Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Основоположники консерватизма в 19 веке. Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти XIX в

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь Московский университет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы». «Отечественные записки», «Современник» и др. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII-XIX вв. приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство в качестве главной опоры самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Либеральное направление

Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, написавщего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор - Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

На рубеже 30-40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения - славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников - историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников.

Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и се национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

Радикальное направление

Во второй половине 20-х - первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20-30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А. С. Пушкина и ответом ему декабристов.

Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и антисамодержавной идеологии (кружки братьев П. М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.). Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Их члены лишь обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования страны. Однако правительство жестоко расправилось с участниками кружков. Студент А. Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты. По личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских заточили в Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции. Одних участников «Сунгуровского общества» суд приговорил к ссылке на каторжные работы, других - к отправке в солдаты.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись философским постулатом Г. В. Ф. Гегеля «все разумное действительно, все действительное разумно» и на этой основе пытались примириться с «гнусной», по оценке В, Г, Белинского, российской действительностью.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др.

Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором «не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». В. Г. Белинскому были близки некоторые идеи Западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его «Письмо к Гоголю», в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ oт общественной борьбы. В. Г. Белинский писал: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека». Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения общественных деятелей радикального направления.

Петрашевцы

Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них - М. В. Буташсвича-Пстрашевского - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).

М. В. Пеграшевекий на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не только петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания - известные в Петербурге «пятницы». Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845-1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказавшею большое влияние на формирование их мировоззрения.

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований-В 1848 г. М. В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это. участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф. М. Достоевским в романе «Идиот».)

Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России западно-европейских социалистических идей.

А. И. Герцен и теория общинного социализма. Создание отечественной разновидности социалистической теории связано с именем А. И. Герцена. Он и его друг Н. П. Огарев еще мальчиками дали клятву бороться за лучшее будущее народа. За участие в студенческом кружке и пение песен с «гнусными и злоумышленными» выражениями в адрес царя они были арестованы и отправлены в ссылку. В 30 - 40-х годах А. И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. За его творчеством пристально следила полиция. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А. И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.). выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н. П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857-1867 гг.). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А. И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей.

В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848-1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других - осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А. И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.

В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Одни - молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие - настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи - активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине.

Last edited by 9 years, 2 months ago

План

  1. Понятие консерватизма, принципиальные отличия от других течений
  2. Основные идеи
  3. Представители

Консерватизм – современное политическое течение, наряду с либерализмом и социализмом, зародившееся в эпоху Просвещения и развивающиеся до наших дней.

Само понятие консерватизм возникает позже, чем его явление. Слово консерватизм стало известно благодаря Шатобриану с 1818 г. (в газете « Conservator »).

Консерватизм – «реактивная идеология». Её реактивность проявляется в том, что свои основные ценностные установки и мировоззренческие доминанты она развивала в полемике со своим главным оппонентом – рационализмом и универсализмом Просвещения. А в первой половине 19 века консерватизм развивается как ответ на вызовы Великой Французской революции.

Отличие от традиционализма: Современность консерватизма в том, что он не против изменений вообще, как например, в традиционализме.

Отличие от фундаментализма: в том, что консерватизм не рисует «идеального прошлого» к которому необходимо вернуться любой ценой, и отвергнуть современное положение вещей, как например, в фундаментализме.

Девиз консерватизма – «сохранять, изменяя» (Эдмунд Берк). Консерватизм выступает за изменения, за развитие, за современность, но обдуманно и постепенно, стараясь сохранить лучшее из старого.

Отличие от либерализма и социализма (в глобальном плане): консерватизм не является миссионерским учением. Если в либерализме и социализме есть основная идея - миссия, во имя которой их последователи готовы изменять реальность, то в консерватизме такой идеи нет, соответственно и нет того логического универсализма, как в теориях либерализма и социализма. Консерваторы выступают за развитие экспериментальным методом, путем «проб и ошибок», в отличие от доктринальных идей либералов и социалистов, стремящихся реализовать теоретические модели и построения.

Консерваторы ориентируются на «благоразумие», в отличие от приверженности «верному учению» остальных. Консерваторы пытаются мыслить в категориях «сегодняшнего дня», а не «светлого завтра».

Представители.

В первой половине 19 века, различался английский, немецкий и французский консерватизм. Различия между ними следующие (в общем): Английские консерваторы – прагматизм, исходили из того, что все должно приносить пользу, в стиле, зачем ломать старое, если оно может приносить пользу и сейчас. Немецкие консерваторы смотрят иначе: они были близки с немецкими романтиками нач.19 века, их объединял поиск некой природной гармонии во окружающем мире. Помимо этого, красной нитью в их рассуждениях проходит проблема объединения и возрожения немецкой нации. Французские консерваторы – недовольны Французской революцией, считают её национальной трагедией, их мысли посвящены тому, что делать и как обустроить правильно Францию.

Французский консерватизм:

Жозеф де Местр (1754 – 1821), «Рассуждения о Франции», основные мысли:

1) Монархия – самый сильный политический строй

2) Свобода в делах политических – порядок и иерархия

3) Политика должна опаираться не на разум, а на опыт

4) Опыт черпается в истории

5) Критика всех писанных конституций: конституцию могут писать только безумцы, т.к. она должна прорастать постепенно, естественно, а не писать за один день

6) «Всякий народ имеет такое правление, которое заслуживает»

Луи де Бональд (1748 -1840)

1) Французская революция – величайшая катастрофа

2) Власть эффективна тогда, когда предстает в форме высшей инстанции, т.е. носит трансцендентный характер

3) Человек должен употреблять на благо общества все то, что оно ему дало – философия МЫ

4) Современное разлагающееся общество (философия либерализма) – философия Я

5) Задача – восстановить единство общества

6) Государство должно быть монархическим, но допустимы демократические элементы и местные институты

Немецкий консерватизм:

Фридрих Шлегель (1772-1829), «Путешествие во Францию», «Лекции по философии», стихотворение «К немцам», «Работы по всеобщей истории». Основные мысли:

1) Германия должна отказаться от своих притязаний на роль политической державы, но должна возродиться как культурная нация

2) Делается упор на духе немецкой нации, немецкий народ не утратил своей связи с национальными корнями

3) Идея восстановления религиозного единства Западного мира – идея целостности Европы

4) Государство должно быть сословным, т.к. именно сословное государство может гарантировать свободу, государство должно обладать внутренним единством, иерархией.

5) Государство должно быть монархическим. Только монархия – основа гражданского мира, может поддерживать согласие в умах

6) Государство должно быть основано на вере, на союзе с церковью; Папе тоже нужно подчиниться монарху, но должна быть сильная национальная церковь

7) Опора на аристократию, немецкая аристократия, как носитель моральных идеалов

Людвиг Ахим фон Арним (1781 – 1831)автор романов, новелл («Хранители короны»1817) Основные мысли:

1) Народ – это класс малообразованный, но обладающий внутренним светом, который отразился в средневековом гении

2) Народ может образоваться в нацию, когда будут уничтожены социальные перегородки

3) Все классы должны быть связаны национальным духом – только такая нация устоит протии чужеродных влияний

Иозеф Гёррес , «О падении Германии и условиях ее возрождения», «Германия и революция». Основные мысли:

1) интерпретировал идеи Арнима – говорит о национальном пробужении, самосознании немцев, о политическом Возрождении Германии

2) Государство – живой организм, государь – выражение эманации народной воли

3) Политика – искусство удержания элементов в гармонии

4) Каждая нация – закрытое целое, общность крови, что объединяет её в одно целое

5) Никаких ассимиляций, за чистоту крови

6) Отвергает попытки написать Конституцию – она должна вырастать из традиций

7) Германия должна быть сильным федеративным государством, где во главе стоит император

Адам Генрих Мюллер (1779 – 1829), «Элементы политического искусства» (1809). Основные мысли:

1) Развивает идею формирования немецкой нации – потребность в пробуждении в Германии национального чувства

2) Государство – живой организм, в который интегрированы различные национальные силы, объединенные общностью языка и традиции

3) Политика – особая деятельность, сродни прекрасному искусству, т.к. тоже устанавливает свою гармонию

4) Цель государства – чтобы между частями государства установилась живая связь, чтобы они пребывали в гармонии

5) Государь – специфический посредник, который устанавливает соотношение между частями, временный блюститель живого закона

6) Государство не может иметь определение, а может иметь только идею, находиться в постоянном развитии и становлении, имеет естественное происхождение, и его нет без веры, любви и жертвенности

7) Свобода гражданина в том, чтобы служить государству

8) За монархический принцип, но и за сочетание республиканских моментов

Английский консерватизм.

Эдмунд Берк (1729-1797). «Размышления о революции во Франции» (1790)

1) Одним из первых открыто выступил с обвинениями в адрес французских революци­онеров Будучи членом партии вигов, занимавшей достаточно либеральные позиции в борьбе против попыток реставрации единоличной власти короля Георга III , Берк прославился своими пламенными речами в защиту политических и гражданских прав американских колони¬стов, борьбой против коррупции и деспотизма, яркими обличениями генерал-губернатора Индии.

2) Т еория естественного права и общественного договора всего лишь мнимое умозаключение

3) Софистичность политической теории Просвещения заключается в ее абстрактности и априоризме

4) Чувства, страсти, желания господствуют в человеческой природе и всегда сопутствуют рационально организованным интересам

5) Человеческая природа сложна и запутанна, - пишет Берк, - общественные интересы тоже сложны чрезвычайно, и, значит, нет такого политического направления, нет такой власти, которая устраивала бы каждого.

Сэмюэла Тейлор Колридж (1772-1834), последователь Берка, поэт-романтик. «Устройство Церкви и Государства в соответствии с идеей каждого из них» (1830).

1) Люди, полагает он, могут жить только сообща, и только сообща они создают гражданское общество. В обществе человек - нечто гораздо большее, чем просто индивид, так как он живет согласно определенным принципам и стандартам, установленным государством. Но человек, по Колриджу, существо не только общественное, но еще и моральное, связанное с определенной ценностной системой. Поэтому общество - и это центральный пункт политической философии мыслителя.- он понимает как «моральное единство, органическую целостность»

2) Государство - это также моральная целостность, выходящая за пределы чувственного опыта составляющих его индивидов; при этом благо государства является благом для всех его подданных.

3) Место индивида в обществе определяется не его равными с другими правами и свободами, но его ценностью для государства. А эта ценность, в свою очередь, как и любое моральное установление, детерминирована опытом. Поэтому то, что мы называем правами и обязанностями, - а они неразделимы, - есть лишь внешние знаки, благодаря которым мы можем знать, обладает ли индивид своим местом в обществе и государстве. Поэтому неправильно говорить: все люди имеют равные права и обязанности. Правильнее было бы сказать: все в равной степени обладают правами и обязанностями.

От Андреаса:

Морфология консервативного стиля мышления (согласно К. Манхейму) (в первую очередь в отличие от либерального рационалистического мышления):

1) Придерживается того, что непосредственно дано и действует. Конкретно.

2) Замена одних единичных фактов другими (за улучшение). Консервативный реформизм - это изменение не системы в целом, а отдельных ее деталей.

3) Консервативная идея свободы: люди неравны по талантам и способностям, но каждый должен обладать возможностью их развивать без препятствий извне.

4) Акцент делается не на субъекта и оптимизированное гражданское общество, а на народ и сословие как органическое сообщество.

5) Стремится завершить уже формирующееся (метод), а не технико-рационалистичокругленияески изобрести, как должно быть.

6) Мышление интуитивное, а не структурное.

7) Настоящее - это последующийпункт прошлого, а не начало будущего.

8) Понятие "разума" вторично по отношению к понятиям "история", "жизнь", "нация"

9) Дедукционализму естественного права противостоит иррационализм действительности.

10) Вводится понятие организма, который уникален и для него не его улучшения нет универсальных абстрактных решений.

11) Целое не сумма частей (народ - это не сумма Я, есть еще народный дух).

12) Динамическая концепция разума (разум не трансцендентален истории и миру).

Литература

Ответ предыдущего курса:

1. Общее понятие. Консерватизм содержит в себе широкий спектр идейно-политических течений, черт консерваторов - вера в высший порядок на основе религии: пессимистический взгляд на природу человека и скептицизм в отношений возможностей разума; органицистская и иерархическая концепция общества, имперские амбиции во внешней политике; почтение к политической и духовной власти; подчеркивание значения традиций, преимуществ крайне медленных, осторожных изменений; обращение к нации и народу.

Формирующаяся на рубеже XVIII -XIX вв. консервативная идеология основные ценностные установки развивала в полемике со своим главным оппонентом -рационализмом и универсализмом Просвещения.

2. Английский консерватизм

Эдмунд Бёрк - «Размышление о революции во Франции» критика идей Просвещения: нельзя абстрактно рассуждать о правах и свободе, против рассуждения о полит, процессе вне исторических рамок, идея суверенитета народа неприемлема, абстрактные идеи бесполезны, т.к. в каждом обществе есть свое понимание этих идей. Традиция играет роль общественного договора.

Семюэль Тейлор Колридж - основная тема исследований - каким образом своевольные и непокорные люди могут жить сообща, не истребляя при этом друг друга.

Томас Калейль -Против либеральных ценностей и просвещенческих ценностей. Осуждает разлагающее влияние реформации- разрабатывает тему героя, вносит социальную ориентацию в консерватизм.

3.Французский консерватизм (еще более консервативен, чем английский) Жозеф де Местр. Осн. идеи - человек есть существо общественное, религиозное. Критикует принятие французской конституции,т.к. К.- дело естественное,

Само понятие "консерватизм" довольно многозначно. Многие ученые, исследователи характеризуют это направление по-разному, вкладывают свой особый смысл, наделяют его различными функциями. "Философский энциклопедический словарь" /М., 1989/ консерватизм определяет как "идейно-политическое учение, противостоящее прогрессивным тенденциям социального развития". Носителями идеологии консерватизма выступают различные общественные классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих порядков. Характерные особенности консерватизма – враждебность и противодействие прогрессу, приверженность традиционному и устаревшему, консерватизм в переводе с латинского – сохраняю.

Распространено также т.н. "ситуационное" понимание консерватизма как системы идей, используемой для оправдания и стабилизации любой общественной структуры, независимо от ее значения и места в социально-историческом процессе. В консерватизме обнаруживаются сходные идейные установки: признание существования всеобщего морально-религиозного порядка, несовершенство человеческой природы, убеждение в природном неравенстве людей, ограниченные возможности человеческого разума, необходимость классовой иерархии и др.

Консерватизм обозначает также философско-политическое понятие, при котором его носители выступают как против любых радикальных, левых течений, так и против крайне правых сил, пытающихся остановить прогрессивное развитие общества.

Одна из важнейших функций консерватизма – социальная, которая имеет следующие характеристики:

Сохранение и бережное отношение к национальному менталитету, моральным традициям и нормам человечества;

Недопустимость вмешательства человека в ход исторического развития, насильственной ломки привычного образа жизни;
- трактовка общества как объективной реальности, которая имеет свою структуру и собственное развитие.

В современной научной литературе можно встретить и иную функцию консерватизма, которую можно назвать определенным типом или стилем мышления.

Теория консерватизма, ее основные положения были рассмотрены в работах Э. Берка /ХVIII в./. Он и его многочисленные последователи были убеждены, что социальный опыт передается из поколения в поколение, человек не может его сознательно прогнозировать и не в состоянии им, поэтому управлять.

В России на протяжении всего ХIХ в. идеи консерватизма получили широкое распространение и прошли долгий путь от славянофильства к религиозно-этическому искательству. В философских и литературно-критических работах этого периода рассматривались и осмысливались исторические события, связанные с победой над Наполеоном /1812г./, восстанием декабристов /1825г./, отменой крепостного права /1861г./, проведением буржуазно-либеральных реформ /б0-70гг./. развитием капиталистических отношений и революционно-демократического движения.

В первой половине ХIХ в. царское правительство пыталось разработать собственную идеологию, на основании которой воспитать преданное самодержавию молодое поколение. Главным идеологом самодержавия стал Уваров. В прошлом вольнодумец, друживший со многими декабристами, он выдвинул так называемую "теорию официальной народности" /"самодержавие, народность"/. Смысл ее состоял в противопоставлении дворянско-интеллигентской революционности и пассивности народных масс, наблюдавшейся с конца ХVIII в. Освободительные идеи представлялись как наносное явление, распространенное только среди "испорченной" части образованного общества. Пассивность крестьянства, его патриархальная набожность, стойкая вера в царя изображались в качестве "исконных" и "самобытных" черт народного характера. Уваров утверждал, что Россия "крепка единодушием беспримерным – здесь царь любит Отечество в лице народа и правитимкак отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу".

Виднейшие представители официальной науки, /например, историк М.П. Погодин/ были сторонниками "теории официальной народности" и в своих трудах восхваляли самобытную Россию и существующие порядки. Эта теория на многие десятилетия стала краеугольным камнем идеологии самодержавия.

В 40-50-х гг. ХIХ в. идейные споры велись в основном о будущих путях развития России. Славянофилы выступали за самобытность России, которую они видели в крестьянской общине, в православии и в соборности русского народа. Срединих своим значительным философским потенциалом выделялись И.В. Киреевский. К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и особенно А.С. Хомяков. Они стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на основе исконно отечественных идейных традиций особую русскую философию.

Выступая с обоснованием самобытного, т.е. не буржуазного пути исторического развития России, славянофилы выдвинули оригинальное учение о соборности, объединении людей на основе высших духовных, религиозных ценностей – любви и свободы. Главные особенности России они усматривали в крестьянской общине и православной вере. Благодаря православию и общинности, доказывали славянофилы, в России все классы и сословия мирно уживутся друг с другом. Петра I оценивались ими весьма критически. Считалось, что они отклонили Россию с естественного пути развития, хотя не изменили ее внутренний строй и не уничтожили возможность возврата на прежний путь, который отвечает духовному складу славянских народов.

Славянофилы даже выдвинули лозунг "Царю – власть, народу – мнение". Исходя из нее, они выступали против всяческих нововведений в области государственного управления, особенно против конституции по западному образцу. Духовной основой славянофильства было православное христианство, с позиций которого они критиковали материализм и классический /диалектический/ идеализм Гегеля и Канта. Со славянофильством многие исследователи связывают начало самостоятельной философской мысли в России. Особенно интересны в связи с этим взгляды основателей этого течения А.С. Хомякова /1804-1860/ и И.В. Киреевского /1806-1856/.

Для философского учения славянофилов основополагающим является понятие соборности, которое впервые вводится А.С. Хомяковым. Под соборностью он подразумевает особый род человеческой общности, который характеризуется свободой, любовью, верой. Алексей Степанович считал истинной христианской религией православие: в католицизме есть единство, но нет свободы, в протестантизме, напротив, свобода не подкрепляется единством. Только для православия характерны соборность, или общинность, сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу. Со-борность, единство, свобода, любовь – вот ключевые и наиболее плодотворные философские идеи Хомякова.

И.В. Киреевский соборность определяет как подлинную социальность, носящую ненасильственный характер. Соборность, по его учению, лишь качество русской социально-культурной жизни, прообраз Царства Божия на земле.

В современной научной литературе, монографиях, коллективных исследованиях последних лет особый акцент делается на изучение социальных идеалов славянофилов. И Киреевский и Хомяков в качестве идеальной модели общественного устройства видели общину, которая рассматривалась ими единственное уцелевшее в русской истории социальное учреждение, в котором сохранились нравственность, как отдельного человека, так и общества в целом.

В теории славянофильства наиболее стройная и логически обоснованная концепция социального устройства общества принадлежит К.С. Аксакову, сыну известного писателя С.Т. Аксакова. Он сформулировал концепцию "земли и государства", в которой доказывал особенность исторического пути русского народа. В 1855г. Аксаков в своей записке "0 внутреннем состоянии России" изложил собственные взгляды на идеальное социальное устройство. Он был убежден, что следованиеимпозволит избежать различного рода социальных бунтов, протестов, даже революций, которые вспыхивали в это время в Европе.

К.С. Аксаков считал, что единственной приемлемой для России формой государственного правления, соответствующей всему ходу русской истории, является . Другие , включая демократию, допускают участие общества в решении политических вопросов, что противоречит характеру русского народа. В обращении к Александру II он отмечал, что русский народ "...не государственный, не ищущий участия в правлении, в желающий условиями ограничивать правительственную власть, не имеющий, одним словом, в себе никакого политического элемента, следовательно, не содержащий в себе даже зерна революции или устройства конституционного...".

В России народ не рассматривает государя в качестве земного бога: он повинуется, но не боготворит своего царя. Государственная власть без вмешательства в нее народа может быть только неограниченной монархией. А невмешательство в свободу духа народа, народа – в действия государства и является основой жизни общества и государства.

Все последователи теории славянофильства считали, что в России ни в коем случае нельзя вводить институты власти, подобные западным, т.к. Россия располагает собственными политическими моделями.

Идеологи славянофильства ратовали за возрождение допетровского сословно-представительного строя, монархических и патриархальных нравов. В своем творчестве славянофилы зачастую идеализировали черты русского национального характера, образа жизни, верования. Они пытались вывести будущее России из прошлого, а не из настоящего, поэтому вих взглядах много утопического.

Философия славянофилов строилась на основе русского понимания христианства, воспитанного национальными особенностями русской духовной жизни. Своей философской системы как таковой они не выработали, но им удалось установить общий дух философского мышления в России. Ранние славянофилы выдвинули ряд принципиально новых идей, но целостной философской системы у них не было. Не удалось добиться успеха в этом деле, уже в 70- 80-е годы Х1Хв., также поздним славянофилам, в частности, Н.Я. Данилевскому. Он прославился своей книгой "Россия и Европа". Вслед за немецким историком Рюкертом, но ранее автора известной книги "Закат Европы" Шпенглера и других получивших широкую европейскую известность работ. Данилевский развивал концепцию культурно-исторических типов: общечеловеческой цивилизации нет, а есть определенные типы цивилизаций, их всего 10, среди которых выделяется своим будущим славянский историко-культурный тип. Поздние славянофилы были консерваторами и отказались от утопизма своих предшественников.

Под влиянием славянофильства сложилось почвенничество, общественно-литературное движение б0-х годов ХIХв. А.А. Григорьеву и Ф.Н. Достоевскому была близка идея приоритета искусства – с учетом его органистической силы – над наукой. "Почва" для Достоевского – это родственное единение с русским народом. Быть с народом значит иметь в себе Христа, предпринимать постоянные усилия по своему моральному обновлению. Для Достоевского на первом плане стоит постижение последней правды человека, истоков действительно положительной личности. Именно поэтому Достоевский – мыслитель экзистенциального склада, путеводная звезда "экзистен-циалистов ХХ века, но в отличие от них он не профессиональный философ, а профессиональный писатель. Может быть, поэтому в творчестве Достоевского едва ли просматривается сколько-нибудь четко сформулированная теория философская.

Выступающий с позиций почвенничества А.А. Григорьев /1822-1864/ в целом признавал определяющее значение патриархальности и религиозных начал в русской жизни, но очень критично отзывался о романтическом классического славянофильства: "Славянофильство верило слепо, фанатически в неведомую ему самому сущность народной жизни, и вера вменена ему в заслугу.

В 60-90-е годы ХIХ в. Россия встала на путь капиталистического развития. В период после проведения либерально-буржуазных реформ 60-70-х гг. капиталистический строй утверждался во всех сферах общественно-политической и экономической жизни. Капиталистические отношения, как в городе, так и в деревне, переплетались с сильными пережитками крепостничества: осталось помещичье землевладение, полуфеодальные способы эксплуатации крестьян. Преобладал так называемый "прусский" тип капитализма в сельском хозяйстве, характеризующийся сохранением помещичьей собственности и постепенным превращением помещичьего землевладения в капиталистическое.

В связи с этими обстоятельствами и усложнением общественно-политическое развитие России во второй половине ХIХ века было наполнено острыми противоречиями. Эти противоречия в жизни пореформенной России нашли свое отражение в борьбе различных течений и направлений русской общественной мысли, в том числе и в области философии.

В это время в России, как и прежде, официально господствующим направлением общественной мысли было монархическое направление, оплотом которого были религиозная идеология и идеалистические течения в философии, т.н. "монархический лагерь". Оно основывалось на различных идеалистических учениях – от наиболее религиозных течений до позитивизма. По своим социальным истокам и сущности фи-лософский идеализм в России во вт. пол. ХIХ в. был выражением интересов господствующего класса – помещиков и либерально-монархической буржуазии. Несмотря на то, что российская буржуазия была относительно молодым классом и только укрепляла свои позиции, она не только не отличалась революционностью, но, наоборот, страшилась революционного пролетариата и искала союза с помещиками под эгидой самодержавия.

Поэтому одним из основных направлений философской мысли приверженцев консерватизма в России была борьба с революционно-демократическим и пролетарским движением, с материализмом.

В России во вт. пол. XIX в. в условиях зарождения и формирования капиталистических отношений приобретает консервативную функцию идеология классического либерализма. Переход от прошлого к настоящему идеологами консерватизма мыслился как стабилизация не подлежащей изменение социальной формы. Консерваторы объявляют социальной утопией возможность вмешательства субъекта в ход исторического процесса, скептически относятся к возможностям волевых решений социальных проблем.

Представители радикализма и революционеры все время ссылались на науку и научный прогресс, и при этом подчеркивали, что они одни имеют право говорить от имени науки. Таким образом, они предоставляли консервативным кругам как раз те доводы, которые они искали. Ведь если наука, и особенно философия, являются основой для того, чтобы разрушать весь существующий правопорядок, то польза философии сомнительна, а ее вред очевиден. Для славянофилов это было лишним подтверждением их убеждения в том, что вся западная мудрость – просто духовный яд.

Было бы поистине неблагодарной задачей защищать науку и ее свободу, с одной стороны, от революционных демократов и впоследствии большевиков, объявивших на нее монополию, а с другой – от подозрений правых консерваторов. Задача эта выпада на долю консервативных либералов, таких, например, как Чичерин или Катков. Катков был убежден, что революционное учение, несмотря на свою логическую обоснованность и стройность, ничего общего с наукой не имеет и что, напротив, распространение этих взглядов является последствием подавления научного мышления и научной свободы. В своей газете "Московские ведомости" /№ 205, 1866/ Катков писал: "Все эти лжеучения, все эти дурные направления родились и приобрели силу посреди общества, не знавшего ни науки, свободной, уважаемой и сильной, ни публичности в делах... «. Ему вторит Чичерин: "... эта бессмысленная пропаганда, клонившаяся к разрушению всего существующего строя, учинялась в то время... когда на Россию сыпались неоценимые блага, занималась заря новой жизни..." /буржуазно-либеральные реформы 60 - 70-х годов ХIХ в. – авт./. И далее он приходит к выводам что в России "искренним либералам при существующем порядке остается поддерживать ... «Под абсолютизмом Чичерин подразумевал самодержавие в России. Довольно резко отзывался он о демократической форме правления: "Всякий, кто не примыкает к общему течению или осмеливается подать голос против большинства, рискует поплатиться имуществом, и даже самою жизнью, ибо разъяренная толпа способна на все... Демократия представляет господство посредственности: возвышая массу, она понижает верхние слои и все подводит к однообразному, пошлому уровню".

Как показывает история философии, во второй половине XIX века русские философы-идеалисты того времени были идеологами правящих классов, стремившихся во что бы то ни стадо защитить и увековечить существующий порядок, искренне веря, что для России это единственный способ избежать социальных потрясений и кровопролития. Консервативные настроения присутствует в их творчестве, их трудах, их мыслях: они старались укрепить самодержавие, влияние церкви, упрочить религиозное мировоззрение.

Представители русской консервативной мысли в XIX веке, особенно во второй его половине, накопили богатейший материал к размышлению. Но в 1917 году в России произошла социалистическая революция, и развитие свободного философского процесса было прервано. Многие философы так и не приняли Октябрьскую революцию, не смогли смириться с существующим положением дел и вынуждены были покинуть страну. И вообще, русская интеллигенция была объявлена "идеологически чуждым классом", и многие из них отправились в эмиграцию в целях собственной безопасности.

В то же время в социалистической России был насильственно положен конец бывшему многообразию философских систем. Соответствующие государственные органы позаботились о том, чтобы в стране возобладала, одна философская линия – марксистко-ленинская. В советской науке сложился весьма тенденциозный стереотип на творческое наследие таких общественных деятелей, как, например, Радищев, Герцен, Белинский, Чернышевский, и др. и явная переоценка мировой значимости их философских систем. Единственно верным и правильным считалось учение классиков марксизма-ленинизма и труды их последователей, отечественных государственных и общественных деятелей, которые издавались в стране многомиллионными тиражами.

Ими настоятельно предлагалось руководствоваться во всех сферах человеческой жизни. Всяческое инакомыслие попросту запрещалось и даже преследовалось. Само слово "консерватор" у нас в стране было синонимом слова "реакционер», и их самих, и их взгляды гневно клеймили в своих сочинениях как государственные лидеры, /например, В.И. Ленин: "Антинародный характер российского идеализма, его идейный крах ярко проявляются и в политической эволюции его проповедников... Катков – Суворин – "веховцы", все это исторические этапы поворота русской буржуазии к защите реакции, к шовинизму и антисемитизму...", так и представители официальной науки, /например, Л. Коган: "Российский идеализм, особенно в последней трети XIX века, был органически враждебен науке, всячески старался опорочить ее завоевания, ее материалистические выводы, использовать в своих интересах противоречия и трудности ее развития. При всем различии их взглядов, реакционер Данилевский и либерал Катков сходились в ненависти к дарвинизму.

В этом проявилась однобокость развития советских общественных наук, в выпячивании одних сторон философского процесса и абсолютном замалчивании других. Но ведь невозможно дать объективную оценку творчеству тех же самых Белинского, Чернышевского, Ленина и других, не зная мнения их оппонентов.

К сожалению, в России произведения представителей консервативного направления на долгие десятилетия оказались попросту забыты, их мысли, взгляды – не востребованы обществом. А ведь среди них были выдающиеся мыслители, ораторы, лидеры в своих профессиональных сферах, высокую оценку которым дал Н.О. Лаосский: "Характернейшая черта русской философии состоит именно в том, что множество лиц посвящают ей свои силы... Срединих... многие обладают большим литературным талантом, поражают своей богатой эрудицией...".

Революции в западной Европе и Америке способствовали оформлению в XIX в. основных идеологических направлений: консерватизма, либерализма и социализма.

Революционный поток вызвал естественный страх имущих слоёв за сохраниение существующих порядков.

Это направление общественной мысли получило название консерватизм.

Два других направления тесно связаны с веком Просвещения. Либерализм развивал мыли эпохи о том, что новое общество в конечном счёте приведёт к социальной гармонии. Социализм же унаследовал от просвещения революционный пафос отрицания, перенеся критику на новый капиталистический порядок.

Консерватизм.

Консерватизм - [от лат. Conservare – сохранять, охранять, заботиться о сохранении) – политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Впервые термин “консерватизм” употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой французской революции.

Консерватизм – направление, в основе которого лежит желание сохранить старые традиционные ценности: сословные привилегии, преданность династии и др. В целом консерватизм характеризуется следующими чертами:

· То, что можно не менять, менять не надо;

· Мудрость предка и мудрость обычая нужно предпочитать индивидуальным решениям и суждениям;

· Любые меры должны рассматриваться не по немедленным результатам, а по отдалённой перспективе;

На основе этих фундаментальных подходов сформировались характерные для консервативной идеологии политические ориентиры, в частности отношение к конституции как к проявлению высших принципов(которые не могут произвольно меняться человеком), воплощающих неписаное божественное право, убеждённость в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы.

Человек, по мнению консерваторов, несовершенен, и поэтому совершенный общественный порядок невозможен. Однако при правлении, опирающемся на традицию, всегда возможны, даже не в совершенном обществе улучшения.

Основные идеи консерватизма были сформулированы ещё в XVIII в. Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали успехи либерализма после Великой французской революции 1789 г. Потрясённые попытками радикального политического переустройства, «духовные отцы» этого направления – Э. Бёрк, Ж. де Местор – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.

Эдмунд Бёрк – «отец-основатель» консерватизма.

Главный элемент воззрений Бёрка –преклонение перед святостью традиций. Соблюдать традиции – значит следовать естественному ходу вещей, действовать в соответствии с природой, с вековой мудростью.

«Честный информатор» - утверждал Бёрк, не может рассматривать свою страну, как чистый лист, но котором он может писать всё, что ему заблагорассудится. Государственному деятелю должны быть свойственны «предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, взятые вместе».

Особм признанием Бёрка пользовались реформы, нацеленные на восстановление традиционных прав и принципов. Идеальным образцом такой реформы он считал «славную революцию» 1688 года, в ходе которой «все изменения были сделагы на основе принципа уважения к старине».

Политические идеи Жозефа де Местора.

Он сделал попытку опровергнуть основные положения теории «естественного права» и восстановить католическое учение о государстве и праве. Критикую французских просветителей, исходивших из представлений о всесилии человеческого разума, в соответствии с требованиями которого они предлагали создать новый общественно-политический строй. Политические учреждения создаются Богом и не могут быть изменены к лучшему человеческим разумом. На этом основании, он выступал против конституций, вводящих «новшества», и считал, что только «древние учреждения» имеют право на существование, т.к. они воплощают в себе «божественный разум».

Путь к спасению общества он видел в усилении роли религии, в духовной и светской областях. Он выдвинул идею создания общеевропейской монархии во главе с римским папой, власть которого «всегда …консервативна».

По мнению, Местора «естественные права» человека не могут существовать, так как «человека вообще нет, а есть люди различных наций, для которых Бог создал различные учреждения. Люди в природе неравны и созданы рабами.

Либерализм.

Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гобса, А. Смита в конце XVII-XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.

Либерализм – это идеология промышленной буржуазии, стоящей у власти в союзе с другими слоями собственников в передовых странах Америки и Европы. Он выступал под знаменем свободы против всяких стеснений со стороны государства. Став в середине XIX века господствующим мировоззрением в обществе, либерализм повёл активную борьбу с абсолютизмом, сохраняя тем самым своё передовое назначение. Либералы стремились решать революционные задачи методами реформ. Государство они рассматривали в качестве правового, ограниченного в своей деятельности законами.

Характерными чертами либерализма являлись:

· Договорная природа государства

· Участие народа в решении государственных дел;

· Избирательное право;

· Самостоятельность местного управления;

· Правовое равенство граждан (равноправие женщин);

· Суд присяжных;

· Равномерное распределение налогов; свобода слова, собрания, совести.

С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь, совмещение демократии и свободы, верности и конкретному Отечеству и универсальных прав человека.

Социализм.

Идеи социализма известны в мире с древнейших времён, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX веке. Большое значение для их концептуализации имели идеи французского мыслителя Ж.Ж. Руссо и воззрения его соотечественника Ф Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.

Промышленный переворот в Англии, победоносная революция во Франции привели в начале XIX века к полному торжеству нового капиталистического порядка в ведущих странах Европы, по этому же пути развивались и США.

Но на деле события XVIII века привели к разрушению твердынь феодализма, но не принесли трудящимся действительной свободы. Разочарование в «царстве разума» привело к появлению новых социалистических и коммунистических теорий.

Слова «социализм» и «коммунизм» были введены в широкое употребление французскими мыслителями 30-х годов XIX век. Тогда понятием «социалистический» определяли стремление идеологов самых разных классов, не только вскрыть «язвы» нарождающегося капитализма, но и набросать картину лучшего общественного устройства.

Существовали различные течения социализма.

Так, ряд мыслителей стремились не только убедить правящие круги в необходимости социальных реформ, но и примером собственной деятельности указать новый путь либо найти непосредственное основание будущего порядка в самой действительности. В вопросе о формах установления нового общества социалисты делились на сторонников мирного и насильственного пути. Несмотря на эти различия, общими для творцов социализма была глубокая идейная убеждённость, непоколебимая вера в светлое будущее.

Шарль Фурье (цивилизация, по его мнению, дошла до высшей точки развития. В обществе каждый человек находится в состоянии войны с другими людьми, добавьте к этому анархию, конкуренцию, несправедливое разделение материальных благ – вот наша цивилизация. Источником всех этих проблем является торговля, которую он называл «системой узаконенного обмана». Путь к лучшему – установление общества на началах ассоциации – производственного коллектива, состоящего из 1600 человек, эти фаланги будут объединены согласованными и интересами).

К. Маркс, Ф Энгельс (видели своей целью организовать пролетариат для борьбы за свои прав. По их мнению, коммунизм – общественный порядок, представляющий собой ассоциацию производителей, общество, основанное на началах коллективизма, базирующееся на крупной промышленности, единой общественной собственности с общим планом, с единой бесклассовой структурой, с распределением из общественных запасов)

Консерватизм

План

Политическая и правовая идеология в Западной Европе 19 века

Лекция 10

1. Краткая характеристика базовых положений консервативной идеологии 19 века.

2. Социалистические доктрины.

3. Анархизм: основные характеристики.

4. Либеральная идеология.

5. Позитивизм.

Общественно-политическая мысль Западной Европы 1 половины 19 века проходила под знаком дальнейшего укрепления буржуазных порядков, особенно в Англии, Франции, Германии, Щвейцарии и Голландии. Идеологические течения, сформировавшиеся и заявившие о себе, самоопределялись через свое отношение к этому процессу. В это время на политико-правовой арене фигурировали 5 направлений:

1. Консерватизм.

2. Анархизм.

3. Позитивизм.

4. Социализм.

5. Либерализм.

Рассмотрим основные постулаты каждого из них.

Идейными приверженцами этого течения была дворянская аристократия, феодально-монархические круги, потерявшие былые привилегии и желавшие реставрации феодальных порядков. Лидерами, «отцами-основателями» его были во Франции – Жозеф де Местр, Луи де Бональд. В Германии – Людвиг фон Галлер, Адам Мюллер, в Англии – Эдмунд Берк.

1) Неприятие революционных перемен, порвавших с прошлым, с добрыми старыми традициями.

2) Тезис об изначальном несовершенстве человеческой природы. (Из этой догмы следовал вывод – что всœе попытки создать разумное государство обречены на неудачу, так как нарушают установленный в ходе исторического процесса порядок вещей).

3) Иррационализм, возникший как антитеза взглядам просветителœей. (По мнению консерваторов, разум должен быть подчинœен вере, один лишь разум пробуждает в человеке эгоизм, страсти, вредные наклонности. В случае если нет религии и только разум в авторитете, то революции станут непрерывными и естественными для государства, а периоды покоя и развития станут исключением).

4) Принцип авторитета. В качестве авторитета консерваторы видели, во-первых, духовный идеал, источником которого является Боᴦ. Государству, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ лишено этого объединяющего всœех духовного идеала, ставшему собранием распыленных индивидов, грозит гибель. Вторым авторитетом призвана стать верховная суверенная власть, черпающая свою силу опять-таки в Боге. Эти авторитеты предшествуют разуму. А так как мыслят разумно очень немногие, и никто не может судить здраво обо всœем, то нужно подчиняться Божественному авторитету и авторитету власти.

5) Аппелирование к традициям. (Для консерватизма было свойственно обвинœение революции в том, что она свергла монархию, за которой 14 веков истории. Революция разбила всœе традиции, в которых проявлялась мудрость народного быта).

6) Связь консервативной идеологии и органической теорией государства. (По своему строению государство напоминает организм, где существует функциональное и политическое делœение людей, из чего вытекает естественный характер их неравенства, следовательно в государстве должен быть жестокий иерархический порядок. Идеальное государство – есть организм, в котором каждый живет для других, служит всœем, в связи с этим сохраняется здоровье и крепость отдельных членов и всœего организма. Нездоровье одного элемента - опасно для всœех).

7) Исторический пессимизм. Для консерваторов свойственна тоска по феодализму, (как золотому веку в античности), нетерпимость к новшествам буржуазии и ее идеалам.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары