Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Социоло́гия. Культура с точки зрения социологии

© А.С. Горохов.

Социоло́гия (от лат. socius - общественный; др.-греч. λόγος - наука) - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

По определению Энтони Гидденса, социология - это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».

По определению Ядова В.А., социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов, характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».

Основоположник «социологии»

Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798-1857). В своей важнейшей работе "Курс позитивной философии" (в 6-ти томах - 1830-1842), в опубликованном в 1839 г. 3-ем томе он впервые использовал термин "социология" и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.

Истоки понимания причин возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания (физики, химии, биологии) в конце XVIII - начале ХIХ вв.

Предмет социологии

Предмет – определенное социальное явление , рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).

Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.

1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)

2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная).

3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).

В узком смысле под предметом социологии понимают:

1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.

2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.

3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.

4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.

5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).

6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.

В самом широком смысле, социология – это наука об обществе, и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения.

Объект социологии - то, на что направлено социологическое внимание и исследование. Но это не просто общество, или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, и это особенно важно, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.

Вопрос 2 «Структура и функции социологии»

В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:

1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).

2) прикладная (эмпирическая) социология - изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.

3) социальная инженерия - уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)

Функции социологии

1. Познавательная - как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития.

2. Прикладная (практическая ) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки - социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества. Прикладная (практическая) функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.

3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе.

4. Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения, имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса.

5. Прогностическая (футурологическая ) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.

Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное место в социальных науках.

Вопрос 3 «Место и роль социологии в системе общ наук»

Место социологии в системе наук

Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук заключается в следующем:

1) Социология является наукой об обществе в целом, его явлениях и процессах.

2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других социогуманитарных наук.

3) Все социальные и гуманитарные науки изучающие различные стороны деятельности жизни общества всегда затрагивают социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются посредством деятельности людей.

4) Техника и методика изучения человека и человеческой деятельности, методы социального измерения и т.д., разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими социальными и гуманитарными науками.

5) Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук, которые получили название социальных исследований.

Между тем социология не претендует на роль философии в отношении социогуманитарных наук. Она дает научно обоснованную теорию общества, его структуры, дает понимание законов и закономерности развития и функционирования этих структур. Взаимодействия субъектов и общества.

При сопоставлении социологии с другими науками, можно выявить следующую специфику:

1) Социология – социальная философия

Сходство в объекте заключается в том, что обе науки осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Если у философии основной метод познания – это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии – это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин.

2) Социология и психология

Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика человека как неповторимый уникальный мир, а также иррациональное бессознательное. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодейтвие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностей ориентации, его социальные позиции, ролевые ожидания.

3) Социология и история

Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов – общей проблемой необходимость учитывать как наличие определенных социальных закономерностей, так и существования индивидуальных неповторимых процессов, которые влияют на направление развития общества. Специфика заключается в следующем: науки разделяют на две группы:

a) номотеические, которые ищут в социуме общие законы функционирования и изменения общества исследует повторяющееся, неизменное в событиях, это науки о законах, и к которым относятся социология. Главный метод социологии – обобщающий, отыскивающий главные тенденции.

б) Идиографические – это науки о событиях, которые описывают единичные, с точки зрения его неповторимых индивидуальных характеристик.

4) Экономика и социология

Общее в этих науках – понимание того, что материальное производство и экономическую деятельность человека, это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы математического производства и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях; каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.

5) Социология и политология

Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы.

Составил: Артур Сергеевич Горохов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Контрольная работа

по дисциплине «Социология. Экономическая социология»

ВИТЕБСК 2007


Задание 1

КУЛЬТУРА

Понятие культуры

Элементы культуры

Функции культуры

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Сущность социальных ценностей и норм

Социальная трансляция норм

Изменение социальных норм

ИДЕОЛОГИЯ

Понятие идеологии

Социальные функции идеологии

Виды идеологии

Задание 2

Богомолова Т.Ю., Тапилина Е.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы// Социс. 2001. №6.


Задание 1 Общество и культура

КУЛЬТУРА

Понятие культуры

В XVIII веке смысл слова «культура» расширился настолько, что распространился на духовную сферу, и это слово постепенно приобрело целый спектр разнообразных значений. Специфика каждой области знания накладывает свой отпечаток на то, какой именно аспект культуры рассматривается как основной. Поскольку социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура здесь рассматривается как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. В культуре выделяют два уровня: первичный, или спонтанной, - непосредственные и не подлежащие обычно теоретическому осмыслению массовые навыки людей в быту; вторичный – литература, кинематограф, живопись.

С точки зрения социологии спонтанная культура как объект изучении продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из радиуса действия вторичной культуры. Спонтанная культура – это миллион больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры поведения, присущих всем членам данного общества. Именно эти черты культуры делают похожими людей из одной и той же социальной среды и непохожими – людей из разных обществ и эпох.

В рамках одного и того же общества могут сосуществовать разные культуры. Так, поведение русского дворянина XVIII века разительно отличалось от поведения крепостного крестьянина или купца. Они отличались одеждой, манерами, знаниями и умениями, даже языком, на котором они говорили в своей среде.

Влияние культуры на индивида сильнее, чем может показаться. Вопреки тому, что мы обычно считаем культуру чем-то вторичным и эфемерным по отношению к нашей физической природе, естественное и воспитанное так тесно переплетены в индивидуальном восприятии, что культура может даже влиять на ощущения. Например, Р. Мельзак подверг исследованию роль культуры в том, как человек чувствует физическую боль.

Элементы культуры

В культуре выделяют несколько составляющих:

1. Ценность – это то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным. Они передаются из поколения в поколение благодаря семейному и несемейному воспитанию.

2. Под идеологией понимается система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Она обладает внутренним единством и цельностью и не содержит взаимоисключающих или противоречащих друг другу положений. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие.

3. Язык – это система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Это важнейший критерий, позволяющий отличать «своих» от «чужих». Более того, язык – это инструмент социальной дифференциации, поскольку передает мироощущение вместе с присутствующими в нем социальными установками.

4. Символы – важнейший элемент культуры. Наряду с языком они образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы. Как и слова, они отражают определенное миропонимание, присущее данной культуре.

5. Традиции – это совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение. Это социальное и культурное наследие, которое родитель оставляют своим детям не как индивидуумы, а как члены той или иной социальной группы, национальной и религиозной общности, класса и т.д. Каждый человек в силу рождения причастен к каким-то традициям. Традиции регламентируют быт. Конкретным выражением традиции являются обычаи - это более частные, привязанные к определенным ситуациям «фрагменты» традиции.

6. Ритуал – это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах. По содержанию ритуал строго связан с традицией. Ритуалы очень разнообразны, от примитивных ритуалов первобытных обществ, направленных на обеспечение удачной охоты, до сложных обрядов и таинств мировых религий.

7. Модель поведения – это идеальные представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации. В основе моделей поведения, предлагаемых той или иной культурой, лежит присущее ей специфическое видение мира с конкретными ценностями, символами и традициями. Под такие модели мы подстраиваем свое собственное поведение в различных ситуациях и на основании их оцениваем поступки окружающих и свои собственные. Модели поведения стабильны и мало подвержены изменениям в повседневной жизни: для того, чтобы они изменились, нужен длительный исторический интервал, так как они не могут измениться без изменения всей системы ценностей.

Функции культуры

Как комплекс всех рассмотренных элементов выполняет в обществе ряд важных функций. Одна из важнейших функций культуры – коммуникативная. Культура – это универсальная система общения людей на всех уровнях, от межиндивидуального до уровня поколений.

Еще одна функция культуры – прогностическая. Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации.

Третья функция культуры – идентификационная. Культура дает возможность индивиду ощутить свою принадлежность к группе через общие с группой ценности, символы, модели поведения и т.д. На основании общих ценностей возникает эмоциональная связь, объединяющая членов единой группы.

Наконец, четвертая функция – адаптационная. Культура позволяет индивиду адаптироваться к своему географическому окружению, помогая ему решать проблемы выживания.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Сущность социальных ценностей и норм

Все мы, поскольку живем в обществе себе подобных, обречены выбирать линию поведения в их среде. Из поведенческих реакций – как наших собственных, так и чужих – мы узнаем, приняты ли мы той или иной социальной группой, являемся лидерами или аутсайдерами, определяем ли в чем-то поведение других или же это другие преимущественно определяют наше собственное поведение.

В разных ситуациях – в разном социальном контексте – одни и те же люди ведут себя по-разному. Поведение людей определяется ценностями. В сущности, ценности всех людей сходны, люди отличаются только шкалой своих ценностей – тем, какие из ценностей для них доминируют, а какими можно всегда или ситуативно поступиться.

Социальные ценности – это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Такие представления более многообразны, чем индивидуальные ценности. Они определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах.

Поскольку каждый человек входит не в одну, а в несколько социальных групп, в его сознании перекрещиваются ценности этих групп, иногда весьма противоречивые. Групповые ценности классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные.

Те ценности, которые действительно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами. Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не становятся, как бы они ни были хороши и желательны.

Существуют также позитивные оценки человеческих поступков и действий, которые никогда не становятся социальной нормой потому, что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке. К примеру, в любом обществе почитаются герои как идеал храбрости и самоотверженности и святые как носители идеала возвышенной морали и любви к ближнему. Но история не знает общества, которое бы состояло только из героев или святых. Таким образом, некоторые социальные ценности всегда остаются эксклюзивным недосягаемым образцом. Нормой же становится то, чего в принципе можно потребовать от поведения каждого.

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может. Для того, чтобы норма стала нормой, должна иметься возможность противоположного выбора.

Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым. Нормы предписывают всем членам данной группы в такой-то ситуации вести себя строго определенным образом, и это нормативное предписание подкрепляется угрозой социальных санкций в случае невыполнения и ожиданием поощрения в случае выполнения.

По мнению многих ученых, в современном мировом развитии на первый план начинают выходить законы системно-циклической динамики, есть общие законы становления многомерного мира, которые одновременно определяют ритм и его постепенность. В них проявляется определенная конфигурация новых отношений, складывающихся между различными элементами общественного целого.

Социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей, социальных групп. Именно она совместно с экономической системой определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации, и фигурирует как целостная социально-экономическая система. Социальные системы условно разделяют на три вида: социально-политические (политические партии, общественные движения, правительственные группировки, др.); социально-культурные (научные, творческие, др.); социально-экономические (общественное производство, отрасли экономики, организации, предприятия, др.).

Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой системе относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ, оказание услуг. К управляющей системе относятся все элементы, обеспечивающие процесс управления, направленного воздействия на коллективы людей в управляемой системе. Связь между управляющей и управляемой системой осуществляется с помощью информации, которая служит основой для обоснования управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей в управляемую систему для исполнения и наоборот - коррекции решений. Каждая из них представляет собой совокупность элементов с присущими им свойствами, которые определяют их место во внутренней организации системы. В самой социальной системе (в управляемой и управляющей частях) существуют однородные группы элементов, образующих системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную (в узком смысле).

Каждая социальная система самоуправляемая и испытывает внешних и внутренних воздействий. Деятельность и развитие систем подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы - решению локальных задач.

Управление функционированием таких систем одновременно является и процессом сохранения их целостности, определенности, и процессом перевозки их в новое качественное состояние. При этом необходимо учитывать, что человеческая история как целостный процесс, социальные изменения, саморозвиваються, имеют ярко выраженный нелинейный характер. Анализ общества, социальных процессов требует выработки методологии исследования, обоснование объективных законов, закономерностей возникновения, развития, функционирования и гибели социальных систем различного уровня сложности, что невозможно без выхода за рамки линейности.

В мировоззренческом плане В.Я. Матвиенко идею нелинейности рассматривает в контексте многовариантности, выбора из нескольких альтернатив, идеи темпа эволюции и ее необратимости в условиях социальной энтропии. Преодоление порога социальной энтропии ведет к негативным последствиям: социокультурного противоречия, банкротства, распада, национальной катастрофы; а также к синергетических эффектов, которые поражают необычными идеями и уявленнями1.

Согласно синергетических принципов складноорганізованим системам нельзя навязывать пути развития, а можно способствовать их собственным тенденциям развития. Проблема управляемого развития становится проблемой самоуправляемого развития. Синергетика рассматривает хаос как творческое начало, механизм эволюции, как собственными усилиями из хаоса создается новая организация. В определенные моменты - моменты нестабильности - малые возмущения (флуктуации) могут разрастаться в макроструктуры. В соответствии с социальных процессов: в условиях социальной нестабильности действия каждого человека могут реально влиять на макросоціальні процессы, что подтверждает индивидуальную социальную ответственность за судьбу всей социальной системы (общества).

Синергетика выясняет, что для сложных систем существует альтернативный путь развития с избранием конкретного пути в точках бифуркации.

Синергетика открывает новые принципы построения сложных структур, которые развиваются из простых: целое уже не равно сумме его составляющих. Она дает знания об архитектуре воздействия в процессе управления сложными системами, резонансные (малые) воздействия на сложные системы являются самыми эффективными. Кроме этого, синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых лавинообразных процессов, процессов нелинейного роста, что самостимулюються. Это важно понять и инициировать в открытых нелинейных средах (экономическом, политическом, социально-культурной, др.), выяснить требования экстремальных моментов (минимума, максимума - соответственно, распада и максимального развития).

Признание определенной стратегии развития общества делает уместным: определение диапазона значимых параметров существования общества; определение траектории, скорости вероятного движения, его вариантов; оценку влияния изменений этого параметра на экономические, социальные, экологические, демографические, политические характеристики; обоснование конкретной стратегии жизнедеятельности общества для обеспечения его воспроизводства на основе познания своих важнейших параметров и характера их связей между собой.

в то же Время объективные основы социального прогресса не должны заслонять субъективную деятельность общества, социальную качество его жизни. Человек не должен растворяться в системе социальных отношений, взаимодействия элементов и подсистем общественного целого. Противоречие между внешней предопределенностью человеческого поведения; свободой воли, между взаимодействием, организацией людей и самоорганизацией человеческой личности, самодеятельностью индивида должна постоянно преодолеваться.

Человек - существо не только биологическое, но и экономическая, социальная, поэтому социальные процессы тесно переплетаются с биологическими, экономическими, техническими, географическими и другими смежными процессами.

Среда социализации, в первую очередь, характеризуется региональными условиями, а именно: природно-географическими особенностями (ландшафта, климата, полезных ископаемых, др.), социально-географическими особенностями (характер населения, плотность населения, традиционные занятия жителей), особенности расположения относительно других регионов, особенности средств сообщения); климатом и экономикой (степень и характер урбанизированности региона), социально-экономическими особенностями (характеристика производства, перспективы развития, уровень жизни, личности рабочей силы, экономические связи с другими регионами); социально-демографическими особенностями (национальная структура населения, его поло возрастная структура, типы семей, характеристика миграционных процессов, этнический состав и стабильность населения), историческими и культурологическими региональными различиями.

В социальной среде происходят:

Внутренне личные процессы (например, самообразование);

Процессы, что происходят непосредственно между двумя или несколькими индивидами (например, процесс общения, обмена информацией).

Процесс внутри группы (например процессы организации);

Процессы в отношениях между группами (например, процессы национального самоопределения);

Процессы, что происходят в середине отдельного общества (социальной мобильности, др.);

Процессы, происходящие в глобальном обществе (например, процессы демилитаризации).

Нижнюю границу социальной системы образуют внутренне личностные процессы, которые определяют непосредственно психические и психофизические процессы, верхнюю границу - глобальные социальные процессы.

Социальные процессы реализуются в трех формах: во-первых, в объектной - в форме последовательного изменения состояния социального объекта; во-вторых, в субъектной - в форме последовательных действий субъекта; в-третьих, в технологической - в форме соблюдения, осуществления определенной технологии (это высшая форма социального процесса, которая рационализирует процесс деятельности и оптимизирует объективный процесс).

Выделяют пять моделей социального процесса, а именно:

Структурную модель социального процесса (содержание и форма социального процесса, участники, направление и масштаб);

Динамическая модель социального процесса (учитывает фактор времени, стадии, продолжительность, интенсивность, темп, ритм, состояние, оборачиваемость);

Факторная модель социального процесса (фигурируют несколько факторных переменных);

Типологическая модель социального процесса (основана на типологизации социальных процессов, например, за общим направлением (процессы функционирования и процессы развития);

По уровню протекания (локальные, глобальные, др.); по продолжительности (долгосрочные, краткосрочные); по сфере распространения (экономические, политические, социально-культурные, др.);

Технологическая модель социального процесса (оптимизация процесса по результату, последствиям, эффективности).

Рассмотрены модели применяются в комплексе, взаємодоповнюючи одна другую, формируя целостную картину социального процесса.

По нашему мнению, согласно выбранной методологии, учитывая творчески образовательные тенденции социально-ориентированной, а также трансформационной национальных экономик, целесообразно выделить значимость социальных процессов согласно той роли, которую они играют в социально-экономическом развитии объекта и субъекта (то есть стадии зарождения, стабилизации, функционирования, адаптации, эволюции, перехода, ликвидации социальной системы).

Матвиенко В.Я. анализируя социальные системы и процессы, многочисленные концепции социализации, выделяет два основных подхода к определению процесса социализации, к пониманию роли самого человека в этом процессе. Первый подход (Эмиль Дюркгейм, Талконт Парсонс): субъект - объективный (общество - субъект воздействия, а человек-его объект) предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, с формированием каждого члена в соответствии с присущей ему культуры. Второй подход (Чальз Шара, Джордж Герберт Мид): субъект - субъектный (человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и инициативно влияет на жизнь, что ее окружает).

Е. Дюркгейм одним из первых обратил внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформулировать человека в определенных универсальных моральных, интеллектуальных и даже физических идеалов. Естественно, эти идеалы меняются в зависимости от исторических традиций, особенностей развития и социального устройства общества.

На началах социологии В.Я. Матвиенко выделяет четыре группы факторов социализации: мегафактори, макрофакторах, мезафактори и мікрофактори. К мегафакторів относят космос, планету, вселенную, которые в определенной мере через другие группы факторов влияют на социализацию жителей планеты. Уровень макрофакторов - это национальный уровень (емкостей, общество, макровеликий), что влияет на социализацию жителей в определенных странах (влияние опосредствованно двумя следующими группами факторов). Мезофактори отражают условия социализации больших групп людей, дифференцированных по региональному принципу и жильем населения, по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации и по принадлежности к другим субкультурам. Они проявляются через мікрофактори. К микрофакторов относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, друзья, соседи, сотрудники, общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Отдельное место наряду с факторами социализации занимают агенты социализации - люди, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит жизнь индивида. По своей роли в процессах социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Общество, государство, социальная группа исторически создают набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов, умовлення и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, заслуги, отличия. С помощью этих мер поведение индивида, групп людей приводится в соответствие с принятыми культурными, общественными нормами и ценностями.

Социализация индивида во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью определенного инструментария, "механизмов" социализации, к которым относят:

- механизм подражания (французский социальный психолог Г. Тард);

Прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между человеческим существом, которая активно развивается, и изменяющимися условиями, в которых она живет (Ю. Бронфенбренер);

- идентификацию и обособление личности (В.С, Мухина);

- закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессы развития личности (А.В. Петровский).

Классификацию универсальных механизмов социализации предлагает Матвиенко В.Я., согласно которой к первой группе универсальных механизмов относятся: психологический и социально-психологический механизмы социализации, которые проявляются через импринтинг, подражание, экзистенциальный нажим, идентификацию, рефлексию. Импринтинг представляет собой фиксирование индивидом на рецепторному и подсознательном уровнях особенностей жизненно важных объектов, влияющих на нее. Подражание - это произвольное, непроизвольное усвоение человеком социального опыта. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, идеалом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором индивид оценивает, принимает или отвергает определенные ценности присущие различным инструментам общества, семье, сверстникам, др. На основе рефлексии человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Ко второй группе универсальных механизмов социализации относятся социально формирующие механизмы: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный.

Межличностный механизм - "мы можем сколько угодно твердить свое, а обычно и общепринятые житейские правила тащат нас за собой".1 Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

Традиционный механизм социализации (стихийной) - это усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для его семьи и окружения. Это усваивается на неосознанном уровне на основе зафіксовування, некритического восприятия, стереотипов.

Институциональный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими функции социализации одновременно со своими основными функциями (производственными, общественными, др.).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры - это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, определенной профессиональной, культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Те или иные механизмы социализации играют разную роль при конкретных обстоятельствах. Так, например, в крупных городах явно действуют институциональный и стилизованный механизмы, а в малообразованных семьях - традиционный механизм.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов, но в различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно.

Социальный процесс имеет место, если социальные явления сохраняют идентичность во времени, существует логичность при смене явлений или выключении однородного состояния вещей. Поэтому социализация как усвоение индивидом общественного опыта представляет собой социальный процесс, поскольку отражает долговременные взаимодействия между человеком и общественной средой; реакция человека на дальнейшие воздействия в определенной степени обусловлена явлениями, которые возникают раньше, и в результате - определенное состояние личности, какие-то стали черты.

В.Я. Матвиенко, процесс социализации предлагает рассматривать как совокупность четырех составляющих (рис. 7.1):

Стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социально-культурными реалиями;

Относительно направленной социализации, когда государство применяет определенные экономические, законодательно-фискальные, организационные меры для решения задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь определенных возрастных групп (определяя обязанности, минимум образования, др.);

Относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

Сознательного самозмінювання человека, который имеет о социальной, асоциальный или антисоциальный вектор (самобудування, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсов и объективных условий жизни или вопреки им.

Аналитическое исследование элементов процесса социализации рассматривается на рис. 7.1.

Рис. 7.1. Характеристика составляющих процесса социализации

М. Вебер ввел понятие воспитания, подчеркивая, что в его основе лежит социальное действие; определив его как деяние, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на соответствующее поведение партнеров; как деяния, что предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми индивид входит во взаимодействие. Воспитание - процесс дискретный (прерывный); будучи планомерным, оно происходит в определенных организациях и ограничено местом и временем. Процессы воспитания и социализации являются синкретическими (сплошными).

Социология выделяет три группы задач, которые решает человек на каждом возрастном этапе (этапе социализации): естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задача - это достижение определенного уровня физического и сексуального развития.

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-эстетические, ценностно-смысловые-специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период истории (привлеченных к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенной степени сформированности ценностей; решение задач, связанных с участием в семейной жизни, в производственно-экономической деятельности, др.).

Задачи социально-культурного ряда имеют два аспекта:

во-первых, это задачи, поставленные человеку в вербалізованій форме институтами общества и государства;

во-вторых, это задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения.

Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни, самореализация, самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и меры решения. Самосознание личности рассматривается социологами как достижение ею в конкретный момент определенной меры самопознания, самоуважения, само-восприятие. Самоопределение личности - это определение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и обоснование планов будущей жизни. Самореализация - это удовлетворительная для человека реализация активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. Самоутверждение - достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.

Человек выступает объектом и субъектом социализации.

Успешная социализация предусматривает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению индивида. Таким образом, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией индивида с обществом и відособленням индивида в нем.

Человек вполне адаптирована в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему; конформизм может рассматриваться как жертва социализации. В то же время индивид, не адаптирован в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом, человеком - тем, кто уклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

По мнению В.Я. Матвиенко, любое модернизированное общество в той или иной степени продуцирует оба типа жертв социализации. Демократическое общество продуцирует жертвы социализации, главным образом, вопреки своим целевым установкам. Тоталитарное общество целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочный неизбежное следствие, лиц, которые уклоняются от вводимых норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества индивиды - создатели нередко становятся жертвами социализации, ибо принятые для него лишь как "спецы", а не как личности. Острота конфликта обусловлена типом общества, в котором развивается и живет человек, со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для социокультурных слоев, конкретных семей, воспитательных организаций, с индивидуальными особенностями самого человека.

Понятие социология само происходит от латинского термина «общество» и поэтому оно и является основным в этой науке. Общество является предметом и объектом изучения в социологии.

Впервые понятие социология введено в употребление Огюстом Контом, известным французским философом в первой трети XIX века. И вначале эта наука отождествлялась с обществоведением. Позже социология выделилась в отдельную отрасль, более узко и специфически занимающуюся социальными проблемами.

Понятие общества в социологии имеет несколько точек зрения. Этот термин может рассматриваться как объединение людей по интересам, групповое объединение по классовому или родовому признаку, обозначать жителей разных стран или представителей национальностей и народов. Если рассуждать в этом смысле от простого к сложному, то в конечном счете общество - это все люди, проживающие на Самое общее понятие общества в социологии, таким образом, включает в себя ту часть мира, в которой главными являются люди, их взаимодействие друг с другом, а также формы их объединений. Итак, рассмотрим данное положение поподробнее.

Широкое в социологии предполагает его отделение от природы как сознательной части, обладающей волей и сознанием. не развивается стихийно. В нем существуют свои законы, которые творятся человеком и в конечном счете становятся элементом человеческой культуры. Однако, это обособление общества от природы вовсе не означает их антагонизм. Связь между ними неразрывна и в конце концов они зависимы друг от друга. А общество от природы - в большей степени. Все действия и поступки человека в отношении естественной среды обитания возвращаются к нему в виде угрожающего гибелью всего, сто есть на свете, в том числе и созданного руками людей.

Таким образом, понятие общества в социологии рассматривает свой объект изучения как универсальную самодостаточную и развивающуюся систему, уровень которой оценивается именно по тому, как оно относится к окружающей среде, как в процессе взаимодействия различные взаимно влияют друг на друга.

Понятие человек в социологии также рассматривается с трех точек зрения. Первая касается природной, биологической сущности человека, вторая делает упор на внешние и внутренние отличительные признаки человека как индивида и третья зиждется на качествах, которые отличают его как продукт общественных отношений. Коснемся каждой из точек зрения.

Человек - дитя природы. Поэтому его много связывает с животным миром. Но в отличие от своих меньших собратьев он резко выделяется среди них такими признаками, как прямохождение, умение добывать пищу с помощью орудий труда, создание для себя комфортных условий для существования, что свидетельствует о сложном строении мозга человека. Сознательная жизнь - это самое главное, что не дает ставить знак равенства между человеком и животными.

Далее, социология уделяет внимание вопросу о человеке как индивиде. В этот термин вкладываются особенности человеческого обличия, его характер, темперамент, степень развитости интеллекта, то есть те самобытные черты, отличающие его от себя подобных в социуме.

Но главное понятие человек в социологии раскрывается в термине «личность» и связывается с его деятельностью в обществе, выделяя как основные черты. К ним относится активность, сознательность, нравственная состоятельность, ответственность человека по отношению к происходящему вокруг него. Личность проявляется в тех ролях, которые он выбирает для себя в процессе взаимодействия с людьми и в том, насколько хорошо он с ними справляется.

Таким образом, делаем вывод о том, что в социологии человек и общество - единое целое.

Принципиально иную теорию развилКарл Маркс (1818-1883) - выдающийся немецкий политэконом, философ и социолог. Положив в основание своей теории принцип материального фактора исторического развития, Маркс понимал под "материальным фактором" развитие производительных сил общества, которые в сочетании с соответствующими отношениями между людьми создают общественно-экономическую формацию, диктующую конкретный способ производства и соответствующие ему формы собственности.

Материальные силы, господствующие в обществе, определяют "духовную" надстройку, к которой Маркс относил различного рода политические, нравственные, духовные и иные об­щественные институ­ты. Между тем динамическая картина общественного развития детер­мини­руется не только научно-техническим, экономическим и социаль­но-политическим прогрессом общества, но и специфическим "располо­жением" общественных классов, то есть больших групп людей, имею­щих свое особое отношение к средствам производства, собственности и политиче­ским институтам.

Общественное развитие, складывающееся как результирующая экономического про­гресса и соответствующего ему развития классо­вых сил, переходит с одного этапа на другой, как правило, через мощный тоталитарный кризис, охватывающий все инсти­туты общества. Этот кризис Маркс называл социальной революцией, которая, по его мысли, представляет со­бой двигатель истории. При этом один из об­щественных классов ускоряет при­ход революции, тогда как другие классы сопротивляются ей.

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Маркс вводит понятие формаций

Общественно-экономическая формация , (или строй) - это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства социума, для продолжения рода или потомства - то есть создания новой формации.

Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.



По Марксу, человечество прошло несколько общественно-экономических формаций - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а последняя - коммунистическая - должна наступить в будущем и является окончательной.

На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.

Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.



Маркс рассматривал человеческую историю как историю борь­бы между собой больших общественных групп

Революция пролетариата, по мнению Маркса, будет впервые в ис­тории революцией большинства для всех, а не меньшинства ради себя. "Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и асе производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Полити­ческая власть, в собственном смысле слова, - это организованное насилие одного класса для подавления другого Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращается в господствующий класс и в ка­честве господствующего класса силой упраздняет старые производ­ственные отношения, то вместе с этими производственными отно­шениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще А тем самым и свое собственное господство как класса. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями при­ходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является главной целью.

7. Субъективный метод и психологическое направление
в социологии России конца XIX в.

Субъективистская парадигма фокусирует исследования на том, что и как делают люди. Здесь общество рассматривается с точки зрения взаимодействия социальных групп, каждая из которых обладает особыми ценностями, установками, привычками и статусами.

Она опирается на идеи понимающей социологии Макса Вебера, на психологические, за исключением бихевиоризма, направления, а также на феноменологическую философию. Объединяет эту парадигму следующее:

1) социальная реальность понимается как возникающая в результате взаимодействий, опосредованных индивидуальными смыслами и представлениями действующих лиц;

2) поэтому основная задача социологии – понять внутренний смысл тех или иных действий, описать представления, на основе которых конструируется социальная реальность, и процесс этого конструирования;

3) задача эта должна решаться с помощью методов, принципиально отличающихся от естественно-научных.

Субъективная социология сформировалась в юнце 60-х - начале 70-х гг. XIX века и изложена в трудах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, их вэгпяды разделял С.Н. Южаков, не будучи народником.

Субъективная социология принципиально разграни­чивала естественнонаучные и социологические знания и в силу этого - объективный и субъективный методы исследования. Согласно субъективной социологии, личность, а не группа, класс, есть основная ""единица" общественной структуры, равно как и исторического развития. Субъективные помыслы и цели личности оп­ределяют ее социальную деятельность. Изучение лич­ности осуществляется социологом по принципу "сопе­реживания", "когда наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого". Кроме того, субъективная социология включала в себя этический аспект - оцен­ку исследователем социальных фактов с точки зрения своего общественного идеала, нравственных позиций.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) был первым, кто ввел в социологию та­кие термины, как "антропологизм", "субъективный метод", "субъек­тивная точка зрения". "В социологии и исто­рии, - писал Лавров, ­есть вещи неизменные и абсолютные, как и в других науках. Они объ­ек­тивны, о них могут не знать в какую-то определенную эпоху, но их обнаруживают в другую... Социология и история содержит такие истины, которые не могут быть обнаружены до опреде­ленного момента не в силу объективного несоответствия уже известному, но по при­чине субъ­ективной негодности общества понять вопрос и дать на не­го ответ"

Эту мысль русский социолог поясняет следующим примером: до тех пор, пока у рабочего класса не возникло желание принять учас­тие в общественной жизни, у историков не было необ­ходимости осмы­слить прошлое, в котором содержались истоки этого желания, и, хо­тя в летопи­сях и мемуарах содержалось много интересных фактов по этому вопросу, они еще не являлись научным пониманием истории.

Раскрывая основное содержание своего подхода к жизни общества и его процессам, Лав­ров отмечал, что "общественные формы являются как изменяющиеся в ис­тории продукты обще­ственного творчества лич­ности ввиду их блага, и поэтому личность все­гда имеет право и обя­занность стремиться изменить существующие формы сообразно сво­им нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом (постоянно подвергая критике по основ­ным требованиям этики свои представления о про­грессе), вырабаты­вая обще­ственную силу, способную восторжествовать в подобной борьбе".

Вследствие того что большинство руководствуется лишь расчетом пользы, интерес явля­ется самым общим общественным побуждением и в каждую историческую эпоху прогрессивное движение прочно лишь тог­да, когда интересы большинства совпадают в своих общественных иде­алах с убеждениями наиболее развитого меньшинства. Именно опира­ясь на это теоретиче­ское положение, Лавров обосновывает органичес­кую связь социологии с социализмом. Социа­лизм, согласно Лаврову, вполне отвечает изложенным выше требованиям: "Он представляет ин­тересы рабочего большинства, настолько оно проникнуто сознанием классовой борьбы; он осуществляет для развитого меньшинства идеал справедливейшего общежития, допускающего наиболее сознательное развитие личности при наибольшей солидарности всех трудящихся, идеал, способный охватить все человечество, разрушая все разгра­ничения государств, нацио­нальностей и рас; он есть для личностей, наиболее вдумавшихся в ход истории, и неизбежный результат совре­менного процесса экономической жизни.

Субъективистом в социологии был и другой крупный русский социолог Николай Константинович Михайловский (1842-1904). "Коренная и ничем неизглади­мая разница между отно­шениями человека к человеку и к остальной природе состоит прежде всего в том, - писал Ми­хайловский, - что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяго­теющими к из­вестной цели, тогда как во втором - цель эта не существует. Различие это до того важно и суще­ственно, что само по себе намекает на необходимость применения различных методов к двум великим областям человеческого ведения... Мы не можем общес­твенные явления оценивать иначе как субъективно... высший конт­роль должен принадлежать тут субъективному методу". Михайловский считал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. "Скажите мне, - говорил он, - ка­ковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир". Михай­лов­ский от­верг эволюционную теорию Ч.Дарвина и Г.Спенсера и исходил из теории необходимо­сти спасения индивида от разрушительного воздейст­вия социального контроля. По его мнению, между индивидом и общес­твом происходит непрекращающаяся война, свидетель­ством тому яв­ляет­ся история России. Обратив внимание на то, какое влияние на соци­альное по­ведение ока­зывают подражание, внушение, престиж, Михай­ловский предвосхитил психоанализ З.Фрейда и В.Адлера.


Структурно-функциональный метод - это подход в описании и объяснении систем, при которому исследуются их элементы и зависимости между ними в рамках единого целого; отдельные социальные явления выполняют определенную функцию в поддержке и изменении социальной системы.

В основе структурно-функционально го анализа лежит идея социального порядка, вкотором над конфликтом до­минирует согласие (консенсус). Для структурно-функцио­нальной теории характерно сознательное стремление по­строить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фак­тов реальной действительности.

Каждый элемент этой структуры выполняет определенные функции, которые удовлетворяют нужды системы. Сущность метода состоит в разделении сложного объекта на составные части, изучении связей между ними и в определении присущих им специфических функций (ролей), направленных на удовлетворение соответствующих нужд системы управления персоналом с учетом целостности последней и ее взаимодействия с внешней средой.

В структурно-функциональном анализе за единицу исследования принимается «действие», а общество представляется как совокупность сложных социальных систем действия (концепция Т. Парсонса, Р. Мертона). Каждый индивид в своем поведении ориентирован на «общепринятые» образа поведения. Нормы объединены в институты, которые имеют структуру и владеют функциями, направленными на достижение стабильности общества. Цель структурно-функционального анализа составляется в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям.

Структурно-функциональный анализ включает изучение функциональных зависимостей элементов системы, единства институтов власти, соответствия их действия (функционирование) потребностям субъектов, выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к среде, которая меняется.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары