Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Европейская комиссия европейская парламент. Европейский парламент: состав, порядок формирования и структура

Европейский парламент (Европарламент) является

единственным международным парламентским органом,

в который депутаты избираются прямым и тай-1

создания такого парламентского органа родилась вместе

с первыми шагами европейской интеграции, но для

ее реализации потребовалось немало времени.

Евро-

парламент явился преемником Ассамблеи, учрежденной

в 1951 г. Парижским договором об учреждении

ЕОУС. Ее полномочия, однако, были весьма ограничены:

она осуществляла слабый контроль за деятельностью

главных органов сообществ. Недостаточно представительным

являлся и порядок формирования Ассамблеи.

Делегаты от государств-членов не избирались

населением, а назначались, хотя ст. 20 Парижского

договора об учреждении ЕОУС устанавливала, что Ассамблея

состоит из представителей народов.

Образованные в 1957 г. в соответствии с Римским

договором Европейское экономическое сообщество и

Европейское сообщество по атомной энергии восприняли

парламентский образец ЕОУС. Однако было решено

не создавать в каждом сообществе свою собственную

ассамблею, а иметь одну на всех. В 1967 г. функции

высших органов ЕОУС и Евратома были переданы

руководящим органам ЕЭС. Ассамблея становилась

единой для трех сообществ. В 1958 г. Ассамблея была

переименована в Европейскую парламентскую ассамблею,

а в 1962 г. - в Европейский парламент. Однако

только с вступлением в силу Единого европейского акта

1987 г. последнее название стало общеупотребительным.

Согласно ст. 5 (бывшей Е) Договора о Европейском

Союзе Европарламент должен осуществлять свои полномочия

в условиях и для целей, закрепленных в положениях

договоров, учредивших Европейские сообщества,

и в положениях Договора о Европейском Союзе.

Первоначально Европарламент формировался из

специально делегированных депутатов национальных

парламентов. С 1979 г. депутаты Европарламента избираются

Членах ЕС. Медленно, но неуклонно растет роль

выборов в Европарламент в политической жизни теперь

уже 27 европейских государств.

После вступления в ЕС в январе 1986 г. Испании и

Португалии, а также с учетом участия в выборах в

Европарламент представителей от Восточной Германии

число депутатов составило 567. После вступления

Финляндии и Швеции - им были выделены национальные

квоты, и численность депутатов Европарла-

мента составила 626. После вступления в 2004 г. в состав

ЕС еще 10 стран квоты для всех государств были

изменены. Состоявшиеся в июне 2004 г. выборы сформировали

действующий ныне парламент, в котором

страны ЕС имеют следующее количество депутатских

мандатов: Германия - 99; Франция, Италия и Великобритания

По 78; Испания, Польша - по 54; Нидерланды

27; Бельгия, Греция, Португалия, Чехия,

Венгрия - по 24; Швеция - 19; Австрия - 18; Дания,

Финляндия, Словакия - по 14; Ирландия, Литва

По 13; Латвия - 9; Словения - 7; Эстония,

Кипр, Люксембург - по 6; Мальта - 5. Вслед за вступлением

представители этих стран получили соответственно 18

и 35 депутатских мандатов. В итоге сегодня в Евро-

парламенте 785 депутатов из 27 стран Союза. Важной

новацией, введенной Договором о Европейском Союзе,

стало право каждого гражданина ЕС участвовать в

выборах в любой стране ЕС. Количество мест, приходящихся

на каждую страну ЕС, зависит в первую

очередь от численности ее населения, хотя представительство

не является строго пропорциональным - малые

Страны пользуются в этом вопросе некоторым

преимуществом. Срок мандата депутата Европарла-

мента - пять лет. Местонахождение Европарламен-

та - г. Страсбург (Франция), вблизи границы с Германией.

Всей деятельностью Европарламента и его органов

руководит Бюро, состоящее из председателя Европарламента

и 14 заместителей. Те же должностные лица

и председатели политических групп формируют расширенное

Бюро Европарламента. Бюро Европарламента

вырабатывает, в частности, повестку дня его пленарных

сессий. Все члены Бюро, включая председателя

Европарламента, избираются сроком на два с

половиной года.

В организации работы Европарламента значительную

роль играют политические группы, или, иначе,

парламентские фракции. В современной западноевропейской

действительности сложились политические

силы, которые действуют на всем пространстве Союза

и выступают на общеевропейских выборах. После выборов

формируются политические группы Европарламента,

которые в соответствии со своей позицией образуют

отлаженный механизм подготовки и принятия

решений. В действующем Европейском парламенте

восемь политических групп и группа независимых депутатов.

Политические группы имеют следующие названия

(в скобках приведен численный состав групп

Европарламента на июль 2007 г.):

христианские демократы (276 депутатов);

социалисты (218 депутатов);

либерально-демократический альянс (106 депутатов);

союз «за Европу наций» (44 депутата);

зеленые (42 депутата);

объединенные левые (41 депутат);

независимые демократы (23 депутата);

традиционалисты (20 депутатов).

14 депутатов Европарламента не примкнули ни к

одной из групп.

Наиболее многочисленными и влиятельными, как

видно, являются группы «христианские демократы» и

«социалисты».

Позиция группы на заседаниях расширенного Бюро,

сессиях и в комиссиях представляется председателем

По правилам процедуры Европарламент должен

проводить одну пленарную сессию в год, но практически

сессия делится на 11 «частичных» недельных

сессий с месячным интервалом. Пленарные сессии

проводятся в Страсбурге, хотя Европарламент может

проводить дополнительные пленарные сессии и в

Брюсселе.

Основная работа ведется 20 постоянными комитетами,

которые в свою очередь подразделяются на комитеты

по внутренней и внешней политике.

Парламентские комитеты по внутренней политике:

по бюджету;

по бюджетному контролю;

по экономическим и валютным отношениям;

по вопросам занятости и социальным отношениям;

по вопросам окружающей среды, здравоохранения

и продовольственной безопасности;

по вопросам промышленности, науки и энергетики;

по вопросам внутреннего рынка и защиты потребителя;

по транспорту и туризму;

по вопросам регионального развития;

по сельскому хозяйству;

по рыболовству;

по вопросам культуры и образования;

по правовым вопросам;

по гражданским свободам, правосудию и внутренним

по конституционным отношениям;

по вопросам прав женщин и тендерному1 равенству;

по петициям.

Парламентские комитеты по внешней политике:

по внешним сношениям (включает два подкомитета

По правам человека и по безопасности и обороне);

по вопросам развития;

по внешней торговле.

В случае запроса мнения Европарламента со стороны

Совета министров комитет назначает одного из;

своих членов докладчиком по рассматриваемому вопросу.

Комитеты могут готовить доклады также по

своей собственной инициативе, хотя и с разрешения

Бюро Европарламента. Постоянные комитеты обычно

заседают в Брюсселе. Это во многом связано с необхо-

димостью иметь постоянный контакт с Комиссией и

Советом министров ЕС.

Основную роль в связях с парламентами государств-

членов и международными организациями играют

межпарламентские делегации, число которых

достигло 29.

Для понимания истинной роли любого парламента

очень важно знать объем его полномочий. Процесс

принятия решений в рамках ЕС часто подвергается

острой критике. Львиная доля этой критики касается

ограниченных полномочий Европарламента. Законодательство

ЕС принимается Советом министров на основе

предложений Комиссии ЕС. Заседания Совета

министров в отличие от заседаний любого парламента

всегда закрытые. Во многих случаях Европарламент

имеет лишь право представлять свое мнение. Совет

министров может также принять решение вопреки

мнению большинства членов Европарламента. И только

в отношении принятия бюджета ЕС Европейский

парламент обладает значительными правами. Акты,

издаваемые институтами ЕС, являются инструментами

прямого действия в государствах-членах. Это порождает

так называемый демократический дефицит в

ЕС, поскольку ни напрямую избираемый Европейский

парламент, ни национальные парламенты государств-

членов не в состоянии эффективно контролировать

правительственную политику.

Единый европейский акт (1987 г.) явился ответом

на эту критику. Он расширил полномочия Европарламента

и внес изменения в учредительные договоры сообщества.

Была введена процедура сотрудничества

между Советом министров и Европарламентом, которая

дала последнему возможность отвергнуть или внести

изменения в позицию Совета министров. Хотя

право принятия окончательного решения по-прежнему

осталось за Советом министров, Единый европейский

акт также наделил Европарламент правом одобрять

или отвергать соглашения о присоединении к ЕС

или об ассоциациях с государствами-нечленами.

Согласно Договору о Европейском Союзе, вступившему

получил новые полномочия по участию в законодательном

процессе, в частности право принятия совместных

с Советом министров и Комиссией решений, касающихся

создания внутреннего рынка, свободного передвижения

рабочей силы, учреждения компаний

(некоторых аспектов), подготовки многолетних программ

исследований, общих программ по охране окружающей

среды, развития трансъевропейских сетей,

мер по защите потребителей, а также вопросов общественного

здоровья и культуры. В основном это новые

для сообщества области деятельности. Новые законодательные

процедуры позволили Европарламенту, в

случае несогласия с Советом министров и неудачи примирительных

процедур, пользоваться правом своего

вето. Он также получил полномочия по назначению

председателя и членов Комиссии ЕС. Они не могут

быть назначены на должность без согласия Европарла-

мента. Для того чтобы усилить связи Комиссии ЕС с

Европарламентом, срок полномочий Комиссии был

увеличен с четырех до пяти лет (Европарламент избирается

на пятилетний срок).

Компетенция Европарламента увеличивается в связи

с заключением договоров ЕС с государствами - не

членами и другими международными организациями.

В соответствии с Договором о Европейском Союзе согласие

Европарламента требуется не только для соглашений

о присоединении или об ассоциации, но также

и для всех международных соглашений, которые имеют

существенное финансовое и договорное значение.

Европарламенту было также предоставлено ограниченное

право законодательной инициативы. Это значит,

что он может решением, принятым большинством

предложения по определенным вопросам.

Одним из новых полномочий Европарламента является

право учреждать комиссию по расследованиям в

тех случаях, когда он считает, что право ЕС было нарушено.

Он также может принимать петиции от граж-

дан, юридических лиц (компаний, ассоциаций) и назначать

омбудсмена. Омбудсмен может принимать жалобы

от физических и юридических лиц и проводить

соответствующие расследования. На Европарламент

возложена обязанность подготовить предложения по

универсальной процедуре выборов во всех государствах-

членах. После принятия единогласным решением

Совета министров эта процедура также требует одобрения

Европарламента.

Европарламент обсуждает и утверждает бюджет в

целом и отдельные его статьи. Это своего рода «лакмусовая

бумажка», выявляющая подлинный законодательный

орган. Как известно, полномочия в сфере

бюджета зачастую являлись именно теми полномочиями,

которые обуславливали возможность парламента

суверенного государства осуществлять контроль за

деятельностью исполнительной власти (в ЕС - Европейской

комиссии). Реализовать данную возможность

полностью удавалось далеко не всегда. И мы видим,

кстати, насколько бессильно в этой сфере Федеральное

Собрание Российской Федерации. Тем не менее, как

бы ни были ограничены полномочия парламентской

Ассамблеи (а затем Европейского парламента) договорами,

создавшими Европейские сообщества, они не

к бюджету.

Самим фактом своего существования Европейский

парламент разрушал многие веками выработанные

традиции. Парламенты, как считалось, могут быть

только в государствах (как унитарных, так и федеративных),

являясь их отличительной чертой. Международные

же организации (например, Организация Объединенных

Наций) парламентов не имеют. Их ассамблеи

или аналогичные органы состоят не из депутатов,

государств, назначаемых президентом или правительством.

У Европейского парламента появились четкие полномочия

в бюджетной сфере только в 1970-е гг.

В Римском договоре 1957 г. они, как мы отмечали выше,

были лишь обозначены. И только после того как сообщества

получили собственный бюджет, Европарла-

мент обрел право его обсуждать и высказывать предложения

по его изменению. Речь в данном случае шла

о контроле за исполнением бюджета всех органов Европейских

сообществ. Несомненно, наиболее существенной

была возможность наднационального парламента

контролировать распределение Комиссией ЕС

финансовых средств в течение бюджетного года.

Начиная с 1986 г. акт об утверждении бюджета сообществ

стал подписываться председателем Европейского

парламента. Это символизировало и закрепляло

право Европарламента участвовать в принятии бюджета.

Следует также упомянуть, что начиная с 1970 г. Ев-

ропарламент имел возможность участвовать в обсуждениях

тогда обязательного характера, и их влияние на

принятие окончательного решения было прямо пропорционально

среди высших руководителей государств - членов

сообществ, а также у Европейской комиссии. Европар-

ламенту не сразу удалось создать благоприятную среду

для расширения своего влияния. Тем не менее, действуя

осторожно, последовательно и настойчиво, эту

цель ему в конечном счете удалось достичь.

В настоящее время Европейский парламент -

единственный орган, который дает Комиссии поручения

об исполнении бюджета. Он обязывает чиновников

Комиссии не только руководствоваться предложениями,

отчитываться перед ним, предоставляя в распоряжение

законодателей всю необходимую им информацию.

Начиная с 1979 г. Европарламент неоднократно использовал

свое право отклонять предложенный Комиссией

проект бюджета. Его несогласие с бюджетом

все же не приводило к резким сбоям в функционировании

различных структур сообществ, деятельность

которых финансируется из этого бюджета. Осуществляя

свои бюджетные полномочия, Европарламент может

использовать процедуру согласования с Советом

министров. В ходе этой процедуры делегации Совета

министров и Европарламента пытаются примирить

различные точки зрения, с тем чтобы избежать трудностей

при рассмотрении бюджета. Если достигается

взаимное согласие, Европарламент выдает положительное

заключение по бюджету, а затем окончательное

решение принимается Советом министров.

Вместе с тем не следует недооценивать политическое

значение решения Европарламента в отношении

бюджета. Совету министров и Комиссии сложно настаивать

на своих позициях, поскольку общественное

мнение, как правило, охотнее принимает сторону Евро-

парламента.

Деятельность Европарламента в сфере контроля за

исполнением бюджета регулируется правовыми

актами различного юридического значения: Договором

о ЕС, актами органов сообществ, соглашениями

между этими органами, решениями Европейского суда

по поводу отношений между Европарламентом и другими

подразделениями сложной структуры ЕС.

Обращаясь к бюджетным полномочиям Европейского

парламента, отметим также, что они неодинаковы

в отношении «обязательных» и «необязательных»

расходов.

«Обязательные» расходы прямо определяются Договором

о ЕС и другими правовыми актами, поэтому

полномочия Европарламента в данной сфере носят

консультативный характер. Парламентарии могут

[ вносить предложения о внесении, изменений в статьи

по «обязательным» расходам, но подобные предложе-

1 ния могут быть Советом министров отвергнуты. В то

Же время Европарламент обладает правом отклонить

бюджет сообществ в целом, несмотря на то что в него

нходят в качестве составной части и «обязательные»

расходы, - еще один рычаг воздействия Европарламента

на другие органы сообщества.

«Необязательные» расходы значительно уступают

«обязательным» по размерам, но полномочия Евро-

парламента в их отношении значительно определеннее

и шире. Депутаты имеют право уже в первом чтении

предложить поправки к представленному Советом министров

проекту бюджета. Если же Совет министров

не соглашается с этими поправками, то Европарла-

мент может вернуться к данному вопросу и принять

решение во втором чтении. Однако если в первом чтении

для принятия решения достаточно простого большинства

большинство в две трети присутствующих, причем в

это большинство должно войти не менее половины

списочного состава членов Европарламента.

В последние годы обозначилась проблема увеличения

и усложнения аппарата сообщества, что не могло

не повлечь за собой увеличения расходов на его содержание.

Сегодня только в секретариате Европейского

парламента на службе состоит около 3500 постоянных

и около 600 временных сотрудников. Как следствие,

появилась тенденция к быстрому росту «необязательных

» расходов. Почти каждый институт, действующий

в рамках сообщества, при составлении бюджета

становится предметом жаркой дискуссии в отношении

выделяемых ему средств.

Проблема деления расходной части бюджета на

«обязательную» и «необязательную» оказалась первоначально

столь запутанной, что представители различных

органов сообщества оказались не в состоянии выработать

единые критерии их разделения. Постоянные

конфликты, заметно сказывающиеся на бюджетном

состоянии ЕС, вынудили Европарламент, Совет министров

Согласно ст. 190 Договора о Сообществе «представители народов государств, объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием». Ряд существенных уточнений в порядок избрания депутатов Европейского парламента были внесены Договором о ЕС. Общее определение круга лиц, участвующих в голосовании и наделяемых правом избирать и быть избранным в Европейский парламент, соотнесено этим Договором с институтом гражданства ЕС. Оно является производным от национального. Им обладают все лица, состоящие в гражданстве государств-членов. Правом избирать и быть избранным граждане Союза наделяются независимо от места их проживания на территории Союза. Это означает, что гражданин Франции, проживающий на территории Италии и состоящий в гражданстве Европейского Союза, пользуется правом избирать и быть избранным на тех же основаниях, что и граждане страны его проживания. Практика не только подтверждает факт участия в голосовании и пользования активным избирательным правом граждан одного государства-члена на территории другого государства-члена, но и знает случаи выдвижения и избрания кандидатов, состоящих в гражданстве другого государства -- члена ЕС. Порядок осуществления права избирать и быть избранным устанавливается Советом, принимающим решение на основе единогласия по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом.

Учредительные акты предусматривают введение единообразного порядка проведения выборов в государствах -- членах Союза. Соответственно, сам Парламент разрабатывает проект нормативного акта, устанавливающего процедуру выборов. Он должен соответствовать демократическим принципам, которые являются общими для всех государств-членов. Первый такого рода акт был одобрен 20 сентября 1976 г. Акт о выборах принимается Советом на основе принципа единогласия. Согласно действующему ныне порядку принятию решения должно предшествовать получение совпадающего позитивного заключения самого Парламента, которое одобряется большинством голосов его списочного состава. Решение Совета должно содержать рекомендацию, адресованную всем государствам-членам, в соответствии с которой одобрение акта о выборах должно быть осуществлено на национальном уровне в порядке, предусмотренном действующими конституционными процедурами.

До тех пор, пока не принят единый избирательный закон, на уровне ЕС устанавливаются лишь общие принципы проведения выборов. Организация и процедура голосования регулируются в каждом из государств-членов в соответствии с национальным избирательным законодательством. Во всех странах Союза, кроме Великобритании, они проводятся на основе пропорциональной системы. Это значит, что каждая политическая партия или иная организация, допущенная к участию в выборах, выдвигает список кандидатов и получает количество мест пропорционально числу собранных голосов. Следует, однако, иметь в виду, что пропорциональная система выборов знает целый ряд разновидностей и применяется неодинаково в различных государствах -- членах Союза. Так, во Франции в соответствии с действующим законодательством вся страна образует единый избирательный округ. Список, предлагаемый избирателям, должен включать количество кандидатов, равное числу мест, подлежащих замещению. В ряде стран при применении пропорциональной системы действует заградительная оговорка, например, в ФРГ и Испании. В ФРГ пропорциональная система выборов используется на основе многомандатных округов, образуемых в пределах земель. Свои особенности организации и проведения выборов, а равно подсчета голосов имеются практически во всех государствах -- членах ЕС. В Великобритании применяется мажоритарная система относительного большинства. Выборы проводятся на базе одномандатных округов и избранным считается кандидат, собравший относительное большинство голосов.

Каждое государство -- член ЕС обладает в Европейском парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест в Парламенте было ограничено Амстердамским договором 1997 г. в количестве, не превышающем 700 мандатов. Ницц-ский договор 2001 г. в преддверии расширения довел эту планку до 732. Согласно Протоколу о расширении ЕС, приложенному к этому Договору, к 1 января 2004 г., т. е. начиная с парламентской легислатуры 2004--2009 гг., число представителей, избираемых в каждом государстве, было определено в следующих размерах: ФРГ -- 991; Франция, Италия и Великобритания -- по 79 (87)2; Испания -- 50 (64); Нидерланды - 25 (31); Бельгия, Греция и Португалия -- по 22 (25); Швеция -- 18 (22); Австрия -- 17 (21); Дания и Финляндия -- по 13 (16); Ирландия -- 12 (15); Люксембург -- 6. Одновременно Декларацией о расширении ЕС, принятой на саммите в Ницце в декабре 2000 г., были предусмотрены определенные квоты мандатов для вновь вступающих государств. Польша -- 50; Чехия и Венгрия -- по 20; Словакия -- 13; Литва -- 12; Латвия -- 8; Словения -- 7; Эстония и Кипр -- по 6; Мальта -- 5. (В таблице фигурировали также Румыния -- 33 и Болгария -- 17, что давало в сумме 732 места. Однако их прием в ЕС отложен до 2007 г. Возможность перераспределения мест отнесена к компетенции Совета.) Приведенные цифры показывают, что предоставленная квота мест в Парламенте не вполне адекватна численности населения страны. Так, например, представительство в Парламенте со стороны ФРГ и Великобритании оказывается почти в 15--20 раз ниже нормы представительства Люксембурга. Очевидно, этими обстоятельствами продиктовано то, что ни в учредительных договорах, ни в других нормативно-правовых актах, относящихся к выборам и устанавливающих принцип всеобщего и прямого голосования, ничего не говорится о равных выборах. По Конституции общее число мест не должно превышать 750. Максимальная квота для одного государства -- 96, минимальная -- 6.

Первые всеобщие прямые выборы в Европейский парламент прошли в 1979 г. Их периодичность соответствует сроку полномочий Парламента, который составляет пять лет. Последние парламентские выборы, прошедшие в 2004 г., положили начало пятой легислатуре. Поскольку официальный прием новых государств в члены ЕС прошел 1 мая 2004 г., все они принимают участие в работе Парламента и формировании его органов и политических групп.

Условия неизбираемости или несовместимости мандата устанавливаются по общему правилу национальным законодательством государств-членов. Однако некоторые из постановлений, относящихся к несовместимости мандата, установлены нормативно-правовыми актами Сообществ и Союза. Так, депутат Европейского парламента не может быть членом национального правительства, членом Комиссии, судьей Суда ЕС и СПИ, генеральным адвокатом, секретарем Суда либо являться должностным лицом одного из институтов ЕС в период выполнения им своих обязанностей. Досрочная вакансия депутатского мандата может иметь место в силу кончины депутата, добровольной отставки независимо от мотивов и принудительной отставки, вызванной лишением депутатского мандата. Последнее решение выносится большинством голосов самими парламентариями. Замещение вакантного мандата производится на оставшийся срок полномочий.

Европейский парламент обладает однопалатной структурой. Он работает на постоянной основе. Сессии парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По просьбе большинства депутатов, Комиссии или Совета Председатель Парламента, консультируясь с Конференцией председателей, может созвать чрезвычайное заседание. По общему правилу заседания носят открытый характер. Стенографический отчет публикуется в Официальном вестнике ЕС. В начале каждой сессии депутатами утверждается программа работы. Основную массу времени депутаты проводят, однако, не на пленарных заседаниях, а участвуя в работе комитетов. Ежемесячно пленарные заседания, проводимые в Страсбурге (Франция), занимают одну неделю. Для заседаний комитетов, проходящих в Брюсселе (Бельгия), отводится не менее двух недель в месяц.

Работой Парламента руководит его Председатель, который избирается на половину срока самой легислатуры, т. е. на два с половиной года (последние выборы состоялись в 2004 г.

Председателем был избран депутат из Испании). Председатель руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Он может наряду с Председателем Комиссии и лицом, осуществляющим председательст-вование в Совете, участвовать в представительстве Сообществ и Союза. Председателю помогают 14 вице-председателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента (квесторы имеют совещательный голос; ведают организационными, хозяйственными и финансовыми вопросами). Определением повестки дня и проведения прений в ходе заседаний ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп (фракций), а также двух представителей от независимых депутатов. Конференция председателей должна стремиться к достижению консенсуса по обсуждаемым вопросам. При его отсутствии проводится голосование с использованием взвешенных голосов. Их число зависит от суммы представляемых депутатов. Предусмотрено также функционирование Конференции председателей парламентских комиссий и Конференции председателей межпарламентских групп. Они обладают в основном совещательными функциями.

Маастрихтский договор 1992 г. (ст. 191) подтвердил принцип формирования в Парламенте политических групп, создаваемых не на основе национальной или национально-территориальной принадлежности, а на основе совместных политических интересов. Договор подчеркивает, что политические партии, создаваемые на европейском уровне, являются важным фактором интеграции внутри Союза. Они должны способствовать формированию общего сознания европейцев и служить выражению политической воли граждан Союза. Той же поправкой включено положение, касающееся статуса политических партий и условий их финансирования. Соответствующий нормативный правовой акт принимают на основе процедуры совместного принятия решений. Порядок формирования парламентских политических групп определяется ст. 29 Регламента. Она устанавливает прямую зависимость обретения статуса политической группы от ее транснационального характера. Чем большее число стран представлено в составе политической группы, тем ниже порог численности. В легислатуре 1999-- 2004 гг. насчитывалось восемь политических групп. В их числе Европейская народная партия -- 232 депутата; Партия европейских социалистов -- 179; Европейская партия либералов, демократов и реформаторов -- 53; Партия зеленых -- 44; Конфедеративная группа левых Европейского Союза и зеленых левых Скандинавии -- 44; Союз национальных групп за Европу -- 22; Группа за Европу демократии и разнообразия -- 18. Неприсоединившихся депутатов было 32. Всего было замещено, по данным 2002 г., 625 мест из 626. Одно место оставалось вакантным. Очередные парламентские выборы состоялись в июне 2004 г. Как и в Парламенте предыдущего созыва, доминирующие позиции вновь заняли Европейская народная партия и Партия Европейских социалистов. На их долю приходится почти 2/3 всех мандатов.

Европейская народная партия и Партия европейских социалистов располагают абсолютным большинством мест в составе Европейского парламента всех последних созывов. Именно из представителей этих партий и замещаются главные руководящие должности в Европейском парламенте. Численность фракций предопределяет представленность в органах Парламента и количество взвешенных голосов, которыми располагает ее лидер при принятии решения голосованием на заседании Конференции председателей.

Решения самого Парламента принимаются по общему правилу абсолютным большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. Оригинально решается вопрос о минимальной численности депутатов, необходимой для принятия решения. Презюмируется, что число присутствующих парламентариев всегда достаточно для проведения дебатов, решения вопроса о повестке дня и одобрения протокола. Что же касается общего кворума, необходимого для принятия решений по существу, его составляет присутствие в зале заседаний не менее 1/3 депутатов от всего списочного состава. Однако проверка кворума проводится только, если это потребуют не менее 32 депутатов. При отсутствии кворума решение переносится на следующее заседание. Специальные кворум и большинство требуются при вотировании бюджета, одобрении соглашений о присоединении, принятии порицания Комиссии и в некоторых других случаях. Так, для принятия позитивного совпадающего заключения по вопросу о нарушении государством-членом общих принципов, установленных ст. 6 Договора о ЕС, требуется квалифицированное большинство в 2/3 голосов депутатов, представляющих абсолютное большинство всего списочного состава депутатов.

Члены комиссий избираются на основе предложений и обычно пропорционально численности политических групп. Одновременно принимаются во внимание факторы географического порядка. Различают постоянные комиссии, специализированные временные комиссии и следственные комиссии. Комиссии, создаваемые на постоянной основе, образуются в зависимости от предметов ведения. Их состав и компетенция определяются Конференцией председателей. Они избирают свои руководящие органы, в том числе председателя и генерального докладчика. Постоянные комиссии могут рассматривать как вопросы, переданные на их обсуждение по решению руководящих органов парламента, так и вопросы, вносимые в повестку дня по их собственной инициативе. Ни один существенно важный вопрос не должен решаться пленумом палаты без предварительного обсуждения в комиссии и заслушания ее доклада. Впрочем, заключение комиссии обязательным не является. Заседания комиссий образуют интегральную составную часть парламентской сессии. В легислатуре четвертого созыва было 17 постоянных комиссий. Их перечень и полномочия закреплены в приложении VI к Регламенту Парламента. Это комиссия по иностранным делам, правам человека, общей безопасности и оборонной политике (65 членов); бюджетная комиссия (45); комиссия по контролю за исполнением бюджета (21); комиссия по свободам и правам граждан, по делам юстиции и внутренних дел (43); по экономике и финансам (45); по вопросам права и по вопросам внутреннего рынка (35); по делам промышленности, внешней торговли, исследованиям и энергетике (60); по занятости и социальным вопросам (55); по Окружающей среде, здравоохранению и защите прав потребителей (60); по сельскому хозяйству и сельскохозяйственному раз-нитию (78); по рыболовству (20); региональной политике, транспорту и туризму (59); по делам культуры, молодежи, образования, средств массовой информации и спорту (35); по разпитию и сотрудничеству (34); по конституционным вопросам (30); по правам женщин и равенству возможностей (40); комиссия по петициям (30). Кроме того, на постоянной основе действует комиссия по проверке полномочий и протестов, приносимых на результаты выборов. Каждая из постоянных комиссий может создавать свои подкомиссии. Временные специализированные комиссии создаются по решению Конференции председателей на срок до 12 месяцев. Их задачи определяются в самом решении о создании комиссии. Работа такой комиссии завершается представлением итогового доклада.

Следственные комиссии создаются для расследования конкретных фактов или событий, связанных с обвинениями в правонарушении или ненадлежащем управлении, выдвигаемом против института или органа Сообщества, администрации государства-члена или любого иного лица, наделенного правом Сообществ полномочиями по его реализации. Работа комиссии носит строго закрытый и конфиденциальный характер. Однако сообщение о создании следственной комиссии обязательно публикуется в Официальном вестнике ЕС. Срок полномочий комиссии 12 месяцев. Он может быть продлен Парламентом дважды по три месяца. Итоговый доклад представляется Парламенту, публикуется и может стать предметом обсуждения на пленарном заседании Парламента.

Большинство обычных рутинных заседаний Парламента проходит при весьма низкой активности депутатов. Нередко на этих заседаниях присутствует всего лишь несколько десятков парламентариев. И только в тех случаях, когда обсуждаются наиболее важные и существенные вопросы или заслушиваются выступления руководителей Совета или Комиссии, зал бывает заполнен до отказа.

Об интенсивности работы Европейского парламента можно судить по статистическим данным. Ежегодно поводится семь очередных заседаний легислатуры: в январе, марте, мае, июле, октябре, ноябре и декабре. В ходе этих заседаний вотируются консультативные заключения, главным образом, содержащие предложения о поправках, адресованные Комиссии. Рассматриваются предложения на основе процедуры сотрудничества в первом и втором чтениях. Проекты, вносимые Советом в рамках процедуры совместного принятия решений, рассмотрение которых может иметь место в трех чтениях, требуют обязательного одобрения Парламента. Парламент вотирует также предложения о принятии совпадающей позитивной резолюции.

По характеру и предмету обсуждаемых проблем в последние годы зачастую на первом месте оказываются вопросы внешнеполитического характера. В период зимних заседаний 2002-- 2003 гг. за ними следовали вопросы сотрудничества в области внутренних дел и правосудия, сельского хозяйства и рыболовства, деятельности институтов, защиты прав потребителей, транспорта и связи, социальной политики и занятости, конкуренции и внутреннего рынка, экологии, образования и науки.

Из лекций

Европейский Парламент. Функции и полномочия

Европарламент – представительный институт ЕС. В соответствие со ст. 189 Договора о ЕС он состоит из представителœей народа (соответственно под народом принято понимать населœение государств, объединœенных сообществом).

785 депутатов избираются на 5 лет. Количество депутатов зависит от количества населœения страны.

В порядке количества населœения:

1. Германия

2. Франция

4. Испания

5. Великобритания

С каждым расширением Европейского Союза меняется и число депутатов Европарламента. После последнего этапа расширения Евросоюза в Европарламент входят 785 депутата из 27 стран-участниц ЕС. Число депутатов Европарламента от каждой страны-участницы зависит от масштабов государства.

Депутаты Европарламента работают в политических группах, которые объединяют депутатов разных стран по партийной принадлежности. Бюро Европарламента является руководящим органом Европарламента͵ во главе которого находится президент и 14 вице-президентов.

Граждане ЕС вправе избираться в Европарламент не только в своем, но в любом государстве ЕС, где они проживают.

До сих пор нет единого закона о выборах депутатов в Европарламент, в связи с этим депутаты выбираются по своим национальным законодательствам.

В Великобритании – ʼʼАкт о выборах в Европарламент 1978 годаʼʼ

В Бельгии – ʼʼЗакон Бельгии о выборах в Европарламент 1989 годаʼʼ

Все национальные нормативно-правовые акты по выборам должны соответствовать принципам ʼʼАкта об избрании членов Европарламента прямым всœеобщим голосованиемʼʼ, который принят в 1976 году, последняя редакция в 2002 году.

Во всœех государствах должны избираться в соответствии с системой пропорционального представительства – куда входит система партийных списков и система единого передаваемого голоса.

ЕПГ – (Ирландия и Северная Ирландия UK) – возможность проголосовать с помощью преференций.

(СИСТЕМА ЕДИНОГО ПЕРЕДАВАЕМОГО ГОЛОСА) - разновидность пропорциональной избирательной системы (в Австралии на выборах в сенат, в Ирландии, на Мальте). По конечным результатам напоминает пропорциональную систему с панашированием и преференциальным голосованием. Предложена в серединœе XIX в. датчанином К. Андрее и англичанином Т. Хэром, С.п.г может применяться толь ко в многомандатных избирательных округах: избиратель имеет один голос, который он отдает к.-л. кандидату, проставляя в бюллетене преференции (предпочтения) 1,2,3. и указывая тем самым последовательность, в какой он хотел бы видеть их избранными. В случае если по первой преференции голос избирателя не будет использован, то он должен быть использован по второй. С.п.ᴦ. дает возможность высказаться за партийно не организованных кандидатов, а тж. предоставляет избирателю большую свободу выбора по кандидатам от одной партии, за которую он голосует http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/18212

Прямые всœеобщие выборы. 7-10 июня 1979 года: первые прямые выборы в Европейский парламент

Государство могут устанавливать минимальное количество голосов для прохождения – заградительный пункт: обычно – 5%, Австрия и Швеция – 4%, Россия – 7%.

Членам Европарламента запрещено быть депутатами национальных парламентов, а также другие условия несовместимости: - не бывают членами других институтов ЕС

Выборы евродепутатов проводятся во всœех странах одновременно в течение недели июня – с четверга по воскресенья. Подсчет голосов и опубликование информации только после окончания выборов по всœей ЕС.

Лица, выбираемые в Европарламент, обладают свободным мандатом – не связаны наказами избирателœей, не связаны со своим государством никаким образом, направляющие их страны не имеют право давать им указания.

Депутатский иммунитет должна быть снят самим парламентом, в случае если не защищает интересы ЕС.

Готовится специальный акт ʼʼО статусе евродепутатаʼʼ.

Депутаты объединяются в политические фракции (группы). Самые крупные из них:

1) Правоцентристская – Европейская Народная Партия

2) Партия Европейских Социалистов

3) Партия Европейских Либералов, Демократов и Реформаторов

Чтобы политическая партия была признана таковой на территории ЕС – для этого крайне важно располагать поддержкой не менее, чем в четверти государств (7 стран) ЕС.

Необходимо, чтобы в эти 7 странах кандидаты заинтересованной партии прошли в парламенты.

В парламенты национальные, так и региональные крайне важно, чтобы партия собрала не менее трети поданных голосов, в соответствии с регламентом 2003 года ʼʼО статусе и финансировании политических партийʼʼ.

Политическая партия на евроуровне должна быть союзом или альянсом партий государств-членов ЕС.

Объем и функции полномочий Европарламента меньше, чем у национального парламента:

1) Отличительные черты от национальных проектов:

Не вправе самостоятельно издавать нормативные акты, а может делать только с разрешения Совета Европейского Союза.

Полномочия Европарламента не одинаковые в различных сферах, всœе зависит от обсуждаемых вопросов

Процедур принятия законодательного акта несколько, из которых 2 основные:

1. Консультационная процедура

2. Процедура совместного принятия решения

2) Полномочия парламента распространяется на бюджетную сферу (обсуждение и принятие бюджета ЕС – после принятия Лиссабонского Соглашения – Европарламент совместно с Советом ЕС принимает евробюджет.

3) Контроль за другими институтами и органами ЕС. Главным образом – комиссии. Результат должна быть – вотум недоверия с последующей отставкой.

Заслушивание доходы и отчеты институтов и органов

Создание специальных парламентских следственных комиссий

У Европарламента есть другие прерогативы:

А) дача согласия на заключение международных договоров, как с государством, так и с международными организациями

Б) разрешение на вступление в ЕС новых государств-членов

В) назначение или участие в формировании ряда институтов: омбудсманы (оба), дает одобрение членов комиссии

Г) формирует Счетную Палату ЕС с правом совещательного голоса

Д) формирует ЕЦБ с правом совещательного голоса

Е) право на получение своевременной информации

Г) проведение дебатов по вопросам общей политики и безопасности

Сразу после выборов Европарламент работает в сессионном порядке.

Сессии начинаются во второй вторник марта. Всего – 11 периодов работы. Не работают в августе.

Сессионный период длится в течение 1 недели, включает пленарные заседания, кроме них депутаты работают в политических фракциях.

Кворумы на заседаниях – 1/3 от списочного состава.

Решения принимаются простым большинством от числа присутствующих и проголосовавших.

Исключение: когда решения Европарламента принимаются большинством от списочного состава – серьезный вопрос. К этому условию также может добавиться условие, когда решения должны получить 2/3 или 3/5 поданных голосов. К примеру: согласие Европарламента на вступление новых государств – абсолютное большинство депутатов.

В структуре Европарламента:

Постоянные комиссии – узкоспециализированные –права человека, вооруженные силы, транспорт

Временные комиссии – чаще всœего следственные

Межпарламентские делœегации – для контактов с иностранными парламентами

Структура руководства Европарламента:

Председатель избирается на половину срока легислатуры парламента – 2,5 года

Вице-председатели избираются на половину срока легислатуры парламента – 2,5 года

Председатель + вице-председатели формируют Бюро Европарламента͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ занимается административными, организационными и финансовыми вопросами деятельности Европарламента.

Данному бюро помогают 5 квесторов. Квесторы избираются из депутатов. Помимо административных функций – ведут специальный реестр, где фиксируют данные о профессиональной деятельности депутатов и их финансовых доходах.

Квесторы участвуют в Бюро ЕП с правом совещательного голоса.

Главный орган политического руководства Европарламента – конференции представителœей. Входят руководители политических фракций + председатель Европарламента.

Конференция представителœей - разрабатывает проект повестки дня, ᴛ.ᴇ. решает рассматривать вопрос или нет.

Также существуют конференция представителœей делœегаций

Конференция представителœей комиссий

В качестве вспомогательной структуры Европарламента – Генеральный секретариат – 5 тысяч человек.

Европарламент – самый недорогой орган ЕС в обслуживании – обходится каждому гражданину ЕС 3 евро в год.

Возникла потребность в установке контактов – проведение регулярных встреч с 1983 года

С 1989 года – специальный форум представителœей национальных парламентов

Европейский парламент: полномочия

Европейский парламент обладает полномочиями, которые традиционно присущи парламентским учреждениям в совре­менных государствах. Это, во-первых, участие в нормотворческом процессе (законодательные полномочия); во-вторых, вотирование бюджета и утверждение отчета о его исполнении; в-третьих, участие в формировании других институтов и кон­троль над их деятельностью; в-четвертых, осуществление внешних связей. Отличие и своеобразие в реализации полно­мочий Европейским парламентом связаны с его статусом и ролью в общей системе институтов Сообществ и Союза. Оно обусловлено также спецификой осуществления этих полномо­чий, которые в значительной мере лимитированы как дейст­вующими актами первичного и вторичного права, так и отсут­ствием в большинстве случаев самостоятельности в принятии окончательных решений.

В первых учредительных актах была использована краткая и весьма лаконичная формула, определяющая полномочия Пар­ламента Сообществ. Она гласила, что Парламент ʼʼосуществляет функции консультации и контроляʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Договор о ЕЭС ограничивал назначение Парламента осуществлением чисто консультативной и в какой-то мере даже вспомогатель­ной роли.

В новой ре­дакции прежняя формулировка заменена гораздо более нейтральной формулой, согласно которой Парламент осуще­ствляет полномочия, которыми он наделœен по Договору.

Законодательные полномочия Парламента в наиболее обоб­щенном виде были определœены в Договоре о Сообществе. ʼʼЕвропейский парламент участвует в процедуре принятия актов Сообщества в той мере, в какой это предусмотрено на­стоящим Договором, осуществляя свои полномочия в рамках процедур, предусмотренных статьями 251 и 252, а равно путем принятия совпадающего положительного заключения или дачи консультативного заключения.

Европейский парламент может по требованию большинства депутатов предложить Комиссии представить предложения, ко­торые кажутся ему необходимыми для осуществления настоя­щего Договора, в целях выработки нормативно-правового акта Сообществʼʼ.

Консультативная про­цедура не исчезла, но она заметно утратила свои позиции. Поя­вились и новые требования к самой процедуре. В учредитель­ных актах, относящихся к Европейскому Союзу, содержится прямое указание Комиссии и Совету принимать во внимание мнение Парламента͵ высказанное в ходе консультативной про­цедуры.

Состав и структура Европейского парламента

В соответствие со ст. 190 Договора о Сообществе ʼʼпредставители на­родов государств, объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент прямым всœеобщим голосованиемʼʼ. Ряд существенных уточнений в порядок избрания депутатов Евро­пейского парламента были внесены Договором о ЕС. Общее определœение круга лиц, участвующих в голосовании и наделяе­мых правом избирать и быть избранным в Европейский парла­мент, соотнесено этим Договором с институтом гражданства ЕС. Оно является производным от национального. Им облада­ют всœе лица, состоящие в гражданстве государств-членов. Пра­вом избирать и быть избранным граждане Союза наделяются независимо от места их проживания на территории Союза. Это означает, что гражданин Франции, проживающий на террито­рии Италии и состоящий в гражданстве Европейского Союза, пользуется правом избирать и быть избранным на тех же осно­ваниях, что и граждане страны его проживания. Порядок осуществле­ния права избирать и быть избранным устанавливается Сове­том, принимающим решение на базе единогласия по предло­жению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом.

Учредительные акты предусматривают введение единооб­разного порядка проведения выборов в государствах - членах Союза. Соответственно, сам Парламент разрабатывает проект нормативного акта͵ устанавливающего процедуру выборов. Он должен соответствовать демократическим принципам, которые являются общими для всœех государств-членов. Первый такого рода акт был одобрен 20 сентября 1976 ᴦ. Акт о выборах при­нимается Советом на базе принципа единогласия. Согласно действующему ныне порядку принятию решения должно предшествовать получение совпадающего позитивного заклю­чения самого Парламента͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ одобряется большинством голосов его списочного состава. Решение Совета должно со­держать рекомендацию, адресованную всœем государствам-чле­нам, в соответствии с которой одобрение акта о выборах должно быть осуществлено на национальном уровне в поряд­ке, предусмотренном действующими конституционными про­цедурами.

Каждое государство - член ЕС обладает в Европейском парламенте определœенным числом мандатов, соответствующим прежде всœего численности его населœения. Общее число мест в Парламенте было ограничено Амстердамским договором 1997 ᴦ. в количестве, не превышающем 700 мандатов. Ницц-ский договор 2001 ᴦ. в преддверии расширения довел эту план­ку до 732. Согласно Протоколу о расширении ЕС, приложен­ному к этому Договору, к 1 января 2004 ᴦ., т. е. начиная с пар­ламентской легислатуры 2004-2009 гᴦ., число представителœей, избираемых в каждом государстве, было определœено в следую­щих размерах: ФРГ - 99; Франция, Италия и Великобрита­ния - по 79 (87); Испания - 50 (64); Нидерланды - 25 (31); Бельгия, Греция и Португалия - по 22 (25); Швеция - 18 (22); Австрия - 17 (21); Дания и Финляндия - по 13 (16); Ир­ландия - 12 (15); Люксембург - 6. Одновременно Деклараци­ей о расширении ЕС, принятой на саммите в Ницце в декабре 2000 ᴦ., были предусмотрены определœенные квоты мандатов для вновь вступающих государств. Польша - 50; Чехия и Венгрия - по 20; Словакия - 13; Литва - 12; Латвия - 8; Словения - 7; Эстония и Кипр - по 6; Мальта - 5

Из лекций

Европейский Парламент. Функции и полномочия

Европарламент – представительный институт ЕС. Согласно ст.189 Договора о ЕС он состоит из представителей народа (соответственно под народом понимается население государств, объединенных сообществом).

785 депутатов избираются на 5 лет. Количество депутатов зависит от количества населения страны.

В порядке количества населения:

1. Германия

2. Франция

4. Испания

5. Великобритания

С каждым расширением Европейского Союза меняется и число депутатов Европарламента. После последнего этапа расширения Евросоюза в Европарламент входят 785 депутата из 27 стран-участниц ЕС. Число депутатов Европарламента от каждой страны-участницы зависит от масштабов государства.

Депутаты Европарламента работают в политических группах, которые объединяют депутатов разных стран по партийной принадлежности. Бюро Европарламента является руководящим органом Европарламента, во главе которого находится президент и 14 вице-президентов.

Граждане ЕС вправе избираться в Европарламент не только в своем, но в любом государстве ЕС, где они проживают.

До сих пор нет единого закона о выборах депутатов в Европарламент, поэтому депутаты выбираются по своим национальным законодательствам.

В Великобритании – «Акт о выборах в Европарламент 1978 года»

В Бельгии – «Закон Бельгии о выборах в Европарламент 1989 года»

Все национальные нормативно-правовые акты по выборам должны соответствовать принципам «Акта об избрании членов Европарламента прямым всеобщим голосованием», который принят в 1976 году, последняя редакция в 2002 году.

Во всех государствах должны избираться в соответствии с системой пропорционального представительства – куда входит система партийных списков и система единого передаваемого голоса.

ЕПГ – (Ирландия и Северная Ирландия UK) – возможность проголосовать с помощью преференций.

(СИСТЕМА ЕДИНОГО ПЕРЕДАВАЕМОГО ГОЛОСА) - разновидность пропорциональной избирательной системы (в Австралии на выборах в сенат, в Ирландии, на Мальте). По конечным результатам напоминает пропорциональную систему с панашированием и преференциальным голосованием. Предложена в середине XIX в. датчанином К. Андрее и англичанином Т. Хэром, С.п.г может применяться толь ко в многомандатных избирательных округах: избиратель имеет один голос, который он отдает к.-л. кандидату, проставляя в бюллетене преференции (предпочтения) 1,2,3. и указывая тем самым последовательность, в какой он хотел бы видеть их избранными. Если по первой преференции голос избирателя не будет использован, то он должен быть использован по второй. С.п.г. дает возможность высказаться за партийно не организованных кандидатов, а тж. предоставляет избирателю большую свободу выбора по кандидатам от одной партии, за которую он голосует http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/18212


Прямые всеобщие выборы. 7-10 июня 1979 года: первые прямые выборы в Европейский парламент

Государство могут устанавливать минимальное количество голосов для прохождения – заградительный пункт: обычно – 5%, Австрия и Швеция – 4%, Россия – 7%.

Членам Европарламента запрещено быть депутатами национальных парламентов, а также другие условия несовместимости: - не могут быть членами других институтов ЕС

Выборы евродепутатов проводятся во всех странах одновременно в течение недели июня – с четверга по воскресенья. Подсчет голосов и опубликование информации только после окончания выборов по всей ЕС.

Лица, выбираемые в Европарламент, обладают свободным мандатом – не связаны наказами избирателей, не связаны со своим государством никаким образом, направляющие их страны не имеют право давать им указания.

Депутатский иммунитет может быть снят самим парламентом, если не защищает интересы ЕС.

Готовится специальный акт «О статусе евродепутата».

Депутаты объединяются в политические фракции (группы). Самые крупные из них:

1) Правоцентристская – Европейская Народная Партия

2) Партия Европейских Социалистов

3) Партия Европейских Либералов, Демократов и Реформаторов

Чтобы политическая партия была признана таковой на территории ЕС – для этого необходимо располагать поддержкой не менее, чем в четверти государств (7 стран) ЕС.

Необходимо, чтобы в эти 7 странах кандидаты заинтересованной партии прошли в парламенты.

В парламенты национальные, так и региональные необходимо, чтобы партия собрала не менее трети поданных голосов, в соответствии с регламентом 2003 года «О статусе и финансировании политических партий».

Политическая партия на евроуровне может быть союзом или альянсом партий государств-членов ЕС.

Объем и функции полномочий Европарламента меньше, чем у национального парламента:

1) Отличительные черты от национальных проектов:

Не вправе самостоятельно издавать нормативные акты, а может делать только с разрешения Совета Европейского Союза.

Полномочия Европарламента не одинаковые в различных сферах, все зависит от обсуждаемых вопросов

Процедур принятия законодательного акта несколько, из которых 2 основные:

1. Консультационная процедура

2. Процедура совместного принятия решения

2) Полномочия парламента распространяется на бюджетную сферу (обсуждение и принятие бюджета ЕС – после принятия Лиссабонского Соглашения – Европарламент совместно с Советом ЕС принимает евробюджет.

3) Контроль за другими институтами и органами ЕС. Главным образом – комиссии. Результат может быть – вотум недоверия с последующей отставкой.

Заслушивание доходы и отчеты институтов и органов

Создание специальных парламентских следственных комиссий

У Европарламента есть другие прерогативы:

А) дача согласия на заключение международных договоров, как с государством, так и с международными организациями

Б) разрешение на вступление в ЕС новых государств-членов

В) назначение или участие в формировании ряда институтов: омбудсманы (оба), дает одобрение членов комиссии

Г) формирует Счетную Палату ЕС с правом совещательного голоса

Д) формирует ЕЦБ с правом совещательного голоса

Е) право на получение своевременной информации

Г) проведение дебатов по вопросам общей политики и безопасности

Сразу после выборов Европарламент работает в сессионном порядке.

Сессии начинаются во второй вторник марта. Всего – 11 периодов работы. Не работают в августе.

Сессионный период длится в течение 1 недели, включает пленарные заседания, кроме них депутаты работают в политических фракциях.

Кворумы на заседаниях – 1/3 от списочного состава.

Решения принимаются простым большинством от числа присутствующих и проголосовавших.

Исключение: когда решения Европарламента принимаются большинством от списочного состава – серьезный вопрос. К этому условию также может добавиться условие, когда решения должны получить 2/3 или 3/5 поданных голосов. Например: согласие Европарламента на вступление новых государств – абсолютное большинство депутатов.

В структуре Европарламента:

Постоянные комиссии – узкоспециализированные –права человека, вооруженные силы, транспорт

Временные комиссии – чаще всего следственные

Межпарламентские делегации – для контактов с иностранными парламентами

Структура руководства Европарламента:

Председатель избирается на половину срока легислатуры парламента – 2,5 года

Вице-председатели избираются на половину срока легислатуры парламента – 2,5 года

Председатель + вице-председатели формируют Бюро Европарламента, которое занимается административными, организационными и финансовыми вопросами деятельности Европарламента.

Данному бюро помогают 5 квесторов. Квесторы избираются из депутатов. Помимо административных функций – ведут специальный реестр, где фиксируют данные о профессиональной деятельности депутатов и их финансовых доходах.

Квесторы участвуют в Бюро ЕП с правом совещательного голоса.

Главный орган политического руководства Европарламента – конференции представителей. Входят руководители политических фракций + председатель Европарламента.

Конференция представителей - разрабатывает проект повестки дня, т.е. решает рассматривать вопрос или нет.

Также существуют конференция представителей делегаций

Конференция представителей комиссий

В качестве вспомогательной структуры Европарламента – Генеральный секретариат – 5 тысяч человек.

Европарламент – самый недорогой орган ЕС в обслуживании – обходится каждому гражданину ЕС 3 евро в год.

Возникла потребность в установке контактов – проведение регулярных встреч с 1983 года

С 1989 года – специальный форум представителей национальных парламентов

Европейский парламент: полномочия

Европейский парламент обладает полномочиями, которые традиционно присущи парламентским учреждениям в совре­менных государствах. Это, во-первых, участие в нормотворческом процессе (законодательные полномочия); во-вторых, вотирование бюджета и утверждение отчета о его исполнении; в-третьих, участие в формировании других институтов и кон­троль над их деятельностью; в-четвертых, осуществление внешних связей. Отличие и своеобразие в реализации полно­мочий Европейским парламентом связаны с его статусом и ролью в общей системе институтов Сообществ и Союза. Оно обусловлено также спецификой осуществления этих полномо­чий, которые в значительной мере лимитированы как дейст­вующими актами первичного и вторичного права, так и отсут­ствием в большинстве случаев самостоятельности в принятии окончательных решений.

В первых учредительных актах была использована краткая и весьма лаконичная формула, определяющая полномочия Пар­ламента Сообществ. Она гласила, что Парламент «осуществляет функции консультации и контроля». Таким образом, Договор о ЕЭС ограничивал назначение Парламента осуществлением чисто консультативной и в какой-то мере даже вспомогатель­ной роли.

В новой ре­дакции прежняя формулировка заменена гораздо более нейтральной формулой, согласно которой Парламент осуще­ствляет полномочия, которыми он наделен по Договору.

Законодательные полномочия Парламента в наиболее обоб­щенном виде были определены в Договоре о Сообществе. «Европейский парламент участвует в процедуре принятия актов Сообщества в той мере, в какой это предусмотрено на­стоящим Договором, осуществляя свои полномочия в рамках процедур, предусмотренных статьями 251 и 252, а равно путем принятия совпадающего положительного заключения или дачи консультативного заключения.

Европейский парламент может по требованию большинства депутатов предложить Комиссии представить предложения, ко­торые кажутся ему необходимыми для осуществления настоя­щего Договора, в целях выработки нормативно-правового акта Сообществ».

Консультативная про­цедура не исчезла, но она заметно утратила свои позиции. Поя­вились и новые требования к самой процедуре. В учредитель­ных актах, относящихся к Европейскому Союзу, содержится прямое указание Комиссии и Совету принимать во внимание мнение Парламента, высказанное в ходе консультативной про­цедуры.

Состав и структура Европейского парламента

Согласно ст. 190 Договора о Сообществе «представители на­родов государств, объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием». Ряд существенных уточнений в порядок избрания депутатов Евро­пейского парламента были внесены Договором о ЕС. Общее определение круга лиц, участвующих в голосовании и наделяе­мых правом избирать и быть избранным в Европейский парла­мент, соотнесено этим Договором с институтом гражданства ЕС. Оно является производным от национального. Им облада­ют все лица, состоящие в гражданстве государств-членов. Пра­вом избирать и быть избранным граждане Союза наделяются независимо от места их проживания на территории Союза. Это означает, что гражданин Франции, проживающий на террито­рии Италии и состоящий в гражданстве Европейского Союза, пользуется правом избирать и быть избранным на тех же осно­ваниях, что и граждане страны его проживания. Порядок осуществле­ния права избирать и быть избранным устанавливается Сове­том, принимающим решение на основе единогласия по предло­жению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом.

Учредительные акты предусматривают введение единооб­разного порядка проведения выборов в государствах - членах Союза. Соответственно, сам Парламент разрабатывает проект нормативного акта, устанавливающего процедуру выборов. Он должен соответствовать демократическим принципам, которые являются общими для всех государств-членов. Первый такого рода акт был одобрен 20 сентября 1976 г. Акт о выборах при­нимается Советом на основе принципа единогласия. Согласно действующему ныне порядку принятию решения должно предшествовать получение совпадающего позитивного заклю­чения самого Парламента, которое одобряется большинством голосов его списочного состава. Решение Совета должно со­держать рекомендацию, адресованную всем государствам-чле­нам, в соответствии с которой одобрение акта о выборах должно быть осуществлено на национальном уровне в поряд­ке, предусмотренном действующими конституционными про­цедурами.

Каждое государство - член ЕС обладает в Европейском парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест в Парламенте было ограничено Амстердамским договором 1997 г. в количестве, не превышающем 700 мандатов. Ницц-ский договор 2001 г. в преддверии расширения довел эту план­ку до 732. Согласно Протоколу о расширении ЕС, приложен­ному к этому Договору, к 1 января 2004 г., т. е. начиная с пар­ламентской легислатуры 2004-2009 гг., число представителей, избираемых в каждом государстве, было определено в следую­щих размерах: ФРГ - 99; Франция, Италия и Великобрита­ния - по 79 (87); Испания - 50 (64); Нидерланды - 25 (31); Бельгия, Греция и Португалия - по 22 (25); Швеция - 18 (22); Австрия - 17 (21); Дания и Финляндия - по 13 (16); Ир­ландия - 12 (15); Люксембург - 6. Одновременно Деклараци­ей о расширении ЕС, принятой на саммите в Ницце в декабре 2000 г., были предусмотрены определенные квоты мандатов для вновь вступающих государств. Польша - 50; Чехия и Венгрия - по 20; Словакия - 13; Литва - 12; Латвия - 8; Словения - 7; Эстония и Кипр - по 6; Мальта - 5

Европейский парламент – представительный орган ЕС, осуществляющий свои полномочия на основании учредительных документо в ЕС.

Порядок формирования : представители государств– членов ЕС избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием. Каждое из государств– членов ЕС обладает в Парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест – не более 750 мандатов. Периодичность всеобщих прямых выборов в Европейский парламент составляет 5 лет.

Внутренняя структура и порядок работы Европейский парламент обладает однопалатной структурой, работает на постоянной основе. Сессии Парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По инициативе депутатов и полномочных органов может быть назначено чрезвычайное заседание. Все заседания носят открытый характер. Депутаты работают на ежемесячных пленарных заседаниях изаседаниях комитетов. Работой Парламента руководит Председатель, избираемый на 2,5 года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Председателю помогают 14 вицепредседателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента. Определением повестки дня и проведением прений в ходе заседания ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп (фракций), а также двух представителей от независимых депутатов.

Полномочия Европейского парламента :

1) участие в нормотворческом процессе (законодательные полномочия);

2) вотирование бюджета и утверждение отчета о его исполнении;

3) участие в формировании других институтов и контроль над их деятельностью;

4) осуществление внешних связей.

Статус депутата : закрепляется в общих чертах учредительными актами и детально регулируется Регламентом Парламента. Регламент определяет объем и порядок осуществления депутатских полномочий, требования к их осуществлению и ответственность за их нарушение. Правомочность полномочий депутата, устанавливаемая по итогам голосования на выборах, подтверждается самим Парламентом. Полномочия осуществляются каждым депутатом самостоятельно. Депутат не связан императивным мандатом. Он пользуется всеми правами, закрепленными в Договорах и Регламенте, участвует в обсуждении вопросов, включаемых в повестку дня, и принятии решений, выносимых на голосование.

Судебная система европейского союза

Суд Европейских сообществ (Суд), призванный обеспечить единообразное понимание и применение европейского права, сумел утвердиться в качестве высокоавторитетного и беспристрастного органа. Действуя в пределах своей юрисдикции, Суд сформулировал многие жизненно важные для развития интеграционного процесса концептуальные положения. Такова, например, созданная им концепция независимости и самостоятельности права ЕС как автономной правовой системы.

Суд сформулировал основные квалификационные признаки права ЕС. Посредством судебного толкования он восполнил многие пробелы и уточнил содержание многих постановлений учредительных договоров и актов вторичного права. Согласно Ниццскому договору 2001 г. и приложенному к нему Уставу Суда ЕС с последующими поправками существенно изменяются структура судебной системы и статус судебных учреждений ЕС. Эти изменения состоят в создании практически трехзвенной судебной системы ЕС :

2) Суд первой инстанции (СПИ);

3) специализированные судебные палаты.

В соответствии с реформой Суд ЕС приобретает статус высшего судебного органа ЕС .

Он рассматривает по первой инстанции сравнительно ограниченную категорию дел, решение которых имеет существенно важное значение для обеспечения единства и целостности европейского права. За ним в основном сохраняется преюдициальная юрисдикция. Он выполняет функции кассационного и конституционного судов.

СПИ становится самостоятельной судебной инстанцией . К его подсудности отнесена основная масса дел прямой юрисдикции. Он выступает кассационной инстанцией по отношению к специализированным судебным палатам (ССП).

ССП призваны оказывать содействие СПИ при рассмотрении некоторых дел, выделенных в особую категорию. Это, например, споры между Сообществами и их служащими или споры, представляющие особую сложность в силу технических причин (проблемы интеллектуальной собственности, патентного права и т. п.).

Более четко структурирует судебную систему Конституция ЕС. Эта система включает три самостоятельные судебные инстанции :

2) Суд общей юрисдикции;

3) специализированные суды, являющиеся не просто вспомогательными палатами, а самостоятельной судебной инстанцией.

Одновременно Конституция вносит изменения в порядок формирования и юрисдикцию судебных учреждений.

Судебная защита прав и интересов субъектов права ЕС осуществляется не только судами, действующими на уровне ЕС, но и национальными судебными учреждениями государствчленов.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары