Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Конспект целостная картина мира в подготовительной группе. Формирование целостной картины мира

Конспект НОД по формированию целостной картины мира

«Откуда к нам пришли первые правила поведения в обществе?»

Цель: познакомить детей с историей возникновения первых книг о правилах поведения в обществе.

Задачи:

- Расширять представления детей об авторах первых книг о правилах поведения;

Развивать интерес к истории книги: от первой книги, до - современной;

Прививать бережное отношение к книгам;

Воспитывать уважение к труду человека.

Планируемые результаты:

Дети познакомились с историей возникновения первых книг о правилах поведения в обществе, узнали об авторах данных книг, смогли проследить путь развития книги: от первой, до – современной. У детей сформировалось представление о бережном отношении к книгам и к труду человека, по созданию книг.

Образовательная среда:

Мультимедийная презентация.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, помните, вчера наши мальчики поссорились из-за нового конструктора?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: И мы с вами решили создать альбом «Правила поведения», но для этого нам с вами предстоит прочитать очень много книг о правилах поведения. И сегодня я хочу вам показать первые книги о правилах поведения и рассказать о них. Хотите послушать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: присаживайтесь и слушайте внимательно, я буду задавать вам вопросы.

Дети садятся на стульчики напротив монитора. Воспитатель показывает презентацию и по ходу поясняет.

1 слайд:

Воспитатель: Давайте с вами сначала узнаем, что означает слова «Правило».

ПРАВИЛО – это положение, в котором отражена закономерность.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ - это несколько правил как себя вести в том или ином случае. Так сказать своеобразный этикет. Например: правило поведения за столом или правила поведения на воде - все знают, что нельзя есть суп из стакана или нырять с лодки в незнакомом месте.

Воспитатель: А какие вы знаете правила поведения?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Много знаете правил поведения! А теперь давайте посмотрим, какие же были первые книги о правилах поведения!

Слайд 2.

На картинке: тонкие деревянные или бамбуковые планки, фото Конфуция.

Воспитатель: Первая книга о правилах поведения появились в древнем Китае, написал ее великий мудрец – Конфуций. Его заинтересовали вопросы жизни и поведения человека в обществе. Отвечая на них, Конфуций сформулировал правила человеческого поведения. Если вам будет интересно, можете вместе с родителями почитать про этого великого мудреца.

На чем писали в древнем Китае?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Правильно! На бамбуковых планках. А сейчас мы на чем пишем?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Молодец Дима! Конечно, сейчас мы пишем на бумаге. Ребята, давайте немного разомнемся.

Физминутка - «Зарядка»

Вверх рука и вниз рука. (Одна правая рука вверх, другая вниз,)

Потянули их слегка. (Рывком менять руки.)

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседания с хлопками: (Приседания, хлопки в ладоши над головой)

Вниз - хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок!

Крутим головой, (Вращение головой вправо и влево.)

Разминаем шею. Стой! (Останавливаются.)

Садитесь на свои места, продолжим.

Слайд 3.

На картинке: Владимир Мономах, книга «Поучения».

Воспитатель: На Руси, первые письменные правила поведения были написаны в «Поучениях» Владимира Мономаха.

Слайд 4.

На картинке: фото Петра 1, книга «Юности честное зерцало».

Воспитатель: По распоряжению Петра l была издана книга «Юности честное зерцало» в этой книге давались советы, как вести себя в обществе и в обычных житейских ситуациях. И создали альбом: «Великие мудрецы».

Слайд 5.

На картинке: современные книги о правилах поведения.

Воспитатель: Ребята, а это наши современные книги о правилах поведения в различных ситуациях, например: за столом, в транспорте, в театре и т.д.

Слайд 6.

На картинке: тонкие деревянные или бамбуковые планки, книга «Поучения», книга «Юности честное зерцало», современные книги.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на этот слайд. Скажите, чем эти книги отличаются друг от друга?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Все верно заметили! Ведь в древнем Китае писали на дощечках, а во времена Петра 1 уже писали на бумаге, и печатали книги. А вы знаете, кто и как изготавливает для нас книги?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Да, верно! Для нас их печатают на станках, но это только современные книги! А как вы думаете, как именно была создано первая книга Конфуция? В те времена ведь не было станков!

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Конечно Саша, они вручную вытачивали каждую планочку и соединяли их нитками, чтобы они не перемешались и не потерялись. Вот так была создана первая книга!

А книга «Поучения» Владимира Мономаха как была создана?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, ее Владимир Мономах написал сам для того чтобы призвать потомков сохранять мир в государстве, так как в те времена очень часто воевали между собой даже родные братья.

Книга «Юности честное зерцало» была напечатана в типографии.

Воспитатель: Ребята, скажите, как нужно относиться к книгам?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Конечно! Книги нужно беречь и ухаживать за ними, ведь это наша память, история. Ведь эти книги были написаны не просто так, а для того, чтобы мы с вами могли чему-то научиться. И при помощи книг передать свой опыт своим детям!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А какие книги вам понравились больше: старые или современные?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А давайте, вы выберете себе одну современную книгу о правилах поведения и расскажите нам, о чем она, про какие именно правила поведения рассказывает, договорились?

Дети: Ответы детей.

Тема: Животные разных стран.
Программное содержание: познакомить детей с животными нашей планеты Земля; закреплять знания о том, на каком материке живёт то или иное животное; развивать гуманное отношение к животным; развивать фантазию, сообразительность; воспитывать любовь к животным.
Оборудование: глобус, измерительная рулетка, силуэты материков, вырезанные из бумаги, картинки с изображением животных.
1. Организационный момент.

Ребята, отгадайте загадку :

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется…

(Земля)

Правильно, Земля. А вы хотите отправиться в путешествие по нашей планете, посмотреть, где какие животные живут?

2. Основная часть.

Как называется модель планеты Земля? (Глобус)

Вот он-то нам и подскажет, на какой материк мы отправимся сначала. А что такое материк? (Материк-это крупный участок суши, окружённый со всех сторон водой.)

Помните, сколько всего материков на планете Земля? (Шесть)

Сейчас я покажу на глобусе место нашего нахождения.

Попрошу подойти к глобусу Катю и показать любой материк. Вот на него-то мы и отправимся.

На чём мы туда доберёмся? (Попросить детей выбрать транспорт, на котором мы отправимся на тот или иной материк. Например, в Северную и Южную Америку, Австралию, Антарктиду, Африку можно попасть на самолёте или корабле. В путешествие по Евразии можно отправится на поезде или автомобиле.)

Материк Евразия – материк, на котором мы живём. На нашем материке есть и леса, и луга, и реки, и моря, и озёра, и степи, и горы, и пустыни. Сейчас мы проверим, знаете ли вы животных, которые обитают на нашем материке.

Д/и «Назови животное материка Евразии» (по принципу игры «Ты- мне, я – тебе». Воспитатель кидает мяч ребёнку, произнося каждый раз: «Лес» или «Луг» или «Река», а ребёнок называет любое животное, обитающее в названных условиях).

Если ребёнок затрудняется с называнием животных луга, можно загадать загадки:

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.

(Мышь)

Он размером маловат,

От рожденья слеповат,

Но изрыл весь огород

В чёрной шубе – это...

(крот)

Быстрая и юркая,

В змеевидной шкурке я,

А за хвост меня поймаешь,

Сразу тут же потеряешь.

(Ящерица)

Он играет с нами в прятки,

Прячется в сырой земле.

И еду — свои запасы

Он хранит в большой норе.

(Суслик)

Материк Антарктида- самый холодный материк на Земле. Не каждое животное может выжить в таких суровых условиях, но это не относится к пингвинам. Пингвин – удивительная, уникальная птица, которая совсем не похожа тех птиц, которых мы видим на улицах каждый день.

Выглядят пингвины забавно. У взрослой птицы толстенькое овальное тело, с короткими крыльями, которые помогают очень быстро плавать, но совершенно бесполезны на суше. Ноги пингвинов похожи скорее на ласты и также приспособлены для быстрого передвижения под водой.

Разные виды пингвинов различаются по размеру и форме. Например, самые маленькие пингвины по росту сопоставимы с курицей, а крупнейшие из них достигают аж метра в высоту.

Летать пингвины не умеют и передвигаются по суше пешком, неуклюже переваливаясь на своих коротеньких ножках. В некоторых случаях можно заметить пингвина, который скользит по льду на животе как на санках, отталкиваясь от поверхности лапками. А крылья эти птицы используют только под водой.

Питаются пингвины рыбой и другими мелкими морскими обитателями, которых ловко ловят в море. Для того чтобы добыть пищу, эти птицы охотятся в морских глубинах, быстро и изящно передвигаясь под водой с помощью своих коротких крыльев и ног.

Материк Северная Америка. Животный мир этого материка схож с нашим.

Предложить поиграть в д/и «Да или нет». Если воспитатель называет животное, которое живёт и у нас, и в Северной Америке, то дети говорят «Да-да-да», если нет, то «Нет-нет-нет».

Перечень животных:

заяц пингвин

волк лиса

слон лев

бегемот лось

жираф медведь

Материк Южная Америка.

В Южной Америке живет удивительный зверек со странным именем «броненосец». Словно рыцарь, он защищен «доспехами» - прочными пластинами - щитами. Они прикрывают броненосца сверху и с боков. И головка, и лапки, и хвостик - все защищено. Только брюшко у броненосца мягкое. Но если броненосцу угрожает опасность, он свернется в крепкий шар. Не страшны ему теперь ни острые когти, ни клыки. А развернуть этот шар не каждому зверю под силу. Но лучшая защита для броненосца - побыстрей зарыться в землю. Для этого на сильных лапах у него есть длинные острые когти. Не успеешь сосчитать пальцы на своей руке - раз, два, три, четыре, пять, - а броненосец уже зарылся, спрятался, словно его тут и не было.

А вот зубы у броненосца не очень крепкие, поэтому он не может как следует укусить, предпочитает "мягкую" пищу.

Своими сильными когтями броненосец разрывает муравьиные кучи. А потом высовывает свой длинный и липкий язык, на который налипают их обитатели. Остается только втянуть его обратно в рот. И пообедать.

Броненосец роет длинную нору. И любит селиться по берегам рек и озер. В норе он пережидает жаркий день, а вечером выходит на охоту. Но если день прохладный, может поохотиться и днем. Если дорогу преградит река, броненосец наберет в легкие воздуха и переплывет, а то и по дну перейдет.

В Южной Америке живёт ещё одно необычное животное – тапир. Тапир - большое и сильное животное. Нос у него немного вытянут и напоминает хобот.

Хобот тапиру очень нужен. На его кончике есть "пятачок". Хобот постоянно в движении: то вытягивается, то втягивается, ощупывает, изучая окружающие предметы. Животное может легко срывать с его помощью листья и ветки - свой обычный обед.

У зверя хорошее обоняние, чуткий слух, а зрение - похуже. Он отлично плавает и ныряет. А если грозит опасность, быстро убегает через густые заросли. За ним и хищному ягуару не угнаться!

Тапиры очень любят купаться. Поэтому и живут рядом с рекой, озером или болотом. У каждого своя персональная "ванна" - яма с водой и жидкой грязью. В ней они спасаются от жары и очищают свою шкуру от насекомых.

Часто тапиры ныряют на дно озера или реки, чтобы полакомиться каким-нибудь водным растением.

Материк Австралия.

Здесь живут кенгуру. Кенгуру — очень интересное животное. Питается травой, плодами, кореньями, добывая их из земли своими крепкими передними конечностями. Задние конечности в несколько раз длиннее передних, так что кенгуру никак не может ни ходить, ни бегать, а только прыгает, причем сильно помогает себе своим крепким хвостом. Совершая прогулки, кенгуру прыгают на два метра, в случае опасности – прыжки помощнее — на семь-восемь метров.

Сейчас мы посмотрим, кто из вас на какое расстояние прыгнет. П/и «Кто дальше прыгнет». Сначала прыгают девочки, а потом мальчики. Воспитатель измеряет самый дальний прыжок, а потом показывает расстояние в 2 метра и просит сравнить, кто дальше прыгает кенгуру или человек.

На животе самок природа устроила мешок, куда прячутся маленькие детёныши, и мать их носит довольно долго, даже когда они порядочно подрастут.

В моменты опасности, мать, предполагая, что уйти от преследователей не удастся, на бегу выбрасывает своего детёныша. Из-за этого долго бытовало мнение, что кенгуру – плохая мать. Но это не так. Мамаша выбрасывает младенца не абы как, а в укромное место. А поступок такой совершает лишь в минуты крайней опасности. И если ей удаётся спастись, то она возвращается за своим детёнышем.

Материк Африка.

Зебра – полосатая лошадка. А знаете, почему зебра полосатая? Полосатая окраска помогает зебрам спасаться от нападающих насекомых. Мухи цеце и слепни никогда не нападают на зебр, для них зебры-это мелькание черных и белых полосок.

Львы – представители семейства кошачьих.

Д/и «Найди сходства и различия». Предложить детям назвать сходства и различия между кошками и львами (например, кошки маленькие, а львы большие. И львы, и кошки – хищники, питаются другими животными. И у кошек, и у львов есть острые когти, которыми они хватают добычу.)

3. Заключительная часть.


Вот мы и побывали на всех 6 материках нашей планеты. Понравилось ли вам наше путешествие? Что нового узнали? Что понравилось делать больше всего?

Низамова Лейсан Мадехатовна,

воспитатель

МБДОУ ДС КВ "Журавушка"

г. Новый Уренгой

Интеграция образовательных областей:

«познание»

«коммуникация»

«чтение художественной литературы»

«здоровье»

«социализация»

Виды деятельности:

Коммуникативная

Двигательная

Восприятие художественной литературы

Материал и оборудование: Предметные и сюжетные картинки, конверты с разрезными картинками с изображением людей с разными профессиями, магнитная доска, презентация «Профессии», карточки с изображениями людей с разными профессиями, карточки с изображением разных инструментов.

Программные задачи:

Образовательные

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

Упражнять в составлении описательных рассказов

Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда.

Развивающие

Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом

Развивать умение слушать и слышать вопрос; умение обобщать; логическое мышление; интерес детей в процессе совместной деятельности; зрительное внимание и восприятие.

Воспитательные

Воспитывать интерес к занятиям, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду

Ход деятельности:

В. : Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. А к нам сегодня пришел гость. Угадайте загадку, и узнаете кто же это.

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.(Незнайка)

Дети: Незнайка

В.: Правильно.

Входит под музыку Незнайка, в руках сундук средних размеров.

Незнайка : Добрый день! (Вытирает рукавом лоб) Устал, нашел на луне вот этот сундук. Открыл, посмотрел содержимое. А там, какие то конверты, ничего не понял?! Я - то думал, что нашел сокровища. Решил вот принести вам. Может поможете?

В.: ну что ж, поможем, ребята?

Дети: да, да!!!

Незнайка достает первый конверт и протягивает воспитателю.

В.: «Отгадайте загадки».

В.: ребята для этого нам нужно пройти к экрану. Я прочитаю вам загадку, если вы ответите верно, то на экране появится картинка.

Интерактивная презентация. скачать профессии.pptx (275.26 КБ)

Показ презентации «Профессии в загадках»

Незнайка: молодцы, ребята!

В.: А давайте поиграем.

Дети и Незнайка: Мы согласны.

Подвижная игра «Кому нужен этот предмет?»
(на ковре лежат указка, жезл, книга, половник, руль, скрипка, кисточка, ведро, метла, стетоскоп)
Дети под музыку двигаются по кругу. Музыка останавливается - дети берут предметы и говорят, кому нужен этот предмет.

Незнайка: У меня есть еще конверт. (отдает воспитателю)

В.: Игра «Собери картинку»

Для этой игры вам нужно встать парами. Каждой паре мы с Незнайкой раздадим разрезные картинки, а вы попробуйте их собрать.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Светлячок»

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности

по программе «От рождения до школы»

в подготовительной к школе группе "Калинка"

Возраст детей: от 6 до 7 лет

Познание

Область: Формирование целостной картины мира

Запланировано: 31 занятие

Воспитатели: Ширгаева Е. Г.

Шулежко Л. С.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Программе содержание раздела « Формирование целостной картины мира» состоит из трех составляющих: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Мир природы.

Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.

В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

Природное окружение. Экологическое воспитание. Цель раздела - ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

  • Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
  • Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
  • Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
  • Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
  • Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.).
  • Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.
  • Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
  • Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
  • Развитие интереса к миру природы.
  • Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.

Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.

К концу года дети могут:

Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.).

Знать, что предметы - это творение человеческой мысли.

  • Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий (действий восприятия).
  • Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
  • Иметь представление об истории создания предметов.
  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.
  • Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности - защищать Родину.
  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.
  • Иметь первичные представления о школе, библиотеке.
  • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
  • Иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  • Определять происхождение рукотворных предметов.
  • Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
  • Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

Необходимо закреплять и углублять представления дошкольников о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах. Знакомить с растениями и животными родного края, занесенными в Красную книгу.

Объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.

Способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.

Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Формировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы); желание беречь природу. Знакомить с деятельностью людей по охране диких животных.

Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.

Расширять представление о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные и др.


Дети дошкольного возраста - это чистый лист, который необходимо заполнить важной, нужной информацией. Именно таким принципом руководствуются методисты и педагоги, составляя программы образовательных направлений для детских садов. При этом особое внимание уделяется разработке системы занятий, позволяющей обеспечить малышей базовыми знаниями, умениями и навыками для успешного взаимодействия с окружающим миром. Одним из таких образовательных курсов является создание блока занятий, направленных на формирование целостной картины мира (ФЦКМ).

Формирование целостной картины мира - это образовательная область, расширяющая кругозор и предполагающая последовательное знакомство с предметным, социальным окружением ребят, а также с явлениями природы на уровне, доступном для понимания в конкретном возрасте. В процессе работы на занятиях разных (!) направлений по ФЦКМ (« », «Физкультуре», «Развитии речи» и пр.) малыши осознают себя активным субъектом природы, получают представления о том или ином предмете, явлении, а также о роли человека, преобразующего мир в результате своей творческой, научной, трудовой деятельности.

Формирование целостной картины мира начинается с изучения смены времён года

Цели и задачи ФЦКМ

Миссией курса по формированию целостной картины мира является:

  • развитие познавательно-исследовательской активности ребят;
  • обогащение и закрепление багажа знаний относительно объектов и явлений, окружающих детей;
  • развитие навыков трудовой деятельности;
  • знакомство с циклическими изменениями в природе (в младших группах дети получают представления о самом факте смены времён года, в средней - усваивают отличительные признаки каждого из сезонов, а в старшем дошкольном возрасте знакомятся с сопутствующими зиме, весне, лету и осени изменениями в животном и растительном мире);
  • воспитание основ экологической культуры (малыши знакомятся с теми или иными явлениями природы, получают представления об экологической безопасности и на основе теоретического и практического опыта приходят к выводу о необходимости бережного отношения к окружающему миру).

Для реализации этих целей в работе над темами занятий по ФЦКМ необходимо решать такие задачи, как:

  • формирование представления о целостном понимании предмета (так, дети в младшей группе должны уметь называть предмет и его предназначение, в средней к этому добавляется описание внешнего и внутреннего вида, то есть цвет, форма, материал, а в старших - отношение человека и его деятельности к существованию этого объекта);
  • развитие способности ориентироваться в пространстве (если в младшем дошкольном возрасте это знакомство с помещениями детского сада, то в средней и старшей - прокладывание пути от дома в садик);
  • знакомство с родным краем (в младших группах дети учатся называть свой город, село, посёлок, в средней - учат название своей улицы, номер дома, квартиры, а в старшей получают представления об основных достопримечательностях края, его традициях);
  • получение и закрепление информации о флоре и фауне (в младшей группе дети знакомятся с названиями животных и их детёнышей, в средней - средой обитания, особенностями разведения, ухода, в старшей - мерами, направленными на сохранение растительного и животного мира на планете);
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру через получение знаний об опасном для природы поведении человека, а также о мерах, направленных на сохранение и преумножение природных богатств.

Трудовая деятельность - неотъемлемая часть ФЦКМ

Приёмы на занятиях по ФЦКМ

Существует четыре группы приёмов, с помощью которых педагог осуществляет реализацию целей и задач организации занятий по ФКЦМ.

Словесные приёмы

Для дошкольников речь взрослых имеет ключевое значение в процессе освоения навыка говорения. В младших группах воспитанники, слушая педагогов, родителей, обогащают пассивный словарный запас, а также начинают формирование активного. В средней группе благодаря словесным способам взаимодействия дети усваивают базу грамматического строя языка (согласование в роде и числе, строение предложений и пр.). В старшем дошкольном возрасте ребята посредством восприятия речи и активного участия в диалоге друг с другом и педагогом, учатся составлять связные высказывания, осваивают основы составления логичных и эмоционально-выразительных монологов.

Объяснение

С помощью этого вида словесных приёмов воспитатель доносит до детей суть того или иного факта, связанного с формированием у малышей представлений о мире вокруг. Объяснение сопровождает не только этап представления нового материала, но и иллюстрирует каждый уровень освоения и закрепления темы. Например, при рассмотрении вопроса «Домашние животные» в первой младшей группе педагог не только описывает обитателей фермы, то есть проводит этап знакомства с материалом, но и объясняет порядок выполнения задания на закрепление темы: как из кубиков построить дом для животных, живущих на ферме.

Объяснение сопровождает любой вид деятельности

Загадки

Это один из самых эффективных способов мотивировать детей на работу. Кроме того, что поиск ответов на загадки требует от малышей активизации мыслительного процесса, он ещё и пробуждает своего рода азарт: каждый старается отгадать и ответить быстрее других. Таким образом, педагогу удаётся настроить ребят на дальнейшее взаимодействие.

В своей практике при работе над темой «Космос» в подготовительной группе, перед тем, как говорить о планетах Солнечной системы, профессии космонавта, я предлагаю детям активизировать опорные знания, полученные в прошлом году, с помощью таких загадок:

  • Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, тёмный и необычайный, В нём живут вселенные, звёзды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос);
  • Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется… (Земля);
  • Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своём скафандре Он из космоса глядит. (Космос).

Стихотворения

Этот приём также чаще всего используется для мотивации детей, так как позволяет не только дать представление о теме занятия, но и помогает ребятам вспомнить уже изученный материал. Методика отработки этого приёма заключается в том, что педагог зачитывает детям рифмовку, потом в ходе беседы идёт обсуждение темы. Однако при подготовке занятия на ФКЦМ стихотворения могут использоваться в качестве закрепления материала. К примеру, при рассмотрении темы «Мой дом» в средней группе в завершении основного этапа занятия я предлагаю детям такое стихотворение:

  • Дом, в котором мы живём, Расположен за углом. Он - большой, многоэтажный, С новым лифтом, очень важный! Носит лихо шляпу-крышу, Всех домов-соседей выше!

После прослушивания рифмовки мы с детьми беседуем по вопросам:

  • «Где расположен дом?»;
  • «Как мы можем описать дом?»;
  • «Похож ли дом из стихотворения на тот, в котором вы живёте?».

Это интересно. В средней группе в перечень вопросов для беседы стоит включать один-два проблемных для развития у детей навыков критического мышления.

Стихотворения могут иллюстрироваться картинками

Короткие сюжеты

Особую роль в группе словесных приёмов стоит отвести коротким сказкам. Обычно я такие зарисовки использую для введения в тему. Например, занятие по теме «Здоровье» в подготовительной группе я начинаю со «Сказки про мудрое Здоровье». «В одном царстве, в одном государстве жило-поживало Здоровье. Очень оно любило людей: на зарядку всех поднимало, овощи-фрукты кушать советовало, о чистоте воздуха заботилось. Но стали отмахиваться от такого добра люди: всё больше на мази, таблетки, сиропы надеялись. Тогда Здоровье обиделось и решило: «Если я кому дорого, то тот будет правильно себя вести, заботиться обо мне. А те, кто меня игнорирует, пусть сами за мной и побегают». Так и повелось с тех пор: кто бережёт здоровье, тот и здоров, а у кого дела поважнее находятся, те ищут-ищут Здоровье, да всё без толку. Правду говорят: потерять здоровье легко, а найти - ой, как трудно!»

После прослушивания сказки я задаю своим воспитанникам такие вопросы:

  • «Что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми?»;
  • «Почему надо беречь своё здоровье?»;
  • Как вы считаете, чтобы быть здоровыми, достаточно принимать таблетки и сиропы?».

Чтение

Речь идёт о зачитывании небольших по объёму текстов по теме. Например, краткая информация об особенностях жизни и обитания животных определённых природных зон в старшей группе. При этом в группах, где есть умеющие читать, такие отрывки дети могут читать сами. Кроме того, что возможность продемонстрировать свои умения имеет важное значение для повышения самооценки ребёнка, работа носит ещё и мотивационную миссию, подталкивая ребят, которые читать ещё не умеют к освоению этого важного навыка.

Чтение особенно эффективно, если какие-то отрывки зачитывают сами дети

Группа наглядных приёмов

Малыши воспринимают мир, прежде всего, через зрительный канал, поэтому обеспечение образовательного процесса наглядностью в достаточном объёме - принципиальная задача для педагога.

Картинки, иллюстрации

Эти элементы наглядности сопровождают любой вид деятельности дошкольников. Тем более если речь идёт о таком информационном потоке, с которым сталкиваются малыши на занятиях по ФЦКМ. При этом очень важно, чтобы иллюстрации были:

  • чёткими (размытые чёрно-белые картинки не только не привлекают внимания, но и не несут всей сути объясняемого понятия или явления);
  • понятными (не стоит нагромождать иллюстрации большим количеством изображаемых деталей - это отвлечёт детей от сути того, на чём надо сосредоточиться, например, если на занятии в младшей группе работа идёт над темой «Дикие животные», то группировка на иллюстрации млекопитающих, живородящих, травоядных, конечно, будет очень информативной, но вряд ли полностью запоминающейся для малышей);
  • завершёнными по смыслу (например, если картинки иллюстрируют процесс выращивания фасоли, то двух картинок с семенами и молодым побегом будет мало для понимания этапов роста, нужны «промежуточные» стадии).

Материалы для игр - важный элемент наглядности

Демонстрация

На вариантах этого наглядного приёма стоит остановиться отдельно.

  1. Показ презентаций с информацией о том или ином изучаемом объекте, явлении. Это очень удобный способ, когда тема очень обширна, информации много, и одними картинками не ограничиться. К подобным можно причислить «Космос. Первый космонавт» в старшей и подготовительной группе.
  2. Просмотр видео. Это могут быть как обучающие ролики, например, о том, как провести опыт с водой. Или, например, мультипликационные отрывки по актуальной теме.
  3. Собственный пример. В этом случае педагог сам показывает те или иные действия, которые необходимо освоить детям. Например, порядок выполнения движений под песенку «У жирафа пятна» при изучении темы «Части тела» в подготовительной группе.

Видео: делаем разминку вместе под песенку «У жирафа пятна»

Лэпбук

Наглядное пособие, объединяющее в себе материалы разного характера по конкретной теме, называется лэпбуком. В таких папках-проектах могут содержаться:

  • иллюстрации и краткая информация по теме;
  • подходящие игры (настольные, словесные и пр.);
  • работы детей (рисунки, аппликации и пр.), которые выполнялись в процессе рассмотрения вопроса.

Лэпбук обычно оформляется в виде буклета или папки

Практические приёмы

В эту группу, кроме рисунков, аппликаций, поделок, обычно выполняющих функцию закрепления полученных знаний, стоит отнести опытную деятельность, без которой постичь суть некоторых явлений природы очень непросто.

Например, в средней группе для того, чтобы дети уяснили виды агрегатных состояний воды, я предлагаю такой опыт: с зимней прогулки мы приносим в группу комок снега, кладём его в ведёрко и через какое-то время констатируем его превращение в воду. Зачерпнув воду ложкой и подогрев, наблюдаем, как вода превращается в пар.

Это интересно. Как правило, опытная деятельность охватывает темы, связанные с изучением свойств воды, песка, воздуха, а также роста растений.

Таблица: картотека опытов для занятий по ФЦКМ

Возрастная группе Изучаемое явление Цели эксперимента Ход опыта
Первая младшая группа Сухой и влажный песок Показать малышам, что придать форму куличика можно только влажному песку. Дети насыпают в форму для куличика сухой песок и пробуют сделать фигурку. Неудача. Наполняют формочку влажным песком - куличик удаётся.
Вторая младшая Воздух Показать, как воздух поддерживает предметы Дети комкают один лист бумаги, а второй оставляют ровным. Затем оба пускают по воздуху: ровный плавно летит - его воздух поддерживает, а второй - опускается быстрее - его воздуху поддержать сложнее из-за неровностей на поверхности.
Средняя Вода как источник роста и жизни Показать, что для проращивания лука нужна только вода. Дети ставят луковицы в воду. Регулярно меняют воду, наблюдая за тем, как появляются зелёные отростки.
Старшая группа Воздух и вода Показать, что воздух легче воды Дети пытаются «утопить» в ёмкости с водой игрушки, наполненные воздухом.
Подготовительная группа Откуда берётся радуга Показать, что радуга на стене или потолке является результатом отражения в воде преломлённого луча света. Ёмкость с водой ставим у окна, располагаем в неё на подставке зеркало и «ловим» солнечного зайчика. Наблюдаем на потолке или стене радугу.

Информация, полученная из опытов, лучше запоминается

Игровые приёмы

Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Поэтому это самый продуктивный способ организовать познавательный процесс, который к тому же создаёт положительный микроклимат в группе и настраивает ребят на рабочий лад.

Таблица: виды игр на ФЦКМ

Группа Вид Название (возрастная группа) Цели Содержание
Дидактическая Настольно-печатная «Мой дом» (средняя) Научиться составлять фигуры из подходящих деталей. Дети составляют дома из архитектурных деталей, выполненных из картона.
Малыши описывают домик изнутри и снаружи.
Сенсорная «Волшебный мешочек» (вторая младшая) Учиться определять материал по тактильному контакту. Малыши опускают руку в мешочек, находят предмет и, не вытаскивая его, угадывают, что это.
Музыкальная «Грустный дождик» (первая младшая) Учиться соотносить природное явление с настроением музыки. Педагог показывает картинки с изображением дождя.
Ставит музыкальные отрывки разного настроения.
Дети определяют, какая музыка больше подходит под иллюстрации.
Подвижная Тренировка бега, прыжков «Солнышко и дождик» (вторая младшая)
  • развитие умения соотносить свои реакции с тем или иным явлением природы;
  • тренировать навык менять характер передвижения по сигналу.
Малыши присаживают на корточки на обозначенные участки-«дома».
По сигналу «Солнышко вышло» дети бегают по площадке.
На слова «Тучки набежали» возвращаются по «домам».
Развитие внимания «Покажи правильно» (подготовительная группа)
  • повторить названия частей тела;
  • учиться соотносить слово с движением.
Педагог называет часть тела, дотрагиваясь до неё руками.
Дети повторяют.
Воспитатель запутывает малышей: называет одно, а дотрагивается до другого. Дети должны соотнести название с движением.
Театрализованная Драматизация «В лесу» (старшая группа)
  • отработать правила поведения в лесу;
  • воспитывать бережное отношение к богатствам природы.
Ребята в сюжетно-ролевой постановке показывают, как нужно и как не нужно вести себя на природе.
Режиссёрская «Теремок» (средняя группа)
  • закрепить знания классификации домашних и диких животных;
  • учиться координировать движения персонажей со словесным описанием.
Дети игрушками конусного театра (персонажи нарисованы на конусах, которые надеваются на пальцы или передвигаются по столу) показывают сказку «Теремок», рассказываемую педагогом.

Как составить картотеку тем по ФЦКМ

Поскольку ФЦКМ происходит в ходе работы на занятиях разной образовательной направленности («Ознакомление с окружающей средой», «Музыка» и пр.), то и картотека тем носит интегрированный характер. Обычно воспитатель составляет календарно-тематический план занятий по всем направлениям, указывая аспекты темы, относящиеся к образовательной области ФЦКМ. Однако в некоторых методических источниках рекомендуется составлять план исходя из образовательной области работы с конкретной возрастной группой. В этом случае педагог вычленяет те или иные элементы содержательных частей (блоков), необходимые ему для подготовки занятия.

Элементы работы по ФЦКМ представлены в разных занятиях

Таблица: пример составления календарно-тематического планирования по ФЦКМ в средней группе (фрагменты)

месяц блок Организованная образовательная деятельности Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Тема «Наш детский сад, наша группа»
сентябрь «Детский сад» Цели:
  • уточнить знания детей о детском саде;
  • расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду;
  • развивать наблюдательность, внимание;
  • воспитывать уважительное отношение к работникам детского сада.

Структура занятия:

  1. Беседа о сотрудниках детского сада.
  2. Рассказывание по сюжетной картине.
  3. Игра «Найди ошибку»
  4. Отгадывание загадок.
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра «Из чего сделан предмет?» Цели:
  • выявить умение детей определить, из каких материалов сделаны предметы;
  • учить определять причинно-следственные связи между материалом и способом использования;
  • учить называть предметы, которые окружают ребёнка в помещении.

Дидактическая игра «Наряды матушки-земли» Цель: уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
Экспериментальная деятельность «Летающие семена». Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые они разносят.
Дидактическая игра «Парочки» (птицы, грибы, цветы, рыбы, насекомые, домашние и дикие животные). Цель: развивать память, мышление и внимание.

Дидактическая игра «Кукольный детский сад».Цель: поддерживать стремление детей подражать работникам дошкольного учреждения - их заботливому отношению к воспитанникам, умению находить выход из сложных ситуаций.
«Давайте знакомиться!» Цели:
  • познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду;
  • рассказать о трудовых процессах, выполняемых каждым из них;
  • уточнить знание адреса детского сада
    и маршрута в детский сад и домой;
  • совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
  • приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада.

Словарь: кухонный работник, медицинский работник, музыкальный и физкультурный залы, здание
Структура занятия:

  1. Экскурсия по детскому саду.
  2. Игра «Чьи предметы?»
  3. Чтение стихотворения.
  4. Танцевальные движения под музыку.
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра «Куда залетела пчела». Цели:
  • развивать память и мышление;
  • закрепить знания о предметах мебели;
  • учить называть признаки и количество предметов.

Дидактическая игра «Времена года» Цели:

  • познакомить с изменениями видов осадков;
  • рассказать о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни животных.

Экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактическая игра «Давайте поселим зверей». Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных.

Рассматривание комнатных растений. Цель: учить узнавать, различать и правильно называть комнатные растения.
Тема «Осень. Дары осени. Осенняя ярмарка»
«Дары осени» Цели:
  • учить детей различать овощи по внешнему виду;
  • устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода;
  • познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька);
  • развивать память, мышление, мелкую и общую моторику;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: огород, грядка, овощи.
Творческое задание: «Осенние работы в саду и огороде» - создание рисунков овощей.
Структура занятия:

  1. Рассматривание муляжей овощей.
  2. Игра «Найди овощи».
  3. Отгадывание загадок.
  4. Описание овощей.
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра - Из чего сделано». Цели:
  • учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны;
  • активизировать словарь детей;
  • учить называть времена года в правильной последовательности.

Дидактическая игра «Приготовь зайку к зиме». Цели:

  • познакомить с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы;
  • выяснить причины этого явления.

Экспериментальная деятельность «Воздух поёт и свистит». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Угадай на ощупь». Цель: учить описывать овощи разными способами.

Изобразительная деятельность. Цель:
поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе.
Золотая осень Цели:
  • учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);
  • устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий - постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, отлёт птиц связан с исчезновением насекомых);
  • организовать целевое наблюдение за цветом листьев;
  • учить работать с календарём природы;
  • развивать знания об осенних работах на огороде;
  • воспитывать интерес к природе.

Структура занятия:

  1. Беседа о приметах осени.
  2. Игра «Закончи предложение.
  3. Описание картинки.
  4. Подвижная игра «Дождик».
  5. Итог занятия.
Дидактическая игра «Времена года». Цели:
  • закреплять знания детей о последовательности сезонов;
  • выявить характерные признаки каждого времени года;
  • познакомить с изменениями видов осадков, влиянием изменений в неживой природе на образ жизни животных.

Экспериментальная деятельность «Ветер, ветер, ты могуч…». Цель: познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.
Дидактическая игра «Найди такой же листок, как на дереве». Цели:

  • развивать умение сравнивать, выделять общие признаки;
  • учить сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине.
Экологическая игра «Найди дерево по описанию». Цель: закрепить знания о деревьях.

Временной план занятия

Схема разработки занятий по ФЦКМ представляет собой чёткую структуру изложения содержания за определённые отрезки времени. И если характер содержания зависит от конкретной темы, то хронометраж занятия определяется санитарными нормами по проведению занятий с дошкольниками:

  • в младшей группе - 15 минут;
  • в средней - 20 минут;
  • в старшей - 25 минут;
  • в подготовительной - 30 минут.

Проработка сути темы идёт в три этапа:

  • вводная часть (актуализация базовых знаний по теме, мотивация на продолжение работы по ней);
  • основная часть (работа, раскрывающая содержание каждого из рассматриваемых тематических блоков, а также физкультминутка, дыхательная или пальчиковая гимнастика);
  • завершающая часть (оценка педагогом деятельности ребят в процессе занятия, а также со средней группы рефлексия ребят относительно качества своей работы).

Каждый из этапов занятия должен быть вписан в определённые временные рамки

Таблица: примеры конспектов занятий ФЦКМ для разных возрастных групп

Тема Вводный этап Основной этап Заключительный этап
Первая младшая
«Деревья» - Ребята, идёте вы по улице, играете на площадке, едете в машине, что вас окружает? Дети: - Люди, машины, дома, деревья и т.д. …> <… Дети отгадывают загадки о деревьях, рассматривают картинки…>
<… Когда листья начинают появляться на деревьях?
Какого цвета становятся листья на деревьях летом?..>
Вторая младшая
«Грибы» Прибегает белочка в группу и рассказывает, что мама-белка попросила собрать в их лесу грибы, ведь скоро наступит зима, и если они не запасут хороших грибов, то будут голодать. - Скажите, пожалуйста, а где растут грибы?..> <… Игра малой подвижности «Мы идём в осенний лес»
Мы идём в осенний лес. (Дети идут по кругу)
А в лесу полно чудес!
Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
Дети садятся на стульчики.
- В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобные, их можно кушать, а другие - несъедобные, их нельзя кушать человеку. Гриб состоит из ножки, а что на ножке? - Шляпка. Вот белый гриб (Показ картинки)…>
<…- Что можно приготовить из грибов? ..>
Педагог благодарит детей за работу.
Средняя группа
«Птички» Дети сегодня наше занятие будет повещено птицам. Я хочу его начать с загадки…> <…Давайте вспомним, чем мы кормили на нашем участке птиц? (зёрна, крошки хлеба, семечки, ягоды рябины).
- Ребята, давайте подумаем, что произойдёт, если у нас не будет птиц? (Будет много насекомых, и они поедят весь наш урожай, прогрызут кору деревьев, и тогда деревья могут засохнуть)…>
<…Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица отвечай-ка». На коврике раскладываются изображения птиц 10 шт. Дети должны назвать этих птиц.
- Молодцы, с этим заданием вы справились, а теперь я проверю, помните ли вы, какие у нас птицы перелётные а какие - зимующие…>
Молодцы ребята, сегодня вы многое узнали о наших друзьях птицах, их особенностях и повадках…>
Старшая группа
«Мама» - Кто вас детки крепко любит? Кто вас детки приголубит? Не смыкая ночью глаз, всё заботится о вас? Всё она, розная … (мама дорогая)…> <… Вы ещё маленькие, и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами. Динамическая пауза.
Встаём в круг, кидаю мяч детям. – Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.) …>
<… Выполнение аппликации «Подарок для мамы»…>
В заключении занятия спрашиваю, о чём дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали.
«Продукты питания» <… Ходит Митя, как Кощей, Ни супов не ест, ни щей. Падает от слабости А любит только сладости.
- Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый? (ответы детей) …>
<… Пальчиковая гимнастика «Пекарь»…>
<… Лепка из солёного теста «Баранки и калачи».
Упражнение «Пирожки с начинкой»: - Дети, а если в тесто положить яблоки или капусту, то, что получиться? (пирожки). Детям раздаются картинки овощей, фруктов и ягод. Они образуют соответствующее прилагательное. Например: это капуста, можно испечь капустный пирог…>
Подготовительная группа
«Моё отечество» -Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами раскроем тайну одного очень важного слова. Вы готовы узнать тайну?(Ответ детей)
Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
Сыграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящие слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным (мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край)…>
<… Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)
- Правильно, - это Россия. А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).
- Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто знает некоторые из них …>
- Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались? Чем оно вам понравилось? Молодцы? ребята, вы все были сегодня активны, все старались.

Видео: фрагмент занятия на ФЦКМ для второй младшей группы на тему «Транспорт»

Видео: пример занятия ФЦКМ для старшего дошкольного возраста на тему «Богатство нашей планеты»

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары