Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Развитие профессиональных способностей концепция в д шадрикова. Профессиональные способности (700,00 руб.)


В своем понимании способностей мы будем исходить из теории способностей, которую автор разрабатывал на протяжении последних 25 лет. Суть ее следующая.
Теория строится на основе двух допущений: способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции; ^-функции являются родовыми формами деятельности и могут быть описаны как функциональные системы деятельности.
В разработанной нами теории способностей показано, что понять эту фундаментальную для психологии категорию можно, только рассматривая способности в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности.
Способности человека как индивида отражают их природную (биологическую) сущность. Они сформировались для обеспечения выживания человека в естественных природных условиях. Способности индивида есть свойства его функциональных систем, реализующих отдельные психические познавательные и психомоторные функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии познания окружающего предметного мира и организации адаптивного поведения (в том числе жизнедеятельности).
Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей индивида. Под влиянием требований деятельности природные способности индивида приобретают черты оперативности, развиваются операционные механизмы, природные способности включаются в психологические функциональные системы, реализующие предметную и идеальную деятельность.
Можно утверждать, что способности человека как субъекта деятельности есть свойства функциональных систем способностей, в структуре которых функционируют способности индивида (природные способности). Как и способности индивида, способности субъекта деятельности имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.
Способности субъекта деятельности есть проявление способностей индивида в конкретной деятельности, достроенные интеллектуальными операциями и в развитой форме реализуемые психологической функциональной системой, изоморфной психологической системе деятельности.
Ведущую роль в развитии способностей субъекта деятельности играют процессы: овладения субъектом своими способностями через овладение интеллектуальными операциями; тонкого приспособления способностей к условиям деятельности (придание им черт оперативности, по Д.А. Ошанину)
Способности человека как личности представляет собой способности субъекта деятельности, поставленные под нравственный контроль личности. Способности индивида сформировались в процессе филогенеза и обеспечивали в первую очередь выживание индивида в природе; способности субъекта деятельности, развиваясь на основе природных способностей, обеспечивают эффективное выполнение деятельности, а способности личности проявляются в поступках человека, обеспечивая социальное познание строго недетерминированного мира, так как люди, вступающие во взаимодействие, обладают свободой и волей.
Приведенное выше понимание способностей позволяет дать ответ на ряд актуальных вопросов.

Еще по теме ТЕОРИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В.Д. ШАДРИКОВА:

  1. ГЛАВА22.Теория рациональных ожиданий и современная теория денег
В.Д. Шадриков

Профессиональные способности

В.Д. Шадриков

Профессиональные способности

Москва, 2010

Книга подготовлена на основе исследований, выполненных при финансовой поддержке Научного фонда ГУ-ВШЭ в рамках научно-исследовательского проекта № 09-01-0044 «Психология профессиональных способностей»
Рецензенты:

Ю.П. Поваренков , доктор психологических наук, профессор,

Г.А. Суворова, доктор психологических наук, профессор

Шадриков В.Д.

Профессиональные способности


Рассмотрены идеологические, методологические и теоретические проблемы изучения общих и профессиональных способностей. Сформулированы принципы изучения способностей, особенности профессионального тестирования и интерпретации полученных результатов.

Раскрыто содержание понятия «профессиональные способности». Показана связь профессиональных способностей с общими способностями. Рассмотрено место и значение способностей в системе деятельности, как ведущей детерминанты успешности. Даны примеры профессиографического описания деятельности и на этой основе раскрываются отношения способностей и компетентности субъекта деятельности, показаны возможности разработки профессионального стандарта. Рассматривается развитие общих и профессиональных способностей в учебной и трудовой деятельности.

Для ученых и специалистов в области психологии и педагогики, студентов и аспирантов высших учебных заведений при подготовке по психолого-педагогическим специальностям, практических работников, занимающихся профессиональным обучением, профотбором и профориентацией.
© Шадриков В.Д., 2010

Введение 8

Глава 1. Идеологические и методологические проблемы изучения 11

профессиональных способностей 11

1.2. Методологические проблемы изучения способностей 14

1.2.1. Принципы изучения способностей 15

1.2.1.1. Принцип психофизического единства 15

1.2.1.2. Принцип единства способностей и деятельности 15

1.2.1.3. Принцип единства потенциальных и актуальных способностей 17

1.2.1.4. Принцип единства способностей и переживания 18

1.2.1.5. Принцип конкретности (индивидуальности) в анализе 19

способностей 19

1.2.1.7. Принцип единства способностей и условий деятельности 20

1.2.2. Процедуры и методы изучения и диагностики профессиональных способностей 21

1.2.2.1. Основные типы экспериментальных ситуаций (по Фрессу и Пиаже) 21

1.2.2.2. Изучение и тестирование способностей 24

1.2.2.3. Особенности профессионального тестирования 26

1.2.2.4. Интерпретация результатов тестирования 26

1.2.3. Системный подход и теоретические проблемы раскрытия понятия «способности» 29

1.2.3.1. Возможности головного мозга человека 30

2.2. Теоретические взгляды на способности в работах 44

отечественных психологов 44

2.2.1. Взгляды на способности в отечественной литературе XIX века 44

2.2.2. Взгляды Л. С. Выготского на проблему развития 50

высших психических функций 50

2.2.3. Взгляды Б. М. Теплова на проблему способностей и одаренности 67

2.2.4. Теоретические взгляды С. Л. Рубинштейна на проблему 82

способностей и одаренности 82

2.3. Теоретические взгляды на способности в работах 99

зарубежных психологов 99

2.5. Раннее проявление способностей 109

2.6. Теория способностей В. Д. Шадрикова 110

Глава 3. Профессиональные способности 120

профессиональных способностей 122

3.3. Профессиональные способности в системе 130

детерминант успешности деятельности 130

3.3.1. Субъект и субъектность деятельности 130

3.3.2. Некоторые методологические проблемы индивидуальности 136

3.3.3. Субъектность и ее экспериментальное изучение 144

3.3.4. Рефлексия и рефлексивность 149

3.3.5. Проявление профессиональных способностей в показателях 157

успешности деятельности (производительность, качество и 157

надежность) 157

4.4. Европейская структура квалификаций (ЕСК) 208

для образования в течение жизни 208

Глава 5. Развитие способностей 214

5.1. Общая характеристика развития. Определение понятий 214

5.2. Детерминация развития 217

5.3. Развитие способностей 228

5.3.1. Развитие способностей субъекта учебной деятельности (ученика) 229

5.6. Развитие способностей субъекта трудовой деятельности 261

Заключение 268

Предметный указатель 270

Литература 274

«… Когда мы были у вас, то завещали вам сие.

ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич — ректор Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского (1982 — 1985), заместитель, первый заместитель руководителей федеральных структур в сфере образования(1985 — 2001).

Владимир Шадриков родился 18 ноября 1939 года в городе Рыбинске Ярославской области. В 1962 году закончил в физико-математический факультет им. К. Д. Ушинского (ЯГПИ) по специальности« преподаватель математики и физики». В 1962—1965 годах преподаватель, директор средней школы в посёлке городского типа Эвенск Магаданской области.

В 1965—1968 годах учился в аспирантуре на кафедре психологии ЯГПИ; защитил кандидатскую диссертацию на тему« Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору».

С 1965 — преподаватель кафедры психологии ЯГПИ, с 1970 — доцент. В 1970 году участвовал в создании Факультета психологии вновь открытого Ярославского государственного университета(ЯрГУ). В 1971—1982 годах был деканом факультета и заведующим кафедрой психологии труда и инженерной психологии. В 1976—1982 годах проректор ЯрГУ по учебной работе. В 1977 году защитил докторскую диссертацию« Системный подход в психологии производственного обучения».

В 1982—1985 годах — ректор ЯГПИ им. К. Д. Ушинского. Член-корреспондент АПН СССР с 1982.

В 1985 году переведён на работу в Москву. В 1985—1988 — заместитель министра просвещения СССР; в 1988—1992 — первый заместитель председателя Государственного комитета СССР по народному образованию — Министр СССР. Занимался совершенствованием содержания и организационных основ общеобразовательной школы и педагогического образования. Действительный член АПН СССР — РАО с 1990.

В 1992 — заместитель председателя Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики России; в 1993—1996 — заместитель председателя Государственного комитета России по высшему образованию; в 1996—1998 — первый заместитель министра; в 1998—2001 годах заместитель министра общего и профессионального образования России(с 1999 года — министра образования России). Занимался организацией разработок Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования. Был членом Советов по русскому языку(1995—1997) и по взаимодействию с религиозными объединениями(1999—2001) при Президенте России.

Заведующий кафедрой психологии младшего школьника Московского педагогического государственного университета.

С 2001 года профессор кафедры общей психологии и научный руководитель Факультета психологии Высшей школы экономики. Преподаёт также на Факультете начальных классов Московского педагогического государственного университета. Член редакционных советов журналов« Психологический журнал», «Экспериментальная психология».

В трудах по общей и педагогической психологии разработал теорию освоения профессии как процесса формирования психологической функциональной системы деятельности. Выявил ее компонентный состав и закономерности генезиса, указал на неаддитивность ее структурных элементов, а также на оперативность и неравномерность их развития. Опираясь на идеи Л. С. Выготского, П. К. Анохина, Б. Г. Ананьева и на экспериментальные работы, предложил рассматривать способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психическое функции. На этой основе Шадриковым предложены общие принципы диагностики способностей и обоснован« метод развертывания мнемической деятельности».

  • Психология производственного обучения. Ч. 1−2. — Ярославль, 1974−1976.
  • Введение в психологическую теорию профессионального обучения.—Ярославль, 1981.
  • Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982
  • Мнемические способности: развитие и диагностика. — М., 1990(в соавт.).
  • Деятельность и способности. — М., 1994.
  • Философия образования и образовательные политики. — М., 1994.
  • Психологическая деятельность и способности человека. — М.: Логос, 1996.
  • Способности человека. — М. — Воронеж, 1997.
  • Происхождение человечности. — М., 2001.
  • Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека. — М., 2002.
  • Ментальное развитие человека. — М.: Аспект Пресс, 2007.
  • От индивида к индивидуальности . Введение в психологию. — М., 2009.
  • Профессиональные способности. — М.: Университетская книга, 2010.

Награды : Орден святого благоверного князя Даниила Московского(РПЦ, 2001); орден Почёта за разработку Государственных стандартов высшего профессионального образования(2002); орден« За заслуги перед Отечеством» IV степени(2012); медали им. Н. К. Крупской (1989); К. Д. Ушинского (1989); А. С. Макаренко (1990); Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации(1998); Премия им. С. Л. Рубинштейна за цикл работ по психологии способностей(1996); Премия Президента России за комплекс работ« Отечественное направление в психологии творчества и одарённости»(1999); Премия Правительства Российской Федерации в области образования(август 2006); Нагрудный знак« Почетный работник науки и техники Российской Федерации»(ноябрь 2007).

способность одаренность умственный

Сторонником функционально-генетического подхода к способностям является и В.Д. Шадриков. Он рассматривает способности как индивидуальные качества, включенные в систему деятельности, и понимает под ними качества психических процессов и качества моторики. При таком понимании психическая функция в определенном качественном выражении и выступает в роли способностей. При этом В.Д. Шадриков подчеркивает, что функция понимается им не как «отправление той или иной ткани», а как работа целостной функциональной системы. В связи с этим он считает, что способности можно определить как характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс (восприятие, память, мышление и т.д.). Это определение он относит и к двигательным (психомоторным) способностям. Под задатками В.Д. Шадриков понимает свойства элементов, образующих функциональную систему и влияющих на эффективность ее функционирования. При этом состав и природу задатков он пока не раскрывает, хотя и говорит о нейронах и нейронных цепях как специальных задатках, а типологические особенности свойств нервной системы и соотношения между полушариями головного мозга относит к общим задаткам. При таком подходе, считает В.Д. Шадриков, задатки не развиваются в способности, а формируются. По его представлениям, способности и задатки являются свойствами: первые -- функциональных систем психических процессов, вторые -- компонентов этой системы. Поэтому, по В.Д. Шадрикову, способности как свойства функциональных систем являются системными качествами. Как видно из изложенного, основные положения В.Д. Шадрикова связаны с привязкой способностей к функциональным системам, каждая из которых формируется для осуществления определенной функции. Именно поэтому он считает, что способности целесообразно соотносить с психическими функциями.

Состав способностей, по его мнению, тоже весьма узок и ограничивается психическими процессами и психомоторикой. Таким образом, В.Д. Шадриков придерживается функционального, а не личностного подхода к рассмотрению способностей.

Суть его теории следующая: Теория строится на основе двух допущений:

· способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции;

· Ш-функции являются родовыми формами деятельности и могут быть описаны как функциональные системы деятельности.

Понять эту фундаментальную для психологии категорию можно только рассматривая способности в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности. Способности человека как индивида отражают их природную (биологическую) сущность. Они сформировались для обеспечения выживания человека в естественных природных условиях. Способности индивида есть свойства его функциональных систем, реализующих отдельные психические познавательные и психомоторные функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии познания окружающего предметного мира и организации адаптивного поведения (в том числе жизнедеятельности).

Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей индивида. Под влиянием требований деятельности природные способности индивида приобретают черты оперативности, развиваются операционные механизмы, природные способности включаются в психологические функциональные системы, реализующие предметную и идеальную деятельность. Можно утверждать, что способности человека как субъекта деятельности есть свойства функциональных систем способностей, в структуре которых функционируют способности индивида (природные способности). Как и способности индивида, способности субъекта деятельности имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Способности субъекта деятельности есть проявление способностей индивида в конкретной деятельности, достроенные интеллектуальными операциями и в развитой форме реализуемые психологической функциональной системой, изоморфной психологической системе деятельности. Ведущую роль в развитии способностей субъекта деятельности играют процессы:

· овладения субъектом своими способностями через овладение интеллектуальными операциями;

· тонкого приспособления способностей к условиям деятельности (придание им черт оперативности по Д.А. Ошанину)

Способности человека как личности представляет собой способности субъекта деятельности, поставленные под нравственный контроль личности. И если способности индивида сформировались в процессе филогенеза и обеспечивали, в первую очередь, выживание индивида в природе, способности субъекта деятельности, развиваясь на основе природных способностей, обеспечивают эффективное выполнение деятельности, то способности личности проявляются в поступках человека, обеспечивая социальное познание строго недетерминированного мира, т.к. люди, вступающие во взаимодействие, обладают свободой и волей.

В.Д. Шадриков считает, что способности - это свойства человека, как индивида, проявляющиеся в успешности выполнения деятельности.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары