Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

План конспект урока введение в органическую химию. Предмет органической химии


Алгоритм построения доказательства: 1.Излагается мысль, требующая доказательства или опровержения (тезис); 2.Приводятся доводы, суждения, объяснения, доказывающие или опровергающие ранее высказанную мысль (аргументы); 3.Формулируется вывод об истинности или ложности ответа.




Аргументы… Предстоит изучить 13 классов веществ… Чтобы получить 7-10 баллов по химии необходимо уметь размышлять… Мы должны будем уметь писать формулы метилциклопентадеканона, метилфенхилового эфира, аспартиламиномалоновой кислоты… Мы столкнёмся с самыми сладкими и самыми пахучими веществами… Будем составлять уравнения реакций, позволяющих превратить целлюлозу в искусственный шёлк, бензин низкого качества – в высококачественный высокооктановый…












Теория строения органических соединений Атомы в молекулах органических веществ соединяются в определённой последовательности, согласно их валентности. Свойства органических веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и порядка соединения атомов в молекулах. Атомы и группы атомов в молекулах органических веществ взаимно влияют друг на друга.

Тема урока: «Введение в органическую химию»
Предмет : Химия Класс: 9
Цель урока : Создание условий для «погружения» в органическую химию.
Задачи урока:
Образовательные . Изучить химический состав органических веществ, выявить отличие органических веществ от неорганических, определить предмет изучения органической химии, цели и задачи органической химии.
Развивающие. Развивать умение работать с первоисточником и дополнительной информацией: выделять главное и составлять опорный конспект. Формировать навыки проведения химического эксперимента, соблюдая правила техники безопасности. Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Развивать память, логическое мышление, внимание.
Воспитательные . Воспитывать аккуратность, трудолюбие, патриотические, эстетические и нравственные качества.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Техническое обеспечение урока: Мультимедийный проектор, компьютер, оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента.
Ожидаемый результат:
- определять понятия: предмет органической химии, органические вещества
- сравнивать органические и неорганические вещества
- знать цели и задачи органической химии,
- называть имена учёных - органиков
- уметь определять органические вещества в растительных объекта.

Ход урока

Орг момент.

Доброе утро, ребята. Доброе утро, уважаемые гости! Улыбнёмся друг другу! И с хорошим настроением начнем наш урок.Надеюсь урок будет для вас продуктивным, а самое главное - полезным!

Урок я хочу начать словами М. Горького: «Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука, знаете…Ее зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни…»

I .Стадия вызова и целеполагания

Сегодня вы будете работать в группах и парах. И обратите внимание у нас на третьем ряду сидят 11-классники. Зачем они здесь? Да, чтобы вам помочь в изучении химии. Ну а какой они раздел изучают мы с вами узнаем по ходу урока.

Откройте тетради, запишите число.

Ребята, составим кластер -напишите в центре тетради слова «химические вещества». Работаем в парах. Каждая пара составляет свой кластер.

Кластер заготовлен на доске слайд1

Какие ассоциации у вас связаны с этими словами? Подпишите примеры химических веществ, которые вам хорошо знакомы из повседневной жизни вокруг слов «химические вещества».

Слайд 2

В течении двух лет мы с вами изучали один раздел химии под названием «неорганическая химия». Посмотрите на схему и перечислите вещества, которые относятся к неорганическим веществам.

Называют неорганические вещества (вода, кислород и др…)

Какие вещества мы с вами еще не изучали, назовите их? Сахар, крахмал, жиры, белки…

Перед вами две коллекции посмотрите внимательно, чем они похожи и чем отличаются? На какие группы вы можете разделить эти коллекции?

Как вы думаете, какой раздел химии изучает эти вещества? органическая химия.

Давайте вспомним, что мы изучали в разделе неорганической химии.- 9 класс.

Какие классы веществ существуют в неорганической химии? Оксиды, кислоты, соли, основания

А какие классы изучает раздел органической химии? - 11 класс

С сегодняшнего урока мы начинаем изучать раздел - органические вещества и тема нашего урока (сформулируйте): «Предмет органической химии».

Вернемся к кластеру.

Эти органические вещества вам знакомы. Что входит в их состав ? Знаем? - 9 класс

Какое они имеют строение ? Знаем? - 9 класс

Отличительные признаки , чем они отличаются от неорганических веществ?

Каких веществ больше - органических или неорганических?(причины многообразия ) - 9 класс

Посмотрите на стр 214. Каких веществ больше?

II . Стадия осмысления содержания

Посмотрите сколько у нас вопросов! Поиском ответов на поставленные вопросы мы и займемся на уроке!

Предлагаю воспользоваться помощью 11 класса.

Работа с 11 клаасом

Группа 1. Как в древности получали органические вещества? Почему данные вещества назвали органическими?

Ответ: Все органические вещества получали исключительно из продуктов жизнедеятельности растительных и животных организмов или в результате их переработки. Отсюда и произошло название «органические вещества».

Группа 2. Что изучает органическая химия?

Ответ: Раздел химии, который изучает органические вещества, стали называть органической химией.

Группа 3. Какой химический элемент в обязательном порядке входит в состав органических веществ?

Ответ: В состав всех органических веществ входит химический элемент углерод.
В о п р о с 4. Какое еще можно дать определение органической химии?
О т в е т. Органическая химия - это химия соединений углерода (записать формулировку в тетрадь).
В о п р о с 5.
Помимо углерода какой химический элемент входит в состав органических веществ?
О т в е т. Помимо углерода в состав всех органических веществ входит химический элемент водород. Могут еще входить О, S, N и другие элементы (написать знаки химических элементов на доске).
В о п р о с 6.
Какое химическое свойство может быть общим для органических веществ?
О т в е т. Все органические вещества горят.

Какие же вещества образуются при горении органических веществ? углекислый газ и вода (запись в тетради словами и реакцию ) вывод о сказанном

Ребята, еще одно интересное свойство органических веществ - способность обугливаться, разлагаться при нагревании. Возьмем примеры из жизни. Что происходит с продуктами, содержащими крахмал, белок? Образуется уголь.

Если пережарить картошку, оладьи, блины, хлеб, происходит обугливание крахмала, входящего в состав картофеля и муки. При подгорании яиц или мяса обугливается белок, содержащийся в этих продуктах.

Ребята, а что произойдет, если на раскаленную сковороду положить поваренную соль, сахар?

Проведем опыт (инструкция) Как вы думаете, почему поваренная соль и сахар ведут себя по-разному при нагревании?

Данные вещества имеют разное строение кристаллических решеток.

Какая кристаллическая решетка у поваренной соли и у сахара? В поваренной соли NaCl - ионная кристаллическая решетка, а в сахаре С 12 Н 22 О 11 - молекулярная.

Какой тип химической связи характерен для органических веществ. Ковалентная полярная химическая связь ) вывод о сказанном

Ребята, давайте запишем признаки органических веществ:

1) содержат углерод;
2) горят и (или) разлагаются с образованием углеродсодержащих продуктов;
3) ковалентная химическая связь;
4) молекулярная кристаллическая решетка

Реактивы

Описание или схема опыта

Оборудование

Оксид меди ( II ) CuO , сахарный песок, известковая вода

Известковая вода

Смесь сахара и оксида меди (II)

2 пробирки, пробка с газоотводной трубкой, штатив, спиртовка, спички, асбестовая сетка, сухое горючее.

Меры предосторожности

Ход опыта

Примечания

Сначала прогреть всю пробирку, а затем ее конец. По окончанию опыта вытащить газоотводную трубку из известковой воды, затем потушить спиртовку.

В сухую пробирку насыпать 0,2 г сахарного песка и в 2-3 раза больше оксида меди (II ), все тщательно перемешать и начать нагревание. Записать свои наблюдения.

1. Какой газ вызвал помутнение известковой воды? Написать уравнение реакции.

2. Какое вещество образовалось на холодных стенках внутри пробирки?

3. Какое вещество образовалось из оксида меди (II )? Написать уравнение реакции между оксидом меди (II ) и углеродом.

Сделать вывод о принадлежности сахарного песка к органическим или неорганическим соединениям. ) вывод о сказанном

Опыт прекратить, как только известковая вода помутнеет.

Давайте вспомним строение атома углерода. Сколько у него энергетических уровней, в какой группе он находится? Сколько у него электронов на внешнем слое?

В возбужденном состоянии валентность углерода равна 4. И во всех органических соединениях атом углерода всегда четырехвалентный.

Самая простая формула в органической химии СН 4 - метан. Используем структурные формулы. (Составляем структурную формулу- 11 класс) C лайд3

Валентность обозначается черточками: одна черточка соответствует единице валентности атома химического элемента.

Какие органические вещества, изученные на уроке, можно еще дописать в составленный нами «кластер»? нефть, свеча, пропан, глюкоза, бутан, дихлорметан, уксусная кислота, ацетилен, этан и т.д.

Какова валентность углерода в органических соединениях? В органических соединениях углерод всегда четырехвалентен

Какое химическое свойство является общим для органических соединений? Многие органические вещества горят или разлагаются при нагревании без допуска воздуха.

Какое значение имеют органические вещества в жизни общества? Это продукты питания, одежда, обувь, синтетические материалы, полимеры, энергоносители, лекарственные препараты, синтетические моющие средства, различные краски, лаки, красители, зубная паста, шампуни и т.д.

Какое влияние оказывают органические вещества на организм человека? (Роксана, Рита)

III . Рефлексия

Ребята, сегодня мы узнали, что изучает органическая химия. Какие химические вещества называются органическими. Раскрыли понятие валентности химических элементов. Рассмотрели значение органических веществ и показали с помощью дополнительной литературы отрицательное влияние некоторых из них на окружающую среду.

Ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока?

Ребята, у вас на столе лежат тесты по изученной теме. Давайте проверим ваши знания(2-3мин)
Выбери один правильный ответ. C лайд 4

1. Что изучает органическая химия?

А) Все соединения, образующиеся в живых организмах.

Б) Соединения углерода с водородом.

В) Соединения углерода, за исключением оксидов, карбидов, солей.

2. Какое соединение относится к органическим?

А) Уксусная кислота.

Б) Пищевая сода.

В) Поваренная соль.

3. К 2005 году число известных органических соединений составляет......

А) Около 1 млн.

Б) Около 15 млн.

В) Около 2 млн.

4. Как называются соединения, состоящие только из водорода и углерода?

А) Органические вещества.

Б) Минеральные вещества.

В) Углеводороды.

5. Массовая доля углерода в метане СН 4 равна

А) 75%

Б) 80%

В) 25%

C лайд 5

IV . Подведение итогов

Ребята, у каждого на столе находится таблица «Рефлексия деятельности учащегося на уроке».

Я прошу вас заполнить таблицу и передать мне.

V . Домашнее задание C лайд 6

Изучить § 48+ конспект,*задание №1,2 стр. 216 (для всех), *задание № 36 стр. 216 для углубленного изучения.

А теперь представьте, что будет, если исчезнут органические вещества.

Не станет больше деревянных предметов, не будет шариковой ручки, сумки для книг, самих книг и тетрадей, сделанных из органического вещества - целлюлозы. В классе не будет линолеума, от парт останутся лишь металлические ножки. По улице не будут ездить машины - нет бензина, а от самих машин останутся лишь металлические части. Исчезнут корпуса компьютеров и телевизоров. В аптеках не будет большинства лекарств, и нечего будет есть (вся пища тоже состоит из органических соединений). Нечем будет помыть руки и нечего надеть на себя, ведь и мыло и хлопчатобумажные, шерстяные, синтетические волокна, кожа и кожезаменители, красители для тканей - все это производные углеводородов. Да и смотреть на этот мир будет некому - от нас останется лишь соленая вода да скелет, ведь организмы всех живых существ состоят из органических соединений.

Теперь вы понимаете какова роль органических соединений в природе и нашей жизни

C лайд 6 это интересно

Пока Вы читаете данную статью, Ваши глаза используют органическое соединение - ретиналь , который преобразует световую энергию в нервные импульсы. Пока Вы сидите в удобной позе, мышцы спины поддерживают правильную осанку благодаря химическому расщеплению глюкозы с высвобождением требуемой энергии. Как Вы понимаете, пробелы между нервными клетками так же заполнены органическими веществами - медиаторами (или нейространсмиттерами), которые помогают всем нейронам стать одним целым. И данная слаженная система работает без участия Вашего сознания! Так глубоко, как биологи, только химики-органики понимают, насколько филигранно создан человек, как логично устроены внутренние системы органов и их жизненный цикл. Отсюда следует, что изучение органической химии - основа понимания нашей жизни! А качественное изучение - это путь в будущее, ибо новые лекарства создаются прежде всего в химических лабораториях.

Самоанализ урока

учителя химии и биологии Уткина А.И.

Урок проводился в 9 классе МБОУ «Пролетарская СОШ».

Тема урока « » . Класс по наполняемости стандартный, средний по своим способностям, шесть учащихся отнесены к 7 виду обучения. Поэтому главной развивающей задачей я поставил задачу дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса, через включение их в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления и поддерживание внимания через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока.

Урок « Введение в органическую химию » является первым уроком при переходе к изучению органической химии и призван дать общий обзор и расставить основные акценты и понятия. Это особенно важно, так как мы начинаем новый раздел в химии «Органические соединения», на изучение которого отведено 10 часов.

Тип урока - урок усвоения нового материала

Место урока в учебном плане - урок введения нового материала.

Уровень проведения урока: прогнозирование способов перевода учащихся к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе.

Главная цель (для учащихся) - в процессе практической деятельности на основе анализа состава веществ разделить вещества на органические и неорганические и подтвердить прогноз экспериментально. Главная задача, связанная с формированием опыта деятельности - обогащение личного опыта ученика посредством учебного эксперимента и установление логическими средствами свойств органических веществ.

Тема и содержание урока предопределили постановку воспитательных задач:

  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие, патриотические, эстетические и нравственные качества.
  • Продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов коллективной работы: актуализации знаний, практического задания, лабораторного опыта.

Эти задачи решались в комплексе на всех этапах урока. Все этапы логически между собой связаны:

Организационный момент настроил учащихся на достижение цели: была сообщена цель урока, объявлен прогнозируемый результат, мотивация на реализацию цели. Все это позволило включить учащихся в ход урока.

На втором этапе урока, актуализации знаний и анализа информации, был использован дифференцированный подход: учащиеся 11 класса выполнили задание взаимодействие сахара с оксидом меди и известковой водой. Задание на систематизацию и интеграцию знаний (работа - поиск и развертывание информации) и находку творческого решения (задание на составление уравнений реакций). Учащиеся среднего уровня знаний сделали аналитические задания на сжигание неорганических и органических веществ. Во время работы я проводил необходимые консультации с целью создания «ситуации успеха».

Большую часть учебного материала я предпочел давать дедуктивно. Для этого учащимся предложила ответить на вопросы, при ответе на которые были озвучены ранее приобретенные знания и в то же время мы приступили к изучению нового материала. Это позволило мне использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность.

Реализованы межпредметные связи посредством применения во время презентации материалов из биологии и технологии «Это интересно». Соблюдая принцип систематичности, мы шли путем от известного к неизвестному (учащиеся знали вещества, но не могли их объяснить), от простого к сложному. Нельзя было обойтись без демонстрационного эксперимента, поскольку он способствовал выработке умений и навыков проведения химического эксперимента.

Для проверки уровня усвоения знаний учащиеся выполнили тестовый контроль.

При работе использовались следующие методы обучения:

  • Словесный (роль органических веществ для человека и т. д.);
  • Наглядный (демонстрация слайдов, теста);
  • Проблемно-поисковый (индивидуальных и групповых заданий на прогнозирование свойств веществ)
  • Эвристический
  • Исследовательский (эксперимент);
  • Лабораторный метод.

Сочетание данных методов на уроке показало высокую эффективность. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.

Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено особое внимание, так как оно требует понимания темы в целом.

Завершающим этапом стала оценка результатов урока, подведение итогов и комментирование деятельности учащихся.

Цель урока выполнена, задачи реализованы.

Методическая разработка урока с использованием интерактивной доски по теме «Введение в органическую химию»

Аннотация

Учебное пособие «Введение в органическую химию» предназначено для преподавателей химии, учащихся и студентов колледжа.

В данном пособии представлены слайд-презентация темы:

Большое количество иллюстраций, анимации помогут преподавателю активизировать внимание учащихся, сделать уроки более наглядными и интересными.

Соответствует обязательному минимуму содержания образования. Даёт возможность использования с любыми учебниками.

Для создания авторской презентации использованы иллюстрации ресурсов Интернет и С D : Химия–8-11 («Учитель»), Проверь себя – Химия (Руссо-бит-М).

Составитель – Магомедова Ф.С.

Введение

На данном уроке учащиеся знакомятся и осваивают начальные понятия органической химии, необходимые для усвоения всего последующего материала. Учатся на основе углеродного скелета составлять структурные формулы углеводородов, знакомятся с теорией строения органических веществ М.А. Бутлерова. Выясняют, что свойства веществ определяются их строением, выявляют причины многообразия органических веществ.

Данный урок является начальным в начале изучения курса органической химии. Учащиеся узнают, что углеводороды могут быть не только насыщенными до предела валентных возможностей атомов углерода, но и с меньшим количеством атомов водорода.. Развивается понимание основных положений теории А.М. Бутлерова; высказывается предположение, которое затем реализуется на последующих уроках, - предположение о том, как строение углеводородов, отражается на их химических свойствах. Иначе говоря, закладываются основы темы, открывается логика предмета, развивается умение не фантазировать, а непосредственно видеть и понимать, что скрывается за химическими символами, структурами и формулами, давать им интерпретацию. Преподаватель вместе с учащимися размышляет, подводит их к пониманию взаимосвязи теории и экспериментальных данных о строении углеводородов. На основе уже полученных знаний учащиеся узнают, что, кроме разветвления углеродного скелета, наличие одной двойной или тройной связи предполагает существование и других видов изомерии.

Основной метод при изучении данной темы – беседа. Имеют место и элементы лекции с последующим обсуждением полученной информации. На уроке учащиеся должны уметь объяснять, как образуется структурная молекула с точки зрения электронного строения атомов (углерода и водорода), знать характеристики С-С-связи. Одновременно они расширяют свои представления о явлении изомерии. Ребята узнают о применении углеводородов. На уроке формулируется опережающее задание: составить структурные формулы органических веществ, основываясь на строении атома углерода.

Цели урока:

1.Обучающая: сформировать представление о составе органических соединений; рассмотреть особенности органических веществ; выявить причины их многообразия; продолжить формирование умения составлять структурные формулы на примере органических веществ; дать понятие об изомерии и изомерах.

2.Развивающая: Развивать умение формулировать гипотезы. Продолжить формирование умений оформления результатов заданий. Развивать способность к адекватному самоконтролю.

3.Воспитательная: Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.

Воспитывать культуру общения, наблюдательность, пытливость, инициативу.

Тип урока. Изучение нового материала.

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

    проблемно-поисковый;

    исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии;

    самостоятельная работа.

Оборудование:

Персональный компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, диск с презентацией «Введение в органическую химию». ( ), ЦОР (Приложение 2,3) .

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ

«ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ»

слайда

Название раздела

Действие учителя

(направляющие вопросы)

Действие учащегося (варианты ответов и выполнение необходимых записей в тетради)

1. Актуализация знаний.

Введение в органическую химию.

Наш урок посвящен знакомству с новым разделом химии - органической химией.

1.Какие вещества мы изучали ранее?

Все вещества делят на две группы: неорганические и органические.

2.Какие вещества ранее считали органическими, неорганическими?

3.Как вы думаете, почему встал вопрос о необходимости разделения веществ на органические и неорганические?

4.Как вы считаете для чего нам необходимо изучать органическую химию?

1.Ранее мы изучали неорганические вещества.

2.Вещества считали органическими те, которые невозможно было получить в лаборатории. А неорганическими те, которые можно было получить в лаборатории.

3.В связи с развитием науки и накоплением новой информации о видах и способах получения органических веществ.

4.Знания по органической химии необходимы для того, чтобы правильно использовать свойства органических веществ.

2. Изучение нового материала:

Введение в органическую химию.

2- главный

Содержит разделы по изучению темы «Введение в органическую химию» (алгоритм работы с презентацией по разделам)

Последовательность работы с презентацией:

1.Особенности органических веществ.

2.Состав органических веществ.

3.Многообразие органических веществ.

4.Типы связей между атомами углерода.

5.Причины многообразия органических веществ.

6.Химические свойства органических веществ.

8.Применение органических веществ.

9.Проверка знаний.

2- главный

Переход от слайда 2 к слайду 3 - раздел: Особенности органических веществ.

Записываем тему урока «Введение в органическую химию»

Записывают тему урока: Введение в органическую химию»

Раздел:

Особенности органических веществ.

1.На доске предложены формулы веществ. Выберите из них формула неорганических веществ и выпишите в столбик под соответствующим названием, а остальные в столбик слева.

2.Проверяем верно ли выполнено задание (клик курсором по рабочему столу -появляются формулы веществ, поделенные на две группы под соответствующими названиями)

3.Если вы допустили ошибки – исправляем их.

4.Найдите сходство и различие в этих группах веществ.

5.Какие вещества можно назвать органическими?

Разделять вещества на органические и неорганические стали в начале 19 века.

6.Предлжите классификацию органических веществ, которые мы теперь можем назвать углеводородами и составьте схему этой классификации.

1.Деление и запись формул органических и неорганических веществ.

2.Прверяют верно ли распределены вещества.

3.Исправляют допущенные ошибки.

4.Сходство – органические вещества имеют в составе молекул углерод и водород: различие- в одних есть кислород, в других нет.

5.Органические вещества - вещества, содержащие атомы углерода и водорода.(запись в тетради).

6.Органические вещества можно разделить на бескислородные и кислородсодержащие.

Составляют схему классификации в тетради.

главный

Переход от слайда 2 к слайду 4 - раздел: Состав органических веществ.

Раздел:

Состав органических веществ.

Обратите внимание на доске предложено уравнение реакции и ответьте:

1.Какого вещества недостает в левой части уравнения?

2.Допишите недостающее звено. (проверка – клик курсором по полю)

3.Какое вещество получилось в результате реакции - органическое или неорганическое и какой элемент оно содержит?

4.Можно ли, что утверждение «Между органическими и неорганическими веществами есть резкая граница»

Но тем не менее органические вещества имеют ряд особенностей. Сегодня мы их рассмотрим.

Возврат к слайду 2- главному.

1.В левой части уравнения реакции недостает углерода.

2.Дописывают атом углерода и расставляют коэффициенты. (работа с интерактивной доской)

3.Неорганические вещества тоже могут содержать атомы углерода.

4.Между органическими и неорганическими веществами резкой границы нет

главный

Переход от слайда 2 к слайду 5 – раздел: Многообразие органических веществ.

Раздел:

Многообразие органических веществ.

1. Как вы думаете, сколько органических соединений сейчас известно? А неорганических?

2.Какая особенность характерна для органических веществ?

3.Какая особенность наблюдается при переходе в возбужденное состояние у атома углерода?

Возврат к слайду 2-главному.

1.В настоящее время число известных органических соединений более 18 млн., в то время как неорганических – 600 тыс.)

2.Такая многочисленность является отличительной особенностью органических соединений. Делают запись: “ Многочисленность органических соединений”.

3.Углерод начинает проявлять валентность равную четырем.(работа с интерактивной доской)

главный

Переход от слайда 2 к слайду 6 - раздел: Типы связей между атомами углерода в органических веществах.

Раздел:

Типы связей между атомами углерода в органических веществах.

1.Какие виды связей между атомами углерода в молекулах органических веществ можно увидеть на рисунках?

2.Задание: нарисовать схемы различных видов связей между атомами углерода.

3.Какие формы углеродных цепей могут образовывать атомы углерода?

4.Задание: нарисовать схемы различных форм молекул органических веществ.

Возврат к слайду 2-главному.

1.Соединяясь между собой, атом углерода способен образовывать различные химические связи – простые (одинарные), кратные (двойные и тройные).

2.Выполняют задание: нарисовать схемы различных видов связей между атомами углерода.

3.Главное, атом углерода способен соединяться друг с другом, образуя цепи любой длины и кольца самых причудливых конфигураций.

4.Выполняют задание: нарисовать схемы различных форм молекул органических веществ.

главный

Переход от слайда 2 к слайду 7 - раздел: Причины многообразия органических веществ.

Раздел:

Причины многообразия органических веществ.

1.Что является причиной многообразия органических веществ?

2. Какое явление называют изомерией?

Просмотр ЦОР (Приложение 2) - формы углеродных цепей.

Изомерия широко распространена в органической химии и является одной из особенностей органических соединений. Число изомеров с увеличением количества атомов углерода в молекуле быстро растет. Так, углеводород состава С 6 Н 12 имеет 5 изомеров, С 10 Н 22 – 75, С 14 Н 30 –1858, а для углеводорода С 20 Н 44 может существовать 366 319 изомеров!

1.Делают вывод и запись: “Причина: атомы углерода могут соединяться друг с другом простыми и кратными связями и образовывать цепи (прямые, разветвленные и замкнутые) разной длины

2.Явление существования изомеров называется изомерией.

8-10

1.Выполнить упражнения: Заполнить свободные валентности углерода атомами водорода.

Слайд 10:

Просмотр ЦОР (Приложение 3) – название атомов углерода в углеродной цепи.

Возврат к слайду 2-главному.

Заполнение свободных валентностей углерода атомами водорода (работа на интерактивной доске с проверкой).

главный

Переход от слайда 2 к слайду 11 - раздел: Химические свойства органических веществ.

Раздел:

Химические свойства органических веществ.

1.Сделайте вывод о горючести органических веществ рассмотрев предложенные рисунки.

Возврат к слайду 2-главному.

Делают вывод и запись:

1. Органические вещества обугливаются при нагревании.

2. Вывод: органические вещества горючи.

главный

Переход от слайда 2 к слайду 12 - раздел: Автор теории строения органических веществ.

Раздел:

Возврат к слайду 2-главному.

главный

Переход от слайда 2 к слайду 13 - раздел: Применение органических веществ.

Раздел:

Применение органических веществ.

Рассмотрим применение органических веществ.

Возврат к слайду 2-главному.

Запись в тетради: Области применения органических веществ.

Переход от слайда 2 к слайду 14 - раздел: Проверка знаний.

Раздел:

Проверка знаний.

Для того чтобы проверить полученные на уроке знания предлагаю выполнить тестовое задание.

Работа с интерактивной доской - выполнение тестового задания.

3.Рефлек-сия.

Итак, мы с вами выяснили, что органические вещества имеют ряд особенностей (повторяем их, приводим примеры).

Отмечаем работу учащихся на уроке, выставляем оценки.

Повторяют особенности органических соединений, приводят примеры.

4.Домаш-нее задание .

Записывают домашнее задание: Введение в органическую химию по конспекту, § 1, 2 (Габриелян О.С., Химия 10).

На уроке химии мы узнаем много нового и интересного. На ваших столах помощники - конспекты урока, в них делайте записи по ходу урока.

  1. Углерод называют «элемент жизни»

Каковы степени окисления углерода?

Эти числа по модулю будем называть ВАЛЕНТНОСТЬ.

Неорганическая химия изучает вещества неживой природы - минеральные. Как назвать вещества живой природы - растительного и животного происхождения, содержащиеся в живых организмах?

Наука, изучающая такие вещества - органическая химия.

1 слайд

Тема урока «Введение в курс органической химии».

Цели урока: 1. Ознакомление с новым разделом химии - органическая химия.

2. Изучить состав, строение, свойства веществ.

3. Необходимо для ____________

2 слайд

Впервые понятие ОВ ввел в науку Й.Я.Берцелиус.

Существует ли резкая граница между органическими и неорганическими веществами?

3 слайд

В свое время зарубежные и российские ученые в лабораториях синтезировали из неорганических веществ органические.

По каким признакам можно объединить органические вещества?

4 слайд

Перед вами названия и формулы органических веществ. В чем сходство.

Какой тип химической связи, температура плавления?

5 слайд

Проведем эксперимент: обугливание сахара

Запишем пункт 3.

Неорганических веществ известно несколько сот

тысяч, а сколько органических?

6слайд

Почему так много?

Демонстрирую: Ручки, линейки - из какого вещества? Это тоже органическое вещество, синтезированное в лаборатории, его в природе нет. но название «органическое» сохранилось.

7 слайд

В результате синтеза получены: волокна, лаки, краски и еще можно получить другие вещества.

Какой можно сделать вывод: в чем сходство и в чем различие ОВ от неорганических?

3.

Можно ли законы, понятия неорганической химии применить к ОВ?

Например, понятие валентность?

На доске формулы ОВ:

Задание: Установите валентность углерода.

СН 4 С 2 Н 4 С 2 Н 2 С 3 Н 8

Валентность «непонятная»...

Ученые прияли валентность углерода равную IV. Задание: Составьте структурные формулы веществ.

Н Н Н Н Н Н

/ / / / / /

Н- С- Н Н- С = С – Н Н- С = С-Н Н-С –С –С –Н

/ / / /

Н Н Н Н

Вывод: соблюдая валентность, кроме простой (одинарной) связи появляются двойная и тройная, именно между атомами углерода.

8слайд

Запишем причины многообразия:


Чтобы понять смысл пункта 5, обратимся к буквам: КОЛБА - составьте из этих же букв новое слово.

В чем различие?

В чем сходство?

Количественный и качественный состав одинаковый, но последовательность соединения, т.е строение различное.

В химии такое явление имеет название ИЗОМЕРИЯ.

4.

9 слайд

Лабораторная работа. Собери молекулу как на рисунке и найди соответствующую ей формулу на слайде.

Отчет: 1 гр. 2 гр. 3 гр. 4 гр. 5 гр.

Итак, в чем сходство и в чем различие изомеров?

10 слайд

Добро пожаловать в мир органической химии.

5. Итоги урока:

С каким разделом химии ознакомились?

Что она изучает?

Для чего необходимо

Тестирование:

  1. Валентность углерода в ОВ?
  2. Имя ученого, который ввел понятие ОВ?
  3. Явление, в котором качественный и количественный состав одинаковый, а последовательность соединения разная?
  4. Порядок соединения атомов в молекуле?
  1. Метод получения новых веществ называют? Проверяем самостоятельно.

Совсем нет ошибок или одна, то поднимите руку.

6.

11слайд

Составить изомеры состава С 6 Н 14 (их 5)

УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ.

Тема: Предмет органической химии. Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова

Цель: выяснить особенности органических соединений, основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова.

Задачи: Образовательная: сформировать понятие о предмете органической химии, рассмотреть особенности органических веществ; актуализировать знания учащихся о валентности; раскрыть основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова

Развивающая: формировать навыки составления структурных формул органических соединений.

Воспитывающая: формировать стремление к самостоятельности, внимательности, глубокому усвоению знаний

Оборудование: учебно-тематическая карта для организации самостоятельной работы, компьютер

Планируемые результаты обучения:

- Знать особенности органических соединений, основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова.

- Уметь объяснять многообразие органических соединений, составлять структурные формулы.

Ход урока.

1. Организационный момент. Слайд 1

2. Мотивация

Общая численность органических веществ в настоящее время составляет более 26 млн веществ, причем каждый год число их увеличивается на 200-300 тыс. новых соединений. При том, общее число неорганических соединений не превышает 700 тыс. Таким образом, число органических веществ в десятки раз превышает число неорганических. Чем обусловлено такое многообразие органических веществ? В чем их особенность? На эти вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке. А также вы познакомитесь с основной теорией органической химии – теорией химического строения органических соединений. Итак, тема нашего урока «Предмет органической химии. Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова». Демонстрация слайда 2

3. Самостоятельная работа по учебно-тематической карте с учебной литературой.

Учеб - ного

элемента

Руководство по усвоению

учебного материала

УЭ - 0

-

Проблемный вопрос:

УЭ - 1

Слайд № 3,4,5

Р/Т стр. 137 №1

Дайте определение. Органическая химия – это _______

Р/Т стр. 137 №2

Н 2

СН 2 О

C 3 H 6

Н 2 SO 4

С 2 Н 6 О

СН 4

CH 3 NH 2

CO 2

HNO 3

NaOH

C 5 H 10

HNO 2

C 4 H 10

C 6 H 6

SO 2

Н 2 CO 3

C 2 H 4 O

C 3 H 4

CH 2 O

C 2 H 6 O

NO 2

CaC 3

NaHCO 3

C 18 H3 8

P 2 O 5

C 2 H 4

C 4 H 8

C 2 H 4 O

CH 4

CuSO 4

C 2 H 5 O 2

CH 3 N 2

УЭ – 2

Р/Т стр. 137 №3 а,б

А) Метана СН 4 Б) Этилового спирта C 2 H 4 O

Проверка Слайд №7

Слайд № 6.

УЭ - 3

Р/Т стр. 138 №6

Н Н

Н:С:С:О:Н

Н Н

Н О

Н:С:С

Н О:Н

Полные структурные

Сокращённые структурные

Молекулярные

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ (МОЛЕКУЛЯРНАЯ) формула; полная структурная формула отражает __ __ __ __ __ __ __ (ПОРЯДОК) соединения атомов в молекуле согласно их __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ (ВАЛЕНТНОСТИ).

Слайд №8

правильный ответ – 21 балл

УЭ - 4

t кип).

Слайд №9

Р/Т стр. 139 №12

СН3

СН3 СН3

Г) СН3

СН3-С-СН3 и СН3-СН-СН2-СН3

СН3 СН3

Слайд №10

Р/т Стр. 139. зад 10.

Слайд №9

УЭ - 5

Цель: познакомиться с 3-м

Слайд №11, 12

Проблемный вопрос: Почему на земле органических веществ намного больше, чем неорганических?

УЭ - выход

Тест

1. Скольким валентен углерод в органических соединениях?

А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 6

2. Обязательные элементы, входящие в состав органических соединений

А) водород и кислород Б) водород и углерод

В) углерод и кислород Г) углерод и азот

3. Изомеры это –

А) Вещества имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но отличающиеся строением и свойствами.

Б) Вещества отличающиеся на группировку –СН2

В) Вещества имеющие в своём составе азот

Г) Вещества имеющие одинаковый качественный, но различный количественный состав, отличающийся по строению и свойствам.

4. Выберите органические соединения

А) СО2 Б) С2Н6 В) CH 3 NH 2 Г) Н2СО3

5.Напишите полную и сокращенную структурную формулу вещества С3Н8

23 - 30 баллов оценка «3»

31 - 38 баллов оценка «4»

39- 47 баллов - оценка «5»

Д\З

4. Подведение итогов модульного урока. Оцените свою работу.

Меньше 23 баллов – оценка «2»

23 - 30 баллов оценка «3»

31 - 38 баллов оценка «4»

39- 47 баллов - оценка «5»

5. Рефлексия

Составление синквейна

Органическая химия

Два прилагательных или причастия

Три глагола (учит, проводит

Фраза из 4-5 значимых слов

Синоним обобщающий или расширяющий смысл темы

6. Домашнее задание. П.32 в.1,2 письменно в.3-5 письменно. Стр. 201 определение. Р\Т №9 стр139

Учебно-тематическая карта с ученика

Учеб - ного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению

учебного материала

УЭ - 0

Интригующая цель - выяснить особенности органических соединений, основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова.

- Уметь объяснять многообразие органических соединений, составлять структурные формулы.

Проблемный вопрос: Почему на земле органических веществ намного больше, чем неорганических?

Внимательно прочитай цель урока.

УЭ - 1

Цель: познакомиться с историческим очерком развития и становления органической химии

На какие группы делятся все вещества?

Какие органические вещества вы знаете?

Откуда произошло название «органические вещества»?

Как называется раздел который изучает эти вещества?

Сколько органических веществ известно?

Дайте понятие органическая химия?

Слайд № 3,4,5

Р/Т стр. 137 №1 Правильный ответ за задание–1балл

Дайте определение. Органическая химия – это _______

_______________________________________________

Р/Т стр. 137 №2 Правильный ответ за задание–20баллов

Закрасьте карандашом клетки, в которых записаны формулы органических соединений.

Н 2

СН 2 О

C 3 H 6

Н 2 SO 4

С 2 Н 6 О

СН 4

CH 3 NH 2

CO 2

HNO 3

NaOH

C 5 H 10

HNO 2

C 4 H 10

C 6 H 6

SO 2

Н 2 CO 3

C 2 H 4 O

C 3 H 4

CH 2 O

C 2 H 6 O

NO 2

CaC 3

NaHCO 3

C 18 H3 8

P 2 O 5

C 2 H 4

C 4 H 8

C 2 H 4 O

CH 4

CuSO 4

C 2 H 5 O 2

CH 3 N 2

Работай индивиду-ально в Р/Т.

УЭ – 2

Цель: Выяснить особенности органических веществ.

Записать свойства органических веществ в тетрадь.

Р/Т стр. 137 №3 а,б Правильный ответ за задание–2балла

Составьте уравнение горения органических веществ

А) Метана СН 4 Б) Этилового спирта C 2 H 4 O

Проверка Слайд №7

См. учебник Г, п. 32 стр.194-195. Слайд № 6.

УЭ - 3

Цель: выяснить, что такое валентность, научиться составлять полные структурные, сокращенные структурные, молекулярные формулы.

Р/Т стр. 138 №6 Правильный ответ за задание–4балла

Определите чему равна валентность в органических соединениях а) углерода _____ б) кислорода ____

в) водорода _____ г) азота ____

Р/Т стр. 138 №7 (Ацетилен, этиловый спирт, уксусная кислота) Правильный ответ за задание–12балл

Заполни таблицу и проанализируй записанные полные структурные формулы веществ и вставьте в предложение пропущенные слова.

Н Н

Н:С:С:О:Н

Н Н

Н О

Н:С:С

Н О:Н

Полные структурные

Сокращённые структурные

Молекулярные

Количественный и качественный состав веществ показывает

Формула; полная структурная формула отражает __ __ __ __ __ __ __ соединения атомов в молекуле согласно их __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __.

Отсюда вытекает 1 положение теории строения органических соединений. Слайд №8

См. учебник Г, п. 32 стр.195-196. до слов: Теперь попробуйте сами …..

правильный ответ – 21 балл

УЭ - 4

Цель: Выяснить что такое изомерия, изомеры.

Проанализируйте качественный и количественный состав вещества и физические свойства (t кип).

Эти вещества называются изомерами.

Попробуйте дать определение терминам: изомерия, изомеры (Р/Т №11). Запишите определения. Изомеры – это __________

Изомирия – это _______________________________________

_____________________________________________________

Слайд №9

Р/Т стр. 139 №12 Правильный ответ за задание–2б

Определите какие вещества, структурные формулы которых записаны ниже, являются изомерами.

А) СН3-СН2-СН3 и СН3-СН2-СН2-СН3

Б) СН3-СН-СН2-СН3 и СН3-СН2-СН2-СН2-СН3

СН3

В) СН3-СН -СН3 и СН3-СН-СН2-СН3

СН3 СН3

Г) СН3

СН3-С-СН3 и СН3-СН-СН2-СН3

СН3 СН3

Правильный ответ за задание–2балл

Отсюда вытекает 2 положение теории строения органических соединений. Слайд №10

Р/т Стр. 139. зад 10.

Проверка стр. 201 определе-ние.

Слайд №9

УЭ - 5

Цель: познакомиться с 3-м положением теории строения органических соединений и с основным положение современной теории строения веществ, со значением теории Бутлерова.

Слайд №11, 12

Проблемный вопрос: Почему на земле органических веществ намного больше, чем неорганических?

Правильный ответ за задание–1б

УЭ - выход

Тест

Каждый правильный ответ 1 балл

Меньше 23 баллов – оценка «2»

23 - 30 баллов оценка «3»

31 - 38 баллов оценка «4»

39- 47 баллов - оценка «5»

Работай индивиду-ально, подсчитай баллы.

Максимальная оценка за работу на уроке – 47 балла.

Д\З

П.32 в.1,2 писменно в.3-5 писменно. Стр. 201 определение. Р\Т №9 стр139

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары