Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что происходит в арктике сейчас. Что сейчас происходит в высоких широтах, угрожает ли северным территориям глобальное потепление и почему в Арктике стремительно тают ледники? Механизм обратной связи альбедо

Придется ли перекрывать Берингов пролив и распылять соляную кислоту в стратосферу?

Арктика может лишиться морских льдов в летний период уже к 2040 году. Такое мнение высказал доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории теории климата Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН и заведующий Лабораторией климатологии Института географии РАН Владимир Семенов.

Будущее климата в Арктике, как добавляет эксперт, до сих пор остается загадкой для мировых ученых, которые не могут сказать, продолжится ли современное потепление в Арктике, или это очередной цикл, за которым снова придет похолодание.

Загадки арктического климата

Глобальные изменения климата, которые происходят в мире, по словам климатолога, в Арктике выражены наиболее сильно. "В Арктике теплеет в 2,5-3 раза теплее, чем в среднем на планете, это явление отмечено в последние 20-30 лет. Если в среднем полушарии температура последние 30 лет увеличивалась на полградуса, то в Арктике - на 1,5", - пояснил Семенов.

Он отмечает, что климат Арктики ставит перед учеными две большие проблемы: самое быстрое потепление и самая большая неопределенность прогноза изменения климата. "Мы находимся между двумя довольно диаметральными точками зрения - либо потепление продолжится и скоро приведет к полному таянию морских льдов летом, либо оно сменится хоть не сильным, но похолоданием", - считает ученый.

Более 30 климатических моделей, как добавляет Семенов, показывают дальнейшее потепление в Арктике при антропогенном воздействии. "При увеличении выброса парниковых газов в атмосферу потепление в Арктике будет продолжаться. Мое личное мнение, что дальше будет теплеть, может не так сильно, как сейчас, но потепление будет продолжаться", - сказал он.

В случае, если климат в Арктике подвержен цикличности, в пользу чего свидетельствуют наблюдения 20 века, то цикл потепления и похолодания сейчас находится на максимуме, и температура в Арктике должна пойти на спад. "Если гипотетически такой цикл есть, и он продолжится, то в ближайшие 10-20 лет мы будем наблюдать похолодание и увеличение площади морских льдов", - заметил собеседник.

Но есть мнение, что никаких циклов нет, и, по словам ученого, если посмотреть дальше в прошлое, то такая точка зрения находит подтверждение. "Есть возможность, что происходящие сейчас изменения перешли некий порог, после которого уже не будет возврата к тому, что было, а потепление будет продолжаться. Следовательно, существует вероятность того, что к 2030 или 2040 году в Арктике льда летом не будет", - заявил Семенов.

Последствия изменения климата в Арктике

Но, несмотря на неопределенность климатических прогнозов, ученые могут сказать точно - летом площадь морских льдов в Арктике в последнее время сокращается примерно на 10% в десятилетие. "Если о величине температурных изменений можно спорить, то с начала 1980 годов лед - самая хорошо и аккуратно наблюдаемая характеристика в Арктике. И уже с 1979 года стало заметно, что площадь морских льдов летом в Арктике сокращается примерно на 10% в десятилетие, то есть за последние 40 лет на 40%, и это чудовищная величина, которая ставит перед наукой большие вопросы", - отметил Семенов.

В отсутствии льда летом в Арктике, по словам эксперта, есть как положительные, так и отрицательные моменты. "Северный морской путь будет свободен, и можно будет спокойно путешествовать, но с другой стороны быстрое потепление приведет к тому, что потеплеют материковые регионы вокруг Арктики, и вечная мерзлота будет быстро таять, что приведет к негативным последствиям. Вся инфраструктура построена на вечной мерзлоте, сами грунты в арктической зоне мягкие, поэтому, когда мерзлота оттает, все сооружения просто поедут и перестанут держаться", - добавил ученый.

Помимо прямых последствий, есть и более сложные, связанные с погодой. "Еще в советские времена Арктику называли кухней погоды, потому что там выделяются большие потоки тепла, очень сильные градиенты температур, что очень сильно влияет на погоду. То, что у нас происходит последние зимы: то аномальные холода, то аномальное тепло - это связано как раз с быстрыми изменениями климата в Арктике. Если рост температуры продолжится, то в Москве к 2030-2040 годам летом потеплеет еще градуса на 1,5-2, зимой - на 4, и это уже будет европейская зима", - сказал он.

При сценарии последующего похолодания в Арктике последствия будут менее глобальными. "Похолодание в Арктике уже не будет таким сильным, как раньше, все-таки сейчас парниковых газов в атмосфере на 30% больше, чем в начале 20 века. И я думаю, что такого сильного похолодания в любом случае не будет, поэтому будем существовать примерно в таком же климате, как в 1980-90х. Ничего необычного и экстраординарного", - отметил Семенов.

Недостаток данных

Неопределенность климатических прогнозов в Арктике связана, прежде всего, с недостатком данных как в прошлом, так и в настоящем. "В прошлом нам нужны данные, чтобы понять, какова природа естественных циклов смены погоды и климата в Арктике. Данных до 1950 годов очень мало, практически нет, из-за этого слабое понимание всех процессов", - рассказал эксперт.

Современной науке для наблюдения за изменением климата в Арктике нужно больше станций и инструментальных наземных наблюдений. "С 1990-х годов произошло резкое уменьшение количества станций. Финансирования не хватает, снизилась актуальность этой проблемы, потому что до начала 1990-х годов шло активное военное противостояние, Арктика рассматривалась как бассейн, через который будет происходить обмен ядерными ударами. Поэтому станции, наблюдение, военные части - все это было. После 90-х годов произошла разрядка, и этому стало меньше уделяться внимания", - считает ученый.

Вторая причина неопределенности прогнозов - недостатки климатических моделей. "Рассматриваемые модели до сих пор не могут реалистично воспроизвести Арктику. Во-первых, опять же из-за недостатка данных. Во-вторых, нужно высокое пространственное разрешение. В этом плане идет работа, модели улучшаются, становятся более совершенными", - добавил Семенов.

Экстремальное воздействие на климат в Арктике

Для регулирования климата в Арктике есть и радикальные проекты. Например, перекрыть Берингов пролив или начать распылять соляную кислоту с самолетов в стратосферу. "Есть теории экстремального воздействия - распылять аэрозоли из самолетов. Гипотетически это возможно, но это потребует порядка 10 тыс. самолетов, которые будут вылетать и распылять в стратосферу по несколько тонн соляной кислоты. Тогда, действительно похолодает через какое-то время, но нужно это делать постоянно, поэтому такой вариант не рассматривается", - пояснил доктор наук.

Среди других радикальных предложений - перекрыть Берингов пролив. "Это конечно, несколько десятков километров, но как-то можно это сделать. Да, это приведет к изменениям регионального климата, с заметными последствиями, но никто определенно не знает, к каким именно. Если подытожить, то влиять активно и быстро на процессы в Арктике мы не можем. Можем только наблюдать", - заявил Семенов.

Ученый добавляет - Арктике нужен более качественный мониторинг для получения точных данных об изменении климата. "Мне бы хотелось, чтобы человек активнее исследовал и использовал Арктику, потому что там много природных ресурсов, потенциально удобные транспортные пути. В условиях потепления это, конечно, делать проще. Важно, чтобы Арктика навсегда обзавелась надежной системой мониторинга климата", - резюмировал он.

В конце января Пекин обнародовал свою первую арктическую Белую книгу. С одной стороны, китайцы обещают следовать международному праву, но с другой говорят о приоритете собственных интересов.

Главная причина интереса КНР к Северу

Несмотря на то, что Китай не является арктическим государством, его очень интересует крайний Север. Ничего удивительного, потому что, образно говоря, Поднебесная - главный «обжора» планеты. Пекин известен ненасытным аппетитом. В той или иной форме он присутствует везде, где есть полезные ископаемые. Китайцам нужно все и нужно много. Естественно, он не мог оставить без внимания последние нетронутые закрома планеты, последнее, по словам Мальте Хамперта, основателя Арктического института, белое пятно на карте мира - Арктику.

Интерес Китая к крайнему Северу в свете постоянного дефицита сырья и ресурсов вполне объясним. В этом регионе, по данным Геологической службы США (2008), находятся 30% неразведанных запасов газа и 13% нефти. К этому стоит добавить логистические выгоды использования Северо-Западного прохода (СЗП) и Северного морского пути (СМП), которые начинают проявляться уже сейчас.


Глобальное потепление делает перспективу получения арктической нефти и газа вполне реальной. Новые технологии позволяют добывать полезные ископаемые в Арктике уже сейчас. Например, норвежская компания StatoilHydro извлекает природный газ из континентального шельфа в Баренцевом море примерно в 145 км от побережья Норвегии в районе города Хаммерфест. Полностью автоматизированный завод можно считать прототипом предприятий для добычи арктической нефти и газа в будущем. Газ закачивается с 300-метровой глубины через трубу диаметром 70 см. На терминале, расположенном на острове Мелькья, его охлаждают, превращают в жидкость и грузят на танкеры.

Очередным подтверждением того, что китайский дракон окончательно проснулся от спячки, стала Белая книга Пекина «Политика Китая в Арктике», опубликованная Информационным бюро Госсовета КНР в конце января 2018 года. Несмотря на то, что Китай не является арктическим государством, он намерен самым энергичным образом участвовать в освоении полярного региона.
Китай рвется в Арктику

Wall Street Journal (WSJ) считает, что новую холодную войну начали не США, а КНР и что начата она не в Европе, не на Ближнем Востоке и не в Южно-Китайском море, а в Арктике. Речь идет о Белой книге, посвященной политике Китая в Арктике. В ней впервые детально изложена программа действий китайского правительства на крайнем Севере и заявлено о намерении расширить Шелковый путь на север и превратить его в Полярный Шелковый путь. Восьмерка арктических государств, входящих в Арктический совет, обеспокоена «северными» амбициями Пекина.

Летом 2017 года Norwegian Public Radio сообщило о походе ледокола к Северному полюсу. Событие для Норвегии обыденное, если бы не одно «но». Речь шла не о норвежском ледоколе и не о ледоколе одной из арктических стран, а о китайском корабле «Снежный дракон» с примерно ста учеными на борту, которые изучали изменения климата в Арктике. «Снежный дракон», кстати, купленный в 1994 году у Украины, прошел за 83 дня приблизительно 36 тыс. км.

Китайцы, надо отдать им должное, свои интересы в Арктике никогда особенно и не скрывали. Просто сейчас они получили официальное подтверждение. Впрочем, справедливости ради следует сказать, что, например, вашингтонский Арктический институт призывает не сгущать краски. Аналитики Института подчеркивают, что хотя интерес Поднебесной к Арктике очевиден, он носит экономический характер. Сейчас, по крайней мере, военная составляющая в нем не просматривается. Хотя, конечно, полностью исключать ее западные аналитики не собираются.
«У некоторых сложилось неправильное представление о нашем участии (в развитии Арктики), - заявил заместитель главы МИД КНР Кун Сюанью. - Думаю, эти сомнения полностью беспочвенны».
По мнению одного из аналитиков Полярного института Чзана Цзя, Китай должен усиливать свое присутствие в Арктике для укрепления собственной безопасности.

«Полярные районы вместе с океанами, интернетом и космосом стали новыми стратегическими областями, в которых Пекин видит будущее страны», - считает полярный исследователь из университета Тунцзи в Шанхае Ван Чуансин.

«Китай хочет играть ведущую роль в разработке правил игры в новых сферах, потому что традиционные уже „захвачены“ и поделены „старыми“ державами, - цитирует South China Morning Post профессора международных отношений в университете Ренмин Цзинь Цаньжуна. - Китай обладает техническими возможностями для участия в разработке природных богатств Арктики. К этому его вынуждают национальные интересы страны».

Активно участвовать в исследовании и освоении Арктики Пекин начал в 90-е годы прошлого столетия. За четверть века это участие проявилось в пяти арктических экспедициях, строительстве полярной станции «Арктическая Желтая река» (2004) на Шпицбергене, соглашении с финской компанией Aker Arctic Technology о строительстве второго тяжелого китайского ледокола. О начале строительства было объявлено в декабре 2016 года. По графику судно, способное разбивать льды полутораметровой толщины, должно быть спущено на воду уже в следующем году.

Ледоколы, каждый из которых является штучным товаром и стоят не менее 1 млрд долларов, являются главным орудием освоения Арктики. В отношении арктических «вооружений» Россия очень сильно впереди планеты всей. У России 41 действующий ледокол и в планах еще 11 кораблей. Последними прибавлениями арктического флота России стали дизель-электрический ледокол проекта 21 180 «Илья Муромец» и самый мощный атомный ледокол планеты - 180-метровая «Арктика» (ЛК-60Я) водоизмещением 33,5 тыс. т и мощностью 80 тыс. л. сил.

Береговая охрана США в годы Второй мировой войны имела 7 тяжелых ледоколов. Сейчас они, во-первых, устарели, а во-вторых, осталось всего три. Причем, на ходу лишь один тяжелый - «Полярная звезда» и один средний - «Хили».

Образно об отставании Америки от России в освоении Арктики сказал сенатор Дэн Салливан: «Ледоколы можно сравнивать с дорогами. Русские сейчас передвигаются в Арктике по суперхайвеям, а мы по проселочным дорогам с выбоинами».

Береговой охране США необходимы не меньше трех тяжелых ледоколов, способных разбивать лед толщиной до 6,5 метров, и трех средних кораблей, которые в состоянии пробиваться через лед толщиной до 2,5 метров.

Кроме России, КНР и США, есть ледоколы, конечно, и у других стран. Финляндия, например, в преддверии скорого бума строит первый в мире ледокол, работающий на сжиженном газе. Южнокорейские корабелы, к слову, строят целый флот танкеров для перевозки СПГ специально для северных вод на такие суда.

Корабли для крайних северных и южных широт сейчас строят Великобритания, Франция, Чили и Австралия. Даже Аргентина, обладающая одним ледоколом, недавно его модернизировало…

Один пояс, один путь, один круг

Возвращаясь к Китаю, можно напомнить, что только на научные исследования в Арктике он тратит ежегодно 60 млн долларов. Пекин строит в Шанхае Арктический научно-исследовательский центр и планирует увеличить штат научных сотрудников, занимающихся крайним Севером, в пять раз - до тысячи человек.

Свою заинтересованность Арктикой Пекин объясняет громадным значением, которое она имеет для всей планеты. Следовательно, делается вывод в Белой книге, за развитие и благополучие полярного региона должны отвечать все страны независимо от географического положения, но обязательно с соблюдением всех норм международного права - устава ООН и Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS). Китай, подчеркивается в документе, готов работать со всеми заинтересованными государствами на основе «уважения, сотрудничества и устойчивого развития региона».

К слову, о географии. Арктическими государствами, их сейчас восемь: Россия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Исландия, Канада и США, считаются страны, территория которых находится севернее 66° северной широты, т. е. севернее Северного полярного круга. Все арктические страны входят в Арктический совет (АС), главную международную организацию, занимающуюся крайним Севером планеты. Китай провозглашает себя в Белой книге околоарктическим государством. Географическое положение не позволяет ему быть постоянным членом АС. Пока Пекину в 2013 году только удалось стать наблюдателем вместе с Индией, Италией и Южной Кореей.

Наблюдатель имеет право следить за деятельностью АС, но не может участвовать в принятии решений. Поэтому Пекин пытается влиять на деятельность Арктического совета через союзников. Этими соображениями объясняется резко возросшая в прошлом году активность Поднебесной на самом высоком уровне. Председатель КНР Си Цзиньпин по пути в Америку весной 2017 года заехал в Финляндию, которая должна была на ротационной основе председательствовать в АС. Это был первый рабочий визит президента КНР в Финляндию после 1995 года. По итогам переговоров было заявлено о расширении и углублении сотрудничества между двумя странами как в целом, так и в освоении Арктики. В ноябре 2017 г. было открыто железнодорожное сообщение между финским городом Коувола и китайским Сианем. Finnair хочет стать региональным воздушным перевозчиком между двумя континентами.

На обратном пути из Америки товарищ Си заехал на Аляску. Кроме этого, он в прошлом году побывал еще и в Исландии. Посещения очень занятым лидером второй экономики не самых важных, мягко говоря, в геополитическом отношении стран и регионов, конечно же, не случайны.
Китай признает, что он не арктическое государство, но это не мешает ему, как говорится в «Политике Китая в Арктике», «пытаться понять, защитить, развивать и участвовать в управлении Арктикой» (читай: в разработке природных богатств региона) с целью обезопасить интересы всех стран и способствовать устойчивому развитию самого северного региона планеты.

«В отношении географии Китая является околоарктическим государством, одной из континентальных стран, которые находятся близко к Полярному кругу, - говорится в Белой книге. - Природные условия Арктики и их изменения оказывают прямое воздействие на климат Китая и его окружающую среду. Они влияют на его экономические задачи в сельском хозяйстве, лесной и рыболовецкой отраслях, морской промышленности и других сферах экономики».

В документе неоднократно подчеркивается как намерение соблюдать международное право, так и желание участвовать во всех делах Арктики и защищать собственные интересы.

«Политика Китая в Арктике» акцентирует внимание на четырех основных вопросах. Во-первых, Китай намерен энергично участвовать в развитии маршрутов в Арктике, составляющих Северо-Западный проход и Северный морской путь. До 90% мировой торговли приходится на торговлю между Азией, Северной Америкой и Европой. Доставка грузов из Китая в Европу через Малаккский пролив и Суэцкий канал сейчас занимает 35 дней, тогда как СМП укорачивает его на 6,5 тыс км и целых две недели. К примеру, на маршруте Норвегия - Китай сухогруз среднего тоннажа может сэкономить 18 дней и 580 т топлива. Датская компания Nordic Bulk Carriers утверждает, что ее корабли, пользующиеся северным маршрутом, экономят на доставке грузов в Китай до трети расходов и до 50% времени.

Рекордная скорость таяния льдов с каждым годом расширяет время, когда пользоваться северным маршрутом можно и без ледоколов. Температура в Арктике повышается так быстро, что ВМФ США несколько лет назад были вынужден закончить ежегодные учения на неделю раньше из-за того, что начал трескаться лед.

Грузооборот Северного морского пути быстро растет. В 2012 году по нему были перевезены 1,25 млн тонн грузов. Это менее 0,2% грузооборота Суэцкого канала, составившего в том году 740 млн тонн. Однако эксперты считают, что доля северного маршрута к 2030 году может вырасти до 25%.
Во-вторых, Белая книга говорит об участии Китая в эксплуатации природных ресурсов, включая нефть, газ, минеральные ископаемые и другие ресурсы. Причем, в отношении энергетики Пекин делает акцент на развитие альтернативных источников энергии.

В-третьих, Китай, конечно же, намерен добывать в Арктике так называемые «живые» ресурсы, в первую очередь, рыбу и другие морепродукты. И наконец в-четвертых, Поднебесная намерена развивать арктический туризм, в котором она уже является одним из лидеров. В КНР считается особым шиком сделать селфи на фоне арктических льдов.

Обращает на себя внимание желание авторов документа расширить амбициозный проект «Один пояс, один путь» (OBOR), который сейчас официально переименован в «Инициативу пояса и пути» (BRI), до Северного полюса. Впервые Си Цзиньпин заговорил о Полярном Шелковом пути в прошлом году в Москве, когда рассказывал о совместных российско-китайских планах в Арктике, которые будут «встроены» в мегапроект. Любопытно, что еще летом 2016 года. Государственная океаническая администрация КНР рассматривала Северо-Западный проход как «северную часть» проекта OBOR. По крайней мере, это следовало из одного из ее документов.

«Стратегия Пекина не ограничивается „путем“ и „поясом“, - считает профессор университета Цинхуа Ли Сигуан. - Проект следует переименовать в „Один пояс, один путь, один круг“. Круг в названии, это, конечно же, Полярный круг».

Через считанные дни после того, как Пекин «продлил» OBOR/BRI в Латинскую Америку, Кун заявил, что правительство будет поощрять китайские компании строить инфраструктуру, которая «даст Арктике новые возможности». Китай, по его словам, считает себя важным игроком на крайнем Севере планеты, который очень важен для всего международного сообщества.

«В отношении роли, которую Китай будет играть в Арктике, я хотел бы подчеркнуть два момента, - сообщил высокопоставленный китайский дипломат журналистам.- Во-первых, мы не будем ни во что вмешиваться, а во-вторых, мы не будем отсутствовать».

Без России никуда

Интерес Пекина к крайнему Северу объясняет и его заинтересованность всеми проектами, касающимся Арктики. Сейчас, например, Китай ведет переговоры с Финляндией о прокладке по дну Северного Ледовитого океана оптико-волокнистого кабеля, который поможет улучшить связь между КНР и финансовыми центрами и информационными хабами Старого Света. Благодаря ему цифровой трафик между Европой и Азией в следующие пять лет, по словам финского консула по инновациям в Гонконге Сари Архо, должен утроиться.

В переговорах о прокладке кабеля длиной 10,5 тыс. км с китайской стороны участвуют Министерство промышленности и информатизации КНР и госкомпания China Telecom, а со стороны Финляндии - государственная телекоммуникационная компания Cinia Group. Кроме КНР и Финляндии, в проекте стоимостью как минимум $ 700 млн участвуют Япония, Россия и Норвегия.

Количество китайских компаний, которые хотят осваивать Северный морской путь для торговли с Европой и добывать в регионе полезные ископаемые, постоянно растет. Например, в июле 2016 года китайский транспортный гигант Cosco объявил о планах отправить в Арктику шесть дополнительных кораблей. Показательно и издание Администрацией морской безопасности Министерства транспорта КНР в апреле 2016 года путеводителя по СЗП на китайском языке. Полярный институт в Китае прогнозирует, что по этому маршруту к 2020 году будет проходить до 15% ежегодной торговли страны.

Китай инвестирует немалые средства в развитие Гренландии. В прошлом году шанхайская компания Shenghe Resources купила 12,5% акций Greenland Minerals and Energy A/S и стала ее крупнейшим акционером. По соглашению Shenghe имеет право увеличить свою долю во флагманском проекте гренландской компании добычи урана в Кванефьелде до 60%.

О внимании, уделяемом в Пекине Северу, говорит и высокая численность посольства КНР в Исландии, стране с населением в треть миллиона человек.

До последнего времени арктические страны не обращали внимание на повышенную активность Китая в регионе. «Отрезвление» наступило в 2016 году, когда китайские бизнесмены попытались купить бывшую датскую военную базу. После закрытия базы в 2014 году она была продана в частные руки. Правительство Дании вернуло ее в государственную собственность, чтобы она не досталась Китаю.
В этой связи вспоминаются и вызвавшие большой переполох в Рейкьявике еще в нулевые годы планы китайского миллионера Хуанга Нубо купить 300 км² в северо-восточном углу острова, в местечке Гремсстадир Фьеллум. Не только в исландской столице, но и на всем Западе заговорили о намерении Поднебесной распространять свое влияние на север Атлантики, от которого рукой подать до Северного полюса. Хуанг хотел построить самый северный на планете комплекс полей для гольфа и развивать экотуризм.

Похожие страхи вызвали и попытки Пекина купить два порта в Исландии и Киркенес в Норвегии.
Существуют серьезные опасения, что Пекин попытается воспользоваться инвестициями для проникновения в Арктику. В регионе усиливается тревога и относительно научных исследований Китая. В северных странах опасаются, что Пекин использует наблюдения за климатом как один из элементов мягкой силы для продвижения своих интересов в Арктике.

Главным партнером Китая в освоении Арктики является Россия. Самый наглядный пример - проект производства сжиженного газа «Ямал СПГ» российского газового гиганта «НОВАТЭК». Китайцам принадлежат почти треть 27-миллиардного проекта: Silk Road Fund - 9,9% и China National Petroleum - 20%. Пекин хочет участвовать и в строительстве глубоководного порта в районе Архангельска.

«В Китае прекрасно понимают, что ключи ко многим китайским интересам в Арктике находятся у России, - уверен специалист по Китаю, Восточной Азии и Арктике в новозеландском университете Массей Марк Лантень. - Поэтому между двумя странами существует сильная заинтересованность в сотрудничестве в экономическом освоении Арктики».

«Россия - крупнейшая арктическая страна в мире, - поддерживает Лантеня профессор Шанхайского института международных исследований Чэн Баочжи. - Обойти ее в развитии Арктики невозможно. Обе страны видят огромный потенциал в сотрудничестве и, естественно, хотят им воспользоваться»…

Без особого риска ошибиться можно говорить, что несмотря на удаленное расположение от Арктики в долгосрочной перспективе Китай добьется своего и станет одним из главных участников освоения ее природных богатств. Одно из важных преимуществ Поднебесной заключается в том, что она строит планы на долгую перспективу, потому что правительства в КНР не меняются каждые пять лет. Это значит, что через 20−30 лет, когда Арктика выйдет на первое место в повестке мирового сообщества, Китай к этому будет готов.

В начале марта 2015 года правительство США объявило о том, что американский Военно-морской флот развернет флотилию подводных беспилотников в Северном Ледовитом океане. Команды от центра такие дроны получают в виде акустических сигналов от локальных источников, так называемых «пингов», замороженных во льдах. Благодаря этому, роботы будут обеспечены точной координацией и обратной связью. Задача исследования состоит в мониторинге концентрации соли и температуры вод. Советник по научным исследованиям ВМФ Мартин Джеффрис объяснил это решение двумя факторами. Во-первых, Вашингтон серьезно опасается интенсивного таянья льдов Арктики, вплоть до полного их исчезновения. Во-вторых, Америке не нравится доминирование России в этом регионе. «Через спутники в последние годы мы констатируем значительные отступления ледового покрова в летнее время и самые минимальные объемы льда в Арктике, начиная с 1979 года, — подчеркнул советник. — С одной стороны, меньшие площади льда в Арктике означают более открытую воду и доступные морские пути в регионе. Следовательно, можно прогнозировать рост конкуренции с русскими за природные ресурсы, такие как добыча нефти и газа. С другой стороны — возможны катастрофические последствия мирового масштаба». По словам Джеффриса, Америка в конце 2014 года уже развернула первые сто подводных роботов Seaglider, способных работать на километровой глубине и самое главное — вести автономное наблюдение в течение многих месяцев. Но это только начало.

Механизм обратной связи альбедо*

Флотилия роботов Seaglider поможет оценить реальный процесс таянья Арктики, который имеет более сложную природу, чем представлялось ранее. Речь идет о таком явлении, как механизм обратной связи альбедо. В отличие ото льда, вода темнее, и, следовательно, быстрее нагревается от солнечной радиации. Всё это может привести к изменению температурного баланса не по линейному закону, как предполагалось ранее, а по экспоненте. И хотя ледник визуально будет уменьшаться медленно, создавая иллюзию долголетия, накопленные отрицательные факторы могут сыграть с Землей злую шутку. Мартин Джеффрис не сказал, когда его ведомство прогнозирует катастрофу, но отметил, что через двадцать лет в этих широтах будет совершенно иная обстановка. Впрочем, норвежцы считают этот прогноз чересчур оптимистичным. По данным Норвежского полярного института, в Арктике уже в 2021 году летом не будет льдов.

Нынешний объем полярных льдов оценивается примерно в девять миллионов кубокилометров, таянье которых поднимет уровень мирового океана на 70 метров. Что же в этом случае будет с территорией разных стран?

Россия

Начнем со столицы. Москва возвышается на 130 метров на уровнем моря и точно не пострадает, чего не скажешь об Астрахани, Махачкале, Петербурге, Архангельске и Новгороде, которые уйдут под воду. Огромными озерами станут Низкое Заволжье и Окско-Донская низменность, но сам Ростов-на-Дону будет возвышаться на 13 метров над водой. Не затопит и Новочеркасск и Шахты, а Таганрог окажется на сорок метров под водой. Практически не пострадает Крым и Краснодарский край, кроме Новороссийска и Анапы. В целом центральная часть РФ, находящая на Восточно-Европейской равнине, не ощутит подъема мирового океана. К сведению, Среднерусская возвышенность имеет высоту 200—250 м. За Уралом тоже не ожидается тотального затопления.

Западносибирская равнина характеризуется ровным рельефом и имеет высоту до 100 м над уровнем моря, причем на юге, западе и востоке наблюдаются значительные возвышенности. В Восточной Сибири появится Обское море, но ничего катастрофического не случится. Например, Иркутск расположен на 400-метровой высоте, а Чита еще выше. По приблизительным подсчетам в России переселению подлежит до 8 миллионов человек.

В Америке в большей степени пострадают восточное и западное побережье, густонаселенные полосы вдоль океанов. Однозначно будут затоплены Нью-Йорк, Антлантик-Сити, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон и многие другие системообразующие города. По данным National Geographic, с карты Земли исчезнет Флорида, и уменьшается, как шагреневая кожа Аляска. В целом вглубь континента переедут около ста миллионов человек. Кстати, в Пентагоне уже имеется план по эвакуации военно-морской базы из Норфолка.

Что касается производственных мощностей, то под воду уйдут промышленные конгломерации на побережье Мексиканского залива с центром в Хьюстоне и калифорнийский пояс. Это в общей сложность порядка четверти всех мощностей США.

У американцев имеется опыт строительства гигантских прибрежных дамб. Учитывая, что уровень океана будет подниматься постепенно, возведение защитных сооружений, наверняка, будет иметь место. Впрочем, океанограф Питер Хауд советует не особо на них рассчитывать, опасаясь разрушительных ураганов. А Бенджамин Страусс из независимой организации Climate Central уверен, что в 21 веке даже при нынешних темпах повышения мирового океана под водой окажутся 1700 американских городов.

Китай

Здесь ситуация выглядит устрашающе. Расчеты, сделанные National Geographic, показывают, что вода угрожает миллиарду человек. Например, крупнейший промышленный центр Гуанчжоу находится всего на 11 метров над уровнем моря. Между тем, легкая промышленность этого мегаполиса, по утверждению ряда китайских экспертов, одевает и обувает полчеловечества. Такая же участь ждет важнейший транспортный узел Китая — Нанкин. А Шанхай, который называют мировым цехом по сборке электроники, построен вообще чуть выше уровня океана. Даже Пекин окажется на глубине 35 метров. Зато однозначно не пострадает автомобильная столица КНР — Чунцин. Это город с населением 30 миллионов человек находится на высоте 243 метров над уровнем моря. Кроме Китая угроза затопления значительных площадей нависнет над Бангладеш и Индонезией.

Счастливчики и неудачники

К счастливчикам, которых не затронет гипотетический великий поток, можно отнести жителей Африки и Австралии. Более того, появится новая земля, не имеющая государственной принадлежности — Антарктида. Она будет представлять собой гористую местность. А вот латвийцам, эстонцам и литовцем придется перебраться в Европу, и уж точно не в Лондон или Венецию. Эти города, точно так, как Рига, Таллин и Вильнюс, будут затоплены. В конечном счете, от Прибалтики практически ничего не останется, как, впрочем, и от Голландии и Дании. Справедливости ради, не все климатологи убеждены, что льды Арктики, и вслед за ней Антарктиды растают в этом веке. Большинство из них уверены, что «водный мир» человечеству не грозит, и при нынешних темпах повышения среднегодовой температуры полярные ледники будут радовать землян еще пять тысяч лет.

*- В узком понимании величина, характеризующая способность поверхности отражать падающий на нее солнечный свет.

Снимок в открытие статьи: JONATHAN HAYWARD/ Globallookpress

Экспедиция Минобороны РФ, члены которой испытывают новые образцы вооружения и специальной техники в условиях Арктики, впервые дошла до острова Котельный. Об этом сегодня сообщили в пресс-службе ведомства. Члены экспедиции стали первыми в мире, кому удалось добраться технике от материковой части до острова. Как выяснил Лайф, усиление российского присутствия в Арктике давно настораживает американских военных и политиков, которые уже разрабатывают стратегию борьбы с Россией в Арктике.

Американские аналитики корпорации RAND, близкой к правительственным структурам США, предложили воспользоваться таянием арктических льдов для усиления контроля над стратегическим Северным торговым коридором - кратчайшей морской "дорогой жизни" между европейской частью России и Дальним Востоком, которая также захватывает и порты европейских стран и американской Аляски.

Стратегическое соревнование США и России в Арктике длится ещё со времён СССР, когда были установлены ключевые военные объекты в регионе, которые служили сдерживающим механизмом для обеих сторон. Как отмечает военный политолог Александр Перенджиев, Россия сейчас стремится восстановить свои позиции в Арктике, которые потеряла после распада СССР:

Мы туда возвращаемся. У нас созданы Арктические войска, мы проводим военные учения - мы определяем в Арктике свои границы. В СССР на карте чётко были определены наши границы, а после распада СССР они исчезли. По сути, мы хотим вернуть свои арктические позиции для чёткого понимания, где наша территория. Речь идёт прежде всего об экономическом освоении, в связи с чем там выстраивается экономическая и военная инфраструктура.

Усиление позиций России в Арктике, в частности военное присутствие, по мнению аналитиков RAND, является лишь одной из причин для "арктического мониторинга" США. Американские эксперты считают, что в скором будущем у США из-за глобального потепления появится возможность расширить доступ к морским путям, которые проходят по территории России. Отмечается, что северный берег России при такой же интенсивности таяния льдов "станет более уязвим к потенциальным атакам". В то же время освобождение лишившегося льда пространства естественным образом будет снижать возможность охраны береговой линии, но что более важно: под угрозу попадут арктические судоходные пути, которые весьма сложно будет оставить под контролем в случае конфликта, чем и могут воспользоваться Вооружённые силы США.

Повышение температуры в Арктике приведёт к стремлению всех арктических стран усилиться на Северном морском пути. Таяние льдов обеспечит больший доступ к арктическим торговым путям, что само собой превратит Арктику в стратегический регион для торговли. В свою очередь, Россия обозначила свои приоритеты, так как большая часть Северного морского пути находится в российской Арктике. Воспользоваться открывшимися возможностями захотят и Дания, и Норвегия, и Швеция, и Финляндия, и, конечно же, США, что может привести к повышению вероятности атак на стратегические объекты или экономическую систему России. В докладе RAND напрямую говорится, что "усиление иностранного присутствия может привести к возникновению непреднамеренных конфликтов".

НАТО заинтересовано в усилении присутствия в Арктике, а страны-члены, входящие в состав НАТО и будучи арктическими странами, могут стать предлогом к этому усилению, якобы для защиты их безопасности. Прецедент уже был, но пока без участия НАТО. В 2015 году Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция подписали соглашение об усилении военного сотрудничества в "ответ на российские действия".

В усиление противостояния вовлекается и Канада. По последнему заявлению министра иностранных дел Канады Христи Фриланд, Россия может дестабилизировать политическую ситуацию в стране, в связи с чем Канаде необходимо готовиться уже сейчас.

Ещё одной потенциальной угрозой для России в Арктике станет вступление Швеции и Финляндии в НАТО, что одновременно будет означать расширение НАТО и усиление позиций альянса в Арктике с целью доминирования на военном и торговом "треке". Однако пока "северные соседи" не решаются на столь радикальные шаги: Россия ясно дала понять, что не стоит "играть на нервах" у "русского медведя". Американские аналитики умело это "обыграли", напугав в своём докладе северные страны, что "посягательства на их территории не будет до тех пор, пока это не понадобится Путину", в очередной раз вводя агрессивную риторику в, пожалуй, одну из наиболее свободных от разногласий сфер взаимодействия - арктическую.

Как считают эксперты, вступление Швеции и Финляндии в военный альянс практически не повлияет на реальную расстановку сил, но тем не менее Россией это будет интерпретироваться как агрессивные шаги, которые могут оказаться далекоидущими планами Североатлантического альянса стать "Альянсом Северного Ледовитого океана".

В продолжение агрессивной риторики RAND анонсирует своего рода систему тотального контроля Арктической зоны. Американские аналитики предлагают финансировать детальные картографические исследования в Арктике, которые также предполагают и карту подводной местности. Авторы доклада предложили использовать летальные аппараты-дроны, которые могут функционировать в экстремальных арктических условиях.

Строительство многофункциональных портов и аэродромов, а также налаживание средств связи для предотвращения "неожиданных атак" ставятся в приоритет для арктической стратегии США. Отдельным обязательным пунктом для мониторинга Арктики аналитики отметили выделение средств на "разведку и слежку" для того, чтобы "обеспечить прозрачность деятельности арктических государств", - по факту же США будут просто знать обо всём, что происходит в российской Арктике: о военных передвижениях, торговом сообщении и, конечно же, о добыче энергоресурсов - ключевом моменте во всей этой истории.

Уже сейчас США проявляют неподдельный интерес к Арктической зоне, что отразилось и на назначении Рекса Тиллерсона госсекретарём США, у которого свои доли в лицензиях, покрывающих свыше 700 000 квадратных километров арктических морей, миллиарды долларов, вложенные в инвестиционные проекты в Арктике и весьма активное сотрудничество с "Роснефтью".

У нас давно уже идёт серьёзное соперничество в Арктике с США только потому, что Арктика - это место добычи полезных ископаемых. Арктика на сегодняшний день содержит около 30% всех полезных ископаемых на Земле. Кто будет владеть Арктикой - тот будет определять всю последующую экономику и станет весьма влиятельным лицом. Речь идёт не о региональном влиянии, а о глобальном. Эта та же борьба за ресурсы. Россия и США это понимают. Мы всячески пытаемся закрепить арктическое пространство за собой, - говорит Александр Перенджиев.

В то же время налицо отставание США в Арктике, и довольно сильное, что определяет в докладе единственную сферу взаимодействия России и США - науку и проекты окружающей среды, целью которых, как указывается в докладе, является "устранение барьеров Министерства обороны США".

Политолог Олег Матвейчев подчеркнул, что США не удастся, как бы они ни старались, нагнать Россию в освоении Арктики:

США отстали в освоении Арктики навсегда. Нет у них ни ледоколов, ни специальных судов, ни соответствующей аппаратуры и много другого. Они эту тему запустили, отстали и нагнать им будет практически невозможно, потому что Россия никого в Арктику не пустит. Если США всё же попытаются влезть "силой", это будет новый виток противостояния, и "ни пяди" Арктики мы им не отдадим. Мы полностью её контролируем, и ни одна попытка - ни силовая, ни политическая - не пройдёт.

Гренландский институт природных ресурсов и его сотрудники уже известны нашей программе. Два года назад мы побывали на «Зеленом острове» и лично познакомились с работой ученных. Сегодня с ответным визитом Ямал посетила Кэтрин Раундруп - научный сотрудник Гренландского института. Нам удалось встретиться с ней и записать эксклюзивное интервью..

Кэтрин, добрый день. Я рада видеть вас вновь. В прошлый раз вы сказали, что никогда не были на Ямале, но хотели бы побывать. Сейчас вы здесь. Расскажите о ваших первых впечатлениях.

Это фантастический регион. Я никогда не была здесь. Это мой первый визит. Кроме Салехарда, я побывала в Лабытнанги в арктическом научно-исследовательском стационаре в гостях у Александра Соколова.

С коллегами сейчас в Салехарде Вы обсуждаете, как будут развиваться северные регионы в условиях меняющегося климата. Есть ли уже какие-то решения?

Я принимаю участие в заседании международной научной сети арктических территорий и северных альпийских регионов - ИНТЕРАКТ. И мы ищем пути улучшения работы арктических станций. Мы должны быть уверены, что ученые могут посетить все станции, входящие в научную сеть. Пожалуй, это главная цель встречи.

- На ваш взгляд, как меняется погода в Арктике? Что происходит сейчас, и чего нам ждать в будущем?

Я проживаю в Гренландии более 10 лет, и конечно я делала немного исследований. И главная цель, которая очень очень важна, это наблюдение за изменениями климата, потому что глобальные изменения уже произошли. Серьезные перемены происходят с каждым годом и у нас много станций, которые следят за этими процессами. У них есть долгосрочные программы где они изучают одинаковые параметры из года в год, они видят изменения постоянно. И сейчас если посмотреть произошли огромные перемены, для примера, гренландский ледник тает, на некоторых территориях он почти исчез. Это один из примеров сильного изменения в Арктике.

Некоторые ученые утверждают, что ледники в Арктике стремительно таят? Их утверждения верны и почему это происходит?

Это происходит, потому что температура поднимается и это создает положительную обратную связь. Ледник циклически начинает таять, с обеих сторон, снизу и сверху. Как только температура увеличивается, его площадь сокращается. Территория вокруг него начинает таять в большей степени. Он как бы сжимается изнутри.

- А как изменяется гренландский ледяной щит?

В зависимости от того, в какой части Гренландии вы находитесь, можно наблюдать разные изменения. У нас есть очень длинный ледник на острове. Какие-то его части начинают отделяться, они начинают двигаться назад от основной части, потому что ледник разрушается. Потом наступает холодная зима. Процесс замедляется, но потом он снова возобновляется. И еще есть территории где у нас наземные ледники, от которых сегодня практически ничего не осталось. Это если говорить о том, что сейчас происходит в Гренландии.

- То есть мы можем сказать, что происходит «глобальное потепление»?

Да, это, безусловно, глобальное потепление, и я знаю, что есть ученые, которые утверждают обратное, но большинство ученых, которые занимаются естественными науками признают, что глобальное потепление на самом деле происходит.

В своей практике, проводя исследования на многих международных научных станциях, наблюдали ли вы какие-либо необычные изменения экосистемы в Арктике и с ее обитателями?

Мы наблюдаем большие изменения с каждым годом. В последнее время мы вынуждены приспосабливаться к более экстремальным погодным явлениям. К примеру, я живу в Нууке, это столица Гренландии, в этом году была очень поздняя весна, снег не таял очень долгое и долгое время. И это означало, что многие маленькие птички, которые обычно прилетают весной, прилетели, но снег еще лежал на земле, было слишком холодно для них, и они улетели обратно. Поэтому летом мы не видели ни одной маленькой птички возле Нуука и на большей части Гренландии также. В этом году, как я сказала, были экстремальные погодные условия. Снег растаял очень поздно и мы вынуждены приспосабливаться к этим экстремальным условиям. Это может быть, к примеру поздняя весна, или глобальное потепление, когда температура внезапно повышается. Мы сегодня говорили с Александром Соколовым, что в 2013 году произошли экстремальные события, когда шел дождь, но еще лежал снег зимой, тогда погибли более 100 тысяч оленей на Ямале, это действительно очень тяжело. Поэтому, мы не исключаем, что подобное может повториться в будущем.

- Спасибо Кэтрин!

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары