Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Аттестация на первую и высшую квалификационные категории. Особенности аттестации воспитателей

Жизнь не стоит на месте и постоянно предъявляет новые требования к уровню подготовки и трудовой пригодности работающих. Любой специалист периодически должен быть готов к проверке собственных профессиональных навыков. Учителя, воспитатели и другие труженики системы образования - не исключение.

С 1.01.2011 г. порядок, в котором проходила аттестация воспитателей детских садов и школ, изменился.

Что же получилось?

Как известно, существует аттестация обязательная и добровольная. Задача первой - подтвердить соответствие педагога должности, которую он занимает. Вторая имеет место, когда речь идет о повышении квалификационной категории.

По правилам, действующим раньше, если педагог хотел повысить свою зарплату, он по своей инициативе подавал заявление с просьбой присвоения одной из категорий - высшей, первой или второй. Делалось это руководством детского учреждения или органом управления образования.

Позже вторую категорию как таковую отменили. Аттестацией стали заведовать органы образования уровня субъекта РФ. Главное: эта процедура теперь обязательна. Один раз каждые пять лет абсолютно все педагоги при любом стаже работы, независимо от собственного желания, должны ее пройти, чтобы подтвердить свое соответствие должности, которую занимают.

Кому нужна категория

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (либо высшую) производится по желанию. Те, кто хочет ее получить, имеют право подать соответствующее заявление. Цель его - чтобы их аттестовали. То есть установили соответствие профессионального уровня категорий. Любая из них присваивается сроком на 5 лет, затем требует продления в аналогичном порядке.

Если же квалификация педагога не будет своевременно подтверждена, она автоматически снижается. Что тогда?

Бывшему работнику первой категории предстоит заново подавать заявление на аттестацию (чтобы ее восстановить).

А если он не сделает этого? В таком случае - в числе прочих аттестоваться на подтверждение соответствия.

Тому, кто утратил высшую, предстоит "проходить" все заново. Вначале потребуется аттестация воспитателя на 1 категорию. И не раньше чем по истечении двух лет у него появится право сдать на высшую.

Категории, полученные до указанной даты (1.01.2011 г.) действуют до конца срока присвоения. Но старое положение - после 20 лет вторая категория остается навсегда - теперь отменено. Эти воспитатели также должны будут подтверждать свою профпригодность раз в пять лет.

Какой бывает аттестация

Рассмотрим оба ее вида - обязательную и добровольную.

Первая, как уже упоминалось, обязана состояться один раз в каждые пять лет. Цель ее - подтвердить, что педагог соответствует своей должности. Ее обязаны пройти все работники, у кого нет категорий и нет желания их получать.

Освобождаются от аттестации занимающие должность не более 2 лет, мамы в декретном отпуске и беременные женщины. Срок прохождения для них наступит не раньше, чем через два года после завершения отпуска, предоставленного по уходу за ребенком.

Представление воспитателя на аттестацию производится работодателем. Если педагог занимает сразу несколько должностей в одном учреждении, и не аттестован ни по одной из них, то оно возможно сразу по всем.

Если же он работает по совместительству в разных местах, то каждый работодатель уполномочен направить его на аттестацию.

Как подаются документы?

Представление на педагога оформляется работодателем по установленному образцу. Документ содержит все нужные справки для аттестации воспитателя, подробную всестороннюю оценку профессиональных навыков сотрудника и качество его работы в должности. Кроме того, там имеется информация обо всех пройденных курсах повышения квалификации и результатах прошлых аттестаций.

Педагога за месяц до испытания под роспись знакомят с представлением. Документы подаются работодателем в комиссию по аттестации соответствующего субъекта РФ, где назначается ее дата, время и место проведения. Срок ее прохождения не должен быть больше двух месяцев.

Как она проходит?

Аттестация старшего и других работников ведется в установленном порядке. В процессе ее для подтверждения квалификации испытуемые подвергаются экзаменам в письменном виде или компьютерному тестированию. Цель их - выявить уровень владения профессиональными методами современного обучения, подтвердить ценный опыт работы воспитателя ДОУ и уровень собственной компетентности.

Решение, принятое комиссией, оформляется в виде протокола и вносится в аттестационный лист работника. Последний хранится в личном деле педагога.

Если аттестация пройдена успешно, вердикт комиссии - «соответствует занимаемой должности». В противном случае - «не соответствует».

Если вам не повезло

В последнем случае работодатель имеет юридическое право расторгнуть договор с работником, но не обязан этого делать. Он может предложить тому пойти на курсы повышения квалификации и затем пройти аттестацию повторно.

Вместо увольнения работник может и должен быть переведен с его согласия на другую должность (нижестоящую), если есть вакансия. Также не имеют право лишить работы временно нетрудоспособного, беременную и женщину с детьми до 3 лет или мать-одиночку с ребенком до 14 лет или ребенком-инвалидом.

Добровольная аттестация

Она организуется для присвоения первой (либо высшей) категории по инициативе работника и на основании его заявления. Цель ее - установить соответствие квалификации педагога требованиям заявленной категории.

Подать заявление на первую имеют право работники, не имеющие пока никакой. Или те, у кого срок действия полученной ранее 1 категории подходит к концу. На высшую - получившие первую два или более года назад, а также желающие продлить уже имеющуюся.

Заявление на аттестацию воспитателя подается педагогом самостоятельно в любое время. Чтобы срок предыдущей не истек в период его рассмотрения, рекомендуется подавать его заранее - за 3 месяца.

Как правильно оформить документы

Их полный пакет должен включать заявление на аттестацию по образцу, прошлый аттестационный лист (ксерокопию) - при его наличии, заполненный новый лист, портфолио достижений. Для составления последнего имеются методические рекомендации.

Документы, поданные в комиссию по аттестации местного субъекта РФ, рассматриваются обычно около месяца, затем назначается место и дата проведения. Проходить она должна только в течение определенного срока.

Аттестация воспитателей ДОУ ведется в строгом соответствии с имеющимися правилами и нормативами. Какие же требования предъявляются к каждой из квалификационных категорий?

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию

Педагог обязан владеть современными технологиями образования и уметь эффективно использовать их в практической деятельности. Продемонстрировать накопленный опыт работы воспитателя ДОУ. Доказать собственный личный вклад в улучшение качества путем совершенствования применяемых методик. Показать результаты усвоения программ воспитанниками и динамику достижений.

Аттестация на высшую категорию воспитателя: требования растут

Требуется наличие первой квалификационной категории, успешное применение на практике новых образовательных методик и технологий, демонстрация освоения воспитанниками практикуемых программ. Результаты должны быть стабильными, а показатели динамики успехов - выше среднего уровня субъекта РФ.

Воспитателю предстоит продемонстрировать личный вклад в совершенствование воспитательных и образовательных методик, улучшение качества образования. А также - владение новыми технологиями и распространение личного профессионального опыта.

Порядок прохождения

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию, как и на высшую, ведется определенным образом. Его профессиональные достижения, оформленные в виде портфолио, предъявляются на экспертизу.

Проверка квалификации проходит на заседании аттестационной комиссии, которое ведется как при педагоге, так и без его участия. Запись о намерении присутствовать на обсуждении должна быть включена в заявление на аттестацию заранее. Если же он после этого по каким-либо причинам не является на заседание, комиссия имеет право рассматривать его документы заочно.

Принятое решение заносится в протокол, а также в аттестационный лист работника. После этого оно утверждается вышестоящим органом - на уровне субъекта РФ. Итоги (выписка из акта данного органа и аттестационный лист) передаются работодателю.

А что потом?

Если аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (или на высшую) прошла успешно, и вынесено постановление о соответствии нужным требованиям, датой присвоения соответствующей категории считается день принятия решения комиссией. С этого же момента и педагога будет производиться по новой ставке.

Запись о том, что присвоена определенная категория, в обязательном порядке производится в трудовой книжке.

В случае "провала" аттестации выносится решение "требованиям не соответствует". Тогда претендовавшие на первую категорию остаются без таковой и обязаны аттестоваться на соответствие должности, которую занимают.

У «не сдавших» на высшую остается первая категория до окончания действующего срока. Затем педагог имеет право вновь попытаться "заработать" высшую категорию, либо ему придется подтверждать первую.

Обжалование итогов аттестации

Право на такое обжалование закреплено документально. Делается это путем подачи заявления в комиссию по трудовым спорам или даже в суд, причем в последнем случае важно сделать это в течение трех месяцев с момента аттестации.

Но на практике подобные ситуации случаются крайне редко. Как правило, педагоги подают документы на аттестацию, будучи основательно подготовленными - досконально изучив все нужные требования, подготовив грамотное и достойное портфолио и будучи полностью уверенными в собственных силах.

По новым правилам вторую категорию отменили вовсе, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Те же учителя, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на 5 лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке.

Если учитель вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. После этого:

  • педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;
  • педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.

При этом квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Отныне эти учителя также должны будут проходить аттестацию каждые пять лет.

Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Кто обязан пройти аттестацию

Педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.

Кому не надо проходить аттестацию

  • учителям, проработавшие менее 2 лет на данной должности;
  • беременным женщинам и женщинам, находящимся в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Их аттестация проводится не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.

К аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителей представляет их работодатель.
В случае, если учитель работает в разных педагогических должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление работодателя может подаваться сразу по всем должностям, в на которых он состоит.
Если учитель совмещает работу по специальности у нескольких работодателей, каждый из них имеет право направить его для прохождения аттестации.

Как подать документы на аттестацию

  1. Работодатель оформляет представление на педагога. Представление заполняется по установленной форме (есть образец). В этом документе работодатель всесторонне оценивает профессиональные навыки педагога и его работу на занимаемой должности. Также в документе должна содержаться информация о прохождении учителем курсов повышения квалификации и сведения о результатах предыдущих аттестаций.
  2. Не позднее чем за месяц до начала проведения аттестации работодатель под роспись знакомит педагога с представлением.
  3. Работодатель подает документы в аттестационную комиссию субъекта РФ, где получает информацию о дате, месте и времени проведения аттестации педагога. В столице эти функции выполняет Московский центр образовательного права, находящийся по адресу ул. Большая Декабрьская, дом 9.
  4. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца. Не позднее чем за месяц до проведения аттестации работодатель доводит до сведения педагогического работника информацию о дате, месте и времени проведения его аттестации.

Как проходит аттестация

В ходе аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителя проходят письменные испытания по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью или компьютерное тестирование, позволяющее определить уровень владения современными методиками преподавания и воспитания.

Решение комиссии

В соответствии с пунктом 13 «Порядка аттестации педагогических работников» решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Этот документ, а также выписка из распорядительного акта аттестационной комиссии хранятся в личном деле педагога.

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия выносит вердикт: «соответствует занимаемой должности».
  2. Если испытания были завалены, комиссия принимает решение, что учитель «не соответствует занимаемой должности».

В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п. 3. ч. 1. ст. 81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию учителя. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию.

Кроме того, увольнение не допускается, если есть возможность перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую работу (например - вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

Также, в соответствии со статьей 261 ТК РФ, нельзя уволить:

  • работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске;
  • беременную женщину, а также женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет;
  • одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида - до восемнадцати лет;
  • других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.

Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории

Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

Кто имеет право пройти аттестацию

1. Заявление на аттестации для присвоения первой категории могут подать:

  • педагогические работники, не имеющий категорий;
  • педагогические работники, имеющие первую категорию - если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

2. Заявление на аттестации для присвоения высшей категории могут подать:

  • педагогические работники, имеющие первую категорию - но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;
  • педагогические работники, имеющие высшую категорию - если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

Учителя, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

Кто подает заявление об аттестации

Каждый учитель делает это самостоятельно. Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы на аттестацию в любое время.

Учителям, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации.

Как проходит аттестация

Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений учителя. Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участия учителя, проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании нужно заранее написать в заявлении.

Должность: учитель технологии общеобразовательной школы

Стаж: 5 лет

Регион: Пермский край

Населённый пункт: город Лысьва

Предыдущая аттестация: соответствие занимаемой должности

В октябре 2016 года прошла аттестацию на установление соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории.

В самом начале моей публикации позволю себе небольшое лирическое отступление. Аттестовывалась я впервые, оформляла и размещала материалы на сайте сама, решила, что в первый раз мне будет полезно и интересно «пропустить всё через себя», хотя у нас в городе практикуется за определённую плату заказывать заполнение портфолио компетентным людям, и даже официально у методистов Центра научно-методического обеспечения существует такая услуга, стоимость 2000-4000 рублей, а также консультации: без выхода в интернет — 150 рублей, с выходом в интернет — 250 рублей.

Я воспользовалась консультацией за 250, поскольку уже успела зарегистрироваться сама и «накидала» часть материала. Консультация оказалась полезной, но собственный опыт переоценить трудно, да и далеко не все советы методиста пошли на польз

Итак, дальше нужно было подать заявление. По закону: заявление педагогом подаётся за три месяца, однако у нас, в Лысьве, такие правила: заместитель директора по методической работе собирает заявления желающих аттестоваться и тех, у кого заканчивается период предыдущей аттестации в следующем учебном году, и в начале июня (для каждой школы назначено своё время) относит в Управление образования, где регистрирует их и обсуждает график аттестации педагогических работников своей образовательной организации на следующий учебный год.

Я решила аттестовываться в октябре 2016 (в сентябре аттестационная комиссия не работает), да и летом можно было спокойно, без спешки подготовиться.

Образец заявления
DOC / 21 Кб

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АТТЕСТАЦИИ

Как таковой пакет документов предъявлять не нужно, но для аттестации нужны основания, поэтому в заявлении в краткой форме указываются пройденные курсы, участие в конкурсах, результаты обучения и др. При недостатке оснований для аттестации на категорию, завуч, который находится в курсе состояния дел педагога, может порекомендовать аттестоваться на соответствие, хотя образовательной организации не выгодно понижение категорийности педагогов.

Все документы размещаются непосредственно в электронном виде в портфолио. До начала работы с портфолио для удобства можно создать на «рабочем столе» папки с названиями, соответствующими его разделам, и все имеющиеся материалы «раскидать» по папкам, тогда будет понятно, в каком разделе вам не хватает материалов (это может сделать за вас методист ЦНМО за определённую плату, о чём я уже упоминала). Есть материалы, которые подойдут для двух или нескольких разделов, нужно проанализировать наполняемость, чтобы не было «где-то густо, а где-то пусто». (Например, документ, свидетельствующий о вашем участии в "Краевом проекте по разработке компетентностно-ориентированных заданий" можно разместить в разделе «Методическая работа и трансляция педагогического опыта» и/или в разделе «Результаты участия в проектной деятельности, социально-образовательных инициативах»)

Возможен и такой вариант: каждый новый документ, свидетельствующий об участии, результате, приказы, новые разработки сразу размещать в электронное портфолио, и когда наступит время аттестации - всё уже готово! «НО» за последние несколько лет сайт «слетал» уже не раз, а также претерпевал изменения, и педагогам приходилось начинать заново...

АТТЕСТАЦИЯ

  • Данный вид аттестации не предусматривает тестирования, экспертиза портфолио — единственное испытание.
  • Испытание проходит без личного присутствия педагога. Когда портфолио готово, нужно нажать на поле зеленоватого цвета «Отправить запрос на экспертизу портфолио», которое находится слева. Затем нужно выбрать предметную область. Портфолио направляется эксперту данной предметной области. Имя эксперта я узнала из «Экспертного заключения».

А НУЖНЫ ЛИ ОТКРЫТЫЕ УРОКИ?

В наше время открытые уроки не единственная форма трансляции педагогического опыта, заставлять давать урок никто не будет, однако, как же без них, завучи обычно настоятельно рекомендуют. Открытый урок позволяет наглядно продемонстрировать педагогическое мастерство. Хотя многие аттестуются и без них. Но я всё-таки открытый урок давала, в 5 классе — по ФГОС, с технологической картой.

Присутствовали 10 человек: завуч и 9 учителей нашего лицея. Замечаний особо не было, были предложения, идеи, как можно было бы данный урок усовершенствовать.

КВАЛИФИКАЦИОННОЕ ИСПЫТАНИЕ В ФОРМЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОРТФОЛИО

Так как аттестоваться предстояло в октябре, портфолио я должна была заполнить и отправить на экспертизу до 15 сентября (15 в 00:00 портфолио для аттестуемого становится недоступным).

Скрин-шот с личной страницы портфолио

РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИО:

1. Портрет

1.1. Общие сведения о педагоге

1.2. Анкета (после заполнения анкета должна быть скачана, распечатана, заверена руководителем и загружена в портфолио в формате pdf).

1.3. Методическая тема (одна или несколько)

1.4. Краткий самоанализ

2. Методическая работа и трансляция педагогического опыта

2.1. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, проблемных групп, временных творческих коллективов и др.

2.2. Выступления на конференциях, семинарах, мероприятиях, проведение семинаров, мастер-классов, открытых уроков (занятий, мероприятий), публикации.

3. Результаты участия в проектной деятельности, социально-образовательных инициативах

3.1. Руководство проектной деятельностью, разработка и реализация собственных проектов; участие в проектах, социально- образовательных инициативах

4. Результаты внеурочной деятельности
4.1. Результаты внеурочной деятельности, направленной на развитие способностей обучающихся

5. Результаты обучения и воспитания обучающихся
5.1.1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
5.1.2. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования регионального и федерального уровней
5.2. Развитие у обучающихся способностей к научной деятельности (участие в научно- практических конференциях, научных обществах и др.)
5.3. Развитие у обучающихся способностей к творческой, физкультурно- спортивной деятельности (результаты участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях)
5.4. Развитие у обучающихся способностей к интеллектуально й деятельности (результаты участия в олимпиадах)

6. (только для работников детских садов)

7. Работа с родителями и социальными партнёрами
7.1. Результаты работы с родителями и социальными партнерами

Каждый раздел заполняется имеющимися материалами, свидетельствующими об участии в том или ином мероприятии, либо подтверждающими результаты той или иной деятельности за 5 лет: справками, приказами, сертификатами, дипломами и др. Все справки и сертификаты должны быть подкреплены разработками (авторские программы курсов, конспекты мастер-классов, технологические карты уроков, презентации, статьи, тексты выступлений и др.). То есть, например, если загружен отзыв об открытом уроке, то должна быть прикреплена ещё и разработка урока.

Все материалы должны быть заверены руководителем. Справки должны иметь определённую форму, подпись руководителя или заместителей и печать.
Бланк справки
DOC / 21.5 Кб

Материалы в каждом разделе должны располагаться в хронологической последовательности, самый «свежий» загружается последним. Далее в разделах 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 4.1, 5.2 должен располагаться аналитический отчёт.
Аналитический отчёт
DOC / 23.5 Кб

Каждый раздел имеет поле для самооценки (от 1 до 10) - максимум 110 баллов, таким образом формируется общая самооценка в процентах. Так как я учитель технологии, то целый раздел, учитывающий результаты ЕГЭ выпадает, поэтому сто процентов уже не набрать. Эксперты, как правило понижают баллы относительно самооценки, поэтому рекомендуется ставить себе чуть выше, но, конечно, адекватно и в пределах разумного. Для аттестации нужно, чтобы оценка эксперта была - 75% и выше.

Самоанализ загружается в первый раздел, но в последнюю очередь, анализ собственной деятельности описывается в порядке разделов портфолио.

И в заключении хочу рассказать о довольно неприятной истории, которая произошла со мной в процессе аттестации. Заполняла портфолио, как я уже сказала, сама, летом, аккуратно загружая всё в хронологическом порядке и прикрепляя все разработки. Видимо нас таких было много...Сайт, надо сказать, работал с большими перебоями. Наконец, когда все было готово - 12 сентября, я отправила запрос на экспертизу. Заходила на свою страницу 13, 14 - всё было на месте. Но когда я вдруг решила посмотреть личную страницу 15 сентября вечером (до закрытия портфолио оставалось пару часов), обнаружила, что многие материалы попросту пропали. Ничего не придумав лучше, я судорожно попыталась восстановить хотя бы часть утерянного, было уже не до порядка и не до «последовательности».

Помочь мне никто не смог, правда администрация сообщила об этом конфузе в Управление образования. Оказалось, что нас таких из города четверо «счастливчиков». Единственная обратная связь с работниками сайта - написать в службу поддержки. На третий раз, они мне ответили, что сайт перегружен, ведутся работы по восстановлению. Посмотреть свою страницу я уже никак не могла и увидела ее только после завершения аттестации: всё в жутком беспорядке, порядок нарушен, не все материалы вернули...Пережила я, конечно, не очень приятные мгновенья...Сделала вывод, что нужно было отправлять, не за несколько дней (по совету методиста ЦНМО), а как положено 15 сентября и ни днём раньше!

Но главное: через две недели я получила заветное «Заключение эксперта» с сообщением о 75%, то есть первую квалификационную категорию мне всё-таки присвоили!

Желаю всем удачи и выдержки при аттестации, они вам точно пригодятся!

По старым правилам, любой учитель, желающий зарабатывать больше, мог добровольно подать документы на присвоение категории - второй, первой или высшей. Вторая категория присваивалась педагогическому работнику руководством общеобразовательного учреждения, в котором тот работает, первая - районным управлением образования, высшая - на министерском уровне.

Сейчас же вторую категорию упразднили, а аттестация педагогов теперь является обязанностью органов образования на уровне субъекта РФ. Кроме того, аттестация учителей стала обязательной, теперь каждые 5 лет педагогический работник должен подтверждать свое соответствие должности. Если преподаватель вовремя не подтвердил квалификацию, категория аннулируется. Проходить аттестацию на 1 категорию учителя или высшую категорию можно и в добровольном порядке.

Аттестация работников образования в обязательном порядке

Каждый учитель, который не имеет категории и не выразил добровольного желания ее получить, должен проходить обязательную аттестацию каждые пять лет. Освобождаются от необходимости подтверждать соответствие должности:

  • педагоги, которые проработали на данной должности не более двух лет;
  • беременные и женщины, находящиеся в декретном отпуске (аттестация предстоит не ранее чем через два года после выхода на работу).

Отдельные правила касаются педагогов, которые отсутствовали на работе более четырех месяцев по причине болезни. Такой категории учителей придется проходить аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу, но если такой педагог изъявит желание получить (или подтвердить) категорию ранее, то не допустить его к аттестации комиссия не может.

Заявление об аттестации, которую работник проходит в обязательном порядке, подает работодатель. В том случае если педагог состоит на нескольких должностях у одного работодателя и не имеет ни по одной из них категории, последний может представить к подтверждению квалификации сразу по всем должностям. Если учитель работает по специальности одновременно на двух разных работодателей, подать заявление имеет право каждый из них.

Документы для подтверждения соответствия должности

Работодатель (образовательное учреждение, где трудоустроен педагогический работник) подает на рассмотрение аттестационной комиссии следующий пакет бумаг:

  • заявление с подписью директора школы или другого учреждения, от которого учитель представлен на аттестацию, а также самого педагогического работника;
  • копии решения аттестационной комиссии с прошлой аттестации (если ранее учитель уже получал или подтверждал категорию);
  • копии документов об образовании работника: диплома (дипломов) из среднего специального или высшего учебного заведения о педагогическом образовании;
  • копия документа, подтверждающего успешную аттестацию на 1 категорию учителя или высшую категорию (если имеется);
  • копии документов о смене фамилии (если фамилия менялась);
  • развернутая характеристика педагогического работника с места работы или сопроводительное письмо, которое может подтвердить уровень квалификации педагога.

Через месяц после представления документов комиссии учитель получит на домашний адрес информацию о времени, дате и месте проведения аттестации.

Как проходит обязательная аттестация учителей на 1 категорию

В ходе подтверждения соответствия должности педагоги проходят испытания по вопросам, которые связаны с профессиональной деятельностью. Испытания проводятся в письменной или электронной форме. По решению органов образования субъекта РФ обязательная аттестация на 1 категорию учителя математики, русского языка, начальных классов и других педагогических работников может проходить и в других формах, что предусматривается подтверждением или получением категории в добровольном порядке. После оценки ответов аттестационная комиссия может определить уровень освоения современных методик преподавания и воспитания.

Добровольная аттестация на 1 категорию учителя

Добровольная аттестация педагогического работника может проводиться по его собственному желанию. Право пройти добровольное подтверждение соответствия занимаемой должности имеют:

  • педагоги, которые не имеют категории;
  • учителя, имеющие 1 категорию, если срок прохождения последней аттестации заканчивается.

Кроме того, заявление на присвоение или подтверждение категории могут подать беременные женщины и те, которые находятся в декретном отпуске, педагоги, проработавшие на занимаемой должности менее двух лет.

Для педагогов, которые подтвердили высшую категорию, право прохождения добровольной аттестации устанавливается иначе.

Процедура подачи документов и необходимые бумаги

В случае добровольного прохождения аттестации документы подает сам преподаватель. Определенные сроки подачи заявления не предусмотрены на законодательном уровне, так что педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию в любое время. Правда, для учителей, уже имеющих категорию, есть определенное условие: им желательно подавать документы не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущего подтверждения квалификации.

Учитель, который принял решение самостоятельно пройти аттестацию, должен представить такой пакет документов:

  • заявление (форму можно получить в отделе образования);
  • ксерокопию предыдущего решения комиссии (если педагог ранее уже проходил аттестацию);
  • аттестационный лист, который должен быть заполнен включительно до седьмого пункта;
  • портфолио профессиональных достижений.

Документы подаются в аттестационную комиссию отдела образования субъекта РФ. Комиссия рассмотрит заявление в течение месяца, после чего будет вынесено решение и дате, времени и месте прохождения аттестации.

Требования, которые предъявляются к учителям 1 категории

Добровольная аттестация на 1 категорию учителя предполагает соответствие педагогического работника определенным требованиям. К таковым относятся:

  • владение новейшими образовательными и воспитательными методиками, применение знаний в практической деятельности;
  • вклад в повышение уровня образования посредством совершенствования методов воспитания и обучения;
  • результаты освоения учащимися программы (динамика и достижения должны быть выше средних по субъекту РФ).

Аттестация на 1 категорию учителя не требует наличия какой-либо квалификационной категории, так как предыдущая, вторая категория, была упразднена последними изменениями в законодательстве. Требование остается актуальным только для тех педагогов, которые проходят соответствие высшей категории.

Как проходит добровольная аттестация учителя

Аттестация учителей на 1 категорию проходит в виде экспертной оценки портфолио работника образования. Кроме того, учитель может провести открытый урок, педагогическое мероприятие, мастер-класс, предоставить аналитический или творческий отчет. Портфолио педагогических достижений является формой самоанализа педагога.

Успешная добровольная аттестация на 1 категорию учителя русского языка предполагает глубокий анализ по трем пунктам:

  • владение образовательными и воспитательными методиками (учитель может описать, какими методиками пользуется в ежедневной деятельности);
  • вклад в повышение уровня образования (например, организация и проведение тематических классных часов, мероприятий, проявление инициативы);
  • результаты учеников (показатели освоения программ, олимпиады и конкурсы, в которых учащиеся занимали призовые места).

Аттестация на 1 категорию учителя английского языка, биологии, географии, математики или другого предмета предполагает анализ педагогической деятельности и достижений по тем же пунктам. Некоторые отличия, правда, имеются. Например, аттестация на 1 категорию учителя физкультуры дает больше возможностей в представлении результатов учащихся. Отличаются и начальных классов (вследствие возрастной специфики учащихся). В самоанализе на аттестацию на 1 категорию учителя начальных классов могут упомянуть осуществление процесса обучения в игровой форме (использование дидактических игр), применение здоровьесберегающих технологий и так далее.

Решение аттестационной комиссии

По результатам экспертной оценки портфолио учителя (или, в случае обязательного подтверждения квалификации, ответов на вопросы в письменной или электронной форме) комиссия принимает решение: «соответствует категории» («присвоить категорию») или «не соответствует» («не присваивать категорию»).

Обжалование итогов аттестации

В том случае, если педагог частично или полностью не согласен с решением комиссии, он может подать апелляцию. Решение можно обжаловать в суде. Заявление нужно подать в течение 3 месяцев со дня, когда было вынесено решение.

Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории


Аттестация имеет две цели:

При подготовке к процедуре аттестации педагогический работник готовит портфолио . Педагоги могут проявить себя в работе районных методических объединений, проводить открытые занятия, участвовать в семинарах, обобщить опыт своей работы, также вести научно-исследовательскую и экспериментальную работу.

Кроме того, учитель может представить результаты не только своего труда, но и достижения учащихся . Это результаты творческих конкурсов различного уровня, научно-практической конференции учащихся, дистанционные олимпиады, в копилку педагога могут пойти результаты областных контрольных работ, районных и областных предметных олимпиад.

Прежде чем написать заявление при подготовке к процедуре аттестации, педагогический работник вправе получить консультации, рекомендации по самоподготовке как в подкомиссии, так и, в случае необходимости, в Аттестационной комиссии или пройти обучение на курсах повышения квалификации.

Педагогические работники вправе подавать заявления в течение всего календарного года. Аттестационная комиссия рассматривает заявление аттестуемого работника в течение месяца, затем в течение двух месяцев проходит собственно процедура аттестации.

Ведущая роль в аттестации педагогических работников отводится экспертам, наиболее значимую роль играют сделанные ими выводы и подготовленное ими экспертное заключение.

Как проходит аттестация

Процедуры проведения аттестации

Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений учителя . Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участияучителя , проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании нужно заранее написать в заявлении .

Если учитель заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

Решение комиссии

В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника . Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.

1. Если учитель прошел аттестацию , выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа учитель имеет право на оплату труда в соответствии со своей категорией.

Запись о присвоении категории делается в трудовой книжке, в разделе «Сведения о работе». Например: «Установлена первая квалификационная категория по должности «учитель» — при этом преподаваемый предмет не указывается.

2. Если учитель не прошел аттестацию , выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории » .

В этом случае те, кто «сдавал» на первую категорию , остаются без категории , и должны пройтиаттестацию на соответствие занимаемой должности.

Тем, кто «не сдал» на высшую — сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. После чего аттестацию придется проходить снова — либо на подтверждение первой категории , либо на установление высшей.

Обжалование решения аттестационной комиссии .

Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников ». Подать заявление об обжаловании можно либо в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования, либо в суд. Заявление в суд о разрешении индивидуального трудового спора подается в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Скачать: Лист оценивания учителя начальных классов на первую и высшую категорию (новый)
Экспертная оценка и самооценка профессиональной деятельности педагога проводится по одинаковым показателям, отражающим способность успешно решать основные функциональные задачи педагогической деятельности.
В соответствии с методическими рекомендациями для проведения экспертной оценки одного аттестуемого учителя назначается не менее двух независимых экспертов.

Причём для учителя один эксперт обязательно должен быть специалистом преподаваемого предмета. Один из экспертов обязательно должен быть внешним.
В процессе работы эксперты: — посещают и анализируют 1-2 урока, — знакомятся с портфолио;
- изучают рабочие программы, классные журналы, результаты уровня контроля достижений обучающихся, методические и дидактические материалы, используемые и самостоятельно подготовленные аттестуемым и т.д.;
- проводят беседы с руководителем образовательного учреждения, его заместителями, руководителем методического объединения, коллегами аттестуемого , со всеми, кто может предоставить аргументированную информацию об уровне развития компетенций аттестуемого .

Лист самооценки аттестуемый заполняет самостоятельно, но, если у него возникли затруднения или вопросы, он вправе обратиться за помощью к экспертам.

Именно эксперты вправе сделать вывод, насколько аргументировано заявление педагогического работника с просьбой об аттестации .

В конце экспертного заключения экспертная группа выражает своё мнение о том, соответствует или не соответствует аттестуемый требованиям, предъявляемым к высшей или первой квалификационным категориям . Кроме того, эксперты вправе включить в экспертное заключение рекомендации.
При наличии рекомендаций аттестованный педагогический работник обязан в течение года выполнить их. За выполнением рекомендаций должен следить работодатель.

Новый вид аттестации аттестация педагогических работников с целью подтверждениясоответствия занимаемой должности. Это обязательная аттестация для педагогических работников , не имеющих квалификационной категории .
В «Методике оценки уровня квалификации педагогических работников » предусмотрена, при необходимости, возможность проведения письменного квалификационного экзамена выездной комиссией.
При подготовке к аттестации так же, как и при аттестации на квалификационную категорию ,педагоги должны иметь возможность получения квалифицированной помощи в форме курсов повышения квалификации, консультаций, материалов самоподготовки и тому подобное.

Основанием для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности является представление работодателя, которое содержит: — мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника , результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности;
- информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации ;
- сведения о результатах предыдущих аттестаций

Педагогические работники проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.
Аттестуемый педагог вправе выбрать один из двух вариантов письменного квалификационного испытания :
- подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который он преподаёт в текущем году;
- решение

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары