Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Елагин остров история названия. Елагин остров

Елагин остров

К западу от Каменного острова расположен один из самых известных островов Петербурга - Елагин остров. Первоначально, в 1703 году, он назывался Мишиным, или Михайлиным. На старинных шведских и финских картах так и обозначено: Мистула-саари, что в буквальном переводе и означает «Медвежий остров». Возможно, так его называли финские охотники, по аналогии с названиями других островов дельты Невы: Заячий, Лосиный (ныне васильевский), Кошачий (ныне Канонерский), вороний (ныне Аптекарский) и так далее. Однако есть легенда, которая утверждает, что этимология названия острова имеет русское происхождение.

Вот как она звучит в пересказе Столпянского: «в одну из светлых майских ночей 1703 года маленький отряд преображенцев делал рекогносцировку на островах дельты Невы. Осторожно шли русские солдаты по небольшому крайнему ко взморью островку, пробираясь с трудом в болотистом лесу. Вдруг послышался какой-то треск. Солдаты остановились, взяли ружья на приклад и стали всматриваться в едва зеленеющие кусты, стараясь разглядеть, где же притаились шведы. И вдруг из-за большого повалившегося дерева, из кучи бурелома с ревом поднялась фигура большого серого медведя. «„Фу, ты, пропасть, - вырвалось у одного из русских, - думали шведа увидеть, а на мишку напоролись, значит, остров этот не шведский, а Мишкин“».

В начале XVIII века Петр I пожаловал остров канцлеру П.П. Шафирову. В середине этого века остров принадлежал А.П. Мельгунову. И тот, и другой отмечены в истории петербургской топонимики. Остров некоторое время назывался сначала Шафировым, а затем - Мельгуновым. Короткое время бытовало и название: Лисий нос, по сходству оконечности острова с мордой рыжего обитателя островных зарослей.

Свое современное название остров официально получил в 1790 году по имени одного из владельцев - обер-гофмейстера императорского двора ивана Перфильевича Елагина. Сначала его называли Елагинским, но через два года - Елагиным. О том времени сохранилась память в фольклоре. Два старинных дуба у Елагина дворца до сих пор в народе называют по-старому: «Елагинские».

Если верить городскому фольклору, с Елагиным островом связана одна из самых загадочных страниц отечественной истории - история русского масонства. Согласно питерским преданиям, первая масонская ложа была основана царем в Кронштадте, после его возвращения из заграничного путешествия 1717 года, хотя, надо признаться, первые документальные свидетельства о масонских ложах в россии относятся к 1731 году. Но в фольклоре считается, что именно Петр вывез тогда из Европы масонский статут. Может быть, поэтому у русских масонов в XVIII веке Петр I пользовался особенным уважением. На своих собраниях они даже распевали «Песнь Петру великому», сочиненную Державиным.

Между тем отношение власти к масонству в россии было неоднозначным. Его то разрешали, то запрещали. Не жаловали масонов и в простонародной среде. Молва утверждала, что на их собраниях творится что-то нечистое, тем более что масоны в России ассоциировались исключительно с французами, а Франция в глазах обывателей слыла источником всех смертных грехов человечества. Даже доморощенных, собственных масонов иначе как франкмасонами, то есть французскими масонами не называли. А производное от франкмасона - «фармазон» очень скоро превратилось в откровенное ругательство. Правда, это связано еще и с тем, что доступ в масонские ложи строго ограничивался и оговаривался многочисленными условиями, среди которых не на последнем месте были древность рода, высокое общественное положение и богатство.

Среди петербургских масонов встречаются имена видных общественных и государственных деятелей, крупных военных чиновников и даже членов царской фамилии. Известно, что император Александр I чуть ли не в течение десяти лет состоял членом одной из масонских лож. По преданию, император Павел I еще в бытность свою наследником престола был «келейно принят в масоны» сенатором И.П. Елагиным. Елагин считался одним из виднейших деятелей русского масонства. О нем говорили самые невероятные вещи. Даже после своей смерти Елагин оставался в центре внимания городского фольклора. Так, легенды утверждают, что при вскрытии его склепа в Александро-Невской лавре могила сенатора оказалась пустой.

С Иваном Перфильевичем Елагиным связано имя еще одного всемирно известного масона - Джузеппе Калиостро. Эта личность заслуживает того, чтобы сказать о ней несколько слов. Калиостро - далеко не единственное имя прославленного авантюриста XVIII века. В Европе сын бедных родителей Джузеппе Бальзамо известен под именами Тискио, Мелина, Бельмонте, Пеллегрини и некоторым другим. И хотя официальная церковь характеризовала его как мошенника, шарлатана и развратника, его популярность в Европе вознеслась невероятно высоко. Его бюсты украшали многие аристократические салоны, а его изображения в то время можно было увидеть на дамских веерах, табакерках, носовых платках, кофейных чашках и даже на перстнях. Однако, несмотря на такой явный общественный интерес, французский король изгнал его из Франции, Калиостро уехал в Лондон, откуда предсказал штурм Бастилии и гибель французской королевской семьи на гильотине.

Граф Д. Калиостро

Жизнь «великого мага», как называли его современники, овеяна самыми невероятными легендами. По одним из них, он жил еще во время всемирного потопа и спасся от гибели исключительно благодаря библейскому Ною, который взял его на свой ковчег. По другим, Калиостро был лично знаком с ветхозаветным Моисеем и античным Александром Македонским, беседовал с Иисусом Христом и даже присутствовал на Голгофе при его казни. Но сам он скромно утверждал, что родился от великого магистра Мальтийского ордена и трапезундской княгини.

В Россию Калиостро приехал в 1780 году, будто бы по совету другого знаменитого французского авантюриста графа Сен-Жермена. Здесь он скромно представился «гишпанским полковником», врачом, графом Фениксом. В высшем петербургском свете Калиостро появился в черном одеянии, расшитом золотыми иероглифами и в уборе древнеегипетского жреца.

Известно, что в то время, как Екатерина II была к нему исключительно холодна, ему покровительствовал ее фаворит всесильный князь Григорий Потемкин. Калиостро удалось снискать уважение и многих других петербургских сановников. Если верить легендам, Калиостро стал своим человеком у графа Строганова, во дворце которого занимался поисками философского камня. Затем долго жил в доме И.П. Елагина на Елагином острове. Там будто бы по его совету глубоко под павильоном Пристань устроили секретный зал, куда из Елагинского дворца вел подземный ход. Зал якобы предназначался для тайных масонских собраний. Говорят, прогуливаясь однажды вблизи этого павильона, Калиостро предсказал гибель Российской империи, «увидев однажды в Неве ее обреченный лик».

Общественная карьера Калиостро в России закончилась неожиданно. Однажды он взялся вылечить безнадежно больного ребенка, а когда тот, не выдержав методов лечения шарлатана, умер, долго скрывал его смерть от родителей, продолжая «опыты» по оживлению уже умершего мальчика. Екатерина II воспользовалась этим чудовищным случаем и приказала немедленно выслать Калиостро за пределы страны. Правда, согласно некоторым легендам, это произошло по другому поводу. Будто бы Екатерине стало известно о любовной связи супруги Калиостро «хорошенькой Лоренцо» с князем Григорием Потемкиным. Так или иначе, Калиостро вместе с женой погрузили в кибитку и тайно вывезли в Митаву. А в Петербурге распространились слухи, будто бы Калиостро проехал одновременно через все «пятнадцать» столичных застав, всюду оставив свою личную роспись.

Но и на этом приключения Калиостро в России не закончились. Многие мистики утверждают, что на рубеже XIX и XX веков Калиостро вновь появился в Петербурге под именем мага Сегира. Не обошли вниманием этого «мага и волшебника» и современные легенды. Они утверждают, что в зеркалах Елагина дворца и сегодня время от времени появляется тень графа Калиостро с масонскими символами в руках - молотком и треугольником каменщика. Если кому-то удается встретиться с ним глазами, то в зеркале можно увидеть, как Калиостро поднимает руки вверх, к небу, на миг застывает в этой загадочной позе, затем поворачивается и медленно исчезает.

Восточный фасад Елагинского дворца

Елагинский дворец - одно из самых прекрасных парковых сооружений архитектора Карла Росси строился по распоряжению императора Александра I в 1818–1822 годах для императрицы-матери Марии Федоровны. Это был первый опыт ансамблевого строительства в Петербурге, предпринятый тогда еще молодым архитектором. По окончании строительства в знак признания заслуг зодчего Академия художеств избирает его «вольным общником», а царь назначает ему дополнительный оклад.

Отмечен талант архитектора и в городском фольклоре. По Петербургу ходили восторженные стихи, приписанные молвой своему любимцу - искрометному поэту Пушкину:

Какая кисть, какой резец

Изобразит Елагинский дворец!

С окончанием строительства Елагинского дворца, на острове по проекту архитектора Росси и садовника Д. Буша разбивается обширный пейзажный парк с искусственными прудами и каналами, живописными островками, мостами и прогулочными аллеями.

Особенной популярностью у петербуржцев пользовалась западная оконечность Елагина острова, так называемая стрелка. История этой популярности восходит к середине XVIII века и связана с именем известной петербургской красавицы графини Юлии Павловны Самойловой.

В большом свете Петербурга Самойлову звали царицей салонов. Ей поклонялись и называли «Петербургская религия». Молодая красавица, обладательница незаурядного ума и значительного состояния была хозяйкой родовой загородной усадьбы под Петербургом, вблизи Царского Села, - Графской Славянки. Здесь до сих пор бытует легенда о романтическом подземном ходе, который вел из усадебного дома в местную церковь.

Главный фасад Елагинского дворца

С 1826 по 1839 год она жила в Италии. В ее роскошном загородном доме под Миланом собирались известные музыканты, художники, литераторы. Среди них: Ференц Лист, Джоакино Россини, Орест Кипренский, Александр Тургенев. Самойлова была многолетней музой художника Карла Брюллова. Достаточно сказать, что только на одном своем знаменитом полотне «Последний день Помпеи» он трижды запечатлел облик Юлии Павловны. Ее отличали любовь к искусству, демократический образ мышления и независимость в отношениях с сильными мира сего - качества, сложившиеся вдали от «всевидящего ока и всеслышащих ушей» и одинаково ценимые во все времена как в Италии, так и в России.

Графиня Ю.П. Самойлова

В мрачную последекабристскую пору николаевской реакции петербуржцы особенно дорожили примерами гордого достоинства и независимости. Свидетельства о них бережно сохранялись. Передаваемые из уст в уста, они становились прекрасными легендами, украшавшими историю города. Одна из таких легенд, героиней которой стала Юлия Павловна Самойлова, рассказывает о зарождении в Петербурге традиции вечерних гуляний на Стрелке Елагина острова.

На приемы, которые Самойлова во время своих приездов в Россию устраивала в Графской Славянке, съезжался буквально весь Петербург. В такие дни заметно пустело Царское Село, что, естественно, раздражало Николая I. Император решился пойти на хитрость. Он предложил Самойловой продать ему Графскую Славянку. Предложение царя выглядело приказанием, и Самойловой пришлось согласиться. Но при этом она дала понять Николаю, что до нее дошел смысл иезуитской хитрости царского предложения. Как передает легенда, она просила передать императору, «что ездили не в Славянку, а к графине Самойловой, и, где бы она ни была, будут продолжать ездить к ней».

Въезд в парк на Елагином острове. Открытка начала XX века

На следующий день, к вечеру, в сопровождении узкого круга поклонников Юлия Павловна поехала на стрелку безлюдного в то время Елагина острова. «вот сюда будут приезжать к графине Самойловой», - будто бы сказала она. И действительно, с тех пор на проводы заходящего солнца, на пустынную в прошлом западную оконечность Елагина острова стало съезжаться все больше и больше петербуржцев, пока эта стрелка не превратилась в одно из самых любимых мест вечерних гуляний столичной знати.

В XIX веке стрелку Елагина острова питерские умники прозвали «Пуант» - то ли по схожести оконечности стрелки с носочком балетной туфельки, то ли в воспоминание о нетерпеливом желании стать на цыпочки, вытянуться и замереть в ожидании момента полного захода солнца за горизонт Финского залива.

Так, во второй половине XIX века Елагин остров стал местом многолюдных великосветских гуляний петербургской знати.

Между тем дорога на остров шла мимо тянувшихся вдоль всего побережья Невской губы беднейших рабочих слободок пивоваренных и бумагопрядильных фабрик, мимо корпусов ситцевых и деревообделочных предприятий, мастерских судостроительных и металлообрабатывающих заводов. В этом смысле весь путь на Елагин остров являл собой резкий контраст между аристократической роскошью царственного Петербурга и беспросветной нищетой его окраин. Это породило известную формулу бедности, вошедшую пословицей в золотой фонд петербургской фразеологии: «Вошь да крыса до Елагина мыса».

Стрелка Елагина острова. Открытка начала ХХ века

В 1932 году на Елагином острове открыли один из первых советских центров воскресного отдыха и развлечений трудящихся - Центральный парк культуры и отдыха, или на языке аббревиатур - ЦПКиО. Парк украсили новой советской символикой. На высокие постаменты установили бронзовые и гипсовые изображения спортивных девушек с веслами и ракетками, мужественных юношей в армейской форме, пионеров с галстуками на шее. К работе по изготовлению скульптур привлекли лучшие творческие силы Ленинграда. Так, скульптору Елене Янсон-Манизер заказали скульптуру балерины. Едва бронзовая танцовщица появилась на одной из парковых аллей, как в городе родилась легенда о том, что при работе над статуей скульптору позировала ее подруга, выпускница Ленинградского хореографического училища Галина Уланова. В народе парковая скульптура получила прозвище «Танцовщица».

К 1980 году скульптура балерины пришла в катастрофическое состояние. Достаточно сказать, что к тому времени у нее не было руки и ноги. Танцовщицу демонтировали и убрали в один из подвалов Елагина дворца. Но едва наступили новые времена, как о скульптуре вспомнили. В 2004 году во дворе Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, как теперь называется старинное Хореографическое училище, установили памятник выдающейся балерине Галине Сергеевне Улановой, которую театральные критики давно уже окрестили «великой немой». Времена были тяжелые, финансов на изготовление новых монументов недоставало, и инициаторы увековечения памяти великой балерины вспомнили о той самой парковой скульптуре. Ее решили отреставрировать и использовать в качестве памятника. Так обобщенный скульптурный образ танцующей девушки, переполненной радостью от счастливой жизни, столь любимый советскими ваятелями 1930-х годов, превратился в памятник конкретному человеку.

Между тем ЦПКиО стал одним из любимейших мест отдыха горожан. Среди населения его ласково называли «Цыпочка». И что здесь сыграло решающую роль при выборе фольклорного топонима - звуковые ассоциации, легко улавливаемые в знаменитой аббревиатуре, или генетическая память о давней ассоциативной связи Елагина мыса с балетными туфельками - «Пуантами», сказать трудно. Скорее всего, и то, и другое.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

2. Остров Когда нумидийцы Ганнибала наткнулись на конницу Сципиона, карфагенский полководец наверняка счел, что римские легионы уже близко. По этой причине он отказался от изначального плана идти по пути Геракла, а пошел вверх по течению, надеясь избавиться от Сципиона.

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

2. Остров Когда нумидийцы Ганнибала наткнулись на конницу Сципиона, карфагенский полководец наверняка счел, что римские легионы уже близко. По этой причине он отказался от изначального плана идти по пути Геракла, а пошел вверх по течению, надеясь избавиться от Сципиона.

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Елагин остров 1703… Это один из самых известных островов Петербурга. Первоначально, в 1703 году, он назывался Мишиным, или Михайлиным. На старинных шведских и финских картах так и обозначено: Мистула-саари, что в буквальном переводе означает Медвежий остров. Возможно, так его

автора Антонов Борис Иванович

3-й Елагин мост Мост соединяет Елагин остров со Старой Деревней. Длина моста 95,5 м, ширина - 11,44 м.На плане Шуберта 1828 г. здесь обозначен плашкоутный мост.В соответствии с архивными данными 1851 г. здесь уже существовал деревянный, балочно-подкосный мост, имевший девять

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

1-й Елагин мост Мост соединяет Елагин остров с Каменным островом. Длина моста 107,9 м, ширина - 11,53 м.На плане Шуберта 1828 г. здесь показан плашкоутный мост.Первый деревянный мост на этом месте построен в 1831 г. по проекту инженера А. И. Мальте. На проекте его перестройки,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

2-й Елагин мост Мост соединяет Елагин и Крестовский острова в створе Белосельского проспекта. Длина моста 141,9 м, ширина - 14,5 м.На плане Шуберта 1828 г. здесь показан плашкоутный мост.В 1852 г. построен одиннадцатипролетный деревянный балочный мост с центральным разводным

Из книги Пятый ангел вострубил автора Воробьевский Юрий Юрьевич

И.П. Елагин. «Закулисная дипломатия Фридриха П, осуществляемая через Панина, – пишет О. Платонов, – вызвала резкое обострение русско-турецких отношений, вылившееся в 1768 году в войну. В этой войне Россия осталась без союзников. Этим воспользовался Фридрих II, чтобы привести

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 2. Елагин и его дворец Ах, где найдешь веселье беззаботней, Чем на Елагином зеленом острову? Я. Княжнин В самом центре Петербурга, в сквере напротив Александринского театра высится величественный памятник Екатерине II. «Северная Семирамида» снисходительно взирает

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Остров Янтарный, остров Туле, Оловянные острова… Изделия из янтаря высоко ценились в древних странах Средиземноморья. Ведь привозился он издалека, с берегов далеких северных стран, лежащих где-то на краю земли. Сейчас мы знаем, что на самом деле страны эти были не такими

Из книги Как Париж стал Парижем. История создания самого притягательного города в мире автора Дежан Джоан

Глава 3. «Сказочный остров»: остров Сен-Луи В 1630-х годах квартал Маре подарил парижанам новый опыт: проживание в дорогом престижном районе, своего рода анклаве, закрытом для посторонних. Из квартала Маре было легко добраться до всего нужного и интересного в городе, а еще он

Один из островов современного Санкт-Петербурга часто менял свои названия по имени владельцев. Так в начале XVIII века Петр I подарил Мишин остров дипломату Шафирову, а тот продал его знаменитому генерал-прокурору Ягужинскому. В 1771 г. хозяином острова стал президент камер-коллегии Мельгунов, и остров стал Мельгуновым. Только после приобретения острова довольно заметным государственным и политическим деятелем екатерининской эпохи, меценатом и поэтом, масоном и философом И. П. Елагиным он и получил теперешнее название. Оно сохранилось, несмотря на неоднократную смену владельцев острова и красивейшего дворца, именуемого Елагиным или Елагиноостровским.

Омываемый Большой и Средней Невкой Елагин остров Александр I приобрел в 1817 г. более чем за 1/3 миллиона рублей у сына знаменитого графа Владимира Орлова, сделав Елагинский дворец в Санкт-Петербурге резиденцией вдовствующей императрицы-матери. Тут же начались работы по возведению практически нового дворца, так как будущий великий архитектор Карл Росси оставил от имеющегося только крепкие каменные стены.

Елагинский дворец: история

Споры о том, кто был строителем, возведшим в палладианском стиле виллу для Елагина, не прекращаются до сих пор. Архитектор Росси, а это была его первая самостоятельная работа, подошел к строительству ответственно, с выдумкой и масштабно. Он не только построил прекрасное здание дворца, которое вызывает восхищение и в наше время, но и привлек к созданию его интерьера, а также к ландшафтному дизайну острова великолепных специалистов. Обрамляя Елагинский дворец, словно лилию в хрустальной вазе, построили или реконструировали еще восемь сопутствующих зданий.

История Западной стрелки Елагина острова неразрывно связана с историей Елагиноостровского дворца. Для защиты острова от наводнений и распространения традиции «пуанте» - любования закатным солнцем на Западной стрелке Елагина острова - и организовали появление этой самой стрелки, соединив два отдельных мыса поднятым со дна реки грунтом. Да и введенная Росси мода на чугунных львов была поддержана, и это место украсили двумя львами с шарами.

Использование дворца в первой половине ХХ века

После смерти его владелицы Елагиноостровский дворец не очень жаловали вниманием царствующие особы, а в начале XX века его статус был понижен до «премьер-министерского». В нем поочередно пребывали С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов и И. Л. Горемыкин.

После революции 1917 г. Елагинский дворец сначала использовался как Музей быта, который просуществовал 12 лет. По закрытии его коллекции частично были переданы другим музеям, а частично распроданы. Здание до начала Великой отечественной войны использовалось различными организациями, в том числе филиалом Института растениеводства.

Использование дворца во второй половине XX века

Елагин дворец после войны был в таком плачевном состоянии, что обсуждалась возможность постройки нового здания. Но победила позиция архитектора В. М. Савкова, и к 1960 г. дворец был отстроен и отреставрирован. К сожалению, в нем разместили не музей, а однодневную базу отдыха, и только в 1987 г. ему был придан соответствующий статус с переименованием в Елагиноостровский дворец - Музей дворцовой архитектуры и интерьера нового и новейшего времени.

Использование дворца в XXI веке

В 2010 г. в Оранжерейном корпусе музея открылось специальное отделение изделий из стекла.

С конца позапрошлого года Елагин дворец закрыт для посещения в связи с реставрацией, работы по проведению которой оцениваются в более чем три десятка миллионов рублей. Необходимо реконструировать инженерные системы, наладить противопожарную безопасность, привести в порядок интерьеры второго этажа и бывшую домовую церковь на третьем этаже.

Елагиноостровский дворец-музей в Санкт-Петербурге

Здание дворца расположено на невысоком холме, практически на берегу реки, к которой выходит восточный его фасад. Главный (западный) вход украшен 6-колонным центрального расположения портиком и двумя 4-колонными, симметрично расположенными от центрального. Восточный - центральной полуротондой с двумя портиками по бокам с числом колонн, аналогичным западному фасаду. По бокам лестницы западного фасада впервые в Санкт-Петербурге были расположены фигуры двух чугунных львов с шарами, а восточной - четыре огромные мраморные вазы.

Строительство дворца

Росси возвел трехэтажное здание с куполом на ступенчатом цоколе-террасе с ажурной решеткой, сделав его изумительным памятником российскому стилю ампир. Елагинский дворец виртуозно сочетает торжественный и строгий внешний вид, с роскошью и нестандартностью внутреннего убранства и интерьеров.

Росси положил начало традиции установки чугунных львов, которые впоследствии стали одним из символов Северной Пальмиры. Многим очень нравятся львы у Елагинского дворца. История создания их такова: отлиты они на местном литейном заводе и в июле 1822 г. и установлены на главной лестнице Елагина дворца. Львы очень похожи, но не идентичны.

Архитектурный ансамбль Елагиноостровского дворца

В дворцовый архитектурный ансамбль также входят четыре павильона (два построены ранее и переделаны Росси), Оранжерейный (построен ранее и переделан Росси) Кухонный, Конюшенный, Фрейлинский и Кавалерийский (построен позже) корпуса:

  • Павильон у гранитной пристани (павильон под флагом) - самое заметное строение на острове (кроме, естественно, дворца) из-за своего расположения на восточном мысе. Небольшая парковая беседка, переделанная Росси в Образующий террасу, спускающуюся к гранитной пристани, овальный портик декорирован, как и сам Елагинский дворец, ажурной решеткой. По прибытии на остров Александра I над павильоном взвивался его личный штандарт.
  • Музыкальный павильон - небольшой, одноэтажный, с местом для размещения музыкантов и двумя комнатами по бокам. По центру расположена полуротонда, с двух сторон открытая и огражденная колоннами.
  • Павильон для гауптвахты, расположенный на въезде на остров для его охраны, был небольшим одноэтажным строением (в настоящее время подлежит восстановлению, так как выгорел полностью) с двумя помещениями для размещения офицера и караула, а также портиком с шестью квадратными столбами для поддержки.
  • Павильон на острове. Елагин на одном из небольших внутренних островков в честь своего друга вице-канцлера Панина возвел беседку на четырех каменных столбах. Росси внес в нее элементы классицизма и сделал в едином для всех зданий цвете - светло-сером.
  • Кухонный корпус - полукруглое в плане двухэтажное здание с античными фигурами в нишах внешней стены и центральным входом с шестью колоннами и треугольным фронтоном. Окна выходят только во внутренний дворик здания. Внешне выглядит великолепно, и не скажешь, что это место для приготовления пищи.
  • Конюшенный корпус - редкий пример несоответствия видимой прекрасной оболочки и обычного содержания. Это двухэтажное, красивое, подковообразное здание с великолепно оформленными для парадного въезда пропилеями, соединяющими два одинаково строгого вида флигеля. В здании есть различного вида помещения для обслуживания лошадей и их наездников.
  • Оранжерейный корпус. Елагин построил небольшую оранжерею для выращивания экзотических цветов. Росси кардинальным образом ее переделал, сохранив только каменные стены, но дополнил постройку и сделал симметричной. Теперь это уже двухэтажное здание с двумя флигелями. Оно предназначалось не только для услады глаз выращиваемой экзотикой, но и для комфортного проживания наследника и великих князей. С юга фасад был остеклен, а с других сторон его украшали чугунные гермы - квадратные столбы с головами античных богов на вершинах.
  • Кавалерийский корпус - построен в 30-е годы XIX века как жилье для смотрителя дворца и руководителя прислуги - гоффурьера. Двухэтажный дом, где первый этаж каменный, а второй - деревянный.
  • Фрейлинский корпус - это единственное строение Росси возвел для размещения обслуги одноэтажным, деревянным и П-образным по форме. Вскоре корпус был затоплен и неоднократно перестраивался, став каменным и двухэтажным. Строение использовалось для размещения восьми фрейлин с обслугой. Традиции Росси старались соблюдать. Так, на боковых частях было по три окна, сохранено анфиладное расположение комнат, имеется галерея с шестью каменными столбами, и так далее.

Внутреннее убранство Елагиноостровского дворца

Елагин дворец в Санкт-Петербурге имеет еще одно название - «Дворец дверей». И это не случайно. При наличии достаточно большого числа дверей, а их более двух десятков, учитывая анфиладность расположения залов, ни одна не повторяет другую. Над оформлением дверей из ценных пород деревьев архитектор работал лично и, чтобы обеспечить так любимую им симметрию, предусмотрел их имитацию.

Весь антураж дворца оригинально и роскошно украшен скульптурой, отделан искусственным мрамором (стюком). Рисунки и картинки на нем и составляют неповторимые интерьеры Елагинского дворца Петербурга.

Первый этаж дворца

При входе во дворец в прихожей (парадный вестибюль - передняя) имеются четыре ниши, где стоит соответствующее число канделябров в виде фигур весталок, оберегающих семейное благополучие.

Общепризнано, что самое зрелищное помещение во дворце на первом этаже - Овальный зал с удерживающими купол колоннами в виде женских фигур. За ним анфиладой следуют комнаты различного назначения, стены которых отделаны квасцованным гипсом. Фарфоровый кабинет так назван из-за отделки его стен очень похожим внешне на фарфор белоснежным стюком. Стены других помещений покрыты росписью различных картинок, в том числе из мифологии греков и римлян.

В ряде комнат и залов Росси предусмотрел наличие особых, похожих на картины штор, а цвет мрамора всегда следовал общему тону отделки каждой комнаты. Так же обстояло дело с лепниной и скульптурами.

Второй и третий этажи дворца

На втором этаже дворца расположен кабинет императора с дверью, отделанной бронзой, и комнаты для дам, а на третьем - домовая церковь.

Правда, имитация подлинных замыслов Росси и архитектурное наследие интерьеров Елагинского дворца не сохранились на втором (кроме кабинета Александра I) и цокольном этажах, а также в прихожей.

Как добраться?

Не нужно выспрашивать у прохожих, как добраться до Елагинского дворца. Его расположение узнать несложно. От метро «Крестовский остров» необходимо прогуляться пешком до второго Елагинского моста. Далее - пройти правее уже по самому Елагину острову.

Это место неоднократно снимали в кино. В полуразрушенном состоянии в 1945 г. несколько эпизодов из «Небесного тихохода» снято на его фоне, а в отреставрированном виде в сериалах «Мастер и Маргарита» (2012 г., больница, где находился Мастер) и «Курт Сеит и Александра» (2014 г., родной дом друга Курта Петра). Елагин дворец как бы находится в другом измерении, очень трудно описать ощущения, возникающие при его виде. Комплекс очень органично вписан в ландшафт острова.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет Елагинский дворец. Как видите, это довольно известное строение в Санкт-Петербурге. Это место стоит посетить каждому, кто хочет узнать больше об истории России.

: 59°58′43″ с. ш. 30°15′18″ в. д.  /  59.97861° с. ш. 30.25500° в. д.  / 59.97861; 30.25500 (G) (Я)

Акватория Дельта Невы Страна Россия Россия Регион Санкт-Петербург Площадь 0,94 км²

Елагин остров - остров в дельте Невы , на котором расположен парк им. С. М. Кирова .

География

Остров расположен на территории Санкт-Петербурга , в дельте Невы, между Большой Невкой и Средней Невкой . Площадь острова 94 га. Протяженность с востока на запад 2,1 км, с севера на юг - 0,8 км.

История

Впервые остров отмечен на шведских картах в 1643 году . Первоначальное финское название острова «Мистулансаари», русское - «Мишин остров», по созвучию или, по легенде, по водившимся в лесу медведям.

До 1917 года остров во владении русского императорского дома, предназначался для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны , являлся одной из царских резиденций. С 1826 года в парк открыт публичный доступ, с 1917 года в общественном достоянии .

В -1929 годах в Елагином дворце располагался Музей истории и быта, с 1930 года филиал Института растениеводства Академии наук . В 1920-х годах произведена перепланировка западной оконечности Елагина острова (архитектор Л. А. Ильин , инженер Б. Д. Васильев), возведена двухъярусная терраса с площадкой, обрамленной парапетом из светло-розового гранита , по краям которого были установлены каменные львы, перенесённые от Строгановской дачи .

Парк

Практически всю территорию острова занимает Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова , открытый в 1932 году . Имя С. М. Кирова парку и острову было присвоено в 1934 году . В -1936 годах на Центральной аллее были установлены скульптуры М. Г. Манизера и Е. А. Янсон-Манизер . В период Великой Отечественной войны павильоны и интерьеры дворца были сильно повреждены. Восстановительные работы начались сразу после войны. Парк был открыт заново в 1961 году , реставрация была продолжена в 1980-1990-х годах. В 1987 году во дворце был открыт Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв.

В настоящее время в состав парка входит Елагиноостровский дворец , Оранжерейный корпус (размещена библиотека и дирекция парка), Кухонный корпус, Конюшенный корпус (проводятся выставки), музыкальный павильон, эстрадный театр, «масляный луг», Большая площадь, павильон Гранитной пристани и др. Устроены кафе, клубы, теннисные корты, лодочная станция, волейбольная площадка и др. На острове имеется система внутренних прудов, проток и островков на них. Один из островков в летнее время занимают обезьяны, которые живут там свободно. Имеется небольшой зверинец, куда в основном попадают животные, подобранные служителями и посетителями парка.

На остров можно попасть по трём Елагиным мостам с Крестовского, Каменного островов и из Приморского района. Ближайшие станции метро - «Крестовский остров» и «Старая Деревня» .

Галерея

    Зимой на Елагином острове.JPG

    Зимой на Елагином острове

    Набережная Средней Невки зимой.JPG

    Набережная Средней Невки зимой

    Павилион Под Флагом.JPG

    Павилион Под Флагом

    Лев на Западной стрелке острова.JPG

    Лев на Западной стрелке Елагина острова

    Набережная Средней Невки.JPG

    Набережная Средней Невки

    Аллея на Елагином острове.JPG

    Аллея на Елагином острове

    Осень в парке Елагина острова.JPG

    Осень в парке Елагина острова

    Осенний пейзаж на прудах Елагина острова.JPG

    Осенний пейзаж на прудах Елагина острова

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Памятник Кирову у 2-го Елагина моста

    Мост на Елагином Острове.jpg

    Мост на Елагином острове

См. также

Напишите отзыв о статье "Елагин остров"

Примечания

Литература

  • Марков В. И. Кировские острова / Художник Л. А. Яценко . - Изд. 2-е, испр. и доп. - Л. : Лениздат , 1965. - С. 59-112. - 160 с. - 25 000 экз. (обл.)
  • Немчинова Д. И. Елагин остров: Дворцово-парковый ансамбль. - Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1982. - 136 с. - 50 000 экз.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. - 3-е изд., испр. и доп. - Л. : Лениздат , 1985. - С. 436-437. - 511 с.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. - 4-е изд., перераб. - СПб. : Норинт , 1996. - С. 301. - 359 с. - ISBN 5-7711-0002-1 .
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лик , 1997. - С. 45. - 288 с. - (Три века Северной Пальмиры). - ISBN 5-86038-023-2 .
  • Немчинова Д. И. Дворцово-парковый ансамбль Елагина острова. - СПБ.: Творческая мастерская ВиАрт-81, 2000. - 207 с. ISBN 5-7678-0025-1

02.05.2014

Елагин остров: история и достопримечательности.

02.05.2014

На весь мир знамениты символы Санкт-Петербурга: Зимний дворец, Петропавловская крепость, Дворцовый мост. Но северная столица России богата на шедевры не только в центре города. Окраины хранят великое множество прекрасных мест, богатых зелеными парками и архитектурными шедеврами. Одно из таких – Елагин остров. Здесь находится центральный парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова, Елагин дворец и уникальный Музей художественного стекла...

Где находится

Среди других островов Санкт-Петербурга, Елагин – самый северный. Расположен он в дельте Невы, между реками Большая (на севере) и Средняя Невка (на юге). С западной стороны своей узкой частью остров выдвинут в Финский залив (Западная стрелка). Здесь находится мини-зоопарк, в котором живут северные олени, карликовая коза, лисенок, декоративные куры, разноцветные фазаны, цесарки. Большую часть площади Елагина острова (96,8 га) занимает великолепный пейзажный английский парк, разбитый здесь еще в 18 веке. До наших дней он сохранился в почти неизменном состоянии. С 1934 года он называется Центральный парк культуры и отдыха им. С.М.Кирова. С 2012 г остров вошел в число особо охраняемых территорий, как памятник природы. Это одно из самых зеленых мест города, уникальный садово-парковый ансамбль старины, сохранившийся до наших дней. Историю острова можно проследить с 1643 года, когда он впервые был нанесен на шведские карты. Финские жители прозвали остров «Мистула-саари», русские – «Мишин» или «Михайлин». Это название бытовало вплоть до 18 века. Частным владением эта земля становится в 1709 году, после того как Петр I, пожаловал ее барону, виднейшему дипломату эпохи, вице-канцлеру Петру Шафирову. Позднее остров часто менял владельцев, среди них был даже светлейший князь Григорий Потемкин.

История острова и дворца

Елагиным остров стал только после того, как его приобрел Иван Перфильевич Елагин в 1777 году. Он был пятым после Шафирова владельцем островного имения. Известный деятель екатерининского правления, поэт, переводчик с французского, историк, многие годы возглавлявший Российскую Академию наук, обер-гофмейстер двора славился своей щедростью и хлебосольством. Он владел островом до своей смерти в 1793 году. При нем здесь был построен дворец (не сохранился) и заложен парк. Для защиты острова от частых наводнений в нем прорыли каналы и пруды.

После кончины вельможи его наследники продали владение, затем последовала череда сделок купли-продажи. В 1817 году правительство Александра I выкупило остров за 350 тысяч рублей у графа Орлова – племянника знаменитого фаворита Екатерины II. На следующий год зодчий Карл Росси начал перестройку Елагиноостровского дворца в духе классицизма. По проекту архитектора также были построены пристани, летние павильоны, корпуса для хозяйственных нужд (кухонный и конюшенный корпуса). Устройством парка в английском стиле занялся Джозеф Буш – с 1775 года ведущий садовый мастер России (сейчас бы его назвали ландшафтным дизайнером). До этого он вместе со своим отцом долгое время жил в Царском Селе. Принимал участие в обустройстве царских парков ЦС и Павловска. Кроме уже имеющихся, по указанию Буша, рабочие прорыли на Елагином острове новые каналы и пруды. Выкопанной землей засыпали низинные болотистые места, поднимая уровень острова. Земляные работы под руководством Джозефа Буша приняли небывалый по тому времени масштаб. Результатом стало увеличение сухопутной площади острова и улучшенная безопасность его против наводнений Невы. Чтобы еще более усилить его противопаводковую защиту, вдоль берегов насыпали двухметровые валы. По этой насыпи проложили широкую дорогу для проезда карет и пешеходную тропинку для гуляющей публики. Всего на острове 9 прудов, которые занимают пятую часть всей его площади.

После того как основные работы по перестройке дворца и обустройству парка были закончены (1818 – 1822 гг) здесь поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна (жена Павла I, мать русских царей Александра I и Николая I).

Остров до и после революций

Парк Елагина острова – великолепный образец садово-паркового искусства. То, что его удалось сохранить почти без потерь, только придает ему экологическую и эстетическую ценность. В наши дни производится посадка молодых деревьев. Посаженные Бушем дубы, сибирские лиственницы, липы, серебристый ясень превратились почти за 200 лет в деревья - великаны. Флора острова – это 500 видов растений, в том числе, завезенных из Европы, Америки, Азии. После Джозефа Буша, елагиноостровским парком занимался Питер Брук. Дом для него построил Карл Росси. Стараниями Брука на острове появились оранжереи, сад плодовых деревьев, огород и обширные цветники. Елагиноостровские фрукты и овощи ели не только хозяева имения, их могли купить и другие петербуржцы. Кстати, вход в парк был доступен для горожан с 1826 года. Публика здесь гуляла даже в отсутствии хозяев дворца. Собственностью царской семьи Елагиноостровское имение оставалось до 1917 года. Правда, после смерти Марии Федоровны, венценосные особы не часто посещали это место, особенно семья Николая II. Последний российский царь предпочитал проводить лето в скромном Александровском дворце Царского Села. Интересно, что в годы Империалистической войны (1914-1918 гг) в Елагиноостровском особняке располагался госпиталь.

После Февральской революции 1917 года дворец и все постройки острова были национализированы. После Октябрьской революции назначение бывшей императорской резиденции часто менялось. Здесь работал Музей истории и быта (до 1929 г), филиал Института растениеводства Академии наук СССР, база отдыха. После разрушительного наводнения 1924 года, когда волна со стороны Финского залива накрыла остров и смела многие деревья парка, на Западной стрелке построили двухъярусную террасу со смотровой площадкой. Парапет ее облицован розовым гранитом. Украшают площадку мраморные львы. В 1932 году для общественного доступа снова был открыт островной парк (ЦПКиО), а с 1934 года ему присвоено имя Кирова. Многие ленинградцы стали называть это место отдыха «Ципочка». В годы Великой Отечественной войны в Елагином дворце случился пожар от попавшей в дымоход зажигательной бомбы. Огонь уничтожил большую часть интерьеров, уникальные двери и лепнину. Осколки были собраны и сохранены сотрудниками музея. На основании этих остатков, а также по изображениям на старинных фотографиях, с 1946 года началось восстановление дворца. Оно длилось до 1961 года.

Строительство и реставрация дворца

Карл Росси создавая свое первое творение в Санкт-Петербурге – Елагиноостровский дворец, проявил лучшие качества таланта: точность инженерного расчета и широту объемного видения, высочайшее знание композиции и законов античной архитектуры, тщательную проработку проекта до последней детали интерьера. От качества исполнения императорского заказа зависела его судьба в России, архитектор понимал это очень хорошо. Он работал в условиях заданного объема и площади. Александр I пожелал сохранить стены и форму прежнего дворца, построенного Иваном Елагиным. Росси надо было создать на старой основе что-то новое, достойное присутствия царской особы. Дворец должен был соединить торжественность и камерность. Стать местом, где будут проходить роскошные балы высшего света и семейные обеды императорской семьи. Результат усилий зодчего восхищает нас до сих пор. Построенный по его проекту дворец, одна из придворных дам сравнила с прекрасной белой лилией, выступающей из стремительных вод Невы. Двухэтажный особняк установлен на высокий цоколь. Парадный фасад венчает коринфский портик с шестью колоннами. Широкая лестница, украшенная чугунными львами, спускается к Масляному лугу. (Здесь проходили гуляния в период празднования Масленицы, отсюда и его название). Кстати, петербуржская мода на украшение дворцов, набережных, парков скульптурами львов, пошла от Елагиноостровской усадьбы. Полукруглая лестница с противоположной стороны, спускается к реке (Средняя Невка). Мраморные вазы и чугунные корзины придают ей парадный вид. От Масляного луга и реки дворец отделяет ажурная решетка. Для создания интерьеров дворца Росси привлек лучших декораторов, опытных и талантливых живописцев и скульпторов. Специалистам, которые приступили к восстановлению дворца после Великой Отечественной войны, предстояла невероятно сложная задача: создать шедевр заново, по возможности, не отступая от оригинала 19 века. Архитектор Савков сделал обмеры дворца, вместе с коллегами он собрал и сохранил мраморные фрагменты, куски лепнины и остатки росписи. Это дало уникальный материал в руки специалистов.

Автором проекта стал архитектор Плотников. Ленинградские реставраторы воссоздали парадные помещения дворца, расположенные на первом этаже. Сделали они это с большим мастерством и вниманием к стилистике ампира.

Но восстанавливать интерьеры дворца пришлось не только после Великой Отечественной войны, а также много позднее. Несколько десятилетий здесь размещалась база отдыха трудящихся, с комнатами отдыха, актовым, бильярдным и танцевальным залами. Естественно за годы интенсивного использования, дворец растерял свое великолепие. Последняя реставрация началась в 1987 году, когда творению России был присвоен статус музея.

Музей декоративно-прикладного искусства и интерьера

Научно-исследовательскую работу и трудное дело собирания исторических артефактов коллектив вновь созданного музея начал под руководством директора Мухина. Главной задачей стало восстановить утраченное внутреннее убранство дворца. Из многих источников музею стали передавать редкие антикварные предметы (органы МВД, таможня, гостиницы «Астория», «Европейская», ЦПКиО и др.) Сегодня посетители могут полюбоваться полностью восстановленными парадными покоями дворца. Восхититься великолепной росписью и отделкой Столовой залы, Голубой и Малиновой гостиных, Фарфорового кабинета. На втором этаже, где ранее располагались личные покои членов царской династии, сейчас проходят художественные и прикладные выставки. Сегодня коллекция музея насчитывает 12 тыс.предметов: живопись, графика, скульптура, народно-прикладное творчество. Собрание постоянно пополняется, в том числе и за счет частных дарений. На третьем этаже до сих пор продолжается восстановление домовой церкви Св.Николая Чудотворца.

Музей художественного стекла

Это уникальное собрание разместилось в Оранжерейном корпусе, построенном по проекту Карла Росси. Основа коллекции – фонды Ленинградского завода художественного стекла – ведущего стекольного предприятия Советского Союза (закрыт в 1986 году). Музей художественного стекла на Елагином острове открылся в 2010 году. Сегодня на 700 кв.м. площади представлены более 500-от изделий из стекла и хрусталя, всего фонды насчитывают 8 тыс.экспонатов. Постоянная экспозиция разместилась в Центральном и Черном залах, Белый – предназначен для проведения временных выставок и мастер -классов. Посещение музея – это увлекательное путешествие в историю развития стекольного дела в СССР. Блюда, вазы, сахарницы, статуэтки, подносы, фужеры и др.предметы, выполненные в различной технике декорирования («мороз», «кракле», многослойное стекло с гравировкой) поражают изяществом и тщательностью отделки. Слава ленинградских мастеров художественного стекла гремела по всему миру, начиная с 50-х годов прошлого века. Среди самых известных экспонатов музея: вазы «Ленинградская» - создана к 250-летию Санкт-Петербурга, «Нептун», композиция «Русь». Известный скульптор Вера Мухина много сделала для становления ЛЗХС, (фонды которого переданы музею художественного стекла). В экспозиции можно увидеть некоторые из ее стеклянных творений. Коллекция музея постоянно пополняется современными изделиями российских и зарубежных мастеров.

Чтобы открыть все богатства Елагина острова вам потребуется не один день. Но путешествие в этот зеленый уголок природы стоит того. Добраться до сюда можно, доехав на метро до станции «Крестовский остров» и пройдя пешком до 2-го Елагинского моста.

В начале XVIII века остров, омываемый водами Большой и Средней Невки, назывался Мишин, или Михайлин. Скорее всего, это название было ему дано финскими охотниками по аналогии с именами других островов: Заячий, Лосиный - ныне Васильевский , Кошачий - ныне Канонерский , Вороний - ныне Аптекарский.

Но существует и другая версия происхождения этого названия. Историк и краевед Петр Столпянский описывает следующую легенду.

В мае 1703 года отряд петровских солдат осматривал небольшой крайний островок в дельте Невы, в любой момент ожидая встретить здесь шведов.

Когда же послышался треск кустов и солдаты взяли ружья в приклад, из кучи бурелома с ревом вышел медведь. «Ожидали встретить шведов, а увидели медведя. Значит этот остров не шведский, а Мишкин», - сказали солдаты.

В начале XVIII века Елагин остров, находящийся на западной окраине города, в сознании жителей ассоциировался с тем географическим рубежом, за которым строительство было уже невозможно. Это отразилось и в городском фольклоре, говорящем о бедности и нужде народа: «Вошь да крыса до Елагина мыса».

История создания ЦПКО

Первоначально островом владели дипломат Петр Шафиров и генерал-прокурор Павел Ягужинский, сенатор Алексей Мельгунов и князь Григорий Потёмкин, он и перепродал имение директору императорских театров Ивану Перфильевичу Елагину.

Именно при нем здесь были возведены каменный дворец и оранжереи, живописный парк с гротами и беседками, мостиками и павильонами. Для защиты от наводнений были устроены пруды и каналы, а вдоль берега насыпаны огромные валы.

Живописный парк стал открытым для посещения, а остров стали называть Елагиным. Вскоре среди знатных особ города появилась традиция совершать ежедневные прогулки по парку.

В записках петербургского академика Ивана Георги отмечено, что в парке «всем хорошо одетым людям не воспрещается гулять во всё летнее время. Кроме того, всех приезжающих на прогулку, даже в отсутствие хозяина, дворецкий принимал и угощал, смотря по времени, обедом или ужином».

После смерти Ивана Елагина родственники продали остров и он несколько раз менял своих владельцев. Последним частным хозяином был Григорий Владимирович Орлов, племянник фаворита Екатерины II.

В 1817 году имение было продано в государственную казну. Александр Первый решил перестроить дворец для своей матери Марии Федоровны, которой было тяжело добираться до своих летних резиденций в Павловске и Гатчине .

Кроме строительства нового дворца , было решено соорудить Кухонный и Конюшенный корпуса, перестроить Большую каменную оранжерею. Руководил работами придворный зодчий Карл Росси, ему помогали опытные мастера - архитекторы и скульпторы, художники и резчики. Строительство продолжалось в течение пяти лет, с 1818 по 1822 год.

Работы выполнялись в три этапа: сначала был построен дворец и выполнены интерьеры, затем шло возведение служебных флигелей и на последнем этапе - обустройство парка и создание садовых павильонов.

В XIX веке питерские острословы называли западную часть Елагина острова «Пуантом». Возможно, это связано с формой острова, напоминающего носок балетной туфельки, а, возможно, от желания встать на цыпочки и замереть в ожидании момента полного захода солнца за горизонт Финского залива.

ЦПКО им. Кирова был открыт в 1932 году и ленинградцы стали называть его нежным словом «Цыпочка». Это фольклорное название связано и со звуковой ассоциацией (ЦПКО) и, вероятно, с воспоминаниями о старом имени - «Пуант».

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары