Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Четыре формы явленности сознания. Сознание: структура и формы

В 1120 г. в Иерусалиме в условиях, которые еще известны плохо, был основан первый средневековый военно-монашеский орден - орден Храма (тамплиеров). Его первые адепты называли себя pauperes commilitones Christi Templique Salomonici, то есть «бедными поборниками Христа и храма Соломона». Они повиновались магистру, следовали уставу и обязывались защищать паломников на дорогах, ведущих в Иерусалим. В начале 1129 г. их деятельность узаконила римская церковь: собор, собравшийся в Труа под председательством легата, утвердил их устав. Через недолгое время святой Бернард, принявший в этом соборе активное участие, написал для них «De laude novae militiae», или «Похвалу святому воинству»: он здесь оправдывал миссию тех, кто в его глазах был одновременно монахами и рыцарями. Не надо путать: понятие «военно-монашеский орден» не равнозначно понятию «рыцарский орден». В западных странах в разные моменты их истории возникали «рыцарства», рыцарские ордены; но даже если орден Храма, военно-монашеский орден, был рассчитан в первую очередь на рыцарей, было бы ошибкой видеть историческую преемственность между этими понятиями. Создание ордена Храма было явлением новым и оригинальным. Этот орден вырос из перемен - или просто из эволюции - западного общества после тысячного года и появился на свет благодаря крестовому походу.

Действительно, в разные эпохи возникали корпоративные группы, иногда определяемые словом ordo (множественное ordines), «орден», «сословие», в определении которого - «конное», «рыцарское» - упоминается лошадь.

В Риме, при республике, бойцы двадцати восьми кавалерийских центурий набирались среди богатых граждан, за каждым из которых числилась «общественная лошадь». Вместе они составляли сословие всадников, отличное от сословия сенаторов: выражение ordo equester представляет собой точный эквивалент понятию equites romani или equites romani equo publico. При империи всадникам (eques, equites) поручали административные и военные должности, которыми все больше пренебрегала сенатская аристократия. Таким образом, сословие всадников должно было выделять «элиту» для службы государству. Наконец это сословие слилось с сенаторским и в последний период империи исчезло, не оставив следов в потомстве. Военно-монашеские ордены средневековья ничем или почти ничем не были ему обязаны; некоторые клирики, читавшие латинских авторов, иногда использовали выражение ordo equester, обозначая им сословие «сражающихся» в обществе, разделенном на три сословия, или три функции. Так поступил в начале XII в. Гвиберт Ножанский.

Римлянам было известно также слово miles, означающее солдата вообще; ведь лучшую часть римских армий составляли именно пехотинцы. Таким образом, слово militia означало «военная служба» или «солдатское ремесло», a militare - «служить в войске» или «быть солдатом». Командование было возложено на magistri militum, или magistri militiae. В период поздней империи (III–V вв.) в войске и администрации произошли ощутимые изменения: гражданские и военные функции, до того разделенные, стали объединять (кроме царствования Диоклетиана) и все чаще возлагать на военных. В это же время в армии все больше значения стала приобретать конница и появилось разделение на magister peditum [магистр пехотинцев (лат.)] и magister equitum [магистр всадников (лат.)]. Однако слово miles сохранило общий смысл «солдат». Зато словом militia в конечном счете стали называть любую публичную службу государству. Именно в таком смысле оно по преимуществу используется в кодексе Юстиниана в VI в. (3, 25).

В средние века конница стала основным родом войск, а кавалерист - почти синонимом того, кто «сражается». Его обозначали словом miles (множественное - milites). Но это слово, сохранив технический смысл «тот, кто сражается верхом на коне», приобрело также этический смысл и стало означать элиту конных бойцов. Местные наречия в большинстве случаев разделяли два этих значения: chevalier - cavalier [рыцарь - всадник, на французском], Ritter - Reiter на немецком, knight - rider или horseman на английском, но на итальянском только cavaliere, а на испанском - caballero.

Клирики того времени представляли идеальное христианское общество разделенным на три сословия (или три функции), которые расположены в иерархическом порядке и солидарны: те, кто молится, те, кто сражается (и повелевает), те, кто трудится. Рыцари помещались во второе, ordo pugnatorum, сословие - сражающихся (или bellatores); но этот «орден» не соответствовал никакому институту. Тем не менее именно из числа рыцарей выходили наиболее видные представители и руководящий состав военно-монашеских орденов, сначала Храма, Госпиталя, Тевтонского, а потом испанских орденов. Однако определять эти ордены как рыцарские нельзя. Прежде всего это были монашеские ордены, как Клюни, как Сито (кстати, испанские ордены, кроме Сантьяго, все входили в состав ордена Сито), но эти монашеские ордены в первую очередь - хотя, конечно, не исключительно - были рассчитаны на участие рыцарей и отвечали их религиозным потребностям. Тамплиеры были не монахами (moines), а военными служителями церкви (religieux).

С XIV в. обстоятельства и потребности, которые привели к созданию и расцвету военно-монашеских орденов, постепенно стали исчезать, но ордены, кроме Храма, не исчезли. Понятие рыцарства тоже больше не отражало идеал и военные доблести знати, деградировавшей в результате кризиса конца средневековья. Монархи все еще нуждались в знати и пользовались званием рыцаря, чтобы наделять им доверенных людей. Они стали создавать светские рыцарские ордены, собирая в них рыцарей, наиболее достойных служить образцами для других. Одним из первых был орден Ленты в Кастилии, но самые знаменитые - это орден Подвязки в Англии (1347) и орден Золотого Руна в бургундских государствах (1429). Орден Звезды, основанный Иоанном Добрым во Франции, включал в себя 500 рыцарей (1350).

Эти светские ордены не имели отношения к военно-монашеским: их членов вдохновляли другие идеалы, и двигали ими иные нужды. Но современники верили в их преемственность, благодаря чему эти ордены становились инструментами для утверждения королевской религии. В Британской библиотеке в Лондоне есть рукопись, автор которой связывает латинский устав ордена Храма со статутами ордена Золотого Руна.

Однако в конечном счете светские и военно-монашеские ордены слились воедино. В новое время и современную эпоху каждое государство, каждое княжество сочли своим долгом учредить у себя ордена за заслуги. Во Франции революционные потрясения привели к созданию совершенно нового ордена - Почетного легиона, но в Англии орден Подвязки, а в Португалии - военно-монашеский Ависский орден были преобразованы в ордена за заслуги. Некоторые военно-монашеские ордены, созданные в средневековье, дожили до наших дней, но при этом отказались от военного характера, составлявшего их оригинальность, чтобы приспособиться к новому времени или превратиться в благотворительные организации. Так случилось с Тевтонским орденом, резиденция которого ныне находится в Вене, или орденом госпитальеров, ставшим Мальтийским орденом и теперь поселившимся в Риме. Эти ордены вновь взяли на себя миссию творить милосердие, которая причиталась им с самого начала, до милитаризации. Они сохранили воинское облачение, которое теперь пугает не больше, чем шпаги у академиков!

Оригинальный образ жизни военно-монашеские ордены вели только в средние века. Потому в этой книге я и дам обзор их истории в соответствующий период - с начала XI в., когда возникла сама концепция, и до 1530 г., когда госпитальеры, изгнанные с Родоса османским султаном Сулейманом Великолепным, отправились на остров Мальту, который им предоставил Карл V.

Общественное сознание. Сущность. Уровни. Формы.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная целостность, система, не сводимая к сумме составляющих его индивидов.

Практически любой социум, независимо от своих размеров, устойчивости и степени интегрированности обладает тем или иным сознанием (некоторые черты его можно обнаружить и у очереди в магазине). Историческая реальность, отражаясь в умах людей, порождает общественные настроения, идеологии, социальные психологии, национальные характеры и проч. Те, в свою очередь, оказывают действенное влияние на реальность. Общественное сознание служит основой культурной деятельности и оказывает влияние на индивидуальную психологию каждого человека, входящего в социум.

Субъектом общественного сознания является социум, а не индивид. Индивид способен изобрести идеологию или дать толчок некому явлению социальной психологии, но в общественное сознание оно станет лишь тогда, когда «овладеет массами».

Его структура: оно состоит из двух частей-полюсов «Идеологии» - осознанной, теоретически обработанной, отрефлектированной. «Социальной психологии» или «ментальности», которая является сферой коллективного бессознательного, характеризуется сокрытостью, глубинностью, стихийностью. (

При этом, «общественная психология и идеология находятся в некотором противоречии между собой, но не существуют друг без друга» и взаимно проникают друг в друга.

Общественное сознание это часть культуры в широком смысле слова.

Сохраняясь в культуре общества, социальная психология / ментальность отражает пройденный им исторический путь. «Менталитет отдельной личности определяется принципами и структурными особенностями языка и культуры, обусловившей ее развитие и становления< ...> Язык и культура, в свою очередь, складываются в ходе исторического развития определенного народа. Таким образом, исторический опыт, переработанный и отложившийся в языке и культуре, влияет затем на формирование глубинных особенностей психики человека, осваивающего мир через язык и культуру. Образ мышления может поэтому рассматриваться как интериоризированный опыт языковой и культурной истории». Об этом писал известный историк П.Н.Милюков: «Национальный характер сам есть последствие исторической жизни». Сказанное в данном случае об этносе может быть, на наш взгляд, распространено и на другие виды социумов.

Существование в культуре различных частей общественного сознания различно. Идеология требует специального развития, культивирования, фиксации (т.к. основывается на теоретическом, научном мышлении) и сосредоточена в силу этого в цельном виде в умах немногих. Существование социальной психологии / ментальности в большей мере стихийно (хотя существуют способы управления, манипуляции), она присуща всем членам общества.

Содержанием полюса идеологии являются теории, научные, религиозные, философские системы и учения, сознательное мировоззрение. Содержанием полюса стихийной, безотчетной социальной психологии / ментальности являются мыслительные, поведенческие, эмоциональные стереотипы; латентные ценностные установки; картины мира и восприятие себя в мире; всевозможные автоматизмы сознания; общественные представления и пр.

Механизм сохранения и передачи социальной психологии / ментальности, а также усвоение ее каждым новым членом общества похожи на механизм жизни живых естественных языков. Через среду (языковую или, соответственно, ментальную) и от старших поколений - младшим. «Культура и традиция, язык, образ жизни и религиозность образуют своего рода " матрицу" , в рамках которой формируется ментальность. Эпоха, в которую живет индивид, налагает неизгладимый отпечаток на его мировосприятие, дает ему определенные формы психических реакций и поведения, и эти особенности духовного оснащения обнаруживаются в " коллективном сознании" ».

Общественное сознание исторически изменчиво. Идеология может смениться мгновенно, хотя для ее широкого распространения всегда нужно время. Что касается ментальности, то представители Школы «Анналов» всегда отмечали медленность происходящих в ней изменений. Б.Ф.Поршнев в своей «социальной психологии» выделяет более-менее стабильный «психический склад» (например, национальный характер) и динамичные «психические сдвиги», общественные настроения (например, мода).

Для постижения общественного сознания необходим анализ возможно более широкого культурного контекста: текстов и предметов «материальной культуры», системы социальных связей и взаимоотношений, быта и истории повседневности. В обратной связи: понимание ментальности и идеологии социума поможет правильно оценивать все происходящие в нем процессы, адекватно воспринимать поведение его членов и глубже понимать выработанные им культурные феномены.

Сущность общественного сознания

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Уровни общественного сознания

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер. Но об этом речь пойдет ниже.

Следующий аспект рассмотрения общественного сознания - по его носителю или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Например, к феномену массового сознания могут быть отнесены поклонники какого-то эстрадного певца, постоянные слушатели радиостанции «Маяк». Иногда говорят, что носителем массового сознания является толпа, но многие социологи считают, что правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно отметим, что толпа - это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом, собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличает непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность, например, на митинге, демонстрации и т.п.

Формы общественного сознания

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Анализируя общественное сознание, социальная Ф особое внимание уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса.

Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сознание : понятие и формы

1. Понятие сознания

История формирования понятия сознания позволяет нам судить о наиболее существенных качествах:

1) инструментальная оснащенность сознания (познавательная, коммуникативная) - это языковые (речевые), понятийные (логические), образно-чувственные средства сознания, которые обеспечивают непосредственную жизнь людей, их познавательную и коммуникативную деятельность. Инструментальные средства сознания позволяют человеку не только приобретать знания и общаться, но и хранить, воспроизводить и оценивать их, а также осуществлять выбор и принимать решения.

2) системные качества - целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания. Благодаря качествам связанности и согласованности сознание работает как сложнейшая система весьма разнородных процессов: мыслительных, чувственных, эмоциональных, волевых, мнемитических (процессы памяти), а также воображения и интуиции.

3) интенциональное качество (способность) - выражает направленность сознания на кого-либо или на что-либо или о ком или о чем. По конкретным свойствам направленности можно судить, кто или что является предметом сознательной деятельности людей. Направленность может быть во вне и вовнутрь. Вовнутрь - фиксируется в актах самосознания и самонаблюдения, самоанализа и самооценки и т.д.

4) эпистемическое качество - выражает состояние внутреннего мира человека (сомнение, убеждение, вера, уверенность).

2. Происхождение и сущность сознания. Отражение и сознание

В истории развития философского знания существует 3 точки зрения по поводу происхождения сознания:

1) религия исходит из того, что сознание - проявление некой нематериальной субстанции, душа не зависит от мозга и способна вести самостоятельное существование, она бессмертна и вечна;

2) идеалисты считают, что сознание первично по отношению к материи, оно - самостоятельная сущность, которой свойственна изначальная активность;

3) материалисты опираются на представления о сознании как субъективном образе объективного мира.

Диалектический материализм к решению вопросов о происхождении сознания подходит исторически и выдвигает предположение, что вся материя обладает свойством отражения.

Отражение - это способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных объектов. Это свойство как живой, так и неживой природы.

Элементарные формы отражения (не обладают активностью):

механическое

физическое

химическое

Особый вид отражения - биологический, который включает в себя несколько стадий: 1) раздражимость; 2) чувствительность; 3) психическое отражение (самая сложная его форма - сознание).

Раздражимость - это допсихическая форма отражения, это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды. Более высокой разновидностью раздражения является чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений, появляется потребность самосохранения (начинается целесообразная реакция - например, у растений). У животных появляются способности, которые они активно используют уже при добыче пищи. На этой основе происходит дальнейшее развитие биологической формы отражения, т.е. появляются зачатки психической формы отражения.

Восприятия, представления обусловлены усложнение самих форм поведения, а также развитием нервной системы и структур головного мозга.

Психическое отражение, возникшее у позвоночных животных - это свойство живых организмов целесообразно реагировать на предметно оформленную среду с целью приспособительного поведения.

Психическое отражение - это систематизация ощущений, способность живых организмов моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде. Это также способность многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации и находить правильный выход.

Самой высшей формой психического отражения (и вообще отражения) является сознание и, согласно материалистической концепции, сознание - это способность высокоорганизованной материи (мозга) отражать материю.

3. Сознание как функция человеческого мозга

Современная наука исходит из представлений о биологическом единстве животного и человека. И в силу этого иногда делаются выводы о полной аналогии психических процессов у человека и животных. Но сознание человека возникло и развивалось в тесной зависимости, с возникновение и развитием человеческого мозга, на это указывает тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательной способности сознания.

Главная функция мозга человека - хранение и переработка информации, получаемой человеком в процессе познавательной деятельности. Мозг человека симметричен (полушария), но в функциональном отношении между полушариями существует большое различие.

Левое полушарие отвечает за все виды речевой деятельности (понимание, говорение), обеспечивает процессы речи и письма, чтения, осуществляет счетные операции, относит объект к определенным классам.

Правое полушарие контролирует ориентировку в собственном теле (восприятие пространственных отношений, правильная координация).

Сознание не только отражает действительность, но и позволяет высказать к ней определенные отношения. Поэтому в структуру сознания входят: память, эмоции, чувство, воля, мотивация.

Концепция Спиркина

Под сознанием имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.

Сознание - это не просто образ, а психическая (идеальная) форма деятельности, которая ориентирована на отражение и преобразование действительности.

Сознание - высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и преобразовании действительности, а также в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов.

Концепция Иванова (сознание по Иванову)

Иванов представляет поле сознания в виде круга. Каждый сектор отвечает за определенную функцию.

Первый сектор: сфера телесно - перцептивных способностей и получаемых на их основе знаний. К этим способностям относятся: ощущения, восприятие, конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы познания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных, человеческих тел.

Второй сектор: логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственного чувственного данного в сущностные уровни познаваемых объектов. В эту сферу входят: общие понятия, аналитико-синтетические мыслительные операции, жесткие логические доказательства. Главной целью является истина.

1 и 2 сектор образуют внешне-познавательную составляющую сознания.

Третий сектор: его связывают с эмоциональным компонентом сознания. Она лишена непосредственно связи с внешним миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. В эту сферу входят:

· Инстинктивно-аффектные состояния (предчувствие, неотчетливые переживания, стрессы, галлюцинации)

· Эмоции (гнев, страх, восторг)

· Чувства, которые отличаются большей отчетливостью (наслаждение, любовь, симпатия, антипатия)

Главной целью сферы является принцип удовольствия.

Четвертый сектор: ценностно-мотивационный компонент. Здесь содержатся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, воображения. Главной целью сектора является красота, правда и справедливость.

3 и 4 сектор образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания.

Проблема сознания связана с вопросом о самосознании. Считается, что предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, цели, действия, положение в семье и коллективе.

Источники сознания

1. Внешний предметный и духовный мир, природные социальные и духовные явления, которые отражаются в сознании в виде понятийных образов

2. Социокультурная среда, общие понятия, этические и эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания

3. Духовный вид индивида, его собственный уникальный опыт жизни, переживаний, т.е. в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, контролировать свое будущее

4. Мозг. Химико-биологическое состояние мозга - это один из факторов, воздействующих на характер восприятия мира.

5. Космическое информационно-смысловое поле (мозг берет информацию из космоса)

4. Бессознательное

сознание мозг душевный человеческий

Наряду с сознанием, в психике человека существует сфера бессознательного.

Бессознательное - это совокупность психических явлений и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающиеся (в данный момент) контролю со стороны знания. К бессознательному относится:

Гипнотическое состояние

Состояние невменяемости

Оговорки, описки

Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному.

Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, но позже могут попасть в сферу сознания, а может произойти наоборот. Так называемые «Автоматизмы» и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом перейти в сферу бессознательною.

Бессознательное по Фрейду.

З.Фрейд пришел к выводу о существенно важной, а порой даже решающей роли бессознательного. Психика человека по Фрейду имеет три сферы: «Оно», «Я», «сверх-ая».

«Оно» - сфера бессознательного, в которой сосредоточены различные биологические влияния: влечения сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Здесь главенствует принципы удовольствия, наслаждения.

«Я» - сфера сознательного, своеобразный посредник между бессознательными влияниями человека и внешней реальностью, кот. включает в себя природное и социальное окружение. Уровень «Я» стремится заменить принцип наслаждения принципом реальности, хотя это ему не всегда удается.

«Сверх-ая» - внутриличностная совесть, установки общества, идеалы, нормы, ценности, т.е. своего рода моральная цензура.

«Я» стремится быть посредником между миром и «Оно» и для мира «Оно».

Фрейд преувеличил значение бессознательного. Фрейд преувеличил значение «Оно» по отношению к «Я» и говорил, что человек вынужден постоянно терзаться и разрываться между биологическими влияниями и осознаваемыми социальными нормами. По Фрейду биологическое бессознательное является определяющим.

Г. Юнг в сфере бессознательного выделил так называемые «архетипы». Если комплексы переживаний, вытесняемые из сознания в бессознательное у Фрейда является результатом индивидуальной жизни, то архетипы Юнга связаны с коллективной жизнью людей и закрепляются в жизни человека, передаваясь из поколения в поколение.

Архетип «Тень» - представляет собой образ низменного и антисоциального в человеке.

Архетип «Персона» - маска, под ней скрывается архетип «тень», её очень часто пользуется человек, чтобы скрыть антисоциальную сущность.

Архетип «Аниме» - женское начало мужчины.

Архетип «Анимус» - мужское начало женщины

Ведут как к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут приводить к психическим кризисам при несовпадении идеализированных представлений с реальным человеком.

Архетип «Самость» - предопределяет всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение ценностей и единства составных его частей.

Бессознательно и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психологической реальности человека. Между ними часто возникают противоречия, конфликты, но они все же взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства.

5. Язык и мышление

Язык - специфический способ человека- способ бытия сознания. Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мысли. Хотя мысли обычно возникают до их языкового выражения, свою четкость они обретают именно благодаря языку. Можно выделить 2 ф-ции языка:

мышление

Мышление - сложный многогранный психический процесс, имеющий свою структуру. С точки зрения способа своего внешнего выражения в нем выделяют 2 формы:

немая внутренняя речь, бессловесное размышление, внешне выраженное молчанием.

Физически выраженная форма размышления, имеющая словесный или бессловесный вид, формы слов, жестов и мимики (вербальный и невербальный)

Мышление может классифицироваться и в зависимости от характера тех объектов, кот-ые оно отражает:

конкретное мышление, которое выраженно в терминах, словах,знаках, обозначающие отдельные конкретные вещи. Данный вид мышления связан с материальной реальностью.

Абстрактное мышление, выраженное в обобщающих, отвлеченных понятиях, обозначающие невидимые связи между видами, родами, классами предметов и явлений. Он отделен от материальной реальности.

И абстрактное и конкретное мышление выражается в знаках, символах, словах, в устной и письменной речи, в языке.

Язык - материальное ср-во выражения идеального духа, сознания, мышления.

Виды языков:

речевая форма - устная и письменная речь

неречевая - мимика, жесты, телодвижения.

Специальные языки - язык наук (мат., хим.)

Различные системы сигнализации - дорожные знаки, морские сигналы, схемы.

Язык мог возникнуть только в обществе, т.е. он социально обусловлен. Язык, как средство общения играет важную роль в общественно трудовой деятельности людей.

Общее между сознанием и языком, состоит в том, что они 1) исторически возникли одновременно, т.е. идеи не могут существовать отдельно от языка. 2) и мышление и язык явл-ся продуктом длительного социально-исторического процесса. Язык и мышление не тождественны.

слово отражает лишь сущность предмета, не весь предмет, со всеми его многообразными свойствами. Мысль охватывает большее число свойств предмета.

В тройке сознание, слово, реальность, слово занимает срединную позицию, связывая сознание с реальностью. Таким образом, слово влияет и на мышление (поясняя его), и на реальность (преобразование).

Мысль - мимолетное, неустойчивое, смертное. Слово - более устойчиво, стабильно и бессмертно. Слово - воробей - вылетит - не поймаешь.

6. Уровни и формы общественного сознания

Общественное сознание - сложная система чувств, взглядов, идей, в которых отражается общественное бытие.

Элементами общественного сознания являются:

1. обыденное и теоретическое сознание

Обыденное - непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности

Теоретическое - высшее, обобщенное восприятие бытия.

2. общ. Психология, идеология

Общественная психология - совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, характерных для данного общества и для каждой из больших социальных групп. Общество складывается стихийно, длительно, передается каждой новой личности. Здесь доминирует не знание соц. Факта, а его эмоция, связанная с отношением к нему.

Общественная идеология - система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев и общественно-исторический строй. Идеология имеет дело не с эмоциями, а с рациональными компонентами сознания, и выступает в качестве концепций, теорий, совокупности идей, как уровень теоретического познания окружающего мира. Идеология складывается искусственно.

Идеология и общественная психология взаимосвязаны, т.е. когда идеологи создают свою теорию им необходимо учитывать взгляды, обычаи. Идеология должна быть признана широкими массами людей.

3. формы общ. Сознания

1) Моральное общественное сознание. Мораль - форма общ. Сознания, вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенство всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающей идеал человечности и гуманизма.

Основные понятия морали: добро, зло, справедливость, честь, долг, совесть.

Люди вырабатывают правила или заповеди, принципы поведения, принцип отношения к себе подобным и к обществу в целом.

Золотое правило нравственности: Чего в другом не любишь, того сам не делай» Относись к другому так, как хочешь чтобы относились к тебе».

В.Совельев говорил что нравственные принципы непременно должны воплощаться в общественной деятельности. Таким образом, мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживает и санкционирует определенные общественные устои, строй жизни. Мораль принадлежит к основным типам нормативной регуляции действий человека, таких как право, обычаи, традиции, мор. нормы.

2) Эстетическое общественное сознание. В совей жизни человек постоянно сталкивается с окружающими его явлениями, с другими людьми и всегда так или иначе, сознательно или неосознанно оценивают их под призмой своих представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом. Эстетическое сознание подразделяется на объективно-эстетическое и субъективно-эстетическое.

Объективно-эстетическое сознание связано с гармонией свойств, симметрией, ритмом, упорядоченностью

Субьективно-эст. предстает в форме эстетических вкусов, чувств, суждений, взглядов, теорий.

Духовный мир человека не безразличен ко всему, с чем он встречается в практической деятельности, сталкиваясь с прекрасным человек переживает его, оно вызывает у него чувство удовольствия, радости, восторга. Еще в античности видели очищающее действие которое оказывает искусство на человека (Катарсиз- процесс очищения человека, когда осмотрит на искусство и т.д.).

Прекрасное является ведущим аспектом вещей, явлений и этот аспект входит в эстетическое сознание общества. Наряду с категорией прекрасного в эстетике рассматриваются и другие основные категории эстетики:

· безобразное

· возвышенное

· комическое

· трагическое

3) Религиозная форма сознания. Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и на окружающий мир. Основными элементами религии являются культовая система-система обрядовых действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности.

Социальными корнями религии первоначально выступает чрезвычайно низкий уровень производственных сил и обусловленный ими примитивный уровень сознания человека.

В классовом обществе к соц.корням прибавляется бессилие перед общественными силами которые эксплуатируют народ. Именно поэтому с переходом к классовому обществу религии языческие, сменяются на религию единобожия.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ эволюции концепции познания, понятие сознания. Основные положения концепции отражения. Творческая природа сознания, сознание как функция мозга. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания. Свойства человеческого сознания.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Проблема происхождения и сущности сознания. Уровни и формы сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и язык. Проблема идеального. Самосознание. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2006

    Сознание – высшая, свойственная человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе. Происхождение категории сознания. Сознание как основа существования человека. Философские толкования проблемы сознания.

    реферат , добавлен 15.12.2008

    Сознание как высшая функция мозга, его происхождение и сущность, уровни и формы. Понятие идеального, бессознательного, самосознания. Предпосылки возникновения языка и формирование представлений для понимания генезиса ощущений, психики, сознания.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2009

    Сознание как способность идеального (психического) отражения действительности. Основные принципы гносеологического подхода к проблемам сознания в философии. Онтологический аспект сознания, диалектико-материалистическая традиция в учении К. Маркса.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Рассмотрение понятия, структуры и происхождения сознания. Основы возникновения человеческого языка. Понятие идеального, различные концепции идеального. Сознательное и бессознательное как стороны единой психической реальности человека, их роль в жизни.

    реферат , добавлен 12.08.2015

    Сознание - форма отражения действительности, духовная сторона бытия, состояние психической жизни человека; субъективная переживаемость событий внешнего мира и жизни самого индивида. Свойства и структура сознания; содержание основных философских теорий.

    реферат , добавлен 19.02.2011

    Актуальность проблемы сознания человека. Научное понятие сознания и его классификация. Определение и структура сознания. Формы неистинного сознания: эгоизм и альтруизм. Истинно нравственная сфера сознания.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2007

    Сознание - исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека. Материальное и идеальное. Характеристики и качества сознания, предпосылки его возникновения и развития. Бессознательное как феномен психики.

    контрольная работа , добавлен 11.03.2008

    Исследование эволюции форм отражения, как генетических предпосылок сознания. Характеристика сознания, как высшей формы отражения объективного мира, его творческая и регуляторная деятельность. Единство языка и мышления. Проблема моделирования мышления.

Кроме индивидуального сознания существует групповое и общественное сознание и как вид последнего коллективное сознание.

Общественное сознание является обобщенным сознанием большого числа личностей.

Это обобщение осуществляется не только в один исторический период, но и в историческом процессе классовой борьбы. Общественное сознание формируется и проявляется через индивидуальное сознание конкретных личностей. Если же общественное сознание обобщено в религии, искусстве, науке, идеологии и материализовано в соответствующих произведениях, уже теряющих, на современном уровне культуры человечества «индивидуальное авторство», оно бывает оторвано от личности до тех пор, пока материализованные продукты общественного сознания потребляются и оно остается потенциальной силой. Потребителем, приводящим эту силу в действие, всегда является личность конкретного человека, группа или коллектив.

Известно, что проблемы индивидуального и общественного сознания в психологии давно уже разрабатывались и продолжают разрабатываться в настоящее время.

Коллективное сознание определяется прежде всего общественной идеей как проявлением общественного сознания, которая регулирует деятельность отдельных личностей этого коллектива к всего его в целом. Поэтому коллективное сознание - это всегда групповое сознание, но групповое сознание - не всегда коллективное сознание. Групповое сознание, не ставшее коллективным, следовательно, не выходит по целям деятельности за рамки группы. В этом и есть их различие.

Понятно, что обозначенные особенности соотношения индивидуального сознания и личности проявляются и в соотношении группового сознания и личности, состоящей в группе, а последние проявления в особенностях коллективного сознания и личности, входящей в коллектив.

Еще по теме § 4. Формы сознания:

  1. § 7 Совершение брака. – Необходимость определительной формы брака. – Римская форма. – Христианское венчание. – Германские народные формы брака. – Неопределительность формы брака и брачного суда на Западе. – Новый взгляд на брак в лютеранской церкви. – Постановление Тридентского собора о форме брака. – Церковный обряд брака у лютеран. – Начало гражданской формы брака в Англии. – Шотландские браки. – Гражданский брак во Франции. – Принятие этой формы в других государствах. – Гражданская форма брач
  2. СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШИМ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  3. § 37 История вотчинной записки в России. – Явка актов в приказах. – Справка. – Юридическое и финансовое ее значение. – Аналогия нашей формы с западными. – Изменение старой формы при Петре I. – Новый крепостной порядок и новое значение справки и отказа. – Форма нового отказа и ввода во владение
  4. § 68 Личная и вещественная ответственность по взысканию. – Сущность закладного права. – Первые его формы у римлян. – Меновая форма залога в новых законодательствах. – Ипотека. – Форма ее в римском и в новых законодательствах. – Ручной заклад. – Английские формы залога. – Одностороннее удержание движимого имущества в обеспечение
  5. § 60 Сущность договора о сообществе. – Формы римского права и новых законодательств. – Полное и неполное общение. – Участие и соотношение членов. – Ответственность. – Действие смерти и несостоятельности. – Выход членов. – Расторжение. – Главные формы нового права. – Полное товарищество. – Отношение членов. – Раздел прибылей. – Товарищество на вере. – Закрытое товарищество.
© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары