Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Самый холодный день в оймяконе. Жизнь на полюсе холода

Жители Оймякона смеются над москвичами, которые мерзнут при - 20°, и советуют, как нам жить в морозы.

На выходных дневная температура вновь может упасть до −30.

Ну и как жить при таком холоде?

Удивляются этому вопросу лишь жители села Оймякон - самого холодного места в северном полушарии Земли. Для них 30-градусный мороз равносилен легкой прохладе. По климатическим нормам средняя температура января в Оймяконе составляет −55 градусов, в феврале температура держится на отметке −60 и ниже.

Мы разыскали человека, который много лет прожил в этом забытом богом и людьми месте. Работал он в местном аэропорту авиадиспетчером.

Как выживают при минус 60, как заводят машину, роют могилы, окунаются в прорубь и отмечают праздники:



Все идет к тому, что полюс холода окончательно опустеет - последние старожилы уже собираются покидать это место.

«Аэропорт на полюсе холода - это выбитые стекла, вырванные двери, отсутствие мебели»

Добраться из столицы до Оймякона непросто. Сначала - 6 часов из Москвы до Якутска. Затем - 1000 км по заснеженной трассе до конечной точки.

Летом можно рискнуть долететь до полюса холода на самолете. Но перед этим необходимо знать, что ждать вам по прилете.

Территория аэропорта «Оймякон» - это ветхое бревенчатое строение, где, собственно, и располагается зал ожидания, рядом - загон для коров, чуть поодаль - развалившийся детсад, а вокруг - огромное непаханое поле, куда на свой страх и риск по сей день приземляются самолеты.

Дата рождения аэропорта - 1942 год. В те далекие времена здесь располагалась база военной авиации. После войны аэропорт обслуживал гражданских лиц. Рядом с аэродромом проживали порядка трех сотен людей - они же и трудились в аэропорту. В двух километрах от аэропорта - поселок Томтор, насчитывающий порядка 3,5 тысячи жителей. Но большинство не выдержало сурового климата и покинуло полюс холода, остались - сильнейшие.

Я много лет работал авиадиспетчером в аэропорту «Оймякон», - начал рассказ Олег Сухомесов. - Принимали мы всего два рейса - из Якутска и поселка Усть-Неру. Зимой к нам летали только «Ан-2» и «Ан-24». Полеты разрешались до −60 градусов. При более низких температурах летать было рискованно. Руководителям полетов выдавали специальное теплое обмундирование, чтобы при пешем осмотре полосы не замерзнуть. После перестройки аэропорт закрыли. Тогда многие мои земляки покинули этот край. Осталось нас не больше 50 человек. Через некоторое время аэропорт возобновил работу. Сегодня из Якутска до Оймякона летают самолеты только летом, да и то раз в неделю. Так что зимой до Якутска можно добраться лишь на автомобиле по обледенелой трассе. Преодолеть 1000 километров при суровых погодных условиях способна одна машина - УАЗ-«буханка», прототип «скорой помощи». Время в пути составляет до 30 часов.


Олег Сухомесов на своем бывшем рабочем месте авиадиспетчера.

Автомобиль на полюсе холода - отдельная тема. Здесь не ведут разговоры «заведется или нет».

Машину при наших морозах нельзя глушить, - утверждает собеседник. - У дальнобойщиков автомобили вообще работают месяцами без выключения мотора. Если же мотор заглохнет, а рядом не окажется помощи - туши свет! Через 2 часа простоя незаведенная машина уже не тронется. Но даже с работающим двигателем машина после 4-часовой стоянки замерзает, колеса превращаются в камни. И первые часы она будет двигаться, как ледяная глыба. Водители в этом случае медленно преодолевают первые несколько километров пути на колесах, напоминающих форму яйца. Постепенно шины отогреваются и округляются. В худшем случае колеса могут лопнуть от мороза. Но это редкое явление. А вот железные рамы автомобилей трескаются постоянно. От тряски при сильном морозе рассыпается пластмассовый бампер. Но настоящая беда, если в машине сломалась печка. Тут без вариантов - натягивай на себя побольше одежды и тяни до ближайшего поселка.

Сломанная печка - еще полбеды. Настоящим стихийным бедствием на Оймяконе считается сбой в системе электропитания.

Про сбои с электричеством без слез вспоминать невозможно. Это напоминало ад! - продолжает Олег. - У нас в аэропорту была своя дизельная электростанция. На моей памяти она трижды отказывала в самый разгар зимы. Все мужское население вооружалось паяльными лампами (горелками) и принималось спасать жизненно важные объекты, такие как детсад, магазин, клуб, здание аэровокзала, столовую. Так как теплая вода в трубах не циркулировала, трубы начинали остывать, а дальше - перемерзать в узких местах. По всему аэропорту проходила закрытая теплотрасса - от дома к дому и так далее. Так вот, мы начинали искать, в каком месте перемерзла труба, затем откапывали то место и начинали отогревать. Работа осуществлялась при −60 градусах. Я бы врагу не пожелал такого приключения - бегать по морозу и дышать раскаленным от холода воздухом до жжения внутри....

Тем временем Олег демонстрирует фотографии аэропорта. Сказать, что состояние объекта удручающее - не сказать ничего.

Последний раз я был в Оймяконе в 2010 году - там ничего не изменилось. Нынешний аэропорт - это выбитые стекла, вырванные двери, отсутствие мебели, обзорных локаторов нет, оборудование стоит еще со времен рождения аэропорта. В советское время к нам часто пригоняли новые самолеты для испытания при сильных морозах. Сейчас это никому не нужно...

«Детей кутаем так, что они не могут самостоятельно передвигаться»

Но не аэропортом единым жив здесь человек. На полюсе холода есть больница, детсад, школа, магазин. Так что выживают в лютый мороз не только сильные духом мужики, но и хрупкие женщины с малыми детьми. Кстати, школьники Оймякона завидуют московским ученикам, которые при −30 могут не посещать занятия. А взрослые, в свою очередь, недоумевают, читая сводки происшествий - как можно околеть при −40?

Для нас −25 - это как теплая погода на Черном море, - смеется Олег. - При такой температуре мы поднимаем уши у шапок. Конечно, зимой в Оймяконе тоскливо: на улицах безлюдно, потому как светло всего 4 часа в день, да и жуткие холода вынуждают жителей согреваться дома около печи.

На прошлой неделе во многих регионах России из-за сильных морозов отменили занятия в школах. Единственный регион, которого не коснулся данный указ, оказался полюс холода.

Когда я в свое время ходил в школу, помню, нам всего один раз отменили занятия - тогда температура воздуха опустилась до −68, - продолжает Сухомесов. - Сегодня школа открыта только до −60 градусов, правда, дети в классах сидят в пальто и дружно согревают авторучки дыханием, чтобы они начали писать.

Зимой к выходу на улицу оймяконцы готовятся основательно.

Если на дворе температура минус 50, выходим из дома в полной амуниции. Куртки и шапки строго из натурального меха, потому что все искусственное встает колом и ломается на морозе, - продолжает Олег. - Мне друг рассказывал, как его отец зимой решил в тонкой куртке без шубы дойти до столовой. Когда перед столовой он вытащил руку из кармана, чтоб открыть дверь, правый рукав куртки отломался. На ногах мы носим унты. Сшита эта обувь из шкуры нижней части ноги оленя, который по-якутски называется камус. Так вот этих камусов для одной пары унтов нужно 10 штук. Что касается одежды - желательно, чтоб длина шубы доставала до унт. Если одежда короче - можно отморозить голень и колени. Голову греет только шапка из норки, песца или лисы.

Одним из главных атрибутов одежды является шарф.

Оймяконцы отлично знают, что на улице при сильном морозе обязательно нужно дышать через шарф, чтоб хоть какое-то количество теплого воздуха попадало в легкие. Дело в том, что при очень низких температурах дыхание учащается вдвое - это вызвано тем, что на морозе содержание кислорода совсем ничтожное. Если попробовать выдохнуть воздух на улицу, то через секунду слышно шуршание. Выдыхаемый теплый воздух моментально замерзает и производит такой странный звук. Крепкие морозы прилично обжигают лицо. Я неоднократно отмораживал себе щеки и нос. Что характерно, невозможно заметить, когда ты получил обморожение. В этом случае необходимо растереть рукой пораженное стужей место. Но след все равно останется, а обмороженная кожа чуть позже облезет. Так что защита в этом случае одна - теплый шарф. Правда, глаза на морозе сильно слезятся, и когда текут слезы, то место потека мерзнет в два раза сильнее.

Дети и мороз - казалось бы, две вещи несовместимые. Однако у оймяконцев есть свой, выработанный годами способ защиты малышни.

Детей мы кутаем по полной программе! Это целый ритуал! - вспоминает Олег. - Мы с женой перед тем как вывести нашего сына на улицу, надевали ему теплое белье, сверху - шерстяные штаны, ну и в заключение натягивали до груди третьи ватные толстые штаны. На тело надевали толстый свитер поверх байковой рубашки. На ногах - вязаные носки и валенки. Но это еще не все. После всего этого заворачивали ребенка в цигейковую шубу. На голове - шапка, поверх которой еще одна, тоже цигейковая. Руки сына прятали в заячьи рукавицы, а лицо плотно обвязывали шарфом. Из всей открытой части тела у него оставались только брови и глаза. Выйти на улицу в таком виде он самостоятельно не мог - руки-ноги не двигались. Так что все родители выносили детей на руках, затем погружали на санки и везли до сада, который находился на территории аэропорта. Но перед тем как посадить сына в санки, мы еще нагревали на печи шубу, которую стелили на повозку. В школу, которая тоже располагалась близ аэропорта, детей раньше возили на специальных автобусах, оснащенных дополнительной печкой. Сейчас в Оймяконе нет общественного транспорта, и младшие школьники расстояние в 3 км преодолевают на санях.



Зимой детей в школу возим на санках - общественного транспорта в Оймяконе нет.

Как бы тяжко оймяконцам ни жилось, свои плюсы на полюсе холода все-таки есть. Например, простудные вирусы обходят старожилов края стороной. Вирусы на морозе гибнут.

Действительно, простудные заболевания там редкость. Я лет 15 вообще ни разу не простужался, не знал, что такое насморк и больное горло. Дело в том, что в Оймяконе воздух очень сухой - можно запросто отморозить нос, щеку, ухо и при этом не простыть. Ветров у нас зимой совсем нет. Если бы при −60 еще и ветер поднялся, то железо крошилось бы при ударе. Хотя оно и так ломалось без ветра...

«Водка на улице замерзает через две минуты»

Есть ли жизнь на Марсе? Этот вопрос сродни - есть ли жизнь при −60? Оказывается, есть. Оймяконцы и праздники с размахом отмечают, и на рыбалку ходят, и на Крещение в прорубь ныряют.

Моржевание у нас, конечно, не приветствуется, но в последние годы на крещение люди стали окунаться, - рассказывает Олег. - Представьте себе, на улице −55 и перед вами незамерзающая протока, где температура воды 3 градуса. Когда ноги сухие, то по льду до воды можно дойти без проблем. Но после того как человек окунулся и вылез на поверхность, ноги моментально примерзают ко льду. В этом случае необходимо либо теплой водой поливать примерзшие ноги, либо нырять в прорубь в легкой обуви, чтоб без проблем выкарабкаться.

Любимый праздник оймяконцев - праздник Севера. В этот день на полюс холода приезжают Дед Мороз из Великого Устюга, Сантак-Клаус из Лапландии и якутский дед мороз Чисхан (хранитель холода)...

Вот тогда к нам наведываются иностранцы - их немного, рекламы-то нашему краю нигде нет, - огорчается Олег. - Зарубежные гости, конечно, в шоке от всего происходящего здесь. Некоторые из них валенки впервые в жизни видели. И когда надевали их, то вешали таблички на каждый - «правый», «левый», чтобы не перепутать.

Женщины в Оймяконе тоже хотят выглядеть по-человечески. И в условиях сурового климата красота, как нигде в другом месте, требует жертв.

Даже при −60 в Оймяконе можно увидеть женщину в чулках, на шпильках и в короткой юбке, правда, сверху будет надета длиннющая шуба. Таких красоток я наблюдал, когда в клубе при аэропорте организовывали танцы.

Ну а какой праздник на Руси без алкоголя! Хотя с горячительными напитками на полюсе севера надо вести себя крайне осторожно.

Алкоголь от мороза не спасает, скорее наоборот! При сильном недостатке кислорода в пьяном виде лучше вообще не высовываться на улицу. В советское время пьющих людей в Оймяконе практически не было. Сейчас проблема алкоголя стоит очень остро. Потому и без того высокая смертность на полюсе холода увеличилась в разы. Помню, однажды вечером ко мне домой прибежал сосед: «Одевайся скорей, поможешь поднять человека из снега, кажется, замерзает». Я быстро накинул шапку, шубу и бегом на улицу. Вижу, в снегу кто-то рычит, барахтается. На улице мороз потрескивает, а кругом - непролазная тьма. Мы подняли того мужика, дотащили в ближайшее теплое место - аэропортовскую котельную. Вызвали «скорую помощь». Больной сидел перед нами весь белый - лицо полностью обморозил. К тому же он был без шапки и рукавиц. Пальцы на руках вообще не шевелились, понятно было, что им пришел конец, ампутации не миновать. А еще тот мужик после обморожения настолько внешне изменился, что мы его даже не смогли опознать. Позже выяснили, что тем пьянчужкой оказался сварщик нашего аэропорта, которого я, конечно, знал. После выхода из больницы у него все лицо облезло, несколько слоев кожи сошло. А пальцы на руках он не дал ампутировать, но ногти все отпали, жуткое, конечно, было зрелище.

Кстати, водку в Оймяконе на улице никто не пьет. Говорят, замерзает горючая жидкость за несколько минут.

Водка на морозе и правда замерзает наглухо. У нас ведь даже ртутных градусников нет - они показывают так называемую «летнюю» температуру до −45. Более лютые холода выдерживают лишь спиртовые градусники, которые действуют безотказно!


«Могилы роем по 5 дней»

Не зря говорят, что в Оймяконе самые обычные вещи приобретают самые необычные формы. Например, один из любопытных фактов - милиционеры в Оймяконе не носят при себе дубинок, потому как они лопаются на морозе.

Да, зимой милиционеров с дубинками не встретишь, потому что она сначала закаменеет, словно деревянная палка, а если ей «приложиться», то сломается, - смеется Сухомесов. - То же происходит и с рыбой. Зимой рыбу ловят сетями, которые ставят под лед. Вытащи улов на мороз - через 5 минут этой рыбой можно гвозди заколачивать. Еще один любопытный момент - местные жители после стирки белье выносят на мороз для выморозки. Через несколько минут развешенное белье встает колом. А спустя пару часов его нужно заносить домой. Но весь этот процесс должен быть очень осторожным, так как, снимая пододеяльник или простынь с веревки, будь готов, что белье переломится пополам. У меня однажды таким образом воротник от рубашки отвалился. Непросто в наших краях приходится животным. На улице зимуют только лошади и собаки. Коровы выходят на двор только весной, когда потеплеет до −30. В это время на вымя надевают специальные коровьи бюстгальтеры, чтобы не дай бог не отморозили.

Холодильники зимой оймяконцам ни к чему. Свежемороженую рыбу, масло, мясо и бруснику местные жители хранят на веранде дома.

Мясо мы зимой не рубим, а пилим, чтоб не разлеталось на мелкие кусочки, как лед, - добавляет мужчина. - Питьевую воду нам привозят в село на специальной машине. У каждого жителя перед домом стоит бочка, куда наливают эту воду. Хозяин должен в считанные минуты успеть перелить всю воду из бочки в ведра и унести домой. В противном случае - вода замерзнет, а у бочки вырвет дно. Но если дно еще не успело вырвать, то люди берут лом и выдалбливают лед из бочки.

Человек не блоха - ко всему привыкнуть может. Но в условиях полюса холода выживают все-таки сильнейшие.

Долгожителей в Оймяконе нет. Суровый морозный климат, каким бы чистым он ни был, здоровья не добавляет. Например, весной чувствуется нехватка витаминов. С фруктами в Оймяконе дела обстояли неважно, поэтому приходилось просить знакомых, чтобы привозили немного витаминов хотя бы детям. Взрослые довольствовались луком, чтобы хоть как-то заглушить тягу организма к витаминам. Суровый климат - основная причина ранней смертности в нашем крае. Видимо, постоянная нехватка кислорода дает о себе знать. Люди на полюсе холода выглядят старше своих лет. Кстати, после Оймякона тяжело адаптироваться в южных городах России. Организм не выработал иммунитет к простудным заболеваниям, соответственно, не может бороться с подобными недугами. Поэтому оймяконец в тепле рискует умереть от обычного гриппа.

Средняя продолжительность жизни в Оймяконе - 55 лет. И похорон здесь боятся как огня.

Мы чуть ли не молились, чтобы никто зимой не умирал, - говорит Олег. - Страшное дело при −60 копать могилу. Но все же и такое случалось. Помню, одну могилу рыли до пяти суток. К кладбищу подгоняли будку с печкой для обогрева и начинали копать. Выдолбив 20 см в глубину, разводили костер, который горел всю ночь. Утром выгребали оттаявшую землю и укладывали новые дрова. И так пока 2 метра не выкопаешь. За следующую ночь оттаивало еще 20–30 см. Пока светло на улице, долбили землю всеми подручными средствами. Это изнурительный труд! Воздуха катастрофически не хватало, легкие горели от холодного воздуха. Когда после такой работы заходили в теплое помещение, у людей начинался сильный кашель, наверное, легкие не успевали перенастроиться на нужное дыхание.

Сегодня работа в Оймяконе есть?

Пока еще есть. Зимой люди работают кочегарами в котельной, в магазинах, на электроподстанции. Раньше у нас был животноводческий совхоз и лисья ферма, где выращивали чернобурок. Шкурки из них выходили отменные. Не зря ведь говорят, чем крепче мороз, тем красивее мех. Но сейчас нет ни животноводческого хозяйства, ни лисьей фермы...

Зато наверняка у вас и зарплаты высокие? И на пенсию люди раньше выходят?

Зарплаты были не такие уж высокие, но оймяконцам платили так называемые «морозные» - это когда температура на улице опускалась ниже 48 градусов. На пенсию выходили, отработав на полюсе холода 15 лет.

Если многие люди покинули полюс холода, выходит, осталось много пустующих домов? Кому-то удалось продать свое хозяйство?

О чем вы говорите?! Кому нужно ветхое жилье в бараке, построенном в 40-м году? Как правило, пустующие квартиры занимали те, кто остался в Оймяконе. Это раньше все квартиры были ведомственные, принадлежали аэропорту, а значит, и государству. А теперь - заходи и живи в свое удовольствие. Только желающих с каждым годом становится все меньше.

Когда вы покинули полюс холода?

Я уехал после того, как окончательно прекратилось финансирование нашего аэропорта. Сейчас все идет к тому, что полюс холода скоро окончательно опустеет - последние старожилы уедут, а аэропорт «Оймякон» умрет. Но как бы то ни было, рожденные в Оймяконе всегда будут ностальгировать по родине. Ведь как бы там ни жилось сурово, но мы были одной семьей. У нас даже в советское время поговорка была: «Долг в 100 рублей прощается, и вспоминать о нем неприлично...». А ведь 100 рублей - это была приличная сумма!

СОВЕТЫ ОТ ОЙМЯКОНЦЕВ ПО ВЫЖИВАНИЮ В ХОЛОДА

Лучше всего удерживают тепло 4–5 слоев одежды из разной ткани. Вот как оделись бы оймяконцы при сильных морозах: плотный хлопчатобумажный костюм, несколько тонких, не очень облегающих тело шерстяных штанов и свитеров (2–3 тонких свитера греют гораздо лучше, чем один толстый, так как между ними образуется воздушная прослойка) и костюм или комбинезон из синтетической ткани.

Теплозащитные свойства одежды зависят в первую очередь от вида ткани. Лучше всего сохраняет тепло «мелкопористая ткань» - то есть чем «дырявее» одежда, тем лучше она греет. Для наглядности приведем цифры, характеризующие теплозащитные свойства ткани. Если принять теплопроводность воздуха за единицу, то теплопроводность шерсти составит 6,1, шелка - 19,2, а льняной и хлопчатобумажной ткани - 29,9.

Важную роль при зимних погодных условиях играет обувь. Для сохранения тепла ног нужно из любого материала изготовить бахилы или обмотать ноги куском свободной ткани. Затем засунуть ноги в сапоги на меху - и мороз вам нипочем.

При выходе из тепла на мороз сначала постойте на улице до состояния легкого замерзания. Потом вернитесь обратно в тепло. Немного согрейтесь, но не до конца, и вот тогда можно смело отправляться по своим делам. Холода теперь вы почти не почувствуете - организм после первого выхода понял, что его ждет, а благодаря заходу в тепло успел акклиматизироваться и настроиться, но еще не успел расслабиться. Таким образом, потеряв минуты 3–4, вы выиграете несоизмеримо больше.

Срок сопротивляемости низким температурам в немалой степени зависит от психологического настроя человека. Учеными доказано: паническая боязнь замерзнуть ускоряет процесс замерзания. И, напротив, психологическая установка «мне не холодно!» заметно увеличивает срок выживания в суровых условиях.

Что нам Северный Полюс, когда у нас есть свой. Думаете сибирские морозы это минус 20 … минус 30. Жители Оймякона будут долго смеяться над вами. Для них это «слегка прохладно». «Холодно» для местных жителей начинается от минус 50, и то, это не повод сидеть дома.

Оймякон признан самым холодным местом северного полушария. Его так и зовут «Полюс Холода». Хотя официально полюсом холода именуют Верхоянск, что в 650 километрах северо-западнее. Разница среднегодовой температуры в этих населенных пунктах обычно не более 3 градусов. Но в данном случае мы все же будем считать полюсом холода именно Оймякон (ученые кстати до сих пор спорят кому из двух претендентов отдать пальму первенства).
По большому счету Оймяконом принято называть не только сам поселок, но и его обширные окрестности. Центром же района Оймякон считается село Томтор.

Оймякон на карте

  • Географические координаты 63.459807, 142.781696
  • Расстояние от столицы России Москвы около 5300 км
  • Расстояние до ближайшего аэропорта Якутска примерно 680 км (правда, есть местный аэродром в Оймяконе, но до звания аэропорт он немного не дотягивает, да и расположен он в 40 км от самого поселка, и в 2 км от поселка Томтор)

Оймякон – это небольшой поселок в Оймяконском улусе (аналог привычной нам области) Якутии на левом берегу реки Индигирка. Характерно, что этот населенный пункт находится южнее Северного Полярного Круга в Оймяконской долине и далеко от океана, поэтому климат здесь резко континентальный. Созданы все условия для того чтобы сюда как бы стекался холодный воздух с окружающих гор, высота которых доходит до 2 км.

Оймякон в цифрах

  • Минимальная зафиксированная температура воздуха -71,2 градуса
  • Высота над уровнем моря 745 метров
  • Численность населения на 2010 год 462 человека
  • Продолжительность дня от 4ч.36м. до 20ч.28м.
  • Максимальная зафиксированная температура +34,6 градуса

Казалось бы, что здесь забыл человек? Условия для проживания здесь трудно назвать благоприятными. Но, тем не менее, человек поселился здесь давно. А причина в том, что в этих местах пасётся (как бы ни парадоксально это звучало) особый вид лошадей. Якутская лошадь приземистая и довольно мохнатая способна находить себе пропитание, ковыряя замерзшую землю копытом в поисках травы. Кроме этого в здешних местах были найдены золотые жилы, и теперь здесь добывают более 5 тонн золота в год. Также добывают сурьму.

Жить здесь сложно. Зима занимает две трети года. Лето короткое и холодное, но бывают исключения, и вместо 10-15 градусов воздух прогревается аж до +35 (зафиксировано в 2010году, но это скорее исключение, чем правило).

Исключительно девственная природа окружает Оймякон. Зимой пейзаж наполнен разнообразными оттенками белого цвета. Все деревья покрыты снегом «с ног до головы». Окружающие виды просто нереальной красоты.

  • В переводе с эвенкийского Оймякон – незамерзающая вода. Именно здесь в минус 50 и 60 градусов можно встретить незамерзающие реки. Объясняется это наличием теплых ключей, бьющих из недр Земли. Любители экстрима могут даже искупаться
  • По неофициальным данным температура воздуха зимой 1938 года опустилась до минус 77,8 градуса. А в 1916 году до минус 82 градусов. Но достоверных сведений об этом не сохранилось
  • Школьники не посещают занятия, если на улице ниже -58 градусов
  • Местные жители кажутся старше своих лет из-за особенностей климата
  • При температурах ниже 50 градусов можно услышать, как говорят местные, «шепот звезд». Это необычный звук, похожий на смесь ветра и пересыпающегося зерна. Именно так замерзает дыхание человека
  • Расход топлива при езде на автомобиле зимой увеличивается примерно вдвое. Без лишней надобности местные жители не выезжают, если температура ниже -55 градусов
  • Покрышки автомобиля сильно дубеют на морозе и могут даже расколоться
  • Местные автолюбители утепляют окна своих машин дополнительными стеклами (иногда их клеят прямо на скотч)

Фото: Amos Chapple

Оймякон — полюс холода, одно из самых суровых мест на земле, где постоянно живут и работают люди. Дети ходят в школу при -50 °C, ручьи не замерзают даже при -70 °C, а на улице можно встретить женщин в капроновых чулках. «Моя Планета» собрала факты и мнения местных жителей об этом уникальном российском регионе, который становится все более популярным у туристов.

Население

В якутском селе Оймякон проживает 512 человек (по данным 2012 года). В основном люди занимаются скотоводством, оленеводством, рыболовством. Летом жители идут на сенокос в так называемые летники. В Оймяконе цивилизация: есть и интернет, и сотовая связь, и аэропорт, который был создан во времена ВОВ. Действуют школа, больница, клуб, детсад, музыкальная школа, библиотека, пекарня, заправка, спортзал и магазины. Цены выше, чем в Москве: например, батон хлеба стоит 50 руб.

Дни и ночи

Фото: Amos Chapple

Продолжительность самого короткого дня в декабре — три часа. Зато летом стоят белые ночи — светло круглые сутки. Лето отличается большим перепадом температур: днем может быть +30 °C, а ночью — ниже ноля.

Стоячий холод

Фото: Дмитрий Чистопрудов

Село находится на высоте 741 м над уровнем моря в котловине, куда зимой стекается холодный воздух. Ветра нет, но, по выражению местных жителей, стоячий холод пронизывает насквозь.

Температурный минимум, по разным замерам, составляет от -77,8 до -82 °C. Ученые и метеорологи ведут постоянный спор о том, какой населенный пункт Якутии считать главным северным полюсом холода: Оймякон или Верхоянск. По последним данным, абсолютные годовые минимумы в Оймяконе на 3,5 °C ниже, чем в Верхоянске.

Разница температур летом и зимой доходит до 104 °C — по этому показателю Оймякон занимает одно из первых мест в мире. +34,6 °C — самая высокая температура, зафиксированная летом 2010 года.

От 213 до 229 дней в году в Оймяконе лежит снег.

Дети

Маленьких детей одевают по принципу капусты, оставляя открытыми лишь глаза, гулять можно только на санках, так как самостоятельно в таком обмундировании малыш ходить вряд ли сможет. Обучение в начальных классах отменяется в -52 °C. В -56 °C не учится вся школа. Дети с нетерпением ждут морозов, чтобы получить возможность провести весь короткий полярный день на улице, катаясь с горок.

Одежда

Фото: Amos Chapple

Взрослые одеваются в шубы, пуховики, меховые шапки, унты из оленьей шкуры, поддевают по двое-трое пар колготок, штанов и носков. От обморожения лица и носа спасают шапка до лба и шарф до переносицы. Но случаи обморожения все равно бывают. Впрочем, ничто не изменит женскую природу: бывали случаи, когда женщины при -50 °C надевали под шубу капроновые колготки и умудрялись не замерзнуть.

Машины

Фото: Ольга Водопьянова

Машины стоят в отапливаемых гаражах, перед выездом водитель разогревает двигатель по 10-15 минут. Если гаража нет, то мотор не глушат, а, как говорят в Якутии, колматят. В кабинах машин устанавливаются дополнительные печки, используется арктическое дизельное топливо (смешивается солярка с керосином). Многие водители мастерят специальную самодельную трубу для подогрева топлива. Якутские дальнобойщики не глушат моторы месяцами.

Природа

В Оймяконе красивая уникальная природа: есть ручьи, которые не замерзают при 70-градусном морозе, и наледи, которые не тают при 30-градусной жаре. В последнее время очень развит туризм: приезжают иностранцы и российские путешественники со всей страны. Среди местных достопримечательностей — музеи, лагеря ГУЛАГа, полные тайн и легенд Молтанская скала и озеро Лабынкыр и, конечно, сам трескучий мороз. Весной ежегодно проводится фестиваль «Оймякон — полюс холода», на который съезжаются Деды Морозы со всего мира. Туристам рекомендуется одеваться очень тепло: не помешают ватные штаны, пара шапок, меховые свитера, унты из оленьей шерсти и шарф, которым можно замотать лицо.

Животные

Из всех животных оймяконский холод перенести могут только собаки, лошади и северные олени. Корову можно выпускать из теплого хлева только при -30 °C, надевая на вымя специальный бюстгальтер, чтобы оно не отмерзло. Кошек зимой на улицу не выпускают, но если животное выскочит само — обморожение гарантировано. Собак в слишком холодные дни хозяева пускают в дом или в гараж, но в остальное время они живут на улице.

Спецэффекты

Местные жители утверждают, что:

— в сильные морозы (-65 °C), если сильно ударить металлом о металл, высекаются искры, из-за этого пользоваться автозаправками очень опасно;

— водка на морозе замерзает, как и ртутные градусники;

— у полицейских нет дубинок — на морозе они твердеют и лопаются при ударе, как стекло;

— рыба, извлеченная на морозе из воды, за пять минут становится стеклянной;

Местные жители выносят постиранное белье на улицу для выморозки. Через минуту оно встает колом. Собирают через два часа очень аккуратно, иначе можно сломать наволочку или оторвать ворот у рубашки.

Из-за вечной мерзлоты очень трудно копать могилы. Люди молятся, чтобы близкие не умирали зимой.

Евгения Зибинская, родом из соседнего поселка Нелькан Оймяконского района, упраздненного в 2008 году

До 1997 года я жила в поселке Нелькан. Наш поселок был окружен кольцом гор, из-за чего ветра у нас не было и холода переносились достаточно легко. А вот в Якутске -30 °C — настоящая пытка из-за постоянно дующих как будто со всех сторон одновременно ветров.

Полярный день очень короток. Гуляя, мы захватывали кусок полярной ночи — так что дети, шастающие в кромешной темноте, редкостью не являлись. У меня до сих пор отсутствует страх к ночным прогулкам.

Главный северный девайс — олений мех. Мех северного оленя уникален: каждая ворсинка представляет собой полую трубочку, наполненную воздухом. Благодаря такой воздушной подушке мех очень хорошо сохраняет тепло.

У нас был золотодобывающий прииск, поэтому основная деятельность его жителей была сосредоточена именно на этом, остальные обеспечивали работу инфраструктуры. Золото, кстати, можно было найти прямо в речке (я не о мелочи, которой и на Урале хватает, а о вполне крупных самородках), но никакого интереса для жителей оно не представляло, поскольку если бы кто-то его решился сдать государству, то бумажной волокиты хватило бы с лихвой, а вывезти его, сами понимаете, было нереально.

Оймякон на карте России появился не так давно — в 1935 году. Поселок стал районным центром, объединившим в единую территориальную единицу несколько близлежащих селений — Ольчан, Сарылах и другие.

В 1954 году райцентр переместился в ПГТ Усть-Нера. Сегодня район (улус), площадью свыше 92 км², входит в состав Республики Саха (Якутия).

Тем не менее, поселок сохраняет статус социально-культурного центра, что не удивительно при такой уникальной истории.

Вконтакте

Истоки

Первые упоминания приходятся на начало XVII века. В долине Индигирки, чуть выше устья Кюенте, волшебным образом не замерзает в лютые стужи вода подземных ключей.

Это явление дало название долине, а потом селу, (Оймякон – Теплый ключ с эвенского языка) где группами стояли юрты. Кочевье было практически постоянным, юрты располагались на расстоянии 80 км от Оймякона до Томтора.

Уроженец села Тарын-Юрях Николай Осипович Кривошапка был последним продолжателем купеческого рода и занимался, как и его предки, торговлей пушниной - на редкость успешный промысел в те времена.

Важно знать: имя замечательного мецената и просветителя Н.О Кривошапки, отдававшего силы и средства своему родному улусу, присвоено одной из якутских школ. Хотя некоторые жители поселка считают, что подвижнический труд заслуживает большей известности.

Бездетный меценат строил церкви и часовни, поддерживал народное образование, строил школы. На его средства была построена библиотека «Саха омук», возведены мосты через Алдан и Таатту.

Географическое положение

Для наших современников существует прочная ассоциация: Оймякон — полюс холода. Здесь требуется уточнение.

Оймяконская долина по праву считается одним из самых суровых мест Земли. Местные шутят: «У нас даже водка становится льдом», но тут постоянно живут люди, как жили всегда.

В названии Оймякон часто объединяются два поселения РФ — Оймякон и Томтор. Это и есть так называемый «Полюс холода», они расположены в Оймяконской впадине.

Сама впадина, куда стекается холодный воздух, представляет собой уникальное геологическое явление. Образовавшаяся тектоническими движениями чаша состоит из ледяного дна (долины) со стенками сопок. Царство холода, стужи – нормальные явления для местности, и где холоднее — в каком именно месте — не знает никто.

Обратите внимание: выражение «полюс холода» придумано скорее туристами. Ведь тут никогда не проводились серьезные метеорологические изыскания. Имеется только одна метеостанция в аэропорту «Оймякон» на расстоянии 40 км от посёлка, рядом с Томтором. А холодный полюс — это треугольник, соединяющий Якутск, Верхоянск и Оймяконскую долину.

Полюс расположен на континенте Евразия. Координаты местоположения 63°27`00` северной широты и 142°47`00` восточной долготы. Расположен посёлок в субарктическом континентальном климатическом поясе.\

Климат и погода

И все же, не зря эта местность названа полюсом, это самая холодная точка нашей планеты.

Зимние рекордные показатели обозначены памятными обелисками. А самая низкая — -77,8°С, зарегистрирована в самом селе в 1938 году. Январские морозы неделями держатся на отметке за 50°.

Машины лучше не глушить зимой

Впрочем, информация о температурах в разных источниках сильно отличается. Средняя температура днем -43°, минимальная -65°. Оймякон спорит с Верхоянском, где рекорд составил 68° в 1933 году, и который имеет право называться самым холодным населенным пунктом. Да только стоит ли заводить подобные споры.

Но и в эти суровые места приходит лето, и температура может подняться до +30°! А ночью температура может упасть до +5°-10°. Абсолютный рекорд летней жары +32,6 зарегистрирован в июле 1989 года. Лето короткое всего 1.2-2 месяца, зима тянется бесконечно.

Как говорит Википедия, село расположено на высоте 750 м над уровнем моря. Летом день длится 21 час, зимой всего 3 часа. Местность занимает одно из первых мест в мире по колебаниям зимних и летних температур.

Аэропорт

Аэропорт является важной составляющей всей инфраструктуры улуса.

Поселки Оймякон и Томтор расположены как бы в тупике, тут когда-то проходила трасса Колыма, теперь она идет через райцентр Усть-Неру, намного севернее Томтора, в сторону Магадана. Старая дорога теперь не обслуживается, мостов нет. Воздушное сообщение — единственная возможность добраться до этих мест.

Так выглядит аэропорт в наши дни

Сегодня аэропорт в 4 км от Томтора это всего авиаплощадка. А всего 30 лет назад это была легенда: аэропорт с двумя взлетно-посадочными полосами являлся частью воздушной трассы Аляска – Сибирь, принимал до 100 самолетов, такое количество не принимал даже Якутск.

Северные летчики творили чудеса, ежедневно поднимая в воздух и сажая обледенелые машины. Здесь садились бомбардировщики Митчел Б-25, истребители Аэрокобра Р-39, здесь совершали посадку на брюхо.

Когда стойки шасси примерзали к люкам, труженики аэропорта выкатывали на полосу бочки в большом количестве и самолет катился по ним, благополучно приземляясь без шасси. Доблесть военного и послевоенного времени.

Сегодня отсутствует элементарная инфраструктура, нет зала ожидания, диспетчеры в маленьком помещении мерзнут в стужу и мокнут под дождем, протекает крыша. Старая аппаратура и прочие проблемы. Но и сейчас аэропорт работает, летают знаменитые «чебурашки», самолеты Л-410 и другие машины малой авиации.

Комментарий туриста: зимой до Якутска самолеты не летают. Добраться можно до Усть-Негры, оттуда дальше в Якутск из него в Москву и многие города страны. Летом с мая по сентябрь самолет в столицу Саха летает раз в неделю.

Зимой до райцентра и других населенных пунктов добираются по автомобильному зимнику.

Деревня с численностью населения 521 человек живет своей жизнью, размеренно и молчаливо. Местные жители не отличаются болтливостью, но приветливы и радушны. Климат во многом способствовал формированию обычаев и традиций. Вот некоторые особенности данного региона:

  • снаряжение местных полицейских отличается отсутствием дубинок. Материал, из которых они изготовлены, не выдерживает мороза;
  • школу закрывают при температуре -60°;
  • автомобили в поселке не редкость, но зимой они работают постоянно. Если машину заглушить, то есть риск больше не завести, особенно, если она постоит на морозе более 2-х часов;
  • жители носят одежду только из натуральных тканей. Теплые одежды носят даже коровы, для них шьют специальные мешки, чтобы не простудить вымя. В советское время вывели коров якутской породы, у которых вымя было покрыто спасительной шерстью, но удои северных буренок не устраивали руководство. Попытки замены породы приводил к падежу молочного стада;

Это интересно : здесь проводят замечательный фестиваль «Полюс холода», на котором можно увидеть алыс, обрядное действо из жизни оленеводов, зрелище завораживающее красотой и первобытностью, прокатиться на собачьей упряжке, попробовать национальную кухню, например, мясо снежного барана.

  • простудных, вирусных заболеваний деревня не регистрирует, микробы не выживают на морозе;
  • рядом с селом протекает незамерзающая вода, источник с удивительно чистой, словно из сказки водой, живой или мертвой. Источник с рекой можно увидеть на картинках в книгах и интернете;
  • есть памятник с температурным рекордом, единственный магазин с очень высокими ценами, школа, на подъезде к посёлку есть заправочная станция;

Интересный факт: «Царство Вечной Мерзлоты» — главная достопримечательность. Вырезанное в пещере пространство подчиняется Чычхаану, так зовется персонаж якутского эпоса – мороз. Он добродушно встречает посетителей, показывает свои владения, ледяную утварь, мебель, позволяет покататься с горки и отдохнуть в ледяном баре.

  • в Индигирке, речке с кристально чистой водой, можно увидеть плавающих рыб, знаменитую ряпушку, омуль, нерпу, здесь водятся муксун и чира. Рыбалка хороша, любое время года пригодно для неё, а вот охотится разрешено только зимой;
  • рядом с поселком на турбазе Чочур-Муран работает этнологический музей, интересные истории раскроет топонимика улуса. Здесь же объятия раскрывают рукотворные ледяные пещеры, созданные якутскими скульпторами.

Как живут люди

Краевой центр находится в 900 километрах от деревни. Билет на самолет стоит примерно 27000 рублей. Зимой до Якутска ездят на такси, маршрутка находится в пути больше 16 часов. Оймяконцы ездят в столицу по своим делам.

Народ здесь выдержанный, крепкий. Едят мясо оленей, лошадей, промышляют охотой, рыбной ловлей. Якутская лошадь — уникальный зверь: живет на улице, ей хлев не нужен, кормится, выкапывая корни из мерзлой земли.

Это вольный зверь, живет рядом с хозяевами и помогает им за то, что те подкармливают его. Её мясо содержит витамины и микроэлементы, позволяющие получать человеку полноценное питание без овощей и фруктов.

Дома без удобств. Обычные русские избы отапливаются углём и дровами. За отопление 8-ми месяцев зимнего сезона выкладывают 50000 рублей. Электричество есть.

Давно привыкли к тому, что батарейки быстро «садятся» на холоде, чернила стынут, а машины оснащают двойными стеклами. Хоронят покойников в вечную мерзлоту. Перед тем как вырыть могилу три дня жгут костры, отогревая землю.

Оймяконская долина сталинских времен стала пристанищем 29 лагерей, что оставило свой мрачный отпечаток на этой прекрасной земле. Томторский школьный музей ГУЛАГа о многом может рассказать. Эти мрачные времена никогда не будут забыты.

Но жизни продолжается, рождаются дети, приезжают туристы. Полюс не замерзает потому, что несет свои воды Индигирка, и бьют теплые ключи.

Подробнее о плюсе холода смотрите следующее интересное видео:

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары