Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Су 26 чертежи. Описание конструкции самолета и ее особенности

(ближний бой на виражах) - явление, появившееся ещё в ходе Первой мировой войны. Боевые действия велись на малых дистанциях, когда каждая сторона знает о присутствии другой. Истребители в те времена не имели большого количества оружия на борту и самолёты могли воевать друг с другом только с использованием пулемётов. Поскольку пулемёты могли быть полезны только с близкого расстояния, самолётам пришлось лететь очень близко друг к другу, чтобы вести бой. Лётчикам пришлось летать с большим количеством манёвров, чтобы стараться не быть подбитыми или убитыми и иметь возможность, в свою очередь, атаковать вражеские самолёты.

Ближний воздушный бой как явление, присутствующее в контексте любого крупного конфликта, хотя уже после Второй мировой войны развитие скорости самолётов и радиуса действия вооружений делали его устаревшим. В современном воздушном бою применяется оружие дальнего радиуса действия, которое может быть использовано против соперника задолго до того, что понималось раньше под воздушным боем. Самонаводящиеся ракеты могут быть приведены в действие, когда самолёт находится гораздо дальше от цели, чем при использовании пулемёта, и автоматически будет пытаться преследовать цель.

Система целеуказания самолета

Важным элементом тактики воздушного боя стала новая система целеуказания, предложенная А.И. Покрышкиным . Горизонт в этой системе на 360 градусов вокруг самолета представлялся как циферблат часов, с цифрой 12 в носу самолёта. Часы указывали направление. Высота указывалась в градусах вверх или в низ от линии горизонта. Новая тактика хорошо оправдывала себя, особенно в условиях численного превосходства авиации противника.

Воздушный бой с немецкими истребителями

Материал был подготовлен в СССР, в 1943 году и носил характер "наставление летчику".

Бой с истребителями Bf.109F и Bf.109G (В тексте русские обозначения самолетов ВВС Германии заменены немецкими)

Основным типом истребителя германских ВВС является самолет Bf.109. Из различных вариантов этого самолета к началу 1943 г. находилось в строю только два: Bf.109F и Bf.109G (немецкое обозначение последнего Bf.-109G-2). Разберем их летные данные, полученные путем испытания трофейных самолетов.

Максимальная скорость Bf.109F у земли 510 км/ч на высоте 3000 м - 559 км/ч, выше 3000 м скорость Bf.109F начинает падать.

Максимальная скорость Bf.109F примерно равна скорости такого самолета, как истребитель Як-1, и уступает скорости его на высотах больше 3000 м. Истребитель Bf.109G на высотах больше 5000 м имеет превосходство в скорости над большинством наших самолетов-истребителей и уступает только последним их типам.

Из этого следует, что в бою надо сводить к минимуму это преимущество противника. В отношении скорости делать это надо двумя путями, и первый из них - культурное отношение к своей машине. В одной части несколько летчиков жаловались, что их "Яки" не дают положенной максимальной скорости. Когда проверили их машины, то оказалось, что из-за неправильной регулировки винтов мотор не давал полных оборотов, посадочные щитки в убранном положении имели зазор с задней кромки крыла в несколько миллиметров, крышки лючков и обтекатели шасси были плохо подогнаны и в воздухе топорщились, маскировочная окраска самолетов была выполнена неровно, с бугорками, кроме того, летчики слишком много открывали выходное отверстие тоннеля водорадиатора, фонарь летчика в воздухе открывался и закрывался с трудом, вследствие чего летчики фонарь в воздухе не закрывали и т.д. Когда все эти недостатки были устранены, оказалось, что самолеты не только дали полагающуюся максимальную скорость, но даже превысили ее. Таким образом, небрежное отношение к своему самолету может искусственно уменьшить его максимальную скорость.


Второй путь сведения к нулю преимуществ противника - правильная тактика советских истребителей . Недостаток скорости, как об этом уже неоднократно говорилось, компенсируется преимуществом в высоте, возможностью увеличить скорость за счет пикирования. Быть выше противника - одно из важнейших правил воздушного боя с истребителями. Bf.109 при встрече даже с явно уступающими им в скорости истребителями (например с "Харрикейнами"), но находящимися выше их, очень неохотно вступают в бой, так как знают, что скорость не спасает их от атаки сверху. Кроме того, нужно иметь в виду, что указанную выше максимальную скорость истребитель Bf.109 может дать в горизонтальном полете только на очень короткое время (1-2 минуты), после чего жидкость в системе охлаждения мотора закипает. А это приводит к тому, что если немецкий истребитель Bf.109 встретил наших Як-1 или Ла-5, находящихся со значительным превышением над ним, то уйти от них за счет скорости он не может. Поэтому немецкие летчики стараются также начать бой, находясь сверху, причем их атаки в подавляющем большинстве сводятся к короткой атаке сверху с уходом после атаки крутой горкой вверх. Скороподъемность. Высоту 5000 м истребитель Bf.109F набирает за 5,4 минуты. При сравнении с данными истребителя Як-1 видно, что истребитель Bf.109F обладает лучшей скороподъемностью до высоты 3000-3500 м, а истребитель Bf.109G, имеющий более высотный мотор, даже выше. Новые типы наших истребителей имеют скороподъемность лучшую, чем Bf.109G, до высоты 4000 м, а некоторые типы - на всех высотах.

Скороподъемность, так же, как и скорость, находится в очень большой зависимости от превышения. Если истребитель находится вверху, то он после атаки с пикирования может на короткий период дать огромную скороподъемность и уйти вверх чрезвычайно крутой горкой.

Это, между прочим, создает неправильное представление у некоторых летчиков о действительных данных немецкого истребителя Bf.109. Летчик, видя Bf.109, проскакивающий мимо него с большой скоростью и уходящий свечой вверх, иногда не учитывает, что все это достигается не столько за счет качеств самолета, сколько за счет тактики, за счет преимущества в высоте, дающего на короткий период резкое увеличение скорости и скороподъемности. Под влиянием личного впечатления такой летчик часто приписывает Bf.109 несуществующие, мнимые преимущества - баснословную скорость и скороподъемность.

Боевой опыт многих летчиков показал, что истребители ЯК-1, Ла-5, ЛаГГ-З, "Киттихаук", "Аэрокобра", "Харрикейн" и им подобные, ведущие бой с самолетами Bf.109 с превышением на несколько сот метров, великолепно расправляются с ними. Под Сталинградом осенью 1942 г. прекрасно сбивали Bf.109 даже "Чайки". Решает бой правильная тактика, в частности умение занять выгодное для боя положение сверху.

Маневренность по горизонту у истребителя Bf.109 невысокая. , он делает вираж за 20-21 секунду, но выполнение крутых виражей на нем трудно - самолет на вираже легко зарывается, и поэтому крутой вираж на Bf.109 редко можно видеть. Немецкие летчики не ведут бой на виражах, так как знают, что становящийся в вираж теряет инициативу в бою, отдавая ее тому, кто ведет бой на вертикальном маневре. Инициатива, как об этом уже говорилось, имеет огромное значение для воздушного боя, поэтому переход на бой с маневром в горизонтальной плоскости нельзя рекомендовать и нашим летчикам.

Если по каким-либо причинам бой на виражах все же завязался, то его целесообразнее проводить на правых виражах, так как большинство наших машин делает правый вираж лучше левого, а многие немецкие летчики, особенно молодые, не умеют делать хорошие правые виражи. Каждый летчик-истребитель должен в совершенстве овладеть техникой выполнения правого виража. Следует избегать перехода из одного виража в другой, если сзади есть противник, ибо в момент перекладывания в другой вираж самолет представляет собой очень удобную мишень.

Пикирует истребитель Bf.109 хорошо, быстро набирает скорость и на пикировании легко отрывается от наших истребителей. Гнаться за пикирующим Bf.109 в большинстве случаев невыгодно, лучше остаться наверху (опуская нос своего самолета лишь настолько, чтобы не потерять противника из виду) и атаковать Bf.109 после выхода его из пикирования. Осадка самолета при выводе из пикирования у истребителя Bf.109 большая. Крутое пикирование с выводом на малой высоте для истребителя Bf.109 трудно. Изменить направление во время пикирования и вообще во время атаки на большой скорости для истребителя Bf.109 также трудно. Если на атаке требуется сделать значительный доворот, то Bf.109 прекращает атаку и уходит вверх с тем, чтобы повторить атаку заново. Эту особенность Bf.109 используют в бою некоторые типы наших истребителей.

Вооружение истребителей

На истребителе Bf.109G установлено два пулемета и одна пушка, на истребителе Bf.109G - три пушки и два пулемета, - все для стрельбы только вперед. Количество боеприпасов на истребителе Bf.109G по 500 патронов на пулемет и 200 снарядов на пушку, на истребителе Bf.109G - по 500 патронов на пулемет и 200 снарядов на центральную пушку и по 140 снарядов на крыльевые пушки.

В бою с бомбардировщиком подойти на близкую дистанцию мешает стрелок, в бою же с истребителем Bf.109 огонь атакуемого не мешает сближаться. Конечно, лучше всего открывать огонь по истребителю противника только с самых малых дальностей, но это возможно лишь в том случае, когда противник не видит атакующего и дает ему возможность приблизиться. Чем быстрее производится сближение, тем менее вероятно, что атакующий будет замечен. Отсюда и стремление атакующего как можно быстрее подойти к намеченной цели.

Во время боя противник может подвернуться под огонь на самых разнообразных дальностях и под любыми ракурсами. Значит, истребитель должен выйти в положение для открытого огня сзади с малой дальности, но, если это не удается, надо уметь вести огонь и с большего расстояния. Если атакующий истребитель замечен, то, безусловно, атакуемый не будет ждать, пока его собьют, а постарается каким-нибудь маневром выйти из-под огня. Но какой бы маневр он ни применил, он не сможет сразу придать своему самолету большое угловое перемещение, - в этот момент у нашего истребителя будет еще возможность попасть в самолет противника, и надо не упускать случая дать по самолету противника очередь.

При атаках из передней полусферы по истребителю Bf.109 (особенно по Bf.109G) следует учитывать сильный огонь его вперед. Атаки вдоль продольной оси сверху спереди могут выполняться без противодействия только при крутом пикировании, но они дают слишком малую вероятность попадания в противника. Пологое пикирование прямо спереди дает противнику возможность задрать нос самолета и встретить атаку огнем. Учитывая, что на изменение направления в горизонтальной плоскости противнику потребуется больше времени, чем на изменение направления в вертикальной плоскости, гораздо лучше вести переднюю атаку сбоку под ракурсом 1/4-2/4 с некрутого пикирования.

Применение РС по истребителям возможно, но добиться меткой стрельбы можно только при первой атаке и то при условии скрытого подхода к противнику. В дальнейшем бой с истребителями принимает настолько быстротечный и изменчивый характер, что стрельба РС, требующая точного соблюдения дальности стрельбы и исходящая из предположения, что цель малоподвижна, дает мало надежды на попадание. Кроме того, РС имеют значительный вес и лобовое сопротивление и, следовательно, ухудшают летные данные истребителя. На истребителях И-16 и И-153 есть смысл применять РС, но выпускать их надо не по одному или по два (как по бомбардировщикам), а залпами по четыре снаряда с разной установкой замедления трубки (с интервалом по 0,2 или 0,4 секунды).

Таран истребителя противника возможен. Об этом говорит факт тарана одного Bf.109, выполненный 4 июля 1942 г. лейтенантом Потаповым. Но такие примеры являются пока исключением.


Расположение уязвимых мест и бронирование Bf.109

Уязвимые места истребителя Bf.109 - мотор, летчик и бензобаки - расположены в передней части фюзеляжа близко друг к другу. Уязвимым местом можно считать всю переднюю половину фюзеляжа. В крыльях уязвимыми местами являются только водорадиаторы. Площадь, которую эти места занимают, значительно меньше площади уязвимых мест бомбардировщика, поэтому дальность действительного огня по истребителю надо считать для 20-мм пушки и 12,7-мм пулемета не свыше 300 м. Нормальная дальность ведения огня, обеспечивающая хорошую вероятность попадания, не больше 100 м. При ведении огня под ракурсом больше чем 0/4 площадь уязвимых мест увеличивается, но не настолько, как у бомбардировщика.

Бронирование истребителя Bf.109F показано на рисунке. Против бронебойных снарядов и бронебойных пуль крупного калибра броня практически недейственна, и с ней можно не считаться.

Бронирование истребителя Bf.109G ничем не отличается от бронирования Bf.109F, за исключением того, что сзади бензобака поставлена сплошная перегородка толщиной 18 мм из нескольких слоев дюраля, предназначенная для снятия зажигательного состава с зажигательных пуль. Броней эту перегородку считать нельзя, так как пули через нее свободно проходят. Кроме того, при испытаниях обнаружилось, что своей цели перегородка не достигает и даже, наоборот, только улучшает действие зажигательных пуль.

Толщина брони кабины летчика Bf.109G следующая:

  • Заголовник - 9,4 мм
  • Спинка - 4,4
  • Сиденье - 8

Броня закрывает летчика от атак прямо сверху (с задней полусферы) до угла пикирования 45 градусов, снизу до угла 35 градусов. От атак сзади сбоку летчик закрыт броней плохо; уже при боковом угле 10 градусов броня закрывает летчика только частично. Броня истребителя Bf.109G пробивается бронебойной пулей среднего калибра с дальности 100м и бронебойной пулей крупного калибра (12,7 мм) с дальности до 400 м. Прозрачная броня на козырьке летчика защищает только от пуль среднего калибра, пули 12,7-мм пулемета пробивают ее.

Бензобак истребителя Bf.109F вмещает горючее на полет продолжительностью до двух часов, бензобак истребителя Bf.109G - на один час при полете на экономической скорости. На максимальной скорости и в бою горючее расходуется очень быстро - в полете с боями горючее на истребителе Bf.109G кончается через 40-45 минут. Протектор на бензобаке затягивает до 20 пулевых пробоин среднего калибра и 5-6 пробоин калибра 12,7 мм.

Попадание зажигательной пули в пространство над уровнем горючего зажигает пары бензина и разрывает бак. Морозостойкость протектора оказалась плохой: в морозную погоду протектор замерзает, крошится и пулевых пробоин не затягивает. Обзор является слабым местом истребителя Bf.109. Не без оснований этот самолет считается самым "слепым" из всех типов истребителей. Кабина истребителя Bf.109 узкая, фонарь в полете не открывается, бронированный заголовник занимает очень большое пространство сзади. Наиболее трудно для летчика Bf.109 просматривать секторы прямо назад и назад вниз. Противника, зашедшего в хвост, летчик Bf.109 не может увидеть.


Боевое столкновение американских и советских войск над Нишем 7 ноября 1944 года, один из нескольких десятков документально подтверждённых эпизодов Второй мировой войны, классифицируемых как огонь по своим

Между СССР и США велось активное военное сотрудничество в годы Второй мировой войны: так, по программе ленд-лиз Советскому Союзу были поставлены более 14 тысяч американских самолётов 14 типов. На них воевали 138 советских асов и 19 героев Советского Союза. Кроме того, в СССР были поставлены более 46 тысяч тонн запчастей, почти 131 тысяча тонн сборно-разборных ВПП, 34 комплекта авиаремонтных мастерских и другого инвентаря для авиации. Особую ценность составляли документы, которых было направлено порядка 11 тысяч. Также авиаторы СССР и США сотрудничали на авиабазах в Иране (1942-1944), на Аляске (1942-1945) и трёх стратегически важных базах: Элизабет-Сити в Северной Каролине, США (1944); Полтавский аэроузел, СССР и авиабаза Палези под Бари, Италия (1944).
Однако между тем происходили трагические инциденты по причине индивидуальных ошибок пилотов, которые принимали войска своих союзников за немецкие. К числу таких инцидентов относится и авианалёт на советскую колонну войск в Нише, произошедший 7 ноября 1944 года.

15-я воздушная армия (США) в ноябре 1944 года оказывала помощь советской группе войск с воздуха. Полковник Кларенс Теодор Эдвинсон во главе 82-й истребительной авиагруппы, базировавшейся в итальянской Фодже, выполнял эту задачу несколько раз и 7 ноября 1944 года вылетел в очередной раз на помощь советским войскам. К несчастью, на аэродроме Фоджи не получили своевременное сообщение, что советские войска продвинулись вперёд на 100 километров, и по этой причине Эдвинсон, завидев советские войска, принял их за немцев и приказал атаковать.
В 12:40 по дороге Ниш - Алексинац - Делиград - Роянь шли советские части 6-го гвардейского стрелкового корпуса, когда над ними появились разведывательные самолёты Lockheed P-38 Lightning (по свидетельствам югославских военных, эти самолёты служили прикрытием для бомбардировщиков North American B-25 Mitchell, пролетавших рядом). Советские войска готовились отмечать годовщину Октябрьской революции, по случаю чего, согласно некоторым свидетельствам, их сопровождал оркестр.
Американцы, несмотря на то, что командование средиземноморских ВВС США уже знало, что около Ниша нет немецких войск, по ошибке приняли советских солдат за немецких и открыли шквальный огонь, начав обстрел из пушек, пулемётов, атакуя ракетами и бомбами. В результате авианалёта погибли 34 человека, включая командира 6-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-лейтенанта Котова. 39 человек были ранены, а 20 автомашин с грузами оказались сожжены.
Советские войска изначально решили, что их атакуют немецкие «рамы» - истребители Fw-189, похожие по форме на американские P-38 Lightning, однако затем разглядели белые звёзды на самолётах, а вовсе не немецкие кресты. Размахивая знамёнами, советские солдаты пытались убедить американцев, что те по ошибке их обстреливают, но лётчики не замечали или не хотели замечать знаков с земли. В воздух по тревоге была поднята советская авиация.
В одной из современных телепередач говорилось, что в докладе одного из американских пилотов, было написано следующее: "По радиосвязи один из наших пилотов после нападения на колонну несколько раз повторил: "Это русские, мы атаковали русских, повторяю, это русские мы атаковали русских", эта фраза повторялась в эфире несколько раз"

Советские войска оказались в замешательстве, поскольку не ожидали появления немцев около Ниша, к тому же массовое появление Fw-189 было неожиданным, поскольку немцы физически не могли отправить столько машин в бой. Не сразу советские войска поняли, что по ним ошибочно ведут огонь американцы.
Первыми тревожные звуки услышали солдаты 707-го штурмового авиационного полка (свидетелем также был и будущий Герой Советского Союза Николай Шмелёв), которые слушали речь заместителя командира по политподготовке подполковника Сивуда. По тревоге в бой был поднят 866-й иап, также обстрел начали силы ПВО с аэродрома Ниша. Зенитчикам удалось сбить один американский самолёт, который упал в километре к северу от аэродрома.
В 13:00 самолёты Як-9 и Як-3 из 866-го иап взлетели в воздух и направились в сторону американцев. Заместитель командира полка Дмитрий Сырцов отдавал приказы не атаковать американцев, а убедить их покинуть позиции, но после того, как был сбит один из «Яков», советские самолёты вступили в бой с американцами. Убрав шасси, истребители набрали у земли максимальную скорость и свечой полезли вверх. Первой же атакой были сбиты два американских самолёта, а вскоре на помощь звену подоспел и самолёт аса Александра Колдунова. Американцы, сбросив бомбы, пытались защищаться, однако после усиленных атак направились в сторону Ниша. По пути один из советских самолётов огнём из 37-мм пушки сбил третий «Лайтнинг», однако был подбит из пулемёта другого самолёта.
Только когда старший лейтенант Сурнев Н.Г. подлетел к ведущему «Лайтнингу» и жестами объяснил пилоту того самолёта, что это были советские солдаты, а не немецкие, американцы приняли решение уходить на юг. Проводив их до вершины горы, советские самолёты повернули назад. Одного из американцев, чей самолёт был сбит, подобрали советские солдаты и доставили на аэродром, где вскоре приняли решение отправить его в штаб 17-й воздушной армии.
Повторная атака произошла довольно быстро: порядка 40 «Лайтнингов» перелетели через горный хребет и снова атаковали советских солдат. Однако лётчики быстро пролетели в сторону американцев и показали им свои опознавательные знаки, после чего американцы быстро покинули место боя. В сторону некоторых пилотов советские лётчики вынуждены были сделать несколько предупредительных выстрелов из пушек и очередей из пулемётов.

Командование ВВС США вынуждено было приносить извинения перед советским командованием за случившееся. Представители ВВС США назвали это «досадным инцидентом» и сказали, что американские лётчики допустили грубую ошибку: они якобы собирались атаковать немцев, которые шли из Греции в Триест. Однако греческая территория начиналась примерно в 400 км к югу от Ниша, что вынудило советские войска задуматься о правдивости такого заявления. Вторая группа должна была, по крайней мере, не повторить ошибку первой, поскольку между ними поддерживалась радиосвязь, и по этой причине советские войска продолжили расследование.
Участник того боя летчик Борис Смирнов в своих мемуарах писал, что в кабине сгоревшего "лайтинга" нашли карту, где штаб 6-го гвардейского стрелкового корпуса был обозначен как воздушная цель. Наше командование предъявило претензии, после чего американцы извинились, аргументируя, что эскадрилья сбилась с пути. Но подобных ошибок становилось все больше.
Комиссия 17-й воздушной армии по итогам расследования обнаружила следующее: пилотам самолётов выдали задание обстрелять немцев на дороге Скопье-Приштина, однако схема дорог района города Ниш якобы оказалась похожей на схему дорог около Скопье, чем и была обусловлена ошибка. Расстояние между Нишем и Скопье было гораздо меньше, чем до границы с Грецией (150 км), но было довольно крупным, что всё равно делало объяснение неправдоподобным. Тем не менее, руководству армии было дано указание наградить советских лётчиков и не афишировать факт, чтобы не допускать раскола в антигитлеровской коалиции.
14 декабря 1944 года посол США в СССР Аверелл Гарриман принёс извинения «по поводу несчастного случая, происшедшего на Балканах» от имени президента США Франклина Рузвельта и генерала армии США Джорджа Маршалла, а также предложил направить в штаб 3-го Украинского фронта, воевавшего в Югославии, группу офицеров связи для координирования действий советских войск и союзных военно-воздушных сил. Но Сталин отклонил это предложение, заявив, что была уже установлена линия разграничения действий авиации союзников.

Существует версия, что командование на верхнем уровне не знала о планировании такой операции, и, что это все спланированная акция немецких диверсантов внедренных в армию США, с целью раскола антигитлеровской коалиции. Именно такой версии до сих пор придерживаются американская сторона.

На фото мемориал советским воинам, погибшим после освобождения Ниша 7 ноября 1944 года под ударами американских бомбардировщиков

Генерал - лейтенант авиации

И . Кожедуб трижды Герой Советского Союза

военный летчик первого класса

Каждый раз, когда я са­жусь в кабину современно­го истребителя, оснащенно­го ракетами, в сердце рождается гордость за нашу любимую Роди­ну, благодарность славной Комму­нистической партии за ту заботу, которой окружены мы, воины Страны Советов. Советский на­род - строитель коммунизма - дал нам в руки самую современ­ную боевую технику, оружие неви­данной силы. Авиаторы вместе с воинами других родов войск с гор­достью говорят: «Нам есть что за­щищать, и есть чем защищать».

Вся история советской авиации - это история борьбы за скорость, высоту и дальность полета . Возмо­жности самолетов резко возросли в послевоенный период. Современ­ные самолеты могут летать со сверхзвуковой скоростью и подниматься на большие высоты. Революция в военном деле, естест­венно, привела к изменению такти­ки ВВС, внесла свои коррективы в организацию Военно-Воздушных Сил, значительно повлияла на ха­рактер воздушного боя.

Воздушный бой и в новых, изме­нившихся условиях по-прежнему остался главным в действиях истре­бителей по борьбе с авиацией про­тивника в воздухе, как бы суммирующим усилия летчика и всех спе­циалистов, помогающих ему в ре­шении боевой задачи - уничтоже­нии самолетов противника. Но его характер изменился вместе с ростом скорости, высоты полета и воо­ружения.

Известно, что послевоенный пе­риод развития истребительной ави­ации, как и всех Военно-Воздушных Сил, можно разделить как бы на три этапа. Первый из них 1945-1953 годы. Он характеризуется обобщением большого опыта Вели­кой Отечественной войны и широ­ким внедрением реактивной техни­ки. Уже в 1947 году началось мас­совое переучивание летчиков-истребителей на самолетах МИГ-9 и ЯК-15, а чуть позднее-на МИГ-15, ЛА-15 и МИМ 7.

Опыт боевой учебы показал, что реактивные истребители можно ис­пользовать и в одиночном и в груп­повом боях. Рост скорости полета и оснащение самолетов более скорострельными авиационными пуш­ками значительно изменили харак­тер воздушного боя. Если в годы войны дальность открытия наибо­лее эффективного огня из пулеме­тов не превышала 150-200 м то теперь появилась возможность поражать самолет противника на го­раздо большем удалении.

Расширились и пространственные рамки воздушного боя. Он уже вел­ся не только на средних высотах, как это было в годы войны, а и в стратосфере. Однако основу успе­ха воздушного боя все еще состав­ляли отточенная до совершенства техника пилотирования на всех вы­сотах, постоянная и круговая осмотрительность, смелость и реши­тельность в действиях летчика.

Опыт управления авиацией с земли, накопленный в годы войны, находил все более широкое при­менение. Для обнаружения и наве­дения стали использоваться назем­ные радиолокационные станции, командные пункты и пункты наве­дения. И все-таки основным в об­наружении и сближении с целью оставалось визуальное наблюде­ние.

В большинстве случаев земля выводила истребитель только в район поиска.

На втором этапе развития Военно-Воздушных Сил (1954-1959 гг.) на вооружение были приняты сверх-звуковые истребители, оснащен­ные радиолокационными прицела­ми и ракетами класса «воздух - воздух». Дальность пуска ракет по сравнению с дальностью стрельбы даже из крупнокалиберных авиа­ционных пушек выросла в не­сколько раз. Появилась реальная возможность поражать цели, не ви­дя их невооруженным глазом. Ха­рактер воздушного боя существенным образом изменился.

В чем это проявилось? Прежде всего в значительном возрастании роли взаимодействия командного пункта с летчиком-истребителем. На данном этапе практически успех воздушного боя, а точнее сближе­ния и обнаружения цели, стал зави­сеть от умения командного пункта определить параметры полета це­ли и истребителя, выбрать наибо­лее выгодный в данной обстановке тактический прием, наметить точку встречи.

Рост скоростей полета поставил под сомнение возможность повторной атаки. Значит, от летчика, его способности правильно постро­ить маневр, провести прицелива­ние и пуск, добиться победы с пер­вой атаки зависел успех всего воз­душного боя.

Третий этап , который продолжа­ется до сих пор, начался в 1960 го­ду. Он характеризуется дальней­шим совершенствованием боевых качеств авиационной техники и ра­кетного вооружения, все более ши­роким внедрением разнообразных систем управления. Теперь самоле­ты истребительной авиации, осна­щенные ракетами класса «воздух-воздух», способны осуществлять автономный перехват воздушных целей на больших удалениях от охраняемых объектов. Значительно повысились и роль автоматизиро­ванного управления и значение первой атаки.

Но, как показывает практика, и сверхзвуковые истребители могут успешно вести одиночный и груп­повой воздушные бои, которые, опять же сохраняют все свои ос­новные элементы.

Таким образом, современный воздушный бой - это прежде все­го перехват воздушной цели, вы­полняемый истребителем с помо­щью автоматизированной систе­мы управления. Здесь также важ­ны - внезапность действий, точ­ность огня, что является важней­шим условием успешного заверше­ния боевого задания.

За последние годы очень боль­шое внимание уделяется развитию радиотехнических средств управ­ления. Это вполне закономерный процесс. Широкое применение радиоэлектроники значительно повы­шает надежность наведения и пе­рехвата. Но умение вести воздуш­ный бой в любых условиях остает­ся главным в обучении летчиков истребителей.

Остаются в силе и требования от­личной групповой слетанности в каждой паре, в каждом звене и подразделении, а также взаимо­действия и взаимовыручки. В годы войны говорили: пара - основная боевая единица, звено-основа боевого порядка. Все это верно и в наши дни. Предавать забвению фронтовой опыт ни в коем случае нельзя. Только надо учитывать из­менения, которые произошли. К определению боевого порядка и организации воздушного боя нуж­но подходить диалектически, с уче­том и прошлого и настоящего. Толь­ко при зтом можно надеяться на успех.

Современный воздушный бой требует не только использования радиотехнических средств, но и по­вышенной осмотрительности, уме­ния любого летчика действовать самостоятельно с учетом сложив­шейся обстановки. Однако это не значит, что в случае потери веду­щего, ведомый обретает абсолют­ную самостоятельность. И в этом случае он должен помнить об об­щем замысле командира, прини­мать меры к тому, чтобы занять свое место в общем боевом по­рядке.

Надо уметь видеть в бою, знать, куда и зачем идешь, чувствовать атмосферу боя, его темп, метко ве­сти огонь. Без этого невозможно добиться победы ни в одиночном, ни в групповом воздушном бою.

Групповые воздушные бои, как правило, будут сопровождаться резкими эволюциями, большими перегрузками. Собственно также было и в годы Великой Отечествен­ной войны. Групповой воздушный бой выигрывал тот, кто был более организован, лучше владел такти­ческим и огневым мастерством, отличался физической выносливо­стью, кто мог и при больших пере­грузках правильно строить маневр, молниеносно и смело атаковать, метко стрелять. Об этом должны помнить и те, кто готовится стать воздушным бойцом, и те, кому Ро­дина вручила грозные сверхзвуко­вые ракетоносцы. Высокие мораль­но-боевые качества, готовность к подвигу надо воспитывать в себе изо дня в день.

В групповых воздушных боях особое значение приобретает уме­ние летчика применять в комплек­се ракетное и пушечное вооруже­ние. Здесь да, впрочем, и на дру­гих этапах только правильной оцен­кой обстановки не обойтись. Нуж­ны твердые и глубокие знания боевой техники и ее возможностей, навык быстрого переключения вни­мания с одной системы на другую.

Как уже отмечалось, воздушный бой - главный вид боевой дея­тельности летчика-истребителя. Но и в этом главном есть свое глав­ное - атака. Ведь как бы скрытно ни действовал летчик, как бы он ни хитрил при сближении, победы не будет, если он не сумеет совер­шить стремительную атаку и не за­кончит ее метким и дерзким уда­ром.

От чего зависит успех атаки? Прежде всего от совершенной тех­ники пилотирования. Чем лучше владеет летчик самолетом во всем диапазоне скоростей и высот по­лета, тем больше у него возмож­ности победить врага в воздуш­ном бою, Не меньшую роль игра­ет и знание тактики противника, сильных и слабых сторон его техники. Без этого тоже немыслим успешный воздушный бой.

Отличным пилотом, знатоком тактики и мастерского удара заре­комендовал себя на фронте Герой Советского Союза В. Лихачев. Про­шли годы, но не померкла слава ветерана. Его пилотаж на воздуш­ном параде в Домодедове отли­чался незаурядным мастерством, если хотите, дерзостью. Ветеран был награжден еще одним орде­ном Красного Знамени.

Дерзость летчика, в мирные дни мы об этом неоправданно мало говорим, а следовательно, и не вы­рабатываем у летчиков этого за­мечательного качества воздушного бойца. Между тем дерзость в со­четании с мастерством и есть тот сплав, который помогает летчику успешно завершить воздушный бой - произвести атаку.

Много примеров разумной дер­зости и инициативы проявили ави­аторы на учении «Днепр». Этот опыт необходимо всемерно внед­рять в практику обучения и воспи­тания.

В настоящее время происходит объективный процесс взаимопро­никновения современной авиацион­ной и ракетной техники. В управ­лении авиацией все шире применя­ются радиоэлектроника и счетно-решающие устройства, на вооружение поступают различные раке­ты. Но какой бы совершенной ни была техника, решающая роль в современном воздушном бою, как и в годы войны, принадлежит лет­чику , познавшему законы воору­женной борьбы, умеющему взять от техники все без остатка. Свя­щенный долг каждого авиационно­го командира - воспитывать лет­чика-истребителя смелым и уме­лым воздушным бойцом, беспре­дельно преданным делу Коммуни­стической партии и Советскому правительству, до глубины души ненавидящим врагов родины Ок­тября, в авиационные части приходят молодые летчики-инженеры. Это высокоэрудированные, хорошо подготовленные специалисты. Уро­вень их теоретических знаний зна­чительно выше, чем был у выпуск­ников военных училищ 50-х годов, но нужно помнить, что их жизнен­ный опыт еще невелик. Об испы­таниях, которые выпали на долю летчиков-фронтовиков, они знают только по книгам и рассказам ве­теранов. Нужно, чтобы обучение молодежи проводилось е условиях, максимально приближенных к реальным, боевым. И не надо боять­ся разумной инициативы, дерзо­сти молодежи. Пусть они будут. В сочетании с мудростью старших это поможет летчикам-инженерам стать мужественными и стойкими воздушными бойцами.

В дни празднования 50-летия Во­оруженных Сил СССР авиационной части был вручен орден Красного Знамени. В ней проходят службу многие летчики-инженеры. Они жадно перенимают опыт таких признанных мастеров воздушного боя, как майоры С. Цветков и В. Бе­ляев, чей ратный труд недавно от­мечен орденами Красной Звезды.

Современный воздушный бой - серьезное испытание моральных и физических сил летчика. И без вы­сокой морально-психологической подготовки летчика, как и без умения владеть своим оружием, нель­зя достичь победы в воздухе.

Советские летчики идут в еди­ном боевом строю с танкистами, моряками, ракетчиками, предста­вителями различных родов войск. Они зорко следят за происками империалистов, бдительно охраня­ют мирный труд советского наро­да, строящего коммунистическое общество, и по приказу Родины го­товы нанести сокрушительный удар по любому агрессору, если он по­сягнет на честь, свободу и незави­симость социалистического Отече­ства.

Светлой памяти И. Кожедуба посвящается...

Авиация и космонавтика. – 1968. – №5,10; 1969. – №5, 6.

Включает в себя различные фигуры авиационного пилотажа .

Тактика

Некоторые тактические приёмы:

  • заход со стороны cолнца
  • лобовая атака
в ВВС РККА

Был принят на вооружение предложенный А. И. Покрышкиным новый тактический приём - маятниковое патрулирование ; применялась так называемая кубанская этажерка .

Новая тактика хорошо оправдывала себя, особенно в условиях численного превосходства авиации противника .

В Люфтваффе у Союзников

  • «манёвр Тэйта» (впервые применён в битве за Мидуэй)

Современный воздушный бой

Ближний воздушный бой как явление, присутствующее в контексте любого крупного конфликта, существовал по крайней мере до 1992 года, хотя уже после Второй мировой войны развитие скорости самолётов и радиуса действия вооружений делали его устаревшим. В современном воздушном бою применяется оружие дальнего радиуса действия , которое может быть использовано против соперника задолго до того, что понималось раньше под воздушным боем. Самонаводящиеся ракеты могут быть приведены в действие, когда самолёт находится гораздо дальше от цели, чем при использовании пулемёта, и автоматически будет пытаться преследовать цель.

Ближний воздушный бой в настоящее время стал редким явлением, но, тем не менее, все современные истребители до сих пор имеют пушечное вооружение для возможных боевых столкновений. Встроенную пушечную установку имеют все истребители, за исключением F-35 вариантов B и С, у которых пушка вынесена в специальный подвесной контейнер.

Современный ближний воздушный бой называется «воздушным маневрированием» (англ. Air Combat Manoeuvring ), что означает атаку или уклонение от одного или нескольких противников.

Стратегия

Вооружённые силы разных стран, как правило, стараются не оглашать свои стратегии, однако о них можно сделать косвенные выводы, основываясь на характеристиках их боевой техники.

США

При разработке основного истребителя F-22 были приняты следующие решения:

  • Двигатель был разработан специально для сокрытия реактивной струи; при этом пришлось отказаться от изменения вектора тяги во всех плоскостях.
  • Было сокращено число АФАР на крыльях истребителя, для достижения большей скрытности; однако это повлияло на дальность обнаружения цели.
  • Все проекты США по созданию ракет класса «воздух-воздух» дальнего и сверхдальнего радиуса действия были свёрнуты и стали разрабатываться только ракеты способные поместиться во внутренних отсеках истребителей для большей скрытности - это ракеты в основном средней и малой дальности (тем не менее, радиус современных УРВВ США превышает 120 км).

Можно предположить, что стратегия США заключается в незаметном подходе (с отключенной бортовой РЛС, по данным самолета ДРЛО) и уничтожение цели с близкого расстояния, т. к. вероятность уничтожения цели с близкого расстояния выше чем вероятность поражения цели с дальних дистанций. А после уничтожения цели истребитель незаметно покидает место боевых действий.

Россия

Россия, вероятно, напротив стремится обнаружить и уничтожить цели противника с дальнего и при возможности безопасного для истребителей расстояния

  • При проектировании ПАК ФА очень много внимания уделялось авионике причем иногда в ущерб скрытности истребителя, но при этом увеличивалась дальность обнаружения противника.
  • Разработка ракет КС-172 , которые не способны поместиться во внутренних отсеках истребителя, что делает истребитель более заметным. Но в то же время ракеты обладают непревзойденной дальностью (до 400 км), дальность поражения этой ракеты в несколько раз превосходит дальность ракет используемых на F-22 и F-35 .

Все эти стратегии лишь предполагаемые, в них очень много показателей, таких как тренировочные бои, не учитывались и возможны серьезные недочеты.

Тактика

См. также

Источники

  • Советская военная энциклопедия. - М ., 1990. - Т. 1. - С. 459-460.
  • Shaw Robert L. Fighter Combat: Tactics and Maneuvering. - Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1985. - ISBN 0-87021-059-9
  • цикл передач «Воздушный бой» телеканала Discovery World

Ссылки

  • Телевизионный фильм «Битва за воздух» из цикла «Великая война» (Первый канал , 2010)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Воздушный бой" в других словарях:

    Основная форма действий истребительной авиации. Воздушный бой ведется одиночными летательными аппаратами (одиночный бои) или группами летательных аппаратов (групповой бой) с целью уничтожения противника или отражения его атак. Разновидность… … Морской словарь

    Вооружённое противоборство в воздухе одиночных самолётов (вертолётов) или групп летательных аппаратов (подразделений, частей), сочетающих огонь бортового оружия и манёвр для уничтожения противника или отражения его атак. В. б. один из основных… … Энциклопедия техники

    Воздушный бой - ведётся одиночными ЛА (одиночный бой) или группами (групповой бой) с целью уничтожения противника, отражения его атак. В. б. основная форма действий истребительной авиашш включает: сближение, атаку (одну или несколько), маневрирование между… … Словарь военных терминов

    воздушный бой - воздушный бой — вооружённое противоборство в воздухе одиночных самолётов (вертолётов) или групп летательных аппаратов (подразделений, частей), сочетающих огонь бортового оружия и манёвр для уничтожения противника или отражения его атак. В. б … Энциклопедия «Авиация»

Режиссер: Адам Фридман

В телепередаче "Воздушный бой" вы увидите самые прославленные воздушные сражения всех времен прямо из кабины боевой машины. Майор ВВС США Пол Макс Мога будет комментировать для вас воспроизводимые баталии - реконструированные при помощи классических военных самолетов прошлого с борта сопровождающего самолета.

Вы так же увидите анализ неповторимых технических особенностей летательных аппаратов, изучите успешные тактики боя и познакомитесь с пилотами участвовавших в настоящих боевых вылетах. Вас ждет незабываемое путешествие. Воздушные бои представлены только со стороны ВВС США, их противники - нацистская Германия и Япония.

В данном материале объединены оба сезона, некоторые серии только с субтитрами.

Алея МиГов / MiG Alley

Война в Корее. F-86 Sabres против МиГ-15.


Засада в небе / Air Ambush Р-38 против Ме-109.

Операция «Боло». В кадре Robin Olds и JB Stone.


«Летающие Тигры» / Flying Tigers

Летчики-наемники из США в 1941 на стороне Китая против Японии. P-40 Tomahawk против Ki-27 «Nates», Ki-21 «Sallys» и Ki-43 «Oscars». В кадре David Lee «Tex2 Hill и John Richardson «Johnny» Alison.


Ад в небе над Ханоем / Hell Over Hanoi

F-4 Phantoms против МиГ-21(Северный Вьетнам) - Fred «Fredo» Olmsted и Dan Cherry, Steve Ritchie.


Убийцы «Зеро» - F6F Hellcat / The Zero Killer Grumman

F6F Hellcat против Mitsubishi Zero. Robert Duncan, Hamilton «Mac» McWhorter и Alex Vraciu.


Последний Стрелок / The Last Gunfighter Северный Вьетнам.

F-8 Crusader против МиГ-17 и МиГ-21. Paul H. Speer, Phil «Rat» Wood, Paul Gillcrist и Richard Schaffert.


Гибель японского флота / Death of the Japanese Navy

Операция «Тэн-Го». Гибель «Ямато». Nick Fellner, Robert C. Hagen, Robert Clair «Uncle Bob» Hollenbaugh, Richard M. Roby, Jack Yusen и Francis Ferry.


Охота на «Бисмарк» / Hunt for the Bismarck 1940.

Атака бипланов Swordfish на линкор «Бисмарк». Heinrich Kuhnt, Otto Schlenzka, Ted Briggs, H.A.D. Turtle и John «Jock» Moffat.


Неравные шансы / Long Odds Тихий Океан.

SBD Dauntless против A6M Zero (S.W. «Swede» Vejtasa). B-17 Flying Fortress против A6M Zeroes и Ki-46 «Dinah» (J.T. Britton). Северный Вьетнам. F-105 Thunderchief против МиГ-17 (Leo Thorsness).


Ближний Восток / Dogfights of the Middle East

Израильские Mirage III против Египетских Air Force МиГ-17 и МиГ-19 в Шестидневной Войне (Ran Ronen). Угон иракского МиГ-21 (Испытатель Danny Shapira). Израильские F-15 Eagle против сирийских МиГ-21 (Moshe Melnik и Eitan Ben Eliyahu)


Асы пустыни / Desert Aces (5-я серия из 2-го сезона)

Воздушные бои "Бури в пустыне" / Dogfights of Desert Storm

(12-я серия из 2-го сезона + 5 серия в этом варианте видео)


Рождение аса: P-38 «Молния» против «Зеро» / Birth of an Ace: P-38 Lightning vs. Zero

Скорость и маневренность являются наиболее важными функциями истребителя. Японский «Зеро», был самым смертоносным самолетом на Тихом океане в течение первых месяцев Второй мировой войны.


Бой над Гуадалканалом: Zero против F4F «Wildcat» / Dogfight Over Guadalcanal: Zero vs. F4F «Wildcat»

Для флота Соединенных Штатов основным истребителем в начале Второй мировой войны был F4F «Wildcat» («Дикий кот»). Его основным противником был высокоманевренный японский истребитель Zero («Ноль»).

7 августа 1942 года. Два великих пилота, американский лейтенант Джеймс «Пак» Сазерлэнд и японский ас Сабуро Сакаи, на своих потрясающих самолетах схлестнулись в историческом бою, на грани фола, в небе Гуадалканала. В последствии, за свою службу, Сазерлэнд был награжден «Крестом лётных заслуг» и «Пурпурным Сердцем». Сабуро Сакаи за свои подвиги, не получил никаких наград от своего правительства – ни орденов, ни медалей, ни званий!


Защита бомбардировщиков: P-51 «Мустанг» против Мессершмитт Bf-109 / Protecting the Heavies: P-51 Mustang vs. Bf-109

Во время массированных бомбардировок Германии во Второй мировой войне, немецкие пилоты были полны решимости сбивать бомбардировщики союзников, которые уничтожали все крупные города и промышленные центры Рейха. Американские летчики-истребители сопровождения были столь же решимы защитить уязвимые бомбардировщики и их экипажи. 27 мая 1944 года, летчик ВВС США Кларенс «Bud» Андерсон совершая полет на P-51 «Mustang», вступил в схватку против группы Мессершмитт Bf-109, в одном из самых потрясающих воздушных боев войны.


F4F «Дикий кот» против «Зеро» / F4F Wildcat vs. Zero

Познакомьтесь с военно-морским летчиком США времен Второй мировой войны Джоном Течем. Именно он разработал тактику боя, позволяющую американским летчикам вести бои на F4F «Wildcat» с «Зеро» на равных условиях.


Воздушные бои: Первые пилоты / Dogfights: The First Dogfighters

Серия рассказывает о самых первых воздушных боях в истории авиации (6-я серия 2-го сезона).


(Скоро будет...) Рипаблик P-47 «Тандерболт» против Фокке-Вульф FW-190 / P-47 Thunderbolt Vs. Fw-190

Послушайте рассказ летчика Доминика Джентайла о том, как он в начале 1944 года справился с противником в накаленном воздушном бою на низкой высоте.


F4U «Корсар» против «Зеро» / F4U Corsair vs. Japanese Zero

Пилот авиации морской пехоты США майор Грегори «Pappy» Боингтон (Gregory «Pappy» Boyington) (1912-1988). Один из самых известных американских асов ВМВ. Начинал карьеру в Американской добровольческой группе («Летающие тигры») в Китае, затем командовал 214-й истребительной эскадрильей «Черная овца» корпуса морской пехоты, воевал на Соломоновых островах, Гуадалканале, Новой Георгии и Новой Гвинее. 3 января 1944 года был сбит и попал в японский плен. 29 августа 1945 года был освобожден. Награжден Медалью Почёта. Всего на счету этого выдающегося пилота к концу войны было 28 побед. Помимо уже названных наград, он был награжден тремя орденами США. После войны написал книгу об эскадрильи «Летающие Тигры».


© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары