Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как погиб януш корчак. Е.Бродский


К. Марксом

Платоном

Конфуцием

Основные законы диалектики были сформулированы Г. Гегелем. В работе «Феноменология духа» он формулирует три закона диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количественных изменений в качественные; 3) закон отрицания отрицания.

ЗАДАНИЕ N 11 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

синтезом

анализом

ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

изменением

устойчивостью

метафизикой

константностью

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется изменением. Любые изменения коррелятивно связаны с чем-то устойчивым.

ЗАДАНИЕ N 9 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

противоречие

развитие

ЗАДАНИЕ N 3 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

самодвижением

трансформацией

моделированием

абстракцией

ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется …

самодвижением

трансформацией

моделированием

абстракцией

Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется самодвижением. Идея самодвижения, зародившись в античности, особенно важную роль приобрела в философии Г. Гегеля, рассматривавшего эволюцию сущего через призму учения о самопротиворечивости и саморазвитии духа.

Тема: Диалектика бытия

эволюцией

онтологией

движением

трансляцией

ЗАДАНИЕ N 29 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам, называется …

эволюцией

онтологией

движением

трансляцией

Процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам, называется эволюцией. Наиболее известной теорией эволюции является концепция Ч. Дарвина.

Тема: Диалектика бытия

Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется …

самодвижением

Тема: Диалектика бытия

качеством

Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется качеством. В настоящее время категорию качества определяют с помощью понятия свойства. Есть существенные и несущественные свойства. Совокупность существенных свойств предмета и есть его качество.

Диалектика бытия

вероятностью

ЗАДАНИЕ N 20 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Количественная мера возможности называется …

вероятностью

Количественная мера возможности называется вероятностью. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; она указывает на величину основания возможности в реальности.

Тема: Диалектика бытия

противоречие

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

Важной характеристикой развития является …

необратимость изменений

Тема: Диалектика бытия

Количественная мера возможности называется …

вероятностью

Тема: Диалектика бытия

С позиций диалектического материализма источником движения является …

противоречие

С позиций диалектического материализма источником движения является противоречие. Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, составляют противоречие, для этого они должны взаимодействовать друг с другом.

Тема: Диалектика бытия

С позиций диалектического материализма источником движения является …

противоречие

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

Направление развития от низшего к высшему называется …

прогрессом

Тема: Диалектика бытия

диалектикой

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

Отношение между объектами, проявляющееся в том, что состояния или свойства любого из них меняются при изменении состояния и свойств других, называются …

Тема: Диалектика бытия

Материалистическая диалектика была разработана и обоснована …

Ф. Энгельсом

Материалистическая диалектика была разработана и обоснована Ф. Энгельсом. В работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления.

Тема: Диалектика бытия

Основными принципами диалектики, с позиций диалектического материализма, являются …

всеобщая связь и развитие

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется …

диалектикой

С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется диалектикой. Диалектика представлялась как основа любого научного изыскания.

Тема: Диалектика бытия

Новый этап развития в диалектике называется …

синтезом

Тема: Диалектика бытия

Реализация единственной возможности в определенных условиях называется …

необходимостью

Реализация единственной возможности, в определенных условиях есть необходимость. Если в объекте при данных условиях в определенном отношении имеется лишь одна возможность, которая может превратиться в действительность (например, падает предмет, лишенный опоры, живое существо смертно и т.д.), то в этом варианте мы имеет дело с необходимостью. Если же в объекте при данных условиях имеется несколько различных возможностей, любая из которых может превратиться в действительность (например, при бросании монеты существует возможность выпадения той или другой стороны), то мы имеем дело со случайностью. Необходимость и случайность определяются как различие способов превращения возможности в действительность.

Тема: Диалектика бытия

Новый этап развития в диалектике называется …

синтезом

Новый этап развития в диалектике называется синтезом. Синтез есть объединение всего того, что было на предыдущих этапах, и повтор на высшей ступени характерных черт, структуры исходной ступени.

Тема: Диалектика бытия

Диалектика появилась как оппозиция …

метафизике

Диалектика появилась как оппозиция метафизике. Исторически между этими методами мышления и моделями развития шло противостояние. Метафизика абсолютизировала устойчивость и цикличность, а диалектика считала основой развития противоречие.

Тема: Диалектика бытия

Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является …

противоречие

Тема: Диалектика бытия

Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется …

качеством

Тема: Диалектика бытия

Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется …

качеством

Тема: Диалектика бытия

Количественная мера возможности называется …

материализмом и идеализмом

космоцентризмом и теоцентризмом

стоицизмом и эпикуреизмом

Решение:Всю философию периода эллинизма пронизывает противоречие между универсализмом и индивидуализмом. Тождество человека и гражданина, характерное для античного полиса, в период эллинизма (начиная с имперских завоеваний Александра Македонского в IV в. до н.э.) было нарушено. Появился субъект нового типа, осознающий себя как нечто отличное от общества, государства. При этом социально-историческая действительность, с одной стороны, требовала универсального развития этого субъекта, с другой – человек находился в постоянном антагонизме с военно-монархической организацией и нуждался в создании своего индивидуального, внутреннего мира. В этот период метафизика уступает место этике, где главным вопросом становится не то, что есть вещи сами по себе, а то, как они к нам относятся. Все основные направления: и стоицизм, и эпикуреизм, и скептицизм – рассматривают философию как учение, разрабатывающее правила и нормы человеческой жизни.

ЗАДАНИЕ N 5 сообщить об ошибке

Тема: Философия Средних веков и Возрождения

В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан …

Т. Кампанеллой Н. Макиавелли Дж. Боккачо Т. Мором

ЗАДАНИЕ N 6 сообщить об ошибке

Тема: Философия Нового времени

Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию …

детерминизма волюнтаризма индетерминизма либерализма

Решение:Детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи и причинной обусловленности явлений и процессов реальности. Механистический детерминизм Спинозы отождествляет причинность с необходимостью и исключает случайность. Случайность, с точки зрения философа, только иллюзия. Универсальная детерминация всего сущего распространяется и на человека. Свобода воли – иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие. Истинная свобода – «свободная необходимость» – возможна лишь для того, кто достигает адекватных, разумно-интуитивных идей и постигает единство обретенной свободы с необходимостью.

ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке

Тема: Функции философии

Функция философии, состоящая в объяснении частных явлений с мировоззренческой точки зрения, в конкретном определении места явления в единой научной картине мира, называется …

интерпретаторской

формационной

редуцирующей

аксиологической

Функция философии, состоящая в объяснении частных явлений с мировоззренческой точки зрения, в конкретном определении места явления в единой научной картине мира, называется интерпретаторской. При интерпретации устанавливается мировоззренческое значение имеющейся информации.

ЗАДАНИЕ N 8 сообщить об ошибке

Тема: Структура философии

Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется …

монизмом дуализмом позитивизмом плюрализмом

Решение:Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется монизмом. Согласно монизму в мире можно найти единую основу всего сущего. Так, материалистическая философия усматривает эту основу в материи. Монизм противостоит плюрализму и дуализму.

ЗАДАНИЕ N 12 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является …

противоречие количество и качество взаимодействие атомов и элементарных частиц первотолчок

Движущей силой, источником всякого развития, как природного, так и социального, является противоречие. Рассмотрение объектов во всеобщей взаимосвязи и движении обнаруживает объективную противоречивость, то есть взаимодействие взаимоисключающих, но при этом находящихся во внутреннем единстве сторон действительности (например, положительного и отрицательно заряженных частиц, биологической наследственности и изменчивости, производительных сил и производственных отношений, культурных традиций и новаций и т.д.). Противоречие «есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно» (Гегель Г. В. Ф. Наука логики. – Т.2. – М., 1971. – С.65). Взаимодействие противоположностей образует в объектах внутреннее «напряжение», «противоборство», которое предопределяет тенденцию к развитию объекта.

ЗАДАНИЕ N 13 сообщить об ошибке

Тема: Движение, пространство, время

С позиций креационизма источником движения является …

развитие

С позиций креационизма источником движения является Бог. Он сотворил весь мир, и в том числе движение.

ЗАДАНИЕ N 14 сообщить об ошибке

Тема: Системность бытия

Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется …

детерминизмом

индетерминизмом

кумулятивизмом

интернализмом

Решение:Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется детерминизмом. Причинная обусловленность всех явлений с позиций данного учения универсальна, выражает закономерные взаимосвязи и взаимозависимости.

ЗАДАНИЕ N 15 сообщить об ошибке

Тема: Научное и ненаучное познание

Основными подходами к проблеме развития научного знания являются …

кумулятивистский

антикумулятивистский

метафизический

теоретический

Решение:Основными подходами к проблеме развития научного знания являются кумулятивистский и антикумулятивистский. Согласно кумулятивистскому взгляду, развитие науки представляется поступательным, последовательным возрастанием твердо установленных, то есть доказанных, эмпирически обоснованных истин.

Напротив, антикумулятивизм утверждает принцип несоизмеримости научных теорий и идеализирует моменты cкачкообразности в перехода от старых концепций к новым.

ЗАДАНИЕ N 16 сообщить об ошибке

Тема: Наука и техника

Основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации создавалась техника, называется …

инженерной промышленной аксиологической производной

Основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации создавалась техника, называется инженерной. В конце XVIII–начале XX вв. формируются основные виды инженерной деятельности: инженерное изобретательство, конструирование, инженерное проектирование.

ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке

Тема: Методы и формы научного познания

П. Фейерабенд Т. Кун К. Поппер О. Конт

Решение:Автором концепции «методологического анархизма» является П. Фейерабенд – американский философ и методолог науки, один из наиболее видных представителей постпозитивизма. По мнению П. Фейерабенда, наука иррациональна и ничем не отличается от мифа и религии и представляет собой одну из форм идеологии. Отсюда Фейерабенд выдвигает идею «методологического анархизма» – «anything goes» («все допустимо», «все сгодится»), изложенную в произведении «Против метода. Очерк анархисткой теории в познании» (1975 г).

ЗАДАНИЕ N 21 сообщить об ошибке

Тема: Структура общества

Установите соответствие между событиями и типами социальной мобильности.

1. В результате сокращения производства часть рабочих предприятия стали безработными.

2. Учитель был назначен директором школы.

3. Накануне вступления в брак невеста приняла католичество.

1 нисходящая вертикальная

2 восходящая вертикальная

3 горизонтальная

межпоколенная

Решение:Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью из одной социальной позиции в другую. Выделяют два типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность предполагает переход индивида из одной социальной группы в другую, находящуюся на одном и том же социальном уровне. Вертикальная мобильность – переход из одного социального пласта в другой. П. А. Сорокин выделяет два типа вертикальной мобильности – восходящую (социальный подъем) и нисходящую (социальный спуск). Кроме этого, существует классификация, согласно которой социальная мобильность может подразделяться на внутрипоколенную (один человек в течение своей жизни меняет статусы) и межпоколенную (дети занимают более высокую или более низкую ступень по отношению к свои родителям).

ЗАДАНИЕ N 22 сообщить об ошибке

Тема: Общество и история

Центральным понятием философии В. И. Вернадского является …

Процесс воспитания диалектичен. Слово "диалектика" в пере­воде с греч. означает "процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости". Характеризуя процесс воспитания, А. С. Макаренко подчеркивал, что со всем сложным миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений. Это обстоятельство нельзя не учитывать в реальном воспитательном процессе. Оно сообщает ему гибкость, подвижность, динамичность, изменчивость. Никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребенок, вступая в новые системы общественных связей и отношений, возрастают и усложняются социальные функции воспитательного процесса, требования к подрастающему поколению. Диалектичность воспитательного процесса обусловлена тем, что воспитанник выступает в этом процессе не только объектом, но нередко и его субъектом. Вообще понятия "субъект" и "объект" в процессе воспитания относительны, взаимопроникаемы и взаимообусловлены.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречивости. В сущности, он направлен на разрешение противоречий между требованиями, которые предъявляются воспитанникам, и их подготовленностью, уровнем их развития. Согласно диалектике движущей силой всякого развития являются внутренние факторы. Однако они только тогда определяют содержание и направление развития, когда для их проявления созданы благоприятные внешние условия. Складываясь и изменяясь под воздействием внешних обстоятельств, внутренние силы ребенка сами обусловливают переход личности на более высокий этап ее развития.

Противоречия, составляющие движущую силу воспитательного процесса, могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние противоречия проявляются в несоответствии, расхождении между объективно существующими нормами и поведением окружающих людей. Нередки случаи, когда школьник оказывается свидетелем таких поступков сверстников и взрослых, которые идут вразрез с общественными нормами. Одним из внешних противоречий воспитательного процесса является противоречие между внешними требованиями и поведением самого учащегося.

Характерная особенность ребенка как объекта воспитательного процесса состоит в наличии противоречия между его реальными данными и требованиями общества к его поведению и деятельности, между позицией воспитанника и его стремлением к самостоятельности.

К числу внутренних противоречий относится противоречие между притязаниями школьника и его возможностями. Одним из основных источников развития человека как личности является противоречие между потребностями и способами (условиями) их удовлетворения. Если потребность школьника удовлетворяется соответствующим предметом или действием и в необходимом размере, то противоречие снимается на ранних стадиях. Практически же бывает так, что потребность удовлетворяется не сразу и не в полной мере. В этой ситуации возникает противоречие, которое, в свою очередь, порождает напряжение.

Всякое противоречие так или иначе должно быть разрешено, или же оно существует до тех пор, пока не исчерпает себя. Преодолевая противоречие, (личность поднимается в своем развитии, приобретает новое качество, готовность решать более сложные задачи, овладевать более совершенными способами деятельности и поведения.

Воспитание сознательной дисциплины тесно связано с воспитанием культуры поведения.

Культура поведения проявляется в соблюдении человеком общепринятых норм общественного порядка, личной гигиены, организации своего труда, норм отношений к окружающим людям, а также в уровне эстетической культуры, помогающей соблюдать чувство меры в своем поведении (речь, жесты, мимика, внешний вид и др.).

Культура поведения не может воспитываться обособленно при помощи каких-то специальных средств, ее воспитание является частью всей деятельности школы. Проводя работу по воспитанию дисциплинированности учащихся, учителю необходимо направлять свои усилия на развитие у детей стремления вести себя культурно, прививать им навыки и привычки культурного поведения.

Важнейшее значение в этом имеет организация всей жизни школы:

Четкость учебного распорядка,

Чистота и порядок помещений,

Культура поведения и внешнего вида детей и школьного персонала,

Культура взаимоотношений.

Все это дополняется систематической разъяснительной работой, привлечением семьи к воспитанию культуры поведения у детей.

В формировании навыков и привычек поведения крайне необходимы разнообразные упражнения. Установление твердого режима поведения детей, единство режимных требований семьи и школы также обеспечивают воспитание навыков и привычек культурного поведения. Перед школой и семьей возникает задача не только привить детям положительные навыки, но и преодолеть дурные привычки.

Введение………………………………………………………………………….1

1.Понятие диалектики. Исторические формы диалектики……………………2

2.Основные принципы и законы диалектики…………………………………..4

3.Альтернативы диалектики……………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………………..13

Литература………………………………………………………………………...14

Введение

Термин «диалектика» (от греч. - искусство веcти беседу, спор) имеет различные смысловые оттенки. Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия, «роды».

Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки движения мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре.

В марксистской философии традиции диалектика определялась как учение о всеобщей связи и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных начал.

В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей - от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии - человека.


1.Понятие диалектики. Исторические формы диалектики.

Диалектика (от греч. «диалектике») означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики».

На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин«диалектика».

Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

В разработке диалектического взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель), высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.

Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель - материалистическая диалектика современности.

Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал поэтому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.

Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная же диалектика, или диалектическое мышление - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.


2.Основные принципы и законы диалектики.

Принцип обычно понимается как руководящая идея, первоначало, главное правило поведения, т.е. как то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов, знаний или действий. В логически более четком научном смысле принцип-это центральное понятие, основание системы знаний, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо её положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

К основным принципам диалектики относят: принцип всеобщей связи, развития, детерменизма, системности, материального единства мира.

В соответствии с принципом всеобщей связи все объекты (явления, процессы) действительности существуют во взаимодействии и взаимной обусловленности; в соответствии с принципом развития- существуют, претерпевая закономерные качественные и количественные изменения; согласно принципу детерминизма, они причинно обусловлены и взаимозависимы; принцип системности предполагает наличие в мире закономерной организации; в соответствии с принципом материального единства мира считается, что его субстанцией является материальное начало.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образуют макротела и так до галактик и метагалактик.

Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия - категории и законы.

Закон - это форма знания, выражающая внутреннюю, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. Основными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий преимущественно характер источника развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений детализирующий представления о форме, в которой осуществляется процесс развития; закон отрицания отрицания, выражающий механизмы преемственности и цикличности развития.

Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим способом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются её главные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование главных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее узнаваемых категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе собственного развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия меж различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают меж собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе другое самого себя. Внутренняя противоречивость хоть какого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие может быть лишь благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся меж собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают, друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и его всеобщий характер, необходимо уяснить, прежде всего, такие исходные понятия, как тождество, различие, противоположность.

Диалектическое мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и различие.

Тождество -это такой специфический вид отношений вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью. Иначе говоря, любой предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой. Так, при всех изменениях на нашей планете. Земля остается Землей, занимает определенное место в солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение.

Различие характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим вещам в силу ее изменчивости.

Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет содержание противоположности: различия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе - процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение и т.д.

Отношение между противоположностями есть противоречие. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление противоречий является необходимостью.

Существует бесконечное многообразие конкретных противоречий. Среди этого многообразия материалистическая диалектика выделяет противоречия, имеющие нечто общее между собой, поэтому принадлежащие тому или иному виду. Выделяют внутренние и внешние противоречия, основные и не основные и др.

Внутренние противоречия - это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную конкретную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникшие связи могут принять характер противоречия. Внешние противоречия - это противоречия данной системы с окружающими ее системами.

Основные противоречия - определяют развитие предметов (явлений, процессов) на протяжении всего периода их существования.

Неосновные - порождаемые основными противоречиями.

Главные противоречия - выдвигаемые на первый план в определённый период развития предметов (явлений, процессов), от разрешения которых зависят развитие и разрешения всех остальных присущих им противоречий.

Неглавные - подчинённые главному.

Общие противоречия - присущие нескольким предметам (явлениям, процессам) определённого класса или всему классу.

Специфические - характерные для отдельного предмета (явления, процесса) или части предметов (явлений, процессов) определенного класса.

Антагонистические - между индивидами, социальными общностями и государствами, основанные на несовместимости их интересов.

Неантагонистические - предполагающие общность их коренных интересов.

В развитии и изменении объектов определяющая роль принадлежит внутренним противоречиям.

Они служат источником само движения вещей.

Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в следующем:

1) если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие противоположности, которые внутренне присущи данной конкретной системе;

2)противоположности не могут существовать друг без друга, однако их единство условно, временно, преходяще, относительно;

3) борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результате борьбы, а не благодаря единству противоположностей - это закон;

4) в процессе борьбы противоположности могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность;

5) борьба противоположностей и их единство обусловливают в определенных ситуациях возможность временного равноденствия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений .

Закон заключается в следующем: накопление количественных изменений в определённый для каждого отдельного предмета (явления, процесса) момент с необходимостью приводить к его качественному изменению, к скачкообразному переходу от старого качества к новому, которое обладает новыми количественными характеристиками и новыми возможностями их динамики.

Механизм перехода предметов (явлений, процессов) в новое качество раскрывается посредством определенной совокупности понятий и категорий. Начнем с категорий «качество»,«количество» и «мера».

Качество - это определенность объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик, черт сходства с другими объектами. Возьмем, к примеру, песок, синий цвет, легкомыслие. Изменения, которые оставляют песок песком, синее синим, легкомыслие легкомыслием, суть изменения количественные. Но если песок превращается в камень, синее в зеленое, а легкомыслие в преступление, то такие изменения будут носить качественный характер.

Количество - это характеристика различия внутри данного качества или одинаковых качеств. Так, например, все планеты Солнечной системы имеют однородные свойства: массу, объем, плотность, время вращения вокруг своей оси и Солнца и т.д. Однако они имеют количественные различия. Известно, что Земля имеет один спутник - Луну, Юпитер - 12 спутников. Или: если Меркурий делает оборот вокруг Солнца за 88земных суток, то самая дальняя планета Плутон - за 90700 суток.

В мире нет ни одного предмета, который обладал бы только качественной или количественной стороной. Для полной характеристики любого предмета недостаточно знания одних только количественных или качественных сторон.

Мера - это интервал, в котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В отдельных случаях этот интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще древние. В софизме «Лысый» говорится, что потеряв один волос, человек лысым не становится, потерявшего два волоса, - лысым не назовешь, теряя по одному волосу, человек становится лысым. Качественное различие между пышной прической и лысиной несомненно.

При выходе количественных параметров изменений за границы определенной меры претерпевает изменение и качественная сторона вещи, явления, процесса. Возникает новое качество. Может ли возникнуть новое качество каким-либо иным путем? Нет. В этом суть закона.

Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно.

Скачок - это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений.

Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. По своей природе он всегда противоречив, ибо свидетельствует и о зарождении нового, и о сопротивлении старого.

Существует множество конкретных скачков, характер которых зависит от условия развития предметов и явлений. При всем многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и интенсивности протекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко. Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой, крутой ломкой и т.д.

Некоторые скачки протекают в целом медленно, постепенно, относительно спокойно и занимают большой промежуток времени (возникновение жизни на Земле; становление человека; получение высшего образования и т.д.). Это постепенные скачки. В ходе постепенного скачка отдельные этапы развития могут протекать довольно интенсивно, бурно.

При изучении скачкообразного характера развития, взаимного перехода количественных и качественных изменений важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.

Понятие «эволюция» в диалектическом материализме употребляется в широком и узком смысле слова.

В широком смысле эволюция - это весь процесс развития, включающий не только количественные, но и качественные изменения, в т.ч. и революции.

В узком смысле эволюция выступает как период, предшествующий революции, ее подготовка. Эволюция наступает и после победы революции, после утверждения нового.

И здесь эволюция включает и количественные, и качественные изменения.

Понятие «революция» сегодня применимо в основном к общественным явлениям. В природе как будто все стабилизовалось и лишь эволюционизирует.

Революция – это коренной, качественный скачок, ломающий старое в самой его основе, а не переделывающий его медленно, постепенно.

Понятие революции, несомненно, противоположно понятию реформы. Но эта противоположность не абсолютна: грань между ними живая, подвижная. Ее надо уметь определить в каждом конкретном случае.

Закон отрицания отрицания.

Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении навысшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла.

Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового. Каждое явление относительно и в силу собственной конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет нужное условие развития, поскольку оно есть не лишь отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в другое качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В итоге этого нарастающего отрицания отрицания выходит движение предмета от обычного к сложному, от низшего к высокому с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т.д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает таковой переход явлений из одного свойств. Состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некие черты старого свойства. Словом, этот закон выражает и процесс коренного конфигурации старого свойства, повторяющуюся связь меж различными этапами развития, т. е.Основную тенденцию развития и преемственность меж старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предыдущего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предшествующего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. Себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее другим. Из этого вытекает принципиальное требование к научному познанию, выступающее в качестве способа: лишь то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития разглядывает как итог предыдущего момента и в органичной связи с ним.

Диалектика не исчерпывается тремя основными законами. Не считая их так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие главные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и реальность, единичное, особое и всеобщее и т.д.


3.Альтернативы диалектики.

Диалектики как миропониманию и способу мышления противостоят метафизика, софистика и эклектика. Метафизика - это способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга и отрицание внутренних противоречий как источника развития. В реальном мире наряду с изменением, развитием вещей (явлений, процессов) наблюдается их устойчивость, регулярность, стабильность динамического режима. Эту сторону бытия вещей люди активно адаптируют к потребностям своего существования. Они в повторении событий сезонно-климатического характера, а также в том, что определённая совокупность объектов, охраняемых сферой их деятельности, в течение какого-то времени существенно не изменится; вполне оправдано, с точки зрения своих практических целей, не берут во внимание даже известное им многообразие реальных связей объектов. На этом основаны уклад их повседневной жизни, производственные технологии, способы общения. Однако если данные качества объектов (явлений, процессов) реальности абсолютизировать, то результатом будет явно одностороннее и в целом неверное представление о мире, приходящее в противоречие с мировоззренческими и методологическим потребностями человеческой деятельности, прежде всего в её такой наиболее динамичной сфере, как научное познание.

Софистика -это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Очень часто в качестве софизмов приводятся безобидные примеры вроде «рогатого» софизма древних греков: «То, что ты не терял, ты имеешь; ты не терял рогов, следовательно, ты их имеешь». Однако софизмы – не редкость в рассуждения об очень серьёзных вещах, а диапазон логических уловок широк, и логический анализ софизмов часто является делом далеко не простым. Наиболее распространенный прием-подмена предмета рассуждения, основанная не на игре слов, а на временами трудноуловимой подмене рассуждений об отношениях между объектами в посылках рассуждениями о самих объектах в выводах, неправомерном переходе от одного уровня реальности к другому в контексте одного и того же рассуждения. Пример такого логического произвола в рассуждениях житейского характера приведен Г.Гегелем в статье «Кто мыслит абстрактно?»- торговка в ответ на замечание о низком качестве ее товара «выдала» полный набор злобных характеристик покупателю, объективно нисколько не свидетельствующих о его неспособности рассуждать о качестве товара, а преследующих лишь цель унизить его как человека, хотя в целом она претендовала на защиту качества своего товара и такая тактика в чем-то срабатывала.

Эклектика -это способ мышления, основанный на внешнем соединении разнородных, зачастую противоположных, взглядов, идей, принципов, теорий. Эклектический способ мышления не требует четкого обоснования для соединения в представлении о предмете мысли разнородного содержания. На определенном этапе познания реальных объектов (явлений, процессов) это не лишено смысла, позволяет собрать и держать в поле зрения информацию, которая «имеет отношение к делу». В научном познании также нередки ситуации, когда отсутствует теория исследуемого объекта, а имеющиеся о нем знания соединяются в общий блок только на том основании, что они описывают данный объект. Однако в целом такой способ мышления является малопродуктивным, поскольку нивелирует эвристическую ценность и объяснительные возможности конкурирующих подходов и предлагаемых концептуальных схем, тормозя тем самым процесс исследования.


Заключение

Диалектика развивалась вместе с человечеством. Философы каждой эпохи обновляли и совершенствовали её. Возникло разделение диалектики на идеалистическую и материалистическую. У каждого из этих направлений есть свои последователи. И каждый из этих методов помогает познать окружающий мир и самого человека.

В идеалистической диалектики материальный мир служит выражением абсолютной идеи.

Материалистическая диалектика, признавая первичной материю и вторичным сознание, рассматривает их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие на природу и общественное бытие людей в процессе их предметно-практической деятельности.


Литература

1. Введение в философию. Ч. III М. 1989

2. Волчек Е.З. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Мн: 2006

3. Всемирная энциклопедия Философия. М: 2001

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары