Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Хризантемовый трон: самая древняя правящая династия в истории. Существует ли президент Японии


Япония и сегодня во многих отношениях остается загадкой для европейских обывателей. Там, наряду с высокими технологиями соседствуют многовековые традиционные уклады, а страной управляет самая древняя в мире монархическая династия. В этом обзоре представлено 6 фактов о японских императорах, которые могут показаться европейцам весьма странными.

1. Японская монархия - самая древняя в мире



Японская монархия считается старейшей непрерывной правящей династией. Ее основателем является император Дзимму, вошедший на трон в 660 году до н. э. Для сравнения: в Британии монархия воцарилась в 1066 году, а в Дании – с 935-го года. Нынешний правитель страны Акихито – 125-й по счету. Такая стабильность объясняется тем, что реальная политическая власть находилась не у императора, а сосредотачивалась в руках политиков, которые управляли страной от лица монарха.

2. Японский император - прямой потомок богов



Синтоизм является доминирующей религией в Японии. Согласно верованиям, все японские императоры - прямые потомки синтоистских божеств. Первого императора Дзимму называли правнуком богини Солнца Аматерасу. По мнению японцев, если бы эту правящую династию заменила другая, то боги тут же отвернулись бы от страны, обрекая ее жителей на голод и страдания. Император, являясь верховным жрецом синтоизма, выполняет некоторые обряды для получения хорошего урожая. Современные японцы до сих пор придают этому большое значение.

3. Три имени монарха



Древние японские монархи имели три имени. Первое имя император получал при рождении, вторым его нарекали после провозглашения наследником, а третье давали посмертно. Последнее имя содержало в себе девиз, которому следовал правитель при жизни. Для исторических летописей важны были только третьи имена.

К примеру, нынешний император Японии Акихито правит под девизом «Хэйсэй», что означает «Мир и спокойствие». Когда он уйдет в мир иной, то потомки будут называть его «император Хэйсэй», тем самым отдавая дань уважения эпохе его правления.

4. На императора нельзя было смотреть



На сегодняшний день королевская чета принимает активное участие в общественных мероприятиях. Однако много веков назад жители страны Восходящего солнца испытывали фанатичное благоговение перед своим правителем. Считалось, что можно ослепнуть от той благодати, которую излучает император, поэтому смотреть на него категорически запрещалось. Нельзя было даже писать его портреты. Зачастую, даже со своими чиновниками монарх общался через ширму. Частично отошел от традиций император Мэйдзи, правивший в XIX веке. При жизни он повелел написать два своих официальных портрета. Более того, он разрешил себя фотографировать.

5. Японский правитель не должен ездить на коне



Раньше жизнь в императорском дворце проходила очень размеренно. Любование природой, поэзия, каллиграфия подразумевали неспешное времяпрепровождение. Императоры перемещались исключительно в паланкине. Они не были обучены верховой езде. Когда в XIX веке будущий правитель Мэйдзи захотел отправиться во дворец своего отца не в паланкине, а на лошади, вся придворная свита пришла в замешательство. И если Мэйдзи можно простить своеволие, т. к. он сломал немало устоявшихся стереотипов, то, летопись Х века повествует об императоре Кадзан, которого назвали душевнобольным только за то, что он решил сесть на коня.

6. После смерти императора хоронили не сразу



После смерти императора его не торопились предавать земле. Процесс перехода в мир иной мог затягиваться на недели, а то и месяцы. Пока синтоистские жрецы совершали ритуалы, выбирали благоприятный день для похорон, а чиновники определялись с наследником, покойнику продолжали приносить еду, мыть его, переодевать.

Несмотря на то, что правящая династия старается следовать древним традициям, современная жизнь вносит свои коррективы.

Император Японии представляет собой главу государства и символ единства всей японской нации. В соответствии с сохранившимися древними источниками все японские императоры связаны кровными узами, так как являются потомками одной династии напрямую связанной с богиней солнца Аматэрасу. Титул императора Японии — Тэнно, имеет Китайские корни и дословно переводится как «небесный хозяин». Дзимму — это первый император Японии, который начал свое правление в 660 году н.э. В наше время царствующим императором является Акихито занявший свою должность 7 января 1989 года.

Императорская власть

Власть тэнно в Японии уже долгое время довольно ограничена и незначительна. В наше время её границы закреплены в конституции. Заниматься делами государственной важности император может только при таком условии, что правительство даст на это свое согласие. Глава правительства также выбирается не императором, а парламентом, который представляет главе государства кандидатуру на пост председателя, и правитель должен дать свое согласие на назначение. Верховный судья назначается по такому же принципу. Тэнну по совместительству является верховным жрецом в чьи обязанности входит проведение различных ритуалов и церемоний в основном для увеличения урожая. Также он должен проводить приемы с иностранными гостями и награждать людей. С согласия императора, премьер-министр может замещать его при выполнении некоторых своих функций. Стоит выделить такую особенность, что в Японии день рождения, правящего тэнну стоит на одном уровне с другими национальными рпаздниками.

Девизы японских императоров

Периоды правления Японских императоров принято разделять в соответствии с девизами, которые они устанавливают в момент начала их правления. Например, император Японии сейчас несет бразды правления под девизом «Хэйсэй», что переводится на русский как «Мир и спокойствие». Такая традиция зародилась в Японии под влиянием Китайской культуры, а первым императором «внедрившим» её стал император Котоку.

Во время правления одного императора могло существовать несколько девизов, сменяющих друг друга в результате происходящих в государстве бед. Если на страну обрушивалось какое-либо несчастье, то народ считал, что богам не пришелся по вкусу действующий девиз. Тэнну также мог сменить девиз правления в честь важного или счастливого события, произошедшего в его жизни. Например, за 21 год правления Годайго тэнну в стране сменилось восемь девизов.

В период Мэйдзи был установлен закон, по которому император, в период своего правления мог давать только один девиз, что в дальнейшем позволяло избежать проблем с традиционным японским летоисчислением.

Посмертные имена императоров

Тэнно также, как и все члены их семьи не имели фамилий, а их пожизненные имена находятся под строжайшим запретом и не могут озвучиваться в СМИ на японском. В момент смерти императора, ему присваивалось посмертное имя, которое должно было в какой-то степени отражать основные достижения за время правления.

Система с присвоением «храмового» имени в Японии начала действовать в 7 веке и была также заимствована в Китае. Изначально императорам давались слишком длинные посмертные имена на японском языке, но позднее было решено писать их на китайском и в более укороченном варианте. В результате этого все императоры, умершие ранее были переименованы на новый лад задним числом.

В период Мэйдзи приняли такое решение, по которому посмертные имена для императоров стали подбирать основываясь на девизе, установленном в период его правления.

Первый письменный памятник в истории Японии — «Кодзики», «Записи о деяниях древности», — появился лишь в 712 году, спустя почти 14 веков после того, как внук мифического Ниниги-но Микото, легендарный император Дзимму построил в Касихаре (на территории нынешней префектуры Нара) дворец, где вступил на престол. Это произошло 11 февраля 660 года до н. э.

Требовать от летописцев точности в освещении событий седой старины, и особенно в датах, было бы затруднительно. При записи легенд легко ошибиться на пару-другую столетий. Тем не менее историографы определили, как была высчитана эта условная дата восшествия Дзимму на трон. По китайской теории циклов, от одного события, потрясающего мир, до другого проходит 1260 лет. Одно из наиболее древних официально признанных японскими историками потрясений имело место на рубеже V и VI веков — время важных государственных реформ в Японии, модернизации управления страной на китайский лад и распространения на островах буддизма. Отсчитав от этой точки в истории 1260 лет в прошлое, исследователи и пришли к дате 660 год до н. э.

Можно было бы проверить мифы наукой, в данном случае — археологией. Ведь в окрестностях бывшего дворца Дзимму, на равнине Нара обнаружено немало древних погребальных курганов, где нашли упокоение былые правители страны, в том числе и первый монарх. Но Управление императорским двором разрешения на раскопки не дало, чтобы не тревожить останки великих предков. А это значит, что можно верить в появление на земле праправнука богини Солнца, а можно и сомневаться. И то и другое ныне не возбраняется.

ПОДЪЕМ КЛАНА ФУДЗИВАРА

Официальная историография выстроила детализированное генеалогическое древо японских императоров, начиная с Дзимму. Оно, конечно же, не безупречно. Существование первых 28 правителей вообще не подкреплено никакими данными, кроме мифологии. К тому же среди первых императоров было немало долгожителей, что для тех времен явно фантастично. Например, утверждается, что сам Дзимму прожил 126 лет.

Далеко не всегда власть передавалась от отца к сыну. Хризантемовый трон (гербом императорского дома был и остается 16-лепестковый цветок хризантемы) переходил и к дядьям, и к племянникам, и к троюродным братьям, и к детям, рожденным не супругой императора, а наложницей. В истории можно обнаружить период, когда в стране одновременно было два императора и, соответственно, два враждующих между собой двора.

Случалось, хотя и очень редко — всего 10 раз за время существования династии, — что императорские регалии попадали в женские руки. Две женщины — Когиоку и Кокэн — восходили на престол дважды. В конце XIX века императорский указ окончательно вывел всех представительниц правящей династии за рамки списка кандидатов на престолонаследие.

Первых императоров именовали длинным и пышным титулом «Великий король, который правит всем в поднебесной» — «Амэ-но сита окими». Имя «Великого короля» при этом не упоминали, поскольку у японцев не принято было называть других людей, особенно высокого ранга, по имени. В VII веке, когда у Японии установились прочные контакты с Китаем, вместе с различными сведениями из сфер религии, науки и культуры японцы позаимствовали у западных соседей и более легко произносимый титул для своего правителя. Его стали именовать «тэнно» (небесный правитель), а иногда — «тэнси» (сын небес), тем самым подчеркивая его родство с божественными силами.


Изначально на тэнно была возложена сакральная роль главного жреца, верховного отправителя культа богини Аматэрасу. При восшествии на трон новый император обязан был совершить некую религиозную церемонию. Уединившись в одной из закрытых для прочих людей комнат храма Исэ, посвященного богине Солнца, он общался с духами предков, включая, естественно, и богиню-прародительницу. В результате, как считалось, император приобретал ряд чудодейственных способностей. Соответственно, заниматься повседневной рутиной, связанной с управлением страной, ему было неуместно. Вся полнота «низких» дел возлагалась на помощников. Тэнно лишь нисходил до закрепления подготовленных законов и указов наложением своей печати.

Среди толпящихся вокруг трона придворных всегда находились желающие подставить свое плечо под тяжкий груз решения государственных проблем. Вначале эту работу успешно освоил род Мононобэ, потом — семья Сога. В VII веке в ходе ожесточенной борьбы, в результате интриг, заговоров и убийств, своих предшественников от трона оттеснил род Фудзивара.

Именно этот род вскоре монополизировал право поставлять императору супруг и наложниц. Глава клана становился не только советником императора, но и его тестем. Однажды по настоянию советников император был вынужден взять в жены собственную тетю все из того же клана.

В дальнейшем главы дома Фудзивара закрепили за собой два придворных титула — регента при малолетнем императоре и канцлера при правителе, достигшем совершеннолетия. Управлять желаниями ребенка было проще, поэтому придворные Фудзивара зачастую заставляли взрослеющего императора покидать трон, уступая место очередному малолетнему отпрыску рода. Поэтому нет ничего удивительного, что влияние этого феодального клана на жизнь в стране усилилось до невообразимой степени.

Недаром историки часто именуют VIII-XI века «периодом Фудзивара». Даже столица, заложенная в 682 году для императора Тэмму, получила название Фудзивара-кё. Правда, сам Тэмму не дожил до переезда в новую резиденцию, и осваивать Фудзивара-кё пришлось его вдове, императрице Дзито.


СТОЛИЦА ПО НАУКЕ

Пожалуй, первой из японских столиц, о которых сохранилась память, была Нанива-кё. Она располагалась на месте одного из пригородов нынешней Осаки. В дальнейшем резиденцию монарха перенесли на болотистую равнину Асука, в Киёмихару, потом — в маленькое поселение Оцу на берегу озера Бива. И уже оттуда двор перебрался в Фудзивара-кё.

Охота к перемене мест у императоров и их приближенных объясняется просто. Синтоизм, основная религия, которую в то время исповедовали японцы, напрямую связывает смерть с духовным загрязнением. Место, где умер человек, особенно занимавший высокую ступень в государственной иерархии, считалось оскверненным. Продолжать жить во дворце после смерти императора, пользоваться его вещами было неприемлемо. Вот поэтому каждый новый правитель, вступив на трон, стремился сменить место жительства. А вслед за ним приходилось перебираться в новый город и придворной челяди, стражникам, торговцам.

Предыдущие столицы ждала бесславная гибель. Оставшись без должного надзора, они выгорали от случайного пожара или сгнивали на корню из-за сырого климата. И уже через несколько лет крестьяне распахивали былые улицы и площади под новые рисовые поля.


Фудзивара-кё принципиально отличалась от прежних дворцовых комплексов и их окружения. Строить город решено было «по-китайски». Это означало прямоугольную планировку, ориентированную по сторонам света. Одной из главных особенностей китайского градостроительства было соблюдение принципов геомантии — псевдонауки, увязывающей социальное, финансовое и даже телесное благосостояние горожан и их правителей с окружающими географическими объектами.

За образец градостроители взяли китайский город Лоян. Фудзивара-кё разделялась на две части дорогой, ведущей от дворца на юг. Тогда впервые в жизни главного японского города появились термины «сакё» и «укё» («левая столица» и «правая столица»). По тому, где обитала та или иная семья, можно было судить о ее общественном положении: чем ближе к дворцу, тем выше статус.

Раскопки позволяют составить представление о размерах Фудзивара-кё. С севера на юг город простирался примерно на 3 километра, с запада на восток — на 2 километра. По оценкам, население города императрицы Дзито достигало 30 тысяч человек.

Облик этой столицы воспроизвести ныне довольно сложно. От былой пышности остались лишь кучки пепла, обугленные деревянные таблички с записями некоторых правительственных и хозяйственных распоряжений да куски черепицы, которой покрывали дома состоятельных жителей. Однако не надо недооценивать роли Фудзивара-кё в японской истории. Именно с этого города (а не с Нары) начинается список постоянных столиц Японии, именно он стал первой попыткой планомерного градостроительства, зримым результатом развития которого были позднее Нара и Киото, в чьем облике еще можно разглядеть старые черты.

История отвела процветанию Фудзивара-кё довольно короткий срок. Уже через полтора десятилетия это место забросили. И дело было не только в смерти обитательницы дворца. Государственной религией стал буддизм. Императорский двор становился все пышнее, придворный ритуал усложнялся, требуя все новых покоев и дворцов. Двор уже не хотел (да и не мог) переезжать с места на место в случае смерти очередного императора, очищая тем самым себя от скверны. К тому же буддизм, в отличие от синтоизма, этого не требовал.

Стабильность была нужна и централизованному государственному аппарату. И вот в VIII веке императрица Гэммэй решила основать новую постоянную столицу. Местом для этого была выбрана долина Нара, где вырос город Хэйдзё-кё — «столица цитадели мира», в дальнейшем сменивший имя на Нара. Он также был выстроен по модным тогда китайским канонам.

Потом были Киото и Эдо (нынешний Токио). Однако этим список главных городов Японии не исчерпывается. Помимо основных (императорских) столиц в стране существовало и несколько альтернативных столиц, порой не уступавших основным ни в красоте, ни во влиянии на жизнь общества.


КОНЕЦ ДВОЕВЛАСТИЯ

Альтернативные столицы появились в ходе борьбы за власть, которая не прекращалась ни при смене монархов, ни при переводе дворца на новое место. Причем подобное «перетягивание каната» происходило не только среди придворных аристократических кланов. Сами императоры, которым до смерти надоело назойливое и корыстное опекунство канцлеров и регентов, пытались отстоять право поступать по собственному разумению.

Иногда эта борьба принимала весьма причудливые формы. Так, в XI веке сформировалась система инсэй — монастырского правления. Стремясь уйти из-под тяжелой руки Фудзивара, император добровольно отрекался от трона в пользу наследника, а сам, приняв монашеский сан, как бы удалялся от мира, прекращал контакты с ненавистными опекунами, посвящая себя сугубо религиозной практике. Однако на деле император-монах имел свой штат придворных, дворцовую стражу и прочие атрибуты власти.

Из монастыря он пытался по-своему управлять государством, ведя борьбу с кланом Фудзивара за ключевые посты в правительстве, за новые земли, поместья и, следовательно, за доходы. Система инсэй позволила постепенно ослабить влияние этого рода.

Вертикаль столичной власти подверглась постепенной коррозии, что не могло не сказаться на жизни в провинции. Крестьяне, задавленные непосильными налогами, покидали деревни, чтобы зарабатывать на хлеб насущный грабежом на дорогах. Владетельные князья отказывались сотрудничать с посланцами императора, то есть со сборщиками налогов от Фудзивара.

Власть аристократии стала уступать место власти военных феодалов, обладавших собственными вооруженными отрядами. Даже монастыри обзавелись своими дружинами, которые не только успешно отбивались от вооруженных грабителей, но и сами совершали рейды против соседей. Междоусобицы разгорались. На политическую арену вышли обладавшие серьезной военной силой династии Тайра, Минамото, Асикага, а позднее и Токугава.


Разгромив в 1185 году своих конкурентов из клана Тайра, вместе с которыми погиб и будущий император — шестилетний принц Антоку, семья Минамото получила от нового тэнно право управлять страной военными методами. Глава клана был удостоен высшего военного титула — сэйи-тайсёгун («великий полководец, покоритель варваров» — раньше подобным титулом увенчивали лишь полководцев, успешно воевавших против аборигенов из племен айну и эмиси).

Сёгун обосновался подальше от дворцов и вилл придворных с их непрекращающимися кознями и интригами — в небольшой рыбацкой деревушке Камакура (чуть южнее современного Токио). Там было создано военное правительство бакуфу, которое и занялось решением всех насущных государственных проблем. При этом сёгун принял серьезные меры не только по обеспечению безопасности Камакуры, но и по превращению ее в истинно столичный город, мало уступавший красотой, числом храмов и, главное, влиянием официальной столице.

В той или иной форме подобное двоевластие продержалось в стране до 1867 года. В январе 1868 года император Мэйдзи стал полноправным самодержцем. Своей столицей он избрал Эдо, где раньше находилась штаб-квартира сёгуна Токугава, переименовав по этому случаю город в Восточную столицу — Токё, или, как мы привыкли писать, Токио.


СИМВОЛ СТРАНЫ

Конституция 1869 года наделила императора высшей законодательной, исполнительной и военной властью. Именно с этого времени во внешней переписке его стали именовать императором, чтобы титул тэнно не уступал титулам монархов Франции, Австрии, России, Германии, Китая.

Но реставрация полноты прав императора была лишь кажущейся. Он по-прежнему оставался как бы над проблемами жизни и правил страной через сложную систему новоявленных институтов власти — кабинета министров, тайного совета, генеральных штабов сухопутных и морских сил, совета старейшин. Их мнение, а главное, практическая деятельность не всегда совпадали с позицией монарха.


Достаточно вспомнить, как в августе 1945 года, когда Япония оказалась на грани поражения во Второй мировой войне, император Хирохито записал на магнитную пленку свой призыв к нации сложить оружие и капитулировать. Эту запись пришлось доставлять на радиостанцию тайно, чтобы генералы, собиравшиеся продолжать военные действия, не перехватили столь важный для всей страны документ.

Именно тогда японцы впервые услышали по радио голос своего монарха. До того все связанное с тэнно и его семьей было укрыто плотной завесой тайны. А 1 января 1946 года Хирохито публично отрекся от божественного происхождения императорской династии.

Новая конституция Японии, вступившая в силу в мае 1947 года, сохранила монархию, но существенно ограничила права и возможности императора, провозгласив его символом государства и единства народа. Императору оставили его извечное право быть первосвященником синтоистской религии, а также целый комплекс представительских задач — открывать заседания вновь избранного парламента, подтверждать списки новых кабинетов министров, принимать высоких иностранных гостей, раздавать награды.

Сейчас страной правит Акихито, 125-й по счету (от Дзимму) император Японии. В январе 1989 года в возрасте 56 лет он унаследовал трон после смерти отца. Акихито уже приближается к 80-летнему рубежу, здоровье начинает сдавать, а значит, пришло время задуматься о наследниках. И тут есть о чем подумать. Императорская семья в последнее время испытывает те же самые проблемы, что и вся нация, связанные с демографией. В 2001 году после долгих попыток зачать ребенка наследная принцесса Масако, супруга старшего сына императора, Нарухито, родила дочку. В нынешнем декабре Масако исполнится 49 лет, и надежды на появление мальчика уже не осталось.

Передача же императорских регалий и трона женщине в соответствии с законом об императорской фамилии запрещена. Других наследников мужского пола в правящей династии не было. В парламенте принялись обсуждать возможность пересмотра закона с тем, чтобы разрешить внучке Акихито в свое время унаследовать трон.

Положение спас младший сын императора, принц Акисино, в семье которого в 2006 году родился мальчик — первый младенец мужского пола в императорском доме за долгие десятилетия. Юный принц Хисахито является третьим в очереди на престолонаследие, после кронпринца Нарухито и своего отца. Но что будет, если Хисахито по какой-то причине не дождется своей очереди? Японцы говорят об этом с трепетом, понимая, что тогда страна столкнется с острой проблемой продления жизни самой древней династии на планете. 

Доброго времени суток, друзья! Всегда интересно было читать о том, что японские императоры являются прямыми потомками бога. Сегодня хочется рассказать о возникновении этого мифа и о том какую роль играл император Японии на том или ином отрезке развития японского государства. Это тема очень большая и сложная, поэтому не претендуя на академичность изложения материала постараюсь кратко и доступно рассказать о титуле японского императора.

На сегодняшний день глава японского государства единственный в мире монарх, который имеет титул императора. Императорский дом Японии старейшая наследственная монархия, истоки которой уходят к божественному императору Дзимму.

Император Дзимму первый правитель Японии (11.02.660 года до н.э. — 09.04.585 года до н.э.), согласно «Записи о деяниях древности» он являлся праправнуком богини Солнца Аматэрасу. Его мавзолей находится в городе Касихара, в префектуре Нара ( — первая столица японского государства). Согласно легенде богиня Аматэрасу, унаследовав Землю, отправила своего внука Нининги-но Микото править Японскими островами, подарив ему в помощь три священных вещи: меч, ожерелье из драгоценных камней и бронзовое зеркало. Принц Ниниго спустился с небес на гору Такатико на острове Кюсю и обосновался там, женившись на Сакуе-Биме, дочери горного бога, у них родились дети, а затем и внуки. По истечению времени Дзимму, получив священные регалии, символизирующие мужество (меч), процветание (драгоценные камни) и мудрость (зеркало), от своего деда Ниниго отправился на завоевание центральной Японии. Так начал свое царствование первый император Японии.

Следующей легендарной фигурой в череде правителей Японии был император Судзин (17.02.97 года до н.э. — 09.01.29 года до н.э.), между правлением Дзимму и Судзина было ещё восемь «вставных» правителей. Историки сходятся на том, что фигура Судзина (Мимаки — посмертное имя) была реальной, именно он был основателем династии Ямато, его так же называли первоправителем новой страны.

В древности (VI-VII вв.) императоры, подчинив себе местных правителей создали централизованное государство, разработав государственно-правовую базу, в это же время появился титул Тенно (天皇), что означает «небесный государь». Легитимность власти тенно основывалась на небесном происхождении монарха.

Начиная с X века власть Императора стала постепенно уменьшаться и с XII века, когда появилось альтернативное правление самурайского сёгуната власть и могущество японских императоров постепенно сошло на нет. Начиная с этого времени и до эпохи Мэйдзи (1868 год) императоры потеряли своё влияние и стали номинальной единицей при дворе. Ещё какое-то время они продолжали быть главными распорядителями государственных церемоний и ритуалов, а в XV-XVI вв были полностью отстранены от управления страной.

К 1867 году в Японии шел уже 265 год правления сёгуната Токугавы, его 15-ый правитель сёгун Кейки (Токугава Ёсинобу) 9 ноября 1867 передал всю полноту государственной власти 122-му Императору Японии Муцухито. Передача власти состоялась в сложных политических условиях. Представители сёгуната надеялись, что после принятия отставки они продолжат играть существенную роль в управлении страной, но Императорский двор дал тайные указания о наказании и уничтожении сёгуната.

С этого же времени Император стал реальным главой государства, эпоха Мэйдзи, эпоха коренных перемен в развитии Японии. Страна из отсталой аграрной страны, закрытой ото всех, стала превращаться в быстро развивающее индустриальное государство.

Статус Императора был закреплен в Конституции Великой Японской империи 1890 года, император стал носителем высшей политической и религиозной власти в стране. С этого же времени закреплено, что титул Императора может передаваться только по мужской линии (до 1890 года в Японии правило 10 женщин — императриц)

Император имел реальную власть и мог контролировать деятельность всех органов власти, он мог утверждать законы, собирать или распускать Парламент, являлся главой исполнительной власти и главнокомандующим Вооруженных сил Японии, являлся гарантом Конституции.

Ситуация коренным образом изменилась после окончания Второй мировой войны, исконная религия японцев синто была отменена. В 1946 года Император Японии Хирохито впервые обратился к своему народу с новогодним выступлением. В своей речи император сказал народу о предстоящих изменениях, о том, что Япония будет развиваться как демократическая страна, но в целом его речь сводилась к тому, что император отказывается от своего божественного происхождения. Эту речь называют как "декларация человечности".

Связь между Нами и Нашим народом всегда основывалась на взаимном доверии и привязанности... Она не происходит из ложной концепции, что император — божество, а японцы превосходят все другие народы и должны править миром.

С этими словами исчезла последняя монархия на Земле, глава которой официально являлся божеством.

В мае 1947 года была принята новая Конституция, согласно которой Император Японии является символом Японского государства и единства японской нации. С этого времени император не имеет права вмешиваться в государственные дела и его роль в управлении страной номинальна. Те незначительные действия, которые может совершать император должны быть согласованы с Кабинетом Министров Японии. Осуществление всех полномочий могут быть произведены императором только «по совету и с одобрения Кабинета министров». Всё имущество императорской семьи принадлежит государству, а их расходы утверждаются парламентом при составлении государственного бюджета.

В заключение несколько моментов из института императорства:

  • В Японии не принято правящего императора называть по имени, императора называют «Тенно Хэйка», что означает «Его величество Император» или просто «Хэйка» — Его величество
  • Престол передается только по мужской линии, старшему сыну
  • Каждый император правит под своим девизом, период такого правления называется эрой или эпохой, подробнее можно почитать
  • Название эпохи становится посмертным именем императора. После ухода из жизни, императора называют только посмертным именем, другие варианты считаются непочтительными
  • Дни рождения царствующего императора являются национальным праздником. Этот день один из редких случаев, когда император в своем дворце выходит поприветствовать японский народ.
  • Дни рождения ушедших императоров так же являются национальными праздниками, но иногда с другими названиями. Так день рождения Императора Мэйдзи 3 ноября — национальный праздник День культуры. День рождения Императора Сёва — 29 апреля, ранее в этот день был национальный праздник — День зелени.

Перечислю несколько имен императоров, правивших в обозримом прошлом.

ИМПЕРАТОРСКАЯ ДИНАСТИЯ считается самой древней из всех поныне сохранившихся наследственных монархий в мире.

По утверждению исторических хроник страны - « Кодзики » (712 г.) и « Нихонги » (720 г.), первый император вступил на японский трон в 660 г. до нашей эры. И произошло это не без помощи богов. Аматэрасу Омиками, главное божество синтоистского пантеона, вручила своему внуку Ниниги-но Микото бронзовое зеркало, яшмовые подвески и меч с напутствием: «Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не будет послушен тебе, потрясая этим божественным мечом». Ниниги-но Микото, в свою очередь, передал эти сокровища своим потомкам - императорам Японии. Первым императором страны стал, как утверждают древние хроники, Дзимму. Император обладал магической силой, способностью общаться с богами. Наличие у императора реликвий являлось обязательным условием для вступления его на престол и правления.

Конечно, «Кодзики» и «Нихон сёки» вряд ли можно считать достоверными историческими свидетельствами. В этих книгах содержится немало мифов и легенд. Поэтому историки и археологи принимают как более правдоподобное время образования императорской династии III–IV вв. нашей эры, когда власть императорского рода Ямато распространилась на территорию от острова Кюсю на юге до долин Канто на севере.

О величии правителей Японии тех времен свидетельствует обнаруженное археологами в префектуре Осака огромное (753 х 656 м) захоронение императора Нинтоку, 16-го по счету и правившего в V в. н. э.

С середины VII в. японские императоры приняли на себя титул тэнно (небесный правитель) и во всех обращениях от имени императора стала фигурировать фраза, что он «правит миром, будучи воплощением божества». Император Тэмму, истовый поборник божественного происхождения страны и своих предков, впервые ввел для страны название Ниппон, включающее иероглиф «солнце».

В начале VIII в. императорский двор и вся система управления страной были реорганизованы по китайскому образцу, получив ярко выраженный централизованный характер. В тот период император сочетал роль правителя страны с ролью верховного отправителя культа Аматэрасу. Однако полнотой светской и духовной власти императоры наслаждались недолго.

Совершенствование бюрократической системы управления, отсутствие внешней угрозы привели к усилению дворцовой аристократии, особенно рода Фудзивара. В стране был введен институт регентства, превративший некогда всесильного тэнно в символическую фигуру. Оказавшиеся у рычагов политической и военной власти кланы время от времени менялись, вытесняя друг друга в результате кровопролитных битв. Начался кризис императорской власти.

Усиление провинциальных феодалов и буддийских храмов заставило императоров искать новые пути сохранения своей власти. В начале ХI в. император Сиракава, боровшийся против усиления местных помещиков, впервые использовал практику инсэй, т.е. отрекся от престола и принял монашество, но продолжал управлять страной, не занимая никаких официальных должностей.

Монахи-императоры оставались крупнейшими землевладельцами, контролировавшими около половины всех земель в стране, в их распоряжении находились личные дружины, полицейское ведомство.

В XII–ХVI вв. особую роль в судьбе императорской династии играли три родственные ей семьи: Тайра, Минамото и Ходзё .

Клан Тайра, наиболее близкий к императору, сумел занять ключевые должности в правительстве и при дворе. Позже Тайра уступили в кровопролитной войне своим противникам из рода Минамото. Победители основали новую форму государственного правления - военное правительство - сёгунат.

Пожалованный императором главе клана Минамото титул сёгуна поставил под его начало всех военных феодалов страны, их самурайские дружины и их земли.

Император Го-Дайго попытался вернуть себе все полномочия тэнно, начав в 1333 г. войну против рода Ходзё, уже более 100 лет управлявшего страной. Успешно начатая реставрация императорской власти потерпела фиаско. В 1335 г. Асикага Такаудзи повернул оружие против императора и вскоре стал сёгуном. Го-Дайго ушел в горы Ёсино вместе с небольшим количеством своих сторонников. Его правительство было названо Южным двором в противовес находившемуся в Киото под контролем Асикага Северному двору, и противостояние между ними продолжалось с 1337-го по 1392 г., когда ослабевший Южный двор прекратил свое существование.

В последующие несколько столетий императорской династии так и не удалось вернуть себе властные полномочия. В период войн эпохи Сэнгоку дзидай властные и талантливые полководцы Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси не оставили правившим императорам никаких шансов на реставрацию власти. Пришедший им на смену Токугава Иэясу основал мощнейшее в истории Японии военно-феодальное государство, не допускавшее императоров к власти еще 250 лет.

Военные правители страны оставили императору его дворец в Киото. Там императорский двор развлекался различными пышными церемониями, представлениями исполнителей древних танцев гагаку, конкурсами поэтов, каллиграфов, спортивными состязаниями (примечательно, что в той или иной степени эти мероприятия сохранились и в программе официальных развлечений нынешнего императорского двора). Из прежних полномочий за императорами оставались, пожалуй, лишь сугубо религиозные функции.

Лишь в 1868 г. в результате вооруженного конфликта с сёгунатом император Мэйдзи вновь обрел полноту государственной власти. В феврале 1889 г. был принят Основной закон Японии, провозгласивший страну конституционной монархией. Император переехал в Эдо, переименовав его в Восточную столицу - Токио. Впрочем, и в это время полномочия монарха были в значительной степени ограничены в пользу правительства, особенно в вопросах внешней и внутренней политики.

В 1926 г. на трон вступил император Сёва, на долю которого выпало пережить немало труднейших событий в истории страны. При нем милитаристы толкнули страну на путь военных авантюр, при нем сгорели в атомном пламени Хиросима и Нагасаки, при нем Япония оказалась под иностранной оккупацией. В канун 1946 г. император вынужден был публично отказаться от «божественности» императорской династии.

Это получило свое логическое завершение в тексте новой Конституции Японии, вступившей в силу в мае 1947 г. Император был провозглашен «символом государства и единства народа». Японскому народу и принадлежит с этих пор суверенная власть. За императором были оставлены исключительно церемониальные и формальные функции - подтверждение инициированных правительством назначений и отставок руководящих деятелей, визирование государственных документов, прием верительных грамот от иностранных послов, жалование наград. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения кабинета министров.

7 января 1989 г. после смерти императора Сёва на престол взошел его старший сын - Акихито, стоящий 125-м в непрерывном ряду императорской династии. Кронпринцем с 1991 г. является старший сын императора - Нарухито.

Современный монархический строй Японии успешно адаптировался к демократическим порядкам. И хотя институт императорской власти уже не является центральным звеном политической системы, он по-прежнему занимает важное место в обществе, что обусловлено позитивным отношением японского народа к императорской династии как особому элементу национальной истории и культуры.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары