Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Придают речи. Образность, выразительность речи

Выразительность речи можно смело приравнивать к ее богатству, красоте внутреннего мира человека. Ведь широта его познания представлена именно словарным запасом и тем, насколько умело орудует в своих речах различными устойчивыми сочетаниями, стилистическими фигурами и пр.

Основные средства выразительности речи

Дабы придать речи красочности, яркости, живости, большей выразительности, применяют следующие способы:

  1. Синонимы . Всем известно, что они представляют собой близкие по значению слова (к примеру, собеседник - беседчик). Для чего их следует использовать? В первую очередь, для того, чтобы рассказ не напоминал нечто наподобие "масла масляного". Синонимы помогают избежать тавтологии в повествовании, придав тем самым чему-либо более точное описание.
  2. Омонимы . Девичья коса и коса, которой скашивают траву. Вот яркие примеры того, что являют собой омонимы (слова, которые отличаются по значению, но в написании совпадают один к одному).
  3. Антонимы . Их используют в случае противопоставлений: холодный – горячий, гнев – радость. Благодаря им лучше изображаются противоречия.
  4. Архаизмы . С целью придать своей речи некой торжественности, особенности, используются фразы или слова, давно вышедшие из обихода (серчать – злиться, черевички – туфли).
  5. Неологизм . Являют собой противоположность предыдущего понятия. Это нововведение не только добавляет выразительности речи, но и дает понять собеседнику, что рассказчик идет в ногу со временем (например, брэнд, девайс).
  6. Фразеологизмы . Являются устойчивыми по своему составу выражениями. В них нельзя менять порядок слов или пытаться изменить грамматическое строение. Их используют в качестве средства изобразительности мысли (например, «пан или пропал»).
  7. Метафора . Это разновидность троп, являющая собой тайное сравнение с чем-либо или кем-либо (железные нервы, ветреный человек).
  8. Олицетворение . Этот способ выразительности речи, придает ей еще и дополнительной образности. Здесь неодушевленные предметы превращаются в живые существа (ветер воет, облака плывут).
  9. Гипербола . Сознательное утрирование значения чего-либо, красоты или даже размера (не видеться сто лет, океан слез).
  10. Ирония . Куда ж в нашей жизни без иронии, одного из основных приемов выразительности речи? Дабы не обидеть собеседника, но при этом показать свое отношение к услышанному, увиденному, применяется эта скрытая насмешка. Ярким тому примером послужит фраза М. Жванецкого «Врачи так боролись за ее жизнь, что, увы, она смогла выжить».

Интонационная выразительность речи

Она проявляется в темпе сказанного, который классифицируют на быстрый, средний и медленный. Также в голосовой силе, речевой окраске, ритме и логическом ударении целого предложения.

В процессе публичного выступления основная задача оратора заключается в том, чтобы его мысли и чувства превратились в мысли и чувства слушателей. О сложности этой задачи говорит Дж. Лондон устами Мартина Идена – героя одноименного романа:

"Это огромная задача суметь воплотить свои мысли и чувства в слова... и сказать эти слова так, чтобы слушатель понял их, чтобы в нем они снова перевоплотились в те же мысли и те же чувства. Эта задача, которая ни с чем не может сравниться" .

На то, что образная речь формирует в сознании слушателей конкретно-чувственные представления о действительности, обращал внимание Р. Гаррис:

"Впечатление, остающееся у слушателей после слов настоящего оратора, есть ряд образов. Люди не столько слышат, сколько видят и чувствуют истинно великую речь. Поэтому слова, не вызывающие образов, скоро утомляют их. Оратор чародей, который взмахом своего волшебного жезла создает перед слушателями сцены, в которых они не только зрители, но и актеры: они испытывают на себе непосредственное отражение разворачивающихся перед ними событий и переживают окружающие их радости и горести. Я не хочу сказать, что следует искусственно заражать присяжных истерикой. Нет, но вы должны достигнуть того, чтобы они не только слышали ваши слова, но и видели картину, рисующуюся перед вами, и были увлечены порывом ваших собственных чувств... Следует не только описывать факты, но изображать их подробности так живо и образно, чтобы слушателям казалось, что они почти видят их" .

Эффект появления в сознании у слушателей под влиянием образной речи оратора конкретно-чувственных представлений о действительности (зрительных, слуховых и кинестетических) возникает в результате использования оратором сравнений, метафор и других тропов, а также чувственно ориентированных слов (предикатов) из разных модальностей (из области зрения, слуха, кинестетических ощущений).

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары