Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мастюкова ранний и дошкольный возраст. Мастюкова Е.М

Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.

В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего необходимо учитывать роль наследственных факторов в этом отставании.

Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениям психомоторного развития ребенка.

Для успешной лечебно-коррекционной и педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значение имеет знание причин и характера нарушений развития.

Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с геноти-пическими особенностями их центральной нервной системы, с различными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколько своевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.

Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.

Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т. е: от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

Елена Михайловна Мастюкова (1 июля 1928, Москва - 10 февраля 2004, Москва) - советский и российский врач-невропатолог, детский психоневролог и дефектолог, доктор медицинских наук, профессор, заведующая лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, г. Москвы (с 1985 г.), зававедующая сектором Консультативно-диагностического центра Института коррекционной педагогики РАО, г. Москвы (с 1992 по 1997 гг.). За время её работы в НИИ дефектологии (Институте коррекционной педагогики РАО) лаборатория превратилась во Всесоюзный консультативно-диагностический центр для детей с нарушениями психофизического развития.

Биография

Елена Михайловна Мастюкова родилась 1 июня 1928 года в семье учителей в Москве. Окончила Первый Московский Медицинский Институт. Умерла 10 февраля 2004 года. Похоронена в Красногорске, кладбище «Горбрус».

Образование и учёные степени

В 1952 году оканчивает Первый Московский Медицинский Институт ордена Ленина по специальности «Лечебное дело». С 1961 по 1964 год Елена Михайловна училась в аспирантуре при Центральном институте усовершенствования врачей по специальности детская психоневрология. Затем защитила кандидатскую диссертацию. В 1979 г. ей присуждена учёная степень доктора медицинских наук.

Мастюкова работала в должности старшего научного сотрудника с 1968 года. В 1983 г. Елене Михайловне присвоено учёное звание старшего научного сотрудника по специальности педиатрия.

Трудовая деятельность

1952 - 4 Городская клиническая больница (Москва), врач-терапевт.

1953-1958 - врач-терапевт в/ч в ГДР.

1959-1960 - Московская больница им. С. П. Боткина, ординатура по невропатологии.

1960 - Психоневрологическая городская клиническая больница им. Соловьёва - клинический ординатор по детской психоневрологи.

1964 - детская поликлиника - врач психоневролог.

1964-1966 - Дом ребёнка - врач психоневролог.

1966-1968 - ассистент кафедры детской психиатрии

1968-1974 - ЦНИИ судебной психиатрии им. В. П. Сербского - старший научный сотрудник реабилитационного отделения.

1974-1980 - НИИ дефектологии АПН СССР - ст. научный сотрудник лаборатории обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

1980-1981 - Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина - зав. кафедрой логопедии.

1981-1985 - НИИ дефектологии АПН СССР - ст. научный сотрудник.

1985-1992 - НИИ дефектологии АПН СССР - зав. лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей.

1992-1997 - Консультативно-диагностический центр Института коррекционной педагогики РАО - зав. сектором.

1997-1998 - Московский городской психолого-медико- социальный центр «Детство» - главный специалист.

1998-2000 - Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» - методист.

Вклад в науку

Учёный в области детской психоневрологии и дефектологии, известный не только в России, но и за рубежом, Елена Михайловна занималась исследованиями двигательных, речевых и психических нарушений у детей с аномалиями нервно-психического развития и разработкой методов их реабилитации.

Она участвовала в создании психодиагностических методик для детей с различными нарушениями развития, а также шкал количественной оценки психомоторного развития новорождённых и грудных детей, позволяющих объективизировать общий уровень их развития и определить соотношение нарушенных и сохранных функций в его структуре.

Мастюкова Е. М. разработала клинический подход к проблеме общего недоразвития речи у детей. Является автором соответствующей клинической классификации, разграничивающей варианты неосложненного, осложненного общего недоразвития речи и детей с алалией. Была основателем российской научной нейропсихолого-педагогической позиции в отношении дифференциальной диагностики и коррекции системных нарушений речи у детей. Анализируя особенности детей с ОНР, Е. М. Мастюкова приходит к выводу, что их речевой дефект выступает не единственной причиной, определяющей задержку психического развития (ЗПР). В структуре этой задержки доминируют замедление темпа формирования психических процессов, трудности формирования языковой и других символических видов деятельности, недостаточность связанных с речью умственных операций (вербальная память, навыки фонемного и морфемного анализа, выполнение действий по аналогии, перенос на языковом материале и т. д.)

Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция

Москва, "Просвещение", 1992

ББК 74.3 М32

Рецензент методист я/с № 000 Хорошевского р-на Моск­вы

М32 Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.-М.: Просвещение, 1992.-95 с.: ил.-ISBN -4.

В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.

Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органическо­го поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфе­ре детей.

В настоящее время установлено, что существует много ва­риантов функциональных, парциальных (частичных) отклонений, проявляющихся прежде всего в отставании развития речи или моторики, которые обусловлены особенностями созревания мозга. Подход к лечению и преодолению этих отклонений сугубо инди­видуален, и далеко не всем детям показано интенсивное стиму­лирующее лечение.

ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка откло­нения в развитии, важно не только иметь представление об их при­чинах, но и знать основные закономерности нормального психомо­торного развития.

Психическое развитие осуществляется под влиянием биологи­ческих и социальных факторов в их неразрывном единстве. Соот­ношение этих факторов в формировании различных функций неод­нозначно. Становление таких жизненно важных функций, как регу­ляция дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, пищеварения, в основном предопределяется биологическими факторами (гене­тической программой развития). Формирование же функциональ­ных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, в зна­чительной степени обусловлено особенностями социального окру­жения, обучения и воспитания.

было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он под­черкивал, что высшие психические функции (произвольное внима­ние, активное запоминание, мышление и речь) проходят длитель­ный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.

Особенности психического развития в норме и патологии в зна­чительной степени связаны с закономерностями созревания моз­га, которое также обусловлено взаимодействием генетических и средовых факторов.

Закономерности развития мозга и созревания функциональных систем определяют преемственность этапов нервно-психического развития ребенка. Это определяется важным принципом эволю­ции мозга, а именно принципом гетерохронности его развития. Как указывал, каждая психическая функция имеет свой оптимальный этап формирования, который соответству­ет периоду главенствующего положения этой функции в психике. Интенсивное и неравномерное развитие психических функций в эти периоды обуславливает их повышенную ранимость. Неравно­мерность созревания проявляется в парциальных (частичных) за­держках развития. Например, при нормальном психическом разви­тии у ребенка может наблюдаться удовлетворительное понимание речи и временное отставание в становлении активной, разговор­ной речи. Про таких детей родители обычно говорят: «Все пони­мает, но не говорит». Безусловно, при таком неравномерном раз­витии речи ребенок должен быть тщательно обследован врачом-психоневрологом и логопедом .

Наряду с неравномерностью созревания отдельных функциональных систем и их звеньев важное значение для нормального психического развития имеет их взаимодействие, иначе не возник­нет полноценного соединения систем в единый ансамбль, что при­ведет к специфическим отклонениям в развитии. Несмотря на раз­личный темп созревания каждой функциональной системы на раз­ных этапах возрастного развития ребенка, его мозг во все перио­ды жизни работает как единое целое, что предполагает формиро­вание межсистемных связей.

Развитие межсистемных связей в нормальном онтогенезе начи­нается в первые месяцы жизни ребенка. Затем их развитие осуще­ствляется все интенсивнее. При этом наиболее активно формируются связи с двигательно-кинестетическим анализатором: поворот головы в сторону звука - слухо-моторные связи, манипуляции с игрушкой- зрительно-тактильно-кинестетические и зрительно-тактильно-мотор­ные, самоподражание звукам - слухо-вокальные. И наконец, раз­вивается одна из узловых функций первого полугодия жизни - зрительно-моторная координация, которая будет совершенствовать­ся на протяжении всего дошкольного возраста.

У новорожденного ребенка, наряду с набором первичных врож­денных рефлексов, обеспечивающих жизненно важные функции сосания, глотания, дыхания, регуляции мышечного тонуса, отме­чается преобладание восприятия контактных раздражении. На раз­личные тактильные раздражители ребенок отвечает общей и мест­ной двигательной реакцией. При этом наиболее развиты у него защитные рефлексы, возникающие при раздражении глаз или облас­ти рта. Так, при болевом раздражении в области глаз ребенок зажму­ривает глаза, в области угла рта - поворачивает голову в противо­положную сторону. Кроме того, у него хорошо выражены все безусловные рефлексы, связанные с кормлением. Угнетение или чрезмерная выраженность безусловных рефлексов свидетельствуют о поражении нервной системы.

Одним из важных показателей нормального психомоторного развития и формирования межфункциональных связей является, в частности, фиксация взора ребенка на своей руке, которая в норме возникает в возрасте 2-3 месяцев, а затем направление руки к объекту. С 12-13 недель ребенок начинает вскидывать ру­ки на зрительный стимул и направлять их к объекту. Он также направляет руки ко рту, следит за движением своих рук. К 4 меся­цам у ребенка формируется реакция активного осязания под конт­ролем зрения. Это проявляется в том, что после зрительного сосре­доточения на каком-либо предмете он направляет к нему обе руки и начинает ими водить по этому предмету. В возрасте 5-5,5 меся­цев ребенок начинает захватывать предметы.

Зрительно-моторная координация становится узловой функци­ей с 5-го месяца жизни ребенка. Это проявляется в том, что ребе­нок тянется к видимому и близко расположенному предмету, конт­ролируя движения руки взглядом. На этом же этапе у ребенка формируются зрительно-тактильно-моторные связи, что проявляет­ся в тенденции тянуть в рот находящуюся в руке игрушку.

Развитие трехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-тактильной служит основой для формирования в дальнейшем манипулятивной и игровой деятельности.

На основе зрительно-моторного манипулятивного поведения у ребенка уже со второго полугодия жизни формируется активная познавательная деятельность .

Уже в процессе наблюдения за ребенком раннего возраста можно отметить те особенности его поведения, которые характер­ны для отставания психомоторного развития. В особо тяжелых случаях ребенок вообще может не проявлять интереса к окружаю­щему; или же его действия с предметом могут иметь характер сте­реотипии - длительных и однообразных повторений одних и тех же действий: он однообразно стучит предметом о предмет, раскачи­вается, размахивает руками перед глазами и т. д. Подобное по­ведение характерно для детей с различными отклонениями в пси­хическом развитии. Оно может наблюдаться у умственно отста­лых детей, а также у детей, страдающих ранним детским аутиз­мом или задержкой психического развития вследствие эмоциональ­ной депривации.

В основе формирования и развития психики ребенка лежит раз­нообразная деятельность, взаимодействие с внешним миром, и прежде всего - с окружающими взрослыми

Если у малыша имеется двигательная или сенсорная недоста­точность, то у него прежде всего нарушено формирование восприя­тия предметов окружающего мира. Несформированность предмет­ных действий задерживает становление предметного восприятия. Известно, что предметные действия развиваются по мере совершен­ствования общей моторики под контролем зрения. Так, ребенок начинает активно манипулировать с предметами, если он хорошо держит голову, устойчиво сидит и когда у него сохранно зритель­ное восприятие. Только в этих условиях развивается описанное выше зрительно-моторное манипулятивное поведение. По мере дей­ствия с предметами у малыша развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предмета на ощупь. Эта функ­ция - стереогноз - имеет важное значение для развития позна­вательной деятельности. У детей с отклонениями в развитии, осо­бенно при наличии двигательных и зрительных нарушений, спон­танное развитие этой функции нарушено, и необходимы специаль­ные коррекционные занятия по ее формированию.

На каждом возрастном этапе та или иная психическая или моторная функция имеет ведущее (доминирующее) значение в об­щем поступательном характере психомоторного развития. У ребен­ка первых месяцев жизни такой функцией является зрительное восприятие. К 3 месяцам ведущую роль в психическом развитии ребенка начинает играть слуховое восприятие.

Реакция на звуковой раздражитель с возможностью локали­зации звука в пространстве появляется у здорового ребенка в воз­расте 7-8 недель, более отчетливо-в 10-12 недель, когда ребе­нок начинает поворачивать голову в сторону звукового раздражителя. Спустя некоторое время такая же реакция возникает на зву­чащую игрушку. В возрасте 8-10 недель ребенок поворачивается к источнику звука, расположенному над головой, а к 3 месяцам он быстро локализует звук любого направления не только в положе­нии лежа, но и в вертикальном положении на руках у взрослого.

К 3 месяцам слуховые реакции начинают приобретать доми­нантный характер: если заговорить с двигательно возбужденным и кричащим ребенком или погреметь звучащей игрушкой, он зами­рает и перестает кричать. Если в момент появления звукового раз­дражителя ребенок был спокоен или спал, он вздрагивает.

Отсутствие слуховых реакций, их несимметричность либо чрез­мерная длительность латентного периода могут указывать на нарушения слуха. Такой ребенок срочно нуждается в специаль­ном обследовании - электрокорковой аудиометрии. При этом сле­дует иметь в виду, что отсутствие или слабость реакций на зву­ковые раздражители чаще всего обусловлены снижением слуха, в то время как неравномерность реакций на звуки, расположен­ные с разных сторон, может быть обусловлена и особенностями по­ведения взрослых. Так, если взрослый подходит к кроватке ребен­ка всегда с одной стороны, то и поворот на звук в эту сторону будет проявляться более четко. Если в этих случаях дать указание роди­телям о необходимости речевого контакта с ребенком с другой сто­роны, то быстро можно отметить одинаковость слуховых реакций.


Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.

Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни

Монография посвящена особенностям нарушения психомоторного развития детей первого года жизни.

На основе большого клинического опыта описан оригинальный подход к выявлению у них психических, речевых и двигательных расстройств. Представлен впервые разработанный и примененный в клинике метод количественной оценки возрастного психомоторного развития новорожденных и грудных детей, позволяющий объективизировать уровень развития и определить, какие функции страдают в первую очередь и в наибольшей степени.

Описаны предложенная авторами классификация задержки развития и основные неврологические и психопатологические синдромы, которые могут сочетаться с этой задержкой и влиять на ее качество. Намечены пути выяснения причины нарушения возрастного развития и изложены общие принципы его коррекции.

Нарушение речи у детей с церебральным параличом

В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические приемы коррекционных занятий по исправлению нарушений речи у данной категории детей

Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме

Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте2-3лет в период первого возрастного криза.

Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения.

Психодиагностический комплекс методик

Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников.

Учебно-методическое пособие содержит теоретический, методический и диагностический материал по использованию в практической работе психодиагностического комплекса методик, разработанного и апробированного авторами применительно к целям школьной психологической службы и практики работы медико-педагогических комиссий по отбору детей в специальные школы.

Ребенок с отклонениями в развитии

Ранняя диагностика и коррекция.

В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.

Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органического поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфере детей.

Научная сфера невропатология ,
детская психиатрия ,
детская психоневрология ,
коррекционная (лечебная) педагогика и дефектология

Елена Михайловна Мастюкова (1 июля , Москва - 10 февраля , Москва) - советский и российский врач-невропатолог, детский психоневролог и дефектолог; доктор медицинских наук, профессор; заведующая лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей (с 1985), заведующая сектором Консультативно-диагностического центра Института коррекционной педагогики РАО (1992-1997). За время её работы в НИИ дефектологии (Институте коррекционной педагогики РАО) лаборатория превратилась во Всесоюзный консультативно-диагностический центр для детей с нарушениями психофизического развития.

Биография

Родилась в семье учителей. В 1952 году окончила по специальности «Лечебное дело». [ ]

Работала врачом-терапевтом в 4-й Городской клинической больнице (Москва, 1952), в войсковой части (ГСВГ , 1953-1958). В 1960 году окончила клиническую ординатуру по невропатологии, по детской психоневрологии на базе Московской больницы им. С. П. Боткина и Психоневрологической городской клинической больницы им. Соловьёва, в 1964 - аспирантуру при по специальности «детская психоневрология». [ ]

Работала врачом-психоневрологом детской поликлиники (1964), Дома ребёнка (1964-1966). В 1966-1968 годы - ассистент кафедры детской психиатрии; в 1968-1974 - старший научный сотрудник реабилитационного отделения . [ ]

В 1974-1997 годы работала в : старший научный сотрудник лаборатории обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (1974-1980), старший научный сотрудник (1981-1985), заведующая лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей (1985-1992), заведующая сектором Консультативно-диагностического центра (1992-1997). [ ]

Преподавала на факультете дефектологии МГПИ им. В. И. Ленина ; в 1980-1981 годы заведовала кафедрой логопедии там же. [ ]

В 1997-1998 годы - главный специалист Московского городского психолого-медико-социального центра «Детство»; в 1998-2000 - методист Учебно-методического центра по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» .

Умерла 10 февраля 2004 года. Похоронена в Красногорске , кладбище «Горбрус». [ ]

Научная деятельность

В 1965 году защитила кандидатскую , в 1979 - докторскую диссертацию . Старший научный сотрудник по специальности «педиатрия » (1983).

Основные направления исследований - детская психоневрология и дефектология : двигательные, речевые и психические нарушения у детей с аномалиями нервно-психического развития, разработка методов их реабилитации. [ ]

Достижения: [ ]

  • участвовала в создании:
    • психодиагностических методик для детей с различными нарушениями развития,
    • шкал количественной оценки психомоторного развития новорождённых и грудных детей, позволяющих объективизировать общий уровень их развития и определить соотношение нарушенных и сохранных функций в его структуре.
  • разработала:
    • клинический подход к проблеме общего недоразвития речи у детей;
    • клиническую классификацию общего недоразвития речи у детей, разграничивающую варианты неосложнённого и осложнённого общего недоразвития речи и детей с алалией ;
    • российскую научную нейропсихолого-педагогическую позицию в отношении дифференциальной диагностики и коррекции системных нарушений речи у детей.

Сделала вывод том, что речевой дефект у детей с общим недоразвитием речи выступает не единственной причиной, определяющей задержку психического развития ; в структуре этой задержки доминируют замедление темпа формирования психических процессов, трудности формирования языковой и других символических видов деятельности, недостаточность связанных с речью умственных операций (вербальная память, навыки фонемного и морфемного анализа, выполнение действий по аналогии, перенос на языковом материале и т. д.). [ ]

Определила, что нарушение сроков развития речи является одним из частых симптомов нервно-психических заболеваний и отклонений в развитии у детей преддошкольного и раннего дошкольного возраста: при сопоставлении со здоровыми детьми у них наблюдалось более позднее появление лепета, первых слов и понимания ситуационной речи. [ ]

Разрабатывала вопросы лечения и профилактики нарушенного психического развития, а именно специфических расстройств развития речи, с учётом того, что даже при выраженных отклонениях от нормы всегда обнаруживаются сохранные параметры, составляющие функциональный резерв, который возможно использовать для разработки нейрореабилитационных мероприятий. [ ]

Избранные труды

Избранные труды

  • Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Владос, 2008. - 703 с. - (Коррекционная педагогика). - (Учебник для вузов). - 50 000 экз. - ISBN 978-5-691-01357-7
  • Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М. : Медицина, 1993. - 105+7 с. - (Научно-популярная медицинская литература). - 20 000 экз. - ISBN 5-225-00434-2
  • Логопедия: основы теории и практики: [система логопедического воздействия: пособие для развивающего обучения, осуществляемого родителями, воспитателями детских учреждений и учителями]. - М.: Эксмо, 2011. - 282+1 с. - (Поэтапное коррекционное обучение: эффективная система). - 15 000 экз. - ISBN 978-5-699-48294-8
  • Жукова Н. С., Мастюкова, Филичева Т. Б. Логопедия: Преодоление общ. недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД, 1998. - 316+1 с. - (Учимся играя). - 1 100 000 экз. - ISBN 5-89396-085-8
    • - . - Екатеринбург: Литур, 2000. - 20 см. - (Серия «Учимся играя»). - 50 000 экз. - ISBN 5-89648-041-5
    • - Екатеринбург: Литур, 2003. - 316+1 c. - (Серия «Учимся играя»). - 30 000 экз. - ISBN 5-89648-141-1
  • Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей: [книга для логопеда: учебное пособие]. - Екатеринбург: КнигоМир, 2011. - 316+1 с. : ил. ; 21 см. - (Книга для логопедов). - 4000 экз. - ISBN 978-5-9780-0422-9
  • Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.: Просвещение, 1973. - 222 с. - 40 000 экз.
    • Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1990. - 238+2 с. - 72 000 экз. - ISBN 5-09-001259-8
    • Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Die Überwindung der verzögerten Sprachentwicklung bei Vorschulkinderr / N. S. Shukowa, J. M. Mastjukowa, T. B. Filitschewa. - Berlin: Volk u. Gesundheit, 1978. - 348 S. - (Beiträge zum Sonderschulwesen u. zur Rehabilitationspädagogik / Hrsg. u. Prof. Dr. paed. habil. K.-P. Becker u. Prof. Dr. psed. habil. Peter Voigt ; Bd. 25).
  • Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Минимальная мозговая дисфункция у детей: Науч. обзор. - М.: ВНИИМИ, 1978 (вып. дан. 1979). - 50 с. - (Медицина и здравоохранение: Обзор. информ. / ВНИИ мед. и мед.-техн. информ. Серия «Педиатрия»).
  • Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М. : Медицина, 1981. - 271 с.
  • Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Пособие для родителей и воспитателей. - М. : Просвещение, 1980. - 47 с. - 18 000 экз.
    • - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1993. - 52 с. - 8000 экз. - ISBN 5-09-004544-5
  • Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: Ран. и дошк. возраст: Советы педагогам и родителям по подгот. к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 303 с. - 30 000 экз. - ISBN 5-691-00054-3
  • Мастюкова Е. М. Особенности психического развития и нервно-психических отклонений у детей, перенесших асфиксию при рождении: Автореф. дис. … канд. мед. наук / Центр. ин-т усовершенствования врачей. Кафедра дет. психиатрии. - М., 1965. - 11 с.
  • Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 94 с. - 36 000 экз. - ISBN 5-09-004049-4
  • Мастюкова Е. М. Системогенез нервно-психической деятельности у детей с анте- и перинатальным поражением мозга: Автореф. дис. … д-ра мед. наук: (14.00.09) / Второй Моск. гос. мед. ин-т им. Н. И. Пирогова. - М., 1978. - 48 с.
  • Мастюкова Е. М. Специальная педагогика: подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии: ранний и дошкольный возраст: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений, обучающихся по специальностям: 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика, 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия, 031900 Специальная психология, 032000 Специальная дошкольная педагогика и психология. - М.: Классикс Стиль, 2003. - 319 с. - 5000 экз. : Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений по спец.: 032000 - Спец. дошк. педагогика и психология, 031500 - Тифлопедагогика, 031600 - Сурдопедагогика, 031700 - Олигофренопедагогика, 031800 - Логопедия, 031900 - Спец. психология / Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит. издат. центр Владос, 2004 [то есть 2003]. - 407 с. - (Учебное пособие для вузов). - 10 000 экз. - ISBN 5-691-01100-6
  • Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Умственная отсталость у детей: (Клинико-генет. и социал.-психол. аспекты). - М. : НПО «Союзмединформ», 1989. - 74 с. - (Медицина и здравоохранение: Обзор. информ. / Науч.-произв. об-ние «Союзмединформ» . Серия «Медицинская генетика и иммунология» ; Вып. 1).
  • Мастюкова Е. М., Певзнер М. С., Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития: Учеб. пособие: [В 3 вып.]. - Иркутск: ИГПИ, 1992. - Вып. 1. - 159+1 с. - 1000 экз.
  • Певзнер М. С., Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности: (Вариант гидроцефалии). - М. : Педагогика, 1982. - 104 с. - 10 000 экз.
  • Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. - М.: Медицина, 1972. - 328 с. -
© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары