Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Противолодочный самолет. Противолодочные самолёты авианосной авиации

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

ОАК продолжает выполнение контракта с Минобороны России по модернизации противолодочных самолётов Ил‑38. Они стоят на вооружении морской авиации Военно-морского флота нашей страны. В ходе работ компания «Ил» продлевает ресурс остающихся в строю машин, переоснащая их более современными бортовыми комплексами. Эти «илы» используются как для целей обороны, так и в спасательных операциях. Тем временем российский флот планирует заказать противолодочный патрульный самолёт нового поколения. Работы по его созданию для морской авиации ВМФ России в ОАК близятся к завершению.

15 ноября 2017 года подводная лодка Военно-морских сил (ВМС) Аргентины «Сан-Хуан» перестала выходить на связь. Представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби сообщил, что есть информация об одиночном взрыве, который мог быть связан с исчезновением «Сан-Хуана». По его словам, причиной аварии на субмарине могло стать повреждение аккумуляторов. На борту подлодки находилось 44 человека, в том числе первая в истории Аргентины женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Поиски подлодки затянулись. Несколько стран направили свои технические средства для помощи в поиске пропавшего «Сан-Хуана». Минобороны России также отправило запрошенное Аргентиной оборудование - подводный аппарат «Пантера Плюс», а также водолазов-глубоководников.

Однако поиск подводной лодки можно было бы существенно ускорить с помощью средств морской авиации ВМФ России. Бывший командующий Балтийским флотом ВМФ России (в 2001–2006 годах) адмирал Владимир Валуев заявил, что «целесообразным было бы направить в район операции противолодочные самолёты Ил‑38 с магнитными обнаружителями».

Силы поисково-спасательного обеспечения российского флота регулярно проводят учения по спасению экипажа подводной лодки, условно терпящей бедствие. Например, такие тренировки проводились в июле 2017 года на Тихоокеанском флоте в заливе Петра Великого. По сообщению пресс-службы Восточного военного округа, в ходе учения с помощью самолёта Ил‑38 был осуществлён поиск “аварийной” подводной лодки, лёгшей на грунт на глубине около 50 метров. Субмарина была успешно найдена, ее экипаж «спасён».

В октябре 2017 года в хлде очередных учений экипажей из состава морской авиации Тихоокеанского флота с аэродром Николаевка, расположенного в 37 км северо-восточнее Находки, поднялись в воздух противолодочные Ил‑38 Тихоокеанского флота. Цель полёта - подводная лодка в прибрежной акватории. Данные о субмарине были получены со спутника, но точные координаты самолёты получили с помощью гидроакустического комплекса. После обнаружения субмарины «илы» атаковали цель глубинными бомбами и торпедами. Цель была уничтожена. Конечно, удар наносился не по конкретной субмарине, а по «подводной лодке условного противника».

Ил‑38 уже отметил свой 55-летний юбилей с момента первого полёта. Однако начальник морской авиации ВМФ России, Герой России генерал-майор Игорь Кожин заявил телеканалу «Звезда», что Ил‑38 первоначального облика «до настоящего времени достойно выполнял задачи по поиску и обнаружению подводных целей, обеспечивая защиту морских рубежей государства, наших интересов в подводной среде». По его мнению, «аэродинамика самолёта настолько “вылизана”, что придумать что-то принципиально новое вряд ли представляется возможным».

В настоящее время компания «Ильюшин» ведёт работы по модернизации этих машин. «Новейший комплекс “Новелла”, установленный на модернизированных самолётах морской авиации Ил‑38, позволит увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок в четыре раза», - заявил в феврале 2017 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв. Он отметил, что морская авиация развивается синхронно с другими составляющими флота.

Впечатлительные американцы прозвали Ил‑38Н “Killer submarines” - «Убийца подлодок», и оказались недалеки от истины. Однако его потенциал гораздо шире. Рассказывая о новых возможностях самолёта, адмирал Владимир Королёв сказал: «Противолодочный самолёт в результате модернизации получил радиоэлектронный комплекс “Новелла”, который позволяет увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок. И плюс к тому обладает возможностями ведения разведки и выдачи целеуказания. Этот же самолёт с помощью новой поисково-прицельной системы может уверенно находить подводные лодки и уничтожать их, причём с применением расширенной по сравнению с базовым Ил‑38 номенклатуры вооружений».

Чуть ранее, в январе 2017 года, Игорь Кожин сообщил: «Авиация ВМФ России получит около 30 прошедших модернизацию самолётов Ил‑38Н. Поставка всех модернизированных самолётов должна завершиться не позднее 2025 года».

«Мы говорим сегодня, что летательные аппараты, устаревшие морально, в процессе модернизации становятся вполне современными. Они позволяют нам решать задачи, которые поставил перед нами президент России, а именно выйти на 70-процентный рубеж новых самолётов морской авиации, - сказал Игорь Кожин. - Несмотря на достаточно серьёзный возраст Ил‑38, ему сделана новая модернизация, которая позволит поднять возможности самолёта на качественно новый уровень. Наши “партнёры” будут очень удивлены теми возможностями, которые в ближайшем будущем будут продемонстрированы модернизированными комплексами».

Эти возможности, очевидно, оценили и наши настоящие партнёры: в 1970-е годы Индия приобрела шесть Ил‑38.

13 февраля 2017 года. Аравийское море. Учения Военно-морских сил (ВМС) Индии TROPEX 2017. Морской патрульный самолёт ВМС Индии Ил‑38SD выполнил пуск российской противокорабельной ракеты Х‑35Э класса «воздух - корабль» с радиолокационным управлением по кораблю-цели. Обозначение SD идёт от комплекса Sea Dragon - «Морской дракон», являющегося экспортным вариантом российского комплекса «Новелла». Как и самолёты Ил‑38 ВМФ России, Ил‑38SD вооружены торпедами, бомбами, но по требованию индийских ВМС арсенал средств поражения расширен путём добавления в него ракет Х‑35Э.

По данным производителя Х‑35Э - корпорации «Тактическое ракетное вооружение», это - противокорабельная ракета, предназначенная для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5 тыс. т и морских транспортов. Х‑35Э может применяться в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Низкий уровень заметности ракеты обеспечивается её небольшими габаритами, предельной маловысотной траекторией полёта, а также специальным алгоритмом наведения, обеспечивающим максимальную скрытность использования ракетой активной радиолокационной головки самонаведения.

Целеуказание может поступать как от бортовых средств носителя, так и от внешних источников, которым в Аравийском море, видимо, выступал Ил‑38SD. Стоит добавить, что Х‑35Э имеет высокие тактико-технические характеристики: дальность пуска до 130 км, высоту полёта на маршевом участке 10–15 м, а на конечном - всего 4 м при скорости полёта около 980 км/ч.

Как заявил представитель пресс-службы ВМС Индии капитан Д. К. Шарма (D. K. Sharma), во время учений TROPEX 2017 была успешно продемонстрирована способность Х‑35Э уничтожать цели на дальнем расстоянии. Это были первые подобные стрельбы с прошедшего модернизацию и среднесрочный ремонт Ил‑38SD.

«Самолёт продемонстрировал свою способность наносить удар мощными противолодочными ракетами, - говорилось в опубликованном заявлении индийского флота. - Эта разработка подтверждает способность ВМС Индии обеспечить оборону дальних морских рубежей Индийского субконтинента». По словам капитана Шармы, Ил‑38SD принадлежал 315-й военно-морской эскадрилье, базирующейся в Гоа, в состав которой входят пять таких самолётов. Индийская пресса отметила, что поставка модернизированных Ил‑38SD началась в 2006 году, последний самолёт был передан в феврале 2010 года. Кроме того, сообщалось, что ВМС Индии планируют проведение ремонта для продления срока эксплуатации этих машин ещё на 15 лет.

В феврале 2017 года во время аэрокосмической выставки Aero India 2017 в пригороде Бангалора (штат Карнатака) ВМС Индии подтвердили, что намерены продлить срок эксплуатации всех пяти имеющихся Ил‑38SD.

«Нам понравилось отношение индийских военачальников, их интерес к теме противолодочной авиации, - заявил российскому телеканалу “Звезда” генеральный конструктор авиационного комплекса “Ильюшин” Николай Таликов. - Они спрашивали у российских собеседников, можно ли создать более современный самолёт с повышенными возможностями противолодочной борьбы».

Там же сообщалось, что для замены Ил‑38 в качестве платформы для разработки противолодочных самолётов нового поколения рассматривается двухмоторный турбовинтовой Ил‑114–300. По сообщениям на Aero India 2017, компания Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) заявила о намерении выпускать как гражданские, так и военные версии Ил‑114 в рамках программы “Make in India”. Стороны обсуждали, как HAL и другие индийские компании могут поставлять комплектующие и детали для завершения строительства новых Ил‑114 в России.

«В свое второе столетие морская авиация ВМФ вступает, активно обновляя свой состав и боевую выучку. Морские лётчики сегодня способны выполнять самые сложные задачи во всех широтах мирового океана», - заявил в июле 2017 года Игорь Кожин. Тем временем уже разрабатывается новый самолёт, который в будущем должен будет заменить Ил‑38, проходящий сейчас глубокую модернизацию. «Работы по созданию противолодочных патрульных самолётов нового поколения для морской авиации ВМФ России близятся к завершению», - добавил начальник морской авиации российского флота.

Ранее Игорь Кожин сообщал, что речь идёт о создании и введении в строй новой унифицированной платформы. Это современная машина, которая во многих вопросах будет превосходить зарубежные аналоги. Новая разработка заменит все имеющиеся в парке морской авиации патрульные машины.

Предполагается, что Ил‑114 станет хорошей заменой самолётов семейства Ил‑18, которые продолжают эксплуатироваться Вооруженными силами Российской Федерации. Морской патрульный вариант Ил‑114 может оснащаться тем же комплексом “Новелла”, что не потребует больших усилий при переучивании лётного и технического состава. А его лётно-технические характеристики, близкие и даже несколько превосходящие по отдельным моментам Ил‑38, позволят использовать наработанные экипажами Ил‑38Н новые тактические приёмы поиска и уничтожения подводных лодок противника.


Ил-114 Санкт-Петербургского НПП "Радар"

Вообще стоит отметить, что военное ведомство России возлагает большие надежды на лёгкий пассажирский турбовинтовой самолёт Ил-114-300. "Авиация России" уже

  • Противолодочный самолёт (ПЛС) - самолёт, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ), часть противолодочной авиации.

    Как правило, создаются на базе дальнемагистральных пассажирских самолётов или дальних бомбардировщиков - например, Ил-38 создан на базе пассажирского лайнера Ил-18, Lockheed P-3 Orion - на базе Lockheed L-188 Electra, Ту-142 представляет собой переработанный под другие задачи бомбардировщик Ту-95, P-8 Poseidon создан на базе авиалайнера Boeing 737-800.

    Для выполнения боевой задачи на ПЛС обычно имеются следующие основные средства:

    * радиогидроподсистема (РГП), в которую входят гидроакустические буи и бортовые средства работы с ними (рабочие места операторов РГП), позволяющие обнаруживать ПЛ по шуму гребных винтов и излучению гидролокаторов;

    * магнитометр, позволяющий обнаруживать подводные лодки по магнитному полю корпуса;

    * РЛС нижнего обзора, имеющая ограниченное применение, так как позволяет обнаружить лишь всплывшую ПЛ по отражению рубки или корпуса - микроволны не проходят через воду;

    противолодочное оружие - как правило, ракеты-торпеды.ПЛС обычно входят в состав морской авиации - в Российской Федерации это авиация ВМФ, в США - ВМС США, в Индии - ВМС Индии и т. д. Базируются противолодочные самолёты на аэродромах, находящихся недалеко от моря - в России это аэродромы Северного флота (действующего в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах) Североморск-1 и Кипелово, находящиеся под Мурманском и Вологдой соответственно, и аэродромы ТОФ Каменный Ручей (находится близ Советской Гавани и Николаевка (примерно в 150 км от Владивостока). В Североморске и Николаевке базируются Ил-38, в Кипелово и Каменном Ручье - Ту-142МК.

Связанные понятия

Малые десантные корабли (МДК) - класс десантных кораблей в Военно-морском Флоте СССР и России. По кодификации НАТО - Tank Landing Craft (LCT) / Infantry Landing Craft (LCI).

Десантный корабль - класс боевых кораблей, предназначенных для транспортировки (перевозки, доставки) личного состава и военной техники, способных производить их высадку на необорудованное побережье.

Торго́вый авиано́сец (англ. merchant aircraft carrier) - переоборудованное торговое судно в ВМФ Великобритании и Нидерландов времён Второй мировой войны (обычно балкер или танкер), оснащённое лётной палубой, надстройкой-островом, несущее авиагруппу, но ходящее под торговым флагом и способное осуществлять перевозку грузов. Торговые авианосцы несли всего несколько (3-4) самолётов устаревших конструкций. Взлёт и посадка были крайне затруднены, в связи с чем лётчики нередко просто покидали самолёт после...

Вое́нно-морска́я база «Ручьи» - военно-морская база Балтийского флота, существовавшая в 1930-1941 и 1944-1945 годах, не достроена и ликвидирована.

Бомбардировочная авиация (БА, ФБА) - род Фронтовой авиации, предназначенный для поражения группировки войск противника, его наземных и морских объектов в оперативной глубине обороны противника бомбами и ракетами, в том числе с применением ядерного оружия. ФБА также привлекается для ведения воздушной разведки.

Тихоокеанский флот ВМС США наряду с Атлантическим флотом ВМС США является одним из основных оперативно-стратегических объединений военно-морских сил США. Флот предназначен для решения важных государственных военно-политических задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В зону его ответственности входит почти вся акватория Тихого и Индийского океанов (от Западного побережья США до восточных берегов Африки), а также часть арктического бассейна общей площадью более 100 миллионов квадратных миль.

Плавучий тыл - постоянное или временное формирование военных кораблей и судов обеспечения, а также - их штабов и органов управления, которое предназначено для материально-технического снабжения действующих соединений ВМФ в море, в районах необорудованного побережья, в пунктах манёвренного базирования и др. Представляет из себя составную часть оперативного и войскового тыла флота, эскадры или флотилии, может включать в себя корабли комплексного снабжения, плавучие технические базы, плавучие судоремонтные...

Противолодочный вертолёт - военный вертолёт, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок. Может быть наземного или корабельного базирования.

Приморское объединение разнородных сил Тихоокеанского флота - оперативно-стратегическое объединение в составе Тихоокеанского флота ВМФ России.

Командование Западных подходов - оперативное командование Королевского флота, созданное во время Второй мировой войны для защиты коммуникаций и контроля над судоходством на Западных подходах к Британским островам.

Бал (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Sennight» (рус. «неделя»)) - береговой ракетный комплекс с противокорабельной ракетой Х-35. ГСИ завершены в 2004. Принят на вооружение ВС РФ в 2008 году.

Краснознамённая Беломорская военно-морская база (БелВМБ) - военно-морская база Северного флота Российской Федерации, дислоцированная в городе Северодвинске (Архангельской области). База подчиняется командующему Северным флотом. ГШ...

Для успешного проведения противолодочных операций самолёт оснащён такими навигационными средствами, как радиокомпас, бортовая аппаратура системы «Такан», VOR и «Лоран», навигационная ЭВМ, доплеровская навигационная система, вычислитель аэродинамических параметров, а также аналоговый вычислитель, который, получая информацию от указанных датчиков, непрерывно определяет положение самолёта (при этом широта и долгота отображаются на цифровых индикаторах). Информация о положении самолёта в условной прямоугольной системе координат поступает от вычислителя на два стола-экрана размером 800X800 мм. Один из них используется в процессе поиска, а второй - для тактической навигации в ходе преследования и атаки цели. На обоих столах-экранах нанесены соответствующие символы и метки о положении самолёта, цели, маркеров и т. п. У каждого лётчика имеется прибор IDI-6, выдающий информацию о направлении на цель и расстоянии до нее. Он может быть подсоединен к автопилоту, который выдерживает высоту полёта с точностью 1,5 м и курс до 1°.

Самолёт оснащён системами РГБ: «Джезебел» (используется на первом этапе поиска подводной лодки) и «Джули» (для уточнения её координат после обнаружения). Сигналы от РГБ поступают на стол-экран оператора тактической обстановки и анализируются блоком АОА-1. На хвостовой штанге самолёта размещен датчик магнитного обнаружителя типа DHAX-1 дальностью действия около 300 м. Сигналы от него могут поступать в автопилот для выполнения необходимого манёвра самолёта.

Для выявления выхлопных газов дизельных подводных лодок самолёт оснащён английской газоанализирующей аппаратурой «Автоликус» Мк3В. Кроме того, на нём имеются приёмники радиолокационных сигналов ARAR-10B и ARAX-10B, с помощью которых определяются продолжительность и частота импульсов, излучаемых РЛС, ширина луча и скорость вращения антенны, а также направление на РЛС с точностью 1-3°.

В нижней части фюзеляжа смонтирована РЛС типа DRAA-2B дальностью действия 22-110 км или 75-370 км (длительность импульса 0,5 или 2 мкс). Антенна РЛС выдвижная и вращается со скоростью 6 - 8 об/мин. Радиосвязь осуществляется с помощью КВ и УКВ станций. Вся информация, используемая при поиске и обнаружении подводной лодки, записывается 15-канальным регистратором.

В главном отсеке (9х2,2х1,55 м) в различных вариантах подвешиваются пять глубинных бомб по 160 кг, торпеды LX.4 или Мк44 и РГБ. Один из вариантов предусматривает подвеску четырех торпед LX.4 (или восьми Мк44), ядерной глубинной бомбы и десяти активных РГБ. На самолёте имеются также вспомогательные отсеки для размещения осветительных бомб, морских маркеров, подводных источников звука (до 96) и активных РГБ (до 72). На четырёх подкрыльевых пилонах могут подвешиваться УР AS-12 или другого типа, либо контейнеры с фотоаппаратурой.

После незначительного переоборудования самолёт Бреге 1150 «Атлантик» может выполнять задачи самолёта ДРЛО, постановщика мин и поисково-спасательного.

Командование ВМС Канады планирует заменить находящийся на вооружении самолёт CL-28 «Аргус». С этой целью оно решило тщательно проанализировать характеристики и боевые возможности американских самолётов Р-3С «Орион» и Боинг 707-ASW (проект переоборудованного транспортного самолёта Боинг 707-320С), чтобы выбрать один из них для дальнейшей доработки и закупки. На самолёте Р-3С в случае его закупки не планируется производить каких-либо значительных изменений. А по проекту переоборудования самолёта Боинг 707-320С в самолёт Боинг 707-ASW предусматривается полностью изменить внутрифюзеляжную компоновку, оснастить его современными средствами поиска и обнаружения подводных лодок, аппаратурой приёма, обработки и отображения информации, поступающей от различных датчиков, а также системами оружия.

По сообщениям зарубежной печати, самолёт Боинг 707-ASW намечено оснастить четырьмя экономичными ТРДД максимальной тягой по 8600 кг, которые должны обеспечить ему достаточно высокую скорость полёта в район поиска, небольшую скорость патрулирования на малых высотах в этом районе, значительные дальность и продолжительность полёта. Предполагается, что максимальный вес самолёта составит около 150 000 кг.

Прежде чем приступить к переоборудованию самолёта Боинг 707-320С, американские специалисты переоборудовали в летающую лабораторию самолёт Боинг 720, близкий к нему по своим лётным характеристикам. Самолёт оснащён новой навигационной аппаратурой и средствами поиска и обнаружения подводных лодок. Кроме того, на нём установлены два магнитных обнаружителя AN/ASQ-10, штанги которых располагаются в концевых частях крыльев. Испытывались магнитные обнаружители со штангами длиной 1,52 м, 2,44 м и 3,05 м. Зарубежные военные специалисты считают, что установка двух штанг с датчиками должна повысить дальность обнаружения подводной лодки и точность определения её координат. К концу 1972 года самолёт выполнил 90-часовую программу летных испытании, в ходе которых проводились продолжительные полёты на высотах до 60 м над поверхностью моря, осуществлялись развороты при угле крена 40°, сбрасывались РГБ на скорости 740 км/ч с высот до 12 000 м. Самолёт барражировал в течение 8-10 ч на дальности 1850 км.

Оружие (ракеты класса «воздух-корабль» и т. п.) планируется размещать на четырёх подкрыльевых пилонах. Считается, что в зависимости от оборудования самолёт можно будет использовать также для решения задач дальнего обнаружения воздушных целей и ведения разведки в районах Арктики. Командование ВМС предполагает приобрести 20-30 самолётов на сумму 750 млн. долларов.

Противолодочные самолёты авианосной авиации

Основным таким самолётом в США является S-2 , первая модификация которого (S-2A) была принята на вооружение в начале 50-х годов. Известно пять модификаций самолёта, причем последняя (S-2E) начала поступать на вооружение ВМС в 1962 году. Всего было построено около 1000 самолётов различных модификаций. Самолёты поставлялись в (26), Италию (40), Аргентину (шесть), Бразилию (12), Японию (60) и Австралию (14). Несмотря на многократную модернизацию самолёта «Треккер», командование ВМС США считает, что он по своим тактико-техническим характеристикам, составу оборудования и вооружения не отвечает требованиям ведения борьбы с современными подводными лодками.

В 1969 году фирма «Локхид» начала разработку палубного противолодочного самолёта S-3A «Викинг». Первый полёт опытного образца произведен в январе 1972 года. Самолёт принят на вооружение в 1971 году. Всего намечалось построить восемь опытных и 186 серийных машин.

Заключение

Противолодочные самолеты, появившиеся в послевоенное время, развивались в соответствии с общим планом строительства современного ВМФ, являясь составной частью его противолодочных сил и сохраняя в то же время относительную самостоятельность в решении задач. Это стало особенно заметным с поступлением дальних противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142.

Появление противолодочной авиации вызвано объективными причинами: быстрым улучшением характеристик ПЛ: совершенствованием их оружия; способностью наносить удары ракетно-ядерным оружием из подводного положения; необходимостью обеспечения деятельности ракетных лодок нашего ВМФ; неспособностью кораблей ВМФ вести эффективный поиск ПЛ, особенно в удаленных районах океана.

Обстановка предъявляла все новые и новые требования к авиационным системам обнаружения и поражения ПЛ, поисково-прицельным системам, скорости обработки и качеству получаемой от различных датчиков информации. В связи с этим в состав ППС стали включать средства обнаружения, фиксирующие различные поля ПА, повышать степень автоматизации процесса сбора и обработки информации, и не случайно, что ЦВМ впервые установили на противолодочном самолете. На противолодочных самолетах появилась система отображения тактической обстановки на экране, а с использованием бортовой системы связи стал возможен автоматический обмен информацией между самолетами и командными пунктами с передачей тактического формуляра. Совершенствование противолодочных средств основывалось на изучении условий обнаружения и характеристик ПЛ вероятного противника, снижались вес и габариты оборудования самолетов.

Знакомство с новыми средствами поражения

Самолет Ту-142М ВВС КСФ

Эти основные направления можно проследить, рассматривая развитие отечественных противолодочных комплексов в историческом аспекте от весьма несовершенного оборудования первого противолодочного самолета Бе-б до дальнего противолодочного самолета Ту-142М3. Обращает внимание, что противолодочные самолеты создавались на базе отработанных ЛА, в конструкцию которых вносились изменения: Ил-38 – на базе Ил-18В, Ту-142 – на на базе Ту-95РЦ и только самолет-амфибия Бе-12, который уже находился в разработке с неопределенным назначением, достраивался как противолодочный.

Возможности первых отечественных пассивных буев звукового диапазона с автопуском ограничены, дальность обнаружения современных ПЛ с их применением незначительна, что приводило к необходимости массированного применения буев как для поиска, так и для слежения. Существенный недостаток – отсутствие на буях маяков-ответчиков для точного определения их места (другие методы определения места буя относительно самолета также не реализованы). По этой причине для списания относительных навигационных ошибок следовало вывести ЛА на буй с помощью СПАРУ-55 и пройти над ним. Прицельно-вычислительное устройство «Сирень-2М», несмотря на автоматический вывод самолета в точку применения средств, не обеспечивало высокой вероятности поражения целей. В связи с этим произведена модернизация ППС-12, завершившаяся ее заменой системой «Нарцисс-12». Устраняя основной недостаток, в состав новой системы включили уже созданные к этому времени пассивные направленные буи РГБ-2 системы «Беркут» и часть бортового оборудования 2КН-К. Поставленная перед разработчиками задача – увеличить вероятность поражения ПЛ в два раза была успешно решена, но поисковые возможности самолета не изменились.

Разработка противолодочного самолета Ил-38 с системой «Беркут» явилась своего рода технической революцией в развитии ППС {первоначальные проработки относятся к 1960 г.). Она в значительной степени проводилась на принципах максимального использования имеющихся научнотехнических достижений конца 50-х – начала 60-х годов и должна была определить основные направления развития систем, что оказалось реализованным только частично.

Рабочее место старшего штурмана корабля, правый борт

Проход между креслами летчиков. В левой верхней части индикатор тактической обстановки

Рабочее место бортрадиста

Рабочее место бортинженера

По принципу действия система «Беркут» осталась радиогидроакустической. Основные датчики информации о подводной обстановке – буи трех типов предназначены для поиска ПЛ, уточнения их координат и элементов движения перед применением средств поражения. Менее эффективное средство поиска на самолете – магнитометр АПМ-60.

Для системы «Беркут» характерна высокая степень автоматизации навигационных и некоторых тактических задач, достигнутая введением в ее состав ЦВМ. Учитывая ограниченные возможности первых образцов ЦВМ, разработчики стремились в каждой частной задаче к минимизации счета при достижении высокого качества решения задач. В результате удалось получить вычислительную базу, обеспечивающую путем незначительной доработки алгоритмов и программ возможность перехода к реализации автоматического решения первоначально разработанных тактических задач.

Степень автоматизации характеризуется возможностью решения с помощью ЦВМ восьми тактических задач, в том числе поражения цели и обработки вторичной информации от РЛС, РГБ-2 и РГБ-3.

Таким образом, система «Беркут» явилась особой сложной военно-кибернетической системой, способной решать некоторые противолодочные задачи, Вместе с тем система имеет и много существенных недостатков, на которые в начале разработки не обратили внимания: высокая стоимость эксплуатации, сложность технического обслуживания, большая дороговизна буев, которые стоили в четыре раза дороже буев «Чинара» и «Жетон» при сравнимых дальностях обнаружения лодок, недостаточная степень автоматизации решения противолодочных задач.

Все эти недостатки, а также недостаточный для достижения предполагаемых районов боевого патрулирования ПЛАРБ тактический радиус самолета Ил-38 привели к необходимости создания на базе самолета- разведчика Ту-95РЦ самолета Ту-142 с системой «Беркут». Самолет с этой системой имел такие же недостатки, как и Ил-38, а главное – невысокую эффективность обнаружения современных ПЛА, что инициировало в 1969 г. разработку самолета Ту-142М с новой системой 2КН-К. Одновременно были созданы более совершенные средства поражения лодок.

Без комментариев

К этому времени завершился технический проект системы «Удар» для Ил-38 (не устанавливался из-за необходимости большого объема доработок), эскизный проект системы «Буревестник» для вертикально-взлетающей амфибии Бартини ВВА-14 и др. Тем самым была создана научно-техническая основа для заказа новой системы, необходимость которой была вызвана резким уменьшением шумности и увеличением глубины погружения ПЛ, что в значительной степени усиливало недостатки буев системы «Беркут».

Несмотря на то что система «Коршун» (2КН-К) по своему принципу осталась гидроакустической, в нее включили более современные датчики информации о подводной обстановке: низкочастотные буи РГБ-75, РГБ-15 взамен пассивно-активного буя РГБ-3, ввели дальномерный РГБ-55А, обеспечивающий дальность обнаружения ПЛ в радиусе 5 км.

Самолет Бе-12 после ремонта

Замена пассивных направленных буев РГБ-2 на РГБ-25 существенных преимуществ последних не выявила.

В состав системы вошла автономная радиолокационная вычислительная подсистема отображения тактической обстановки со своим процессором, созданная на базе ЦВМ «Аргон».

Однако и эта система оказалась далека от совершенства: номенклатура буев завышена; процесс обработки первичной информации не автоматизирован, дальности буев существенно ниже расчетных, их работоспособность с увеличением волнения моря свыше 3 баллов не обеспечивалась, применение ВИЗ не дало желаемого эффекта.

В соответствии с планом повышения гидроакустического вооружения ВМФ в 1977 г. принято решение о создании системы «Заречье», в которой следовало учесть недоработки системы «Коршун», и только в 1993 г, она поступила на вооружение авиации ВМФ. Основные ее отличия состоят в следующем: количество каналов приема информации от буев трех типов увеличено до 108, предусмотрены схемы принятия автоматического решения об обнаружении ПЛ в основных режимах работы буев и селекции сигналов на фоне помех, возросла дальность обнаружения современных ПЛ с применением буев, расширена номенклатура сбрасываемых средств поражения.

Самолеты Ту-142М3 показали несколько возросшую эффективность решения противолодочных задач.

О дальнейшем развитии противолодочных самолетов можно говорить только с известным опасением, рискуя оказаться в положении Кассандры. И тем не менее наиболее вероятно, что круг задач, решаемых противолодочными самолетами, расширится, и ЛА превратятся в патрульные, которые кроме поиска ПЛ будут вести разведывательные действия (учитывая отсутствие в морской авиации специальных самолетов-разведчиков), охранять экономические зоны, производить мониторинг водной поверхности и многое другое.

Одной из важнейших задач авиации ВМФ является борьба с подводными лодками противника. Противоборство авиации и подводных лодок насчитывает не один десяток лет. За эти годы противолодочные самолеты и подводные ракетоносцы превратились в достойных противников, так как относятся к наиболее сложным и современным видам военной техники.

В книге рассказывается об истории развития отечественной противолодочной авиации и о решении ею реальных задач при несении боевой службы.

Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей, интересующихся отечественной авиацией.

Из книги «Моссад» и другие спецслужбы Израиля автора Север Александр

Заключение У израильских спецслужб есть две особенности, которые мешают им работать эффективно и результативно.Во-первых, они самонадеянны и наглы. Причем это проявляется во всех сферах, начиная от грубого игнорирования международного права и заканчивая деталями

Из книги Правнук «Токарева» автора Дегтярёв Михаил

Заключение Государственные испытания пистолета ГШ-18 длились полгода и были закончены летом 2000 года. В процессе испытаний конструкция пистолета претерпела ряд изменений, в результате которых ГШ-18 приобрёл законченный вид. По результатам испытаний пистолет может быть

Из книги Растоптанная Победа. Против лжи и ревизионизма автора Дюков Александр Решидеович

Заключение Отношение Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии к евреям - одна из наиболее дискуссионных проблем в историографии ОУН и УПА. Исследователи этой проблемы разделились на два непримиримых лагеря. Одни считают, что ОУН и УПА

Из книги Тяжёлый танк КВ-2 автора Коломиец Максим Викторович

Заключение Создание Локотского самоуправляющегося округа стало возможно по нескольким причинам, главными из которых стала активная боевая деятельность брянских партизан и нехватка у оккупантов сил для их подавления.Для того чтобы сэкономить «немецкую кровь»,

Из книги Фронтовое милосердие автора Смирнов Ефим Иванович

Заключение Основные принципы репрессий против сотрудничавших с нацистскими оккупационными властями коллаборационистов были определены приказом НКВД СССР № 001683 от 12 декабря 1941 г., дополненным указаниями НКВД СССР от 18 февраля 1942 г. Согласно этим нормативным

Из книги Как России победить Америку? автора Маркин Андрей Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Танки КВ-2 стоят в тени своих более известных собратьев в семействе тяжёлых машин «Клим Ворошилов». Созданный в спешном порядке в дни советско-финляндской войны, КВ-2 изначально предназначался для борьбы с фортификационными сооружениями, и прежде всего - с

Из книги Книга о ветре для стрелков из винтовки автора Каннингем Кейт

Заключение В своих воспоминаниях я не ставил цель показать во всем объеме и разнообразии работу ГВСУ, ВСУ всех фронтов и военно-санитарных отделов армий. Некоторые из них только упоминаются, а о многих вообще не говорится. Это объясняется не тем, что их деятельность была

Из книги Абсолютное оружие [Основы психологической войны и медиаманипулирования] автора Соловей Валерий Дмитриевич

Заключение 1. Институт военной истории Министерства Обороны РФ в 2008 году выпустил 764-страничный труд «Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах». В отношении войн в Ираке в нем сделан следующий вывод. «Характерным для войны в зоне Персидского залива

Из книги Энциклопедия спецназа стран мира автора Наумов Юрий Юрьевич

Заключение Если попытаться подвести итог, то ничего неожиданного в изменениях немецких тактических приёмов нет, всё довольно логично и, даже, предсказуемо применительно к ситуации, в которой оказались немцы. Удивительно другое - нежелание признаваться себе в том, что

Из книги Образцовые броненосцы Франции. Часть II. “Карно” (1891-1922) автора Пахомов Николай Анатольевич

Заключение Подведем итог. Спорить не будем - уставы написаны кровью. Но нужно помнить, что они написаны не только кровью тех, на чьем опыте они создавались, но и, к сожалению, кровью тех, кто еще погибнет, пытаясь претворить в жизнь их предписания, которые не будут

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чтобы понять ветер, стрелок должен знать факты о баллистике и поведении ветра и понимать взаимосвязь между ними. Когда мы затронули эту тему со стрелками, оказалось, что нижеприведенные факты часто становились неожиданностью: Траектория типовой пули. 308

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для вашего первого пристрелочного выстрела Определите свою стратегию на матч Определите свои первоначальные поправки прицела для первого выстрела:Шаг 1: Наблюдайте за кондициями.Шаг 2: Переведите кондиции в установки прицела.Шаг 3: Проверьте ветер и

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Каждая стрельба на тренировке или в матче развивает ваши тактические навыки. Если кондиции требуют использования способа, который уже есть в вашем комплекте инструментов, достаньте его и практикуйтесь использовать его грамотно. Если кондиции требуют

Из книги автора

Заключение Заключение К этой книге вполне применимы слова «умножающий знания умножает скорбь». Она показывает и доказывает, что природа человека буквально взывает к тому, чтобы людьми манипулировали. Интеллектуальная лень, непреодолимое стремление к эмоциональному

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Материал, представленный читателю, не является художественным произведением. До отправки в издательство большая его часть была показана, обсуждена и согласована с бывшими и действующими сотрудниками спецпод-разделений СССР, России и Украины. По совету

Из книги автора

Заключение “Внутреннее размещение броненосца весьма удобно, высокие борта дают ему безукоризненные морские качества. Скорость хода 18 узлов, которую, конечно, броненосец разовьёт, поставят его в один ряд с лучшими эскадренными броненосцами Франции и Англии, уже готовыми

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары