Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Современное представление об общественном здоровье. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания

СТАРИННЫЕ РЕЦЕПТЫ народной медицины

Здоровье - это гармония с самим собой и с Природой. Если человек отдаляется от Природы и естественных условий жизни, если перестает прислушиваться к своему организму, то он оказывается не защищенным от заболеваний души и тела.

Десять заповедей здоровья.

2. Ты должен отказаться от всей неестественной, неживой пищи и возбуждающих напитков.

3. Ты должен питать свое тело только естественными, непереработанными, живыми продуктами.

4. Ты должен посвятить годы преданному и бескорыстному служению своему здоровью.

5. Ты должен восстановить свое тело путем правильного баланса деятельности и отдыха.

6. Ты должен очистить свои клетки, ткани и кровь чистым воздухом и солнечным светом.

7. Ты должен отказаться от любой пищи, когда твой разум или твое тело неважно себя чувствует.

8. Ты должен содержать свои мысли, слова и эмоции чистыми, спокойными и возвышенными.

9. Ты должен постоянно пополнять свои знания законов природы, сделав это девизом своей жизни, и радоваться своему труду.

10.Ты должен подчиниться Законам природы, здоровья - это ваше право, пользуйтесь этим правом.

В СТАРИНУ...

1.СРЕДСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИММУНИТЕТА.
Нам понадобится:
200гр-кураги
200гр-чернослива
200гр-инжира
200гр-грецких орехов
200гр-изюма
200гр-меда
1 лимон
50 гр коньяка
Сухофрукты и лимон с кожурой прокрутить через мясорубку, залить смесь медом и коньяком. В банку и в холодильник. Принимать натощак по 1 ст. ложке.(маленьким по1 чайной ложке)

2.ЦЕЛЕБНАЯ ЗОЛА.
В народной медицине целебной считается любая зола, кроме золы сирени и ели.
От анемии, слабости, депрессии помогает угольный порошок рябины. Надо развести 2 ст. ложки с верхом порошка в 1 стакане воды. Пить по утрам натощак. И так 16 дней.

Дубовая зола нормализует внутриглазное, внутричерепное и артериальное давление. На прием берут 4 ст. ложки золы и 1 литр кипятка. Настаивать надо сутки. Потом настой слить через марлю и пить по 3 столовые ложки 3 раза в день за полчаса до еды. Курс - 14 дней. Затем 5 дней перерыв и повторить лечение еще раз.

А вот осиновая зола успешно лечит воспаления придатков, мочеточника, колиты. 4 ст. ложки с верхом осиновой золы залить 1 литром кипятка, настоять в темном месте 10 дней. Принимать лекарство по 8 ч. ложек 3 раза в день через час после еды. Курс лечения - 11 дней. Потом на 22 дня лечение прекратить. И снова 11 дней приема. Во время лечения нельзя есть ничего острого, соленого, пряного. Зола осины, наполовину смешанная с вазелином, помогает при экземе.

Но самая целебная -берёзовая зола. Она замечательно действует на больную печень при желтухе. Надо взять 0,5 столовых ложек угольного березового порошка, столько же сахара, развести в 1 стакане молока. Пить ежедневно утром и вечером.

Угольным порошком очень хорошо чистить зубы. Если это делать регулярно, то никогда не будет кариеса - минеральная подкормка защитит их от разрушения.

Известно, что зола обладает сильным дезинфицирующим действием, именно поэтому угольным порошком рекомендуют присыпать гнойные раны.

3.ЧУДО-МАЗЬ.

Эта мазь лечит много болезней: фибромы, мастит, гангрена, язвы (в том числе и трофические), ожоги, чирьи, нарывы, больные суставы, самые застарелые гаймориты, гнойные отиты, нарывы в горле, экзема, кисты яичников - все это вылечит чудо- мазь!

В эмалированную посуду влить 1 стакан рафинированного растительного масла, бросить туда пчелиного воска размером со спичечную коробку и поставить посуду на небольшой огонь, чтобы воск растаял. Половину желтка от яйца, сваренного вкрутую. Раздавить вилкой на блюдце и пальцами постепенно добавлять в посуду с маслом и воском. Размешайте, снимите с огня и дайте настоятся 10-15 минут. Затем процедите через капроновую ткань, храните в холодильнике в стеклянной посуде.

Мазь очень эффективна. Если мазь надо закладывать, то ее разогревают на водяной бане до 40 гр. Она излечивает:

1. Гайморит. Растопленной в столовой ложке и тут же набранной в пипетку мазью закапывают нос при самых страшных гайморитах. Чтобы она не застыла, все делайте быстро. Достаточно закапать мазью нос раза два с интервалом между закапываниями в один час, и можно избавиться даже от месячного гайморита. Мазь пробивает гайморовы пазухи и тянет на себя гной с громадной силой!

2. Гнойные отиты. Скрутить жгутик из ватки и вставить в ухо. По мере надобности менять жгутик, одновременно смазывать мазью за ухом. Мазь тянет на себя гной с громадной силой. Так можно лечить все отиты, не только гнойные.

3. Нарывы в горле, абсцессы в горле, гнойная ангина. Смазывать мазью горло, прикладывать компресс на область шеи. Если проделать все это с вечера, каждый час повторяя процедуру, то к утру нарыв прорвет.

4. Бронхи, боль в желудке, в кишечнике, фурункулы на теле, ячмени на глазах. Три раза в день до еды принимаем по половинке чайной ложки мази.

5. Женские заболевания: фибромиома до 10 недель, киста яичника, воспаления придатков, мастопатия, мастит. Во влагалище вставлять тампоны с мазью, менять утром и вечером. Через неделю от кисты только воспоминания останутся, а с фибромой повозиться подольше. На грудь прикладывать салфетку, пропитанную мазью, сверху бумагу для компрессов или целлофан. По возможности менять через каждые два часа.

6. Ожоги, чирьи, раны, отеки, зубная боль, суставная боль коленей лечатся мазью. Наносите ее на ночь на больное место, укутывая и заматывая его, чистым пальцем обмазывайте больной зуб и смазывайте ею десну, и вы увидите, как болячки начнут отступать. Результат обязательно будет отличный.

7. Трофические язвы, гангрена: также прикладывать салфетки с мазью и также менять через 2 часа. Из ран будет обильно идти гной, вы сами убедитесь, как быстро продвигается ваше спасительное лечение, несмотря на всякого рода бездействующие дорогие препараты. Ожоги, чирьи, раны, отечные воспаления на коже, зубная боль (на десну ватку с мазью).

9. Все что нужно смазывать, делается на ночь, прикладывать компрессы к больным коленям, укутывать - и болячки начнут отступать от вас благодаря простой и легкой в приготовлении волшебнице - мази.

9. Этой мазью можно укрепить ногти, втирая мазь на ночь в ногти.
Примечание: воск нужно брать пчелиный, натуральный. Для наружного применения можно взять любое масло, а для внутреннего лучше оливковое.

4.Рецепт молодости и долголетия

Есть один секрет, о котором мало кто знает. Говорят, что раньше в Сибири старики жили по 120 лет и имели отменное здоровье благодаря этому рецепту.

Надо весной собрать цветущие желтые сосновые почки и высушить их на солнце. Затем высыпать из них пыльцу. Принимать ее на кончике ножа [примерно по 1 г] 2-3 раза в день до еды. По утверждению гомеопатов, это прекрасное средство предохраняет организм от преждевременного старения и продлевает жизнь.

А женщинам еще один совет:
прокипятите 1 ветку сосны в 5 л молока в течение 30 минут, затем смочите в отваре марлю, отожмите и прикладывайте к лицу. Кожа вскоре станет подтянутой, и вы будет выглядеть молодо и свежо.


Справочник по траволечению «De Materia Medica», XII-XIII вв.

Сбор трав при женском бесплодии.

Из книги В.И.Сухаревой и И.Я.Сухарева "Лечение различных заболеваний травами, плодами и ягодами различных растений". Книга издана в г.Шанхае (Китай) в 1939 году.
Есть в этой книге много интересных рецептов, мало применяемых сегодня.
Этот сбор рекомендован к применению для лечения женского бесплодия любой этиологии и при угрозе выкидыша.
Сухие цветы граба, подорожник семена, лист земляники, чабрец берут по 6 частей, и по 2 части кровохлебки,манжетки, 4 тысячелистника.
Все ингридиенты рекомендовано измельчить и заваривать в стакане кипятка по половине чайной ложки. Дать настою полностью остыть и процедить. Принимать по несколько глотков в течении дня.

Головная боль: ароматерапевтические средства придут на помощь.

Известно, что головная боль может являться симптомом очень многих заболеваний и требует обязательного установления точного диагноза. Можно ли снять приступ головной боли с помощью эфирных и растительных масел. Можно! С головной болью при гипертонии помогает проверенная смесь эфирных масел лимона и лаванды. На 10 мл. любого растительного масла взять 3 капли масла лаванды и 2 капли масла лимона. Все перемшать, втирать в виски при головной боли и подъеме артериального давления. Если смесь этих масел использовать ежедневно, как масло для тела после душа, то через полторы-две недели давление нормализуется. Одним из "побочных" эффектов станет и укрепление ногтей. Многие мои приятельницы высоко оценили применение эфирных масел лимона и лаванды: давление держится в норме, прошла бессоница, беспокойство.

Если боль локализована в области темени, то к эфирным маслам лимона и лаванды надо добавить и эфирное масло майорана. Смесь вдыхать и натирать виски и темя.

Если головная боль вызвана гипотонией, то для лечения применяют масла лимона - три капли, и не более, чем по две капли масел цитронеллы и мяты перечной. Их также разводят в 15мл базового масла. Для того, чтобы добиться хорошей впитываемости, часто смешивают несколько базовых масел вместе.

Снять приступ головной боли, обусловленной усталостью или бессоницей поможет смесь следующих масел: по три капли масел лимона, иланг-иланга и пачули развести в 15 мл. базового масла.

Именно эти масла рекомендуют в ароматерапии головной боли все мировые ароматерапевты. Но лечение путем втирания в кожу масляной смеси не очень комфортно: волосы очень быстро потеряют товарный вид. Можно сделать твердый бальзам для висков и наносить его: чайную ложку пчелиного воска растопить и добавить столовую ложку растительного масла. Все перемешать и добавить смесь вышеприведенных эфирных масел, смесь переложить в баночку и дать застыть. Получится очень твердый бальзам. Если нужна более мягкая текстура бальзама-уменьшите вдвое количество воска. Можно развести эфирные масла в спирте, перелить в спрей-флакон и распылять на виски во время приступа головной боли.

Это интересно.
Маркиза де Помпадур (1721-1764), фаворитка французского короля Людовика XV не отличалась особым здоровьем, ее кожа была тонкая и сухая. Чтобы сохранить молодость надолго, Жанна-Антуаннета часто делала маски из сливок, с лимоном и взбитым белком. Каждое утро фаворитки начиналось с того, что она смазывала сухое лицо лимонным соком, придавая ему еще большую аристократическую бледность, а затем густо смазывала кожу оливковым маслом. Жирную пленку базового масла она смывала теплой водой, и весь день ее лицо словно сияло изнутри.

РЕЦЕПТ СТАРОГО ВРАЧА ОТ ТРОМБОФЛЕБИТА.

4 пачки семени льна по 50 г и эластичный бинт. В маленькую кастрюльку налить стакан воды, довести до кипения, высыпать туда 5 ст. ложек семени льна, помешивая, убавить до слабого огня и варить 15-20 минут. Выключить. Тут же надо приготовить салфетку из любой старенькой ткани, но не марлю. Содержимое кастрюльки выкладываем на салфетку толщиной слоя примерно 1 см. Салфетка должна быть такого размера, как поверхность больного участка. Содержимое кастрюльки должно походить на густой кисель, семя достаточно теплым. Не бойтесь - ожога не будет. Сверху на салфетку - компрессную бумагу. Быстро прикладываем все это к ноге, фиксируем эластичным бинтом, хорошо укутываем, чтобы как можно дольше держать тепло. Идет глубокое прогревание ткани ноги, самой вены. Семя льна обладает противовоспалительным, рассасывающим действием. Процедура делается на ночь. Под ногу небольшой валик, постельный режим. Утром снять компресс, остатки семени убрать с кожи. Это же семя можно использовать еще раз, а можно добавлять нового (семя льна не жалейте).
На другой день боль должна утихнуть, гиперемия (избыточное скопление крови в кровеносных сосудах) уйти. Два дня строгого постельного режима. Желательно никаких таблеток. На ночь снова компресс. Рецепт этот от старого врача-флеболога. Вместо аспирина, как советуют врачи, для разжижения крови развести в стакане теплой кипяченой воды 1 ст. ложку 5%-ного яблочного уксуса с чайной ложкой меда и пить утром натощак.
Всем желаю здоровья. Лечитесь травами.

Старинные рецепты красоты

1. ЛЮБИМАЯ МАСКА СТАРИННОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ КРАСАВИЦЫ НИНОН ДЕ ЛАНКЛО, КОТОРАЯ ДО ГЛУБОКОЙ СТАРОСТИ – ДО 93 ЛЕТ!- ОЧАРОВЫВАЛА МОЛОДЫХ КАВАЛЕРОВ.

Вскипятить полстакана молока, чайную ложку лимонного сока и две чайные ложки коньяка. Теплую смесь нанести на лицо, шею и плечи и ждать, пока высохнет. Затем смыть.

2. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СПОСОБ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ЦЕЛИТЕЛЕМ В ПЯТОМ ПОКОЛЕНИИ П.М. КУРЕННОВЫМ, ДЛЯ ПИТАНИЯ КОЖИ ЛИЦА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЕЕ СТАРЕНИЯ. Сырой яичный желток, чайную ложку меда и чайную ложку глицерина смешать и наложить на лицо часа на два, а потом смыть. Остаток смеси можно держать в холодильнике. Маску повторять два-три раза в неделю.

3. ТОНИЗИРУЮЩАЯ МАСКА МАРКИЗЫ ДЕ ПОМПАДУР. Взбить яичный белок со столовой ложкой сахара. Держать на лице не более 15-20 минут, затем смыть водой. Через несколько дней кожа украсится здоровым блеском. Рекомендуется при бледной коже.

4. СПОСОБ ОЧИСТКИ И ПИТАНИЯ КОЖИ ЛИЦА, ПРИШЕДШИЙ ИЗ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Взбить яичный белок и желток, добавить 5-7 капель лимона и ч. л. оливкового масла. Держать на лице 20 минут и смыть.

5. ФИНИКИЙСКАЯ МАСКА ДЛЯ ЛИЦА, ДОШЕДШАЯ ДО НАС БЛАГОДАРЯ ЦЕЛЕБНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА УВЯДАЮЩУЮ, СУХУЮ И МОРЩИНИСТУЮ КОЖУ. Сварить зеленый горох и хорошо его растереть. Добавить к двум ст. ложкам гороха яичный желток и две ст. л. свежего яблочного сока. Смесь нанести на лицо и держать до подсыхания, затем осторожно смыть теплой водой. Накладывать маску через день в течение 3-4 недель.

6. СТАРИННЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО СМЯГЧЕНИЯ СУХОЙ КОЖИ ЛИЦА, ИЗВЕСТНЫЙ СО ВРЕМЕН, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. В четверти стакана теплого оливкового масла (любого растительного) пропитать хлопья чистой ваты и слегка отжать их. Наложить вату на хорошо очищенное лицо (кроме носа и рта) и шею. Накрыть лицо горячим, намоченным в кипятке полотенцем и лежать, пока полотенце не остынет. Вытереть лицо свежим влажным теплым полотенцем и сбрызнуть лосьоном.

7. ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ, НО МОЩНЫЙ СТАРИННЫЙ РУССКИЙ СПОСОБ ОМОЛОЖЕНИЯ ЖИРНОЙ И ПОРИСТОЙ КОЖИ. Полстакана свежих березовых листьев мелко нарезать и заварить поллитра крутого кипятка. Добавить щепотку питьевой соды (чтобы смолистые вещества листьев растворились лучше) и дать настою отстояться в течение двух часов. Затем процедить и ваткой смочить настоем лицо и шею. Через 30 минут смыть прохладной водой.

8.СТАРИННЫЙ ПРИЕМ КРАСОТОК ИЗ ПАРИЖСКИХ ПРЕДМЕСТИЙ ДЛЯ ОЧИСТКИ ПОРИСТОЙ КОЖИ ЛИЦА.
На пористые участки кожи наложить сочную квашеную капусту. Заменять капусту три раза через каждые 10 минут. Затем обмыть лицо холодной водой.

9.СТАРИННАЯ РУССКАЯ МОРКОВНАЯ МАСКА ДЛЯ ПИТАНИЯ КОЖИ И ВОЗВРАЩЕНИЯ ЕЙ УПРУГОСТИ.
Натереть на терке две моркови, смешать со взбитым яичным белком, чайной ложкой молока или оливкового (любого растительного) масла и крахмала, взятым на кончике ножа. Маску держать на лице 30 минут и смыть теплой водой.

10.СТАРИННЫЙ АНГЛИЙСКИЙ СОСТАВ 17 ВЕКА, ДЕЙСТВУЮЩИЙ ДО СИХ ПОР НЕ ХУЖЕ КОММЕРЧЕСКИХ ЛОСЬОНОВ.
Кусочек лимона залить в чайной чашке теплым молоком, закрыть чашку сверху блюдцем и оставить на три часа при комнатной температуре: к этому времени лимон «свернет» молоко. Отбросить получившийся сгусток, а жидкость будет прекрасно смягчать кожу при нанесении ваткой на очищенное лицо. Держать до высыхания. Можно применять также для шеи и рук.

11.УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТАРИННЫЙ ЛОСЬОН ДЛЯ ОЧИСТКИ КОЖИ ЛИЦА, КОТОРЫЙ ЗА НЕИМЕНЕНИЕМ ДРУГИХ ЛОСЬОНОВ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ ПЕРЕД МАСКОЙ И ДЛЯ СНЯТИЯ КОСМЕТИКИ. Смешать в темной бутылочке в равных частях лимонный сок, спирт и яичный белок. Хранить в холодильнике и перед применением хорошо взбалтывать.

12.ЧУДОДЕЙСТВЕННЫЙ ЛОСЬОН ВЕНГЕРСКОЙ КОРОЛЕВЫ ЭЛЬЖБЕТЫ, КОТОРЫМ НА ПРОТЯЖЕНИИ ШЕСТИ ВЕКОВ ПОЛЬЗОВАЛАСЬ ВСЯ ЕВРОПА, А ВМЕСТЕ С НЕЙ – ЛЮДОВИК 14 И АННА ИЗ КОРОЛЕВСКОЙ ДИНАСТИИ ЯГЕЛЛОНОВ, ЧЬЯ НЕУВЯДАЮЩАЯ КРАСОТА И СВЕЖЕСТЬ ДОЛГИЕ ГОДЫ ВЫЗЫВАЛИ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОДОЗРЕНИЯ ИНКВИЗИЦИИ.
В непрозрачную бутылку уложить 50 г сухих цветков лаванды, 50 г сухих листьев розмарина и залить 100 г спирта. Плотно закрыть ее и поставить настаиваться на две недели в защищенное от света место. Затем процедить и развести наполовину холодной кипяченой водой. Хранить в плотно закрытой бутылке в прохладном темном месте. Протирать лосьоном лицо один раз в день.

13.ДРЕВНЕРИМСКИЙ СОСТАВ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЖИРНОЙ И ПОРИСТОЙ КОЖИ. Шесть чайных ложек растертых цветков фиалки душистой вместе со стеблями залить двумя стаканами кипятка и через процедить. Протирать лицо настоем три раза в день. Оставшуюся растительную массу смешать со столовой ложкой муки и использовать для масок, которые накладывать на лицо два раза в неделю на 20 минут.

Материал сайта http://diclub.ucoz.ru/publ/50-1-0-602

ЧЁРНАЯ (ЧЕТВЕРГОВАЯ) СОЛЬ.

По преданию, эта уникальная соль обладает удивительными целебными свойствами. Следуя старинным рецептам - черная соль на основе пищевой поваренной соли, ржаной закваски, яиц, хлеба ржаного и Бородинского.

Черная соль - это пищевая соль, исконно народный, полезный, экологически чистый продукт с неповторимым вкусом и ароматом.

История черной соли, рецепты

Черная - значит чистая. В Старину на Руси существовал обычай - приготовления черной соли. Соль обжигали в русской печи с добавлением квасной гущи, капустных листьев, ржаной муки, рецептов было много, но суть осталась одна: соль готовили перед Пасхой в "чистый" четверг и в Пасху святили ее вместе с куличами. Поэтому черную соль называют еще одним названием – четверговая соль.

Черная соль использовалась в домашнем хозяйстве как лекарство от физических недугов, служила оберегом от порчи и ссор. А оставшаяся после приготовления соли зола, использовалась в качестве активированного угля, выводящего из организма токсины.

Свойства черной соли, пищевая соль

Черная соль полезна для людей, имеющих заболевания почек, сердца, гипертонию, гипотонию. Потому, что она обогащена и калием, кальцием, ионами магния, и элементами селена. Более того, эта соль приносит огромную пользу как адсорбент. Углерод, содержащийся в ней в виде мелкопористого угля, выводит из организма токсины, то есть черная соль является "поглотителем" всех токсинов. Ее лечебное действие полностью сходно с действием активированного угля.

Четверговая соль (четвережная соль) – соль, "изготовляемая" в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг, наделявшаяся особой магической силой. Обычай обрядового использования соли очень древний, дошедший с праславянских времен, когда за любой солью признавали возможность отпугивать вредоносные силы, защищать человека.

Рецепты приготовления четверговой соли.

Четверговая соль на основе квасной гущи

Квасную гущу (после сбраживания сусла) смешать с крупной каменной солью. Вместо квасной гущи можно использовать ржаной или бородинский хлеб (на 1 кг соли 5 кг хлеба), размоченный хлеб смешать с солью, поместить в печь или духовку, нагретую до 250оС, и готовить до тех пор, пока хлеб не почернеет.

Полученную смесь измельчить и провеять через сито. Оставшуюся в сите соль высыпают в банки и используют вместо обычной соли.

Четверговая соль с капустными листьями

Зеленые верхние листья, снятые с капустного кочана, порубить и смешать с каменной солью. Затем пережечь в печи или духовке. С пряными травами Пряные травы (душицу, мяту) смешать с каменной солью и ржаным или бородинским хлебом (квасной гущей) и пережечь в духовке или печи.

В Костроме до сих пор готовят эту вкусную и целебную соль и называют ее костромской черной солью.

С похмелья...

Разрезают жареную баранину, когда та остыла, в небольшие ломтики, смешивают с мелко нарезанными огурцами и перцем, вливают сюда смесь уксуса и огуречного рассола в равных долях, можно добавить немного чеснока и едят это кушанье ложками.

11 целебных напитков от простуды

1. Теплый чай с медом и лимоном
Очень полезен некрепкий черный или зеленый чай с добавлением 1 ч.л. меда (мед обладает противовоспалительным и бактерицидным действием, а также содержит множество полезных минералов, микроэлементов и витаминов) и сока лимона.
Лимон важно добавлять не в кипяток, а в уже немного охлажденный чай, чтобы сохранить витамин С.
2. Чай с плодами малины и цветками липы
Ягоды малины и липовый цвет отличаются своими ярко выраженными потогонным и противовоспалительным свойствами. К тому же малинка придает чаю вкуснейший аромат и необыкновенный вкус. Наиболее полезно добавлять в чай сухие плоды малины, но можно использовать и варенье, а также листья малины.
3. Отвар плодов шиповника
Шиповник - идеальный источник витамина С. Также он обладает мочегонным и желчегонным действием.
Приготовление настоя: измельчить (можно толкушкой) 3 ст.л. сухих плодов, залить 0,5 л кипятка и оставить в термосе на ночь. Утром процедить и пить 1/2 стакана 4 раза в день за 30 минут до еды. В настой можно добавить мед или кагор.
Приготовление отвара: сухие плоды (2 ст.л.) залить 2 стаканами кипятка и выдержать на медленном огне в течение 10 мин. Остудить, процедить.
4. Морс клюквенный (брусничный)
Клюква и брусника незаменимы для лечения простуды. Это просто уникальные средства по своим бактерицидным свойствам. К тому же они обладают мочегонным и противовоспалительным действием.
Приготовление морса: Растереть ягоды клюквы или брусники с сахарным песком (3:1). 2 ст.л. смеси залить 0,5 литрами теплой воды. Полезный напиток готов!
5. Горячее молоко с минеральной водой
Это средство особенно полезно при кашле, так как способствует отхождению мокроты. Минеральную воду необходимо использовать щелочную (например, Боржоми).
6. Молоко с чесноком
Чеснок обладает сильным бактерицидным действием. В теплое молоко нужно добавить 10 капель сока чеснока, а выпить лучше на ночь.
7. Компот из сухофруктов
Отвар из сухофруктов обладает общеукрепляющим и смягчающим действием при простуде.
100 г сухофруктов перебрать, крупные фрукты нарезать. Все сухофрукты тщательно промыть в теплой воде. Сначала варить яблоки и груши до мягкости в течение 30 мин, добавив сахар (3 ст.л. на 1 л воды затем урюк и чернослив, и под конец за 5 мин до окончания варки добавить изюм и курагу. В готовый компот можно добавить сок лимона или апельсина, мед.
8. Имбирный чай с лимоном
Согреет и избавит от простуды такой напиток: 1 стакан горячей воды смешать с 1 ст.л. меда, 1 ст.л. сока лимона, 0,5 ч.л. измельченного имбирного корня и щепоткой корицы. Можно добавить в чай немного сухих измельченных листьев мяты.
9. Глинтвейн
Отличное средство от простуды и просто вкусный, полезный, согревающий напиток!
1,5 бутылки красного сухого вина, апельсин, 5 бутонов гвоздики, 0,25 ч.л. мускатного ореха, 0,5 ч.л. молотой корицы, 1 ч.л. порошка имбиря, 2-3 ст.л. сахара.
Смешать пряности, добавить 100 мл воды, довести до кипения, снять с огня, настоять 10 мин. Процедить. Нарезать апельсин кружочками. Смешать вино, отвар, сахар и дольки апельсина. Все довести до кипения, но не кипятить! В глинтвейн можно добавлять также мед, яблоки, изюм. Подавать горячим. Пить лучше на ночь, чтобы сразу в постель, а в ноги положить теплую грелочку.
10. Ромашковый чай
Ромашка - мягкое противовоспалительное средство. В сочетании с липой и медом является хорошим противопростудным средством.
Приготовление чая: взять по 1 ч.л. цветков ромашки и цветков липы, заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 мин, процедить. Пить по 1/3 стакана 3 раза в день до еды. Можно добавить мед.
11. Чай с травой эхинацеи
Эхинацея - известное иммуностимулирующее, противовирусное и противовоспалительное средство. Приготовление настоя: 1 ст.л.травы эхинацеи залить 1/2 л кипятка в термосе и оставить на ночь. Процедить, пить по 1/3 стакана 3 раза в день за полчаса до еды.

Новые средства от простуды

Обычно при простуде дышат над картошкой, парят ноги, ставят горчичники. Если эти средства не срабатывают, можно попробовать другие действенные методы лечения.

Традиции разных народов

Способов борьбы с простудой много. Интересно, что американцы лечат простуду морковным салатом с растительным маслом. Главный компонент моркови - бета-каротин - стимулирует иммунитет, а в масле присутствует витамин Е, известный своим противоспалительным действием.

В Индии главное натуральное лекарство - куркума. Индийцы уверены, что эта специя укрепляет защитные силы организма и эффективна в лечении онкологии.

Простудившиеся итальянцы налегают на пиццу. По их мнению, сыр, помидоры и другие овощи помогают организму бороться с вирусами.

В нашей стране простуду обычно лечат чесноком (антибактериальное свойство) и чаем с лимоном (витамин С).

Новые средства
Сразу обращаем ваше внимание на то, что любые тепловые процедуры (ингаляции, ванночки, компрессы) нельзя делать при повышенной температуре.

1. Покажите простуде язык. Если высовывать язык, простудой не заболеешь, уверяют сегодня отоларингологи. Зарядка для языка улучшает кровообращение уха, горла, носа, помогает удалению слизи. Выполняйте такое упражнение. Высуньте язык на 5-7 секунд, стараясь дотронуться до подбородка. Затем на несколько мгновений прижмите язык к нижним зубам, широко раскрыв рот. Такую зарядку нужно делать 3 раза в день для профилактики и 9 раз в день для лечения.

2. Не ссорьтесь и не злитесь. Стресс ослабляет иммунитет. Чем свежее моральная рана, тем легче вирусам проникнуть в организм. Так, при сравнении анализов крови разведенных и замужних женщин, оказалось, что у первой группы дам иммунная система была слабее.

3. Массируйте "противопростудные" точки. Китайские доктора рекомендуют каждый день делать массаж биологически активных точек. На них нужно надавливать в течение 2 минут указательным или большим пальцем. Такой массаж хорош и для профилактики, и для лечения разгулявшейся простуды.

Найти нужные точки несложно. Первая располагается на задней стороне шеи, в ямке, немного выше границы роста волос. Вторую надо искать здесь же, передвинувшись немного вверх, не выходя из ямки. Третья находится посередине между бровей, четвертая - у внутреннего края бровей. Пятая - по бокам крыльев носа. Парные точки массируются одновременно.

4. Ингаляции с медом. Эффективное средство - подышать медом. Положите в чайник с кипящей водой 2-3 столовые ложки меда и уменьшите огонь. Затем скрутите бумажную трубочку, вставьте в носик чайника и вдыхайте пары. Такая процедура действенна при насморке и лающем кашле.

Противопоказания: аллергия на мед, туберкулез, пневмония, высокая температура.

5. Куриный бульон. Полноценный суп из курочки и "голый" бульон одинаково полезны при простуде. Они имеют противовоспалительные свойства, пробивают заложенный нос, снимают боль в горле.

6. Цветотерапия. У каждого цвета своя длина волны. Они по-разному влияют на организм. На Руси когда-то существовала традиция надевать при бесплодии оранжевую одежду, для лечения желудка - желтую, от скарлатины, ветрянки и оспы - красную, а от простуды - что-то бирюзовое или синее. Считалось, что синий цвет обладает обезболивающим действием, успокаивает, снижает температуру и снимает заложенность носа. Кстати, не обязательно одевать синюю одежду, можно повесить над кроватью синий коврик.

7. Натрите ноги спиртом и оденьте теплые носки. Это помогает на начальной стадии болезни: когда вы перемерзли и чувствуете, что вот-вот расклеитесь. Вместо водки можно прикладывать к ступням перцовый пластырь. Придется потерпеть - жжение будет сильным. Если промочили ноги, можно также попарить руки под струей теплой воды.

8. Нарежьте лук на мелкие дольки и разложите по квартире. Лук выделяет фитонциды - вещества с антибактериальным действием. Можно сделать "лечебный" медальон. Возьмите пластиковый бочонок из "Киндер-Сюрприза", наполните его мелко порезанном луком. Далее сделайте в бочонке дырочки и повесьте на шею на шнурке. Вокруг вас будет распространяться спасительное луковое амбре. Каждый день нужно заменять лук на свежий.

9. Сделайте имбирную ванну.

Натрите имбирь на крупной терке, положите в тряпочный мешочек и зафиксируйте на кране с водой таким образом, чтобы струя воды пронизывала мешочек. Имбирная ванна снимет озноб и чувство ломоты в теле. Принимать ванну рекомендуют не больше 10 минут. Противопоказания - высокая температура.

10. Выпейте глинтвейна.

Горячее вино поможет при насморке, переохлаждении, кашле, истощении.
Теплое вино ускоряет целебное действие имбиря, шафрана, корицы и других компонентов глинтвейна. Увлекаться вином не стоит: хватит 1 бокала.

Чем отличается грипп от простуды?

При гриппе сначала резко поднимается температура, а на 2-4-е сутки появляются насморк, кашель, чихание. При простуде мы видим обратную картину: сначала возникает насморк, дискомфорт в горле, кашель. Температура повышается потихоньку или вообще остается в норме.

Лучше не гадать, что у вас - простуда или грипп, а сразу обратиться к врачу, который диагностирует болезнь. Если лечить грипп народными средствами, есть риск заработать осложнения. И, напротив, незачем применять сильные средства при легкой простуде.

(Краткая история развития)

Как известно, большинство дисциплин и узких специальностей в медицине изучают разные болезни, их симптомы и синдромы, разные клинические проявления течения заболеваний, их осложнения, методы диагностики и лечения болезней и вероятные исходы заболевания в случае применения известных сегодня современных методов комплексного лечения. Крайне редко описываются основные методы профилактики заболеваний, реабилитации лиц, перенесших то или иное заболевание, порой тяжелое, с осложнениями и даже с выходом больных людей на инвалидность.

Еще реже в медицинской литературе касаются термина «рекреация», т.е. комплекс профилактических, лечебно-оздоровительных мер, направленных на сохранение здоровья здоровых людей. Здоровье людей, его критерии, пути сохранения и укрепления в сложных социально-экономических условиях нашей жизни - практически полностью выпали из сферы интересов современной медицины и здравоохранения России. В связи с этим, прежде чем говорить об общественном здоровье, необходимо дать определение термину «здоровье», выявить уровни его изучения в медико-социальных исследованиях и определить в этой иерархии место общественного здоровья.

Итак, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 1948 году сформулировала, что «здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека». Принято выделять 4 уровня изучения здоровья:

1 -й уровень - здоровье отдельного человека.

2-й уровень - здоровье малых или этнических групп - групповое здоровье.

3-й уровень - здоровье населения, т.е. людей, проживающих на конкретной административно-территориальной единице (область, город, район и т.д.).

4-й уровень - общественное здоровье - здоровье общества, населения страны, континента, мира, популяции в целом.

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных факторов и условий внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по оздоровлению населения и совершенствованию его медицинского обслуживания. Общественное здоровье и здравоохранение занимается изучением широкого круга различных медицинских аспектов, социологических, экономических, управленческих, философских проблем в области охраны здоровья населения в конкретной исторической обстановке.

С учетом приказа Министерства здравоохранения РФ №83 от 01.03.2000 г. «О совершенствовании преподавания в медицинских и фармацевтических вузах проблем общественного здоровья и здравоохранения», а также в результате проведенного по инициативе ММА им. И.М.Сеченова и при поддержке МЗ РФ семинара заведующих кафедрами организационного профиля медицинских вузов России «Современные подходы, формы и методы преподавания «Общественного здоровья и здравоохранения» (Москва, 2000 г.) было выработано следующее определение понятия «общественное здоровье», одобренное большинством участников семинара: «Общественное здоровье - важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни».

В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельно взятых индивидуумов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими для состояния здоровья людей, так научно-технический прогресс, социально-экономические революции и эволюционные периоды, культурная революция приносят обществу величайшие блага, но одновременно могут оказывать негативные воздействия па его здоровье. Величайшие открытия современности в области физики, химии, биологии, урбанизация населения в XX веке, бурное развитие промышленности, во многих странах, большие объемы строительства, химизация сельского хозяйства и прочее нередко приводят к существенным нарушениям в области экологии, что губительно сказывается, прежде всего, на здоровье населения, вызывает те или иные заболевания, которые порой по своей распространенности приобретают эпидемиологический характер.

Антагонистические противоречия между научно-техническим прогрессом и состоянием здоровья общества в нашей стране возникают вследствие недооценки государством профилактических мер. Следовательно, одной из задач нашей науки является вскрытие таких противоречий и разработка рекомендаций по профилактике негативных явлений и факторов, которые отрицательно влияют на здоровье общества.

Для планомерного развития народного хозяйства огромное значение имеет информация о численности населения, определение его прогнозов на будущее.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследуя демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Таким образом, общественное здоровье характеризуется одновременным, комплексным воздействием социальных, поведенческих, биологических, геофизических и многих других факторов. Многие из этих факторов могут быть определены как факторы риска. Что же такое факторы риска заболеваний?

Факторы риска - потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирова-ния и неблагоприятного исхода.

В отличие от непосредственных причин заболеваний (бактерии, вирусы, недостаток или избыток каких- либо микроэлементов и т.д.) факторы риска действуют опосредованно, создают неблагоприятный фон для возникновения и дальнейшего развития заболеваний.

При изучении общественного здоровья факторы, его определяющие, обычно объединяют в следующие группы:

1. Социально-экономические факторы (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние, уровень и качество питания, отдых и т.д.)

2. Социально-биологические факторы (возраст, пол, предрасположенность к наследственным заболеваниям и т.д.).

3. Экологические и природно-климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, наличие экстремальных природно-климатических факторов и т.д.).

4. Организационные или медицинские факторы (обеспеченность населения медицинской помощью, качество медицинской помощи, доступность медико-социальной помощи и т.д.).

Академик РАМН Ю.П.Лисицын приводит следующую группировку и уровни влияния обуславливающие здоровье факторов риска (табл. 1.1).

Вместе с тем, разделение факторов на те или иные группы весьма условно, так как население подвергается комплексному воздействию множества факторов, кроме того, факторы, влияющие на здоровье, взаимодействуют друг с другом, меняются во времени и в пространстве, что необходимо учитывать при проведении комплексных медико-социальных исследований.
Таблица 1.1 Группировка обуславливающих здоровье факторов риска*
Сфера влияния факторов на здоровье Группы факторов риска Удельный вес (в %) факторов риска
Образ жизни Курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание Стрессовые ситуации (дистрессы) Вредные условия труда Гиподинамия Плохие материально-бытовые условия Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами Непрочность семей, одиночество Низкий культурный и образовательный уровень Высокий уровень урбанизации 49-53
Генетика, биология человека Предрасположенность к наследственным болезням Предрасположенность к так называемым дегенеративным болезням (наследственное предрасположение к заболеваниям) 18-22
Внешняя среда Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воздуха " Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воды Загрязнение почвы Резкие смены атмосферных явлений Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения 17-20
Здравоохранение Неэффективность профилактических мероприятий Низкое качество медицинской помощи Несвоевременность медицинской помощи 8-10
* Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство / Под ред. Ю.П.Лисицина. - Казань, 1998. - С. 52.

Вторая часть науки об общественном здоровье и здравоохранении включает в себя разработку научно-обоснованных, наиболее оптимальных методов управления здравоохранением, новых форм и методов работы различных медицинских учреждений, путей улучшения качества медицинской помощи, обосновывает оптимальные решения экономических и управленческих проблем в здравоохранении.

Бурный рост развития медицинской науки вооружил врачей новыми, современными методами диагностики сложных заболеваний, эффективными средствами лечения. Все это одновременно требует разработки новых организационных форм и условий деятельности медиков, ЛПУ, а иногда - и создание совершенно новых, ранее не существовавших, медицинских учреждений. Возникает потребность в изменении системы управления медицинскими учреждениями, расстановки медицинских кадров; появляется необходимость в пересмотре нормативной базы здравоохранения, расширения самостоятельности руководителей медицинских учреждений и прав врача.

Как следствие всего сказанного, создаются условия для пересмотра вариантов более оптимального решения экономических проблем здравоохранения, введения элементов внутриведомственного хозяйственного расчета, экономического стимулирования качественного труда медицинского персонала и пр.

Указанные проблемы определяют место и значение науки в дальнейшем совершенствовании отечественного здравоохранения.

Единство теории и практики отечественного здравоохранения нашло свое выражение в единстве теоретических и практических задач, методических приемов отечественного общественного здоровья и здравоохранения.

Таким образом, ведущее значение в науке имеет вопрос об изучении эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство и роли в этом здравоохранения и отдельных медицинских учреждений, как с государственными, так и с негосударственными формами собственности, т.е. предмет раскрывает значение всего многообразия общественно-экономической жизни страны и определяет пути совершенствования медицинского обслуживания населения.

Общественное здоровье и здравоохранение имеют свою методологию и методы исследования. Такими методами являются: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, хронометражных исследований, социологические методы и другие.

Статистический метод используется широко в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, определять эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений.

Исторический метод позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны.

Экономический метод позволяет установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику страны - все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения.

Экспериментальный метод включает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений, отдельных служб здравоохранения.

Следует заметить, что в большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов. Так, если ставится задача изучить уровень и состояние амбу-латорно-поликлинической помощи населению и определить пути ее совершенствования, то статистическим методом изучается заболеваемость населения, обращаемость в поликлинические учреждения, исторически анализируется уровень ее в разные периоды, ее динамика. Экспериментальным методом анализируются предлагаемые новые формы в работе поликлиник: проверяются их экономическая целесообразность и эффективность.

В исследовании могут использоваться методы хронометражных исследований (хронометрия работы медицинских работников, изучение и анализ затрат времени больными на получение медицинской помощи и т.д.).

Нередко широко используются социологические методы (метод-интервьюирования, анкетный метод), что позволяет получить обобщенное мнение группы людей об объекте (процессе) изучения.

Источником информации является, в основном, государственная отчетная документация лечебно-профилактических медицинских учреждений или же для более глубокого исследования сбор материала может производиться на специально разработанные карты, анкеты, в которые включены все вопросы для получения необходимых сведений, согласно утвержденной программе исследования и задач, которые поставлены перед исследователем. Для этой цели может использоваться и ПЭВМ, когда исследователь по специальной программе вводит необходимые данные в компьютер из первичных регистрационных документов.

В подавляющем большинстве социально-гигиенических исследований группового здоровья, здоровья населения и общественного здоровья в предыдущие годы речь шла о количественной оценке здоровья. Правда, с помощью показателей, индексов и коэффициентов всегда в научных исследованиях пытались оценить качество здоровья, т.е. пытались дать характеристику здоровья, как параметра качества жизни. Сам термин «качество жизни» в отечественной научной литературе стал применяться недавно, лишь в последние 10-15 лет. Это и понятно, ибо лишь тогда можно говорить о «качестве жизни» населения, когда в стране (как это давно произошло в развитых странах Европы, Америки, в Японии и некоторых других развитых странах) основные материальные ^социальные блага доступны большинству населения.

По определению ВОЗ (1999), качество жизни - оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

У нас в стране под качеством жизни чаще всего подразумевают категорию, включающую в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации.

Несмотря на отсутствие общепринятого в мире понятия «качество здоровья», как важнейшей составляющей «качества жизни», предпринимаются попытки дать комплексную оценку общественного здоровья (количественную и качественную).

Как предмет преподавания общественное здоровье и здравоохранение прежде всего способствует повышению качества подготовки будущих специалистов - врачей; формированию у них навыков не только уметь правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умение четко организовать свою деятельность.

Социальные проблемы медицины интересовали выдающихся ученых древности - таких как Гиппократ, Авиценна, Аристотель, Везалий и другие. В России в развитие социальной медицины крупный вклад внесли М.В.Ломоносов, Н.И.Пирогов, С.П.Боткин, И.М.Сеченов, Т.А.Захарьин, Д.С.Самойлович, А.П Доброславин, Ф.Ф.Эрисман.

Именно в России во второй половине XIX столетия под влиянием общественного движения передовой интеллигенции, представителей земской и фабрично-заводской медицины, известных ученых-медиков, а также под влиянием нарастающего недовольства большинства населения страны уровнем медико-социальной помощи, в условиях приближающейся череды революций и войн начала XX века и других факторов впервые стали формироваться основы науки и учебной дисциплины об общественном здоровье и здравоохранении. Так, в Казанском университете в 60-х годах XIX века профессор А.В.Петров читал студентам лекции по общественному здоровью, социальной гигиене. В конце XIX века на медицинских факультетах многих университетов России (Санкт-Петербург, Москва, Киев, Харьков и др.) читались курсы общественной гигиены, а также курсы медицинской географии и медицинской статистики. Однако эти курсы были эпизодическими, входили часто в состав других дисциплин. Лишь в 1920 г. в Германии в Берлинском университете была образована первая в мире кафедра социальной гигиены. Возглавил эту кафедру ее основатель немецкий ученый социал-гигиенист профессор Альфред Гротьян. Так началась история самостоятельного предмета и науки социальной гигиены. Вслед за кафедрой А. Гротьяна стали организовываться аналогичные кафедры в других университетах Германии и других стран Европы. Их руководители (А.Фишер, С.Нейман, Ф.Принцинг, Э.Ресле и др.) направляли научно-исследовательскую работу кафедр на разработку актуальных проблем общественного здоровья и медицинской статистики.

Становление и расцвет социальной гигиены (так наука называлась в России до 1941 года) в период советской власти связаны с именами крупных деятелей советского здравоохранения Н.А.Семашко, З.П.Соловьева. По их инициативе в медицинских институтах стали создаваться кафедры социальной гигиены.

Первая такая кафедра была создана Н.А.Семашко в 1922 г. на медицинском факультете I МГУ. В 1923 г. под руководством З.П.Соловьева создается кафедра во II МГУ и под руководством профессора А.Ф.Никитина - в I Ленинградском медицинском институте. До 1929 г. такие кафедры были организованы во всех медицинских институтах.

В 1923 г. был открыт Государственный институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР, который стал научно-организационной базой для всех кафедр социальной гигиены и организации здравоохранения. Учеными социал-гигиенистами проводятся важные исследования по изучению сани-тарно-демографических процессов в России в I половине XX века (А.М.Мерков, С.А.Томилин, П.М.Козлов, С.А.Новосельский, Л.С.Каминский и др.), разрабатываются новые методы изучения здоровья населения (П.А.Кувшинников, Г.А.Баткис и др.). В 30-е годы издается Г.А.Баткисом учебник для кафедр социальной гигиены всех медицинских институтов.

Во время Великой Отечественной войны кафедры социальной гигиены переименовываются в кафедры «организации здравоохранения». Все внимание кафедр в эти годы было сосредоточено на вопросах медико-санитарного обеспечения фронта и организации медицинской помощи в тылу, предупреждения вспышек инфекционных заболеваний. В послевоенные годы активизируется работа кафедр по укреплению связи с практическим здравоохранением. На фоне усиления разработки теоретических проблем здравоохранения, социологических и демографических исследований, расширяются и углубляются исследования в области организации здравоохранения, направленные на разработку научно обоснованного планирования здравоохранения, изучения потребности населения в различных видах медицинской помощи; широко развиваются комплексные исследования по изучению причин распространенности различных неинфекционных заболеваний, в частности сердечно-сосудистой патологии, злокачественных новообразований, травматизма и др.

Большой вклад в развитие науки и преподавания во второй половине XX века в России внесли: З.Г.Френкель, Б.Я.Смулевич, С.В.Курашов, Н.А.Виноградов, А.Ф.Серенко, С.Я.Фрейдлин, Ю.А.Добровольский, Ю.ПЛисицин, О.П.Щепин и др.

В 2000 г. кафедры переименовываются в кафедры общественного здоровья и здравоохранения.

На современном этапе развития отечественного здравоохранения при внедрении в его работу новых экономических механизмов хозяйствования и финансирования здравоохранения, новых правовых взаимоотношений в системе здравоохранения, при переходе к медицинскому страхованию от будущего врача требуется усвоение значительного объема теоретических знаний и практических организационных навыков. Каждый врач должен быть хорошим организатором своего дела, уметь четко организовать работу подчиненного ему медицинского персонала, знать медицинское и трудовое законодательство; владеть элементами экономики и управления. Важная роль в выполнении этой задачи принадлежит кафедрам общественного здоровья и здравоохранения, которые представляют и науку, и предмет преподавания в системе высшей медицинской школы.

Цель: Студенты должны иметь общее представление о дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», знать основные понятия, разделы, методы. Студенты должны знать о социальной детерминации общественного здоровья.

Здравоохранение в наиболее общем виде представляет собой сложную общественную динамическую, функциональную, открытую и адаптивную систему, которую общество на каждом этапе своего развития создает и использует для осуществления комплекса мероприятий, направленных на охрану и улучшение здоровья каждого человека и всего общества в целом.

Общественные мероприятия по охране здоровья в истории человечества стали проводиться с появлением государства. Они видоизменялись в зависимости от смены общественно-экономических формаций, изменений способа производства и производственных отношений, государственного строя.

Общественное здравоохранение (public health system) – система научных и практических мер и обеспечивающих их структур медицинского и немедицинского характера, деятельность которой направлена на реализацию концепции охраны и укрепления здоровья населения, профилактику заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности посредством объединения усилий общества.

Предметом общественного здравоохранения является изучение влияния общественных условий жизни на здоровье и медицинское обслуживание населения. Методологической основой общественного здравоохранения является системный подход к определению и изучению общественного здоровья.

Следует отметить, что определения и оценки здоровья менялись на протяжении всей истории здравоохранения. В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой единой трактовки понятия здоровья. В литературе, посвященной тем или иным аспектам здоровья, содержится множество определений этой категории, основанных на различных подходах и критериях.

Здоровье (health), согласно Уставу ВОЗ (1948 г.), – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Как следует из определения, в характеристике здоровья объединены три компонента: физическое (биологическое), психическое (душевное) и социальное здоровье.

Физическое здоровье (physical health) – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.

Психическое здоровье (mental health) – состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Социальное здоровье (social health) – мера социальной адаптации человека, определяемая его местом и ролью в обществе.

Когда мы говорим о состоянии здоровья, то имеем в виду гармоничное сочетание всех трех компонентов. Следствием нарушения одного из них является дисгармония и, в конечном итоге, болезнь.

По определению ВОЗ, болезнь (illness) – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Болезнь возникает в результате воздействия факторов внешней и внутренней среды, превышающих приспособительно-компенсаторные (адаптационные) возможности организма.

Различают несколько уровней здоровья:

индивидуальное здоровье – здоровье человека;

групповое здоровье – совокупность характеристик здоровья лиц, объединенных по какому-либо признаку: семья, трудовые коллективы, студенчество и др.;

региональное здоровье – совокупность характеристик здоровья людей, проживающих на определенной территории);

общественное здоровье – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

ВОЗ признает, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.

На ХХХ сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (1977 г.) важнейшей социальной задачей было провозглашено: «Достижение к 2000 г. всеми жителями земли такого уровня здоровья, который позволит вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни». На решение поставленной задачи направлена политика ВОЗ «Здоровье для всех» (Health for all).

Позже принят документ «Здоровье-21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе» (1999 г.). Стратегия «Здоровья для всех в 21-ом столетии» реализуется в каждой стране различно в зависимости от социальных и экономических характеристик, состояния здоровья и показателей смертности населения, статуса и уровня развития систем здравоохранения.

История общественного здравоохранения в советском Казахстане отражает основные этапы развития государственного социализма в СССР. С момента установления Советской власти основной задачей государственного здравоохранения была поставлена теоретическая и практическая разработка профилактических принципов здравоохранения. В центре внимания также было обеспечение населения бесплатной общедоступной медицинской помощи. В годы Великой Отечественной войны все внимание было сосредоточено на вопросах медико-санитарного обеспечения фронта и развертывания тыловых госпиталей. В послевоенные годы нашли отражение задачи, связанные с восстановлением народного хозяйства и ликвидацией санитарных последствий. В дальнейшие годы научно-практические интересы отвечали идеологии социалистического строительства, среди которых наиболее масштабными были мероприятия по всеобщей диспансеризации населения.

На состоявшейся в Алма-Ате в 1978 г. Международной конференции ВОЗ/ЮНИСЕФ система социалистического здравоохранения (модель Н.А. Семашко) получила мировое признание, а принятая Алма-Атинская декларация провозглашена Великой Хартией здравоохранения ХХ века.

С приобретением суверенитета и формированием рыночных отношений общественное здравоохранение в Казахстане претерпело ряд кардинальных изменений. Современный период можно определить как этап ускоренной модернизации системы здравоохранения, включая переход на современные принципы и стандарты в организации сферы здравоохранения.

Одной из важнейших задач общественного здравоохранения является выявление характера комплексного влияния факторов окружающей среды (природной и социальной) на здоровье населения, поиск закономерностей и тенденций формирования здоровья населения с учетом социально-экономических условий.

Формирование общественного здоровья обусловлено комплексным воздействием факторов, которые можно объединить в следующие основные группы:

- политические (государственная социальная политика, политика в области здравоохранения, государственное регулирование системы здравоохранения, правовые акты в области здравоохранения и др.);

- социально-экономические (ВВП на душу населения, финансирование системы здравоохранения, условия труда и быта, питание, организация системы здравоохранения, образ жизни и др.);

- природно-климатические, экологические (состояние и загрязнение окружающей среды);

- биологические (пол, возраст, наследственность, национальная принадлежность, конституция, тип нервной системы и др.).

В XX веке признали социальную обусловленность здоровья, что закреплено Уставом Всемирной организации здравоохранения. Этим определением здоровья преодолена ограниченность подходов, противопоставляющих социальный и биологический компоненты организации человека.

Соотношение социальных и биологических факторов в отношении различных заболеваний является неодинаковым, но все же ведущая роль отводится социальному компоненту: условиям и факторам.

Социальные условия – это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и поли­тическая структура общества.

Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

Среди наиболее значительных достижений общественного здравоохранения прежде всего следует отметить медико-социальные и эпидемиологические исследования, по результатам которых установлены группы факторов (факторов риска) и их вклад в состояние здоровья населения:

условия и образ жизни – 49-53%, в среднем 50% всего влияния (курение, злоупотребление алкоголем, несбалансированное питание, стрессовые ситуации (дистрессы), вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий культурный и образовательный уровень, урбанизация и пр.);

- генетические факторы – 18-22%, в среднем 20% (предрасположенность к наследственным болезням

- окружающая среда – 17-20%, в среднем 20% (климат, загрязнение вредными веществами воздуха, воды, почвы; повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и др. излучения);

- здравоохранение – 8-10%, в среднем 10% (неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность медицинской помощи).

Результаты самого крупного за всю историю ВОЗ исследовательского проекта (2002 г.) обозначили 10 ведущих факторов риска, определяющих уровни заболеваемости и смертности населения на глобальном уровне: недостаточность питания; курение; артериальная гипертензия; неудовлетворительное состояние водоснабжения, санитарии, а также личной и бытовой гигиены; гиподинамия; профессиональные вредности; небезопасный секс; злоупотребление алкоголем; загрязнение атмосферного воздуха.

Таким образом, ведущая роль социальных факторов в формировании общественного здоровья опосредована через условия и образ жизни.

Современные исследователи в научном познании проблем формирования здоровья не ограничиваются медико-социальными рамками и все чаще рассматривают образ жизни с широких общественных позиций, используя философские и социологические трактовки:

Образ жизни – формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений; или понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической формацией.

В целом, образ жизни обобщает четыре категории:

- уровень жизни экономическая категория, характеризующая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей и поддающаяся количественному выражению (размер валового национального продукта, реальные доходы населения, доступность и обеспеченность медицинской помощью, продолжительность рабочего дня и т.д.);

- качество жизни – социологическая категория, характеризующая качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей посредством сопоставления с уровнем или стандартом жизни (удовлетворенность трудом, качеством питания, медицинской помощью и т.д.);

- стиль жизни – социально-психологическая категория, характеризующая определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности;

- уклад жизни – социально-экономическая категория, характеризующая систему производственных отношений в общественно-политической формации.

Несмотря на существенные различия в концептуальных подходах к оценке и критериям образа жизни, роль социальных фак­торов в формировании здоровья населения признана всем междуна­родным здравоохранением.

Выделяют социальные группы, образ жизни которых наиболее предрасполо­жен к различным заболеваниям, составляют так называемые группы риска:

- демографическая: дети, старики, одинокие, вдовы, вдовцы, миг­ранты, беженцы, перемещенные лица;

- профессионального риска: работающие в условиях вредных для здоровья производств (тяжелое машиностроение, химическая, металлургическая промышленность, транспорт и др.);

- функционального, патологического состояния: беременные; недо­ношенные дети, родившиеся с малой массой тела; лица с генети­ческим риском, с врожденными аномалиями, дефектами; инва­лиды детства;

- низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты: бедные, необеспеченные, безработные, работающие неполный рабочий день, «бомжи».

- лица с девиантным поведением, наличием психопатических, соци­ально-психологических и других коллизий: алкоголики, нарко­маны, токсикоманы, проститутки, лица с сексуальными перверзиями, лица с деформациями психического здоровья и поведения (невропатии, психопатии и др.), религиозные и другие сектанты с психическими и физическими отклонениями.

Среди всех болезней особое место занимают социально-значимые заболевания, перечень которых устанавливается правительством с целью принятия дополнительных или льготных мер медико-социальной поддержки: онкологические и онкогематологические заболевания, диабет, ревматизм, системная красная волчанка, детский церебральный паралич, психические заболевания, инфаркт миокарда и др.

Признание социальной детерминации здоровья обосновывает необходимость рассматривать проблемы здоровья с широких социальных позиций, а также того, что обеспечение здоровья выходит за рамки компетенции и ответственности сугубо органов и организаций здравоохранения. Сохранение и укрепление здоровья является солидарной ответственностью государства, работодателя и гражданина, которая реализуется путем межсекторального сотрудничества при активном участии самого населения.

Иллюстративный материал: 20 слайдов в программе «Rower Point».

Литература:

1.Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: концепция, проблемы и перспективы. – Алматы, 2001.– 100 с.

2.Камалиев М.А., Бигалиева Р.К., Хабиева Т.Х. История народной медицины и общественного здравоохранения Казахстана. – Алматы, 2004. – 173 с.

3.Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.

4. Тульчинский Т.К., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: Введение в современную науку. – Иерусалим, 1999.– 1049 с.

5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – С.-Петербург, 2000.– 914 с.

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение общественному здоровью и здравоохранению

2.Перечислите компоненты здоровья.

3.Укажите уровни здоровья.

4.Назовите основные разделы дисциплины.

5.Перечислите основные методы дисциплины.

6.Какие факторы влияют на здоровье населения?

7.Какой вклад вносят факторы риска в формирование здоровья?

8.В чем заключается социальная обусловленность здоровья?

9.Дайте определение образа жизни и его категорий.

10.Перечислите социальные группы риска заболеваний.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары