Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Изложения огэ из обз фипи. Готовые сжатые изложения

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.

Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.

(по В. Быкову)

Текст № 2 Самая боль­шая ценность на­ро­да - язык ...

Самая боль­шая ценность на­ро­да - язык, на ко­то­ром он пишет, го­во­рит и думает. Это значит, что вся со­зна­тель­ная жизнь людей про­хо­дит через род­ной для них язык. Все мысли че­ло­ве­ка формулируются языком, а эмоции, ощу­ще­ния окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык на­ро­да как по­ка­за­тель его культуры, а есть язык че­ло­ве­ка как по­ка­за­тель его лич­ных качеств. Язык человека–это его ми­ро­воз­зре­ние и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. По­это­му самый вер­ный способ узнать человека - при­слу­шать­ся к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его по­ход­ку и лицо, но су­дить о че­ло­ве­ке только по этим признакам - значит ошибаться. А вот язык че­ло­ве­ка - гораздо более точ­ный показатель его нрав­ствен­ных качеств, его культуры. Язык–самое выразительное, чем че­ло­век обладает, по­это­му за своей речью - уст­ной или пись­мен­ной - надо сле­дить постоянно.

Нам лишь кажется, что когда с нами что-то случается,- это уникальное явление, единственное в своем роде. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни - всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.

Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.

Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. С помощью литературы человек становится человеком. Неслучайно книгу называют учителем и учебником жизни.

Текст № 4 Многие думают, что быть искренним

Многие думают, что быть искренним - значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо.

Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.

Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. Ты обнаружишь свои особенности и таланты. Надо только изучать. И тебе, конечно же, не станет легче и

Текст № 5 Каждый человек ищет место в жизни...

Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.

Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно. Лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу": слов нет. Себялюбцы вызывают чувств осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.

Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.

Текст № 6 Грубость в языке, как и грубость в манерах...

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде - очень распространенное явление, и свидетельствует оно о незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая все это, как раз и силен своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно - это нужно, действительно нужно! Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д. С. Лихачеву)

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, - он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности - огорчение; не успел купить марку для своей коллекции - огорчение; у кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина - опять огорчение. Еще какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

(По Д. Лихачеву)

Текст № 8 Слово «характер» ...

Слово «характер» при­шло в рус­ский язык из греческого, в пе­ре­во­де оно озна­ча­ет «признак, особенность». В за­ви­си­мо­сти от су­ще­ству­ю­щих у че­ло­ве­ка волевых ка­честв формируется или сильный, или сла­бый характер, по­это­му воля и ха­рак­тер тесно между собой связаны.

Как вос­пи­тать у себя силь­ную волю и характер? Эти ка­че­ства утверждаются в че­ло­ве­ке при пре­одо­ле­нии различных препятствий - внут­рен­них и внешних. Внут­рен­ние препятствия со­зда­ют­ся самим че­ло­ве­ком - его ленью, пугливостью, упрямством, лож­ным самолюбием, стеснительностью, пассивностью, сомнениями. Внеш­ние могут со­зда­вать­ся другими лю­дь­ми или труд­но­стя­ми выполнения задачи.

С чего сле­ду­ет начинать вос­пи­та­ние сильной воли и характера? Проще всего с до­сти­же­ния не слиш­ком трудных целей, а затем по­сте­пен­но их усложняя. Это даст воз­мож­ность укрепить веру в себя и при­об­ре­сти необходимый опыт. Очень важ­ным условием вос­пи­та­ния силы воли и твёрдого ха­рак­те­ра является си­сте­ма­ти­че­ская тренировка в пре­одо­ле­нии трудностей. Если её из­бе­гать в по­все­днев­ной жизни, то можно ока­зать­ся беспомощным в серьёзных испытаниях. А кому же хо­чет­ся казаться сла­бым и бес­ха­рак­тер­ным в гла­зах окружающих?

Все ли люди талантливы? Безусловно, каждый человек пришел на Землю со своим предназначением, а значит, и талантом. Не каждый его, может быть, раскрыл и даже сомневается в том, что он у него есть. Кому-то не хватает уверенности в себе, кто-то стесняется, а это уже неуверенность. Кто-то не хочет рисковать. Кто-то просто не осознает наличие у себя таланта.

У Ричарда Баха есть замечательные слова: «Каждому из нас при рождении дается глыба мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Некоторые так и таскают эту глыбу с собой всю жизнь, ни разу ее не коснувшись. Некоторые довольно быстро разбивают ее на маленькие осколки. А некоторым таки удается создать из нее великий шедевр!»

Каждый из нас уникален. Каждый талантлив. Каждый самостоятельно может этот талант раскрыть. У каждого из нас уникальная жизненная миссия. Задумайтесь об этом прямо сейчас. И заявите о своем таланте открыто. Сначала своим друзьям и родным, а потом и миру. Будьте счастливы.

Текст № 10 Что такое нравственность?

Что такое нравственность? Это си­сте­ма пра­вил по­ве­де­ния личности, прежде всего, от­ве­ча­ю­щая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каж­дый че­ло­век при оцен­ке сво­е­го поведения, по­ве­де­ния дру­гих людей поль­зу­ет­ся этой си­сте­мой правил. В ос­но­ву этой си­сте­мы вхо­дят ценности, ко­то­рые дан­ный че­ло­век счи­та­ет важ­ны­ми и необходимыми. Как правило, среди таких цен­но­стей жизнь человека, счастье, семья, любовь, бла­го­со­сто­я­ние и другие.

В за­ви­си­мо­сти от того, какие имен­но цен­но­сти вы­би­ра­ет че­ло­век для себя, в какой иерар­хии он их рас­по­ла­га­ет и на­сколь­ко при­дер­жи­ва­ет­ся их в поведении, и определяется, ка­ки­ми будут по­ступ­ки че­ло­ве­ка - нрав­ствен­ны­ми или безнравственными. По­это­му нрав­ствен­ность - это все­гда выбор, са­мо­сто­я­тель­ный выбор человека.

Что может по­мочь сде­лать пра­виль­ный выбор и обес­пе­чить нрав­ствен­ное по­ве­де­ние человека? Толь­ко совесть. Совесть, ко­то­рая проявляется в чув­стве вины за без­нрав­ствен­ный поступок. Это та един­ствен­ная сила, ко­то­рая может обес­пе­чить нрав­ствен­ное по­ве­де­ние человека.

Текст № 11 Что хранит человеческая память?

Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы, или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом когда-то стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для нас самих наполняют нашу жизнь, делая ее объемной, глубокой, осмысленной.

Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно, оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяженность. А еще через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяженность моей жизни как будто дополняется объемом: я не один в моем прошлом.

Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя ее частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни.

Текст № 12 Материал музыки - это звуки.

Материал музыки - это звуки. Материал, из которого писатель слагает произведения, - слово. Краски - материал живописи, материал художника. Как и звуки, краски могут быть и радостными, и печальными. Художник выдавливает их из тюбиков на палитру, и палитра вспыхивает всеми цветами радуги. Тут и лазурные тона весенней листвы, и нежно-розовый тон заката и глубокие краски вечерних сумерек, краски огненные, как само солнце, и спокойные, иссиня-чёрные, как ночное море.

Палитра художника - вот настоящий праздник красок. «При одном виде своей палитры, - говорил французский живописец Делакруа, - как воин при виде своего оружия, художник сразу обретает уверенность и мужество». Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создает образы героев, изображает действия, пишет картины природы. Ведь художник не бросает краски на холст беспорядочными пятнами. Он кладёт тёмный мазок, рядом другой, посветлее. Постепенно из десятков мазков на холсте вырисовывается человеческое лицо, появляются предметы, обстановка действия, пейзаж. Картина наполняется содержанием. Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображённые на картине. В этом искусство живописца сродни работе писателя.

В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. Мелодия в музыке течет и изменяется непрерывно, событие в книге следует одно за другим. А картина изображает только одно мгновение. Словно зорким глазом наблюдал художник события жизни, наблюдал долго, настойчиво и вдруг приказал времени: «Мгновение, остановись!» И красками на холсте запечатлел всё, что увидел в этом неповторимом мгновении.

Текст № 13 Язык – это своего рода зеркало...

Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир. Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.

Так, в языках некоторых северных народов существует множество названий для снега. Это легко объяснить: снег занимает в их жизни важное место, его количество и состояние очень важны. Например, по плотному снегу удобнее передвигаться, чем по пушистому; в слежавшемся снегу можно делать укрытия, такой снег используют канадские эскимосы при строительстве снежных жилищ – иглу.

Каждый язык отражает свою картину мира и через грамматику. Есть языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. Некоторые лингвисты связывают это с условиями жизни человека в горах. Именно в горной местности такие характеристики предмета, как положение его дальше или ближе, выше или ниже, вплотную или вдали, становятся весьма существенными для собеседников.

Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц-никогда. птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.

Самая богатая музыка-музыка природы. Один канадский композитор ввёл специальное понятие - «звуковой ландшафт». По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках-они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои «голоса», разные днём и ночью.

Природа не производит шум. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя - во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада-вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность.

(По. В. Борейко)

Текст № 15 Я давно меч­таю об этом - за­ве­сти зо­ло­тую полку.

Я давно меч­таю об этом - за­ве­сти зо­ло­тую полку. Это та полка, на ко­то­рую ста­вят­ся толь­ко лю­би­мые книги. По­че­му я огра­ни­чи­ва­юсь толь­ко мечтой, может быть, это про­ис­хо­дит потому, что не так легко зо­ло­той полке стать реальностью. Все же это зо­ло­тая полка, ко­то­рых не так уж много на свете.

Может быть, я не за­во­жу этой полки из-за от­сут­ствия зо­ло­той бумаги? Верно, те­перь ее не продают... Помню эти зо­ло­тые с тис­не­ным ри­сун­ком листы, ко­то­рые так укра­ша­ли детство. Кажется, они при­ме­ня­лись при из­го­тов­ле­нии елоч­ных игрушек. На них был тис­не­ный рисунок, нечто вроде цве­тов на за­мерз­шем окне, толь­ко цветы были золотые.

Парадоксально, но наи­бо­лее за­ме­ча­тель­ные книги, ко­то­рые мы в те­че­ние жизни по­сто­ян­но перечитываем, не удер­жи­ва­ют­ся в памяти. Ка­за­лось бы, долж­но быть наоборот: книга, про­из­вед­шая на нас впечатление, долж­на была бы за­пом­нить­ся во всех подробностях. Нет, этого не происходит. Разумеется, мы знаем, о чем в ос­нов­ном идет в этой книге речь, но как раз по­дроб­но­сти для нас неожиданны, новы. Безусловно, так: за­ме­ча­тель­ную книгу мы чи­та­ем каж­дый раз как бы заново, и в этом уди­ви­тель­ная судь­ба ав­то­ров за­ме­ча­тель­ных книг: они не ушли, они вне времени.

(по Ю. Олеше)

Охота на мечту - самый интересный вид охоты. Для того чтобы стать охотником, не требуется лицензии, охота разрешена и доступна детям и престарелым, женщинам и мужчинам.

Начинающий охотник должен помнить, что успешность охоты зависит не только от сноровки охотника и проворности мечты, но еще и от количества охотников. Если одну и ту же синюю птицу ловит миллион человек, то шансов ее поймать мало. Отсюда вывод: надо охотиться на уникальную мечту, такую, какой почти ни у кого нет.

Снаряжение для охоты на мечту необходимо всегда содержать в чистоте. Говорят, синяя птица не летит в грязные руки. Чистый, незамутненный взгляд на вещи помогает разглядеть синюю птицу в синем небе, а чистые помыслы - удержать ее и даже уговорить петь в неволе. Начинающим охотникам мы рекомендуем двигаться к мечте не торопясь, но уверенно. Ваше спокойствие и настойчивость помогут мечте двинуться вам навстречу.

(По С. Паниной)

В при­выч­ной суете и за­ня­то­сти учёбой, друзьями, компьютером, спор­том мы не на­хо­дим время огля­нуть­ся вокруг себя и уви­деть то, что нас с вами окружает, что не перестаёт удивлять.

Первый подснежник, про­би­ва­ю­щая асфальт травинка, баг­ро­вый закат, звёздное небо - при­выч­ные нашему взору яв­ле­ния можно пе­ре­чис­лять бесконечно, ибо это ча­сти­ца нашего бытия, это то, что окру­жа­ет нас в те­че­ние всей жизни. Летом мы слу­ша­ем шелест листьев, видим пре­крас­ные розы и скром­ные полевые цветы... На­сту­па­ет осень, и в ней тоже ра­ду­ю­щее глаз буй­ство красок. Идёшь через парк и глаз ото­рвать не мо­жешь от пыш­но­го разноцветного ковра, усти­ла­ю­ще­го землю. А как пре­крас­ны осенние цветы хризантемы, жёлтые, красные, оранжевые, белые, круп­ные и мелкие, оди­на­ко­во украшающие наши будни и праздники!

Остановитесь в изум­ле­нии перед красотой, и ваше серд­це вспыхнет радостью. Оглянитесь, присмотритесь, удивитесь, об­ра­дуй­тесь - и жизнь на­пол­нит­ся новым светом, и силы по­явят­ся для пре­одо­ле­ния тягот бытия.

(По Л. Задорожной)

Текст № 18 Обиды, ко­то­рые в наших вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях мы на­но­сим друг другу...

Обиды, ко­то­рые в наших вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях мы на­но­сим друг другу, не объ­яс­ня­ют­ся не­по­сред­ствен­но нашей злой волей. Люди не при­чи­ня­ют друг другу зла в силу какой-то осо­бой жестокости, зверства. Не­по­сред­ствен­ной при­чи­ной на­не­се­ния ближ­ним обид часто бы­ва­ет от­сут­ствие не­об­хо­ди­мо­го опыта общения, не­уме­ние пойти нав­стре­чу окружающим, чрез­мер­ное увле­че­ние собой.

После того как че­ло­век нанес обиду, он может опомниться, но чаще всего это про­ис­хо­дит с боль­шим опозданием. Ра­ня­щие слова уже произнесены. Боль, ко­то­рую че­ло­век пы­та­ет­ся на­силь­но пе­ре­ло­жить на ближнего, рано или позд­но воз­вра­ща­ет­ся к обидчику, при­чем за­ча­стую с двой­ной силой.

И хотя че­ло­век порой дей­стви­тель­но не ведает, что творит, когда при­чи­ня­ет зло тем, кого боль­ше всего любит, од­на­ко это не означает, что он может чув­ство­вать себя сво­бод­ным от от­вет­ствен­но­сти за соб­ствен­ные слова и поступки, ко­то­ры­ми он нанес своим близ­ким столь­ко обиды и зла. Уни­же­ние окружающих, при­ме­не­ние на­си­лия к ним яв­ля­ет­ся вы­ра­же­нием чув­ства соб­ствен­ной слабости.

Каждый человек неповторим на земле. Каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы, так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас. Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер. Характер человека развивается не только сам по себе, но и под влиянием среды: родителей, школы, общества и друзей. А настоящая дружба - награда человеку редкая и драгоценная.

Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, особенно при крайних, бедственных обстоятельствах. С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. Есть ли у меня такие друзья? Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью.

Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, особенно фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

Текст № 20 Писатели-фантасты всего мира...

Писатели-фантасты всего мира создали удивительную страну, которой нет на географической карте, но она существует в воображении каждого человека, умеющего мечтать. Эта страна живёт по своим законам: в ней исполняется наше желание заглянуть в будущее. Вместе с героями книг мы совершаем необыкновенные путешествия во внеземные цивилизации и в глубины океана, встречаемся с неизвестными существами и выживаем в незнакомом мире, проявляя чудеса смелости и изобретательности.

Но в произведениях фантастики воплощается не только стремление авторов показать успехи научно-технического прогресса. Опираясь на научные достижения, они рисуют возможные негативные последствия прогресса для судеб человечества, думают о том, как человек воспользуется научными открытиями: сможет ли он в условиях стремительного развития научной мысли сохранить вечные ценности человечества.

Фантастика сегодня пользуется огромной популярностью у читателей и зрителей всех возрастов. Когда мир меняется так быстро, человеку интересно заглянуть в своё будущее, тем более что в книгах писателей-фантастов вымысел всегда сочетается с действительностью, а будущее изображается как увлекательный мир человеческих возможностей.

(По материалам Интернета)

Тексты изложений можно также найти

Испытания ждут дружбу всегда. Главное сегодня - изменившийся уклад жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Когда время - цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы перестали быть спутниками дружбы.

Парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место.

Такая избыточность общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе в наше время к минимуму. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте.

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки, с которыми связаны светлые и нежные воспоминания, бережно хранимые в нашем сердце.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Игрушка всё-таки остаётся незаменимой в своём роде. Ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть, приобретать жизненный опыт.

Игрушка - ключ к сознанию маленького человека. Необходимо тщательно выбирать игрушку. Она внесёт в мир ребенка свой образ, поведение, атрибуты, систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником» чувства природы. Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни.

Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир уязвим. Эта школа постижения мира должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни.

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг - он обделен. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год - разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день - открытия. Ранние впечатления могут повлиять на всю жизнь.

Впечатления детства самые яркие и прочные. Это фундамент духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут. Биография человеческой души - это прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и всякий его поступок были посеяны в детстве, имели свой зародыш, свое семечко.

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. Самая большая проблема - уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. Если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность - чрезмерная опека ребёнка родителями. Это следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и стремятся в будущем оплатить внутренний духовный долг мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, не стоит удивляться, что ребёнок рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие. Жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! - воскликнул человек. - Я ничего хорошего для него не сделал... ». Это алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом.

Нравственность - путеводитель по жизни. Если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни - прожить её счастливо. Творят добро возвышенные натуры.

Времена меняются, приходят новые поколения, у которых всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Трудноразрешимые личные вопросы остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

Юношеская мечта о любви - мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками, показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять.

Любовь - это доверие двоих друг к другу. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы. Это всё то, что составляет наш мир.

Неуверенность в себе - проблема древняя. В XX веке стало понятно: все усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьезных заболеваний.

Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Как неудобно чувствовать себя зависимым: чужие оценки кажутся человеку более важными и значимыми, чем собственные. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни ученые ищут ответ на этот вопрос в физиологии, другие опираются на психологию. Преодолеть неуверенность в себе можно, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать результаты.

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево растёт ровно вверх. Но даже если не растет ровно, то оно старается выйти из- под препятствий и опять тянется вверх. Так и человек. Люди покорные страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Он чувствует себя спокойно, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры - несчастные люди, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми - разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет. Искусство - это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека.

Момент обращения человека к творчеству является величайшим открытием. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством, узнать и понять их. Язык искусства даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое с ними.

С глубокой древности сформировалось отношение к искусству как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

Война была для детей жестокой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они не обладали жизненным опытом, не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в мирной жизни.

Война наполнила душевный опыт людей до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война стала историей, но память о ней должна жить. Главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - значит не забывать Людей, не забывать Людей - значит не забывать Время.

Универсального рецепта, как выбрать правильный путь в жизни, нет. Окончательный выбор остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве.

Большинство важнейших решений мы принимаем в юности. В это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Такой выбор - дело ответственное. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить. И неверные решения без последствий не останутся. Успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают. Как бы ни изменялось общество, на протяжении тысячелетий остаются ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких ценностей является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своем языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба. Все определения дружбы сходны в одном: дружба - взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, доверии и готовности в любой момент прийти другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры.На настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Подобное постоянство - отличительная черта настоящей дружбы.

Текст 14

Слово «мама» - особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. В языке любого народа есть это слово, на всех языках звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. Слово «мама» становится равнозначным слову жизнь.

Художники, композиторы, поэты создали замечательные произведения о матери. Мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Нужно дарить мамам радость каждый день и час. Ведь благодарные дети - лучший подарок для мам.

В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о взаимовыручке и взаимопомощи. А человеческое общество формировалось благодаря общему делу и помощи слабым. Должны ли собственные интересы быть превыше других?

Именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Это глубже, чем кажется. Индивидуализм разрушает общество и ослабляет нас. Взаимная поддержка сохранит и укрепит общество.

Что важнее - взаимовыручка или примитивный эгоизм? Мы должны понимать друг друга, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. Помогая людям в трудную минуту, не ищите благодарности и выгод для себя. Тогда в ответ помогут обязательно.

Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Никто не сказал — добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с мужеством и храбростью? Но без доброты невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства должны уходить корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. Главная ценность - это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений.

Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня нам стоит быть более терпимыми по отношению друг к другу, к окружающему миру. Путь добра — путь самый приемлемый и единственный для человека.

В детстве человек счастлив по умолчанию. По природе своей ребенок - существо инстинктивно предрасположенное к счастью. Он радуется, потому что не с чем сравнить жизнь. Он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе, что душа еще не успела покрыться панцирем и более открыта добру и надежде.

А с возрастом все словно выворачивается наизнанку. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на нее друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы.

Когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и понимаем, что нужно было наслаждаться каждой минутой.

Меня предал родной человек, предал лучший друг. Такие высказывания мы слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство.

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье...

Предательство разрушает достоинство человека. Жизнь предателя становится пустой, никчёмной и бессмысленной.

Четыре военных года не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Память человека со временем ослабевает. Всё меньше становится ветеранов. Если в документах и в произведениях искусства не будет отражен подвиг, то горький опыт прошлых лет забудется.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. Самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны.

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Искусство помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство становится хранилищем памяти для последующих поколений, формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. В трудные минуты жизни искусство становится для людей источником духовной силы и мужества.

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Доброта приходит как дар.

Чужая доброта - теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

Это великое счастье - почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». Для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного.

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, увеличивают словарный запас человека, вырабатывают чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение развивает логическое мышление. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее, и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Книги оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и духовное развитие. После прочтения классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.

Что такое хорошая книга? Книга должна быть увлекательной и интересной, написана богатым языком, нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи делают книгу полезной.

Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой.

Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература - обязательная база для каждого человека. Она поможет увидеть красоту мира, понять себя и людей. Научно-популярная литература расширит кругозор, сформирует знание о мире, поможет определить путь в жизни, даст возможность саморазвитию. (по материалам Интернета)

Иметь семью и детей необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.

Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Всю работу по дому она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям. (по Белову)

Слово "культура" многогранно. Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. Если люди поймут это, наша страна станет процветающей. Будет очень хорошо, если в каждом городе и посёлке будет свой центр культуры.
Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. Во главе таких центров должны стоять люди, понимающие, что такое культура, из чего она складывается, каково её значение.
Ключевой нотой культуры могут стать понятия: мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди, преданные своему делу. Культура - океан творчества. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. (по М.Цветаевой)

Что значит быть культурным человеком? Культурный человек, образованный, воспитанный, ответственный, уважает себя и окружающих, отличается творческим трудом, стремлением к высокому, умением быть благодарным, любовью к природе и родине, состраданием и сочувствием к ближнему, доброжелательством.

Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Главная цель культурного человека - увеличивать добро в мире. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. У культурного человека процесс приобщения к культуре должен начинаться в детстве. Ребёнок впитывает положительный опыт семьи и родины. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу. (по материалам Интернета)

Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, когда он становится совершеннолетним. Что же значит быть взрослым?

Взрослость - самостоятельность, умение обходиться без чьей-либо помощи. Человек понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи. Но в целом, самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.

Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

Что такое дружба? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. Нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу.

Могут ли дружить два противоположных характера? Дружба - это не равенство и не сходство. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.

Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.

Дружба - это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.

Для дружбы нужно прежде всего взаимное уважение, которое проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность. В дружбе важно доверие.

Друг может совершать ошибки. Для дружбы важны общие нравственные ценности, общие интересы или увлечения. Дружеские чувства не зависят от возраста, могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Без дружбы жизнь немыслима.

Готовые изложения ОГЭ по русскому языку 2016.
Весь процесс работы ОГЭ по русскому языку начинается с изложения. Все готовятся по-разному, у некоторых свои методы написания изложения, но самый действительный и умелый способ – это зайди в Открытый Банк заданий. Задания настоящих экзаменов берутся именно отсюда. Сейчас покажем несколько заданий оттуда.

  • Текст №14920С.
    У дружбы будут всегда испытания. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, с самопознанием и реализацией самого себя появилось определение значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Сейчас, когда время очень дорогая вещь в мире, мы ее тратим на учение, самореализацию, но забываем про развлечения и отдых. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже знаком дружбы. Встречи друзей становятся редкими.
    В прошлом, круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах — миллионерах. Мы стремимся обособиться, найти уютное место, чтобы почитать достойную книгу или послушать душевную музыку. Из-за этих действий дружба сводится к минимуму.
    Но это не правда. Отношения с друзьями всегда возглавляет список. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем разделить радость и к кому обратиться за поддержкой в самую трудную минуту.
  • Текст №1e7cce.

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у любого человека есть связанное с ними светлое и приятное воспоминание, которое он тщательно оберегает в своей памяти. Любимая игрушка – самое яркое и лучшее воспоминание из детства каждого ребёнка и взрослого.
В век технологий реальные игрушки уже не заинтересовывают детишек, в отличие от компьютерных. Но несмотря на все появляющиеся новинки и технологии 21 века, такие как смартфоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся незаменимой в своём роде вещь, ведь ничто так больше не учит и не развивает детей, как игрушка, с которой он может болтать, играть и смеяться.
Игрушка – это основной ключик к сознанию маленького человека. Чтобы развить и улучшить в нем хорошие качества, сделать его психически здоровым, дать любовь к окружающим, сформировать правильное мнение о добре и зле, необходимо аккуратно подобрать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, множество ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек, у которой плохая энергетика.

  • Текст №22DAEF.
    В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие позабыли о таких вещах, как взаимопомощь. А общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать с помощью общему делу, общим интересам, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга как мозаика. И как теперь мы можем поддерживать другую отличающую точку зрения, говорящую о том, что нет других интересов, кроме наших собственных? И дело тут даже не в том, что это звучит очень эгоистично, дело в том, что только в этом вопросе связываются личные и общественные вкусы.
    Понимаете, насколько это интересней и заманчивей, чем, кажется? Ведь индивидуализм рушит общество, а стало быть, и ухудшает нас. Только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.
    И что же больше всего подходит нашим интересам – взаимовыручка или выбор в пользу себя (эгоизм)? Здесь явно будет больше мнений. Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в сложную ситуацию, не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгод, и тебе в ответ помогут, однозначно.
  • Текст №46D20F.
    Когда мне было 10 лет, чья-то заботливая рука дала мне книгу «Животные — герои». Я считаю её своим «будильником» и храню её в своей памяти. От других людей узнала, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый на открытом воздухе, прогулка в лесу с человеком, который очень дорог, первый поход с рюкзаком с ночёвкой в лесу около речки.… Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в ребенке интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек должен понимать, как сложно всё в живом мире связано, как этот мир увиден и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства природы. У этой школы должно быть место бытия.
    Вначале всего стоит прекрасная Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным, приятным и заманчивым. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей духовной жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, приносит радость и есть любовь, приближающая человека к счастью и самоотдаче.
  • Текст №54f6c7.
    Какой бы интересной ни была домашняя, личная и школьная жизнь ребёнка, не прочти он сокровенных и ценных книг – он будет бедным в духовной жизни. Такие утраты невосполнимы и огорчают. Это взрослые смогут прочесть книжку сегодня или через год – разница небольшая. А в детстве счёт времени ведётся по-другому, тут каждый день – новые открытия. И насыщенность восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю дальнейшую жизнь. Воспоминания из детства – самые яркие, счастливые и прочные впечатления. Это часть будущей духовной жизни, золотой фонд и великое самопознание.
    В детстве посажены семена. Не все вырастут, не все дадут плоды. Но автопортрет человеческой плоти – это постепенное прорастание семян, посеянных в юности с помощью драгоценных книг.
    Последующая жизнь непонятна и многообразна. Она состоит из множества поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь образуют характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, любое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, своё семечко.

Обязательный государственный экзамен – тема, волнующая сегодня каждого девятиклассника, ведь для многих баллы, полученные при сдаче ОГЭ, открывают возможность продолжить обучение в профильном классе или одном из лучших колледжей страны.

В 2018-2019 учебном году внимание учителей, родителей и самих учащихся больше всего приковано к русскому языку, ведь именно в структуре и КИМах этого обязательного экзамена произошло больше всего изменений.

Структура ОГЭ по русскому языку

В 2019 году ОГЭ по русскому языку будет включать в себя устную часть (так называемое предварительное собеседование) и письменную часть, в которой выпускникам будет необходимо дать правильные ответы на тестовые вопросы, написать краткое изложение и сочинение по заданной теме.

Устная часть

В ходе устного экзамена девятиклассникам предстоит:

  • выразительно прочесть текст;
  • пересказать текст с привлечением дополнительной информации;
  • построить монолог на заданную тему;
  • поддержать диалог.

На подготовку на каждое из заданий отводится 1 минута, а все ответы экзаменуемого будут записаны.

Письменная часть

Контрольно-измерительные материалы, которые использовались в 2017-2018 учебном году при проведении ОГЭ по русскому языку, позволяют в полной мере оценить уровень учащегося, а потому особых изменений в структуре заданий в 2019 году не предвидится. Как и ранее, экзаменуемым будет предложено:

  • дать краткий ответ на тестовые задания , используя теоретические знания и практические навыки по изученным темам;
  • написать краткое изложение , сжав при этом текст из 200 слов до 70-100 без потери основного смысла;
  • написать итоговое сочинение на одну из морально-этических тем 2019 года.

Даты проведения

В проекте расписания ГИА на 2019 год указаны такие даты проведения собеседования по русскому языку для 9-х классов:

Письменная часть ОГЭ 2019 года по русскому языку пройдет в такие дни:

Основная дата

Досрочный

Основной

Сентябрьский

Критерии оценки сжатого изложения

Всего за правильно написанное сжатое изложение на ОГЭ 2019 года ученик может набрать 7 баллов, начисление которых осуществляется по следующему принципу:

Критерий

Пояснение

Точно передано содержание текста и все микротемы отражены в сжатом виде.

Сжатие равномерное во всех микротемах с применением 1 или более приемов.

Сжатие присуствует в 2 из 3-х блоков (приемов 1 и более).

Сжатие присуствует в 1 из 3-х блоков (приемов 1 и более).

Последовательность изложения

Текст имеет целостный вид, разделен на абзацы, изложен связно и последовательно без логических ошибок.

Текст связный, целостный, последовательно изложен, но допущена одна логическая ошибка или ошибка в делении на абзацы.

Как писать изложение?

На уроках русского языка ученики учатся писать краткое изложение и для большинства требования ОГЭ по русскому языку, предъявляемые в 2019 году не станут чем-то неожиданным. Экзаменуемым будет предложено дважды прослушать текст и кратко изложить его в письменном виде.

Процесс написания изложения включает такие этапы:

  • выделение основной мысли и второстепенной информации;
  • разделение текста на три основных блока;
  • равномерное сжатие текста с помощью основных приемов.

Важно! Прослушивая текст первый раз, кратко записывайте не черновике важные моменты, а также попытайтесь выделить логические блоки. Слушая текст второй раз корректируйте свои мысли, делайте заметки и фиксируйте на черновике основные словосочетания и мысли, которые важно не упустить.

Помните, что проверяя сжатое изложение, эксперты ОГЭ в 2018-2019 учебном году особое внимание обращают на грамотность, равномерность сжатия текста и разнообразие применяемых приемов. В русском языке существует три основных приема сжатия:

  1. исключение;
  2. обобщение;
  3. замена.

Исключение

Обобщение

Суть приема заключается в удалении конструкций и фрагментов текста, не влияющих на смысловую нагрузку.

Исключить можно:

  • вводные слова;
  • повторы;
  • рассуждения;
  • пояснения;
  • цитаты.
Суть приема состоит в замене объемных фрагментов текста более коротким, обобщающим и одновременно полностью передающим содержание.

Обобщить можно:

  • факты;
  • предложения;
  • части одного предложения.
Суть приема в упрощении конструкций и уменьшении объема текста.

Как правило, заменяют:

  • сложные предложения простыми;
  • однородные члены предложения обобщающим словом;
  • длинные фрагменты текста одним предложением.

Пока ФИПИ официально не представил тексты, на основе которых выпускники 9-х классов будут писать изложение в рамках ОГЭ 2019 года, можно вполне успешно практиковаться на заданиях прошлых лет, отрабатывая навыки использования приемов сжатия.

Поскольку в 2019 году на ОГЭ фрагмент, по которому необходимо написать изложение, будет представлен, как аудиозапись, учителям рекомендуется готовить 9 класс, предлагая аналогичный формат заданий.

Секреты подготовки

Нужен ли ученику, сдающему ОГЭ в 2018-2019 учебном году, персональный репетитор, который расскажет, как писать изложение и сочинение? Этим вопросом задаются многие родители девятиклассников. На самом деле, индивидуальные уроки будут полезны в двух случаях:

  • Ребенок планирует после 9 класса поступать в колледж и ему необходимо набрать максимально высокий балл по русскому языку.
  • У ребенка имеются серьезные пробелы в знаниях, которые сложно наверстать в рамках самостоятельного обучения.

Во всех остальных случаях более чем достаточно уроков русского языка, на которых выпускники 2019 года будут подробно разбирать, как писать изложение и сочинение по требованиям итоговой аттестации. Конечно же, не лишним будут и дополнительные занятия. Если в школе в 2018-2019 учебном году по каким-либо причинам нет групповых занятий по подготовке к ОГЭ для учеников, закачивающих 9 класс, подготовиться можно и самостоятельно, практикуясь писать изложение и следуя советам опытных педагогов, которые можно найти в интернете.

Сжатое изложение – вид работы, с которым учащимся предстоит встретиться при сдаче ОГЭ по русскому языку, поэтому необходимо готовиться к нему заблаговременно. Хорошо, если учащиеся на протяжении учёбы в 5-9 классах постепенно осваивали этот вид изложения. Если же нет, то учеников следует ознакомить с основными правилами написания таких видов работы, показать им приёмы сжатия текста, отработать на практике весь процесс написания сжатого изложения.

Данный вид работы позволяет проверить глубину понимания текста, умение выделять главную и второстепенную информацию, строить связное высказывание на основе сокращенного текста.

Основные требования к сжатому изложению:

  • Информацию исходного текста нужно сократить и обобщить;
  • Необходимо отразить основные мысли автора, искажение авторских суждений не допускается;
  • Должна быть сохранена последовательность изложения содержания;
  • Нужно передать микротемы исходного текста, их три; пропуск микротемы или нарушение абзацного членения ведёт к снижению оценки.

Кратко изложить прослушанный текст гораздо сложнее, чем текст прочитанный, поэтому при подготовке к написанию сжатого изложения имеет смысл потренироваться сокращать прочитанный текст, то есть тот, который вы восприняли визуально. Следующим этапом будет уже сокращение текста, воспринятого на слух, здесь можно воспользоваться аудиозаписями текстов.

Виды компрессии текста

При работе с текстом, воспринятым визуально, можно потренироваться сокращать текст различными способами. Существует несколько приёмов компрессии (то есть сжатия) текста:

Исключение.

В этом случае мы убираем из предложения несущественные подробности, второстепенную информацию. Исключаем повторы, синонимы, вводные и вставные конструкции, уточнения и пояснения. Например: Вчера вечером, на закате дня, я сидел на автобусной остановке, ожидая рейсовый автобус, на котором должны были приехать гости. – Вчера вечером я ждал на остановке автобус, чтобы встретить гостей.

Можно заменить однородные члены предложения обобщающим словом, прямую речь косвенной, сложного предложения простым, предложения или его части указательным местоимением и т. д. Например: Мария сказала: «Простите меня, я не хотела вас обидеть. Проходите к столу».– Мария извинилась и пригласила гостей к столу.

Объединение двух простых предложений или сложного и простого, сопровождающееся зачастую заменой или исключением. Например: Мы вместе ходили на рыбалку. Там, забросив удочки, мы подолгу разговаривали обо всём: о школе, о новом составе редакции газеты, о последних прочитанных книгах.– Мы вместе ходили на рыбалку и подолгу разговаривали обо всём.

Основные принципы сжатия текста:

  • В результате сокращения должен получиться связный, логичный текст, а не его план или подробный пересказ.
  • В новом тексте должны быть сохранены все микротемы, основная мысль исходного текста.

    При первом чтении текста постарайтесь сосредоточиться на восприятии текста, определении основной темы, микротем, идеи (основной мысли) текста. Можно ограничиться только прослушиванием, но можно и начать делать записи, тогда нужно обратить внимание на первые предложения каждого из трёх абзацев (между ними при чтении заметная пауза) и кратко записать их. Первое предложение – это абзацный зачин, часто именно в нём заключается смысл микротемы. Записи следует делать, оставляя места между строками, чтобы потом вписать туда необходимую информацию.

    Между первым и вторым чтением отводится 5-7 минут для осмысления текста. В это время нужно кратко записать последовательность событий, восстановить ход рассуждений автора. Можно составить план, в котором определить микротемы.

    При втором прослушивании проверьте правильность выделения абзацев, дополните и откорректируйте записанные материалы. Обратите особое внимание на даты, собственные наименования, цитаты, важные для передачи основной мысли текста. Зафиксируйте последовательность: в повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец; в описании – предмет и его существенные признаки; в рассуждении – тезис, доказательства, вывод.

    Выберите способы компрессии для каждой части текста и затем, используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. После записи сжатого изложения проверьте, удалось ли сохранить связь между частями, авторский замысел. Перечитайте текст и посчитайте количество слов. Если их меньше 70-ти, подумайте, какую часть можно расширить.

    После проверки содержания тщательно проверьте грамотность (наличие грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных ошибок), перепишите сжатое изложение в чистовик.

Пример сжатия текста

Рассмотрим в качестве текста для сжатого изложения фрагмент статьи Д. С. Лихачёва «Цель и самооценка».

Исходный текст:

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит перед собой цель, достойную человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, – какие неудачи могут его постигнуть! Не тому помог, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи. Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает и у самых лучших врачей. Но в сумме ты помог все-таки больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорченье. У кого-то лучшая мебель или лучшая машина – тоже огорченье, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от сердца, а не только от головы, не было бы «принципом», лишенным чувства доброты. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, к своей стране, к ее великому прошлому, ко всему человечеству.

Использование приемов компрессии

Фрагмент состоит из трёх абзацев-микротем, которые можно озаглавить следующим образом:

  • Жизненная цель – самооценка человека.
  • Сверхличная цель позволяет человеку прожить жизнь достойно.
  • Главной жизненной задачей должна быть сверхличностная, диктуемая добротой и любовью.

1-ый абзац: Используя исключение и замену, получаем:

2-ой абзац: В результате компрессии методом исключения получаем:

3-ий абзац: В этом абзаце самая важная информация, поэтому большую часть оставляем, в начале абзаца используем слияние, последнее предложение сокращаем путём замены и исключения:

Сжатое изложение:

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.

Оценивание результата

Приёмы сжатия оцениваются тоже по отношению к микротемам: если один или несколько приёмов сжатия были использованы во всех микротемах, то это даёт максимальные 3 балла, соответственно в двух микротемах – 2 балла, в одной микротеме – 1 балл. Если приёмы компрессии не использовались вообще – 0 баллов.

Третий критерий – оценивание смысловой цельности, связности и последовательности получившегося текста. Здесь учитывается правильность деления текста на абзацы, отсутствие логических ошибок. Максимальное количество баллов – 2. Одна логическая ошибка или одно нарушение деления на абзацы позволяет получить один балл, если нарушений больше – 0 баллов.

Таким образом за содержание сжатого изложения максимальное количество баллов равняется 7.


Грамотность оценивается по критериям, указывающим допустимое количество орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. Кроме того, оценивается фактическая точность высказывания. Если в работе не больше двух орфографических, двух пунктуационных, двух речевых, одной грамматической и нет ошибок в понимании и употреблении терминов, а также отсутствуют фактические ошибки, то по этим критериям ученик получает максимальные 10 баллов.

В общем, в сумме, учащийся может получить за написание изложения максимально 17 баллов.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары