Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Антигерои смуты. Смутное время: герои и антигерои

Почему в Смутное время на Руси в Казанском крае не случилось войны на этнической и религиозной почве. Объясняет публицист и историк Марк Шишкин.

День народного единства - одна из самых молодых знаменательных дат современной России. Официально этот день признали праздником в 2005 году. Историки, политики, общественники и публицисты до сих пор спорят, что неверно выбран сам день - 4-е число.

Одни считают, что в этот день Смута на Руси еще не закончилась, другие, наоборот, - что сложный период завершился ранее. Третьи - что никакого народного единения в это время и в последующее тоже в российском государстве не случилось. Общественные движения радикального и националистического толка приватизируют 4 ноября, проводя уличные акции, шествия и мероприятия. В некоторых городах России эти активности получают название "Русский марш".

На самом деле, это мучительный, сложный и порой противоречивый процесс заполнения Дня народного единства смыслом. Прошло 11 лет со дня принятия праздника как официального, теперь необходимо определить роль конкретных регионов России в далеких событиях Смуты. Татарстану и Казани в этом смысле очень повезло.

Пока государство трещало по швам, было втянуто в многочисленные политические авантюры с "царями-самозванцами", наводнено польскими и шведскими оккупантами, в нашем полиэтничном крае не случилось столкновений на религиозной и национальной почве. И это поражает. Татары, русские, марийцы и другие поволжские народы выбирали между царем Василием Шуйским или "лжедмитриями". Никто не ставил вопрос о достижении самостоятельности от Российского государства.

В Смуту сначала было двоевластие, а затем безвластие. Казанская администрация была предоставлена сама себе. В это время на историческую сцену выдвигается крупная фигура - казанский дьяк Никанор Шульгин. Благодаря ему наш регион остается в относительной стабильности. К сожалению, об этой личности сейчас мало кто вспоминает.

Почему в Смутное время от Российского государства, когда оно трещало по швам и в нем хозяйничали иностранные интервенты поляки и шведы, Казанский край не отделился? Почему оставшиеся в живых служилые татары и мурзы не воспользовались этой исторической возможностью? Ведь с момента взятия Казани в 1552 году прошли каких-то 50 лет. Наверно, деды, помнящие о былой независимости казанского хана, должны были снарядить своих внуков поднять освободительную борьбу. Но этого не случилось. Почему?

Думаю, что нам сложно понять события четырехвековой давности прежде всего потому, что мы пытаемся подогнать их под наши современные представления. Конфликт Московской Руси и Казанского ханства представляется нам конфликтом двух сложившихся национальных государств, но это не совсем так. Даже привычные для нашего слуха названия народов "татары" или "чуваши" в то время имели смысл, отличающийся от современного. Два враждующих государства не взялись из ниоткуда, а были осколками распавшейся империи под названием Золотая Орда. Казанское ханство - осколок, возникший на северной лесной периферии Орды, которая меньше пострадала от кризиса, сопровождавшего распад империи. Великое княжество Московское - усилившийся вассал сарайских ханов, который проявлял интерес к волжскому пути задолго до образования ханства со столицей в Казани.

Улусы татарских феодалов располагались в самых разных уголках Руси. В составе России было Касимовское ханство, основанное сыном первого казанского хана. Татарским владением был подмосковный Звенигород, где переселенцы из Булгара предположительно появились еще в конце XIV века. Также это Юрьев-Польский, Романов и другие места в самом центре русских земель.

Русское население тоже появилось на территории Татарстана гораздо раньше 1552 года, и речь не только о купцах, приезжавших по делам торговым. До XVIII века в Казанской губернии сохранялась особая социальная группа ясачных русских крестьян, правовой статус которых был идентичен статусу тюркских и финно-угорских крестьян.

Их традиционный быт испытал явное влияние татар, и они свободно говорили на татарском языке. Казанские этнографы, во главе с Евгением Прокопьевичем Бусыгиным исследовавшие русских ясачных крестьян, пришли к выводу, что они происходят от русского населения Казанского ханства.

- А где примерно жили ясачные русские?

Поселения разбросаны по всей бывшей Казанской губернии, но большая часть там, где находилось ядро Казанского ханства - на правобережье Волги и в Заказанье. По приблизительным оценкам это 10% русского крестьянского населения в XVIII веке.

Предками этих русских старожилов Поволжья были торгово-ремесленные городские слои и пленные, захваченные в ходе войн с Москвой. Хотя получила распространение "черная легенда", что казанские ханы захватывали пленных на Руси, чтобы затем подороже продать на невольничьих рынках Востока, очевидно, что большая часть оставалась на территории ханства. Край этот был еще не так хорошо освоен, поэтому земли хватало на всех.

- Вернемся к Смутному времени.

Поволжье обошел стороной начальный этап Смуты, когда следом за голодными годами (1601-1603) объявился якобы законный наследник Ивана Грозного. Первые признаки нестабильности появились у нас после убийства Лжедмитрия I (1606). В это время поднялось восстание Ивана Болотникова. Он считал, что "царь Дмитрий Иванович" жив, и выступил против нового царя Василия Шуйского. Некоторое время это движение поддерживал Свияжск.

В советское время Болотникова приравняли к Разину и Пугачёву. В Казани даже улицу назвали его именем. Но болотниковцы потерпели поражение, и в 1607 году объявляется следующая инкарнация "Дмитрия Ивановича", известная как Лжедмитрий II. Личность чрезвычайно загадочная. В отличие от Лжедмитрия I тут нет вообще никаких сомнений, что это был самозванец.

Вся масса сторонников Лжедмитрия I и Болотникова, включая служилых людей и казаков, польских авантюристов и люмпенизировавшихся крестьян, получает нового вождя. Начинается двоевластие. В Кремле сидит ультранепопулярный царь бояр и чиновников Василий Шуйский, которого не любят, но считают хоть каким-то гарантом законности. В подмосковном Тушино сидит народный заступник, популярный в самых широких слоях "царь Дмитрий Иванович", окруженный отпетыми головорезами. Элита России ведет себя самым недостойным образом, переходя из одного лагеря в другой за повышением чина.

- Как это отразилось на региональном уровне?

Часть городов и земель выбирает себе в цари этого "Дмитрия Ивановича". Другая часть остается верна Василию Шуйскому. В каждом случае за выбором той или иной кандидатуры стоял сложный комплекс местных проблем и взаимоотношений. Разумеется, речь идет не о цивилизованной процедуре выборов. Это была полномасштабная гражданская война, складывавшаяся из множества локальных конфликтов. Казань вместе с Нижним Новгородом сохраняла верность царю Василию. Обратная ситуация была немного южнее от Казани - Арзамас, Темников, Алатырь и Касимовское ханство были активными сторонниками Лжедмитрия II.

События 1608-1610 годов в Поволжье советской историографией подавались как классовая борьба угнетенных крестьян. В национально ориентированной историографии - это антиколониальная борьба. Хотя фактически за каждую из партий выступали самые разные общественные классы и этнические группы.

В рядах поволжских тушинцев было много татар-мишар, эрзян, мокшан, чуваш и горных марийцев. Также на этой стороне сражались русские служилые люди, крестьяне и казаки. На левом берегу Волги за Шуйского сражались те же самые луговые марийцы, которые в XVI веке вели долгую партизанскую войну, казанские служилые татары, удмурты и, конечно же, русские дворяне, стрельцы, крестьянские ополченцы. В общем, тоже интернационал.

У тушинцев была цель - взять Казань. Казанская администрация старалась не пустить их дальше Свияжска, который в это время также держит сторону царя Василия. Там на Горной стороне Волги и разворачивались основные бои. В определенный момент тушинцам удалось перебраться через Волгу. Это был отряд арзамасских мурз братьев Мустафиных. Но луговые марийцы встретили их враждебно, а потом пришла подмога из Казани, и они вынуждены были уйти в Вятскую землю, где продолжили воевать за своего царя Дмитрия.

Почему некоторые народы Поволжья шли за Лжедмитрием II? Они поддерживали какую-то его политическую программу?

Участие в войске Лжедмитрия II открывало возможности для всех примкнувших. Это возможность приобретения новых поместий и передела собственности для служилых людей, свобода от феодального и налогового гнета для крестьян, наконец, военная добыча, а попросту грабеж. Вообще, в гражданских войнах лучше себя чувствует тот, кто наступает, а не обороняется. Однако насилие, которое творилось тушинцами, порождало ответную волну ненависти, укреплявшую позиции Шуйского.

Но в 1610 году двоевластию пришел конец. Распался Тушинский лагерь, Лжедмитрий II ушел в Калугу и там был убит крещеным ногайским князем Петром Урусовым. Это была месть за казнь касимовского хана Ураз-Мухаммада по распоряжению самозванца. В этом же году Василий Шуйский был свергнут и насильно пострижен в монахи. Свою жизнь царь окончил трагически, будучи отправлен в Польшу в качестве "военного трофея". Вместо двоевластия наступило безвластие, которым воспользовались поляки. Именно тогда влиятельным московским боярством педалируется идея призвания на престол польского королевича Владислава Жигимонтовича.

Казань была далека от этих событий. Кандидатуру Владислава здесь никогда не признавали, а информация о гибели Лжедмитрия II пришла с большим запозданием. В январе 1611 года казанцы присягнули уже мертвому "царю Дмитрию Ивановичу". О причинах этого политического зигзага существуют самые разные мнения. Безусловно, надо было как-то заполнять политический вакуум, а сознание тогдашних людей было монархическим. По сравнению с польским наследником российский самозванец представлялся меньшим злом. Наконец, таким образом, казанские воеводы и дьяки сняли повод для дальнейшей войны со сторонниками тушинской партии, которая в Поволжье всё еще продолжалась.

Но даже при тогдашних коммуникациях новость о смерти Лжедмитрия II всё-таки пришла в Казань. Избежать безвластия у казанской администрации не получилось, поэтому пришлось полагаться только на свои силы. В это время появляются термины "Казанское государство" или "вся земля Казанского государства".

Источником принятия важных решений становится не воля царя в оккупированной Москве, а совместное решение всех сословных и этнических групп региона. В документах этого времени поочередно перечисляются русские посадские и служилые люди, татарские князья и мурзы, служилые татары, ясачные черемисы, чуваши и вотяки. Военные действия в 1611 году прекращаются.

- Получается, что Казань пошла собственным путем?

– Развитие самоуправления в Смуту не было только казанской тенденцией. Если верховной власти нет или она занята более важными вещами вроде гражданской войны, людям приходилось самим решать все вопросы. Восстановить городские укрепления и похоронить убитых после набега какого-нибудь пана Лисовского, договориться с другими городами по политическим вопросам, собрать деньги на содержание войска - выпустить указ об этом в столице некому. Назначить законных исполнителей на местах тоже некому.

Широко известные деятели Кузьма Минин и Прокопий Ляпунов как раз были такими региональными политиками, которые взялись за местные дела и перешли к делам общероссийским. В Казани самоуправление неизбежно приняло черты особой государственности в рамках территории бывшего Казанского ханства.

Не будем забывать, что в составе России наш край по-прежнему назывался Казанским царством и по многим параметрам отличался от коренных русских земель.

Независимым от кого? Ведь легитимной власти в стране нет. Есть мнение, что с 1552 года еще долгое время Казанское царство воспринималось как государство, находящееся в личной унии с Москвой, поскольку русский царь - это еще и царь казанский. Но в сожженной Москве стоит польский гарнизон. И это было начало XVII века, когда атрибуты независимости вроде декларации, конституции, флага и гимна совсем не обязательны. Хотя герб уже был - знакомый всем нам дракон изображен на печати Царства Казанского, которой скреплялись все региональные акты.

При этом Казань не избегала участия в процессах, развивавшихся в России. Она выступала партнером Первого и Второго земских ополчений, но именно самостоятельным партнером, а не одним из многих участников.

- Кто возглавлял местную администрацию в это время?

В 1611-1613 годах Казанским государством правил Никанор Михайлович Шульгин. Яркий, но незаслуженно забытый деятель в истории Смутного времени и в истории Казани. Человек, управлявший востоком России, к которому прислушивались и которого боялись. В официальной историографии Смуты Шульгину не нашлось места, но именно поэтому он привлекает внимание профессиональных историков.

В 80-х годах советские историки и архивисты Корецкий, Лукичёв и Станиславский открыли и опубликовали корпус документов, связанных с Казанью периода Смуты, где Шульгин предстает одной из ключевых фигур российской политики. Не так давно в юбилейный год освобождения Москвы в серии ЖЗЛ вышла книга Вячеслава Козлякова "Герои Смуты", где один из разделов посвящен Никанору Михайловичу.

Он был обычным представителем средних слоев дворянства, точнее "детей боярских", как говорили тогда. Родился в Лушском уезде на территории современной Ивановской области, изначально никак не был связан с Казанью. В 1606 году Василием Шуйским был направлен в Казань на должность городового дьяка. Должность в переводе на современные реалии соответствовала главе регионального департамента, который занимается делопроизводством, имущественными отношениями и вопросами экономики. Если бы не Смута, то это был бы для него карьерный потолок. При местнической системе должность напрямую зависела от родовитости соискателя. Но в условиях крушения прежних устоев открылась возможность проявить личные качества. Шульгин этим шансом воспользовался. Он принимал участие в боевых действиях, с каждым годом расширял свои полномочия и, наконец, оказался во главе казанской административной пирамиды.

Выше дьяков стояли воеводы, которых в Казани было два. Они являлись главами администрации и командовали местными войсками. Но воевода Морозов уехал летом 1611 года под Москву в Первое ополчение, а воевода Богдан Бельский был убит в ходе конфликта в самой Казани.

Вообще, Бельский был личностью довольно колоритной. Это племянник Малюты Скуратова и любимец Ивана Грозного, хотя, по слухам, именно он Грозного и отравил. Потом он стал ярым врагом Бориса Годунова, против которого организовал несколько государственных переворотов. Кого он только не хотел посадить на престол: и царевича Дмитрия, и Симеона Бекбулатовича. Всё безуспешно. В итоге при Шуйском он оказался в почетной ссылке в Казани. У Бельского были хорошие отношения с Романовыми, поэтому в дальнейшем ему делали положительный образ. Как будто в Казани он противился присяге горожан Лжедмитрию II, за что был сброшен со Спасской башни по приказу Никанора Шульгина. Хотя подпись Бельского на письме с присягой есть. В свете новых документов ясно, что Бельский был убит позже, и был какой-то другой повод для его конфликта с Шульгиным.

Став фактическим главой Казани и всего бывшего Казанского ханства, Шульгин объявляет, что до избрания царя никто не имеет права смещать и назначать чиновников на местах. Самозванцев Казань не принимает.

Самый известный самозванец на тот момент – Лжедмитрий III, появившийся в Псковской земле, которому присягнули казачьи полки Первого ополчения. Были попытки перейти на сторону этого "псковского вора" в некоторых городах Поволжья, но Шульгин их жестко пресекает. Зато в управлении Казанским государством активно участвуют выборные представители казанского посада. По существу, позиция Шульгина близка той, с которой начиналось Нижегородское ополчение.

- А что делает Казань при Втором ополчении?

Со вторым ополчением поначалу складываются хорошие отношения. Ведь что такое движение Минина и Пожарского? Это объединение верхневолжских городских коммун, которым надоела чехарда самозванцев, набеги казаков, польских авантюристов и ложные политические альтернативы. Они выступали не за какого-то конкретного кандидата на престол, а за сам принцип законности и за религиозное самоочищение всего общества. Например, тот же князь Дмитрий Пожарскийбыл приверженцем идеи призвать на царство шведского принца Карла Филиппа, но когда избрали Михаила Романова, он принял этот выбор.

В Казань для сбора армии приезжает представитель Нижегородского ополчения Иван Биркин. Но к тому моменту, когда казанская рать соединилась с ополчением в Ярославле, руководство ополчением заметно эволюционировало. Здесь появилось много представителей аристократии, по сравнению с которыми деятели Казанского государства и Биркин смотрелись худородными выскочками. На этой почве произошел конфликт, чуть не закончившийся кровопролитием, после чего большинство казанцев ушло домой. Остался только небольшой отряд служилых татар, и на основании этого факта часто делают вывод, что все татары находились в оппозиции Шульгину. Это не соответствует действительности.

Служилая татарская конница принимала участие в большинстве военных операций Казанского государства и вместе со стрельцами составляла его главную ударную силу. Никаких других фактов неподчинения татарских воинов в это время неизвестно.

Но после разрыва со Вторым ополчением Казань оказывается в политической изоляции. И это было ситуацией, выйти из которой Шульгину так и не удалось. Конечно, с освобождением Москвы немедленная стабилизация в стране не пришла. Во-первых, сразу же началась война против атамана Заруцкого, который хотел силой посадить на царство младенца Ивана – сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Во-вторых, было неясно, кого изберут царем на Земском соборе.

- Кто же выбрал Михаила Романова?

Его кандидатура была продавлена казаками из Первого ополчения, которые остались в Москве после изгнания поляков, когда дворяне из Второго ополчения разъехались по своим поместьям. Больше всего Михаил Федорович устраивал бывших сторонников Лжедмитрия II, при котором его отец занимал пост патриарха, а также представителей элиты, которые находились в Москве при польской оккупации, где был и сам будущий царь. Конечно, это не совсем то, за что боролись Минин и Пожарский.

- Казань как смотрит на вновь избранного царя Михаила?

Если бы знать все подробности этих взаимоотношений, получился бы превосходный роман о политических интригах и тайной дипломатии. Началось всё с того, что Казань бойкотировала Земский собор и призывала соседние города поступать так же. Когда жители Вятки всё-таки собрались отправить делегатов в Москву, Шульгин увидел в этом нарушение существующих между городами соглашений о совместных действиях и послал на Вятку отряд стрельцов. Всех несогласных отправили в казанскую тюрьму. Но параллельно Шульгин ведет переговоры с земским правительством в Москве о действиях против казаков Заруцкого. Благодаря четырехтысячной русско-татарской рати, сформированной в Свияжском уезде, зимой 1612-1613 годов удалось разбить силы мятежного атамана в Рязанской земле. Затем сам Шульгин во главе большого войска идет под Арзамас для сдерживания казаков. Это его звездный час, когда он получает чин казанского воеводы и начинает зваться по отчеству - Никанор Михайлович. До этого времени ему удавалось одновременно и укреплять самостоятельность Казанского государства, и правильно выстраивать отношения с Москвой.

Избрание Михаила Федоровича состоялось как раз во время арзамасского похода. В казанском войске уже начинается присяга новоизбранному царю. Вдруг Шульгин принимает решение возвращаться в Казань, сказав, что не хочет присягать без совета с казанцами. Дело в том, что за время его отсутствия в городе произошел переворот. Недовольные правлением всесильного дьяка взяли власть в свои руки и арестовали сторонников Шульгина. Победители не имели планов по сохранению самостоятельного Казанского государства и были готовы без промедления принять власть царя Михаила. Лидером этой группы был второй городовой дьяк Степан Дичков. Очевидно, что Никанор Михайлович хотел вернуть контроль над своей столицей. Но в Свияжске его самого арестовали, и на тот момент не нашлось никого, кто бы поддержал и продолжил его дело. Казань, как и другие города, смертельно устала от политической борьбы. В скором времени власть перешла к назначенным из Москвы воеводам.

- Что сделала новая власть с Шульгиным?

Он сидел в Москве до 1618 года. Когда к столице подошло войско королевича Владислава, его отправили в Тобольск - тогдашнюю столицу Сибири. Сбежать оттуда было практически невозможно, поэтому бывший правитель Казани уже не сидит в колодках, а спокойно поступает на государеву службу. Вместе с ним в Тобольск поехали его сыновья. Шульгины стали известным в Сибири семейством и принимали участие в освоении новых земель.

День народного единства, отмечаемый 4 ноября, вызывает споры у историков. Кто-то говорит, что надо было выбирать другую дату, что никакого единства народного не было, что Смутное время не закончилось. В общем, Россия пока только в начале осмысления этого праздника. Что значит для Казани день народного единства?

Безусловно, для православных казанцев - это день Казанской иконы Божией матери, которая вместе с войском Морозова прибыла под Москву и стала одним из символов завершения Смуты. Но если говорить обо всех жителях Татарстана, то 4 ноября мы неизбежно вспоминаем о событиях начала XVII века.

Глядя на эти события, мы с уверенностью можем сказать, что не вся история нашего региона сопровождалась сплошной конфронтацией между разными народами.

Ведь по факту никакой острой межнациональной напряженности в сегодняшнем Татарстане нет, но как только мы начинаем вспоминать прошлое, мы видим сначала московско-казанские войны, где русские воевали с татарами, затем у нас идёт борьба татарского народа за возвращение независимости, затем в XVIII веке массовая христианизация и т.д.

На фоне множества "острых углов" счастливым исключением смотрится период Казанского государства, когда без присмотра имперской власти народы Поволжья смогли сами договориться и действовать сообща.

В этом большая заслуга умелого политика и русского патриота Казани Никанора Михайловича Шульгина, имя которого заслуживает увековечения. Уверен, что однажды в нашем городе ему будет открыт памятник.

Ильнур Ярхамов
Лауреат конкурса "СМИротворец-Волга" в 2016 году

Конспект урока

(Проектное обучение на уроках истории)

для 7 класса

Учитель истории: Четкарева Е.Ю.

пгт. Куженер

МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа № 2»

Проектное обучение на уроках истории в 7 класса

Название проекта: Герои и антигерои Смутного времени

Руководитель проекта : учитель истории и географии Четкарева Екатерина Юрьевна

Краткая аннотация проекта

Проект направлен на формирование универсальных учебных навыков учащихся 7 классов.

В ходе выполнения проекта учащиеся должны рассмотреть: биографические сведения; выявить гражданскую позицию в изучаемых событиях; дать аргументированную оценку занимаемой позиции.

Участие в проекте позволяет учащимся получить опыт аналитического исследования исторического процесса, опыт представления своей позиции по вопросам, не освященным в учебных пособиях, закрепить навыки работы с разными источниками.

Формирование универсальных учебных навыков .

Личностные УУД.

Формирование у обучающегося основ гражданской, социальной самоидентификации личности; воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за свой народ и за героев Отечества;

Осмысление им опыта российской истории как части мировой истории;

– формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности;

Регулятивные УУД.

– развитие умений принимать и сохранять учебную задачу;

– развитие умений принимать роль в учебном сотрудничестве;

Познавательные УУД.

Развитие умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

Коммуникативные УУД.

Развитие умений выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе); осуществлять работу по развитию понятийного аппарата;

Предметные УУД.

Формирование знаний по теме.

Проблемные вопросы:

    Почему одни личности становятся героями, а другие антигероями в трудные для Отечества времена?

    Легко ли стать антигероем для своей страны? В чем выражается антигероизм людей эпохи Смутного времени?

    Какие уроки Смутного времени мы можем извлечь для себя?

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

КОМПОНЕНТЫ

Проблема, требующая решения

Герои и антигерои Смутного времени (по страницам истории Видновского края)

    Постановка проблемы

    Выдвижение гипотез – путей решения проблемы

    Планирование деятельности по реализации проекта

Почему одни становятся героями, а другие антигероями в трудные для Отечества времена? Легко ли стать антигероем для своей страны? В чем выражается антигероизм?

Чтобы быть героем – надо быть патриотом своей страны в независимости от сложившихся обстоятельств.

1. Подготовка (определение темы)

2. Планирование (Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценивания результата)

3. Принятие решения (Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности)

4.Выполнение (Работа над проектом. Оформление)

5. Оценка результата (Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов: успехов, неудач)

6. Защита проекта (Подготовка презентации. Защита презентации)

Практически значимый материальный или культурный продукт

(подготовка продукта)

    Сбор информации

    Структурирование информации

    Изготовление продукта

    Оформление продукта

Использование учебной литературы, Интернет-источники.

Отбор и распределение материала по изучаемым личностям.

Презентация

Презентация продукта

    Выбор формы презентации

    Подготовка презентации

    Презентация

    Самооценка и самоанализ

Презентация «Герои и антигерои Смутного времени» (по страницам истории Видновского края)

Мультимедийный проектор, выбор стиля и оформления.

Показ и защита презентации

Анализ выполненной работы. Обсуждение.

ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ШТРАФБАТОМ И КАЗАКАМИ

Это, пожалуй, самый тяжелый и постыдный момент в официальной истории возвращения независимости Московскому государству в 1611 - 1612 годах.

Крупнейшие отечественные историки смогли безосновательно внушить своим читателям, что после убийства вождя 1-го Ополчения Прокофья Ляпунова ополчение распалось и с августа 1611 года вокруг Москвы не осталось земского стана, а были только казачьи таборы. Как будто казаки не люди, не наши соотечественники! По сложившейся царской и советской исторической традиции казаки - или враги, или воры, или просто подозрительная братия: как же можно показывать их героями? Но и без героев нельзя! А презрение к казакам и умаление их роли – аналогичное презрению и умалению роли штрафных батальонов в Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Оно столь высоко, что полуторогодовая непрерывная осада и борьба за Москву 1-го Ополчения, закончившаяся взятием - по большей части казаками! - московской цитадели, старательно запрятана за тоже героическое, но кратковременное участие в битвах с поляками 2-го Ополчения Пожарского и Минина, в котором тоже было множество казаков.

Дошло до того, что при учреждении нового государственного праздника - Дня народного единства - даже Госдума РФ, принявшая поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)», была введена в заблуждение. Она доверилась пояснительной записке к проекту закона. А в той утверждалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Это жесточайшая несправедливость перед другими истинно героическими персонажами возвращения независимости нашей стране 400 лет назад – перед воеводами 1-го Ополчения князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким и думным дворянином Прокофьем Петровичем Ляпуновым, Троицко-Сергиевского монастыря архимандритом Дионисием и келарем Аврамием Палицыным. Не включая в этот ряд одного из вождей 1-го Ополчения атамана Ивана Мартыновича Заруцкого, следует, однако, указать на снятие с него пятна в замысле убийства Ляпунова, надолго поставленного историографом Карамзиным, пользовавшимся отечественными источниками. Современник событий поляк Станислав Кобержицкий, знавший весь ход дел и не могущий быть в данном случае пристрастным, приписывал злодейство только одному Александру Гонсевскому - командиру гарнизона московского Кремля, своему соотечественнику.

Князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой

ПОЛТОРА ГОДА ВОЙНЫ ПЕРВОГО ОПОЛЧЕНИЯ

Утверждаю это, потому что факты таковы.

Факт первый. 1-е Ополчение (Ляпунова, Трубецкого, Заруцкого) вело непрерывную войну как с засевшими внутри Москвы интервентами, так и с пришедшими снаружи на помощь осажденным польско-литовско-немецко-венгерско-украинскими войсками – с 4 апреля 1611 года по 26 октября 1612 года (19 месяцев). Эту непрерывность подтверждает и Кобержицкий в своей «Истории Владислава I»: «В продолжение шести месяцев со времени отъезда короля в Польшу, то есть, с июля по декабрь , обе стороны сражались храбро; но, не смотря на мужество поляков, неприятель беспрестанно нападал живее и живее». И до прихода 2-го Ополчения были уже взяты Девичий монастырь, Земляной город, Белый город, а оккупанты заперты в Китай-городе и Кремле. Видя невозможность победить ополченцев уже в течение полугода, король Сигизмунд III послал в сентябре 1611 года к Москве новое войско литовского гетмана Яна-Карла Ходкевича. Только приход Ходкевича спас польско-литовский гарнизон Кремля от сдачи, но доставить припасы осажденным не удалось. Октябрьские сражения вынудили отступить и войско Ходкевича, и внекоролевское войско внезапно умершего Яна Петра Сапеги. Зимой ополченцы отбивали попытки внешних врагов доставить продовольствие своим в Москву, отбивали и вылазки осажденных. 2-е Ополчение (Минина, Пожарского) вело войну с августа 1612 года по 26 октября 1612 года – (2,5 месяца).

Факт второй. Численность 1-го ополчения составляла 100 тысяч человек по мемуарам польского ротмистра Николая Мархоцкого или 145 тысяч (15 тысяч Андрея Просовецкого, 80 тысяч Прокофья Ляпунова, 50 тысяч Ивана Заруцкого) по дневнику литвина Самуила Маскевича. Затем, с побегом Заруцкого, численность еще уменьшилась. Считается, что к приходу 2-го Ополчения у Трубецкого оставалось 2500 человек. Это сомнительно. На момент освобождения Москвы у Трубецкого оставалось, вероятно, более 40 тысяч человек. Такое число можно вывести из «Повести о Земском соборе 1613 года», где рассказывается, что Трубецкой кормил и поил 40 тысяч своих казаков, агитируя их за избрания его царем России: «Князь же Дмитрей Тимофиевичь Трубецкой учрежаше столы честныя и пиры многая на казаков и в полтора месяца всех казаков, сорок тысящ, зазывая к собе на двор по вся дни, чествуя, кормя и поя честно и моля их, чтоб быти ему на Росии царем и от них бы казаков похвален же был». Что же это за свои казаки, как не соратники по ополчению? Но 1-е Ополчение – это не только казаки. Численность 2-го Ополчения была 7 - 8 тысяч человек.

Факт третий. Распада 1-го Ополчения и «дыры» между двумя ополчениями не было. Убийство Ляпунова 22 июля 1612 года нанесло огромный удар 1-му Ополчению. Его покинула большая часть ратников. Но блокада Москвы и бои продолжались вплоть до прихода 2-го Ополчения. За это время ополченцы, в частности, сожгли Китай-город (сентябрь), отбили атаки первого прихода литовского войска гетмана Ходкевича (октябрь). Последняя битва фиксируется 25 июля, то есть всего за 8 дней до прихода к Москве передового отряда Михаила Самсонова (2-го Ополчения). Поэтому временной интервал между обоими ополчениями – бессовестная фальсификация!

Архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий

МОНАХИ-ПЕРЕГОВОРЩИКИ

Факт третий. Вожди обоих ополчений Трубецкой и Пожарский еще с марта 1612 года находились в конфронтации. Огромные неоднократные усилия по их воссоединению проявили Троице-Сергиевого монастыря архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын. Их неоднократными усилиями незадолго до решающей битвы войска князей Пожарского и Трубецкого принесли взаимные присяги. Осажденный Ходкевичем Трубецкой молил архимандрита Троицкого монастыря Дионисия прислать свинца с зелием и посылать письма по городам с просьбой о помощи. В отличие от Гермогена, разродившегося в августе грамотой к земщине всего лишь с озабоченностью склонением соотечественников к Воренку (сыну Лжедмитрия II) и без малейшего упоминания в ней поляков и отношения к ним, Дионисий занял ясную прагматичную позицию. Поняв, что подмосковные таборы 1-го Ополчения – единственная сила, на которую можно опереться, он отправил Трубецкому свинец с зелием, а по городам послал грамоты и послов для сбора ратных людей и казны на борьбу с ляхами и изменниками, сидевшими в Кремле. Причем в грамотах призывал идти не просто к Москве, а на помощь таборам, на соединение с подмосковным 1-м Ополчением – на «единый с ними подвиг».

Именно Троицкие воззвания подтолкнули Козму Минина сына Захарьина к сбору 2-го Ополчения в сентябре 1611 года. И в начале марта 1612 года 2-е ополчение выступило, но не к Москве, а в Ярославль собирать ратников с разных городов и формировать правительство. Видя безнадежность воззваний, 28 июня в Ярославль из монастыря был послан келарь Авраамий уговаривать Пожарского идти к Москве. Тогда Пожарский выслал к Москве передовые отряды Михаила Самсонова и Дмитрия Пожарского-Лопаты. 14 августа подошло к Москве и главное 7 - 8-тысячное ополчение Минина и Пожарского. Трубецкой снова просил быстрого соединения, боясь, что его казаки могут разбежаться. И вновь лишь монахи уладили ситуацию.

Фальсификации в картографии: армии Трубецкого нет и в помине!

Факт четвертый. Историки XIX и XX веков вознесли до предела заслуги ополчения Минина и Пожарского и до предела запрятали героизм и даже участие ополчения Трубецкого с его казаками в битве с гетманом Ходкевичем 21 - 24 августа 1612 года, в освобождении Москвы. Дошло даже до именования армия Трубецкого «дворянским резервом Пожарского, отданным под командование Трубецкого» (ж. «Родина», №11, 2005)! Однако огромная роль казаков – причем на самом прорывном участке – в Замоскворечье, отражена в источниках. Особенно ее подчеркивал Авраамий Палицын: казаки - мало бе их [казаков] числом, - и тако возвращщеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его, литовских людей всех острию меча предаша и запасы их поимаша. Прочие же литовские люди устрашишася зело и вспять возвратишася: овии во град Москву, инии же к гетману своему; казаки же гоняще и побивающе их…». «Приуспевшим же всем казаком к обозу у великомученицы христовы Екатерины, и бысть бой велик зело и преужасен; сурово и жестоко нападоша казаки на войско литовское: ови убо боси, инии же нази, токмо оружие имущие в руках своих и побивающие их немилостивно. И обоз у литовских людей розорвали».

Карта, близкая к реальным событиям. В последний день 24 августа Ходкевич пошел через оборону Трубецкого и здесь был разгромлен

АРМИЯ ТРУБЕЦКОГО КАК КЛЮЧ К ПОБЕДЕ

Факт ключевой роли армии Трубецкого в последнем решающем сражении просматривается и в дневнике одного из руководителей интервентского гарнизона московского Кремля Осипа Будилы: «… гетман[Ходкевич], одушевленный великою заботливостию об осажденных, напрягал все свои силы, чтобы выручить их. Он сдвинул весь свой обоз и хотя его войско было небольшое, но он должен был разделить его на две части, потому что и у русских было две армии; одна - Пожарского наступавшая на гетмана из своего лагеря, а другая Трубецкого, нападавшая на него из своего табора. Одна часть войска гетмана, обратившись к Пожарскому, долго билась с ним, наконец сломала русских, вогнала в реку и овладела полем битвы. Удалившись за реку, русские опустили руки и смотрели, скоро ли гетман введет в крепость продовольствие. Другая часть войска гетмана делала тоже свое дело. Далее, так как нашим мешал еще один городок [имеется в виду Климентовский острожек – один из опорных пунктов Трубецкого], то гетман послал … и наши взяли этот городок и вырубили в нем русских; но так как они отошли от него, не оставив в нем людей для защиты, то русские, как только это увидали, сейчас же пришли и заняли его своими людьми. …

Между тем, русские, выбив силою изтаборов всех своих, кто только был в таборах, и спешив конницу в садах на пожарище, всею силою стали налегать на табор гетмана. Гетман, как человек чрезвычайно храбрый, не убоялся их, и долго с ними перестреливался; затем, видя беду, принимая также во внимание, что у него мало людей и что многие ранены и изнурены, так как сражались с неприятелем целый день, приказал обозу потихоньку отступать назад, а сам с войском сдерживал русских больше часу, пока возы не вышли на открытое место, куда гетман вывел и своих людей. Русские дальше своих ям не вышли; они там торжествовали свою победу…».

После совместной победы 24 августа было официально заключено (предположительно 22 сентября) «единачество» между обоими Дмитриями и учреждено на Трубной площади единое правительство - «Розряд и всякие Приказы».

22 октября совершен штурм Китай-города, и защищавшихся оккупантов вогнали в Кремль. Кто же участвовал в этом последнем перед капитуляцией бою?

Ответ сообщает еще один памятник русского летописания «Пискаревский летописец»: «И в ту пору некой смотрением божиим крикнув казаки князя Дмитреева полку Трубецково с десницами на город-Китай с Кулишек от Всех Святых с Ыванова лушку. И город взяли октября в 22 день, в четверг перед Дмитревского суботою. И литву и немец многих побили, и казну поймали», и вогнали поляков в Кремль. То есть первыми, кто захватил Китай-город, были казаки князя Трубецкого, не вытерпевшие умышленного затягивания переговоров о капитуляции.

Взятие Китай-города

То же подтверждает и Будило: «…в полдень с великою силою пошли на приступ из батарей Трубецкого на Китай-город и с великою потерею для несчастных осажденных втоптали их в Китай-город».

26 октября поляки сдались и покинули Кремль. 27 октября был назначен торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого.

СПАСИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА

В отличие от историков XIX и XX веков современники событий высоко оценивали роль лидера обеих стадий освободительной борьбы 1611 - 1612 годов – воеводы князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого. Начиная с дней освобождения Москвы от поляков и вплоть до избрания на Земском соборе царем Михаила Федоровича Романова Юрьева (с октября 1612 до конца февраля 1613 года) Трубецкой был хотя и временным, но главным и единственным правителем Российского государства. Он же был одним из претендентов на царский престол. Именно у Трубецкого был особый титул – «Спаситель Отечества».

Со временем, однако, российскими историками превозносился все более Пожарский - «высокоидейный, честный патриот, пр.», а Трубецкой все более унижался - «крайне тщеславный, упрямый и в то же время ничтожный человек, …бездарный боярин» и т.п. (Бибиков Г.Н.). Мнение же врагов-современников о Тубецком иное - «осторожный, искусно умевший пользоваться случаями к нападениям» (Кобержицкий).

В итоге высокоидейному и честному Пожарскому с Мининым при наличии двух им памятников в центре Москвы и Нижнего Новгорода недавно решено установить еще один памятный знак в Москве, а ничтожный, бездарный «Спаситель Отечества» снова запрятан современными галимами.

Закладной камень памятнику князю Трубецкому и казакам-героям в Гребневе

И все же Трубецкому повезло больше, чем Ляпунову. В усадьбе Гребневе Щелковского района Московской области в 2012 году в память о его бывшем владельце установлена памятная доска и заложен памятник казакам Трубецкого.

Будем надеяться, что всех истинных героев Смутного времени вспомнят и достойно отблагодарят будущие поколения.

Сергей Саначин

Я. В. Леонтьев, д. и. н., доцент Московского государственного университета

В тени блистательных князей М. В. Скопина-Шуйского и Д. М. Пожарского, легендарных К. Минина и П. П. Ляпунова до сих пор остается ещё немало подлинных героев.

Сегодня в Кинешме и за её пределами идёт сбор средств на памятник воеводе Боборыкину и ополченцам, павшим в Смутное время. Представитель феодального сословия детей боярских Фёдор Васильевич Боборыкин происходил из Костромы. В 1608 году, будучи назначенным Василием Шуйским письменным головой, он командовал полком костромичей в царском войске, которое стояло на Пресне и сражалось с «тушинцами» Лжедмитрия II. Объединённые полки костромичей, ржевичей, новгородцев и дмитровцев входили в состав Передового полка под командованием сокольничего и думного дворянина Гаврилы Григорьевича Пушкина. Вместе с Передовым полком Боборыкин участвовал в походе на Иосифо-Волоколамский монастырь. Дворянское ополчение, распущенное на зиму по домам, осенью 1608 года вернулось в свои поместья. Возвращение Боборыкина совпало с началом народного повстанческого движения на Русском Севере и в Поволжье. Поскольку у него имелись серьёзный боевой опыт и, по всей видимости, полномочия от царя, он стал воеводой соединённых сил повстанцев. Одиннадцатого февраля 1609 года отряды Боборыкина нанесли поражение суздальскому «воровскому» воеводе Ф. К. Плещееву под селом Дуниловым. Таким образом, по мнению ивановского историка А. Ю. Кабанова, именно Боборыкин «должен считаться первым руководителем народного ополчения против самозванства». В мае того же 1609 года в неравном бою с карателями из отряда печального знаменитого полковника А. И. Лисовского воевода Боборыкин пал смертью храбрых под стенами Кинешмы.

Летом 2010 года на островах Угличского водохранилища, в районе города Калязина, на месте древнего села Шумарово были установлены два поклонных креста в память о воеводе Давыде Васильевиче Жеребцове. Весной 1609 года он стал первым командующим Северным ополчением из поморских и поволжских городов. Жеребцов принадлежал к потомкам черниговских бояр Бяконтов, самым знаменитым представителем которого был крестник Ивана Калиты и покровитель преподобного Сергия Радонежского митрополит Алексий Московский Чудотворец.

Василий Шуйский отправил Жеребцова на воеводство в далёкую Мангазею, под которой тогда понимались земли в низовьях Оби и Енисея, протянувшиеся вдоль Обской губы на Карском море. Первым делом Жеребцов возвёл в городе Мангазее деревянный кремль и Троицкую церковь. Именно ему сибиряки обязаны возникновением Туруханска, построенного в 1607 году и сыгравшего главную роль в освоении Енисейского Заполярья. Летом 1608 года воевода выступил с сибирскими стрельцами на помощь Москве, осаждённой войсками «тушинского вора» Лжедмитрия II. Проделав беспрецедентный переход из Туруханского края через Уральский хребет, войско Жеребцова вместе с ополченцами из Галича и архангелогородскими стрельцами освободило Кострому и Ипатьевский монастырь. Придя к Скопину-Шуйскому под Троицкий Калязин монастырь, Жеребцов и его воины отличились в сражении с войсками гетмана Я. П. Сапеги на реке Жабне 28 августа 1609 года.

Мангазейские стрельцы Жеребцова входили в состав Передового полка под командованием воеводы С. В. Головина. Десятого сентября они стремительным штурмом освободили Переславль. В ночь с 19 на 20 октября авангард армии Скопина-Шуйского скрытно подступил к Александровской слободе, опрокинул польско-литовский гарнизон в реку Серую и овладел Успенским монастырём и слободой. Сразу после этого 600 «мужей избранных» и 300 ратников, составлявших отряд Жеребцова, проникли в осаждаемый гетманом Сапегой Троице-Сергиев монастырь.

Ввиду разногласий и трений между находившимися в монастыре воеводами А. Голохвостовым и Г. Б. Рощей-Долгоруким, Жеребцов принял командование обороной на себя. В начале января 1610 года во главе монастырского гарнизона он сделал успешную вылазку против Сапеги и сжёг лагерь «тушинцев». Двадцать второго января Ян Сапега был вынужден снять шестнадцатимесячную осаду и отступить на Дмитров. Решающие бои под Дмитровом датируются 18 марта, после того как к городу подошло объединённое войско князя Б. М. Лыкова-Оболенского и Жеребцова. В итоге штурма Дмитровского кремля Сапега бежал, а ополченцы захватили восемь пушек в качестве трофеев.

Воевода Жеребцов был щедро награждён Василием Шуйским, получив в поместье из дворцовых земель село Шумарово и сельцо Поводнево с более чем 20 деревнями, починками, пустошами и селищами в Ярославском уезде. Однако ему не суждено было воспользоваться богатством и закончить «дни живота своего на покое от ратных дел». Второго мая 1610 года остававшиеся в тылу армии Скопина-Шуйского «лисовчики» внезапно напали на Калязин монастырь. Его гарнизон отчаянно сопротивлялся, но силы оказались неравными. Настоятель монастыря игумен Левкий, воевода Жеребцов и все оставшиеся в живых монастырские защитники после тяжёлого боя были преданы мучительной смерти. Мощи преподобного Макария Калязинского достали из серебряной раки и разбросали на пепелище, а саму раку – вклад в монастырь Бориса Годунова – изрубили на куски и увезли в качестве трофея. «Избиенные от государственных изменников и Литовских людей в Колязине монастыре воевода Давид Жеребцов, князь Иван и Григорий – братья, инок Никон и другие» значились в синодике Костромского Богоявленского монастыря.

Геройски погиб в годы Смуты ещё один воевода – Яков Петрович Барятинский. Князь Рюрикович, он был сыном стольника Петра Ивановича Барятинского, известного военачальника, одного из строителей крепости в Сургуте в 1595 году. В период 1601–1602 годов он уже сам был воеводой в Сургутском городке. Поверив, как и многие, в чудо спасения царевича Дмитрия, в 1605 году Барятинский сдал самозванцу крепость Новосиль. Год спустя он оказался в числе приглашённых участников свадебного кортежа Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Скопин-Шуйский, под началом которого позже отменно сражался Барятинский, был тогда «великим мечником» у самозванца.

В 1607 году, исправляя прошлые ошибки, князь участвовал в битве с отрядами атамана И. И. Болотникова на реке Пчельне под Калугой. В феврале 1609 года Василий Шуйский направил Барятинского на воеводство в Дорогобуж. По дороге князь разбил литовский отряд ротмистра Плюшки и овладел захваченным городом. Второго июня он одолел ещё один отряд «литвы» во главе с Чижом и на следующий день отбил у врага Вязьму. Далее его путь во главе дворянского ополчения смолян и дорогобужан лежал на крепость Белую, а затем на Торжок для соединения с выступившим в поход из Великого Новгорода Скопиным-Шуйским. С основным войском Скопина-Шуйского он участвовал в сражениях за Тверь и под Калязином. Весной 1610 года перед ним и Хованским была поставлена задача окончательного освобождения Верхневолжья. Воеводами были заняты Старица и Зубцов. Но затем удача изменила Барятинскому. В мае вместе со шведским отрядом Э. Горна он безуспешно осаждал захваченную польским полководцем А. Гонсевским крепость Белую, а после вынужденного отступления двинулся на соединение с армией Д. И. Шуйского. Во время сокрушительного поражения царской армии, пятикратно превышавшей польские силы гетмана С. Жолкевского, под селом Клушином 24 июня 1610 года князь Барятинский был одним из немногих, кто не дрогнул и пытался спасти положение. В этом кровопролитном сражении, по подсчётам новгородского историка Г. М. Коваленко, русская сторона не досчиталась трёх тысяч погибшими, а потери польской стороны составили 500–600 воинов. После захвата поляками Смоленска жители Арзамасского уезда, бывшие в подчинении у Барятинского, первыми откликнулись в 1612 году на призыв К. Минина и составили боевое ядро ополчения под командованием Д. М. Пожарского.

Смута начала XVII века была не только авантюрой самозванцев и интервенцией, но и братоубийственной гражданской войной. Показательна судьба братьев Барятинских. В то время как князь Яков был одним из наиболее выдающихся соратников Скопина-Шуйского, его родной брат Фёдор Петрович служил «тушинским воровским» воеводой в Ярославле и привёл в покорность самозванцу Вологду.

Переменчивой была судьба легионера из «шкотцких немцев», то есть шотландцев, Георга Лермонта. В числе земляков Шкотской роты он оказался в составе многонационального корпуса под командованием Якоба Делагарди, который после подписания Выборгского договора между представителями шведского короля Карла IX и Василия Шуйского 26 марта 1609 года пересёк новгородский рубеж. После Клушинской катастрофы часть кондотьеров переметнулась на сторону польского короля Сигизмунда III. С воцарением Михаила Фёдоровича Романова Лермонт вернулся на службу в царское войско и уже без колебаний верой и правдой служил новому Отечеству.

После восшествия на московский престол новой династии война с Речью Посполитой ещё далеко не закончилась. В 1615 году «батько» Лисовский совершил очередной рейд по тылам, обогнув Москву, дойдя до Костромы и Мурома. Удача этого предприятия вдохновила нового польского короля Владислава IV выступить в завоевательный поход в сентябре 1617 года. Используя смоленский плацдарм, польско-литовским войскам удалось занять Дорогобуж, Вязьму, Мещовск, Козельск, вплотную подойти к Калуге и Твери. Основные силы поляков в конце 1617 года были остановлены под Можайском войсками под командованием Г. Л. Валуева, Б. М. Лыкова-Оболенского, Д. М. Пожарского и Д. М. Черкасского.

В это время Лермонт принимал непосредственное участие в боях и был назначен прапорщиком вместо убитого Дэвида Эдварда. В 1618 году Лермонт сражался с поляками под Можайском в составе полка И. С. Куракина. После прорыва к Москве 20-тысячного войска головорезов запорожского кошевого атамана П. К. Сагайдачного, 1 октября 1618 года в схватке у Арбатских ворот с отрядом Б. Новодворского прапорщик Лермонт отличился в бою и был тяжело ранен. Его произвели в поручики, затем в ротмистры, а в марте 1621 года он получил жалованную грамоту на поместье под Чухломой в Галичском уезде.

В 1634 году во время новой войны с поляками Лермонт погиб под Смоленском. По преданию, его тело было доставлено в родовое поместье и погребено у стен Авраамиево-Городецкого монастыря. Впоследствии в селе Никольское, стоявшем на большой дороге из Галича в Чухлому, родился потомок Лермонта – Юрий Петрович Лермонтов, отец поэта.

В период, когда распалось всё: вертикаль власти, экономические, социальные и даже семейные отношения, – общая вера дала импульс объединению, нравственную оценку происходящему и призвала к покаянию. Большую роль в преодолении Смуты сыграл мученически умерший святейший патриарх Гермоген. Многим ведомы и фигуры келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына и архимандрита Иоасафа. Однако были и другие, менее известные пастыри духа.

Преподобный Иринарх Затворник, старец Борисоглебского монастыря, благословил на подвиги воеводу Михаила Скопина-Шуйского и послал ему свой крест в решающий момент снятия осады с Троице-Сергиевой обители. Этим же крестом под Ростовом Великим получили благословение собиравшие ополчение князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. В третий раз этим крестом преподобный Иринарх благословлял в 1614 году войско, направленное на подавление казацкого мятежа.

Мученически погиб тверской архиепископ Феоктист, прославленный как местночтимый святой. Когда его в качестве пленника доставили из Твери в тушинский лагерь Лжедмитрия II под Москвой, он отказался иметь дело с наречённым там патриархом Филаретом, оставшись верен патриарху Гермогену. Он пытался совершить побег, но был убит «воровскими» казаками.

В 1609–1610 годах сожгли иноков Борисоглебского монастыря в Торжке во главе с архимандритом Константином. Тогда же были утоплены насельники Архангельского монастыря под Угличем во главе с игуменом Михаилом и укрывавшиеся там миряне, братия Николо-Сковородского и Троицкого Рябовского монастырей. Иноки помогали воинам, стоя с ними в одном строю на башнях и у бойниц Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровского, Троице-Сергиева монастырей.

Смута начала XVII столетия принесла неисчислимые бедствия всей русской земле, и в то же время она выявила образцы подлинного героизма. Обновлённое гражданское общество, объединённое патриотической идеей преодоления Смуты, сформировало ополчение. Народ совершил великий покаянный труд, свидетельством которого в том числе стал крестный ход ополченцев с иконой Казанской Божией Матери 4 ноября 1612 года. С тех пор и существует этот церковный и одновременно светский, мирской праздник.

Третьего марта 2012 года, в день празднования 400-летия преставления священномученика Ермогена (Гермогена), Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию закладки памятника святителю Ермогену в Александровском саду у стен Московского Кремля, недалеко от места мученической кончины святителя. Решение о создании памятника священномученику Ермогену было принято в 1913 году, когда он был прославлен в лике святых, однако последующие исторические события помешали воплотить в жизнь этот замысел. На месте, где будет установлен монумент, Святейший Патриарх вознес молитвы о благополучном начале сооружения памятника и совершил освящение закладного камня, надпись на котором гласит: «Сей камень заложен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в основание памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси, в год 400-летия его мученической кончины. 3 марта 2012 года». Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам церемонии с Первосвятительским словом и сообщил о начале конкурса на лучший проект памятника Патриарху Ермогену.

4 ноября — День народного единства — увы, пока не стал всеми любимым общенациональным праздником. Почему? Сложно ответить на этот вопрос. Может, потому что события, которые вспоминаются в этот день, слишком далеко отстоят от нашего времени и не воспринимаются людьми столь эмоционально, как революция 1917 года или Великая Победа. Возможно также, что традиция еще попросту не укоренилась. Как бы то ни было, эта дата — хороший повод поговорить о том, что происходило на тверской земле в начале XVII века.

Первый патриарх

Пожалуй, начальная тверская веха в Смутном времени — уроженец Старицы, первый российский патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I в 1605 году. Известно, что многие историки отождествляют личность этого самозванца с Григорием Отрепьевым, который некоторое время был секретарем Иова. По крайней мере, сам патриарх в тождестве был убежден. Вот что писал он об этом человеке в своих грамотах: «расстрига, ведомый вор, в мире звали его Юшком Богданов сын Отрепьев, жил у Романовых во дворе и заворовался. …да и у меня, Иова Патриарха, во дворе для книжного письма побыл во дьяконах же. А после того сбежал с Москвы в Литву».

Что характерно — еще до прибытия Лжедмитрия I в Москву Иов был смещен со своего поста и выслан в Старицкий Успенский монастырь. Претендент на престол чувствовал опасность? Похоже на то… После убийства самозванца и восшествия на престол Василия Шуйского святителю вновь было предложено занять патриаршее место, однако по причине слабости здоровья он отказался. Умер Иов в августе 1607 года, похоронен в Успенском монастыре.

Впрочем, тверская земля дала России тех времен не только героев, но и антигероев…

Герой или бандит?

Одна из самых загадочных личностей того времени — Иван Исаевич Болотников. По одной из версий, родился он в маленькой деревеньке неподалеку от Зубцова. Пожалуй, единственный источник, более-менее подробно рассказывающий об этом человеке — воспоминания Конрада Буссова, немецкого «солдата удачи», принимавшего живейшее участие в описываемых событиях. Некоторое время немец воевал рядом с Болотниковым — и, видимо, сведения получал лично от него.

Итак, согласно Буссову, Болотников был боевым холопом князя Телятевского (боевой холоп отличался от обычного, по большому счету, лишь тем, что использовался хозяином в качестве солдата). Он сбежал от князя к казакам, во время одного из набегов был пленен татарами, которые продали его в рабство туркам. Какое-то время был гребцом на галерах, однако во время одного из столкновений турки потерпели поражение — и победители освободили невольника. Болотников оказался в Венеции.

Слухи о событиях в России доходили и до Италии — и Болотников, впечатленный переменами в родном Отечестве, отправляется домой. В Самборе он встречается с авантюристом Михаилом Молчановым — участником убийства сына и жены Бориса Годунова, верным соратником Лжедмитрия I. После низложения и смерти самозванца Молчанову удалось сбежать из Москвы — он подался вначале в Путивль, а потом в Польшу. Болотникову он представился чудесно спасшимся царем, вручил ему некоторую сумму денег и отправил в Путивль для организации борьбы против царя Василия Шуйского.

Вряд ли есть смысл описывать ход «крестьянской войны» под руководством Ивана Болотникова — информации о ней вполне достаточно в открытых источниках. Стоит сказать лишь, что к его войску примыкали самые разные люди — и иностранные «ловцы удачи», и беглые холопы, и казаки, и даже дворяне. Примечательно, что одним из первых приказов воеводы был такой: «гостей и всех торговых людей побивати и животы их грабити». Здоровые силы (например, дворянское ополчение) столь откровенный призыв к грабежам и убийствам оттолкнул и увел в противоположный стан, а сбродом этот приказ исполнялся с огромным рвением…

Владыка Феоктист

Под Тверью отряды Болотникова появились осенью 1606 года. Здесь они потерпели фатальную неудачу: архиепископ Тверской Феоктист призвал жителей города «безо всякого страха и сомнения стоять за православную веру и за Государево крестное целование». И люди стояли… Кстати, скорее всего, именно с этим периодом связана одна из легенд Желтикова монастыря — когда один из захватчиков сорвал покров с серебряной раки святителя Арсения и накрыл им своего коня, после чего вновь забрался в седло. Конь взвился на дыбы и скинул всадника. Бандит разбился насмерть.

Вообще владыка Феоктист — удивительная личность. О месте его рождения, о детстве и юности сведений нет. Биография владыки прослеживается лишь с того момента, когда он стал игуменом Болдинского монастыря, а спустя некоторое время был направлен в Тверь. Зато его дальнейший жизненный путь хорошо известен…

…В 1609 (по другим данным — в 1608) году Тверь вновь подверглась осаде — к ней подступили войска Лжедмитрия II, которого также называли «тушинским вором». Владыка опять обратился к горожанам с призывом о защите родного города. На этот раз враг одержал победу — и сторонники самозванца, захватив архиепископа, отправили его в Тушино. Там его, судя по всему, пытались склонить на свою сторону, но священник был непреклонен. В конце концов, ему удалось бежать, однако по дороге в Москву он был схвачен — и после пыток убит. Место захоронения владыки Феоктиста в настоящий момент неизвестно.

Холоп или вельможа?

Пожалуй, вернемся к загадочной личности Ивана Болотникова — ведь здесь, если вдуматься, далеко не все так просто. Известный писатель, автор блестящих исторических книг Александр Бушков подмечает множество несуразностей и нестыковок общепринятой версии его жизни и смерти.

Итак, нестыковка первая: боевой холоп — это, выражаясь современными терминами, рядовой. Максимум — ефрейтор. Он может быть опытным рубакой, но по определению не имеет навыков руководства крупными военными операциями. А ведь Болотников одержал ряд блистательных побед над царскими войсками — и неудачи у него начались, по сути, только после того как от его армии отложились дворянские части под предводительством братьев Ляпуновых и Истомы Пашкова. Так где же Иван Исаевич мог получить навыки полководца — служа РЯДОВЫМ у Телятевского, среди казаков или на турецких галерах? Нет, что-то здесь не складывается…

Нестыковка вторая — и, пожалуй, главная. Войска царя Василия Шуйского осадили Тулу, где скрывались мятежники. Их уговорили сдаться в плен, «честным словом» обещая жизнь. В отношении одного из сдавшихся — «царевича Петра» (очередного самозванца, коих в то время насчитывались десятки) — честное слово тут же было нарушено: его повесили безо всяких разговоров. А вот Болотникова и князя Шаховского ВСЕГО ЛИШЬ отправили в ссылку. В чем же здесь странность — спросите вы? В том, что к ХОЛОПУ относятся точно так же, как к КНЯЗЮ! Вывод здесь, хоть убейте, напрашивается только один: либо холоп — не холоп, либо князь — не князь. Но ведь насчет принадлежности Шаховского к княжескому роду нет никаких сомнений.

Правда, спустя несколько месяцев Болотникова все же убили — утопили в проруби. Но и здесь не обошлось без странностей — перед убийством его ослепили. А мера эта, как справедливо подмечает Александр Бушков, испокон веков применялась на Руси только к князьям, потерпевшим поражение в междоусобной борьбе. За что же обыкновенному холопу выпала такая «честь»?

Выдвигать какие-либо альтернативные версии биографии Ивана Болотникова не берусь — для этого попросту не хватает фактического материала. Очевидно лишь одно — его официальное жизнеописание не годится ни к черту: ну не бывает рядовых, знающих военную стратегию и тактику на уровне генерала! Ну не могли оказывать холопу — тем более, плененному — княжеские почести!

Город, превращенный в пустыню

А война, меж тем, катилась по тверской земле, разоряя ее до крайности. Как пишет известный историк В. М. Воробьев, новгородским отрядом под руководством воеводы Чеглокова в мае 1609 года был освобожден Торопец, затем войско двинулось на Торжок и заняло его. Враг попытался выбить новгородцев из города, но те нанесли ему поражение и вынудили отступить к Твери. А 13 июля русские полки под командованием талантливого военачальника Скопина-Шуйского овладели Тверью.

В 1612 году объявился еще один Лжедмитрий — на этот раз под Псковом. Его ватаги сунулись было в Тверь — но получили достойный отпор от защитников города. А город, меж тем, был разрушен практически до основания. Вот что писал о Твери шведский историк и дипломат Петр Петрей де Ерлезунда, посещавший город до и после войны: «В этом городе много красивых церквей, монастырей и часовен, каменных и деревянных; в нем живут епископ и чрезвычайно богатые граждане и купцы, лучшие и искуснейшие во всей земле кузнецы, которые куют железо и медь. Но теперь это самый разоренный город и совсем запустелый во время долговременных войн и смятений, бывших в эти годы».

Твери вновь досталось в 1617 году, когда в страну вторгся претендовавший на русский престол польский король Владислав. Город выдержал две осады, а его обороной руководил князь Пожарский-Лопата — родственник Дмитрия Пожарского. Закончились военные действия только в 1618 году.

Итог многолетней войны был действительно страшен. В. М. Воробьев пишет: в «писцовой книге Потапа Нарбекова указывается, что в Твери в 1626 г. осталось всего 150 мужчин, способных выполнять государственные повинности, остальные не могли «нести тягло»; 772 посадских места пустовали. Во Ржеве насчитывалось 68 жилых дворов и 236 пустых, в Бежецком Верхе соответственно - 32 и 336, в Старице - 39 и 245…» Это — факты, которые, как говорил известный литературный герой, вещь упрямая. Не менее полувека страна восполняла демографические потери и восстанавливала разоренное захватчиками хозяйство. Вот о чем хотелось бы напомнить гражданам Польши, предъявляющим России бездоказательные обвинения. Может, и нам стоит претензию составить?..

Алексей УЛЬЯНОВ

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары