной отличительной чертой танков БТ был комбинированный ход, позволяющий танку двигаться как на гусеницах, так и на колесах. Это, и независимая подвеска обрезиненных опорных катков, позволяло танку развивать рекордную по тем временам скорость (для машин такого класса) . Например, БТ-7 мог развивать 53 км/ч на гусеницах и 73км/ч на колесах.

На танки БТ-5 и БТ-7 устанавливали 45 мм танковую пушку, она являлась достаточно мощным вооружением для легкого танка. Бронирование БТ было на уровне мировых стандартов тогдашнего времени. Из этого можно сделать вывод, что на основе М. 1930 в Советском Союзе в 30-е годы было создано семейство отличных боевых машин. Если бы не одно но: танки БТ имели крайне низкую проходимость по плохим дорогам. В период распутицы их проходимость была даже ниже, чем у автомашин (14) . Таким образом танки серии БТ не могли активно использоваться на европейской территории СССР. Кроме того, в 1938 году был разработан проект танка А-20 (автострадный) в КБ, возглавляемом М. И. Кошкиным (в последующем создателем Т-34) . Танк А-20 имел боевой вес 18 т, экипаж 4 человека, толщину брони до 20 мм, вооружение осталось таким же, как у БТ-7, скорость хода на колесахигусеницах-65 км/ч. Танк А-20, как и БТ, имел низкую проходимость (14) . Так зачем же в Советском Союзе было 8259 танков БТ и разрабатывался А-20? В 1932 году в СССР появились первые в мире серийные плавающие танки Т-37, выпускавшиеся до 1936 года. Дальнейшим их развитием явился плавающий танк Т-38, имеющий скорость передвижения по воде до 6 км/ч, а по суше - 46 км/ч. Постановлением Комитета Обороны от 19 декабря 1939годанавооружениебыл принят плавающийтанкТ-40, имеющий более мощный двигатель, более толстую броню, более мощное вооружение.

Танк Т-40был незаменим при форсировании крупных водных преград, но в оборонительных боях широкого применения не нашел, и вскоре после начала войны его производство было прекращено.

С какой же целью в Советском Союзе перед войной увеличивался и обновлялся парк плавающих танков? Обратимся еще к одной интересной детали, на этот раз к вооружению советских авиационных частей, а именно, к легендарному самолету ИЛ-2. В 1939 году состоялся первый полет опытного самолета ЦКБ-55, прообраза знаменитого штурмовика.

ЦКБ-55 представлял собой двухместный вариант с бронированием всей передней части, с двигателем АМ-38 и очень мощным стрелково-артиллерийским вооружением, состоящим из 2-х пушек ПТБ-23 калибра 23 мм, 2-х пулеметов ШКАС и 8-ми реактивных снарядов РС-82 ил РС-132. Когда работы по подготовке самолета к серийному производству были практически завершены, С. В. Ильюшину предложили переделать штурмовик в одноместный вариант.

Вместо кабины - 18 стрелка установили12-ммбронеперегородку и бензобак. Новый самолет получил название ЦКБ-55П, и был принят на вооружение после государственных испытаний в 1941 году под индексом ИЛ-2. Он стал первым в мире бронированным самолетом-штурмовиком.

Но в первые же дни войны вскрылся недостаток, который с самого начала предвидел Ильюшин: уязвимость самолета при атаках вражеских истребителей сзади. Вначале 1942 года Ильюшину было предложено разработать двухместныйвариантсамолетаИЛ-2и внедрить его в серийное производство (15) . Зачем же надо было сначала переделывать ИЛ-2 из двухместного в одноместный перед началом войны? Мы рассмотрели подготовку к войне СССР, теперь обратимся к Германии. 5.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Политическая обстановка накануне войны. Подготовка Германии и СССР к войне

Четыре долгих года европейскую землю вздымали снаряды, разрезали линии траншей, обильно поливали кровью. В водах мирового океана тонули военные и гражданские корабли, плавали рогатые.. Впервые были применены отравляющие вещества: их жертвами стали тысячи солдат. Пулеметы прочно обосновались среди..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары